Искусство импровизации в джазе последней трети XX столетия: к проблеме звукоидеала
Диссертация
Импровизации как проблеме посвящены исследования различной направленности — труды, характеризующие ее как творческий метод (К. Дальхаус (271), Э. Феранд (275), Ю. Глущенко (54), А. Колосов (99), Н. Руссу (171), Б. Сайфуллаев (174), А. Толщин (207- 208), Е. Шпаковская (248) и др.), как способ организации музыкального материала в традиционной музыке (Ю. Бойко (28- 33), Т. Джани-заде (63- 64), В… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Проблема импровизации в современном искусствознании
- 1. 1. Импровизация в современной художественной практике
- 1. 2. Психо-социальные аспекты импровизационного творчества
- 1. 3. Импровизационное творчество в русле современной эстетики
- 1. 4. К определению понятия музыкальной импровизации
- Глава II. Традиции импровизационного исполнительства в музыкальных культурах
- II. 1. Импровизация в европейской музыкальной культуре
- II. 2. Импровизационное творчество в музыке неевропейских культур
- II. 3. Импровизация в джазе и массовых жанрах
- Глава III. Звукоидеал джаза
- III. 1. Проблема звукоидеала в современной музыкальной практике
- III. 2 Особенности звукоидеала джаза
- III. 2. 1 Становление звукоидеала джаза
- III. 2.2. Особенности музыкального языка джаза
- III. 3. Инструментарий джаза и его трактовка
- III. 3.1. Классификация инструментов джаза
- III. 3.2. Особенности трактовки инструментов в джазе
- III. 4. Взаимодействие вокального и инструментального исполнительства в джазе
- IV. 1. Общие тенденции взаимодействий европейских и восточных музыкальных культур
- IV. 2. Примеры взаимодействий европейских и восточных музыкальных традиций в джазовой практике последней трети XX столетия
Список литературы
- Абдулнасырова Д. А. Татарская народная скрипичная традиция: модус культуры и музыкальный феномен: дис. канд. искусствоведения Рукопись. СПб., 1999.-181 с.
- Аванесова Г. А. Художественно-творческая деятельность как компонент социокультурной динамики: автореф. дис. канд. искусствоведения М., 1992.-46 с.
- Агафонова А. Г. Творчество крепостных как социокультурный феномен в художественной культуре России XVIII первой половины XIX веков: автореф. дис. канд. культурологии. — М., 2002. — 18 с.
- Алиев Г. А. Художественное творчество в контексте взаимодействия культур (на материале хореографического искусства Азербайджана): автореф. дис. докт. культурологии. М., 2002.-44 с.
- Алкон Е. М. Музыкальное мышление Востока и Запада: Континуальное и дискретное: автореф. дис. докт. искусствоведения. Владивосток: ДВИИ, 2002. -45 с.
- Андреева О. А. Риск и импровизация как моменты творчества (философский анализ): автореф. дис. канд. филос. наук. Р-н-Д.: РГУ, 1989. — 23 с.
- Ансерме Э. Статьи о музыке и воспоминания. М., 1986. — 225 с.
- Артановский С. Н. Историческое единство человечества и взаимное влияние культур. М.: Просвещение. 1967. — 33 с.
- Артановский С. Н. Проблема единства и множественности культур в современной этнографии. М.: Наука, 1964. — 11 с.
- Асафьев. Б. В. Музыкальная форма как процесс. JI.: Музыка, 1971.- 376 с.
- Атитанова Н. В. Танец как смысловая универсалия: от выразительного движения к движению смыслов: автореф. дис. канд. искусствоведения. Саранск, 2000.-22 с.
- Барбан Е. Джазовая импровизация (к проблеме построения теории) // Советский джаз. Проблемы. События. Мастера. / сост. и ред. А. и О. Медведевы. М.: Советский композитор, 1987. — С. 162−183.
- Барбан Е. Эстетические границы джаза // Советский джаз. Проблемы. События. Мастера / сост. и ред. А. и О. Медведевы. М.: Советский композитор, 1987. -С. 96−113.
- Барбан. Е. Как беззаконная комета // Советский джаз. Проблемы. События. Мастера. / сост. и ред. А. и О. Медведевы. М.: Советский композитор, 1987. — С. 220−227
- Баренбойм Л. А. Путь к музицированию. 2-е изд., доп. — Л.: Сов композитор, 1979.-352 с.
- Баташев А. Н. Искусство джаза в музыкальной культуре // Советский джаз. Проблемы. События. Мастера. / сост. и ред. А. и О. Медведевы. М.: Советский композитор, 1987. — С. 80−95
- Баташев А. Н. Феномен импровизации // Советская музыка. 1987. — № 2. -С. 46−49
- Баташев А. Н. Советский джаз. М., 1972. — 173 с.
- Беличенко С. А. Формирование новосибирской джазовой школы: автореф. дис. канд. искусствоведения. Новосибирск: НГК, 2005. — 24 с.
- Береговский М. Я. Еврейская народная инструментальная музыка. М.: Советский композитор, 1987. — 290 с.
- Бернстайн JI. Музыка всем. — М.: Советский композитор, 1978. — 261 с.
- Бирюков С. Импровизационность в музыке // Советская музыка. 1977. -№ 3.-С.113−118
- Бодки Э. Об интерпретации клавирных произведений И. С. Баха. М.: Музыка, 1989. — 388 с.
- Бойко Ю. Е. Народная инструментальная музыка и джаз // Теоретические проблемы народно-инструментальной музыки / Гл. ред. И. Мациевский. М., 1974. -С. 185−187
- Бойко Ю.Е. Современное состояние народных музыкальных инструментов и инструментально-вокальной музыки русского Северо-Запада: дис. канд. искусствоведения. Л., 1982. — 174 с.
