Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие системы регулирования сферы аудиторских услуг в России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Пятая группа рассматриваемых в диссертации проблем связана с необходимостью научного обоснования внесения изменений в нормативно-правовые акты, в том числе в Закон № 307-Ф3, в Кодекс профессиональной этики аудиторов, в локальные нормативные акты СРО аудиторов в части повышения качества аудиторских услуг, принципов обеспечения добросовестной конкуренции, профессионального поведения аудиторов… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. АУДИТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ВАЖНЕЙШАЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ДЕЛОВАЯ УСЛУГА
    • 1. 1. Сущность аудиторских услуг в сегменте интеллектуальных деловых услуг как метода обеспечения надежности финансовой информации
    • 1. 2. Анализ рынка аудиторских услуг
    • 1. 3. Анализ моделей регулирования аудиторской деятельности зарубежом
  • Глава 2. Анализ и тенденции совершенствования системы регулирования сферы аудиторских услуг в России на современном этапе
    • 2. 1. Особенности функционирования института саморегулирования
    • 2. 2. Законодательное обеспечение регулирования аудиторской деятельности
    • 2. 3. Анализ современной организационной структуры СРО аудиторов
    • 2. 4. Модель регулирования аудиторской деятельности
  • Глава 3. Перспективы развития саморегулирования аудиторской деятельности в России
    • 3. 1. Перспективы, тенденции и условия обеспечения повышения качества результатов деятельности аудиторов
    • 3. 2. Аттестация и обучение аудиторов как функции СРО
    • 3. 3. Практические аспекты функционирования системы внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и аудиторов

Развитие системы регулирования сферы аудиторских услуг в России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В условиях глобализации мировых рынков и усложнения экономической системы при принятии инвестиционных решений все большее значение придается надежности и качеству информации. Финансовая отчетность является одним из параметров, учитываемых инвесторами. Снижение информационного риска инвесторов возможно лишь при наличии уверенности в достоверности проаудированной отчетности, поэтому усилия регуляторов должны быть направлены на улучшение качества работы аудиторов и повышение их профессиональной компетентности.

Государственная политика регулирования аудиторской деятельности оказывает определяющее влияние на результаты функционирования рынка аудиторских услуг, определяя вектор его развития. Результативность экономической политики во многом зависит от разумного сочетания степени участия государства и профессионального сообщества в регулировании аудиторской деятельности. В связи с усложнением макроэкономических процессов развития современной экономики появилась потребность управления профессиональными аспектами субъектов рынка, необходимость вовлечения в управление экономикой интеллектуальных и финансовых ресурсов участников рынка.

Важность надлежащего качества аудиторских услуг в обеспечении стабильности мировой финансовой системы подтверждают последствия череды банкротств американских и западноевропейских корпораций в начале 2000;х годов, когда аудиторы не смогли вовремя выявить искажения финансовой отчетности компаний и пострадавшей стороной оказались миллионы инвесторов, десятки тысяч сотрудников, десятки банков.

Традиционные механизмы государственного регулирования, как правило, не в полной мере учитывают профессиональные аспекты деятельности участников рынка, поэтому возникла необходимость новой формы регулирования на базе института саморегулирования, который активно участвует в разработке и контроле за использованием регулирующих инструментов. Аудиторская деятельность относится к сегменту интеллектуальных деловых услуг и многие аспекты ее профессионального регулирования должны быть решены именно профессиональным сообществом.

В то же время такой переход произошел в отсутствии необходимых контрольно — организационных регламентов осуществления нового порядка проведения контроля, работа была сосредоточена на разработке стандартов аудиторской деятельности. В результате практическая реализация концепции саморегулирования аудиторской деятельности наталкивается на трудности, преодоление которых в настоящий момент до конца не проработано.

В связи с официальным введением в действие на территории России международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) и планируемым введением международных стандартов аудита (МСА), а также вступлением России в ВТО вопросы, связанные с регулированием аудита, приобретают особую важность.

Процессы институционализации саморегулирования аудиторской деятельности не могут оставаться без внимания экономической науки в условиях серьезных системных преобразований и подлежат тщательному научному анализу и теоретическому обобщению, как для более полного изучения современных тенденций развития рынка аудиторских услуг, определения наиболее оптимального сочетания государственного регулирования и саморегулирования аудиторской деятельности, так и для обогащения научного знания.

Постоянно возрастающая практическая значимость гармонизации взаимоотношений государства и профессионального сообщества, необходимость повышения эффективности механизмов регулирования аудиторской деятельности предопределили выбор темы и направления исследования.

Степень научной разработанности проблемы. Вопросам гармонизации государственного и профессионального регулирования, совершенствованию механизмов саморегулирования, проблеме оптимизации системы закупок аудиторских услуг для государственных нужд и нужд государственного сектора экономики в современной экономической литературе уделяется достаточно большое внимание. По данной тематике опубликовано значительное количество научных работ российских и зарубежных ученых и специалистов. В области государственного регулирования рыночных отношений организаций сферы услуг известны работы Л. И. Абалкина, А. П. Бунича, Д. О. Грачева, O.A. Демидовой, П. В. Крючковой, О. В. Кузнецова, А. Ю. Обыденова, B.C. Плескачевского, С. Г. Пивоваровой, С. С. Стрельникова, Т. Н. Трефиловой, В. Е. Федотова, М. М. Юдкевич, A.A. Яковлева, Л. И. Якобсона, Дж. Акерлофа, Дж. Стиглица, Р. Нельсона. Разработки в области эволюции, развития и регулирования аудиторской деятельности принадлежат H.A. Адамову, В. И. Бариленко, А. И. Булееву, Р. П. Булыге, А. Г. Грязновой, Е. М. Гутцайт, Н. В. Князевой, A.B. Крикунову, М. В. Мельник, А. Л. Руфу, В. П. Суйцу, В. Т. Чая, А. Д. Шеремету, Л. З. Шнейдману, Р. Адамсу, А. Аренсу, Ф. Дефлизу, Г. Дженику, Дж. Лоббеку, Р. Монтгомери, Дж. Робертсону, М. Хиршу.

