Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Физическая реабилитация недоношенных детей с перинатальными поражениями центральной нервной системы в амбулаторных условиях

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На ранних этапах развития недоношенного ребенка с перинатальной патологией центральной нервной системы (ЦНС) к функциональной незрелости органов и систем часто добавляются изменения со стороны бронхолегочной системы, дисфункции желудочно-кишечного тракта, нестабильность гемодинамики, склонность к обменным нарушениям (рахит, аллергия), ферментопатии, повышенная восприимчивость… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Перинатальные поражения центральной нервной системы у недоношенных детей
    • 1. 1. Ведущие факторы перинатальной заболеваемости и смертности
    • 1. 2. Недоношенность как риск инвалидности с детства
    • 1. 3. Классификации гипоксически-ишемических поражений головного мозга у новорожденных детей
    • 1. 4. Дальнейшее психомоторное развитие детей, родившихся недоношенными
      • 1. 4. 1. Физическое развитие недоношенных детей
      • 1. 4. 2. Нервно-психическое развитие недоношенных детей клинические исходы)
    • 1. 5. Анатомо-физиологические особенности недоношенных детей
      • 1. 5. 1. Оценка физического развития недоношенных детей
      • 1. 5. 2. Особенности костной и мышечной системы недоношенных детей
      • 1. 5. 3. Особенности дыхательной системы недоношенных детей
      • 1. 5. 4. Особенности сердечно-сосудистой системы недоношенных детей
      • 1. 5. 5. Особенности ЦНС недоношенных детей
    • 1. 6. Оценка психомоторного развития недоношенных детей с перинатальными поражениями ЦНС. Шкалы развития
    • 1. 7. Физическая реабилитация недоношенных детей
    • 1. 8. Кинезотерапия в системе физической реабилитации
  • Глава 2. Методы и организация исследования
    • 2. 1. Организация исследования
    • 2. 2. Методы исследования
      • 2. 2. 1. Клинические методы исследования
      • 2. 2. 2. Инструментальные методы исследования
      • 2. 2. 3. Методы математической статистики
  • Глава 3. Программа физической реабилитации недоношенных детей первого года жизни с перинатальными поражениями ЦНС
    • 3. 1. Цель и методические принципы восстановительного лечения недоношенных детей первого года жизни с перинатальными поражениями ЦНС
    • 3. 2. Компоненты программы физической реабилитации недоношенных детей первого года жизни с перинатальными поражениями ЦНС
    • 3. 3. Физическая реабилитация недоношенных детей контрольной группы
    • 3. 4. Физическая реабилитация недоношенных детей основной группы
    • 3. 5. Этапы проведения гидрокинезотерапии в основной группе
    • 3. 6. Методика проведения фитболгимнастики в основной группе
  • Глава 4. Оценка результатов реабилитационного лечения недоношенных детей с перинатальной патологией ЦНС
    • 4. 1. Характеристика исследуемого контингента
    • 4. 2. Динамика клинико-функциональных и инструментальных показателей исследуемого контингента детей

Физическая реабилитация недоношенных детей с перинатальными поражениями центральной нервной системы в амбулаторных условиях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Публикации последних лет свидетельствуют о формировании нового направления в современной науке, основанного на использовании адаптационного потенциала, резервных возможностей организма человека и немедикаментозных средств коррекции в восстановительной медицине (Разумов А. Н., 1996; Агаджанян Н. А., 2000; Пономаренко В. А., 2001; Сорокина Е. И., 2008).

Большинство исследований на эту тему посвящено лечению взрослых пациентов, однако коррекция нарушений в раннем детском возрасте представляется более перспективной в связи с высоким компенсаторным потенциалом детей. Особенно важной является возможность применения немедикаментозных методов лечения в раннем детском возрасте ввиду физиологических особенностей детского организма (Моисеева Т. Ю., 2002; Шабалов Н. П., 2004; Хан М. А., 2007; Гончарова О. В., 2008; Carr J. et al., 1998; Aly М., 1999; Vojta V., 2000).

Применение новейших технологий в медицине, таких как экстракорпоральное оплодотворение, пролонгирование патологической беременности и реанимация новорожденных, обуславливают высокую актуальность проблемы здоровья и качества жизни недоношенных детей с перинатальной патологией нервной системы, требующих длительного выхаживания, лечения и реабилитации (Бомбардирова Е. П., 2005; Демьянова Т. Г., 2006, Кулаков В. И., 2006; Семенова К. А., 2007; Яцык Г. В., 2007).

Недоношенные дети, анамнез которых был отягощен перинатальной церебральной патологией, составляют основную группу риска по развитию ранней детской инвалидности и нарушению психомоторного развития, приводящему в дальнейшем к социальной дезадаптации (Лицев А. Э., 1995; Барашнев Ю. И., 1999; Володин Н. Н, 2008).

Усиление неврологической симптоматики у детей с перинатальными поражениями центральной нервной системы (ЦНС) отмечают в критические периоды развития: в период новорожденности, от 3 до 6 месяцев жизни, дошкольный, начальный школьный и пубертатный периоды (Вельтищев Ю. Е., 1989, 1994; Барашнев Ю. И., 2000; Баранов А. А., 2001).

Качество жизни этих детей зависит от множества факторов, ведущими из которых являются срок гестации и степень зрелости на момент рождения, масса тела при рождении, степень выраженности нарушений со стороны центральной нервной системы, оптимальное использование арсенала современных достижений реанимационной медицины, своевременность оказания реабилитационной помощи и последующего восстановительного лечения (Галиева С. X., 1998; Дегтярев Д. Н., 1999; Кораблев А. В., 2006).

Недоношенные дети, перенесшие интенсивную терапию и реанимацию, имеют ряд особенностей развития на первом году жизни, которые необходимо учитывать при планировании дальнейшей реабилитации (Александрович Ю. С., 1994; Федорова Л. А., 2003; Рыбакова Н. А., 2007; Коротаева Н. А., 2008; Ахмадеева Э. Н., 2008).

Однако, в настоящее время существует значительный разрыв между высокими технологиями выхаживания недоношенных детей в специализированных стационарах и последующим наблюдением и реабилитацией их в амбулаторно-поликлинической сети. По мнению Е. С. Сахаровой отсутствие преемственности и единого научно обоснованного подхода к ведению таких пациентов зачастую приводит к назначению диаметрально противоположных схем лечения и реабилитации. Гипердиагностика и неоправданно активная терапия оборачивается чрезмерной стимуляцией, а выжидательная тактика приводит к столь позднему началу лечения, что оптимальные сроки для эффективного восстановления функций оказываются упущены (Сахарова Е. С., 2002).

