Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Роль терапевтического обучения пациентов на помповой инсулинотерапии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В настоящее время поиск оптимальных способов инсулинотерапии до сих пор остается открытым, несмотря на стремительное развитие Фарминдустрии и научно-технического прогресса. Наиболее физиологичным режимом введения инсулина на сегодняшний день является помповая инсулинотерапия. Многочисленными исследованиями доказано, что в сравнении с режимом многократных инъекций инсулина применение дозаторов… Читать ещё >

Содержание

  • Список использованных сокращений
  • Глава 1. Обзор литературы
    • 1. 1. Терапевтическое обучение больных
      • 1. 1. 1. Диабетология сегодня
      • 1. 1. 2. Исторические аспекты терапевтического обучения больных
      • 1. 1. 3. Терапевтическое обучение больных: достигнутые успехи и непреодолённые трудности
      • 1. 1. 4. Терапевтическое обучение больных: перспективы развития и повышения эффективности
      • 1. 1. 5. Терапевтическое обучение больных: стратегии будущего
    • 1. 2. Помповая инсулинотерапия
      • 1. 2. 1. История помповой инсул инотерапии
      • 1. 2. 2. Клинико-экономическая эффективность помповой инсулинотерапии
      • 1. 2. 3. Перспективы помповой инсулинотерапии
  • Глава 2. Материалы и методы
    • 2. 1. Клиническая характеристика больных
      • 2. 1. 1. Характеристика больных группы
      • 2. 1. 2. Характеристика больных группы
      • 2. 1. 3. Характеристика больных группы
      • 2. 1. 4. Характеристика больных группы
      • 2. 1. 5. Дистанционная поддержка больных
    • 2. 2. Методы исследования
      • 2. 2. 1. Оценка углеводного обмена
      • 2. 2. 2. Оценка частоты острых осложнений сахарного диабета
    • 2. 3. Способы инсулинотерапии
    • 2. 4. Статистическая обработка данных
  • Глава 3. Собственные результаты и их обсуждение
    • 3. 1. Оценка углеводного обмена
      • 3. 1. 1. Динамика показателей углеводного обмена в группе
      • 3. 1. 2. Динамика показателей углеводного обмена в группе
      • 3. 1. 3. Динамика показателей углеводного обмена в группе
      • 3. 1. 4. Динамика показателей углеводного обмена в группе
    • 3. 2. Оценка частоты острых осложнений сахарного диабета
    • 3. 3. Сравнение полученных результатов в группах
  • Клинический пример
  • Клинический пример

Роль терапевтического обучения пациентов на помповой инсулинотерапии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

.

Всемирной Организацией Здравоохранения сахарный диабет (СД) назван первой неинфекционной эпидемией 21 века. На данный момент в мире насчитывается около 285 млн. больных сахарным диабетом, однако с учетом эпидемического роста распространенности этого заболевания эксперты ВОЗ прогнозируют увеличение их числа к 2030 году до 435 млн. человек [13]. В настоящее время СД представляет собой серьезную медико-социальную проблему для всех стран и народов мира в связи с неуклонным ростом заболеваемости, частотой развития поздних осложнений и связанными с ними высокой степенью инвалидизации и смертности пациентов, ухудшением качества их жизни, большими экономическими затратами [1, 3]. Однако за последние десятилетия в результате совершенствования методов диагностики, лечения и самоконтроля в арсенале врачей-эндокринологов и их пациентов появляется все большее количество «инструментов» для эффективного и безопасного управления СД.

Основная цель лечения СД — это долгосрочное достижение показателей углеводного обмена, максимально приближенных к целевым значениям. Результаты большинства крупных клинических исследований убедительно показали, что интенсивный контроль и многофакторный подход в управлении СД способны значительно снизить количество и степень прогрессирования поздних осложнений, повысить качество жизни пациентов, уменьшить экономические затраты на лечение [166, 169].

Однако достижение терапевтических целей и стойкая компенсация клинико-метаболических показателей практически невозможны без активного, компетентного и долгосрочного участия самого пациента в лечебном процессе. В связи с этим возникает необходимость обучения больных принципам управления своим заболеванием, принятию самостоятельных терапевтических решений, оценке и повышению эффективности проводимого лечения. Именно поэтому в современной диабетологии «терапевтическое обучение» больных признано одним из важнейших компонентов многофакторного и комплексного управления СД, который должен быть интегрирован в алгоритмы лечения этого заболевания.

Однако, несмотря на широкую распространенность, сложившуюся организационную систему и достаточную методологическую оснащенность, в области обучения больных СД существует ряд нерешённых проблем [21]. По данным разных исследователей до 50% больных уже в течение нескольких месяцев после прохождения курса обучения перестают следовать полученным в «школе диабета» рекомендациям. Возможными причинами могут быть недостаточное понимание материала, отсутствие у пациента необходимого уровня мотивации, самодисциплины и самоорганизациитрудности применения конкретным больным общих для всех рекомендациймеханизмы психологической защиты и другие. Целью обучения является не только передача суммы знаний и представлений о СД, а формирование у пациента новых привычек, мотивации к соблюдению рекомендаций по изменению образа жизни, выполнению ряда ежедневных обязательных процедур и манипуляций и т. д. Однако, практическое освоение новых поведенческих стереотипов, включение в ежедневный график ряда новых обязательных действий, необходимый уровень дисциплины для многих пациентов оказываются той «высотой», которую они самостоятельно взять не могут. Эти факты подтверждают необходимость долгосрочного (а может и пожизненного) терапевтического обучения пациентов с СД.

В настоящее время все больше данных появляется о разработке и внедрении в клиническую практику новых форм обучения пациентов с нарушениями углеводного обмена. Среди них особый интерес представляют обучение посредством современных телекоммуникационных систем (интернет, мобильные телефоны), электронные дневники самоконтроля, различные «симуляторы», калькуляторы доз инсулина, интерактивные и игровые программы. Рядом авторов показано, что внедрение новых подходов в обучении пациентов с СД способствует улучшению как клиникометаболических показателей, так и повышению экономической эффективности лечения.

