Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Разработка концепции автоматизированного проектирования технологических процессов зубообработки: На примере Электростальского завода тяжелого машиностроения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Структурные изменения, происходящие в настоящее время, обусловлены диспропорциями, сложившимися в машиностроении в предыдущий период. Машиностроение было ведущей отраслью экономики .оно аккумулировало огромные трудовые и материальные ресурсы .В машиностроении и металлообработке было сосредоточено 24% производственных фондов промышленности, свыше 40% всех рабочих, свыше 53% инженерно-технических… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ,
  • 1. ГЛАВА IIЕРВАЯ. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР РАБОТ В ОБЛАСТИ СИСТЕМ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ МЕХАНООБРАБОТКИ
  • 2. ГЛАВА ВТОРАЯ, РАЗРАБОТКА КОНЦЕПЦИИ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ЗУБООБРАБОТКИ
  • 3. ГЛАВА ТРЕТЬЯ, АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ НА ЗУБОРЕЗНЫЕ ОПЕРАЦИИ ПО ВИДАМ ДЕТАЛЕЙ
  • ЗЛ ЦИЛИНДРИЧЕСКИЕ ПЕРЕДАЧИ ВНЕШНЕГО ЗАЦЕПЛЕНИЯ
    • 3. 2. КОНИЧЕСКИЕ ПЕРЕДАЧИ С КРУГОВЫМИ ЗУБЬЯМИ
      • 3. 2. 1. ИЗМЕРЕНИЕ МОНТАЖНОЙ ДИСТАНЦИИ КОНИЧЕСКИХ КОЛЕС
    • 3. 3. ЧЕРВЯЧНЫЕ ПЕРЕДАЧИ. 3.3Л ЧЕРВЯЧНЫЕ КОЛЕСА
      • 3. 3. 2. ЧЕРВЯКИ
    • 3. 4. ЗВЕЗДОЧКИ
    • 3. 5. РАСЧЕТ СМЕННЫХ ШЕСТЕРЕН
  • 4. ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗРАБОТАННОЙ СИСТЕМЫ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ, ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ. ОСНОВНЫЕ
  • ВЫВОДЫ

Разработка концепции автоматизированного проектирования технологических процессов зубообработки: На примере Электростальского завода тяжелого машиностроения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Переходный период к рыночным отношениям «который переживает в настоящее время Российская Федерация и который сопровождается резким сокращением производства, привел к кризису в промышленности, особенно предприятий тяжелого машиностроения с длительным циклом изготовления продукции. Кризис взаимных неплатежей привел к тому, что хотя у зтих предприятий осталось большое количество потенциальных заказчиков, но большинство из них неплатежеспособны. В такой экономической ситуации. когда лишь незначительное число заказчиков может вкладывать инвестиции в трудои материалоемкую продукцию тяжелого машиностроения, требуется быстрая отдача от зтих инвестиций и соответственно снижение сроков изготовления продукции от зтапа подготовки производства до собственно производства. Имеющееся ранее отставание в темпах роста производительности труда в сфере подготовки производства от производительности труда в производстве в настоящее время еще более обостряет это противоречие и требует перехода на новую ступень всей системы технической подготовки производства (ТПП) и одной из ее главных составляющихтехнологической подготовки производства, а в ряде случаев и отказа от сложившегося разделения труда на конструкторскую и технологическую подготовку производства при использовании достижений вычислительной техники. ;

За последние двадцать лет период нахождения изделия в производстве сократился более чем в три раза, а средняя продолжительность цикла технологической подготовки производства увеличилась приблизительно в два раза и составляет от 0,5 до 5 лет (1). В условиях единичного и серийного производства срок технологической подготовки производства стал соизмерим со сроком нахождения детали в производстве, а в ряде случаев и превышает его (1).

