Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Разработка методики формирования корпоративной сети автозаправочных станций на автомагистралях

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

После экономического кризиса 1998 г. крупные нефтяные компании стали активно развивать собственные системы сбыта нефтепродуктов на локальных и региональных рынках России, что привело к усилению конкуренции, «вымыванию» малого и среднего бизнеса, не связанного с вертикально-интегрированными компаниями договорами коммерческой деятельности. Установлено, что при принятии решения о выборе поставщиков… Читать ещё >

Содержание

  • Условные обозначения
  • ГЛАВА 1. Современное состояние системы обеспечения моторным топливом автомобильного транспорта
    • 1. 1. Характеристики и требования к моторным топливам
    • 1. 2. Объекты и средства заправки автотранспорта моторным топливом
    • 1. 3. Влияние регионального законодательства на регулирование рынка нефтепродуктов
    • 1. 4. Обзор методов размещения АЗС и постановка задач исследования
  • Выводы по главе 1
  • ГЛАВА 2. Анализ региональных рынков нефтепродуктов при проектировании сети автозаправочных станций
    • 2. 1. Оценка инвестиционной привлекательности рынков моторных топ-лив при сооружении АЗС
    • 2. 2. Анализ функционирования региональных рынков нефтепродуктов
    • 2. 3. Факторный анализ выбора АЗС
    • 2. 4. Анализ работы автозаправочных станций
  • Выводы по главе 2
  • ГЛАВА 3. Расчет потребности моторного топлива при движении авто- 89 транспортного потока по межгородским автомагистралям
    • 3. 1. Расчет локальных характеристик автотранспортного потока
    • 3. 2. Расчет потребности в заправках смешанного потока автотранспорта на межгородских автомагистралях
    • 3. 3. Численное моделирование движения автотранспорта по автомагистрали
    • 3. 4. Расчет параметров движения автотранспорта по федеральным автодорогам
  • Выводы по главе 3
  • ГЛАВА 4. Методика формирования корпоративной сети автозаправочных станций на автомагистралях и оценка ее экономической эффективности
    • 4. 1. Методика размещения АЗС на федеральных автодорогах
    • 4. 2. Расчет проектной реализации моторных топлив на АЗС, размещаемых на межгородских автомагистралях
    • 4. 3. Расчет недополученной прибыли на АЗС
    • 4. 4. Определение оптимальной мощности нефтебазы
    • 4. 5. Оценка экономической эффективности сооружения АЗС на федеральной автодороге «Тюмень-Екатеринбург»
  • Выводы по главе 4

Разработка методики формирования корпоративной сети автозаправочных станций на автомагистралях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Начало экономических реформ в 90-х годах прошлого столетия привело к резкому сокращению промышленного производства, снижению грузооборота всех видов транспорта, уменьшению доходов населения. Максимальный спад пришелся на 1997;1998 гг., после которых наблюдается устойчивая тенденция подъема экономики.

В связи с ростом экономической активности населения России стал интенсивно расти парк личного автотранспорта с 5,5 в 1990 г. до 132,4 шт./ЮОО человек, что, в свою очередь, поставило перед региональными властями проблему обеспечения моторным топливом развивающейся автотранспортной инфраструктуры.

По мере совершенствования рыночных отношений и непривлекательности сектора розничной реализации нефтепродуктов для формировавшихся нефтяных компаний, развитие региональных сетей автозаправочных станций (АЗС) и сферы обслуживания автотранспорта стало основой приложения малого и среднего бизнеса.

Ускоренными темпами стал развиваться рынок сбыта нефтепродуктов и обслуживания автотранспорта, ориентированный на сооружение новых и реконструкцию действующих автозаправочных станций, количество которых в Российской Федерации возросло в 3,8 раза (7854 АЗС в 1997 г.), достигнув около 30 000 шт. Это позволило, наряду с применением высокопроизводительного заправочного оборудования, улучшить обслуживание автотранспорта, значительно сократить очереди и простои при заправке.