Методологическая база регулирования аудиторской деятельности достаточно хорошо проработана. Однако, динамично развивающиеся системы учета и контроля и ужесточающиеся требования к достоверности финансовой отчетности, возрастающая практическая значимость повышения качества аудиторских услуг в условиях глобализации, необходимость гармонизации взаимоотношений государства и профессионального сообщества и отсутствие ряда контрольноорганизационных регламентов, определяют необходимость реформирования системы регулирования, что и предопределило выбор темы диссертации и круг рассматриваемых в ней вопросов.

Целью исследования является разработка научно-методологических положений и методического инструментария, обеспечивающих повышение качества интеллектуальных деловых услуг на основе гармонизации их государственного и профессионального регулирования. Исследование проведено на примере аудиторских услуг, как важного сегмента интеллектуальных деловых услуг, способствующих повышению качества финансовой информации, используемой всеми субъектами хозяйствования при принятии управленческих решений.

Задачи исследования. Для достижения цели диссертационного исследования необходимо решение следующих взаимосвязанных задач:

— определить роль аудиторских услуг в сегменте интеллектуальных деловых услуг как метода обеспечения надежности финансовой информации в условиях глобализации и обосновать требования к повышению их качества;

— исследовать генезис и эволюцию института саморегулирования в экономически развитых странах мира, проанализировать современные тенденции развития систем регулирования аудиторских услуг за рубежом;

— разработать модель регулирования сферы услуг аудита, сочетающую средства государственного надзора и контроля с профессиональным регулированием с учетом специфики отдельных сегментов бизнеса;

— оценить фактически сложившийся организационно-экономический механизм закупок аудиторских услуг и разработать модель проведения открытых конкурсов по выбору аудитора для предприятий государственного сектора экономики и государственных нужд (далее, открытых конкурсов по выбору аудитора), которая обеспечивает рациональное соотношение финансового и нефинансовых критериев;

— разработать рекомендации по приоритетным направлениям развития основных функций саморегулируемых организаций (СРО), дать предложения по внесению изменений в законодательство, позволяющие максимально реализовать задачу повышения качества аудиторских услуг в условиях перехода на МСФО и МСА, членства России в ВТО.

Объектом исследования является система регулирования аудиторских услуг в Российской Федерации.

Предметом исследования являются методология и методический инструментарий регулирования аудиторской деятельности на основе совершенствования механизмов государственного регулирования и института саморегулирования.

Область исследования. Диссертационная работа выполнена в соответствии с Паспортом научных специальностей ВАК Минобрнауки России специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами сферы услуг: 1.6.109.

Совершенствование организации, управления в сфере услуг в условиях рынка- 1.6.116 — Механизм повышения эффективности и качества услуг- 1.6.118. Формирование и развитие отраслевых, региональных и общенациональных рынков услуг- 1.6.122 — Соотношение рыночных и государственных регуляторов в развитии отраслей и комплексов сферы услуг.

Теоретическая и методологическая основа исследования. Теоретической и методологической основой диссертационного исследования послужили научные работы отечественных и зарубежных авторов в области теории институционального и макроэкономического анализа, общей теории систем, государственного регулирования рыночных отношений, теории экономики знаний. Для реализации поставленных задач был использован комплекс научных методов, в том числе системный анализ и моделирование, методы группировки, сравнения и ранжирования.

Информационная база работы. Исследование проведено на основе систематизации и обобщения опыта работы отдельных аудиторских компаний, СРО аудиторов, зарубежных профессиональных объединений аудиторов. Для исследования были использованы основные законодательные и нормативные правовые акты, регулирующие аудиторскую деятельность, официальные статистические материалы Росстата, а также информация, размещенная на официальных сайтах Министерства финансов РФ, Министерства экономического развития РФ, сайтах зарубежных и российских профессиональных объединений аудиторов, Международной федерации бухгалтеров, официальном сайте www.zakupki.gov.ru, аналитические материалы научных периодических изданий.

Научная новизна исследования обеспечивается выработкой комплекса взаимоувязанных научно-методических положений и практических рекомендаций по развитию сферы аудиторских услуг на основе гармонизации ее государственного и профессионального регулирования в целях обеспечения качества проаудированной финансовой информации как фактора снижения рисков и повышения конкурентоспособности пользователей услуг.

В результате исследования получены следующие наиболее значимые результаты, которые являются новыми:

1. Раскрыта значимость аудиторских услуг в сегменте интеллектуальных деловых услуг с позиции основной задачи — обеспечения пользователей надежной финансовой информацией в условиях глобализации и перехода на МСФО и МСА, обоснованы современные тенденции развития систем регулирования аудиторской деятельности за рубежом.

2. Предложен комплекс организационно-экономических мероприятий и практических рекомендаций по совершенствованию механизма функционирования института саморегулирования, суть которых состоит в обеспечении координирующей роли национального объединения аудиторов в процессах повышения качества аудиторских услуг, в создании единого третейского суда для решения отраслевых споров, в теоретическом обосновании оптимального соотношения функций, обеспечиваемых непосредственно государством и СРО аудиторов, в разработке системы индикаторов для проведения Росфиннадзором оценки эффективности систем внешнего контроля качества работы аудиторских организаций в разных СРО аудиторов.

3. Построена модель проведения открытых конкурсов по выбору аудитора, обеспечивающая повышение эффективности торгов и снижающая возможности для недобросовестной конкуренции.

4. Разработаны приоритетные направления деятельности СРО аудиторов на современном этапе, обеспечивающие повышение качества аудиторских услуг и надежности проаудированной финансовой информации, направленные на развитие рынка аудиторских услуг России.

