Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Стратегический контроллинг на промышленном предприятии: Теория, методология, инструментарий

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для решения задач контроллинга в работе создана информационная система контроллинга (CIS) из четырех ключевых подсистем — подсистема направлений деятельности и идеологии (AICS), подсистема контрольных показателей (SCP), подсистема стратегического контроля (SSC) и принятия стратегических решений по контруправлению (SSDM). Во второй главе приведена полная модель первой подсистемы AICS, реализующей… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНТРОЛЛИНГА КАК КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ
    • 1. 1. Становление и развитие теории и практики управления организациями
    • 1. 2. Становление и развитие теории контроллинга
    • 1. 3. Контроллинг в системе управления предприятием
    • 1. 4. Контроллинг как новое направление науки управления
  • ГЛАВА 2. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЛИНГ И ЕГО ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА
    • 2. 1. Общая концепция стратегического контроллинга
    • 2. 2. Разработка подсистемы выбора направлений деятельности и идеологии
      • 2. 2. 1. Общие сведения о подсистеме AICS
      • 2. 2. 2. Разработка алгоритма анализа возможностей достижения конкурентного преимущества на СЗХ— матрицы стратегического контроллинга
        • 2. 2. 2. 1. Оценка привлекательности среды
        • 2. 2. 2. 2. Оценка внешнего конкурентного преимущества (ценности для покупателя)
        • 2. 2. 2. 3. Оценка внутреннего конкурентного преимущества (ценности для изготовителя)
        • 2. 2. 2. 4. Окончательное представление матрицы стратегического контроллинга
      • 2. 2. 3. Механизм функционирования подсистемы A1CS
        • 2. 2. 3. 1. Порядок сбора первичной информации о СЗХ при составлении рыночного портфеля
        • 2. 2. 3. 2. Формирование «оптимального» рыночного портфеля СЗХ в подсистеме AICS
      • 2. 2. 4. Составление стратегического плана как результат работы подсистемы A1CS
    • 2. 3. Построение структуры организации и корпоративной культуры в стратегическом контроллинге
    • 2. 4. Окончание работы подсистемы AICS
  • ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА МЕХАНИЗМА СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ
    • 3. 1. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПОДСИСТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
    • 3. 2. СИСТЕМА КОНТРОЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, ОПИСЫВАЮЩИХ СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ И
  • ЗАДАЧИ ПРЕДПРЯТИЯ
  • ГЛАВА 4. ПОДСИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ И ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ КОНТРОЛЛИНГА
    • 4. 1. КОНЦЕПЦИЯ «СЛЕДЯЩИХ СИСТЕМ» В КОНТРОЛЛИНГЕ
    • 4. 2. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ В ПОДСИСТЕМАХ AICS И SSC
    • 4. 3. СЛЕДЯЩИЙ КОНТРОЛЬ И МЕХАНИЗМЫ СКАНИРОВАНИЯ СЛАБЫХ СИГНАЛОВ
    • 4. 4. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ТЕКУЩЕГО И ПОСТФАКТУМНОГО КОНТРОЛЯ В ПОДСИИСТЕМЕ SSC
    • 4. 5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ. ПОДСИСТЕМА ПРИНЯТИЯ СТРАГЕГИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ПО КОНТРУПРАВЛЕНИЮ (SSDM)
    • 4. 6. ИНСТРУМЕНТЫ РАННЕГО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ В СТРАТЕГИЧЕСКОМ КОНТРОЛЛИНГЕ
  • ГЛАВА 5. МОДЕЛЬ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПРОЕКТ-КОНТРОЛИНГА В УПРАВЛЕНИИ ИНВЕСТИЦИОННЫМИ ПРЕКТАМИ
    • 5. 1. ПОНЯТИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЛИНГА ИНВЕСТИЦИЙ. ПРОЕКТ — КОНТРОЛЛИНГ
    • 5. 2. МОДЕЛЬ «ПРОЕКТ — КОНТРОЛЛИНГА» В МУЛЬТИНАЦИОНАЛЬНОЙ КОМПАНИИ
      • 5. 2. 1. Общая организация модели системы контроллинга инвестиций и проект — контроллинга
      • 5. 2. 2. Процесс выделения денежных средств из инвестиционного бюджета
      • 5. 2. 3. Процесс покупки оборудования по критическим пакетам
      • 5. 2. 4. Стратегический мониторинг контрактов по критическим пакетам
      • 5. 2. 5. Процесс внесения изменений к контракт в случае возникновения отклонений
      • 5. 2. 6. Документальный контроль
      • 5. 2. 7. Описание информационной системы и внешней отчетности
      • 5. 2. 8. Завершение проекта, его фазы или пакета и контроль данного процесса