В целях снижения загрязнения окружающей среды автотранспортом и уменьшения его зависимости от традиционных топлив (бензина и дизельного топлива) Правительством РФ были приняты Постановления «О неотложных мерах по расширению замещения моторных топлив природным газом» (1993 г.) и «О неотложных мерах по энергосбережению» (1995 г.). Однако из-за недостатка инвестиций, необходимых для перевода автотранспорта на природный компримированный газ или сжиженный нефтяной газ существующие сети автогазонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) и автогазоза-правочных станций (АГЗС) малочисленны и составляют 1,5 и 0,7% соответственно от числа АЗС.

Несмотря на меньшую стоимость газовых моторных топлив, не следует ожидать значительного роста их применения, так как это будет определяться ценовой политикой государства и уровнем развития сети этих станций, в первую очередь, в мегаполисах.

Увеличение числа АЗС имеет свои пределы, определяемые многими факторами: во-первых, рентабельностью работы каждой станции, во-вторых, ценами на моторное топливо, в третьих, структурой действующего парка автомашин по типам и видам топлива, а также областью размещения и др.

В последние годы развитие АЗС получило новое направление — создание АЗК, подключенных к магистральному нефтепродуктопроводу и имеющих в своем составе мини-резервуарный парк с устройствами налива автоцистерн. Такие АЗК частично сходны с АГНКС, подключенных к газопроводам или отводам от них.

После экономического кризиса 1998 г. крупные нефтяные компании стали активно развивать собственные системы сбыта нефтепродуктов на локальных и региональных рынках России, что привело к усилению конкуренции, «вымыванию» малого и среднего бизнеса, не связанного с вертикально-интегрированными компаниями договорами коммерческой деятельности.

Планирование развития сбытовой сети нефтяной компании невозможно без мониторинга регионального и локального рынков нефтепродуктов. При развитии корпоративных сетей АЗС необходимо иметь данные о привлекательности рынка нефтепродуктов, его состоянии по структуре поставщиков и потребителей моторных топлив, а также тенденций по потребительскому спросу. Это требует совершенствования имеющихся методов оценки приоритетности локальных рынков, обеспечивающих заданную надежность выбора.

Так как рентабельность работы АЗС зависит от уровня продаж, то важное значение приобретает прогнозирование режимов их загрузки при изменении характеристик автотранспортного потока, места расположения АЗС и сезонности спроса.

Исследования, выполненные в последние десять лет, относятся к развитию и размещению автозаправочных станций в мегаполисах и крупных городах и не рассматривают вопросов размещения АЗС на межгородских автомагистралях и расчета их возможной загрузки, а произошедшие изменения в экономике России и характере функционирования системы нефтепродукто-обеспечения не позволяют в полной мере использовать результаты исследований, выполненных до 1995 г., для проектирования корпоративных сетей АЗС на межгородских автомобильных дорогах.

Важность повышения эффективности эксплуатации АЗС всех форм собственности для администраций краев, областей и отдельно взятых районов определяют актуальность и хозяйственную значимость диссертационной работы на современном этапе.

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ВЫВОДЫ.

1. Анализ локальных и региональных рынков сбыта нефтепродуктов показал, что развитие рыночных отношений, рост числа нефтяных компаний и коммерческих структур — поставщиков нефтепродуктов привели к значительному росту числа АЗС, и, как следствие, к значительной конкуренции на рынке розничных продаж моторных топлив. Это предопределяет необходимость рационального формирования корпоративных сетей АЗС на автомагистралях.

2. Установлено, что при принятии решения о выборе поставщиков нефтепродуктов при оптовых поставках определяющим фактором является обеспечение стабильности сроков и сами сроки поставок нефтепродуктов, а для потребителей моторных топлив определяющим в выборе АЗС компании является удобство ее расположения и пропускная способность.

3. Показано, что при оценке инвестиционной привлекательности локальных рынков для сооружения АЗС необходимо использовать не коррелированные показатели.

