Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование и раскрытие в отчетности публичных компаний информации по вопросам их социальной ответственности и корпоративного управления

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Механизмом повышения качества управления КСО выступает социальный (нефинансовый) отчет корпораций. Он по своему содержанию, по мнению автора, должен представлять доступное, сбалансированное и связное описание основных социальных аспектов и результатов деятельности компании, отражение других вопросов, представляющих интерес для ключевых заинтересованных сторон. В их числе — инвесторы, акционеры… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Корпоративное управление в современном бизнесе
    • 1. 1. Корпоративное управление: сущность, стандарты мировой и российской практики
    • 1. 2. Кодекс корпоративного поведения — важнейший инструмент в системе управления публичных компаний
  • Глава 2. Корпоративная социальная ответственность: деловая практика и ее перспективы
    • 2. 1. Социальная ответственность бизнеса — важнейшее условие эффективного его развития
    • 2. 2. Анализ зарубежного опыта социальной ответственности бизнеса
    • 2. 3. Анализ российской практики социальной ответственности компаний и раскрытие информации в отчетности
  • Глава 3. Совершенствование корпоративного управления и раскрытие информации о нем в отчетности публичных компаний
    • 3. 1. Основные модели корпоративного управления
    • 3. 2. Анализ российской практики корпоративного управления и основные направления ее совершенствования
    • 3. 3. Раскрытие информации по вопросам корпоративного управления в отчетности компаний

Формирование и раскрытие в отчетности публичных компаний информации по вопросам их социальной ответственности и корпоративного управления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

В настоящее время вопрос о корпоративном управлении (КУ) привлекает к себе самое пристальное внимание. Из целого ряда крахов корпораций, происшедших в различных частях мира в начале текущего десятилетия, были извлечены ценные уроки. С тех пор государства — члены Организации Объединенных Наций предприняли различные действия в целях укрепления своих систем регулирования в этой области в интересах восстановления доверия инвесторов и повышения уровня транспарентности и подотчетности корпораций.

Сейчас публичным компаниям уже недостаточно раскрывать только качественную финансовую информацию в отчетности о результатах своей деятельности.

Особую ценность на современном этапе для многих групп пользователей отчетности имеет информация нефинансового характера и, прежде всего, по социальной ответственности компаний (КСО) и корпоративному управлению.

Многие западные публичные компании в добровольном порядке раскрывают в своих отчетах данную информацию, хотя и не всегда в достаточно полном объеме. В то же время в России, в силу объективных и субъективных факторов, большинство организаций не уделяют должного внимания раскрытию информации в пояснительной записке, очень часто бухгалтерскую отчетность составляют только для налоговых органов, а пояснительная записка носит формальный характер. Поэтому в отчетности российских компаний, как правило, отсутствует информация по вопросам корпоративного управления и социальной ответственности бизнеса.

Между тем, корпоративный социальный отчет способствует улучшению репутации компании в глазах общества, он полезен инвесторам при оценке ее деятельности, проведении сравнительного анализа и, в конечном итоге, для принятия правильных инвестиционных решений. Для того чтобы корпоративная социальная отчетность вошла в деловой оборот, необходимо, чтобы сформировалась критическая масса компаний и организаций, определяющих спрос и предложение на такую отчетность.

Существует мнение, что социальная ответственность является неотъемлемой частью системы прогнозирования и управления рисками. Такой подход позволяет не только интегрировать социальную ответственность в стратегию управления, но и влияет на акционерную стоимость компании и, что немаловажно, дает возможность включить вопросы социальной ответственности в повестку работы советов директоров.

Однако многие проблемы, связанные с формированием и раскрытием данной информации в отчетности публичных компаний на практике не решены до сих пор, и все еще требуют углубленного изучения.

Для успешного внедрения регулярного отражения компаниями в своей отчетности информации по корпоративной социальной ответственности и корпоративному управлению необходимо, прежде всего, усовершенствовать их теоретическую базупроанализировать опыт передовых стран и российскую практику КСО и КУсформировать системы показателей по КСО и КУ, рекомендованных к отражению в ежегодных отчетах компанийвыявить недостатки в российском корпоративном законодательстве и обосновать меры по их устранению.

Необходимость решения имеющихся в этой области задач определяет теоретико-методологическую значимость и практическую актуальность диссертационного исследования, его цель, предмет, объект и содержание.

Степень разработанности проблемы. В отечественной экономической литературе вопросы, связанные с раскрытием информации по социальной ответственности и корпоративному управлению в отчетах корпораций, несмотря на их важность, пока что должным образом не изучены и не исследованы. **.

Теоретические аспекты и экономическая сущность социальной ответственности и корпоративного управления рассмотрены в работах крупных зарубежных ученых: М. Армстронг, Дж. JI. Гибсон, К. Грей, Т. Деккер, С. Джордж, Т. И. Дил, К. Камерон, Т. Китчин, М. Коултер, Р. Куинн, Э. Ларсон, Э. Мэйо, И. Нонака, У. Оучи, М. Палацци, Г. Питере, Майкл Портер, В. Сате, Бертран Соре, Дж. Статчер, П. Стивен, А.Дж. Стрикленд, X. Такеуги, A.A. Томпсон, Д. Торрингтон, С. Тэйлор, Р. Уотерман, Гордон Х. Фитч, М. Фридмен, О. Ханк, М. Хессель, JI. Холл, Р. Экклз.

В основу работы положены проверенные практикой теоретические положения таких специалистов по корпоративной социальной отчетности и корпоративному управлению передовых стран как: Роджер Дж. Ньюз, координатор в Великобритании, «Assurance & Business Advisory Services» (Великобритания) — Джордж Р. Маноэл, координатор корпоративной социальной отчетности в южном и центрально — американском регионах, «Assurance & Business Advisory Services» (CIIIA) — Джон Дж. Торн, координатор в азиатском и тихоокеанском регионах, «Assurance & Business Advisory Services» (Австралия), Бетанн.

Бролт, исполнительный директор «Genesis Park», Чарльз Элсон, директор Центра корпоративного управления при Делаверском университете.

При формулировке гипотез концепции развития российской корпоративной социальной отчетности в диссертации принимались в расчет мнения зарубежных специалистов в области распространения стандартов бухгалтерского учета: Уильям Е. Декер, глобальный координатор «Global Capital Markets Group» (США), E. Мэри Киган, председатель Бюро по стандартизации отчетности Соединенного Королевства, бывший партнер «PricewaterhouseCoopers» (Великобритания).

В последние годы в России вопросам социальной ответственности и корпоративного управления стало уделяться больше, чем прежде внимания, поскольку в современных условиях раскрытие в отчетности компаний данной информации стало одним из важных факторов социально — экономического их развития, а также это объясняется заметно возросшей ролью бизнеса в общественном развитии, повышением требований к его открытости и прозрачности. Вопросам социальной ответственности и корпоративного управления посвящены работы российских ученых: В. И. Бариленко, И. В. Беликова, И. Ю. Беляевой, В. Э. Бойкова, Т. В. Бутовой, М. А. Бахрушиной, В. Р. Веснина, Ю. Б. Винслава,.