Противоречивы взгляды на объем проводимого лечения. В литературе широко представлены методики реабилитации и выработаны четкие алгоритмы лечения недоношенных детей с перинатальными поражениями ЦНС в условиях стационара (Серганова Т. И., 1995; Русанова В. Д., 2001; Яцык Г. В., 2007; Гончарова О. В., 2008) и нет единого мнения по необходимым объемам и срокам начала восстановительного лечения в амбулаторных условиях (Адулас Е. И., 2007; Авдеева Т. Г., 2008; Макарова 3. С., 2008).

В последние годы отмечаются позитивные изменения в работе отделений реанимации и интенсивной терапии новорожденных детей, активно осваиваются методики связанные с выхаживанием глубоко недоношенных детей. С одной стороны, показатель перинатальной смертности в России в течение последних лет характеризуется устойчивым снижением с 17,9% в 1991 году до 10,2% в 2005 году. Снижение перинатальной смертности достигнуто преимущественно за счет уменьшения ранней неонатальной смертности с 8,9% до 4,49% за те же годы и в меньшей степени за счет снижения мертворождаемости с 8% до 5,68% (Суханова JL П., 2007). С другой стороны, современные достижения медицинских технологий (реанимационной медицины, методы экстракорпорального оплодотворения, искусственное пролонгирование патологической беременности) обусловили увеличение количества выживших глубоконедоношенных детей, требующих длительного выхаживания, лечения и реабилитации.

Проблемы выхаживания и ранней реабилитации детей, родившихся преждевременно, в последние годы приобретают особую актуальность в связи с активным развитием новых медицинских технологий, обеспечивающих снижение ранней неонатальной смертности детей с низкой и экстремально низкой массой тела при рождении (Бомбардирова Е. П., 1997; Барашнев Ю. И., 2005; Яцык Г. В., 2002; Володин Н. Н., 2005; Демьянова Т. Г., 2004).

На ранних этапах развития недоношенного ребенка с перинатальной патологией центральной нервной системы (ЦНС) к функциональной незрелости органов и систем часто добавляются изменения со стороны бронхолегочной системы, дисфункции желудочно-кишечного тракта, нестабильность гемодинамики, склонность к обменным нарушениям (рахит, аллергия), ферментопатии, повышенная восприимчивость к бактериально-вирусным инфекциям, нарушения и задержка сенсорного развития (Волгина С. Я., 1996,2002; Шабанов Н. П., 2004). Учитывая вышеперечисленные особенности, можно заключить, что у недоношенных детей риск нарушений развития всегда значительно выше, чем у доношенных.

Недоношенные дети на первом году жизни требуют особого внимания специалистов, регулярного наблюдения педиатра и реабилитолога (Копце-ва А. В., 2008).

Традиционное лечение и реабилитация по отдельным нозологическим единицам не позволяют осуществлять терапию с позиции целостного подхода. Кроме того, в последние годы во всем мире прослеживается тенденция к ограничению использования лекарственной терапии, что объясняется значительным распространением аллергических заболеваний и загрязнением окружающей среды. В связи с этим в реабилитации детей ведущая роль отводится немедикаментозным методам воздействия, которые, по сравнению с лекарственной терапией, характеризуются более щадящей нагрузкой на организм (Яцык Г. В., 2007).

Развитие недоношенного ребенка первого года жизни напрямую зависит от правильно и своевременно проведенной физической реабилитации.

Таким образом, для успешной реабилитации недоношенных детей на амбулаторном этапе необходима единая методология наблюдения и лечения, основанная на знании анатомо-физиологических особенностей (АФО) недоношенного ребёнка, закономерностей нервно-психического развития, сроках формирования моторных навыков и точных знаниях о состоянии ЦНС, локализации повреждения и степени выраженности нарушенных функций.

Основными критериями эффективности проводимой терапии можно считать нормализацию темпов физического, психического и моторного развития, а также приближение скорригированного возраста к фактическому за минимально возможное время (Вернадская М. Э., 2003).

Гипотеза.

Предполагалось, что разработка и реализация программы физической реабилитации (гидрокинезотерапии, фитболгимнастика, рефлекторная и корригирующая гимнастика) будут способствовать эффективной коррекции нарушений функций ЦНС и создавать условия для нормализации психомоторного и физического развития недоношенного ребенка.

Объект исследования.

Физическая реабилитация недоношенных детей в возрасте от 2 до 12 месяцев с перинатальными поражениями ЦНС при лечении в амбулаторных условиях отделения восстановительного лечения.

Предмет исследования.

Двигательное и физическое развитие недоношенных детей с перинатальной патологией ЦНС.

Цель исследования.

Обоснование эффективности физической реабилитации недоношенных детей раннего возраста в амбулаторных условиях. I.

Задачи исследования.

1. Провести анализ факторов, влияющих на возникновение и развитие патологии центральной нервной системы у недоношенных детей первого года жизни.

2. Обосновать и апробировать программу щадящей физической реабилитации недоношенных детей раннего возраста с поражением центральной нервной системы.

3. Оценить эффективность предложенной программы физической реабилитации недоношенных детей первого года жизни.

4. Разработать критерии прогнозирования двигательного развития недоношенных детей, отражающие адекватность и эффективность проводимой реабилитации.

Методы исследования.

В диссертационной работе для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

Теоретический анализ и обобщение литературных источников.

Оценка антропометрических показателей постнатального развития ребенка.

Анализ медицинской документации (обменная карта беременной (ф.113у), выписка из истории развития новорожденного (ф.027у), история развития ребенка (ф.112у).

Клиническая диагностика (неврологический и ортопедический скрининг).

Динамическая оценка физического и психомоторного развития.

Инструментальные методы исследований (рентгенография, нейросоногра-фия, ультрасонография).

Методы математической статистики.

Катамнез заболеваний.

Научная новизна.

В представленной работе предложена программа физической реабилитации недоношенных детей первого года жизни с перинатальными поражениями центральной нервной системы. Программа была разработана с учетом стадии и степени тяжести заболевания, соматического состояния и уровня двигательного развития, неврологического и ортопедического статуса ребенка, а также скорости освоения двигательных навыков и проведена в амбулаторных условиях.

Теоретически обоснована и впервые доказана необходимость включения в программу восстановительного лечения недоношенных детей первого года жизни схем щадящей физической реабилитации, основу которых составляют гидрокинезотерапия и фитболгимнастика.

Проведен катамнез отдаленных результатов лечения и разработаны критерии прогнозирования дальнейшего двигательного развития недоношенных детей.

Теоретическая значимость.

Полученные результаты дополняют систему представлений о комплексном использовании различных компонентов восстановительного лечения в амбулаторно-поликлинических условиях для недоношенных детей первого года жизни с перинатальными повреждениями ЦНС.