- Бойко Ю. Е. О методике фиксации инструментальной музыки // Методы изучения фольклора: сб. ст. / отв. ред. В. Е. Гусев. Л.: ЛГИТМиК, 1983. — С. 73−79
- Бойко Ю. Е. О вокальном инструментализме // Инструментоведческое наследие Е. В. Гиппиуса: Материалы Международного инструментоведческого симпозиума, посвященного 100-летию Е. В. Гиппиуса / Ред. Д. Абдулнасырова. СПб.: РИИИ, 2003 .-С. 104−108
- Бойко Ю. Е. К проблеме взаимодействия фольклора и фольклоризма. // Михайловская Пушкиниана: сб. ст. по мат. семенара-практикума «Ресурсы цивилиза-ционного туризма». Вып. 34. — Пушкинские Горы — Москва, 2004. — С. 260−278
- Браславский Д. Аранжировка для эстрадных ансамблей и оркестров. М.: Музыка, 1974. — 392 с.
- Браудо И. Артикуляция: О произношении мелодии. 2-е изд. — Л., 1973. -196 с.
- Бриль И. Основы джазовой импровизации на фортепиано: учеб.-метод. пособие для муз. училищ. М., 1976. — 75 с.
- Бродова И. А. Музыкальный жанр как форма социальной памяти в культуре // Информационное общество: Культурологические аспекты и проблемы. Краснодар, 1997. — С. 202−205
- Васильев А. 3. Генологические проблемы художественной культуры (к методологии изучения жанра) // Художественная культура и искусство. Методологические проблемы / Отв. ред. В. Е. Гусев. Л.: ЛГИТМиК, 1987. — С. 122−136
- Васильченко Е. В. Культуры народов мира. М.: РГУДН, 2001. — 408 с.
- Вербицкий В. И. Алтайские инородцы: Сб. этногр. статей и исслед. алтайского миссионера, протоирея В. И. Вербицкого / ред. А. А. Ивановский. Горно-Алтайск, 1993. — 268 с.
- Власова Г. Б. Рок-культура феномен 20 века: автореф. дисс. канд. филос. наук. — Р-н-Д.: РГУ, 2001. — 20 с.
- Волкова Р. А. Постмодернизм: новые ценности // От современности к постмодернизму: сб. ст. / ред. В. П. Воробьев. Пенза, 2000. — С. 9−14.
- Выготский Л. С. К вопросу о психологии творчества актера. // Психология сценических чувств актера / сост. П. М. Якобсон. М.: Худож. Лит., 1936. — С. 197 212
- Выготский Л. С. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987. — 314 с.
- Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Искусство, 1991.-90 с.
- Гаранян Г. Аранжировка для эстрадных инструментальных и вокально-инструментальных ансамблей. 2-е изд., доп. — М.: Музыка, 1986. — 224 с.
- Галицкая С. П. Теоретические вопросы монодии. Ташкент: ФАН, 1981. -92 с.
- Галицкий А. Р. Музыкальный язык джазового творчества Дэйва Брубека: автореф. дис. канд. искусствоведения. СПб., СПбГК, 1999. — 23 с.
- Герасимова И. А. Философское понимание танца // Вопросы Философии.1998.-№ 4.-С. 50−64
- Герцман Е. Что сказал апостол Павел? // Музыкальная академия. 1995. — № З.-С. 168−170
- Гиппиус Е. В. Общетеоретический взгляд на проблему каталогизации народных мелодий // Актуальные проблемы современной фольклористики / Ред. Гусев В. Е. Л.: ЛГИТМиК, 1980. — С. 23−36
- Гиршон А. Танцевальная импровизация. Теория, история и практика. М., 1999.- 118 с.
- Глущенко Ю. П. Импровизация как категория музыкального исполнительства: автореф. дис. канд. искусствоведения. Киев: КГК им. П. И. Чайковского, 1990. -17 с.
- Гоголев К. Н. Мировая художественная культура. Универсальный словарь-справочник от «А» до «Я». М.: Фирма МХК, 2000. — 208 с.
- Грица С. И. Функциональный многоуровневый анализ народного творчества // Методы изучения фольклора: сб. ст. Л.: ЛГИТМиК, 1983. — С. 45−53
- Губкина Н. В. Немецкий музыкальный театр в Петербурге в первой трети XX века. СПб.: ДБ, 2003. — 563 с.
- Гуляницкая Н. С. Введение в современную гармонию. М., 1984. — 256 с.
- Далькроз Ж. (Жак-Далькроз Э.). Ритм. Его воспитательное значение для жизни и для искусства. 6 лекций. Пер. Н. Гнесиной. 2-е изд. микрофильм. — М.: Театр и искусство, 1922. — 120 с.
- Даниленко О. И. Культура общения и ее воспитание. Л., 1989. -101 стр.
- Джагацпанян К. А. Ритмика армянской музыки: автореф. дис. докт. искусствоведения М., 2001. — 34 с.
- Джани-заде Т. М. Мугам импровизация на лад // Современные методы исследования в музыкознании. — М., 1977. — С. 56−82
- Джани-заде Т. М. Проблемы мугамной импровизации // Профессиональная музыка устной традиции народов ближнего Востока. Ташкент, 1981. -С.184−194
- Джидарьян Н. А. Эстетическая потребность. М.: Наука, 1976. — 145 с.
- Добринская Е. И. Искусство и игра. Культурологический аспект проблемы. / Художественная культура и искусство. Методологические проблемы. / гл. ред. В. Е. Гусев. Л.: ЛГИТМиК, 1987. — С. 136−146
- Долгушина М. Ю. Культурологические аспекты музыкальной культуры тамбовщины: автореф. дис. канд. культурол. Тамбов, 2001. — 20 с.
- Еолян И. Р. Традиционная музыка Арабского Востока. М.: Музыка. 1990. -238 с.
- Еремина М. Ю. Роман с танцем. СПб.: Созвездие, 1998. — 80 с.
- Ершов П.М. Импровизация // Театральная энциклопедия / Гл. ред. П. А Марков. М.: СЭ, 1963. — т.2. — С. 869−870.
- Ефремов Е. В. Вариантность и импровизационность в фольклорном исполнительстве: (на материале традиционной песенной лирики Киевск. полесья): автореферат дис.. канд. искусствоведения. Киев: КГК им. П. И. Чайковского, 1989. -22 с.
- Зайцев Г. Б. История джаза. Екатеринбург: УГУ, 2001. — 121с.
- Захарова О. Риторика и западноевропейская музыка XVII—XVIII вв.. М., 1983.-78 с.