Однако для успешного управления СД активного участия пациента в терапевтическом процессе не всегда достаточно. Выбор эффективной и безопасной схемы сахароснижающей терапии также является одним из ключевых моментов в процессе компенсации углеводного обмена.

В настоящее время поиск оптимальных способов инсулинотерапии до сих пор остается открытым [2, 4, 5, 6, 8, 9, 17, 24], несмотря на стремительное развитие Фарминдустрии и научно-технического прогресса. Наиболее физиологичным режимом введения инсулина на сегодняшний день является помповая инсулинотерапия. Многочисленными исследованиями доказано, что в сравнении с режимом многократных инъекций инсулина применение дозаторов (помп, насосов) улучшает компенсацию углеводного обмена, снижая вариабельность гликемии, число легких и тяжелых гипогликемических состояний, уровень гликированного гемоглобин, а, следовательно, и риск развития поздних осложненийповышает качество жизни пациентов.

Вместе с тем, внедрение в массовую клиническую практику данного вида лечения в нашей стране сталкивается с определенными трудностями. Нередко недостаточная информированность и отсутствие специальных знаний и навыков у пациентов, а также низкое качество амбулаторной помощи становятся причинами неудовлетворенности проводимой терапией и не всегда позволяют добиться целевого уровня компенсации углеводного обмена.

В настоящее время структурированные обучающие программы современных «школ сахарного диабета» практически не включают в свой курс необходимую информацию для пациентов, планирующих переход или уже применяющих помповую инсулинотерапию. Однако разработка программ обучения для пользователей инсулиновых насосов не должна сводиться только лишь к дополнению существующего базового курса инструкциями по использованию тех или иных функций прибора. Мы полагаем, что обучающий курс в традиционной «школе диабета» должен быть дополнен специальной практикой дистанционной поддержки больных. Основная цель такого дополнительного к школам СД подхода — это долгосрочное (пожизненное) обучение пациента безопасному и эффективному управлению своим заболеванием в условиях реальной жизни с учетом особенностей его течения, наличия и степени развития хронических осложненийбытовых, семейных, профессиональных, психологических и других условийДистанционная поддержка больного должна подразумевать регулярный контакт доктора и пациента (телефонный, по электронной почте, факсу и т. д.), разбор и анализ данных самоконтроля, рекомендации по индивидуальному плану питания, выводы и определение дальнейшей тактики поведения больного между контрольными визитами к врачу. Такая динамическая система с двусторонней обратной связью в режиме реального времени должна помочь «гармонизировать» терапевтические воздействия с индивидуальными обстоятельствами жизни пациента, поддерживать необходимый уровень мотивации, знаний и навыков, минимизировать риск острых и поздних осложнений СД, повышать качество жизни пациентов, уровень амбулаторной помощи и экономической выгоды лечения.

Следовательно, для успешного внедрения и применения дозаторов инсулина в широкой массовой практике необходима разработка новых форм и содержания структурированных обучающих программ и обеспечение необходимого долгосрочного амбулаторного наблюдения для больных на помповой инсулинотерапии.

Цель исследования: повышение клинической эффективности системы управления СД 1 типа у пациентов на помповой и базис-болюсной инсулинотерапии.

Задачи исследования:

1. Оценить исходную клинико-метаболическую компенсацию у пациентов с СД 1 типа (НЬА1с, результаты суточного непрерывного мониторирования глюкозы (СНМГ), частота острых и степень развития поздних осложнений СД) на помповой и базис-болюсной инсулинотерапии. 8.

2. Разработать и внедрить структурированные программы обучения для пациентов с СД 1 типа, планирующих переход или находящихся на помповой инсулинотерапии.

3. Разработать и внедрить содержание, форму и алгоритмы осуществления новой формы обучения и амбулаторного мониторингадистанционной поддержки — больных с СД 1 типа на помповой и базис-болюсной инсулинотерапии.

4. Оценить в динамике клиническую эффективность традиционного структурированного терапевтического обучения и последующего амбулаторного наблюдения у пациентов с СД 1 типа на помповой и базис-болюсной инсулинотерапии.

5. Оценить в динамике клиническую эффективность традиционного структурированного терапевтического обучения и последующего применения практики дистанционной поддержки у пациентов с СД 1 типа на помповой и базис-болюсной инсулинотерапии.

6. Провести сравнительный анализ полученных результатов.

Научная новизна.

• В рамках представленной работы впервые была разработана и внедрена в клиническую практику новая форма дистанционного обучения и амбулаторного мониторинга у пациентов с сахарным диабетом 1 типа на помповой и базис-болюсной инсулинотерапии — дистанционная поддержка больных. Такая модель управления СД — это первая в отечественной медицинской практике динамически функционирующая в режиме реального времени система с двусторонней обратной связью.

• Впервые было показано, что применение таких новых подходов в лечении СД как практика дистанционной поддержки имеет более высокую клиническую эффективность и безопасность, чем традиционная форма обучения и ведения пациентов с СД 1 типа.

• Впервые продемонстрировано, что безопасное достижение терапевтических целей на долгосрочной основе у пациентов с СД 1 типа на помповой и базис-болюсной инсулинотерапии зависит в первую очередь от непрерывного обучения больных и эффективного амбулаторного контроля, а не от способа «доставки» инсулина в организм.

Практическая значимость.

В представленной работе показано, что модели управления СД, подобно использованной в ходе данного исследования, способны значительно оптимизировать систему амбулаторного мониторинга и наблюдения за больными и повысить клиническую эффективность и безопасность проводимого лечения. Применявшаяся дистанционная поддержка больных является наглядным примером внедрения в клиническую практику «индивидуализированного подхода» и концепции «пожизненного обучения» пациентов с СД, что позволило добиться безопасного достижения терапевтических целей на долгосрочной основе у пациентов основных групп. В целом полученные результаты могут служить основой для дальнейших разработок и исследований в области создания новых и совершенствования существующих подходов в лечении многих хронических состояний, среди которых СД, бесспорно, занимает первое место.