Выявлено, что раннее применение щадящих программ физической реабилитации достоверно улучшает и ускоряет восстановление поражений и нарушений функции ЦНС у детей первого года жизни.

Выявлена достоверная зависимость между физической реабилитацией и темпами психомоторного развития недоношенного ребенка раннего возраста.

Практическая значимость.

Предложенная программа восстановительной терапии с включениями щадящих методик гидрокинезотерапии, фитболгимнастики, рефлекторной и корригирующей гимнастики, массажа и физиотерапевтического лечения дает следующие преимущества: возможность на любом этапе лечения выбрать оптимальную тактику реабилитациисокращение объемов медикаментозной терапиифункциональную компенсацию нейроортопедических и нейросенсорных нарушенийулучшение качества жизни и снижение риска ранней детской инвалидности вследствие поражения центральной нервной системы.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Для лечения недоношенных детей первого года жизни с перинатальными поражениями центральной нервной системы необходимо применение программы щадящих методик физической реабилитации, соответствующих основным принципам восстановительного лечения.

2. Использование индивидуальных комплексных программ в процессе физической реабилитации недоношенных детей с перинатальными поражениеми центральной нервной системы, включающих в себя методики гидрокинезоте-рапии и фитболгимнастики позволяет сокращать сроки лечения и восстановления, предотвращать развитие как ранних, так и поздних осложнений, уменьшать риск ранней детской инвалидности и улучшать качество жизни детей.

3. Эффективность предложенной программы ранней щадящей физической реабилитации подтверждается положительной динамикой клинико-функ-циональных и инструментальных показателей.

4. Применение регрессионной модели позволяет прогнозировать появление у недоношенных детей первого года жизни двигательных навыков, в зависимости от их гестационного возраста, а также сроков и степени освоения предшествующих двигательных умений. С помощью уравнений регрессии можно составить графики предсказания появления двигательных навыков у детей, занимающихся по разработанной программе физической реабилитации.

Апробация работы.

Основные положения, предварительные и окончательные результаты диссертационного исследования были представлены на: курсе реанимации, интенсивной терапии и реабилитации в неонатологии Санкт-Петербургской Международной школы перинатальной медицины и репродуктивного здоровья, 2004; научно-практической конференции Санкт-Петербургского городского врачебно-физкультурного диспансера, 2006; XII Российском национальном конгрессе «Человек и его здоровье», 2007; XIII Российском национальном конгрессе «Человек и его здоровье», 2008; Конференциях в детской поликлинике № 16 Приморского района Санкт-Петербурга, 2006;2009; IV Международном конгрессе «Человек, спорт, здоровье», 2009.

Внедрение результатов исследования.

Основные результаты исследования внедрены в лечебную работу отделений реабилитации детских поликлиник № 16 и № 75 Приморского района Санкт-Петербурга, в оздоровительную работу дошкольного образовательного учреждения № 88 Приморского района Санкт-Петербурга, а также в программу обучения студентов 4 курса факультета адаптивной физической культуры Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта и студентов Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. акад. И. П. Павлова.

По материалам диссертации опубликовано тринадцать работ в сборниках научных трудов, тезисах научно-практических конференций, из них две в журналах, рекомендованных списком ВАК.

Личное участие автора в исследовании.

Автором самостоятельно проведен аналитический обзор отечественной и зарубежной литературы по изучаемой проблеме. Автор приняла непосредственное участие в обследовании пациентов, разработке и реализации проведения реабилитационной программы, в оценке ее эффективности, а также в динамическом наблюдении всех пациентов.

Автором самостоятельно проведен сбор, обработка и статистический анализ научного материала, представленного в тексте диссертации, сформулированы положения диссертации и выводы.

ВЫВОДЫ.

1. На возникновение и развитие патологии центральной нервной системы у недоношенных детей первого года жизни влияют следующие факторы: заболевания матери во время беременности, приводящие к гипоксии шюда (46,7%), патология беременности (67,1%), патология в родах (62,5%), сочетание нескольких факторов одновременно (56,3%).

2. Программа ранней щадящей физической, реабилитации недоношенных детей, реализуемая в амбулаторно — поликлинических условиях должна быть построена с учетом стадии и степени тяжести заболевания, неврологического, ортопедического и соматического статуса, уровня физического развития ребенка, а также скорости освоения двигательных навыков.

3. Предложенная программа физической реабилитации основана на использовании курсов гидрокинезотерапии и фитболгимнастики, проводимых в четыре этапа и соответствующих основным принципам восстановительного лечения.

4. Эффективность предложенной программы подтверждается клинико-функциональными и инструментальными методами. В процесссе реабилитации отмечается достоверное опережение размеров длины тела (р<0,05) и окружности груди (р<0,05) у детей основной группы по сравнению с контрольной. При оценке психомоторного развития детей по шкале Журбы-Мастюковой в 12 месяцев дети основной группы опережают контрольную на 2,1 балла. Положительная динамика у детей основной группы по сравнению с контрольной отмечается также при оценке развития тазобедренных суставов к году, по ацета-булярному индексу, углу наклона костного эркера и коэффициенту костного покрытия головки бедра (р<0,001).

5. Разработанные критерии прогнозирования двигательного развития отражают адекватность и эффективность проводимой реабилитации. Применение регрессионной модели позволяет прогнозировать появление двигательных навыков у недоношенных детей первого года жизни в зависимости от их геста-ционного возраста, а также сроков и степени освоения предшествующих двигательных умений. Так, например, выявлена зависимость появления ходьбы от гестационного возраста, сроков начала поднимания головы, ползания по-пластунски и на четвереньках.

6. Проведенный катамнез отдаленных результатов лечения 34-х недоношенных детей с перинатальными повреждениями центральной нервной системы свидетельствует о компенсации неврологических и ортопедических нарушений.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. Необходимо соблюдать преемственность между стационарным и амбулаторным этапами восстановительного лечения недоношенных детей, включать кроме традиционных методов (массаж, гимнастика, физиотерапия) корригирующие технологии гидрокинезотерапии и фитболгимнастики.

2. Оптимальные сроки начала восстановительного лечения для данной категории детей должны соответствовать 2,5−3 месяцам фактического возраста, что связано, с одной стороны, с окончанием периода адаптации, а, с другой, с отсутствием в этом возрасте сформированных патологических двигательных стереотипов.

3. Применение предложенной программы физической реабилитации недоношенных детей с перинатальной патологией в амбулаторных условиях позволяет сократить объем медикаментозной нагрузки, что особенно важно для данной категории пациентов.

4. Во время проведения курсов физической реабилитации в рамках программы восстановительного лечения на первом году жизни необходим ежемесячный контроль междисциплинарной бригады специалистов (невролога, ортопеда, педиатра, врача ЛФК) в сочетании с необходимой индивидуальной коррекцией, проводимой с учетом уровня психомоторного развития и клинического статуса.

