Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Разработка методов инновационного стратегического анализа вуза на основе теории заинтересованных сторон

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Несмотря* на это, имеется ряд проблем, связанных с невозможностью с помощью существующего инструментария (разработанного в рамках неоклассической теории) системно' рассматривать отношения вуза со всеми группами его внешнего и внутреннего окружения (группы заинтересованных сторон (ГЗС), стейкхолдеры). В тоже время именно с этими отношениями связаны основные конкурентные преимущества… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Теоретические аспекты стратегического анализа деятельности вуза
    • 1. 1. Современное состояние и проблемы стратегического управления- вузами в условиях реформирования системы высшего образования
    • 1. 2. Методы стратегического анализа в рамках основных школ стратегиче-' ского менеджмента
    • 1. 3. Теория заинтересованных сторон как основа инновационного стратегического анализа вуза
  • 2. Разработка инновационных методов стратегического анализа вуза как стейкхолдер-компании
    • 2. 1. Современное состояние и проблемы управления инновационной деятельностью вузов
    • 2. 2. Признаки функционирования вуза как стейкхолдер-компании
    • 2. 3. Методы инновационного стратегического анализа вуза1 как стейкхолдер-компании
      • 2. 3. 1. Методические основы* определения эффективности взаимодействия вуза с его заинтересованными сторонами
      • 2. 3. 2. Модифицированная методика SWOT-анализа вуза на основе теории заинтересованных сторон
      • 2. 3. 3. Модификация модели VRIO для оценки конкурентного потенциала ресурсов и способностей вуза
      • 2. 3. 4. Базовая схема инновационного стратегического анализа вуза как стейкхолдер-компании
  • 3. Использование инновационных методов стратегического анализа в вузе
    • 3. 1. Расчет эффективности взаимодействия вуза с его группами заинтересованных сторон
    • 3. 2. Модифицированный SWOT-анализ
    • 3. 3. Оценка конкурентного потенциала ресурсов и способностей вуза

Разработка методов инновационного стратегического анализа вуза на основе теории заинтересованных сторон (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Развитие рыночных отношений в сфере образования, ужесточение конкуренции, изменение государственного регулирования сферы образования и иные процессы, протекающие в обществе, оказывают значительное влияние на условия деятельности российских вузов. Вследствие этих изменений увеличивается асимметрия между потребностями субъI ектов внешней среды и способностью вуза их удовлетворять.

Современные условия-функционирования российских вузов требуют разработки механизмов' ускоренной адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям. Это приводит к необходимости развития стратегического-управления-в вузах, так как именно оно способно дать ответ на то, как управлять вузами в нестабильных условиях внешней среды.

За последние годы накоплен существенный опыт стратегического управления в российских вузах, свидетельством чему является множество публикаций соответствующей тематики в научной литературе, рост числа тематических конференций, семинаров, консультационных проектов.

Несмотря* на это, имеется ряд проблем, связанных с невозможностью с помощью существующего инструментария (разработанного в рамках неоклассической теории) системно' рассматривать отношения вуза со всеми группами его внешнего и внутреннего окружения (группы заинтересованных сторон (ГЗС), стейкхолдеры). В тоже время именно с этими отношениями связаны основные конкурентные преимущества образовательного учреждения (его отношенческие активы). Такая’зависимость высшего учебного заведения от взаимоотношений со всеми заинтересованными сторонами требует рассмотрения его деятельности с позиций стейкхолдерской теории фирмы.

Стратегический анализ является одним из важнейших этапов стратегического управления, на котором решаются задачи информационного обеспечения стратегического процесса. От качества и способа предоставления информации зависит качество всего процесса стратегического управления.

Большинство методов стратегического анализа, применяющихся, в том числе, и в высших учебных заведениях, были разработаны и использовались в рамках неоклассической теории. Эти существующие методы не позволяют в полной мере учесть интересы всех заинтересованных сторон. В свою очередь, стейкхолдерская: теория фирмы испытывает острый недостаток собственных методов и инструментов стратегического анализа. Таким образом, разработка стратегии развития вуза, рассматриваемого на основе теории заинтересованных сторон, требует, применения инновационных методов стратегического анализа, которые позволят повысить, эффективность взаимоотношений вуза со всеми стейкхолдерами:

Bt силу всего вышесказанного весьма актуальной является: задача разработки инновационного стратегического анализа вуза, рассматриваемого на основе теории заинтересованных сторон.

