Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Взаимодействие малого и крупного бизнеса в мировой экономике

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Во второй^ главе рассмотрены основные формы взаимодействия малого и крупного бизнес, а также выявляются проблемы, возникающие в процессе взаимодействия. Аутсорсинг и субконтрактация исследуются как формы тесного долгосрочного взаимовыгодного партнерства. Франчайзинг рассматривается с позиции использования малым, бизнесом известного бренда, как фактора повышения эффективности и стабильности… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Новейшие тенденции в развитии малого бизнеса
    • 1. 1. Трансформация малого бизнеса на фоне глобализации мировой экономики
    • 1. 2. Предпосылки к сотрудничеству малого и крупного бизнеса
    • 1. 3. Государственная поддержка взаимодействия малого предпринимательства с крупным бизнесом
  • Глава 2. Проблемы и формы взаимодействия малых предприятий с крупным бизнесом
    • 2. 1. Широкое распространение аутсорсинга как следствие процессов глобализации
    • 2. 2. Использование субподрядных отношений как основной формы взаимодействия малого и крупного бизнеса
    • 2. 3. Возможности и преимущества применения системы франчайзинга малыми предприятиями
    • 2. 4. Кластерные принципы организации взаимодействия малого и крупного бизнеса
  • Глава 3. Особенности взаимодействия малого и крупного бизнеса в России
    • 3. 1. Роль и место малого бизнеса в России
    • 3. 2. Государственная поддержка малого бизнеса
    • 3. 3. Особенности применения аутсорсинга, субконтрактации и франчайзинга в России

Взаимодействие малого и крупного бизнеса в мировой экономике (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

В период стремительного роста количества и экономической мощи транснациональных корпораций (ТНК) малому бизнесу предсказывалось скорое исчезновение под давлением ужесточающейся конкуренции со стороны крупных компаний. Но в последние десятилетия в связи с изменением! объективных экономических условий, повышением неопределенности экономической среды, индивидуализацией потребительских предпочтений и вступлением развитых стран в эру общества потребления, значение малых и средних предприятий (МСП) значительно возросло. В немалой степени этому способствовало появление ряда предпосылок для взаимовыгодного сотрудничества малого и крупного бизнеса.

Основная тенденция мировой экономики на современном этапе — глобализация — способствует углублению международного разделения труда и усилению научно-технического прогресса. Это приводит к серьезному ужесточению конкуренции и постоянному росту номенклатуры выпускаемых товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг, и даже крупнейшие ТНК не в состоянии производить все операции собственными силами. Передавая малым предприятиям (МП) выполнение части бизнес-процессов с применением аутсорсинга, а также производство определенных деталей и узлов по контрактам субподряда крупные корпорации могут сосредоточиться только на важнейших операциях. При этом передача функций управления не самоцель, а средство получения конкурентных преимуществ. Стремление оптимизировать организационную структуру компаний, прежде всего ТНК, приводит к применению принципа «снабжения извне» ко многим функциям и видам деятельности, которые раньше выполнялись самими компаниями.

В этих условиях для государства важной задачей является поддержка взаимодействия малого и крупного бизнеса путем создания общих условий функционирования бизнеса, создания технопарков, поддержки малого предпринимательства. В мировой экономике накоплен существенный опыт в этой сфере, который представляет несомненный интерес для России.

Цель диссертационного исследования заключается в исследовании основных форм и проблем взаимодействия малого и крупного бизнеса в условиях глобализации мировой экономики, а также разработке научно-обоснованных рекомендаций по увеличению,^эффективности взаимодействия малого и крупного бизнеса в российских условиях с позиции мирового опыта.

Задачи, поставленные автором для достижения цели включают:

Выявить роль и место малого бизнеса в мировой экономике в условиях глобализации;

• Определить сложившиеся предпосылки для сотрудничества малых предприятий с крупным бизнесом в развитых странах и в*России;

• Раскрыть сущность основных форм взаимодействия крупных компаний с малыми предприятиями;

• Дать оценку состояния малого бизнеса в России и его готовности к сотрудничеству с крупными компаниями;

• Выявить проблемы, препятствующие развитию малого бизнеса в РФ в сфере взаимодействия малых предприятий с крупным бизнесом и выработать предложения по их решению;

• Разработать рекомендации по применению мирового опыта в области взаимодействия малых предприятий с крупными компаниями в российских условиях.

Объектом исследования являются малые предприятия, с одной стороны, и крупный бизнес с другой.

В данной работе понятия «малый бизнес» и «малые предприятия» рассматриваются как синонимы в соответствии с устоявшейся в мировой экономике практикой. Под «крупным бизнесом» понимаются те компании и фирмы, которые по своим масштабам и разнообразию рода деятельности не могут быть отнесены к категории малых и средних.

Предметом исследования являются такие формы взаимодействия малого и крупного бизнеса как субподряд, франчайзинг и аутсорсинг, а также кластерные структуры.

Теоретическая и методологическая основа исследования определяется трудами ведущих отечественных и зарубежных ученых и практиков в области исследования малого и крупного бизнеса.

