Математическое моделирование деформирования углеродных нанотрубок

С открытием существования фуллеренов (1985 г.), нанотрубок (1991 г.) и графеиа (2004 г.) в науке и технике образовалось новое направление — нанотех-нологии. Наноструктуры играют все большую роль в современных нанотехнологиях. Одним из направлений, развиваемых в нанотехнологиях, является разработка как композитных наноматериалов, так и нанообъектов, включающих наноструктуры как составные части… Читать ещё >

• Глава 1. Уравнения молекулярной механики углеродных наноструктур
      • 1. 4. 3. Устойчивость равновесных состояний нелинейной системы
      • 1. 4. 4. Устойчивость квазистатических движений нелинейной системы
      • 1. 4. 5. Устойчивость динамических движений нелинейной системы
  • Выводы по главе 1
  • Глава 2. Процедуры численных решений нелинейных уравнений молекулярной механики и их программная реализация
    • 2. 1. Интегрирование уравнений движения (равновесия) наноструктуры
      • 2. 1. 1. Схема Ньюмарка решения динамических задач
      • 2. 1. 2. Пошаговое интегрирование линеаризованных уравнений движения (равновесия) наноструктуры
      • 2. 1. 3. Итерационные процедуры уточнения решения уравнений движения наноструктуры
      • 2. 1. 4. Критерии сходимости
    • 2. 2. Алгоритмы решения задач о выпучивании наноструктур
      • 2. 2. 1. Квазистатическое деформирование наноструктур
      • 2. 2. 2. Динамическое деформирование наноструктур
    • 2. 3. Алгоритмы решения задач о контакте/самоконтакте наноструктур (ы)
    • 2. 4. Автоматизация процесса компьютерного моделирования деформирования нанотрубок
      • 2. 4. 1. Необходимость автоматизации
      • 2. 4. 2. Адаптация кода РКЖЕП к решению задач о деформировании нанотрубок
      • 2. 4. 3. Визуализация наноструктуры с помощью пакета М8С. Ра1,гап
      • 2. 4. 4. Визуализация наноструктуры с помощью пакета УМБ
      • 2. 4. 5. Сравнительный анализ возможностей визуализации наноструктур пакетами МЭС. Ра^ап 2010 и УМБ
  • Выводы по главе 2
  • Глава 3. Компьютерное моделирование деформирования, выпучивания и контакта углеродных нанотрубок
    • 3. 1. Сравнение численных решений задач о деформировании и выпучивании УНТ с решениями других авторов
      • 3. 1. 1. Квазистатическое деформирование
      • 3. 1. 2. Динамическое деформирование
    • 3. 2. Деформирование и выпучивание «короткой» УНТ, сжатой по оси
      • 3. 2. 1. Квазистатическое деформирование
      • 3. 2. 2. Динамическое деформирование при
  • приложении силы, возрастающей с постоянной скоростью
    • 3. 2. 3. Динамическое деформирование при внезапном
  • приложении постоянной осевой нагрузки
    • 3. 3. Деформирование и выпучивание УНТ «средней» длины, сжатой по оси
    • 3. 6. Контактное взаимодействие углеродных нанотрубок
  • Оглавление
  • Выводы по главе 3
  • Заключение. Литература

Математическое моделирование деформирования углеродных нанотрубок (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

С открытием существования фуллеренов [47] (1985 г.), нанотрубок [72] (1991 г.) и графеиа [60] (2004 г.) в науке и технике образовалось новое направление — нанотех-нологии. Наноструктуры играют все большую роль в современных нанотехнологиях [8]. Одним из направлений, развиваемых в нанотехнологиях, является разработка как композитных наноматериалов, так и нанообъектов, включающих наноструктуры как составные части. Под наноструктурами понимаем супермолекулы [26], в которых атомы имеют между собой химические (ковалентные) связи, при этом число атомов в наноструктуре может варьироваться от нескольких единиц до миллионов. Пристальное внимание науки к углероду и его модификациям, позволило сделать огромный шаг на пути исследования и получения новых материалов на его основе. Типичными представителями наноструктур являются графен, фуллерен, однослойная и многослойная нанотрубки и т. д. Дальнейшее применение наноструктур в технике и электронике требует их детального изучения физических, химических и механических свойств. Современные сканирующие туннельные микроскопы (СТМ), атомно-силовые микроскопы (АСМ) позволяют исследовать поверхности на молекулярном и атомном уровне [20]. Сканирующий туннельный микроскоп позволяет не только получать «изображение» наноструктуры, но и ее колебательные спектры. Наряду с экспериментальными наблюдениями последнее время с ростом вычислительных возможностей современных суперкомпьютеров стало возможным математическое моделирование наноструктур, их физических, химических и деформационных свойств [14, 46]. Наиболее распространенными наноструктурами, используемыми в нанотехнологиях, являются нанотрубки [19, 48, 68, 92, 124]. С экспериментальными работами по конструированию нанотрубок, путем сворачивания тонких пленок, можно ознакомится в [56, 90, 109, 123], где представлен метод получения нанотрубок высокой чистоты.

Нанотрубки обладают уникальными физическими и механическими свойствами. Так коэффициент теплопроводности для отдельной нанотрубки хиральности (10,10) при комнатной температуре составляет к = 6600Вт/(м • К) [41] (для сравнения, коэффициент теплопроводности меди составляет к = 401 Вт/(м-К) [21]). Металлической проводимостью обладают те углеродные нанотрубки, для которых разность индексов хиральности п—т кратна трем, остальные углеродные нанотрубки являются полупроводниками [6]. Модуль Юнга идеальной нанотрубки составляет 1000 ГПа, что в пять раз превышает значение теоретического модуля Юнга, рассчитанного для стали, в то время как предел прочности для нанотрубки составляет 63 ГПа, что в 50 раз больше предела прочности стали [49, 68, 93]. Такие высокие значения предела прочности и модуля Юнга вместе с низкой плотностью дают возможность использования нанотрубок и композитов на их основе в передовых отраслях науки и техники. Исследования трибологических свойств многослойной нанотрубки [54] показывают низкие значения сил трения как в динамике, так и в статике, а также практически отсутствие износа на атомарном уровне. Такие уникальные трибологические свойства многослойных нанотрубок дают возможность их дальнейшего использования в качестве наноэлектромеханических систем.

Диссертационная работа посвящена новой постановке задач наномеханики, развитию алгоритмов численного решения нелинейных уравнений молекулярной механики (ММ), их реализации, визуализации результатов расчетов и численному решению новых задач деформирования, потери устойчивости и контактных взаимодействий углеродных нанотрубок. В работе применен новый подход к постановке задач контактного взаимодействия нанотрубок с учетом сил Ван-дер-Ваальса, развиты алгоритмы и процедуры численного решения контактного взаимодействия нанотрубок, показана важность учета сил Ван-дер-Ваальса при контакте наноструктур и их самоконтакте. Типичными задачами ММ являются задачи по потере устойчивости и деформированию наноструктур и их контактному взаимодействию. В работе используется новый подход к определению форм выпучивания, критических значений времен, сил и перемещений при численном решении задач деформирования наноструктур как в квазистатической, так и в динамической постановках.

Актуальность математического моделирования деформирования, потери устойчивости и контактного взаимодействия наноструктур обусловлена стремительным развитием нанотехнологий и их научной основы — наномеханики. Корректное математическое моделирование деформирования, потери устойчивости и контактного взаимодействия наноструктур требует решение задач в нелинейной постановке. Нелинейность может быть физической (законы взаимодействия между атомами наноструктуры существенно нелинейны), геометрической (наноструктуры могут претерпевать большие деформации) и контактной. Нелинейность деформирования наноструктур в крайней степени проявляется при их потере устойчивости. Исследования процессов выпучивания нанотрубок имеют большое значение с точки зрения оценки их эксплуатационных характеристик. В связи с этим математическое моделирование выпучивания однослойных и многослойных нанотрубок быстро развивается (см., например, [5, 27, 28, 29, 30, 31, 39, 40, 57, 63, 73, 82, 86, 85, 91, 101, 102, 107, ИЗ, 118, 119, 120, 121, 127, 135, 136, 138, 139, 140, 141, 142]). Обзор работ по выпучиванию нанотрубок за последние два десятилетия представлен в [111].