Степень научной? разработанности проблемы. Проведенное автором исследование научных трудов показало, что концепция стратегического управления имеет серьезную1 научную основу. Среди зарубежных ученых заслуженным авторитетом пользуются" работы Р. Акоффа, И. Ансоффа, Дж. Барни, РГранта, Г. МйнцбергаMi Портера, К. Прахалада, Ф. Селзника, Г. Хамела, А. Чандлера, Дж. Штайнера, К. Эндрюса и др. Среди отечественных ученых вклад в разработку стратегического управления* внесли ВУР: Веснин, B.C. Ефремов, B.C. Катькало, Г. Б. КлейнерС.А. Попов, Р: А. Фатхутдинов, Г. В. Федоришин, И-А. Ханыков и др.

Системный подход к управлению (в том числе и стратегическому) социально-экономическими: объектами глубоко и всесторонне освещен в публикациях таких авторов"как П. К. Анохин, А. Т. Зуб, Г. Б. Клейнер, М. В. Локтионов, Н'. Пласкова, В. Г. Сазонов, Г. В-. Федоришин.

Особая роль в становлении стратегического1 анализа как области деятельности принадлежит В. А. Винокурову, Б. Карлоффу, Н. Пласковой, А.Дж. Стрикленду, А. А. Томпсону, Э. А. Уткину, Д. Хасби, Д: Хасси, В. А. Чернову. Научной основойотдельных этапов: инновационного стратегического анализа вуза послужили работы Г. Я: Гольдштейна, Р. А. Лугового, В! А. Осипова, С. А. Попова, К. С. Солодухина.

Методологическую основу стратегического анализа составили работы Р. Гранта, О. В. Демьяновой, М-А. Петрова, Д. А. Черноморского, К. Эндрюса. Работы этих ученых отражают особенности использования аналитических методов стратегического управления для российских предприятий. Все работы, кроме М. А. Петрова, представляют инструменты и методы стратегического анализа в рамках неоклассической теории фирмы.

М.А. Петровым была сделана попытка формирования методики стратегического анализа организации на основе «стейкхолдерской» теории фирмы. Научную основу исследования теориизаинтересованных сторон составили работы Т.'Дональдсона, Р. Митчелла, JL. Престона, С. Сакс, Дж. Стиглица,.

A.G. Уикса, Э. Фримена, Дж. Фрумана. Среди отечественных ученых пио1 нерными считаются работы Ю. Е. Благова, И. Б. Гуркова, Г. Б. Клейнера.

Исходя, из цели и задач исследования, в работе проводился анализнаучной* литературы, посвященной проблемам стратегического управления" выст шими учебными заведениями. Проблемы стратегического управлениям вузах рассматривались российскими учеными А. Е. Балабановым, Е. М. Белым, А. О. Грудзинским, А. К. Клюевым, Е. А. Князевым, Г. И. Мальцевой, JI.A. Малышевой, Э. Морган, Г. И. Лазаревым, В. М. Филипповым. Внедрениюуправленческих инноваций в вузе посвящены работы Е. М. Белого, А. В! Бритова, А. О: Грудзинского, И. Б. Гуркова, И.И. КалинойН.П. Макаркина, И: Б. Романовой, Н. В. Смирновой, Н. Сорокиной и др.

Однако, несмотря на большое количество работ, посвященных различным аспектам управления вузом, школам стратегического менеджмента, аналитическому инструментарию стратегического анализа, теориям фирм,.приходится констатировать, что инструменты и методы стратегического анализа в рамках стейкхолдерской теории фирмы являются неразработанными. Также практически отсутствуют работы, направленные на исследование стратегических инноваций в вузе.

Целью диссертации-является разработка методов инновационного стратегического анализа высшего учебного заведения, рассматриваемого на основе теории заинтересованных сторон.

Для достижения указанной цели в работе были поставлены следующие задачи:

1) обосновать необходимость разработки и применения инновационных методов стратегического анализа в вузе;

2) проанализировать существующие методические подходы к стратегическому анализу на предмет их применения в процессе стратегического, управления вузом;

3) выделить признаки функционирования вуза как стейкхолдер-компании;

4) предложить метод оценки эффективности вуза как системы, состоящей из всех его заинтересованных сторон;

5) предложить инновационные методы стратегического анализа вуза;

6) разработать базовую схему инновационного стратегического анализа вуза на основе теории заинтересованных сторон;

7) апробировать разработанную технологию инновационного стратегического анализа на практике и оценить ее адекватность.

Объектом исследования является система стратегического управления' высшим учебным заведением.

Предметом исследования являются методы инновационного стратегического-анализа вуза.

