Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Региональная экономическая политика развитых стран мира

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Материал, содержащийся в диссертации, характеризуется информационной новизной, которая определяет специфические особенности региональной экономики и региональной политики рассматриваемых стран. Это позволяет обосновать возможные пути их дальнейшей эволюции, а также практического использования выявленного странового и международного опыта. Указано, в частности, что специфика региональных проблем… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Формирование региональной политики как целостной системы и ее эволюция
    • 1. 1. Концептуальные подходы. Понятия, цели и принципы региональной политики
    • 1. 2. Концептуальные подходы к государственному регулированию: программирование
    • 1. 3. Уровни развития и типология проблемный регионов, этапы региональной политики
    • 1. 4. Разнообразие национально-государственных условий. Формировапие институтов и их деятельность в регионах
    • 1. , < '
  • Глава II. Региональная политика в Европейском Союзе: национально-государственный, наднациональный и местный подходы
    • 2. 1. Региональное регулирование как часть экономической политики: теоретический подход
    • 2. 2. Региональная стратегия в системе макроэкономической политики. Особенности эволюции институтов ЕС
    • 2. 3. Структурные фонды и управление региональным развитием — страновой аспект. Финансовая база политики ЕС
    • 2. 4. Региональное и межрегиональное сотрудничество или Европа Регионов
  • Глава III. Региональная политика США и Канады
    • 3. 1. Особенности экономической политики США
    • 3. 2. Механизмы (и инструменты) региональной политики
    • 3. 3. Региональная политика Канады. Общая характеристика
    • 3. 4. Две тенденции в Канаде: централизация и децентрализация
    • 3. 5. Региональное и межрегиональное сотрудничество Канады и США: Америка регионов
    • 3. 0. Местные органы власти в системе региональной политики
  • Гипотеза Тибо"

Региональная экономическая политика развитых стран мира (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

В анализе общих экономических проблем современности принято исходить из объективных тенденций, таких, как: глобализация, интернационализация производительных сил и интеграция, которые рассматриваются как универсальные категории, определяющие динамику мирового развития и в целом мировой экономики как целостной системы. Но при этом очевидно, что разные регионы мира и страны в разной степени подвержены воздействию этих универсальных процессов, поскольку страны мира характеризуются разным уровнем индивидуального, экономического и социального развития. Между регионами мира (и континентами), а также странами существуют огромные разрывы и диспропорции. Равномерно в целом развиты, например, Западная Европа, Япония, Северная Америка (без Мексики), но огромные контрасты в Азии, Африке, Латинской Америке, а также на территориях Российской Федерации.1.

Известно, что территориальные диспропорции и размещение факторов производства (или производительных сил) является естественным явлением, характерным как для всей системы мировой экономики, так и для отдельных континентальных регионов и стран. В то же время в них имеются свои особенности. Если первоначально они обнаружились как результат различий географического положения, разных природных и климатических условий, то впоследствии постепенно, по мере цивилизацинно-культурного прогресса и типа развития, избранного государствами, они обострились, либо, наоборот, существенно сгладились.

В то же время стало очевидным, что устойчивого и постепенно роста и развития обеспечивают те страны, которые добились существенных успехов в деле ликвидации территориальных противоречий, что закладывает общую базу для равномерного социально-экономического развития страны и растущих возможностей в политике, направленной к социальной справедливости. Эго достаточно убедительно представлено материалами официальных докладов и отчетов международных организаций, в том числе институтов ООН, в документах и материалах Евросоюза, международных исследованиях.2.

1 ООН. Доклад о развитии человеческою потенциала в Российской Федерации 1999; Human Development Report 2003. New York, 2003; World Economic Situation and Prospect 2007, United Nations, UNCTAD, New York and Geneva, 2007.

2 ООН. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации 1999; Human Development.

Актуальность темы

усиливается в силу того, что крупные территориальные диспропорции свойственны всему пространственному размещению производительных сил России, которые ныне являются серьезной причиной, препятствующей решению задачи развития равновесной экономической системы, обеспечения равных социально-экономических возможностей и услуг для населения.

3 о по всем регионам страны, преодоления бедности и нищеты. Поэтому неслучайно, что в отличие от 90- гг. XX века, ныне возрождается интерес науки и государственной практики к изучению опыта в области региональной экономики и региональной политики развитых стран мира.

Степень разработанности и (исследования) темы. Известно, что описание региональных характеристик отдельных стран относится к глубокой древности. Постепенно, номере формирования единого мирового хозяйства и мирового рынка, экономическая теория стала выделять региональное развитие в качестве одного из главных объектов в различных направлениях экономических теорий, как теории региональной политики и теории регионального роста. Аналитики указывают, что одно из первых направлений анализа экономического района относится еще к началу XIX века, когда в рамках классической теории стала формироваться концепция размещения производства. Она связана с выходом с 1826 году книги немецкого экономиста И Тюнена «Изолированное государство и его отношение к сельскому хозяйству и национальной экономике». Его идеи получили развитие в работах" многих ученых, в частности, А. Вебера, В. Лаунхардта, И. Ритчеля, X. Зиберта. Э. Хэкшер, Б. Олин, П. Кругман существенно продвинули разработку концепции региональной специализации и межрегиональной торговли стран. Некоторые современные концепции размещения, в основном, базируются на моделях пространственного равновесия, с связанные с уровнем регионального экономического развития стран. Признанными классиками теории «центрпериферия» являются такие представители экономической науки, как Дж. Гелбрэйт,.

Report 2003 New York, 2003) — Working on European Social Policy. Л Report on the Forum. Brussels, Luxemburg, 1996; Implementation of the Outcome of the World Summit for Social Development and Initiatives. Geneva 2000; Вторичные эффекты и циклы в мировой экономике. МВФ. Апрель, Вашингтон, 2007; Обзор эконошчсско1 о положения Европы. ЕЭК ООН. Нью-Йорк и Женева, 2005; European Union Economies. Л comparative study. Ed. By Drs Frans Somers. Contributors: Ian Stone, Richard Bailey, P.J. Drudy, Marisol Estcban, Andrea Fineschi, Milagros Garcia Crespo, Franz Hacki, Jan-Evert Nilsson, Friedrich Schneider, Kirk Thomson, ets. Addison Wesley Longman Limited. USA. 1998 $ Harlow, Essex, United Ringdom.

