Развитие билингвизма в современной средней (общеобразовательной) школе поликультурного общества
Диссертация
Анализ возможных моделей двуязычного образования и их сопоставление с практикой функционирования различных вариантов школ в Республике Татарстан позволяют заключить, что ни одна из рассмотренных моделей не представлена в РТ в чистом виде, в тоже время, элементы каждой из них имеют место в отдельных случаях, хотя и с большими ограничениями. Общим для всех из них является то, что хотя учебные планы… Читать ещё >
Содержание
- РАЗДЕЛ 1. ШКОЛА В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ОБЩЕСТВЕ: ФУНКЦИЯ БИЛИНГВИЗМА РАЗДЕЛ 2. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ БИЛИНГВИЗМА В ШКОЛЕ
- РАЗДЕЛ 3. РАЗВИТИЕ БИЛИНГВИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ: ОПЫТ БЕЛЬГИИ И ТАТАРСТАНА
- РАЗДЕЛ 4. МОДЕЛЬ БИЛИНГВИЗМА В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБЩЕСТВА. ,
Список литературы
- Абдулатипов Р.Г. Человек. Нация. Общество.- М.: Политиздат, 1991.- 224 с.
- Аргунова Т.В. Якутско-русское двуязычие: (Социолингв. аспект): Автореф. дис. канд. филос. наук.-Якутск, 1993.- 18 с.
- Арутюнов С.А. Билингвизм и бикультурализм// Советская этнография.-1978,-№ 2.- С. 31−37.
- Атамурадов С.А. Национальное самосознание и интернациональное воспитание.- Ташкент: Узбекистан, 1991.- 122 с.
- Ахмедова Р.К. Теория и практика преподавания русского и татарского языков в условиях двуязычия: Учеб. пособие по спецкурсу.- Наб. Челны: Б. и., 1996.- 148 с.
- Ахунзянов Э.М. Двуязычие и лексико-семантическая интерференция.-Казань, 1978.- 189 с.
- Аюпова Л.Л. Вопросы социолингвистики: типы двуязычия в Башкирии.-Свердловск, 1988.- 69 с.
- Аюпова Л.Л. Тюркские лексические заимствования в русских говорах Башкирии (Опыт социологического исследования): Автореф. дис. канд. фил. наук, — М., 1975.- 16 с.
- Бацын В.К. Острые вопросы поликультурного многонационального образования// С ответственностью за будущее: материалы августовской конференции руководителей системы образования/ Под ред. Ф. Ф. Харисова, — Казань: РИЦ «Школа», 1998.- С. 44−45.
- Бацын В., Кузьмин М. Интересы этносов и государства: на пути к гармонии// Народное образование.- 1994.- № 4.- С. 4−9.
- Бермус А.Г. Российское образование и российское общество: развитие во взаимодействии// Общественные науки и современность.- 1998.- № 5.- С. 33−40.
- Брук С.И., Губогло М. Н. Двуязычие и сближение наций в СССР: по материалам переписи населения 1970 г.// Советская этнография.- 1975.- № 4, — С. 22−29.
- Брук С.И., Губогло М. Н. Факторы распространения двуязычия у народов СССР: по материалам этносоциологических исследований// Советская этнография, — 1975.- № 5, — С. 12−18.
- Вайнрах У. Одноязычие и многоязычие// Новое в лингвистике.- М., 1972. Вып.4.- С. 25−60.
- Вайнрах У. Языковые контакты: состояние и проблемы исследования: Пер. с англ. яз.- Киев: Вища школа, 1979.- 263 с.
- Вайсгербер Й.Л. Родной язык и формирование духа.- М., 1993.- 223 с.
- Галямов P.P. Двуязычие в городах Башкортостана// СОЦИС.- 1997.- № 8.-С. 49−55.
- Ганиев Ф.А. Функционирование татарского языка как государственного// Научный Татарстан.- 1997.- № ¾, — С. 114−116.
- Гарипов Т.М. Взаимодействие и взаимообогащение языков в СССР, — М., 1969, — 115 с.
- Гарифьянова Р.Б. Многоязычие и его роль в гуманитарном образовании// Межэтнические и межконфессиональные отношения в Республике Татарстан: Материалы науч.-практ. конф.- Казань. Ч. 2.- 1993.- С. 194−196.
- Гармаева М.Н. Национальное самосознание как феномен культуры: (На материалах истории культуры Бурятии): Автореф. дис. канд.филос.наук.-М., 1994.- 16 с.
