Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие профессиональной компетентности студентов строительных специальностей при обучении графическим дисциплинам

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в форме выступлений с докладами и публикацией тезисов докладов на конференциях различного уровня: на научно-методической конференции «Современные образовательные технологии» (Омск, 1999) — на Международной научной конференции «Современные проблемы транспортного строительства, автомобилизации и высокоинтеллектуальные… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ГРАФИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ В ЦЕЛЯХ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ СТРОИТЕЛЬНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
    • 1. 1. Определение сущности профессиональной деятельности специалиста строителя
    • 1. 2. Методологические основы обучения графическим дисциплинам, ориентированного на развитие профессиональной компетентности студентов строительных специальностей
    • 1. 3. Роль и место графических дисциплин в развитии профессиональной компетентности студентов строителей
    • 1. 4. Критерии оценки уровня развития профессиональной компетентности студентов строительных специальностей, развиваемой в процессе обучения графическим дисциплинам
  • Выводы по главе I
  • ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ГРАФИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ СТУДЕНТОВ МОСТОСТРОИТЕЛЕЙ В ЛОГИКЕ КОМПЕТЕНТНОСГНОГО ПОДХОДА
    • 2. 1. Определение целей обучения графическим дисциплинам в контексте компетентностного подхода
    • 2. 2. Обоснование содержания и определение структуры содержания обучения графическим дисциплинам
    • 2. 3. Выбор и реализация процедур контроля и коррекции развития профессиональной компетентности студента мостостроителя
    • 2. 4. Организация и результаты педагогического эксперимента
  • Выводы по главе II

Развитие профессиональной компетентности студентов строительных специальностей при обучении графическим дисциплинам (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования обусловлена социально-экономическими переменами, происшедшими за последнее десятилетие в стране, в том числе и в высшей технической школе. Конкуренция на строительном рынке вынуждает проектные и мостостроительные организации разрабатывать все более интересные и геометрически сложные мостовые конструкции. Выпускники вуза должны соответствовать новым требованиям, предъявляемым к профессиональной деятельности специалиста мостостроителя в выполнении графической части проектов сооружений. Однако существующий традиционный подход к обучению графическим дисциплинам в техническом вузе основан на том, что сумма освоенных студентом знаний по предметам, заложенным в программе государственного образовательного стандарта, является залогом готовности специалиста к его деятельности на строительном производстве. Это положение не обеспечивает оптимального успеха в условиях растущих объемов знаний, уменьшения учебного времени и ухудшения графической и математической довузовской подготовки студентов специальности «Мосты и транспортные тоннели» (МТ). Для решения данной проблемы нужен новый подход к проектированию технологии обучения студентов строительных специальностей графическим дисциплинам.

В последние годы в условиях модернизации образования многие ученые связывают проблему формирования готовности специалиста к профессиональной деятельности в процессе обучения в вузе с понятием профессиональной компетентности. «Профессиональная готовность специалиста, — отмечает В. А. Сластенин, — предполагает наличие у него соответствующего уровня профессиональной компетентности, профессионального мастерства, а также способности саморегуляции, самонастроя на соответствующую деятельность, умения мобилизовать свой профессиональный (духовный, личностный и физический) потенциал на решение поставленных задач в соответствующий условиях» [170, с. 459]. Понятие компетентности в данной работе принимается согласно определению Дж. Равена [155]: компетентность — это специальная способность, необходимая для выполнения конкретного действия в конкретной предметной области, включающая узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимание ответственности за свои действия. Профессиональная компетентность является интегративной характеристикой специалиста, и решение проблемы развития (или формирования) его компетентности детерминируется содержанием его производственной деятельности.

Вопросам компетентности посвящены работы педагогов и психологов: В. А. Козырева, Н. Ф. Радионовой, А. П. Тряпицыной [86], Дж. Равена [155],.

A.B. Хуторского [196, 197], С. Е. Шишова, И. Г. Агапова [209]и др.- структура профессиональной компетентности рассматривается в исследованиях.

B.Г. Горба [45], Ю. И. Нечаева [132], С. А. Татьяненко [182], Ю. Г. Фокина [189] и др.- возможности применения компетентностного подхода к разработке стандартов для школы исследованы в работе Т. В. Ивановой [74].

Решение проблемы развития профессиональной компетентности студентов мостостроителей в процессе обучения графическим дисциплинам лежит в области исследования процесса обучения и разработки новой оптимальной технологии обучения начертательной геометрии, инженерной и компьютерной графики на основе компетентностного подхода и ориентированной на развитие компонентов профессиональной компетентности будущего специалиста. Теоретической основой проектирования этой профессионально ориентированной технологии обучения может служить теория контекстного обучения A.A. Вербицкого.

Графические дисциплины в программе подготовки инженера строительной специальности отвечают за изучение теории изображения (методов проецирования объектов на плоскость или поверхность и способов решения различных геометрических задач на чертеже), ГОСТов, регламентирующих правила выполнения строительных и машиностроительных чертежей, техники выполнения чертежей «от руки» и с помощью компьютера и т. п. Графические дисциплины включают в свой состав начертательную геометрию, инженерную и компьютерную графику и строительное черчение. Термин «графические дисциплины» встречается в темах диссертаций И. Н. Акимовой -«Методологические основы алгоритмизированного обучения графическим дисциплинам» [1], Г. Н. Егоровой «Модульно-рейтинговая технология обучения графическим дисциплинам в техническом вузе» [61], М. В. Самардак «Дидактические условия активизации самостоятельной работы студентов: на примере графических дисциплин"[161], и др.

Актуальность данного исследования обосновывается также тем, что графические дисциплины (начертательная геометрия, инженерная и компьютерная графика и строительное черчение) для специальности МТ являются первыми профессионально ориентированными дисциплинами, с которыми сталкивается студент. Чертежи строительных конструкций являются результатом проектирования сооружения и стоят в ряду основных документов при строительстве мостов, поэтому трудно переоценить значение графических дисциплин в развитии компетентности будущего специалиста строителя мостов и тоннелей. Успехи в освоении этих предметов служат индикатором его будущей профессиональной состоятельности, так как невозможно представить себе специалиста мостостроителя, не владеющего графическим языком. Поэтому, исследуя проблему обучения графическим дисциплинам, ориентированного на развитие профессиональной компетентности специалиста мостостроителя, необходимо:

— выявить, какими компонентами профессиональной компетентности должен обладать квалифицированный и конкурентоспособный специалист данного направления;

— определить компоненты профессиональной компетентности будущего специалиста, в развитии которых участвуют графические дисциплины: начертательная геометрия, инженерная и компьютерная графика и строительное черчение;

— выбрав оптимальный методологический подход к решению данной проблемы, разработать технологию обучения, ориентированную на развитие этих компонентов профессиональной компетентности.

