Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Теория и практика инвестиционной деятельности в условиях транзитивной экономики: Федеральный и региональный аспекты

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Как показывает опыт выхода из экономического кризиса многих стран, основой роста экономики является в первую очередь развитие инновационной и инвестиционной деятельности. В настоящее время инвестиционная сфера относится к числу наиболее сильно подорванных областей экономики России в целом и большинства ее регионов. Мировой опыт также свидетельствует, что структурные изменения в экономике могут… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ТРАНЗИТИВНОЙ ЭКОНОМИКИ
    • 1. 1. Эволюция инвестиционной составляющей социально-экономического развития
    • 1. 2. Категориальный и понятийный аппарат инвестиционной деятельности
    • 1. 3. Государственное регулирование и условия формирования эффективной инвестиционной деятельности
  • 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ИНВЕСТИЦИЙ И ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА
    • 2. 1. Принципы интегральной оценки инвестиционной деятельности
    • 2. 2. Финансово-экономическая оценка инвестиционной деятельности
    • 2. 3. Методология оценки инвестиционного климата
    • 2. 4. Многоуровневый подход к оценке инвестиционной привлекательности
  • 3. АНАЛИЗ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В
  • РОССИИ И РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ
    • 3. 1. Современное состояние инвестиционной деятельности в
  • России и макроэкономические предпосылки ее развития
    • 3. 2. Анализ инвестиционной деятельности в Республике Мордовия
    • 3. 3. Оценка инвестиционного рейтинга Республики Мордовия
    • 3. 4. Исследование инвестиционной привлекательности предприятий Республики Мордовия
  • 4. ФОРМИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ
    • 4. 1. Анализ источников финансирования инвестиционной деятельности и их структуры
    • 4. 2. Международный опыт финансового обеспечения инвестиционной деятельности
    • 4. 3. Стимулирование инвестиционной деятельности
  • 5. ПРАКТИКА ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 5. 1. Федерально-целевые программы как инструмент реализации инвестиционной деятельности
    • 5. 2. Оценка результатов реализации целевых программ и их влияния на инвестиционный климат в регионе
    • 5. 3. Анализ мировой практики программно-целевого регулирования инвестиционной деятельности
  • 6. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ТРАНЗИТИВНОЙ ЭКОНОМИКИ
    • 6. 1. Обоснование многоуровневого подхода к формированию инвестиционной политики
    • 6. 2. Определение стратегических ориентиров инвестиционной политики
    • 6. 3. Совершенствование программно-целевого регулирования как инструмента реализации инвестиционной деятельности

Теория и практика инвестиционной деятельности в условиях транзитивной экономики: Федеральный и региональный аспекты (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Исследование проблем инвестирования экономики находится в центре внимания экономической науки. Это обусловлено тем, что инвестиции затрагивают самые глубинные основы хозяйственной деятельности, определяя процесс экономического роста страны в целом. В настоящее время они являются важнейшим средством обеспечения условий выхода из сложившегося экономического кризиса, инструментом осуществления структурных сдвигов в народном хозяйстве, обеспечения технического прогресса, повышения качественных показателей хозяйственной деятельности на микро-, мезои макроуровне. Активизация инвестиционной деятельности выступает в качестве наиболее действенного механизма социально-экономических преобразований в стране.

Переход к рыночным отношениям изменил способ распределения ресурсов, которые ранее поступали в регионы централизованно, то есть через бюджет. В современных условиях для получения инвестиций необходимо иметь обоснованное подтверждение того, что вложенные средства принесут инвестору гарантируемый минимум прибыли при определенном уровне риска. Сегодня очень важно определить приоритетные направления вложений инвестиций на разных уровнях управления, получить максимальную от них отдачу.

Как показывает опыт выхода из экономического кризиса многих стран, основой роста экономики является в первую очередь развитие инновационной и инвестиционной деятельности. В настоящее время инвестиционная сфера относится к числу наиболее сильно подорванных областей экономики России в целом и большинства ее регионов. Мировой опыт также свидетельствует, что структурные изменения в экономике могут быть стихийными, особенно в тех случаях, когда она находится далеко от равновесного состояния. Возможности рыночной саморегуляции в подобных случаях недостаточны. Необходимо соединить рыночные преобразования с усилением регулирующих функций государства в целях проведения структурной, инвестиционной и инновационной политики, стимулирования деловой активности реального сектора экономики, осуществления социальных преобразований. Активизацию инвестиционной деятельности посредством оптимального сочетания рыночных рычагов и государственного регулирования следует рассматривать как важнейшее условие нормального социально-экономического развития России. Общая схема этого воздействия должна строиться с учетом неизбежной ограниченности инвестиционных ресурсов и, следовательно, необходимости их максимально эффективного использования.

Российские и зарубежные ученые-экономисты сыграли большую роль в создании современной теории экономического развития, исследуя инвестиционную составляющую и указывая на необходимость государственного регулирования инвестиционной деятельности на основе рационального сочетания различных инвестиционных источников. Однако отсутствие серьезных исследований в области построения инвестиционной политики привело постсоциалистические страны к чрезмерному увлечению «западными» теориями. Они были положены в основу концептуального и практического осуществления процессов трансформации российской экономики без учета особенностей ее развития, которые определяются, в первую очередь, видом экономики. Это привело к глубокому социально-экономическому кризису. Выход из него невозможен без объективной диагностики инвестиционной деятельности на разных уровнях управления, оценки инвестиционного рейтинга страны в целом и ее регионов, определения масштабов и причин кризисных явлений.

Большинство исследований в области инвестиционной деятельности связано с выявлением и подробным анализом структурного фактора реализации инвестиций. При этом значительно меньшее внимание уделяется проблеме преодоления инвестиционной инертности общества и общественного производства, формированию эффективной инвестиционной деятельности на разных уровнях управления. В связи с этим назревшей необходимостью как в научном, так и практическом отношении является разработка теоретических и методологических вопросов, обеспечивающих единый подход к решению совокупности проблем формирования эффективной инвестиционной деятельности как на федеральном, так и на региональном уровне.

В современных условиях возрастает внимание к повышению эффективности функционирования отдельных субъектов Российской Федерации с учетом преобладающего вида экономики в конкретном регионе, под воздействием которой формируются содержание инвестиционной политики, стратегические ориентиры и эффективный механизм их реализации.

Актуальность указанных проблем определила направление диссертационного исследования.

Состояние изученности проблемы. Изучение инвестиционной составляющей социально-экономического развития проводится по многим направлениям, представленным различными отечественными и зарубежными научными школами. Исследованию взаимосвязи между уровнем инвестиций и экономическим ростом, а также обоснованию воздействия государства на инвестиционную деятельность посвящены работы таких ученых-экономистов, как Л. Абалкин, А. Водянов, С. Глазьев, И. Бланк, К. Гусева, 3. Арасланова, Г. Игольников, Д. Львов, В. Лившиц, Н. Мухетдинова, Н. Новичков, Ю. Петров, И. Ройзман, И. Гришина, Е. Четыркин, Ю. Яковец, Ю. Яременко, В. Беренс, П. Ховранек, Г. Бирман, С. Шмидт, Ю. Блех, У. Гетце, Л. Гитман, М. Джонк, Б. Коласс, Дж. Кейнс, А. Смит, Ч. Макмилан, К. Макконнелл, С. Брю, Р. Солоу, П. Фишер, Р. Холт, С. Бернес и др.

Современная теория экономического роста формировалась под влиянием двух основных экономических теорий — классической и кейнсианской. Наиболее видными среди экономистов-классиков являются Адам Смит, Давид Рикардо, Джон Стюарт Милль, Альфред Маршалл, А. Пигу.

А. Маршалл и А. Пигу считаются основателями неоклассической экономической теории.

В основе классического направления лежит идея оптимальности рыночной системы.

Продолжительный кризис 30-х гг. нынешнего столетия создал условия, благоприятствующие широкому распространению кейнсианской экономической теории, которая ознаменовала переход от микрок макроэкономическому анализу. Новая идея заключалась в том, что именно инвестиции, а не сбережения вызывают изменения в доходе. Теория Дж. Кейнса исходила из необходимости государственного воздействия на экономические процессы.

Влияние инвестиционной составляющей на социально-экономическое развитие, на величину дохода, получаемого обществом, было проанализировано в трудах неокейнсианцев, к которым можно отнести Р. Харрода, Э. Хансена, Н. Кондора, Дж. Робинсона, Е. Домара и др. Темп экономического роста в их концепции поставлен в зависимость от величины накопления и выступает как функция накапливаемой части национального дохода. Норма накопления определяет его рост в стране. Этот принцип составил основу не-окейнсианской теории роста.

С середины 50-х гг. проблемы экономического роста стали объектом изучения сторонников неоклассицизма (Р. Солоу, Дж. Мид, Э. Денисон и др.). Основу неоклассической динамической концепции составляет учение о производственной функции.

В 60-е гг. американский экономист П. Самуэльсон предпринял попытку соединить неоклассическую и неокейнсианскую теории. Он назвал свою теорию неоклассическим синтезом, в которой, по его мнению, слились классическая микроэкономика А. Смита и А. Маршалла и современная макроэкономическая теория предельного уровня дохода, его зависимости от инвестиций и государственного воздействия, созданная кейнсианцами.