- Гасанов З.Т. Национальные отношения и воспитание культуры межнационального общения// Педагогика.- 1996.- № 6.- С. 51−55.
- Геллнер Э. Нации и национализм.- М.: Прогресс, 1991.- 319 с.
- Гибадуллин P.M. Татарское национальное движение в решении проблемы государственного возрождения Татарстана: (1988−1992 гг.): Автореф. дис.канд.ист.наук.- Казань, 1995.- 18 с.
- Городяненко В.Г. Языковая ситуация на Украине// СОЦИС. -1996.- № 9-С. 107−113.
- Государственная Программа Республики Татарстан по сохранению, изучению и развитию языков народов РТ.- Казань: Изд-во Гос. Совета Респ. Татарстан, 1996. -42 с.
- Губогло М.Н. Взаимодействие языков и межнациональные отношения в советском обществе// История СССР.- 1970.- № 6.- С. 17−26.
- Губогло М.Н. Современные этноязыковые процессы в СССР: Основные факторы и тенденции развития национально-русского двуязычия.- М., 1984, — 288 с.
- Губогло М.Н. Предпосылки изучения современной этнополитической ситуации в СССР.- М.: Наука, 1991.-278 с.
- Губогло М.Н. Башкортостан и Татарстан. Параллели экономического развития. Очерк I. Плоды суверенизации. Исследования по прикладной и неотложной этнологии.- М., 1994.- 157 с.
- Джунусов М.С. Социальные аспекты двуязычия в СССР// Социология и идеология.- М., 1969. 184 с.
- Дудченко О.Н., Мытиль A.B. Социальная идентификация и адаптация личности// СОЦИС.- 1995.- № 6.- С. 110−119.
- Дьячков M.B. О национально-территориальной, национально-государственной и национально-культурной автономии// СОЦИС.- 1993.-№ 11.- С. 99−102.
- Дьячков М.В. Социальные аспекты овладения родным национальным языком// СОЦИС.- 1992, — № 5.- С. 123−126.
- ЗБ.Дюркгейм Э. Социология образования: Пер. с фр.- М.: ИНТОР, 1996.- 80 с.
- Егорова Н. Влияние социальных факторов на мотивацию изучения татарского языка в школе// Наука и школа.- Наб. Челны, 1998.- № 1.- С. 1316- № 2.-С. 16−20- № 4.-С. 15−21.
- Знаменский А. Этнонационализм: основные концепции современной американской социологии//СОЦИС.- 1992.- № 12.- С. 118−126.
- Иванов В.В. Национально-региональный компонент в социологии образования// Научный Татарстан.- 1997.- № ¾.- С. 85.
- Исламшина Т.Г. Возвращение утраченного: Диалог о национальном.-Казань: Тат. кн. изд-во, 1991.- 143 с.
- Исламшина Т.Г. Кризис полиэтничного общества и возрождение этнических ценностей: Автореф. дис. д-ра социол. наук, — Уфа, 1993.-38 с.
- Исламшина Т.Г. Этнические ценности полиэтнического общества: Социолог, очерк.- Казань: Изд-во Казан, гос. техн. ун-та им. А. Н. Туполева, 1996,-247 с.
- Исламшина Т.Г. Истоки кризиса системы воспитания и образования полиэтнического общества// Российская Федерация: обновление национальной жизни и межнационального взаимодействия.- Казань, 1996.-С. 106−113.
- Исхаков Д.М. Проблемы становления и трансформации татарской нации.-Казань: Издательство «Мастер-Лайн», 1997.- 248 с.
- Исхакова З.А. Функционирование государственных языков в РТ среди учащихся-татар// Современные национальные процессы в республике Татарстан: Сб./Рос. АН, Казан, науч. центр, Ин-т яз., лит. и ист. им. Г. Ибрагимова/.- Казань. Вып. 2, 1994.- С. 68−88.
- Итоги Всесоюзной переписи населения 1989 г. Т.2. Национальный состав населения Татарской АССР. Казань, 1990. 410 с.
- Кузнецова Э.В. Язык в свете системного подхода.- Свердловск, 1983.-163 с.
- Кулапин А.П. Социологические теории: традиции и современность: (Историко-методолог, очерк)/ Под ред. В.В. Иванова- КФЭИ.- Казань, 1995.- 129 с.
- Лащенова А.Ю. Государственное двуязычие: пути развития// Научный Татарстан, — 1997.- № 1.- С. 89−98.
- Лисовский В.Т. Динамика социальных изменений (опыт сравнительных социологических исследований российской молодежи)// СОЦИС.- 1988.- № 5.-С. 98−104.