Положения, выносимые на защиту:

1. Традиционное структурированное терапевтическое обучение больных СД 1 типа на помповой и базис-болюсной инсулинотерапии имеет ограниченную эффективность.

2. Система традиционного амбулаторного ведения пациентов с СД 1 типа на помповой и базис-болюсной инсулинотерапии не может обеспечить стойкого и долгосрочного достижения терапевтических целей.

3. Внедрение в рутинную практику новой формы дистанционного обучения и амбулаторного мониторинга повышает клиническую эффективность и безопасность проводимого лечения на долгосрочной основе у больных СД 1 типа на помповой и базис-болюсной инсулинотерапии.

Публикации. По теме диссертации опубликовано 8 научных работ, из них 3 в изданиях, рекомендованных ВАК. ю.

Внедрение в практику. Результаты проведенного исследования внедрены в практику работы эндокринологического отделения ФБУ «ЦКБ гражданской авиации». Материалы настоящей работы включены в программу практических занятий и лекционный курс для обучения врачей на кафедре эндокринологии и диабетологии ГБОУ ДПО Российской медицинской академии последипломного образования Минздрава России.

Структура диссертации и объем диссертации. Диссертация изложена на 143 машинописных страницах, содержит введение, 3 главы, заключение, выводы, практические рекомендации, список литературы, включающий 25 отечественных и 157 зарубежных источников. Работа проиллюстрирована 17 таблицами и 33 рисунками.

выводы.

1. Структурированное терапевтическое обучение и система традиционного амбулаторного наблюдения за больными СД 1 типа на помповой и базис-болюсной инсулинотерапии имеют недостаточную клиническую эффективность, не обеспечивая стойкого снижения гликированного гемоглобина и достижения его целевых значений. Средний уровень НЬА1с в группах 1 и 2 через 12 месяцев наблюдения равнялся 8,27±1,58% (р<0,05) и 7,84±2,04% (р<0,05) соответственно.

2. По данным повторного НМГ в группах традиционного контроля через 12 месяцев наблюдения сохранялся низкий % периодов нормогликемии, высокий % периодов гипергликемии, высокий уровень средней и максимальной гликемии. Однако было отмечено значительное уменьшение процентного отношения гипогликемических эпизодов.

3. Разработанные и внедренные алгоритмы по осуществлению дистанционной поддержки больных показали свою высокую клиническую эффективность у пациентов с СД 1 типа как на помповой, так и на базис-болюсной инсулинотерапии. Средний уровень НЬА1с в группах 3 и 4 через 12 месяцев наблюдения составил 7,44% (р<0,05) и 6,74% (р<0,05) соответственно.

4. Результаты повторного НМГ продемонстрировали улучшение гликемического контроля в группах больных, получавших дистанционную поддержку. Так, в группах 3 и 4 получено повышение продолжительности периодов нормогликемии до 76,93±23,75% (р<0,05) и 83,33±14,49% (р<0,05), снижение эпизодов гипергликемии до 18,57±20,5% (р<0,05) и 14±12,46% (р<0,05), средней гликемии до 7,89±1,78 (р<0,05) и 7,74±1,01 (р<0,05) ммоль/л, соответственно, снижение количества гипогликемических реакций до 2,67±4,3% (р<0,05) в группе 4. Однако при этом в группе 3 отмечено увеличение частоты эпизодов гипогликемии до 4,5±10,97% (р>0,05), оказавшееся статистически недостоверным.

5. Применение дистанционной поддержки больных в сравнении с традиционным амбулаторным наблюдением обеспечило большую.

114 безопасность проводимой терапии. В группах 3 и 4 за весь период наблюдения развития острых осложнений зафиксировано не было. В группах 1 и 2 за 12 месяцев исследования отмечено 7 случаев кетоацидоза, одна кетоацидотическая кома, 2 случая тяжелой гипогликемии и одна гипогликемическая кома, один летальный исход вследствие ишемического стволового инсульта.

6. Применение алгоритмов дистанционной поддержки в сочетании с помповой инсулинотерапией у пациентов с СД 1 типа позволило добиться наиболее оптимального контроля углеводного обмена по всем изученным параметрам (уровень гликированного гемоглобина, % больных, достигших его целевых показателейвариабельность гликемии, продолжительность периодов гипо-, гипери нормогликемиимаксимальные и минимальные значения гликемии, частота развития острых осложнений).

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. Оценка клинической эффективности проводимого лечения у пациентов с СД 1 типа на помповой и базис-болюсной инсулинотерапии должна включать комплексное исследование показателей углеводного обмена (гликированного гемоглобина, данных СНМГ, самоконтроля), а также частоты развития острых осложнений.

2. Интеграция структурированного терапевтического обучения больных в алгоритмы лечения СД является обязательным и необходимым условием для эффективного и безопасного управления этим заболеванием.

3. Дистанционное обучение пациентов в режиме реального времени с учетом особенностей их образа жизниинтеллектуальных, психологических, волевых качества также бытовых, профессиональных, социальных и других условий значительно повышает клиническую эффективность и безопасность проводимой терапии.

4. Применение принципов «гибкой» инсулинотерапии способствует оптимизации гликемического контроля и улучшению основных показателей углеводного обмена у пациентов с СД 1 типа.