- Земцовский И. И. Проблема варианта в свете музыкальной типологии (опыт этномузыковедческой постановки вопроса) // Актуальные проблемы современной фольклористики / гл. ред. В. Гусев. Л.: ЛГИТМиК, 1980. — С.37−50
- Земцовский И. И. Введение в вероятностный мир фольклора. (К проблеме этномузыковедческой методологии) // Методы изучения фольклора / гл. ред. В. Лапин. -Л.: ЛГИТМиК, 1983. С. 15−30
- Земцовский И. И. Человек музицирующий Человек интонирующий — Человек артикулирующий // Музыкальная коммуникация. Проблемы музыкознания / гл. ред. Л. Березовчук. — СПб.: РИИИ, 1996. — Вып. 8. — С. 97−104
- Зинкевич Е. Метафоры музыкального постмодерна // Искусство XX века. Уходящая эпоха?: В 2 т. М., 2001. — Т. 2. — С. 259−270.
- Иконникова С. Н. Диалог о культуре. Л., 1987. — 203 с.
- Илиади А. Н. Природа художественного таланта. М., 1965. — 242 с.
- Импровизация // Большая Советская энциклопедия / ред. А. М. Прохоров. -М.: СЭ.-Т. 10.-С. 165
- Инструментоведческое наследие Е. В. Гиппиуса и современная наука. Материалы международного инструментоведческого симпозиума / Отв. ред. Д. Абдулна-сырова. СПб.: РИИИ, 2003. — 172 с.
- Исупова Т. С. Информационные аспекты музыкальной культуры // Информационное общество: Культурологические аспекты и проблемы. Краснодар, 1997. -С.191−194
- Каган М. С. Морфология искусства. Л.: Искусство, 1972. — 440 с.
- Каган М. С. Человеческая деятельность. (Опыт системного анализа). М.: Политиздат, 1974. — 328 с.
- Каган М. С., Хилтухина Е. Г. Методические принципы изучения взаимоотношения художественных культур Запада и Востока // Искусство в системе культуры: сб. ст. Л.: Наука, 1987. — С. 176−180
- Каган М. С. Хилтухина Е. Г. Проблема Запад Восток в культурологии. Взаимодействие художественных культур. — М.: Наука, 1994. — 158 с.
- Кадцын Л. М. Музыкальное искусство и творчество слушателя. Учебное пособие для ВУЗов. М.: Высшая школа, 1990. — 302 с.
- Каратыгина М.И. Неевропейские влияния в современной музыке и джазе // Популярная музыка и традиции неевропейских культур. Вып. 3. — М.: Информ-культура, 1989.-С. 21−40
- Каре А. История оркестровки. М., 1989. — 304 с.
- Кауэлл Г. Влияние Востока на музыку Запада // Музыка народов Азии и Африки. -Вып. 1. -М&bdquo- 1969.
- Квитка К. Избранные труды. Т 2. — М.: Советский композитор, 1973. — 423 с.
- Кинус Ю. Г. Импровизация и композиция в джазе: автореф. дис. канд. искусствоведения. Р-н-Д.: РГК, 2006. — 29 с.
- Киянов Б.: Воскресенский С. Руководство по инструментовке для эстрадных оркестров и ансамблей. М., 1966. — 220 с.
- Коваленко В. Г. Импровизация как форма музыкальной деятельности: автореф. дис. канд. искусствоведения Р-н-Д.: РГК, 1995. — 24 с.
- Коваленко О. Н. Теоретические проблемы стиля в джазовой музыке: автореф. дис. канд. искусствоведения. -М.: Гос. ин-т искусств., 1997. 22с.
- Кодай 3. Избранные статьи. М., 1982. — 288 с.
- Козлов А. Джаз, рок и медные трубы. М., 2005. — 766с.
- Коллиер Дж. Становление джаза. М.: Радуга, 1984. — 392 с
- Колосов А. С. Театральные формы джазовой импровизации: автореф. дис. канд. искусствоведения. СПб.: ЛГИТМиК, 1990. — 25 с.
- Конен В. Д. Значение внеевропейских культур для музыки XX века // Музыкальный современник: сб. ст. / ред. Данилевич Л. В. М.: СК, 1973. — С. 32−80
- Конен В. Д. Пути американской музыки. М., 1977. — 446с.
- Конен В. Д. Блюзы и XX век. М., 1980. — 81 с.
- Конен В. Д. Рождение джаза. М., 1990. — 320 с.
- Конен В. Д. Третий пласт. Новые массовые жанры в музыке 20 века. М.: М., 1994.- 159 с.
- Котовская М. Синтез искусств. Зрелищные искусства Индии. М., 1982. -255 с.
- Культуры в диалоге. Грани духовности: сб. научн. ст. в 2 т. / ред. А. С. Гагарин. Екатеринбург, 1994. — т. 2. — 155 с.
- Кущ В. С. Ритмоэнергетика информационных потоков «музыкального космоса» (проблема восприятия) // Информационное общество: Культурологические аспекты и проблемы. Краснодар, 1997. — С. 200 — 201
- Ландо века В. О музыке. М: Классика XXI века, 2005. — 368 с.
- Левин Л. И. Популярная музыка: К проблеме определения понятия // Ин-формкультура. Популярная музыка и традиции неевропейских культур. Пути развития и взаимодействия. М&bdquo- 1989. — Вып. 3. — С. 4 -21
- Леонтьева О. Т. Карл Орф. М.: Музыка, 1984. — 334 с.
- Лившиц Д. Р. Феномен импровизации в джазе: автореф. дис. канд. искусствоведения Н. Новгород, 2003. — 26 с.
- Лосев А. Ф. Музыка как предмет логики. М.: Тип. Иванова в Сергееве, 1927.-263 с.
- Лотман Ю. М. Структура художественного текста. М., Искусство, 1970. -384 с.
- Лотман Ю. М. Игра / Лотман Ю. М. Статья в БСЭ. М.: СЭ, 1972. -Т. 10.-С.31.