5. Научно обоснована необходимость внесения изменений в нормативноправовые акты, в том числе в Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЭ «Об аудиторской деятельности», Кодекс профессиональной этики аудиторов, локальные нормативные акты СРО в части повышения качества аудиторских услуг, принципов обеспечения добросовестной конкуренции, профессионального поведения аудиторов.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическая значимость работы связана с обоснованием тенденций дальнейшего развития рынка аудиторских услуг, эволюции контроля и обеспечения их качества на основе совершенствования сочетания государственного надзора и профессионального контроля на всех уровнях управления аудиторской деятельности. Предложенная модель проведения открытых конкурсов по выбору аудитора позволит повысить эффективность проведения торгов и качество выполнения договоров, заключаемых по их результатам, что будет способствовать улучшению качества финансовой информации. Результаты исследования ориентированы на использование в работе Минфина России, СРО различных отраслей, в том числе СРО аудиторов, организаторов открытых конкурсов по выбору аудитора, в научно-исследовательских разработках, создании учебно-методических программ по обучению и повышению квалификации специалистов для СРО различных отраслей.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертации докладывались и были апробированы на международных научно-практических конференциях. Практическое внедрение предложений осуществлялось при подготовке решений Экспертного Совета по законодательству о банковской деятельности и аудите при Комитете Государственной Думы по финансовому рынкув деятельности СРО НП «Аудиторская палата России», которая является ассоциированным членом Международной федерации бухгалтеровРабочего органа Совета по аудиторской деятельности Минфина Россиирабочей группы СРО аудиторов по выработке предложений для внесения изменений в действующий закон об аудиторской деятельности. Результаты исследования в виде Методики определения начальной (максимальной) цены контракта были использованы Аппаратом полномочного Представителя Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе, а также ФГУП «Главное управление специального строительства по территории Дальневосточного Федерального округа при Федеральном агентстве специального строительства».

Выводы по главе III.

В ходе исследования выявлены положения законодательства, негативно влияющие на развитие сферы аудиторских услуг, даны предложения по их изменению, которые позволят повысить эффективность функционирования института саморегулирования и ценность аудиторских услуг для потребителей.

Анализ принципов регулирования аудиторской деятельности в условиях возрастающей конкуренции на РАУ и увеличения фактов недобросовестной конкуренции, дает основание полагать, что для поддержания качества аудиторских услуг необходимо изменить порядок проведения открытых конкурсов по выбору аудитора, утвердить нормативы минимальных трудозатрат на аудиторские услуги и признать в Кодексе этики аудиторов, что использование демпинга в качестве инструмента конкурентной борьбы является неэтичным. С целью совершенствования рыночного механизма данной сферы услуг, построена модель проведения открытых конкурсов по выбору аудитора, обеспечивающая повышение их эффективности.

Анализ системы ВККР аудиторских организаций в условиях модели множественности СРО в отрасли показал необходимость ее унификации в разных СРО аудиторов. В связи с наличием дублирования части контрольных функций СРО аудиторов и Росфиннадзором предложено изменить предмет ВККР Росфиннадзора, сместив акценты на контроль за полнотой проверки аудиторами сохранности федеральной собственности и эффективности ее использования, СРО аудиторов рекомендовано гармонизировать сроки проведения ВККР, засчитывая проверку Росфиннадзора, как успешное прохождение ВККР. Выявлена необходимость разработать в дальнейшем классификатор правонарушений и ранжировать нарушения по степени административного воздействия.

Разработан комплекс мер, направленных на повышение эффективности деятельности организаций на основе минимизации управленческих рисков и повышения обоснованности управленческих решений путем совершенствования систем качества оказания аудиторских услуг и, как основного фактора достижения качества, повышения квалификации аудиторов.

Заключение

.

Научные результаты, основные положения и выводы диссертационного исследования представлены в пяти группах взаимосвязанных проблем.

Первая группа поднимаемых в диссертации проблем связана с раскрытием значимости аудиторских услуг в сегменте интеллектуальных деловых услуг с позиции основной задачи — обеспечения пользователей достоверной финансовой информацией в условиях глобализации и признания для применения в России МСФО, и с обоснованием современных тенденций развития систем регулирования аудиторской деятельности за рубежом.

Аудит, как значимый элемент сферы услуг в рыночной экономике, является важным инструментом независимого финансового контроля, выполняющим функции своевременного информационного обеспечения и защиты всех участников бизнес — процессов и общества в целом от недостоверной финансовой информации. Аудиторские услуги относятся к доверительным благам, качество которых не может быть самостоятельно определено заказчиками и пользователями аудиторских услуг, даже после выполнения контракта. Потребители аудиторских услуг заинтересованы в их качестве. Наибольший эффект определения уровня и последующего контроля качества аудиторских услуг достигается через механизмы, встроенные в систему регулирования данной области. Приоритетной целью регулирования сферы аудиторских услуг является снижение информационного риска для пользователей финансовой информации. В условиях глобализации и усложнения экономических процессов ужесточаются требования к достоверности финансовой информации, изменяются потребности пользователей аудиторских услуг, что связано с развитием систем учета, а также с тем, что мнение аудитора учитывается пользователями при принятии управленческих решений, поэтому для обеспечения ценности и значимости аудиторских услуг для пользователей, повышения качества управленческих решений, необходимо уточнение понятия аудита. В работе на основании международной и российской практики предложено авторское определение понятия аудита, которое позволяет путем внесения соответствующих корректировок в.

ФСАД более полно удовлетворять изменяющиеся потребности и интересы пользователей финансовой информации, особенно по предприятиям государственного сектора экономики.

В работе исследован генезис и эволюция саморегулирования профессиональной деятельности в экономически развитых странах мира, рассмотрены тенденции развития систем регулирования аудиторской деятельности за рубежом. Саморегулирование является одним из легитимных способов самоорганизации предпринимателей и, как правило, замещает собой государственное регулирование в профессиональных аспектах и предъявляет к участникам рынка более жесткие требования по качеству оказываемых услуг.