5. Гимнастические упражнения должны применяться в соответствии с по-зотоническими и локомоторными реакциями ребенка.

6. Для повышения эффективности реабилитации недоношенных детей важна оптимизация микроокружения, включающая обучение родителей правильному выполнению гимнастики в воде и на фитболе, а акже для самостоятельного продолжения занятий в домашних условиях с целью обеспечения процесса непрерывности реабилитации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Т. Г. Роль раннего неонатального периода в формировании состояния здоровья детей первого года жизни : автореф. дисс.. докт. мед. наук / Т. Г. Авдеева. — Смоленск, 1996. — 40 с.
  2. Т. Г. Руководство участкового педиатра. Серия «Библиотека врача-специалиста» / Т. Г. Авдеева, ред. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. — 352 с.
  3. Н. А.- Учение о здоровье и проблемы адаптации // Агаджа-нян Н. А., Баевский Р. М., Берсенева А. П. — Ставрополь: Издательство СГУ, 2000. —204 с.
  4. В. А. Недоношенные дети / В. А. Агейкин // Медицинский научный и учебно-методический журнал. — М., 2003. — № 16. — С. 3−15.
  5. Е. И. Влияние реабилитационных воздействий на особенности развития детей первого года жизни, родившихся с малой массой тела : автореф.. дисс.. канд. мед. наук / Е. И. Адулас. — СПб., 2007. — 20 с:
  6. А. М. Методика глубокого массажа новорожденных с перина-^ тальным поражением центральной нервной системы / А. М. Аксенова, Н. И. Аксенова // ЛФК и массаж. — 2003. — № 3 (6). — С. 9−11.
  7. Ю. С. Психомоторное развитие детей, перенесших оперативные вмешательства и интенсивную терапию в периоде новорожденности жизни : автореф. дисс.. канд. мед. наук / Ю. С. Александрович. — СПб. — 1994. —23 с.
  8. В. Ю. Заболеваемость детей и инвалидность / В. Ю. Альбиц-кий, Д. И. Зелинская, Р. Н. Терлецкая // Российский педиатрический журнал. — 2008. —№ 1. —С. 32−35.
  9. Э. Н., Валиулина А. Я., Брюханова О. А.- Последствия церебральной ишемии у детей раннего возраста / Э. Н. Ахмадеева, А. Я. Валиулина,
  10. О. А. Брюханова // Российский педиатрический журнал. — 2008. — № 6. — С.50−53.
  11. Л. О. Детская неврология. Учебное пособие / Л. О. Бадалян. — М.: МЕДпресс-информ, 2001. — 608 с.
  12. А. А. Глубоко недоношенные дети как биоэтическая проблема / А. А. Баранов, В. Ю. Альбицкий, С. Я. Волгина // Российск. педиатр, журнал. —1999. —№ 1. —с. 29−32.
  13. А. А. Недоношенные дети в детстве и отрочестве / А. А. Баранов, В. Ю. Альбицкий, С. Я. Волгина и др. —М.: Б. и., 2001. — 188 с.
  14. Ю. И. Гипоксическая энцефалопатия: гипотезы патогенеза церебральных расстройств и поиск методов лекарственной терапии / Ю. И. Барашнев // Российский вестник перинатологии и педиатрии. — 2002. —№ 1. — С. 6−13
  15. Ю. И. Клинико-морфологическая характеристика и исходы церебральных расстройств при гипоксически-ищемических энцефалопатиях / Ю. И. Барашнев // Акушерство и гинекология. — 2000.— № 5. — С. 3912.
  16. Ю. И. Компенсаторные возможности ЦНС у недоношенных новорожденных / Ю. И. Барашнев // Акушерство и гинекология. — 1990.— № 11. — С. 49−53.
  17. Ю. И. Перинатальная неврология / Ю. И. Барашнев. — М.: Триада-Х, 2005. — 670 с.
  18. Ю. И. Перинатальные повреждения нервной системы у новорожденных / Ю. И. Барашнев // Руководство по безопасному материнству. — М.: Триада-Х, 1998. — С. 373−432.
  19. Ю. И. Принципы реабилитационной терапии перинатальных повреждений нервной системы у новорожденных и детей первого года жизни / Ю. И. Барашнев // Российский вестник перинатологии и педиатрии. — 1999. — № 1. —С. 7−13.
  20. Е. Д. / Е. Д. Белоусова, М. Ю. Никанорова, Е. С. Кешишян, О. Н. Малиновская // Российский вестник перинатологии и педиатрии. — 2001. —№ 5. —С. 26−32.
  21. Е. П. Лечение и реабилитация перинатальных поражений нервной системы у детей первых месяцев жизни / Е. П. Бомбардирова, Г. В. Яцык, А. А. Степанов // Лечащий врач. — 2005. — № 5. — С. 67−69.
  22. Е. П. Эффективность функциональной реабилитации преждевременно родившихся детей.: автореф. дисс. докт. мед. наук / Е. П. Бомбардирова. — М., 1997. — 43 с.
  23. С. Н. Восстановительное лечение детей первого года жизни с врожденной патологией тазобедренных суставов : автореф. дисс.. канд. мед. наук / С. Н. Бондарева. — СПб., 2008. — 20 с.
  24. . С. Комплексная реабилитация детей с ограниченными возможностями вследствие заболеваний нервной системы. Методические рекомендации / Б. С. Бондаренко, Д. Ч. Шериторова, Э. И. Танюхина. — М., СПб, 1999. —432 с.
  25. С. А. Лечебная физкультура и массаж при детском церебральном параличе / С. А. Бортфельд, Е. И. Рогачева. — JT.: Медицина, 1986. — 162 с.
  26. Бююль A. SPSS: Искусство обработки информации / А. Бююль, П. Це-фель. — СПб: ДиаСофт, 2002. — 608 с.
  27. Ю. Е. Критические периоды развития ребенка и профилактика донозологических состояний / Ю. Е. Вельтищев. — М: Медицина, 1989. — 191 с.
  28. Ю. Е. Рост ребенка: закономерности, отклонения, патология, и превентивная терапия / Ю. Е. Вельтищев. — М.: Медицина, 1994. — 80 с.
  29. ВеселоваА. Н. Клинико-диагностическое и прогностическое значение нарушений мозгового кровотока при постгеморрагической гидроцефалии у недоношенных новорожденных детей: автореф. дисс. канд. мед. наук / А. Н. Ве-селова. — М., 2007. — 28 с.
  30. И. Н. Методы комплексной оценки состояния.здоровья детей раннего возраста. Учебно-методическое пособие / И. Н. Власова, Т. Ф. Лыскова, В. С. Прошанина и др. — Нижний Новгород, 1999. — 40 с.
