Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Исследование резидуально-неврологических синдромов у детей (новые подходы к диагностике и лечению заикания, гиперактивности, тиков и энуреза)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Российская ассоциация специалистов перинатальной медицины (РАСПМ), созданная в марте 1994 года, участвуя в работе VI Российского национального конгресса «Человек и лекарство», провела семинар по перинатальной неврологии «Семиотика перинатальных повреждений нервной системы» (1999 год). Итогом этого семинара стал выпуск методических рекомендаций «Классификации перинатальных поражений нервной… Читать ещё >

Содержание

  • СПИСОК УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ, СИМВОЛОВ, ЕДИНИЦ И
  • ТЕРМИНОВ
  • 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР
    • 1. 1. Исторические аспекты вопроса о резидуально-неврологических (пограничных психических) расстройствах
    • 1. 2. Минимальная дисфункция мозга (МДМ) и синдром нарушения внимания с гиперактивностью (СНВГ)
    • 1. 3. Заикание
    • 1. 4. Тики
    • 1. 5. Энурез
    • 1. 6. Межполушарные взаимоотношения и межструктурные взаимодействия и их место в генезе нервно-психических заболеваний
    • 1. 7. Объективные методы исследования в неврологии
    • 1. 8. К вопросу о лечении рассматриваемых резидуально-неврологических (пограничных) расстройств
  • 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БОЛЬНЫХ И МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
  • 3. НОВАЯ КОМПЛЕКСНАЯ МЕТОДИКА ЛЕЧЕНИЯ РЕЗИДУАЛЬНО-НЕВРОЛОГИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ У ДЕТЕЙ
    • 3. 1. Базовые теоретические концепции
    • 3. 2. Психофармакологическая коррекция
    • 3. 3. Адаптивное биоуправление
  • 4. РЕЗУЛЬТАТЫ СОБСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
    • 4. 1. Результаты клинического обследования больных до лечения
      • 4. 1. 1. Клиническое обследование
      • 4. 1. 2. Психологическое обследование
      • 4. 1. 3. Энцефалографическое обследование
        • 4. 1. 3. 1. Общий анализ ЭЭГ
        • 4. 1. 3. 2. Кросскорреляционный анализ ЭЭГ
    • 4. 2. Результаты обследования больных после лечения
    • 4. 3. Компьютерная ЭЭГ — диагностика
    • 4. 4. Системный подход к групповой и семейной психотерапии

Исследование резидуально-неврологических синдромов у детей (новые подходы к диагностике и лечению заикания, гиперактивности, тиков и энуреза) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Одной из наиболее актуальных задач современной прикладной психофизиологии является изучение механизмов развития патологических состояний головного мозга и разработка новых высокоэффективных методов коррекции этих состояний.

Резидуально-неврологические расстройства детского возраста, к которым, помимо прочих, относятся заикание, синдром нарушения внимания с гиперактивностью (СНВГ), тикозные расстройства и энурез, являются самыми распространенными видами заболеваний. По данным разных источников, ими страдает более 20% детей в возрасте от 3 до 11 лет (Александровский Ю.А., 1993, 2000; Пальчик А. Б., Шабалов Н. П., 2000; Лазебник Т. А. и др., 2002; Пальчик А. Б., 2002; Яхно Н. Н., Штульман Д. Р., 2003), и этот процент имеет тенденцию к увеличению, что говорит об актуальности проблемы исследования и лечения таких расстройств.

Понятие о резидуальных формах нервно-психических или пограничных расстройств используется, по мнению ведущих специалистов в этой области (Александровский Ю.А., 2000, 2005; Гарбузов В. И., 2001; Скоромец А. А., 2002; Голубев B.JI., Вейн A.M., 2003), для отделения их от психотических проявлений на основе общих патогенетических факторов и клинических особенностей.

Манифестация клинических проявлений резидуально-неврологических расстройств возникает в раннем детском возрасте, когда, несмотря на часто выраженные яркие симптомы (заикание, гиперактивность, тики, энурез и др.), диагностика заболевания в целом затруднена из-за особенностей развития ЦНС в каждом индивидуальном случае (Ковалев В.В., 1979; Бадалян JT.O. и др., 1980; Айрапетянц М. Г., Вейн A.M., 1982; Бадалян Л. О., Скворцов И. А., 1986; Шаман-суров Ш. Ш. и др., 1995; Бадалян Л. О. и др., 2000; Лебединский В. В., 2004). Поэтому ключом для точной диагностики должна быть оценка динамики того или иного болезненного симптома, анализ причин его возникновения, а также взаимосвязи индивидуально-типологических особенностей личности ребенка с её психопатологическими проявлениями.

Российская ассоциация специалистов перинатальной медицины (РАСПМ), созданная в марте 1994 года, участвуя в работе VI Российского национального конгресса «Человек и лекарство», провела семинар по перинатальной неврологии «Семиотика перинатальных повреждений нервной системы» (1999 год). Итогом этого семинара стал выпуск методических рекомендаций «Классификации перинатальных поражений нервной системы у новорожденных», которые были утверждены МЗ РФ (Володин Н.Н. и др. 1999; Пальчик А. Б., Шабалов Н. П., 2000). Разработчики классификации, говоря о том, что появились новые возможности в изучении истоков многих заболеваний, патологических состояний и предупреждения необратимых последствий, нередко приводящих к тяжелой детской неврологической инвалидности, отмечают, что в связи с этим в мировой литературе последнего десятилетия «перинатальная неврология» выделилась в самостоятельную область медицины, в которой нашли отражение достижения специалистов различного профиля — акушеров, неонатологов, педиатров, невропатологов, нейрофизиологов и др. В клиническую практику акушерства и неонатологии широко внедрены современные методы диагностики состояния нервной системы плода и новорожденного: нейросонография, доплеровская энцефалография, компьютерная томография, магниторезонансная томография, позитронно-эмиссионная томография, электроэнцефалография, нейроиммуно-химическое идентификация церебральных белков и др. Использование этих передовых технологий в перинатальной практике позволило уточнить этиологию, патогенетические механизмы, клиническую и морфологическую структуру, а также типичную для различного гестационного возраста локализацию церебральных нарушений, выработать единые подходы к терминологии и разработать новую классификацию перинатальных повреждений нервной системы новорожденных.

Настоящая классификация, в отличие от ранее используемого термина «перинатальная энцефалопатия», отражающего только лишь период воздействия патологических факторов и общее понятие о мозговой дисфункции, предусматривает подразделение неврологических нарушений периода новорожденности на 4 основные группы в зависимости от ведущего механизма повреждения: Iгипоксические, II — травматические, III — токсико-метаболические и IVинфекционные. Помимо ведущего повреждающего фактора, в каждой из этих групп выделяются: нозологическая форма, степень тяжести повреждения и основные неврологические симптомы и синдромы. Принципиально новым в классификации является разделение гипоксических повреждений мозга на церебральную ишемию и внутричерепные кровоизлияния.

Начальные стадии любых перинатальных поражений ЦНС определяются как резидуальные, что при неуспешной терапии ребенка до года приводит в большинстве случаев к развитию у него в дальнейшем (как правило, после 3 лет жизни) резидуально-неврологического синдрома, или пограничного психического расстройства.

Трансформация отдельных психопатологических феноменов, характерных для болезненных проявлений невротического уровня, определяет многообразие клинических форм и вариантов рассматриваемых расстройств. При этом обосновано разделение на невротические нарушения (возникших под влиянием психогенных факторов, которые и определяют их течение и исход) и невроз-оподобные расстройства в структуре психических, нервных, соматических болезней, при которых преобладающее место в возникновении и течении симптоматики принадлежит эндогенным и соматогенным факторам. И при невротических, и при неврозоподобных расстройствах имеются достаточно выраженные клинические проявления, позволяющие дифференцировать их в рамках отдельных нозологических состояний (например, тики, энурез, энкопрез, заикание, нарушения сна, гиперактивность).

Интересно, что именно во второй половине XX столетия наметилась тенденция четко отграничивать невротические расстройства от неврозоподобных. Причин для этого было много. По мнению М. И. Буянова (Буянов М.И., 1995) главные из них: 1) нарастание клинического мышления медиков, способствовавшее более дифференцированному подходу к психоневрологическим расстройствам- 2) усиление лабораторной оснащенности психоневрологических учреждений, приводящее к улучшению параклинического обследования пациентов. Поскольку традиционно считается, что при неврозах нет грубого органического субстрата заболевания, то там, где обнаруживаются заметные отклонения в данных параклинических обследований, возникает тенденция подозревать наличие расстройства психогенного генеза- 3) увеличение распространенности органически обусловленных психоневрологических расстройств- 4) патоморфоз психогенных расстройств с нарастанием форм реагирования, не свойственных невротическим заболеваниям.

Важно отметить, что синдром нарушения внимания с гиперактивностыо (СНВГ) выделен даже в отдельную нозологическую единицу в Диагностическом и статистическом руководстве по психическим заболеваниям Американской Ассоциации Психиатров 1994 года (DSM-1V) и, позже, в МКБ-10 (Чуркин А.А., Мартюшов А. Н., 1999). По данным некоторых авторов (Тржесо-глава 3, 1986; Уэндер П., Шейдер Р., 1998; Кропотов Ю. Д. и др., 2002; Лазебник Т. А. и др., 2002; Чутко J1.C. и др., 2004; Гиллберг К., Хеллгрен Л., 2004; Goldman М. et al., 1998), этот синдром отмечен у 17−80% обследованных ими детей, что также говорит об актуальности этой проблемы сегодня.

Хотя среди неврологов существует устойчивое мнение, что МДМ «является объективным выражением патологической почвы, необходимой для развития пограничного состояния» (Александровский Ю.А., 2000, с.24), что подтверждается микроневрологической симптоматикой, обнаруживаемой (особенно в детском возрасте) достоверно чаще у больных пограничными расстройствами, чем в контрольных группах, до настоящего времени не существует объективных методик, наглядно показывающих влияние таких нарушений на развитие функциональной деятельности головного мозга в целом.