4. Показано, что с увеличением доли большегрузных автомобилей в структуре автотранспортного потока расстояние между автозаправочными станциями увеличивается, а потребность в топливе уменьшается.

5. Определены границы возможной зоны размещения АЗС на автодорогах в зависимости от интенсивности и структуры автотранспортного потока, мощности АЗС и прогнозируемой недополученной прибыли владельца АЗС.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Автогазозаправочный комплекс. Международный научно-технический журнал // М.: ООО «Паритет-9″. 2002. — № 4. — с.ЗЗ.
  2. С. „Сибнефть“ досталась ЮКОСу //М.: Нефтегазовая вертикаль.- 2003. № 7. — с.22−23.
  3. Ю.К. Вопросы методологии корпоративного планирования нефтепродуктообеспечения //М.: Издательский дом „МЕЛАП“. 2002. — 240 с.
  4. С.Р. Топливный кризис: повторение пройденного//М.: Нефтегазовая вертикаль. № 10. — 1999. — с. 107−110.
  5. С.Р. Проблемы и перспективы топливного рынка России. Материалы конференции „Системы управления и безналичных расчетов автозаправочных комплексов"//М.: 1999. с.3−13.
  6. С.Р. Перспективы развития топливного рынка г.Москвы // М.: Материалы конференции „Метрологическое обеспечение, экологическая и пожарная безопасность автозаправочных комплексов“. -1999.-c.3−6.
  7. С.Р. Некоторые проблемы развития нефтепродуктообеспечения в России // М.: ИнфоТЭК: статистика, документы, факты. 2002. — № 1. — с.78−81.
  8. П.П. Заправочные станции и пункты//Л.: Недра. 1967.- 71 с.
  9. Н.Р. Проектирование сети АЗС // М.: ВНИИОЭНГ. -Транспорт и хранение нефти и нефтепродуктов. 1985. — № 3.- с.28−30.
  10. И.Г., Венецкая В. И. Основные математико-статистические понятия и формулы в экономическом анализе. Справочник //М.: Статистика. 1979. — 447 с.
  11. П.Виноградова О. Еще раз про любовь // М.: Нефтегазовая вертикаль. -2003.-№ 5.-с. 18−22.
  12. Временные нормы и правила проектирования планировки и застройки г. Москвы МГСН 1.01.98. /М.: ГУПНИАЦ. 1998. — с.133.
  13. Ф.А., Зоря Е. И., Цагарели Д. В. Нефтепродуктообеспечение //М.:ИЦ „Математика“. — 1998. 662 с.
  14. Дрю Д. Теория транспортных потоков и управление ими. //М., Транспорт. 1972. — 424 с.
  15. A.B. Текущий рейтинг региональных рынков нефтепродуктов и российские нефтяные компании“ //М.: „Нефть, газ и бизнес“. 1998. -№ 4. — с.23−27.
  16. A.B. Текущий рейтинг региональных рынков нефтепродуктов» //М.: «Нефть, газ и бизнес». 1998. — № 3. — с.27−32.
  17. Е.И., Клейпер Г. Б. и др. Нефть. Топливно-экономическая ситуация, проблемы, перспективы //М.: ИЦ «Математика». 1996. -231 с.
  18. X., Хамада Т. Управление дорожным движением. //М., Транспорт. 1983. — 248 с.
  19. Т.Н., Буголовский Н. Р. и р. Об оптимальной нагрузке автозаправочной станции // М.: ВНИИОЭНГ. Транспорт и хранение нефти и нефтепродуктов. — 1976. — № 2.- с.29−31.
  20. Т.Л. Доклад на международной конференции «Российский розничный рынок нефтепродуктов и система АЗС» // М.: ИнфоТЭК. -2002. № 5. — с.60−64.
  21. Т.Д. Тенденции развития рынка моторных топлив РФ. // М.: Материалы конференции «Метрологическое обеспечение, экологическая и пожарная безопасность автозаправочных комплексов». -1999.-с.З 8−44.
  22. T.JI. Доклад на международной конференции «Технология и экономика нефтепереработки в России и странах СНГ» // М.: ИнфоТЭК. 2000. — № 12. — с.58−70.