Стратегический контроллинг на промышленном предприятии: Теория, методология, инструментарий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Предлагаемая диссертация посвящена теоретической разработке и описанию практических шагов по внедрению на предприятии модели стратегического контроллинга — ориентированной на рынок и конкуренцию концепции управления, направленной на формирование, развитие и поддержание конкурентного преимущества фирмы за счет координации и интеграции всех функций и объектов менеджмента, а также управления в реальном масштабе времени и сочетания рационального и творческого подхода.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что в условиях динамично и непредсказуемо изменяющейся внешней среды предприятиям необходимы такие системы управления, которые позволили бы:

• быстро адаптироваться к изменяющимся внешним и внутренним условиям функционирования предприятия для формирования и поддержания конкурентных преимуществ в долгосрочной перспективе;

• координировать и интегрировать все функции управления и все бизнес-процессы предприятия для эффективной реализации поставленных целей;

• «отслеживать» движение предприятия к намеченной цели и принимать эффективные управленческие решения по контруправлению.

Такой предпринимательской системой управления может быть система контроллинга. В настоящее время контроллинг как направление экономической и управленческой деятельности имеет довольно расплывчатые границы. Концептуально-методологическая база контроллинга в полном объеме не разработана, отечественного опыта внедрения данной системы практически нет. Если в Европе и США в этом направлении сделаны значительные шаги, как в прагматической, так и в академической плоскостях, то в России известны лишь единичные варианты функционирования служб контроллинга и, как правило, в усеченных вариантах и часто в сочетаниях со старой практикой планово — командного управления.

Все сказанное выше определило цели и задачи диссертационного исследования.

Целью данной работы является разработка теоретико-методологических основ формирования системы стратегического контроллинга для промышленных предприятий.

Для достижения данной цели в диссертационном исследовании были поставлены следующие задачи:

• разработать теоретические и методологические основы контроллинга, как концепции управления, направленной на формирование и поддержание конкурентных преимуществ предприятия;

• определить в рамках данной концепции цели, задачи и функции двух направлений контроллинга — оперативного и стратегического;

• разработать систему показателей, которая наилучшим образом описывает конкурентную позицию предприятия на рынке и позволяет осуществлять ее мониторинг для повышения степени соответствия стратегии предприятия внешним условиям;

• разработать систему взаимосвязанных контрольных показателей, количественно описывающую стратегические цели предприятия и позволяющую осуществлять своевременное стратегическое и текущее управление предприятием;

• построить модель стратегического контроллинга в организации;

• разработать механизм внедрения данной модели на промышленном предприятии.

Объектом исследования в диссертации является процесс создания и внедрения системы стратегического контроллинга на крупном промышленном предприятии с непрерывным, массовым или серийным производством, действующем на рынках с нестабильной внешней и внутренней средой.

Предметом исследования является система стратегического управления промышленным предприятием.

Теоретико-методологической базой исследования послужили труды российских и зарубежных ученых и специалистов по вопросам стратегического управления, контроллинга, маркетинга, менеджмента и финансов, а также теории рынков и конкуренции.

Научная новизна диссертационной работы заключается в том, что в ней сформулированы сущность, цели и задачи стратегического контроллинга в условиях ограниченной рациональности и неустойчивого окружения. Разработана система показателей и алгоритм ее использования для поиска, формирования и оптимизации рыночного портфеля компании. Предложена система оценочных и подконтрольных показателей, количественно описывающих стратегические цели предприятия, и разработан механизм управления на основе данных показателей. Предложена модель организационной структуры предприятия, эффективно реализующего принципы контроллинга. Разработан алгоритм «отслеживания» отклонений показателей от плана посредством многоуровневого контроля и поиска решений по контруправлению, предложен механизм внедрения системы стратегического контроллинга на промышленном предприятии.

Практическая значимость работы заключается в том, что с помощью ее разработок процесс внедрения и функционирования систем контроллинга на предприятиях приобретает научно обоснованный характер. Предложенные модели позволят предприятиям, даже в условиях изменчивого окружения, анализировать свой конкурентный статус, прояснять свои проблемы, расшивать «узкие места» и своевременно, с минимальными издержками, ликвидировать угрозы финансовых потерь. Как показывает практика, применение контроллинга при реализации крупных проектов позволяет снизить в среднем на 50% превышение фактических сроков и затрат над плановыми, тем самым оптимизировать доходность и стоимость фирмы. С другой стороны, фирмы под управлением контроллинга ориентируют инвестиции и производство на предвидимые потребности, чем способствуют благотворному развитию общества.

Диссертация состоит из введения, пяти глав и заключения. Во введении.

Заключение

.

Данная диссертационная работа была посвящена разработке и внедрению стратегического аспекта новейшей концепции управления организациями — стратегического контроллинга.

Актуальность темы

заключается в том, что негативные события в экономике России (низкие темпы роста производства и ВВПтрудности при реорганизации и переоснащении предприятий, недостаточная инвестиционная активность) показали, что экономические реформы следует сориентировать на изменение управления бизнес процессами на предприятиях.

