Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Функции пейзажа в малой прозе И. А. Бунина

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

И философско-эстетический, и структурный подход в своем исследовании творчества Бунина применяет И. П. Карпов. Рассматривая проблему авторского сознания и «типа авторства», ученый приходит к ряду открытий, касающихся особенностей изображения мира у писателя. Так, в бунинской словесной изобразительности И. П. Карпов видит проявление «чувственно-страстного отношения автора к предмету описаний… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Пейзаж как объект филологического исследования
    • 1. 1. Проблема изучения и определения пейзажа в литературоведческой науке
    • 1. 2. Варианты типологии пейзажа
    • 1. 3. Функции пейзажа в литературном произведении.>
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Значение и роль пейзажа в структуре текстов И. А. Бунина 1890−1900-х годов
    • 2. 1. Хронотопическая функция
    • 2. 2. Сюжетно-композиционная функция
    • 2. 3. Психологическая функция
    • 2. 4. Функция выражения философских идей
  • Выводы по второй главе
  • Глава 3. Развитие функциональных особенностей пейзажа в текстах «путевых поэм» «Тень птицы»
    • 3. 1. Сюжетно-композиционная функция
    • 3. 2. Хронотопическая функция
    • 3. 3. Функция выражения философских идей
    • 3. 4. Функция создания экзотического колорита
    • 3. 5. Психологическая функция
  • Выводы по третьей главе
  • Глава 4. Эволюция функций пейзажа в рассказах 1910−1916 годов
    • 4. 1. Хронотопическая функция
    • 4. 2. Сюжетно-композиционная функция
    • 4. 3. Психологическая функция
    • 4. 4. Функция выражения философских идей
  • Выводы по четвертой главе

Функции пейзажа в малой прозе И. А. Бунина (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Пейзаж в литературе является важной частью художественной картины мира, часто определяет пространственно-временные параметры и композицию текста, способствует его целостному восприятию. Описания природы в произведениях самых разных авторов на протяжении долгого времени становились объектом филологического анализа, что обусловлено не только их значительным текстовым объемом, но и принципиальной полифункциональностью. Пейзаж несет на себе печать индивидуального восприятия, может быть средством выражения основных идей произведения и авторской концепции в целом. Очевидно, что в описаниях природы ярко проявляется своеобразие национальной природы, отражаются особенности менталитета.

Обращение к творческому наследию И. А. Бунина в связи с проблемой изучения пейзажа в структуре художественного текста не случайно: писателя по праву считают мастером пейзажной живописи. Бунинский пейзаж отражает не только национальное своеобразие русской природы, но и содержит в себе «тайну бытия», поразительное сочетание «ненужности и в то же время значительности всего земного"1. Истоки изобразительного таланта писателя связаны с природой родной земли, с Орловщиной, расположенной в той срединной России, «где образовался богатейший русский язык и откуда вышли чуть не все величайшие русские писатели во главе с Тургеневым и Толстым». Изучение пейзажных единиц в бунинских произведениях оказывается важным и по той причине, что пейзаж представляет собой описание, а константой творчества писателя многие исследователи признают именно «описательность» (или «внешнюю изобразительность"3). Через пейзаж возможно проанализировать и.

1 Бунин И, А Собр соч в 6тT2 Редколлегия Ю Бондарев. О Михайлов. В РынкевичМ 1987;1988 -с 195 В дальнейшем ссылки на это издание даются в тексте диссертации с указанием тома и страницы.

2 Цит по Музей И, А Бунина в Орле // Иван Алексеевич Бунин (1870−1953) URL http //bunin niv ru/bunin/museum/museum-orel htm Сливицкая О В «Повышенное чувство жизни» Мир Ивана Бунина — М. 2004 — с 33 содержательные, и формальные категории текста, рассмотреть основы бунинской эстетики.

В основе мировосприятия бунинских персонажей лежит чувственное познание окружающего мира, прежде всего мира природного. A.A. Блок в рецензии на стихотворные произведения писателя заметил: «Так знать и любить природу, как умеет Бунин, — мало кто умеет. Благодаря этой любви поэт смотрит зорко и далеко и красочные и слуховые его впечатления богаты"4. Бунин был убежден, что в произведениях вместе с природой он воссоздает и «часть своей души"3. Это и некоторые другие высказывания писателя свидетельствовали не столько о том, какое большое значение придавал Бунин изображению природы, сколько о совершенно своеобразном его умении использовать пейзажные детали в художественном постижении характера человека, коренных вопросов бытия.

С самого начала своего творческого пути И. А. Бунин привлек внимание критики особенностями изображения мира в своих произведениях. Современники видели в писателе не только последователя традиций русской литературы (так, Е. Колтоновская предлагает искать «генеалогию Бунина» у Чехова и Тургенева6), но и оригинального мастера словесного творчестваотмечали великий дар «проникновения в душу природы и людей, живущих ею"7.

Историко-литературную основу нашего исследования составляют работы, в которых развился комплекс идей по проблеме «природа в произведениях Бунина», созданные на разных этапах отечественного и зарубежного буниноведения: в дореволюционной и эмигрантской критике, отчасти в иностранной критике, советской филологии 1960;1980;х гг., современной литературоведческой науке (с 1990;х гг. XX в.).

В качестве теоретической базы диссертации мы используем исследования, посвященные проблеме пейзажа в литературе и искусстве. Это монографии и.

4 Блок, А А Собр соч в 8-ми т-т5-М-Л 1962 — с 141.

3 Цит по Гречнев В Я О прозе XIX—XX вв. Л Толстой, А Чехов И Бунин Л Андреев М Горький — СПб 2000 -с 104.

6 Колтоновская Е Бунин как художник-повествователь // Мельников НГ (ред) Классик без ретуши Литературный мир о творчестве И, А Бунина АнтологияМ 2010 — с 220.

7 Мельников Н Г (ред) Классик без ретуши Литературный мир о творчестве И, А Бунина АнтологияМ 2010 -с 186 статьи А. Н. Веселовского, И. А. Белецкого, Б. Е. Галанова, E.H. Себиной, Г. Н. Толовой, К. В. Пигарева, В. А. Никольского, Т.Я. Гринфельд-Зингурс, J1.B. Гурленовой, М. Н. Эпштейна и др. В качестве общетеоретической основы мы привлекаем литературоведческие работы, различные по направлению и проблематике: исследования М. М. Бахтина, Ю. М. Лотмана, Б. А. Успенского, M. J1. Гаспарова, Ю. В. Манна, Н. Д. Тамарченко, В. Е. Хализева и др.

В настоящее время существует целый корпус литературоведческих исследований, посвященных творчеству И. А. Бунина, однако проблема пейзажа в них освещается, как правило, попутно. В дореволюционной критике комментарии на тему природы в творчестве писателя нередко ограничивались «общими о местами» и замечаниями о «мастерстве Бунина-пейзажиста». В общих чертах характера изображения мира природы Буниным касаются в своих статьях и рецензиях С. Глаголь, К. И. Чуковский, A.A. Блок, А. Дерман, Е. Колтоновская, Ю. И. Айхенвальд и др. Однако по большей части авторов первых литературно-критических статей (1890−1910;е гг.) о бунинском творчестве волнуют вопросы стиля и художественного метода писателя, его отношение к России, русскому крестьянству и, в связи с этим, его общественная позиция. Критики пытаются отнести Бунина к тому или иному литературному направлению, но уже в этот период становится ясно, что, несмотря на принадлежность Бунина к традиции русской классической литературы, характеру его литературного дарования «мало соответствуют прежние рамки"9. В критической литературе закрепляется мнение о том, что Бунин «в своем реализме. является в большей степени.

10 D импрессионистом". В ряде рецензии рассматриваются отдельные аспекты поэтики его произведений: так, Ю. И. Айхенвальд пишет о точных словесных картинах Бунина, воссоздающих «пышную экзотику Цейлона», «обыденность русской деревни» или «уездный город»". Высказываются справедливые.

8 см.: Глаголь С. Поэт русского пейзажа // Мельников Н. Г. (ред.) Классик без ретуши. Литературный мир о творчестве И. А. Бунина: Антология. — М., 2010.

9 Колтоновская Е. Указ. соч. — с.225.

10 Там же. Айхенвальд Ю. И. Рец.: Чаша жизни. Рассказы // Мельников Н. Г. (ред.) Классик без ретуши. Литературный мир о творчестве И. А. Бунина: Антология. — М. 2010. — с. 190. замечания о специфической форме бунинского объективного повествования12- о сильной изобразительной стороне произведений и той исключительной роли, которую играет деталь в текстах писателя13- о стиле, в котором соединяются основы живой народной речи и язык классических «литературных памятников». Эпизодически касаются критики и свойств поэтики бунинского пейзажа: Абрам Дерман, например, говорит о поражающем «изобилии нюансов светотени и цвета», «власти зрительных ощущений"14 в картинах природы писателяК. Чуковский восхищается разнообразием красок и звуков, небывалой реалистичностью и эмоциональностью его пейзажа.

После эмиграции Бунина во Францию в 1920 г. творчество его в отечественном литературоведении практически не изучается, а произведения не издаются вплоть до середины 50-х годов XX века. Однако интерес к личности и текстам писателя не угасает в эмигрантской критике, стремительно возрастая после присуждения Нобелевской премии по литературе в 1933 году.