Проблемам в области взаимодействия малого и крупного бизнеса уделяется значительное внимание в трудах российских авторов Т. А. Алимовой, Б. А. Аникина, А. О. Блинова, А. В. Бусыгина, Е. М. Бухвальда, В. П. Буянова, А. В. Виленского, Д.Н., Землякова, С. Of Календжяна, Г. Б. Клейнера, М.Г. Ла-пусты, В. В. Масленникова, В. А. Рубе, Б. П. Сапсая, С. А. Силинга, С. А. Сосны, А. Н. Спартака, Ю. Л. Старостина и др.

Среди зарубежных исследователей в диссертации нашли отражение работы Дж. Даннинга, Р. Коуза, М. Портера, Д. Стэнворта, О. Уильямсона, Дж. Хейвуда, А. Чандлера.

Информационная база диссертационного исследования. При написании диссертации автором широко использовались материалы Ресурсного центра малого предпринимательства, Агентства США по международному развитию, Торгово-промышленной палаты РФ, Российского Союза промышленников и предпринимателей, Организации экономического сотрудничества и развития, Конференции ООН по торговле и развитию.

Также использовались материалы научно-исследовательских институтов и вузов: Института предпринимательства и инвестиций, Института социально-экономического анализа и развития предпринимательства, Национального института системных исследований проблем предпринимательства, Института открытой экономики, Института предпринимательства и инвестиций, Академии менеджмента и рынка.

При подготовке настоящей работы широко использовались российские периодические издания «Бизнес для всех», «Бюллетень иностранной коммерческой информации» «Ведомости», «Мировая экономика и международные отношения», «Эксперт» и др.

В ходе написания работы в части исследования законодательства, регулирующего малое и среднее предпринимательство в РФ, автор активно использовал также правовые консультационные автоматизированные базы «Консультант Плюс» w"Гарант".

Научная новизнаработы и приращение научных знаний в исследуемой области, заключаются в следующем:

• дана оценка роли малых и средних предприятий в мировой экономике на современном этапе, заключающаяся в определении экономической и социальной значимости данного сектора, а также в выявлении основных причин его активного развития, на основании чего обоснована необходимость государственной поддержки малого и среднего бизнеса;

• сформулированы основные предпосылки и определены ключевые проблемы и условия взаимодействия МСП и крупных компаний, в результате чего обозначены ключевые направления государственной политики содействия сотрудничеству малого и крупного бизнеса;

• определены механизмы и масштабы распространения аутсорсинга, субконтрактации и франчайзинга в мировой экономике в условиях глобализации, что позволило выявить особенности использования этих форм во взаимодействии малого и крупного бизнеса;

• выявлены причины слабости сектора МСП в РФ, на основании чего сформулированы основные предложения по дальнейшему совершенствованию государственного регулирования деятельности малого и среднего бизнеса, включая обоснование изменения критериев отнесения предприятий к категории МСП, конкретизации механизмов поддержки предпринимательства и определение мероприятий по адаптации опыта сотрудничества крупного и малого бизнеса.

Практическая значимость работы состоит в том, что современный мировой опыт успешного сотрудничества малых предприятий с крупным бизнесом может быть использован в российских условиях. Особенно это касается государственной поддержки малого предпринимательства РФ именно в направлении сотрудничества с крупными компаниями.

В связи с тем, что в РФ пока еще недостаточно проработано нормативное обеспечение предпринимательской деятельности, в работе приводятся практические рекомендации, которые могут быть использованы при формировании подхода к выделению сектора МСП в экономической политике в отношении малого и среднего бизнеса.

Материалы диссертационного исследования использовались при преподавании дисциплины «Мировая экономика» в ГУУ.

Апробациярезультатов исследования. Основные положения, отраженные в диссертационной работе, докладывались на научно-практической конференции «ЮВАО — территория инновационного развития» (МЭИ, 2005). Кроме того, результаты исследования были включены в аналитический отчет по бюджетной научно-исследовательской работе Кафедры мировой экономики ГУУ на тему «Проблемы и перспективы развития внешнеэкономических связей России в XXI в.» (гос. per. № 01.2.00 104 313) за 2004 г. Наиболее значимые положения диссертации нашли свое отражение в 7 опубликованных научных трудах соискателя общим объемом 10,05 печатных листа.

Объем и структура работы соответствует поставленным целям и отражает ее основное содержание. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, списка сокращений и 11 приложений.

Список литературы

представлен 197 источниками, из которых 125 — на русском, 52 — на иностранных языках и 20 электронных ресурсов. Основная часть изложена на 162 страницах и содержит 7 таблиц и 5 рисунков.

В первой главе автором описана роль, которую малые предприятия играют в современной экономике в условиях глобализации, на основании чего приводятся ключевые предпосылки к взаимодействию малого и крупного бизнеса. Опираясь на характерные черты малого бизнеса, проводится обоснование государственной поддержки данного сектора экономики, а также раскрываются основные механизмы по содействию формирования партнерских отношений между малыми предприятиями и крупными компаниями.