Показать весь текст

Список литературы

  1. A.C. Избранные лекции по эндокринологии. М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2012. С. 39.
  2. A.C. Международный опыт использования Лантуса в лечении сахарного диабета. Современные концепции клинической эндокринологии. //Материалы четвертого Московского городского съезда эндокринологов. 2004. — 2−3 апреля. — С. 91−96.
  3. A.C. Сахарный диабет 2 типа. Проблемы и решения. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. С. 10.
  4. A.C. Перспективы лечения сахарного диабета в ближайшие 10 лет. //Русский медицинский журнал. 2005. — Т. 13, № 6. — С. 188−203.
  5. A.C., Авакова К. А. Комплексный подход к ведению пациентов, получающих помповую инсулинотерапию. //Русский Медицинский Журнал. 2007. — т. 15, № 27. — С. 2050−2052.
  6. Аметов А. С, Дедов И. И. Эндокринология вчера, сегодня, завтра. //Русский Медицинский Журнал. — 2005. — № 6. — С. 287−288.
  7. A.C., Демидова Т. Ю. Обучение больных инсулиннезависимым сахарным диабетом: М., 2001.
  8. К.В., Балаболкин М. И., Клебанова Е. М., Петунина H.A., Тельнова М. Э. //Роль инсулиновой терапии в компенсации сахарного диабета. //Русский Медицинский Журнал. 2007.- Т. 15, № 27. — С. 20 722 078.
  9. М.Б. Лечение сахарного диабета: эффективность применения традиционных и новых антидиабетических препаратов (клинико-метаболические и фармакологические аспекты). Диссертация на соискание ученой степени доктора медицинских наук. М., 1995.
  10. Н.В., Компаниец О. В., Филина Н. Ю., Поляков В. К. Опыт использования помповой инсулинотерапии у детей и подростков с сахарным диабетом 1 типа. //Сахарный диабет. 2010. — № 4 — С. 93−96.
  11. .И. Инсулиновая помпа: новые технологии в реальной жизни. //Диабет. Образ жизни. 2011 — № 2 — С. 32−33.
  12. И.И. Сахарный диабет в Российской Федерации: проблемы и пути решения. //Сахарный диабет 1998. — № 1. — С. 7- 8.
  13. И.И. Сахарный диабет: развитие технологий в диагностике, лечении и профилактике (пленарная лекция). //Сахарный диабет. 2010. -№ 3. — С. 6−13.
  14. И.И., Анциферов М. Б., Галстян Г. Р., Майоров А. Ю., Суркова Е. В. Обучение больных сахарным диабетом: М.: издательство «Берег», 1999.
  15. И.И., Суркова Е. В., Майоров А. Ю., Галстян Г. Р., Токмакова А. Ю. Основы терапевтического обучения в диабетологии: М., 2005.
  16. А.О., Кураева T.JL, Лаптев Д. Н., Петеркова В. А. Проспективное наблюдение эффективности и безопасности помповой инсулинотерапии у детей и подростков. //Сахарный диабет. 2010 — № 3 — С. 143−146.
  17. Э.П. Современные тенденции в инсулинотерапии сахарного диабета 1 типа. //Фарматека. 2003. — № 16. — С. 48−51.
  18. А.Ю., Галстян Г. Р., Двойнишникова О. М., Анциферов М. Б., Дедов И. И. Терапевтическое обучение в России: результаты 15-летнего наблюдения больных сахарным диабетом 1 типа. //Сахарный диабет. 2005 -№ 3 — С. 52−58.
  19. А.Ю., Суркова Е. В. Сахарный диабет 1 типа. М., 2007.
  20. А.Ю., Суркова Е. В., Мотовилин О. Г., Мельникова О. Г., Шишкова Ю. А. Обучение больных диабетом: синтез доказательноймедицины и психологического подхода. //Сахарный диабет. — 2011. № 1. — с. 46−50.
  21. О.Г., Подмогаева Е. А., Суркова Е. В., Курцева Т. Г., Николаева В. В., Анциферов М. Б. Обучение больных сахарным диабетом: психологический анализ. //Сахарный диабет. 2002. — № 4. — С. 60−64.
  22. Ю.И., Болотская JI.JI., Маслова О. В., Казаков И. В. Эпидемиология сахарного диабета и прогноз его распространенности в Российской Федерации. //Сахарный диабет. 2011. -№ 1 — С. 15−18.
  23. Е.В., Майоров А. Ю., Галстян Г. Р., Токмкова А. Ю. Обучение больных сахарным диабетом (руководство для эндокринологов). М., 2007.
  24. Т.Е. Основные принципы лечения сахарного диабета 1 типа. //Русский Медицинский Журнал. 2007. — № 23. — С. 1507−1514.
  25. Терапевтическое обучение больных. Программы непрерывного обучения для работников здравоохранения в области профилактики хронических заболеваний. Отчет рабочей группы ВОЗ. 1998.
  26. Agurs-Collins Т., Kumanyika S., Ten Have Т., Adams-Campbell L. A randomized controlled trial of weight reduction and exercise for diabetes management in older African-American subjects. //Diabetes Care. 1997. — vol. 20. — P. l 503—1511.
  27. Albisser A.M., Harris R.I., Sakkal S., Parson I.D., Chao S.C. Diabetes intervention in the information age. //Med Inform (Lond). 1996. — vol. 21. — P. 297−316.
  28. Albisser A.M., Leibel B.S., Ewart T.G., Davidovac Z., Botz C.K., Zingg W. An artificial endocrine pancreas. //Diabetes. 1974. — vol. 23. — P. 389 396.
  29. Anderson L. Health-care communication and selected psychosocial correlates of adherence in diabetes management. //Diabetes Care. 1990. — vol. 13. — P. 66 -77.
  30. Anderson R., Funnell M., Butler P., Arnold M, Fitzgerald J., Feste C. Patient empowerment: results of a randomized controlled trial. //Diabetes Care. -1995.-vol. 18.-P. 943−949.
  31. Anderson R., Funnell M., Nowankwo R. Evaluating a problem based empowerment program for African Americans with diabetes: results of a randomized controlled trial. //Ethnicity and Disease. 2005. — vol. 15. — P. 671— 678.