B.Г. Гетьмана, С. Ф. Гончарова, O.P. Зыкова, В. Б. Ивашкевича, С. О. Календжян, H.A. Кричевского, М. И. Кутера, Л. Г. Лаптева, С. Е. Литовченко, С. А. Масютина, В. В. Панкова,.

C.П. Перегудова, К. А. Полунина, Т. М. Рогуленко, И. С. Семененко, Н. С. Столярова, Л. Н. Тепмана, Н. Л. Хананашвили, Л. И. Хоружий, Ю. М. Цыгалова, А. Д. Шеремета, М. А. Эскиндарова и др.

Изучением этих проблем занимаются и различные некоммерческие организации. Среди них следует отметить, в первую очередь, Департамент по экономическим и социальным вопросам (ДЭСВ) Секретариата Организации Объединенных Наций, Организация Экономического Сотрудничества и Развития, Ассоциация менеджеров России, Российский союз промышленников и предпринимателей, Всероссийский центр изучения общественного мнения, Агентства социальной информации, Рейтинговое агентство Standard & Poor’s (S&P) и др.

Анализ трудов указанных авторов показал, что наряду с достаточно глубокой проработанностью проблемы корпоративного управления имеет место дискуссионность отдельных положений и терминов. В частности, до сих пор не сформировано единого общепринятого определения понятия «корпоративное управление" — не существует общепризнанных систем индикаторов социальной ответственности и корпоративного управления, подлежащих отражению в ежегодных отчетах отечественных компаний, и адаптированных к российскому учету и законодательству.

Несмотря на то, что в специальной литературе уже ни один год идет становление научного анализа проблем, связанных с социальной отчетностью корпораций, следует отметить, что имеющиеся разработки не носят универсального характера для всех стран, и поэтому вопросы возможных путей развития российской бухгалтерской методологии в этой области остаются открытыми.

Отмеченное обстоятельство определило выбор темы, объект, предмет и основные направления исследования.

Цель и задачи диссертационного исследования. Целью исследования является решение научной задачи формирования и раскрытия в отчетности публичных компаний информации по вопросам их социальной ответственности и корпоративного управления, ориентируясь на потребности отдельных групп ее пользователей и гармонизацию их интересов.

Для достижения указанной цели в работе поставлены и решены следующие задачи:

— уточнить понятийный аппарат, используемый в корпоративной отчетности, основываясь на систематизации основных постулатов и принципов теории корпоративного управленияпредложить интерпретацию термина «корпоративное управление» для использования в бухгалтерско-аналитических исследованиях;

— проанализировать зарубежный опыт и российскую практику составления социальной отчетностиобосновать необходимость раскрытия информации в отчетности компаний по вопросам социальной ответственности бизнеса;

— сформировать системы базовых показателей социальной ответственности и корпоративного управления компаний, рекомендованных к отражению в их ежегодных отчетахразработать форму Отчета по корпоративной социальной ответственности;

— разработать рекомендации по уточнению законодательства и Кодекса корпоративного поведения.

Поставленные задачи определили структуру и основное содержание работы.

Предмет исследования. Предметом исследования является комплекс теоретических, методических и практических вопросов формирования и раскрытия в отчетности публичных компаний информации об их социальной ответственности и системе корпоративного управления.

Объект исследования. Объектом исследования является социальная отчетность российских крупных корпоративных образований, играющих важную роль в социальноэкономическом развитии России.

Область исследования. Диссертационное исследование выполнено в соответствии с Паспортом специальности 08.00.12 — Бухгалтерский учет, статистика.

Теоретическая и методологическая основа исследования. Теоретической основой исследования послужили основные концепции экономической теории, менеджмента, бухгалтерского учета, экономического анализа, риск — менеджмента и стратегического управления. Основные выводы исследования базируются на общенаучных методах познания — диалектическом подходе, анализе и синтезе, дедукции и индукции, аналогии, формальной логике, гипотетическом предположении и системном подходе, детализации и обобщениях, абстракции, выделении ведущего звенатакже применялись интернетанкетирование и монографический метод. При анализе социальных отчетов 30 российских публичных компаний использовались традиционные методы экономического анализа: сравнения, группировки, финансовых вычислений.

Информационная база исследования включает законодательные и нормативные акты Российской Федерации и зарубежных стран, нормативные и методические материалы, регулирующие корпоративное управление и социальную деятельность, международные методические материалы по управлению и международные стандарты финансовой отчетности, стандарты Глобальной инициативы по отчетности в области устойчивого развития (вМ), издания ООН, данные Росстата, материалы научных конференций, публикации в периодических специализированных изданиях, практические методики и разработкиданные социальной отчетности российских корпораций, результаты интернетанкетирования специалистов российских крупных компаний.

Научная новизна исследования состоит в разработке комплекса теоретико-методологических положений по эффективному формированию и раскрытию в отчетности российских корпораций информации по вопросам их социальной ответственности и корпоративного управления, способствующих улучшению социально — экономического климата как в самой компании, так и России в целом.

Исследование содержит ряд положений, которые отвечают требованиям научной новизны и выносятся на защиту. В частности:

1. Выявлены существенные проблемы, возникшие в процессе развития КУ в России, и указаны пути их решенияинтерпретированы основные постулаты и принципы теории КУ как базы его совершенствования в условиях стабильного роста и инновационного развития российской экономикираскрыто и уточнено содержание понятия «корпоративное управление».

2. На основе критического анализа практики применения принципов социальной политики в России выделены общие модели социального поведения бизнеса и обоснованы: преимущества использования нефинансовой отчетности как элемента единого управленческого подхода, приоритетные направления в раскрытии данной информацииосновные закономерности становления нефинансовой отчетности в России, повторяющие в определенной степени мировые тенденции.

3. На основе анализа существующих в мировой и отечественной практике классификаций показателей КСО и КУ, а также с учетом проделанных автором исследований в данной области предложены системы базовых показателей социальной ответственности и корпоративного управления, рекомендованных к отражению в ежегодных отчетахрекомендовано отражение информации по КСО в отчетности по триединому итогу: по экономическим, экологическим и социальным показателямвыявлены приоритетные направления эффективного взаимодействия государства, бизнеса и общества в условиях возрастания роли КСО на современном этаперазработана форма отчета по КСО. Раскрыто содержание термина «социальные инвестиции» как наиболее прагматичной формы реализации социальной ответственности бизнесаопределены основные проблемы, с которыми сталкивается бизнес — сообщество при осуществлении социальных инвестиций и сформулированы основные направления совершенствования механизма реализации инвестиций в социальную сферу.

4. Вскрыты недостатки в российском корпоративном законодательстве, предложены меры по их устранению — такие как детализация положений, действующих в данной области законов и нормативных актовразработка методических указаний, практических рекомендаций и форм отчетности, обеспечивающих надлежащее управление компаниейкорректировка действующих и принятие новых законодательных и нормативных актовсоздание национальной модели корпоративного управления, в основу которой может быть положен Кодекс корпоративного поведенияпринятие в России Федерального закона, аналогичного Закону Сарбейнса-Оксли и внесение соответствующих изменений в ФЗ «Об акционерных обществах" — повышение уровня требований к раскрытию информации и4 др. Разработаны научно-обоснованные рекомендации по совершенствованию Кодекса корпоративного поведения.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования.