- Ма Кэ. Китайская народная песня // О китайской музыке. Статьи китайских композиторов и музыковедов. М., 1958. — С. 32−42
- Макейкина Н. Ю. Постмодернизм и культура // Постмодернизм: новые ценности: сб. ст / отв. ред. Воробьев В. П. Пенза, 2000. — С. 5−9
- Маклыгин А. Л. Музыкальные культуры среднего Поволжья. Становление профессионализма, автореф. дис. докт. искусствоведения М., 2001. — 46 с.
- Мальцев С. М. Шевченко Г. А. Опыт обучения детей гармонии и импровизации. / Вып. 1. Обучение в классе общего фортепиано хоровой студии ДМШ. Л.: ЛОЛГК. 1986.-60 с.
- Мальцев С. М. О психологии музыкальной импровизации. М., 1991. — 85 с.
- Мальцев С. М. Музыкальная импровизация как вид творческой деятельности. Теория, психология, методика, методика обучения: дис. докт. искусствоведения Рукопись. СПб.: ЛОЛГК, 1995. — в 2 т. — 787 с.
- Манилов В. Молотков В. Техника джазового аккомпанемента на шестиструнной гитаре. 2-е изд.: доп. и перераб. — Киев: Музычна Украина, 1984. -124 с.
- Манкевич И. А. Феномен художественной коммуникации в контексте культурологического знания: опыт построения концептуальной модели // Современные проблемы межкультурных коммуникаций: сб. ст / Отв. ред. Рашрагович Б. И. -СПб.: СПбГУКИ, 2005. С 68−76
- Маслоу А. Г. Мотивация и личность. М.: Смысл, 1999. — 424 с.
- Матвеев В.: Матвеева С. Эволюция музыкального авангарда и его отношения к публике // Современное буржуазное искусство. М., 1975. — С 246−247
- Матюхина М. В. Влияние джаза на профессиональное композиторское творчество Западной Европы первых десятилетий XX века: автореф. дисс. канд. искусствоведения. М.: МГК, 2003. — 24 с.
- Махлина С. Т. Взаимовлияние видов искусств // Музыка XX века в контексте культуры. СПб., 1995. — С. 5−24
- Махлина С. Т. Семиотика культуры и искусства. Опыт энциклопедического словаря: в 2 т. СПб., 2000. — 348 с.
- Мациевская В. И. Исполнительское искусство гуцульских скрипачей, автореф. дис. канд. искусствоведения СПб.: РИИИ, 2003. — 23 с.
- Мациевский И. В. Гуцульские скрипичные композиции: автореф. дис.. канд. искусствоведения Л., 1970. — 18 с.
- Мациевский И. В. О подвижности устойчивости структуры в связи с импро-визационностью. // Славянский музыкальный фольклор. СПб.: ЛГИТМиК, 1972. -С. 299−339
- Мациевский И. В. Народная инструментальная музыка как предмет науки и инспирации композиторского творчества // Теоретические проблемы народно-инструментальной музыки. М., 1974. — С. 12−20
- Мациевский И. В. Формирование системно-этнофонического метода в органологии // Методы изучения фольклора. JL: ЛГИТМиК, 1983. — С. 54−63
- Мациевский И. В. Отражение специфики иструментария в музыкальной форме народно-инструментальных композиций. // Проблемы традиционной инструментальной музыки народов СССР. Л.: ЛГИТМиК, 1986. — с 11−29.
- Мациевский И. В. Основные проблемы и аспекты изучения народных музыкальных инструментов и инструментальной музыки // Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка. В 2 ч. Ч. 1. — М., 1987. — С. 6−38
- Мациевский И. В. Народная инструментальная музыка как феномен традиционной культуры: автореф. дис. док. искусствоведения. Киев, 1990. — 47 с.
- Мациевский И. В. Традиционная инструментальная музыка народов Европы и Азии: Перспективы исследовательского сериала и консолидации инструментов // Вопросы инструментоведения. СПб.: РИИИ, 1993. — С. 29−35
- Мациевский И. В. О взаимосвязи инструментария и инструментальной музыки в процессе исторического развития культуры. // Вопросы инструментоведения. СПб., 1995. — Вып. 2. — С. 60−66
- Мациевский И. В. Традиционная инструментальная музыка и хореография: к проблеме системного противопоставления // Вопросы инструментоведения. СПб., 1997. — Вып. 3. — С. 75−79
- Мациевский И. В. О дифферинцированности морфологических доминант в традиционной музыке // Искусство устной традиции. Историческая морфология. -СПб.: РИИИ, 2002.-С. 12−38
- Мельникова Н. И. Фортепианное исполнительское искусство как культуро-творческий феномен, автореф. дис. докт. искусствоведения. Новосибирск, 2002. -48 с.
- Мигунов Н. И. Духовные сообщества как проблема теории культуры // Художественная культура и искусство. Методологические проблемы. Л.: ЛГИТМиК, 1987.-С. 99−111
- Михайлов Дж. К. Современные проблемы развития музыкальной культуры стран Азии и Африки. М., 1981. — 30 с.
- Михайлов Дж. К. Музыкальная культура Индии и ее место в современном мире: опыт системной типологизации // Традиции и современность в индийской музыке. М.: МГК. 1989. — С.23−37.
- Михайлов М. К. Стиль в музыке. Л.: Музыка, 1981. — 262 с.
- Мозер Г. И. Музыка средневекового города. Л., 1927. — 72 с.
- Молчанов В. В. О некоторых аспектах изучения психологии творчества на западе // Творческий процесс и художественное восприятие. Л.: Наука, 1978. — С. 190−200.
- Музыкальный энциклопедический словарь / Гл. ред. Г. В. Келдыш. М.: Сов. энцикл., 1990. — 672 с.
- Музыкальный словарь Гроува. / Пер. с англ.: ред. и доп. Л. О. Акопяна- М.: Практика, 2001. 1095 с.
- Мухамбетова А. И. Народные инструментальные культуры казахов. Генезис и программность в свете эволюции форм музицирования: автореф. дис. канд. искусствоведения.-Л., 1976−20 с.
- Назарова В. Т. Музыка 20 века. СПб.: СПбГУКИ, 2001. — 135 с.