Большой вклад в решение теоретических и методологических проблем инвестиционной деятельности, в оценку ее влияния на результаты работы хозяйствующих субъектов, региона и страны в целом внесли отечественные ученые-экономисты Л. Абалкин, С. Глазьев, Г. Игольников, Д. Львов, Ю. Петров, Ю. Яковец и др.

Однако вопросы формирования инвестиционной политики, принципы ее построения и определение стратегических ориентиров развития на разных уровнях управления остаются недостаточно изученными. Возникает необходимость выявления общих закономерностей и анализа специфических особенностей развития инвестиционной деятельности, выявления критериев отбора национальных и региональных проблем, на решение которых должна быть направлена инвестиционная политика.

Объектом исследования является инвестиционная деятельность России и ее регионов в условиях транзитивной экономики.

Предмет исследования — совокупность теоретических и методологических проблем формирования эффективной инвестиционной деятельности на федеральном и региональном уровнях.

Целью диссертационной работы является разработка концептуальных, методологических и практических подходов к формированию эффективной инвестиционной деятельности в условиях транзитивной экономики России. Для достижения поставленной цели в процессе исследования решались следующие задачи:

— исследовать эволюцию инвестиционной составляющей социально-экономического развития России;

— провести анализ современного состояния теории инвестиционной деятельности в условиях транзитивной экономики, обосновать необходимость государственного регулирования инвестиционной составляющей социально-экономического развития и определить условия формирования эффективной инвестиционной деятельности;

— сформулировать принципы интегральной оценки инвестиционной деятельности, включающей как финансово-экономическую оценку, так и оценку инвестиционного климата;

— разработать методологию многоуровневой оценки инвестиционной привлекательности с целью привлечения дополнительных источников инвестирования и выявления тех региональных проблем, решение которых будет способствовать экономическому росту;

— исследовать международный опыт финансового обеспечения и стимулирования инвестиционной деятельности и определить возможности его использования в отечественной практике;

— провести комплексный анализ современного состояния инвестиционной деятельности и инвестиционного климата на федеральном и региональном уровнях и определить макроэкономические предпосылки для ее развития;

— дать оценку результатов реализации целевых программ и их влияния на инвестиционный климат в регионе;

— разработать концептуальные и методологические основы и определить принципы формирования инвестиционной политики, обосновать необходимость программно-целевого регулирования инвестиционной деятельности в условиях транзитивной экономики;

— разработать макроэкономическую модель формирования инвестиционной политики на основе многоуровневого подхода, позволяющую определить стратегические ориентиры развития, которые зависят от преобладающего в регионе вида экономики, его экономического потенциала.

Теоретической и методологической основой исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов, посвященные актуальным проблемам социально-экономического развития и его инвестиционной составляющей в условиях транзитивной экономики (включая региональный аспект), концепции, программные документы ЕС и других международных организаций в области региональной политики, материалы международных, всероссийских и региональных симпозиумов, конференций и семинаров. В работе использованы законодательные и другие нормативно-правовые документы Российской Федерации и Республики Мордовия.

При проведении исследования использовались методы системного, структурного, функционального и факторного анализа, статистические, экспертных оценок, абстрактно-логические и др.

В качестве информационной базы в работе были использованы материалы Госкомстата РФ, Госкомстата и Министерства экономики РМ, а также результаты специальных социально-экономических и мониторинговых исследований, полученные автором при разработке ряда госбюджетных тем и тем, финансируемых РФФИ, РГНФ, Министерством образования РФ, Правительством РМ, за период с 1993 по 2000 г.

Научная новизна исследования заключается в разработке концептуальных и методологических подходов к формированию эффективной инвестиционной деятельности, а также комплекса практических предложений для решения проблем активизации инвестиционной деятельности в условиях транзитивной экономики.

Конкретные результаты, обладающие научной новизной, были получены на следующих уровнях исследования: общетеоретическом, на уровне специальных теоретических исследований, эмпирическом и прикладном.

На общетеоретическом уровне:

— исследованы теоретические модели социально-экономического развития и влияние на него инвестиционной составляющей, обоснована необходимость государственного регулирования инвестиционной деятельности в условиях транзитивной экономики;

— проведено комплексное исследование инвестиционной составляющей социально-экономического развития, позволяющее определить необходимые условия формирования эффективной инвестиционной деятельности на федеральном и региональном уровнях;

— дана авторская трактовка категорий «инвестиции», «инвестиционная политика», «инвестиционная стратегия», «инвестиционная деятельность» и установлена их взаимосвязь с инвестиционным климатом страны и региона;

— впервые разработана современная концепция инвестиционной политики, базирующейся на изучении генезиса теоретических взглядов на вид экономики (ресурсная, ресурсно-инвестиционная, инвестиционная, инвестиционно-инновационная, инновационная), которая определяется экономический потенциалом страны, региона и на основе которого формируются цели и стратегические ориентиры инвестиционной политики;

— разработана методология многоуровневого подхода к оценке инвестиционной привлекательности, позволяющая проводить мониторинг региональных проблем, решение которых будет направлено на обеспечение экономического роста страны, региона.

На уровне специальных теоретических исследований:

— сформулированы основные принципы интегральной оценки инвестиционной деятельности, на основе которых может осуществляться финансово-экономическая оценка и оценка инвестиционного климата на федеральном и региональном уровнях;

— разработаны рекомендации по привлечению инвестиционных ресурсов и стимулированию инвестиционной деятельности;

— раскрыты основополагающие принципы формирования инвестиционной политики, позволяющие определить ее стратегические ориентиры, главным из которых является развитие трудового потенциала (инвестиции в человеческий капитал), поскольку именно уровень развития и качество человеческого потенциала определяют развитие экономики и ее трансформацию в более совершенный вид;

— сформулированы направления повышения результативности программно-целевого регулирования инвестиционной деятельности, среди которых: установление критериев выделения проблемных регионовобоснование приоритетов развития на национальном и региональном уровняхопределение режима финансирования в зависимости от выбранных критериев выделения приоритетных регионовкоординация программных мероприятий и различного рода программ между собой.

На эмпирическом и прикладном уровнях:

— проведена верификация исследуемых теоретических положений на основе сбора, обработки и систематизации обширного цифрового и фактического материала, характеризующего инвестиционную деятельность;

— вскрыты причины глубокого экономического кризиса, охватившего Россию и ее регионы, обоснованы стратегические ориентиры стабильного развития и экономического роста страны;

— дана оценка инвестиционного климата России и ее регионов, а также его составляющих — инвестиционной привлекательности и инвестиционной активности, которые служат информационной основой для определения вида экономики и содержания инвестиционной политики;

— построена имитационная модель инвестиционной политики и разработаны инструменты ее реализации посредством программно-целевого регулирования.

Практическая значимость выполненного исследования определяется значением и практическим характером проблемы формирования эффективной инвестиционной деятельности. Полученные результаты вносят значительный вклад в теорию и практику государственного регулирования инвестиционной деятельности. Разработана современная парадигма инвестиционной деятельности. Выдвинутые и обоснованные в диссертации методологические подходы к исследованию проблем инвестиционной динамики в условиях транзитивной экономики имеют большое значение для разработки стратегических ориентиров развития как на национальном, так и на региональном уровнях.

Использованные в работе способы, методы и инструменты анализа и диагностики конкретных инвестиционных процессов, происходящих на разных уровнях управления, послужат методологической основой для проведения аналогичных исследований в целях прогнозирования и программно-целевого регулирования инвестиционной деятельности как в России, так и в ее регионах.

Имитационная модель инвестиционной политики, разработанная с учетом мирового опыта (США, Канады, стран ЕС и др.), предложенные подходы к ее формированию и реализации также представляют практический интерес для органов исполнительной власти РФ и ее субъектов.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты работы докладывались автором и обсуждались на научных конференциях, симпозиумах, заседаниях коллегии Министерства экономики, Правительства Республики Мордовия, в том числе на Всесоюзном научно-практическом семинаре «Статистические методы исследования функционирования сложных технических систем» (Москва, 1983) — научно-практической конференции «Пути повышения эффективности использования производственных ресурсов в народном хозяйстве и экономической науке и практике» (Пермь, 1984) — Всесоюзной отраслевой научно-практической конференции «Проблемы совершенствования управления промышленными предприятиями» (Гомель, 1984) — научной конференции «Экономический механизм управления производством в новых условиях хозяйствования» (Омск, 1990) — Международной научной конференции «Малый и средний бизнес: организационно-финансовый механизм функционирования» (Нижний Новгород, 1996) — Международной научной конференции «Интеграция экономики в системе мирохозяйственных связей» (Санкт-Петербург, 1996) — Всероссийской научной конференции «Государственное регулирование национальной экономики» (Москва, 1996) — Межрегиональной научно-практической конференции «Механизм формирования и использования инвестиционного потенциала региона» (Пенза, 1997) — Всероссийской научной конференции «Инвестиционная политика России в современных условиях» (Санкт-Петербург, 1997) — Международной научно-практической конференции «Стратегия развития российских предприятий в современной экономике» (Ярославль, 1999), Международной научно-практической конференции «Предпринимательство: состояние и перспективы» (Ижевск, 1999) — Всероссийской научнопрактической конференции «Экономический федерализм: государственно-правовое регулирование» (Саранск, 2000) и др.