Западные традиции регулирования сферы аудиторских услуг исторически возникли из саморегулирования, вобрав в себя преимущества и недостатки, присущие данному институту. После череды банкротств крупных компаний, чья отчетность была подтверждена аудиторами, в экономически развитых странах мира наметилась тенденция усиления общественного надзора и повышения роли государства в регулировании аудиторской деятельности. При этом одновременно, в целях обеспечения защиты интересов потребителей, используются преимущества института саморегулирования, необходимого для развития профессиональных аспектов аудита, как важного сегмента интеллектуальных деловых услуг. В России традиционно регулирование, контроль и надзор за деятельностью субъектов институциональной структуры сферы аудиторских услуг осуществлялись государством, и передача части регулирующих полномочий профессиональному сообществу произошла в рамках концепции административной реформы.

В работе с позиции международного и российского опыта регулирования отдельных секторов интеллектуальных деловых услуг, рассмотрены наиболее актуальные вопросы повышения качества аудиторских услуг в условиях модели множественности СРО в отрасли, принятой в России, проанализированы цели и виды института саморегулирования, отношение к нему субъектов рынка, предложено наиболее оптимальное сочетание функций, выполняемых непосредственно государством и СРО аудиторов, обеспечивающее соответствие институциональных преобразований приоритетам и целевым параметрам регулирования сферы аудиторских услуг.

Анализ рынка аудиторских услуг показал его сужение и высокую концентрацию, позволил предложить приоритетные направления деятельности СРО аудиторов для развития рынка через обеспечение качества данных услуг и более полное выявление, удовлетворение и развитие потребностей пользователей. Выработка цивилизованных обычаев делового оборота и закрепление их в профессиональных стандартах деятельности и в этических нормах, является основой для успешного завершения процессов перехода от прямого государственного регулирования к использованию механизмов рыночного саморегулирования, для достижения целей государственной политики в сфере аудиторских услуг.

В рамках развития настоящего исследования в будущем необходимо изучить опыт по снижению уровня концентрации рынка аудиторских услуг в экономически развитых странах мира для определения возможности его использования в России.

Во второй группе проблем на основе анализа эмпирического опыта функционирования института саморегулирования аудиторской деятельности на современном этапе его развития, предложен комплекс организационно — экономических мероприятий и практических рекомендаций по совершенствованию механизма функционирования данного института, суть которых состоит в обеспечении координирующей роли национального объединения аудиторов в процессах повышения качества услуг, в создании единого третейского суда для решения отраслевых споров, в теоретическом обосновании оптимального соотношения функций, обеспечиваемых непосредственно государством и СРО аудиторов, в разработке системы индикаторов для проведения Росфиннадзором оценки эффективности систем внешнего контроля качества работы аудиторских организаций в разных СРО аудиторов. При переходе от государственного регулирования данной сферы услуг к саморегулированию в России не было уделено должного внимания подготовке контрольно — организационных регламентов, ряд функций был передан СРО аудиторов без соответствующего финансирования. В результате произошло дублирование части функций со стороны государства и со стороны профессионального сообщества, что повышает стоимость работы в профессии и, в конечном счете, повышает стоимость аудиторских услуг для конечного потребителя.

В исследовании рассмотрены наиболее актуальные вопросы, связанные с регулированием аудиторской деятельности в условиях модели множественности СРО в отрасли, принятой в России, проведен анализ современной организационно — правовой структуры СРО аудиторов, выявлены проблемы, связанные с обеспечением функционирования системы управления СРО аудиторов, исследованы возможности повышения эффективности саморегулирования сферы аудиторских услуг, совершенствования систем внешнего контроля качества работы аудиторских организаций. Предложена система локальных нормативных актов с четко определенными полномочиями органов управления СРО: общего собрания, коллегиального органа, исполнительного органа.

Анализ российского и мирового опыта развития систем внешнего контроля качества позволил предложить меры по их совершенствованию, разработать единые подходы к ВККР в разных СРО аудиторов и мероприятия для создания однородного по квалификационным признакам рынка аудиторских услуг, предложить согласование объектов государственного контроля и ВККР СРО аудиторов, гармонизацию сроков внешней проверки аудиторских компаний, разработать систему индикаторов для проведения Росфиннадзором оценки эффективности ВККР в разных СРО аудиторов, что позволит обеспечить пользователям аудиторских услуг уверенность в достоверности финансовой информации.

В дальнейшем необходимо разработать классификатор правонарушений, допускаемых аудиторскими компаниями и аудиторами и ранжировать нарушения по степени административного воздействия. Это позволит применять к нарушителям меры дисциплинарного воздействия, соответствующие степени их тяжести.

В рамках исследования третьей группы проблем на основании оценки сложившегося организационно-экономического механизма закупок аудиторских услуг, выявлены факторы, влияющие на его эффективность и построена модель проведения открытых конкурсов по выбору аудитора, обеспечивающая повышение эффективности торгов и снижающая возможности недобросовестной конкуренции. На основе мониторинга результатов открытых конкурсов по выбору аудитора для проведения обязательного аудита предприятий с участием государства за 2011;2012 гг. и сравнения их с результатами более раннего периода проведена оценка механизма закупок аудиторских услуг, выявлены факторы, приводящие к неэффективности его функционирования, обоснована необходимость изменения правил проведения торгов и предложена модель проведения открытых конкурсов по выбору аудитора. Концепция модели предусматривает проведение двух-этапной процедуры, антидемпинговый механизм, изменение подхода к формированию состава конкурсной комиссии, установление оптимального соотношения между финансовым и нефинансовыми критериями, определение государственного органа, ответственного за соблюдение правил на всех этапах проведения конкурсов. Для повышения эффективности открытых конкурсов и снижения возможностей для недобросовестной конкуренции на рынке аудиторских услуг разработаны две методики. Методика оценки показателей по критериям «Качество услуг» и (или) «Квалификация участника» представляет собой перечень показателей для оценки качественного и квалификационного критериев участников открытых конкурсов по выбору аудитора. Аудиторские услуги относятся к категории доверительных благ, поэтому есть вероятность снижения исполнителями их качества или завышения объема. Разработанная методика предоставляет инструментарий для обеспечения объективности оценки заявок участников, что позволит заказчикам аудиторских услуг более обоснованно выбирать победителя открытого конкурса, способного оказать необходимые услуги с должным качеством и своевременно. Методика применима как для конкурсов, проводимых по процедурам Закона № 94-ФЗ, так и для конкурсов, проводимых по процедурам Законов № 223-ФЗ и № 44-ФЗ. Однако, для применения ее в рамках торгов, проводимых по правилам Закона № 44-ФЗ после принятия в его развитие постановлений Правительства, потребуется уточнение веса и оптимального соотношения предложенных показателей.

