Развитие профессиональной компетентности студентов строительных специальностей при обучении графическим дисциплинам
Диссертация
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в форме выступлений с докладами и публикацией тезисов докладов на конференциях различного уровня: на научно-методической конференции «Современные образовательные технологии» (Омск, 1999) — на Международной научной конференции «Современные проблемы транспортного строительства, автомобилизации и высокоинтеллектуальные… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ГРАФИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ В ЦЕЛЯХ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ СТРОИТЕЛЬНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
- 1. 1. Определение сущности профессиональной деятельности специалиста строителя
- 1. 2. Методологические основы обучения графическим дисциплинам, ориентированного на развитие профессиональной компетентности студентов строительных специальностей
- 1. 3. Роль и место графических дисциплин в развитии профессиональной компетентности студентов строителей
- 1. 4. Критерии оценки уровня развития профессиональной компетентности студентов строительных специальностей, развиваемой в процессе обучения графическим дисциплинам
- Выводы по главе I
- ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ГРАФИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ СТУДЕНТОВ МОСТОСТРОИТЕЛЕЙ В ЛОГИКЕ КОМПЕТЕНТНОСГНОГО ПОДХОДА
- 2. 1. Определение целей обучения графическим дисциплинам в контексте компетентностного подхода
- 2. 2. Обоснование содержания и определение структуры содержания обучения графическим дисциплинам
- 2. 3. Выбор и реализация процедур контроля и коррекции развития профессиональной компетентности студента мостостроителя
- 2. 4. Организация и результаты педагогического эксперимента
- Выводы по главе II
Список литературы
- Акимова И.Н. Методологические основы алгоритмизированного обучения графическим дисциплинам: Дис. .док. пед. наук. М., 1995. — 307 с.
- Акулова О.В. Ключевые компетенции как цель и результат современного образования//Модернизация педагогического образования в Сибири: проблемы перспективы. Ч. 1: Сборник научных статей. Омск: Из-во Ом-ГПУ, 2002.-С. 190−195.
- Альтшуллер Г. С. Алгоритм изобретения. М.: «Московский рабочий», 1969. — 120 с.
- Андреева J1.B. Дидактические основы развивающего обучения в техническом вузе на примере учебной дисциплины «Начертательная геометрия»: Дис. .канд. пед. наук. — М., 1998.- 161 с.
- Арановская И. Подготовка специалиста как социокультурная проблема // Высшее образование сегодня. 2002. — № 4. — С. 115−119.
- Аришина Э.С. Формирование ценностного отношения студентов вуIзов к профессиональной деятельности: Дис. .канд. пед. наук. Магнитогорск, 2004.- 179 с.
- Архангельский С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. -М.: Высшая школа, 1974. 384 с.
- Бабулин H.A. Построение и чтение машиностроительных чертежей. -М.: Высш. школа, 1987. 319 с.
- Байденко В. Компетенции в профессиональном образовании (К освоению компетентностного подхода) // Высшее образование сегодня. 2004. -№ 11.-С. 3- 13.
- Барский Ю.К. Методика решения комплексных задач по начертательной геометрии. Учеб. пособие / Под ред. Г. В. Калмыкова. Челябинск: ЧГТУ, 1993.-86с.
- Бенедиктов Б.А., Бенедиктов С. Б. Психология обучения и воспитания в высшей школе. Мн.: Высш. шк., 1983. — 224 с.
- Беспалько Б.П. Основы теории педагогических систем (Проблемы и методы психолого-педагогического обеспечения технических обучающих систем). Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1977. — 304 с.
- М.Беспалько Б. П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М.: Высш. шк., 1989.-144с.
- Бобриков В.Н. Система подготовки инженера в условиях непрерывного технического профессионального образования: Дис. .док. пед. наук. -Кемерово, 2003.-458 с.
- Боголюбов С.К. Инженерная графика: Учебник для средних спец. учеб заведений 3 изд., испр. и дополн — М.: Машиностроение, 2000. — 352 с.
- Божович Л.И., Морозова Н. Г., Славина JI.C. Развитие мотивов учения у школьников. Изв. АПН РСФСР, 1951, вып. 36. С. 39 — 104.
- Большаков В.П. Инженерная и компьютерная графика. Практикум. СПб.: БХВ-Петербург, 2004. — 592 с.
- Болынанин М.В. Конструирование в курсе черчения. Томск: Изд-во Томского Ун-та, 1987. — 156 с.
