Стратегический контроллинг на промышленном предприятии: Теория, методология, инструментарий
Диссертация
Для решения задач контроллинга в работе создана информационная система контроллинга (CIS) из четырех ключевых подсистем — подсистема направлений деятельности и идеологии (AICS), подсистема контрольных показателей (SCP), подсистема стратегического контроля (SSC) и принятия стратегических решений по контруправлению (SSDM). Во второй главе приведена полная модель первой подсистемы AICS, реализующей… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНТРОЛЛИНГА КАК КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ
- 1. 1. Становление и развитие теории и практики управления организациями
- 1. 2. Становление и развитие теории контроллинга
- 1. 3. Контроллинг в системе управления предприятием
- 1. 4. Контроллинг как новое направление науки управления
- ГЛАВА 2. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЛИНГ И ЕГО ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА
- 2. 1. Общая концепция стратегического контроллинга
- 2. 2. Разработка подсистемы выбора направлений деятельности и идеологии
- 2. 2. 1. Общие сведения о подсистеме AICS
- 2. 2. 2. Разработка алгоритма анализа возможностей достижения конкурентного преимущества на СЗХ— матрицы стратегического контроллинга
- 2. 2. 2. 1. Оценка привлекательности среды
- 2. 2. 2. 2. Оценка внешнего конкурентного преимущества (ценности для покупателя)
- 2. 2. 2. 3. Оценка внутреннего конкурентного преимущества (ценности для изготовителя)
- 2. 2. 2. 4. Окончательное представление матрицы стратегического контроллинга
- 2. 2. 3. Механизм функционирования подсистемы A1CS
- 2. 2. 3. 1. Порядок сбора первичной информации о СЗХ при составлении рыночного портфеля
- 2. 2. 3. 2. Формирование «оптимального» рыночного портфеля СЗХ в подсистеме AICS
- 2. 2. 4. Составление стратегического плана как результат работы подсистемы A1CS
- 2. 3. Построение структуры организации и корпоративной культуры в стратегическом контроллинге
- 2. 4. Окончание работы подсистемы AICS
- ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА МЕХАНИЗМА СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ
- 3. 1. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПОДСИСТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
- 3. 2. СИСТЕМА КОНТРОЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, ОПИСЫВАЮЩИХ СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ И
- ЗАДАЧИ ПРЕДПРЯТИЯ
- ГЛАВА 4. ПОДСИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ И ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ КОНТРОЛЛИНГА
- 4. 1. КОНЦЕПЦИЯ «СЛЕДЯЩИХ СИСТЕМ» В КОНТРОЛЛИНГЕ
- 4. 2. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ В ПОДСИСТЕМАХ AICS И SSC
- 4. 3. СЛЕДЯЩИЙ КОНТРОЛЬ И МЕХАНИЗМЫ СКАНИРОВАНИЯ СЛАБЫХ СИГНАЛОВ
- 4. 4. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ТЕКУЩЕГО И ПОСТФАКТУМНОГО КОНТРОЛЯ В ПОДСИИСТЕМЕ SSC
- 4. 5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ. ПОДСИСТЕМА ПРИНЯТИЯ СТРАГЕГИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ПО КОНТРУПРАВЛЕНИЮ (SSDM)
- 4. 6. ИНСТРУМЕНТЫ РАННЕГО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ В СТРАТЕГИЧЕСКОМ КОНТРОЛЛИНГЕ
- ГЛАВА 5. МОДЕЛЬ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПРОЕКТ-КОНТРОЛИНГА В УПРАВЛЕНИИ ИНВЕСТИЦИОННЫМИ ПРЕКТАМИ
- 5. 1. ПОНЯТИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЛИНГА ИНВЕСТИЦИЙ. ПРОЕКТ — КОНТРОЛЛИНГ
- 5. 2. МОДЕЛЬ «ПРОЕКТ — КОНТРОЛЛИНГА» В МУЛЬТИНАЦИОНАЛЬНОЙ КОМПАНИИ
- 5. 2. 1. Общая организация модели системы контроллинга инвестиций и проект — контроллинга
- 5. 2. 2. Процесс выделения денежных средств из инвестиционного бюджета
- 5. 2. 3. Процесс покупки оборудования по критическим пакетам
- 5. 2. 4. Стратегический мониторинг контрактов по критическим пакетам
- 5. 2. 5. Процесс внесения изменений к контракт в случае возникновения отклонений
- 5. 2. 6. Документальный контроль
- 5. 2. 7. Описание информационной системы и внешней отчетности
- 5. 2. 8. Завершение проекта, его фазы или пакета и контроль данного процесса
Список литературы
- Азоев Г. J1. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. — М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. 208 с.