- Махмутов М.И. О философии образования и национальном самосознании// Научный Татарстан, — 1997, — № ¾, — С. 70−78.
- Межэтнические и межконфессиональные отношения в Республике Татарстан: Материалы науч.-практ. конф.- Казань. Ч. 2.- 1993.- 256 с.
- Михайлов В.А. Субъективные основы национального движения/ Под ред. М. П. Волкова.- Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1993.- 147 с.
- Михайлов М.М. Двуязычие (принципы и проблема).- Чебоксары, 1969.136 с.
- Михайлов М.М. Об изучении природы двуязычия// Язык и общество.- М., 1968.-С. 23−35.
- Михайлов Н.В. Нация как субъект культуры: Автореф. дис.канд.филос.наук.-М., 1994.- 16 с.
- Михайлова С.М. и др. Формирование культуры межнациональных отношений. Молодежный аспект.- Казань: Изд-во «Магариф», 1996.- 138 с.
- Михальченко В.Ю. Национально-языковые конфликты на языковом пространстве бывшего СССР. Язык в контексте общественного развития.-М" 1994, — 168 с.
- Многонациональный Татарстан (Информационно-справочный материал).-Казань, 1993.- 180 с.
- Москалев A.A. Национально-языковое строительство в КНР (80-е годы)/ Рос. Акад. Наук. Ин-т Дальнего Востока- Отв. Ред. М. В. Крюков.- М.: Наука, 1992, — 183 с.
- Национальная доктрина развития российского образования// Народное образование, — М.- 1996.- № 7, — С. 10−15.
- Национальная школа: социально-педагогические проблемы/ Под ред. С.Г. Вершловского-- СПб., 1997.- 87 с.
- Нугаев М.А., Нугаев P.M. Проблема идентичности в контексте модернизации общественной жизни// Проблема культурной идентичности/ Матер, междунар. теорет. семинара/ Сост. Т. М. Шатунова, — Казань: Изд-во «Экоцентр», 1998,-С. 68−73.
- Панферова В.В. Социология образования// Социально-политический журнал.- 1996, — № 4.- С. 121−133.
- Петров Н.В. Что такое полиэтнизм? (Территориально-этнические притязания и конфликты на территории бывшего СССР)// ПОЛИС.- 1993.-№ 6,-С. 6−15.
- Подопригора В.Н., Краснопевцева Т. И. Русский вопрос в современной России// Вопросы филиософии.- 1995.- № 6.- С. 65−74.
- Поздняков Э.А. Нация. Национализм. Национальные интересы, — М.: АО Издательская группа «Прогресс"-"Культура», 1994, — 128 с.
- Политические процессы и движения в национальных республиках Поволжья и Приуралья: История и современность: Мат. межвуз. науч. конф.- Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 1994.- 147 с.
- Права человека и межнациональные отношения: Сб. ст./ Рос. АН, Ин-т государства и права- Отв. ред. Е. А. Лукашева, — М.: ИГПАН, 1994.- 132 с.
- Проблемы двуязычия в многонациональном социалистическом государстве (Республ. сборник).- Ставрополь, 1977.- 81 с.
- Равио Ж.-Р. Типы национализма, общество и политика в Татарстане// Полис.- 1992.- № 5−6.- С.42−59.
- Родной язык национальный язык — государственный язык// Вестник Московского университета. Сер. 9.- 1990.- № 5.- С. 49−54.
- Российская Федерация: обновление национальной жизни и межнационального взаимодействия.- Казань: Изд-во Казан, государствен, техн. ун-та, 1996.- 160 с.
- Россия и Татарстан: проблемы национальной политики.- Казань, 1996.157 с.
- Руткевич М.Н. Изменение социальной роли общеобразовательной школы в России// СОЦИС, — 1996.- № 11.- С. 53−61- № 12.- С. 58−69.
- Сабирова А.К. Тернистый путь к суверенитету// Научный Татарстан.-1997.-№¾.-С. 23−24.
- Савва М. Равные возможности при равной суверенности и ответственности// Международная жизнь.- 1995.- № 1.- С. 54−57.
- Сагитова Л.В. Этничность в современном Татарстане.- Казань: Издательство «Татполиграф», 1998.- 184 с.
- Сигуан М., Макки У. Ф. Образование и двуязычие: Пер. с фр, — М.: Педагогика, 1990, — 180 с.
- Силласте Г. Русская семья в новой межнациональной ситуации// СОЦИС.-1995.-№ 3.-С. 101−109.