Теоретическое значение диссертационного исследования заключается в уточнении роли и места информации по вопросам КУ и КСО в отчетности публичных компаний в современных условиях, а также понятийного аппарата, используемого в этой области в национальной и международной системах учетав обосновании необходимости раскрытия данной информации в ежегодных отчетах компаний и выявлении ряда недостатков в российском корпоративном законодательстве.

Практическое значение исследования заключается в том, что системы базовых показателей по социальной ответственности и корпоративному управлению, подлежащих раскрытию в отчетности, предложенные в диссертации, ориентированы на эффективное практическое применение в публичных компаниях в целях обеспечения открытости и прозрачности бизнес — процессов.

Практическое значение имеют:

— рекомендации по совершенствованию КСО и системы КУ в РФ;

— системы базовых показателей социальной ответственности и корпоративного управления, рекомендованных к отражению в ежегодных отчетах российских корпораций;

— форма Отчета по корпоративной социальной ответственности компаний;

— меры по устранению недостатков в российском корпоративном законодательстве.

Основные положения исследования могут быть использованы также в преподавании дисциплин учетно-аналитического цикла.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные положения и результаты диссертационного исследования докладывались, обсуждались на научно — практических конференциях и получили одобрение на: XVI Всероссийской научно-практической конференции «Образование — наука — технологии» (г. Майкоп, Майкопский государственный технологический университет, 2010 г.) — Всероссийской научно-практической конференции аспирантов, докторантов и молодых ученых (г. Майкоп, Майкопский государственный технологический университет, 2011 г.).

Научное исследование выполнено в рамках научно-исследовательских работ ФГОБУВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», проводимых в рамках Тематического плана 2010 г. по теме: «Корпоративная социальная ответственность и устойчивое социально — экономическое развитие России».

Выводы и рекомендации работы используются в практической деятельности экономических служб и стратегического управления ОАО «Майкопского редукторного завода» — ЗАРЕМ, являющегося ведущим регионообразующим предприятием Республики Адыгея. По материалам исследования внедрены рекомендуемые автором системы показателей корпоративной социальной ответственности и корпоративного управления, способствующие эффективному раскрытию информации в отчетах. Материалы исследования используются в преподавании дисциплины «Управленческий учет» на кафедре «Бухгалтерский учет» ФГОБУВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации».

Внедрение результатов исследования подтверждено соответствующими документами.

Публикации результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования опубликованы в 7 печатных работах общим объемом 4,71 п.л. (весь объем авторский). Три работы авторским объемом 2,31 п.л. опубликованы в журналах из списка, определенного ВАК, и одна работа объемом 0,5 п.л. опубликована в зарубежном издании.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, списка используемой литературы, содержащего 186 источников, 9 приложений.

Заключение

.

Всесторонний анализ сложившейся ситуации в области формирования и раскрытия в отчетности публичных компаний информации по их социальной ответственности и корпоративному управлению позволяет сделать следующие выводы.

1). В современных условиях совершенствование КУ стало одним из важнейших факторов социально — экономического развития России. Надлежащий режим КУ способствует эффективному использованию корпорацией своего капитала, подотчетности органов ее управления как самой компании, так и акционерам. В этой связи очевидным является тот факт, что хорошо отлаженная система КУ помогает корпорации действовать на благо всего общества, способствует поддержке доверия иностранных и российских инвесторов к привлечению долгосрочных капиталов. Однако, как показывает практика, уровень корпоративного управления в нашей стране на сегодняшний день недостаточно совершенен. Российские акционерные общества практически не восприняли современные тенденции развития корпоративного управления, основанные на построении качественно новых взаимоотношений субъектов корпоративного управленияакционерные общества не смогли должным образом воспринять так называемую «социальную функцию» как необходимый элемент существования корпорацийакционерный капитал не стал основополагающим источником роста общероссийского организованного фондового рынкасовременный уровень российского законодательства в сфере корпоративного управления не в полной мере соответствует общепризнанным международным стандартам. Нынешнее законодательство имеет существенные изъяны. И прежде всего это относится к отсутствию в нем эффективно действующих норм, регулирующих ответственность управляющих акционерным обществом за свои действия в ущерб акционерному обществу, а также норм, закрепляющих ответственность за злоупотребление акционерами своими правами. Чтобы устранить эти погрешности требуется коренное улучшение самого корпоративного управления, которое должно базироваться на всестороннем учете отечественного и зарубежного опыта. Основополагающими здесь могут быть Принципы корпоративного управления Организации экономического сотрудничества и развития, которые правительства разных стран могут использовать для оценки и совершенствования своего законодательства в данной сфере. В специальной литературе не существует единой модели построения корпоративного управления, однако обязательным началом для всех его форм и видов является обеспечение интересов акционеров.

Дальнейшее углубление теории корпоративного управления в России должно базироваться на исследованиях объективных особенностей экономики переходного периода, возможностей и условий функционирования преобладающей модели корпоративной собственности, обобщением опыта корпоративного управления в стране.

2). С учетом новых требований к КУ и исследования его теоретических основ в диссертации рассмотрена и дана критическая оценка сущности КУ как общественно-экономической науки. Сделан принципиальный вывод о необходимости учета компаниями широких интересов, включая развитие регионов присутствия. В условиях рыночной экономики необходимо уточнение самого содержания понятия «корпоративное управление». Автор трактует его как систему взаимоотношений между собственниками (акционерами) компании и ее менеджментом, между различными группами (категориями) акционеров, и между компанией как организационной формой корпоративной модели бизнеса и иными 1 заинтересованными группами (stakeholders) по вопросам обеспечения интересов перечисленных участников корпоративных отношений, эффективной деятельности компании и ее соответствия социальным целям и общественным ожиданиям.

Обобщен и критически оценен опыт КУ на современном этапе. Полученные результаты исследований свидетельствуют о том, что: (•.

• новые требования к регистрации акций, принятые на многих фондовых биржах мира, обуславливают необходимость соблюдения компаниями все более строгих стандартов корпоративного управления.

•компании, соблюдающие высокие стандарты корпоративного управления, как правило, получают более широкий доступ к капиталу по сравнению с корпорациями, управляемыми ненадлежащим образом, и превосходят последних в долгосрочной перспективе.

•компании, которые соблюдают надлежащие стандарты корпоративного управления, могут добиться уменьшения стоимости внешних финансовых ресурсов, используемых ими в своей деятельности и, следовательно, снижения стоимости капитала в целом.

• эффективное корпоративное управление, обеспечивающее соблюдение законодательства, стандартов, правил, прав и обязанностей, позволяет компаниям избежать затрат, связанных с судебными процессами, исками акционеров и другими хозяйственными спорами.