  31. С. Я. Заболеваемость детей-до 3-х лет, родившихся недоношенными / С. Я. Волгина // Российский вестник перинатологии и педиатрии. — 2002. —№ 4(47).
  32. С. Я. Состояние здоровья детей, родившихся недоношенными / С. Я. Волгина // Педиатрия. — 1996. — № 5. — С. 24−27.
  33. Н. Н. Неонатология / Н. Н. Володин и др. — М.: Academia, 2005. —446 с.
  34. Н. Н. Перинатальная энцефалопатия и ее последствия — дискуссионные вопросы семиотики, ранней диагностики, терапии / Н. Н. Володин,
  35. М. И. Медведев, С. О. Рогаткин // Российский педиатрический журнал. — 2008. —№ 1. —С. 4−8.
  36. Высшая математика и математическая статистика: учебное пособие для вузов / под ред. Г. И. Попова. — М.: Физическая культура, 2007. -368 с.
  37. С. X. Состояние здоровья детей дошкольного возраста, родившихся недоношенными: автореф. дисс. канд. мед. наук / С. X. Галиева. — Казань, 1998. —20 с.
  38. Н. JI. Введение в перинатальную медицину / Н. JI. Гармашо-ва, Н. Н. Константинова — М.: Медицина, 1978. —294 с.
  39. О. В. Система диагностических и корригирующих технологий у детей с последствиями перинатальных гипоксических поражений ЦНС : автореф. дисс.. докт. мед. наук / О. В. Гончарова. — М., 2008. -— 48 с.
  40. Н. А. Современные методики физической реабилитации детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата / Н. А. Гросс, ред. -М.: Совет. Спорт, 2005. — 235 с.
  41. Д. Н. Ближайшие и отдаленные последствия перинатальной гипоксии у детей различного гестационного возраста : автореф. дисс.. докт. мед. наук / Д. Н. Дегтярев — М., 1999. — 48 с.
  42. Г. М. Профилактическая и превентивная неонатология. Низкая масса тела при рождении. Гипоксия плода и новорожденного. Лекция для врачей / Г. М. Дементьева. — М.: МНИИ педиатрии и детской хирургии МЗ РФ, 1999. —70 с.
  43. Г. М. Низкая масса тела при рождении. Гипоксия плода и новорожденного / Г. М. Дементьева // Российский вестник перинатологии и педиатрии. Приложение к журналу. — М., 2003. — 89 с.
  44. Т. Г. Мониторинг здоровья глубоко недоношенных детей на первом году жизни : автореф. дисс.. докт. мед. наук / Т. Г. Демьянова. — М., 2004. —26 с.
  45. Т. Г. Наблюдение за глубоко недоношенными детьми на первом году жизни / Т. Г. Демьянова, JI. Я. Григорянц, Т. Г. Авдеева, А. Г. Румянцев. — М.: Медпракгика-М, 2006. — 148 с.
  46. В. А. Детская реабилитология / В. А. Доскин, Е. Т. Лильин — М.: Медкнига, 2008. — 291 с.
  47. В. А. Основы ранней реабилитации детей с отклонениями в развитии / В. А. Доскин // Российский вестник перинатологии и педиатрии. — 1998. —№ 4. —С. 54−57.
  48. В. И. Современные немедикаментозные методы восстановительного лечения в нейрореабилитации детей / В. И. Доценко, A. JI. Куренков, В. Д. Лев-ченкова // Российский педиатрический журнал. — 2008. — № 3. — С. 43−50.
  49. А. М. Многомерные статистические методы / А. М. Дубров, В. С. Мхиторян, Л. И. Трошин — М.: Финансы и статистика, 2003. — 352 с.
  50. Т. А. Фитбол-гимнастика в оздоровлении организма / Т. А. Евдокимова, Е. Ю. Клубкова, М. Д. Дидур. — СПб., 2000. — 18 с. • ¦
  51. Л. Г. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни / Л. Г. Журба, Е. М. Мастюкова. — М.: Медицина, 1981. — 272 с.
  52. Л. Т. Метод количественной оценки двигательных, речевых и психических функций ребенка для раннего выявления задержки возрастного развития / Л. Т. Журба, О. В. Тимонина // Медицинский научно-методический журнал.—2003.—№ 14, 15.'
  53. Д. И. Автоматизированный регистр детей-инвалидов в системе учета и анализа состояния здоровья детей России / Д. И. Зелинская, Б. А. Кобринский // Российский вестник перинатологии и педиатрии. — 1997. № 3 — С. 41−44.
  54. Д. И. Детская инвалидность : автореф. дисс.. докт. мед. наук / Д. И. Зелинская. — М., 1998. — 53 с.
  55. Д. И. Оценка психомоторного развития детей раннего возраста / Д. И. Зелинская, Э. О. Исполатовская, А. М. Казьмин, Е. С. Кешинян,
  56. М. И. Никовская // Российский вестник перинатологии и педиатрии. — 2005. — № 2. —С. 57−61.
  57. Е. В. Методика реабилитации недоношенных детей средствами ЛФК / Е. В. Казанская, А. А. Потапчук // Материалы XII Российского национального конгресса «Человек и его здоровье». 27.11−1.12.2007. — СПб., 2007. — С. 192−193.
  58. А. Г. Компьютерная обработка данных экспериментальных исследований Учебно-методическое пособие / А. Г. Катранов, А. В. Самсоно-ва. — СПб: СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 2005. — 132 с.
  59. Е. С. Психомоторное развитие как критерий неврологического здоровья недоношенного ребенка / Е. С. Кешишян, Е. С. Сахарова // Лечащий врач. — 2004.—№ 5.
  60. Ким Дж. О. Факторный анализ: статистические методы и практические вопросы / Дж. О. Ким, Ч. У. Мьюллер // Факторный, дискриминантный и кластерный анализ. — М.: Финансы и статистика, 1989. — 215 с.
  61. В. И. Система интенсивной нейрофизиологической реабилитации. Блок кинезотерапии / В. И. Козявкин. — Трускавец, 2004. 128 с. '
  62. А. В. Оптимизация стационарной помощи детям первого года с перинатальной патологией как резерв снижения младенческой смертности и детской инвалидности : автореф. дисс.. канд. мед. наук / А. В. Кораблев. — СПб., 2006. — 20 с.
  63. Н. В. Мониторинг развития детей, реконвалесцентов реанимации новорожденных : автореф. дисс.. канд. мед. наук / Н. В. Коротаева. — Воронеж, 2008. — 23 с.
  64. В. И. Новорожденные высокого риска / В. И. Кулаков, Ю. И. Барашнев — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. — 528 с.