Представленные в диссертации теоретические, методологические и практические результаты были получены автором на основе мониторинга, анализа, диагностики, прогнозирования, программирования и моделирования реальных инвестиционных процессов, проведенных в рамках выполненных госбюджетных тем, а также исследований, осуществлявшихся при финансовой поддержке различных фондов (РФФИ, РГНФ, Министерства образования РФ, Фонда Главы Республики Мордовия):

1. Теоретические и методологические вопросы становления социально ориентированной рыночной экономики. По заказу Госкомитета по высшему образованию РФ (1992 — 1996 гг.).

2. Университеты как ведущие центры республиканских систем образования, науки и культуры. По заказу Госкомитета по высшему образованию РФ (1993 — 1995 гг.).

3. Региональное управление занятостью населения Республики Мордовия. По заказу Министерства труда и занятости населения РМ (1996 г.).

4. Схема экономического и социального развития и финансового обеспечения Республики Мордовия до 2005 г. По заказу Правительства РМ (1997 г.).

5. Разработка схемы создания рабочих мест в регионе. По заказу Министерства труда и занятости населения РМ (1997 — 2000 гг.).

6. Развитие рыночных отношений и инфраструктуры в регионе. По заказу Министерства образования РФ (1998 — 2000 гг.).

7. Рынок труда: методология, анализ и практика управления (на примере Республики Мордовия). Грант Главы РМ (1998 — 1999 гг.).

8. Макроэкономическое регулирование воспроизводства человеческого капитала и проектирование региональной инфраструктурной модели занятости населения. Грант Российского фонда фундаментальных исследований (1998 -2000 гг.).

9. Разработка Федеральной программы развития Республики Мордовия на 2001 — 2005 гг. По заказу Правительства РМ (1998 — 2000 гг.).

10. Формирование инвестиционной стратегии региона. Грант Российского гуманитарного научного фонда (2000 -2001 гг.).

11. Формирование региональной стратегии управления качеством (на примере Республики Мордовия). По заказу Министерства образования РФ (2000 — 2002 гг.).

Результаты проведенных исследований были использованы при разработке Схемы экономического и социального развития и финансового обеспечения РМ до 2005 г., программ содействия занятости населения РМ на 1996 — 1997 гг., Схемы создания рабочих мест в Республике Мордовия, а также Федеральной программы развития Республики Мордовия на 2001 -2005 гг.

Результаты исследования используются также в учебном процессе при проведении занятий по курсу «Микроэкономика» со студентами Мордовского госуниверситета специальностей 61 100 «Менеджмент», 61 200 «Государственное и муниципальное управление», 60 900 «Экономика и управление аграрным производством», а также по курсу «Экономика для менеджеров» со слушателями Президентской программы подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ.

Публикация результатов исследования. По теме диссертации опубликовано 130 работ общим объемом 79 п. л., написанных лично и в соавторстве, в том числе одна монография, разделы в 3 коллективных монографиях и 10 учебных пособиях, в том числе в 4 с грифом Министерства образования РФ и в одном — с грифом Учебно-методического объединения по образованию в области менеджмента, а также статьи, доклады, тезисы докладов.

Структура и объем диссертации

Работа состоит из введения, 6 глав, заключения, библиографического списка, включающего 331 источник. Она изложена на 416 страницах, содержит 75 таблиц, 38 рисунков и схем, 12 приложений.

Результаты работы промышленных предприятий РФ за 1995 — 1998 гг.

Показатель 1995 1996 1997 1998.

1. Прибыль (+), убыток (-), млрд руб. +154 458 +84 143 +90 254 -8 772*.

2. Уровень рентабельности продукции, % 20,1 9,2 9,0 12,7.

3. Снижение (-), повышение (+) затрат на рубль продукции, % к предыдущему году -1,2 +10,5 +0,2 42 1998 г. в млн руб.

Анализ данных табл. 4.4 объясняет снижение доли прибыли в собственных средствах организаций, направляемых на финансирование инвестиционной деятельности.

Учитывая, что доля собственных средств в общем объеме инвестиций возрастает, необходимо использовать все возможности предприятий по увеличению размеров прибыли, остающейся в их распоряжении. Важнейшим резервом здесь является снижение числа убыточных предприятий, однако в последние годы их доля растет: 1996 г. — 43,5%- 1997 — 46,9- 1998 — 48,8% [205. С. 69]. С целью преодоления этой тенденции и ликвидации убыточности предприятий, на наш взгляд, необходимо провести ряд организационных мероприятий: реструктуризацию предприятий, диверсификацию производства, стимулирование роста объемов производства конкурентоспособной продукции, снижение ее себестоимости в результате использования современных технологических процессов организации труда и производства и др.

Одним из резервов роста прибыли является освобождение предприятий в связи с реструктуризацией и диверсификацией производства от морально и физически устаревшего оборудования, на котором невозможно выпускать продукцию высокого качества. Кроме того, суррогаты денег, бартер затрудняют формирование собственных средств предприятия и финансирования инвестиционной деятельности. Необходима государственная поддержка отечественных товаропроизводителей путем введения налоговых, таможенных льгот, государственного регулирования цен на продукцию предприятий-монополистов.

Амортизационные отчисления в 1998 г. составили более 50% от общей суммы финансирования инвестиционной деятельности в экономике России. Амортизация — это процесс постепенного возмещения основного капитала по стоимости в период его функционирования в производстве, что создает возможность его замены не только в прежней натуральной форме, но и на более высоком научно-техническом уровне. Однако изношенный капитал, будучи возмещенным по стоимости, может не возмещаться в натуре, если накопленный амортизационный фонд будет использоваться как оборотный капитал, проедаться" (что нередко случается на практике) — тогда воспроизводство основного капитала становится суженным. В результате происходит физическое и моральное старение оборудования, ухудшается его возрастная структура (табл. 4.5).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Исследование, проведенное в рамках поставленных целей и задач, позволяет сделать следующие выводы.

1. Исследование эволюции инвестиционной составляющей социально-экономического развития дает основание утверждать, что все экономические теории (классическая, неоклассическая, кейнсианская, неокейнсианская и др.) выделяли инвестиционную составляющую экономического роста. В кейнсианской, неокейнсианской теориях и теории неоклассического синтеза обоснована необходимость государственного воздействия на инвестиционную деятельность. Отечественные экономисты обосновали необходимость увязки инвестиционной составляющей социально-экономического развития и государственного воздействия на нее, что позволило установить зависимость между темпами роста капитальных вложений и темпами роста валового национального продукта.

2. Анализ многочисленных факторов, действующих в инвестиционной сфере, позволил сформулировать основные условия формирования эффективной инвестиционной деятельности в России. Это прежде всего:

— выбор системы взаимосвязанных приоритетов, обеспечивающих формирование прогрессивной структуры производства в экономике;

— переход инвестиционной сферы к проектно-ориентированным формам;

— оптимальное сочетание методов государственного регулирования и рыночных механизмов воздействия;

— выбор наиболее эффективных форм государственной поддержки приоритетных инвестиционных программ и проектов;

— обеспечение правовой стабильности в экономике России, в том числе в инвестиционной сфере;

— установление единого рейтинга деятельности для российских и иностранных инвесторов;

— эффективное использование всех источников инвестирования;

— реализация принципа мультипликатора.

3. Исследование различных подходов к интегральной оценке инвестиционной деятельности позволило автору разработать систему принципов такой оценки:

— единство целевых показателей социально-экономического развития, экономической безопасности и критериев экономической эффективности;

— использование в качестве обобщающего показателя эффективности инвестиций для всех уровней управления положительного экономического эффекта;

— учет результатов анализа товарных рынков (общероссийского, отраслевого, регионального);

— учет результатов анализа макроэкономических показателей при определении инвестиционной привлекательности и инвестиционного климата;

— определение эффекта посредством сопоставления представленных интегральных результатов и затрат с ориентацией на достижение требуемой нормы дохода на капитал;

— учет при расчетах эффективности инвестиций факторов времени, неопределенности, риска, инфляции;

— использование единой базы для сравнения при расчете эффективности инвестиций;

— учет ограниченности всех видов ресурсов и неограниченного роста потребностей;

— учет эффекта мультипликатора.

4. Комплексный анализ и диагностика состояния и развития инвестиционной деятельности, инвестиционного климата на федеральном и региональном уровнях дали основание сделать вывод о том, что активизация инвестиционной деятельности во многом определяется содержанием инвестиционной политики, основная цель которой зависит от вида экономики (ресурсная, ресурсно-инвестиционная, инвестиционная, инвестиционноинновационная, инновационная).

Ориентация инвесторов на ресурсные (сырьевые) регионы приводит к недоинвестированию других добившихся повышения инвестиционной привлекательности регионов. Формирование инвестиционной политики с учетом преобладающего типа экономики, который определяет экономический потенциал страны и его субъектов, позволит более рационально распределять средства инвестиционных источников.

5. Исследование основных источников финансирования инвестиционной деятельности позволило установить, что происходит снижение инвестиций в основной капитал, финансируемых за счет бюджетных средств, особенно средств федерального бюджета. Собственные средства предприятий и организаций являются основным источником финансирования инвестиционной деятельности как на федеральном, так и на региональном уровнях, важнейшие элементы собственных средств — прибыль и амортизационные отчисления. Иностранные инвестиции в том объеме, в котором они вовлечены в инвестиционный процесс, не в состоянии оказать какого-либо существенного воздействия на социально-экономическое развитие России.