3). Важная роль в развитии корпоративных отношений принадлежит Кодексу корпоративного поведения и Хартии корпоративной и деловой этики. Как показали исследования, в последнее время, количество компаний, в той или иной степени учитывающих рекомендации Кодекса в своей практике, увеличилось. Более того, растет число АО, которые принимают свои собственные кодексы. Среди них ОАО «Северсталь», ОАО «Силовые машины», ОАО «ЛУКОЙЛ», ОАО «Детский Мир», шесть из семи межрегиональных компаний связи и др. В то же время практика последних лет показала, что Кодекс нуждается в обновлении. Он должен быть более компактным. Его содержание необходимо разделить на две части. В одной из них поместить наиболее важные аспекты, связанные с организацией тех или иных процессов корпоративного управления. Вторую же посвятить описанию деталей функционирования этих механизмов. Причем последнюю часть представить в виде приложения. Компании, которая только приступает к выстраиванию своей системы корпоративного управления, прежде всего, важно понять ее ключевые моменты. И только после этого вникать в детальное описание работы каждого компонента: совета директоров в целом, института независимых директоров, комитетов совета директоров, правления и пр.

4). В современном бизнесе эффективность его развития во многом зависит от того насколько компании успешно решают вопросы их социальной ответственности. Между тем, само понятие КСО компаниями трактуется по — разному.

Из анализа многообразия определений КСО автор считает наиболее точным, оттеняющим конкретный и прикладной характер деятельности компаний, следующее определение: это система последовательных экономических, экологических и социальных мероприятий компании, реализуемых на основе постоянного взаимодействия с заинтересованными сторонами (стейкхолдерами) и направленных на снижение нефинансовых рисков, долгосрочное улучшение имиджа и деловой репутации компании, а также на рост капитализации и конкурентоспособности, обеспечивающих прибыльность и устойчивое развитие компаний.

5). В России КСО развивается в соответствии с мировыми тенденциями, однако по объективным и субъективным причинам еще недостаточно активно, со слабой вовлеченностью бизнеса. Определена основная причина такой ситуации — это риски, возникающие при добровольном раскрытии компаниями информации, важной для их бизнеса. Для ускорения темпов ее распространения требуется реализовать широкий комплекс мер. Среди которых потребность соответствия уровня открытости российских компаний требованиям международных стандартов.

В диссертации исследованы особенности становления КСО в передовых странах, проанализирована российская практика КСО. Установлено, что сегодня для передовой практики КСО характерны следующие тенденции: продуманная политика и открытое обращение к аудиториипереход от стихийной благотворительности к социальному инвестированию и конкурсному отбору проектовответственное отношение к персоналуориентация на эффективное производство и др. По результатам проведенного анализа западного опыта КСО также выявлено: социальная ответственность бизнеса — это составная его часть, работающая на его устойчивость в расчете на перспективу. Любая компания обязана учитывать социально-экономические интересы и потребности страны, в которой она работает. На примере российских корпораций были раскрыты предпосылки и факторы становления КСО и принципы деятельности крупнейших компаний в этой области (ОАО «Газпром», ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС», ОАО «ТНК — ВР», ОАО «ЛУКОЙЛ», ОАО Новолипецкий металлургический комбинат, ОАО Магниторский металлургический комбинат, ОАО «Сибур Холдинг» и др.). Автором проведен анализ практики применения принципов социальной политики в России и выделены 4 общие модели социального поведения бизнеса. Определены основные принципы работы, которые может использовать с — компания в условиях кризиса, чтобы продолжать позиционировать себя как социально-ответственного работодателя.

6). Одним из важнейших аспектов исследуемой проблемы является осознание корпорациями того, что социальные инвестиции становятся полноценным элементом корпоративных стратегий и системы КУ. Однако отечественная практика социального инвестирования все еще имеет множество изъянов. К тому же и сам понятийный аппарат не безупречен. Не является совершенной и трактовка понятия «социальные инвестиции». В диссертации автором уточнено определение данной экономической категории. Социальные инвестиции бизнеса — это материальные, технологические, управленческие и иные ресурсы, а также финансовые средства компаний, направляемые по решению руководства на реализацию социальных программ, разработанных с учетом интересов основных внутренних и внешних заинтересованных сторон, в предположении, что в стратегическом отношении компанией будет получен определенный (хотя и не всегда и не просто измеряемый) социальный и экономический эффект. Исследования также показали, что сейчас социальные инвестиции компании в большей степени направлены на осуществление внутренних программ, однако намечается их трансформация и в направление местного сообщества. Определены основные проблемы, с которыми сталкивается бизнессообщество при осуществлении социальных инвестиций и сформулированы основные направления совершенствования механизма реализации инвестиций в социальную сферу.

7). Критической оценки заслуживает и проблема социального взаимодействия власти, бизнеса и общества. Социальная ответственность бизнеса — способность к социальному взаимодействию власти, бизнеса и общества. От баланса интересов участников бизнеспроцесса — государства и общества зависит устойчивое развитие и благосостояние общества. Нынешняя организация системы взаимоотношений в России между государством, бизнесом и обществом, в том числе по вопросам разработки и реализации социальной политики и постепенной гармонизации этих отношений, имеет существенные изъяны. Чтобы устранить эти погрешности требуется пересмотреть концептуальные основы взаимодействия между государством, бизнесом и обществом.

Исследования показали, что в стране уже в определенной мере сформированы предпосылки для преодоления имеющихся противоречий в отношениях между рассматриваемыми участниками по вопросам социальной политики. Эти противоречия должны преодолеваться на базе договорного подхода, позволяющего достичь компромисса путем выработки гибких, неформальных правил взаимодействия бизнеса, государства и общества. Установлено, что углубление взаимоотношений участников должно также основываться на социальном партнерстве. Вместе с тем, наличие на перспективу государственной экономической политики играет существенную роль во взаимодействии бизнеса, государства и общества.

8). Механизмом повышения качества управления КСО выступает социальный (нефинансовый) отчет корпораций. Он по своему содержанию, по мнению автора, должен представлять доступное, сбалансированное и связное описание основных социальных аспектов и результатов деятельности компании, отражение других вопросов, представляющих интерес для ключевых заинтересованных сторон. В их числе — инвесторы, акционеры, работники, клиенты, властные структуры, различные институты гражданского общества, средства массовой информации. Прозрачность деятельности предприятий и нефинансовая отчетность признаются сегодня на высшем международном уровне важным фактором развития мировых рынков, одним из условий повышения инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности компаний. Эти задачи стоят и перед российским бизнесом. Использование нефинансовой отчетности как элемента единого управленческого подхода дает компании определенные преимущества, такие как: повышение качества управленияпозитивный вклад в обеспечение устойчивого развития компанииуменьшение рисков, в том числе — нефинансовыхулучшение репутацииразвитие связей с заинтересованными сторонамиобмен информациейобеспечение сравнительной результативности. Многие решения в корпорации в современных условиях должны приниматься с учетом не только экономического, но также социального и экологического эффекта, причем не только для самой компании, но и общества в целом.