Методика определения начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК) на проведение обязательного или инициативного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций с долей государственной собственности основана на модели расчета базовой трудоемкости аудита, скорректированной на поправочные коэффициенты, учитывающие индивидуальные параметры предприятия. Корректное и обоснованное определение начальной цены контракта позволяет обеспечить усиление эффективной конкуренции, улучшение качества поставляемых услуг и, как следствие, способствует повышению экономической эффективности торгов. Применение Методики будет способствовать установлению организаторами торгов адекватных начальных (максимальных) цен контрактов и, соответственно, выбору в качестве победителя участника, способного оказать аудиторские услуги надлежащего качества. Методика была разработана в связи с наличием в действующем в настоящее время и планируемым к введению с 01 января 2014 года законодательстве обязательства заказчика обосновывать начальную цену контракта. СРО аудиторов в будущем необходимо добиваться, чтобы данное требование не распространялось на аудиторские услуги в тех случаях, когда источником финансирования не являются бюджетные средства. В целях снижения уровня недобросовестной конкуренции на РАУ СРО аудиторов необходимо принять согласованные нормативы минимальных трудозатрат на аудиторские услуги, основой которых может послужить предложенная Методика.

В четвертой группе проблем на основе обобщения практики выполнения СРО аудиторов основных функций по аттестации и обучению аудиторов по ППК и проведению внешнего контроля качества работы аудиторских компаний, анализа перспектив развития саморегулирования аудита в России в условиях присоединения к ВТО и перехода на международные стандарты аудита, разработаны приоритетные направления деятельности СРО аудиторов на современном этапе, обеспечивающие повышение качества аудиторских услуг и надежности проаудированной финансовой информации, направленные на развитие рынка аудиторских услуг России. Анализ результатов аттестации аудиторов и опыт практической работы позволили предложить изменение подхода к аттестации путем исключения из экзамена части, состоящей из теоретических вопросов, предусматривающих проверку памяти аттестуемого, при одновременном расширении части, состоящей из решения практических ситуационных задач с подготовкой соответствующего вида аудиторского заключения, что позволит более обосновано подтверждать квалификацию претендентов, успешно сдающих экзамен.

В работе даны конкретные рекомендации для использования информационных технологий в обучающем процессе на всех уровнях регулирования. Это позволит усовершенствовать систему обучения аудиторов, осуществлять контроль за обучением по программам повышения квалификации при одновременной возможности измерения степени усвоения материала и, соответственно, обеспечить аудиторские компании и потребителей специалистами необходимой квалификации.

Сделан вывод, что полномочия по определению форм подтверждения обучения по программам повышения квалификации аудиторов необходимо передать от государства СРО аудиторов. Предложен дополнительный перечень форм, которые являются более надежным свидетельством повышения квалификации, чем современный подход: выступление на профессиональных конференциях международного или федерального уровня, публикацию монографий и статей в журналах, определенных ВАК Минобрнауки России, успешное прохождение различных профессиональных экзаменов, например, экзаменов на получение международных дипломов в области бухгалтерского учета и аудита, таких как 01рГРК (ДипИФР) и т. д.

По результатам анализа опыта других стран — членов ВТО сделан вывод о необходимости защиты национальных интересов и интересов национальных аудиторских компаний и предложено предусмотреть ограничение для иностранных лиц, учредивших аудиторские компании (коммерческое присутствие), быть допущенными к аудиту стратегических предприятий. В дальнейшем необходимо провести более тщательный анализ действий других государств — членов ВТО для выработки дополнительных мер поддержки и проанализировать возможность использования в данном вопросе опыта стран — членов БРИК или Франции, который представлен в исследовании.

В связи с сокращением численности членов СРО аудиторов и уменьшением их доходов, сделан вывод о необходимости оптимизации издержек аппарата управления и повышения эффективности управления СРО аудиторов, активизации работы СРО аудиторов по развитию рынка аудиторских услуг, предложены принципы подхода к определению размера членских взносов. Разработаны приоритетные направления деятельности СРО аудиторов на современном этапе, обеспечивающие повышение авторитета аудиторской профессии и развитие рынка аудиторских услуг, такие как создание единого отраслевого третейского суда, утверждение отраслевых нормативов минимальных трудозатрат на аудиторские услуги, разработка внутренних регламентов и процедур, повышение результативности работы СРО аудиторов в части обеспечения защиты профессиональных интересов своих членов, обеспечение взаимодействия с союзами потребителей аудиторских услуг (ассоциациями, торгово — промышленными палатами), разработка плана мероприятий по освобождению рынка аудиторских услуг от недобросовестных аудиторов и не допущению возникновения на нем отрицательных экстерналий (снижения качества, демпинга цен, коррупции, конфликта интересов участников рынка и т. д.) для защиты интересов пользователей аудиторских услуг и обеспечения им возможности для принятия обоснованных управленческих решений.

Пятая группа рассматриваемых в диссертации проблем связана с необходимостью научного обоснования внесения изменений в нормативно-правовые акты, в том числе в Закон № 307-Ф3, в Кодекс профессиональной этики аудиторов, в локальные нормативные акты СРО аудиторов в части повышения качества аудиторских услуг, принципов обеспечения добросовестной конкуренции, профессионального поведения аудиторов. На основании ретроспективного анализа основных положений нормативно — правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность в России, и оценки регулирующего воздействия отдельных положений законодательства в сфере аудиторских услуг, сформулирован ряд предложений по его совершенствованию, направленных на развитие рынка аудиторских услуг и повышение их ценности для пользователей, суть которых состоит в необходимости разделения функций по определению государственной политики в сфере аудиторской деятельности и контроля за реализацией этой политики, согласования объектов государственного контроля и контроля со стороны СРО аудиторов, изменения подхода к определению перечня случаев проведения обязательного аудита и уточнения данного перечня, снижения степени государственного регулирования, повышения роли САДа, его независимости и самостоятельности, определения порядка создания национального объединения аудиторов, комплекса его задач и функций, закрепления обязанности государственных органов привлекать саморегулируемые организации к обсуждению нормативных документов в области регулирования, изменения правил проведения открытых конкурсов по выбору аудиторов.