Существует два подхода к моделированию процессов деформирования наноструктур: подход, использующий уравнения механики деформируемого твердого тела (МДТТ) и подход, учитывающий атомную/молекулярную природу строения этих объектов.

Первый подход к описанию деформирования наноструктур использует классические уравнения МДТТ. При таком подходе численное моделировании деформирования наноструктур происходит путем дискретизации уравнений МДТТ и последующим их решением численными методами, например методом конечных элементов (МКЭ) [11, 34, 144]. При моделировании деформирования наноструктур МКЭ используются дискретизация уравнений теории пластин и оболочек (ТПО). Важным этапом в таком моделировании является выбор конечного элемента (КЭ). Как правило, используются изопараметрические элементы пластин и оболочек высокого порядка аппроксимации, а также выбор параметров модели наноструктуры (в случае однослойной нанотрубки это толщина ее стенки h, модуль юнга Е материала, коэффициент Пуассона и). При таком подходе возможно использование многих коммерческих и свободно распространяемых пакетов программ для геометрического моделирования и численного решения задач МДТТ, например таких как Abaqus [53], MSC. Marc [95], MSC. Patran [105]. Математическое моделирование деформирования наноструктур с использованием уравнений ТПО проводится, например, в работах [24, 45, 69, 98, 117, 126, 128, 130]. Для определения упругих констант, входящих в уравнения ТПО, используют правило Коши — Борна или его модификации [29, 59, 94].

Второй подход, учитывающий атомную/молекулярную природу строения наноструктур реализуется в трех методах: метод, основанный на квантовомеханиче-ских расчетах из первых принципов (ab initio), метод молекулярной механики (ММ) и метод молекулярной динамики (МД).

Квантовомеханические расчеты проводятся для сравнительно небольшого числа частиц (атомов), поскольку решить уравнение Шредингера для системы многих частиц трудно (при увеличении числа частиц время расчета растет экспоненциально). Более подробно о квантовомеханических расчетах можно узнать из книги М. Rieth [112].

Методы ММ и МД основаны на классической механике Ньютона движения материальных частиц в силовых полях. Частицы/атомы наноструктуры представляются в них как материальные точки. Взаимодействие между атомами происходит посредством силовых полей, которые определяются потенциалами. Законы квантовой механики учитываются в методах ММ и МД неявным образом, через использование потенциалов взаимодействия, полученных путем расчета из первых принципов. В отличие от квантовомеханических расчетов, расчеты методами ММ и МД позволяют получать результаты математического моделирования деформирования наноструктур содержащих до 109 атомов, что соответствует одному кубическому микрометру [14].

В основе метода МД лежит использование явных схем интегрирования уравнений движения Ньютона системы атомов [4, 14, 46, 92, 110]. При использовании явных схем интегрирования уравнений движения Ньютона система уравнений распадается на решение несвязанных уравнений, при этом не требуется формировать матриц касательных жесткостей.

При решении уравнений квазистатического движения наноструктур [80] или динамического деформирования этих структур с использованием неявных схем интегрирования уравнений движения Ньютона требуется формировать матрицы касательных жесткостей. Метод решения уравнений квазистатического/динамического движения наноструктур, требующий формулировки матриц касательных жесткостей системы уравнений, называем методом ММ (обычно методом ММ называют метод решения уравнений квазистатического движения наноструктурыв настоящей работе к методу ММ относится и метод решения задач движения наноструктур по неявным схемам интегрирования уравнений движения из-за близости программной реализации этого метода к пошаговому интегрированию уравнений квазистатического деформирования наноструктур).

Метод молекулярной механики можно подразделить на два типа: классический метод ММ и метод молекулярной структурной механики (МСМ). В классическом методе ММ нелинейные законы взаимодействия атомов вводятся непосредственно в нелинейные уравнения квазистатического/динамического движения наноструктур [80], а в методе МСМ [51, 74] межатомные силы взаимодействия наноструктур моделируются силами, возникающими при деформациях фиктивных стержней, соединяющих атомы. Метод МСМ позволяет моделировать процесс деформирования наноструктур с помощью коммерческих пакетов вычислительных программ, реализующих метод конечных элементов, подбором типа стержневого элемента, модели материала и констант модели материала. Классический метод ММ для моделирования контакта наноструктур использовался в [28, 29, 30, 31, 36, 39, 50, 64, 85, 97, 113], а метод МСМ — в [1, 5, 17, 24, 52, 61, 76, 85, 87, 88, 89, 103, 104, 106, 107, 108].

В работе [100] проводится моделирование по растяжению, кручению и изгибу нанотрубки МКЭ с использованием уравнений ТПО. Результаты расчетов хорошо согласуются с результатами расчетов полученных методом ММ. В работе [29] обсуждается сравнение методов МДТТ и ММ. Метод МДТТ, по мнению авторов, является существенно «дешевым» по сравнению с методом ММ, так как не требует отслеживания положения каждого атома. Дискретизация уравнений движения наноструктуры проводилась с помощью МКЭ. Для вычислений по методу ММ применялся потенциал Терзофа-Бреннера в случае ковалентных связей, а в случае взаимодействий Ван-дер-Ваальса использовался потенциал Леннарда-Джонса. Также в [29] было отмечено преимущество использования уравнений МДТТ к деформированию наноструктур перед использованием метода ММ, которое состоит в выборе достаточно большего шага интегрирования уравнений движения наноструктуры без существенной потери точности решения. Однако применение метода МДТТ встречает некоторые трудности, такие, как выбор констант среды, а также определение анизотропии свойств среды, связанной с хиральностью нанотрубки, которые существенно влияют на результаты моделирования [111]. В [15, 16] показано, что размеры и форма нанокристалла вносят дополнительную анизотропию в его механические свойства. Дается оценка масштабных эффектов, возникающих при применении континуальной теории упругости к нанообъектам, а также обсуждается влияние масштабных эффектов при использовании метода молекулярной динамики для моделирования макроскопических объектов. В [18] вычисляются тензоры четвертого ранга, характеризующие упругие свойства кристаллической решетки графита, построенной на основе предлагаемой модели парного моментного взаимодействия между атомами углерода. Сравнение МД и МДТТ методов на примере синтеза ЬаСаАв/СаАв нанотрубки, а также границы применимости МДТТ метода приведены в [42]. Существует также и некоторый барьер в интерпретации результатов моделирования методом МДТТ, так как он нарушает дискретность расположения атомов в модели и визуализация результатов моделирования становится не столь очевидной по сравнению с методом и ММ и МД. В методах ММ и МД используется непосредственно дискретная природа наноструктуры, что позволяет визуально наблюдать качественную картину деформирования наноструктуры, а затем проводить детальный анализ процесса ее деформирования. Наглядность визуализации результатов моделирования методом ММ и МД становится особенно ощутимой когда наноструктура является объемной. Использование дискретной природы наноструктуры в ММ и МД методе позволяет уйти от ошибок дискретизации уравнений движения наноструктуры по пространству в отличие от метода МДТТ.

Целью работы является постановка задач квазистатического/динамического деформирования наноструктур, их контактного взаимодействия, развитие критериев потери устойчивости решений уравнений деформирования наноструктур, основанных на нелинейных уравнениях ММ, развитие процедур численного решения задач динамической потери устойчивости и контактного взаимодействия наноструктур, внедрение развитых критериев и процедур численного решения задач наномеханики в пакет РКЖЕП [65] и решение новых задач деформирования, выпучивания и контактных взаимодействий углеродных нанотрубок.