В процессе исследования установлены закономерности и особенности развития социальной отчетности в России: позитивная динамика, лидерство крупнейших компаний, постепенный переход на отечественные стандарты, самостоятельность в принятии решения компаниями о подготовке отчетов и др.

В диссертации автором была сформирована матрица по изучению социальных отчетов крупных российских компаний и на ее основе по результатам проводимого анализа тридцати социальных отчетов крупных российских корпораций, сделаны соответствующие выводы и даны рекомендации по вопросам корпоративной социальной ответственности в России.

9).В рыночных условиях особую ценность представляет информация по КСО. Все больше инвесторов убеждаются в том, что концепция триединства, состоящая в комбинации экономических, социальных и экологических параметров при оценке инвестиционного проекта, не сопряжена с дополнительными расходами, т. е. «инвестирование по совести» не означает инвестирование в ущерб своим потенциальным доходам. Однако на сегодняшний день не существует единой общепризнанной системы индикаторов. В результате изучения существующих в мировой и отечественной практике классификаций показателей КСО, а также с учетом проделанных исследований в данной области, в работе предложена система базовых показателей социальной ответственности корпораций, рекомендованных к отражению в ежегодных отчетах и адаптированных к российскому учету и законодательству, характеризующих экономические, социальные и экологические аспекты деятельности. Это позволит компаниям эффективно раскрывать информацию по КСО в отчетности, необходимую заинтересованным в ней пользователям. Автором также определены критерии качества, которые были приняты во внимание при отборе вышеуказанных показателей, удовлетворяющих потребности широкого круга пользователей корпоративной социальной отчетности. Разработана также форма обязательной отчетности компаний по социальной ответственности.

10). Важным резервом улучшения инвестиционного климата в России является совершенствование самого корпоративного управления, поскольку привлекательность любой компании для инвесторов задается комплексом всех «положительных» и «отрицательных» сторон ее деятельности, а также соответствующей системой законодательства. В этой связи автором исследована российская практика КУ и предложены рекомендации по совершенствованию системы КУ в РФ. Выявлен ряд недостатков в российском корпоративном законодательстве и представлены меры по их устранению. Среди них: детализация положений, действующих в данной области законов и нормативных актовразработка методических указаний, практических рекомендаций и форм отчетности, обеспечивающих надлежащее управление компанией и соблюдение интересов и прав и внутрикорпоративных отношенийкорректировка действующих и принятие новых законодательных и нормативных актов с тем, чтобы повысить ответственность членов совета директоров и менеджмента за результаты деятельности компаний, а также определение требований к их профессиональным и деловым качествамвнесение в российское законодательство изменений, определяющих критерии добросовестности членов совета директоров, а также законодательное закрепление критериев, которые будут свидетельствовать об их недобросовестностиналичие по — настоящему независимых директоров в советах директоров российских публичных компанийсоздание национальной модели корпоративного управления, в основу которой может быть положен Кодекс корпоративного поведения с учетом поправокпринятие в РФ законодательства, аналогичного Закону Сарбейнса-Оксливнесение изменений в ФЗ «Об акционерных обществах», повышение уровня требований к раскрытию информации и др.

11). Отечественный и зарубежный опыт развитых стран свидетельствует, что продвинутые компании, соблюдающие высокие стандарты корпоративного управления получают, как правило, более широкий доступ к капиталу по сравнению с корпорациями, управляемыми ненадлежащим образом, и превосходят последних в долгосрочной перспективе. Они могут добиться уменьшения стоимости внешних финансовых ресурсов, используемых ими в своей деятельности. В результате улучшения качества управления становится более четкой система подотчетности, улучшается надзор за работой менеджеров и укрепляется связь вознаграждения менеджеров с результатами деятельности компании. Кроме того, благодаря получению достоверной и своевременной информации и повышению финансовой прозрачности совершенствуется процесс принятия решений советом директоров.

Эффективное корпоративное управление создает благоприятные условия для планирования преемственности руководителей и устойчивого долгосрочного развития компании.

У компаний, придерживающихся высоких этических стандартов, соблюдающих права акционеров, кредиторов и обеспечивающих финансовую прозрачность и подотчетность, формируется репутация ревностных хранителей интересов инвесторов. В результате такие компании могут стать достойными «корпоративными гражданами» и пользоваться большим доверием общественности.

В диссертации в то же время отмечается, что не правы те специалисты, которые считают, что система надлежащего корпоративного управления нужна, прежде всего, открытым акционерным обществам с большим количеством акционеров, ведущих бизнес в отраслях с высокими темпами роста и заинтересованных в мобилизации внешних финансовых ресурсов на рынке капиталов. Ее полезность, как показали исследования, несомненна и для открытых акционерных обществ с незначительным числом акционеров, закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, а также для компаний, действующих в отраслях со средними и низкими темпами роста.

Однако, далеко не все отечественные корпорации, а только единицы, указывают в своих годовых отчетах, причем, как правило, неполную информацию по вопросам их корпоративного управления. В связи с этим, возникла необходимость ее стандартизации. Исследуя практику продвинутых в этом деле компаний, результаты проведенного автором интернет — анкетирования, а также исходя из потребностей в данной информации различных групп ее пользователей, в диссертации предлагается эффективная система показателей по корпоративному управлению, которые следует раскрывать в отчетах российских компаний.