  65. В. И. Проблемы и перспективы выхаживания детей с экстремально низкой массой тела на современном этапе / В. И. Кулаков, А. Г. Антонов, Е. Н. Байбарина // Российский вестник перинатологии и педиатрии. — 2006. — № 4. —С. 8−11.
  66. В. Н. Вестибулярное нарушение у детей первых двух лет жизни, страдающих детским церебральным параличом : автореф. дисс.. канд. мед. наук / В. Н. Лебедев. — М., 1977. — 24 с.
  67. А. Э. Роль перинатальной патологии в генезе минимальных мозговых дисфункций у детей раннего возраста : автореф. дисс.. канд. мед. наук / А. Э. Лицев.— М., 1995. —21 с.
  68. Луковцева 3. В. Методы оценки особенностей психического развития недоношенных детей первого года жизни / 3. В. Луковцева, Г. М. Дементьева, И. Н. Черноног // Педиатрия. — 2002. — № 3.
  69. Макарова 3. С. Диспансеризация, лечение и реабилитация детей раннего и дошкольного возраста / 3. С. Макарова, В. А. Доскин, Л. Г. Голубева. — Б. м.: Владос-пресс, 2008. — 492 с.
  70. О. А. Врожденный вывих бедра / О. А. Малахов, С. Э. Крали-на. —М.: Медицина, 2006. — 128 с.
  71. У. Плавание для беременных. Плавание на спине. Плавание для малышей / Мелхерм У. — М., 2004. — 111 с.
  72. Т. Ю. ЛФК и массаж в реабилитации недоношенных детей с перинатальной патологией нервной системы / Т. Ю. Моисеева // ЛФК и массаж. — 2002. — № 1. — С. 13−15.
  73. Д. Ф. Преодоление критических ситуаций на воде / Д. Ф. Мо-сунов, В. Г. Садыкин. — М.: Советский спорт, 2002. — 152 с.
  74. И. Н. / И. Н. Ожиганова, Е. К. Ширяева, А. М. Литвинова // Мат. республ. науч.-практ. конф. «Актуальные вопросы перинатологии». —Екатеринбург, 1996. — С. 209−211.
  75. А. Б. Токсические энцефалопатии новорожденных / А. Б. Пальчик. — М.: МЕДпресс-информ, 2009. — 159 с.
  76. Э. В. Детский церебральный паралич / Э. В. Польской. — М.: Гайнуллин, 2004. — 174 с.
  77. В. А. Психологические резервы профессионального здоровья человека / В. А. Пономаренко // Вестник РАМН. — 1997. — № 4. — С. 24−27.
  78. В. А. Размышления о здоровье / В. А. Пономаренко. — М.: Магистр-пресс, 2001. — 429 с.
  79. А. А. Реабилитация детей раннего возраста с поражением ЦНС с помощью фитболгимнастики / А. А. Потапчук, Е. В. Казанская // Материалы IX Российского национального конгресса «Человек и его здоровье» 22— 26.11.2004. — СПб., 2004. — С. 182−183.
  80. А. А. / Методика адаптивной физической культуры при детском церебральном параличе// Шапкова Л. В., ред. Частные вопросы адаптивной физической культуры. —М.: Советский спорт, 2007. — С. 343−409.
  81. А. А. Комплексная физическая реабилитация детей первого года жизни с перинатальной патологией ЦНС // Мат. научн-практ. конф. профес.-преп. сост. НГУ физ. культ., спорта и здор. им. П. Ф. Лесгафта за 2008 год. — Спб, 2008. —С. 21−22.
  82. С. Н. Медико-социальные проблемы детей-инвалидов / С. Н. Пузин // Мат. Рос. науч.-практ. конф. «Мед.-социал. пробл. детей-инвалидов», Москва, 5−6 дек. 2002 г. — М., 2002.
  83. Ю. А. Коррекционно-педагогическая работа с детьми первого года жизни группы риска в условиях дома ребенка : автореф. дисс.. канд. пед. наук / Ю. А. Разенкова. — М., 1997. — 16 с.
  84. А. Н. Здоровье здорового человека (Основы восстановит, медицины) / А. Н. Разумов, В. А. Пономаренко, В. А. Пискунов. — М.: Медицина, 1996, —413 с.
  85. А. Н. Оздоровительная физкультура в восстановительной медицине : Учеб. пособие / А. Н. Разумов, О. В. Ромашин. — М.: ВУЗ и шк., 2002. —167 с.
  86. А. Н. Оздоровительные технологии восстановительной медицины в педиатрии. Учебное пособие для врачей / А. Н. Разумов, М. А. Хан, А. В. Червинская, Е. П. В ахова — М.: Экстра-Принт, 2008. — 62 с.
  87. А. Ю. Неврология новорожденных: острый период и поздние осложнения / А. Ю. Ратнер — Изд. 2-е. — М.: Бином, 2005. — 367 с.
  88. JI. А. Детская инвалидность как медико-социальная проблема одного из регионов северо-запада России / JI. А. Рожавский, А. Ю. Окунев,
  89. В. И. Пуринь // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. — 2008. — № 3. —С. 12−15.
  90. В. Д. Восстановительное лечение детей раннего возраста с отставанием в нервно-психическом развитии в условиях специализированного отделения : автореф. дисс.. канд. мед. наук / В. Д. Русанова. — М., 2001. —22 с.
  91. Н. А. Реабилитация детей первого года жизни с перинатальным поражением центральной нервной системы / Н. А. Рыбакова. — М.: Русский врач, 2007.- № 7.
  92. Е. С. Психомоторное развитие глубоконедоношенных детей с тяжелой ретинопатией / Е. С. Сахарова, Е. С. Кешинян // Российский вестник перинатологии и педиатрии. — 2003. — № 5. — С. 10−13.
  93. Е. С. Особенности психомоторного развития недоношенных детей, рожденных с массой тела менее ЮООг / Е. С. Сахарова, Е. С. Кешинян, Г. А. Алямовская // Российский вестник перинатологии и педиатрии. — 2002. — № 4 (47). с. 20−24.
  94. К. А. Восстановительное лечение больных с резидуальной стадией детского церебрального паралича параличом / К. А. Семенова. — М.: Антидор, 1999. —384 с.
  95. К. А. Восстановительное лечение детей с перинатальным поражением нервной системы и с детским церебральным параличом / К. А. Семенова. — М.: Закон и порядок, 2007. — 616 с.
  96. Т. И. Как победить детский церебральный паралич / Т. И. Серганова. — СПб.: ТАС, 1995. — 192 с.
  97. О. Н. Прогнозирование нервно-психического развития детей, перенесших внутриутробную гипоксию / О. Н. Сергеева, И. М. Сутулина // Мать и дитя в Кузбассе. — 2001. — № 1(2). — С. 4215.
  98. И. А. Детство нервной системы / И. А. Скворцов М.: МЕДпресс-информ, 2003. — 176 с.