Между тем, межструктурное взаимодействие корковых зон головного мозга в той или иной степени может быть выявлено по результатам компьютерного кросскорреляционного анализа ЭЭГактивности. Применение корреляционного метода к анализу ЭЭГ было обосновано еще родоначальником кибернетики Н. Винером в 30-е годы XX века. При корреляционном анализе производится исследование изменений процесса во времени, что позволяет определить временные отношения двух или более процессов по их фазовому сдвигу или сдвигу максимума кросскорреляционной функции, а также количественно оценить степень связи или сходства процессов в разных точках (структурах) ЭЭГ. Кроме того, оценивается наличие или отсутствие в ЭЭГ периодического процесса, период ритмических колебаний и устойчивость обнаруженной периодики (Русинов B.C. и др., 1987; Зенков Л. Р., 1996).

Компьютерный кросскорреляционный анализ ЭЭГ дает принципиально новые возможности исследования процессов двух точек мозга — позволяет количественно оценить степень сходства процессов или их связи, выявить общие компоненты и их соотношение, а также временные отношения разных ритмов. Вычисление кросскорреляционной функции позволяет раскрыть механизмы и пути формирования функциональных связей между активностью разных отделов мозга.

Определено (Лохов М.И., Фесенко Ю. А., 1994; Фесенко Ю. А., 1995; Лохов М. И., Фесенко Ю. А. 2000, 2003), что в основе патогенеза резидуально-неврологических расстройств лежит именно нарушение функционального межполушарного и межструктурного взаимодействия, так как в результате ре-зидуальных органических поражений различных структур головного мозга создается некомпенсированная асимметрия во взаимодействии. В частности, при заикании такой структурой является преимущественно теменно-височнозатылочная область правого полушария мозга, поражение которой выявляется у 79% заикающихся детей.

Полученные объективные данные ЭЭГанализа в совокупности с результатами анамнестических, клинических и психологических исследований больных резидуалыю-неврологическими формами расстройств указывают на наличие у них в 90% случаев резидуальных поражений мозговых структур, что и позволяет отнести основное количество существующих клинических форм этой патологии к классу неврозоподобных.

Представляемая работа посвящена диагностике и лечению так называемых моносимптомных (монополярных по Ю.А. Александровскому) резидуально-неврологических (или — пограничных психических) расстройств у детей: заикания, тиков, энуреза, синдрома нарушения внимания с гиперактивностью (СНВГ). На большом клиническом материале (более 4000 детей) развивается концепция системного подхода к ранней диагностике, профилактике и лечению больного ребенка. Приводятся многочисленные данные по методам интенсивной терапии пограничных расстройств, в том числе с использованием новейшей психофармакологии под контролем ЭЭГ, использования биологических методов обратной связи, разнообразных методов психотерапевтического и психологического воздействия. Результаты получены непосредственно автором, который провел всесторонний анализ научной литературы по изучаемому вопросу, активно собирал материал на базе отделения по лечению неврозов и речевой патологии у детей и подростков Центра Восстановительного Лечения «Детская психиатрия» и участвуя в проводимых исследованиях в лабораториях Физиологического отдела НИИЭМ. В основу работы положены личные наблюдения автора за период 1995;2005 год, полученные при обследовании детей и г подростков, страдающих синдромом нарушения внимания с гиперактивностыо, заиканием, тиками, энурезом.

Основное направление исследований планируемой работы — создать новые подходы к изучению патогенеза резидуалыю-неврологических расстройств у детей, новые комплексные способы их диагностики и лечения на базе достижений современной психофизиологии, в частности компьютерного анализа ЭЭГ.

Цель работы: улучшить исходы резидуально-неврологических синдромов детского возраста (3−11 лет), используя результаты исследования кросскор-реляционного взаимодействия между структурами головного мозга, и разработать на основе полученных данных новые подходы к диагностике и лечению заикания, гиперактивности, тиков и энуреза.

Из поставленной цели вытекают следующие задачи исследования:

1. Изучить современные особенности клиники заикания, гиперактивности, тиков и энуреза у детей.

2. Выяснить основные звенья патогенеза резидуально-неврологических расстройств на примере заикания, гиперактивности, тиков, энуреза.

3. Провести компьютерный анализ патологических особенностей ЭЭГ при различных видах резидуально-неврологических расстройств.

4. Определить по результатам анализа ЭЭГ эффективность психофармакологических препаратов, применяемых для лечения резидуально-неврологических синдромов.

5. Разработать новые комплексные способы лечения резидуально-невро-логических синдромов у детей (на основании данных, полученных в ходе исследования патогенеза) и внедрить их в практику здравоохранения.

Научная новизна.

Впервые в клинической практике использован метод динамического крос-скорреляционного анализа ЭЭГ в диагностике резидуально-неврологических синдромов у детей 3−11 лет.

Впервые с помощью графоаналитического подхода к результатам крос-скорреляционного анализа ЭЭГ исследован характер изменений взаимодействия между ведущими структурами коры головного мозга больных заиканием, гиперактивностью (СНВГ), тикозными расстройствами и энурезом в ходе лечения по новому комплексному методу, и установлены критерии компенсации такого взаимодействия по отношению к условной норме.

Впервые разработан и практически применен новый способ лечения резидуально-неврологических синдромов у детей (заикания, СНВГ, тикозных расстройств и энуреза), основанный на результатах кросскорреляционного анализа ЭЭГ, направленном применении (по результатам ЭЭГ — анализа) обратной биологической связи и психофармакологических препаратов, психотерапии и других, ранее используемых способов лечения для каждого из конкретных заболеваний, но на новой комплексной основе.

Впервые разработана система объективных критериев, включающая ряд клинических, электрофизиологических и нейропсихологических показателей, и показано преимущество нового комплексного способа лечения резидуально-неврологических синдромов у детей по сравнению с традиционными схемами лечения.

Впервые разработаны специализированные схемы этиопатогенетического лечения резидуально-неврологических синдромов, основанные на активной коррекции процессов развития межструктурного взаимодействия в системах головного мозга ребенка, ответственных за обеспечение высших психических функций, в частности, речевых.

Впервые с помощью методов дискретной математики исследован характер перестроек биоэлектрической активности головного мозга у пациентов с заиканием, СНВГ, тикозными расстройствами и энурезом в ходе направленного изменения функционального состояния различных его систем.

Теоритическая и практическая значимость.

Результаты, полученные в процессе настоящего исследования, позволяют по-новому подойти к лечению резидуалыю-неврологических синдромов. Контроль за направленными изменениями между взаимодействием структур головного мозга на основе динамического кросскорреляционного анализа ЭЭГ открывает широкие возможности как для оптимизации используемых традиционных лечебных методик, так и для создания новых комплексных методов лечения.

Практическая значимость результатов исследований состоит в выявлении объективных основ патогенеза резидуально-неврологических синдромов детского возраста (заикания, СНВГ, тикозных расстройств и энуреза), разработке путей их ранней диагностики и комплексных способов терапии. На основе полученных данных к настоящему времени разработаны новые методики комплексного лечения, успешно внедренные в практику отечественного здравоохранения (Центр Восстановительного Лечения «Детская психиатрия» Санкт-Петербурга, НИИ экспериментальной медицины РАМН, детская поликлиника № 19 Петроградского района Санкт-Петербурга и другие). С применением этих методик к настоящему времени излечено несколько тысяч больных тяжелыми формами заикания, СНВГ, тиков и энуреза. Внедрение новых методик позволяет существенно повысить надежность лечения — увеличить количество вылеченных больных, сократить сроки лечения, уменьшить вероятность рецидивов в отдаленный период после лечения.

Выделен комплекс информативных психологических и электрофизиологических показателей, имеющих диагностическую ценность как для определения исходного функционального состояния ЦНС, так и результатов проводимого лечения на разных его этапах. Последнее позволяет следить за ходом лечения и вводить различные компенсирующие факторы для коррекции его динамики (например, изменять параметры обратной связи, изменять дозы фармакологических препаратов и т. п.).

Сравнение электрофизиологических, нейропсихологических и клинических данных проводилось на основе корреляционного и кластерного анализа. Достоверность результатов оценивалась с использованием критериев Стьюдента, точного метода Фишера (ТМФ) и непараметрических критериев Вилкоксона и Манна-Уитни.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. В основе патогенеза резидуально-неврологических синдромов детского возраста (заикание, гиперактивность, тики, энурез) в подавляющем большинстве случаев лежит минимальная дисфункция мозга, полученная больным ребенком в перинатальном периоде развития.

2. Патогенез резидуально-неврологических синдромов детского возраста состоит в задержке формирования биоритмологической организации процессов в коре головного мозга, имеющей специфические особенности для каждого заболевания.

3. Ранняя диагностика резидуально-неврологических синдромов, кроме анализа клинических патологических проявлений, должна опираться на особенности биоритмологической организации процессов головного мозга, выявленные в результате кросскорреляционного компьютерного анализа ЭЭГ.

4. Выбор психофармакологических препаратов, их дозировок, а также другие виды лечения, входящие в комплексный метод, должны проводиться в соответствии с динамикой компенсаторных процессов, отражающейся в ЭЭГ больного.

5.Предлагаемый комплексный системный подход к лечению резидуально-неврологических синдромов у детей, включающий количественную фармако-энцефалографию, биологическую обратную связь, индивидуальную, групповую и семейную психотерапию, позволяет не только устранить основное заболевание, но и компенсировать сопутствующие нарушения памяти, двигательные расстройства и другую психопатологическую симптоматику.