Задачу оживления предприятий автором предложено решить путем внедрения на них принципиально новой системы управления, позволяющей прояснить усложняющиеся экономические проблемы фирм, ориентировать их на завоевание конкурентного преимущества и его мониторинг с целью наиболее раннего выявления проблем и их ликвидации. Такой системой является контроллинг, однако, эта концепция, как на Западе, так и в России является наименее разработанной и требует улучшения. Все сказанное выше, определило цели и задачи диссертационной работы, которые были поставлены и решены в данной работе: разработаны теоретические и методологические основы контроллинга, как концепции управления, направленной на формирование и устойчивое поддержание конкурентных преимуществ предприятия в условиях динамично изменяющегося внешнего и внутреннего окруженияопределены в рамках данной концепции взаимосвязанные цели и задачи двух направлений контроллинга — оперативного и стратегическогоразработана система показателей, описывающая конкурентную позицию предприятия на рынке и позволяющая осуществлять ее мониторинг для повышения степени соответствия стратегии предприятия внешним условиямразработана система контрольных показателей, позволяющая интегрировать все управленческие процессы на предприятии для эффективной реализации стратегических целей организации и управления в режиме реального временипостроена модель стратегического контроллинга в организации разработан механизм внедрения данной модели на промышленном предприятии.

Научная новизна диссертационной работы заключается в разработке теоретических и методологических основ создания и функционирования системы стратегического контроллинга, ориентированной на повышение результативности стратегического управления предприятием с учетом всего многообразия его функционирования. 1. Теоретические аспекты.

1.1. Разработана концепция и методология контроллинга, базирующаяся, в отличие от существующих, на теории конкуренции и конкурентных преимуществ;

1.2. Определена сущность контроллинга как концепции управления, направленной на формирование, развитие и устойчивое поддержание конкурентного преимущества организации за счет интеграции и координации в единой системе всех функций и объектов менеджмента и управления в реальном масштабе времени с учетом требований внешней и внутренней среды;

1.3. В рамках данной концепции определены цели, задачи и функции стратегического и оперативного контроллинга в условиях ограниченной рациональности и неустойчивого окружения;

1.4. Разработана классификация систем управления и на ее основе исследована эволюция задач и функций контроллинга.

2. Методологические аспекты.

2.1. Разработана структура системы стратегического контроллинга на основе исследования соотношения системы стратегического контроллинга и системы стратегического управления предприятием;

2.2. Разработана система показателей, позиционирующая предприятие на рынке и позволяющая оценить возможность достижения фирмой конкурентного преимущества на заданной стратегической зоне хозяйствования;

2.3. Разработана система подконтрольных показателей, позволяющая перевести стратегию предприятия на язык четко поставленных задач и показателей, отражающих степень достижения заданных целей;

2.4. Разработана методика организации системы многоуровневого контроля для осуществления раннего предупреждения об угрозе возникновения отклонений;

2.5. Создана модель организационной структуры предприятия, реализующего принципы контроллинга.

3. Инструментарий.

3.1. Разработана экономико-математическая модель выбора предпочтительного рыночного портфеля стратегических зон хозяйствования промышленного предприятия;

3.2. Создан механизм предупреждения и ликвидации отклонений показателей системы от плана путем многоуровневого контроля и раннего предупреждения;

3.3. Построена модель организации системы стратегического контроллинга на промышленном предприятии.

В первой главе «Теоретические основы контроллинга как концепции управления предприятием» на основе системного и исторического подхода представлен обзор экономических теорий управления организациями, а также пограничных с ними областей знаний по данным отечественной и зарубежной литературы. Ее цель — выявление перспективных направлений и исследований в теории и практике менеджмента и определение областей, либо не разработанных или разработанных недостаточно.

Было выяснено, что среди всех рассмотренных направлений стратегического подхода в управлении (долгосрочного бюджетного планирования, стратегического планирования, стратегического управления, стратегического предпринимательства и контроллинга), только последний из них способен обеспечить управляемость предприятия в условиях турбулентного рыночного окружения. В нем сочетаются рациональные черты стратегического управления и качественные особенности предпринимательства за счет ориентации работников на единую цель, управления в реальном масштабе, обеспечения синхронизации планов подразделений, ориентации планирования и контроля на перспективу, предупреждения проблем и внутренней поддержки и конкретизации решений. Кроме того, в контроллинге отсутствуют недостатки предшествующих схем управления, таких как ориентированность на ретроспективу и внешнюю отчетность, жесткая оценка сферы деятельности, функциональное неравновесие. В этой связи в диссертации поставлена задача: разработать систему стратегического контроллинга, максимально преодолевающую перечисленные недоработки, а также построить модель внедрения контроллинга в компании, реализующей крупный инвестиционный проект.