В этот период о бунинской манере изображения природы и человека так или иначе пишут Г. В. Адамович, М. О. Цетлин, В. Ф. Ходасевич, П. М. Бицилли, Н. Я. Абрамович, Ф. А. Степун, К. И. Зайцев, В. В. Вейдле и др.

Сравнивая бунинскую манеру изображения пейзажа и — ширеокружающего мира с символистской, В. Ф. Ходасевич приходит к выводу, что у символистов мир «всегда определяется отчасти их собственными переживаниями"а природа для них — «сырой материал», который подвергается переработке. Бунин же стремится к объективному изображению действительностиесли у символистов «человек собою определяет мир и.

12 Мельников Н Г (ред) Классик без ретуши Литературный мир о творчестве И, А Бунина Антология — М 2010 -с 198.

13 Дерман, А Победа художника // Мельников Н Г (ред) Классик без ретуши Литературный мир о творчестве И, А Бунина АнтологияМ, 2010 — с 201−205.

14 Дерман, А И, А Бунин // Мельников Н Г (ред) Классик без ретуши Литературный мир о творчестве И, А Бунина АнтологияМ 2010 — с 248−249.

15 Ходасевич ВФ Рец Собрание сочинений В II т Берлин Петрополис //Мельников Н Г (ред) Классик без ретуши Литературный мир о творчестве И, А Бунина Антология — М, 2010 — с 412 пересоздает его", то у Бунина «мир, данный и неизменный, властвует над человеком"16. Пейзаж писателя «правдив, точен и великолепен"17.

Однако Ю. И. Айхенвальд, например, упрекает писателя в чрезмерном увлечении картинами природы: «.пейзажами он иногда злоупотребляет, он ими 8 больше интересуется, чем его читатель, здесь нет совпадения интересов». С подобной точкой зрения категорически не согласен Г. Адамович, который уверен, что «Бунин природы не описывает" — природа у писателя — «не фон для любовных волнений или бытовых драм», а «понятие не только всеобъемлющее, но и не поддающееся тому, чтобы из него что-либо исключить или выделить"19. Крайне важным для понимания художественного мировосприятия писателя становится замечание о самостоятельности природы, о том, что у Бунина «деревья, облака и море живут той же самой единственной жизнью, что и люди»» .

Пожалуй, впервые подробно пишет о соотношении природы и человека в художественной системе Бунина Ф. А. Степун, проводя параллели с Тургеневым, у которого природа «никогда не превращается из аккомпанемента в мелодию, из декорации в действующее лицо"21, и с Достоевским, чья природа представляет собой, по мнению критика, „никогда не описанный пейзаж“» «. С точки зрения художественного описания Бунин ближе Тургеневу, но «гораздо чувственнееэта чувственность определенно роднит его с Толстым"2^ Однако в вопросе отношения человека к природе у Бунина, как и у Достоевского (в противоположность Тургеневу), «человек и природа до конца слиты в нечто единое и целое" — в то же время, «если все, что написано Достоевским, написано о человеке, то почти все, написанное Буниным, написано о природеего человек.

16 -г.

Там же.

17 Ходасевич В Ф О поэзии Бунина //Мельников Н Г (ред) Классик без ретуши Литературный мир о творчестве НА Бунина АнтологияМ 2010 -с 348.

18 Мельников Н Г (ред) Классик без ретуши Литературный мир о творчестве И, А Бунина АнтологияМ 2010 -с 378.

19 Адамович Г Бунин (к 80-летию) // Мельников Н Г (ред) Классик без ретуши Литературный мир о творчестве И, А Бунина АнтологияМ 2010 — с 460−461.

20 Там же.

21 Степун Ф, А Литературные заметки И, А Бунин (по поводу «Митиной любви») // Мельников Н Г (ред) Классик без ретуши Литературный мир о творчестве И, А Бунина АнтологияМ.2010 -с 308.

22 Там же.

23 т.

Там же прежде всего природный человек"24. Мастерство писателя в изображении мира природы Степун оценивает крайне высоко и замечает, что «совершенно особое очарование, которым дышат его описания природы» таится в «характерном для большинства бунинских вещей растворении человека в природно-космическом бытии"23. Одним из первых выдвигает исследователь и тезис о пантеистической направленности творчества Бунина, анализируя, правда, его лирические произведения.

С 60-х гг. XX века начинается новый этап в развитии буниноведения на советской почве: появляются отдельные статьи и исследования JI.B. Крутиковой,.

A.Т. Твардовского, В. А. Келдыша, JI.B. Никулина и др., монографические работы.

B.Н. Афанасьева, A.A. Волкова, Т. М. Бонами, О. Н. Михайлова, А. К. Бабореко, И. П. Вантенкова, М. Н. Кучеровского. В ряде работ этого периода, по понятным причинам, преобладает идеологический подход, стремление рассматривать тексты писателя лишь с социально-исторической точки зрения.

Исследователи еще не стремятся к изучению пейзажа как «концепта» в бунинских текстах, чаще они обращают внимание на отдельные аспекты проблемы «человек и природа», а также на некоторые особенности поэтики природоописаний. Так, A.A. Волков пишет о том, что в прозе Бунина «нет активного взаимовлияния человека и природы, темы слияния человека и природы"26.

Тезис о некой самостоятельности образа природы в художественной системе Бунина, высказанный еще в эмигрантской критике, поддерживает В. Н. Афанасьев, замечая, что природа у писателя — «это не фон., а активное действенное начало, властно вторгающееся в бытие человека, определяющее его взгляды на жизнь, его действия и поступки"27.

С 90-х гг. XX в. современные ученые обращаются к анализу самых разных сторон творчества писателя: исследуют проблему синкретизма жанра и метода,.

24 Там же. — с.309.

25 Там же.

26 Волков A.A. Проза Ивана Бунина. — М. 1969. — с.223.

27 Афанасьев В. Н. И. А. Бунин. — М. 1970. — с.20. специфику мировоззрения и отношение Бунина к религии и различным философским системам, феноменологический характер его произведений, их пространственно-временную организацию и сюжетно-композиционную структуру и т. п. Значительно расширяют понимание художественной системы Бунина исследования Ю. В. Мальцева, О. В. Сливицкой, JI.A. Колобаевой, Г. М. Благасовой, В. Н. Пращерук, М. С. Штерн, P.C. Спивак, И. П. Карпова, Г. Ю. Карпенко, Т. В. Марченко, Е. Г. Мущенко, Т. А. Никоновой, O.A. Бердниковой, В. А. Келдыша, Н. И. Ничипорова, А. Б. Смольяниновой, J1.A. Смирновой и др. Однако собственно пейзаж в текстах, как правило, рассматривается в связи с проблемами метода, жанра и стиля бунинских произведенийисключение составляют работы, направленные на изучение феномена природы в творчестве писателя (например, диссертация М. Ф. Вазиной «Природа в прозе H.A. Бунина»), В своем исследовании М. Ф. Вазина рассматривает природу как «множественный, многообразный персонаж», представленный в прозаических текстах писателя, и делает попытку определить его идейно-тематические функции.

28 и эстетические качества. Опираясь на типологию Б. В. Аверина, исследовательница выделяет конкретные, символичные и «вечные» разновидности образа природы у Бунина, а среди них — генеральные (море, поле, степь, усадебный сад, лес, пустыня, ночь) и частные топосы (водоемы, участки земной поверхности, природные явления). Описания природы в художественном мире Бунина, как полагает М. Ф. Вазина, служат «критерием нравственной оценки персонажей», содержат в себе значительный «слой натурфилософии» (язычество, «панентеизм», христианство в его ветхозаветной ветви, буддийский элемент) и социальный смысл (гибель дворянского мира, «неприятие писателем буржуазной действительности»)29.

Пейзаж в лирических произведениях Бунина становится предметом изучения в исследованиях Г. А. Голотиной, Г. М. Благасовой, P.C. Спивак, А. Г. Разумовской, В. П. Ковалева и др.

28 Вазина М. Ф. Природа в прозе И. А. Бунина: Дисс. канд. филол. наук. — СПб. 2000. — с. 17.

29 Там же. — с. 18.

Стремясь определить доминирующее время года и специфику его подачи в лирике Бунина, Г. А. Голотина приходит к выводу, что поэта прежде всего интересует «диалектика природы, нюансы ее изменений, ее краски, звуки, запахи, ее соотношение с человеческой душой, а не та или иная пора года"Л Бунин, по мнению исследовательницы, вносит свой, философский, взгляд на природу и человека в контекст классической русской лирики: «человек — часть природы, часть, не отделимая от нее, ее умная песчинка, орган мысли, то существо, которое может и увидеть, и пережить, и оценить, и осмыслить красоту"jl.