Во второй^ главе рассмотрены основные формы взаимодействия малого и крупного бизнес, а также выявляются проблемы, возникающие в процессе взаимодействия. Аутсорсинг и субконтрактация исследуются как формы тесного долгосрочного взаимовыгодного партнерства. Франчайзинг рассматривается с позиции использования малым, бизнесом известного бренда, как фактора повышения эффективности и стабильности бизнеса. Кластеры исследуются, как катализатор взаимодействия малого и крупного бизнеса, способствующий усилению распространения субконтрактации и аутсорсинга, а также как способ получения синергетического эффекта и увеличения конкурентоспособности всей системы.

Третья глава посвящена исследованию текущего состояния малого бизнеса в России, особенностям его взаимодействия с крупным бизнесом, а также государственной политики, направленной на регулирование этих процессов. На основе изучения мирового опыта в данной сфере формулируются основные предложения по усилению взаимодействия между малыми предприятиями и крупными компаниями.

В заключении автором сформулированы выводы, полученные в результате исследования, а также представлены практические рекомендации в области поддержки и развития малого предпринимательства в РФ для углубления взаимодействия малого и крупного бизнеса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

На основании проведенного диссертационного исследования сделаны следующие выводы:

1. В последние десятилетия малый бизнес превратился в важный сектор экономики. Его вклад в ВВП ведущих стран мира превышает 50%. Присущие малым предприятиям гибкость, простота и дешевизна управления, способность, содействовать научно-техническому прогрессу, ускорять внедрение его завоеваний, мобилизовать значительные финансовые и производственные ресурсы, связанные с ростом образования общества, обуславливают важную экономическую, антимонопольную, инновационную и социальную роль этого сектора экономики.

2. Будучи необходимым элементом рыночной экономики, малое предпринимательство берет на себя некоторые специфичные функции, определяющие его экономические особенности, одна из которых связана, например, с совпадением базовых функций предпринимательства как вида деятельности и предпринимателя как собственника. Отсутствие традиционного для крупных предприятий разделения прав и функций между собственниками и наемными менеджерами обеспечивает малому предпринимательству множество конкурентных преимуществ.

Другой экономической особенностью малых предприятий является способность быстро адаптироваться к изменяющейся конъюнктуре рынка, осваивать новые виды продукции, переориентироваться на другие категории клиентуры, а при необходимости осуществить полное перепрофилирование уставной деятельности. Для субъектов крупного бизнеса подобная модель рыночной стратегии неприемлема, поскольку предполагает значительные финансовые потери.

3. До недавнего времени концентрация производства и капитала являлась лучшим способом обеспечить эффективность производства и реальный контроль над производственным циклом. Эта тенденция сохраняется и сейчас и выражается в стремительном росте активов многочисленных ТНК. Однако все чаще увеличение размеров компании начинает приводить к неуправляемости, бюрократизации управления, росту издержек, падению производительности груда. Экономия, обусловленная масштабом производства, перестала быть неоспоримым преимуществом крупных компаний.

4. Основные тенденции современной экономики свидетельствуют о том, что сотрудничество и кооперация различных форм организации бизнеса является объективной необходимостью, позволяющей снизить степень риска и неопределенности и обеспечить эффективность функционирования каждого субъекта и всей экономической системы в целом.

5. Самой распространенной формой кооперации малого и крупного бизнеса в сфере производства признана субподрядная система, которая в настоящее время является основой эффективного функционирования, крупнейших предприятий. Исследование механизма и форм субподрядных отношений может стать примером и базой для формирования подобных связей в российской экономике, проблемами которой до сих пор остаются последствия «гигантизма» и слабость горизонтальных производственных связей.

6. На основе комплексного анализа преимуществ и недостатков организации субподрядных отношений в Японии, Америке и Франции в данной диссертационной работе сформулированы принципы трех моделей субподрядных отношений: японской, американской и европейскойвыявлена тенденция к влиянию японской модели, характеризующейся установлением доверительных отношений между заказчиком и подрядчиком, на формирование субподрядных отношений в других странах.

7. В сфере торговли и услуг в западной экономике огромное развитие получил франчайзинг — система взаимовыгодных договорных отношений между крупными и малыми фирмами. На основе анализа успешного развития системы франчайзинга в развитых странах в данной диссертационной работе обосновывается необходимость и перспективность формирования системы кооперационных связей между крупным и малым бизнесом в рамках франчайзинга в российской экономике.

8. Российская модель взаимодействия малого и крупного бизнеса имеет свою специфику, обусловленную ходом развития экономических реформ, которая заключается в том, что в складывающемся экономическом симбиозе предприятий значительная доля нагрузки на первоначальном этапе ложилась на малые предприятия, которые зачастую обеспечивали «выживание» крупных фирм. Эта тенденция не преодолена полностью и до сих пор.

Следовательно, роль малого бизнеса и его взаимодействие с крупным бизнесом в России нельзя оценивать традиционным образом, как это происходит в стационарной экономике, например, только по количественным показателям. Такая оценка будет поверхностной. Малое предпринимательство как особый сектор общественного производства имеет в нем весьма незначительный удельный вес. Его большая часть находится^ теневой экономике и не отражается официальной статистической отчетностью, хотя и определяет условия выживания значительной части общественного производства.