- Большой энциклопедический словарь: В 2-х т. /Гл. ред. A.M. Прохоров.-Сов. энциклопедия, 1991. Т. 1. 863с.
- Борисовский Г. Б. Эстетика и стандарт. М.: Издательство стандартов, 1982.-232 с.
- Ботвинников А.Д. Об актуальных вопросах методики обучения черчению. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1977. — 191 с.
- Ботвинников А.Д. Об основных направлениях классификации и исследования способов решения учебных графических задач. М.: Изд-во!НИИ общего и политехнического образования, 1966. — 20 с.
- Бояркин Г. Н., Лузянин В. И., Шамец С. П. Педагогические условия формирования субъекта учебной деятельности//Современное образование: управление и новые технологии. Тезисы докл. Научно-метод. конференции. Кн.1. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2000. — С. 13 — 14.
- Брилинг Н.С. и др. Справочник по строительному черчению: Учеб. пособие для техникумов/ Н. С. Брилинг, С. Н. Балягин, С. И. Симонини. М.: Стройиздат, 1987.-448 с.
- Брилинг Н.С., Балягин С. Н. Черчение: Справ. Пособие. М.: Стройиздат, 1994. — 421 с.
- Бубенников A.B. Начертательная геометрия: Учеб. для втузов. 3 изд., перераб. и доп. — М.: Высш. шк., 1985. — 288 с.
- Будасов Б.В., Георгиевский О. В., Каминский В. П. Строительное черчение. Учеб. для вузов/ Под общ. ред. О. В. Георгиевского. М.: Стройиздат, 2003.-456 с.
- Васильева E.H. Инновационность в обучении будущего специалиста// Стандарты и мониторинг. 2004. — № 2. — С. 35 — 36.
- Васильченко В.Т., Рутман А. Н., Лукьяненко Е. П. Конструирование и изготовление рабочих чертежей строительных металлоконструкций. Справ, пособие. Киев: «Буд1вельник», 1977. — 136 с.
- Вербицкий A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод, пособие. -М.: Высш. шк., 1991. -207 с.
- Вербицкий A.A. Познавательная активность личности в обучении// Активность личности в обучении (психолого-педагогический аспект). Сб.науч.тр. М.: НИИВШ, 1986. — С. 5 — 20.
- Виноградов В.Н., Ройтман И. А. Элементы начертательной геометрии. (Для факультативных занятий). М.: Просвещение, 1978. — 175 с.
- Вольхин К.А. Индивидуализация обучения начертательной геометрии студентов технических вузов: Дис. .канд. пед. наук. — Новосибирск, 2002.- 194 с.
- Вражнова М. Инженерная профессия сегодня// Высшее образование в России. 2004. — № 5. — С. 115 — 119.
- Выполнение схем улиц и дорог в среде графического редактора Компас: Учеб пособие/ O.A. Мусиенко, Ю. А. Рябоконь. — Омск: Изд-во СибАДИ, 2002. 36 с.
- Танеев С.М. Формирование графической грамотности учащихся при обучении решению планиметрических задач в условиях компьютерной поддержки: Дис.. .канд. пед. наук. — Омск, 2004. 220 с.
- Гарунов М. Развитие творческой самостоятельности специалиста// Высшее образование в России. 1998. — № 4. — С. 83 — 86.
- Геологическое картирование. Метод, указания/ Сост. О.В. Тюмен-цева. Омск: СибАДИ, 1994. — 40 с.
- Георгиевский О.В. Единые требования по выполнению строительных чертежей. Справ, пособие. -М.: Изд-во «Архитектура-С», 2004. 144 с.
- Горб В.Г. Основная образовательная программа вуза: проблемы и решения// Стандарты и мониторинг. 2004. — № 2. — С. 22 -31.
- Гордон В.О., Иванов Ю. Б., Солнцева Т. Е. Сборник задач по курсу начертательной геометрии: Учеб. пособие для втузов / Под ред. Ю. Б. Иванова. 7-е изд., стер. — М.: Высш. шк., 1998. — 320 с.
- Гордон В.О., Семенцов-Огиевский М.А. Курс начертательной геометрии: Учеб. пособие для втузов / Под ред. В. О. Гордона и Ю. Б. Иванова. -24-е изд., стер. М.: Высш. шк., 1998. — 272 с.