Вопросами методики обучения графическим дисциплинам занимались многие ученые и педагоги:

— В. О. Гордон [46, 47], A.B. Бубенников [28], С.А. Фролов[191, 192], Н. Ф. Четверухин [130] и др., — развивали методику обучения научнотеоретических основ машиностроительного черченияЮ.И. Короев [88, 89], Н. Н. Крылов [129], Н. С. Кузнецов [96] и др. — уделяли свое внимание начертательной геометрии и черчению для студентов строительных специальностей, — в их работах рассмотрены не только методы ортогонального проецирования, но и технологии решения специальных инженерных задач, которые входят в компетенцию специалиста строителя (например, перспективные проекции, проекции с числовыми отметками);

— Н. С. Брилинг [26, 27], Б. В. Будасов, О. В. Георгиевский, В. П. Каминский [29], Ю. И. Короев [88, 89] и др. занимались методикой обучения строительному черчению. В работах этих авторов в основном рассматриваются вопросы, связанные со строительными чертежами в промышленном и гражданском строительстве. Чертежам транспортных сооружений уделяется традиционно мало внимания;

— А. В. Бубенников [28], Ю. В. Котов [166], С. И. Симонин [165], С. А. Фролов [191] и др. описывали способы автоматизированного построения наглядных изображений, компьютерного моделирования поверхностей, отображающих машиностроительные и строительные объекты. О. П. Одинцовой [139] разработан курс компьютерной графики и геометрического моделирования в системе подготовки учителя математики и черчения. К.А. Воль-хин [35], Н. В. Мясоедова [127, 128] исследовали проблемы интенсификации процесса обучения начертательной геометрии студентов технических вузов посредством автоматизированной обучающей системы;

— Л. П. Григоревская [52] рассматривала использование межпредметных связей при создании и реализации методики обучения графическим дисциплинам студентов машиностроительных специальностей. Г. Н. Егорова [60, 61], О. В. Дерягина [58] рассматривали модульно-рейтинговые системы как средство активизации обучения графическим дисциплинам студентов технических вузов. Л. Б. Григоревский [53] разработал тематические классификаторы для повышения качества изучения студентами начертательной геометрии и инженерной графики;

— Т. В. Хрусталева [195], М. В. Самардак [161] исследовали дидактические условия развития самостоятельной работы студентов на примере графических дисциплин;

— проблемами дидактических основ развивающего обучения на примере графических дисциплин занимались JI.B. Андреева [4], A.B. Кострюков [91]. Методологическими основами алгоритмизированного обучения графическим дисциплинам — И. Н. Акимова [1]. Ф. И. Пекарина [32], решая проблемы оптимальной профессиональной адаптации студентов, использовала контекстную теорию A.A. Вербицкого при разработке методики обучения начертательной геометрии в профессиональном контексте. Наиболее широко вопрос формирования графической культуры был рассмотрен в исследованиях М. В. Лагуновой [103].

Анализ научной, методической, учебной, а также нормативной и специальной литературы показал, что существующие программы и технологии графического обучения не ставят стратегических целей развития профессиональной компетентности специалиста, а отвечают решению частных вопросов обучения предметным знаниям, умениям, навыкам (ЗУНам) по начертательной геометрии и инженерной графике. В связи с этим в процессе обучения происходят неизбежные методологические потери: преподаватели не заботятся о развитии (или формировании) личностных смыслов и профессиональных качеств инженера, — таких, например, как системное мышление, коммуникативная, технологическая и методологическая компетентности и другие важнейшие составляющие компетентности специалиста, ответственность за развитие которых должен нести вуз.

Одной из главных проблем высшего образования для специальности «Мосты и транспортные тоннели» (МТ) является противоречие между возрастающими требованиями мостостроительного производства к конкурентоспособности и профессиональной компетентности выпускников вузов и сложившимися в последние годы условиями обучения на факультете «Автомобильные дороги и мосты» такими, как: низкий рейтинг технических специальностей: специальность МТ (как и многие другие инженерные специальности), перестав быть престижной среди современной молодежи, пополняется слабыми студентами и имеет низкий проходной баллуплотнение программы обучения новыми дисциплинами: если в 80-е годы она содержала 36 предметов и 11 курсовых работ и проектов, то сегодня в приложении к диплому фиксируется оценки 58 дисциплин и 16 курсовых работ и проектов. При сохранении общего количества часов учебной нагрузки это привело к дроблению предметов и снижению качества обученияпри сохранении требований к содержанию программы по специальным и общепрофессиональным дисциплинам (в том числе и графическим) в новой версии государственного стандарта резко снижено количество учебного времени на освоение этих предметовотсутствие технологии обучения графическим дисциплинам, ориентированной не только на формирование предметных знаний, умений и навыков, но и на развитие профессионально значимых качеств инженера строителя.

Следовательно, становится очевидной актуальность решения проблемы создания такой технологии обучения графическим дисциплинам, чтобы с ее помощью стало возможным развитие профессиональной компетентности специалиста строителя в создавшихся условиях.

Объект исследования — процесс обучения графическим дисциплинам студентов строительных специальностей.

Предмет исследования — развитие профессиональной компетентности студентов строительных специальностей при обучении графическим дисциплинам.

Цель исследования — развитие профессиональной компетентности студентов специальности «Мосты и транспортные тоннели» в процессе обучения графическим дисциплинам с помощью технологии обучения, спроектированной в логике компетентностного подхода.

Гипотеза исследования: обучение графическим дисциплинам обеспечит развитие профессиональной компетентности студентов мостостроителей, если: содержание графических дисциплин будет отвечать таким целям обучения, которые детерминированны особенностями современной профессиональной деятельности инженера мостостроителябудет найдена оптимальная последовательность графических дисциплин в учебном плане подготовки студентов специальности «Мосты и транспортные тоннели»;

— технология обучения графическим дисциплинам, будет разработана на основе компетентностного подхода;

— используемые компьютерные технологии будут содействовать формированию профессиональных навыков специалиста строителя.

Развитие профессиональной компетентности будущего специалиста мостостроителя в эксперименте оценивалось по показателям таких компонентов профессиональной компетентности как: знания, умения, навыки по графическим дисциплинам, и личностно-значимые компоненты компетентности будущего специалиста (положительное отношение к выбранной профессии, уверенность в своем профессиональном выборе, навыки рефлексии своего профессионального развития, коммуникативные компоненты профессиональной компетентности, навыки студентов в самостоятельной учебной деятельности).

В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

1. Определить содержание понятия профессиональной компетентности выпускника вуза по специальности «Мосты и транспортные тоннели».

2. Разработать структурную модель развития профессиональной компетентности студентов мостостроителей в процессе обучения графическим дисциплинам.

3.Определить компоненты профессиональной компетентности специалиста мостостроителя, их иерархию, и возможности графических дисциплин для развития профессиональной компетентности студентов специальности «Мосты и транспортные тоннели».

4. Разработать технологию обучения графическим дисциплинам студентов специальности «Мосты и транспортные тоннели» на основе компетентностного подхода и экспериментально проверить ее эффективность.

Методологической основой исследования служат: компетентностный подход к проектированию содержания обучения (И.Г. Агапов, Дж. Равен, А. П. Тряпицына, С. Е. Шишов, A.B. Хуторской) — методология проектирования педагогических систем и технологий обучения в высшей школе (С.И. Архангельский, В. П. Беспалько, Г. Н. Сериков, Ю.Г. Татур) — труды ученых в области методики преподавания графических дисциплин (М.В. Лагунова, И. А. Ройтман, Н. В. Соснин, Ю.Э. Шарикян).

Теоретической основой исследования являются: теории развития личности и деятельности в обучении (В.В. Давыдов, Н. Ф. Талызина, И.С. Якиманская) — теория контекстного обучения в вузе и исследования, посвященные применению данной теории (A.A. Вербицкий, А. Н. Картёжникова, Ф. И. Пекарина, Б.Н.Черкашин) — исследования особенностей профессиональной деятельности современного инженера (Т.В. Кудрявцев, Л. Рязапова, В. Сергеев, Ю. Г. Фокин, X. Ярошевская).

В ходе исследования были использованы следующие методы: анализ психолого-педагогической, методической и специальной литературыанализ учебной и научной деятельности студентовметод моделированияпедагогический экспериментбеседы, тестирование, анкетирование, педагогическое наблюдение за ходом обучения студентов графическим дисциплинам и дальнейшее отслеживание творческой и профессиональной деятельности студентов с точки зрения использования ими опыта и знаний, приобретенных в процессе обучения графическим дисциплинам на основе компетентностного подхода.