Особенности изображения природы в текстах Бунина неизбежно заставляют литературоведов обращаться к проблеме традиции: с одной стороны, творческий метод писателя во многом близок литературе модернизма, с другой, должен рассматриваться в контексте развития русской классической литературы. О воздействии и вхождении традиций Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Толстого в творческую манеру и стиль писателя упоминают многие исследователи. Например, в построении бунинских пейзажных картин «от чувственно-предметного мира к психологическому движению души» С. П. Гринева видит традиции A.A. Фета, Я. П. Полонского, Л. Н. Толстого Пейзаж в некоторых рассказах писателя близок по идейно-художественной окраске тургеневскому, считает исследовательницав нем «просвечивает тургеневская тонкость, сдержанная мягкость, артистичность формы"33. Выявлению тургеневской традиции и собственной творческой оригинальности в образе природы посвящены работы Г. Б. Курляндской «Бунин и Тургенев. Сравнительно-типологическое исследование», Л. Н. Назаровой «О пейзаже в «Записках охотника» И. С. Тургенева и в крестьянских рассказах И.А.Бунина"'14. Неизбежным оказывается и сопоставление художественной манеры и стиля.

30 Голотина Г. А. Эволюция темы природы в лирике И. Бунина 1900;х гг. // И. А. Бунин: pro et contra. Антология. -СПб. 2001. -С.508.

31 Там же.-с.510−511.

32 Гринева С. П. Традиции классической литературы в пейзаже И. А. Бунина // Творчество И. А. Бунина и русская л-ра X1X-XX вв. — Белгород. 1998. — с.23.

Там же. — с.28.

4 Назарова Л. Н. О пейзаже в «Записках охотника» И. С. Тургенева и в крестьянских рассказах И. А. Бунина конца 1890-начала 1910;х годов // Поэтика и стилистика русской литературы. — Л. 1971. — С. 253−262.

Бунина с Чеховым: разработки по этой теме содержатся в статьях И. Газер «А. П. Чехов и И.А. Бунин», Э. А. Полоцкой «Чехов в художественном развитии Бунина», монографии В. А. Гейдеко «А. Чехов и Ив. Бунин». Автор последней работы разность в изображении мира природы у писателей видит в том, что «Бунин отчуждал природу от быта, в то время как у Чехова природа и бытявления родственные, лежащие в одной плоскости"33. Кроме того, бунинским пейзажам свойственно «романтизированное» изображение мира, а чеховским -«сознательно заземленное, обыденное"36.

Проблему традиции в более общем, философском, ключе рассматривает Т. В. Марченко: «В творчестве Бунина обращение с традицией столь бережное, пропущенное через восторженно-пылкое личностное отношение к творениям литературных гениев, что ее усвоение кажется безусловным, а произведения писателя — .продолжением «вечной пушкинской традиции"37. В особенностях изображения внешнего мира, в первостепенном значении пейзажа в бунинском художественном мире и постановке «вечных вопросов» Т. В. Марченко видит.

38 близость новеллистики Бунина поэзии Фета. В целом же большинство исследователей сходны во мнении, что художественный мир Бунина — это новаторское освоение традиционных форм, духовных ценностей и философии русской классической литературы^.

О национальной специфике природы в изображении Бунина пишет Л. А. Колобаева, замечая, что писатель сумел выразить в пейзаже национальный дух и наполнить его «памятью прошлого, отблесками национальной русской истории"40. Природа в произведениях Бунина является истоком национального характера, а отношение к ней — одним из важнейших «эстетических и этических Гейдеко В, А А Чехов и Ив Бунин Монография — М, 1987 -с 290.

6 Там же — с 292.

7 Марченко Т В Традиции русской классической литературы в прозе И, А Бунина // И, А Бунин и русская литература XX века По материалам Международной научной конференции посвященной 125-летию со дня рождения И, А Бунина — М, 1995 — с 9.

8 Там же — с 14.

9 См об этом Ничипоров И Б Творчество И, А Бунина и художественные принципы модернизма Автореферат дисс канд филол наук — М. 2002.

40 Колобаева Л, А Проза И, А Бунина — 2-е изд — М. 2000 — с 11 критериев в оценке человека, личности"41. С мыслью о влиянии природы «на русскую душу», что выражается в «лирической мечтательности, склонности к грусти», вполне солидарна и Г. М. Благасова Она же выявляет черты романтизации природы в бунинской лирике и лирической прозе 1900;х годов: философско-пантеистический взгляд на мир, антропоморфизм в изображении природы, присутствующие в пейзаже образы-антитезы (ночь-день, мрак-свет, тьма-солнце, гроза-тишина)43. В сходном ключе рассматривает образ природы в лирических и прозаических текстах писателя И. Ю. Андриановон обращает внимание на наличие «развернутых параллелей между природными циклами и жизнью людей"44 в бунинских рассказах, на характерный прием олицетворения, «очеловечивания» природных явлений в пейзажных зарисовках. В монографии «Человек и мир в творчестве И.А. Бунина» И. Ю. Андрианов также касается концепции «человек — мир природы»: разнообразное воплощение пейзажных образов в бунинских текстах исследователь связывает с «поиском гармонии с мирозданием», что находит выражение в «мотивах смены бытийных циклов, вечности жизни и преемственности поколений"43.

Крайне важным в буниноведении является системное исследование Ю. В. Мальцева «Иван Бунин», в котором различные слои бунинской художественной системы проанализированы с учетом биографического, историко-культурного, философско-эстетического подходов. Ю. В. Мальцев делает ряд ценных замечаний и по поводу темы природы в творчестве писателянапример, поддерживает идею «независимости» природы в бунинском художественном мире: «природа. у Бунина никогда не фон, а главное действующее лицовездесущая стихийная сила жизни"46. Отмечает исследователь и особый «объектно-субъектный» способ подачи природоописаний, когда в тексте даются не «реалистические» описания, а «сообщение о восприятии» их автором или.

41 Там же. — с. 12.

42 Благасова Г. М. Иван Бунин: Жизнь. Творчество. Проблемы метода и поэтики: Уч. пособие. — Белгород. 2001. -с.9.

43 Там же.-с. 103−109.

44 Андрианов И. Ю. Человек и мир в творчестве И. А. Бунина. — Одесса. 1999. — с. 188.

45 Там же. — с.226.

46 Мальцев Ю. Иван Бунин. 1870−1953. — Франкфурт-на-Майне — Москва. 1994. — с. 107. героем. Бунин «не формулирует сентенции о мире, а преподносит нам саму сырую материю мира в ее неоформленном виде, так, как она видится его удивленному и внимательному взгляду"47. Бунинская эстетика изображения природы и мира (как «тревожное восторженно-трагическое изумление перед жизнью») не вписывается до конца в эстетику реализма, замечает исследователь.

С философских позиций рассматривает бунинскую модель мира О. В. Сливицкая, находя в ней взаимовлияющие полюсы «природы-космоса и человека». Сверхзадачу и доминанту всего творчества писателя исследовательница видит в «создании интегрального образа повышенной.

49 жизни", чему подчинены все элементы бунинскои художественной системы, в том числе и пейзаж. Анализируя «Митину любовь», О. В. Сливицкая приходит к крайне важному заключению относительно философии бунинской природы: «Мир природы самоценен, он не обслуживает эстетически мир человека. Жизнь души и жизнь природы совпадают по яркости тона и по глубине звучания. Но они не просто сосуществуют, а взаимодействуют, обостряя яркость и придавая друг другу большую глубину»" *0. В этом О. В. Сливицкая видит близость мироощущения Бунина восточному типу сознания.

Относительно темы природы и собственно пейзажа у писателя ряд важных замечаний высказывает М. С. Штерн, хотя внимание исследовательницы сосредоточено в основном на жанровых особенностях произведений позднего Бунина (лирических миниатюрах 1930;40-х гг., цикле «Темные аллеи»), В монографии «В поисках утраченной гармонии (проза И. Бунина 1930;1940;х гг.)» анализу подвергаются символика художественного пространства и основные пространственные образы «Темных аллей» (например, так называемые «повторяющиеся образы-топосы»: осень, дорога, зима, метель, гроза, дождь)31. Природа в бунинской художественной системе, по мнению М. С. Штерн, всегда.

47 Там же — с 112.

48 Там же — с 115.

49 Сливицкая О В «Повышенное чувство жизни» Мир Ивана БунинаМ 2004 — с 10.

Сливицкая О В Космос и душа человека (о психологизме позднего Бунина) // Царственная свобода О творчестве И, А Бунина Межвуз сб научных трудов — Воронеж 1995 — с 17.

Штерн MC В поисках утраченной гармонии (проза И Бунина 1930;1940;х гг) Монография — Омск 1997 -с 30 участвует в «оформлении события» и представляет собой «наиболее совершенный образ, в котором могут быть явлены человеку бесконечное разнообразие жизни, творческая мощь бытия"32. Исследовательница также говорит о близости бунинской пейзажной живописи Лермонтову, что проявляется, например, в преобладании определенной цветовой гаммы, контрастов мрака и света, «в динамизме .в сочетании с космизмом, монументальностью"33.

В работе М. С. Штерн проблема пейзажа рассматривается в принципиально важном аспекте — пространственно-временном. Этот подход представляет особый интерес, так как философско-эстетические категории пространства и времени играют значительную роль в художественной системе И. А. Бунина: они являются важнейшими понятиями в процессе осмысления человеческого существования как онтологического, экзистенциального феномена, взаимосвязи человека с миром. Многие исследователи (Пращерук Н.В., Ковалева Т. М., Кочеткова М. А., Иссова Л. Н. и др.) справедливо отмечали, что пространственно-временные характеристики имеют исключительное значение в структурно-содержательной организации большинства произведений писателя, причем приоритет здесь принадлежит категории пространства. Н. В. Пращерук выдвигает тезис о «пространственности» бунинской прозы, обусловленной феноменологичностью авторского сознания, и относит Бунина к таким авторам, как Джойс, Пруст, Фолкнер, которые «отменили» время и мыслят «пространством». По мнению исследователя, бунинская «пространственность» — это «способ, форма, результат» авторского художественного мышления34. Немаловажную роль в особой «выделенности» пространства в художественном мире Бунина, как полагают литературоведы, сыграла его манера письма: «умение пластически живописать природно-предметный мир через цвет и свет, запах, звук"33.

