Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Управление качеством безопасного многослойного стекла для автомобильного транспорта

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

До недавнего времени считалось, что качеством должны заниматься специальные подразделения организации. Однако опыт ведущих компаний мира показывает, что на достижение качества должны быть направлены усилия всех служб. Большое значение имеет лидерство руководства и применение процессного подхода. Ключевую роль в повышении качества играют оценки и требования потребителей, информация… Читать ещё >

Содержание

  • Основные обозначения и сокращения, используемые в работе
  • Глава 1. Качество безопасного многослойного автомобильного стекла (триплекса) как объект управления. Постановка задачи управления
    • 1. 1. Качество триплекса как объект управления. Требования, предъявляемые к качеству триплекса
    • 1. 2. Анализ принципов построения системы управления качеством. Выбор системы для управления качеством триплекса
    • 1. 3. Системный подход к технологии управления качеством триплекса
  • Выводы по главе
  • Глава 2. Система управления качеством безопасного многослойного автомобильного стекла. Обоснование процессного подхода при создании систем управления качеством
    • 2. 1. Интегрированная система менеджмента ОАО «Борский стекольный завод» и место СМК ПКО «Автостекло» в ее структуре
    • 2. 2. Обоснование процессного подхода при создании систем управления качеством ПКО «Автостекло»
    • 2. 3. Модель системы управления качеством безопасного многослойного автомобильного стекла
  • Выводы по главе
  • Глава 3. Моделирование процесса производства триплекса и оценка качества производства
    • 3. 1. Моделирование процесса производства триплекса
    • 3. 2. Оценка качества производственного процесса производства триплекса
    • 3. 3. Оценка качества технологических процессов производства триплекса
    • 3. 4. Оценка технологического процесса изготовления триплекса по технико-экономическим показателям и параметрам качества
  • Выводы по главе
  • Глава 4. Организация управления качеством триплекса в ПКО «Автостекло» ОАО «Борский стекольный завод»
    • 4. 1. Обоснование и выбор методики и алгоритмов управления качеством процесса производства триплекса
    • 4. 2. Выработка корректирующих действий для уменьшения уровня дефектности на участках производства триплекса
    • 4. 3. Статистический анализ результативности корректирующих действий по повышению качества производства триплекса
    • 4. 4. Оценка удовлетворенности клиентов качеством триплекса и обслуживанием
  • Выводы по главе

Управление качеством безопасного многослойного стекла для автомобильного транспорта (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Конкурентная среда в условиях рынка обязывает руководителей стекольных производств уделять большое внимание проблемам качества. Между качеством и эффективностью производства существует прямая зависимость. Повышение качества способствует повышению эффективности производства, приводя к снижению затрат и увеличению доли рынка. В связи с этим возникла необходимость выработки объективных показателей для оценки способности фирмы производить продукцию с заданным уровнем качества. Эти характеристики подтверждаются сертификатом соответствия на продукцию. Многие фирмы, производители продукции, имеют системы управления качеством. На различных предприятиях они индивидуальны. Тем не менее мировая наука и практика сформировала общие принципы построения таких систем, которые изложены в стандартах ИСО серии 9000 и в отечественном аналоге — ГОСТ Р ИСО 9001: 2001 «Системы менеджмента качества. Требования».

В настоящее время сертификат, подтверждающий соответствие системы управления производством международным стандартам на систему менеджмента качества, служит решающим фактором для заключения контракта на поставку продукции. История многих зарубежных компанийяркое подтверждение этому. С помощью современных методов управления качеством, использования передовых информационных технологий многие зарубежные фирмы добились лидирующих позиций на различных рынках.

Вопросам управления качеством продукции посвящены исследования ученых разных стран, накоплен значительный опыт и в области менеджмента качества.

В месте с тем, еще слишком мало в российской прессе глубоких аналитических статей о практике создания и совершенствования систем качества (СК) [1]. Практически отсутствуют исследования, посвященные управлению качеством безопасного многослойного стекла для средств наземного транспорта, не считая учебного пособия по управлению качеством листового стекла [2]. Большинство российских стекольных заводов еще отстают в области применения современных методов управления качеством.

Целью диссертационной работы является повышение качества вырабатываемого безопасного многослойного стекла — триплекса для средств наземного транспорта (кроме мотоциклов и автосаней) за счет совершенствования системы управления качеством продукции в соответствии с требованиями международных стандартов ИСО серии 9000 редакции 2000 г. Поставленная в работе цель достигнута за счет решения следующих задач:

1. Рассмотрены принципы построения современных систем управления качеством, соответствующих требованиям стандартов ИСО серии 9000, общефирменных систем и соответствующих национальным премиям по качеству. Оценены возможности их использования на отечественных стекольных заводах.