- Скворцов Н.Г. Этничность: социологическая перспектива// СОЦИС.- 1999.-№ 1, — С. 21−31.
- Современные национальные процессы в республике Татарстан: Сб. / Рос. АН, Казан, науч. центр, Ин-т яз., лит. и ист. им. Г. Ибрагимова/.- Казань. Вып. 1, — 1992, — 140 с.
- Солнцев В.М., Михальченко В. Ю. Национально-языковые отношения в России на современном этапе// Языковая ситуация в Российской Федерации, — М., 1992.- С. 7−12.
- Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество.- М., 1992, — 475 с.
- Социальное и национальное. Опыт этносоциологических исследований по материалам Татарской АССР.- М.: Наука, 1973.- 330 с.
- Социальное развитие СССР. 1989: Ст. сборник.- М., 1991, — 238 с.
- Столяров М.В. Федерализм западного образца (Впечатления о стажировке в бельгийской Фландрии)// Научный Татарстан.- 1998.- № 1.- С. 39−45.
- ЮЗ.Табейкина Е. К. Ценностные ориентации студенчества в национальном вопросе// Межэтнические и межконфессиональные отношения в Республике Татарстан: Материалы науч.-практ. конф.- Казань. Ч. 2, — 1993.-С. 197−200.
- Тагиров Э. Молодежь и смена цивилизаций// Советская Татария.- 1993.- 2 марта.
- Татарстан на перекрестке мнений: проблемы, тенденции, перспективы.-Казань: Изд. Верховного Совета Респ. Татарстан, 1993.- 175 с.
- Тенденции социокультурного развития России. 1960−1990-е гг./ Отв. ред. И. А. Бутенко, К. Э. Разлогов. Российский институт культурологии МК РФ и РАН, — М.: ТОО «Фирма ПАИМС», 1996, — 508 с.
- Титова Т.А. Этническое самосознание в национально-смешанных семьях.-Казань: Форт-Диалог, 1999.- 164 с.
- Тухватуллин P.M. Язык как национальная ценность// СОЦИС.- 1997, — № 8, — С. 47−49.
- Ургалкин Ю. Российский федерализм в этносоциальном и региональном подходах// Регионология.- 1995.- № 6.- С. 16−27.
- Философия образования: Сб. науч. ст.- М.: Фонд «Новое тысячелетие», 1996.-288 с.
- Хамзина Г. Р. Равноправное функционирование двух официальных языков важный фактор благоприятного развития русско-татарских отношений в Республике Татарстан// Пути общественного развития страны.- Казань: Изд-во КГТУ, 1995.-С. 93−101.
- Хамзина Г. Р. Этнический конфликт в социокультурном контексте: Дис. .канд. соц. наук.- Казань, 1996.- 155 с.
- Харисов Ф. Проблемы возрождения и сохранения языков этносов в поликультурном обществе// Магариф.- 1998.- № 9.- С. 49−51.
- Пб.Харисов Ф. Ф. Национальная культура в учебно-воспитательном процессе. -Казань: Тан-Заря, 1996.- 138 с.
- Харисов Ф.Ф. Пути становления национальной школы// Научный Татарстан, — 1997.- № ¾.- С. 79−82.
- Хасанов Б.Х. Национальные языки, двуязычие и многоязычие: поиски и перспективы. Алма-Ата: Казахстан, 1989. — 133 с.
- Хасанов М.Х. Актуальные проблемы национального возрождения татарского народа// Научный Татарстан.- 1997.- № ¾.- С. 5−10.
- Хасанов Р. Динамика этнополитических конфликтов в постсоветском пространстве: Дис. канд. соц. наук.- Казань, 1998.- 127 с.
- Шарыпова Н.Х. Проблема изучения татарского языка в республике// Межэтнические и межконфессиональные отношения в Республике Татарстан: Материалы науч.-практ. конф.- Казань. Ч. 2.- 1993.- С. 193−194.
- Шереги Ф.Э. и др. Социология образования: прикладной аспект.- М.: Юристъ, 1997.-301 с.
- Экба Н.Б. Взаимовлияние языков и развитие двуязычия в национальной школе: Пособие для учителя.- СПб.: Отд-ние изд-ва «Просвещение», 1993.223 с.
- Этнокультурные процессы в национально-смешанной среде.- М., 1989.220 с.
- Юлдашбаев Ю.Х. Национально-русское двуязычие в Республике Башкортостан в современных условиях: Автореф. дис. канд. ист. наук.-Уфа, 1997.-21 с.