Внедрение в широкую практику рекомендуемого нами комплекса мер позволит значительно повысить научный уровень исследуемой проблемы, а также оптимизировать содержание раскрываемой в отчетности компаний информации, необходимой различным группам ее пользователей по вопросам их социальной ответственности и корпоративного управления. В конечном итоге, это будет принятию ими более взвешенных решений по различным аспектам деятельности компаний.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Трудовой кодекс Российской Федерации.
  3. Налоговый кодекс РФ, ч. 1 и 2.
  4. Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ (по состоянию на декабрь 2010 г.).
  5. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ (с изменениями от 07.02.2011).
  6. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 N 7-ФЗ. (ред. от 18.07.2011).
  7. Федеральный закон «Об объединениях работодателей» от 27.11.2002 г. № 156-ФЗ (ред. от 01.12.2007).
  8. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10.12.1995 г. № 195-ФЗ (ред. от 23.07.2008).
  9. Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации» от 17.07.1999 г. № 181-ФЗ (ред. от 09.05.2005, с изменениями от 26.12.2005).
  10. Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 12.01.1996 г. № 116-ФЗ (с изменениями от 22.08.2004 г.).
  11. Федеральный закон «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком» от 27.07.2010 г. N 224-ФЗ.
  12. Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12.01.1996 г. № 10-ФЗ (по состоянию на 11.01.2010 в ред. ФЗ № 309-Ф3 от 30.12.2008).
  13. Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» от 20.03.1996 г. № 39-Ф3 (ред. от 11.07.2011).
  14. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ (с изменениями на 1 июля 2011 года).
  15. Федеральный закон «О Торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» от 07.07.1993 г. № 5340−1 (в ред. ФЗ от 19.05.95 № 82-ФЗ, от 21.03.2002 № 31-Ф3, от 08.12.2003 № 169-ФЗ, от 29.04.2008 № 54-ФЗ, от 23.07.2008 № 160-ФЗ).
  16. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ (ред. от 29.12.2010).
  17. Л.И. Россия: поиск самоопределения. 2-е изд. М., Наука, 2005.. ,
  18. Л.И. Социальная сфера как объект государственного регулирования и, управления //Национальные проекты. 2006. № 5 С.8−9.
  19. Р.Н. Корпоративная социальная ответственность как пример организованного изоморфизма в условиях глобализации // Журнал исследований социальной политики, т. 3,2005.
  20. С. Российские холдинги: новые эмпирические свидетельства // Вопросы экономики, 2007. № 1.
  21. О. Управление корпоративной компетенцией как один из аспектов долгосрочного развития компании // Управление персоналом. 2000. № 2 (44).
  22. О. Инновационное развитие персонала // Справочник по управлению персоналом. Журнал российской HP практики. 2007. № 17. С.58−59.
  23. А.И. Экономическая и социальная эволюция России, М., ИЭ РАН, 2003.
  24. Е.А. Информационная непрозрачность как фактор страхового риска. Кредит // Russia. 2000. № 16.
  25. В.Г. Корпоративное управление: учебное пособие. 2-е изд. перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2010.
  26. И. Новая корпоративная стратегия. СПб.: Питер Ком, 1999.
  27. Ассоциация Развития Управления // Менеджмент. 1998. — № 7.
  28. Г. В. Управление фактор развития (размышления об у
  29. А. социальные программы предприятий // Экономист. № 2. — 1999.
  30. .Ю., Еремина Б. Л. «Управление персоналом», М.: «Инфра-М», 2003 г.
  31. М.П. Управление инвестициями корпорации, представляющей государственные интересы. Казань: Вестник ТИСБИ, 2006, № 1 // Изд-во ТИСБИ. — С. 3 — 5.
  32. М.П. Формы прямого участия государства в деятельности корпораций, в кн.: Социально-экономические проблемы становления и развития рыночной экономки. Тезисы докладов итоговой научно-практической конференции. Казань: Изд-во КГФЭИ, 2006.
  33. Е. Социальные инвестиции компаний: закономерности и парадоксы // Экономист. 2005. № 1. С. 64 80.
  34. Т. Социально ответственный бизнес и СМИ: проблемы взаимодействия // Благотворительность в России. Социальные и исторические исследования 2001. Под ред. О. Л. Лейкинда. СПб.: Лики России, 2002.
  35. Е.Р., Макальская М. Л. Некоммерческие организации в России: 1 финансовое управление. М.:Изд-во Дело и сервис, 2004.
  36. А. Эволюция найма // Справочник по управлению персоналом. Журнал российской НР практики. 2006. № 1. С. 8 — 9.
  37. Беликов И. Рейтинг привлекательности // Консультант. 2005. № 3.
  38. И.В. Совет директоров в системе корпоративного управления компанией. М.: Флинта: Наука, 2002. — С. 48.
  39. А.Н., Бачинская Т. В. Бизнес, власть и общество: как им обустроить социальное партнерство // Менеджмент. № 5. — 2005.
  40. В.Л., Гарсиа А. Л. О социальной ответственности бизнеса // Социально -гуманитарные знания. 2004. № 5. С. 241 253- № 6. С. 196 — 211.
  41. Е.Ю. Деловая репутация российских компаний в системе корпоративного управления // Современные корпоративные стратегии и технологии в России: сб. научных статей. М.: Финансовая академия, 2005. С. 163 168.
  42. Е. Ю. Социальная ответственность корпораций и благотворительная деятельность // Предпринимательство. № 4. — 2006.
  43. И.Ю., Хлопонин А. Г. Пути развития корпоративного управления / Энциклопедия «Топ менеджер». М.: МЦФЭР. 2007. С. 7/41 — 44.
  44. И.Ю., Цыгалов Ю. М., Пухова М. М. Эффективность механизмов корпоративной социальной ответственности // Акционерный вестник. 2007. № 6. С. 24 30.
  45. И.Ю., Эскиндаров М. А. Капитал финансово промышленных корпоративных структур: теория и практика. М.: ИНФРА — М, 2001.
  46. И.Ю., Эскиндаров М. А. Корпоративная социальная ответственность: управленческий аспект. М.: КНОРУС, 2008.
  47. Э. Экономическое партнерство в контексте взаимодействия свободы и социальной ответственности бизнеса // Предпринимательство. № 1. — 2005.
  48. Ю.Е. Генезис концепции корпоративной социальной ответственности // ВестникС.-Петерб. гос. ун-та. Серия «менеджмент». 2006. С. З -24.
  49. В.Э. Социальное партнерство: декорации и реальность. М.: Изд-во РАГС, 2006.
  50. В., Кулакова М. Качественное корпоративное управление удел не только крупнейших // Журнал «Управление компанией». — № 6. — 2005.
  51. В.И., Зубков В. И. Экономическая социология: Монография. Изд. 2-е, перер. и доп. М.: Изд-во РУДН. 2005.
  52. В.Р. Корпоративное управление: Учебное пособие. М.: МГИУ, 2008.
  53. С., Эюслз Р. Будущее корпоративной отчетности. Как вернуть доверие общества. -М. Альпина Паблишер, 2003.
  54. Ю.Б. О принципах корпоративного управления // Бизнес, менеджмент и право. Научно практический экономико — правовой журнал. — 2004 г. — № 2.
  55. В.Г. Финансовый учет. М.: Финансы и статистика- ИНФРА-М, 2008.
  56. Гибсон Дж. JL и др. Организации: поведение, структура, процессы. М.: ИНФРА-М, 2000.
  57. A.B. Корпоративное управление, социальная ответственность и финансовая эффективность компании // Российский журнал менеждмента. Т.5. — № 1,2007.