Малые фирмы, взаимодействуя с крупными предприятиями, сыграли значительную роль в первоначальном накоплении капитала и в процессах приватизации, взяли на себя тяжелое бремя проблем реформенного развития экономики.

Сегодня важно развивать международное сотрудничество, необходим поиск новых резервов для успешного развития малого бизнеса. Значительная часть из них находится в сфере создания условий для органичного взаимодействия, сотрудничества и кооперации малого, среднего и крупного бизнеса в интересах всех участников сотрудничества, государства и общества в целом.

9. Важнейшими лимитирующими факторами развития устойчивых хозяйственных связей между крупными и малыми предприятиями являются общая макроэкономическая ситуация, финансовые проблемы крупных предприятий (нехватка оборотных средств, инвестиционный голод, неплатежи со стороны партнеров), а также отсутствие четкой промышленной и структурной политики государства, направленной на подъем реального сектора экономики.

Основные препятствия на пути сотрудничества со стороны крупных предприятий видятся в «ненадежности», низком технологическом уровне товаров и услуг МП, невозможности получить те же сопутствующие услуги, что и при кооперационном сотрудничестве с крупными отечественными и зарубежными партнерами и т. д.

Основные препятствия со стороны МП видятся в косности и консерватизме управленческого персонала крупных (зачастую ищут не наиболее выгодное, а наиболее «удобное» решение проблемы выбора партнеров), чрезмерной длительности установления и оформления договорных отношений с крупными предприятиями и финансовой необеспеченности заказов с их стороны.

10. Накопленный в странах с развитой рыночной экономикой опыт (субконтрактация, франчайзинг, создание бизнес-инкубаторов, технопарков, технополисов, сетевых территориальных структур) находит в России пока ограниченное применение в силу ряда объективных причин, важнейшими из которых являются низкое качество деловой среды, слабость нормативно-правовой, финансовой, информационной базы.

Наиболее целесообразными формами государственной политики в области малого предпринимательства, способствующей постепенному формированию «стыковки» между крупными предприятиями и малым бизнесом, представляются:

— совершенствование нормативно-правовой базы, включая стимулирование крупных предприятий в направлении передачи излишних мощностей и субконтрактных заказов малому бизнесу;

— развитие инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства, особенно бизнес-инкубаторов, технопарков и технополисов, являющихся важным звеном в цепи контрактных отношениях малого и крупного бизнеса.

11. Сегодня в России существует несколько «спонтанных» кластеров, образованных вокруг ключевых отраслей промышленности: транспортное машиностроение в Центральном федеральном округе, энергетическое машиностроение в Санкт-Петербурге, лесопереработка в Архангельской области, автомобильная промышленность в Тольятти. Эти образования нельзя считать полноденными кластерами с развитой инфраструктурой, отлаженной системой поставщиков и подрядчиков, общими щелями и задачами всех структур, образующих общую систему. При невозможности сделать конкурентоспособным весь российский бизнес необходимо сделать ставку на формировании кластеров для достижения точечных прорывов. Кластерный подход позволяет организовать наиболее важные взаимосвязи в технологиях, навыках и информации, характерных для целого комплекса фирм и отраслей. Эти взаимосвязи оказывают определяющее влияние на конкурентоспособность конечной продукции, а вместе с тем и национальной экономики на мировой арене. Для усиления кластеризации российской экономики нужна последовательная политика государства в этом направлении, направленная как на создание общих благоприятных условий для бизнеса, так и инфраструктуры поддержки предпринимательства: технополисов и технопарков.

12. Законодательство РФ в области регулирования малого предпринимательства является фрагментарным, противоречивым и преимущественно декларативным. Для изменения ситуации автор предлагает принять принципиально новый федеральный закон «О малом и среднем предпринимательстве в Российской Федерации», направленный на совершенствование системы государственной поддержки предпринимательства в Российской Федерации. В законе необходимо установить новые критерии отнесения юридических лиц к субъектам малого предпринимательства, ввести понятие субъектов среднего предпринимательства, определить понятия микропредприятий и субъектов ремесленничества, государственная поддержка которых должна осуществляться в приоритетном порядке.