Область исследования. Исследование проведено в рамках пп. 4.1 «Развитие теоретических основ, методологических положенийсовершенствование форм и способов исследования инновационных процессов в экономических системах» и пп. 4.2 «Развитие методологии и методов оценки, анализа, моделирования и прогнозирования инновационной деятельности в экономических системах» специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством: управление инновациями и инвестиционной деятельностью — паспорта специальностей ВАК.

Теоретическая и методическая основа исследования. Основой исследования явились труды классиков российской й зарубежной экономической мысли по стейкхолдерской теории фирмы, стратегическому управлению организациями и вузом, труды ученых, исследующих методические вопросы стратегического анализа и вопросы инновационной деятельности высших учебных заведений. При выполнении данного исследования применен комплексный метод, включающий научное обобщение и системный анализ. Для обработки и анализа данных применялся метод экспертных оценок и метод сравнительного анализа.

Информационную базу составили данные Государственного и Приморского комитетов статистики о развитии рынка образовательных услуг Приморского краяПриморского центра службы занятости населенияФедеральной службы по надзору в сфере образования и науки РФФедерального агентства по образованиюстатистические данные, полученные в Приемных комиссиях вузовданные Центра социологических и маркетинговых исследований ВГУЭС.

Наиболее существенные результаты исследования:

1. Предложена методика расчета эффективности взаимодействиямежду вузом и его группами заинтересованных сторон.

2. Разработан инструментарий модифицированного SWOT-анализа вуза на основе теории заинтересованных сторон.

3. Предложен методический подход к оценке конкурентного потенциала вуза как стейкхолдер-компании.

4. Разработана базовая схема инновационного стратегического анализа вуза.

Научная новизна результатов диссертации:

1. Разработан интегральный показатель расчета целевой эффективности ресурсного обмена между вузом и его группами заинтересованных, сторон.

2. Впервые предложено понятие «конкурентный потенциал вуза как стейкхолдер-компании» и для его оценки разработан интегральный показатель конкурентоспособности вуза как стейкхолдер-компании.

3. Впервые предложено понятие «благоприятность внешней среды вуза как стейкхолдер-компании» и для его оценки разработан интегральный показатель благоприятности внешней среды вуза как стейкхолдер-компании.

4. Предложена модифицированная модель VRIO, позволяющая количественно оценить характеристики ресурсов и способностей вуза.

Теоретическая значимость работы состоит в развитии научных подходов к разработке методов инновационного стратегического анализа вуза как системы, состоящей из всех его стейкхолдеров.

Практическая значимость работы состоит в том, что:

— разработанные методы и схема инновационного стратегического анализа вуза как стейкхолдер-компании позволяют обеспечить систему управления вузом информацией, необходимой для принятия правильных стратегических решений;

— методы инновационного стратегического анализа позволяют оценить положение вуза на региональном рынке образовательных услуг относительно различных групп заинтересованных сторон;

— сформулирован ряд рекомендаций по использованию методов инновационного стратегического анализа в вузах, осуществляющих свою деятельность в интересах групп внешнего и внутреннего окружения.

Апробация результатов диссертации. Результаты работы представлены автором в выступлениях и докладах на: межрегиональной научно-практической конференции «Проблемы адаптации молодежи к рынку труда» (Владивосток, ВГУЭС, 2003 г.) — всероссийской очно-заочной научно-практической конференции «Инновации и информационные технологии в образовании» (Владивосток, ВГУЭС, 8−12 сентября* 2004 г.) — VIII Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Интеллектуальный потенциал вузов — наразвитие' Дальневосточного региона России» (Владивосток, ВГУЭС, 24−26- мая 2006 г.) — всероссийскойнаучно-практической конференции «Проблемы устойчивого-развития и рационального использованияресурсного и промышленного потенциала региона» (Владивосток, ТГЭУ, 2006 г.).

Внедрение основных результатов' исследованияосуществлено в ГОУ ВПО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса"' в рамках проекта «Стратегическое управление вузом».

Публикации. По теме диссертации опубликовано 10 научных, работ. Вклад автора составил 3,7 п.л. Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК, представлены 3-мя статьями общим объемом 2,1 п.л., из них лично автором -1,05 п.л.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Работа изложена на 176 страницах машинописного текста и включает 14 рисунков и схем, 8 таблиц, 23 приложения.