- Аклероф Дж. Рынок «лимонов»: неопределенность качества и рыночный механизм // THESIS, 1994. № 5.
- Алексеева М. Планирование деятельности фирмы. М.: Финансы и статистика, 1997. 364с.
- Ансофф И. Стратегическое управление. / Под ред. Л. И. Евенко: Пер. с англ. М.: Экономика, 1989. 519 с.
- Баззел Р. Д. Информация и риск в маркетинге Пер. с англ. М.: Экономика, 1993. 375с.
- Балабанов И. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта. -М.: Финансы и статистика, 1994. 79 с.
- Балабанов И. Риск менеджмент. М.: Финансы и статистика, 1996. 183 с.
- Балабанов И. Финансовый менеджмент М.: Финансы и статистика, 1994. 224с.
- Белоусенко Г. Ф., Джамлинская 3. В. Крылова Т. Б. Анализ финансово -хозяйственной деятельности предприятий и объединений // Под ред. проф. Рыбина В. И. М.: Финансы и статистика, 1989. 391 с.
- Беренс В., Хавранек П. Руководство по оценке эффективности инвестиций. М.: Инфра-М., 1995. 294 с.
- Бернстайн Л. А. Анализ финансовой отчетности. М.: Финансы и статистика, 1996. 624 с.
- Бир. Ст. Кибернетика и управление производством. М.: Наука, 1965. 35 213. .Бир. Ст. Мозг фирмы. Пер. с англ. М.: Радио и связь, 1993. 415 с.
- Блейк Д., Амат О., Европейский бухгалтерский учет. М.: Филинъ, 1997. 385 с.
- Боумэн К. Основы стратегического менеджмента. М.: Банки и Биржи, Юнити, 1997. 175 с.
- Бригхем Ю., Гапенски JI. Финансовый менеджмент. Полный курс. В 2-х томах: Пер. с англ. СПб.: Экономическая школа, 1997. 1090 с.
- Ван Хорн Дж. К. Основы управления финансами. М.: Финансы и статистика, 1996. 800 с.
- Вейлл П. Искусство менеджмента: Новые идеи для мира хаотических перемен. Пер. с англ. М.: Экономика, 1993. 245 с.
- Винокуров В. А. Организация стратегического планирования. М.: Центр экономики и менеджмента, 1997. 176 с.
- Виссема X. Менеджмент в подразделениях фирмы — предпринимательство и координация в децентрализованной компании. -М.: Инфра-М, 1996. 288 с.
- Врублевский В.Д. Управленческий учет издержек производства и себестоимости продукции в отраслях экономики. М.: Бухгалтерский учет, 2004. 374 с.
- Гитман Л. Дж., Джонк М. Д. Основы инвестирования. Пер. с англ. М.: Дело, 1997. 991 с.
- Дайле А. Практикум контроллинга. М.: Финансы и статистика. 2001. 298 с.
- Дайян А. Реклама Пер. с фр. М.: Экономика, 1993. 165 с.
- Данилочкина Н. и др. Контроллинг как инструмент управления предприятием. М.:Аудит, ЮНИТИ, 1999. 279 с.
- Дуболазов В.А. Логистика.: Метод. Указания. СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2003. 50 с.
- Ефимова М. Р, Петрова Е. В., Румянцев В. Н. Общая теория статистики. -М.: Инфра М., 1996. 413 с.
- Ивашкевич В. Б. Контроллинг: сущность и назначение // Бухгалтерский учет, 1991, № 7.
- Ильинский А.А., Волков Д. И., Череповицын А. Е. Проблемы устойчивого развития системы газоснабжения Российской Федерации. -СПб.: Недра, 2005. 289с.
- Карлик А.Е., Горбашко Е. А. Основы экономики фирмы: Учебное пособие. -СПб.: Изд-во СПб Государственный университет экономики и финансов, 1997. 256 с.
- Карминский А., Оленев Н., Примак А., Фалько С. Контроллинг в бизнесе — методологические и практические основы построения контроллинга в организациях. М.: Финансы и статистика, 1998. 242 с.
- Кит Уорд Стратегический управленческий учет. М.: ЗАО «Олимп-бизнес», 2002. 435 с.
- Козлов А.В. Стратегическое управление промышленными предприятиями. СПб.: Питер, 2001. 132 с.
- Коно Т. Стратегия и структура японских предприятий. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1987. 384 с.
- Котлер Ф. Маркетинг, менеджмент — анализ, планирование, внедрение, контроль. СПб.: Питер, 1998. 880 с.
- Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. / Общ. ред. и вступл. ст. Е. М. Пеньковой. М.: Прогресс, 1991. 736 с.