В законе необходимо определить виды и формы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, в том числе установить правовой механизм оказания финансовой, имущественной, информационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, поддержки их внешнеэкономической деятельности и межрегионального сотрудничествапредусмотреть механизм участия субъектов малого и среднего предпринимательства в поставках товаров, выполнении работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд, ввести понятия организаций инфраструктуры подцержки малого и среднего предпринимательства, предусмотреть меры, направленные на развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров субъектов малого и среднего предпринимательства, начинающих предпринимателей и государственных служащих, отвечающих за поддержку, развитие и регулирование деятельности малого и среднего предпринимательства.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Постановление Правительства РФ № 409 от 29 апреля 1994 года Ю Федеральной программе государственной поддержки малого предпринимательства в РФ на 1994−1995 гг.".
  2. Постановление Правительства РФ № 1256 от 18 декабря 1995 года «О Федеральной программе государственной поддержки малого предпринимательства в РФ на 1996−1997 гг.».
  3. Постановление Правительства РФ № 697 от 3 июля 1998 года «ОФедеральной программе государственной поддержки малого предпринимательства в РФ на 1998−1999 гг.».
  4. Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2000 г. № 121 «О Федеральной программе государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2000−2001 годы».
  5. Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2001 г. № 1412 «О Федеральной программе государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2002−2003 годы».
  6. Постановление Правительства РФ от 30 ноября 2003 г. № 1159 «О Федеральной программе государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2004−2006 годы».
  7. Указ Президента РФ от 4 апреля. 1996 г. № 491 «О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации.
  8. Федеральный закон от 29 декабря 1995 г. № 222-ФЗ „Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства“.
  9. Монографию! периодические издания на русском языке
  10. П.Авхачев Ю. Б. Международные слияния и поглощения компаний. Новые возможности предприятий России по интеграции в мировое хозяйство. -М.: Науч. книга, 2005
  11. Н.Г. Система государственной поддержки малого предпринимательства в России. М.: Анкил, 2000
  12. Т. Малые предприятия в экономике России (статистический анализ)/ Предпринимательство в России. Ежеквартальный журнал Института стратегического анализа и развития предпринимательства. № 2 (13), 1998
  13. Т.А., Поповская* Е.В., Статистический анализ приоритетных отраслей развития малых и средних предприятий // Вопросы статистики. 2003. № 11.
  14. Анализ роли и места малых и средних предприятий России. Статистическая справка. М.: Ресурсный центр малого предпринимательства, 2004
  15. Аутсорсинг: создание высокоэффективных и конкурентоспособных организаций: Учеб. пособие / Под ред. проф. Б. А. Аникина. -М.: ИНФРА-М, 2003.
  16. А.И. Роль межфирменных связей в развитии транснационального предпринимательства //Межфирменные связи в системе транснационального бизнеса. -М.: 1994
  17. Бизнес в 2005 году. Устранение препятствий на пути развития. М.: Весь Мир, 2005
  18. А., Нургазина Г. Малое предпринимательство в условиях переходной экономики // Маркетинг.-2003.- № 4
  19. А.О., Шапкин И. Н. Малое предпринимательство. Теория и практика -М.: „Дашков и К“.-2002
  20. Брагина Е. „Малый бизнес в развивающихся странах на фоне глобализации“, МЭиМО, № 6, 1998
  21. А.С. Мировая экономика: учебник. — М.: Экономист, 2005
  22. А.В. Предпринимательство. М.: Дело, 1999, Экономика и право: энциклопедический словарь /Пер. с нем. М, 1998
  23. Е., Виленский А. Российская модель взаимодействия малого и крупного предпринимательства// Вопросы экономики. 1999. № 2.
  24. Е.М. Инвестиции в малое предпринимательство. / Институт проблем малого предпринимательства ГУ ВШЭ. Сборник научных трудов. Вып. 2/ М.: Высшая школа экономики, 1998.
  25. В Москве обсудили технологию вывода франчайзинговых компаний в регионы// Деловая Москва. 2005, № 14
  26. Введение в франчайзинг (пер. с англ. под ред. С.А.Силинга). Спб: ДНТП, 2001
  27. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МАЛОГО И КРУПНОГО БИЗНЕСА: Информационно-аналитический сборник. -М.: ИЛИ, 2004
  28. М.Э. Малый бизнес: от иллюзий к успеху. Возвращение к мифу предпринимательства. -М.: Олимп-Бизнес, 2005
  29. А., Ляпунов С. Создание малых предприятий на базе крупных в странах переходного типа // Проблемы теории и практики управления.- 2000.- № 56
  30. Главное повышение эффективности размещения кооперационных заказов// Деловая Москва. — 2005, № 14
  31. В.В. „В поисках совершенства управления: руководство для высшего управленческого персонала“, т. 1, М., 1996