Список литературы

насчитывает 176 наименований.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Основные научные и практические результаты проведенного исследования, полученные в соответствии с поставленной в диссертации целью и решаемыми задачами, заключаются в следующем:

1. Применение стейкхолдерской теории к деятельности государственного вуза обусловлено необходимостью разработки и применения инновационных методов стратегического анализа. Осуществление стратегических инноваций в вузе способно повысить эффективность вуза как системы, состоящей из всех его стейкхолдеров в результате разработки и реализации общекорпоративной стратегии, основанной на результатах «стейкхолдерского» стратегического анализа, что в свою очередь приведет к занятию устойчивого конкурентного преимущества вуза на рынке образовательных услуг. Стратегическая инновация в вузе — процесс разработки множества нестандартных стратегических решений, которые включают в себя новые или совершенствованные способы конкурентной борьбы, формы управления, методы стратегического менеджмента, новые способы взаимодействия вуза с группами внешнего и внутреннего окружения и пр.

2. Каждая из существующих школ стратегического менеджмента имеет свои подходы и методы стратегического анализа. Авторский инновационный стратегический анализ базируется на ресурсном подходе, так как отношения вуза со стейкхолдерами выстраиваются вокруг ресурсного обмена. В ходе инновационного стратегического анализа применяются модифицированные методы стратегического анализа, заимствованные из ресурсного подхода (модель VRIO), школы дизайна (SWOT-анализ), школа позиционирования (конкурентный анализ).

3. Проведенный анализ особенностей функционирования современного вуза свидетельствует о сочетании признаков трех видов организаций: государственного учреждения, коммерческой и некоммерческой организации. Специфика деятельности современного государственного вуза позволяет рассматривать его деятельность с позиций стейкхолдерской теории.

4. Важнейшим индикатором отношений между вузом и его стейкхолдерами является эффективность существующего между ними ресурсного обмена, так как именно в этих отношениях заключены наиболее значимые конкурентные преимущества вуза как стейкхолдер-компании. В диссертации автором предложен методический подход к расчету целевой эффективности ресурсного обмена вуза с его ГЗС. А также рассчитан интегральный показатель целевой эффективности ресурсного обмена, позволяющий судить о степени налаженности ресурсного потока со стороны различных ГЗС вуза.

5. Исследование рыночных отношений в сфере образования показало важность изучения конкурентоспособности высшего учебного заведения и необходимость разработки инструментария конкурентного анализа вуза как стейкхолдер-компании. В работе предложена схема «стейкхолдерского» конкурентного анализа, отличительной особенностью которой является оценка конкурентоспособности вуза с точки зрения борьбы за ресурсы всех стейкхолдеров, но с учетом их значимости для каждого вуза относительно других ГЗС. Под конкурентоспособностью образовательного учреждения понимается способность университета быстро адаптироваться к изменениям внешней среды при имеющихся ресурсах и способностях. В основе конкурентоспособности вуза лежит его конкурентный потенциал ресурсов и способностей. Под конкурентным потенциалом вуза как стейкхолдер-компании понимается совокупность ресурсов и способностей, позволяющая ему удовлетворять разнонаправленные интересы ГЗС в условиях неопределенности внешней среды.

6. Современное состояние проблем стратегического управления требует дополнительного развития инструментов и методов стратегического анализа в рамках стейкхолдерской теории фирмы. В диссертации предложены инновационные методы стратегического анализа вуза как стейкхолдер-компании, в число которых вошли SWOT-анализ, конкурентный анализ и модель VRIO.

7. Разработанная авторская базовая схема инновационного стратегического анализа вуза как стейкхолдер-компании включает модифицированные методы и подходы, заимствованные из разных школ стратегического менеджмента в зависимости от этапа стратегического анализа.