3 Реструктуризация регионального промышленного комплекса: от индустриальной к социально ориентированней модели. Ред. колл. А. И. Татаркин и др. М., 2005; П. А Минакир. Системные трансформации в экономике. Владивосток, 2001; Тенденции и проблемы развития региона. В 3-ех частях. Рид колл. В. А Ильин и др. Вологда, 2005; О. В. Иншаков. О модернизации федеральной целевой программы «Юг России». Bojii оград,.

П.Самуэлсон, Р. Вернон, Г. Мюрдаль. Х. Армстронг, Ж. Тэйлор, Н. Бердсолл, С. Столпер и др.4 распространенная концепция «полюсов роста» связана с именами такого известного экономиста — теоретика Ф. Перру, а также Ж. Будвилля, П. Потье и др. теории регионального развития и важнейшие положения официальной региональной политики в Канаде связаны с именам таких аналитиков, как Х. Айткен, Т. Брюс, А. Скотт, У. Гордон, Г. Е. Гандер и др. Наиболее видную роль в экономической теории, непосредственно связанной с усилением государственного вмешательства в региональные процессы, играл Д. М. Кейпс и его многочисленные последователи в развитых странах.

Все эти перечисленные школы, теории и концепции отражали более фундаментальные процессы, происходящие после второй мировой войны в экономическом развитии развитых стран мира, в частности, в Западной Европе, США, Канаде, Японии и Австралии. В то время в качестве методологической базы в дальнейшем экономическом развитии массированно выступало кейнсианство (при сопротивлении представителей неолиберального направления). Во Франции оно нашло свое отражение в «планификации» и «дирижизме» (в частности, в III— VI Планах социального и экономического развития).5 Значительного развития достигло экономическое программирование в Италии (Программа Ваннони (1955;1964 гг.), новая национальная программа на 60-е годыЯпонии — «новый долговременный экономический план на 1957;1962 гг — План развития Японских островов на 70−80- е гг.(«План Танаки»).

Аналогичное направление в региональном развитии избрали ФРГ, Великобритания, Нидерланды, Бельгия, Дания, Швеция, Фипляидия, Норвегия и др. Отметим при этом, что с периода президентства Ф. Рузвельта (решения последствий великой депрессии 1929;1933 гг.) усилилось внимании к государственному регулированию экономических процессов в США. Несколько ранее кейнсианство стало возобладать в Канаде.

Как известно, одно из направлений кейнсианства — это обоснование экономической роли государства. С помощью мощного вторжения государства в сферу экономики в те времена решались одновременно целый ряд важнейших задач.

2004 и др.

4 См.: Armstrong Н. and Taylor J. Regional Economic Policy. Philip Allan, Oxford, 1978.

5 P. Bauchet. La planification francaise. Paris, N 1184, 1970; Assemblee natoonale, Projet de loi portent approbation d, un rapport sur les principales optios qui commandent la preparation du VI plan, Annexe an proccss-verdal de la seance du2 June 1970. этих стран — восстановление разрушенной войной экономики на новой технологической базе, ее структурная перестройка, создание новых рабочих мест, рациональное региональное размещение производства и др. Все это способствовало укреплению позиций национального капитала, который без сильной поддержки государства не мог самостоятельно решить сложнейших экономические проблемы этих стран. Решив основные из них в том числе добившись основательного территориального выравнивая развития национальных экономик, эти страны приступили (с начала 80-х гг.) к демонтажу основных институтов кейнсианского (государственного) регулирования, вернувшись (частично) к идеям неолиберализма.

Изучение региональной проблематики развитых стран мира и разных теоретико-методологических (и методических) подходов к их решению во всем их многообразии осуществляли в прошлом и осуществляют в настоящее время иностранные и отечественные научные центры. Среди них такие, как: Институт мировой экономики и международных отношений РАН, Институт Европы РАН, Институт США и Канады РАН, Институт Дальнего Востока РАН и другие научные учреждения Российской Академии Наук, а также МГУ им. М. В. Ломоносова, (экономический факультет), РЭА им. Г. В. Плеханова, МГИМО, Финансовая академия при Правительстве России, Петербургский университет и др.

Основные иностранные центры исследования региональных проблем находятся в Западной Европе (Брюссель), при ведущих университетах Европы, США и ряда других стран. Они уделяли в прошлые годы много внимания исследованию региональной проблематики в странах Европейского Союза, а в преддверии расширения ЕС, разрабатывали программы по ликвидации наиболее крупных региональных диспропорций в странах Центральной и Южной Европе (ЦВЕ).

Все эти исследования, при всей их масштабности и разнообразии, не ставили перед задачу и цель исследовать проблему в ее единстве, показать региональную политику стран в ее основных чертах и проявлениях, обобщить (страновой) опыт этой сферы политики развитых государств.

Цель диссертационного исследования состоит в выявлении, описании и анализе современной системы региональной экономики и политики крупных развитых стран мира, определить механизмы регионального экономического регулирования в этих странахэто позволяет идентифицировать основные качественные признаки объекта (предмета) исследования и деятельности субъектов власти. При этом за основу исследования взяты основные страны Европейского Союза, США и Канада. Все они, в большей или меньшей мере, характеризовались в прошлом крупными территориальными диспропорциями. Для их решения использовались самые разнообразные методы и инструментарии, которые сформировали региональную политику. При этом нельзя утверждать, что даже в той наиболее развитой группе стран решены все территориальные диспропорциичасто они углубляются. Изучение указанной региональной политики в ее динамике, выявление ее общих черт и особенностей — основная цель данного исследования. Региональная политика предстает — чрезвычайно динамичный элемент макроэкономической политики государства, поэтому несмотря на предыдущие исследования, она требует постоянного внимания со стороны экономической науки. Это усиливает актуальность темы.

Для разработки указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:

• выявить методы, подходы, а также системы (механизмы), сложившиеся в развитых странах в области экономического регулирования, характер и особенности территориального размещения производительных сил (факторов производства) в странах — объектах исследованияформирование развернутой региональной экономической политики;

• осуществить анализ причин, в силу которых в современных условиях охраняются «старые» и формируются «новые» территориальные «разрывы» и противоречия;

• выявить и описать процессы эволюционного развития региональной поли гики, показать ее непрерывное усложнение, исследовать и индивидуализировать основные признаки действующих систем регионального регулирования в странах — объектах исследования;

• исследовать и описать механизмы и инструментарии региональной политики стран Западной Европы, США и Канады с целью, во-первых, выявление новых явлений в объекте исследования, а во-вторых, с точки зрения их применимости в региональном и экономическом развитии страны, используя при этом наиболее рациональные методы (подходы) и решения;

• показать вероятные угрозы национальной экономической безопасности увеличивающиеся территориальные диспропорции в странах, когда они не решаюся достаточно эффективно;

• определить сферы применения успешного опыта региональной политики зарубежных стран в Российской Федерации, методологические и теоретические подходы, на которых основы указанный позитивный опыт.