32 Штерн М С Указ соч — с 30.

Там же — с 48.

34 Пращерук Н В Феноменология И, А Бунина авторское сознание и его пространственная структура Дис д-ра филол наук — Екатеринбург, 1999 -с 24.

Цит по Кочеткова М, А Художественное пространство в рассказах И, А Бунина 1890—1910; гг и в повестях «Деревня» и «Суходол» Автореф дис канд филол наук — Ульяновск 2005.

Изучение пространственно-временных категорий в бунинских текстах является довольно актуальным направлением научной мысли: М. С. Штерн обращается к анализу пространственной организации цикла «Темные аллеи»" 6, М. А. Кочеткова исследует формы бытования художественного пространства в рассказах и повестях писателя 1890−1910;х гг.37, Т. М. Ковалева рассматривает художественное время и пространство как фундаментальные категории романа со.

Жизнь Арсеньева" .

И философско-эстетический, и структурный подход в своем исследовании творчества Бунина применяет И. П. Карпов. Рассматривая проблему авторского сознания и «типа авторства», ученый приходит к ряду открытий, касающихся особенностей изображения мира у писателя. Так, в бунинской словесной изобразительности И. П. Карпов видит проявление «чувственно-страстного отношения автора к предмету описаний», обусловленное системой определенных религиозных представлений39. И. П. Карпов практически не использует категории «пейзаж», «природа» в понятийном аппарате, избирая более широкое определение «природно-предметный мир», что и составляет «предметное содержание бунинского сознания». Для нас особый интерес представляют отдельные замечания о пейзаже Бунина, который, по мнению исследователя, представляет собой «отражение природы подвижной, переменчивой, страстной, красочной, картинной"60 и в котором реализм обновляется установкой на импрессионизм («не столько пейзаж, сколько мое восприятие природно-предметного мира"61). В рамках выбранного ученым подхода все творчество Бунина «может быть рассмотрено как огромное, длящееся десятилетиями осознание и выражение в слове человеком самого себя как части природы"62.

36 Штерн М С Указ соч.

57 Кочеткова М, А Указ соч.

38 Ковалева Т М Художественное время-пространство романа И, А Бунина «Жизнь Арсеньева» Автореф дис канд филол наук — Ставрополь 2004.

39 Карпов И П Проза Ивана Бунина Уч пособие — М 1999 -с 72 f,° Там же — с 93 Там же — с 250.

62 Там же — с 215.

Особое свойство бунинского пейзажа, о котором в той или иной форме говорят многие исследователи, — это его насыщенность цветом, запахом, звуком, некая «полисенсорность изображения"63. Замечания на эту тему содержатся в работах П. Нилуса, A.A. Волкова, Т. М. Бонами, JI.A. Смирновой, Ю. В. Курбатовой, И. С. Жемчужного, М. С. Штерн, Е. А. Шириной и др. Подобное «синэстетическое» качество бунинской прозы послужило отправной точкой диссертационного исследования М. С. Байцак, в котором анализируется бунинская «живопись посредством слова», выявляются основные особенности описания, как-то «насыщенность экфрасисами, гипертрофированность цвета, ритмические закономерности, которым подчиняется цветовая палитра в произведениях писателя"64. Рассматривая пейзаж в цикле «Темные аллеи», исследовательница делает вывод о том, что цвет у Бунина приобретает функцию лирического мотива. Цвет в рамках пейзажа маркирует значимые топосы, между которыми выстраиваются определенные ритмико-композиционные отношения — контраста, параллелизма, градации, кольца. Таким образом, оказывается, что цветовые мотивы в описаниях природы встраиваются «в динамическое развитие тематической композиции отдельного фрагмента и книги в целом"63.

Тема природы у Бунина изучалась не только в рамках идейно-тематического или историко-культурного подхода, но и в религиозно-философском и мифопоэтическом аспекте — например, в работах Г. Ю. Карпенко, Д. М. Ивановой.

В монографии «Творчество И. А. Бунина и религиозное сознание рубежа веков» Г. Ю. Карпенко рассматривает бунинские тексты в свете религиозных и метафизических идей, получивших распространение в отечественной культуре конца XIX — начала XX вв. В рамках нашей темы несомненный интерес представляет попытка исследователя рассмотреть изображение первостихий.

6' Курбатова В. Ю. Особенности изображения природы в автобиографической прозе И. А. Бунина и К. Г. Паустовского // Творчество И. А. Бунина и русская л-ра Х1Х-ХХ вв. — Белгород. 2009. — с. 187.

64 Байцак М. С. Поэтика описаний в прозе И. А. Бунина: живопись посредством слова: Автореферат дисс. канд. филол. наук. — Омск, 2009. — с.4.

63 Там же. — с. 16. природы (небо, океан) в произведениях писателя с точки зрения определенной религиозной традиции (ветхозаветной)66.

Анализ первостихий природы и их «мифопоэтической сущности» представлен в диссертации Д. М. Ивановой «Мифопоэтический и философско-эстетический аспекты воплощения образа природы в прозе И.А. Бунина». В изображении Буниным первостихий воды, земли, воздуха, огня исследовательница видит черты «мифопоэтической традиции" — а основой бунинской философии природы считает идею гармонического единства человека с природой и космосом67.

В современных подходах к изучению пейзажа в художественном тексте довольно определенно обозначается тенденция к его лингвостилистическому анализу. Так, концептуальное содержание пейзажа в прозе Бунина изучает О. В. Руднева в диссертационном исследовании «Концептуализация пейзажа в малой прозе И.А. Бунина». Исследовательница приходит к выводу о том, что пейзаж в текстах писателя «организован в соответствии с принципами «живописной картины» и нередко содержит в своей структуре бинарные оппозиции (природа-человек, жизнь-смерть, вечность-конечность, свое-чужое, верх-низ)68.

Обзор исследований говорит о развитии нескольких направлений в исследовании пейзажа в творчестве Бунина: изучается своеобразие «чувства природы» и — шире — философии природы у писателяприводятся идейно-тематические типы описаний природыприродные образы в бунинских текстах подвергаются анализу как часть пространственно-временной структуры произведения или рассматриваются в свете религиозно-философского и мифопоэтического подходовнаконец, описывается лингвостилистическое наполнение «концепта пейзаж». При этом пейзаж как значимая формально-содержательная категория, служащая организации и пространственно-временного, и идейно-тематического уровня художественного текста, а в целом,.

66 Карпенко Г Ю Творчество И, А Бунина и религиозное сознание рубежа веков — Самара 2005 — с 24.

67 Иванова Д М Мифопоэтический и философско-эстетический аспекты воплощения образа природы в прозе И, А Бунина Дисс канд филол наук — Елец 2004.

68 Руднева О В Концептуализация пейзажа в малой прозе И, А Б>нина (лингвостипистический аспект) Дисс канд филол наук — Сургут, 2007 -с 7−8 выполняющая многообразные функции в произведении, не становился объектом целостного анализа.

Неослабевающий интерес в литературоведении к аспекту творчества Бунина, связанного с темой природы, говорит об актуальности нашего исследования. Еще один аспект актуальности работы обусловлен тем, что пейзаж в художественном тексте так или иначе реализует индивидуально-авторскую модель мира, ставит вопрос об отношениях мира и человека. Через пейзаж как эстетическую единицу текста проявляются основы эстетики и философии писателя, его мировосприятие. Изучение данных проблем является продуктивным направлением современных филологических исследований.

Научная новизна диссертационной работы обусловлена тем, что в ней представлена функциональная классификация пейзажей, определены роль и знаковый характер природоописаний в структуре текста. Типологическое изучение функций пейзажа на материале бунинских рассказов 1890-х — 1900;х гг., цикла «Тени птицы» и произведений 1910;1916 гг. позволяет не только углубить понимание содержательной и структурной сторон текстов, но и проследить развитие и изменение их организации, увидеть эволюцию художественной манеры писателя.

В методологическом ключе новизна диссертационного исследования заключается в применении функционального и структурно-семиотического подходов к изучению пейзажных описаний в текстах, что дополняет и углубляет результаты предыдущих исследований.

Объектом исследования настоящей работы являются пейзажные описания в малой прозе Бунина 1892−1916 гг., отражающие природный мир в разнообразных временных, сезонных и погодных состояниях. В качестве предмета исследования выступают функции пейзажных описаний, реализующиеся в пространстве художественного текста.

Материалом диссертационного исследования являются рассказы И. А. Бунина 1892−1916 гг., а также мемуарные и автобиографические материалы, способствующие более глубокому осмыслению темы природы в творчестве Бунина и ее интерпретации.

Целью работы является определение содержательных и функциональных характеристик пейзажа в границах текста отдельного художественного произведения и творческого метода писателя в целом.