Апробация работы. Основные результаты, вошедшие в настоящую работу, доложены на научных конференциях: «Программно-целевой подход в охране материнства и детства» (Ленинград, 1991), «Медико-социальные проблемы охраны здоровья на этапе перехода к страховой медицине» (Санкт-Петербург, 1994), «Международная конференция по психологии и психотерапии семьи» (Санкт-Петербург, 1999), «Совершенствование организационно-методической работы в учреждениях здравоохранения Северо-Западного региона России» (Санкт-Петербург, 2000), «Душевное здоровье — детям XXI века» (Москва, 2001), «МСЭ и реабилитация в педиатрии» (Санкт-Петербург, 2001), «Здоровье женщины. Вопросы профилактики и оздоровления» (Санкт-Петербург, 2005) — на научном заседании сотрудников Физиологического отдела им. И. П. Павлова ГУ НИИЭМ РАМН (заседание № 51 от 19.11.2003) и на совместном заседании Проблемной комиссии «Неврология, восстановительная медицина, спортивная медицина, физиотерапия», кафедры нервных болезней ГОУ ВПО СПб ГМУ им. И. П. Павлова Росздрава и Физиологического отдела им. И. П. Павлова ГУ НИИЭМ РАМН от 14.04.2005 года. Работа выполнена в соответствии с темой НИР МЗ РФ «Совершенствование и разработка методов диагностики, профилактики и лечения острых и хронических заболеваний нервной системы», рег.№ 01.200.212 882.

Реализация результатов исследования. По материалам работы изданы: глава в монографии: «Психофизиологические механизмы коррекции речи при заикании» (СПб, 1994) — монографии: «Заикание и логоневроз. Диагностика и лечение» (СПб, 2000) — «Плохой хороший ребенок (проблемы развития, нарушения поведения, внимания, письма и речи)» (СПб, 2003, 2005 — второе издание) — «Энурез у детей: традиционные и нетрадиционные методы терапии» (СПб, 2003, 2005 — второе издание) — «Заикание: неврология или логопедия?» (СПб, 2005) — главы в хрестоматии «Логопедия. Заикание»: «Межполушарное взаимодействие в процессах речи» (М., 2001, 2003) — «Особенности коррекции речи у взрослых заикающихся» (М., 2001, 2003).

Структура диссертации обусловлена поставленной целью. Материалы диссертации изложены на 210 страницах машинописного текста, включающего введение, обзор литературы, общую характеристику больных и методов исследования, результаты собственных исследований и их обсуждение, заключение, выводы, практические рекомендации, список литературы. Работа иллюстрирована 5 таблицами и 33 рисунками. Библиографический указатель содержит 363 источника: 251 отечественных и 112 зарубежных авторов.

237 ВЫВОДЫ.

1. В основе патогенеза резидуально-неврологических расстройств детского возраста (заикание, гиперактивность, тикозные расстройства и энурез) лежит минимальная дисфункция мозга, которая вызывает задержку формирования биоритмологической организации процессов в коре головного мозга ребенка.

2. Задержка формирования биоритмологической организации приводит к нарушению взаимодействия между ведущими отделами коры головного мозга, в частности, между лобными, височными и теменно-затылочными ее зонами, что и является основной причиной появления различных резидуально-неврологических синдромов.

3. Использованный метод кросскорреляционного анализа ЭЭГ позволяет выявить нарушения межструктурного взаимодействия на ранних этапах ее развития (в возрасте 2−4 года) и применить эффективные комплексные меры по ее устранению.

4. Разработанная комплексная методика лечения, включающая в себя выбор типа и доз психофармакологических препаратов по результатам компьютерного анализа ЭЭГ каждого больного, применение адаптивного биоуправления и, специально разработанных методов групповой и семейной психотерапии, позволяет значительно улучшить исходы резидуально-неврологических синдромов: устранить их основные проявления (заикание, тики, энурез) в течение 2−6 месяцев, вместо нескольких лет — при использовании существующих в настоящее время способов лечения.

5. Высокая клиническая эффективность разработанной комплексной методики лечения обусловлена восстановлением генетически запрограммированного взаимодействия между ведущими отделами коры головного мозга на фоне подавления работы детерминантных пароксизмальных структур и восстановления биоритмологических процессов при помощи адаптивного биоуправления.

6. Перестройка работы коры головного мозга и восстановление взаимодействия между ее ведущими отделами происходит, при использовании новой комплексной методики лечения, в несколько раз эффективнее, чем при традиционных методах лечения, что подтверждается клиническими и электрофизиологическими показателями.

7. Выявление общей патологической базы различных резидуально-неврологических синдромов позволяет применить к ним единую комплексную методику лечения, изменяя, в зависимости от того или иного синдрома, психотерапевтические и дидактические подходы.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. Благодаря простоте использования и отсутствию отрицательных побочных эффектов, метод компьютерной электроэнцефалографии (КЭЭГ) может быть рекомендован для обязательного применения в широкой клинической практике.

2. Используемый компьютерный энцефалограф должен быть снабжен рядом дополнительных программ по спектральному и кросскорреляционному анализу ЭЭГ. Такими программами, как правило, снабжаются все импортные энцефалографические аппараты, а также отечественные, например, энцефалограф фирмы «Медиком ЛТД», производящимся в Таганроге.

3. В результате анализа ЭЭГ наряду с обычными характеристиками определяются кросскорреляционные связи между основными отделами коры головного мозга, их частотные характеристики, и определяется степень нарушения таких связей, которая обязательно указывается в заключении по анализу ЭЭГ.

4. В случае необходимости назначения того или иного психофармакологического препарата на основании предварительного анализа ЭЭГ, проводится дополнительное изучение действия этого препарата на спектральные характеристики ЭЭГ и выбирается рекомендуемая доза для его применения, которая впоследствии уточняется по другим клиническим показателям и самочувствию больного на более длительном отрезке времени наблюдения.

5. При отборе пациентов с резидуально-неврологическими синдромами предпочтение в первую очередь должно отдаваться больным младшего возраста (3−6 лет), так как они более успешно поддаются лечению в короткие сроки, а несвоевременное лечение их может в любой момент вызвать непредвиденные осложнения, например, судорожный синдром.

6. Для получения полноценного лечебного эффекта по рекомендованной нами методике необходимо длительное (в течение 1−2 лет) наблюдение за показателями ЭЭГ пациента, прошедшего курс первичной реабилитации, и использование поддерживающей психофармакологической терапии индивидуально подобранными по данным анализа ЭЭГ препаратами.