Основные задачи исследований:

— Разработать критерии потери устойчивости динамического деформирования наноструктур в нелинейной постановке.

— Разработать новый метод решения задач о контактных взаимодействиях гра-феноподобных наноструктур.

— Внедрить развитые процедуры численного решения задач динамической потери устойчивости и контактных взаимодействий наноструктур в пакет Р1(ЖЕ11.

— Автоматизировать процесс визуализации полученных с помощью пакета Р1(ЖЕ11 результатов математического моделирования деформирования углеродных нанотрубок.

— Получить решения новых задач квазистатического/динамического деформирования, выпучивания и контактного взаимодействия углеродных нанотрубок.

Методы исследования. Для решения задач квазистатического/динамического деформирования углеродных нанотрубок и их контактных взаимодействий используются нелинейные уравнения ММ. Пошаговое интегрирование по времени уравнений движения наноструктур осуществляется с использованием пакета РКЖЕЯ. Для пред/постпроцессорной обработки результатов численного решения задач квазистатического/динамического деформирования наноструктур созданы пакеты прикладных программ, взаимодействующие с пакетами РКЖЕЯ [65], MSC.Pan.tran 2010 [105] и УМБ [71].

Достоверность полученных в работе результатов определяется решением полных нелинейных уравнений ММ с итерационным уточнением решений до заданной величины методом Ньютона — Рафсона, использованием разработанных законов специалистами в области физики межмолекулярных взаимодействий, непротиворечием полученных решений задач с решениями других авторов.

В первой главе настоящей работы рассматриваются постановки нелинейных задач деформирования, потери устойчивости наноструктур и их контактного взаимодействияразвивается новый метод решения задач деформирования углеродных наноструктур, основанный на применении метода ММ решения уравнений квазистатического/динамического деформирования наноструктур, сочетающего элементы классического метода ММ и метода МСМ. При этом силы ковалентных и нековалентных взаимодействий атомов (при решении контактных задач и задач самоконтакта наноструктуры) определяются непосредственно из потенциалов Морзе и Леннарда-Джонса соответственно (элементы классического метода ММ), а изменение угла между соседними ковалентными связями определяется по деформации фиктивного стержневого элемента, как это принято в методе МСМ.

Метод МД, в силу своей простоты (для интегрирования уравнений движения наноструктур используется явная конечно-разностная схема), наиболее популярен среди исследователей, однако, при интегрировании уравнений движения наноструктур он в некоторых случаях использования требует слишком большого числа шагов по времени для удовлетворения условий устойчивости численного интегрирования, накладываемых на величины шагов во времени, что делает затруднительным моделирование продолжительного по времени процесса деформирования наноструктуры. Метод ММ, хотя и основан на более сложной (по сравнению с первой) схеме дискретизации по времени уравнений движения, можно использовать для интегрирования уравнений квазистатического/динамического движения наноструктур без ограничения по устойчивости решения на величину шага по времени.

В известных исследованиях по выпучиванию наноструктур, выполненных другими авторами с использованием методов МД [57, 73, 91, 102, 118, 135, 136, 138, 139, 140, 141, 142] и ММ [5, 17, 27, 28, 29, 30, 31, 39, 40, 63, 85, 107], критические значения параметров деформирования и формы выпучивания определяются, за редким исключением (в [107] используется линеаризованная теория устойчивости, когда для определения основного статического равновесного состояния используются линейные уравнения наномеханики, а критические нагрузки и формы выпучивания наноструктур определяются в точках бифуркации интегральной кривой основного состояния, получаемых из решения задачи по определению собственных значений/векторов), прямым интегрированием уравнений квазистатического/динамического деформирования этих структур либо с идеальным строением соответствующей атомной peшетки, либо со специально вводимыми возмущениями параметров наноструктуры (геометрии или нагрузок). Необходимо отметить, что при прямом интегрировании уравнений движения наноструктур для надежного определения критических значений параметров деформирования требуется проводить ряд решений одной и той же задачи с различными типами возмущений, что приносит неудобство в интерпретацию результатов решения. Например, в [27] получено, что при кручении нанотрубки без специального введения возмущений критический угол закручивания равен 15° (в этом случае возмущения в процесс деформирования трубки вносятся конечным представлением чисел в компьютере), а при введении возмущений этот угол получается равным 9.5°.

В настоящей работе представляется новый подход к определению критических значений параметров деформирования и форм выпучивания наноструктур, основанный на использовании критериев потери устойчивости решений нелинейных ОДУ на конечном интервале времени. Этот подход был развит для решения задач о выпучивании наноструктур в условиях квазистатического деформирования в [10, 78, 79, 81], а в настоящей работе этот подход распространяется и на решения динамических задач. Использование критериев выпучивания позволяет при решении задачи о деформировании только идеальной (без специального внесения возмущений в геометрические параметры или внешние силы) наноструктуры определить как критические значения параметров деформирования, так и формы выпучивания наноструктуры. Применение подобных критериев хорошо себя зарекомендовало при исследовании вопросов устойчивости деформируемых твердых тел [11] и использовалось автором настоящей работы при решении задачи о выпучивании углеродной нанотрубки, сжатой по оси [12, 82] и при решении задачи о кручению нанотрубки [2]. Метод ММ для достаточно широкого класса задач содержит информацию об устойчивости решения в свойствах матрицы касательной жесткости, определяемой при формулировке уравнений движения наноструктур в приращениях [10, 78, 79, 81, 82], т. е. статус фундаментального решения относительно устойчивости определяется непосредственно в процессе интегрирования уравнений квазистатического/динамического движения наноструктуры, без решения дополнительных задач по движению наноструктур с возмущенными параметрами (геометрии, внешних сил и т. д.). Показано, что использование критериев потери устойчивости позволяет определять критические углы закручивания и формы выпучивания углеродной нанотрубки при кручении, а также критические значения силы и перемещений торцов нанотрубки при осевом сжатии. В то же время метод МД позволяет проводить исследования по потере устойчивости динамических движений наноструктур только решением ряда дополнительных задач с возмущенными параметрами и последующим сравнением этих решений с фундаментальным решением.

Таким образом, у каждого из этих методов (МД и ММ) есть своя область эффективного приложения. В частности, оказалось полезным применение метода ММ к решению задач выпучивания наноструктур при квазистатическом/динамическом деформировании [2, 12, 78, 82].

Как при конструировании наноматериалов и нанообъектов, так и при изучении их эксплуатационных свойств полезно разработать математическую модель взаимодействия наноструктур (ы) при их (само)контакте при действии нековалент-ных межатомных сил. К нековалентным силам взаимодействия атомов относят силы Ван-дер-Ваальса (ВдВ) и др. [46, 92, 110, 115, 137]. В настоящей работе рассматриваются только силы ВдВ нековалентного взаимодействия атомов наноструктур.

При контакте наноструктур одновременно действуют два типа сил ВдВ взаимодействия атомов: отталкивания, действующих на коротких расстояниях, и притяжения, действующих на дальних расстояниях (некоторые авторы под силами ВдВ понимают только силы притяжения, см., например, [115]). Силы ВдВ принципиально отличают контакт наноструктур от контакта структур обычных размеров, так как они играют роль «естественного клея» и при сближении как различных наноструктур, так и различных частей одной и той же наноструктуры на некоторое расстояние, соответствующее балансу сил притяжения и отталкивания, они при контактной склейке приобретают новые качества. Типичными нанообъектами, в которых углеродные наноструктуры соединены («склеены») являются многослойные нанотрубки [24, 25, 29, 36, 85, 97, 107, ИЗ, 117, 141, 142), конфигурации нанотру-бок в виде колец [137], «теннисных ракеток» [116], нанотрубки с участками параллельных стенок [28, 64], соединение нанотрубок в конгломераты (узлы), образование полотна, «сотканного» из нанотрубок [31], соединение нанотрубок с полимерной матрицей, образующее композитный материал, обладающий высокой прочностью [5, 17, 37, 38, 61, 89, 108, 125], нанообъекты, составленные из нанотрубок с фул-леренами, находящимися внутри них [132] и т. д. «Склеивание» стенок нанотрубок при их кручении зафиксировано в экспериментах [62]. Следуя [26, 137], силы ВдВ, действующие между атомами разных супермолекул, назовем супрамолекулярными, а силы ВдВ взаимодействия атомов одной супермолекулы — интрамолекулярными.