Во второй главе «Стратегический контроллинг и его информационная система. Подсистема выбора направлений деятельности и идеологии» представлено обоснование стратегического контроллинга как концепции стратегического управления, обеспечивающей осуществление системы целей организации за счет создания ее конкурентного преимущества через механизмы координации и интеграции всех управленческих процессов и контроля за процессом достижения поставленных целей. Узловыми компонентами контроллинга названы принципы изменчивости внешней среды, целевого управления и ограниченной рациональностифилософия оптимальной доходности, концепция цепочки ценностей и теория портфеля. Задачей внедрения контроллинга является создание информационной системы, объединяющей службы управления первого уровня (маркетинг, финансы и общий менеджмент) в «стратегическом треугольнике контроллинга», ликвидирующей функциональное неравновесие.

Было выяснено, что наименее разработанным направлением контроллинга является стратегический аспект, направленный на формирование и развитие конкурентного преимущества со следующими задачами:

Портфельный анализ, включающий сбор данных о стратегических зонах хозяйствования (СЗХ), предполагаемых к включению в рыночный портфель, оценка их привлекательности для достижения конкурентного преимущества, выбор базовых стратегий и стратегических альтернатив поведения фирмы на них, составление из них эффективных рыночных портфелей и выбор наиболее предпочтительного из них.

Формализация выбранного рыночного портфеля в виде стратегического плана и создание организационной структуры фирмы, ее политик, процедур и корпоративной культуры.

Разработка системы многоуровневого контроля, осуществляющей «отслеживание» выполнения заданий стратегического плана и наиболее раннее выявление отклонений, и их предупреждение.

Поиск альтернативных мер по контруправлению и выбор «удовлетворительного» решения.

Для решения задач контроллинга в работе создана информационная система контроллинга (CIS) из четырех ключевых подсистем — подсистема направлений деятельности и идеологии (AICS), подсистема контрольных показателей (SCP), подсистема стратегического контроля (SSC) и принятия стратегических решений по контруправлению (SSDM). Во второй главе приведена полная модель первой подсистемы AICS, реализующей портфельный анализ. В качестве индикатора конкурентного преимущества предприятия выбрана чистая текущая стоимость приростного денежного потока фирмы за период планирования, так как она наилучшим образом отражает стоимость фирмы, позволяет учитывать издержки утраченных возможностей. В качестве инструмента позиционирования фирмы на рынке, оценки СЗХ и выбора для них базовых стратегий автором разработана система показателей, реализованная в виде матрицы и оценивающая СЗХ по отношению к важнейшим стратегическим переменным — факторам внешней среды, ценности компании для потребителя, опыту, стоимости капитала и времени. Ее преимущество заключается в возможности увидеть все три аспекта конкурентного преимущества и одновременного определения базовых стратегий, прогнозировать развитие конкурентного преимущества, взаимоувязывать стратегические и финансовые гипотез.

Матрица стратегического контроллинга является частью разработанной экономико-математической модели поиска «оптимального» рыночного портфеля. Критерием «оптимизации» явился критерий В. Парето для соотношения «риск — доходность».

В качестве рекомендуемой организационной структуры предприятий предложено выбрать «мягкую матричную структуру», оптимизирующую соотношение между внутренним и внешним конкурентным преимуществом. Она включает в свой состав предпринимательские единицы в виде центров инвестиций, имеющие непосредственные отношения с группами потребителей, что увеличивает «рыночную силу» компании. Эти единицы в случае необходимости связываются с центральным аппаратом функциональными связями, образующими центры затрат, увеличивающими «ценность для производителя». Для синхронизации целей между линейными и функциональными подразделениями используется служба контроллинга.

Третья глава «Разработка механизма стратегического управления предприятием. Подсистема контрольных показателей» .

Подсистема контрольных показателей, разработанная в диссертации, представляет собой инструмент управления, позволяющий перевести стратегию в систему четко поставленных задач и показателей, оценивающих степень достижения выбранных целей. Разработанная система контрольных показателей обеспечивает четкую взаимосвязь между стратегическими решениями и текущей деятельностью предприятия и его центров (направлений) ответственности и позволяет:

• четко сформулировать стратегию и оценить реалистичность ее выполнения;

• довести стратегию до сведения всех сотрудников предприятия;

• согласовать цели и задачи деятельности подразделений и всех сотрудников со стратегией предприятия;

• согласовать тактические планы и бюджеты со стратегическими задачами предприятия;

• согласовать целевые программы (инвестиционные проекты, программы обучения, инновационные программы и т. д.) со стратегическими задачами предприятия;

• получить «обратную связь» о достигнутых результатах в реализации стратегии предприятия и предпринимать корректирующие управленческие воздействия.