7. Для получения полноценного лечебного эффекта при всех исследованных нами резидуально-неврологических синдромах (заикание, СНВГ, тикозные расстройства и энурез) необходимо сочетанное применение психофармакологии, адаптивного биоуправления, методов индивидуальной, групповой и семейной психотерапии, что требует специальной подготовки неврологов, психотерапевтов и психологов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Адиуретин в лечении ночного энуреза у детей / Под редакцией М. Я. Студеникина. М., 2000. — С. 210.
  2. М.Г., Вейн A.M. Неврозы в эксперименте и в клинике.-М.: Наука, 1982.-272 с.
  3. Ю.А. Пограничные психические расстройства. М.: Медицина, 1993.-400 с.
  4. Ю.А. Пограничные психические расстройства. М.: Медицина, 2000. — 496 с.
  5. Ю.А. Некоторые парадоксы современной психиатрической и психофармакотерапевтической практики // Психиатрия и психофармакотерапия. Журнал им. П. Б. Ганнушкина. 2005. — Т.7. -№ 1.- С. 4−7.
  6. Л.З., Лохов М. И. Использование методов дестабилизации устойчивого патологического состояния в клинике и лечении заикания // Физиология человека. 1983. — Т.9. — С.854−859.
  7. Л.З., Лохов М. И. Способ лечения заикания. А.с. № 1 049 065 (СССР). Опубл. 23.10.1983 // Бюл. Изобрет. 1983. — № 39.
  8. П.К. Узловые вопросы теории функциональных систем. -М.: Наука, 1980.- 197 с.
  9. В.В., Шанько Г. Г. Гиперкинезы у детей. М., 1976. — 212 с.
  10. М.С. Межполушарные взаимоотношения при стойких изменениях эмоционального состояния // Физиология человека. -1985.-Т. II.-С. 443 -447.
  11. Н.М. и др. Заикание. М.: Медицина, 1978. — 198 с.
  12. Н.М. с соавт. Клиника, дифференциальная диагностика и принципы комплексной терапии затяжных форм заикания у взрослых в условиях стационара. М.: Б.п., 1980. — 19 с.
  13. Т.В. Порождение речи. Нейролингвистичеекий анализ синтаксиса. М.: Изд-во МГУ, 1980. — 215 с.
  14. Л.О., Журба JT.T., Всеволожская Н. М. Руководство по неврологии раннего детского возраста. Киев: Здоровья, 1980. — 342 с.
  15. Л.О., Скворцов И. А. Клиническая электромиография. М: Медицина, 1986. — 368 с
  16. JT.O., Заваденко Н. Н., Успенская Т. Ю. Синдромы дефицита внимания у детей (обзор) // Обозрение психиатрии и мед. психологии им. Бехтерева, 1993. № 3. — С. 74−90.
  17. JI.O. Невропатология. М.: Академия, 2000. — 384 с.
  18. Л.Я., Деглин В. Л., Черниховская Т. В. Функциональная асимметрия мозга в организации речевой деятельности // Сенсорные системы: сенсорные процессы и асимметрия полушарий. Л.: Наука, 1985.-С. 99- 115.
  19. В.В. Взаимоотношения биоэлектрических процессов некоторых структур головного мозга человека (по данным корреляционного анализа): Автореф. дис.докт.мед.наук. Л., 1968. — 42 с.
  20. Л.И. Клинико-физиологический анализ центральных патогенетических механизмов заикания: Автореф. дис.. докт. мед. наук. -Л., 1981.-42 с.
  21. В.П., Феоктистов С. И. Современные проблемы нейро-визуализации эпилепсии у детей / Материалы I Всерос. конф. 23−24 октября 1999 СПб, 1999. — С. 120−125.
  22. Т.Г., Дубровинская Н. В., Фарбер Д. А. Сенсорные механизмы развивающего мозга. М.: Наука, 1977. — 175с.
  23. В.М. О двух редких формах личного тика // Обозрение психиатрии. 1900. — № 12. — С. 25−29.
  24. Н.П. Некоторые принципиальные ворпросы изучения нейрофизиологических основ психических явлений человека //
  25. Глубокие структуры головного мозга человека в норме и патологии. М. — Л.: Наука, 1966.-С. 18−21.
  26. Н.П. Нейрофизиологические аспекты психической деятельности человека. Л.: Медицина, 1971. — 119 с.
  27. Н.П. Здоровый и больной мозг человека. Л.: Наука, 1980. -208 с.
  28. Н.П. Здоровый и больной мозг человека. 2-е изд., перераб. и доп. Л.: Наука, 1988. — 262 с.
  29. Н.П. О мозге человека. СПб: НОТАБЕНЕ, 1994. — 246 с.
  30. Н.П. 20 век и его последняя декада в науке о мозге человека. СПб: НОТАБЕНЕ, 1997. — 68 с.
  31. Н.П., Вартанян Г. А. и др. Механизмы деятельности мозга человека. Л.: Наука, 1988. — 677 с.
  32. Н.П., Камбарова Д. К., Поздеев В. К. Устойчивое патологическое состояние при болезнях мозга. Л.: Медицина, 1978. — 240 с.
  33. Н.П., Гоголицин Ю. Л., Кропотов Ю. Д., Медведев С. В. Нейрофизиологические механизмы мышления. Л.: Наука, 1985. -272 с.
  34. Г. А. и др. Эпилепсия и функциональные состояния мозга. Т.: Медицина, 1985. — 239 с.
  35. Н.К., Новикова Л. А. Детская клиническая электроэнцефалография. М: Медицина, 1994. — 205 с.
  36. О.В. Методологические основы приемов функционального биоуправления при восстановительном лечении двигательных расстройств // Принципы и механизмы деятельности мозга человека. Л.: Наука, 1985.-С. 158−162.
  37. О.В., Пинчук Д. Ю., Михайленок E.JI. Изменение фоновой ЭЭГ при выработке нового двигательного навыка приемами функционального биоуправления у детей // Журн. невропатол. и психиатр. -1990. Т. 89. — Вып. 10. — С. 1629−1633.
  38. Болезни нервной системы. Руководство для врачей / Под ред. Н.Н.Ях-но, Д. Р. Штульмана. М.: Медицина, 2003. — Том 1. — 722 с.
  39. Болезни нервной системы. Руководство для врачей / Под ред. Н. Н. Яхно, Д. Р. Штульмана.- М.: Медицина, 2003.- Том 2. 744 с.
  40. Н.Н., Доброхотова Т. А. Функциональная асимметрия человека.- 2-е изд., перераб. и доп. М.: Медицина, 1988. — 240 с.
  41. И.П., Касатикова Е. В. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей. М.: Медпрактика-М, 2002. — 128 с.
  42. М. И. Недержание мочи и кала. М.: Медицина, 1985. — 183 с.
  43. М.И. Заикание у подростков. М.: Медицина, 1989. — 159 с.
  44. М.И. Системные психоневрологические расстройства у детей и подростков. Руководство для врачей и логопедов. М.: POM-JI, 1995.-С. 98−124.
  45. Г. А., Гальдинов Г. В., Акимова И. М. Организация и модуляция процессов памяти. JL: Медицина, 1981. — 208 с.
  46. Г. А., Лохов М. И. Память: эволюция, классификация и структурно-функциональные основы // Механизмы памяти. Л.: Наука, 1987.-С. 21−56.
  47. Г. А., Клементьев Б. И. Функциональная асимметрия мозга. -Л.: Наука, 1990.-182 с.
  48. A.M. Нарушения сна и бодрствования. М.: Медицина, 1974. -258 с.
  49. A.M., Хехт К. Сон человека. Физиология и патология. М.: Медицина, 1989.-272 с.
  50. A.M., Мосолов С. Н. Антиконвульсанты в психиатрической и неврологической практике. СПб: Мед. информ. агенство, 1994. — 336 с.
  51. A.M. Сон тайны и парадоксы. — М.: Эйдос медиа, 2003. — 220 с.
  52. Н.А., Беккер К. П. Этиология заикания // Заикание. М.: Медицина, 1978. — С. 33−52.
  53. Г. А. Логопедическая ритмика. М.: Просвещение, 1985. -191 с.
  54. Н.Н. и др. Классификация перинатальных поражений нервной системы у новорожденных. Методические рекомендации. -М.: МЗ РФ, 1999.
  55. Т.А. Фармакология современных противосудорожных средств // Антиконвульсанты в психиатрической и неврологической практике. СПб.: Мед. ин-форм. агентство, 1994. — С. 3−31.
  56. Л.С. Собрание сочинений. М.: Педагогика, 1983. — Т.З. -366 с.
  57. В.И., Исаев Д. Н., Захаров А. И. Неврозы у детей и их лечение.-Л., 1977.-272 с.
  58. В.И. Концепция инстинктов и психосоматическая патология. СПб: СОТИС, 1999. — 456 с.
  59. В.И. Неврозы и психотерапия. СПб: СОТИС, 2001. — 412 с.
  60. М.М. Нервные болезни. М.: Триада, 2003. — 511 с.
  61. В.В. Обратная задача ЭЭГ и клиническая электроэнцефалография. Таганрог: ТРТУ, 2000. — 640 с.
  62. В.Л., Вейн A.M. Неврологические синдромы. М.: Эйдос медиа, 2003. — 832 с.
  63. А.Ц. Патологический сон у детей. Л.: Медицина, 1979. -248 с.
  64. Ф.Е., Чучин М. Ю. Парокеизмальные состояния неэпилептической природы детского возраста // Психиатрия и психофармакотерапия. 2004, — Т.6. — № 2 — С. 86−88.
  65. С.А., Хоршев С. К., Михайлов В. А. Оптимизации терапии эпилепсии финлепсином // Жури, неврол. и психиатр, им С. С. Корсакова. 2000. — № 9. — С. 32−36.
  66. Е.В. Вычислительные методы анализа и распознания патологических процессов. Д.: Медицина, 1978. — 326 с.
  67. В.И., Михайлов И. Б. Фармакотерапия нервных болезней у взрослых и детей. Руководство для врачей. СПб: ФОЛИАНТ, 2002. -400 с.
  68. В.И. Электрофизиология головного мозга. М.: Высшая школа, 1976.-213 с.
  69. И.В., Черепанов И. М. Патофизиология логоневрозов. Л.: Медицина, 1970. — 134 с.
  70. Н.Н., Крылова А. Л. Физиология высшей нервной деятельности. М.: Феникс, 2002. — 480 с.
  71. Н.В. Нейрофизиологические механизмы внимания: онтогенетическое исследование.- Л.: Наука, 1985. 144 с.
  72. Н.В., Фарбер Д. А., Безруких М. М. Психофизиология ребенка. Учебное пособие для вузов. М.: Владос, 2000. — 144 с.
  73. К.М. Одномоментный метод снятия заикания // Материалы научных заседаний Харьковского научно-медицинского общества. Харьков, 1966. — С. 306−308.
  74. А.Я. Ночное недержание мочи у детей. Л., 1940. — С. 44−50.