Структурные изменения, происходящие в настоящее время, обусловлены диспропорциями, сложившимися в машиностроении в предыдущий период. Машиностроение было ведущей отраслью экономики .оно аккумулировало огромные трудовые и материальные ресурсы .В машиностроении и металлообработке было сосредоточено 24% производственных фондов промышленности, свыше 40% всех рабочих, свыше 53% инженерно-технических работников. С учетом работников механических цехов немашиностроительных предприятий в машиностроении было сосредоточено до 60% всех трудовых ресурсов промышленности2).Парк металлообрабатывающего оборудования превысил парк США «Японии и ФРГ вместе взятых (3).Развитие машиностроения стало наталкиваться на острый кризис трудовых ресурсов. Особенно напряженным явился вопрос кадрового обеспечения машиностроения конструкторами, технологами, рабочими. Многолетнее экстенсивное развитие практически исчерпало трудовые ресурсы. Между имеющимися производственными фондами и наличными трудовыми ресурсами возникли существенные диспропорции. Так, в среднем по стране"на 100 рабочих мест на машиностроительных предприятиях в первую смену приходилось 40 рабочих, во вторую смену — 13. Положение осложнялось наличием значительной доли морально и физически изношенного оборудования. Производительность труда почти в два раза ниже, чем в развитых в техническом отношении странах. Подготовка конструкторов, технологов и рабочихмаши-ностротелей прогрессивно отставала от потребностей машиностроения, росла текучесть кадров .Зто в значительной мере объяснялось социальной непривлекательностью указанных профессий. Производство содержит множество тяжелых, монотонных и утомительных операций, низок уровень автоматизации. В сфере конструкторских работ примерно 50% составляют нетворческие операции: оформление чертежей и текстовых документов (4) .В технологическом проектировании доля нетворческих операций еще выше — 80%(5).В сложившихся условиях одним из основных путей коренной перестройки является — широкое внедрение механизации и автоматизации, в том числе новейших автоматизированных технологий и вычислительной техники. Частичная автоматизация не может «как показывает практика «кардинально изменить положение. Так «внедрение в производство станков с ЧПУ не дало ощутимых результатов"хотя зти станки значительно дороже универсального оборудования.

Для современного этапа развития единичного и мелкосерийного производства характерно следующее:

— тенденция к упрощению состава и требований к оформлению конструкторской и технологической документации;

— сохранение дискретного характера производства- -сохранение в качестве преимущественных видов производства обработки металлов резанием и слесарно-сборочных операций;

— сохранение традиционных принципов действия и основных компонентов конструкции технологического оборудования, дооснащаемо-го средствами и системами автоматизации;

— сохранение заметной роли в производственном процессе технологических и производственных пауз, сокращение которых (как средства ускорения производства) сопряжено с улучшением синхронизации и координации операций (принцип «канбан» -" точно вовремя") (6).

Особую актуальность эти проблемы приобретает для таких сложных и ответственных изделий машиностроения как детали зубчатых передач, так как при их проектировании необходимо учитывать множество ограничений, накладываемых действующим произведством.

Актуальной становится задача систематизации и формализации накопленных знаний в области технологии зубонарезания, разработке групповых и типовых технологических процессов зубообработки в единой математической модели и создания на этой основе САПР ТП данной предметной области.

Проектирование и изготовление деталей зубчатых передач имеет ряд особенностей, которые позволяют выделить эти детали из общего набора деталей машин. Такими особенностями являются: диск.

— 6 ретность основных конструктивно-технологических параметров зубчатых деталейстандартизованность, в большинстве случаев на уровне ГОСТов, этих параметров-значительный объем расчетных работ, связанных с конструированием и изготовлением зубчатых деталей ,.