Перед интегрированием уравнений квазистатического/динамического движения наноструктур вводится квадратная таблица (матрица) их возможного контакта. Заполненные внедиагональные элементы таблицы включают при интегрировании уравнений движения наноструктур проверку супрамолекулярных взаимодействий контактных пар наноструктур, а заполненные диагональные элементы таблицы —-проверку интрамолекулярных ВдВ взаимодействий (самоконтакт) наноструктур (ы). Аналогичная техника задания контактных таблиц используется в пакете MSC. Marc для решения нелинейных задач контакта сплошных тел с заранее неизвестной границей контакта [95]. Отметим, что в [5, 17] стержни, моделирующие возможные силы ВдВ взаимодействия атомов, задаются до начала интегрирования уравнений движения наноструктур, а в настоящей работе контактные связи атомов и контактные силы, действующие между атомами, определяются по некоторым критериям (см. п. 4) вступления наноструктур в контакт в процессе интегрирования уравнений движения наноструктур.

Развитый алгоритм контактных взаимодействий наноструктур апробируется на решении новой задачи о контакте двух нанотрубок, когда в начальный момент процесса интегрирования одна нанотрубка неподвижна, а вторая нанотрубка налетает на первую с заданной начальной скоростью. В зависимости от величины этой скорости получено три качественно разных решения этой задачи. Этот же алгоритм применен для решения новой задачи о сжатии двухслойной нанотрубки. Показана важность определения самоконтакта нанотрубки для предотвращения взаимного проникновения стенок трубки при математическом моделировании процесса контакта нанотрубок.

Защищаемые научные результаты:

— Разработка критериев потери устойчивости динамического деформирования наноструктур.

— Разработка метода решения задач о контактных взаимодействиях наноструктур.

— Построение алгоритмов численного решения задач потери устойчивости и контакта наноструктур и их внедрение в пакет PIONER.

— Развитие алгоритмов и пакетов прикладных программ по взаимодействию пакета PIONER с пакетами VMD и MSC. Patran 2010 для визуализации деформированных конфигураций, форм выпучивания и собственных колебаний нанотрубок.

— Решения новых задач квазистатического/динамического деформирования, выпучивания и контактного взаимодействия наноструктур.

Апробация работы и публикации. Материалы, вошедшие в диссертацию, докладывались и обсуждались на:

— Международной конференции «Fracture Mechanics in Design of Fracture Resistent Materials and Structures» (ICF 2007) (Москва, 2007 г.).

— Международной конференции MicroNanoReliability 2007 (Берлин, 2007).

— V-й Всероссийской конференции «Механика микронеоднородных материалов и разрушение» (Екатеринбург, 2008 г.).

— Конференции «Проблемы нелинейной МДТТ» (Пермь, 2008 г.).

— Международной молодежной научной конференции «XXXV гагаринские чтения» (Москва, 2009 г.).

— Международной молодежной научной конференции «XXXVI гагаринские чтения» (Москва, 2010 г.).

— XXXVIII-й Международной конференции «Advanced Probleme in Mechanics» (Санкт-Петербург, 2010 г.).

— 18-й Европейской конференции ECF18 «Fracture Materials and Structures from Micro to Macro Scale» (Дрезден, 2010 г.).

— ICAMI2010 International Conference on Applied Mathematics and Informatics (Сан-Андрее, Колумбия, 2010 г.).

— Всероссийской научной конференции «Фундаментальные и прикладные вопросы механики и процессов управления» (Владивосток, 2011 г.).

Публикации. Основные результаты диссертационной работы изложены в [2, 3, 9, 12, 82], в том числе 3 статьи [2, 3, 9] опубликованы в журналах, входящих в перечень изданий, рекомендованных ВАК.

Выводы по главе 3.

Представлены результаты компьютерного моделирования деформирования, выпучивания и контакта углеродных паиотрубок. Основные выводы по результатам компьютерного моделирования можно сформулировать следующим образом:

• При внезапном приложении нагрузки критическое время динамической потери устойчивости УНТ, сжатой по оси, зависит от величины зтой силы: чем больше приложенная сила, тем меньше критическое время выпучивания УНТ.

• При внезапном приложении нагрузки динамическая потеря устойчивости УНТ, сжатой по оси, происходит при значениях этой силы, меньшей, чем в статическом анализе или при достаточно растянутом во времени приложения этой силы с постоянной скоростью в динамическом анализе.

• При достаточно растянутом во времени приложении сжимающих сил с постоянной скоростью критические нагрузки и формы выпучивания УНТ, полученные в точках квазибифуркации, близки к нагрузкам и формам, полученным в точках бифуркации.

• До точки квазибифуркации «возмущенные» решения близки к фундаментальному решению.

• Чем больше величина возмущения, тем ранее по времени «возмущенное» решение динамической задачи отклоняется от фундаментального решения и тем ближе по времени к точке квазибифуркации происходит «срыв» движения колебательного типа в движение дивиргентного типа.

• Для «короткой» и «средней» УНТ, сжатой по оси, реализуются формы выпучивания оболочки.

• Для «длинной» УНТ, сжатой по оси, равновесные конфигурации полученные в решении статической задачи совпадают с формами выпучивания, полученными в этих точках, для различных типов «возмущающих» нагрузок. Реализуемыми формами выпучивания для решений без «возмущений» являются формы выпучивания оболочек, а формами выпучивания для решений с «возмущениями» различного типа являются формы выпучивания стержней.

• Показано, что учет нековалентных сил взаимодействия противоположных участков стенок нанотрубок оказывает существенное влияние на равновесные конфигурации закритического деформирования при кручении УНТ.

• Задача контакта двух УНТ решена в динамической постановке. Показано что: тип ударного взаимодействия существенно зависит от скорости соударения нанотрубокпри относительно невысокой скорости соударения происходит «прилипание» нанотрубок из-за действия сил ВдВпри увеличении скорости соударения нанотрубок происходит их разлет из-за действия нековалентных сил отталкиванияучет нековалентных сил взаимодействия противоположных участков стенок нанотрубок предотвращает их самопересечение.

Заключение

В диссертации получены следующие основные результаты:

• Получены критерии потери устойчивости динамического деформирования наноструктур.

• Развиты процедуры численных решений задач динамического выпучивания наноструктур, основанные на решении нелинейных уравнений методом молекулярной механики.

• Процедуры численного решения динамических задач выпучивания наноструктур внедрены в пакет РКЖЕЫ.

• Разработан и реализован в пакете Р1СЖЕ11 алгоритм решения задач о контакте/самоконтакте графеноподобных наноструктур в нелинейной постановке.

• С помощью пакетов прикладных программ МБС. Ра^ап и УМБ автоматизирован процесс построения наноструктур, визуализации результатов компьютерного моделирования деформирования и выпучивания наноструктур, полученных с использованием пакета Р1(ЖЕ11.

• Получены решения новых задач о деформировании и выпучивании углеродных нанотрубок при их сжатии и кручении.

• Получены решения новых задач о контакте двух углеродных нанотрубок.