В создавшейся ситуации пока нет реальной возможности привлечь сбережения населения в качестве инвестиций в производство в размерах, достаточных для возобновления устойчивого экономического роста. Вместе с тем объективно существует ряд значимых в макроэкономическом плане обстоятельств, способных позитивно повлиять на ситуацию. Не прямые государственные инвестиции, а меры по росту благосостояния населения и привлечению его средств для нужд экономического развития позволят добиться желаемого эффекта, то есть начала устойчивого экономического роста, поскольку это повысило бы ответственность хозяйствующих субъектов за эффективное ведение производства, а также их инвестиционную активность и конкуренцию по привлечению инвестиций.

Наиболее эффективной политикой привлечения инвестиций в экономику является ориентация на внутренние источники инвестирования и направление их в индустриальный сектор, развитие которого служит базой дальнейшего роста внутренних капиталовложений, является мощным импульсом для технологической модернизации и диверсификации производства, структурной перестройки и повышения конкурентоспособности отечественной продукции.

Рыночный механизм перелива акционерного капитала непригоден для реструктуризации предприятий реального сектора экономики, ее стабилизации и социально-экономического развития, бесперспективно также надеяться на внешние источники инвестирования, поскольку решающее значение имеет способность экономики создавать собственные внутренние накопления и тем самым поддерживать постоянное расширенное воспроизводство.

6. Государственная поддержка инвестиционной деятельности является эффективной в том случае, когда она направлена на регулирование процессов, сопряженных с расширением воспроизводства, и прежде всего обеспечение необходимой доли накопления, а также оптимальной структуры нового промышленного капитала, высокой его эффективности. При этом действенность системы регулирования государства определяется длительностью воспроизводства промышленного капитала, стремясь к тому, чтобы в технологически наиболее передовых индустриальных комплексах полная модернизация производственного аппарата осуществлялась через каждые 4−5 лет.

Кроме того, необходимо создание целостной законодательно-правовой базы, обеспечивающей эффективное функционирование национальной и региональной инвестиционной сферы, включая создание единого правового поля для всех инвесторов — иностранных и отечественных.

7. Рассмотрение предложенных концепций программного подхода, уточнение понятий целевой комплексной программы показывают, что при всех их порой значительных различиях особенности и роль программных методов определяются исходя из их трактовки как инструмента решения актуальных задач совершенствования планирования и управления. Таким образом, программный подход связывается не со спецификой применяемых методов решения задач социально-экономического развития, а с содержанием задач, определяемых инвестиционной политикой на национальном и региональном уровнях.

Различного рода программы (структурные, инвестиционные, целевые, социально-экономического развития, региональные и др.) являются основным инструментом реализации инвестиционной политики. Исследование показало, что повышение их результативности возможно по следующим направлениям:

— установление критериев выделения проблемных регионов при формировании программ и определение на основе их динамики регионов и проблем, которые попадают под программно-целевое регулирование;

— обоснование приоритетов развития на национальном и региональном уровнях, обеспечивающее самоокупаемость инвестиционных проектов;

— определение режима финансирования в зависимости от выбранных критериев выделения проблемных регионов (установление верхних ограничений для расходов в высокодоходных регионах);

— предоставление возможности субъектам федерации в зависимости от проблем регионов, их экономического потенциала самим решать в какой программе принимать участиеувязка программных мероприятий и различного рода программ между собой, и прежде всего через людские ресурсы, так как именно качество человеческого капитала определяет структуру национальной и региональной экономики и ее конкурентоспособность.

8. Анализ инвестиционной деятельности на разных уровнях управления и определяющих ее факторов показал сложность, многоаспектность данной категории, ее влияние на социально-экономическое развитие страны, региона, отрасли, организации, в связи с чем она должна осуществляться с учетом определенной перспективы. Формирование направлений этой деятельности представляет собой процесс разработки инвестиционной политики, которая является составной частью социально-экономической политики и направлена на реализацию ее целей.

Цели социально-экономической и инвестиционной политики на разных уровнях формируются в строгом соответствии с их совместимостью и непротиворечивостью. Нами разработаны основные принципы инвестиционной политики, важнейшими из которых являются: целенаправленностьгибкостькомплексностьконцентрация источников финансирования инвестиционной деятельности на приоритетных направлениях развития: отношения партнерства между федеральным правительством, региональными и муниципальными властямидополнительностьподчиненностьправовая стабильностьрезультативность .

Основные составляющие инвестиционной политики на всех уровнях следующие: общие цели социально-экономической политикиприоритетные цели в инвестиционной сфереинструменты реализации инвестиционной политики.

Сравнительный анализ моделей инвестиционной политики был проведен применительно к государствам ЕС. С использованием их базовых компонентов в работе проведена модельная имитация современной инвестиционной политики России и обоснована необходимость ее проектирования для различных видов экономики.