2. Использован процессный подход, системный анализ и моделирование при исследовании и создании системы управления качеством триплекса. Проведен анализ факторов, влияющих на качество продукции: совершенствование технологического оборудования, использование передовых технологий процесса производства, статистический анализ и статистическое регулирование процессов, применение информационных технологий и др.

3. Оценена эффективность применения статистических методов при контроле качества продукции, при определении точности и стабильности технологических процессов производства и удовлетворенности потребителей качеством вырабатываемого стекла и обслуживанием.

4. Разработаны и внедрены в систему управления качеством алгоритмы статистического управления технологическим процессом производства триплекса.

5. Система менеджмента качества ПКО «Автостекло» ОАО «Бор-ский стекольный завод» сертифицирована на соответствие стандарту ИСО 9001:2000, а в октябре 2004 г. прошла сертификацию на соответствие требованиям стандарта ISO/TS 16 949:2002.

До недавнего времени считалось, что качеством должны заниматься специальные подразделения организации. Однако опыт ведущих компаний мира показывает, что на достижение качества должны быть направлены усилия всех служб. Большое значение имеет лидерство руководства и применение процессного подхода. Ключевую роль в повышении качества играют оценки и требования потребителей, информация о неисправностях, просчетах и ошибках. Систематически проводимые внутренние аудиты и инспекционные проверки способствуют повышению эффективности СК и доказывают многим сторонним наблюдателям способности специалистов по управлению качеством пересматривать свои подходы.

Исследования, проведенные в ряде стран, показали, что в компаниях, мало уделяющих внимания качеству, до 60% времени может уходить на исправление брака [3].

В настоящее время качество играет важную роль. Для современного рынка характерна устойчивая тенденция к повышению роли не ценовых форм конкуренции, а конкуренции качества.

Управление качеством началось с контроля готовой продукции. Вплоть до середины 1960;х годов главная роль отводилась отбраковке дефектной продукции. Такой подход требовал большого числа квалифицированных контролеров. В крупных промышленных компаниях США численность контролеров стала соизмерима с производственным персоналом. Большую помощь в контроле качества оказали методы математической статистики, которые позволили с заданной вероятностью оценивать качество изделий с применением выборочного метода. Работы российских ученых П. Л. Чебышева, A.M. Ляпунова послужили теоретической основой выборочного контроля качества.

На совершенствование методов обеспечения качества оказали влияние такие науки, как исследование операций, кибернетика, системотехника и общая теория систем. Кибернетический подход послужил основой появления концепции управления качеством, которая пришла на смену концепции контроля. Неоценимый вклад в развитие концепции управления качеством внесли работы россиян И. Г. Венецкого, A.M. Длина, американцев В. Шухарта, Э. Деминга, А. Фейгенбаума. и др. [3].

Современная теория управления качеством исходит из положения, что деятельность по управлению качеством не может быть эффективной после того, как продукция произведена. Эта деятельность должна осуществляться в ходе производства продукции. Важна также деятельность по обеспечению качества, которая предшествует процессу производства. Качество определяется действием многих случайных, местных и субъективных факторов. Для предупреждения влияния этих факторов на качество необходима система управления качеством, которая оказывает постоянное воздействие на процесс создания продукта с целью поддержания соответствующего уровня качества.

Большой симпатией во всем мире пользуется японская система управления качеством, ориентированная на предотвращение возможности допущения дефектов. Японская модель устанавливает четыре уровня иерархии качества:

• соответствие еще не осознанным потребностям;

• соответствие требованиям рынка;

• соответствие назначению;

• соответствие стандарту.

После 1970;х годов опыт Японии по управлению качеством изучается во многих странах мира, в том числе и в России. Однако надо помнить, что японская система не может быть реализована в России, т.к. она тесно связана с японскими национальными традициями и социально-экономическими особенностями развития японской промышленности.

Российский опыт управления качеством связан с советским периодом развития экономики и промышленности. В середине 1950;х годов в СССР возникла Саратовская система БИЛ (бездефектного изготовления продукции и сдача ее с первого предъявления). Она предусматривала постоянное внимание коллектива предприятия к качеству продукции. Позже появились Горь-ковская система КАНАРСПИ (качество, надежность, ресурс с первых изделий), Ярославская НОРМ (научная организация работ по увеличению моторесурса), Рыбинская НОШУ (научная организация труда, производства и управления) и др.