В диссертационном исследовании определен перечень факторов, влияющих на состав контрольных показателей. Особое внимание следует обратить на то, что при разработке системы контрольных показателей необходимо учитывать не только факторы внутренней экономической эффективности, но и внешние, характеризующие состояние окружающей среды, так как деятельность любого предприятия интегрирована в общественные, государственные и глобальные экономические процессы, оказывающие не меньшее влияние на процесс достижения стратегической цели — поддержание конкурентных преимуществ. В диссертации разработана структура системы контрольных показателей стратегического плана, включающая следующие основные элементы: карта стратегических задачкарта контрольных показателейцелевые программымеханизм прямой и обратной связи. Предложено разрабатывать карту стратегических задач и карту контрольных показателей в разрезе семи проекций, которые соответствуют основным бизнес-процессам промышленного предприятия. Такое распределение проекций дает возможность предприятию воедино увязать основные бизнес-процессы и ориентировать их на решение единых стратегических задач. Разработанная в диссертации система контрольных показателей декомпозирована не только по основным бизнес-процессам (проекциям) промышленного предприятия, но и по уровням управления и ответственности. Для каждого уровня управления предложена «приборная панель» — документ, комплексно отражающий поставленные задачи, целевые программы, контрольные показатели, находящиеся в сфере ответственности данного руководителя.

Таким образом, формирование стратегического управления на основе контрольных показателей дает возможность сбалансировать развитие предприятия с точки зрения возникающих возможностей и угроз во внешней среде, а также с учетом внутреннего потенциала предприятия. Система контрольных показателей ориентирует предприятие на сбалансированную траекторию движения к достижению заданных стратегических целей.

Четвертая глава «Подсистемы стратегического контроля и принятия стратегических решений в информационной системе контроллинга» была посвящена разработке модели оставшихся трех подсистем стратегического контроллинга — стратегического контроля (CCS) и принятия стратегических решений по контруправлению (SSDM). Ее задачами явились: выяснение природы и механизмов мониторинга поставленных целей с помощью многоуровневого контроля и систем раннего предупрежденияпредложение алгоритма окончательного выбора подконтрольных показателейразработка механизмов предварительного, следящего, текущего и постфактум контроля, предупреждающих отклонения и минимизирующих время на поиск и анализ отклоненийописание модели оптимизации принятия управленческих решений в условиях неопределенности.

В рамках решения этих задач было выяснено, что преимущество «следящих» систем контроля заключается в их возможности раннего предупреждения о потенциальной угрозе за счет анализа внешнего и внутреннего окружения и приема из среды сильных и слабых сигналов. Это позволяет своевременно принять меры контруправления еще до того, как угроза материализовалась в отклонение и смогла нанести урон предприятию. Для этого введены пять уровней контроля предварительный, следящий, текущий, постфактум и заключительный. Первые четыре уровня реализованы в SSC, заключительный контроль реализован в SSDM.

Предварительный контроль заключается в проверке гипотез, лежащих в основе плана на устойчивость и уязвимость, а также в окончательном выборе перечня подконтрольных показателей. Для этого в работе использовался специальный аналитический инструмент контроллинга — матрица «риск — степень контроля».

Следящий контроль заключается в сканировании зон стратегической важности окружения с целью оценки по принятым слабым сигналам потенциальной угрозы, исходящей из среды. Он базируется на теории асимметричной информации и теории сканирования неоднородной среды и мониторинга. Для дешифрации и верификации сигналов предложено строить вероятностные сети событий, инициируемых сигналом, в которых его влияние на подконтрольный показатель сначала определяется с качественной стороны с последующей детализацией связей («усилением») до возможности оценки его количественного влияния на подконтрольный показатель. В работе также предложен перечень слабых сигналов для различных типов компаний.

Текущий контроль тоже относится к системам раннего предупреждения. Это выявление потенциальных отклонений от плана непосредственно перед началом или в процессе выполнения отдельных бизнес процессов с целью их предупреждения и ликвидации.

Задачей постфактум контроля является сравнение фактических значений результатов осуществления бизнес процессов с заданиями плана. Его цель — как можно быстрое определение фактических отклонений после окончания выполнения бизнес процесса и оценка их влияния на стратегический показатель цели (СПЦ).

Заключительный контроль или принятие решения заключается в приеме данных об отклонениях, их диагностике, формулировке ограничений и критериев для принятия решений по ликвидации проблем, выявлении альтернатив решений посредством запрограммированных изапрограммированных действий, оценке альтернатив и окончательном выбор «удовлетворительного» решения и координации его реализации.

Четвертая глава «Модель стратегического проект-контроллинга в управлении инвестиционными проектами «— нормативная часть диссертации, посвященная внедрению модели специального раздела стратегического контроллинга — проект — контроллинга при реализации венчурного инвестиционного проекта. Система направлена на достижение определенных планом результатов по составу и объему работ, стоимости, времени, качеству и удовлетворению инвесторов в ходе исполнения проекта. Она была разработана специально для крупной промышленной компании, реализующей масштабный венчурный инвестиционный проект.

В главе решены следующие задачи:

Описана специфика инвестиционной деятельности и обоснована необходимость внедрения в компании системы проект — контроллинга, определены его цели и задачи.