Организация исследования. Исследование проводилось в три этапа:

Первый (констатирующий) этап эксперимента (1998 — 1999 гг.) включил в себя изучение и теоретический анализ научно-методической и нормативной литературы, опыта работы отечественных и зарубежных преподавателей в обучении будущих специалистов строителей графическим дисциплинамисследование особенностей современной инженерной деятельности и текущего состояния уровня развития профессиональной компетентности студентов мостовиков при обучении графическим дисциплинамуточнялась проблема, цель и гипотеза исследования.

На втором (поисковом) этапе эксперимента (2000 — 2001 гг.) был выбран методологический подход, определены модель профессиональной деятельности выпускника специальности «Мосты и транспортные тоннели» и модель развития профессиональной компетентности будущего специалиста мостостроителя и разработана профессионально-ориентированная технология обучения графическим дисциплинам студентов специальности «Мосты и транспортные тоннели», которая была поэтапно внедрена в практику преподавания дисциплин графического цикла.

На третьем (формирующем) этапе эксперимента (2001 — 2005 гг.) была апробирована разработанная технология обучения графическим дисциплинам студентов мостостроителей, были получены и проанализированы результаты эксперимента и сделаны выводы.

Научная новизна. В отличие от исследований Л. Б. Григоревского (2005г.) [53], Л. П. Григоревской (1996г.) [52], О. В. Дерягиной (2005г.) [58], Г. Н. Егоровой (2004г.) [60], Н. В. Мясоедовой (2000г.) [127], в которых проблема обучения студентов технических вузов графическим дисциплинам решалась в рамках предметно-знаниевой парадигмы, в проведенном исследовании эта проблема решена на основе компетентностного подхода, обеспечивающего развитие профессиональной компетентности студентов строительных специальностей, включающей графические предметные знания, умения, навыки, личностно-значимые качества и компетентности.

Научная новизна исследования заключается в том, что при разработке технологии обучения, основанной на компетентностном подходе, обоснована целесообразность соотнесения целей, содержания, форм и средств технологии обучения графическим дисциплинам с компонентами профессиональной компетентности, детерминируемыми особенностями современной профессиональной деятельности специалиста строителя.

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что теория проектирования технологии обучения графическим дисциплинам студентов специальности «Мосты и транспортные тоннели» обогащена педагогическими знаниями об особенностях реализации компетентностного подхода к подготовке специалиста строителя и может быть трансформирована на другие предметы программы обучения студентов строителейпредложена структурная модель развития профессиональной компетентности студентов мостостроителей.

Практическая значимость исследования состоит в том, что: разработаны целевой, содержательный и процессуальный компоненты технологии обучения студентов технических вузов начертательной геометрии, компьютерной и инженерной графики и строительного черченияопределены преемственности и последовательности изучения графических дисциплинвыявлены средства реализации межпредметных связей графических дисциплин с другими дисциплинами программы подготовки студентов специальности «Мосты и транспортные тоннели».

Разработанная технология обучения графическим дисциплинам студентов специальности «Мосты и транспортные тоннели» может быть применена для обучения студентов других строительных специальностей.

Достоверность и обоснованность полученных в диссертационном исследовании результатов и выводов обеспечиваются использованием в ходе исследования современных достижений педагогики, психологии, философии, информатики и методики обучения начертательной геометрии, инженерной и компьютерной графикимногосторонним анализом исследуемой проблемыпоследовательным проведением педагогического экспериментакачественным и количественным анализом экспериментальных данных, практической апробацией результатов исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Развитие профессиональной компетентности студентов мостостроителей будет обеспечено в процессе обучения графическим дисциплинам, если в основу образовательного процесса будет положена структурно-функциональная модель, разработанная в логике компетентностного подхода, который позволяет целенаправленно и во взаимосвязи формировать как предметные знания, умения, навыки, так и личностно-значимые компоненты профессиональной компетентности будущего специалиста.

2. Развитие компонентов профессиональной компетентности студентов строительных специальностей предполагает установление иерархии ключевых, метапредметных и специальных компетентностей и использование в процессе обучения графическим дисциплинам адекватной технологии, спроектированной на основе контекстной теории обучения, обеспечивающей развитие указанных компетентностей.

3. Развитие профессиональной компетентности студентов предполагает осуществление преемственности и определенной последовательности в изучении графических дисциплин: начертательная геометрия, инженерная графика, изучаемая параллельно с компьютерной графикой, и строительное черчение, а также реализацию межпредметных связей с другими дисциплинами программы обучения студентов строительной специальности.

4. Содержательную основу технологии развития профессиональной компетентности студента мостостроителя должны составить комплексы задач, обеспечивающих коммуникативную функцию по визуализации элементов и объектов строительных конструкций при переводе традиционных способов выполнения чертежа на компьютерный язык современных графических программ, а основу процессуального компонента — органичное сочетание традиционной техники выполнения чертежей и использования компьютерной графики.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в форме выступлений с докладами и публикацией тезисов докладов на конференциях различного уровня: на научно-методической конференции «Современные образовательные технологии» (Омск, 1999) — на Международной научной конференции «Современные проблемы транспортного строительства, автомобилизации и высокоинтеллектуальные научно-педагогические технологии» (Омск, 2000) — на научно-практической конференции «Информационные технологии — важный фактор повышения качества обучения» (Омск, 2001) — на международной научно-практической конференции «Дорожно-транспортный комплекс, экономика, экология, строительство и архитектура» (Омск, 2003) — на 2-ой межрегиональной научно-практической конференции «Модернизация профессионального образования: проблемы, поиски, решения» (Омск, 2004) — на 11-ой Всероссийской научно-практической конференции «Инновации в профессиональном и профессионально-практическом образовании» (Екатеринбург, 2004) — на межвузовской научно-методической конференции СибАДИ «Модернизация профессионального образования в условиях интеграции: проблемы обеспечения качества» (Омск, 2005).

Материалы исследования изложены в публикациях и статьях, в учебных пособиях и учебно-методических практикумах, комплектах заданий и тестов, контрольных работ, зачетов и экзаменов по темам графических дисциплин и в рабочих программах по начертательной геометрии, инженерной и компьютерной графике для студентов специальности «Мосты и транспортные тоннели».

Разработанная технология обучения внедрена в реальный педагогический процесс в Сибирской автодорожной академии на факультете «Автомобильные дороги и мосты», результаты научного исследования — в Омском государственном техническом университете.

По теме исследования имеются 12 публикаций, из них одна опубликована в издании, рекомендованном ВАК РФ для публикаций основных результатов исследования.

Струюура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы и приложений. Текст иллюстрирован таблицами и рисунками, отражающими основные положения диссертации и результаты исследования.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2.

В данной главе показано проектирование и реализация технологии обучения графическим дисциплинам в логике компетентностного подхода:

1. Целями обучения выбраны профессиональные компетентности специалиста мостостроителя, развиваемые с помощью обучения графическим дисциплинам,.

2. Содержание графических дисциплин спроектировано на основе контекстной теории и с учетом: целей обучения, указанных вышеуровней профессионального графического развития первокурсников специальности МТвозможностей и средств обучения, представляемых студентам и преподавателям современной системой образования: ограничения учебного времени, библиотечного фонда и обеспечения компьютерной техникой и современными компьютерными программами лекций, практических занятий и самостоятельной работы студентов.