Выявлена необходимость закрепления в Кодексе этики аудиторов принципов, соблюдение которых является одним из условий качественного оказания услуг при осуществлении аудиторской деятельности, а также основой обеспечения эффективного развития саморегулирования аудита, в том числе принципов обеспечения добросовестной конкуренции и принципов поведения при взаимодействии с членами разных СРО аудиторов.

Предложена система локальных нормативных актов с четко определенными полномочиями органов управления: общего собрания, коллегиального и исполнительного органов, направленных на повышение качества аудиторских услуг и их роли в обосновании эффективных направлений деятельности организаций.

Полученные результаты позволят выработать эффективную политику в области регулирования аудиторской деятельности и соответствующие процедуры, направленные на улучшение качества управления СРО, совершенствование выполнения основных функций СРО, обеспечат повышение эффективности процедур открытых конкурсов по выбору аудитора, что в свою очередь позволит снизить информационные риски для пользователей финансовой информации.

Конкретные рекомендации могут быть использованы для обоснования методов администрирования аудиторской деятельности со стороны государства и профессиональных объединений, формирования комплекса теоретических и методологических аспектов выполнения СРО аудиторов регулирующих функций в условиях модели множественности СРО, а также могут быть применены для повышения эффективности института саморегулирования в других сегментах интеллектуальных деловых услуг, например, в оценочной деятельности, деятельности арбитражных управляющих и т. д.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации.
  2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая, вторая.
  4. Градостроительный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ.
  5. Об аудиторской деятельности. Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 307-Ф3.
  6. О саморегулируемых организациях. Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 315 -ФЗ.
  7. О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий, международных объединений и организаций СССР и других стран членов СЭВ. Постановление Совмина СССР от 13 января 1987 г. № 48.
  8. О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий с участием советских организаций и фирм капиталистических и развивающихся стран. Постановление Совмина СССР от 13 января 1987 г. № 49.
  9. О налогах с предприятий, объединений и организаций. Закон СССР от 14 июня 1990 г. № 1560−1.
  10. Об утверждении Положения об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью и Положения о ценных бумагах. Постановление Совмина СССР от 19 июня 1990 г. № 590.
  11. О банках и банковской деятельности. Федеральный Закон от 2 декабря 1990 г. № 395−1.
  12. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России). Федеральный закон от 02 декабря 1990 г. № 394−1.
  13. О введении в действие Временного положения об аудиторской деятельности в банковской системе Российской Федерации (вместе с Временным положением от 18.03.1996 N 258). Приказ Банка России от 18 марта 1996 г. № 02−71.
  14. Об утверждении Положения об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью и Положения о ценных бумагах. Постановление Совмина СССР от 19 июня 1990 г. № 590.
  15. Об утверждении Положения об акционерных обществах. Постановление Совмина РСФСР от 25 декабря 1990 г. № 601.
  16. Об иностранных инвестициях в РСФСР. Закон РСФСР от 04 июля 1991 г. № 1545−1.
  17. О некоммерческих организациях. Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ.
  18. О Центральном банке РСФСР (Банке России"). Закон Российской Федерации от 02 декабря 1990 г. № 394−1.
  19. Об аудиторской деятельности в Российской Федерации (вместе с «Временными правилами аудиторской деятельности в Российской Федерации»). Указ Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2263.
  20. Об аудиторской деятельности. Федеральный закон от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ.
  21. Об утверждении Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации. Приказ Минфина от 20 марта 1992 г. № 10.
  22. О Министерстве финансов Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 329.
  23. О мерах по государственному регулированию рынка ценных бумаг в Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации от 4 ноября 1994 г. № 2063.
  24. По делу о проверке конституционности положения пункта 2 статьи 7 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» в связи с жалобой гражданки И. В. Выставкиной. Постановление Конституционного Суда РФ от 01 апреля 2003 г. № 4-П.
  25. О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г. Федеральный закон от 21 июля 2012 г. № 126-ФЗ.
  26. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти. Указ Президента от 09 марта 2004 г. № 314.
  27. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ.
  28. Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности. Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2002 № 696.
  29. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ.
  30. О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц. Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-Ф3.
  31. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Федеральный закон от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.
  32. О защите конкуренции. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135 —1. ФЗ.