- Николаева С. Некоторые аспекты анализа и реконструкции традиционного звукоидеала в учебном курсе музыкального ВУЗа // Вопросы инструментоведения:
- Материалы 5-ой Международной инструментоведческой конференции «Благодатов-ские чтения» / гл. ред. И. В. Мациевский. СПб.: РИИИ, 2004. — Вып. 5. — С. 211 219
- Овчинников Е. История джаза: в 2 ч. М. 1994. — 4.1. — 240 с.
- Озеров В. Ю. Словарь специальных терминов // Коллиер Д. JI. Становление джаза. М.: Радуга, 1984. — С. 357−377
- Олеников К. Аранжировка. Р-н-Д., 2003. — 110 с.
- Орджоникидзе Г. Некоторые характерные особенности национального стиля в музыке. // Музыкальный современник: сб. ст / Отв. ред. Данилевич JI. В. М., 1973 .-С. 144−170
- Орлов Г. Древо музыки. СПб-Вашингтон, 1992. — 409 с.
- Орлова Е. М. Интонационная теория Асафьева как учение о специфике музыкального мышления. М. 1984. — 302 с.
- Орлова Е. А. Популярная музыка: К проблеме определения понятия // Ин-формкультура. Популярная музыка и традиции неевропейских культур. Пути развития и взаимодействия. М. 1989. — Вып. 3. — С. 2−4.
- Переверзев. JI. От джаза к рок-музыке. // Конен В. Д. Пути развития американской музыки. М., 1977. — С. 365−391
- Передерий О. И. Развитие тембрового слуха в формировании музыканта: Автореф. дис. канд. пед. наук. СПб.: СПбГУКИ, 2003. — 17 с.
- Питерсон О. Джазовая одиссея. Автобиография. Скифия, Санкт-Петербург, 2007.-318 с.
- Подервянский П. Драматические игры: в 2 ч. СПб., 1996. — 331 с.
- Пономарев Я. А. Гаджиев Е. М. Закономерности общения в творческом коллективе // Психология творчества. Сб. ст / отв. ред. Пономарев Я. А. М., 1990. -С. 92−103
- Расултаев Ж. К. Узбекская традиционная инструментальная музыка: автореф. дис. докт. искусствоведения Ташкент. 2003. — 46 стр
- Рене С. В. Непрофессиональное музицирование как явление современной российской художественной культуры: автореф. дис. канд. искусствоведения -СПб., 2005. 24 с.
- Рогачев А. Г. Системный курс гармонии джаза. Теория и практика. М., 2003. -127 с.
- Розова Н. Вопросы исторической периодизации индийской культуры // Музыкальные традиции стран Азии и Африки. М., 1986. — С. 21−31
- Ромодин А. Исполнитель и традиция: Психолого-артикуляционные аспекты морфологии // Искусство устной традиции. Историческая морфология. СПб.: РИИИ, 2002.-С. 155−162
- Ромодин А. Музыкально-артикуляционные внетекстовые формы передачи фольклорной традиции // Механизм передачи фольклорной традиции. СПб.: РИИИ, 2004. — С. 26−38
- Рубаненко А. М. Социокультурный потенциал спонтанного танца: автореф. дис. канд. философии. Н. Новгород, 2002. — 26 с.
- Руссу Н. В. Субъект-объектные основания импровизации как вида творческой деятельности в хореографии: автореф дис. канд. фил. наук. Кемерово, 2006.-21 с.
- Рыбакова Е. JI. Развитие музыкального искусства эстрады в современной России: традиции, перспективы, исследования. СПб.: СПбГУКИ, 2006. — 280 с.
- Садыкова В. Н. Влияние особенностей инструмента на композицию азербайджанского мугама // Методы изучения фольклора. Д., 1983. — С.64−72
- Сайфуллаев Б. Импровизационно-творческая игра как метод организации массовой культурно-просветительской работы: автореф. дис. канд. пед. наук. Д.: СПбГАК, 1987. — 16 с.
- Салонов М. А. Музыкальная культура Кубы. К проблеме народных традиций в профессиональном композиторском творчестве, автореферат дис. канд. искусствоведения. М., 1977. — 21 стр.
- Сапонов М. А. Мензуральная ритмика и ее апогей в творчестве Гильома Машо // Проблемы музыкального ритма / Гл. ред. В. Н. Холопова М., 1978. — С. 749
- Сапонов М. А. Искусство импровизации. Импровизационные виды творчества в западноевропейской музыке средних веков и Возрождения. М.: Музыка, 1982.-77 с.
- Сапонов М. А. Устная культура как материал медиевистики // Проблемы музыкознания: Традиция в истории музыкальной культуры. Античность. Средневековье. Новое время / Гл. ред. В. Карцовник. Ленинград, 1989. — вып.З. — С. 58−72
- Сапонов М. А. Менестрели: очерки музыкальной культуры западного средневековья. -М.: Преет, 1996. -358 с.
- Сапронов П. А. Культурология: Курс лекций по теории и истории культуры. -СПб.: Союз, 1998.-559 с.
- Сарджент У. Джаз. Генезис. Музыкальный язык. Эстетика. М., 1987. — 338 с.
- Саульский Ю. Аранжировка для биг-бенда. М.: 2001. — 128 с.
- Свободов В. А. Становление и эволюция строя западноевропейских смычковых инструментов // Исполнительское искусство: виолончель, контрабас. (Труды ГМПИ. Вып. 99). М., 1988.- С. 26−40.
- Селиванов В. В. Искусство в системе художественной культуры // Художественная культура и искусство. Методологические проблемы / гл. ред. В. Е. Гусев. -Д.: ЛГИТМиК, 1987 .-С. 4−17
- Семенов Е. Каким быть лексикону джаза? // Советский джаз. Проблемы. События. Мастера. М.: Советский композитор 1987. — С. 143−161
- Сигети Й. Воспоминания и заметки скрипача. / ред. и вст. ст. Л. Гинзбург. -М., 1969.-306 с.
- Скоробогатченко А. В. Профессиональная народно-инструментальная ансамблевая культура Западного Поозерья (К проблеме звукоидеала в традиции Белорусов): дис. канд. искусствоведения. СПб., 1994. — 152 с.