8. Использование разработанной методики позволило провести качественный стратегический анализ государственного вуза Приморского края, в результате которого был выявлен потенциал ресурсов и способностей вуза как катализаторов его конкурентных преимуществ с позиции различных ГЗС.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Б.Л. Развитие вуза как субъекта рыночных отношений. Предпринимательство и преобразование российских университетов / Б. Л. Агранович. — Ростов-на-Дону: РГУ, 2003.
  2. , А.А. Сегментирование потребителей услуг / А. А. Алексеев Электронный ресурс. — Режим доступа: http:// www.statsoft.ru.
  3. , В. Конкурентоспособность России в мировой экономике / В. Андрианов // Маркетинг. 1999. — № 1. — С. 3−26.
  4. , П.К. Теория функциональной системы / П. К. Анохин // Успехи физиологических наук. — 1970. № 1. — том 1. — С. 19−54.
  5. , И. Новая корпоративная стратегия / И. Ансофф- пер с англ. под ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб: Издательство «Питер», 1999. — 416 с.
  6. , И.Т. Инновационный менеджмент / И. Т. Балабанов.- СПб: Питер, 2001.- 304 с.
  7. , А.Е. Стратегическое планирование развития университета / А. Е. Балобанов, А. К. Клюев // Университетское управление: практика и анализ. 2002. — № 2.
  8. Бек, Н. Н. Методы стратегического анализа / Н.Н. Бек- материал к лекциям и практическим занятиям. Часть 3. М.: ГУ-ВШЭ, 2003.
  9. , Е.В. Оценка конкурентоспособности высшего учебного заведения и пути ее повышения на региональном рынке образовательных услуг: дис.. канд. экон. наук / Белоусова Е. В. — Владивосток, 2005. 176 с.
  10. , Е.М. Организационно-экономический механизм управления вузом предпринимательского типа / Е. М- Белый, И. Б. Романова // Инновации.-2003.-№ 1 (58). С. 30−31.
  11. , С.А. О статусе высшего учебного заведения / С. А. Беляков // Правовые аспекты реализации дополнительных образовательных услуг в высших учебных заведениях. 2003. — № 5−6.
  12. , Ю.Е. Бизнес и общество: новая парадигма исследований / Ю. Е. Благов // Российский журнал менеджмента. 2003. — № 2. — С. 151−159.
  13. , Ю.Е. Генезис концепции корпоративной социальной ответственности / Ю. Е. Благов // Вестник Санкт-Петербургского университета. —2006. Серия 8. — Выпуск 2. — С. 3−24.
  14. , В.В. Методические аспекты повышения конкурентоспособности продукции мукомольных предприятий: дис.. канд. экон. наук / Бойкова В.В.-М, 1999. 528с.
  15. , А.Б. Большой экономический словарь / А. Б. Борисов. М.: Книжный мир, 2007. — 860 с.
  16. , Т.С. Сегментирование рынка / Т. С. Бронникова, А. Г. Чернявский Электронный ресурс. Режим доступа: http:// www.aup.ru.
  17. Бюджетный кодекс РФ. Федеральный закон от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ, принят ГД РФ 17.07.1998 (ред. от 13.04.2007 г.) Электронный ресурс. / СПС «Консультант плюс».
  18. , В. Актуальные проблемы и перспективы дополнительного профессионального образования / В. Валентинов // Журнал «Новые знания». 2005. — № 4.
  19. , В.Р. Стратегическое управление: учебник / В. Р. Веснин. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. 328 с.
  20. , В.А. Организация стратегического управления на предприятии / В. А. Винокуров. М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. — 160 с.
  21. , А.Н. Использование методики многофакторного SWOT-анализа для разработки стратегических направлений деятельности предприятий / А. Н. Гвозденко // Маркетинг и маркетинговые исследования. -2006. № 4 (64). — С. 316−322.
  22. , Е.П. Основы маркетинга: учебник / Е. П. Голубков. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство «Финпресс», 2008. — 704 с.
  23. , Г. Я. Стратегический менеджмент: учебное пособие / Г. Я. Гольдштейн. Таганрог: Издательство ТРТУ, 2003.
  24. , Е.В. Активизация инновационной деятельности предприятий для повышения их конкурентоспособности: автореферат дис.. канд. экон. наук / Гончарова Е. В. Москва, 2008.
  25. , М.А. Разработка механизма формирования целевых показателей развития промышленного предприятия на основе концепции заинтересованных сторон: дис.. канд. экон. наук / Гостева М. А. Москва, 2006.153 с.