- Котряревский М., Шанцев П. Искусство моделирования и природа игры. -М.: Экономика, 1992. 276 с.
- Кузин Б.И., Юрьев В. Н., Шахдинаров Г. М. Методы и модели управления фирмой. СПб.: Питер, 2001.432 с.
- Ламбен Ж. Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. Пер. с фран. СПб.: Наука, 1996. 589 с.
- Липсиц И. В. Коссов В. В. инвестиционный проект: Методы подготовки и анализа. М.: Финансы и статистика, 1996. 293 с.
- Львов Ю. Основы экономики и организации бизнеса. СПб.: ГМП Формика, 1992 г. 384с.
- Магнус Я., Катышев П., Персецкий А. Эконометрика. Начальный курс.- М.: Финансы и статистика, 1997. 248 с.
- Майданчик Б. И. Основы управленческого учета // Контроллинг, 1992, № 2
- Майер Э. Контроллинг как система мышления и управления Пер. с нем. -М.: Финансы и статистика, 1993. 94 с.
- Макашева Н. А. Консервативное направление в современной буржуазной экономической науке: неоавстрийская школа. М.: Наука, 1987. 57с.
- Манн Р., Майер Э. Контроллинг для начинающих:/ Под ред. д. э. н. Ивашкевича В. Б.: Пер. с нем. М.: Финансы и статистика, 1995. 304 с.
- Математическая экономика на персональном компьютере / Под. ред. М. Кубонива. Пер с яп. М.: Финансы и статистика, 1991. 304 с.
- Мезенин O. JL, Михайлов В. А., Симакин Д. В. Основы построения радиолокационных систем.: Учебное пособие. СПб.: СПбГТУ, 1992. 51с.
- Мексон С, Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Пер. с англ. М.: Дело, 1997. 701 с.
- Методы принятия управленческих решений в контроллинге: Сб. науч. тр. М.: Ин-т техн.-эконом, проблем МОП, 1997.
- Нидлз Б., Андерсон X., Колдуэлл Дж. Принципы бухгалтерского учета,— М.: Финансы и статистика. 1996. 496 с.
- Николаева О.Е., Алексеева О. В. Стратегический управленческий учет. -М.: УРСС, 20 03. 303 с.
- Николаева С. А. Особенности учета затрат в условиях рынка: система «Директ костинг». — М: Финансы и статистика, 1993. 154 с.
- Новая технология и организационные структуры. / Сб. статей. М.: Экономика, 1990. 176 с.
- Ноубс К. Карманный словарь справочник бухгалтера. Пер. с англ., М.: Аудит, 1993. 202 с.
- Ойхман Е. Г., Попов Э. В. Реинжиниринг бизнеса. М.: Финансы и статистика, 1997. 324 с.
- Окороков В.Р., Ветрова А. А., Ветров А. А., Соколов Ю. А. Введение в теорию контроллинга. СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2000. 250 с.
- Портер М. Международная конкуренция. Конкурентное преимущество стран: Пер. с англ. М.: Международные отношения, 1993. 900 с.
- Райан Б. Стратегический учет для руководителя Пер. с англ. М.: Аудит Юнити, 1998. 616 с.
- Ричард JI. Дафт. Менеджмент. Пер. с англ. СПб.: Питер, 2003. 832 с.
- Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1986. 472 с.
- Робсон М., Уллах Ф. Практическое руководство по реинжинирингу бизнес- процессов. Пер. с англ. М.: Аудит, 1997. 375 с.
- Рэпп С, Коллинз Т. Новый максимаркетинг. Челябинск: Урал LTD, 1997. 527с.
- Саати Т. JI. Элементы теории массового обслуживания. М.: Сов. радио, 1971. 210с.
- Саати Т. JL, Керне К. Аналитическое планирование. Организация систем. М.: Радио и связь, 1991. 250 с.
- Самуэльсон П. Экономика в 2-х томах. Пер. с англ. М.: Алгон, 1992. 717 с.
- Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Ось-89, 1997. 256 с.
- Фалько С, Носов В. Контроллинг на предприятии. М.: Общество Знание России, 1995. 80 с.
- Фатхутдинов Р. А. Стратегический менеджмент. М.: ЗАО Бизнес-школа Интел-Синтез, 1998. 416 с.
- Финансовое планирование и контроль Сб. статей. Пер. с англ. М.: Финансы и статистика, 1996. 479 с.
- Фольмут X. Инструменты контроллинга от, А до Я. Пер с нем. М.: Финансы и статистика, 2003. 288 с.