Кроме этого зубообработка в тяжелом машиностроении (единичном и мелкосерийном производстве) имеет ряд особенностей, присущих данному типу серийности производства: изготовление деталей мелкими партиями, а часто и единичных деталей, с неопределенным периодом повторяемости-высокая квалификация производственных рабочих, с чем связано — некоторое снижение требований к степени конкретизации описания технологических процессов (используется в основном маршрутнооперационное описание) — использование в большинстве случаев универсальной оснастки — использование предприятий тяжелого машиностроения в качестве региональных центров по изготовлению и ремонту крупногабаритных деталей, Цель работы, Целью работы являлась разработка концепции автоматизированного проектирования технологических процессов зубообработки и создание САПР ТП данной предметной области для сокращения сроков технической подготовки производства и повышения качества разрабатываемых технологических процессов (на примере ОАО «Злектростальский завод тяжелого машиностроения») и интеграция этой системы в САПР К (конструирования зубчатых передач).

Для достижения поставленной цели требуется решить следующие задачи:

— выявить значимые для технологического проектирования конструктивные параметры различных видов зубчатых передач.

— выявить закономерности^связывающие конструктивные параметры зубчатых передач с параметрами технологических процессов их изготовления.

— сформулировать критерии выбора характеристик технологических процессов (выбора маршрута обработки, выбора металлургического.

—? оборудования, выбора режущего инструмента и назначения режимов резания).

— разработать эффективный алгоритм расчета чисел зубьев сменных колес.

— разработать структуру данных о режимах резания «позволяющую осуществлять автоматический выбор по нескольким независимым переменным.

Методика исследований, Достижение поставленной цели осуществлялось комплексным решением разнородных задач с использованием следующих теоретических методов: разработки типовых и групповых технологических процессов, теории алгоритмов, теории чисел, исследования операций, теории кодирования, методах создания прикладного программного обеспечения ЭВМ и баз данных.

Научная новизна, Выявлены закономерности, связывающие конструктивные параметры деталей зубчатых передач с параметрами технологических процессов их изготовления. С учетом особенностей проектирования и изготовления деталей зубчатых передач на предприятии с индивидуальным и мелкосерийным характером производства сформулирована концепция САПР ТП зубообработки, в которой доминирующим конструкторскотехнологическим параметром зубчатых передач является модуль зацепления. Создана интегрированная система автоматизированной подготовки производства зубчатых передач. Разработаны алгоритмы расчета чисел зубьев сменных колес с использование математического аппарата цепных дробей.

Практическая ценность работы. Результаты работы используются при проектировании зубчатых передач, производится многокритериальный анализ передач, в том числе и по технологическим параметрам. Разработанная САПР позволяет получать оперативную информацию о зубчатых передачах не только специалистам в области зубчатых передач, но работникам смежных подразделений (экономические службы, маркетинговые).Разработанная САПР значительно снижает время ТПП на зубчатые передачи. снижает влияние субъективных факторов при проектировании. Разработанные программы по расчету чисел зубьев сменных колес позволяют отказаться от использование табличных. методов подбора и значительно (на порядок) повысить точность настроек станков. Разработаны и внедрены новые способы измерения монтажного расстояния конических зубчатых колес. Разработан и внедрен в производство новый способ обработки крупномодульных червяков пальцевыми фрезами на зубофрезерных станках. Апробация работы. Разработанная САПР реализуется в отделе главного технолога и отделе главного конструктора ОАО ЗЗТМ. Годовая экономия времени инженерно — технических работников составляет 13 425 часов. По материалам диссертации был сделан доклад на научно — технической конференции в Московском государственном открытом университете. Публикации. По теме диссертации опубликовано 13 работ. Объем работы. Диссертационная работа состоит из введения, четырех глав и общих выводов — содержит 130 стр. машинописного текста, 34 таблиц, 1? рисунков в текстовой части, списка использованной литературы из 57 наименований и приложений.

И.Результаты работы внедрены на Злектростальском заводе тяжелого машиностроения, Годовая экономия составляет 13 500 часов фонда рабочего времени ИТР и 2 ООО ООО ОМ.

— 123.

Список опубликованных работ по диссертации,.