Одной из лучших была система КАНАРСПИ, которая включала в себя комплекс инженерно-технических и организационных мероприятий, обеспечивающих выпуск продукции высокого качества и надежности с первых промышленных образцов. Многие принципы КАНАРСПИ актуальны и сегодня. Автором системы был главный инженер Горьковского авиационного завода Т. Ф. Сейфи. Он один из первых понял роль информации и знаний в управлении качеством, перенес акценты обеспечения качества с производства на проектирование, большое значение придавал испытаниям.

Проблемой повышения качества продукции в настоящее время занимаются во всех странах мира, о чем свидетельствуют многочисленные публикации. Исследования в данной области показывают, что решение проблемных вопросов обеспечения повышения качества продукции во многих странах стало национальным движением. Например, в США, Великобритании, Франции, Германии, Италии, Японии управление качеством продукции выведено на государственный уровень. Во многих странах созданы национальные советы по качеству и надежности, ассоциации стандартов и другие организации.

К сожалению, в настоящее время Россия находится в числе отстающих стран в области решения задач управления качеством. Немногие российские товары выдерживают конкуренцию на мировом рынке. Это касается и большинства товаров стекольной отрасли. Однако активное использование собственного и зарубежного опыта в области управления качеством, стимулирование научных исследований в этой области может дать позитивные результаты в ближайшем будущем. Выполненные в диссертации исследования направлены на решения стоящих перед стекольной отраслью задач в области управления качеством производства триплекса.

В диссертации решены следующие научные задачи:

1. Построена модель системы менеджмента качества (СМК) производства триплекса, удовлетворяющая требованиям стандартов серии ИСО 9000 в новой редакции, с использованием методологии IDEF0.

2. Создана процессная модель производства триплекса. Проведена идентификация основных процессов производства, выделены процессы и операции, контроль которых определяет уровень качества вырабатываемого изделия.

3. Предложен алгоритм управления качеством процесса производства триплекса, реализующий механизм управления качеством, известный как цикл непрерывного совершенствования.

4. Разработана методика оценки удовлетворенности клиентов качеством триплекса и обслуживанием, основанная на использовании кластерного анализа и методов статистической оценки связи явлений.

Основные обозначения и сокращения, используемые в работе.

АСУТП — автоматизированная система управления технологическими процессами;

ИСО — международная организация по стандартизации;

КФУ — методология анализа — критические факторы успеха;

НД — нормативная документация.

ОАО — открытое акционерное общество;

ОУК — отдел управления качеством;

ПКО — производственное коммерческое объединение;

ПО — производственное объединение;

111 IP — плановые предупредительные работы;

ПТЛ — поточно-транспортная линия;

СК — система качества;

СМК — система менеджмента качества;

СМЭ — система экологического менеджмента;

СТП — стандарт предприятия;

СУООС — система управления охраной окружающей среды;

ТУ — технические условия;

УК — управление качеством;

ЦЗЛ — центральная заводская лаборатория;

IDEF0 — методология, используемая для моделирования бизнес-процессов;

IMS (Integrated Management System) — интегрированная система менеджмента;

EMS (Environmental Management System) — система экологического менеджмента;

ISO (International Organization for Standardization) — международная организация по стандартизации;

Выводы по главе 4.

1. Предложен алгоритм управления качеством процесса производства триплекса, реализующий механизм управления качеством, известный как цикл непрерывного совершенствования.

2. Показана эффективность использования схемы причинно-следственной диаграммы и корреляционного анализа для выработки корректирующих действий, направленных на уменьшение уровня дефектности на участках производства, повышение качества вырабатываемого триплекса и улучшение технико-экономических показателей работы цеха триплекса.

3. Статистическим анализом подтверждена результативность корректирующих действий. Уменьшилась дефектность участков, например, резки и обработки стекла с 1,37−3.57% в 2002 г. до 1,12−2.8% в 2003 г. Повысилось качество триплекса — величина напряжений растяжения в кромке стекол ветровых окон автомобиля ВАЗ 2121 уменьшилась со среднеарифметического значения 2,86 МПа в 2002 г. до 1 МПа в 2003 г. Улучшились технико-экономические показатели производства: выход годного стекла возрос на ~4%, увеличился коэффициент использования оборудования до 0,81 в технологическом процессе резки стекла и до 0,97 в процессе прессования стекло-пакетов.

4. Разработана методика оценки удовлетворенности клиентов качеством триплекса и обслуживанием на основе использования кластерного анализа и методов статистической оценки связи явлений.