3. При разработке содержания графических дисциплин (начертательной геометрии, инженерной и компьютерной графики и строительного черчения) рассматривались три уровня контекстов: взаимосвязь содержания графических дисциплин с профессиональными компетентностямивзаимосвязь содержания графических дисциплин с содержанием других дисциплин программы обучения специальности МТвнутрипредметные контексты.

4. Рассмотрена теоретическая и практическая возможность развития профессиональных компетентностей специалиста МТ с помощью обучения графическим дисциплинам.

5. Определена форма диагностики уровня развития профессиональной компетентности студента МТ в процессе обучения графическим дисциплинам.

6. Дан пример проектирования технологии обучения графическим дисциплинам в логике компетентностного подхода на примере темы «Проекции с числовыми отметками».

7. Рассмотрены перспективы использования и дальнейшего развития новой технологии обучения графическим дисциплинам в условии развития компьютерных технологий.

На основании эксперимента, проведенного в соответствии с целью и задачами данного исследования, можно сделать следующие выводы:

8. Подтверждено положение, что первокурсники специальности МТ обладают низким начальным уровнем графической и математической подготовки и не связывают уровень своей начальной графической компетентности со своим профессиональным выбором.

9. На формирующем этапе эксперимента было апробирована разработанная технология обучения графическим дисциплинам студентов МТ и на практике выявлены и подтверждены возможности развития с помощью данной технологии компонентов профессиональной компетентности будущего специалиста мостостроителя. Были подтверждены положения гипотезы исследования что: развитие профессиональной компетентности студентов обеспечено, если в процессе обучения используется технология, разработанная на основе компетентностного подхода.

10. Проведенный эксперимент выявил проблему диагностирования некоторых ключевых и метапредметных компонентов профессиональной компетентности специалиста, разработке критериев их оценки, увеличении времени, необходимого для проведения диагностики спектра компонентов профессиональной компетентности специалиста МТ на практике.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В данном диссертационном исследовании рассмотрены возможности развития профессиональной компетентности будущего специалиста мостостроителя в процессе обучения графическим дисциплинам.

1. Анализ научной литературы выявил необходимость в существующих социально-экономических условиях решения проблемы формирования (развития) профессиональной компетентности будущего специалиста мостостроителя.

2. Современные тенденции развития педагогики и модернизации высшего технического образования позволяют использовать компетентност-ный подход как методологическую базу решения проблемы развития профессиональной компетентности будущего инженера мостостроителя.

3. На основе детально разработанной модели профессиональной деятельности инженера специальности «Мосты и транспортные тоннели» (учитывающей возможность реализации выпускника данной специальности в роли: инженера изыскателя мостовых переходов, инженера проектировщика транспортных сооружений, инженера строителя мостов и тоннелей или управленца мостостроительной организацией) и модели профессиональной компетентности инженера разработан перечень компонентов профессиональной компетентности мостостроителя, формируемых при обучении студентов графическим дисциплинам.

4. Автором исследования определена значительная роль графического образования в развитии (формировании) профессиональной компетентности студента мостостроителя с первых дней его обучения в вузе. Анализ проблем графического образования в вузах технического профиля показал, что действующие программы графического обучения студентов строителей не предусматривают комплексного развития профессиональной компетентности будущего специалиста мостостроителя. Содержание графических дисциплин и существующие технологии графического образования в целом не соотносятся с развитием профессиональной компетентности будущего специалиста мостостроителя.

5. Рассмотрено проектирование технологии обучения графическим дисциплинам в логике компетентностного подхода, где целями обучения выбраны компоненты профессиональной компетентности специалиста мостостроителя, развиваемые с помощью графического образования. Содержание графических дисциплин спроектировано на основе контекстной теории и с учетом целей обучения, уровней профессионального графического развития первокурсников специальности МТ, возможностей и средств обучения, представляемых студентам и преподавателям современной системой образования.

6. Теоретически обосновано и практически подтверждено, что использование компетентностного подхода при создании технологии графического обучения студентов мостостроителей позволяет:

— конкретизировать цели обучения — компоненты профессиональной компетентности мостостроителяоптимизировать технологию преподавания графических предметов для достижения поставленных целей обучения — сделать теоретически обоснованный выбор содержания, методики, средств обучения графических дисциплин и диагностики уровня профессиональной компетентности будущих специалистов мостостроителей, развитой (сформированной) в процессе обучения;

— усилить профессиональную мотивацию студентов, их положительное отношение к выбранной профессии, способность к рефлексии своих профессиональных достижений и неудач и организации своего рабочего времени, развить их коммуникативные, методологические компоненты профессиональной компетентности и системное мышление при обучении графическим дисциплинам;

— с первого семестра начать профессиональную адаптацию студента МТ.

7. Предложены критерии оценивания уровня развития компонентов профессиональной компетентности, как целей графического образования. Эти критерии учитывают как традиционные, так и альтернативные методы оценки развития каждого компонента из перечня компонентов профессиональной компетентности.

8. Выявлена проблема диагностирования некоторых ключевых и ме-тапредметных компонентов компетентности будущего специалиста: в разработке критериев их оценки, увеличении времени, необходимого для проведения диагностики уровня развития спектра компонентов профессиональной компетентности специалиста МТ на практике, — и пути ее преодоления.

9. Проведенный эксперимент показал состоятельность новой технологии обучения графическим дисциплинам в развитии профессиональной компетентности инженера мостостроителя и подтвердил гипотезу исследования. '.