1.Лунев В. Н. Автоматизированное проектирование технологической операции. СТИН N2, 1993, с. 27 — 29.

2.Лунев В. Н. Автоматизация проектирования технологической операции по нарезанию зубьев червячных колес. Тяжелое машиностроение N 9—10 1994, с. 24 — 27.

3.Лунев В. Н. Приспособление для измерения монтажного размера конических зубчатых колес. Станки и инструмент, N 12, 1991, с. 36,.

4.А.С. N 1 649 238 Лунев В. Н. Приспособление для контроля расстояния от опорного торца зубчатого колеса до точки пересечения образующих наружного и заднего конусов.

5.Патент N 2 063 608 Брулинский В. В., Лунев В. Н., Сердечнев В. А. Способ измерения монтажного расстояния конических зубчатых колес.

6.Лунев В. Н., Кульбацкий С. А. Автоматизированный расчет чисел зубьев сменных колес при помощи программируемых микрокалькуляторов. Станки и инструмент N 3 1990 с.16−17.

7.Сердечнев В. А., 0вумян Г. Г., Лунев В. Н. Концепция автоматизированного проектирования зубообработки в тяжелом машиностроении. СТИН N12 1994 с.9−12.

8.Лунев В. Н, Подбор трехпарных гитар на программируемом микрокалькуляторе. Станки и инструмент N 1 1992 с.19−21.

Э.Лунев В. Н., Лагутин.С.А., Дерябин А. И. Нарезание крупномодульных червяков на горизонтальном зубофрезерном станке мод.5В373П.Станки и инструмент N 6 1994 с. 40.

10.Lunew U. N, Accessory for measuring installation size of bevel gears. Russian engineering research 1992 by Allerton Press. Ins s.liO,.

11.Lunew U.N. Selektion of three — pair change — gear units on a programmable cakculator, Russian engineering research 1992 by Allerton Press, Ins S.85,.

12.U.A.Serdechnev, G.G.0vumyan, and U.N.Lunev The concept of computer-aided gear-cutting desing in the heavy engineering indutry. Russian engineering research 1995 by Allerton Press, Ins S.38−41.

13.U.N.Lunev, S.A.Lagutin, and A.I.Deryabin Making great-module worms on the 5U373P horisontal glear-hobbing macine. Russian engineering research 1995 by Allerton Press, Ins s.88.