  26. Гражданский кодекс РФ. Части 1, 2, 3, 4: (по сост. на 5 апреля 2008 г.) -М.: Юрайг-Издат, 2008. 554 с.
  27. , P.M. Ресурсная теория конкурентных преимуществ: практические выводы для формулирования стратегии / P.M. Грант // Вестник СПбГУ. Серия 8 «Менеджмент». 2003. — Выпуск 3. — С. 47−75.
  28. , P.M. Современный стратегический анализ / P.M. Грант- пер. с англ. под ред. В. Н. Фунтова. СПб.: Питер, 2008. — 560 с.
  29. , Л.И. Эволюция и революция в процессе роста организаций / Л. И. Грейнер // Вестник СПбГУ. Серия 8 «Менеджмент». 2002. — № 4. -С. 76−92.
  30. , А.О. Стратегическое управление университетом: от плана к инновационной миссии / А. О. Грудзинский // Университетское управление: практика и анализ. 2004.- № 1 (30). — С. 9−20.
  31. , И.Б. Инновационное развитие и конкурентоспособность. Очерки развития российских предприятий / И. Б. Гурков. М.: ТЕИС, 2003. — 236 с.
  32. , И.Б. Интегрированная метрика стратегического процесса — попытка теоретического синтеза и эмпирической апробации / И. Б. Гурков // Российский журнал менеджмента. — 2007. № 2. — Том 5. — С. 3−28.
  33. , И.Б. Стратегический менеджмент организации: учебное пособие / И. Б. Гурков. М.: ТЕИС, 2004. — 239 с.
  34. О.В. Методические основы стратегического анализа на промышленном предприятии: дис.. канд .экон наук / Демьянова О. В. Казань, 2004. — 272 с.
  35. Долинская, М. Г. Маркетинг и конкурентоспособность промышленной продукции / М. Г. Долинская, И. А. Соловьев. М.: Изд-во стандартов, 1991.- 128 с.
  36. , B.C. Ключевая компетенция организации как объект стратегического анализа / B.C. Ефремов, И. А. Ханыков // Менеджмент в России и за рубежом. 2002. — С.8−33.
  37. , П. Конкурентоспособность и маркетинг / П. Завьялов // Российский экономический журнал. 1995. — № 12. — С. 50−56.
  38. , Л.Г. Стратегический менеджмент: учебник / Л. Г. Зайцев, М. И. Соколова. М.: Экономист, 2005. — 416 с.
  39. Зуб, А. Т. Системный стратегический менеджмент: методология и практика / А. Т. Зуб, М. В. Локтионов. М.: Генезис, 2001.
  40. , Г. Что понимать под конкурентоспособностью, инвестиционной привлекательностью и экономичностью производства / Г. Игольников, Е. Патрушева // РЭЖ. 1995. — № 11. — С. 108−112.
  41. Инновационный менеджмент: учебник для вузов / А. Е. Абрамешин, Т. П. Воронина, О. П. Молчанова и др.- под ред. д-ра экон. наук, проф. О. П. Молчановой. М.: Вита-Пресс, 2001. — 272 с.
  42. Инновационный менеджмент: учебное пособие / Под ред. д.э.н., проф. Л. Н. Оголевой. М.: ИНФРА-М, 2008. — 238 с.
  43. Информация об итогах приема в учреждения профессионального образования, выпуска специалистов в 2006 году и задачах по совершенствованию трудоустройства выпускников / Администратор образования. 2007. — № 4. — С. 53−63.
  44. Искусство разработки и реализации стратегии: новое видение: монография / А. А. Гресько, Г. А. Дзина, М. С. Рахманова и др. / Под общ. ред. С. С. Чернова. книга 3. — Новосибирск: ЦРНС — Изд-во «СИБПРИНТ», 2008. -168 с.
  45. Итоги социально-экономического развития Приморского края в 2008 году / Электронный ресурс. Режим доступа: http://primamedia.ru/news/ 25.02.2009−92 158.
  46. , И.И. Инновационный подход к управлению региональной системой образования / И. И. Калина, Н. В. Смирнова // Теоретический журнал «Credo». 1998.
  47. , Б. Деловая стратегия / Б. Карлофф. М: Экономика, 1991.
  48. , B.C. Методологические особенности и приоритеты развития ресурсной концепции стратегического управления / B.C. Катькало // Научные доклады Центра управленческих и институциональных исследований факультета менеджмента СПбГУ. 2003. — № 19.
  49. , B.C. Ресурсная концепция стратегического управления: генезис основных идей и понятий / B.C. Катькало // Вестник СПбГУ. Серия 8 «Менеджмент». 2002. — Выпуск 4. — С. 20−42.
  50. , В. Организационные факторы конкурентных преимуществ фирм / В. Катькало Электронный ресурс. Режим доступа: http:// www. personal-mix.ru.