Автор искренне благодарен научному руководителю С. Н. Коробейникову за постоянное внимание к работе и неоценимую помощь, В. В. Алехину за помощь в разработке алгоритмов и их внедрение в пакет Р1(ЖЕ11. Автор благодарен проф. В. М. Корневу и А. Л. Куперштоху за обсуждение результатов вошедших в настоящую работу, а также д.г.-м.н., О. П. Полянскому, член-корр. РАН Б. Д. Аннину, акад. РАН В. В. Ревердатто за оказание финансовой поддержки в представлении результатов настоящего исследования на международных и всероссийских конференциях.

1. -d nano-scale finite element analysis of a polymer field / Y. Wang, C. Sun, X. Sun et al. // Composites Science and Technology. — 2003. — Vol. 63. — Pp. 1581−1590.
  2. , Б. Д. Компьютерное моделирование выпучивания нанотрубки при кручении / Б. Д. Аннин, С. Н. Коробейников, А. В. Бабичев // Сиб. журн. индустриальной математики. — 2008. — Т. 11, № 1. — С. 3−22.
  3. , А. В. Автоматизация построения моделей и визуализация результатов численного моделирования деформирования наноструктур / А. В. Бабичев // Вычислительная механика сплошных сред. — 2008. — Т. 1, № 4. — С. 21−27.
  4. , И. Ф. Молекулярно-динамический расчет уравнения состояния наноструктур: Учеб. пособие / И. Ф. Головнев. — Новосибирск: Новосиб. гос. ун-т., 2009. С. 46.
  5. , Р. В. Дискретно-континуальная модель нанотрубки / Р. В. Гольд-штейн, А. В. Ченцов // Изв. РАН. МТТ.- 2005.- № 4, — С. 57−74.
  6. , П. Н. Электросопротивление единичных углеродных трубок / П. Н. Дьячков // Природа. — 1997. — № 1, — С. 107−108.
  7. , Г. Теплопроводность твердых тел / Г. Карслоу, Д. Егер- Под ред. Н. Райская. М.: Наука, 1964. — С. 488.
  8. , Н. Ввведение в нанотехнологию / Н. Кобаяси.— М.: Бином, 2007.— С. 134.
  9. Компьютерное моделирование контакта нанотрубок / Б, Д. Аннин, В. В. Алехин, А. В. Бабичев, С. Н. Коробейников // Изв. РАН. МТТ.~ 2010, — № 3.— С. 56−76.
  10. , С. Н. Применение метода конечных элементов к решению нелинейных задач по деформированию и потере устойчивости атомных решеток /
  11. С. H. Коробейников, — Новосибирск, 1997, — С. 33.— (Препр./ РАН. Сиб. отд-ние. Институт гидродинамики- № 1−97).
  12. , С. Н. Нелинейное деформирование твердых тел / С. Н. Коробейников. — Новосибирск: Издательство СО РАН, 2000. — С. 262.
  13. , А. С. О моделях и решении задач механики наноконтакта / А. С. Кравчук // Сборник научных трудов «Математическое моделирование систем и процессов» / Под ред. П. В. Трусов, и др. — № 15. — Пермь: Издательство ПГТУ, 2007.-С. 123−141.
  14. , А. М. Деформирование и разрушение твердых тел с микроструктурой / А. М. Кривцов. — М.: Физматлит, 2007. — С. 304.
  15. , А. М. Аномалии механических характеристик наноразмерных объектов / А. М. Кривцов, Н. Ф. Морозов // Доклады Академии наук, — 2001.— Т. 381, № 3. — С. 345 347.
  16. , A. M. О механических характеристиках наноразмерных объектов / А. М. Кривцов, Н. Ф. Морозов // Физика твердого тела. — 2002. — Т. 44, № 12. — С. 2158 216'3.
  17. Применение моментного взаимодействия к построению устойчивой модели кристаллической решетки графита / И. Е. Беринский, Е. А. Иванова, А. М. Кривцов, Н. Ф. Морозов // Изв. РАН. МТТ. 2007. — № 5. — С. 6 — 16.
  18. , А. Г. Нанотрубки и фуллерены / А. Г. Раков. — М.: Логос, 2006. — С. 376.
  19. , И. П. Нанотехнология: Физико-Химия нанокластеров, наноструктур и наноматериалов / И. П. Суздалев. — 2-е, испр. изд. — М.: Книжный дом «ЛИБ-РОКОМ», 2009. С. 592.
  20. Физические величины. Справочник. / Под ред. И. С. Григорьева, Е. 3. Мейли-хова. — М: Энергоатомиздат, 1991.— С. 1232.
  21. , Е. М. Природа химической связи / Е. М. Шусторович, — М.: Издательство Академии наук СССР, 1963.— С. 136.
  22. , Л. А. Дифференциальные уравнения и вариационное исчисление / Л. А. Эльсгольц. — М.: Наука, 1969. — С. 424.
  23. Analytical and numerical techniques to predict carbon nanotubes properties / A. L. Kalamkarov, A. V. Georgiades, S. K. Rokkam et al. // Int. J. Solids Struct. — 2006. Vol. 43. — Pp. 6832−6854.
  24. Anomalous potential barrier of double-wall carbon nanotube / R. Saito, R. Matsuo, T. Kimura et al. // Chem. Phys. Lett. 2001. — Vol. 348. — Pp. 187−193.
  25. Ariga, K. Supramolecular Chemistry Fundamentals and Applications / K. Ariga, T. Kunitake. — Berlin: Springer, 2006. — P. 208.
  26. Arroyo, M. An atomistic-based finite deformation membrane for single layer crystalline films / M. Arroyo, T. Belytschko //J. Mech. Phys. Solids. — 2002. Vol. 50, no. 9, — Pp. 1941−1977.
  27. Arroyo, M. A finite deformation membrane based on inter-atomic potentials for the transverse mechanics of nanotubes / M. Arroyo, T. Belytschko // Mechanics of Materials. 2003. — Vol. 35, no. 3−6. — Pp. 193−215.
  28. Arroyo, M. Finite element methods for the non-linear mechanics of crystalline sheets and nanotubes / M. Arroyo, T. Belytschko // Int. J. Numer. Meth. Engng. — 2004. — Vol. 59, no. 3. Pp. 419−456.
  29. The atomic-scale finite element method / B. Liu, Y. Huang, H. Jiang et al. // Сотр. Meth. Appl. Mech. Engrg. 2004. — Vol. 193, no. 17−20.-P. 1849−1864.
  30. Atomic-scale finite element method in multiscale computation with applications to carbon nanotubes / B. Liu, H. Jiang, Y. Huang et al. // Phys. Rev. B. — 2005. — Jul. Vol. 72, no. 3. — P. 35 435.
  31. Atomistic simulations of nanotube fracture / T. Belytschko, S. Xiao, G. C. Schatz, R. S. Ruoff // Phys. Rev. B. 2002. — Vol. 65. — Pp. 235 430−235 438.
  32. Barnard, A. K. Theoretical basis of Inorganic Chemistry / A. K. Barnard.— New York: McGraw Hill Publishing Co. Ltd., 1965.- P. 361.
  33. Bathe, K. J. Finite Element Procedures / K. J. Bathe. — New Jersey: Prentice Hall, Upper Saddle River, 1996. P. 1037.
  34. Bathe, K. J. On the automatic solution of nonlinear finite element equations / K. J. Bathe, E. N. Dvorkin // Computers and Structures. — 1983.— Vol. 17.— Pp. 871−879.
  35. Batra, R. C. Continuum model of multi-walled carbon nanotubes / R. C. Batra, A. Sears // Int. J. Solids Structures.- 2007,-Vol. 44, — Pp. 7577−7596.
  36. Behfar, K. Nanoscale vibrational analysis of a multi-layered graphene sheet embedded in an elastic medium / K. Behfar, R. Naghdabadi // Composites Science and Technology. 2005. — Vol. 65. — Pp. 1159−1164.