- Юсупов P.A. Развитие двуязычия в Татарстане в новых социально-политических условиях// Проблема самодостаточности этносов: теоретико-методологические вопросы. Выпуск 2.- Казань: изд-во Казанского Университета, 1998.- С. 95−99.
- Ягафарова Р.Х. Проектирование содержания татарско-русского и русско-татарского двуязычия студентов педагогических колледжей Республики Татарстан: Автореф. дис. канд. пед. наук.- Казань, 1997.- 28 с.
- Язык и национализм в постсоветских республиках.- М., 1994. 197 с.
- Языковые ситуации и взаимодействие языков.- Киев, 1989.- 203 с.
- Aarons A. Linguistic-cultural differences and American education, in Florida FL Reporter 7, 1969, p. 75−91.
- Abrahams R. Troike R. Language and Culture Diversity in American Education. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1972, 289 p.
- Allardt E. Culture, structure, and revolutionary ideologies, in International Journal of Comparative Sociology 12, 1971, p. 24−40.
- Andersson T. and Boyer M. Bilingual Schooling in the United States. Austin, Texas: Southwest Educational Development Laboratory, 1970, 456 p.
- Andres F. Language relations in multilingual Switzerland, in Multilingua 9(1), 1990, p. 11−45.
- Artigal J.M. Catalan and Basque immersion programmes, in H. Baetens Beardsmore (ed.) European Models of Bilingual Education. Clevedon, 1993, p. 56−78.
- Artigal J.M. The Catalan Immersion Program: A European Point of View. Norwood, NJ, 1991, 304 p.
- Baetens Beardsmore H. (ed.) European Models of Bilingual Education. Clevedon, 1993, 372 p.
- Balcer C. Bilingual education in Wales, in H. Baetens Beardsmore (ed.) European Typologies of Bilingual Education. Clevedon, 1993, p. 79−92.
- Baker C. Key Issues in Bilingualism and Bilingual Education. Clevedon, 1988, 291 p.141 .Baker C. Foundations of Bilingual Education and Biligualism, 1993, 319 p.
- Banks J.L. Multiethnic Education. Theory and Practice, 1988, 412 p.
- Barth F. (ed.) Ethnic Groups and Boundaries. Boston: Little, Brown and Company, 1969, 405 p.
- Bennigsen A., Wimbush S. Muslim National Communism in the Soviet Union, Chicago, 1979, 287 p.
- Bloomfield L. Language. NY: Holt, 1933, 190 p.
- Boudon R. Education, Opportunity, and Social Inequality Changing Prospects In Western Society, NY: Wiley-Interscience, 1974, 164 p.
- Bourdieu P. and Passeron J.-C. Reproduction in Education, Society and Culture. London, 1977, 320 p.
- Bowles S. and Gintis H. Schooling in Capitalist America: Educational Reform and the Contradictions of Economic Life. NY: Basic Books, 1975, 416 p.
- Bowles S., Gintis H. and Meyer P. Education, IQ and the legitimation of the social division of labor, in Berkely Journal of Sociology 20, 1975, p. 25−37.
- Bushnell D.S. and Rappaport D. (eds) Planned Change in Education: A Systems Approach. NY: Harcourt, Brace, Jovanovich, 1971, 501 p.
- Byrd S. Bilingual Education: Report on the International Bilingual-Bicultural Conference, ADFL-Bulletin of the Association of Departments of Foreign Languages 6, 1974, p. 12−19.
- Camilleri C. Cultural Anthropology and Education, 1995, 156 p.
- Carnoy M. Education and Cultural Imperialism. NY: David McKey, 1974, 325 p.
- Cazden C.B. and Snow C.E. (eds) English Plus: Issues in Bilingual Education. London, 1990, 383 p.
- Cf. Lode Class The Process of Federalization in Belgium, Delta, 1963, 149 p.
- Cicourel A. The acquasition of social structure: towards a developmental sociology of language and meaning, in J. Douglas (ed.) Existential Society. NY: Appliton, 1970, p. 112−135.
- Cohen A. and Swain M. Bilingual education: The «Immersion Model» in the North American context, in TESOL Quarterly 10/1, 1976, p. 45−53.
- Collins R. Functional and conflict theories of educational stratification, in American Sociological Review 36, 1971, p. 102−108.
- Conklin N. And Lourie M. A Host of Tongues. NY: The Free Press, 1983, 359 p.
- Coser L. The Functions of Social Conflict. NY: The Free Press, 1956, 188 p.
- Cummins J. Empowering minority students: A framework for intervention, in Harvard Educational Review 56 (1), 1986, p. 18−36.