- Горохов В.Г. Знать, чтобы делать: История инженерной профессии и ее роль в современной культуре. М.: Знание, 1987. — 178 с.
- Горохов В.Г., Розин В. М. Формирование и развитие инженерной деятельности// В кн.: Философские вопросы технического знания. М.: Наука, 1984. — С. 33−40.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Направление подготовки дипломированного специалиста 653 600-Транспортное строительство.-М. 2000. 26 с.
- Гребнев Л., Кружалин В., Попова Е. Модернизация структуры и содержания инженерного образования // Высшее образование в России. 2003. — № 4. — С. 46−56.
- Григоревская Л.П. Исследование процесса формирования специалиста на примере изучения «Начертательной геометрии и черчения»: Дис. .канд. пед. наук. — М., 1996. 214 с.
- Григоревский Л.Б. Разработка тематических классификаторов для повышения качества изучения студентами начертательной геометрии и инженерной графики: Дис. .канд. пед. наук. — М., 2005. 211 с.
- Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения// Педагогика М, 1995.-№ 1.-С. 29−39.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986.-240 с. i
- Далингер В.А. Планиметрические задачи на построение: Учебное пособие. Омск: Изд-во ОмГПУ, 1999. — 202 с.
- Далингер В.А. Стереометрические задачи на построение: Учебное пособие. Санкт-Петербург:Теса, 2000. — 122 с.
- Дерягина О.В. Модульная система как средство активизации обучения начертательной геометрии студентов технических вузов: Дис. .канд. пед. наук. М., 2005. — 150 с.
- Допиро Т.Д. Внедрение компьютерной графики в учебный процесс// Компьютерная геометрия и графика в образовании: Сб. науч.-метод. статей межвузовского семинара/ Отв. ред. Н. В. Соснин. — Красноярск: КГТУ, 2000. С. 43−45.
- Егорова Г. Н. Модульно-рейтинговая технология обучения графическим дисциплинам в техническом вузе: Дис. .канд. пед. наук. Воронеж, 2004.- 199с.
- Единая система конструкторской документации. Общие правила выполнения чертежей. Сборник. М.: Изд-во стандартов, 1984. — 232 с.
- Елисеев В. Технологии формирования рефлексивной культуры учителя // Высшее образование сегодня. 2005. — № 2. — С. 37 — 40.
- Ермилова Н.Ю. Моделирование ситуаций профессиональной деятельности как фактор формирования творческой самостоятельности будущего специалиста: Автореф. дис.канд. пед. наук. Волгоград, 2000. — 19 с.
- Иванов В., Гурье Л., Зерминов А. Педагогическая деятельность: проблемы, сложности// Высшее образование в России. 1997. — № 4. — С. 44 — 49.
- Иванов Г. С. Начертательная геометрия: Учеб. для вузов. М.: Машиностроение, 1995. — 224 с.
- Иванов Г. С. Теоретические основы начертательной геометрии: Учеб. пособие. М.: Машиностроение, 1998. — 158 с.
- Иванова Т.В. Компетентностный подход к разработке стандартов для 11-летней школы: анализ, проблемы, выводы// Стандарты и мониторинг. 2004. -№ 1. — С. 16 -20.
- Ильченко О.А. Компетентностный подход к формированию стандартов профессионального образования// Открытое образование, 2004. № 4. -С. 4−8.
- Инженерная компьютерная графика: Учеб. пособие/ Сост. М. В. Козлов, А. В. Кукин, Н. В. Почтарь. Омск: Изд-во СибАДИ. — 56 с.
- Иоффе А.Ф. О преподавании физики в высшей технической школе//Вестник высшей школы. 1951. -№ 10. — С. 17−18.
- Исследование путей совершенствования методов и методик преподавания графических дисциплин: Отчет о научно-исследовательской работе/ Рук-ль темы: Серебреников A.C. Новочеркасск, 1987. — 92 с.
- Исследование путей совершенствования методов преподавания начертательной геометрии и черчения в вузах строительного профиля: Отчет о госбюджетной научно-исследовательской работе/ Рук-ль темы: В. Г. Немов. -Казань, — 1987.- 122 с.
- Кажанова З.Н. Специфика формирования профессиональных компетенций в процессе адаптации студентов к учебно-технологической среде вуза: Дис.. канд. пед. наук. Тамбов, 2004. — 209 с.