  99. Е. И. Оздоровительные технологии / Е. И. Сорокина // Новые медицинские технологии. — 2008. — № 1. — С. 34−37.
  100. В. JI. Лечебная физкультура в реабилитации больных детей группы риска первого года жизни / В. Л. Страковская. — Л.: Медицина, 1991. —160 с.
  101. В. М. О перинатальных поражениях нервной системы и исходах / В. М. Студеникин, В. И. Шелковский, Л. Г. Хачатрян, Н. В. Андреен-ко // Практика педиатра: неврология. — 2008. — № 1.
  102. Л. П. Здоровье новорожденных детей в России / Л. П. Суханова. — М.: Канон + реабилиатция, 2007. — 319 с.
  103. В. А. Тезисы орловской обл. научн.-практ. конф. «Актуальные вопросы практ. педиатрии и детской хирургии» / В. А. Таболин, ред. — Орел, 1987. —153 с.
  104. В. Н. Недоношенные новорожденные дети / В. Н. Тимошенко — Уч. пособие. — Ростов-на-Дону: Феникс- Красноярск: Издательские проекты, 2007. — 184 с.
  105. Л. А. Неврологические исходы критических состояний раннего неонатального периода у недоношенных детей с очень низкой и экстремально низкой массой тела при рождении : автореф. дисс.. канд. мед. наук / Л. А. Федорова — СПб., 2003. — 22 с.
  106. Т. К. Влияние медицинских, социальных, бытовых и экологических факторов на рост московских детей. Деп. в ВИНИТИ № 386−2007 / Т. К. Федотова, А. К. Горбачева, В. Е. Дерябин. — М., 2007. — 228 с.
  107. Т. К. Размеры тела новорожденного и соматический статус ребенка / Т. К. Федотова // Российский педиатрический журнал. — 2008. — № 3. — С. 47−50.
  108. Фирсов 3. П. Плавать раньше, чем ходить / 3. П. Фирсов — М.: Советский спорт, 1978. — 72 с.
  109. Э. JI. Методы диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста / Э. JI. Фрухт, Г. В. Пантюхина, К. JI. Печора — М.: Изд-во ВУНМЦ, 1996. —84 с.
  110. Э. JI. Сравнительный анализ шкал развития детей первого года жизни / Э. JI. Фрухт, Р. В. Тонкова-Ямпольская, В. А. Доскин // Российский вестник перинатологии-и педиатрии. — 1998. — № 2. — С. 39−43.
  111. Хан М. А. Восстановительная медицина в системе оздоровления детей и подростков/ М. А. Хан // Здоровье здорового человека. — М., 2007. — С.' 453472.
  112. Н. П. Асфиксия новорожденных / Н. П. Шабалов, В. А. Лю-бименко, А. Б. Пальчик, В. К. Ярославский. — 3-е идание. — М.: МЕДпресс-информ, 2003. —368 с.
  113. Н. П. Неонагология / Н. П. Шабалов.—М., 2004.—Т. 1.—607 с.
  114. Н. П. Физиологические аспекты и стандарты выхаживания недоношенных детей. Части I и II. Учебно-методическое пособие / Шабалов Н. П., ред. — СПб., 2005. — 95 с.
  115. Р. И. / Р. И. Шалина, Е. Б. Херсонская, М. А. Курцер // Пробл. беременности высокого риска. — 2002. — № 6. — С. 32—38.
  116. Р. И. Перинатальные исходы у недоношенных новорожденных с экстремально низкой и низкой массой тела при рождении / Р. И. Шалина, Ю. В. Выхристюк, С. В. Кривоножко // Вопросы акушерства, гинекологии и перинатологии. — 2004. — № 4 (3). — С. 57−63.
  117. В. В. Плавание для грудных детей. Методика Гутермана / В. В. Шицкова, ред. —М.: Медицина, 1978.
  118. В. В. Рост и развитие ребенка / В. В. Юрьев, А. С. Симаход-ский, Н. Н. Воронович, М. М. Хомич. — СПб.: Питер, 2008. — 272 с.
  119. А. А. Клиническое значение морфофенотипических характеристик в оценке и прогнозировании адаптационных возможностей детей дошкольного возраста : автореф. дисс. докг. мед. наук / А. А. Яйленко. — 2000. — 50 с.
  120. Н. Ю. Анализ уровня и структуры детской инвалидности вследствие заболеваний нервной системы в Санкт-Петербурге / Н. Ю. Янушанец Российский вестник перинатологии и педиатрии. — 2006. — № 4. С. 53−55.
  121. Г. В. Алгоритмы диагностики, лечения и реабилитации перинатальной патологии маловесных детей / Г. В. Яцык. — М.: Педагогика-Пресс, 2002. —С. 135.
  122. Г. В. Выхаживание и ранняя реабилитация детей / Г. В. Яцык, Е. П. Бомбардирова, О. В. Тресорукова // Лечащий врач.—2007.—№ 7. — С. 23−27.
  123. Г. В. Нервно-психическое развитие глубоко недоношенных детей / Г. В. Яцык, Е. П. Бомбардирова, Е. И. Токовая — Детский доктор. — 2001. — № 3. —С. 8−10.
  124. Г. В. Проблемы и перспективы выхаживания новорожденных с экстремально низкой массой тела / Г. В. Яцык // Вестн. РАМН. — 2008. — № 12. С. 41−44.
  125. Ahrendt L. Sauglingsschwimmen. Theorie und Praxis des Eltern-Kind-Schwimmens im eKsten Lebensjahr / L. Ahrendt, 2001 — S. 204.
  126. Aly M. Die therapeutische Begleitung des kleinen MMC-Kindes / Aly M. // Krankengymnastik. — 1999. — 44(3).
  127. Ayres A. J. Cluster analyses of measure of sensory integration / A. J. Ayres // American Journal of Occupational Therapy. — 1977. — 31.— P. 362—366.
  128. Bernstein I. M. Morbidity and mortality among very-low-birth-weight neonates with intrauterine growth restriction / Bernstein I. M. et al. // American Journal of Obstetrics and Gynecology. — 2000. — Jan (182). P. 198−206.
  129. Bertoti D. B. Effect of therapeutic horseback riding on posture in children with cerebral palsy / D. B. Bertoti // Physical therapy. — 1988. — 68. — P. 15 051 511.
  130. Bhatara V. Behavioral and nystagmus response of a hyperkinetic child to vestibular stimulation / V. Bhatara, D. L. Clark, L. E. Arnold // American Journal of Occupational Therapy. — 1978. — 32. — P. 311−316.
  131. Bracewell M. Patterns of motor disability in very preterm children / M. Bracewell, N. Marlow // Mental retardation & developmental disabilities research reviews. — 2002. — 8 (4). — P. 241−248.