9. В основе инвестиционной политики лежит стратегия, разработка которой предполагает анализ социально-экономического положения (страны, федерального округа, субъекта федерации, отрасли, предприятия) в зависимости от уровня, для которого эта политика разрабатывается. Результаты комплексного экономического анализа социально-экономического развития подвергают всесторонней оценке, которая позволяет определить современное состояние экономики рассматриваемого объекта в сравнении с другими объектами инвестиционной деятельности и сформулировать долговременную цель социально-экономического развития объекта, в соответствии с которой устанавливаются цели инвестиционной стратегии (основная и промежуточные) и затем с их помощью определяются приоритеты развития объекта, указывающие основные направления деятельности для достижения целей. Меры выстраиваются в ряд уровней и описывают конкретные мероприятия, которые будут проводиться в ходе реализации стратегии. Инвестиционная политика становится реальной, если инвестиционная стратегия дополняется стратегией выбора источников инвестирования и привлечения их к использованию, а также если определены структуры и процедуры реализации инвестиционной политики, что возможно только при наличии реальных инвестиционных проектов, которые являются тактическими мерами активизации инвестиционной деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л. И. Курс переходной экономики. М.: Финстатинформ, 1997. 640с.
  2. Л. Проблемы малого и среднего бизнеса в процессе реформирования российской экономики //Научные труды Международного союза экономистов и Вольного экономического общества России. М.- СПб., 1997. Т. 4. С. 35−41.
  3. Л. Страна располагает всеми условиями для вывода экономики на путь устойчивого роста //Экономист. 1996. № 1. С. 3 9.
  4. Л. Экономические реалии и абстрактные схемы (о концептуальных основах монетаристской программы финансовой стабилизации) //Вопр. экономики. 1996. № 2. С. 4 19.
  5. А.Г. Основы анализа финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности предприятия. М.: АКДИ «Экономика и жизнь», 1994. 126 с.
  6. A.A. Современная роль региональных программ //Регионология. 1995. № 3. С. 120- 133.
  7. В.Б. Кейнсианская модель макроэкономического регулирования. СПб.: Изд-во Санкт-Петербург, ун-та, 1993. 155 с.
  8. И.М., Емцов Р. Г., Холопов A.B. Государственная экономическая политика. М.: Изд-во «Дело и Сервис», 1998. 320 с.
  9. A.A. Предприятия с иностранными инвестициями. М.: Изд-во «Приор», 1997. 117 с.
  10. Ю.Андрианов В. Д. Иностранный капитал в экономике России // ЭКО. 1999. № 11.С.2- 15.
  11. Антикризисное управление: Учебник /Под ред. Э. М. Короткова. М.: Инфра -М. 2000. 432 с.
  12. А. Методология прогнозирования народного хозяйства //Вопр. экономики. 1980. № 1. С. 20 25.
  13. Арасланова 3., Лившиц В. Принципы оценки эффективности инвестиционных проектов //Инвестиции в России. 1995. № 2. С. 32- 35.
  14. А., Баткилина Г., Калинкин В. Государство и малый бизнес: финансирование, кредитование и налогообложение // Вопр. экономики. 1997. № 4. С. 141 -151.
  15. И. Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом? М.: Финансы и статистика, 1995. 384 с.
  16. А. Масштабы неинвестирования российской промышленности //Вопр. экономики. 1999. № 10. С. 85 104.
  17. Безруко в В., Матросова Е. Приоритеты развития экономики и его условия //Экономист. 1999. № 9. С. 17 22.
  18. С., Волкова Н., Позднякова Е. Амортизационная политика в переходной экономике //Экономист, 1998. № 12. С. 21 32.
  19. В., Хавранек П. Руководство по оценке эффективности инвестиций: Пер. с англ.- Перераб. и доп. изд. М.: АОЗТ «Интерэкспорт" — „Инфра-М“, 1995. 300 с.
  20. Бизнес-план инвестиционного проекта: Практ. пособие /Под ред. И. А. Ивен-никовой. М.: Экспертное бюро-М, 1997. 112 с.
  21. Г., Шмидт С. Экономический анализ инвестиционных проектов /Пер. с англ. под ред. И. П. Белых. М.: Банки и биржи- ЮНИТИ, 1997. 631 с.
  22. И.А. Инвестиционный менеджмент. Киев: МП „ИТЕМ“ ЛТД, „Юнайтед Лондон Трейд Лимитед“, 1995. 448 с.
  23. М. Экономическая мысль в ретроспективе. М.: Дело ЛТД, 1994. 720 с.
  24. Ю., Гетце У. Инвестиционные расчеты модели и методы оценки инве-стиционых проектов. Калининград: Янтар. сказка, 1997. 450 с.
  25. Т. Рынок институциональных инвестиций: состояние и перспективы. //Вопр. экономики. 2000. № 1. С. 156 160.
  26. Ю. Промышленный спад и структура производства //Экономист.1996. № 12. С. 22−31.
  27. А.И. Стратегическое управление НТП на предприятии. М.: Б.и., 1991.219 с.
  28. В. Методы финансирования инвестиционной деятельности предприятий. М.: Финансы и статистика, 1998. 160 с.
  29. В., Попова Р. Развитие финансово-кредитного механизма в инвестиционной сфере: Учеб. пособие. Л.: ПФЭИ, 1991. 96 с.
  30. М. Анализ экономической эффективности капиталовложений. М.: Инфра-М, 1996. 432 с.
  31. В. Инвестиционный имидж России: между прошлым и будущим //Хозяйство и право. 1996. № 4. С. 25 30.
  32. П. Региональные программы социального развития в условиях формирования рынка //РЭЖ. 1996. № 3. С. 18 24.
  33. В. Инвестиции в реальном измерении //Экономика и жизнь. 1999. № 21. С. З 7.
  34. Д. О причинах рекордного кризиса российской экономики и путях его преодоления //Проблемы теории и практики управления. 1997. № 2. С. 52 58.
  35. Вид JI. Б., Иванов Е. А. Новая философия планирования. М.: Наука, 1981. 169с.
  36. П.И., Лившиц В. Н., Орлова Е. Р. и др. Оценка эффективности инвестиционных проектов М.: Дело, 1998. 248 с.
  37. О.С., Наумов А. И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебник. М.: Изд-во МГУ, 1995. 416 с.
  38. А. Инвестиционный кризис: последствия и пути преодоления //Экономист. 1998. № 5. С. 21 30.
  39. А. Новые инструменты государственного регулирования инвестиций //Проблемы теории и практики управления. 1996. № 5. С. 96.
  40. А., Гаврилова О. Налоговые инструменты восстановления инвестиций в реальном секторе российской экономики //Проблемы теории и практики управления. 1999. № 6. С. 54 58.
  41. В. 1998 год: экономика и социальная деятельность //Экономист. 1998. № 12. С. 3−13.
  42. В. Российская экономика в 1999 году //Экономист. 1999. № 12. С. 23 37.
  43. Н. Учет долгосрочных инвестиций и источников их финансирования. М.: Финансы и статистика, 1994. 128 с.
  44. A.A. Проблемы оживления российского инвестиционного рынка //Бизнес и банки. 1999. № 12. СЛ.
  45. А. Инновационный фактор обеспечения устойчивого экономического развития //Вопр. экономики. 1999. № 1. С. 4 -12.
  46. Вопросы совершенствования межотраслевого и отраслевого планирования и управления /Под ред. А. Р. Лейбкинда. М.: Наука, 1987. 110 с.
  47. В.И. Управление проектами в России. М.: Алане, 1995. 225 с.
  48. Все о Мордовии /Сост.: Е. Голубчик, В. Еремкин, В. Ионова, А. Лузгин. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1997. 720 с.
  49. Т. Н. Региональная политика доходов и частных инвестиций ЮКО. 1998. № 4. С. 60−72.
  50. Н. Инновации и инновационная политика на этапе перехода к новому технологическому порядку //Вопр. экономики. 1997. № 9. С. 84 96.
  51. Л.Т., Ендовицкий Д. А. Финансово-инвестиционный анализ и аудит коммерческих организаций. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1997. 336 с.
  52. Л.Жд., Джонк М. Д. Основы инвестирования. М.: Дело, 1997. 1008 с.
  53. В.Н. Финансовый анализ и оценка риска реальных инвестиций. М.: Финстатинформ, 1997, 135 с.
  54. С. Теория долгосрочного технико-экономического развития. М.: ВлаДар, 1993. 310 с.
  55. С. Основы обеспечения экономической безопасности страны: альтернативный реформационный курс //РЭЖ. 1997. № 1. С. 3 -18.
  56. С. Управление развитием фактор устойчивого экономического роста //Проблемы теории и практики управления. 1999. № 4. С. 26 — 35.
  57. С. Состоится ли в 1999-м переход к политике роста //РЭЖ. 1999. № 1. С. 22 -39.
  58. Ф. Инвестиционная деятельность промышленности в 1999 году //Инвестиции в России. 2000. № 2. С. 34 38.
  59. Ю., Старикова JI. Исследование финансовых потоков в российской экономике//Вопр. экономики. 1997. № 12. С. 117 131.
  60. М. Формирование и использование амортизационных средств в промышленности //Экономист. 2000. № 6. С. 41 43.
  61. Государственное регулирование инвестиций. М.: Наука, 2000. 150 с.
  62. В., Курышева И. Особенности инвестиционного процесса //Экономист. 2000. № 3. С. 8 -19.
  63. С. Процесс трансформации: Германская модель //Экономист. 1999. № 5. С. 75 87.
  64. В. Инвестициям новые цели //Экономика и жизнь. 1998. № 13. С. 1.
  65. К. Государственное регулирование частных инвестиций //Экономист. 1999. № 5. С. 44−51.
  66. К. Регулирование инвестиционной деятельности в депрессивных регионах //Экономист. 1997. № 5. С. 48 52.
  67. Н. Д. Многоуровневый подход к оценке инвестиционной привлекательности //Проблемы социально-экономического развития региона: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. Саранск, 24 февр. 1999 г. Рузаевка, 1999. С. 41−45.