- Как решить задачу: Метод, указания по решению геометрических задач повышенной сложности/ Сост. А. Г. Гирш. Омск: Изд-во СИбАДИ, 1986.-36 с.
- Картёжникова А.Н. Контекстный подход к обучению математике как средство развития профессионально значимых качеств будущих экономистов-менеджеров: Дис. .канд. пед. наук. Омск, 2005. — 243 с.
- Кинд В.В., Кициева В. Д., Рушелюк К. С. Инженерная графика и ее начала в среде AutoCAD// Компьютерная геометрия и графика в образовании: Сб. науч.-метод. статей межвузовского семинара /Отв. Ред. Н. В. Соснин. Красноярск: КГТУ, 2000. — С 143 — 147.
- Кициева В.Д. Начальное обучение работе с AutoCAD// Компьютерная геометрия и графика в образовании: Сб. науч.-метод. статей межвузовского семинара / Отв. ред. Н. В. Соснин. Красноярск: КГТУ, 2000. — С. 147 — 149.
- Клевцов Н.П. Этапы и перспективы CAD-подготовки в вузе// КомIпьютерная геометрия и графика в образовании: Сб. науч.-метод. статей межвузовского семинара / Отв. ред. Н. В. Соснин. Красноярск: КГТУ, 2000. — С. 136- 140.
- Козырев В.А., Радионова Н. Ф., Тряпицына А. П. Направления модернизации педагогического образования// Модернизация педагогическогообразования в Сибири: проблемы и перспективы. Часть 1: Сборник научных статей. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2002. — С. 3 — 10.
- Конструирование и изготовление рабочих чертежей строительных металлоконструкций: Справочное пособие / Васильченко В. Т., Рутман А. Н., Лукьяненко Е. П. — Киев: Буд1вельник, 1977. 136 с.
- Короев Ю.И. Начертательная геометрия: Учеб. для вузов. М.: Ар-хитектура-С, 2003. — 424с.
- Короев Ю.И. Черчение для строителей: Учеб. для проф. учеб. заведений. М.: Высш.шк., 2005. — 256 с.
- Костина H.H. Формирование профессиональной компетентности студента в процессе экономического обучения в вузе: Дис. .канд. пед. наук. Магнитогорск, 2004. — 186 с.
- Кравцова Т.П. Профессионально-дидактические основы графической подготовки студентов в техническом вузе: Автореф. канд. .пед. наук. -Воронеж: ВГТУ, 2001.-25 с. 1
- Крылов А.Н. О подготовке специалистов// Вестник академии наук. -1941.-№ 10.-С. 76−77.
- Крылова В.Д. Контроль знаний студентов при защите модуля по инженерной графике// Компьютерная геометрия и графика в образовании: Сб. науч.-метод. статей межвузовского семинара/ Отв. ред. Н. В. Соснин. — Красноярск: КГТУ, 2000. С. 60 — 63.
- Кудрявцев Т.В. Психология технического мышления. (Процесс и способы решения технических задач). -М.: Педагогика, 1975. 304 с.
- Кузнецов Н.С. Начертательная геометрия: Учебник для вузов.'- 2-е изд., перераб. и доп. М.: Высш. школа, 1981. — 262 с.
- Куликов В.П. Информационные технологии в профессиональнойподготовке инженеров пр направлению «Информатика и вычислительная техника» (на примере обучения графическим дисциплинам): Автореф. дис. .канд. пед. наук. -М., 2004.-218 с.
- Курдакова М.Е. Пелагогическая технология формирования профессиональной компетентности будущих специалистов гостиничного сервиса: Дис. .канд. пед. наук. Екатеринбург, 2006. — 22 с.
- Курдюмов В.И. Курс начертательной геометрии. С-Петербург, 1893.-97 с.
- Курс начертательной геометрии (на базе ЭВМ): Учеб. для инж.-техн. вузов/ А. М. Тевлин, Г. С. Иванов, Л. Г. Нартова и др. //Под ред. A.M. Тев-лина. -М.: Высш. шк., 1983.- 175 с.
- Кухтецкий C.B. Содержание вводного курса компьютерной граjфики// Компьютерная геометрия и графика в образовании: Сб. науч.-метод. статей межвузовского семинара /Отв. Ред. Н. В. Соснин. Красноярск: КГТУ, 2000,-С. 14−23.