- Фридман П. Аудит контроль затрат и финансовых результатов при анализе продукции. Пер. с англ. / Предисл. проф. Я. В. Соколова. М.: Аудит ЮНИТИ, 1994. 286 с.
- Хайман Д. Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. В 2-х томах. Пер. с англ. М.: Экономика, 1992. 725 с.
- Хан Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга / Пер. с нем. -М.: Финансы и статистика, 1997. 800 с.
- Хелферт Э. Техника финансового анализа. Пер. с англ. М.: Дело, 1993. 271 с.
- Хендриксен Э. С, Ван Бреда М. Ф. Теория бухгалтерского учета: Пер. с англ. М.: Финансы и статистика, 1997. 567 с.
- Холт Р. Основы финансового менеджмента. М.: Дело, 1993. 301с.
- Хорнгрен Ч. Т., Фостер Дж. Бухгалтерский учет: управленческий аспект. Пер. с англ., М.: Финансы и статистика, 1995. 416 с.
- Царев В.В. Оценка экономической эффективности инвестиций. СПб.: Питер, 2004.464 с.
- Чубаков Г. Н. Стратегия ценообразования в маркетинговой политике предприятия. М.: Экономика, 1996. 215 с.
- Шапиро В. Д. и пр. Управление проектами. СПб.: ДваТрИ, 1996. 610 с.
- Шим Дж., Сигел Дж. Методы управления стоимостью и анализ затрат. Пер. с англ. М.: Филинъ, 1996. 374 с.
- Штиглиц X., Хофмастер Р. Контроллинг: Ч. 1,2. Вена: Ин-т содействия экономике Федеральной палаты экономики Австрии. Группа техники и экономики производства, 1999. 125 с.
- Эванс Дж. Р. Берман Б. Маркетинг: Сокр пер. с англ. /Авт. предисл. и науч. ред. А. А. Горячев. М.: Экономика, 1993. 335 с.
- Эддоус М., Стэнсфилд Р. Методы принятия решений. Пер. с англ. М.: Аудит, 1997. 532 с.
- Энтони Р., Рис. Дж. Учет: ситуации и примеры: Пер. с англ. М.: Финансы и статистика, 1993. 560 с.
- Ansoff Н. I. The New Corporate Strategy. N. Y.: John Wiley and Son, 1988.
- Clifford W. Smith The modern theory of corporate finance McGRAW. Hill Publishing Company, 1990. 666 p.
- D’Aveni R. A. Hypercompetition: Managing the Dynamics of Strategic Maneuvring Richard A. D.'Aveni with Robert Gunther. N.Y., Oxford, Singapore, Sydney: The Free Press, 1994. 423 p.
- Fama E. F. «The Behavior of Stock Market Prices» // Journal. Business, 1965.
- Hayek F. A. Individualism and Economic Order. Chicago: Univ of Chicago Press. 1948
- Porter M. E. Competitive Advantage: Creating a Sustaining Superior Performance. N.Y.: Free Press, 1990. 855 p.
- Porter M. E. Competitive Strategy: Techniques for Analyzing Industries and Competitors. N. Y.: Free Press, 1980. 396 p.
- Porter M. E. From Competitive Advantage to Corporate Strategy // Harvard Business Review, May June
- Weston F, Chung K.S., Hoag S.I. Mergers. Acquisitions, Restructuring and Corporate Control. N.Y.: Prentice-Hall, Inc., 1990. 396 p
- Блок схемы подсистем информационной системы контроллинга
- Стратегический общий менеджмент1. Стратегический маркетинг
- Стратегический финансовый менеджмент
- Сбор информации из служб управления первого уровня о СЗХ, на которых предприятие способно получить конкурентное преимущество
- Построение сценариев развития ситуации на избранных1. СЗХ.
- Разработка комплексного сценария и построение допустимых рыночных портфелей
- Рис. 1−1 Схема подсистемы выбора направления деятельности и идеологии.
- Выбор оптимального рыночного портфеля из имеющегося набора допустимых рыночных портфелей. Формулировка миссии и целейфирмы
- Конкретизация базовых стратегий. Выработка портфельной стратегии По1. Идеологические правила
- Правила оценки результатов деятельности организации Правила продуктево-рыно'шоЛ стратегии Основные оргниза-шюииые концепции Основные оперативные приемы
- Рис. 1−1 (продолжение). Схема подсистемы выбора направления деятельностии идеологии
- Рис. 1−2. Схема подсистемы контроля стратегических целей (SSC).
- Рис. 1−3 Схема подсистемы принятия стратегических решений (SSDM).1. Обратная связь1. AICS -S' 1. CCS 1 г1. SSDM 1. Обращая связь
- Рис .1- 4. Схема взаимосвязи подсистем в системе CIS