- Cummins J. The influence of bilingualism on cognitive growth: a synthesis of research findings and explanatory hypothesis, in Working Papers on Bilingualism No.9, 1976, p. 3−43.
- Dahrendorf R. Class and Class Conflict in Industrial Society. Stanford: Stanford University Press, 1959, 229 p.
- Dehaene J.L. Belgium is a Federal State, composed of Communities and Regions. Brussels. Press Conference of 17th February 1993, p. 10−16.
- Delgado-Gaitan C. and Trueba H. Crossing Cultural Borders: Education for Immigrant Families in America. NY, 1991, 113 p.
- Diebold A.R. Incipient bilingualism, in D. Hymes (eds) Language in Culture and Society. NY: Harper & Row, 1964, 235 p.
- Elazar D. and Friedman M. Moving Up: Ethnic Succession in America. NY: Institute on Pluralism and Group Identity of the American Jewish Committee, 1976, 171 p.
- Ervin-Tripp S. Language Acquisition and Communicative Choice. Stanford: Stanford University Press, 1973, 331 p.
- Ferguson C. Diglossia, in Word 15, 1959, p. 41−55.
- Ferguson C.A., Houghton C. And Wells M.H. Bilingual education: An International Perspective, in B. Spolsky and R. Cooper (eds) Frontiers of Bilingual Education. Rowley, 1977, p. 99−110.
- Finocchiaro M. and King P. Bilingual Readiness in Earliest School Years. Washington DC: Office of Education, 1966, 296 p.
- Fishman J.A. Language and Ethnicity in Minority Sociolinguistic Perspective. Clevedon, 1989, 454 p.
- Fishman J. and Lovas J. Bilingual education in sociolinguistic perspectives, in TESOL Quarterly 4, 1970, p. 215−222.
- Fishman J. Bilingual Education: The State of Social Science Inquiry. Manuscript. Center for Applied Linguistics, 1976, 130 p.
- Fishman J.A. Bilingual Education. An International Sociological Perspective. Rowley, 1976, 163 p.
- Fishman J.A. Bilingualism and biculturalism as individual and as societal phenomena, in Journal of Multilingual and Multicultural Development 1, 1980, p. 3−15.
- Fishman J.A. Language and Ethnicity in Minority Sociolinguistic Perspective. Clevedon: Multilingual Matters, 1989, 622 p.
- Fishman J.A. On the Limits of Ethnolinguistic Democracy. A Contribution to the International Symposium on Linguistic Human Rignts. Tallin. 1991, p. 13−14.
- Fishman J. A. The Sociology of Language. Rowley: Newbury House, 1972, 377 p.
- Fishman J.A. Who speaks what language to whom and when? La Linguistique, 1965, 224 p.
- Freire P. Education for Critical Consciousness. NY: Seabury Press, 1973, 38 p.
- Friedman J. Cultural Identity and Global Process, Redwood Books, Trowbridge, Wiltshir, 1996, 270 p.183 .Friedman J. Regional economic policy for developing areas, in Regional Science Association Papers 4, 1963, pp. 42−65.
- Gaarder B. Political Perspective on Bilingual Education. Manuscript, 1975,: 247 p.
- Garfmkel H. Studies in Ethnomethodology. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1967, 336 p.
- Gefferd H. The Current Status of US Bilingual Education Legislation. Arlington, Va.: Center for Applied Linguistcs, 1975, 407 p.
- Gellner E. Nations and Nationalism. Oxford, 1983, 394 p.
- Goffman E. Encounters. Indianapolis: Bobbs-Merrill, 1961, 205 p.
- Goffman E. The Presentati
- Goodman P. Growing Up Absurd. NY: Alfred Knopf, 1960, 149 p.
- Gramsci A. The Modern Prince. London: Lawrence and Wishart, 1957, 261 p.
- Graubard A. Free the Children: Radical Reform and the Free School Movement. NY: Pantheon Books, 1972, 104 p.
- Grimshaw A. Rules, social interactions, and language behavior, in TESOL Quarterly 7/2, 1973, p. 99−115.
- Hebert R. Summary Academic Achievement and Language Instruction Among Franko-Manitoban Pupils. Manuscript. Report to the Manitoba Department of Education, 1976, 122 p.
- Herrnstein R. IQ. Atlantic Monthly, 1971, 255 p.
- Hill-Burnett J. Commentary: paradoxes and dilemmas, in Anthropology and Education Quarterly 7, 1976, p. 23−37.