  37. Behfar, K. Nanoscale modeling of an embedded multi-shell fullerene and its application to vibrational analysis / K. Behfar, R. Naghdabadi // Int. J. Engineering Sci. 2006. — Vol. 44. — Pp. 1156−1163.
  38. Belytschko, T. Finite crystal elasticity of carbon nanotubes based on the exponential cauchy-born rule / T. Belytschko, M. Arroyo // Phys. Rev. B. — 2004. — Vol. 69. — Pp. 115 415−115 426.
  39. Bending buckling of single-walled carbon nanotubes by atomic-scale finite element / X. Guo, A. Y. T. Leung, X. Q. He et al. // Composites, Part B: Engineering.— 2008,-Vol. 39, no. l.-Pp. 202−208.
  40. Berber, S. Unusually high thermal conductivity of carbon nanotubes / S. Berber, Y.-K. Kwon, D. Tomanek // Phys. Rev. Lett. — 2000. Vol. 84, no. 20. — Pp. 46 134 616.
  41. Bolesta, A. V. Ingaas/gaas nanotubes simulation: Comparison between continual and molecular dynamics approaches / A. V. Bolesta, I. F. Golovnev, V. M. Fomin // Computational Materials Science. — 2006. — Vol. 36. — P. 147−151.
  42. Brenner, D. W. Empirical potential for hydrocarbons for use in simulating the chemical vapor deposition of diamond films / D. W. Brenner // Phys. Rev. B. — 1990. — Vol. 42, — P. 9458−9471.
  43. Brenner, D. W. The art and science of an analytic potential / D. W. Brenner // Physica Status Solidi B. — 2000. — Vol. 217, no. 23.
  44. Buckling and postbuckling analysis of multi-walled carbon nanotubes based on the continuum shell model / X. Q. He, C. Qu, Q. H. Qin, C. M. Wang // Int. J. Struct. Stab. Dyn. 2007. — Vol. 7, no. 4. — P. 629−645.
  45. Buehler, M. J. Atomistic Modeling of Materials Failure / M. J. Buehler.— N.Y.: Springer, 2008. P. 488.
  46. C60: Buckminsterfullerene / H. W. Kroto, J. R. Heath, S. C. O’Brien et al. // Nature. 1985. — Vol. 318. — Pp. 162−163.
  47. Carbon Nanotubes / Ed. by M. Endo, S. Iijima, M. Dresselhous. — Pergamon, 1996, — P. 183.
  48. Carbon Nanotubes Properties and Applications / Ed. by M. J. O’Connell. — 6000 Broken Sound Parkway NW, Suite 300 Boca Raton, FL 33 487−2742: Taylor k Francis Group, 2006. P. 313.
  49. Chang, T. Size-dependent elastic properties of a single-walled carbon nanotube via a molecular mechanics model / T. Chang, H. Gao //J. Mech. Phys. Solids. — 2003. — Vol. 51.-Pp. 1059−1074.
  50. Computational materials: multi-scale modeling and simulation of nanostructured materials / T. S. Gates, G. M. Odegard, S. J. V. Frankland, T. C. Clancy // Composites Sci. Tech.— 2005. Vol. 65. — Pp. 2416−2434.
  51. A continuum model for zigzag single-walled carbon nanotubes / A. Y. T. Leung, X. Guo, X. Q. He, S. Kitipornchai // Appl. Phys. Letters.- 2005.- Vol. 86.-Pp. 83 110−83 113.
  52. Corp., D. S. — Abaqus/CAE User’s Manual. — Dassault Systemes Corp., Rising Sun Mills, 166 Valley Street, Providence, RI, USA, 2010.
  53. Cumings, J. Low-friction nanoscale linear bearing realized from multiwall carbon nanotubes / J. Cumings, A. Zettl // Science. — 2000. — Vol. 289.
  54. Curnier, A. Computational methods in solid mechanics / A. Curnier. — Dordretch: Kluwer Acad. Publ., 1994.
  55. Diameter scalability of rolled-up in (ga)as/gaas nanotubes / C. Deneke, C. Miiller, N. Y. Jin-Phillipp, 0. G. Schmidt // Semicond. Sci. Tech.- 2002, — Vol. 17.-Pp. 1278−1281.
  56. Dumitrica, T. Objective molecular dynamics / T. Dumitrica, R. D. James //J. Mech. Phys. Solids. 2007. — Vol. 55, no. 10.- Pp. 2206−2236.
  57. Dym, C. L. Stability Theory and its Applications to Structural Mechanics / C. L. Dym. — Leyden, The Netherlands: Noordhoff International Publishing, 1974. — P. 191.
  58. E, W. N. Cauchy-born rule and the stability of crystalline solids: dynamic problems / W. N. E, P. B. Ming // Acta Mathematicae Applicatae Sinica, English Series.— 2007. Vol. 23, no. 4. — P. 529−550.
  59. Electric field effect in automatically thin carbon films / K. S. Novoselov, A. K. Geim, S. Morozov et al. // Science. 2004. — Vol. 306, no. 5696. — Pp. 666−669.
  60. Equivalent-continuum modeling of nano-structured materials / G. M. Odegard, T. S. Gates, L. M. Nicholson, E. Wise // Composites Sci. and Tech.— 2002, — Vol. 62, no. 14. Pp. 1869−1880.
  61. Fully collapsed carbon nanotubes / N. G. Chopra, L. X. Benedict, V. H. Crespi et al. // Nature. 1995. — Vol. 377. — Pp. 135−138.
  62. Gao, G. Energetics, structure, mechanical and vibrational properties of single walled carbon nanotubes / G. Gao, T. Cagin, W. A. Goddard III // Nanotechnology. — 1998,-Vol. 9, no. 3, — Pp. 184−191.
  63. Gao, G. Energetics, structure, mechanical and vibrational properties of single walled carbon nanotubes / G. Gao, T. Cagin, W. A. Goddard III // Nanotechnology. — 1998, — Vol. 9, no. 3.- Pp. 184−191.
  64. Girifalco, L. A. Carbon nanotubes, buckyballs, ropes, and a universal graphitic potential / L. A. Girifalco, M. Hodak, R. S. Lee // Phys. Rev. B.- 2000.- Vol. 62, no. 19.- Pp. 13 104−13 110.
  65. Hannay, N. B. Solid-state chemistry / N. B. Hannay. — Prentice-Hall, Englewood Cliffs, 1967. P. 225.
  66. Harris, P. J. F. Carbon Nanotube Science: Synthesis, Properties and Applications / P. J. F. Harris. The Edinburgh Building, Cambridge CB2 8RU, UK: Cambridge University Press, 2009. — P. 314.
  67. He, X. Q. Buckling analysis of multi-walled carbon nanotubes: a continuum model accounting for van der waals interaction / X. Q. He, S. Kitipornchai, K. M. Liew // J. Mech. Phys. Solids. 2005. — Vol. 53. — Pp. 303−326.
  68. Hill, R. Eigenmodal deformations in elastic/plastic continua / R. Hill //J. Mech. Phys. Solids. 1967. — Vol. 15. — Pp. 371−386.
  69. Humphrey, W. Vmd visual molecular dynamics / W. Humphrey, A. Dalke, K. Schulten // J. Molec. Graphics.- 1996.-Vol. 14.-Pp. 33−38.
  70. Iijima, S. Helical microtubules of graphitic carbon / S. Iijima // Nature. — 1991. — Vol. 354. Pp. 56−58.
  71. Inelastic buckling of carbon nanotubes / Q. Wang, W. H. Duan, K. M. Liew, X. He // Applied Physics Letters. 2007. — Vol. 90, no. 3. — Pp. 33 110−33 113.