  32. Barnard K. D., Lloyd C. E., and Skinner T. C. Systematic literature review: quality of life associated with insulin pump use in type 1 diabetes. //Diabetic Medicine. 2007. vol. 24. — P. 607−617.
  33. Barth R., Campbell L., Allen S., Jupp J., Chisholm D. Intensive education improves knowledge, compliance, and foot problems in type 2 diabetes. //DiabetMed. 1991.-vol. 8.-P. 111−117.
  34. Bird D., Oldenburg B., Cassimatis M., Russell A., Ash S., Courtney
  35. Brown S.A., Blozis S.A., Kouzekanani K., Garcia A.A., Winchell M., Hanis C.L. Dosage effects of diabetes self-management education for Mexican Americans. //Diabetes Care. 2005. — vol. 28. — P. 527−532.
  36. Brown S. A., Duchin S., Villagomez E. Diabetes education in a Mexican-American population: pilot testing of a researchbased videotape. //Diabetes Educator. 1992. — vol. 18. — P. 47−51.
  37. Brown S.A., Hanis CL. Culturally competent diabetes education for Mexican Americans: the Starr County study. //Diabetes Educator. 1999. — vol. 25.-P. 226−236.
  38. Campbell E, Redman S, Moffitt P, Sanson-Fisher R. The relative effectiveness of educational and behavioral instruction programs for patients with NIDDM: a randomized trial. //Diabetes Educator.- 1996. vol. 22 — P. 379−386.
  39. Casado PP, Szymaniec J, Conthe P. What has changed in the therapeutic strategy for type 2 diabetes mellitus? //Rev Clin Esp. 2010. — vol. 210 (Suppl. 1).-P. 18−25.
  40. Ceriello A. Postprandial Hyperglycemia and Diabetes Complications. Is It Time to Treat? //Diabetes. 2005. — vol. 54. — P. 1−7.
  41. Chuang L.M., Tsai S.T., Huang B.Y., Tai T.Y.- Diabcare-Asia 1998 Study Group. The status of diabetes control in Asia: a crosssectional survey of 24 317 patients with diabetes mellitus in 1998. //Diabet Med. 2002. — vol. 19. — P. 978−985.
  42. Clemens A.H., Chang P.H., Myers R.W. The development of Biostator, a glucose controlled insulin infusion system (GCIIS). //Horm Metab Res. 1977. — Suppl. 7. — P. 23−33.
  43. Deiss D., Hartmann R., Hoeffe J., Kordonouri O. Assessment of glycemic control by continuous glucose monitoring system in 50 children with type 1 diabetes starting on insulin pump therapy. //Pediatr Diabetes. 2004. — vol. 5.-P. 117−21.
  44. D’Eramo-Melkus G., Wylie-Rosett J., Hagan J. Metabolic impact of education in NIDDM. //Diabetes Care. 1992. — vol. 15. — P. 864−869.
  45. Dolan Mullen P., Green L., Persinger G. Clinical trials of patient education for chronic conditions: a comparative metaanalysis of intervention types. //Prev Med. 1985. — vol. 14. — P. 753−781.
  46. Egede L. E., Strom J. L., Durkalski V. L., Mauldin P. D., Moran W. P. Rationale and design: telephone-delivered behavioral skills interventions for Blacks with type 2 diabetes. //Trials. 2010. — P. 11:35.
  47. El-Khatib F.H., Russell S.J., Nathan D.M., Sutherlin R.G., Damiano E.R. A bihormonal closed-loop artificial pancreas for type 1 diabetes. //Sci Transl Med. 2010. — vol. 2. — P. 27.
  48. Eslami S., Taherzadeh Z., Schultz M. J., Abu-Hanna A. Glucose variability measures and their effect on mortality: a systematic review. //Intensive Care Med. 2011. — vol. 37. — P. 583−593.
  49. Falkenberg M., Elwing B., Goransson A., Hellstrand B., Riis U. Problem-oriented participatory education in the guidance of adults with non-insulin-treated type-II diabetes mellitus. //Scand J Prim Health Care. 1986. — vol. 4.-P. 157−164.
  50. Fernando D. Knowledge about diabetes and metabolic control in diabetic patients. //Ceylon Med J.- 1993. vol. 38. — P. 18 -21.
  51. Frost G., Wilding J., Beecham J. Dietary advice based on the glycaemic index improves dietary profile and metabolic control in type 2 diabetic patients. //Diabet Med. 1994. — vol. 11. — P. 397- 401.
  52. Gilden J., Hendryx M., Clar S., Casia C., Singh S. Diabetes support groups improve health care of older diabetic patients. //J Am Geriatr Soc. 1992. -vol. 40.-P. 147−150.
  53. Glasgow R., Toobert D., Hampson S., Brown J., Lewinsohn P., Donnelly J. Improving self-care among older patients with type II diabetes: the «Sixty Something. «study. //Patient Educ Counsel. 1992. — vol. 19. — P. 61−74.
  54. Guthrie R. A., Hinnen D., Childs B. P. Glargine: a new basal insulin, a new opportunity. //Diabetes Spectrum. 2001. — Vol. 14. — № 3. — P. 120−122.
  55. Hammond P. NICE guidance on insulin pump therapy: time for a reappraisal? //Pract Diabet Int. 2005. — vol. 22. — P. 115−116.
  56. Hanaire H. External insulin pump treatment in the day-to-day management of diabetes: benefits and future prospectives. //Diabetes Metab. -2011. vol. 4. -Suppl 37. — P.40−47.
  57. Hanas R., Adolfsson P. Insulin pumps in pediatric routine care improve long-term metabolic control without increasing the risk of hypoglycemia. //Pediatric Diabetes. 2006. — vol. 7. — P. 25−31.
  58. Hanefeld M, Fischer S, Schmechel H, Rothe G, Schulze J, Dude H, Schwanebeck U, Julius U. Diabetes intervention study: multi-intervention trial in newly diagnosed NIDDM. //Diabetes Care. 1991. — vol. 14. — P. 308−317.