  75. Ю.В., Кузнецова Г. Д. Форма электрических полей при поляризации мозговой ткани // Электрическая активность головного мозга при образовании простых форм временной связи. М.: Наука, 1972. -С. 99−108.
  76. Ю.В., Кузнецова Г. Д. Мозг как объемный проводник. М.: Наука, 1976.- 108 с.
  77. Е.А. и др. Парная работа больших полушарий мозга по данным электроэнцефалографии//Физиология человека. 1981, — Т. 9.- № 3. — С. 187- 194.
  78. Е.А., Лосев B.C. Системы описания и классификация электроэнцефалограмм человека. М.: Наука, 1984. — 81 с.
  79. Е.А. В поисках объяснения феноменов ЭЭГ. М.: Наука, 1996. — 117 с.
  80. Е.А., Лосев B.C. Электроэнцефалография в клинической практике. Методическое пособие. М., 1997. — 118 с.
  81. Л.С. и др. Клинико-генетические, ультразвуковые и электроэнцефалографические исследования синдрома гипервозбудимости центральной нервной системы у детей раннего возраста. М.: МЗ РФ, 2001.-27 с.
  82. Н.Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. М., 2000. — 112 с.
  83. Н.Н., Петрухин А. С., Пылаева О. А. Энурез у детей: классификация, патогенез, диагностика, лечение // Вестник практической неврологии. 1998. — № 4. — С. 133−137.
  84. Н.Н. и др. Гиперактивность с дефицитом внимания у детей: современные подходы к фармакотерапии // Психиатрия и психофармакотерапия. 2000. — Т.2. — № 2. — С. 59−62.
  85. Н.Н. и др. Лечение минимальных мозговых дисфункций у детей: терапевтические возможности инстенона // Русский медицинский журнал. 2005. — Т. 13. — № 12. — С. 828−835.
  86. Ю.В., Лосев С. С. Влияние этимизола на долгосрочную память//Физиология человека. 1979. — Т. 5. — С. 175−177.
  87. А.И. Неврозы у детей. СПб: Дельта, 1996. — 480 с.
  88. Т.П. Вызванные потенциалы задних ассоциативных областей коры при различении и опознании изображений человеческих лиц // Физиология человека. 1983. — Т. 9. — No 3. — С. 187 — 194.
  89. JI.P., Ронкин М. А. Функциональная диагностика нервных болезней. М.: Медицина, 1991. — 576 с.
  90. JI.P. Клиническая электроэнцефалография с элементами эпилептологии. Таганрог: ТГРУ, 1996. — 358 с.
  91. JI.P., Притыко А. Г. Фармакорезистентные эпилепсии. М.: МЕДэкс-пресс-инфом., 2003. — 208 с.
  92. Г. А. и др. Особенности ЭЭГ заикающихся детей дошкольного возраста // Журн. невропат, и псих. 1990. — Т. 90. — Вып. 3. -С. 78−81.
  93. А.С., Гармашов Ю. А., Гармашов АЛО. «Идеальное» нейро-изображение у детей сегодня: миф или реальность? // Лучевая диагностика на рубеже столетий. СПб, 1999. — С. 48 — 50.
  94. Д.Н. и др. Психиатрия детского возраста. Л.: Изд-во ЛПМИ, 1983.-93 с.
  95. .Д. Неврозы. М.: Медицина, 1990. — 576 с.
  96. Э.М. Ключ к тайнам мозга. М.: Триада, 1995. — 240 с.
  97. Д.А., Траченко О. П. Функциональная асимметрия мозга и восприятие слов, относящихся к разным грамматическим категориям // Сенсорные системы: сенсорные процессы и асимметрия полушарий. Л.: Наука, 1985. — С. 115−126.
  98. В.В. Психиатрия детского возраста. М.: Медицина, 1979. -608 с.
  99. Г. В. Ноотропные средства. Волгоград: Нижневолжское изд-во, 1990.-368 с.
  100. Ю1.Ковлер М. А., Авакумов В. М. Пантогам новое психофармакологическое средство // Хим.- фармацевт, журн. — 1980. — № 9. — С. 118 122.
  101. В.В. Истоки осознания. Теория и практика интегративной психотехнологии. Минск: ПолиБиг, 1995. — 304 с.
  102. А.Н., Корниенко В. Н. Компьютерная томография в нейрохирургической клинике. М.: Медицина, 1985. — 296 с.
  103. А.Н. Нарушение чтения и письма у детей. СПб, 1997. — 284 с.
  104. Кортексин. Пятилетний опыт отечественой неврологии / Под редакцией А. А. Скоромца, М. М. Дьяконова. СПб: Наука, 2005. — 224 с.
  105. Э.А., Гавриленко Т. Ф., Арузманов Ю. Л. Межполушарные функциональные отношения при образовании временной связи у человека // Журнал высш. нервн. деят. 1980. — Т.ЗО. — С. 899−903.
  106. Э.А. Функциональная асимметрия полушарий мозга и неосознаваемое восприятие. М.: Наука, 1983. — 171 с.
  107. ., Шейдер Р. Тик // Психиатрия / Под редакцией Р. Шейдера: Пер. с англ. М., Практика, 1998. — 485 с.
  108. B.C. Лечение заикания // Журнал невропат, и псих. 1958.Т. 58.-No 7.-С. 878- 882.
  109. Краткий справочник врача невролога / Под. ред. А. А. Скоромца.-СПб: СОТИС, 2002. — 352 с.
  110. Ю.Д., Чутко Л. С., Яковенко В. А., Гринь-Яценко В.А. Применение транскраниальной микрополяризации в лечении синдрома нарушения внимания с гиперактивностью // Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 2002. — Т. — 102. — № 5. — С. 26−28.
  111. Ю. Д. Современная диагностика и коррекция синдрома нарушения внимания: (нейрометрика, электромагнитная томография и нейротерапия).- СПб: ЭЛБИ-СПб, 2005. 148 с.
  112. Г. Н. Детерминантные структуры в деятельности нервной системы // Физиология человека.- 1976.- Т.2. С. 891−906.
  113. Г. Н. Детерминантные структуры в патологии нервной системы. М.: Медицина, 1980. — 360 с.
  114. Г. Н. Новое представление о механизмах нейропа-тологических синдромов и принципы рациональной патогенетической терапии // Принципы и механизмы деятельности мозга человека. Л.: Наука, 1985. — С. 46−49.
  115. В.А. Заикание. М.: Медицина, 1973. — 160 с.
  116. Т.А., Чутко Л. С., Кропотов Ю. Д., Иова А. С. Современные аспекты диагностики и лечения синдрома нарушения внимания с гиперактивностью у детей. Методическое пособие.- СПб: СПб МАПО, 2002. 48 с.
  117. .И., Креймер А. Я. Энурез. М., 1975.- С. 67−70.
  118. Л.П. Гипоталамус, приспособительная активность и электроэнцефалограмма. М., 1968.- С. 78−85.
  119. .В., Фрейдков В. И., Шанько Г. Г. и др. Справочник по неврологии детского возраста / Под ред. Лебедева Б.В.- М.: Медицина, 1995.-С. 362−364.
  120. В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. М.: Академия, 2004. — 144 с.
  121. В.А., Садовский В. Н., Юдин Э. Г. Операциональная концепция интеллекта в работах Жана Пиаже. // Ж.Пиаже. Избранные психологические труды. М.: Международная педагогическая академия, 1994. — С. 5−50.
  122. М.Н., Свидерская Н. Е. Психологические аспекты феномена пространственной синхронизации биопотенциалов // Психол. журн. -1984.-Т. 5 .-№ 5.-С. 71 -83.
  123. М.Н., Думенко В. Н. Нейрофизиологический аспект исследований системной организации деятельности головного мозга // Усп. физиол. наук. 1987.-Т. 18.-№ 3.-С. 6- 16.
  124. Лис А. Д. Тики. М., 1989. — 234 с.
  125. А.Е. Подростковая психиатрия.- Л.: Медицина, 1979. 335 с.
  126. А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков.- Л.: Медицина, 1983. 255 с.
  127. М.И., Степанов И. И. Способ оценки функционального состояния ЦНС человека. Авторское свидетельство № 1 377 037 (СССР). Опубл. 29.02.1988 // Бюлл. изобретений, 1988. № 8.
  128. М.И. Межполушарная асимметрия в механизмах неафазиче-ских нарушений речевых функций // Физиология человека. 1988. — Т. 14.-С. 38−42.
  129. М.И. Автореф. дис.докт. биол. наук. Л., 1991. — 39 с.
  130. М.И., Фесенко Ю. А. Психофизиологические механизмы коррекции речи при заикании. СПб: Наука, 1994. — 190 с.
  131. М.И. Патент № 2 065 736 на изобретение «Способ коррекции речи». Зарегистрирован 27.08.1996.
  132. М.И. Особенности электрической активности полушарий головного мозга при нарушениях и коррекции ритмики речи // Физиология человека. 1996. — Т. 22. — № 6. — С. 35−42.
  133. М.И., Фесенко Ю. А. Заикание и логоневроз. Диагностика и лечение. СПб: СОТИС, 2000. — 288 с.
  134. М.И., Фесенко Ю. А. Межполушарное взаимодействие в процессах речи // Логопедия. Заикание / Хрестоматия. Учебное пособие. -М.: ЭКСМО, 2001. С. 54−63.
  135. Лохов М. И, Фесенко Ю. А. Особенности коррекции речи у взрослых заикающихся // Логопедия. Заикание / Хрестоматия. Учебное пособие. М.: ЭКСМО, 2001. — С. 386−396.
  136. М.И., Фесенко Ю. А., Рубин М. Ю. Плохой хороший ребенок (проблемы развития, нарушения поведения, внимания, письма и речи). СПб: ЭЛБИ-СПб, 2003. — 320с.
  137. М.И., Фесенко Ю. А. Межполушарное взаимодействие в процессах речи // Логопедия. Заикание / Хрестоматия. Учебное пособие.-2-е изд. М.: Академия, 2003. — С. 41−50.
  138. М.И., Фесенко Ю. А. Особенности коррекции речи у взрослых заикающихся // Логопедия. Заикание / Хрестоматия. Учебное пособие.- 2-е изд. М.: Академия, 2003. — С. 372−382.
  139. М.И., Фесенко Ю. А., Рубина Л. П. Анализ особенностей ЭЭГ у детей с синдромом нарушения внимания и гиперактивностью (СНВГ) // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. 2005. — № 2. — С. 8−12.
  140. М.И., Фесенко Ю. А. Роль нижне-теменной корковой зоны правого полушария при пограничных расстройствах у детей (по данным кросскорреляционого анализа ЭЭГ) // Клиническая и социальная психиатрия. 2005. — Т.14. — Вып.2. — С. 50−53.