  58. JI. Кому на Руси жить хорошо или социальная ответственность в России // Журнал «Управление компанией». № 2. 2006.
  59. С.Ф., Кричевский Н.А.Корпоративная социальная ответственность. -Изд. «Дашков и К.» М., 2007. — С. 11.
  60. Д. Управление социальным развитием корпораций // Журнал «Управление компанией». № 12. 2005.
  61. Г. И. О социальной ответственности российского корпоративного бизнеса. Маркетинг и экономика труда в управлении инновационно инвестиционной деятельностью / НовГУ им. Ярослава Мудрого. В. Новгород, 2005.
  62. JI. Роль государства в развитии КСО: экспертный опрос // Бизнес и общество. 2006. № 1−2.
  63. Ю.Н. Корпоративная этика и социальная ответственность для российских компаний: бремя или выгода Режим доступа: http://www.rid.ru/
  64. , Е. КСО как благотворительность это прошлое. Аналитика / Е. Данилова // ЗАО ПАКК. — 2008. — № 9.
  65. С.Н. К вопросу о формировании положительного имиджа предпринимателя в сознании гражданского общества // Российское предпринимательство. № 9.-2005.
  66. А.Г. Основы корпоративного управления. М.: Магистр, 2009
  67. Доверие бизнеса к власти: исследование. М.: Деловая Россия, 2006.
  68. Т. Концепция акционерной собственности и развития российский компаний (эмпирические свидетельства) // Вопросы экономики, 2007. № 1.
  69. Доклад И съезда Общероссийского объединения работодателей «Российский союз промышленников и предпринимателей». 5 февраля 2008 г. М.: РСПП.
  70. М.В. Российский корпоративный бизнес: проблемы управления, стратегия развития. М.: Academia, 2003.
  71. С., Веймерскирх А. Всеобщее управление качеством: стратегии и технологии, применяемые сегодня в успешных компаниях. (TQM). СПб.: Виктория плюс, 2002.
  72. К., Абрамов И. деловая этика. Руководство по управлению ответственным предприятием в развивающейся рыночной экономике: пер. с англ. Вашингтон: Управление международной торговли Министерства торговли США, 2005.
  73. X., Хунгенберг X. ПиК. Стоимостно ориетированные концепции контроллинга: пер. с нем. / под ред. Л. Г. Головача, М. Л. Лукашевича и др. М.: Финансы и статистика, 2005.
  74. Е., Шульц Е. Новое в снижении рисков корпоративного управления. // Акционерное общество. 2005. — № 1(14).
  75. Закон Сарбейнса Оксли — 2002.
  76. Н.Н. Социально-культурные основы хозяйства и предпринимательства. -М.: Магистр, 2008.
  77. В.К., Воронцова Л. С., Пустовит И. А. Возможны ли цивилизованные отношения бизнеса и власти? // Всероссийский экономический журнал «ЭКО». № 5. — 2005.
  78. А. Корпоративное управление в России // Аналитический банковский журнал. 2001. № 6.
  79. И., Сетглз А., Беннет Ш. Корпоративная ответственность: время пришло? // Журнал «Управление компанией». № 10. — 2006.
  80. Е.А. На пути к новому общественному устройству России // Ассоциация менеджеров. 2005. Режим доступа: www.amr.ru
  81. М. Российская экономика все еще нуждается в структурных реформах//Проблем теории и практики управления. 2005. № 3.
  82. Информационная открытость социальой политики российских компаний, М.: Ассоциация менеджеров, 2004.
  83. К., Куинн Р. Диагностика и изменение организационной культуры: пер. с англ. под ред. И. В. Андреевой. СПБ.: Питер, 2001.
  84. B.C. Теория и методология международной корпоративной системы отчетности.- М., Изд-во: «Бухгалтерский учет», 2005.
  85. B.C. Основные способы стандартизации корпоративной социальной отчетности. //Журнал «финансы и кредит». М.: № 14. 2006.
  86. А.Я. Управление персоналом организации, М.: «Инфра- М», 2003.
  87. В.В. Особенности построения систем корпоративного управления в России: монография. М.: Анкил, 2007.
  88. Р. Социальное партнерство: западный опыт и возможности использования его в российской практике // Вопросы экономики. 2006. № 5. С. 30.
  89. Н. Капитальная благотворительность // Российская газета. 2007.15 янв.
  90. Корпоративная социальная ответственность: возвращение к истокам: Науч. конф. Европейской ассоциации этики бизнеса на факультете менеджмента СПбГУ // Российский журнал менеджмента. 2006, Т. 4. № 3. С. 186 -190.
  91. Корпоративное управление гармонизация стандартов России и ЕС. М.: Национальный совет по корпоративному управлению, 2006.
  92. Корпоративное управление в современной России: опыт и перспективы. М.: ИКСУ, 2007.
  93. А.Е. Корпоративная социальная ответственность в корпоративном управлении: эффективная капитализация // Журнал «Корпоративное управление». 2007. № 3.
  94. Г. Б., Супян В. Б. Корпорация: американская модель. СПб.: 2005.
  95. Г. Б. США: новая роль университетов в экономике, основанной на знаниях // США Канада: экономика — политика — культура. 2007. № 7. С. 3−20.
  96. JI. Благотворительность без денег // Ведомости. Форум. 2006. Март.1. С. 21.
  97. , М.В. Социальная ответственность российского бизнеса / М. В. Курбатова, С. Н. Левин //ЭКО. -2005. -№ 10.
  98. A.A. Целевой капитал: новые возможности для российских университетов // Экономические науки. 2007. С. 23−30.
  99. Т., Коллер Т., Муррин Дж. Стоимость компаний: оценка и управление: пер. с англ. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Олимп-Бизнес, 2005.
  100. А.Б., Решетова М. В. Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме. М.: Академия 2008.
  101. Й. Корпоративная религия. Создание сильной компании с яркой индивидуальностью и корпоративной душой. СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2002.
  102. К. Социальная модель России // Вестник Ассоциации менеджеров. 2007. № 9. С. 12.
  103. А., Филатова A.A. Корпоративное управление в государственных и частных компаниях в эпоху перемен. М.: Либрайт, 2009.
  104. H.IO. Социальная ответственность бизнеса: какое будущее для России? // Мировая экономика и международные отношения. № 6. — 2006.
  105. К.Л., Гринберг Т. В., Беннет Ш. Экологическая отчетность: мировые тенденции и факторы развития // Экология производства. 2005. № 2.
  106. .К. Практические занятия по управлению. М.: Экономика. 2003.
  107. P.A. Мировой опыт государственно частных партнерств в коммунальном хозяйстве: факторы успеха и неудач с позиций частого сектора // Модернизация экономики и государство: в 3 кн. Кн. 1 / отв. ред. Е. Г. Ясин. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007.
  108. В.Е. Системное корпоративное управление. М.: Сирин, 2003.
  109. М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Вильяме, 2007.
  110. .З., Румянцева З. П., Смирнова В. Г., Блинникова A.B. Управлениезваниями в корпорациях. Изд-во: дело, при поддержке ИСКУ, 2006.
  111. С. Закрытая темя // Национальный банковский журнал. 2007. № 46.
  112. А.Е. Огветственность в акционерных обществах. Изд-во: Волтерс Клувер, 2006.
  113. A.B. Социальное партнерство как эффективный способ поддержания оптимального баланса интересов работодателей и работников // Кадры предприятия. 2006. № 3. С. 6.
  114. Международные стандарты учета и финансовой отчетности (проекты, комментарии к ним, материалы обсуждений, законы) Часть XIX. Пер. с англ. под ред. Гетьмана В. Г. М.: Финансовая академия при Правительстве РФ, 2006.