  33. О мерах по обеспечению проведения обязательного аудита: Постановление Правительства РФ от 30 ноября 2005 г. № 706.
  34. О Министерстве финансов Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 № 329.
  35. Постановление девятого арбитражного апелляционного суда № 09АП-37 874/2012 от 17 января 2013 года.
  36. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти. Указ Президента РФ от 09 марта 2004 г. № 314.
  37. Об оценочной деятельности в Российской Федерации. Федеральный закон от 29 июля 1998 № 135-Ф3.
  38. Кодекс профессиональной этики аудиторов (одобрен Советом по аудиторской деятельности при Минфине России 22 марта 2012 г., протокол № 4.
  39. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.
  40. Порядок оценки деятельности саморегулируемых организаций аудиторов по осуществлению внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов. Одобрен Советом по аудиторской деятельности 20 сентября 2012 г., протокол № 6.
  41. , Л.И. Роль государства в становлении и регулирования рыночной экономики/ Л.И. Абалкин// Вопросы экономики. 1997. — № 6.- С.3−12.
  42. , Е.В. Исторические основы саморегулирования предпринимательской и профессиональной деятельности: зарубежный опыт /Е.В. Анохова // Вестник Академии права и управления.- 2011. № 25.-С.78−89.
  43. , Е.В. Этические нормы и принципы взаимодействия между субъектами разных саморегулируемых организаций аудиторов / Е. В. Анохова // РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция.- 2011. № 4.-С.669−672.
  44. , Е.В. Повышение экономической эффективности торгов на проведение обязательного и инициативного аудита / Е. В. Анохова //РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция.-2012. № 1. — С.618−625.
  45. , Е.В. Перспективы развития системы внешнего контроля качества аудита в России / Е.В. Анохова//Аудитор.-2013.-№ 1. -С. 15−22.
  46. , Е.В. Роль саморегулируемых организаций в создании условий справедливой конкуренции на рынке аудита / Е. В. Анохова //Аудитор.-2013. № 3, — С.17−27.
  47. , Е.В. Обязательный аудит как способ повышения доверия инвесторов/ Е.В. Анохова/Л Международная заочная научно практическая конференция.-2 012.- С.217−220.
  48. , Е.В. Регулирование профессиональной деятельности в Германии/ Е.В. Анохова// Молодежь Москвы: сб. науч. ст. по материалам Городской научно практической конференции. /ИМСГС. — Москва. 2011.- С.-9−17.
  49. , Е.В. Переход от государственного регулирования к саморегулированию в аудите/ Е. В. Анохова // Материалы методологических семинаров по актуальным вопросам экономики и управления: сб. науч. статей. /ИМСГС. Москва.- 2011. — С. 82−88.
  50. , Е.В. Проблемы государственного регулирования закупок при выборе аудитора/ Е. В. Анохова // Материалы методологических семинаров по актуальным вопросам экономики и управления: сб. науч. статей. /ИМСГС. -Москва.- 2011.- С.88−96.
  51. , Е.В. Саморегулирование: благо или проблема для предпринимателей? / Е. В. Анохова //Материалы методологических семинаров по актуальным вопросам экономики и управления: сб. науч. статей. /ИМСГС. -Москва.- 2011.-С. 178−190.
  52. , Е.В. Направления совершенствования законодательства о саморегулировании в РФ/ Е.В. Анохова//Аудит.-2011.- № 4. С.8−11.
  53. , Е.В. Координация действий саморегулируемых организаций аудиторов в условиях изменения законодательства о закупках/ Е.В. Анохо-ва//Аудит.-2011.- № 8. С.20−28.
  54. , Е.В. Кодекс профессиональной этики аудиторов/ Е.В. Анохова// Аудит.-2012.- № 6. С.33−36.
  55. , Е.В. Использование информационных технологий в системе реализации программ дополнительного профессионального образования аудиторов/ Е.В. Анохова// Аудит.-2012.- № 8. С.31−36.
  56. , Е.В. Новые сюрпризы 307-Ф3: внешний контроль качества работы аудиторских организаций/ Е.В. Анохова// Аудит.-2011.- № 12. С.12−15.
  57. Е.В. Конкурс по выбору аудитора для обязательного аудита: законодательная база/ Е.В. Анохова//Аудиторские ведомости.-2011.- № 3. -С.57−63.
  58. , Е.В. Обязательный аудит: критерии, объекты, нормативная база/ Е. В. Анохова, А.Р. Герасимова/Аудиторские ведомости.-2011.- № 4.-С.20−25.
  59. , Е.В. Совершенствование законодательства как функция саморегулируемых организаций/ Е.В. Анохова// Аудиторские ведомости.-2011.-№ 6, — С.28−32.
  60. , Е.В. Саморегулирование аудиторской деятельности: современный этап/ Е.В. Анохова// Аудиторские ведомости.-2011, — № 12.- С.47−52.
  61. , Е.В. Мировая практика регулирования аудиторской деятельности/ Е.В. АноховаУ/Аудиторские ведомости.-2012.- № 3.- С.71−85.
  62. , Е.В. Когда аудитор виноват/ Е. В. Анохова, И.А. Сухо-ва//Аудиторские ведомости.-2012.- № 5.- С.3−7.
  63. , Е.В. Индикатор качества/ Е.В. Анохова//Стратегия: Саморе-гулирование.-2011- № 4.- С.32−39.
  64. , Е.В. Государственный надзор за внешним контролем/ Е.В. Анохова// Стратегия: Саморегулирование.-2012.- № 1−2.- С.36−43.
  65. , Е.В. Первый год саморегулирования Электронный ресурс. / Е.В. Анохова//Саморегулирование.-2010, — № 3, — Режим доступа: http://www.sroinfom.rii/menufimnce/sro
  66. , Е.В. Роль профессиональных объединений в Германии/ Е.В.Анохова//ХШ межвузовская научно-практическая конференция молодых ученых по вопросам экономики и права./ Национальный институт бизнеса. -Москва, 2012.-№ 16. С. 14−26.
  67. , Е.В. Порядок определения начальной (максимальной) цены контракта на проведение обязательного или инициативного аудита/ Е.В. Анохо-ва//ГОСЗАКАЗ: управление, размещение, обеспечение.-2012.-№ 29.- С.80−91.