- Скрипниченко Н. В. Импровизационность как фактор композиторского мышления (на примере клавирных произведений барокко): автореф. дисс. канд. искусствоведения, спец. 17.00.02. Магнитогорск: МГК, 1999. — 19 с.
- Смоктуновский И. М. Главное в синтезе искусств с точки зрения актера // Взаимодействие и синтез искусств: сб. ст / Ред-сост. Д. Благой. Л. 1978. — С. 234 -237.
- Советский джаз. Проблемы. События. Мастера. Сб. ст. / отв. ред. А. и О. Медведевы. М.: СК., 1987. — 592 с.
- Соколов А. С. Музыкальная композиция 20 века: диалектика творчества. -М.: Музыка, 1992.-227 с.
- Соколов Э. В. Введение в психоанализ. Социокультурный аспект. СПб.: СПбГУКИ, 2002.- 160 с.
- Станиславский К. С. Моя жизнь в искусстве. М.: Вагриус, 2006. — 448 с.
- Строкова Е В. Джаз в контексте массового искусства К проблеме классификации и типологии искусства, автореф. дис. канд. искусствоведения М., 2002. -19 с.
- Субаналиев С. Киргизские музыкальные инструменты в эволюции традиционных форм музицирования: автореф. дисс. канд. искусствоведения. СПб.: РИ-ИИ, 1983.-24 с.
- Суртаев В. Я. Социокультурное творчество молодежи: методология, теория, практика. СПб., 2000. — 192 с.
- Суслова JI. Электронные музыкальные синтезаторы: история возникновения и музыкальные возможности // Музыкальные инструменты и голос в истории исполнительского искусства. М., МГК, 1991. — С. 26−46
- Сыров В. Рок-музыка: на пути к обогащению инструментальных и тембровых ресурсов // Вопросы инструментоведения. СПб., 1997. — Вып. 3. — С. 43−48
- Театральная энциклопедия. М.: Сов. энцикл., 1961−1967. — 5 т.
- Тетдоева С. А. Межкультурное взаимодействие как фактор исторической динамики культуры // Современные проблемы межкультурных коммуникаций / отв. ред. Рашрагович Б. И. СПб.: 2005. — С. 48−52
- Тетеревкова Т. И. Проблемы взаимодействия современного драматического театра и эстрады, автореф. дис. канд. искусствоведения СПб, 2002. — 22 с.
- Тимошенко А. А. Музыка для ударных в музыкальной культуре США первой половины XX века (Г. Коуэлл, Дж. Кейдж, JI. Хэррисон) // Инструментализм в становлении и эволюции. СПб.: РИИИ, 2004. — С. 55−70.
- Титов Е. С. Теоретические основы музыкальной артикуляции: автореф. дис. канд. искусствоведения. Р-н-Д., 2002. — 23 с.
- Товстоногов Г. А. Театр как перекресток искусств // Взаимодействие и синтез искусств. Д.: Наука, 1978. — С. 68−80
- Товстоногов Г. А. Зеркало сцены. О профессии режиссера: в 2 т. Л.: Искусство, 1980. — 303 с.
- Товстоногов Г. А. Заметки о театральной импровизации // Театр. 1985, № 4 .-С. 131−141
- Толщин А. В. Импровизация в процессе воспитания актера: автореф. дис. канд. искусствоведения. СПб.: СПбГАТИ, 2001. — 23 с.
- Толщин А. В. Импровизация в обучении актера. СПб, 2005. — 115 с.
- Тран Ван Кхе. Вклад Азии в мировую музыкальную культуру // Музыкальные культуры народов. Традиции и современность / Отв. ред. Г. М. Шнеерсон М., 1973 .-С. 147−150
- Троицкий А. К. Рок музыка в СССР: Опыт популярной энциклопедии. -М., 1990.-383 с.
- Трэшер Б. Гитарный стиль Джо Пасса. М., 2002. — 64 с.
- Тума X. X. Макам. Импровизационная форма // Музыка народов Азии и Африки.-М., 1980.-Вып.3 .-С. 415421
- Уварова Е. Д. Как развлекались в Российских столицах. М., 2004. — 285 с.
- Утегалиева С. Эстетика звука в традиционном исполнительстве домбристов западного Казахстана // Проблемы традиционной инструментальной музыки народов СССР / Отв. ред. С. Болохонцева. Л.: ЛГИТМиК, 1986. — 172 с
- Утегалиева С. Функциональный контекст музыкального мышления казахских домбристов. автореф. дис. канд. искусствоведения-JI.: РИИИ, 1987.-25 с.
- Фейертаг В. Б. Джаз на эстраде // Русская Советская эстрада. 1930 1945. Очерки истории. — М., 1977. — С. 270−304
- Фейертаг В. Б. Джаз на эстраде. //Эстрада. Что? Где? Зачем?. М. 1985. -С. 201−220
- Фейертаг В. Б. Джордж Гершвин и музыка XX века: Материалы Междунар. науч. конф., 12−13 фев. 1998 г./ Ред. Фейертаг В. Б. СПб.: Культ-Информ-Пресс, 1998.-55 с.
- Фейертаг В. Б. Джаз от Ленинграда до Петербурга. СПб.: Культ-Информ-Пресс, 1999. — 348 с.
- Фейертаг В. Б. Джаз: XX век. Энциклопедический справочник. Спб.: Скифия, 2001.-561 с.
- Фролов Б. А. Эстетика модернизма Постмодернизм: новые ценности // От современности к постмодернизму / Отв. ред. Воробьев В. П. Пенза, 2000. — С. 1421
- Фромм Э. Избранные труды. М.: МГПУ 2000. 222 с.
- Харлап М. Г. Ритм и метр в музыке устной традиции. М.: Музыка, 1986. -104 с.
- Хасаншин А. Д. Стилевая модель в музыкальном восприятии: Историческая перспектива и теоретическая реконструкция: автореф. дисс. канд. искусствоведения. Новосибирск, НГК, 2006. — 26 с.
- Хейзинга Й. Homo Ludens. Сборник статей по истории культуры. М.: Эксмо-Пресс, 2001. — 352 с.
- Холопов Ю Н. Гармония: Теоретический курс. М.: Музыка, 1988. — 510 с.