  32. Горфинкель BJL, Швандар В. А. Малый бизнес: экономика, управление, организация. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003
  33. Г. Малый бизнес в Великобритании //Мировая экономика и Международные отношения. 1992.№ 3
  34. Р.С., Новоженов Д. В. Крупный бизнес и накопления капитала в современной России. М.: Едиториал УРСС, 2005
  35. Долгосрочная оценка роли и места машиностроения в национальной и мировой экономике, доклад ЕЭК ООН, 1989
  36. Доля малого бизнеса в РФ в 2−3 раза меньше, чем в развитых странах// Новости малого бизнеса. 2005, № 15
  37. Д. А. Мелкий бизнес в Западной Европе. Научно-аналитический обзор. М.: ИНИОН РАН РФ, 2002
  38. Европейское обозрение МСП, № 6,1997
  39. Н.Е., Маренный М. А. Малые предприятия предпринимательские стратегии и кооперация. М.: Компания Спутник +, 2004
  40. М.Е. Иностранный капитал в экономике России. М.: Межд. отнош., 2004
  41. М. Кайдзен: ключ к успеху японских компаний. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005
  42. Инновации дело малого предпринимательства// Деловая Москва. -2005, № 12
  43. .П. Под прессом большого бизнеса. Положение малого и среднего» предпринимательства. М.: Политиздат, 2002
  44. С.О. Аутсорсинг и делегирование полномочий в деятельности компаний. М.: Дело, 2003
  45. Е.А. Международные стратегические альянсы. Опыт исследования. -М.: ДИС, 2004
  46. А.П. Международная экономика. Международная микроэкономика: движение товаров и факторов производства: учебное пособие для вузов. — Ml: Межд. отнош., 2005
  47. Т.С. К вопросу о понятии «глобализация» //Актуальные проблемы Европы. 2000−4. Процессы глобализации: экономические, социальные и культурные аспекты. -М.: 2000
  48. Конкурентоспособен ли российский малый бизнес? // Бизнес для всех. -2005, № 9
  49. В.А. Финансово-промышленные группы: проблемы становления и перспективы развития. М.: ИМЭИ. 1998
  50. Д.П. Лидерство Мацуситы. Уроки выдающегося предпринимателя XX века. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004
  51. Р. Фирма, рынок и право / Пер. с англ. Б. Пинскера- научн. ред. Р. Капелюшникова. М.: Дело, 1993.
  52. Крупнейшие компании мира становятся еще больше// Бизнес за рубежом. 2005, № 20
  53. А.Б. Малый бизнес и инфраструктура // Экономика и жизнь.-2001 .-№ 3 5
  54. М.Г. предпринимательство: учебник 3-е изд., испр. и доп. М.: Инфра-М, 2004
  55. М.Г., Старостин Ю. Л. Малое предпринимательство: учебник. -М.: Инфра-м, 2004
  56. Е.А. Инновационный бизнес в США. М.: ИМЭиМО РАН, 1994
  57. И. «Индустриальные округа» как альтернативный путь индуст-риализапии//Мировая экономика и Международные отношения. 1998.№ 6
  58. Маленыше гиганты большого бизнеса// Бизнес за рубежом. 2005, № 15
  59. Малое предпринимательство: старые и новые проблемы // Вопросы экономики. 2002. — № 4
  60. Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее и будущее/ Под ред. Б. Г. Ясина, А. Ю. Чепуренко, В. В. Буева. — М.: Фонд «Либеральная» миссия", 2003.
  61. Малому бизнесу нужны кредиты, нежилые помещения' и законодательная основа деятельности// Новости малого бизнеса. 2005, № 14
  62. Малый бизнес в России. Аналитическое пособие. М.: К0НСЭКО, 1998
  63. Малый бизнес по-американски// Деловая Москва. 2005, № 7
  64. Малый бизнес по-английски// Деловая Москва. 2005, № 971 .Малый бизнес по-испански// Деловая Москва. 2005, № 17
  65. Малый бизнес по-итальянски// Деловая Москва. 2005, № 20
  66. Малый бизнес по-французски// Деловая Москва. — 2005, № 15
  67. В.В. Предпринимательские сети в бизнесе. М., 1998
  68. В.Д., Белокоровин Э. А. Малый бизнес: японский путь к успеху. -М.:ДМК Пресс, 2005
  69. Мировая экономика и международный бизнес: учебник / под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. В. В. Полякова и д-ра экон. наук, проф. Р. К. Щенина. М.: Кнорус, 2005
  70. Мировая экономика под ред. А. С. Булатова. М.: ЮРИСТЪ, 2002.
  71. А. Будущее транснационализации в глобализирующемся мире // Общество и экономика. 2000. № 8.
  72. Общие условия для стимулирования создания рабочих мест на малых и средних предприятиях. Женева, 199 780.0кумура X, «Корпоративный капитализм в Японии», М., 1986
  73. Перспективы развития инфраструктуры производственного и инновационного малого бизнеса// Бизнес для всех. 2005, № 22
  74. Т.Д., Уотерман-мл. Р.Х. В поисках совершенствам Уроки самых успешных компаний Америки. М.: Вильяме, 2005
  75. Поддержка малого предпринимательства // Малый бизнес России. -2003. № 1
  76. Поддержка по-прежнему// Новости малого бизнеса. 2005, № 2185 .Портер М. Международная конкуренция. М.: Международные отношения, 1993.
  77. Постановление о господдержке малого бизнеса// Бизнес для всех. — 2005, № 17
  78. Развитие малого бизнеса должно стать приоритетным национальным проектом// Бизнес для всех. 2005, № 12