Заключение

.

1. На основе анализа современного состояния систем управления качеством продукции, соответствующих требованиям стандартов ИСО серии 9000, общефирменных систем и соответствующих национальным премиям по качеству, показана актуальность проведения теоретических исследований и разработок, направленных на совершенствование системы управления качеством триплекса на основе процессного подхода и использования статистических методов для выработки корректирующих действий.

2. Показано место системы управления качеством безопасного многослойного автомобильного стекла в структуре интегрированной системы менеджмента ОАО «Борский стекольный завод». Построена модель системы менеджмента качеством ГЖО «Автостекло», удовлетворяющая требованиям стандартов ИСО серии 9000:2000 и ISO/TS 16 949:2002.

3. Разработана процессная модель производства триплекса в виде набора IDEFдиаграмм. Проведена идентификация основных процессов производства, определены процессы и операции, контроль которых определяет уровень показателей качества вырабатываемого изделия.

4. Выбраны показатели для оценки качества технологического процесса производства триплекса: отлаженность, точность и воспроизводимость. Проведена оценка технологического процесса изготовления триплекса по технико-экономическим показателям и параметрам качества.

5. Исследованы и разработаны алгоритмы статистического контроля и управления процессом производства триплекса. Промышленным экспериментом подтверждена результативность выработанных корректирующих действий.

6. Разработана методика оценки удовлетворенности клиентов качеством триплекса и обслуживанием на основе использования кластерного анализа и методов статистической оценки связи явлений.