Объектом исследования выступают экономические отношения развитых стран в той их части, в которых находит отражение их региональная экономика и политика, избранных стран. При этом главная задача исследования объекта — это выявление, описание и характеристика основных свойств и особенностей региональной политики, как подсистемы общей экономической политики стран, а также отношений, связанных с реализацией этой политики в решении задач территориальных разрывов и повышения уровня социально-экономической жизни, населения регионов.

Методологическая база исследования, использованная в диссертационной работе, представляет собой единство принципов логического, исторического и экономического подходов. При этом использовались также методы системного (комплексного), экономико-статистического, графического и международного анализа экономических и социальных процессов и их регионах.

Теоретической базой исследования явились фундаментальные работы классиков экономической науки, видных иностранных и отечественных ученыхэкономистов в области методологии и теории экономической науки, исследования ученых-специалистов по изучению регионов зарубежных стран и отечественной экономики. Как известно, большой вклад в развитие российской школы исследований экономики европейского и североамериканского регионов и их отдельных стран, внесли и вносят советские и российские ученые: Г. А. Арбатов, А. А. Дынкин, Ю. А. Борко, Н. М. Бусыгина, Д. А. Данилов, В. П. Гутник, Н. Гоффе, Л. И. Глухарев, И. Н. Герчикова, В. Ф. Железова, В. В. Журкин, И. С. Королев. Н. А. Ковальский, В. П. Колесов, М. В. Кулаков, М. Н. Осьмова, С. М. Рогов, Л. ФЛебедева, Б. М. Смитиенко, И. Д. Иванов, В. Б. Супян, Н. П. Шмелев, В. Н. Шенаев, В. Г. Шемятенков, И. П. Фаминский, В. П. Федоров, Т. А. Воронова, В. Е. Рыбалкин, И. А Ревинский, Е. Д. Халевинская и др.

В то же время остается сложной проблема взаимодействия научных разработок и их внедрения в практику при реализации государственных программ. В частности, аналитики указывают на то, что недостаточно используется опыт развитых стран мира в разработке и внедрении региональных подходов и методов, различных региональных программ в развитии огромных территориальных пространство Сибири и Дальнего Востока, Европейского Севера, Центральной России, Юга России и Северного Кавказа. С такой точки зрения, подготовленное диссертационное исследование, являясь определенным уровнем обобщения мирового опыта региональной политики, может быть использовано в решении некоторых практических задач региональной развития регионов Российской Федерации, создания в них условий для ускоренного роста занятости и поышения доходов населения.

Информационная база работы. В процессе работы над диссертацией были использованы разработки ИМЭМО РАН, Института Европы РАН, Института США и Канады РАН, Информационного Центра ООН и Европейской комиссии (ЕК) в Москве, материалы периодических изданий в России и других европейских странах. В качестве источников статистической информации использовались официальные издания Евросоюза (в Брбсселе), международных организаций, в том числе Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), а также статистические и иные издания стран-объектов изучения региональных проблем.

Научная новизна диссертационного исследования определяется тем, что на основе обширного комплексного анализа экономик на примере группы развитых стран (англосаксонских), показаны, во-первых, общие черты и особенности выявленных региональных диспропорций в их современном экономическом развитииво-вторых, механизмы (инструменты) решения этих диспропорций в рамках региональной экономической политики, «включения» отстающих и депрессивных районов в общую национальную систему воспроизводства. При этом исследованы составляющие региональной экономической политики в развитых странах, показан процесс ее становления, эволюция, в том числе под воздействием разных теоретико-методологических подходов (кейнсианство, неолиберализм и их современные трансформации). Учитывались также другие факторы — процессы глобализации и интеграции, проблемы окружающей среды, сохранения бедности в депрессивных районах, усиления межрегионального сотрудничества и конкуренции.

Материал, содержащийся в диссертации, характеризуется информационной новизной, которая определяет специфические особенности региональной экономики и региональной политики рассматриваемых стран. Это позволяет обосновать возможные пути их дальнейшей эволюции, а также практического использования выявленного странового и международного опыта. Указано, в частности, что специфика региональных проблем в современном мире такова, что они непрерывно воспроизводятся заново. Например, в Великобритании, Франции, Германии, Канаде и ряде других стран региональные противоречия особенно обострились в тех регионах, которые ранее являлись центрами промышленного развития. Этих стран (сталеплавильная, текстильная, судостроительная, угольная и т. д.). с другой стороны, быстрое развитие новой техники и технологий, их неравномерное территориальное размещение воссоздает региональные противоречия в новых формах и проблемах. Все это делает необходимым непрерывность в исследовании регионального развития стран, совершенствование региональной политики, ее критического анализа и теоретического поиска. И соответственно, делает необходимым непрерывность в практическом внедрении элементов обновляющейся региональной политики.

Наиболее существенные результаты, полученные лично автором:

• выявлено, что региональные противоречия и проблемы существуют во всех странах независимо от их уровня экономического развитияразница — лишь в степени глубины и контрастности региональной дифференциации в экономической развитии и размещении факторов производства (производительных сил);

• выявлены и описаны разновидности региональной политики на опыте наиболее развитых стран, свойственные им общие положения и страновые различия, обусловленные целым рядом естественных, исторических, экономических и иных причин, в том числе характером развития производительных сил их территориального размещения и пр.;

• исследованы разные методологические и теоретические подходы в формировании региональной политики как составной части макроэкономической политики;

• на примере стран Евросоюза показано, что в современных условиях его расширения, Союз столкнулся с новым масштабом региональных противоречий, решение которых требует существенного изменения основ региональной политики и ее инструментариев;

• выявлены общие черты и особенности в теоретических подходах и практике решении территориальных противоречий в странах ЕС, в том числе в плане повой схемы размещения факторов производства под воздействием потребностей интеграции и эффективности международного разделения труда (МРТ) в Европе;

• исследованы связи современной социальной политики ЕС с региональной политикой в решении территориальных противоречий, показано все большее переплетение этих направлений политики в Евросоюзе;