10. Предложенная технология обучения графическим дисциплинам позволяет осуществлять успешную подготовку по данным предметам и развитие профессиональной компетентности специалиста мостостроителя при сокращенном количестве часов учебного времени.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.Н. Методологические основы алгоритмизированного обучения графическим дисциплинам: Дис. .док. пед. наук. М., 1995. — 307 с.
  2. О.В. Ключевые компетенции как цель и результат современного образования//Модернизация педагогического образования в Сибири: проблемы перспективы. Ч. 1: Сборник научных статей. Омск: Из-во Ом-ГПУ, 2002.-С. 190−195.
  3. Г. С. Алгоритм изобретения. М.: «Московский рабочий», 1969. — 120 с.
  4. Андреева J1.B. Дидактические основы развивающего обучения в техническом вузе на примере учебной дисциплины «Начертательная геометрия»: Дис. .канд. пед. наук. — М., 1998.- 161 с.
  5. И. Подготовка специалиста как социокультурная проблема // Высшее образование сегодня. 2002. — № 4. — С. 115−119.
  6. Э.С. Формирование ценностного отношения студентов вуIзов к профессиональной деятельности: Дис. .канд. пед. наук. Магнитогорск, 2004.- 179 с.
  7. С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. -М.: Высшая школа, 1974. 384 с.
  8. H.A. Построение и чтение машиностроительных чертежей. -М.: Высш. школа, 1987. 319 с.
  9. В. Компетенции в профессиональном образовании (К освоению компетентностного подхода) // Высшее образование сегодня. 2004. -№ 11.-С. 3- 13.
  10. Ю.К. Методика решения комплексных задач по начертательной геометрии. Учеб. пособие / Под ред. Г. В. Калмыкова. Челябинск: ЧГТУ, 1993.-86с.
  11. .А., Бенедиктов С. Б. Психология обучения и воспитания в высшей школе. Мн.: Высш. шк., 1983. — 224 с.
  12. .П. Основы теории педагогических систем (Проблемы и методы психолого-педагогического обеспечения технических обучающих систем). Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1977. — 304 с.
  13. М.Беспалько Б. П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М.: Высш. шк., 1989.-144с.
  14. В.Н. Система подготовки инженера в условиях непрерывного технического профессионального образования: Дис. .док. пед. наук. -Кемерово, 2003.-458 с.
  15. С.К. Инженерная графика: Учебник для средних спец. учеб заведений 3 изд., испр. и дополн — М.: Машиностроение, 2000. — 352 с.
  16. Л.И., Морозова Н. Г., Славина JI.C. Развитие мотивов учения у школьников. Изв. АПН РСФСР, 1951, вып. 36. С. 39 — 104.
  17. В.П. Инженерная и компьютерная графика. Практикум. СПб.: БХВ-Петербург, 2004. — 592 с.
  18. М.В. Конструирование в курсе черчения. Томск: Изд-во Томского Ун-та, 1987. — 156 с.
  19. Большой энциклопедический словарь: В 2-х т. /Гл. ред. A.M. Прохоров.-Сов. энциклопедия, 1991. Т. 1. 863с.
  20. Г. Б. Эстетика и стандарт. М.: Издательство стандартов, 1982.-232 с.
  21. А.Д. Об актуальных вопросах методики обучения черчению. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1977. — 191 с.
  22. А.Д. Об основных направлениях классификации и исследования способов решения учебных графических задач. М.: Изд-во!НИИ общего и политехнического образования, 1966. — 20 с.
  23. Г. Н., Лузянин В. И., Шамец С. П. Педагогические условия формирования субъекта учебной деятельности//Современное образование: управление и новые технологии. Тезисы докл. Научно-метод. конференции. Кн.1. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2000. — С. 13 — 14.
  24. Н.С. и др. Справочник по строительному черчению: Учеб. пособие для техникумов/ Н. С. Брилинг, С. Н. Балягин, С. И. Симонини. М.: Стройиздат, 1987.-448 с.
  25. Н.С., Балягин С. Н. Черчение: Справ. Пособие. М.: Стройиздат, 1994. — 421 с.
  26. A.B. Начертательная геометрия: Учеб. для втузов. 3 изд., перераб. и доп. — М.: Высш. шк., 1985. — 288 с.
  27. .В., Георгиевский О. В., Каминский В. П. Строительное черчение. Учеб. для вузов/ Под общ. ред. О. В. Георгиевского. М.: Стройиздат, 2003.-456 с.
  28. E.H. Инновационность в обучении будущего специалиста// Стандарты и мониторинг. 2004. — № 2. — С. 35 — 36.
  29. В.Т., Рутман А. Н., Лукьяненко Е. П. Конструирование и изготовление рабочих чертежей строительных металлоконструкций. Справ, пособие. Киев: «Буд1вельник», 1977. — 136 с.
  30. A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод, пособие. -М.: Высш. шк., 1991. -207 с.
  31. A.A. Познавательная активность личности в обучении// Активность личности в обучении (психолого-педагогический аспект). Сб.науч.тр. М.: НИИВШ, 1986. — С. 5 — 20.
  32. В.Н., Ройтман И. А. Элементы начертательной геометрии. (Для факультативных занятий). М.: Просвещение, 1978. — 175 с.
  33. К.А. Индивидуализация обучения начертательной геометрии студентов технических вузов: Дис. .канд. пед. наук. — Новосибирск, 2002.- 194 с.
  34. М. Инженерная профессия сегодня// Высшее образование в России. 2004. — № 5. — С. 115 — 119.
  35. Выполнение схем улиц и дорог в среде графического редактора Компас: Учеб пособие/ O.A. Мусиенко, Ю. А. Рябоконь. — Омск: Изд-во СибАДИ, 2002. 36 с.
  36. С.М. Формирование графической грамотности учащихся при обучении решению планиметрических задач в условиях компьютерной поддержки: Дис.. .канд. пед. наук. — Омск, 2004. 220 с.
  37. М. Развитие творческой самостоятельности специалиста// Высшее образование в России. 1998. — № 4. — С. 83 — 86.
  38. Геологическое картирование. Метод, указания/ Сост. О.В. Тюмен-цева. Омск: СибАДИ, 1994. — 40 с.
  39. О.В. Единые требования по выполнению строительных чертежей. Справ, пособие. -М.: Изд-во «Архитектура-С», 2004. 144 с.
  40. В.Г. Основная образовательная программа вуза: проблемы и решения// Стандарты и мониторинг. 2004. — № 2. — С. 22 -31.
  41. В.О., Иванов Ю. Б., Солнцева Т. Е. Сборник задач по курсу начертательной геометрии: Учеб. пособие для втузов / Под ред. Ю. Б. Иванова. 7-е изд., стер. — М.: Высш. шк., 1998. — 320 с.
  42. В.О., Семенцов-Огиевский М.А. Курс начертательной геометрии: Учеб. пособие для втузов / Под ред. В. О. Гордона и Ю. Б. Иванова. -24-е изд., стер. М.: Высш. шк., 1998. — 272 с.
  43. В.Г. Знать, чтобы делать: История инженерной профессии и ее роль в современной культуре. М.: Знание, 1987. — 178 с.
  44. В.Г., Розин В. М. Формирование и развитие инженерной деятельности// В кн.: Философские вопросы технического знания. М.: Наука, 1984. — С. 33−40.
  45. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Направление подготовки дипломированного специалиста 653 600-Транспортное строительство.-М. 2000. 26 с.
  46. Л., Кружалин В., Попова Е. Модернизация структуры и содержания инженерного образования // Высшее образование в России. 2003. — № 4. — С. 46−56.
  47. Л.П. Исследование процесса формирования специалиста на примере изучения «Начертательной геометрии и черчения»: Дис. .канд. пед. наук. — М., 1996. 214 с.
  48. Л.Б. Разработка тематических классификаторов для повышения качества изучения студентами начертательной геометрии и инженерной графики: Дис. .канд. пед. наук. — М., 2005. 211 с.
  49. В.В. О понятии развивающего обучения// Педагогика М, 1995.-№ 1.-С. 29−39.