  59. Hawthorne K, Tomlinson S. One-to-one teaching with pictures: flashcard health education for British Asians with diabetes. //Br J Gen Pract. -1997.-vol. 47.-P. 301−304.
  60. Heller S., Clarke P., Daly H., Davis I., Mc-Culloch D., Allison S., Tattersal R. Group education for obese patients with type 2 diabetes: greater success at less cost. //Diabet Med. 1988. — vol. 5. — P. 552−556.
  61. Hirsch I. B., Brownlee M. Should minimal blood glucose variability become the gold standard of glycemic control? //Journal of Diabetes and Its Complications. -2005. vol. 19. — P. 178- 181.
  62. Hovorka R. Continuous glucose monitoring and closed-loop systems. Diabet Med. 2006. — vol. 23. — P. 1−12.
  63. Howard C. Z. The OmniPod Insulin Management System: the latest innovation in insulin pump therapy. //Diabetes Ther. 2010. — vol. 1. — P. 10−24.
  64. Jones P. Use of a course on self-control behavior techniques to increase adherence to prescribed frequency for selfmonitoring blood glucose.
  65. Diabetes Educator. 1990. — vol. 16. — P. 296−303.132
  66. Kaplan R., Hartwell S., Wilson D., Wallace J. Effects of diet and exercise interventions on control and quality of life in non-insulin-dependent diabetes mellitus. //J Gen Intern Med. 1987. — vol. 2. — P. 220−227.
  67. Karagianni P., Sampanis C., Katsoulis C., Miserlis G., Polyzos S., Zografou I., Stergiopoulos S., Douloumbakas I., Zamboulis C. Continuous subcutaneous insulin infusion versus multiple daily injections. //HIPPOKRATIA. -2009.-vol. 13.-P. 93−96.
  68. Katz L. D., and Nordwall B. Novel Interactive Cell-Phone Technology for Health Enhancement. //J Diabetes Sci Technol. 2008 — vol. 2. — P. 147−153.
  69. Kendall P, Jansen G. Educating patients with diabetes: comparison of nutrientbased and exchange group methods. //J Am Diet Assoc. 1990. — vol. 90. -P. 238−243.
  70. Kim J-Y, Phillips T. The effectiveness of two forms of corrective feedback in diabetes education. //J Comput Based Instruct. 1991. — vol. 18. — P. 14−18.
  71. Knobbe E.J., Buckingham B. The extended Kalman filter for continuous glucose monitoring. //Diabetes Technol Ther. 2005. — vol. 7. — P. 1527.
  72. Kollmann A., Riedl M., Kastner P., Schreier G., and Ludvik B. Feasibility of a Mobile Phone-Based Data Service for Functional Insulin Treatment of Type 1 Diabetes Mellitus Patients. //J Med Internet Res. 2007. -vol. 9. — P. e36.
  73. Korhonen T., Uusitupa M., Aro A., Kumpulainen T., Siitonen O., Voutilainen E., Pyorala K. Efficacy of dietary instructions in newly diagnosed non-insulindependent diabetic patients. //Acta Med Scand. 1987. — vol. 222. — P. 323 331.
  74. Koro C.E., Bowlin S.J., Bourgeois N., Fedder D.O. Glycemic control from 1988 to 2000 among U.S. adults diagnosed with type 2 diabetes: a preliminary report. //Diabetes Care. 2004. — vol. 27. — P. 17−20.
  75. Kovatchev B.P., Breton M.D., Man C.D., Cobelli C. In silico preclinical trials: a proof of concept in closed-loop control of type 1 diabetes. J Diabetes Sci Tech. 2009. — vol. 3. — P. 44−55.
  76. Kraegen E.W., Campbell L.V., Chia Y.O., Meier H., Lazarus L. Control of blood glucose in diabetics using an artificial pancreas. //Aust N Z J Med. 1977. — vol. 7. — P. 280−286.
  77. LeBlanc H., Chauvet D., Lombrail P., Robert J.J. Glycemic control with closed-loop intraperitoneal insulin in type I diabetes. Diabetes Care. 1986. -vol. 9.-P. 124−128.
  78. Liebl A, MataM, Eschwege E- ODE-2 Advisory Board. Evaluation of risk factors for development of complications in type II diabetes in Europe. //Diabetologia. 2002. — vol. 45. — P. S23−8.
  79. Lo R., Lo B., Wells E., Chard M., Hathaway J. The development and evaluation of a computer-aided diabetes education program. //Aust J Adv Nurs. -1996.-vol. 13.-P. 19−27.
  80. Maahs D.M., Horton L.A., Chase H.P. The use of insulin pumps in youth with type 1 diabetes. //Diabetes Technol Ther. 2010. — Suppl 1. — P. 59−65.
  81. Maniatis A. K., Klingensmith G. J., Slover R. H., Mowry C. J., Chase H. P. Continuous subcutaneous insulin infusion therapy for children and adolescents: an option for routine diabetes care. //Pediatrics. 2001. — vol. 107. -P. 351−6.
  82. Matejko B., Cyganek K., Katra B., Galicka-Latala D., Grzanka M., Malecki M.T., Klupa T. Insulin pump therapy is equally effective and safe in elderly and young type 1 diabetes patients. //Rev Diabet Stud. 2011. — vol. 8. — P. 254−258.
  83. Mazzuca S., Moorman N., Wheeler M., Norton J., Fineberg N., Vinicor F., Cohen J., Clark C.J. The diabetes education study: a controlled trial of the effects of diabetes patient education. //Diabetes Care.- 1986. vol. 9. — P. 1— 10.
  84. McCoy M.R., Couch D., Duncan N.D., Lynch G.S. Evaluating an internet weight loss program for diabetes prevention. //Health Promot Int. — 2005. -vol. 20.-P. 221−288.
  85. McCulloch D, Mitchell R, Ambler J, Tattersall R. Influence of imaginative teaching of diet on compliance and metabolic control in insulin-dependent diabetes. //BMJ 1983. vol. 287. — P. 1858−1861.