  23. Ф.М. Пропускная способность автозаправочных станций // М.: Транспорт и хранение нефти и нефтепродуктов. 1977. — № 6. — с. 3339.
  24. Ф.М., Мигдалов В. Н., Прохоров А. Д. Решение задачи оптимального размещения автозаправочных станций на территории экономического района // М.: Государственный фонд алгоритмов и программ № 11 3 363. 1979.- 12 с.
  25. Ф.М., Мигдалов В. Н., Пинский В. М. О принципах оптимального размещения автозаправочных станций на территории экономического района // М.: ВНИИОЭНГ. Транспорт и хранение нефти и нефтепродуктов. — 1980. — № 12.- с.35−37.
  26. Под ред. Кантора Ф. М. Методика определения потребности и размещения АЗС в отдельном экономическом районе // М.: Госкомнефтепродукт РСФСР. НПО АЗТ. — 1980. — 96 с.
  27. Ф.М. Моделирование процесса заправки автотранспорта на АЗС //М.: Транспорт и хранение нефти и нефтепродуктов. 1982. — № 1. -с.33−39.
  28. А.И., Меликов А. З., Владимирский А. И. Математическая модель процесса отпуска нефтепродуктов на автозаправочных станциях // М.: Известия вузов. Нефть и газ. — 1988. — № 12.- с.77−81.
  29. В.М., Филиппов В. В., Школяренко И. А. Математическое моделирование и оценка условий движения автомобилей и пешеходов.// М., Транспорт, 1979,200 с.
  30. Н.Г. Природный газ и проблемы экологизации автомобильного транспорта России // М.: Газовая промышленность. -2003.-№ 1, — с. 65−68.
  31. В.Г., Кантор Ф. М., Хабаров С. Р. Системы обеспечения нефтепродуктами // М.: Недра. 1982. — 237 с.
  32. М.М., Матюнин В. Г. Анализ работы АЗС как системы массового обслуживания // М.: Транспорт и хранение нефти и нефтепродуктов. -1973. № 6. — с.28−30.
  33. М.М. О выборе структуры управления топливораздаточным оборудованием // М.: Транспорт и хранение нефти и нефтепродуктов. -1978. № 5. — с.26−29.
  34. Л.В., Митрофанова Л. В., Ахреев Ю. К. Путь преодоления кризиса // М.: Нефть и бизнес. 1997. — № 1.- с.2−5.
  35. Е., Чиковани Н. От нелогичного к разумному // М.: Нефтегазовая вертикаль. 2003. — № 9−10. — с. 20−23.
  36. P.A. и др. Математическая модель оптимального размещения и хранения нефтепродуктов // М.: ЦНИИТЭнефтехим. Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья. — 1973. — № 8.- с.4−9.
  37. В.П., Митрофанова JI.B. Рациональные схемы снабжения нефтепродуктами народного хозяйства//М.: ВНИИОЭНГ. НТО сер. «Транспорт и хранение нефти и нефтепродуктов». — 1972.- 48 с.
  38. И. Отрасль поделена пора ее перестраивать // Нефть России. — 1995. — № 10(13). — с.4−5.
  39. В.В. Исследование вопросов расчета и размещения городской сети АЗС (на примере городов Украинской ССР) // Киев: КИСИ. Диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук. — 1971. — 24 с.
  40. В.Н., Буслаева А. П., Яшина М. В. Автотранспортные потоки и окружающая среда 2. Учебное пособие для ВУЗов //М.: ИНФРА. -2001.-646 с.
  41. В. Производство сжиженных углеводородных газов в России и их использование // М.:000 «Паритет-9″. МНТЖ „Автогазозаправочный комплекс“. — 2002. — с.12−14.
  42. В.Г., Козак М. М. Применение теории массового обслуживания для определения основных параметров АЗС // М.: Транспорт и хранение нефти и нефтепродуктов. 1973. — № 5. — с.35−38.