  50. В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986.-240 с. i
  51. В.А. Планиметрические задачи на построение: Учебное пособие. Омск: Изд-во ОмГПУ, 1999. — 202 с.
  52. В.А. Стереометрические задачи на построение: Учебное пособие. Санкт-Петербург:Теса, 2000. — 122 с.
  53. О.В. Модульная система как средство активизации обучения начертательной геометрии студентов технических вузов: Дис. .канд. пед. наук. М., 2005. — 150 с.
  54. Т.Д. Внедрение компьютерной графики в учебный процесс// Компьютерная геометрия и графика в образовании: Сб. науч.-метод. статей межвузовского семинара/ Отв. ред. Н. В. Соснин. — Красноярск: КГТУ, 2000. С. 43−45.
  55. Г. Н. Модульно-рейтинговая технология обучения графическим дисциплинам в техническом вузе: Дис. .канд. пед. наук. Воронеж, 2004.- 199с.
  56. Единая система конструкторской документации. Общие правила выполнения чертежей. Сборник. М.: Изд-во стандартов, 1984. — 232 с.
  57. В. Технологии формирования рефлексивной культуры учителя // Высшее образование сегодня. 2005. — № 2. — С. 37 — 40.
  58. Н.Ю. Моделирование ситуаций профессиональной деятельности как фактор формирования творческой самостоятельности будущего специалиста: Автореф. дис.канд. пед. наук. Волгоград, 2000. — 19 с.
  59. В., Гурье Л., Зерминов А. Педагогическая деятельность: проблемы, сложности// Высшее образование в России. 1997. — № 4. — С. 44 — 49.
  60. Г. С. Начертательная геометрия: Учеб. для вузов. М.: Машиностроение, 1995. — 224 с.
  61. Г. С. Теоретические основы начертательной геометрии: Учеб. пособие. М.: Машиностроение, 1998. — 158 с.
  62. Т.В. Компетентностный подход к разработке стандартов для 11-летней школы: анализ, проблемы, выводы// Стандарты и мониторинг. 2004. -№ 1. — С. 16 -20.
  63. О.А. Компетентностный подход к формированию стандартов профессионального образования// Открытое образование, 2004. № 4. -С. 4−8.
  64. Инженерная компьютерная графика: Учеб. пособие/ Сост. М. В. Козлов, А. В. Кукин, Н. В. Почтарь. Омск: Изд-во СибАДИ. — 56 с.
  65. А.Ф. О преподавании физики в высшей технической школе//Вестник высшей школы. 1951. -№ 10. — С. 17−18.
  66. Исследование путей совершенствования методов и методик преподавания графических дисциплин: Отчет о научно-исследовательской работе/ Рук-ль темы: Серебреников A.C. Новочеркасск, 1987. — 92 с.
  67. Исследование путей совершенствования методов преподавания начертательной геометрии и черчения в вузах строительного профиля: Отчет о госбюджетной научно-исследовательской работе/ Рук-ль темы: В. Г. Немов. -Казань, — 1987.- 122 с.
  68. З.Н. Специфика формирования профессиональных компетенций в процессе адаптации студентов к учебно-технологической среде вуза: Дис.. канд. пед. наук. Тамбов, 2004. — 209 с.
  69. Как решить задачу: Метод, указания по решению геометрических задач повышенной сложности/ Сост. А. Г. Гирш. Омск: Изд-во СИбАДИ, 1986.-36 с.
  70. А.Н. Контекстный подход к обучению математике как средство развития профессионально значимых качеств будущих экономистов-менеджеров: Дис. .канд. пед. наук. Омск, 2005. — 243 с.
  71. В.В., Кициева В. Д., Рушелюк К. С. Инженерная графика и ее начала в среде AutoCAD// Компьютерная геометрия и графика в образовании: Сб. науч.-метод. статей межвузовского семинара /Отв. Ред. Н. В. Соснин. Красноярск: КГТУ, 2000. — С 143 — 147.
  72. В.Д. Начальное обучение работе с AutoCAD// Компьютерная геометрия и графика в образовании: Сб. науч.-метод. статей межвузовского семинара / Отв. ред. Н. В. Соснин. Красноярск: КГТУ, 2000. — С. 147 — 149.
  73. Н.П. Этапы и перспективы CAD-подготовки в вузе// КомIпьютерная геометрия и графика в образовании: Сб. науч.-метод. статей межвузовского семинара / Отв. ред. Н. В. Соснин. Красноярск: КГТУ, 2000. — С. 136- 140.
  74. В.А., Радионова Н. Ф., Тряпицына А. П. Направления модернизации педагогического образования// Модернизация педагогическогообразования в Сибири: проблемы и перспективы. Часть 1: Сборник научных статей. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2002. — С. 3 — 10.
  75. Конструирование и изготовление рабочих чертежей строительных металлоконструкций: Справочное пособие / Васильченко В. Т., Рутман А. Н., Лукьяненко Е. П. — Киев: Буд1вельник, 1977. 136 с.
  76. Ю.И. Начертательная геометрия: Учеб. для вузов. М.: Ар-хитектура-С, 2003. — 424с.
  77. Ю.И. Черчение для строителей: Учеб. для проф. учеб. заведений. М.: Высш.шк., 2005. — 256 с.
  78. H.H. Формирование профессиональной компетентности студента в процессе экономического обучения в вузе: Дис. .канд. пед. наук. Магнитогорск, 2004. — 186 с.
  79. Т.П. Профессионально-дидактические основы графической подготовки студентов в техническом вузе: Автореф. канд. .пед. наук. -Воронеж: ВГТУ, 2001.-25 с. 1
  80. А.Н. О подготовке специалистов// Вестник академии наук. -1941.-№ 10.-С. 76−77.
  81. В.Д. Контроль знаний студентов при защите модуля по инженерной графике// Компьютерная геометрия и графика в образовании: Сб. науч.-метод. статей межвузовского семинара/ Отв. ред. Н. В. Соснин. — Красноярск: КГТУ, 2000. С. 60 — 63.
  82. Т.В. Психология технического мышления. (Процесс и способы решения технических задач). -М.: Педагогика, 1975. 304 с.
  83. Н.С. Начертательная геометрия: Учебник для вузов.'- 2-е изд., перераб. и доп. М.: Высш. школа, 1981. — 262 с.
  84. В.П. Информационные технологии в профессиональнойподготовке инженеров пр направлению «Информатика и вычислительная техника» (на примере обучения графическим дисциплинам): Автореф. дис. .канд. пед. наук. -М., 2004.-218 с.
  85. М.Е. Пелагогическая технология формирования профессиональной компетентности будущих специалистов гостиничного сервиса: Дис. .канд. пед. наук. Екатеринбург, 2006. — 22 с.
  86. В.И. Курс начертательной геометрии. С-Петербург, 1893.-97 с.
  87. Курс начертательной геометрии (на базе ЭВМ): Учеб. для инж.-техн. вузов/ А. М. Тевлин, Г. С. Иванов, Л. Г. Нартова и др. //Под ред. A.M. Тев-лина. -М.: Высш. шк., 1983.- 175 с.
  88. C.B. Содержание вводного курса компьютерной граjфики// Компьютерная геометрия и графика в образовании: Сб. науч.-метод. статей межвузовского семинара /Отв. Ред. Н. В. Соснин. Красноярск: КГТУ, 2000,-С. 14−23.
  89. А.И., Гулидова Л. Н. Новое в технологии преподавания графических дисциплин// Компьютерная геометрия и графика в образовании: Сб. науч.-метод. статей межвузовского семинара/ Отв. ред. Н. В. Соснин. -Красноярск: КГТУ, 2000. С. 24 — 28.
  90. М.В. Теория и практика формирования графической культуры студентов высших технических учебных заведений: Автореф. дис. .док. пед. наук. — Н. Новгород, 2002. 40 с.
  91. М.В., Червова A.A. Графическая культура как компонент профессиональной культуры инженера // Наука и школа. 2001. — № 2. -С. 25−26.
  92. М.М. Технологии профессионального педагогического образования. М.: «Академия», 2001. — 272 с.
  93. B.C. Машиностроительное черчение: Учеб. для втузов -2-е изд., испр. и доп. М.: Высш.шк., 1994. — 383 с.
  94. О.В., Числов П. А. Задачник по начертательной геометрии:
  95. Учеб. пособие для втузов. -М.: «Высш. школа», 1977. 103 с.
  96. .Ф. Человек и техника: Очерки инженерной психологии -М.: Сов. Радио, 1966. 464 с.
  97. В., Федоров И, Благовещенская М. Современные технологии в инженерном образовании // Высшее образование сегодня. 2003. -№ 3.-С. 117- 123.
  98. Г. У. Модели подготовки и профессиональной деятельности специалистов // Высшее образование в России. 2003. — № 4. — С. 92 — 95.
  99. О., Яковлева А. Модель специалиста (К вопросу о гуманизации образования)// Высшее образование в России. 2000. — № 5. — С. 19−25.
  100. Методика педагогического исследования и некоторые показателиIэффективности используемых средств обучения. Метод, указания/ Под ред. Н. П. Гресс Челябинск: ЧПИ, 1982. — 66 с.
  101. Методические указания к решению задач по начертательной геометрии. Омск, 1989. — 43 с.
  102. P.C., Миронов Б. Г. Инженерная графика: Учебник. -М.: Высшая школа, 2003.
  103. P.C., Миронов Б. Г. Сборник заданий по черчению: Учеб. пособие для немашиностр. спец. техникумов. -М.: Высш. шк., 1984. -264 с.
  104. В.И., Короткий В. А. Опорные конспекты по начертательной геометрии: Учеб. пособие. Челябинск: ЧГТУ, 1994. 35 с.
  105. Г. Начертательная геометрия. М. — Л.: Изд-во АН СССР, 1947.-292 с.
  106. O.A. Выполнение чертежей в AutoCAD: Учеб. пособие. В 4-х тетр- Омск: Изд-во СибАДИ, 2005. 56с.
  107. O.A. Железобетонный мост: правила выполнения чертежей. Учебное пособие. Омск: Изд-во СибАДИ, 2001. — 32 с.
  108. O.A. Оптимизация процесса формирования профессиональной компетентности специалиста с помощью контекстной технологии обучения// Омский научный вестник, 2006. — № 9. С. —
  109. О.М. Формирование у студентов технического вуза готовности к профессиональному общению: Автореф. дис. .канд. пед. наук. -Волгоград, 1999.-20 с.
  110. Н.В. Интенсификация процесса обучения начертательной геометрии студентов технических вузов посредством автоматизированной обучающей системы: Дис. .канд. пед. наук. — Омск, 2003. -213 с.
  111. Н.В. Применение методики Шаталова в курсе начертательной геометрии// Компьютерная геометрия и графика в образовании: Сб.науч.-метод. статей межвузовского семинара/ Отв. ред. Н. В. Соснин. — Красноярск: КГТУ, 2000. С. 64 — 65. I
  112. Начертательная геометрия: Учеб. для вузов/ Н. Н. Крылов, Г. С. Иконникова, B.JI. Николаев, В.Е.Васильев- Под ред. Н. Н. Крылова. 7 изд., перераб. и доп. — М.: Высш. шк., — 2000. — 224 с.
  113. Начертательная геометрия: учеб. для вузов. Под ред. Н.Ф. Четве-рухина. М.: Архитектура-С, 2003. — 424с.
  114. Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. — М.: Гума-нит. издат. Центр ВЛАДОС, 1998. — 632 с.
  115. Ю.И. Формирование методологической грамотности студента вуза на начальном этапе подготовки: Дис. .канд. пед. наук. — Омск, 2001.-189 с.
  116. Никитина JL, Шагеева Ф., Иванов В. Технология формирования профессиональной компетентности// Высшее образование в России. 2006. -№ 9.-С. 125- 127.
  117. И.С. Профессия архитектора. М.: Стройиздат, 1984.384 с.
  118. Н.С. Связь начертательной геометрии с машиннойIграфикой// Компьютерная геометрия и графика в образовании: Сб. науч.-метод. статей межвузовского семинара / Отв. ред. Н. В. Соснин — Красноярск: КГТУ, 2000. С. 152 — 154.
  119. Новый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих. М.: «Омега-J1», 2005. — 393 с.
  120. П.И. Профессионально ориентированная технология обучения: особенности проектирования и конструирования// Alma-mater. Вестник высшей школы. 2003. — № 10. — С. 14−17.
  121. О.А., Кайль В. А., Рябикова И. М. Курс лекций по начерIтательной геометрии для студентов строительных специальностей. Часть 1.
  122. M.: МАДИ (ГТУ), 2002. 65 с.
  123. О.П. Курс компьютерной графики и геометрического моделирования в системе подготовки учителя математики и черчения: Дис. .канд. пед. наук. — Омск, 1997.- 151 с.
  124. С.И. Словарь русского языка/ Под ред. чл.-корр. АН СССР Н. Ю. Шведовой. М.: Рус. яз., 1987. — 750 с.
  125. В. Введение в общую дидактику: Пер. с польск. Л.Г. Каш-куревича, Н. Г. Горина. М.: Высш. шк., 1990. — 382 с.
  126. Особенности строительного чертежа: Архитектурно-строительные чертежи. Чертежи строительных конструкций// Методич. Рекомендации дл студентов строительных специальностей: Сост. И. А. Осиновская, ИЛ. Швец. Омск, Изд-во СибАДИ, 1980. — 40 с.
  127. Перспектива моста: Метод, указания для студентов специальности МТ/ Сост. А. Г. Гирш, O.A. Мусиенко. Омск: Изд-во СИбАДИ, 1985. — 19 с.
  128. Р., Дулина Н., Токарев В О главной цели образования// Высшее образование в России. 1998. — № 3. — С. 40 — 46.
  129. Р. Социоинженерные задачи // Высшее образование сегодня. 2003. — № 3. — С. 115 — 116.
  130. С.А. Диссертационные исследования «компетентности» учителя и ученика// Модернизация педагогического образования в Сибири: проблемы и перспективы. Часть 1: Сборник научных статей. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2002.-С. 180- 190.
  131. Т.А. Роль мотивации в познавательной активности// Активность личности в обучении. Сб. науч. т. М.: НИИВШ, 1986. — С. 21 — 30.
  132. H.H., Савельева В. А. Самоучитель AutoCAD 2007. -СПб.: БХВ-Петербург, 2006. 624 с.
  133. A.B. Инженерная графика. Просто и доступно. Copyright© 2000© Изд-во «Лори», 2000. 245 с.
  134. A.B., Емельянов A.A. Обучение САПР как это делается// Компьютерная геометрия и графика в образовании: Сб. науч.-метод. статей межвузовского семинара / Отв. ред. Н. В. Соснин. — Красноярск: КГТУ, 2000.-С. 93−101.
  135. Ю. Проблемы и основные направления совершенствования инженерного образования// Вестник высшей школы. -2003. № 10. -С. 3−8.
  136. А.О. Компьютерное моделирование как средство развития самостоятельной познавательной деятельности студентов вуза: Ав-тореф. дис.канд. пед. наук. — Екатеринбург, 2002. 22 с. 1
  137. JI.K. Организация учебного времени как фактор развития познавательной активности студентов-первокурсников: Автореф. дис.канд. пед. наук. Бранск, 1995.- 18 с.
  138. Психология. /Под общ. ред. В. Н. Дружинина. СПб.: Питер, 2000. — 608 с.
  139. Дж. Педагогическое тестирование: Проблемы, заблуждения, перспективы. Природа компетентности//Школьные технологии. 1999. — С. 151−175.
  140. A.B. Развитие профессиональной компетентности студентов в образовательной системе современного вуза: Дис. .док. пед. наук. -С.-Петербург, 2004. 309 с.
  141. Ю.А. Трехмерное компьютерное моделирование в вузе// Компьютерная геометрия и графика в образовании: Сб. науч.-метод. статей межвузовского семинара / Отв. ред. Н. В. Соснин. — Красноярск: КГТУ, 2000.- С. 31−34.
  142. И.А. Методика преподавания черчения. М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 240 с.
  143. И.А. Элементы технологии и конструирования в машиностроительном черчении: Пособие для учителей. М.: Гос. Учебно-пед. Изд-во Мин-ва Просвещения РСФСР, 1961. — 171 с.
  144. Ю.А., Мусиенко O.A. Выполнение схем улиц и дорог в среде графического редактора КОМПАС: Учеб. пособие. — Омск: Изд-во1. СибАДИ, 2002. 36 с.