  79. Развитие малого бизнеса на основе реорганизации крупных предприятий/ Учебно-методическое пособие для российского бизнеса С. В. Хайниш, П. В. Баранов, СИ Ляпунов Г. Б. Клейнер, Р. Я. Левита. БИЗНЕС-ТЕЗАУРУС www.nisse.ru
  80. Развитие промышленного аутсорсинга в России, где крупный бизнес может заработать на малом, www.subcontract.ru
  81. Разумнова И, И. «Мелкие фирмы в США: организация и управление», М., 1989
  82. Рейтинг 500 крупнейших компаний мира// Ведомости. 2003. — 21 мая.
  83. России необходимо переходить ко второму этапу поддержки и развития малых предприятий// Деловая Москва. 2005, № 8
  84. Российское обозрение малых и средних предприятий. Ресурсный центр малого предпринимательства в рамках проекта Тасис СМЕРУС 9803. М. 2002
  85. В.А. «Крупный и мелкий бизнес: связи и противоречия», М., 1985
  86. В.А. «Малое и среднее предпринимательство в системе воспроизводства общественного капитала в условиях современного капитализма», М., 1986
  87. В.А. Институциональные аспекты организации малого бизнеса в развитых странах и в России: учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2004
  88. В.А. Малый бизнес: история, теория, практика. М.: ТЕИС, 2000
  89. В.Е., Балдин JI.B., Щербанин Ю. А. Международные экономические отношения: учебник для вузов 5-е изд., перераб. и доп. М: ЮНИТИ-ДАНА, 2005
  90. .П. Материалы круглого стола ШРЕДПРИШЗМАТЕЛЬСКИЙ КЛИМАТ В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ Институт открытой экономики Москва. 01 ноября 2004 год
  91. Н. Управление малым бизнесом. М.: Дело. — 2003
  92. Системная поддержка малого предпринимательства: столичная модель // Российский экономический журнал. 2002. — № 8
  93. В. Государственное регулирование малого бизнеса: опыт Великобритании // Проблемы теории и практики управления.-2002.-№ 2
  94. В. Малый бизнес по-британски // Мировая экономика и Международные отношения. 1996.№ 9
  95. С.А., Васильева Е. Н. Франчайзинг. Коммерческая концессия. -М.: ИКЦ «Академкнига», 2005
  96. Сотрудничество крупного и малого бизнеса взаимовыгодно// Новости малого бизнеса. 2005, № 8
  97. А.Н. «Новая роль малого и среднего бизнеса в мировой экономике», М., 1994
  98. А.Н. Политика ЕС в отношении мелкого и среднего предпринимательства // Внешняя торговля.-2002.-№ 5.
  99. А.А., Авдеева Т. Г. Глобализация мировой- экономики // Международная жизнь. 2000. — № 5
  100. Стэнворт Д. «Франчайчинг в малом бизнесе» М, 1996
  101. Субподряд в работе малых и средних предприятий Японии. Фуку-нари Кимура (Fukunari Kimura) Международный банк реконструкции и развития / Всемирный банк, 2001.
  102. Р., Пичугин И. П. Аутсорсинг становится популярной бизнес-моделью // Коммерсанты 2001. 24 авг.
  103. Уроки организации бизнеса / Сост. А. А. Демин, B.C. Катькало. -СПб.: Лениздат, 1994.
  104. Дж.Б. Аутсорсинг: в поисках конкурентных преимуществ/ Пер. с англ. М.: ВИЛЬЯМС, 2002
  105. Ч. Слон и блоха. Будущее крупных корпораций и мелкого бизнеса. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004
  106. Шулус А. «Франчайзинговые формы предпринимательства», РЭЖ, 1998, № 1
  107. Экономические институты капитализма. Фирмы, рынки, «отно-шенческая» контрактация" / Пер. с англ. Ю. Е. Благова, В. С. Катькало, Д. С. Славнова, Ю. В. Федотова, Н. Н. Цытович. СПб: Лениздат- CEV Press, 1996
  108. Экономические обзоры ОЭСР 2001−2002. Российская Федерация -М: Издательство «Весь мир», 2002
  109. А.Ю. Конкуренция: теория и практика. М., 1996
  110. Ю. Среднее и малое предпринимательство в ФРГ// Мировая экономика и Международные отношения. 1990.№ 7
  111. Е.Г., Чепуренко А. Ю., Буев В. В., Шестоперов О. М. Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее и будущее. М.: Новое издательство, 2004
  112. Монографии и периодические издания на иностранном языке
  113. Achieving Speed and Innovation through Business Process Outsourcing Corbett M., Corbett & Associates, Ltd1., January 2003
  114. A global review of the industrial Subcontracting and Partnership Exchanges (SPXs) established by UNIDO. UNIDO, Vienna, 2000.1.23. Asian Business, № 6, 1995
  115. Auguste B.C., Hao Y, Weigand M. The Other Side of Outsourcing //The MacKinsey Quarterly. 2002-. N 1.
  116. Berle A.A., Means G.C. The modern Corporation and Private Property 1932. New Brunwick (NY) London, 1997.
  117. Butler P. et al. A Revolution in Interaction // McKinsey Quarterly. 1997. N 1.
  118. Chandler A. The Visible Hand: The Managerial Revolution in American Business, 1977
  119. Chorafas D.N. Outsourcing, Insourcing and IT for Enterprise. Warton. February 2003.
  120. Coase R, The Nature of the Firm, 1937
  121. Cook M.F. Outsourcing Human Resources Functions. Strategies for Providing Enhanced HR Services at Lower Cost. American Management Association. N.Y., 1999.
  122. Day J.D., Mang P.Y., Richter A., Roberts J. The Innovative Organization: Why New Ventures Need More Than a Room of Their Own //' McKinsey Quarterly. 2001. N 2.