- Лагерь А.И., Гулидова Л. Н. Новое в технологии преподавания графических дисциплин// Компьютерная геометрия и графика в образовании: Сб. науч.-метод. статей межвузовского семинара/ Отв. ред. Н. В. Соснин. -Красноярск: КГТУ, 2000. С. 24 — 28.
- Лагунова М.В. Теория и практика формирования графической культуры студентов высших технических учебных заведений: Автореф. дис. .док. пед. наук. — Н. Новгород, 2002. 40 с.
- Лагунова М.В., Червова A.A. Графическая культура как компонент профессиональной культуры инженера // Наука и школа. 2001. — № 2. -С. 25−26.
- Левина М.М. Технологии профессионального педагогического образования. М.: «Академия», 2001. — 272 с.
- Левицкий B.C. Машиностроительное черчение: Учеб. для втузов -2-е изд., испр. и доп. М.: Высш.шк., 1994. — 383 с.
- Локтев О.В., Числов П. А. Задачник по начертательной геометрии:
- Учеб. пособие для втузов. -М.: «Высш. школа», 1977. 103 с.
- Ломов Б.Ф. Человек и техника: Очерки инженерной психологии -М.: Сов. Радио, 1966. 464 с.
- Мануйлов В., Федоров И, Благовещенская М. Современные технологии в инженерном образовании // Высшее образование сегодня. 2003. -№ 3.-С. 117- 123.
- Матушанский Г. У. Модели подготовки и профессиональной деятельности специалистов // Высшее образование в России. 2003. — № 4. — С. 92 — 95.
- Мельничук О., Яковлева А. Модель специалиста (К вопросу о гуманизации образования)// Высшее образование в России. 2000. — № 5. — С. 19−25.
- Методика педагогического исследования и некоторые показателиIэффективности используемых средств обучения. Метод, указания/ Под ред. Н. П. Гресс Челябинск: ЧПИ, 1982. — 66 с.
- Методические указания к решению задач по начертательной геометрии. Омск, 1989. — 43 с.
- Миронова P.C., Миронов Б. Г. Инженерная графика: Учебник. -М.: Высшая школа, 2003.
- Миронова P.C., Миронов Б. Г. Сборник заданий по черчению: Учеб. пособие для немашиностр. спец. техникумов. -М.: Высш. шк., 1984. -264 с.
- Михайлов В.И., Короткий В. А. Опорные конспекты по начертательной геометрии: Учеб. пособие. Челябинск: ЧГТУ, 1994. 35 с.
- Монж Г. Начертательная геометрия. М. — Л.: Изд-во АН СССР, 1947.-292 с.
- Мусиенко O.A. Выполнение чертежей в AutoCAD: Учеб. пособие. В 4-х тетр- Омск: Изд-во СибАДИ, 2005. 56с.
- Мусиенко O.A. Железобетонный мост: правила выполнения чертежей. Учебное пособие. Омск: Изд-во СибАДИ, 2001. — 32 с.
- Мусиенко O.A. Оптимизация процесса формирования профессиональной компетентности специалиста с помощью контекстной технологии обучения// Омский научный вестник, 2006. — № 9. С. —
- Мутовкина О.М. Формирование у студентов технического вуза готовности к профессиональному общению: Автореф. дис. .канд. пед. наук. -Волгоград, 1999.-20 с.
- Мясоедова Н.В. Интенсификация процесса обучения начертательной геометрии студентов технических вузов посредством автоматизированной обучающей системы: Дис. .канд. пед. наук. — Омск, 2003. -213 с.
- Мясоедова Н.В. Применение методики Шаталова в курсе начертательной геометрии// Компьютерная геометрия и графика в образовании: Сб.науч.-метод. статей межвузовского семинара/ Отв. ред. Н. В. Соснин. — Красноярск: КГТУ, 2000. С. 64 — 65. I
- Начертательная геометрия: Учеб. для вузов/ Н. Н. Крылов, Г. С. Иконникова, B.JI. Николаев, В.Е.Васильев- Под ред. Н. Н. Крылова. 7 изд., перераб. и доп. — М.: Высш. шк., — 2000. — 224 с.
- Начертательная геометрия: учеб. для вузов. Под ред. Н.Ф. Четве-рухина. М.: Архитектура-С, 2003. — 424с.
- Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. — М.: Гума-нит. издат. Центр ВЛАДОС, 1998. — 632 с.
- Нечаев Ю.И. Формирование методологической грамотности студента вуза на начальном этапе подготовки: Дис. .канд. пед. наук. — Омск, 2001.-189 с.