  141. М.И., Фесенко Ю. А., Рубин М. Ю. Плохой хороший ребенок (проблемы развития, нарушения поведения, внимания письма и речи).- 2-е изд. СПб: ЭЛБИ СПб, 2003. — 320 с.
  142. М.И., Рубина Л. П., Фесенко Ю. А. Современный подход к диагностике и лечению тикозных расстройств у детей // Русский Медицинский Журнал. Неврология. Психиатрия.- 2005. Т. 13. — № 14.-С. 915−919.
  143. М.И., Скоромец А. А., Фесенко Ю. А. Возможности ранней диагностики минимальной дисфункции мозга (МДМ) у детей 2−7 лет по результатам компьютерного анализа ЭЭГ // Ученые записки СПб ГМУ им. Академика И. П. Павлова. 2005. — Т. XII. — № 3. — С. 87−91.
  144. М.И., Фесенко Ю. А., Щугарева Л. М. Заикание: неврология или логопедия? СПб: ЭЛБИ СПб, 2005. — 608 с.
  145. Г. Я. и др. Сопоставление результатов топографического картирования ЭЭГ с данными неврологического обследования и компьютерной томографии головного мозга // Журн. невропатол. и психиатр. 1994. — Т. 94. — № 1. — С. 26−30.
  146. А. Р. Высшие корковые функции человека. М.: МГУ, 1969. -504 с.
  147. А.Р., Симерницкая Э. Г. О функциональном взаимодействии полушарий головного мозга в организации вербально-мнестических функций // Физиология человека. -1975. Т.1. — № 3. — С. 25−31.
  148. А.Р. Язык и сознание. Ростов н/Д.: Феникс, 1998. — 416 с.
  149. Е.В. Применение глицина в комплексном лечении психоорганического синдрома у детей // Актуальные вопросы терапии психических заболеваний. Челябинск, 2000. — С. 43−44.
  150. М.Д. Лекарственные средства. Харьков: Торсинг, 1997.- Т. 1.-560 с.
  151. С.В., Бехтерева Н. П. и др. Исследование методом пози-тронно-эмиссионной томографии обработки мозгом человека различных характеристик зрительно предъявляемых слов // Физиология человека. 1996. — Т.22. — № з. с. 5−10.
  152. Л.Я. Лечение заикания. Л.: Медицина, 1988. — 184 с.
  153. С.С., Богданова Е. И., Сахно Т. Н. К вопросу о психогенных реакциях у детей // Вопросы детской психоневрологии. Л., 1961. — С. 327−333.
  154. С.С. О резидуальных нервно-психических расстройствах у детей // Резидуальные нервно-психические расстройства у детей // Труды Ленинградского педиатрического мед. ин-та / Под ред. С. С. Мнухина. Л., 1968. -Т. 51. — С. 5−22.
  155. К.К., Бочкарев В. К., Никифоров А. И. Прикладные аспекты нейрофизиологии в психиатрии. М.: Медицина, 1983. — 192 с.
  156. Г. В. Клиника и терапия заикания. М.: Знание, 1984. — 190 с.
  157. С.Н. Основы психофармакологии. М.: Мед. информ. аген-ство, 1996. — 288 с.
  158. В.К. Диэнцефальные нарушения и неврозы.- М.: Медицина, 1976. 196 с.
  159. Ю.Б. Сеанс психотерапевтического воздействия в реадаптации заикающихся и некоторые психические состояния // Вопросы психологии. 1980. — № 5. — С. 32−40.
  160. Г. Д. Новый способ лечения заикания и его противники. -М.: Изд-во МГУ, 1911. 85 с.
  161. И. С. и др. Топография изменений спектральной мощности ЭЭГ в ходе сеанса биологической обратной связи по бета-ритму // Физиология человека. 2004. — Т. 30. — N 4. — С. 19−24
  162. Н.Л., Баландина Е. К. Опыт исследования и лечения детей с заиканием // Всес. симп. по проблемам патологии речи. Тез. докл.-М., 1989.-С. 114- 117.
  163. В.А. Особенности структуры мозга при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью // Новости неврологии в интернете, 1999. Сайт: http:// neuro-help.psi.med.ru / news/ news.html.
  164. В.А. Обнаружена единственная молекула, через которую действуют все наркотики // Новости неврологии и психиатрии в интернете, 2002. Сайт: http:// neurohelp.psi.med.ru / news/ news.html.
  165. Е.В., Черняховский В. М. Проблема заикания в современных зарубежных исследованиях // Дефектология. 1984. — № 2. -С. 88−93.
  166. М.М., Дыскин Д. Е. Эпилепсия. СПб: Политехника, 1997. -240 с.
  167. С.М. и др. Электрическая активность мозга: Механизмы и интерпретация // Успехи физ. наук., 1983. Т. 141. — С. 103−150.
  168. Л.П., Романенко А. Ф. Системный подход к психофизиологическому исследованию мозга человека. Л.: Наука, 1988. — 213 с.
  169. А.Б., Шабалов Н. П. Гипоксически-ишемическая энцефалопатия новорожденных. СПб: Питер, 2000. — 224 с.
  170. А.Б. Эволюционная неврология. СПб: Питер, 2002. — 384 с.
  171. А.Ю. О возможности использования адаптированного варианта методики Векслера при психологическом исследовании детей // Журн. невропат, и психиатр. 1973. — Т. 3. — Вып. 10. — С. 1538−1542.
  172. У., Джаспер Г. Эпилепсия и функциональная анатомия головного мозга человека: Пер. с англ. М.: Иностр. лит., 1958. -482 с.
  173. Т.Н., Рыжак Г. А. Применение кортексина при заболеваниях центральной нервной системы у детей. СПб: ИПК Бионт, 2004. — 48 с.
  174. А.Г., Заболотных В. А. Пособие по клинической электроэнцефалографии. JI.: Медицина, 1987. — 105 с.
  175. А.Г. и др. Методы электроэнцефалографического анализа пароксизмальной активности. JI.: Наука, 1990. — 103 с.
  176. Психиатрия: Пер. с англ. / Под редакцией Р. Шейдера. М.: Практика, 1998.-485 с.
  177. Психиатрия детского и подросткового возраста: Пер. со швед. / Под ред. К. Гиллберга, J1. Хеллгрена.-М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. 524 с.
  178. В.В. Дифференциально-диагностические критерии заболеваний детского возраста, сопровождающиеся гиперкинезами // Журнал невропатол. и психиатрии им. С. С. Корсакова. М., 1985. — № 3. — С. 409−416.
  179. Расстройства сна. Монография / Под общей редакцией Ю. А. Александровского, A.M. Вейна. СПб: Медицинское информационное агенство, 1995. — 159 с.
  180. А. Ю. Неврология новорожденных. Казань: Изд-во Казанск. унив., 1995. — 367 с.
  181. Т. Н. и др. ПЭТ-исследование головного мозга человека и психологические защитные механизмы личности больных рассеянным склерозом // Физиология человека. 2004. — Т. 30. — N 4. — С. 2531.
  182. .А., Куликова О. Г., Сапронов Н. С. Современные аспекты поиска новых нейротропных средств // ИЭМ на рубеже тысячелетий.-СПб: Наука, 2000. С. 88−101.
  183. К.Ю. Клиника и терапия заикания с тяжелым неблагоприятным течением // Актуальные вопросы терапии психических заболеваний. Челябинск, 2000. — С. 66−70.
  184. Ю.А. Допплерография сосудов головного мозга у детей. СПб: Прогноз, 2000. — 60 с.
  185. B.C. Доминанта. М.: Медицина, 1969. — 232 с.
  186. B.C., Гриндель О. М., Болдырева Г. Н. и др. Биопотенциалы мозга человека. М.: Медицина, 1987. — 256 с.
  187. Г. А., Малинин В. В., Платонова Т. Н. Кортексин и регуляция функций головного мозга.- СПб: Фолиант, 2001. 160 с.
  188. Н.А. Логопедическая ритмика для детей дошкольного возраста с невротической и неврозоподобной формами заикания // Клиника и терапия заикания. М.: Знание, 1984. — С. 34−39.
  189. Н.Е. Расстройства мочеиспускания. Минск, 1994.- С.55−59.
  190. М. Неврология: Пер. с англ.- М.: Практика, 1997. 640 с.
  191. Н.Е., Николаева Н. О., Селицкая Г. В. Анализ межполу-шарной асимметрии пространственно-временной организации корковых потенциалов человека // ЖВНД.- 1983. Т. 33. — No 3. — С. 464 -467.
  192. В.И. Из прошлого и настоящего логотерапии: Нарушения речи и голоса у детей. М.: Просвещение, 1975. — С.124−135.
  193. И.А. О заикании. Киев, 1889. — 135 с.
  194. Э.Г. О предмете и специфике детской нейропсихологии // А. Р. Лурия и современная психология. М.: МГУ, 1982. -С. 110−118.
  195. Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. М.: Изд-во МГУ, 1985. — 190 с.
  196. Т.П. Шизофрения раннего детского возраста. М., 1948. -134 с.
  197. Т.П. Психопатологические «эпизоды» в анамнезе детей и подростков, больных шизофренией // Актуальные проблемы психиатрии. М., 1959. — С. 174−179.
  198. Системная семейная психотерапия / Под ред. Э. Г. Эйдемиллера -СПб: Питер, 2002. 368 с.
  199. О.П. Элементы теории ритма речи на основе физической феноменологии его нарушений // Автореф. дис.. доктора физич. наук.- СПб, 1999.-32 с.
  200. А.А. Топическая диагностика заболеваний нервной системы. Руководство для врачей. Л.:Медицина, 1989. — 320 с.
  201. А. А., Скоромец Т. А. Топическая диагностика заболеваний нервной системы: Руководство для врачей. 2-е изд. — СПб: Политехника, 1996. — 320 с.
  202. А.А., Скоромец А. П., Скоромец Т. А. Нервные болезни. Учебное пособие. М.: МЕДпресс-информ, 2005. — 543 с.
  203. В.М., Резникова Т. Н. Структурно-функциональная организация головного мозга // Механизмы деятельности мозга человека. -Л.: Наука, 1988. С. 71−150.
  204. С.И., Бекшаев С. С. Статистическая структура взаимодействия ритмов ЭЭГ и индивидуальные свойства механизмов саморегуляции мозга. // Физиол. журн. СССР им И. М. Сеченова. 1981. — Т. 27.-No 12.-С. 1769- 1773.
  205. С.И., Сидоренко Г. В. ЭЭГ корреляты различных стадий депрессивного цикла при МДП // Физиология человека. — 1987. — Т. 13.-№ 3. — С. 488 -499.