  43. Методика определения потребности и размещения АЗС в отдельном экономическом районе // М.: Госкомнефтепродукт РСФСР. 1980.- 96 с.
  44. Методика размещения АЗС общего пользования // Волгоград: Гипронефтетранс. 1979.- 148 с.
  45. Методика оценки целесообразности сооружения автозаправочных станций на территории Москвы // М.: НИГТИ Генплана г. Москвы. -2000. 75 с.
  46. А. Горизонтальная интеграция // М.: Нефтегазовая вертикаль. -2003.-№ 5.-с.10−19.
  47. Я.С., Ровнер Г. М. Автомобильные газозаправочные комплексы // М.: Газойл пресс. 2001. — 208 с.
  48. Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте. Р 3 112 194−0366−97.51 .Пектемиров Г. А., Сердюков И. П. Автозаправочные станции и их размещение на дорогах // М.: Автомобильные дороги. 1966. — № 6.-с.12−14.
  49. И.Б. Планировочные решения и технологические схемы автозаправочных станций // М.: ЦНИИТЭнефтехим. 1973. — 36 с.
  50. Постановление Правительства РФ от 17.11.2001 г. № 796.
  51. Постановление Правительства Московской области от 17 мая 2001 г. № 145/16.
  52. Ю. О ценах на бензин и оптимальном числе АЗС//М.: Российский экономический журнал. 2000. — № 8. — с.94−96.
  53. В.И. Обзор текущего состояния и перспективы развития внутреннего рынка нефтепродуктов в России спрос и предложения на продукты переработки в будущем. // ИнфоТЭК: статистика, документы, факты. — 1998. — № 2.- с.51−58.
  54. Приказ Министерства РФ по налогам и сборам от 4.09.2002 г. № БГ-3−03/478"0б утверждении порядка и выдачи свидетельств о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами.
  55. А.Д. Системы оптимального хранения и распределения нефтепродуктов. Автореферат на соискание ученой степени доктора технических наук // М.: АО „Диалог-МГУ“. 1999. — 43 с.
  56. Д.А. Разработка методов управления проектами развития сети АЗС. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук // М.: ООО МАКС Пресс». 2000. — 22 с.
  57. В.В. Организация нефтеснабжения // М.: Недра. 1976. — 140 с.
  58. .С. Моторное топливо: сжатый природный газ ли сжиженный пропан-бутан // М.: Газовая промышленность. 2001. — № 9. -с.22−25.
  59. Российский статистический ежегодник. Сборник статей //М.: Госкомстат России. 2001. — 679 с.
  60. Российский топливный союз//М.: «Вестник». 2002. — № 6. — с.30.
  61. В.Б. Планирование развития системы нефтеснабжения // М.: ВНИИОЭНГ. Транспорт и хранение нефти и нефтепродуктов. — 1972. -№ 12.- с.24−26.
  62. В.В., Прохоров А. Д. Повышение эффективности эксплуатации автозаправочных станций. Тезисы докладов на II Всероссийской научно-технической конференции «Нефтегазовые и химические технологии» 23−24 октября 2003 г.// Самара. 2003. — с.25−26.
  63. В.В. Оценка потребности автотранспорта в заправках моторным топливом // М. НТС Магистральные и промысловые трубопроводы: проектирование, строительство, эксплуатация, ремонт. -2003. — № 2. — с.14−17.
  64. B.B. Факторный анализ выбора АЗС // М. НТС Магистральные и промысловые трубопроводы: проектирование, строительство, эксплуатация, ремонт. — 2003. — № 1.-е. 11−16.
  65. В.В., Прохоров А. Д. Выбор места размещения АЗС на федеральных автодорогах // М. НТС Магистральные и промысловые трубопроводы: проектирование, строительство, эксплуатация, ремонт. -2003. -№ 1. — с. 17−23.