  86. Mckay H. G., King D., Eakin E. G., Seeley J. R., Glasgow R. E. The Diabetes Network Internet-Based Physical Activity Intervention. //Diabetes Care. -2001.-vol. 24.-P. 1328−1334.
  87. McMahon G. T., Gomes H. E., Hohne S. H., Ming-Jye H. T., Levine B. A., and Conlin P. R. Web-based Care Management in Patients with Poorly Controlled Diabetes Mellitus. //Diabetes Care. 2005. — vol. 28. — P. 1624−1629.
  88. Miller L., Goldstein J. More efficient care of diabetic patients in a country hospital setting. //New Engl. J. Med. 1972. — Vol. 286. — P. 1388−1391.
  89. Mirouze J., Selam J.L., Pham T.C., Cavadore D. Evaluation of exogenous insulin homoeostasis by the artificial pancreas in insulin-dependent diabetes. //Diabetologia. 1977. — vol. 13. — P. 273−278.
  90. Monami M., Lamanna C., Marchionni N., Mannucci E. Continuous subcutaneous insulin infusion versus multiple daily insulin injections in type 2 diabetes: a meta-analysis. //Exp Clin Endocrinol Diabetes. 2009. — vol. 117. — P. 220−2.
  91. Monnier L., Colette C., and Owens D. R. Glycemic Variability: The Third Component of the Dysglycemia 8in Diabetes. Is It Important? How to Measure It? //J Diabetes Sci Technol. 2008. — vol. 2. — P. 1094−1100.
  92. Nathan D.M., Lou P., Avruch J. Intensive, conventional and insulin pump therapy in adult type 1 diabetes. A crossover study. //Ann Intern Med. -1982- vol. 97. P.31−6.
  93. Nicoucci A., Maione A., Franciosis M., Amoretti R., Busetto E.,
  94. Capani F., Bruttomesso D., Di Bartolo P., Girelli A., Leonetti F., Morviducci L., 136
  95. Ponzi P., Vitacolonna E. Quality of life and treatment satisfaction in adults with Type 1 diabetes: a comparison between continuous subcutaneous insulin infusion and multiple daily injections. //Diabet Med. 2008. — vol. 25. — P. 213−220.
  96. Nimri R., Weintrob N., Benzaquen H., Ofan R., Fayman G., Phillip M. Insulin pump therapy in youth with type 1 diabetes: a retrospective paired study. //Pediatrics. 2006. — vol. 117. — P. 2126−31.
  97. Norris S.L., Engelgau M.M., Narayan K.M.V. Effectiveness of self-management training in type 2 diabetes: a systematic review of randomized controlled trials. //Diabetes Care 2001. vol. 24. — P. 561−587.
  98. Norris S.L., Lau J., Smith S.J., Schmid C.H., Engelgau M.M. Self-management education for adults with type 2 diabetes: a meta-analysis on the effect on glycemic control. //Diabetes Care. 2002. — vol. 25. — P. 1159−1171.
  99. Ooi H.L., Wu L.L. Insulin pump therapy in children and adolescents with Type 1 Diabetes: improvements in glycemic control and patients' satisfaction Hospital UKM experience. //Med J Malaysia. — 2011. — vol. 66. — P. 308−12.
  100. Oskarsson P.R., Lins P.E., Backman L., Adamson U.C. Continuous intraperitoneal insulin infusion partly restores the glucagon response to hypoglycaemia in type 1 diabetic patients. //Diabetes Metab. 2000. — vol. 26. — P. 118−124.
  101. Pankowska E., and Blazik M. Bolus Calculator with Nutrition Database Software, a New Concept of Prandial Insulin Programming for Pump Users. //J Diabetes Sci Technol. 2010. — vol. 4. — P. 571−576.
  102. Pfeiffer E.F., Thum C., Clemens A.H. The artificial beta cell a continuous control of blood sugar by external regulation of insulin infusion (glucose controlled insulin infusion system). //Horm Metab Res. — 1974. — vol. 6. -P. 339−342.1 ' «t
  103. Pickup J.C., Keen H., Parsons J.A., Alberti K.G. Continuous subcutaneous insulin infusion: an approach to achieving normoglycaemia. //BMJ. -1978.-vol. l.-P. 204−207.
  104. Pickap J. C., Renard E. Long-Acting Insulin Analogs Versus Insulin Pump Therapy for the Treatment of Type 1 and Type 2 Diabetes. //Diabetes Care. 2008. vol. 31 (Suppl. 2). -P. S140-S145.
  105. Ralston J. D., Revere D., Robins L. S., Goldberg H. I. Patients' experience with a diabetes support programme based on an interactive electronic medical record: qualitative study. //BMJ. 2004. — vol. 15. — P. 328(7449): 1159.
  106. Ramachandani N., Ten S., Anhalt H., Sinha S., Ching J., Finkelstein A., Maclaren N. Insulin Pump Therapy from the Time of Diagnosis of Type 1 Diabetes. //Diabetes Technology & Therapeutics. 2006. — vol. 8. — P. 663−670.
  107. Ratner R., Hirsch L., Neifing J., Garg S. Mecca T.E., Wilson C.A. Less Hypoglycemia With Insulin Glargine in Intensive Insulin Therapy for Type 1 Diabetes. // Diabetes Care. 2000. — Vol. 23. — № 5. — P. 639−643.
  108. Raz I, Soskolne V, Stein P. Influence of small-group education sessions on glucose homeostasis in NIDDM. //Diabetes Care. 1988. — - vol. 11.-P. 67−71.
  109. Renard E. Insulin delivery route for the artificial pancreas: subcutaneous, intraperitoneal, or intravenous? Pros and cons. //J Diabetes Sci Technol. 2008. — vol. 2. — P. 735−738.
  110. Retnakaran R., Hochman J., DeVries J.H., Hanaire-Broutin H., Heine R.J., Melki V., Zinman B. Continuous subcutaneous insulin infusion versus multiple daily injections. The impact of baseline Ale. //Diabetes Care. 2004. -vol. 27. — P. 2590−2596.