  206. Справочник педиатра / Под ред. М. Я. Студеникина. М.: Издатель-пресс, 1997.-С. 210−213.
  207. Т.А. Структура биоэлектрической активности мозга детей в состоянии бодрствования: Автореф. дис. канд. биол. наук. М., 1988.- 19 с.
  208. Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста,-М., 1959. T.II. — 224 с.
  209. Г. Е. Роль возрастного фактора в клинике детских психозов//Журн. невропатол. и психиатр. 1970.- Вып. 10. — С. 1513−1517.
  210. Г. Е. Лекции по психиатрии детского возраста. М.: Медицина, 1974. — 320 с.
  211. В.М., Радаева Т. М., Куркина С. А. Расстройства мочеиспускания у детей. Методическое пособие для врачей. М., 1998. — 48 с.
  212. Г. К. Пограничные нервно-психические расстройства.-М.: Медицина, 1978. 168 с.
  213. Д.А., Дубровинская Н. В. Формирование психофизиологических функций в онтогенезе // Механизмы деятельности мозга человека. Л.: Наука, 1988. — С. 426−454.
  214. Ю.А. Психофизиологический анализ функционального состояния мозга при заикании и некоторых пограничных расстройствах у детей 5−8 лет: Автореф. дисс. .канд. мед. наук. СПб, 1995. — 20 с.
  215. Ю.А., Лохов М. И. Энурез у детей: традиционные и нетрадиционные методы терапии. СПб.: ЭЛБИ СПб, 2003. — 135 с.
  216. Ю.А., Лохов М. И. Энурез у детей: традиционные и нетрадиционные методы терапии.- 2 -е изд. СПб.: ЭЛБИ СПб, 2005. -135 с.
  217. Ю.А., Лохов М. И., Рубина Л. П. Энурез у детей: нарушение в системе сон-бодрствование // Психиатрия и психофармакотерапия. Журнал им. П. Б. Ганнушкина.- 2005.- Т.7. № 1.- С. 39−41.
  218. Ю.А., Лохов М. И., Рубина Л. П. Энурез у детей: диагностика и лечение нарушений сна // Лечение нервных болезней. 2005. — Т.6. -№ 1 (15).-С. 24−30.
  219. Ю.А., Фесенко Е. В. Стресс угроза гармонии в семье // Здоровье женщины. Вопросы профилактики и оздоровления / Материалы научно-практич. конфер.2−4 марта 2005.- СПб: КОСТА, 2005. -С. 89.
  220. Ю.А. Методики психотерапии в лечении детей, страдающих синдромом гиперактивности // Клиническая и социальная психиатрия.- 2005. Т.16. — Вып.З. — С. 57−60.
  221. Т.Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии. М.: Просвещение, 1989. — 220 с.
  222. В.Ф., Городенский Н. Г., Шармина С. Л. Психофизиологические характеристики готовности к обучению и функциональная меж-полушарная асимметрия // Проблема теории и методики обучения -2000. № 5. — С. 54−57.
  223. М.Е. Логопедия. М.: Гос. учебно-пед. изд-во, 1937. — 273 с.
  224. Т.П. Развитие функций мозга ребенка. Л.: Наука, 1978. -143 с.
  225. Т.П. Функциональное развитие ассоциативных отделов нео-кортекса: механизмы эмоций и речи ребенка: Автореф. дис. .докт. мед. наук. Л., 1989. — 40 с.
  226. Н.В., Мовсисянц С. А., Тимофеева А. Н. Клиническое значение адаптивного управления. Л.: Медицина, 1982. — 128 с.
  227. Л.А. Речь, артикуляция, восприятие. М.-Л., 1965. — 136 с.
  228. А.А., Мартюшов А. Н. Краткое руководство по использованию МКБ -10 в психиатрии и наркологии. М.: Триада -X, 1999. -232 с.
  229. Л.С., Лебедев В. П., Кропотов Ю. Д. и др. Использование транскраниальной электростимуляции в лечении тиков у детей и подростков // Тез. I Междунар. Конгресса «Новые медицинские технологии». -СПб, 2001.-С. 113−114.
  230. Л. С. и др. Применение глиатилина в лечении синдрома нарушения внимания с гиперактивностью у детей и подростков //Диагностика и военно-врачебная экспертиза умственной отсталости. Пособие для врачей. М., 2002. — С. 35−41.
  231. Л.С., Пальчик А. Б., Кропотов Ю. Д. Синдром нарушения внимания с гиперактивностью у детей и подростков. СПб: СПбМАПО, 2004.-112 с.
  232. Ш. Ш., Трошин В. М., Кравцов Ю. И. Детская неврология. Руководство для врачей.- Ташкент: Мед. инст. им. Абу Али ибн Сины, 1995.-648 с.
  233. Г. Г. Тики // Неврология детского возраста / Под редакцией Г. Г. Шанько, Е. С. Бондаренко. Минск, 1990. — С. 464−488.
  234. Ю.С. Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психопатоподобным синдромом: Практ.рук.для врачей, психологов и педагогов.- М.: Вита-Пресс, 1997.- 48 с.
  235. Ю.С. Бихевиорально когнитивная психотерапия детей и подростков, — СПб: Речь, 2003. — 552 с.
  236. В.И. и др. Ночной энурез у детей // Вопросы современной педиатрии. 2002. — Т.1. -№ 1. — С. 75−82.
  237. А.Н. Активность спящего мозга. Л.: Наука, 1971. -187 с.
  238. А.Н. и др. Формирование биопотенциального поля мозга человека. Л.: Наука, 1979. — 163 с.
  239. А.Н. Пространственно-фазовая структура биопотенциалов мозга и функциональное состояние человека // Успехи фи-зиол. наук. 1987. — Т. 18. — С. 363−370.
  240. А.Н. и др. Функциональная асимметрия мозга при нарушениях речевого и слухового развития. М.: Наука, 1992. — 260 с.
  241. В.М. Психотерапия в комплексной системе лечения заикания. Руководство по психотерапии.- Ташкент: Медицина, 1979. С. 400−420.
  242. В.М. Современные проблемы патологии речи // Проблемы патологии речи. М., 1989. — С. 6−7.
  243. В.М. Заикание. М.: Медицина, 1994. — 248 с.
  244. Э.Г., Юстицкий В. В. Семейная психотерапия. -Л.: Медицина, 1990. 224 с.
  245. Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. Методическое пособие. М.- СПб: Фолиум, 1996. — 103 с.
  246. .Р., Яременко А. Б., Горяинова Т. Б. Минимальные дисфункции мозга у детей. СПб: САЛИТ-ДЕАН, 1999. — 128 с.
  247. Adamczuk В. Psychoterapeutische facteren der behaundlung des sta-tterus mir den «Echjmetrie» //Folia phoniat.- 1969. Bd. 21. — P. 300 -306.
  248. Allen D.V., Bliss L.S., Timmons J. Language evolution: science or art? // J. Speech Hear. Disord.- 1981. Vol. 46. — P. 66−68.
  249. Ambrose N., Yain E., Cox N. Genetic Aspects of Early Childhood Stuttering // J. Speech Hear. Res.- 1993. Vol. 36. — P. 701−706.
  250. Andrews G., Harris M. The syndrome of stuttering // Clinics in developmental medi-cine. Heinemann, London, 1964. — P. 71−95.
  251. Armson J., Foote S., Witt C., et al. Effect of frequency altered feedback and audience size on stuttering // Europ. J. Disord. Communic. 1997. -Vol. 32.-N3.-P. 359−366.
  252. Barkley R.A. Attention deficit disorder with hyperactivity // A handbook for diagnosis and treatment. N.Y., 1990. — 256 p.
  253. Barowsky E. The use of biofeedback in the treatment of disorders of childhood // Ann. N.Y. Acad. Sci. -1990. Vol. 602. — P. 221−233.259. (Becker K.- P., Sovak M.) Беккер К., Совак M. Логопедия. М.: Медицина, 1981.-288 с.
  254. Р. В. et al. Use of EEG digital filtering and display for HPNS diagnosis // UBR. 1986. — Vol. 13. — № 1. — P. 99−110.
  255. Bergstrom J. Microglobutin in hemodialyzed patients // Nephron.- 1978.-Vot.21. N2.- P. 347−352.262. (Bloom F., Lazerson A., Hofstadter L.) Блум Ф., Лейзерсон А., Хоф-стедтер Л. Мозг, разум и поведение. М.:Мир, 1988. — 248 с.
  256. Brady J.P. Metronome-conditioned speech retraining // Behavioural therapy and health care. Pergamon Press, New York, 1975. — P. 287−310.
  257. Brady J.P. The pharmacology of stuttering: A critical review // Amer. J. Psychiatry. 1991. — Vol. 148. — P. 1309−1316.
  258. Brady J.P. Drug-induced stuttering: A review of the literature // J. Clin. Psychopharm. 1998. — Vol. 18. — P. 50−54.
  259. Brazier M., King L., Carpenter R. Autocorrelation and crosscorrelation studies of the EEG in man // EEG & clin. Neurophysiol. 1959. — Vol.11. — N1. — P.185−190.
  260. Burris J., Riggs M.C., Brinkley R. Betaxolol and stuttering (letter) // Lancet. 1990. — Vol. 335. — P. 223.
  261. Cocores J.A., Dackis С., Davies R.K., Gold М. Propranolol and stuttering//Amer. J. Psychiatry.- 1986.-N 1443. P. 1071−1072.
  262. Comings D. et al. Polygenic inheritance of Tourette syndrome, stuttering, attention deficit hyperactivity, conduct, and oppositional defiant disorder // Amer. J. Med. Genet. 1996. — Vol. 67. — P. 264−288.
  263. Denenburg V.H. General system theory, brain organization and early experimences // Amer. J. Physiol. 1980. — Vol. 238. — P.5 — 13.
  264. Developments Related to Education and ADD (HD). Internet. Doc., 1998. — http:// www.AD.EDUC.htm.274. (Dunkell S.) Данкелл С. Позы спящего. Нижний Новгород: Елень, 1994.-240 с.
  265. Draizer A. Clinical EMG feedback in motor speech disorders // Arch. Phys. Med. Rehabil. 1984. — Vol. 65. — P. 481−484.
  266. Evans. J. Adolescent and Pre Adolescent Psychiatry.- London, 1982. -336 p.
  267. Felsenfeld S. Epidemiology and genetics of stuttering // Nature and treatment of stuttering: new directions. Allyn & Bacon, Boston, 1996. -P. 135−162.
  268. Fisher R., et. al. High-frequency EEG activity at the start of seisure // J. Clin. Neuro-physiol. 1992. — Vol. 9. — P. 441−448.
  269. Flor-Henry P. On certain aspects of the localization of the cerebral systems regulating and determining emotion // Biol. Psychiat. 1979. — Vol. 14. — P. 677−698.