Предложена модель организационной структуры.

Выбран стратегический показатель цели и подконтрольные показатели системы и построена модель анализа отклонений значений подконтрольных показателей от стратегического плана.

Разработана детальная схема материальных и информационных на предприятии и предложена система политик и процедур. Практическая значимость диссертационной работы заключается в том, что с помощью разработанных экономико-математических моделей, алгоритмов, процедур и инструментов процесс внедрения и функционирования систем контроллинга на предприятиях приобретает научно — обоснованный характер. Предложенная модель контроллинга позволит предприятиям, даже в условиях изменчивого окружения, — анализировать свой конкурентный статус, прояснять свои проблемы, «расшивать» узкие места и своевременно, с минимальными издержками, ликвидировать угрозу финансовых потерь. Фирмы под управлением контроллинга ориентируют инвестиции и производство на предвидимые потребности, чем способствуют благотворному развитию общества.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Азоев Г. J1. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. — М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. 208 с.
  2. Дж. Рынок «лимонов»: неопределенность качества и рыночный механизм // THESIS, 1994. № 5.
  3. М. Планирование деятельности фирмы. М.: Финансы и статистика, 1997. 364с.
  4. И. Стратегическое управление. / Под ред. Л. И. Евенко: Пер. с англ. М.: Экономика, 1989. 519 с.
  5. Р. Д. Информация и риск в маркетинге Пер. с англ. М.: Экономика, 1993. 375с.
  6. И. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта. -М.: Финансы и статистика, 1994. 79 с.
  7. И. Риск менеджмент. М.: Финансы и статистика, 1996. 183 с.
  8. И. Финансовый менеджмент М.: Финансы и статистика, 1994. 224с.
  9. Г. Ф., Джамлинская 3. В. Крылова Т. Б. Анализ финансово -хозяйственной деятельности предприятий и объединений // Под ред. проф. Рыбина В. И. М.: Финансы и статистика, 1989. 391 с.
  10. В., Хавранек П. Руководство по оценке эффективности инвестиций. М.: Инфра-М., 1995. 294 с.
  11. Л. А. Анализ финансовой отчетности. М.: Финансы и статистика, 1996. 624 с.
  12. Бир. Ст. Кибернетика и управление производством. М.: Наука, 1965. 35 213. .Бир. Ст. Мозг фирмы. Пер. с англ. М.: Радио и связь, 1993. 415 с.
  13. Д., Амат О., Европейский бухгалтерский учет. М.: Филинъ, 1997. 385 с.
  14. К. Основы стратегического менеджмента. М.: Банки и Биржи, Юнити, 1997. 175 с.
  15. Ю., Гапенски JI. Финансовый менеджмент. Полный курс. В 2-х томах: Пер. с англ. СПб.: Экономическая школа, 1997. 1090 с.
  16. Ван Хорн Дж. К. Основы управления финансами. М.: Финансы и статистика, 1996. 800 с.
  17. П. Искусство менеджмента: Новые идеи для мира хаотических перемен. Пер. с англ. М.: Экономика, 1993. 245 с.
  18. В. А. Организация стратегического планирования. М.: Центр экономики и менеджмента, 1997. 176 с.
  19. X. Менеджмент в подразделениях фирмы — предпринимательство и координация в децентрализованной компании. -М.: Инфра-М, 1996. 288 с.
  20. В.Д. Управленческий учет издержек производства и себестоимости продукции в отраслях экономики. М.: Бухгалтерский учет, 2004. 374 с.
  21. Л. Дж., Джонк М. Д. Основы инвестирования. Пер. с англ. М.: Дело, 1997. 991 с.
  22. А. Практикум контроллинга. М.: Финансы и статистика. 2001. 298 с.
  23. А. Реклама Пер. с фр. М.: Экономика, 1993. 165 с.
  24. Н. и др. Контроллинг как инструмент управления предприятием. М.:Аудит, ЮНИТИ, 1999. 279 с.
  25. В.А. Логистика.: Метод. Указания. СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2003. 50 с.
  26. М. Р, Петрова Е. В., Румянцев В. Н. Общая теория статистики. -М.: Инфра М., 1996. 413 с.
  27. В. Б. Контроллинг: сущность и назначение // Бухгалтерский учет, 1991, № 7.
  28. А.А., Волков Д. И., Череповицын А. Е. Проблемы устойчивого развития системы газоснабжения Российской Федерации. -СПб.: Недра, 2005. 289с.
  29. А.Е., Горбашко Е. А. Основы экономики фирмы: Учебное пособие. -СПб.: Изд-во СПб Государственный университет экономики и финансов, 1997. 256 с.