— ?24.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Применение ЭВМ в технологической подготовке серийного производства. /С. П. Митрофанов, Ю. А, Гулько, д. д. Куликов и др. м., 1981.
  2. С. А. Развитие машиностроения? организационные и структурные факторы. Экономика и организация промышленного производства. 1984, N б, с. 89 НЕ.
  3. П. Н. Отраслевая технологическая наука и развитие маши-ностоения. / Коммунист, 1981, Ы 11, с. 22 25.
  4. П. Н. Гибкая автоматизация маши"остроения состояние, трудности .проблемы. / Плановое хозяйство, 1985, Ы 7, с. 19 — 25.
  5. С. П. и др. Автоматизация технологической подготовки серийного производства. /М. ¡-Машиностроение, 1974,360с.
  6. Р., Хирт К. Гибкость и производительность несовместимые противоположности? / Вестник машиностроения, 1990, N1, с. 71−74.
  7. Автоматизированная система проектирования технологических процессов механосборочного производства / В. М. Зарубин, Н. М. Капустин, В. В. Павлов и др. М., 1979.
  8. Б. А. Голоденко, В. В. Смоленцев /САПР в мелкосерийном производстве. Воронеж, Издательство Воронежского университета 1991.
  9. В. Д. Системно структурное моделирование и автоматизация проектирования технологических процессов. Минск, 1979.
  10. Автоматизированные системы технологической подготовки производства в машиностроении / Под ред. Г. К. Горанского, М., 1976.
  11. ЭВМ в проектировании и производстве / под обшей ред. Г. В. Горанского, М., 1976.
  12. Е. О., Дукарский С. М. Концепция гибкой автоматизации экспериментальны)&trade- машиностроения М. 1990.
  13. Создание САПР технологических процессов для предприятий тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения: отчет о НИР (заключит.)НП0 «НИИПТМАШ», Руководитель Кучумов A.n. -гр 188 006 137
  14. Совершенствование САПР и конструкций зуборезных червячных фрез: Отчет о НИР (заключит.)/ Пермский политехнический институт, Руководитель Цепков A.B. ГР 1 860 045 019. ^
  15. Система автоматизированного проектирования специального инструмента (САПР нСпецинструмент") для комплекса АРМ: Информационный листок ВНИИМИ N 90−1376, 1990.
  16. Пути создания САПР зуборезной операции. Смирнов H.h. «Повышение эффективности процессов резания материалов. Волгоград 1987, с. 49 52.
  17. Автоматизированное проектирование пальцевых твердосплавных фрез для зубозакругления. Передовой производственный опыт и научно-технические достижения. рекомендуемые для внедрения, 1990, Ы 12 с. 19.
  18. Программное обеспечение системы автоматизированного проектирования технологических процессов механообработки (САПР Т). Федоров
  19. Е.Ф. „Совершенствование разработки технологических процессов мех. обработки деталей типа зубчатых колес и вал-шестерен средствами автоматизированного проектирования“ М, 1987 с.131−135.
  20. Таблицы для подбора шестерен.Справочник. Сандаков М. В., Вегнер В. А., Вегнер М. К., И. 1988.
  21. Н. М. Разработка технологических процессов обработки деталей на станках с помощью ЭВМ . Н.: Машиностроение, 1976.
  22. Н. М., Павлов В. В. .Козлов Л. В. и др. Диалоговое проектирование технологических процессов. И. Машиностроение 1983.
  23. Г. К., Бендерова Э. И. Технологическое проектированиев комплексных автоматизированных системах подготовки производства. М. Машиностоение 1981.
  24. С. П. и др. Технологическая подготовка производства гибких производственных систем. Л. Машиностроение 1987.
  25. С. К., Панькин Б. Л., Филатов А. Н. Автоматизированная система проектирования технологических прочессов механической обработки деталей в условиях группового производства. Л.: 1985.
  26. Алферова 3. В. Теория алгоритмов. М: Статистика 1973.
  27. А. К. Теория чисел.Издательство харьковского университета. 1954.
  28. Классификатор ЕСКД. Введение. М. :Издательство стандартов. 1986.
  29. Технологический классификатор деталей машиностроения и приборостроения. М,: Издательство стандартов, 1987.
  30. Г. Г., Адам Я. И. Справочник зубореза. М.: Машиностроение 1983.