  270. Flor-Henry P. Cerebral basis of psychopathology. Wright, Boston etc., 1983.-357 p.
  271. Gardner М., Walter D. Evidence of hemispheric specialization from infant EEG //Lateralization in the nervous system.-N.Y.: Acad.press., 1977.-P. 581−600.
  272. Gastaut H., Gastaut I. Computerized axial tomography in epilepsy // Epilepsia. 1976. — Vol.17. — P. 325−336.
  273. Gastaut H. Conclusions concerning the mechanisms of enuresis nocturna.-Electro-enceph. a. clin. Neurophysiol. 1982. — V. 12. — P. 220−234.
  274. George, M. S., Trimble, M. R., et al. Obsessions in obsessive-compulsive disorder with and without Gilles de la Tourette’s syndrome // Am. J. Psychiatry 150. 1993.- P. 93−97.
  275. Gioni G., Pellegrinetti G. Lateralization of sensory and motor functions in human neonates // Percept. Mot. Skills. 1982. — Vol. 54. — P. 1151−1158.
  276. Goldman M. et al. Diagnosis and treatment of attention deficit / Hyperactivity disorder in children and adolescents. JAMA. — 1998.- Vol. 279. -№ 14.-P.l 100−1117.
  277. Goldstein L. Statistical organizational features of the computerised EEG under verious behavioral states // Adv. Bid. phychiat. 1981. — Vol.6. -P.12−16.
  278. Hamilton М., Opler L. Akathisia, suicidality and fluoentine // J. Clin. Psyhiatry. 1992.- Vol. 58. — P. 401−406.
  279. Heilman K., Voeller K., Nadeau S. A possible pathophysiologic substrate of attention deficit hyperactivity disorder (review) // J. Child. Neurol. -1991. Vol. 6.- Suppl. — P. 76−81.
  280. Homzie M., Lindsey J. Language and the young stutterer: A new look at old theories and findings // Brain Lang. 1984. — Vol. 22. — P. 232−252.
  281. Ingham R., Fox P., et al. Functional-lesion investigation of develoipmental stuttering with Positron Emission Tomography // J. Speech Hear. Res. -1996.-Vol. 39. P.1208−1227.
  282. Ingvar D.H. Serial aspects of languarde and speech related to prefrontal cortical activity. A selective review // Human nevrobiol. 1983. — Vol. 2. -P. 177−189.
  283. Itil T.M. The significance of quantitative pharmaco EEG in discovary and classification of psychotropic drugs // EEG Drug Res. N.Y., 1982. — P. 131−150.
  284. Janssen P., Kloth S. et al. Genetic factors in stuttering // J. Fluency Dis. -1996.-Vol. 21.-P. 105−106.302. (Jung C.G.) Юнг К. Г. Тэвистокские лекции. Киев: СИНТО, 1995. -236 с.
  285. Kalinowski J., Stuart A. et al. Effects of alteration in auditory feedback and speech rate on stuttering frequency // Language and Speech. 1993. — Vol. 36. — P. 1−16.
  286. Kalinowski J., Armson J. et al. Effect of frequency-altered feedback on stuttering frequency at normal and fast speech rates // J. Speech Hear. Res. 1994.-Vol. 37.-P. 6−17.
  287. Kehoe T.D. Stuttering: Science, therapy and practice // Internet doc., 1997.- http://www.neuroguide.com.
  288. Kent L.R. The use of tranquilizers in the treatment of stuttering // J. Speech Hear. Dis. 1963. — Vol. 28. — P. 288−294.
  289. Kroll R., De Nill, Houle S. The use of positron emission tomography for the investigation of changes in brain activation patterns following intensive stuttering treatment // J. Fluency Dis. 1997. — Vol. 22. — N 2. — P. 116−125.
  290. Lee B.S. Artifical stutter. // J. Speach Hear. Disord. 1951.- Vol 16.-P. 53 — 59.
  291. Leanderson R., Levi L. A new approach to the experimental study of stuttering and stress // Acta Otolaryngologia (Supplement). 1967. — Vol. 224. — P. 311−316.
  292. Leckman, J., Hardin, M., et al. Clonidine treatment of Gilles de la Tourette’s Syndrome // Arch. Gen. Psychiatry. 1991. — V. 48. — P. 324 328.
  293. Levy F. Attention deficit hyperactivity disorder focus on genetics // Med.J.Aust. 1998.- № 7. -Vol. 169. — P. 237−238.
  294. Lines C., Rugg M., Milner A. The effect of stimulus intensity on visual evoced potentials estimates of interhemispheres transmission time //Exp. Brain. Res. 1984. — Vol. 57. — No 1.- P. — 89 — 98.
  295. Manschreck Т.С. et al. Utility of electromyographic biological feedback in chronic stuttering: a clinical study with follow up // Percept. Mot. Skills. 1980.- Vol. 51. — P. 535 — 540.
  296. Matejcek M. Vigilance and the EEG. M., Meditsina, 1974. — 288 p.
  297. Max L., Caruso A J. Acoustic measures of temporal intervals across speaking rates: Variability of syllable- and phraselevel relative timing // J. Speech Lang. Hear. Res. 1997. — Vol. 40. — P. 1097−1110.
  298. Menkes D.B., Ungvari G. Adult-onset stuttering as a presenting feature of schizophrenia: Resto-ration of fluency with trifluoperazine // J. Nerv. Mental Dis. 1993. — Vol. 181. — P. 64−65.
  299. MorinS. Rev. Neurol. 1964.- 111. 4.-P. 103 — 118.
  300. Muellner S. Development of urinary control in children. JAMA. 1960. -V, 172.-P. 1256−1261.
  301. Neville H. et al. Eventrelated potential studies of cerebral specialization during reading // Brain and Lang. 1982. — Vol. 16. — No 2. — P. 300 — 316.
  302. Noble E., Blum K., Ritchie T. et al. Allelic association of the D2 dopamine receptor gene with receptorbinding characteristics in alcoholism // Arch. General Psychiat. 1991. — Vol. 48. — P. 648−654.
  303. Orton S. Reading, writting and speech problems in children. Plen. Press, N.Y., 1937.- 246 p.
  304. Owen F., Grow T.J. Neurotransmitters and psychosis // Brit. Met. Bull.- 1987. Vol. 43.- P. 651 — 671.
  305. Parker H.C. The ADD Hyperactivity: Workbook for parents, teachers and kids. Acad. Press, N.Y., 1998. — 186 p.
  306. Parmelee A.H., Wenner W.H., Shulz H.R. Infant sleep patterns from birth to 16 weeks of age // J. Pediat. 1964. — Vol.65. — P.576−582.
  307. Port R., Tajima К., Cummins F. Speech and rhythmic behavior // The nonlinear analysis of developmental processes. Amsterdam, 1998. — P. 27−45.
  308. Salamy J. et al. EEG time and frequency domance weasures of cerebral specialization // Intern. J. Neurosci. 1984. — Vol. 22. — No 3. — P. 221 -234.
  309. Satterfield J.H. EEG aspects in children with minimal brain dysfunction // Seminars in Psychiatry. 1973. — Vol. 5. — P. 35−46.
  310. Schimmelpenning Q. W. Zur Frage des Gestaltwandels psychogener Krankheitsbilder // Med. Welt.- 1963. № 45. — P. 2296−2298.
  311. Schmoigl S, Ladisch W. EEG and Clin. Neurophysiol. 1967. — Vol. 23. -No 7.-P. 184 — 185.
  312. Semrud-Clikeman M., Filipek P., Biederman J. et al. Attention-Deficit Hyperactivity Disorder: Magnetic resonance imaging morphometric analusis of the corpus callosum // J. Amer. Acad. Child Adol. Psychiatry. -1994. Vol. 33 (6). — P. 875−881.
  313. Singer, H. S., Walkup, J. T. Tourette syndrome and other tic disorders // Medicine 70.- 1991. P. 15−32.343. (Springer S., Deutsch G.) Спрингер С., Дейч Г. Левый мозг, правый мозг: асимметрия мозга.- М.: Мир, 1983. 256 с.
  314. Stager S., Ludlow C.L., Gordon С. et al. Fluency changes in people who stutter following a double blind trial of clomipramine and desipramine // J. Speech Hear. Res. 1997. — Vol. 38. — P. 516−525.
  315. Strauss A.A., Lethinen L.C. Psychopatology and education of the brain injured child. Plen. Press, N.Y., 1947. — 325 p.
  316. Strauss A.A. et al. Psychopatology and education of the brain injured child.- Acad. Press, London, 1955. 412 p. о347. (Svancara J.) Шванцара И. и др. Диагностика психического развития.-Прага: Авиценум, 1978. 388 с.
  317. Thatcher R., Toto С., Pflieger М., Hallet М. Human neural network dinamics using multimodal registration of EEG, PET and MRI //
  318. Functional neuroimaging: Technical foundations. Acad. Press, N.Y., 1994.-P. 123−146.
  319. Ward A. A. Jr. Perspectives for surgical therapy of epilepsy // Epilepsy. Ed. A.A. Word, J.K. Penry, D. Purpura. N.Y., 1983. P. 70 — 76.
  320. Williams К. EEG of Human Sleep. N.Y.- London, 1974. — P. 46−50.
  321. Wu J., Maguire G., Riley G. A positron emission tomographu (18-F) deoxyglucose study of developmental stuttering // Cogn. Neurosci. Neuropsychol. 1995. — Vol. 6. — N 3. — P.501−503.
  322. Wu J.C., Maguire G., Riley G. et al. Increased dopamine activity associated with stuttering // Clin. Neurosci. Neuropsychol. 1997. — Vol. 8.- P. 767−770.
  323. Wyler A. et al. Conditioned EEG desynchronization and seizure occurence in patients// Electroenceph. Clin. Neurophyc. 1976. — Vol. 41.-P. 501 -512.
  324. Yannatos G. L’hydroxyzine dans la’thera/peutique des begaiements // J. Francais d’Oto-Laryngologie et Chirurgie Maxillo-Faciale. 1960. — Vol. 9. — P. 293−296.
  325. Zachariah G. Verapamil in the management of stammering // The Antiseptic (India). 1980. — Vol. 77. — P. 87−88.
Заполнить форму текущей работой