  115. С. Социальные факторы экономического роста // Мировая экономика и международные отношения. № 5. 2005.
  116. Нефинансовые отчеты компаний, работающих в России: практика развития социальной отчетности. Аналитический обзор. / Под общей ред. А. Н. Шохина. М.: РСПП, 2006.
  117. В. Социальный фактор преобразований // Экономист. № 6. — 2006.
  118. Общий обзор и стратегические рекомендации государству и частному сектору: доклад о социальных инвестициях и России. Режим доступа: www.amr.ru
  119. А. «Институциональные ловушки» постприватизационного периода в России //Вопросы экономики. 2004. № 2.
  120. Осипенко О. HiicTinyi ы корпоративного управления и акционерные конфликты в России. М.: ИКФ «Экмос», 2004.
  121. Основные выводы исследования «Корпоративная социальная ответственность: общественные ожидания». Режим доступа: www.amr.ru
  122. Ю.Г. Корпоративная экономика в институциональном контексте. М.: ИЭ РАН, 2002.
  123. Г. Н. Институты социальной ответственности бизнеса и проблем корпоративного поведения в России: Научно методическая разработка / Р. Н. Павлов. — М.: ИПКгосслужбы, 2003.
  124. С.П., Семененко И. С. Корпоративное гражданство: концепции, мировая практика и российские реалии. М.: Прогресс-Традиция, 2008.
  125. Д.С. Экономическая эффективность и социальная справедливость // Общество и экономика. 2006. № 11/12. С. 37 47.
  126. Т. и др. В поисках совершенства. Уроки самых успешных компаний Америки. М.: Вильям, 2005.
  127. К.А. О необходимости усиления государственного регулирования социальной ответственности российских компаний. // Журнал «Предпринимательство» М., 2008-№ 6.
  128. К.А. Социальная отчетность корпораций в системе взаимодействия государства и бизнеса. Вес шик Финансовой академии. М., Финакадемия, 2009 — № 2.
  129. И. Социальные инвестиции и дивиденды // Ведомости. Форум. 2006. Март. С. 11.
  130. H.A. Социальное партнерство социально — экономические основы и особенности развития, Пермь, 2008.
  131. А., Сидоров И. Российская корпоративная экономика // Вопросы экономики 2004, № 7.
  132. А. Внешние механизмы корпоративного управления и их особенности в России // Вопросы экономики 2008 г. № 4.
  133. А. Российская модель корпораций. // Журнал для акционеров. 2005.
  134. Р., Швайс Р. Оценка нематериальных активов / пер. с англ. Бюро перевода Ройд. М.: КВИНТО-КОСАЛТИ11Г, 2005.
  135. Рекомендации по оценке деятельности и подготовке нефинансовых отчетов «Пять шагов на пути к социальной устойчивости компании». М.: РСПП, 2005.
  136. А. Россия: институты гражданского общества. 25.04.2005.
  137. Российская модель социального партнерства // Человек и труд, 2007 № 5.
  138. Российский бизнес и Глобальный договор ООН. Практика социальной ответственности. М.: Агентство социальной информации. 2007.
  139. Руководство по показателям ответственности корпораций в ежегодных отчетах (ООН).
  140. Руководство по эффективной практике раскрытия информации по вопросам корпоративного управления (0011).
  141. М.Н. Экологический бизнес: в контексте социальной экологической практики // Менеджмент. № 2. — 2006.
  142. Савицкая JL Корпоративная социальная ответственность. Жертвы или выгоды? / Л. Савицкая//Новый менеджмент. 2008. -№ 8.
  143. П.Г. Корпоративный учет и отчетность: методология и практика: монография / Н. Г. Сапожипкова. Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. ун-та, 2008.
  144. Н.Г. Принципы и система корпоративного учета и отчетности: монография / Н.Г. Сапожнпкова-М.: 0ргсервис-2000,2008.
  145. A.C. организация работы совета директоров акционерного общества. -Изд-во5 ЗАО «Советник эмитента», 2007.
  146. В.О. имидж i осударственной власти в контексте взаимодействия «общество власть» // Социология власти. 2006. № 1.
  147. Д.В., Кококрев P.A. Корпоративное право: взгляд в будущее // Акционерное общество: «опросы корпоративного управления. 2007. — № 10 (41).
  148. И. Социальная ответственность бизнеса: глобальный контекст и российские реалии. «Вопросы экономики», № 10,2005.
  149. Современная практика корпоративного управления в российских компаниях. — Изд-во: Альпина Бизнес Букс, 2007.
  150. Состояние делового климата в России. Аналитический отчет. М.: ВЦИОМ, 2007.
  151. Социальная ответственность бизнеса: теоретические и прикладные аспекты. Монография. РАН. Инсгшут социологии. М.: 2006.
  152. Социально ошетственныи бизнес России. Опыт лучших компаний. Справочник. РИА «Ленинград». Санкт Петербург, 2007.
  153. Старобипск!iП Э. Е. Как управлять персоналом. М.: ИНТЕЛ-СИНТЕЗ. 2002.
  154. JJ.H. Корпоративное управление: Учебное пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.
  155. С.Н., Фомичев Н. П. Система взаимодействия государства и бизнеса на территории // Менеджмеп г. № 1. — 2005.
  156. C.B. Социальные инвестиции, «Управление компанией» № 7/2004.
  157. A.A. Поддержка образования ключевая мера по развитию инновационной экономики // Модернизация экономики и государство: в 3 кн. / отв. ред. Е. Г. Ясин. М.: Изд. дом ГУ 151ИЭ. 2007.
  158. Е.А. Корпоративная социальная ответственность: оценки и ожидания россиян / Чернова Е. А. // Научный и общественно-политический журнал Социологического центра РАГС «Социология власти», № 4 / гл. ред. В. Э. Бойков. М.: Изд-во РАГС, 2008.
  159. А. 12. Взаимодействие власти и бизнеса в реализации социальной политики: региональная проекция. — М.: Независимый институт социальной политики, 2007.
  160. Е. Стратегии социальной ответственности в маркетинге компаний // Журнал управление компанией. 2005. — № 9. — С.8.
  161. A.R. Проблемы корпоративного управления и пути их решения в корпоративном законодат е. 11, е гве. «Российский журнал менеджмента». — Т.4.- № 2. — 2006.
  162. A.B. Социальная роль бизнеса в моделях корпоративного управления, «Социальная политика: экспертиза, рекомендации, обзоры», № 2. Зима 2005, http://spero.socpol.ru.
  163. В.И., Жуплев A.B. Корпоративный менеджмент. Опыт России и США. -М., 2007.
  164. Шпоицкии ДЛО. Предпринимательство на современном этапе. М., 2007.
  165. С.Н., Чирикова А. Е., Лапина Н. Ю. Бизнес как субъект социальной политики: должник, благодетель, партнер? Независимый институт социальной политики. М.: ГУ-ВШЭ, 2005.
  166. Л.П. Государство как субъект корпоративных отношений. М.: Акционер, 2002.
  167. М.А. Сборник статей, интервью и выступлений (2006 2007 гг.). М.: Финансовая академия, 2007.
  168. B.Ii. Социальные инвестиции российского бизнеса: механизмы, проблемы, перспективы. / Труды института системного анализа РАН (ИСА РАН). Т. 18. 2005.
  169. A.A. Российская корпорация и региональные власти: модели взаимоотношении и их эволюция //Вопросы экономики, 2007. № 1.
  170. A.A. Эволюция стратегий взаимодействия бизнеса и власти в российской экономике // Российский журнал менеджмента, 2005. Т. 3.
  171. Cadbury А. Corporate governance and chairmanship: a personal view. Oxford University Press, 2002.
Заполнить форму текущей работой