  51. , B.C. Эволюция теории стратегического управления: монография / B.C. Катькало. СПб.: Издат. дом СПбГУ, 2006. — 548 с.
  52. , B.C. Исходные концепции стратегического управления и их современная оценка / B.C. Катькало // Российский журнал менеджмента. 2003. — № 1. — С. 7−30.
  53. , У. Стратегическое планирование и хозяйственная политика / У. Кинг, Д. М. Клиланд. М.: Прогресс, 1982. — 399 с.
  54. , Ю. Сегментирование рынка образовательных услуг / Ю. Кириллина // Высшее образование в России. 2003. — № 3. — С. 30−33.
  55. , Г. Б. От теории предприятия к теории стратегического управления / Г. Б. Клейнер // Российский журнал менеджмента. — 2003. № 1. — С. 31−56.
  56. , Г. Б. Эволюция институциональных систем / Г. Б. Клейнер. -ЦЭМИ РАН. М.: Наука, 2004.
  57. , Г. Б. Предприятие в нестабильной экономической среде: риски, стратегии, безопасность / Г. Б. Клейнер, В Л. Тамбовцев, Р. М. Качалов. М.: Экономика, 1997.
  58. , Г. Б. Экономика России и кризис взаимных ожиданий / Г. Б. Клейнер // Общественные науки и современность. 1999. — № 2. — С. 5−19.
  59. , Е.А. Об университетах и их стратегиях / Е. А. Князев // Университетское управление: практика и анализ. 2005. — № 4. — С. 9−17.
  60. Концепции инновационной политики Российской Федерации на 19 982 000 годы: Постановление Правительства РФ от 24 июля 1998 г. № 832 / Российская газета. 1998.- 19 августа.
  61. Концепции научной, научно-технической и инновационной политики в системе образования Российской Федерации на 2001−2005 годы / Электронный ресурс. — Режим доступа: www.dvgu.ru/umu/MORF/concept/con200.htm/
  62. Корпоративный менеджмент: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности 61 100 «Менеджмент организаций» / И.И. Ма-зур и др. М.: Омега-JI, 2005. — 376 с.
  63. Критерии отбора инновационных вузов // Аккредитация в образовании.-2005. Октябрь. — С. 18−19.
  64. , Б.Т. Стратегический менеджмент: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления 80 100 / Б. Т. Кузнецов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — 643 с.
  65. , Д. Стратегический менеджмент / Д. Кэмпбел, Дж. Стоунхаус, Б. Хьюстон. М.: Проспект, 2003.
  66. , Г. И. Глобальные проблемы современной образовательной системы. Каким будет ответ университетов? / Г. И. Лазарев // Университетское управление: практика и анализ. 2005. — № 2. — С. 8−14.
  67. , Г. И. Управленческие стратегии современного университета / Г. И. Лазарев // Совет ректоров. 2007. № 4. — С. 44−50.
  68. , И.В. Экономика без тайн / И. В. Липсиц. М.: Дело, 1993. — 352 с.
  69. , И.М. Теория и практика оценки конкурентоспособности товара и услуг / И. М. Лифиц. М.: Юрайт-М, 2001. — 224 с.
  70. , А.В. Формализация матричных методов в SWOT-анализе / А. В. Любаненко, В. Р. Цибульский Электронный ресурс. Режим доступа: http.7/wvw.ipdn.ru/rics/docO/DB/b3/2-lub.htm
  71. , Н.П. Инновационная образовательная деятельность в университетском комплексе / Н. П. Макаркин, О. Б. Томилин, А. В. Бритов, И. М. Фадеева //Управление качеством образования. 2005. — С. 103−107.
  72. , Г. И. Стратегическое управление университетом / Г. И. Мальцева // Университетское управление: практика и анализ. 2005. — № 2. — С. 15−23.
  73. , Г. И. Финансовое регулирование в сфере высшего профессионального образования / Г. И. Мальцева, Н. В. Фадейкина. Новосибирск: СИФБД, 2002. — 147 с.
  74. Менеджмент, маркетинг и экономика образования: учебное пособие / Под ред. А. П. Егоршина, Н. Д. Никандрова. Н. Новгород: НИМБ, 2004. — 526 с.
  75. Методика проведения SWOT анализа / Электронный ресурс. — Режим доступа: http://sos-consulting.ru/ru/articles/54.
  76. Методология планирования инновационного развития экономических систем: монография / М. С. Рахманова и др.- под ред. д-ра экон. наук, проф. А. В. Бабкина. СПб.: 2008. — 772 с.
  77. , Г. Школы стратегий / Г. Минцберг, Б. Альстред, Д. Лэмпел. -СПб.: Питер, 2001.
  78. , Э. Нужно ли университетам стратегическое планирование? Прагматическая оценка / Э Морган // Университетское управление: практика и анализ. 2005. — № 4. — С. 18−26.