• обобщен опыт формирования «Европы регионов» и «Америки регионов», с точки зрения неформальной институализации региональной политики, выявлены позитивные и негативные последствия регионализации (па примере Канады);

• представлен опыт региональной политики Канады и отчасти — США, выявлены их особенности. В частности, показано, что в отличие от США, канадские власти более последовательно использовали кейнсианские механизмы в решении задачи преодоления территориальных разрывов в экономическом развитии страны;

• исследована и выявлена особо важная роль региональных властей (штатов, провинций, земель, областей, округов, а также местных органов власти и самоуправления муниципалитетов, Советов, Коммун, Графств) в развитии экономики и политики для решения конкретных «проблемных» вопросов территорий и повышения уровня жизни населения, в них проживающего, интеграции элементов этой политики в другие направления, в частности, в структурную и социальную политику;

• обоснована необходимость разнообразия методов и подходов (инструментариев) в региональной политике Российской федерации, в том числе использования методологии кейнсианства и его современных разновидностей. Автор исходит из того, что для современной России наиболее адекватной явилась бы кейнсианская методология, как база формирования обще экономической политики и ее региональной подсистемы.

Научно-практическая значимость работы. Результаты проведенного исследования могут быть полезны государственным федеральным, региональным и муниципальным органам власти, разрабатывающим общую региональную политику, региональную политику субъектов федерации, а также муниципальных органов власти (самоуправления).

Диссертационная работа может представить интерес для научных и сотрудников, представителей, аспирантов в их последовательских программахона может быть использована в ВУЗах при подготовке и переподготовке специалистов в области экономики зарубежных стран, регионоведения, внешнеэкономической деятельности и мировой экономики.

Апробация работы. Основные положения и результаты постоянного исследования докладывались на семинарах и Плехановских чтениях, международных конференциях в РЭА им. Г. В. Плеханова, Международной конференции на базе Европейского политехнического института (г. Куновице, Чехия), в период 2005;2007 гг. По теме диссертации опубликовано 3 научные работы общим объемом 2 п.л.

Структура диссертационного исследования отражает основную цель и задачи по ее достижению. Работа состоит из введения, четырех исследовательских глав, заключения, списка литературы и приложений. Общий объем диссертации 178 страниц компьютерного текста, в том числе 15 таблиц. Список использованной литературы, включает 149 наименований на русском и европейских языках.

Выводы предоставленной диссертации изложены в самом содержании, по главам и параграфам. Поэтому, во избежание не нужных повторов, автор считает необходимым ограничиться лишь некоторыми обобщающими моментами, которые вытекают из изучения опыта развитых стран в области решения региональных экономических противоречий, а также методов и инструментов, применяемые государством в рамках общей макроэкономической политики.

• Региональные диспропорции — обычное явление для экономического развития любой страны, обусловленные естественными геологическими, географическими, климатическими и иными условиями, когда природные богатства и население концентрируются неравномерно по территориям стран. По мере индустриального роста государства предпринимают все более существенные и усложняющиеся меры (систему мер) в целях преодоления указанных разрывов в территориальном разделении, труда. Другая группа причин региональных разрывов — неравномерное размещение производительных сил (факторов производства), упадок первичных' производств, слабое развитие производственной инфраструктуры и т. д.

• Механизмы осуществления региональной политики в развитых странах мира по форме в значительной степени связаны с типами государств — федеративными или унитарными. Но по своему реальному содержанию они достаточно близки. В федеративных государствах в большей степени преобладает принцип субсидиарности, когда больший объем административно-политических полномочий субъектов федерации (штаты, провинции, земли), дополнятся соответствующими финансово- -экономическими возможностями в области разработки и проведения региональной политики. В унитарных государствах региональные власти традиционно обладали меньшими возможностями воздействовать на существующие диспропорции развития, отсюда — более высокая доля ответственности в их решении приходилась на центральные власти.

Однако, здесь необходимо принимать во внимание новую тенденцию, все более властно пробивающую границы унитарного государства. Дело в том, что определенная неспособность центральных правительств решить сложнейшие проблемы регионов в централизованных западноевропейских странах, в частности, в Италии, Испании, Бельгии и др. — привели к формированию в них мощной тенденции федерализации. к.

Следует учитывать и то, что в 70 — х годах перед ЕЭС возникла серьезная дилемма: на каких направлениях политики делать основное ударение? Первая: ориентироваться преимущественно на общее развитие в рамках собственно институтов Сообщества, когда роль национально-государственных властей (и их регионов) имела бы второстепенный характер. Вторая: стимулировать внутренний (эндогенный) потенциал региона на конкретной адресной основе. Европейцы избрали второй вариант, сочетая его с элементами первого и способствуя активной деятельности провинций (регионов) стран-участниц Союза. В рамках этого похода основное ударение политики перенесено на стимулирование автономных механизмов развития — потенциала регионов, разработку уникальных (адресных), ниш для каждого конкретного региона.

• Европейская модель региональной политики, несомненно, имеет большое значение для других стран, имеющие схожие региональные и структурные противоречия. Опыт этих стран, как и уникальный опыт деятельности наднациональных органов Союза, является убедительным свидетельством того, насколько важно сформулировать единую теоретико-методологическую доктрину, как важнейшего фундаментального элемента всей экономической политики, когда цели регионального развития органически вплетаются в ее «общую ткань». Поскольку на этом базируется выбор методов и инструментов проведения' региональной политики, огромное значение здесь играл принцип субсидиарности (при всей важности других принципов). Согласно ему, право принятия решения передается на тот уровень власти, на котором данная задача может быть решена с наибольшей пользой для региона.

• Особое внимание автор уделяет изучению создания институтов региональной политики, что наиболее характерно для стран Западной Европы. Это связано с самими основополагающими подходами и принципами развития системы регулирования. В Европе преобладал государственно-частный (институциональный) подход в регулировании экономических процессов. В то время, как в США доминировал частно-государственный подход, когда государство в редкие периоды играло роль доминантной силы в таком их регулировании. Но и в самих западноевропейских странах модели региональной политики были разными — они соответствовали общим моделям экономической политики конкретных стран. И хотя с конца 90-х гг. XX века и в особенности в первые годы XXI столетия достаточно четко проявляются тенденции к унификации макроэкономической политики в процессе интеграции европейских страновых экономик в единое европейское экономическое и денежное пространство, сохранение множества различий в региональной политике стран, несомненно. И эти различия воспроизводятся на новой социально-экономической, производственной и технологической основаниях.