  145. М.В. Дидактические условия активизации самостоятельной работы студентов (на примере графических дисциплин): Дис. .канд. пед. наук. — Новосибирск, 2004. 179 с.
  146. В., Рязапова Л., Ярошевская X., Кочнев А. Моделирование профессиональной деятельности современного инженера.//Высшее образование в России. 2003. — № 2. — С. 60 — 64.
  147. В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Логос, 1999. — 272 с.
  148. С.И. Инженерно-топографическое черчение и наглядные изображения. М.: Изд-во «Недра», 1969. — 204 с.
  149. С.И., Котов Ю. В. Наглядные изображения при проектировании автомобильных дорог. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Транспорт, 1992.- 159 с.
  150. Т.М. Компетентностный подход в образовании/Модернизация профессионального образования: проблемы, поиски, решения: Материалы 4-й Всероссийской научн.-практ. конф. Омск: ОмГПУ, 2006.-С. 50−51.
  151. Система Проектной Документации для Строительства СПДС 21.302 96. Условные графические обозначения в документации по инженерно-геологическим изысканиям. -М.: Госстрой России, 1996.-20 с.
  152. Система Проектной Документации для Строительства СПДС 21.501 93. Правила выполнения архитектурно-строительных рабочих чертежей. — М.: Госстрой России, 1993. — 26 с.
  153. В.А., Каширин В. П. Психология и педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: «Академия», 2001. — 480 с.
  154. Словарь-справочник по черчению/ В. Н. Виноградов, Е. А. Василенко, A.A. Альхименок и др. М.: Просвещение, 1999. — 160 с.
  155. С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учеб. пособие для слушателей фак-тов и ин-тов повышения квалификации преподавателей вузов и аспирантов. М.: Аспект Пресс, 1995.-271 с.
  156. СНИП 2.05.03 84. Мосты и трубы. — М.: ЦИТП Госстроя СССР, 1985.-200 с.
  157. H.A. Общая теория изображений. Учеб. пособие для вузов. М.: Изд-во «Архитектура-С», 2004. — 672 с.
  158. Н.В. Вопросы совершенствования геометрической и графической подготовки инженера// Компьютерная геометрия и графика в образовании: Сб. науч.-метод. статей межвузовского семинара/ Отв. ред. Н. В. Соснин. — Красноярск: КГТУ, 2000. С. 5−13.
  159. Г. Н. Проектирование педагогической системы общетехнической подготовки в инженерном вузе: Дис. .док. пед. наук. Казань, 2003.-380 с.
  160. Л.Д., Столяренко В. Е. Педагогика и психология для технических вузов. Ростов н/Д: «Феникс», 2001. — 512 с.
  161. Н.Ф. Деятельностный подход к построению модели специалиста// Вестник высшей школы. 1986. — № 3. — С. 22 — 32.
  162. Н.Ф. Теоретические основы разработки модели специалиста. М.: Знание, 1986. — 108 с.
  163. Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста// Высшее образование сегодня. 2004. — № 3 — С. 20 — 26.
  164. С.А. Формирование профессиональной компетентности будущего инженера в процессе обучения математике в техническом вузе: Дис. .канд. пед. наук. — Тобольск, 2003. 240 с.
  165. Теория множеств в инженерной графике. Метод, разработка / Сост. А. Г. Гирш, А. Х. Галиева. Алма-Ата: Типограф. Оперативной печати, 1979. — 38 с.
  166. A.M. Мотивация учения// Основы психологии и педагогики высшей школы / Под ред. J1.K. Аверченко- НГАЭиУ. Новосибирск, 1997, — С. 45−51.
  167. О.М. Инженерное сооружение в проекциях с числовыми отметками: М.п. Омск: Изд-во СибАДИ, 2004. — 26 с.
  168. ТрухинаВ.Д. Компьютерные технологии в преподавании начертательной геометрии// Компьютерная геометрия и графика в образовании: Сб. науч.-метод. статей межвузовского семинара / Отв. ред. Н. В. Соснин. — Красноярск: КГТУ, 2000. С. 28−31.
  169. JI.M. Методическая система курса «Компьютерная графика и геометрическое моделирование» для педагогического образования: Автореф. дис.канд. пед. наук. М, 1998. — 18 с.
  170. Финкельштейн Элен AutoCAD 2000. Библия пользователя.: Пер. с англ. М.: Изд. дом «Вильяме», 1999. — 1040 с.
  171. Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 224 с.
  172. Формирование системного мышления в обучении/ Под ред. проф. З. А. Решетовой. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 344 с.
  173. С.А. Начертательная геометрия: Учебник втузов. М.: Машиностроение, 1978. — 240 с.
  174. С.А., Покровская М. В. В поисках начала: Рассказы о начертательной геометрии. Мн.: Высш. шк., 1985. — 189 с.
  175. Ю.В., Махотин Д. А. Компетентностная модель как основа оценки качества подготовки специалистов// Высшее образование сегодня.2004.-№ 8.-С. 34−41.
  176. Е.А. Проектирование и реализация системы закрепления профессионального выбора студентов инженерно-педагогических специальностей вузов: Дис. .канд. пед. наук. Тольятти, 2002. — 243 с.
  177. Т.В. Организационно-педагогические условия развития учебной самостоятельности студентов при обучении в вузе (на прмере изучения начертательной геометрии и инженерной графики): Дис. .канд. пед. наук. М., 2002. — 216 с.
  178. A.B. Ключевые компетенции как компонент личност-но-ориентированной парадигмы образования//Нар. Образование. 2003. -№ 2. — С.58 — 76.
  179. A.B. Ключевые компетенции как компонент личност-но-ориентированной парадигмы образования // Нар, Образование. 2003. -№ 5.-С. 55−61.
  180. .Н. Активизация познавательной деятельности будущих специалистов в процессе контекстного обучения: Автореф. дис.канд. пед. наук. Воронеж, 1998. — 18 с.
  181. Д.В. Дидактические технологии в высшей школе. -М: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. 437 с.
  182. З.Т., Глоговский В. В. К методике решения задач по начертательной геометрии: Учеб. пособие для студентов и преподавателей вузов. Львов: Изд-во Львовского ун-та, 1964. — 103 с.
  183. Чуприн А.И. AutoCAD 2005: лекции и упражнения. / А. И. Чуприн, В. А. Чуприн М.: ООО «ДиаСофтЮП», 2005, — 1200 с.
  184. А., Боев О., Криушова А. Качество инженерного образования: мировые тенденции в терминах компетенций // Высшее образованиесегодня. 2006. — № 8. — С. 9 — 17.
  185. В.Д. Новая модель специалиста, инновационная подготовка и компетентностный подход // Высшее образование сегодня. 204. -№ 8.-С. 26−31.
  186. Ю.Э. Методика преподавания курса «Машиностроительное черчение»: Для преподавателей вузов. М.: Высш. шк., 1990. — 127 с.
  187. В.Ф. Куда и как исчезли тройки: Из опыта работы школ г. Донецка. М.: Педагогика, 1980. — 67 с.
  188. Шипилина J1.A. Методология психолого-педагогических исследований: Учеб. Пособие для аспирантов и магистрантов по направлению «Педагогика». Омск: Изд-во ОмГПУ, 2004. — 138 с.
  189. С.Н. Оценка качества подготовки конкурентоспособного специалиста в педагогическом вузе: Дис. .канд. пед. наук. — Омск, 2000.- 187 с.
  190. С.Е., Агапов И. Г. Компетентностный подход к образованию: прихоть или необходимость? // Стандарты и мониторинг. 2002. — № 2. -С. 58 -62.
  191. Е.М. «Красота инженерных конструкций требование самое законное."// Архитектура и строительство Москвы. — 1997. — № 3. -С.22−33.
  192. И.С. Личностно-ориентированное обучение в довременной школе. М.: Сентябрь, 1996. — 96 с.
  193. И.С. Развитие пространственного мышления школьников. М.: Педагогика, 1980. — 240 с.
Заполнить форму текущей работой