  31. Г. Г. » Езерский Е. В., Хухрий С. А. Повышение производительности и качества чистового зубонарезания. М. .-Машиностроения, 1979.
  32. Е. Г., Халебский Н. Т., Производство, зубчатых колес. Л. Машиностроение, 1978.
  33. Ю. А. Станкостроение СССР. Зубообрабатымаюшие станки. М.: НИИМАШ, 1979.
  34. С. Н., Калашников С. А. изготовление зубчатых колес. М.: Высшая школа, 1980.
  35. В. П., Писманик К. М. Станки для обработки конических зубчатых колес. М. :Машиностроение 1967.
  36. В. В., Ничков А. Г. Зубообрабатываюшие станки. М.: Машиностроение, 1978.
  37. А. Л. Измерение зубчатых колес. М. ¡-Машиностроение «1973.
  38. Производство зубчатых колес.М. :Машиностроение, 1975.
  39. Режимы резания металлов ¡-Справочник. М. ¡-Машиностроение, 1972.-? ¿-.ъ
  40. . А. Точность и контроль зубчатых колес. М. ¡-Машиностроение, 1972.
  41. Э. В. .Морозова Л. С, .Аносова Е. В. Рынок САПР за рубежом. Экспресс информация. ТС-3 Автоматизированные системы управления»
  42. B. 3 М.: Цниитэйприборостроения. 1988.
  43. В. А. Инженерные АРМ за рубежом. (Аналитический обзор по материалам зарубежной печати). М. :ЦООНТИ «Экобс», 1988.
  44. В. М. Программное обеспечение персональных ЭВМ. М.: Наука. Гл. ред. Физ. -мат. лит., 1988.
  45. Г., Краузе Ф. Л. Автоматизированное проектирование в машиностроении . М. ¡-Машиностроение, 1988.
  46. Применение ЭВМ в технологической подготовке серийного производства. Митрофанов С. П., Гульнов ю. А., Куликов Д. Д. и др. М.: Машиностроение, 1981 .
  47. Организация группового производства. Под обшей ред. Митрофанова
  48. C. П., Петрова В. А. Л.: Лениздат, 1980.
  49. Исследование операций. В 2-х тт. Майзер X., Эйджин Н., Тролл Р. и др. М.: Мир, 1981.
  50. В. Н., Пронина 3. С., Суворова В. И. Интегрированная обработка данных на машиностроительном предприятии. М.: Финансы и статистика, 1985.
  51. В. Ф. Технологическая подготовка производства гибкого автоматизированного производства. Авиационная примышленность, 1984, Н6,
  52. Г. Г. Совершенствование технологических процессов зубо-обработки. Энергомашиностроение, 1984 N 8.
  53. Инструкция по изготовлению зубчатых колес с упрочненными зубьями, Министерство тяжелого энергетического и транспортного машиностроения, М. 1966.
  54. Инструкционный материал по расчету на ЭВМ цилиндрических, конических и глобоидных передач редукторов, НПО ВДИИТМАШ, М. 1984.
  55. А. А. «Лагутин с. А. Шестеренные клети прокатных станов. Тяжелое машиностроение. 1998. Д/ 4. С. 1>-22.
  56. Нормы времени на конструкторские работы. Краматорск 1985.
  57. Утверждаю:Директор АО ЭЗТМ .^ктрадов Ю. В, ства ¡-едачи
  58. Система позволяет в автоматическом режиме выполнять следующие этапы технической подготовки производства:1. Для ОГК:
  59. Производить геометрический расчет цилиндрических передач с проверкой качества зацепления по ГОСТ 16 532–70,
  60. Производить прочностной расчет по ГОСТ 21 354−81.
  61. Производить расчет допусков и измерительных размеров зубьев по ГОСТ 1643–81.2. Для ОГТ :
  62. Разрабатывать маршрутные карты по ГОСТ 3.1103−74 технологических процессов на зубофрезерные и зубошлифовальные операции с выполнением следующих переходов:
  63. Выбор металлорежущего оборудования (27 единиц).
  64. Выбор режущего инструмента (дисковых, червячных и пальцевых фрез: 415 позиций).
  65. Назначение режимов резания, норм времени и разряда работы на операции с адаптацией режимов резания для конкретного станка.
  66. Расчет сменных шестерен дифференциалов и гитар обкатки из полного набора шестерен 2−20. 100.
  67. Печать технологической карты на бумаге.
  68. Для управления маркетинга:
  69. Оперативное принятие решения о возможности нарезания зубьев на заготовках заказчика с определений трудоемкости.4. Для ОГМет:
  70. Предварительный анализ конструкции зубчатых деталей на возможность закалки зубьев ТВЧ и цементации по маркам сталей.1. Прекомиссии1. A.В.Булатов1. Б. Захаровский
  71. B.А.Сердечнев Г. Н. Власов й. А. Коткж 'Л. И. Гаврилова1. A.А.Ковтушенко1. B.Н.Лунев
Заполнить форму текущей работой