7. Система менеджмента качества ГЖО «Автостекло» ОАО «Борский стекольный завод» сертифицирована на соответствие ГОСТ Р ИСО 9001:2001и ISO/TS 16 949:2002.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Управление качеством: Учеб. для вузов / С. Д. Ильенкова, Н. Д. Ильенкова, B.C. Мхитраян и др.- Под ред. С. Д. Ильенковой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. — 199 с.
  2. Р.И., Тарбеев В. В., Хорошева Е. Р., Попов Ю. М., Чуплыгин В. Н. Управление качеством листового стекла (флоат-способ): Учебное пособие. М.: Издательство Ассоциации строительных вузов, 2004. 152с.
  3. В.И. Управление качеством продукции: Учеб. пособие. — Ростов н/Д: Феникс, 2000. — 256с.- (Учебники «Феникса»).
  4. Управление качеством продукции: Учеб. пособие / Под ред. Н. И. Новицкого. М.: ООО «Новое знание», 2002. — 367с.
  5. Межгосударственный стандарт ГОСТ 5727 88. Стекло безопасное для наземного транспорта. Общие технические условия. М.: ИПК издательство стандартов. — 17с.
  6. В.В. Прогрессивные технологические процессы при производстве полированного стекла на Борском стекольном заводе / Учебное пособие. Нижний Новгород, 1997. 115с.
  7. Методические материалы для слушателей семинара: «Современный менеджмент качества. Системы менеджмента качества на основе модели ИСО 9001:2000» (для специалистов предприятий). Версия 09.08.2002 г. Российский морской регистр судоходства.
  8. ИСО 9000:2000.Системы менеджмента качества Основные положения и терминологии.
  9. ИСО 9001:2000. Системы менеджмента качества Требования.
  10. ИСО 9004:2000. Системы менеджмента качества Руководство по улучшению.
  11. ГОСТ Р ИСО 9000−2001. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. М.: Госстандарт России.
  12. ГОСТ Р ИСО 9004−2001. Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности. М.: Госстандарт России.
  13. Руководство по качеству ПКО «Автостекло» ОАО «БСЗ». Борский стекольный завод. 2002, -75с.
  14. Что такое «сертификация»? http://mgul.ac.ru/.
  15. Стандартное равенство. / Эксперт, № 9 (57). 2001.
  16. JI. Стандарт ориентирует на потребителя. — Stroi.ru, 2001.
  17. Заметки об ISO 14 000. / Менеджмент качества. Regcon-Asia, 2002.
  18. OHSAS 18 001, OSHA and BS8800 Health and Safety Information. OSHA-BS88OO-OHSAS-l8OOl-Health-and-Safety.com, 2002.
  19. The Health and Safety & OHSAS Guide. OHSAS 18 001 Occupational Health and Safety Zone, 2002.
  20. Государственный стандарт Российской Федерации. Система стандартов безопасности труда ГОСТ Р 12.0.006−2002. Общие требования к управлению охраной труда в организации. Госстандарт РФ, 2002.
  21. Интегрированная система управления (IMS). — Regcon-Asia, 2002.
  22. ARIS Help. IDS Scheer AG, 2001.
  23. Р.И., Тарбеев В. В., Попов Ю. М., Огрызков С. А., Отцова Е. А. Интегрированная система управления (IMS) //Сб. науч. тр. вузов России, Проблемы экономики, финансов и управления производством, вып. 13. -Иваново, ИГХТУ. 2003. С. 243 — 248.
  24. B.C., Емельянов А. А., Кукушкин А. А. Системный анализ в управлении: Учеб. пособие / под ред. А. А. Емельянова. -М: Финансы и статистика, 2003. -368с.
  25. В.В. Два понимания процессного подхода к управлению предприятием / Методы менеджмента качества № 4, 2003. -С.4 — 9.
  26. Н.М. Реализация процессного подхода на промышленном предприятии /Методы менеджмента качества. -2004. -№ 1. -с.35−40.
  27. Калянов Г. Н. CASE-технология: консалтинге автоматизации бизнес-процессов. М.: Горячая линия — Телеком, 2000.
  28. А.Н., Калянов Г. Н. Структурные модели бизнеса: DFD-технологии/под ред. Г. Н. Калянова. М.: Финансы и статистика, 2003. 256с.
  29. Структурный анализ систем: IDEF-технологии / С. В. Черемных, И. О. Семенов, B.C. Ручкин. -М.: Финансы и статистика, 2003. 208с.
  30. В.А. Информационные технологии для менеджеров. М.: Финансы и статистика, 2001.-368 с.
  31. Давид Марка, Клемент МакГоуэн. Методология структурного анализа и проектирования: Пер. с англ. М.: 1993, 240с.
  32. Р.И., Тарбеев В. В., Чуплыгин В. Н., Попов Ю. М., Молодкин А. В. «Сквозные» процессы в системе управления качеством / Сб. науч. тр.
  33. Экономика региона: динамика, трансформация и проблемы управления. Владимир, 2004. -С. 282−287.
  34. Р.И., Тарбеев В. В., Чуплыгин В. Н., Хорошева Е. Р. Процессный подход и статистические методы управления качеством триплекса. Стекло и керамика, № 8, 2004.-СЗ 5.
  35. В.В., Шепелев Д. Н., Бутняков А. И., Цепелева Т. Г. Производство стекла. Н. Новгород: ФГУИПП «Нижполиграф», 2002. 224 с.
  36. Стандарт предприятия. Изготовление гнутого и плоского трехслойного безопасного полированного автомобильного стекла. Технологический процесс. СТП- 073−09−034−85, г. Бор.
  37. В.К. Управление качеством процессов. СПб.: Питер, 2004. -208с.
  38. М.И., Шинко Л. В. Пора заняться технологическим процессом / Методы менеджмента качества, № 7, 2004.-С.39−45.
  39. Р.И., Хорошева Е. Р., Тарбеев В. В., Чуплыгин В. Н., Левковский Д. И. Процессная модель производства безопасного многослойного гнутого стекла / Межвуз. сб. науч. тр. Краеведение и регионоведение, Часть 2, -С. 130 -134.
  40. Ю.П., Шпер В. Л. Контрольные карты Шухарта в действии / Методы менеджмента качества, № 2,2004. -С.34−37.
  41. Ю.П., Шпер В. Л. Интерпретация контрольных карт Шухарта / Методы менеджмента качества, № 11, 2003. -С.34−41.
  42. H.B. Смирнов, И.В. Дунин-Барковский. Краткий курс математической статистики для технических приложений. М.: Физматгиз, 1959. -436 с.
  43. К.А. Браунли. Статистическая теория и методология в науке и технике /перевод с англ., М.: Наука, 1977. 408 с.
  44. В.В., Макаров Р. И., Чуплыгин В. Н., Хорошева Е. Р., Смирнова М. В. Особенности создания системы управления окружающей средой на стекольном заводе / Стекло и керамика, № 10, 2004.- С.27−29.
  45. В.В., Хорошева Е. Р., Макаров Р. И., Чуплыгин В. Н., Смирнова М. В. Консалтинг системы менеджмента в области профессиональной безопасности и охраны труда на стекольном заводе / Стекло и керамика, в печати.
  46. Практикум по теории статистики: Учеб. пособие / Под ред. Проф. Р. А. Шмойловой. М.: Финансы и статистика, 1998. 416 с.
Заполнить форму текущей работой