  132. Buckup K. Clinical tests for the musculoskeletal system. Examintaions — Signs — Phenomena / B. Klaus. — Stuttgart, NY: Thieme, 2004. — P. 272.
  133. Bylund B. Very low birth weight children at 9 years: school performance and behavior in relation to risk factors / B. Bylund, T. Cervin, O. Finnstrom et al. // Prenatal and Neonatal Medicine. — 2000. — 5. 124−133.
  134. Carl sen P. N. Comparison of two occupational therapy approaches for treating the young cerebral-palsied child / P. N. Carlsen // American Journal of Occupational Therapy. — 1975. — 29. — P. 267−272.
  135. Carr J. Neurological Rehabilitation: Optimizing Motor Performance / J. Carr, R. Shepherd. — Oxford: Butterworth-Heiemann, 1998.
  136. Cole A. J. Comprehensive aquatic therapy / Cole A. J., Becker В. E. — Philadelphia: 2004.—P. 370.
  137. Cooke R. W. I. / R. W. I. Cooke, L. S. Abemethy //Archives of disease in childhood. — 1999. — Vol. 81. — P. 116−121.
  138. Drillen С. M. The growth and development of prematurely born children / С. M. Drillen. — Baltimore, Edinburg, 1964.
  139. Drillien C. Developmental screening and the child with special needs: A population study of 5000 children / C. Drillien, M. Drummond // Clinics in Developmental Medicine. — 1983. — 86. — London: Heinemann.
  140. Gauthier S. M. The Bayley Scales of infant Development. II: Where to start? / S. M. Gauthier, C. R. Bauer, D. S. Messinger, J. M. Closius // Journal of developmental behavioral pediatrics. — 1999. — 20:2. — P. 75−79.
  141. Hack M. Poor predictive validity of the Bayley Scales of Infants Development for cognitive function of extremely low birth weight children at school age / M. Hack et al. //Pediatrics.— 2005.—№ 116— P. 333−341.
  142. Hagberg B. The changing panorama of cerebral palsy in Sweden. Prevalence and origin in the birth year period 1987 to 90 / B. Hagberg, G., F. -Hagberg, L. von Wendt // Acta Paediatrica. -1996- № 85. — P. 954−960.
  143. Hudgins R. J.- Treatment of posthemorrhagic hydrocephalus in the preterm infant with a ventricular access device / R. J. Hudgins // Pediatric Neurosurgery. — 1998. —29(6). P. 309−313.
  144. Hudgins R. J. Posthemorrohagic hydrocephalus of infancy / R. J. Hudgins // Neurologic Clinics of North America. — 2001. — 12 (4). — P. 743−751.
  145. Kantner R. M. Effects of vestibular stimulation on nystagmus response and motor performance in the developmentally delayed infants / R. M. Kantner, D. L. Clark, L. C. Allen, M. F. Chase // Physical therapy. — 1976. — 56. — P. 414−421.
  146. Kitchen W. Outcome of infants of birthweght 500−999g: a regional study of 19 791 980 birth/W. Kitchen et al. //Journal ofPediatrics. —1984. —104.—P. 921−927.
  147. Korner A. F. Effects of vestibular-proprioceptive stimulation on the neu-robehavioral development of preterm infants: a pilot study / A. F. Korner, P. Schneider, T. Forrest //Neuropediatrics. — 1983. — № 14 (3). — P. 170−175.
  148. La Pine T. R. Complement disorders / T. R. La Pine, H. R. Hill // Os-born L. M. Pediatrics. — 2004. — P. 1118−1122.
  149. McDonald A. D.- Early prenatal factors and prematurity / A. D. McDonald // The Journal of Obstetrics and Gynaecology of the British Commonwealth. — 1962. —69. —P. 502−505.
  150. Paine R. S. On the treatment of cerebral palsy / R. S. Paine // Pediatrics- 29- 1962- 605−616.
  151. Polyatko H. J. A critical look at vestibular dysfunctions in learning-disabled children / H. J. Polyatko // Developmental medicine and child neurologic. — № 27. — 1985. —P. 283−291.
  152. Roslmair U. Spezielle Kenntnisse uber Risikoneugeborene / U. Roslmair // Physiotherapie in der padiatrie. — Stuttgart, NY: Thieme, 2005. — 186−193.
  153. Scherzer A. L. Physical therapy as a determinant of change in the cerebral palsied infant / A. L. Scherzer, V. Mike, J. Ilson // Pediatrics. — 1976. — 58. — P. 47−52.
  154. Silverman W. A. Dunham’s Premature Infants / W. A. Silverman. — 1961.—Vol. ХП.-P. 575.
  155. Snashall S. E. Paediatric audiological medicine: policy document of the British Association of Audiological Physicians / S. E. Snashall // British Association of Audiological Physicians. — 1990. —P. 46.
  156. Timmermans C. How to teach your baby to swim / C. Timmermans. — NY: Stein and Day, 1975.
  157. Vojta V. Die zerebralen Bewegungsstorungen im Sauglingsalter. — 6 Aufk-age. -Stuttgart: Hippocrates, 2000. — S. 324.
  158. Volpe J. J. Neurology of the Newborn / J. J. Volpe. — Fourth Edition. — Philadelphia: WB Saunders, 2001.
  159. Volpe J. J.- Neurobiology of periventricular leukomalacia in the premature infant / J. J. Volpe // Pediatric Research. — 2001. — 50. — P. 553−562.
  160. Volpe J. J.- Perinatal brain injury — from pathogenesis to neuroprotection / J. J. Volpe // Mental retardation & developmental disabilities research reviews. — 2001—7.
  161. Weeks Z. R. Effects of the vestibular system on human development Part I. Overview of functions and effects of stimulation / Z. R. Weeks // American Journal of Occupational Therapy. — 1979. — 33. — P. 376−381.
  162. Wilson-Costello D. / Wilson-Costello D. et al. // Pediatrics. — 2005. — Vol. 115. —P. 997−1003.
  163. Wright T. Physiotherapy for the spastic child: An evaluation / T. Wright, J. Nikolson // Developmental medicine and child neurologic. — 1973. — № 15. — P. 146−163.
  164. Yu V. Y. H. Prognosis for infants born at 23 to 28 weeks' gestation / V. Y. H. Yu et al. // British Medical Journal. — 1986. — 293. — P 1200−1203.
Заполнить форму текущей работой