  111. Rettig B., Shrauger D., Recker R., Gallagher T., Wiltse H. A randomized study of the effects of a home diabetes education program. //Diabetes Care. 1986. — vol. 9. — P. 173−178.
  112. Rubin R.R., Peyrot M.- STAR 3 Study Group. Health-related quality of life and treatment satisfaction in the Sensor-Augmented Pump Therapy for A1C Reduction 3 (STAR 3) trial. //Diabetes Technol Ther. 2012. — vol. 14. — P. 14 351.
  113. Selam J.L., Raymond M., Jacquemin J.L., Orsetti A., Richard J.L., Mirouze J. Pharmacokinetics of insulin infused intra-peritoneally via portable pumps. // Diabete Metab. 1985. — vol. 11. — P. 170−173.
  114. Schiaffini R., Ciampalini P., Spera S., Cappa M., Crino A. An observational study comparing continuous subcutaneous insulin infusion (CSII) and insulin glargine in children with type 1 diabetes. //Diabetes Metab Res Rev. 2005.-vol. 21.-P. 347−352.
  115. Scott R, Beaven D, Stafford J. The effectiveness of diabetes education for noninsulin-dependent diabetic persons. //Diabetes Educator.- 1984. vol. 10. -P. 36−39.
  116. Scrimgeour L., Cobry E., McFann K., Burdick P., Weimer C., Slover R., Chase HP. Improved Glycemic Control After Long-Term Insulin Pump Use in Pediatric Patients with Type 1 Diabetes. //Diabetes Technology & Therapeutics. -2007.-vol. 9.-P. 42128.
  117. Shichiri M., Kawamori R., Yamasaki Y., Hakui N., Abe H. Wearable artificial endocrine pancreas with needle-type glucose sensor. //Lancet. 1982. -vol. 2.-P. 1129−1131.
  118. Shichiri M., Kawamori R., Yamasaki Y., Inoue M., Shigeta Y., Abe H. Computer algorithm for the artificial pancreatic beta cell. //Artif Organs. -1978. Suppl. 2. — P. 247−250.
  119. Shichiri M., Sakakida M., Nishida K., Shimoda S. Enhanced, simplified glucose sensors: long-term clinical application of wearable artificial endocrine pancreas. //Artif Organs. 1998. — vol. 22. — P. 32−42.
  120. Smith K. E., Levine B. A., Clement S. C., Hu M-J., Alaoui A., and Mun S. K. Impact of MyCareTeam™ for Poorly Controlled Diabetes Mellitus. //DIABETES TECHNOLOGY & THERAPEUTICS. 2004. — Vol. 6. — P. 828 836.
  121. Standards of Medical Care in Diabetes—2009. American Diabetes Association. //Diabetes Care. 2009. — vol. 32. — Supplement 1, SI3−61.
  122. Steil G.M., Rebrin K., Darwin C., Hariri F., Saad M.F. Feasibility of automating insulin delivery for the treatment of type 1 diabetes. //Diabetes. 2006. -vol. 55.-P. 3344−3350.
  123. Sulli N., Shashaj B. Long-term benefits of continuous subcutaneous insulin infusion in children with type 1 diabetes: a 4-year follow-up. //Diabet Med. 2006. — vol. 23. — P. 900−906.
  124. Tamborlane W.V., Sherwin R.S., Genel M., Felig P. Reduction to normal of plasma glucose in juvenile diabetes by subcutaneous administration of insulin with a portable infusion pump. //N Engl J Med. 1979. — vol. 300. — P. 573−578.
  125. Tu K-S, McDaniel G, Templeton Gay J. Diabetes self-care knowledge, behaviors, and metabolic control of older adults: the effect of a posteducational follow-up program. //Diabetes Educator. 1993 — vol. 19. — P. 2530.
  126. Von Korff M, Gruman J, Schaefer J, Curry S, Wagner E. Collaborative management of chronic illness. //Ann Intern Med. 1997. — vol. 127. -P. 1097−1102.
  127. Wainstein J., Metzger M., Boaz M., Minuchin O., Cohen Y., Yaffe A., Yerushalmy Y., Raz I., Harman-Boehm I. Insulin pump therapy vs. multiple daily injections in obese type 2 diabetic patients. //Diabet Med. 2005. — vol. 22. — P. 1037−1046.
  128. Werdier D., Jesdinsky H., Helmich P. A randomized, controlled study on the effect of diabetes counseling in the offices of 12 general practitioners. //Rev Epidemiol Sante Publique. 1984. — vol. 32. — P. 225−229.142
  129. Wheeler L, Wheeler M, Ours P, Swider C. Evaluation of computer-based diet education in persons with diabetes mellitus and limited educational background. //Diabetes Care. 1985. — vol. 8. — P. 537−544.
  130. White N, Carnahan J, Nugent C, Iwaoka T, Dodson M. Management of obese patients with diabetes mellitus: comparison of advice education with group managment. //Diabetes Care. 1986. — vol. 9. — P. 490−496.
  131. Whittermore R., Grey M., Lindemann E., Ambrosino J., and Jaser S. Development of an Internet Coping Skills Training Program for Teenagers With Type 1 Diabetes. //Comput Inform Nurs. 2010. — vol. 28. — P. 103−111.
  132. Willi S. M., Planton J., Egede L., Schwarz S. Benefits of continuous subcutaneous insulin infusion in children with type 1 diabetes. //J Pediatr. -2003. -vol. 143.-P. 796−801.
  133. Wise P, Dowlatshahi D, Farrant S, Fromson S, Meadows K. Effect of computerbased learning on diabetes knowledge and control. //Diabetes Care.-1986.--vol. 9.-P. 504−508.
  134. Zaccardi F., Di Stefano P., Busetto E., Federici M. O., Manto A., Infusino F., Lanza G. A., Pitocco D., and Ghirlanda G. Group of Signs: A New Method to Evaluate Glycemic Variability. //J Diabetes Sci Technol. 2008. — vol. 2.-P. 1061−1065.
Заполнить форму текущей работой