- Hoff G.R. Multicultural education in Germany. Policies related to multicultural education, in Education in Europe: An Intercultural Task, 1995, p. 451−468.
- Homans G.C. The Human Group. NY: Harcourd, Brace and World, 1950,415 p.
- Hornberger N.H. Extending enrichment bilingual education: Revisiting typologies and redirecting policy, in O. Garcia (ed.) Bilingual Education: Focusschrift in Honor of Joshua A. Fishman, Volume 1. Amsterdam/Philadelfia, 1991, p. 11−35.
- Housen A. and Baetens Beardsmore H. Curricular and extra-curricular factors in multilingual education, in? SLA 9, 1987, p. 83−102-
- Hymes D. Bilingual education: linguistic vs. sociolinguistic bases, in J. Alatis (ed.) Bilingualism and Language Contact. 21st Annual Roundtable, Georgetown University, 1970, p. 110−129.
- Jensen A. How can we boost IQ and scholastic achievement?, in Harvard Educational Review 39/1, 1969, p. 69−80.
- Jones C. Europe, Europeans and Intercultural Education, in Education in Europe: An Intercultural Task, 1995, p. 417−422.
- Kjolseth R. Bilingual education programs in the United States: for assimilation or pluralism?, in B. Spolsky The Language Education of Minority Children. Rowley, Mass.: Newbury House, 1972, p. 167−184.
- Kymlicka W. Liberalism, Community and Culture, 1997, 338 p.
- Kymlicka W. Multicultural citizenship. A Liberal Theory of Minority Rights, Oxford: Oxford University Press, 1995, 401 p.
- Lambert W. and Tucker R. Bilingual Education of Children: The St. Lambert Experiment. Rowley, Mass.: Newbury House, 1972, 192 p.
- Larkin R. W. Pattern maintenance and change in education, in Teachers College Record 72/1, 1970, p." 111−119.
- LebrunN. and Baetens Beardsmore H. Trilingual education in the Grand Duchy of Luxembourg, in H. Baetens Beardsmore (ed.) European Models of Bilingual Education. Clevedon, 1993, p. 33−50.
- Leman J. Bicultural programs in the dutch-language school system in Brussels, in H.B. Beardsmore (ed.) European Models of Bilingual Education, 1992, p. 98 107.
- Lenski G. Power and Privilege: A Theory of Social Stratification. NY: McGraw-Hill, 1966, 266 p.
- Lewis E.G. Bilingualism and bilingual education: The ancient world of the Renaissence, in B. Spolsky and R.L. Cooper (eds) Frontiers of Bilingual Education. Rowley, 1977, p. 9−22.
- Lieberson S. Language and Ethnic Relations in Canada. NY: Willey, 1970, 308 p.
- Lindholm K.J. Directory of Biligua Education Programs (Monograph No 8). Los Angeles, 1987, p. 70−85.
- Mackey W. F. A typology of bilingual education, in Foreign Language Annals 3, 1970, p. 596−608.
- Mackey W.F. The importation of bilingual education models, in J. Alatis (ed.) Georgetown University Roundtable International Dimensions of Education. Washington, DC, 1978, p. 201−230.
- Mallinson V. Power and Politics in Belgian Education, 1963, 231 p.
- Marin P. The Limits of Schooling. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1975, 503 p.
- Mehan H. Language using abilities, in Language Sciences No.22, 1972, p. 5769.
- Merton R.K. Social Theory and Social Structure. NY: The Free Press, 1957, 532 p.
- Mestenhauser J.A. Neglected: intercultural perspectives on educational transition as intercultural task, in Education in Europe: An Intercultural Task, 1995, p. 422−427.
- Panel-Discussion, in Education in Europe: An Intercultural Task, 1995, p. 523 556.
- Parsons T. Evolutionary universals, in American Sociological Review 29, 1964, p. 339−357.
- Parsons T. The school class as a social system, in Harvard Educational Review 27, 1959, p. 261−268.
- Parsons T. The Social System. NY: The Free Press, 1951, 257 p.
- Parsons T. Theories of Society. NY: The Free Press, 1961, 389 p.
- Paulston C.B. Linguistic and communicative competence, in TESOL Quarterly 8/4, 1974, p. 9−16.
- Paulston C.B. Sociolinguistic Perspectives on Bilingual Education. Clevedon, 1992, 282 p.
- Paulston R.G. Conflicting Theories of Social and Educational Change: A Typological Review. Pittsburgh, Pa.: University Center for International Studies, 1976, 151 p.
- Pelto P. Anthropological Research: The Structure of Inquiry. NY: Harper and Row, 1970, 336 p.