  68. , Е.В. Проблемы при выборе аудитора для проведения обязательного аудита предприятий с госучастием / Е. В. Анохова //Федеральный справочник (Центральное издание).- 2011.-Том № 25. С.213−220.
  69. , А. Аудит. /А.Арене, Дж. Лоббек// Пер. с англ.- Гл. ред. серии проф. Я. В. Соколов. М.: Финансы и статистика.- 2001. — 560 с.
  70. , Ю. И. Институционализация общественных саморегулируемых организаций как элемента гражданского общества в России: социологический аспект/Ю.И.Бодякин//Ростов на Дону.-2008.
  71. , Р.П. Основы аудита/(Под редакцией доктора экономических наук Р.П. Булыги//М.:Феникс. -2010 г.- 68 с.
  72. , Р.П. Интеллектуальный капитал бизнеса: методологические проблемы бухгалтерского учета и аудита/ Р.П. Булыга// М.: Бухгалтерский учет, 2005, с. 128.
  73. Герасимов, А.Е.Банкротства// А.Е.Герасимов//Электронный ресурс. ВЕЧЕ.-Москва.-2010. Источник <11йр:/Лглду. redov.ru/istorija/bankrotstva/index.php.> (дата обращения 27.02.2013).
  74. , М.А. «Нормативное регулирование аудита в России и за рубежом: сравнительный аспект"/ М.А. Городилов//Аудит и финансовый ана-лиз.-2008.-№ 4.-С.255 265.
  75. А.Г. Аудит: Истоки, опыт, проблемы./А.Г. Грязнова // Федеральный справочник (Центральное издание).-Том № 25.С. 197−206.
  76. , Е.П. Предпринимательское право Российской Федерации/Отв. ред. Е. П. Губин, П.Г. Лахно// М.: Юристь, — 2003.- 526 с.
  77. , Е.М. Анализ рынка аудиторских услуг в России/ Е.М. Гут-цайт // Аудитор. -2012. -№ 2. -С.32−40.
  78. , Е. М. Об узловых точках методики внешнего контроля качества аудита/ Е. М. Гутцайт // Аудитор. 2011. — № 06. — С. 27−34.
  79. , Ф.Л. Аудит Монтгомери/Ф.Л. Дефлиз, Г. Р. Дженик, В.М. О’Рейлли, М.Б. Хирш//: Пер. с англ./Под ред. Я. В. Соколова. М.: ЮНИТИ.-1997.-542 с.
  80. Доклад Минэкономразвития России от 10.12.2010 «Об итогах анализа практики применения законодательства Российской Федерации о саморегулируемых организациях в отдельных сферах и отраслях экономической деятельности», Москва, 2010, 239 с.
  81. , М.Е. Интеллектуальные услуги в России / М. Е. Дорошенко, И. С. Березин, Д. В. Виноградов, Н. Б. Сидорова, А. Б. Суслов // ГУ-ВШЭ. Москва, 2010. — 112 с.
  82. , A.B. Динамичное развитие аудиторской профессии: баланс государственного и общественного регулирования./ A.B.Крикунов// Аудиторские ведомости.-2004.-№ 5.- С.3−26.
  83. , A.B. Аудит в России. Антология российского аудита: / A.B. Крикунов, В. А. Леднев, А. Г. Грязнова, В. И. Видяпин, А. Д. Шеремет, В. И. Колбасин, A.C. Антонов// М.: Маркет ДС, 2007.-352с., .- 2-е издание с доп. и изм. с использованием CD-диска.
  84. , П.В. Саморегулирование хозяйственной деятельности: институциональный анализ/П.В. Крючкова//.-ТЕИС. Москва.-2005. стр. 168.
  85. , В.Л. Экономика знаний: уроки для России./ В. Л. Макаров и др.//Вестник Российской академии наук.-2003.- том 73. № 5 — 450 с.
  86. , Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения/ Е. И. Машбиц: (Педагогическая наука — реформе школы).— М.: Педагогика, 1988.-243 с.
  87. Методические рекомендации по порядку расчета начальной (максимальной) цены контракта. //Электронный ресурс. http://burzakup.ru/News/NewsFull.aspx?CID=290> (дата обращения 25.01.2012)
  88. МСО 7. Постоянное профессиональное развитие: программа обучения на протяжении всей жизни и постоянное развитие профессиональной компетентности. Утвержден Комитетом по образованию Международной федерации бухгалтеров, май 2004 г.
  89. B.C. Речь на Первом Всероссийском форуме саморегулируемых организаций «Саморегулирование в России: опыт и перспективы развития», г. Москва, 2011 год. (дата обращения 12.07.2011).
  90. , Дж. Аудит /Дж. Робертсон// Перев. с англ. М.: КПМГ, Аудиторская фирма «Контакт». 1993. — 496 с.
  91. Руф, A. JI. Аудиторская профессия во Франции/А.Л.Руф // Бухгалтерский учет.-1996 № 9, — С. 51−56.
  92. , А. Исследование о природе и причинах богатства народов/ А. Смит, А.// М.: Соцэкгиз.- 1962.- 654 с.
  93. Сонин, К.И. Sonin.ru: Уроки экономики/ К.И. Сонин// М. ЮОО «Юнайтед Пресс».- 2011.-255с.
  94. Чая, В. Т. Контроль качества аудита: задачи и решения/ В. Т. Чая // Аудит.-2012, — № 7. С.9−16.
  95. , А. Д. Система образования аудиторов: современный этап./ А. Д. Шеремет, С. И. Полякова // Аудиторские ведомости.-2011.- № 5.- С. 3−10.
  96. , А.Д. Аудит/ А. Д. Шеремет, В. П. Суйц // Москва, ИНФРА-М 2004.-448 с.
  97. , А.А. Причины снижения цен на торгах и проблемы исполнения госконтрактов/ А. А. Яковлев, О. Демидова, О. Балаева //Вопросы эко-номики.-2012.-№ 1.С.65−83.
  98. , А.А. Система госзакупок: на пути к новому качеству/ А. А. Яковлев //Вопросы экономики. -2010.-№ 6.- С.88−108.
  99. , М.М. Классификация благ и выбор оптимальной процедуры в системе государственных закупок/ М. М. Юдкевич, С.Г. Пивоварова//Госзаказ: управление, размещение, обеспечение.- 2009.- № 18,-С. 54−61.1. Зарубежные издания
  100. Machlup, F. The Production and Distribution of Knowledge in the United States/ F. Machlup// Princeton: Princeton University Press.- 1962.-462 p.
  101. Nelson, Philip. Information and Consumer Behaviour/ Philip Nelson// Journal of Political Economy, 1970, 78, 2, 311−329 p.
  102. Akerlof, GA. The market for «lemons»: Quality uncertainty and the market mechanism/ GA Akerlof// Quart. J. Econ. 1970. Vol. 84. p.488−500.
Заполнить форму текущей работой