• Автор приводит в этой связи некоторые теоретические взгляды видных ученых Запада, связанные с анализом разных моделей экономической политики и соответственно, разных подходов региональной политике. При этом автор отмечают одну, общую для развитых стран, тенденциюрост экономического влияния региональных властей (провинций, земель, гитатов и т. д.), как в общей экономической, так и региональной ее подсистеме.

• Большое внимание уделено анализу инструментов осуществления региональной политики странчленов ЕС, ее финансовым источникам, деятельности структурных, социальных и региональных фондов, разным уровням власти {государство как целое или Центррегиональные власти — муниципальные власти).

• В диссертации приводятся материалы по такому весьма специфическому явлению, как «Европа регионов». Автор, как и многие европейские и российские аналитики, рассматривает это явление как сложный процесс, истоки которого связаны с большой долей самостоятельности властей регионов (земель — в ФРГ, департаментов — во Франции, провинций — в Италии, автономий — в Испании). Постепенно, по мере эволюции, эта их деятельность стала мощным направлением региональной политики, когда задачи выравнивания уровня социально-экономического и производственно-промышленного развития регионов переросли па международно-региональный уровень.

• Автор показывает, что современная трансформация региональной политики в странах ЕС заключается в том, что она все в большей мере вплетается в единую систему социально-экономического развития и макроэкономической политики. Поэтому социальная политика ЕС органически вбирает в себя многие стороны региональной политики. Например, адресное оказание помощи отсталым экономически регионам, социальные выплаты отдельным категориям населения, налоговая политика и т. д. — все это ныне самым тесным образом увязывается в понятии «социальная политика ЕС». А сама социальная политика стала активной частью общей экономической политики, стимулирующей, в отличие от прежних времен, экономический рост стран ЕС.

• В результате, как иллюстрирует автор в диссертации, политика регионального развития в Евросоюзе в целом оказалась достаточно эффективной. Именно благодаря ей решены многие региональные противоречия в Великобритании, Германии, ФранцииИталии, Испании и Порутгалии и других стран. Например, в 60−70-е годы XX в. в ранее отсталых регионах Германии, Бранденбурге, ныне формируется до 17% регионального ВВП, в Британском Уэльсе — 8%, а во французском Лангедок-Руссильоне-9%. Другим примером успеха региональной политики является беднейший в прошлом регион Великобритании — Ольстер. Уровень его душевого ВВП возрос до 98% (с первоначальных 68%) по отношению к наиболее развитому юго-востоку Великобритании. Другой пример, это регион Лангедок-Руссильон во Франции — ВВП на душу населения в регионе возрос с 55% до 96% к уровню преуспевающего Иль-де-Франса.

• За последние два десятилетия такая политика способствовала уменьшению на 30−70% разброса показателей душевого ВВП в отдельных регионах стран ЕС (15), что, безусловно, весьма позитивно характеризует региональную политику Евросоюза. Все это оказалось возможным в результате осуществления последовательных экономических реформ и внедрения новых концептуальных подходов. Региональная политика при этом становится всё более важным элементом общей экономической и социальной политики правительств европейских государств,.

• Автор солидарен с точкой зрения (и развивает ее), что региональная политика в США стала складываться в единую систему в период «нового курса» президента Ф. Д. Рузвельта в годы Великой депрессии (1929 — 1933 гг.) и позже, вплоть до конца 60-начала 70-х годов XX века. В те годы разрабатывались и внедрялись специальные федерально-штатные программы по развитию отстающих регионов штатах. Затем она оказалась «включенной в механизмы контрактной системы. Тем не менее, власти Федерации и штатов (а также графств и муниципальных советов, Тауншипов), осуществляли и продолжают осуществлять целый ряд специальных программ в районах, характеризующихся экономической отсталостью и депрессивным состоянием местных производительных сил. Автор отмечает, что в.

США раньше, чем в Западной Европе, политика выравнивания условий социально-экономической жизни населения (равно как и бизнес-условий), оказалась вплетена в ткань общей экономической политики, стимулируя активность групп населения в бедных районах штатов.

• Из американского опыта в качестве регулирующего механизма отечественной экономической наукой относительно исследованы некоторые региональные программы (региона Аппалачей, реки бассейна Теннеси, штата Аляски). Большое внимание также уделено контрактной системе, опыт которой отчасти используется на практике. Но при этом предается забвению один важнейший содержательный момент этого механизма — его региональное «распыление», то есть равномерное размещение государственного контрактного заказа по всей территории страны. Такой региональный подход к контрактной системе способствует поддержанию равновесия в американской экономической системе, с точки зрения размещения производства. Другой фактор — это серьезные права и полномочия федеральных властей, что дает им возможность проводить достаточно самостоятельную экономическую и региональную политики в пределах штата. Они могут, как было показано в материалах диссертации, определяющим образом создавать в регионах штатов деловую атмосферу, осуществлять дифференцированный подход к районам штатов, в зависимости от их уровня развития, действовать в направлении выравнивания территориального размещения факторов производства. Это и позволяет обеспечить примерно равные условия жизни населения и деятельности предпринимательства.

• В диссертации представлен анализ процессов, происходящих в области развития канадско-американского регионального сотрудничества (Америка регионов), острие которое направлено на решение региональных задач приграничных областей двух стран (штатов и провинций). Одновременно усиливается притяжение канадских промышленных центров к приграничным районам США, усиливается, соответственно, «независимость» провинций от Оттавы.

• В диссертации показано, что Канада по сути первой из развитых стран мира столкнулась с такого рода явлением в новейшее время как сепаратизм в Канаде. В этой связи осуществлен анализ экономической и региональной политики, связанной с решением базы сепаратизма — экономической отсталостью провинции Квебек и выравниванием условий жизни ее населения с общеканадским уровнем.