- Philips S. Acquisition of rules for appropriate speech usage, in J. Alatis (ed.) Bilingualism and Language Contact. 21st Annual Roundtable, Georgetown University, 1970, p. 142−153.
- Ruiz R. Orientations in language planning, in NABE Journal 8 (2), 1984, p.15−34.
- Sankoff G. Language use in multilingual societies, in J.B. Pride and J. Holmes (eds) Sociolinguistics- Selected Readings. Harmondsworth: Penguin, 1972, p. 3−18.
- Sarkela T. and Kuusinen J. The connection between the instruction given in one’s mothertongue and the ability in languages, 1975, 135 p.
- Schermerhorn R.A. Comparative Ethnic Relations: A Framework for Theory and Research. NY: Random House, 1970, 244 p.
- Schooling in Modern European Society, 1995, 410 p.
- Sierra J. and Olaziregi I. EIFE 2. Influence of factors on the Learning of Basque. Gasteiz, Spain, 1989, 307 p.
- Smelser N.J. Sociological Theory: A Contemporary View. NY: General Learning Press, 1971, 380 p.
- Spolsky B. A Model for the Description, Analysis, and Perhaps Evaluation of Bilingual Education. NM: University of New Mexico Press, 1974, 177 p.
- Spolsky B. American Indian Bilingual Education. Albuquerque, NM: University of New Mexico Press, 1974, 106 p.
- Spolsky B. Language and bicultural education, in Research Quarterly, 2(4), p. 18−32.
- Stern H.H. Introduction, in M. Swain (ed.) Bilingual Schooling. Toronto: OISE, 1972, p. 5−13.
- Stern H.H. Fundamental Concepts of Language Teaching. Oxford: Oxford University Press, 1983, 278 p.
- Sting S. Education between interculturality and national orientation, in Education in Europe: An Intercultural Task, 1995, p. 433−441.
- Stubbs M. Educational language planning in England and Wales: Multicultural rhetoric and assimilationist? iptions, in F. Coulmas (ed.) A Language Policy for the European Community. NY: Moutin de Gruyter, 1991, p. 163−179.
- Swain M. Bibliography: Research on immersion education for the majority child, in The Canadian Modern Language Review 32, 1976, p. 592−596.
- Swain M. Evaluation of bilingual education programs: problems and some solutions. Paper presented at the XX Annual Convention of the Comparative and International Education Society, Toronto, 1976, 56 p.
- Tosi A. High-status and low-status bilingualism in Europe, in Journal of Education 173 (2), 1991, p. 25−37.
- Tucker R. Summary: Research conference on immersion education for the majority child, in M. Swain and M. Bruck (eds) Canadian Modern Language Review 32, 1976, p. 67−89.
- Turner P.R. Bilingualism in the Sourthwest. Tuscon: University of Arizona Press, 1973,397 p.
- US Commission on Civil Rights. A Better Chance to Learn: Bilingual Bicultural Education. Washington, DC: US Government Printing Office, 1975, 177 p.
- Val R. Lorwin Belgium: Religion, Class, and Language in National Politics, in R.A. Dahl (ed.) Political oppositions in Wester Democracies, London, 1966, 208 p.
- Verhoeven J.C. Education and inter-group relations in Belgium, in ESRC Seminar Series, 1994, 41 p.
- Verhoven J.C. Belgium: Linguistic Communalism, Bureaucratisation, and Democratisation, in H. Daalder, E. Shils Universities, Politicians and Bureacrats. Europe and Inited States. Cambridge, 1982, p. 125−171.
- Verhoeven J.C. Key issues in educational policy for secondary schools in Federated Belgium, in Journal for Education Policy 7(1), 1992, p. 99−107.
- Verhoeven J.C., Beuselinck I. Educational Research in Flanders, in Education and Social Integration, 1996, p. 10−26.
- Wallace A. Revitalisation movements, in American Antropologist 59, 1956, p. 47−54.
- Wallace A. Schools in revolutionary and conservative societies, in F.A.J. Ianni (ed.) Conflict and Change in Education. Glenview: Scott, Foresman and Company, 1975, p. 31−46.
- Ward L. Evolution of Social Structures, in American Journal of Sociology 10, 1904, p. 589−605.
- Wulf C. (Ed.) Education in Europe: An Intercultural Task, Network Educational Science, Amsterdam.- Munster- New York: Waxmann, 1995, 568 p.
- Zeitlin I. Ideology and the Development of Sociological Theory. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1968, 125 p.