В связи с поставленной целью можно выделить следующие основные задачи:

1. Выявить доминирующие типы пейзажа в прозе И. А. Бунина в зависимости от периода творчества и определить их характерные признаки;

2. Осуществить классификацию пейзажных описаний на основе их функции в произведения;

3. Рассмотреть природоописания, составляющие часть национально-культурного хронотопа, и выяснить, как отражается в них следование литературным традициям и оригинальность художественного метода автора;

4. Установить роль пейзажа в сюжетно-композиционной и пространственной организации текста;

5. Выяснить, как выражается индивидуально-авторское своеобразие в функциональном или нефункциональном использовании описаний природы в текстах;

6. Проследить эволюцию функций и типов пейзажа в творчестве писателя разных периодов.

Цель и задачи диссертации определили выбор методики исследования, в основе которой — функциональный подход и комплекс из биографического, типологического, системно-структурного методов, а также филологического анализа текста.

На защиту выносятся следующие положения диссертации:

1. Пейзаж в текстах И. А. Бунина обладает принципиальной полифункциональностью: обозначает место и время действия, создает определенный тон и обрамление повествования, нередко определяет сюжетнокомпозиционное построение произведения, является средством косвенного психологизма и выражает комплекс философских идей.

2. В ранней прозе писателя пейзаж не только является частью хронотопа, но и организует эмотивность текста, объективирует психологическое состояние персонажа, используется как активное средство композиционного построения. В этот период в пейзаже Бунина обозначаются основные природные образы, составляющие пространственно-временную структуру его произведений в целом: образы ночи, созвездий, неба, поля/степи, моря. В пейзаже отражаются определенные черты метода и стиля писателя (например, элементы романтизма, импрессионистическое видение природно-предметного мира, «повышенная чувственность» изображения).

3. В цикле «Тень птицы» функциональные особенности пейзажа обусловлены жанровой спецификой книги: основной для описаний природы в «путевых поэмах» является функция сюжетной мотивировки действия. Функциональная нагрузка на описания природы в текстах очерков чрезвычайно широка: пейзаж «рисует» подробный маршрут путешествия, указывает на смену хронотопических координат, изменяет течение действия, а иногда становится едва ли не главным объектом изображения, представляя колорит и национально-культурную среду стран Востока. Более того, пейзаж как часть пространственной структуры повествования актуализирует «связь времен», иллюстрирует идею «спиральности», «цикличности» движения жизни.

4. В произведениях 1910;х гг. в пейзаже Бунина проявляется своеобразный сплав нескольких функциональных линий: хронотопической, сюжетно-композиционной и философско-психологической. Усиливается роль описаний природы в построении сюжета и организации повествования: пейзаж активно используется в качестве средства сюжетной мотивировки, выделения кульминационных моментов действия, кроме того, нередко акцентирует финал произведения. В прозе Бунина появляется комплексный философский пейзаж («пейзаж-прапамять», «пейзаж-модель мира», пейзаж-философская медитация), в котором многие природные образы получают метафизическое осмысление.

5. Очевидна определенная творческая эволюция писателя, которая проявляется в усложнении структуры, содержания и функций природоописаний в художественном тексте. Некоторые тенденции, проявляющиеся в пейзаже в ранний период творчества Бунина, реализуются в цикле «Тень птицы», прозе 1910;х гг. (например, преобладание в пейзаже образов моря/океана и неба, тяга к изображению ночной природы, «переходных» состояний дня).

6. Специфической чертой бунинского стиля является наличие так называемых «нефункциональных» природоописаний, избыточных по своему наполнению для какой-либо единичной функции, но воспроизводящих уровень предельно чувственной реальности, «повышенной жизни». Такие пейзажные фрагменты обычно не связаны с сюжетным уровнем текста, не влияют на событийную канву повествования.

Теоретическая значимость работы заключается в расширении аспектов теоретического изучения литературного пейзажа как значимой структурно-семантической единицы, обладающей в тексте разной степенью функциональной нагрузки. Применение методики, представленной в диссертации, продуктивно для целостного анализа сюжетно-композиционной, пространственно-временной организации художественного произведения, а также при исследовании приемов текстопостроения.

Практическая значимость работы определяется тем, что результаты исследования могут быть использованы при проведении лекционных и семинарских занятий по истории русской литературы первой половины XX века, а также по теории литературы и анализу текста в вузовской практике. Материалы диссертации могут стать основой специальных курсов по творчеству И. А. Бунина, а также быть использованы при подготовке курсовых и квалификационных работ. Подход к интерпретации пейзажа в прозе Бунина может служить ориентиром при анализе текстов широкого круга авторов.

Апробация работы.

Основные положения и результаты исследования были представлены в виде научных докладов на Бунинских Чтениях (Орел, 29−30 сентября 2008), на всероссийской научной конференции «Орловский текст российской словесности» (Орел, 5−6 октября, 2009), на всероссийской научной конференции «Орловский текст российской словесности: творческое наследие И.А. Бунина» (28−29 сентября 2010), на международной научной конференции «Творчество Б. К. Зайцева и мировая культура» (Орел, 27−29 апреля 2011), на IX Всероссийских Славянских Чтениях (Орел, 19−20 мая 2011), на работе Творческой мастерской в Воронежском государственном университете (Воронеж, 29−30 ноября 2012) и отражены в девяти публикациях, в том числе трех в журналах, входящих в список ВАК.

Структура и объем диссертации

.

Диссертационная работа состоит из введения, четырех глав и заключения, списка использованной литературы. Библиография включает 200 наименований. Общий объём работы составляет 192 страницы.

ВЫВОДЫ ПО ЧЕТВЕРТОЙ ГЛАВЕ.

В бунинской прозе 1910;х годов очевидна тенденция к наполнению пейзажных зарисовок философскими мотивами. В произведениях, отличающихся многообразием и по содержательному наполнению, и по формальным особенностям построения, доминирует разный по характеру и функциям пейзаж.

Конкретность и документальность хронотопического пейзажа в рассказах о русском крестьянстве переплетается с элементами тонкого психологического анализа. В «философско-психологической» прозе пейзаж представлен довольно скупо, часто в своей «городской» модификации, и, преимущественно, выполняет традиционную функцию обозначения обстоятельств действияно встречаются и природоописания, служащие собственно психологической характеристикой персонажа. В рассказах, имеющих в своей основе «иностранный материал», превалирует экзотический пейзаж, который не только воссоздает колорит Востока, но также наделяется специфическими чертами «модели мира», обретает космический масштаб изображения.

20 Топоров В. Н. Указ. соч. — с.587.

Сливицкая О. В. Указ. соч. — с.91.

В 1910;е годы в бунинских текстах происходит явное усиление сюжетной функции пейзажа — описания природы довольно часто мотивируют происходящее в тексте, выполняют роль своеобразной завязки действия, маркируют основные ключевые моменты повествования. С другой стороны, что крайне характерно для Бунина, пейзаж часто создает самостоятельный образ природного мира, прямо не связанный с человеческой жизнью и никак ее не отражающий.

Претерпевает изменения и психологическая функция пейзажа: состояние персонажа в текстах 1910;х гг. может изображаться с помощью психологического параллелизма, описываться через отдельные природные образы, а иногда — через намеренное расширение пространства вокруг героя. В «психологической прозе» указанного периода крупных пейзажных зарисовок почти нет, что можно считать своеобразным «минус-приёмом», так как в бунинской художественной системе описания природы всегда не только занимали значительное место, но и использовались в творческом постижении характера человека, коренных вопросов бытия.

В философских рассказах писателя пейзаж определяет психологическую атмосферу повествования, а также мотивирует эмоциональное состояние персонажей, находящихся во власти Природы-Космоса. С картинами яркой восточной природы у бунинских героев нередко соединяется мысль о Прародине, мир этой природы всегда особенно сильно воздействует на их эмоциональное и даже физическое состояние, вызывает напряженную рефлексию, духовный поиск.

В бунинских текстах 1910;х гг. встречается пейзаж, который можно классифицировать как вариант психологического противопоставления состоянию героя, однако строится такой пейзаж на «парадоксальном» контрасте, оксюмороне, а не на антитезе. При этом описания природы могут быть контрастными не просто эмоциональному состоянию конкретного персонажа, но какому-либо событию рассказа или всей сюжетной ситуации в целом.

Философский пейзаж в прозе 1910;х гг. совмещает в себе и подробное изображение природных образов, иногда трактуемых символически, и элементы философского рассуждения. Философские пейзажные картины в текстах писателя могут обретать космический масштаб, рождать чувство включенности в вечный поток жизни, ощущение сопричастности прошлому. Такой пейзаж обычно наполнен деталями «реального» природного мира, которые, в то же время, являются образами онтологического уровня. Они моделируют как реальную обстановку действия, так и некое состояние мира (древнего, «ветхозаветного»), которое мыслится неизменным, атемпоральным. В таком случае это уже не просто пейзаж, а «язык», система моделирующих категорий.

Что касается пространственно-временных образов пейзажа, то отметим, что в 1910;е годы из бунинского хронотопа практически полностью исчезают образы степи и леса, столь типичные для ранней прозы писателя. Широкое распространение получает образ морской стихии, что связано не только с мотивами путешествия, но и с усилением философского звучания пейзажа. Образы моря, океана, неба нередко осмысляются писателем с религиозно-философских позиций, а порой играют роль в построении метафизической модели мира. Кроме того, можно говорить о преобладании в бунинских текстах описаний ночной природы, но идейно-содержательный уровень таких описаний, по сравнению с пейзажами в ранней прозе писателя, усложняется (появляется ряд характерных символических значений, например, связь с ситуацией смерти).