- Холопова В. Н. К вопросу о специфике русского музыкального ритма (русские музыкальные дактили и пятидольники) // Проблемы музыкального ритма / отв. ред. Холопова В. Н. М.: Музыка. 1978. — С. 164−229
- Холопова В. Н. Музыкальный ритм. М.: Музыка, 1980. — 72 с.
- Холопова В. Н. Музыкальный тематизм. М., 1983. — 88 с.
- Холопова В. Н. К теории стиля в музыке: нерешенное, решаемое, неразрешимое // Музыкальная академия. 1995. — № 3. — С. 165−168
- Хорнбостель Э., Закс К. Систематика музыкальных инструментов // Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка: в 2 ч. Ч. 2. — М., 1987.-С. 229−261.
- Цукер А. М. И рок, и симфония. М.: Композитор, 1993. -301 с.
- Челебиев Ф. И. О морфологии мугама // Народная музыка: история и типология.-Л. 1989.-С. 135−155
- Челебиев Ф. И. О правилах изменения музыкальной формы мугама и даст-гяха в процессе исполнения. // Механизм передачи фольклорной традиции. СПб.: РИИИ, 2004.-С. 91−96
- Чередниченко Т. В. Тенденции современной западной эстетики. М.: Музыка, 1989. — 223 с.
- Чередниченко Т. В. Импровизация // Музыкальный энциклопедический словарь / ред. Г. В. Келдыш. М.: Советская Энциклопедия, 1990. — с. 208−209
- Черкасова Н. Л. Индийская классическая музыка: проблема преемственности в контексте искусства раги: автореф. дисс. док. искусствоведения. М.: ГИИ, 1995.-251 с.
- Чистов К. В. Народные традиции и фольклор. JL: Музыка, 1986. — 304 с.
- Чугунов Ю. Гармония в джазе. Практический курс для муз. училищ. М., 1976.-176 с.
- Чучин-Русов А. Е. Новый культурный ландшафт: постмодернизм или неоархаика? // Вопросы философии. 1999. — № 4. — С. 24−36
- Шанкар Р. Унаследованное мною // Музыка народов Азии и Африки. М., 1984.-вып. 4.-С. 302−327
- Шахназарова Н. Музыка Востока и музыка Запада. Типы музыкального профессионализма. М., 1983. -160 с.
- Шевляков Е. Бытовая музыка и социальная психология: лики общества // Музыкальная академия. 1995. — № 3. — С. 152−156
- Шнеерсон Г. М. О музыке живой и мертвой. М.: Музыка, 1964. — 435 с.
- Шнеерсон Г. М. Американская песня. М.: Сов. Комп., 1977. -182 с.
- Щирин Д. В. К методике обучения импровизации. СПб.: СПбГАК, 1996. -38 с.
- Шпаковская Е. Б. Джазовая импровизация как способ воспитания творческой индивидуальности исполнителя и слушателя: автореф. дис. канд. пед. наук. -СПб.: СПбГУКИ, 2002. 22 с.
- Элыпек О. Музыкальный инструмент и инструментальная музыка (о задачах и методах инструментоведения) // Теоретические проблемы народно-инструментальной музыки / Ред.-сост. И. В. Мациевский М., 1974. — С.21−29
- Эрберг К. Об импровизации // Аполлон. М., 1912. — № 10. — С. 48−54
- Юнг К. Избранное. Минск: Попурри, 1998.-445 с.
- Юнусова В. Н. Методологические проблемы культурологического изучения музыки Востока // Информационное общество: Культурологические аспекты и проблемы. Краснодар, 1997.-С. 197−199
- Юрченко И. В. Джазовый свинг: явление и проблема: автореф. дис. канд. искусствоведения М.: МГК, 2001. — 22 с.
- Юсупов Л. Джаз в городах и республиках. Узбекистан // Советский джаз. Проблемы. События. Мастера. / сост. и ред. А. и О. Медведевы. М., 1987. — С. 485−495
- Якобсон П. М. Психология сценических чувств актера. Этюд по психологии творчества. М.: Гослитиздат, 1936. — 212 с.
- Якобсон П. М. Психология художественного восприятия. М.: Искусство, 1964.-86 с.
- Якобсон П. М. Психология чувств и мотивации: избр. ст. / ред. Е. М. Борисова.-М., 1998.-304 с.
- Ямпольский И. М. Импровизация // Музыкальная энциклопедия. М., 1974. — Т. 2 — Стб. 508−510.
- Apel W. Harvard Dictionary of Music. Cambridge, 1969. — 935 pp.
- Allen W. D. Philosophies of Music History. New York: Dover publ., 1962. -232 pp.
- An international dictionary of theatre language / ed. Joel Trapido. London: Greenwood Press, 1985. — 1032 pp.
- Berendt J. E. Od Raga do Rocka wszystko о jazzie. Krakow: Polskie Wy-dawnictwo musyczne, 1979. — 540 pp.
- Bose Fr. Musikalische Volkerkunde. Freiburg, 1953. — 197 pp.
- Bergerot Fr., Merlin A. L’epopee du jazz au-dela du bop. Gallimard, 1991. -160 pp.
- Berliner P. F. Thinking in Jazz. The infinite art of improvisation. Chicago: Univ. of Chicago press, 1994. — 904 pp.
- Borneman E. Black Light and White Shadow. Jazzforschung / Jazz Research. -1970,-№ 2.-P. 24−93
- Bushell G. Jazz from the beginning. Michigan: The university of Michigan press, 1988.- 198 pp.
- Coker J. Improvising Jazz. New Jersey: Prentice-Hall, 1964. — 115 pp.
- Coker J. Listening of Jazz. New Jersey: Prentice-Hall, 1978. — 130 pp.
- Collier J. L. The making of Jazz. A comprehensive history. New York. 1979. -390 pp.
- Dahlhaus C. Was heist Improvisation? // Improvisation und neue Musik: Acht Kongreflref. / Hrsg. von R. Brinkmann. Mainz, 1979. — P. 9−41.
- Evans L. The Rhythms of Keyboard Jazz. New York: Marks Music Corporation, 1976.-41 pp.