  68. Н.Д. Инвестиционная деятельность: федеральный и региональный аспекты. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2000. 132 с.
  69. Н.Д., Коваленко Е. Г., Кормишкина JI.A. и др. Программно-целевое регулирование социально-экономического развития регионов. Саранск: Издво Мордов. ун-та, 1999. 140 с.
  70. Н.Д., Филиппова H.A., Горина А. П. Государственное регулирование экономического и социального развития. Саранск: Изд-во Мордов. унта, 1995. 176 с.
  71. Р. Финансы и предпринимательство. Ярославль: Периодика, 1993. 223с.
  72. М. К макропрогнозу 99 // РЭЖ. 1998. № 11−12. С. 19 — 26.
  73. Д.С., Гузикова JI.A. Использование рыночных принципов управления капиталом в экономике переходного периода //Интеграция экономики в системе межхозяйственных связей: Тез. докл. Междунар. конф. 25−7 нояб. 1997. СПб., 1997. С. 22−24.
  74. Н.И. Основы внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации. СПб.: Политехника, 1997, 470 с.
  75. Доклад „Об итогах социально-экономического развития в январе-июне 1999 г. и оценках до конца года“. М.: Министерство экономики- Российское статистическое агентство, июль 1999 года. 109 с.
  76. Э. Дж., Линдсей Д. Макроэкономика. СПб.: Б.и., 1994. 405 с.
  77. В., Петров Ю. Индикативное планирование механизм координации деятельности государственных и негосударственных субъектов управления экономикой //РЭЖ. 1998. № 6. С. 7 — 8.
  78. Ю. Инвестиционная политика России на современном этапе //Финансовый бизнес. 1998. № 6. С. 45 50.
  79. Ю., Цветков Н. Полезность соглашений о разделе продукции: последняя точка в споре //Инвестиции в России. 1999. № 8. С. 46 48.80.3авлин П.Н. и др. Инновационная деятельность в условиях рынка. СПб.: КЦЦ Наука, 1994. 192 с.
  80. А., Перевозчиков А., Лапушинская Г. Предварительная экспертиза инвестиций в промышленности России //Проблемы теории и практики управления. 2000. № 2. С. 63 66.
  81. Г. Л., Василевский И. А. Эффективность инвестиций и экономичность развития производства //Стратегия российских предприятий в современной экономике. I часть. Ярославль. ООО „Концерн Подати“, 1999. С. 122- 124.
  82. Из неопубликованных рукописей К. Маркса //Большевик. 1939. № 11 12. С. 61.
  83. А. Модели экономического развития в России //Вопр. экономики. 1996. № 7. С. 4- 10.
  84. Инвестиционная политика России //Независимая газ. 1997. № 158. С. 4.
  85. Инвестиционная привлекательность регионов //Ваше право. 1997. № 24. С. 2.
  86. Инвестиционное проектирование: практическое руководство по экономическому обоснованию инвестиционных проектов /Под ред. С. И. Шумилина. М.: Финстатинформ, 1995. 240 с.
  87. Инвестиционно-финансовый портфель: Книга инвестиционного менеджера- Книга финансового посредника- Книга финансового менеджера /Отв. ред. Ю. Б. Рубин, В. И. Солдаткин. М.: Сомитек, 1993. 752 с.
  88. Инвестиционный климат в России: Доклад НБФ „Экспертный институт“ //"Internet»: http: // www.expert.ru. 1999. С. 4 33.
  89. Инвестиционный климат регионов России: опыт оценки и пути улучшения. М.:ТПП РФ- «Альфа-Капитал», 1997. 300 с.
  90. Инвестиционный рейтинг регионов России //Эксперт. 1998. № 39. С. 20 37.
  91. Инвестиционный рейтинг российских регионов: 1996 год: Материал консалтингового агентства «Эксперт-география» и рейтингового агентства «Эксперт-РА» //Эксперт. 1996. № 47. С. 30 47.
  92. Инвестиционный рейтинг российских регионов: 1996−1997 годы: Материал консалтингового агентства «Эксперт-география» и рейтингового агентства «Эксперт-РА» //Эксперт. 1997. № 47. С. 18 39.
  93. Инвестиционный рейтинг российских регионов: 1996−1998 годы: Материал консалтингового агентства «Эксперт-география» и рейтингового агентства «Эксперт-РА» //Эксперт. 1998. № 39. С. 20 37.
  94. Инвестиционный рейтинг российских регионов: 1996−1999 годы: Материал консалтингового агентства «Эксперт-география» и рейтингового агентства «Эксперт-РА» //Эксперт. 1999. № 39. С. 22 44.
  95. Ирландия. Оперативная программа развития транспорта на 1994 1999 гг., 2000. 9 с.
  96. Ирландия. Оперативная программа развития морских ресурсов на 1994 -1999 гг., 2000. 19 с.
  97. В., Рыжикова 3. Статистика и практика неполной занятости в России //Вопр. статистики. 1998. № 2. С. 31 40.
  98. Ю2.Каламбет А., Меметова Д., Артемьев Н. Инвестирование малого бизнеса через ипотечное кредитование //Инвестиции в России. 1999. № 9.С.38−39.
  99. В. Региональная инвестиционная политика: нужна корректировка курса //Инвестиции в России. 1999. № 2. С. 12−15.
  100. Ю4.Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег //Антология экономической классики: В 2 т. М., 1992. Т.2. 485 с.
  101. В.Н. Долгосрочный план развития народного хозяйства СССР. М.: Экономика, 1974. 263 с.
  102. В.В. Усиление госрегулирования: углубление или приостановка реформационных преобразований /РЭЖ. 1999. № 2. С. 3 13.
  103. А. Обновление производства основа устойчивости //Экономист. 1997. № 10. С. 48 — 53.
  104. М.И., Перекатов Б. А., Тютиков Ю. П. Стратегическое планирование инвестиционной деятельности. СПб.: Изд. дом «Бизнес-Пресс», 1988. 315 с.
  105. В. В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. М.: Финансы и статистика, 1996. 432 с.
  106. Ю.Козаков А. П., Минаева Н. В. Экономика: Курс лекций. М.: Изд-во ЦИГЖ, 1996. 302 с.
  107. Ш. Коласс Б. Управление финансовой деятельностью предприятия. Проблемы, концепции и методы: Учеб. пособие. М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997. 576 с.
  108. В. В. Инвестиции в России //ЭКО. 1998. № 9. С. 61 68.
  109. Комплексное народнохозяйственное планирование. М.: Экономика, 1974. 238с.
  110. Н.Константинов Г. Н. Социальные аспекты реструктуризации //Бизнес-образование. 1999. № 1. С. 22 30.
  111. Г. Н. Стратегический менеджмент. Иркутск: Изд-во Иркут. унта, 1998. 78 с.
  112. Пб.Контков П. Анализ рейтинговых агентств S & Р, «Moody's» //Инвестиции в России. 1998. № 10. С. 21 -24.
  113. В. Инвестиции в российской экономике (новые условия и подходы) //Проблемы теории и практики управления. 2000. № 1. С. 29 31.
  114. В. Инвестиционная политика России //Финансовый бизнес. 1998. № 5. С. 8−10.
  115. Н. А., Балдина Н. П. Инвестиции и экономический рост //ЭКО. 1998. № 4. С. 37 -47.
  116. М. Анализ финансового состояния и инвестиционной привлекательности акционерных обществ в промышленности, строительстве, торговле. М.: АО «ДИС" — МВ-Центр, 1994. 256 с.
  117. М.А. Финансовый менеджмент: Учебное пособие. М.: Дело и сервис, 1998. 304 с.
  118. Д.Б. Инвестиционная политика российских регионов //Проблемы прогнозирования. 1999. № 1. С. 77 87.
  119. В.М. Советская экономика в ретроспективе: опыт переосмысления.1. М.: Наука, 1997. 304 с.
  120. В. Правительств четыре, а программ? //РЭЖ. 1999. № 1. С. 16 — 21.
  121. И. Региональные инвестиционные структуры //Бизнес. 1997. № 10. С.6−7.
  122. . Региональная ассиметрия и развитие //Регион: экономика и социология. 1999, специальный выпуск. С. 99 -116.
  123. H.H., Кисельников A.A. Региональная политика в странах рыночной экономики: Учеб. пособие /НГАЭиУ. М.: Экономика, 1998. 172 с.
  124. В.М. Развитие инвестиционной сферы в российской экономике //Финансы. 1998. № 7. С. 15 18.
  125. В. Формирование инвестиционного климата в России //Финансы. 1995. № 4. С. 13−21.
  126. Л.Ф. Теория инвестиционных решений //Менеджмент в России и за рубежом. 2000. № 5. С. 84 105.
  127. А.Р., Руднева Е. В., Рудник Б. Л. Проблемы методологии и организации разработки комплексных программ. М.: Наука, 1983. 111 с.
  128. В., Швецов А. Бюджетный федерализм в период кризиса и реформ // Вопр. экономики. 1998. № 3. С. 18 37.
  129. В. Н., Швецов А. Н. Новые проблемы российских городов. Муниципализация социальных объектов: правовые и финансовые решения. М.: Эди-ториал УРСС, 1999. 256 с.
  130. В.Н., Швецов А. Н. Незаметная реформа: передача социальных объектов предприятий в муниципальную собственность //РЭЖ. 1998. № 1−2. С. 5−12.
  131. В. Н., Швецов А. Н. Программные методы регулирования территориального развития //РЭЖ. 1996. № 2. С. 62 69.
  132. В.Н., Швецов А. Н. Региональная политика России: концепции, проблемы, решения. //РЭЖ. 1995−1996. № l2. С. 31 39, С. 62 — 69.
  133. В.Н., Швецов А. Н. Региональное программы в новейшей реформационной ситуации //Российский экономический журнал. 2000. № 8. С. 23 35.
  134. М. Я., Панченко А. И. Комплексные программы в планировании народного хозяйства. М.: Экономика, 1973. 167 с.
  135. М. Основы оценки инвестиционных и финансовых решений. М.: ИНЖ-консалтинг- Комп. «Дека», 1996. 184 с.
  136. В., Кулагин А. Инновационная политика: меры по ее активизации //Экономист. 1994. № 9. С. 24 -33.
  137. Д. К обновлению ориентиров экономической политики //РЭЖ. 1996. № 10. С. 3−15.
  138. Д. Курс социально-экономического возрождения России //РЭЖ. 1994. № 2. С. 69 -75.
  139. Д.С. Эффективное управление техническим развитием. М.: Экономика, 1990. 255 с.
  140. Р. Макроэкономика: Курс лекции для российских читателей. М.: Джон Уайли энд Санз, 1994. 160 с.