• Диссертант касается также вопросов, связанных с наличием крупных полномочий местных властей в решении социально-экономических вопросовмуниципалитеты, графства, городские советы, коммуны (общины). Это, во-первых, весьма обширный механизм налоговых поступлений, во-вторых, гранты центрального и регионального правительства, а в ЕС — специальные программы регионального, социального и структурного развития и целевые грантыв-третьих, собственная производственная и иная деятельность на базе муниципального (коммунального публичного) хозяйства. Отметим и два следующие обстоятельств. Первое: как показал наш анализ, достаточно большие возможности (права и полномочия) местных органов власти (третий уровень) в развитых странах, независимо от того, какие они, эти государства — федеративные или унитарныенаходятся приблизительно на одном уровне. Это, видимо, является отражением одинаково понимаемого содержания указанного выше принципа субсидиарности в развитых странах мира. Второе: декларируемый многими учеными и специалистами тезис о непрерывном росте экономических полномочий центральных правительств в ущерб региональным властям — не соответствует действительности. Об этой тенденции можно говорить лишь как о кратковременном этапе, когда центральные правительства осуществляют более активную региональную политику, либо регулирует новые сферы хозяйственных отношений, которые ранее не представляли собой объект такого регулирования ни на одном из уровней власти.

• Другое дело, что деятельность региональных правительств, как и муниципалитетов, логически вплетается в общую систему государственной региональной политики, как части единой экономической политики. Но при этом все три уровня власти обладают, как правило, адекватными возможностями регулировать региональные процессы. Это особенно важно в современных условиях, когда общая мировая экономическая динамика необычайно ускорилась под влиянием информационных технологий, а современные фирмы, как очень крупные, так и небольшие, требуют принятия оперативных решений.

• Опыт развитых стран мира показывает, что наиболее эффективной политикой, избранной ими для преодоления крупных региональных диспропорций в послевоенные десятилетия, явилась кейнсианская политика, основанная на предельно высоком использовании властных возможностей государства. При этом осуществлялись разные методы и подходы в такой политике, как прямые (огосударствление — Европа, Канада), так и косвенные (финансово-кредитные механизмы — США). На практике эти подходы сочетались, применялись в своей совокупности, обеспечивая принципы адекватности применяемых институтов состоянию региональной экономической ситуации. Таким образом, в региональной деятельности вопрос адекватности политики реальным экономическим условиям выдвигается на первый план.

• Это не следует понимать упрощенно — в зависимости от уровня развития регионов страны, целесообразно применять разные походы — кейнсианские уместны там, в которых диспропорции носят удручающий характер. И надеяться на то, что свободная стихия рынка самостоятельно может решить эти проблемы, нет оснований. В них без широкой системы государственного (кейнсианского) механизма невозможно решить указанные диспропорции, осуществить широкое освоение этих регионов, предоставить населению сопоставимые (с уровнем развитых регионов) условия жизни.

• С учетом высокого уровня централизации финансово-бюджетной политики в России, а также существенно низкой самостоятельности субъектов государства (по сравнению не только с федеративными, но и унитарными странами Европы), перейти на такую политику невозможно без решений на самом верхнем уровне власти в Российской Федерации.

Заключение

:

Показать весь текст

Список литературы

  1. . Л. И. Труды Вольного экономического общества. Т.1У, М., 2000, с. 486.
  2. В.В. Шведский опыт социального обеспечения. Современная Европа, № 4, 2006, с.79
  3. И.Л. Правовая основа решения региональной проблемы (Опыт освоения" ресурсов долины Теннеси). Изв. СО АН СССР, сер. Регион: экономика и социология, М., 1990, Вып. 1, с.54−64.
  4. В.Б. Макроэкономическое регулирование в Европе. Европа: вчера, сегодня, завтра. Институт Европы РАН. Отв. Ред. академик Н. П. Шмелев. М, 20 026 с. 170.
  5. Н. Усиление неравенства в новой глобальной экономике. — Вопросы экономики, № 4, 2006, с. 84−85
  6. И.М. Концептуальные основы европейского регионализма. Европа: вчера, сегодня, завтра.
  7. И.А. Административно-государственное управление в странах Запада. М, 2001, с. 136.
  8. И.А. Указ работа, 2001, с. 131
  9. A.M. Швеция: социально-экономическая модель. Справочник. М.", 1991.
  10. Л.Н. Структурные тенденции в экономике. См.: Европа: вчера, сегодня, завтра. М., 2002., с. 196
  11. Вторичные эффекты и циклы в мировой экономике. МВФ. Апрель, Вашингтон, 2007- Обзор экономического положения Европы. ЕЭК ООН. Нью-Йорк и Женева, 2005 и др.
  12. А.И. Региональная экономика и управление, www.5−26aspx.htm от 15.08.2005.
  13. Л.И. (общая редакция). Европа перемен. Концепции и стратегии интеграционных процессов. М.2006.
  14. Государственно-монополистический капитализм. Общие черты и особенности. Ред.колл.: М. С. Драгилев, И. П. Фаминский, Л. Г. Ходов, К. Х. Домдей, Е. Левандовский, Й. Нилаш, Н. Г. Попов. М., 1975, с. 55
  15. США: государственно-монополистическое регулирование воспроизводства общественного капитала. Под ред. Проф. С. И. Тюльпанова и доц. С. И. Иванова.
  16. Ленинградский Университет, 1972, с. 18−20.
  17. Государство и рынок: американская модель. М., 1999, с. 67.
  18. . Н. Социальная составляющая экономического развития: региональный аспект. — Мировая экономика и международные отношения, № 5, 2006, с. 53−61
  19. Гэлбрейт.Дж. Новое индустриальное общество. М., «Прогресс», 1969, стр. 58.
  20. Доктрина развития Юга России. Проект. Ростов-на-Дону, 2006.
  21. В., Скопин А. Оценка эффективности региональной политики Евросоюза: теоретические подходы. Модернизация экономики и выращивание институтов, кн. 2. Ответ. Ред. Е.Ясин. М. 2005.
  22. Европейская Комиссия (ЕК), Отчет по экономической и социальной интеграции (ООРЕС), 2006, р. 17−32
  23. Европейская экономическая комиссия (ЕЭК). Обзор экономического положения Европы, 2005 год, N1, ООН. Нью-Йорк-Женева, 2005, с. 121.
  24. ЕЭК ООН. Обзор экономического положения Европы. 2005, № 1, с.т.22
  25. Западноевропейские модели социально-экономического развития. Ответ.ред. В. П. Гутник. М., 2000, с. 3−9
  26. И.Д. Европа регионов. М., 1998
  27. Известия, 19 декабря 2005, с. 6
  28. О.В., И.В. Шаркевич, А. В. Шевандрин. Эволюционный подход к исследованию динамики региональных экономических систем в России. Волгоград, 2006.
  29. Канада на пороге 80-х годов, с. 192−209- Современный федерализм в контексте международных отношений. ЭПИ, 1998, № 4, с. 45−46
  30. Канада: единство в многообразии. «США и Канада», N 1, 2006, с.59−76
  31. . Дж. М. Общая занятости, процента и денег. М. 1978, с. 453.
  32. В.Г. Интеграция экономик США и Канады: результаты и перспективы. США и Канада, № 6, 2006, с. 83
  33. Е.Г. Канадские провинции, американские штаты, трансграничные регионы. США и Канада, 2006, № 2, с. 7533. Коммерсант, 13 июня 2007
  34. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть. Тома 1−2. Рук. Авторск. колл. д.ю.н., профессор Б. А. Страшун. М., 1996, с. 657.
  35. Куарони.К. Важный фактор интеграции. Регионы становятся все более активными участниками европейского строительства. Европа, № 1(46), январь 2005, с. 14−16
  36. О. Теоретические основы государственного регулирования экономического развития регионов. Вопросы экономики. № 4, 2002, с. 46−66.
  37. В.Н. Опыт комплексного исследования проблем территориального развития. Сыктывкар, 2003.
  38. Лаженцев В. Н1. Территориальное развитие: методология и опыт регулирования. СПб., 1996, с. 109.
  39. Лаженцев.В. Н. Народнохозяйственный подход к развитию материально-сырьевого комплекса Европейского Северо-Востока. Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития, N 1 (3), 2000, с. 4.
  40. Минакир.П. А. Системные трансформации в экономике. Владивосток, 2001, с. 449−450
  41. Неф.Р. Да здравствует нонцентрализм! М.: Фонд Фридриха Наумана, 2002, Вып. 12, с. 42
  42. В.П. Л.В.Потапов, Управление региональным экономическим развитием. М., 2003, с. 173−174.
  43. А.С. Региональная политика Швеции. Изд. СО АН СССР. Серия Регионы: экономика и социология.-1991. Вып. 1. с.60−65
  44. Региональная экономика, № 11, 2006, с. 72
  45. . П. Экономика. Пер. с англ. Том 2.М., 1997 с. 405
  46. Словарь современной экономической теории Макмиллана. Перевод с англ. Общая ред. Дэвида У.Пирса. М. 1997, с.30
  47. США: Государство-человек-экономика (региональное измерение). Отв.ред., д.э.н., Л. Ф. Лебедева. М., 2000, с. 55
  48. США: экономика, политика, идеология, № 6, 1980, с. 38
  49. С. Планирование и программно-целевой подход в региональном экономическом развитии. Европейский опыт //http://ieie.nsc.ru/~tacis/rtaylorper2.htm
  50. С., Р. Дорнбуш., Р. Шмалензи. Экономика, пер. с англ. М. 1997. с. 392.
  51. . У. Проблемы общественной собственности. Модель Аляски -возможности для России?. Пер. англ. М.2004.
  52. X. Муниципальные финансы: Учебник. Пер. с нем. М.: Дело и Сервис. 2003.-е. 35−41
  53. B.C. Тенденции инновационного развития Европы. — современная Европа. Ин-т Европы РАН, № 4, 2004, с. 67
  54. А. И. Общие сведения о Канаде. В кн.: «Современная Канада». Отв.ред. С. Ф. Молочков. М., 1998, с. 14−18
  55. Г. Л. Реформы и формирование открытой рыночной экономики в России и странах СНГ. М.1997, с. 129
  56. Д. А. Либерализация государственной региональной политики. -Вопросы экономики, N 7, 2006 с. 73
  57. В.Г. Европейская интеграция. М., 2003
  58. В.Н. Экономические и социальные процессы в странах Европы. -Европа: вчера, сегодня, завтра. Ответ.ред. и руковод. авт коллективом Академик РАН В. П. Шмелев. М., 2002, с.114
  59. Е.Г. Государство и экономика на этапе модернизации. М., 2006, с. 6
  60. ООН. Экономический и социальный Совет. Обзор мирового экономического и социального положения. Нью Йорк и Женева. Ежегодные издания.
  61. Американский ежегодник. Под ред. акад. Н. Н. Болховитинова. М., 2003, 2005.
  62. Экономическая история стран мира. Европа. Т. 1−3. Под ред. Проф. М. В. Конотопова. М., 2004−2005.
  63. A. de Tocqueville. Democracy in America. Vol. 1, N.Y., 1945, p. 254
  64. Agenda 2000/ For a Stronger and wider Union/ European Commission. D.G.X. Brussels, 1997- Common
  65. Andrea Finescbi, Garmela Nicosia. Italia. In.: European Union Economies. A comparative study. Ed. By Frans Somers, 3rd ed., p. 114−117