Отметим изменения в особенностях «видения» природного мира: для бунинского пейзажа 1890−1900;х гг. характерно внимание к отдельным природным образам, которые далеко не всегда объединяются в единую картинув произведениях 1910;х гг., при том же, а возможно, и более обширном количестве образов, пейзаж более обобщен и пластичен, написан широкими мазками, соединяет различные ракурсы изображения. Сопоставление описаний природы в текстах разных лет говорит об определенной эволюции художественных приемов Бунина.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенный в диссертационном исследовании анализ убеждает в том, что пейзаж в произведениях И. А. Бунина пейзаж является специфической категорией текста, отражающей не только многообразные отношения человека с миром, но и определенные черты художественного стиля и метода писателя.

Функциональная роль пейзажа в малой прозе Бунина 1890−1916 гг. чрезвычайно широка: от обозначения пространственно-временных характеристик текста и психологического состояния персонажей до построения на основе пейзажных описаний символических обобщений и философских моделей «мира-космоса». Функции пейзажа варьируются в зависимости от тематической направленности текстов, их формальной организации и жанровой природы, а также от принадлежности тому или иному этапу творчества писателя.

В частности, этими факторами обусловлены определенные функции пейзажа в ранних произведениях Бунина. Во-первых, в 1890—1900;е гг. пейзаж является частью хронотопа и определяет время и место действия, отражая погоду, сезон, время, ландшафт местности. Но даже в этой, самой простой, функциональной особенности природоописания проявляются черты авторского видения окружающего пространства: доминирующими образами в пейзаже оказываются образы степи/поля, леса, являющиеся частью национально-культурной картины мира и косвенно характеризующие менталитет русского человека. Время изображения в пейзаже — ночь и переходные состояния днядемонстрирует и романтические тенденции, свойственные раннему Бунину, и тягу к импрессионистическому изображению природы, и определенную философскую направленность его творчества. Уже в ранних текстах писателя в ночном пейзаже проявляются сквозные и опорные образы бунинского художественного мира (ночь, небо, месяц, луна, звезды).

В рассказах 1890−1900;х гг. роль пейзажа в развитии действия невелика, что связано с характером самих текстов, представляющих собой различные жанровые варианты лирической прозы. Описания природы в таких произведениях, как.

Святые горы", «Туман», «Тишина», «Надежда» и некоторых других, хоть и не служат средством развития действия, но выполняют текстообразующую функцию: вводят лирико-философские рассуждения, провоцируют внутренний монолог героя-повествователя. При этом на сюжетно-композиционном уровне пейзаж нередко используется в функции ретардации, лиро-эпического обрамления, а также акцентирует кульминационные моменты повествования, развязку или финал текста. В этом смысле сюжетно-композиционная функция пейзажа может переплетаться с функцией психологической: в описаниях природы в ранней прозе Бунина объективируется эмоциональное состояние персонажачувства, переживания, настроения, сокровенные движения души. Пейзажные единицы в рассказах 1890−1900;х гг. нередко организуют эмотивность текста, т. е. используются в функции создания эмоционального тона повествования. Помимо этого, уже в ранних текстах бунинскому пейзажу оказывается свойственна философская функция, а многие природные образы используются в качестве символического толкования реальных событий.

Функциональная значимость пейзажа еще более возрастает в цикле «путевых поэм» Бунина «Тень птицы». Это обусловлено жанром и структурной организацией очерков, где описаниям природы отводится и значительный объем, и глубокая информативная нагрузка. В «Тени птицы» пейзаж становится одним из основных объектов изображения, нередко выступая сюжетообразующим началом повествования. Пейзажные единицы в текстах очерков сообщают подробный маршрут путешествия героя, указывают на смену хронотопических координат, изменяют течение действия. Более того, пейзаж как часть пространственной структуры повествования «работает» как память, позволяет проникнуть в глубины времени и актуализирует принцип «спиральности», «цикличности» движения жизни. Характерной особенностью описаний природы в «Тени птицы» является их экзотичность, а потому и присущая им функция создания восточного колорита. Эта функция пейзажа типична для текстов писателя и также будет проявляться в «восточных» рассказах 1910;х гг. Частое изображение Буниным экзотической природы связано с многочисленными путешествиями писателя в южные страны, принятием эстетики юга и самим типом бунинского героя, настроенного на «повышенное» восприятие жизни в ярких, насыщенных тонах.

В 1910;е годы происходит окончательное оформление художественного метода и стиля писателя, в связи с чем изменяется и функциональная значимость пейзажа в его прозе.

В этот период пейзаж-хронотоп определяет пространственно-временные параметры бунинских текстов разной тематики и жанровой природы: в рассказах о русском крестьянстве это «деревенский» пейзаж, имеющий два антиномичных полюса изображения — ночь и деньв так называемой «психологической прозе» 1910;х гг. функцию хронотопа чаще выполняет «городской» пейзаж, а также природоописания с локусами сада, рощи, кладбища. При этом происходит определенная эволюция природных образов, на которых основана пространственно-временная картина: образа ночи, звезд и луны, моря/океана. Если в ранней прозе ночной пейзаж — это, по большей части, пейзаж-психологический, иногда осложненный философскими мотивами, в цикле «путевых поэм» — хронотопический в своей основе, но обогащенный религиозно-историческими рассуждениями героя-повествователя, то в произведениях 1910;х гг. — философский, актуализирующий мотив смерти и выполняющий сюжетно-композиционную функцию.

Важное место в структуре пейзажа начинает занимать образ моря, постепенно вытесняющий образы степи/поля, леса, типичные для ранних рассказовто есть, бунинский символ бесконечности природы, «образ Мира», с течением времени меняется. В этом можно увидеть элемент эволюции: образ моря-океана и глубже, и многообразнее по философскому охвату, воплощает идею универсального, является чистым выражением природной стихии.

В период 1910;х годов происходит усиление сюжетной «детерминированности» пейзажа: типичной для природоописаний становится функция сюжетной мотивировки, акцентуации кульминации, маркирования постпозиции произведения. Но, несмотря на доминирование сюжетно-композиционной функции во многих пейзажных единицах, в прозе 1910;х гг. присутствуют обширные картины природы, которые можно признать нефункциональными. Примечательны и перегруженные деталями-подробностями пейзажи, избыточные по своему содержанию для характеристики фона действия и/или состояния персонажа. Такие яркие, красочные и часто нефункциональные пейзажные фрагменты, которые обычно создают эффект «повышенной», «безграничной» жизни, можно считать устойчивой приметой стиля Бунина.

Отдельного внимания заслуживают особенности психологического пейзажа в текстах 1910;х гг. Часто такой пейзаж определяет не только эмоциональное состояние человека, но и физическое — человек в мире Бунина обостренно чувственен, жадно «поглощает» все впечатления внешнего мира. Знаменательным представляется и тот факт, что в прозе писателя практически нет пейзажа, психологически противопоставленного состоянию персонажа, а если таковой и встречается, то его можно назвать контрастным лишь условно (обычно он строится не на антитезе, а на оксюмороне). Очевидно, это связано с тем. что человек у Бунина — «микроэлемент» природы, сливается с окружающим природным миром, причастен ему.

Результатом комплексного художественного обобщения представляется трансформация пейзажа-воспоминания, характерного для ранней прозы писателя, в «пейзаж-прапамять» в философских рассказах 1910;х гг. Природа, запечатленная в пейзажных картинах, становится связующим звеном между временами, «пробуждает» прошлый опыт человека, его генетическую память.

Наряду с психологической функцией пейзажа важное место в текстах 1910;х гг. отводится и функции философской, особенно ярко проявляющейся в «восточных» текстах Бунина, в которых отразился его духовно-религиозный поиск и проба различных философских учений (буддизма, даосизма). В рассказах «Копье Господне», «Братья», «Сны Чанга», «Соотечественник» пейзаж, с одной стороны, мотивирует появление этико-философских размышлений персонажей и автора, а с другой, — сам становится средством выражения идейно-тематического уровня текста. Усложняется и структура, и содержание философского пейзажа: в прозе 1910;х гг. встречаются и обобщенные картины природы, которые можно охарактеризовать как «пейзаж-модель мира», и пейзажи-рассуждения, включающие или вводящие философские медитации автора или персонажа.

В изменении функциональных особенностей пейзажа в прозе Бунина 18 901 916 гг. проявляется эволюция художественного метода писателя, его мировидения и мировоззрения. При этом очевидно и развитие тенденций, возникающих еще в ранний период творчества (тяга к изображению переходных состояний природы, ночного и морского пейзажа, к наполнению пейзажа лирико-философскими мотивами). Во многих бунинских текстах пейзаж вбирает в себя множество ассоциативно-символических смыслов, что делает его средством выражения концептуального уровня произведения.