  141. Н.П., Гуськова Н. Д. Статистика эффективности и научно-технического прогресса. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1987. 87 с.
  142. В. Что мешает иностранным инвестициям в России? «Internet»: http://www.rbc.ru. 2000. С. 5 12.
  143. С. О значимости южнокорейского опыта привлечения иностранных инвестиций //РЭЖ. 2000. № 4. С. 95 96.
  144. K.P., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: В 2 т. М.: Республика, 1992. Т. 1. 399 с.
  145. K.P., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: В 2 т. М.: Республика, 1992. Т. 2. 400 с.
  146. Ч. Японская промышленная система. М.: Прогресс, 1988. 400 с.
  147. Н. Перспективы привлечения финансовых ресурсов к инвестированию производства//Экономист. 1998. № 10. С. 43 51.
  148. А. Возможности повышения эффективности инвестирования //Экономист. 2000. № 9. С. 37 -43.
  149. A.B. Структурная трансформация российской экономики: проблемы политических решений. М.: Эдиториал УРСС, 1999. 248 с.
  150. Г., Мачульская О. Исследование инвестиционного климата регионов России: проблемы и результаты //Вопр. экономики. 1999. № 9. С. 69 79.
  151. А. Принципы экономической науки: В 2 т. М.: Изд. группа «Прогресс», 1993. Т. 2. 310 с.
  152. Д.Ю. Налоговый менеджмент. М.: Финансы и статистика, 1999. 352 с.
  153. Менеджмент организации: Учеб. пособие /Под ред. З. П. Румянцевой, H.A. Соломатина. М.: ИНФРА-М, 1995. 432 с.
  154. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования. Офиц. изд. М.: Информэлектро, 1994. 79 с.
  155. Методические рекомендации по разработке и реализации региональных программ в Российской Федерации. Министерство экономики РФ, институт микроэкономики. М., 1994. 77 с.
  156. Методические рекомендации по разработке прогнозов социально-экономического развития регионов //Регионология. 1997. № 1. С. 116−151.
  157. Дж. С. Основы политической экономии с некоторыми приложениями их к социальной философии. М.: Экономика, 1993. 337 с.
  158. .З. Организация программно-целевого управления. М.: Наука, 1980. 365 с.
  159. . 3., Евенко JI. И., Рапопорт В. С. Системный подход к организации управления. М.: Экономика, 1983. 224 с.
  160. Н.А. Инвестиционные фонды и инвестиционный потенциал населения //Финансы. 1997. № 7. С. 14 -17.
  161. Мировой финансовый кризис: последствия для России (Серия статей) //Вопр. экономики. 1998. № 12. С. 82 148.
  162. Мордовии 70 лет: Юбил. стат. сб. /Гос. ком. РМ по статистике. Саранск: Б.и., 1999. 208 с.
  163. Мордовия: Стат. ежегодник. /Гос. ком. РМ по статистике. Саранск: Б. и., 1998. 246 с.
  164. Мордовия: Стат. ежегодник. /Гос. ком. РМ по статистике. Саранск: Б. и., 1999. 252 с.
  165. Мордовия: Стат. ежегодник. /Гос. ком. РМ по статистике. Саранск: Изд-во тип. «Красный Октябрь», 2000. 260 с.
  166. Ю.П. Иновационно-инвестиционный менеджмент: организация, планирование и контроль. Учебное пособие. Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского коммерческого института, 1999. 251 с.
  167. В. Банковское кредитование предприятий //Инвестиции в России.2000. № 4. С. 34 44.
  168. Ф. Инвестиционную привлекательность надо создавать //Экономика и жизнь. 1997. № 10. С. 1.
  169. Н. К оценке новой Правительственной программы стимулирования отечественных и иностранных инвестиций //РЭЖ. 1995. № 10. С. 13 -17.
  170. Направления среднесрочной программы социально-экономического развития России (концепция выхода из кризиса): Доклад. Саранск, 1997. 106 с.
  171. А. Российский кризис и рационализация экономической стратегии //РЭЖ. 1999. № 1. С. 3 -15.
  172. Некоторые проблемы национальной безопасности России. М.: ИМЕМО РАН, 1998. 71 с.
  173. А. Экономическая политика государства в странах Восточной Европы //Вопр. экономики. 1997. № 1. С. 104−115.
  174. Е. Д., Самохин Ю. М. Комплексные народнохозяйственные программы. М.: Наука, 1976.
  175. Н. Ориентиры инвестиционной и инновационной деятельности //Экономист. 1999. № 3. С. 27 34.
  176. Н.В. Финансово-промышленные группы как способ привлечения инвестиций //Научные труды Международного союза экономистов и Вольного экономического общества России. М.- СПб., 1997. Т. 4. С. 30 33.
  177. З.М., Фам За Минь Модель экономического развития Южной Кореи.
  178. От кризиса к росту. Опыт стран с переходной экономикой /Под ред. М. А. Дерябиной. М.: ИМЭиПИ РАН- «Эдиториал УРСС», 1998. 206 с.
  179. К. Волнообразность переходных процессов в экономике //Обществ, науки и современность. 1998. № 1. С. 5 12.
  180. A.C. Реванш истории: российская стратегическая инициатива в XXI веке. М.: Логос, 1998. 392 с.
  181. Ю. Инвестиции: главные задачи рост плюс отдача //Экономика и жизнь. 1998. № 3. С. 1.
  182. Э. Уроки хозяйственной реформы в КНР //РЭЖ. 1997. № 5−6. С. 67 78.
  183. Г. X., Носов Н. С. Программно-целевой метод в управлении и планировании. М.: Экономика, 1980. 98 с.
  184. JI. Финансовый механизм саморазвития региона //Экономист. 1999. № 6. С. 60 65.
  185. Правовое обеспечение экономических реформ: инвестиции /Отв. ред. Я. И. Кузьминов, В. Д. Мазаев. М.: ГУВШЭ, 2000. 76 с.
  186. Прогноз функционирования экономики Российской Федерации (по материалам Министерства экономики РФ) //Экономист. 2000. № 6. С. З 20.
  187. Программа Правительства РФ «Структурная перестройка и экономический рост в 1997—2000 годах». М., 1997. 418 с.
  188. Программно-целевой метод: проблемы развития и освоения Краткие тез. к Всесоюз. симпоз. Свердловск: Б. и., 1983. 227 с.
  189. Программные документы ЕС в области региональной политики: на примерах государств членов ЕС. Отдел регионального и городского развития НЭИ, Роттердам, июнь 2000 г. 18 с.
  190. .А., Голубков Е. П., Пекарский JI.C. Системный подход в перспективном планировании. М.: Экономика, 1975. 271 с.
  191. М.Л., Мишин В. И. Региональное программно-целевое планирование и управление. Рига: Авотс, 1985. 173 с.
  192. B.C. Развитие организационных форм управления научно-техническим прогрессом в промышленности. М.: Экономика, 1979. 252 с.
  193. К., Смирнов А. Инвестиционный процесс в России //Финансовый бизнес. 1998. № 2. С. 2 12.
  194. И., Гришина И. Сложившаяся и перспективная инвестиционная привлекательность крупнейших отраслей отечественной промышленности //Инвестиции в России. 1998. № 1.С. 37 39.
  195. И., Шахназаров А., Гришина И. Оценка эффективности инвестиционных проектов: учет региональных рисков //Инвестиции в России. 1998. № 10. С. 13−20.
  196. Романова 3. Латинская Америка в лабиринте финансовых проблем //Экономист. 2000. № 6. С. 88 — 96.
  197. Российский статистический ежегодник: Стат. сб. /Госкомстат России. М., 1996. 1202 с.
  198. Российский статистический ежегодник: Стат. сб. /Госкомстат России. М., 1997. 749 с.
  199. Российский статистический ежегодник: Стат сб. /Госкомстат России. М.: Логос, 1999. 621 с.
  200. Российский статистический ежегодник: Офиц. изд. Госкомстата России. М.: Изд-во ЗАО «Московский издательский дом», 1998. 816 с.
  201. Россия в цифрах: Офиц. изд. Госкомстата России. М.: Финансы и статистика, 1996. 400 с.
  202. Россия в цифрах: Крат. стат. сб. Госкомстата России. М.: 2000. 396 с.
  203. Россия: поставщик сырья или будущая промышленная держава? (по материалам книги Пауля Фишера «Прямые иностранные инвестиции для России: стратегия возрождения промышленности»), М., 1999. 23 с.
  204. В., Львов А., Фурщик М. Вернуть иностранного инвестора не только можно, но и нужно //Инвестиции в России. 1999. № 1. С. 8 -19.
  205. Е.В. Целевые комплексные программы: организационно-экономичес-кий механизм. М.: Наука, 1989. 216 с.
  206. В., Семенов В. Инфляция: оценка причин и следствий //Финансы.1998. № 6. С. 62−64.
  207. Я. Вопросы разработки целевых комплексных программ //План, хоз-во. 1981. №Ю. С. 19−27.
  208. A.C. Программно-целевой метод в промышленности. СПб.: Лениздат, 1994. 123 с
  209. П. Экономика: В 2 т. М.: НПО «Алгон» ВНИСИ, 1992. Т. 2. 415 с.
  210. . Инновация как средство экономического развития. М.: Прогресс, 1990. 296 с.
  211. П., Слетова Т. Финансирование научно-технических программ //Вопр. экономики. 1980. № 3. С. 23 31.
  212. А. Макроэкономические факторы роста производства //Экономист.1999. № 5. С. 25 32.
  213. С. И. Региональная политика: концепции, проблемы, решения. М.:1. Экономика, 1993. 108 с.
  214. А. О взаимодействии реального и финансового секторов экономики //Вопр. экономики. 1999. № 4. С. 116 -126.
  215. Н. Уроки китайских и южно корейских реформ //Свободная мысль. 1996. № 9. С. 45 -49.
  216. В., Черноусов Е. Лизинг средство подъема производства //Экономист. 1999. № 3. С. 50 — 55.
  217. А. Д. Программно-целевой механизм: перспективы развития. Новосибирск: Полюс, 1982. 203 с.
  218. В. Структура экономики и экономический рост: мировая динамика и уроки для России //Общество и экономика. 1998. № 3. С. 200 -223.
  219. А. Исследование о природе и причинах богатства народов //Антология экономической классики: В 2 т. М., 1991. Т. 1. 474 с.