- Никитина JL, Шагеева Ф., Иванов В. Технология формирования профессиональной компетентности// Высшее образование в России. 2006. -№ 9.-С. 125- 127.
- Николаев И.С. Профессия архитектора. М.: Стройиздат, 1984.384 с.
- Николаенко Н.С. Связь начертательной геометрии с машиннойIграфикой// Компьютерная геометрия и графика в образовании: Сб. науч.-метод. статей межвузовского семинара / Отв. ред. Н. В. Соснин — Красноярск: КГТУ, 2000. С. 152 — 154.
- Новый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих. М.: «Омега-J1», 2005. — 393 с.
- Образцов П.И. Профессионально ориентированная технология обучения: особенности проектирования и конструирования// Alma-mater. Вестник высшей школы. 2003. — № 10. — С. 14−17.
- Оганесов О.А., Кайль В. А., Рябикова И. М. Курс лекций по начерIтательной геометрии для студентов строительных специальностей. Часть 1.
- M.: МАДИ (ГТУ), 2002. 65 с.
- Одинцова О.П. Курс компьютерной графики и геометрического моделирования в системе подготовки учителя математики и черчения: Дис. .канд. пед. наук. — Омск, 1997.- 151 с.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка/ Под ред. чл.-корр. АН СССР Н. Ю. Шведовой. М.: Рус. яз., 1987. — 750 с.
- Оконь В. Введение в общую дидактику: Пер. с польск. Л.Г. Каш-куревича, Н. Г. Горина. М.: Высш. шк., 1990. — 382 с.
- Особенности строительного чертежа: Архитектурно-строительные чертежи. Чертежи строительных конструкций// Методич. Рекомендации дл студентов строительных специальностей: Сост. И. А. Осиновская, ИЛ. Швец. Омск, Изд-во СибАДИ, 1980. — 40 с.
- Перспектива моста: Метод, указания для студентов специальности МТ/ Сост. А. Г. Гирш, O.A. Мусиенко. Омск: Изд-во СИбАДИ, 1985. — 19 с.
- Петрунева Р., Дулина Н., Токарев В О главной цели образования// Высшее образование в России. 1998. — № 3. — С. 40 — 46.
- Петрунева Р. Социоинженерные задачи // Высшее образование сегодня. 2003. — № 3. — С. 115 — 116.
- Писарева С.А. Диссертационные исследования «компетентности» учителя и ученика// Модернизация педагогического образования в Сибири: проблемы и перспективы. Часть 1: Сборник научных статей. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2002.-С. 180- 190.
- Платонова Т.А. Роль мотивации в познавательной активности// Активность личности в обучении. Сб. науч. т. М.: НИИВШ, 1986. — С. 21 — 30.
- Полещук H.H., Савельева В. А. Самоучитель AutoCAD 2007. -СПб.: БХВ-Петербург, 2006. 624 с.
- Потемкин A.B. Инженерная графика. Просто и доступно. Copyright© 2000© Изд-во «Лори», 2000. 245 с.
- Потемкин A.B., Емельянов A.A. Обучение САПР как это делается// Компьютерная геометрия и графика в образовании: Сб. науч.-метод. статей межвузовского семинара / Отв. ред. Н. В. Соснин. — Красноярск: КГТУ, 2000.-С. 93−101.
- Похолков Ю. Проблемы и основные направления совершенствования инженерного образования// Вестник высшей школы. -2003. № 10. -С. 3−8.
- Прокубовская А.О. Компьютерное моделирование как средство развития самостоятельной познавательной деятельности студентов вуза: Ав-тореф. дис.канд. пед. наук. — Екатеринбург, 2002. 22 с. 1
- Проскурякова JI.K. Организация учебного времени как фактор развития познавательной активности студентов-первокурсников: Автореф. дис.канд. пед. наук. Бранск, 1995.- 18 с.
- Психология. /Под общ. ред. В. Н. Дружинина. СПб.: Питер, 2000. — 608 с.
- Равен Дж. Педагогическое тестирование: Проблемы, заблуждения, перспективы. Природа компетентности//Школьные технологии. 1999. — С. 151−175.
- Райцев A.B. Развитие профессиональной компетентности студентов в образовательной системе современного вуза: Дис. .док. пед. наук. -С.-Петербург, 2004. 309 с.