  72. Jalalahmadi, B. Finite element modeling of single-walled carbon nanotubes with introducing a new wall thickness / B. Jalalahmadi, R. Naghdabadi // Journal of Physics: Conference Series. 2007. — Vol. 61. — P. 497−502.
  73. Kasti, N. Zigzag carbon nanotubes molecular/structural mechanics and finite element method / N. Kasti // Int. J. Solids Struct. — 2007. — Vol. 44. — Pp. 6914−6929.
  74. Kleiber, M. Numerical analysis of dynamic quasi-bifurcations / M. Kleiber, W. Ko-tula, M. Saran // Engineering Computations. — 1987. — Vol. 4. — Pp. 48−52.
  75. Korobeinikov, S. N. The numerical solution of nonlinear problems on deformation and buckling of atomic lattices / S. N. Korobeinikov // Int. J. Fracture. — 2004. — Vol. 128, no. 1, — Pp. 315−323.
  76. Korobeynikov, S. N. Buckling criteria of atomic lattices / S. N. Korobeynikov // CD ICF 11 full papers: The 11-th Int. Conf. on FractureTurino / Ed. by A. Carpinteri. — Vol. Sect. 30 'Nano- or Micro-scale'. — Turino: 2005.
  77. Korobeynikov, S. N. Nonlinear equations of deformation of atomic lattices / S. N. Korobeynikov // Arch. Mech. — 2005. — Vol. 57, no. 6. — Pp. 457−475.
  78. Korobeynikov, S. N• Determination of equilibrium configurations of atomic lattices at quasistatic deformation / S. N. Korobeynikov // CD ECF16 full papers: The 16-th Eur. Conf. of Fracture / Ed. by E. E. Gdoutos. — Alexandroupolis: 2006.
  79. Korobeynikov, S. N. Numerical simulation of dynamic deformation and buckling of nanostructures / S. N. Korobeynikov, A. V. Babichev // CD ICF Interquadrennial conference full papers. — Moscow, Russia: 2007. — July.
  80. Lee, L. H. N. Flexural waves in rods within an axial plastic compressive wave / L. H. N. Lee // Wave motion. 1981. — Vol. 3, — Pp. 243−255.
  81. Lee, L. H. N. On dynamic stability and quasi-bifurcation / L. H. N. Lee // Int. J. Non-Linear Mechanics. — 1981. — Vol. 16, no. 1. — Pp. 79−87.
  82. Leung, A. Y. T. Postbuckling of carbon nanotubes by atomic-scale finite element /
  83. A. Y. T. Leung, X. Guo, X. Q. He // J. Appl. Phys. 2006. — Vol. 99. — P. 124 308.
  84. Leung, A. Y. T. Nanomechanics of a multiwalled carbon nanotube via flugge’s theory of a composite cylindrical lattice shell / A. Y. T. Leung, J. L. Kuang // Phys. Rev.
  85. B. 2005. — Vol. 71. — Pp. 165 415−165 424.
  86. Li, C. Y. A structural mechanics approach for the analysis of carbon nanotubes /
  87. C. Y. Li, T. W. Chou // Int. J. Solids Struct. 2003. — Vol. 40. — Pp. 2487−2499.
  88. Li, C. Y. Modeling of elastic buckling of carbon nanotubes by molecular structural mechanics approch / C. Y. Li, T. W. Chou // Mechanics of Materials. — 2004. — Vol. 36. Pp. 1047−1055.
  89. Li, C. Y. Modeling of carbon nanotubes and their composites / C. Y. Li, T. W. Chou // Nanomechanics of Materials and Structures. — 2006. — Pp. 55−65.
  90. Li, X. Strain induced semiconductor nanotubes: from formation process to device applications / X. Li // J. Phys. D: Appl. Phys. 2008. — Vol. 41, — Pp. 205 411 205 419.
  91. Liew, K. M. Tensile and compressive properties of carbon nanotube bundles / K. M. Liew, C. H. Wong, M. J. Tan // Acta Materialia. 2006. — Vol. 54, no. 1. — Pp. 225−231.
  92. Liu, W. K. Nano Mechanics and Materials: Theory, Multiscale Methods and Applications / W. K. Liu, E. G. Karpov, H. S. Park.— Chichester: Wiley, 2006.— P. 320.
  93. Lu, J. P. Elastic properties of carbon nanotubes and nanoropes / J. P. Lu // Phys. Rev. Lett. 1997. — Vol. 79, no. 7. — Pp. 1297−1300.
  94. Lu, S. A new extension of cauchy-born rule for monolayer crystal films / S. Lu,
  95. C. Cho // Nanoscale Res. Lett. 2010. — no. 5. — Pp. 863−867.
  96. MARC Users Guide. Vol. C: Program Input. MSC. Software Corporation, 2010.
  97. Mechanical properties of nanotubule fibers and composites determined from theoretical calculations and simulations / S. B. Sinnott, O. A. Shenderova, C. T. White,
  98. D. W. Brenner // Carbon. 1998. — Vol. 36, no. 1−2. — Pp. 1−9.
  99. Mechanics of defects in carbon nanotubes: Atomistic and multiscale simulations / S. Zhang, S. L. Mielke, R. Khare et al. // Phys. Rev. B.- 2005.- Vol. 71.-Pp. 115 403−115 415.
  100. Modeling of van der waals force for infinitesimal deformation of multi-walled carbon nanotubes treated as cylindrical shells / X. Q. He, S. Kitipornchai, C. M. Wang, K. M. Liew // Int. J. Solids Struc.- 2005.-Vol. 42, — Pp. 6032−6047.
  101. On instability of single-walled carbon nanotubes with a vacancy defect / Q. Wang, V. K. Varadan, Y. Xiang et al. // Int. J. of Str. Stab, and Dyn. — 2008. — Vol. 8, no. 2. P. 357−366.
  102. Ozaki, T. Stiffness of single-walled carbon nanotubes under large strain / T. Ozaki, Y. Iwasa, T. Mitani // Phys. Rev. Lett. 2000. — Vol. 84, no. 8.-Pp. 1712−1715.
  103. Pantano, A. Nonlinear structural mechanics based modeling of carbon nanotube deformation / A. Pantano, M. C. Boyce, D. M. Parks // Phys. Rev. Lett. — 2003. — Vol. 91, no. 14, — Pp. 145 504−145 508.
  104. Parametric variational principle and quadratic programming method for van der waals force simulation of parallel and cross nanotubes / H. W. Zhang, L. Wang, J. B. Wang, H. F. Ye // Int. J. Solids Struct. 2007. — Vol. 44, no. 3. — Pp. 27 832 801.
  105. PATRAN Users Guide. MSC. Software Corporation, 2010.
  106. Phonon dispersion analysis of carbon nanotubes based on inter-belt model and sym-plectic solution method / H. W. Zhang, Z. Yao, J. B. Wang, W. X. Zhong // Int. J. Solids Struct. 2007. — Vol. 44. — Pp. 6428−6449.
  107. Prediction of buckling characteristics of carbon nanotubes / N. Hu, K. Nunoya, D. Pan et al. // Int. J. Solids Struct. 2007. — Vol. 44, no. 20. — Pp. 6535−6550.
  108. Prediction of elastic properties of carbon nanotube reinforced composites / N. Hu, H. Fukanaga, C. Lu et al. // Proc. R. Soc. A. 2005. — Vol. 461. — Pp. 1685−1710.
  109. Prinz, V. Y. Precise, molecularly thin semiconductor shells: from nanotubes to nanocorrugated quantum systems / V. Y. Prinz // Phys. stat. sol. — 2006. — Vol. 243, no. 13.-P. 3333−3339.
  110. Rafii-Tabar, H. Computational Physics of Carbon Nanotubes / H. Rafii-Tabar.— Cambridge: Cambridge Univ. Press, 2008. P. 493.