  30. А., Оленев Н., Примак А., Фалько С. Контроллинг в бизнесе — методологические и практические основы построения контроллинга в организациях. М.: Финансы и статистика, 1998. 242 с.
  31. Кит Уорд Стратегический управленческий учет. М.: ЗАО «Олимп-бизнес», 2002. 435 с.
  32. А.В. Стратегическое управление промышленными предприятиями. СПб.: Питер, 2001. 132 с.
  33. Т. Стратегия и структура японских предприятий. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1987. 384 с.
  34. Ф. Маркетинг, менеджмент — анализ, планирование, внедрение, контроль. СПб.: Питер, 1998. 880 с.
  35. Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. / Общ. ред. и вступл. ст. Е. М. Пеньковой. М.: Прогресс, 1991. 736 с.
  36. М., Шанцев П. Искусство моделирования и природа игры. -М.: Экономика, 1992. 276 с.
  37. .И., Юрьев В. Н., Шахдинаров Г. М. Методы и модели управления фирмой. СПб.: Питер, 2001.432 с.
  38. . Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. Пер. с фран. СПб.: Наука, 1996. 589 с.
  39. И. В. Коссов В. В. инвестиционный проект: Методы подготовки и анализа. М.: Финансы и статистика, 1996. 293 с.
  40. Ю. Основы экономики и организации бизнеса. СПб.: ГМП Формика, 1992 г. 384с.
  41. Я., Катышев П., Персецкий А. Эконометрика. Начальный курс.- М.: Финансы и статистика, 1997. 248 с.
  42. . И. Основы управленческого учета // Контроллинг, 1992, № 2
  43. Э. Контроллинг как система мышления и управления Пер. с нем. -М.: Финансы и статистика, 1993. 94 с.
  44. Н. А. Консервативное направление в современной буржуазной экономической науке: неоавстрийская школа. М.: Наука, 1987. 57с.
  45. Р., Майер Э. Контроллинг для начинающих:/ Под ред. д. э. н. Ивашкевича В. Б.: Пер. с нем. М.: Финансы и статистика, 1995. 304 с.
  46. Математическая экономика на персональном компьютере / Под. ред. М. Кубонива. Пер с яп. М.: Финансы и статистика, 1991. 304 с.
  47. Мезенин O. JL, Михайлов В. А., Симакин Д. В. Основы построения радиолокационных систем.: Учебное пособие. СПб.: СПбГТУ, 1992. 51с.
  48. Мексон С, Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Пер. с англ. М.: Дело, 1997. 701 с.
  49. Методы принятия управленческих решений в контроллинге: Сб. науч. тр. М.: Ин-т техн.-эконом, проблем МОП, 1997.
  50. ., Андерсон X., Колдуэлл Дж. Принципы бухгалтерского учета,— М.: Финансы и статистика. 1996. 496 с.
  51. О.Е., Алексеева О. В. Стратегический управленческий учет. -М.: УРСС, 20 03. 303 с.
  52. С. А. Особенности учета затрат в условиях рынка: система «Директ костинг». — М: Финансы и статистика, 1993. 154 с.
  53. Новая технология и организационные структуры. / Сб. статей. М.: Экономика, 1990. 176 с.
  54. К. Карманный словарь справочник бухгалтера. Пер. с англ., М.: Аудит, 1993. 202 с.
  55. Е. Г., Попов Э. В. Реинжиниринг бизнеса. М.: Финансы и статистика, 1997. 324 с.
  56. В.Р., Ветрова А. А., Ветров А. А., Соколов Ю. А. Введение в теорию контроллинга. СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2000. 250 с.
  57. М. Международная конкуренция. Конкурентное преимущество стран: Пер. с англ. М.: Международные отношения, 1993. 900 с.
  58. . Стратегический учет для руководителя Пер. с англ. М.: Аудит Юнити, 1998. 616 с.
  59. JI. Дафт. Менеджмент. Пер. с англ. СПб.: Питер, 2003. 832 с.
  60. Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1986. 472 с.
  61. М., Уллах Ф. Практическое руководство по реинжинирингу бизнес- процессов. Пер. с англ. М.: Аудит, 1997. 375 с.
  62. Рэпп С, Коллинз Т. Новый максимаркетинг. Челябинск: Урал LTD, 1997. 527с.
  63. Т. JI. Элементы теории массового обслуживания. М.: Сов. радио, 1971. 210с.
  64. Саати Т. JL, Керне К. Аналитическое планирование. Организация систем. М.: Радио и связь, 1991. 250 с.
  65. П. Экономика в 2-х томах. Пер. с англ. М.: Алгон, 1992. 717 с.
  66. А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Ось-89, 1997. 256 с.
  67. Фалько С, Носов В. Контроллинг на предприятии. М.: Общество Знание России, 1995. 80 с.
  68. Р. А. Стратегический менеджмент. М.: ЗАО Бизнес-школа Интел-Синтез, 1998. 416 с.