- Farell C. Reflecting the use of elements from Indian music in popular music and jazz // Popular music. 1988. — № 2. — P. 189−205.
- Feather L. The New Encyclopedia of Jazz. London: Barker, 1961. — 738 pp.
- Ferand. E. Improvisation in der music. Zurich, 1938. — 520 pp.
- Fonder M. Defining and Realizing Your Band’s Ideal Tone //Music Educators Journal. MENC, 1998. — Vol. 85, № 3. — P. 22−25
- Gerald Ch. Jazz riffs. Flute, Saxophone, trumpet and other treble instruments. -New York: Amsco Music Publishing Company, 1977. 48 pp.
- Gridley Mark C. Jazz. History and analysis. New-Jersey, 1985. — 446 pp.
- Grigson L. Ch. Parker. Study album. London, 1989. — 52 pp.
- Haselbock H. Uberlegungen sur organimprovisation // Uber improvisation / Hreg. V. W. Stumme. Mains, 1973. — S. 22−30
- Hennessey T. J. From Jazz to Swing. African-American Jazz Musicians And Their Music 1890−1935. Wayne: Wayne State University Press, 1994. — 218 pp.
- Horvatfi I.: Wasserberger I. Zaklady dzezovej interpretacie. Bratislava: Editio Opus, 1972.- 121 pp.
- Hall E. T. Improvisation as an Acquired. Multileveled process // Ethnomusicol-ogy. 1992.-№ 36. — P. 223−235
- Kebede A. Roots of Black Music: The vocal, instrumental, and dance heritage of Africa and Black America. N.J.: Prentice-Hall, 1982. — 162 pp.
- Mehegan J. Jazz improvisation. Tonal and Rhythmic Principles. New York: Watson Cuptill Publications, 1959.-201 pp.
- Mehegan J. Jazz improvisation. Swing and early progressive piano styles. New York: Watson Cuptill Publications, 1964. — 175 pp.
- Nettl B. In the course of performance: Studies in the World of musical improvisation. Chicago, 1998. — 413 pp.
- Novak S. Reflection about dance improvisation. // Contact Quarterly. Winter / Spring 97. — Vol.22. — P. 21−24
- Ricker R. Pentatonic Scales for Jazz Improvisations. Alfred Publishing, 1975. -84 pp.
- Russel G. Lydyan Chromatic Concept of Tonal organization for improvisation. -Concept Pub. Co- Primary edition, 1964. 74 pp.
- Reck D. Beatles oriental: influences from Asia in a popular song tradition // Asian music.- 1985.-№ 1.-P. 83−149
- Sabatella M. A jazz improvisation primer. Outside shore music, 2000. — 64 pp.
- Shankar R. My music, my life. New York: Simon & Schuster, 1968. — 88 pp.
- The biographical Encyclopedia of jazz / L. Feather and J. Gilter- with the assistance of S. Jornal. Tokyo: Oxford Univ. press, 1999. — 718 pp.
- Townsend P. Jazz in American culture. Mississippi: Univ. press of Mississippi, 2000. — 194 pp.
- Wike P. Poppular Music Perspectives // Papers from Second International Conference on Popular Music Studies. Reggio Emilia. 1983, September 19−24. Goteborg -Txeter — Ottava — Reggio Emilia, 1985. — 517 pp.
- Пример 1/1. Дж. Мерсер. Ж. Косма. «Осенние листья» исп. Ч. Кореа (1989г.)
- Пр. ½. Дж. Мерсер, Ж. Косма. «Осенние листья» исп. К. Джарретт (концерт в Нью-Йорке, 1994 г.)
- Пр. 1/3. Фрагмент композиции «Let me off uptown» исп. P. Элдридж (1941 г.) Пр. ¼. Дж. Мерсер, Ж. Косма. «Осенние листья» — исп. дует Б. МакФеррин -Ч. Кореа (1990 г.)
- Пр. 1/5. G. Gershwin «Oh, Lady be good» исп. Элла Фицжеральд Пр. 1/6. Фрагмент композиции «Маскарад» — исп. Дж. Бенсон (1965 г.) Пр. 1/7. Т. Gurtu. «Веаисоир». (1997 г.) Пр. 1/8. Р. А. Кхалил. «Бейрут». (1992 г.)
- Пр. 1/9. Дж. МакЛафлин. «Joy» Фрагмент № 1 с совместного концерта с индийским скрипачом Шакти (1975 г.) Пр. 1/10. G. Tamisier. «Hier Matin» исп. анс. Мукта (1996 г.) Пр. 1/11. Дж. Скофилд. «Acid Head» (2002 г.)
- Пр. 1/12. A. Mustapha Zadeh. Фрагмент композиции «Dance of fire» (1995 г.) Пр. 1/13. К. Cobain. «All Apologies», исп. дуэт X. Хенкокк Дж. Скофилд (1995 г.)
- Диск 2. Aziza Mustapha Zadeh. «Dance of Fire» (1995)1. Пр. 2/1. Boomerang1. Пр. 2/2. Dance of Fire1. Пр. 2/3. Sheherezadeh1. Пр. 2/4. Aspiration
- Пр. 2/5. Bana Bana Gel (Bad Girl)1. Пр. 2/6. Shadow1. Пр. 2/7. Carnival1. Пр. 2/8. Passion1. Пр. 2/9. Spanish Picture1. Пр. 2/10. To Be Continued1. Пр. 2/11. Father1. Нотное приложениевсе транскрипции фонограмм сделаны автором диссертации)
- J. Mercer J. Kosma. Autumn leaves (исх. мелодия и гармония)174
- J. Mercer J. Kosma. Autumn leaves. Ait. by Ch. Corea175
- Aziza Mustapha Zadeh. Aspiration178
- Aziza Mustapha Zadeh. Father (intro)188
- Aziza Mustapha Zadeh. Bana Bana Gel (intro)1901. AUTUMN LEAVES1. J. Mercer J. Cosma
- Л It f • J, II r—rf——-=7 • .1−1--J- 1® — 1 —.
- Cm9 J —d—p—j • --J-J-¦- ---:—1I1. E^MajT к1. Amin7i, 51.