В текстах выбранных для анализа произведений пейзажные фрагменты имеют разную функциональную нагрузку: от небольшой, второстепенной по отношению к сюжету и композиции, до довольно значительной, подчиняющей себе все пространство текста. Очевидной является полифункциональность пейзажа в бунинских произведенияхпри этом описания природы могут реализовывать в тексте лишь одну функцию или даже быть нефункциональными, а могут являться результатом синтеза нескольких.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.Ю. Художественная деталь и тема творчества в прозе И.А. Бунина // Русская словесность, 2011. № 2. — С.51−58.
  2. .В. Жизнь Бунина и Жизнь Арсеньева: поэтика воспоминания // И. А. Бунин: pro et contra. Антология. СПб, 2001. — С.651−677.
  3. В.Д. Библейско-христианская проблематика в творчестве И.А. Бунина: Дисс. канд. филол. наук: 10.01.01. М., 2009.
  4. Ю.И. Иван Бунин // Силуэты русских писателей: В 2 т. М., 1998.-С.115−132.
  5. И.Ю. Человек и мир в творчестве И.А. Бунина. Одесса, 1999.
  6. В.Н. И.А. Бунин: очерк творчества. М., 1970.
  7. П.Бабенко Л. Г., Казарин Ю. В. (ред.) Лингвистический анализ художественного текста: Учебник. М., 2008.
  8. А.К. И.А. Бунин. Материалы для биографии. М., 1967.
  9. А.К. Бунин: Жизнеописание. М., 2004.
  10. М.С. Поэтика описаний в прозе И.А. Бунина: живописьпосредством слова: Автореферат дисс канд. филол. наук: 10.01.01. —1. Омск, 2009.
  11. P.M. Художественное миросозерцание И.А. Бунина конца 1880-х начала 1900-х годов: Автореферат дисс. канд. филол. наук: 10.01.01.-Москва, 2011.
  12. А. Бунин в халате. По памяти, по записям. США, 1979.
  13. М.М. Автор и герой: к философским основам гуманитарных наук. СПб, 2000.
  14. В.Г. Разделение поэзии на роды и виды // Белинский В. Г. Полн. собр. соч.: В. 13 т. т.5. — М., 1954.
  15. O.A. «Так сладок сердцу Божий мир»: творчество И. А. Бунина в контексте христианской духовной традиции: Монография. -Воронеж, 2009.
  16. Г. М. Иван Бунин: Жизнь. Творчество. Проблемы метода и поэтики: Учебное пособие. Изд-е 2-е. — М., Белгород, 2001.
  17. П.М. Рец. на кн.: Собрание сочинений И. А. Бунина. T. IV. // И. А. Бунин: pro et contra. Антология. СПб, 2001. — С.414−415.
  18. О.Ю. Поэтика пейзажа в романах Чарльза Диккенса: Автореферат дисс. канд. филол. наук: 10.01.01. Тамбов, 2006.
  19. И.А. Собр. соч.: в 6 т. Редколлегия: Ю. Бондарев, О. Михайлов, В. Рынкевич. М.: Худ. л-ра, 1987−1988. В дальнейшем ссылки на это издание даются в тексте диссертации с указанием тома и страницы.
  20. И.А. Собр. соч.: В 4 т. / Под ред. Н. М. Любимова. М., 1988.
  21. Бунин без глянца: Сост. П. Фокин, Л. Сыроватко. СПб, 2009.
  22. М.Ф. Природа в прозе И.А. Бунина: Дисс. канд. филол. наук: 10.01.01.-СПб, 2000.
  23. И.П. Бунин-повествователь (рассказы 1890−1916 гг.). Минск, 1974.
  24. А.Н. Историческая поэтика. М., 1989.
  25. O.A. Пейзаж как текстовое явление (на материале произведений англоязычных писателей ХХ-начала XXI веков): Автореферат дисс.канд. филол. наук: 10.02.19. Ростов-на-Дону, 2011.
  26. O.A. Пейзаж как текстовое явление (на материале произведений англоязычных писателей ХХ-начала XXI веков): Дисс .канд. филол. наук: 10.02.19. Ростов-на-Дону, 2011.
  27. О.Н. Система образов природы в лирике Бунина 1886−1900 годов // Л-ра и общ. созн-е: варианты интерпретации худ. т-та. Материалы VII межвуз. науч.-практ. конференции. Вып.7. — 4.1. -Бийск, 2002. — С.35−44.
  28. A.A. Проза Ивана Бунина. М., 1969.
  29. JT.C. «Легкое дыхание» // И. А. Бунин: pro et contra. Антология. СПб, 2001. — С.435−455.
  30. П.Я. Введение в психологию. М., 2007.
  31. М.Л. Композиция пейзажа у Тютчева // Гаспаров М. Л. Избранные труды. О стихах. Т.П. — М., 1997. — С.332−362.
  32. М.Л. Фет безглагольный. Композиция пространства, чувства и слова // Гаспаров М. Л. Избранные труды. О стихах. Т.Н. — М., 1997. -С.21−33.
  33. В.А. А. Чехов и Ив. Бунин: Монография. М., 1987.
  34. Э. Мировые загадки. М., 1996.
  35. P.E. Эстетическая рентгенограмма жизни: К вопросу о мировоззрении И. А. Бунина // И. А. Бунин: Диалог с миром: межвузовский сб. научных трудов. Воронеж, 1999. — С.45−49.
  36. Т.Н. Смысловая организация ориентальной прозы И.А. Бунина // Метафизика И. А. Бунина: Сб. науч. трудов, посвящ. творчеству И. А. Бунина. Воронеж, 2011. — Вып.2. — С.108−112.
  37. Г. А. Эволюция темы природы в лирике И. Бунина 1900-х гг. // И. А. Бунин: pro et contra. Антология. СПб, 2001. — С.508−517.
  38. Т.Ф. Лингвостилистические особенности и текстообразующий потенциал пейзажных описаний в американской прозе XIX-XX1 вв.: Дисс. канд. филол. наук: 10.02.04. Барнаул, 2007.
  39. В.Я. О прозе XIX—XX вв.. Л. Толстой. А. Чехов. И. Бунин. Л. Андреев. М. Горький. СПб., 2000.
  40. Гринфельд-Зингурс Т. Я. Природа в художественном мире М. М. Пришвина. Саратов, 1989.
  41. JI.B. Чувство природы в русской прозе 1920−1930-х гг. -Сыктывкар, 1998.
  42. Т.Г. «Горько пахло осенним тлением» (запахи в прозе И.А. Бунина)//Русская речь. 2003. — № 5. — С. 20−24.
  43. Н.Ю. Способы воссоздания национального колорита в русской прозе первой половины XX века (И.А. Бунин, А. И. Куприн, В.В. Набоков) // Вестник ТГУ. Гуманитарные науки. Выпуск 3 (27). -Тамбов, 2002. С.36−42.
  44. И.С. Человек и природа в лирической прозе И.А. Бунина начала 1900-х годов // И. А. Бунин и русская культура XIX XX веков: Тезисы международной научной конференции, посвященной 125-летию со дня рождения писателя. — Воронеж, 1995. — С.45−47.
  45. Н.Б. Лирическая проза А.И. Левитова и И. А. Бунина (жанрово-стилевые особенности, традиции и новаторство): Автореферат дисс. канд. филол. наук: 10.01.01. Елец, 2002.
  46. Л.И. О жанровых особенностях миниатюр И.А. Бунина // журн. OMologos, т. 1−2, № 3. 2007. — С.176−192.
  47. Д.М. Мифопоэтический и философско-эстетический аспекты воплощения образа природы в прозе И.А. Бунина: Дисс. канд. филол. наук. Елец, 2004.
  48. Н.Д. Содержание и принципы филологического изучения пейзажа. // Филолог, науки. 1991. — № 5−6. — С.28−31.
  49. И. А. Творчество И.А. Бунина // Ильин И. А. О тьме и просветлении: Книга художественной критики: Бунин, Ремизов, Шмелев. -М., 1991.
  50. Т.Я. Эволюция повествования в произведениях И.А. Бунина 1910−20-х годов: Автореферат дисс. канд. филол. наук: 10.01.01. -Екатеринбург, 2008.
  51. Г. Ю. Творчество И.А. Бунина и религиозное сознание рубежа веков: Учебное пособие. Самара, 2005.
  52. И.П. Объективация цветового видения (И.А. Бунин «Тень птицы») // Русофил URL: http://www.russofile.ru/articles/article140.php
  53. И.П. Проза Ивана Бунина: Учебное пособие. М., 1999.
  54. В.А. Русский реализм начала XX века. М., 1975.
  55. Т.М. Художественное время-пространство романа И.А. Бунина «Жизнь Арсеньева»: Автореферат дисс. канд. филол. наук: 10.01.01. -Ставрополь, 2004.
  56. H.H. Психологическое мастерство Бунина в прозе 1910-х годов: Автореферат дисс. канд. филол. наук: 10.01.01. М., 1993.
  57. Колобаева J1.A. Проза И. А. Бунина. 2-е изд. — М., 2000.
  58. Дж.В. Бунин и Восток: поэтическая встреча // И. А. Бунин: pro et contra. Антология. СПб, 2001. — С.552−561.
  59. М.А. Художественное пространство в рассказах И.А. Бунина 1890-х-1910-х гг. и в повестях «Деревня» и «Суходол»: Автореферат дисс. канд. филол. наук: 10.01.01. Ульяновск, 2005.