  66. В.В., Прохоров А. Д. Анализ региональных рынков сбыта нефтепродуктов // М. НТС Магистральные и промысловые трубопроводы: проектирование, строительство, эксплуатация, ремонт. -2003. — № 2.- с.8−13.
  67. В.В., Прохоров А. Д. Повышение эффективности эксплуатации автозаправочных станций. Тезисы докладов на II Всероссийской научно-технической конференции «Нефтегазовые и химические технологии» 23−24 октября 2003 г.//Самара. 2003. — с.25−26.
  68. A.C., Ушаков А. И., Чечкенев И. В. Автомобильные топлива. Химмотология. Эксплуатационные свойства. Ассортимент // Санкт-Петербург. НПИКЦ. — 2002. — 264 с.
  69. И.Х., Иванова А. П. Введение в прикладное дискретное программирование // М.:ФИЗМАТЛИТ. 2002. — 240 с.
  70. В.В. Теория транспортных потоков в проектировании дороги и организации движения.// М. Транспорт. 1977. — 303с.
  71. СНиП 2.05.02−85. Автомобильные дороги//М.: Стройиздат.-1986.- 56 с.
  72. Е.М., Савицкий В. Б. Экономическая оценка эффективности развития автозаправочных станций // М.: ВНИИОЭНГ. Транспорт и хранение нефти и нефтепродуктов. -1971. — № 9.- с.25−28.
  73. Е.М., Савицкий ВБ. Экономическая оценка эффективности развития автозаправочных станций//М.: РНТС Транспорт и хранение нефти и нефтепродуктов. 1971. — с.25−29.
  74. Стативко B. J1. Транспорт на природном газе вчера и сегодня // М.: Газовая промышленность. 2001. — № 9. — с. 6−8.
  75. В.Л., Пронин E.H. и др. состояние и перспективы использования газовых видов топлива на транспорте // М.: Мосэкотранс. 2000. — 44 с.
  76. Схема развития и размещения сети АЗС на территории Московской области для государственного и индивидуального автотранспорта // М.:1990.- 181 с.
  77. Схема развития сети АЗС г. Волгограда на период 1991—2005 гг. // М.: НТТМ «Стимул». 1990. — 145 с.
  78. С.В., Бирючинская З. Н., Кулик Ю. В. Оценка целесообразности строительства ведомственных АЗС//М.: Нефтяная и газовая промышленность. 1990. — № 3. — с.44−45.
  79. А. Комплексное решение для автоматизации управления сетью автозаправочных станций/комплексов // М.: Нефть и капитал. 2001. -№ 3. — с. 97−99.
  80. Л.А., Иванов В. М., Фельдман А. Л. Совершенствование структуры предприятий нефтепродуктообеспечения на примере ОАО «Красноярскнефтепродукт» // М.: РНТС «Транспорт и хранение нефтепродуктов». 1997. — № 12. — с.22−26.
  81. A.C. Повышение эффективности функционирования региональных сетей автозаправочных станций. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук // М.: ГАНГ им. И. М. Губкина. 1992. — 21 с.
  82. B.C. Разработка технологической системы отпуска нефтепродуктов по кредитным картам (на примере Эстонской ССР). Диссертация кандидата технических наук // М.- 1988. 192 с.
  83. Ф. Математическая теория транспортных потоков. //М. Мир. -1966.-286 с.
  84. К. Станции обслуживания легковых автомобилей // М.: Транспорт. 1978.- 303 с.
  85. Цагарели Д. В и др. Автоматизированные системы отпуска нефтепродуктов // М.: ВНИИОЭНГ. Транспорт и хранение нефти и нефтепродуктов. — 1986. — № 1.- с.6−10.
  86. Д.В., Горбанев В. П. Концепция развития сети АЗС и комплексов ОАО НК «Роснефть» // М.: ЦНИИТЭнефтехим. -Материалы научно-практической конференции в г. Туапсе. 1997. -с. 18−25.
Заполнить форму текущей работой