  69. Финансовое планирование и контроль Сб. статей. Пер. с англ. М.: Финансы и статистика, 1996. 479 с.
  70. X. Инструменты контроллинга от, А до Я. Пер с нем. М.: Финансы и статистика, 2003. 288 с.
  71. П. Аудит контроль затрат и финансовых результатов при анализе продукции. Пер. с англ. / Предисл. проф. Я. В. Соколова. М.: Аудит ЮНИТИ, 1994. 286 с.
  72. Д. Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. В 2-х томах. Пер. с англ. М.: Экономика, 1992. 725 с.
  73. Хан Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга / Пер. с нем. -М.: Финансы и статистика, 1997. 800 с.
  74. Э. Техника финансового анализа. Пер. с англ. М.: Дело, 1993. 271 с.
  75. Э. С, Ван Бреда М. Ф. Теория бухгалтерского учета: Пер. с англ. М.: Финансы и статистика, 1997. 567 с.
  76. Р. Основы финансового менеджмента. М.: Дело, 1993. 301с.
  77. Ч. Т., Фостер Дж. Бухгалтерский учет: управленческий аспект. Пер. с англ., М.: Финансы и статистика, 1995. 416 с.
  78. В.В. Оценка экономической эффективности инвестиций. СПб.: Питер, 2004.464 с.
  79. Г. Н. Стратегия ценообразования в маркетинговой политике предприятия. М.: Экономика, 1996. 215 с.
  80. В. Д. и пр. Управление проектами. СПб.: ДваТрИ, 1996. 610 с.
  81. Шим Дж., Сигел Дж. Методы управления стоимостью и анализ затрат. Пер. с англ. М.: Филинъ, 1996. 374 с.
  82. X., Хофмастер Р. Контроллинг: Ч. 1,2. Вена: Ин-т содействия экономике Федеральной палаты экономики Австрии. Группа техники и экономики производства, 1999. 125 с.
  83. Дж. Р. Берман Б. Маркетинг: Сокр пер. с англ. /Авт. предисл. и науч. ред. А. А. Горячев. М.: Экономика, 1993. 335 с.
  84. М., Стэнсфилд Р. Методы принятия решений. Пер. с англ. М.: Аудит, 1997. 532 с.
  85. Р., Рис. Дж. Учет: ситуации и примеры: Пер. с англ. М.: Финансы и статистика, 1993. 560 с.
  86. Ansoff Н. I. The New Corporate Strategy. N. Y.: John Wiley and Son, 1988.
  87. Clifford W. Smith The modern theory of corporate finance McGRAW. Hill Publishing Company, 1990. 666 p.
  88. D’Aveni R. A. Hypercompetition: Managing the Dynamics of Strategic Maneuvring Richard A. D.'Aveni with Robert Gunther. N.Y., Oxford, Singapore, Sydney: The Free Press, 1994. 423 p.
  89. E. F. «The Behavior of Stock Market Prices» // Journal. Business, 1965.
  90. Hayek F. A. Individualism and Economic Order. Chicago: Univ of Chicago Press. 1948
  91. Porter M. E. Competitive Advantage: Creating a Sustaining Superior Performance. N.Y.: Free Press, 1990. 855 p.
  92. Porter M. E. Competitive Strategy: Techniques for Analyzing Industries and Competitors. N. Y.: Free Press, 1980. 396 p.
  93. Porter M. E. From Competitive Advantage to Corporate Strategy // Harvard Business Review, May June
  94. Weston F, Chung K.S., Hoag S.I. Mergers. Acquisitions, Restructuring and Corporate Control. N.Y.: Prentice-Hall, Inc., 1990. 396 p
  95. Блок схемы подсистем информационной системы контроллинга
  96. Стратегический общий менеджмент1. Стратегический маркетинг
  97. Стратегический финансовый менеджмент
  98. Сбор информации из служб управления первого уровня о СЗХ, на которых предприятие способно получить конкурентное преимущество
  99. Построение сценариев развития ситуации на избранных1. СЗХ.
  100. Разработка комплексного сценария и построение допустимых рыночных портфелей
  101. Рис. 1−1 Схема подсистемы выбора направления деятельности и идеологии.
  102. Выбор оптимального рыночного портфеля из имеющегося набора допустимых рыночных портфелей. Формулировка миссии и целейфирмы
  103. Конкретизация базовых стратегий. Выработка портфельной стратегии По1. Идеологические правила
  104. Правила оценки результатов деятельности организации Правила продуктево-рыно'шоЛ стратегии Основные оргниза-шюииые концепции Основные оперативные приемы
  105. Рис. 1−1 (продолжение). Схема подсистемы выбора направления деятельностии идеологии
  106. Рис. 1−2. Схема подсистемы контроля стратегических целей (SSC).
  107. Рис. 1−3 Схема подсистемы принятия стратегических решений (SSDM).1. Обратная связь1. AICS -S' 1. CCS 1 г1. SSDM 1. Обращая связь
  108. Рис .1- 4. Схема взаимосвязи подсистем в системе CIS
Заполнить форму текущей работой