  60. Л.В. «В этом злом и прекрасном мире.» // И. А. Бунин: pro et contra. Антология. СПб, 2001. — С.479−507.
  61. Г. Грасский дневник. Вашингтон, 1967.
  62. В.Ю. Особенности изображения природы в автобиографической прозе И.А. Бунина и К. Г. Паустовского //
  63. И.А. Бунина и русская л-ра XIX—XX вв.. Белгород, 2009. -Вып.5. — С.186−192.
  64. Г. Б. Авторская позиция И.А. Бунина в романе «Жизнь Арсеньева» // Бунинский сборник. Материалы науч. конференции, посвященной 100-летию со дня рождения И. А. Бунина. Орел, 1974.
  65. Г. Б. Бунин и Тургенев: Сравнительно-типологическое исследование // Творчество И. С. Тургенева: Проблема метода и мировоззрения: Межвуз. сб. науч. тр. Орел, 1991.
  66. В.А. Интерпретация текста: Учебное пособие. 2-е изд. — М., 1988.
  67. Н.М. Бунин и его проза (1887−1917). Тула, 1980.
  68. А.Л. Цикл «путевых поэм» И.А. Бунина «Тень птицы»: проблема жанра: Автореферат дисс.. канд. филол. наук: 10.01.01. -Нижний Новгород, 2004.
  69. А.Л. Цикл «путевых поэм» И.А. Бунина «Тень птицы»: проблема жанра: Дисс.. канд. филол. наук: 10.01.01. Нижний Новгород, 2004.
  70. М. И.А. Бунин // Новый журнал для всех. 1916. — № 4/6. -С.43−47.
  71. В.Я. Мир и человек в творчестве Л. Толстого и И. Бунина. М., 1989.
  72. С.А. Человек глазами природы. М., 1985.
  73. Г. А. Пейзаж // Тамарченко Н. Д. (ред.) Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий. М., 2008. — с. 160−161.
  74. В.Н. Очерк мистического богословия восточной церкви. Догматическое богословие. М., 1991.
  75. Ю.М. Лекции по структуральной поэтике // Ю. М. Лотман и Тартуско-московская семиотическая школа. М., 1994.
  76. P.C. Концепт «пейзаж» в структуре англоязычного прозаического текста: Автореферат дисс. канд. филол. наук: 10.02.04. -Иваново, 2007.
  77. P.C. Концепт «пейзаж» в структуре англоязычного прозаического текста: Дисс. канд. филол. наук: 10.02.04. Иваново, 2007.
  78. Ю.В. Иван Бунин. 1870−1953. Франкфурт-на-Майне — Москва, 1994.
  79. Л.В. Пейзаж как средство воплощения эстетического идеала в поэзии М.В. Ломоносова // Пейзаж как развивающаяся форма воплощения авторской концепции. M., 1984. — С. З-17.
  80. О.Н. И.А. Бунин в жизни и творчестве: Уч. пособие. 2-е изд-е. — М., 2011.
  81. Т.С. Семантика синтаксических структур пейзажных зарисовок (на материале произведений И.А. Бунина) // Рус. яз. в школе. М., 1995. -№ 5.-С. 82−86
  82. Г. А. Степные мотивы в поэзии И.А. Бунина // Вестник Омского ун-та. № 1. 2009. — С. 175−178.
  83. Е.Г. В поисках первореальности (ранняя проза И.А. Бунина) // Царственная свобода. О творчестве И. А. Бунина. Межвуз. Сб. научных трудов. Воронеж, 1995. — С.45−59.
  84. Е.В. Символика образа ветра в поэзии И.А. Бунина 1900-х годов // Метафизика И. А. Бунина: Сб. науч. трудов, посвящ. творчеству И. А. Бунина. Воронеж, 2011. — Вып.2. — С. 112−124.
  85. H.A. Образное слово И.А. Бунина // Русский язык в школе. -М., 1990,-№ 4. -С. 51−59.
  86. Т.А. О смысле человеческого существования в творчестве И. Бунина // И. А. Бунин: pro et contra. Антология. СПб, 2001. — С.599−612.
  87. И.Б. И.А. Бунин. Очерк творчества. // Образовательный портал «Слово» URL: http://www.portal-slovo.ru/philology/37 240.php
  88. И.Б. Поэзия темна, в словах невыразима. Творчество И. А. Бунина и модернизм: Монография. М., 2003.
  89. И. Б. Творчество И. А. Бунина и художественные принципы модернизма: Автореферат дисс.. канд. филол. наук: 10.01.01. М., 2002.
  90. Э.А. Взаимопроникновение поэзии и прозы у раннего Бунина // Изв.: АНССР, 1970. T. XXXIX. — Вып. 5.
  91. Н. В. Феноменология И.А. Бунина: авторское сознание и его пространственная структура: Дис.. д-ра филол. наук: 10.01.01. -Екатеринбург, 1999.
  92. Н.В. Художественный мир прозы И.А. Бунина: язык пространства. — Екатеринбург, 1999.
  93. М.И. Стилистические функции пейзажей в произведениях Шолохова // Шолохов в современном мире. — JT., 1977. С. 166−176.
  94. JI.T. Мастерство И. А. Бунина в прозе (из наблюдений и размышлений над поэтикой). Этюды. Самарканд, 1993.
  95. О.Г. Хронотоп в современном романе // Художественный текст как динамическая система. Материалы междунар. науч. конференции, посвященной 80-летию В. П. Григорьева. М., 2006. — С.265−279.
  96. О.В. Концептуализация пейзажа в малой прозе И.А. Бунина: Дисс.. канд. филол. наук: 10.02.01. Сургут, 2007.
  97. В.Н. Пейзажная единица текста: семантика, грамматическая форма, функция (на материале произведений А.П. Чехова): Дисс. канд. филол. наук: 10.02.01. Тамбов, 2002.
  98. В.Ф. Чувство природы в поэзии Пушкина, Лермонтова и Тютчева. -М., 1911.
  99. Т.И. Духовно-религиозная проблематика и ее художественное воплощение в «крестьянской прозе» И.А. Бунина: Автореферат дисс.. канд. филол. наук: 10.01.01. Воронеж, 2008.
  100. O.B. Космос и душа человека (о психологизме позднего Бунина) // Царственная свобода. О творчестве И. А. Бунина. Межвуз. сб. научных трудов. Воронеж, 1995. — С.5−34.
  101. О.В. Основы эстетики Бунина // И. А. Бунин: Pro et contra. Антология. СПб, 2001. — С.456−478.
  102. О.В. «Повышенное чувство жизни»: Мир Ивана Бунина. М., 2004.
  103. Смирнова J1.A. Иван Алексеевич Бунин: Жизнь и творчество. М., 1991.
  104. .Е. Восточные мотивы в ранней прозе И.А. Бунина // И. А. Бунин в диалоге эпох: Межвуз. сб. науч. трудов, посвящ. творчеству И. А. Бунина. Воронеж, 2002. — С.25−36.
  105. P.C. Русская философская лирика. 1910-е годы: И. Бунин. А. Блок. В. Маяковский: Уч. пособие. М, 2003.
  106. Ф.А. Встречи. -М., 1998.
  107. C.B. Категории пространства и времени в историческом мышлении И.А. Бунина (1887−1904) // Начало: Сб. работ молодых ученых.-М., 1990. С.151−171.
  108. В.П. О «поэтическом» комплексе моря и его психофизиологических основах// Топоров В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифопоэтического: Избранное. М., 1995. — С.575−593.
  109. В.Н. Пространство и текст // Текст: семантика и структура. М., 1983. — С.231−262.
  110. О.О. Эстетические функции пейзажа в художественной прозе А.И. Солженицына: Дисс.канд. филол. наук: 10.01.01. Армавир, 2006.
  111. .А. Поэтика композиции. Структура художественного текста и типология композиционной формы. М., 1970.
  112. Фиш М. Ю. Сенсорные коды поэтики цикла рассказов H.A. Бунина «Темные аллеи»: Автореферат дисс.. канд. филол. наук: 10.01.01. -Воронеж, 2009.
  113. О.Д. «Лесная страна» И.С. Тургенева и И. А. Бунина // Фило1о§ об, т. 1−2. № 3. — 2007. — С. 319−332.
  114. В.Ф. О поэзии Бунина //И.А. Бунин: Pro et Contra: Личность и творчество Ивана Бунина в оценке русских и зарубежных мыслителей и исследователей: Антология. СПб, 2001. — С.395−402.
  115. О.С. Восток в художественном сознании И.А. Бунина: Дисс. канд. филол. наук: 10.01.01. Иркутск, 2004.
  116. И.О. Мыслящая муза. М., 1989.
  117. М.С. В поисках утраченной гармонии (проза И. Бунина 19 301 940-х гг.): Монография. Омск, 1997.
  118. М.Н. «Природа, мир, тайник вселенной.»: Система пейзажных образов в русской поэзии. М., 1990.1. Словари и энциклопедии
  119. A.A. (ред.) Эстетика. Словарь. М, 1989.
  120. А.П. (ред.) Школьный поэтический словарь. 2-е изд. — М., 2000.
  121. М.Ф., Разумный В. А. (ред.) Краткий словарь по эстетике. -М., 1963.
  122. Н.Д. (ред.) Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий. -М., 2008. '
Заполнить форму текущей работой