  220. И. Регулирование доходов населения как элемент социальной политики //Экономист. 1994. № 1. С. 62 70.
  221. Н. Бегство капиталов как объект международных исследований. //Вопр. экономики. 1997. № 9. С.135 147.
  222. Современные буржуазные концепции мирового капиталистического хозяйства. М.: Мысль, 1980. 373 с.
  223. Современные буржуазные теории экономического роста и цикла: критический анализ. М.: Наука, 1979. 344 с.
  224. Р. Перспективы теории роста //Мировая экономика и междунар. отношения. 1997. № 5. С. 19 25.
  225. Г. Институционализм: некоторые соображения к дискуссии. М.: РАГС, 1998. 94 с.
  226. Социально-экономическое положение Республики Мордовия в январе декабре 1999 года: Стат. сб. /Гос. ком. РМ по статистике. Саранск: Б.и., 2000. 111 с.
  227. Социально-экономическое положение Республики Мордовия в январефеврале 2000 года. Стат.сб. /Гос. ком. РМ по статистике. Саранск: Б.и., 2000. 92 с.
  228. Социальные приоритеты и механизмы экономических преобразований в России //Вопр. экономики. 1998. № 6. С. 10 67.
  229. Справочник по российскому инвестиционному законодательству. (Федерация и регионы) М.: Госинкор, 1997. Вып. 1. 116 с.
  230. Среднесрочная оценка регионального воздействия программы местной поддержки в Ирландии в 1994 1999 гг. Economic Consultants, 2000. 21 с.
  231. Е. О новых ориентирах экономической политики //Вопр. экономики. 1998. № 5. С. 4 14.
  232. Структурные фонды Еврокомиссии. Португалия. Схема поддержки со стороны ЕС в 1994 1999 гг. Цель № 1: Структурное развитие и реформы отсталых регионов. 2000. 20 с.
  233. В. А. Государство и переходная экономика: пределы управляемости. М.: Изд-во Моск. ун-та- ТЕИС, 1997. 125 с.
  234. Тарасов 3. Г. Программно-целевой метод в промышленности. М.: Знание, 1981.96 с.
  235. Теория переходной экономики. Макроэкономика /Под ред. Е.В. Краснико-вой: В 2 т. М.: ТЕИС, 1998. Т. 2. 231 с.
  236. И. Инвестиционный климат в России: региональные риски. М.: Издатцентр, 1997. 350 с.
  237. С. Г. Горизонты программирования. М.: Диалог, 1988. 91 с.
  238. С. А. Программно-целевой метод: задачи и перспективы. М.: Диалог, 1994. 184 с.
  239. Управление инвестициями. В 2 т. М.: Высш. шк., 1998. Т.1. 306 с.
  240. Управление исследованиями и инновациями. М.: Наука, 1993. 144 с.
  241. Я. О мерах по оживлению инвестиционного процесса в России //Вопр. экономики. 1997. № 1. С. 69 76.
  242. Ф.Е. Инвестиционный кризис: поиски выхода.// Вестн.Нижегород.ун-та им. Лобачевского 1998, С.229−232.
  243. Федеральная адресная инвестиционная программа на 2000 г. (проект). М., 2000. 54 с.
  244. Федеральная программа экономического и социального развития РМ на 1996 -2000 годы: Утв. Постановлением Правительства РФ от 26 дек. 1995 г. № 1257. Саранск, 1996. 596 с.
  245. В. Роль регионов в организации инвестиций //Экономист. 1999. № 6. С. 45−48.
  246. В., Ширшов В., Бойко С. Инвестиции и инфляция //Экономист. 1995. № 5. С. 45 58.
  247. А. Концепция государственной инвестиционной политики на 1995 год//Экономист. 1994. № 10. С. 3 15.
  248. Финансовое выравнивание в системе бюджетного федерализма: мировой опыт и российская специфика. М.: ЦБ РФ. Научно-исслед. институт, 1996. 118 с.
  249. Финансово-кредитные методы регулирования рынка инвестиций. М.: Финансы и статистика, 1993. 123 с.
  250. Финансовый анализ деятельности фирмы. М.: Крокус Интернэшнл, 1992. 240 с.
  251. Финансы: Учеб. пособие /Под ред. В. М. Родионовой. М.: Дело, 1996. 429 с.
  252. П. Прямые иностранные инвестиции для России: стратегия возрождения промышленности. М.: Финансы и статистика, 1999. 512 с.
  253. П. Стратегия привлечения инвестиций в промышленность России //Проблемы теории и практики управления. 2000. № 3. С. 64 72.
  254. А., Ревазов В. Инвестиционный климат регионов России и пути его улучшения //Вопр. экономики. 1999. № 9. С. 57 68.
  255. С. Государственное регулирование в современной смешанной экономике //Вопросы экономики. 1994. № 11. С. 80−91.
  256. Л.Г. Основы государственной экономической политики. М.: Изд-во БЕК, 1992. 332 с.
  257. Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение: В 2 т. М.: Финансы и статистика, 1992. Т. 1. 362 с.
  258. Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение: В 2 т. М.: Финансы и статистика, 1992. Т. 2. 371 с.
  259. Д. Инвестиционной сфере необходим капитальный ремонт //Экономика и жизнь. 1999. № 12. С. 1.
  260. Р. К теории экономической динамики. М.: Изд-во иностр. лит., 1959. 263 с.
  261. Г. Методы прогнозирования в социалистической экономике М.: Прогресс, 1971. 398 с.
  262. Т.С. Эффективность капитальных вложений. М.: Экономика, 1979. 336 с.
  263. Т.С., Львов Д. С. Типовая методика (основные положения) определения экономической эффективности использования в народном хозяйстве новой техники, изобретений, рационализаторских предложений. М.: Экономика, 1997. 73 с.
  264. В. Как делать бизнес в Европе. М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1991. 253 с.
  265. Р., Бернес Сент Б. Планирование инвестиций, М.: Дело ЛТД, 120 с.
  266. Д. П. Программный метод в условиях перестройки. СПб.: Белые ночи, 1988. 89 с.
  267. Л.Д. Задачи регионального программирования //Регионология. 1995. № 2. С. 7−15.
  268. А.Х. Государственное регулирование экономики национально-территориальных образований /АНХ при Правительстве РФ. М., 1998. 226 с.
  269. А.И. Сравнительное местное управление: теория и практика. М.: Издательская группа «Форум Инфра-М», 1998. 160 с.
  270. Е.М. Финансовый анализ производственных инвестиций. М.: Дело, 1998. 256 с.
  271. M.JI. Экономика России: от кризиса к стабильности и устойчивому росту. Монография. М.: Глобус, 1999. 216 с.
  272. У.Ф., Александер Г. Дж., Бейли Дж. В. Инвестиции. М.: Инфра-М, 1997. XII, 1024 с.
  273. А., Гришина И., Ройзман И. Национальная система гарантирования инвестиций на региональном уровне //Инвестиции в России. 1999. № 12. С. 3−11.
  274. А. Смысл и механизмы государственного регулирования территориального развития //РЭЖ. 1997. № 3 4. С.
  275. ШереметА.Д., Сайфулин P.C. Методика финансового анализа. М.: ИНФРА-М, 1996. 1176 с.
  276. Г. С. Социальная сфера регионов //Регионология. 1996. № 3. С. 18−28.
  277. С., Аборин С. Оценка социальной эффективности инвестиционных программ //Инвестиции в России. 1998. № 10. С. 66 68.
  278. С. Вопросы формирования структур управления разработкой и реализацией комплексных программ //Вопр. экономики. 1990. № 2. С. 6 -11.
  279. ЗЮ.Эклунд К. Эффективная экономика шведская модель. М.: Экономика, 1991. 349 с.
  280. Экономика общественного сектора: Учеб. пособие /Под ред. проф. Е. Н. Жильцова, проф. Ж. Д. Лафея. М.: Изд-во Моск. ун-та- ТЕИС, 1998. 308 с.
  281. Экономика переходного периода: Очерки экономической политики посткоммунистической России 1991 1997 /Институт экономических проблемпереходного периода. М., 1998. 113 с. 313. Экономика России: состояние и перспективы роста: Рекомендации Третьего
  282. Всерос. экон. форума) //РЭЖ. 1998. № 5. С. 3 -10. 314. Экономика: Учеб. пособие /Под ред. А. С. Булатова. М.: Изд-во БЕК, 1994. 632с.
  283. Экономическая стратегия фирмы: Учеб. пособие /Под ред. А. П. Градова.
  284. СПб.: Спец лит., 1995.414 с. 316. Экономические аспекты научно-технического прогресса. М.: Экономика, 1975. 222 с.
  285. Д. Основные характеристики региональной политики: опыт европейских стран // Регион: экономика и социология. 1999, специальный выпуск, С. 16−74.
  286. Юнь О. М., Ковальцев Г. И. Федеральные целевые программы: организационно-методические вопросы подготовки и реализации //Федеральные и региональные программы России / Всерос. ин-т науч. и техн. информ. М., 1995. Вып. 1.С. 59−90.
  287. О.С. Целевое программирование. М.: Экономика, 1986. 203 с.
  288. Ю.С. Целевое программирование. СПб.: Нева, 1994. 96 с.
  289. Ю. Стратегическое управление, прогнозирование и планирование: Конспект лекции по курсу. М.: Б. и., 1990. 36 с.
  290. Ю. Предпосылки преодоления инновационного кризиса //Экономист. 1998. № 1.С. 32 37.
  291. Ю. Стратегия инвестирования //Экономист. 1995. № 9. С. 30 37.
  292. Ю.В. Экономическая политика и управление отечественным хозяйством. //Проблемы прогнозирования. 1997. № 6. С. 3 -11.
  293. Е. Поражение или отступление? (российские реформы и финансовый кризис) //Вопр. экономики. 1999. № 2. С. 40 52.
  294. Е. Функции государства в рыночной экономике //Вопр. экономики. 1997. № 6. С. 13−22.
  295. Domar E. Essays in the Theory of Economic Growth. N. Y. 1957.
  296. Gitman L., Forrester I. Survey of Capital Budgeting Techniques Used by U.S. Firms Financial Management, Fale. 1997. P. 66 71.
  297. ShoII L., Sundem G., Gaijsbeck W. Survey and Analisis of Capital Budgeting Methods //J. of Finance. 1978. March. P. 281 287.
  298. Statistical Handbook of Korea. 1999. Seoul: National Statistical Office Republic of Korea, 1999, 454 p.
  299. The East Asian Miracle. Economic Growth and Public Policy. World Bank Policy Research Report. 1993. pp. 49−54.
Заполнить форму текущей работой