- Рогоза Ю.А. Трехмерное компьютерное моделирование в вузе// Компьютерная геометрия и графика в образовании: Сб. науч.-метод. статей межвузовского семинара / Отв. ред. Н. В. Соснин. — Красноярск: КГТУ, 2000.- С. 31−34.
- Ройтман И.А. Методика преподавания черчения. М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 240 с.
- Ройтман И.А. Элементы технологии и конструирования в машиностроительном черчении: Пособие для учителей. М.: Гос. Учебно-пед. Изд-во Мин-ва Просвещения РСФСР, 1961. — 171 с.
- Рябоконь Ю.А., Мусиенко O.A. Выполнение схем улиц и дорог в среде графического редактора КОМПАС: Учеб. пособие. — Омск: Изд-во1. СибАДИ, 2002. 36 с.
- Самардак М.В. Дидактические условия активизации самостоятельной работы студентов (на примере графических дисциплин): Дис. .канд. пед. наук. — Новосибирск, 2004. 179 с.
- Сергеев В., Рязапова Л., Ярошевская X., Кочнев А. Моделирование профессиональной деятельности современного инженера.//Высшее образование в России. 2003. — № 2. — С. 60 — 64.
- Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Логос, 1999. — 272 с.
- Симонин С.И. Инженерно-топографическое черчение и наглядные изображения. М.: Изд-во «Недра», 1969. — 204 с.
- Симонин С.И., Котов Ю. В. Наглядные изображения при проектировании автомобильных дорог. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Транспорт, 1992.- 159 с.
- Синеговская Т.М. Компетентностный подход в образовании/Модернизация профессионального образования: проблемы, поиски, решения: Материалы 4-й Всероссийской научн.-практ. конф. Омск: ОмГПУ, 2006.-С. 50−51.
- Система Проектной Документации для Строительства СПДС 21.302 96. Условные графические обозначения в документации по инженерно-геологическим изысканиям. -М.: Госстрой России, 1996.-20 с.
- Система Проектной Документации для Строительства СПДС 21.501 93. Правила выполнения архитектурно-строительных рабочих чертежей. — М.: Госстрой России, 1993. — 26 с.
- Сластенин В.А., Каширин В. П. Психология и педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: «Академия», 2001. — 480 с.
- Словарь-справочник по черчению/ В. Н. Виноградов, Е. А. Василенко, A.A. Альхименок и др. М.: Просвещение, 1999. — 160 с.
- Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учеб. пособие для слушателей фак-тов и ин-тов повышения квалификации преподавателей вузов и аспирантов. М.: Аспект Пресс, 1995.-271 с.
- СНИП 2.05.03 84. Мосты и трубы. — М.: ЦИТП Госстроя СССР, 1985.-200 с.
- Соболев H.A. Общая теория изображений. Учеб. пособие для вузов. М.: Изд-во «Архитектура-С», 2004. — 672 с.
- Соснин Н.В. Вопросы совершенствования геометрической и графической подготовки инженера// Компьютерная геометрия и графика в образовании: Сб. науч.-метод. статей межвузовского семинара/ Отв. ред. Н. В. Соснин. — Красноярск: КГТУ, 2000. С. 5−13.
- Стайнов Г. Н. Проектирование педагогической системы общетехнической подготовки в инженерном вузе: Дис. .док. пед. наук. Казань, 2003.-380 с.
- Столяренко Л.Д., Столяренко В. Е. Педагогика и психология для технических вузов. Ростов н/Д: «Феникс», 2001. — 512 с.
- Талызина Н.Ф. Деятельностный подход к построению модели специалиста// Вестник высшей школы. 1986. — № 3. — С. 22 — 32.
- Талызина Н.Ф. Теоретические основы разработки модели специалиста. М.: Знание, 1986. — 108 с.
- Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста// Высшее образование сегодня. 2004. — № 3 — С. 20 — 26.
- Татьяненко С.А. Формирование профессиональной компетентности будущего инженера в процессе обучения математике в техническом вузе: Дис. .канд. пед. наук. — Тобольск, 2003. 240 с.
- Теория множеств в инженерной графике. Метод, разработка / Сост. А. Г. Гирш, А. Х. Галиева. Алма-Ата: Типограф. Оперативной печати, 1979. — 38 с.
- Терентьева A.M. Мотивация учения// Основы психологии и педагогики высшей школы / Под ред. J1.K. Аверченко- НГАЭиУ. Новосибирск, 1997, — С. 45−51.