  111. Recent studies on buckling of carbon nanotube / C. M. Wang, Y. Y. Zhang, Y. Xiang, J. N. Reddy // App. Mech. Rev.- 2010.- Vol. 63, — Pp. 30 804−30 832.
  112. Rieth, M. Nano-Engineering in Science abd Technology an Introduction to the World of Nano-Design / M. Rieth. — World Scientific Publishing Co. Pte. Ltd., 2003, — P. 151.
  113. Sears, A. Buckling of multiwalled carbon nanotubes under axial compression / A. Sears, R. C. Batra // Phys. Rev. B.- 2006, — Vol. 73, no. 8.- Pp. 85 410 085 421.
  114. A second-generation reactive empirical bond order (rebo) potential energy expression for hydrocarbons / D. W. Brenner, 0. A. Shenderova, J. A. Harrison et al. //J. Phys.: Condens. Matter.- 2002. -Vol. 14.-P. 783−802.
  115. Self-Assembled Nanostructures / J. Z. Zhang, Z. L. Wang, L. J. et al. — N.Y.: Kluwer Acad. Publ, 2004, — P. 316.
  116. Self-folding and unfolding of carbon nanotubes / M. J. Buehler, Y. Kong, H. Gao, Y. Huang // Trans. ASME, J. Engineering Materials and Technology. — 2006. — Vol. 128. Pp. 3−10.
  117. Shen, H. S. Postbuckling prediction of axially loaded double-walled carbon nanotubes with temperature dependent properties and initial defects / H. S. Shen, C. L. Zhang // Phys. Rev. B. 2006. — Jul. — Vol. 74, no. 3. — Pp. 35 410−35 426.
  118. Simulation of the elastic response and the buckling modes of single-walled carbon nanotube / Y. Wang, X. Wang, X. Ni, H. Wu // Comp. Materials Science. — 2005. — Vol. 32, no. 2. P. 141−146.
  119. Sohi, A. N. Stability of Ceo-peapods under hydrostatic pressure / A. N. Sohi, R. Naghdabadi // Acta Materialia. 2007. — Vol. 55. — Pp. 5483−5488.
  120. Sohi, A. N. Stability of single-walled carbon nanopeapods under combined axial compressive load and external pressure / A. N. Sohi, R. Naghdabadi // Physica E. 2009. — Vol. 41. — Pp. 513−517.
  121. Sohi, A. N. Torsional buckling of carbon nanopeapods / A. N. Sohi, N. R. // Carbon. 2007. — Vol. 45. — Pp. 952−957.
  122. Sokol, T. The equilibrium path determination in nonlinear analysis of structures / T. Sokol, M. Witkowski // Advances in Non-Linear Finite Element Methods / Ed. by M. Eds. Papadrakakis, B. H. V. Topping. — Edinburg: Civil-Comp., 1994. — Pp. 35−45.
  123. Songmuang, R. Rolled-up micro- and nanotubes from single-material thin films / R. Songmuang, C. Deneke, O. G. Schmidt // Applied physics letters.— 2006.— Vol. 89, — Pp. 223 109−223 112.
  124. Springer Handbook of Nanotechnology / Ed. by B. Bhushan. — 3nd edition edition. — Springer, 2010. P. 1800.
  125. The stress-strain behavior of polymer-nanotube composites from molecular dynamics simulation / S. J. V. Frankland, V. M. Harik, G. M. Odegard et al. // Composites Science and Technology. — 2003. — Vol. 63. — Pp. 1655−1661.
  126. Tu, Z. Single-walled and multiwalled carbon nanotubes viewed as elastic tubes with the effective young’s moduli dependent on layer number / Z. Tu, Z. Ou-Yang // Phys. Rev. 5. — 2002. —Jun.- Vol. 65, no. 23.- Pp. 233 407−233 411.
  127. Wang, C. Y. Axially compressed buckling of pressured multiwall carbon nanotubes / C. Y. Wang, C. Q. Ru, M. A. // Int. J. Solids Struct. 2003. — Vol. 40. — Pp. 38 933 911.
  128. Wang, Q. Effect of the van der waals interaction on analysis of double-walled carbon nanotubes / Q. Wang // Int. J. of Str. Stab, and Dyn. — 2005. — Vol. 5, no. 3. — P. 457−474.
  129. Wang, Q. Axi-symmetric wave propagation of carbon nanotubes with non-local elastic shell model / Q. Wang // Int. J. of Str. Stab, and Dyn. 2006. — Vol. 6, no. 2. -P. 285−296.
  130. Wang, Q. Separation of atoms with carbon nanotubes / Q. Wang // Carbon.— 2009. Vol. 47. — Pp. 2752−2760.
  131. Wang, Q. Torsional instability of carbon nanotubes encapsulating cqq fullerens / Q. Wang // Carbon. 2009. — Vol. 47. — Pp. 507−512.
  132. Wang, Q. Continuum model for stability analysis of carbon nanotubes under initial bend / Q. Wang, F. Xu, G. Y. Zhou // Int. J. of Str. Stab, and Dyn. 2005. -Vol. 5, no. 4. — P. 579−595.
  133. Wang, X. Buckling of embedded multi-walled carbon nanotubes under combined torsion and axial loading / X. Wang, G. Lu, Y. J. Lu // Int. J. Solids Struct.— 2007. Vol. 44. — Pp. 336−351.
  134. Xin, H. Buckling and axially compressive properties of perfect and defective singlewalled carbon nanotubes / H. Xin, Q. Han, X. Yao // Carbon. — 2007. — Vol. 45. — Pp. 2486−2495.
  135. Yakobson, B. I. Nanomechanics of carbon tubes: instabilities beyond linear response / B. I. Yakobson, C. J. Brabec, J. Bernholc // Phys. Rev. Lett. — 1996. — Vol. 76, no. 14, — Pp. 2511−2514.
  136. Yakobson, B. I. Carbon nanotubes: Supramolecular mechanics / B. I. Yakobson, L. S. Couchman // Dekker Encyclopedia of Nanoscience and Nanotechnology. — 2004, — Pp. 587−601.
  137. Yang, J. Generalized cauchy-born rules for elastic deformation of sheets, plates, and rods: Derivation of continuum models from atomistic models / J. Yang, W. E // Phys. Rev. B. — 2006. — Nov. — Vol. 74, no. 18.- P. 184 110.
  138. Zhang, C.-L. Buckling and postbuckling analysis of single-walled carbon nanotubes in thermal environments via molecular dynamics simulation / C.-L. Zhang, H.-S. Shen // Carbon. 2006. — Vol. 44, no. 13. — Pp. 2608 -2616.
  139. Zhang, C.-L. Buckling and postbuckling of single-walled carbon nanotubes under combined axial compression and torsion in thermal environments / C.-L. Zhang, H.-S. Shen // Phys. Rev. B. 2007. — Jan. — Vol. 75, no. 4. — Pp. 45 408−45 415.
  140. Zhang, H. W. Computer simulation of buckling behavior of double-walled carbon nanotubes with abnormal interlayer distances / H. W. Zhang, L. Wang, J. B. Wang // Computational Materials Science. — 2007. — Vol. 39, no. 3. — Pp. 664 672.
  141. Zhang, Y. Effect of strain rate on the buckling behavior of single- and double-walled carbon nanotubes / Y. Zhang, V. B. C. Tan, C. M. Wang // Carbon. 2007, — Vol. 45, no. 3, — Pp. 514—523.
  142. Zhou, W. Adhesion between carbon nanotubes and substrate: mimicking the gecko foot-hair / W. Zhou, Y. Huang // NANO: Brief Reports and Reviews. — 2007. — Vol. 2, no. 3.-P. 175−179.
  143. Zienkiewicz, O. C. The Finite Element Method / O. C. Zienkiewicz, R. L. Taylor. — Oxford: Butterworth-Heinemann, 2000. P. 689.