  123. Doig S.J. et al. Has Outsourcing Gone Too Far? // The MacKinsey Quarterly. 2001. N4.
  124. Domberger S. H. Contracting Organization: A Strategic Guide to Outsourcing. Oxford University Press. Oxford, 1998.
  125. Dragonelti N.C., Dalsace F., Cool K. A Comparative Test of the Efficiency, Focus and Learning Perspectives of Outsourcing. INSEAD. R&D Working Papers. Fontenbleau. 2001/33/SM. 2001.
  126. Dunning J.N. The Eclectic Paradigm of International Production: A Restatement and Possible Extension. Journal of International Business Studies. — 1988. vol. 19.
  127. Dunning, J.H. Multinational Enterprises and the Global Economy, Washington, D.C. et al. 1992
  128. Enterprise policy. The European Observatory for SME’s. Sixth Report. July 2000
  129. European Marketing Data and Statistics, 2002. 57th Edition. 2002
  130. European Network for SME Research, 2003
  131. F. Welter. Small and medium enterprises in Central and Eastern Europe: Trends, Barriers and Solutions. Rheinish-Westfaelisches Institut fur Wirtschaftsforschung, RWI-Papiere, N. 51,1997
  132. C. Dandridge T. «Franchaising as a Strategic Partnership: Issues of Cooperation and Conflict in a Global Market». International Small Business Journal, № 10, 1993
  133. , T. (1998): Chancen und Forderansatze fur die Entwicklung integrierter lokaler Industriestrakturen durch auslandische Direktinvestitionen in einem Entwicklungsland, unpublished thesis, Free University of Berlin
  134. Helping SME’s to «Go digital': Europe go digital. Com.Doc., 2001. — № 136
  135. , R.C. (1989): Comparing Transnational Production Systems. The Automobile Industry in the USA and Japan, in: InternationalJournal of Urban and Regional Research, vol. 13, no. 3.
  136. R., Lawrence P. „Beyond Vertical Integration-the Rise of Value-Adding Partnership“/ Harvard Business Review, № 4, 1988/
  137. M. у Subcontracting as an Alternative Organisational Form to Vertically Integrated Production.» /ILO discussion paper № 20, 1990/
  138. Midsized Companies Discover Outsourcing. CRO JSSUES. Strategic Thinking from the Outsourcing Institute. N. Y., 2003.
  139. Murphy M. Outsourcing Japan // OECD Observer. 2000. February 4.
  140. Quinn J.B., Hilmer F.G. Strategic Outsourcing // The MacKinsey Quarterly. 1995. N1.
  141. Regional forum on* Industrial Cooperation and partnership in Central and EasternEurope and NIS. Report. UNIDOj Vienna, 2000
  142. S. Carter and D: Jones-Evans (eds.). Enterprise and Small Business. Principles, Practices and Policy. London, 2000
  143. Small Business Economics. 1995. Vol. 7
  144. Small business in Canada. From best practice to competitiveness. J.S.T.C. 1991
  145. Small business in Japan, 1989. Small and medium enterprises agency
  146. Tieman R. Outsourcing providers. Trend towards «bundled» services // Financial Times. Special report: outsourcing. 2003. June 30
  147. The European Observatory for SME, 11th Annual Report 2003
  148. The European Observatory for the SME’s /European Network for SME Research, April 1993/
  149. The Re-Emergence of Small Enterprises, Geneva, 1990
  150. TNC-SME Linkages for Development Issues experiences — best practices. Proceedings of the Special Round Table on TNCs, SMEs and Development, UNCTAD X, 15 February 2000, Bangkok
  151. UNIDO. The globalization of Industry: Implications of Developing Countries beyond 2000. Vienna, December, 1996
  152. United Nations Conference on Trade and Development IMPROVING THE COMPETITIVENESS OF SMEs THROUGH ENHANCING PRODUCTIVE CAPACITY New York and Geneva, 2005
  153. Vanson S. The Challenge of Outsourcing Human Resources. Publisher: Steve Propes, June 2003.
  154. White Paper on Small>& Medium Enterprises hi Japan, 1985
  155. White Paper on Small & Medium Enterprises in Japan, 1987
  156. White Paper on Small & Medium Enterprises in Japan, 1988
  157. White Paper on Small & Medium Enterprises in Japan, 2003
  158. White Paper on Small & Medium Enterprises in Japan, 2004
  159. White Paper on Small & Medium Enterprises in Japan, 2005
  160. Williamson O. The Vertical Integration of Production: Market Failure Considerations, 1971
  161. Wirtschaftskraft Mittelstand. Bundesministerium fur Wirtschaft. Bonn. 1996.
  162. WTO Annual Report 1999, International Trade Statistics, WTO, 1999,
  163. WTO International Trade Statistics 2002/ World Trade Development in 2001 and Prospects for 2002
  164. Диссертационные исследования
  165. P.A. Роль и место малого и среднего бизнеса в экономике стран Европейского союза: Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук: 08.00.14/ Государственный Университет Управления. М., 2004.
  166. В.В. Современные аспекты организационно-экономического поведения транснациональных компаний: Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук: 08.00.14/ Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова. М., 2002.
Заполнить форму текущей работой