- Третьяк О.М. Инженерное сооружение в проекциях с числовыми отметками: М.п. Омск: Изд-во СибАДИ, 2004. — 26 с.
- ТрухинаВ.Д. Компьютерные технологии в преподавании начертательной геометрии// Компьютерная геометрия и графика в образовании: Сб. науч.-метод. статей межвузовского семинара / Отв. ред. Н. В. Соснин. — Красноярск: КГТУ, 2000. С. 28−31.
- Туранова JI.M. Методическая система курса «Компьютерная графика и геометрическое моделирование» для педагогического образования: Автореф. дис.канд. пед. наук. М, 1998. — 18 с.
- Финкельштейн Элен AutoCAD 2000. Библия пользователя.: Пер. с англ. М.: Изд. дом «Вильяме», 1999. — 1040 с.
- Фокин Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 224 с.
- Формирование системного мышления в обучении/ Под ред. проф. З. А. Решетовой. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 344 с.
- Фролов С.А. Начертательная геометрия: Учебник втузов. М.: Машиностроение, 1978. — 240 с.
- Фролов С.А., Покровская М. В. В поисках начала: Рассказы о начертательной геометрии. Мн.: Высш. шк., 1985. — 189 с.
- Фролов Ю.В., Махотин Д. А. Компетентностная модель как основа оценки качества подготовки специалистов// Высшее образование сегодня.2004.-№ 8.-С. 34−41.
- Харитонова Е.А. Проектирование и реализация системы закрепления профессионального выбора студентов инженерно-педагогических специальностей вузов: Дис. .канд. пед. наук. Тольятти, 2002. — 243 с.
- Хрусталева Т.В. Организационно-педагогические условия развития учебной самостоятельности студентов при обучении в вузе (на прмере изучения начертательной геометрии и инженерной графики): Дис. .канд. пед. наук. М., 2002. — 216 с.
- Хуторской A.B. Ключевые компетенции как компонент личност-но-ориентированной парадигмы образования//Нар. Образование. 2003. -№ 2. — С.58 — 76.
- Хуторской A.B. Ключевые компетенции как компонент личност-но-ориентированной парадигмы образования // Нар, Образование. 2003. -№ 5.-С. 55−61.
- Черкашин Б.Н. Активизация познавательной деятельности будущих специалистов в процессе контекстного обучения: Автореф. дис.канд. пед. наук. Воронеж, 1998. — 18 с.
- Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе. -М: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. 437 с.
- Чернышева З.Т., Глоговский В. В. К методике решения задач по начертательной геометрии: Учеб. пособие для студентов и преподавателей вузов. Львов: Изд-во Львовского ун-та, 1964. — 103 с.
- Чуприн А.И. AutoCAD 2005: лекции и упражнения. / А. И. Чуприн, В. А. Чуприн М.: ООО «ДиаСофтЮП», 2005, — 1200 с.
- Чучалин А., Боев О., Криушова А. Качество инженерного образования: мировые тенденции в терминах компетенций // Высшее образованиесегодня. 2006. — № 8. — С. 9 — 17.
- Шадриков В.Д. Новая модель специалиста, инновационная подготовка и компетентностный подход // Высшее образование сегодня. 204. -№ 8.-С. 26−31.
- Шарикян Ю.Э. Методика преподавания курса «Машиностроительное черчение»: Для преподавателей вузов. М.: Высш. шк., 1990. — 127 с.
- Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки: Из опыта работы школ г. Донецка. М.: Педагогика, 1980. — 67 с.
- Шипилина J1.A. Методология психолого-педагогических исследований: Учеб. Пособие для аспирантов и магистрантов по направлению «Педагогика». Омск: Изд-во ОмГПУ, 2004. — 138 с.
- Широбоков С.Н. Оценка качества подготовки конкурентоспособного специалиста в педагогическом вузе: Дис. .канд. пед. наук. — Омск, 2000.- 187 с.
- Шишов С.Е., Агапов И. Г. Компетентностный подход к образованию: прихоть или необходимость? // Стандарты и мониторинг. 2002. — № 2. -С. 58 -62.
- Шухова Е.М. «Красота инженерных конструкций требование самое законное."// Архитектура и строительство Москвы. — 1997. — № 3. -С.22−33.
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в довременной школе. М.: Сентябрь, 1996. — 96 с.
- Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления школьников. М.: Педагогика, 1980. — 240 с.