  66. Armstrong, H. and Taylor, Regional Economic Policy. Philip Allan, Oxford, 1978- 2001
  67. Baumol, W.J. The Free-Market Innovation Machine Analyzing the Growth Miracle of Capitalism. Princeton and Oxford. Princeton University Press, 2002.
  68. BISER Domain Report № 10ICT. Inftastraeture The Regional Dimension. June 2004. P. 15−22
  69. Boreham G.F., Leftwich R.H., Economic Thinking in a Canadian Context. Toronto — Monreal, 1971, p. 532. (см. 75) Toronto Star, 1975 April 4, may 2001- june 2007
  70. Bothwell R. Canada and the United States. The politics of Partnership. N.Y., 1992, p. 152
  71. Boudeville. Les programmes economiques. Paris, 1965, p. 8—57
  72. Brown W. Regional trade Policy and Integration of the American and Canadian Economics. «Canadian Journal of Regional Studies», Summer 1998.
  73. Bulletin Qutidien Europe, 11 Jatiuarya, № 17 april, 2007
  74. Canada and the Burden of Unity. Ed. by D.J.Bercuson. Macmillan, Toronto, 1977
  75. Caruso R. Regioni e territory nello «spazio europea della ricerc.» Ott., 2004, p. 11- Statistics in Focus. June 2005, p. 1,3.
  76. Clarkson S. The Big Red Machine: How the Liberal Party Dominates Canadian Politics. Vancouver, 2005.
  77. Duffy A. Harper Gets a Chance: New Prime Minister Has Opportunity to Redefine Conservatism. «The Ottawa Citizen», 24.01.2006.84.
  78. Euromoney, October 2006, Brussels85. Europe, 2006, 15 may86. Europe, 2007, № 4−6
  79. Europe, s New Destiny. International Conference 18 and 19 October, 2001, Lisboa, Portugal. Cento de Estudos da Globalizacao Unuversidade Autonoma de Lisboa Comissao Europeia Representacao em Portugal. Editor: Joseph E. Bigio.2001. p. 92−93
  80. Europe, s New Destiny. International Conference 18 and 19 October, 2001, Lisboa, Portugal. Cento de Estudos da Globalizacao Unuversidade Autonoma de Lisboa Comissao Europeia Representacao em Portugal Editor: Joseph E. Bigio, 2001, p. 92−93.
  81. Europe’s New Destiny. International Conference 18 and 19 October, 2001, Lisboa, Portugal, Cento de Estudos da Globalizacao Unuversidade Autonoma de Lisboa Comissao Europeia Representacao em Portugal. EditorA Joseph E. Bigio, 2001, p. 92−93
  82. European Union Economies. A cmperative Study. Ed. 2 by Frans Somers. 3rd ed., 1998, p. 27−32
  83. Eurostat News Release. 07.04.2003, p. I92. Eurostat, June 2007
  84. Economic Report President, 2007, February 2007, Washington
  85. First Cohesion Report/ Brussels, 1996 PP.3−11- Bulletin Quotidien Europe, 2005, см. P. 6
  86. Heclo Н., Madsen Н. Policy and politics in Sweden, Temple University Press, Philadelphia, 1987.-P. 154
  87. Hoover, E.M., An Introduction to Regional Economics, Knopf, New York, 1971.98. http://www.minregion.ru/OpenFile.ashx/2007−01−26 krugliy stol mezhdunarodniy opyt. doo?AttachID=79 099. Ibidem.
  88. IMF Working Paper, № 138, Washington, 2004
  89. Istituto Nazionale di Statistica. Statictiche in breve. Famiglie e societa. la poverta relative in Inalia. 13 ott. 2004, p. 2. Для сравнения: в России -53%.
  90. IWH Pressemitteilungn 21/2003. 2003. 27. Oktober.
  91. J. Tinbergen. Central Planning. 1964- F. Perroux. Les techniques quantitatives de la planification. Paris, 1965- P. Masse. Le planou Vanti-hasard. Paris, 1965.
  92. Jahresbericht der Bundesregierung zum Stand der Deutschen Einheit 2005. BMWi. 2005. S. 162
  93. Kellner H., Soeffner H.-G. Cultural globalization in Germany/ Many globalization. Cultural Diversity in the Contemporary World. N.Y., 2002, p. 132−133
  94. Kirk Thomson/ France in: European Union Economics. A comparative study. Edited by Fran Somers. 3rd edition, 1998, p.83
  95. Kohler Horst and Samuel Fankhauser (2000) Germany and the Transformation in Central and Eastern Europe, International Politik, № 1, p. 7
  96. Krugman P. Geography and Trade. Cambridge, 1991.
  97. Le monde economique, 14 oct. 1997
  98. M. Shicnohara. Tvolution of Economics Plans in Japanese Economy. Weltwirtscyafltiches Archiv, 1964, Helt
  99. Maxwell J. Fry. Money, Interest and Banking in Economic Development. 2n ed, Baltimore, Maryland, Johns Hopkins University Press, 1995, p. 353.
  100. Charles L. Schultze, Memos to the President. Washignton, D. C, Brookings Institution, 1992, pp. 278−289- более общий обзор см.: J. A. Kay. Tax policy: a survey. -Economic Journal, vol. 100, No. 399, March 1990, pp. 18−75).
  101. New York magazine, February 18, 1988- 23 march 2006
  102. New York Times, 25 May, 1980- march 2007 (специальное издание)
  103. Official Journal of the European Union, vol.4, 2003, p. 428
  104. Oliner S. and Sichek D. Information Technology and Productivity: Where Are We Now and Where Are We Going? «Economic Review» (Federal Reserve Bank of Atlanta), 2002, vol. 87, No.3, pp 15−44.
  105. P. Bauchet. La planification ftancaise. Paris, N 1184, 1970- Assemblee natoonale, 178
  106. Projet de loi portent approbation d, un rapport sur les principales optios qui commandent la preparation du VI plan, Annexe an process-verdal de la seance du2 June 1970.
  107. Renegade in Power. Diffenbaker Years- Toronto — Montreal, 1963, p. 360.
  108. Report or Royal Commision on Bilingulism and Biculturalism. Book 1, Ottawa, 1967, p. 5.
  109. Samuelson P., Scott A. Economics. Canadian Edition. New York-London-Toronto-Sydney, 1966, pp. 163, 164.
  110. Sinn H.W. Schlisslicht Deutchland.// Ifo-Institut/ 2002. № 32. S. 1
  111. Sinn H.W. Zehn Jahre deutsche Wiederverinigung Ein Kommentar zur Lage der beuen Lander/ Ifo — Schnelldienst. № 26−27. 2000. S.12.
  112. Sozialstaat in Europa. Geschichte, Entwicklung, Perspektiven, Westdeutscher Verlag, 2001
  113. Standing Up for Canada. Conservative Party of Canada Federal Election Platform. Ottawa, 2006
  114. Stephen Harper and the Road to Power. CBC New Online, 27 January 2006 Г www.cbc.ca)
  115. Strategy of the European Union, Brusel, 2003, p.9
  116. Tax Rate Schedules. Wash., Department of Treasury. IRS, 1999, p. 265
  117. The Emergence of Gross-Border Regions Between Canada and Canada and the United States. Ottawa, May 2006.
  118. The Financial Post, 29 May, 1980- 11 Nov., 2006
  119. The Globe and Mail, March 12, 1970- 17 Aug., 2007
  120. The official journal of the European Union. Vol. 41, № 128, p. 20 -21
  121. The Canadian Banker, July-August, vol.85, N4, 1978, p. 75 134. Timeonline, 30 march, 2005
  122. Tinbergen. Central Planning. New-Haven—London, 1964
  123. To create a citizens' Europe. Contribution of the regions to the reform process of the European union. Regions & Cities of Europe. February 2000, № 25
  124. Well P. Why Paul Martin Has to Go?- MacLeans, 17 Janiary 2 006 138.
  125. World Economic Situation and Prospect 2007 .UN., UNCTAD, New York and Geneva, 2007
  126. World Economic and Social Survey, IMF, Washington, 2004
  127. Year Book of Canada, Ottawa, 2006
  128. UNCTAD. World Investment Report, Washington, 2004, 2006
Заполнить форму текущей работой