  79. Налоговый кодекс РФ. Части первая и вторая: текст с изм. и доп. на 5 октября 2008 года М.: Эксмо, 2008. — 832 с.
  80. , Ю.В. Сегментирование рынка с использованием самоорганизующих карт / Ю. В. Никишина Электронный ресурс. — Режим доступа: http:// www.marceting.spb.ru.
  81. , Э. Призма эффективности: Карта сбалансированных показателей для измерения успеха в бизнесе и управления ими / Э. Нили, К. Адаме, М. Кеннерли. Днепропетровск: Баланс — Клуб, 2003. — 400 с.
  82. , М.В. Проблемы оценки эффективности предпринимательской деятельности бюджетных вузов / М. В. Ниязова // Университетское управление. 2003. — № 3 (26). — С. 68−76.
  83. , Д. Институты, институциональные изменения и функционирования экономики / Д. Норт. М.: 1997.
  84. , В.А. Эффективность машиностроительного производства / В. А. Осипов. Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2003. — 295 с.
  85. Основы внешнеэкономических знаний: словарь — справочник / Под ред. С. И. Долгова, В. В. Васильева. М.: Высшая школа, 1990. — 245 с.
  86. , Н.Н. Маркетинговый подход к оценке конкурентоспособности товара / Н. Н. Павлова // Маркетинг в России и за рубежом. 2004. — № 1.1. С. 82−89.
  87. , Н.И. Международный маркетинг / Н. И. Перцовский, И. А. Спиридонов, С. В. Барсуков. М.: Высшая школа, 2001. — 239с.
  88. , М.А. Механизмы согласования позиций заинтересованных сторон в процессе разработки и реализации стратегии фирмы: дис.. канд. экон. наук / Петров М. А. Санкт-Петербург, 2005. — 211 с.
  89. , М.А. Теория заинтересованных сторон: пути практического применения / М. А. Петров // Вестник СПбГУ. Серия 8. 2004. — № 16. — Выпуск 2. -С. 51−68.
  90. , А. Об оценки конкурентоспособности товаров и товаропроизводителей / А. Печенкин, В. Фомин // Маркетинг. 2000. — № 2. — С. 2326.
  91. , Т. В поисках эффективного управления / Т. Питере, Р. Уотермен. -М.: Прогресс, 1986. 429 с.
  92. , Н. Стратегический анализ и его роль в обосновании стратегии развития организации / Н. Пласкова // Проблемы теории и практики управления. 2008. — № 1. — С. 86−97.
  93. , С.А. Стратегическое управление / С. А. Попов. М: Инфра — М, 1999.
  94. , М. Конкуренция: пер. с англ. / М. Портер. М.: Издательский дом «Вильяме», 2003. — 496 с.
  95. , М. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость: пер. с англ. / Майкл Е. Портер. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. — 715 с.
  96. , М. Международная конкуренция: конкурентные преимущества стран / М. Портер. М.: Международные отношения, 1993. — 895 с.
  97. , Ю.П. Исследование проблем и разработка путей становления и развития академических инновационных университетов в России / Ю. П. Похолков // Отчет о НИР. Томск: ТПУ, МВТУ им. Баумана Н. Э., СПбГПУ, СПбГЭТУ, ЮРГТУ, ЮУГУ. — 2003.
  98. К.К., Хамел Г. Стержневые компетенции корпорации / Г. Минцберг, Дж.Б. Куинн, С. Гошал. Стратегический процесс. СПб.: Питер. — 2001. — С. 112−124.
  99. Предпринимательские университеты в инновационной экономике / Под общей редакцией профессора Ю. Б. Рубина. М.: ООО «Маркет ДС Корпорейшн», 2005. — 402 с.
  100. Приморский край в 2002 году / Статистический сборник. — Владивосток: Примкрайстат, 2003. 268 с.
  101. Приморский край. Социально-экономические показатели / Статистический ежегодник. Приморскстат. Владивосток, 2007. — 318 с.
  102. Приморье готовится принять переселенцев / Официальный сайт Администрации Приморского края, пресс-релиз «Миграционная политика» от 07.02.2007 Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.primorsky .ru/press/read/?id=l 0503.
  103. Проведение финансового анализа государственного образовательного учреждения / Н. Р. Кельчевская, Н. Б. Прохорова, М. В. Павлова. Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2001.- 127 с.
  104. , В.Г. Основы теории формирования и совершенствования систем показателей внутрифирменного планирования: монография / В. Г. Сазонов. Владивосток: Изд-во «Дальнаука" — Изд-во Дальневост. ун-та, 2002. — 296 с.
  105. , В.П. Стратегия управления вузом / В. П. Соловьев, В. В. Бринза // Университетское управление: практика и анализ. 2002. — № 2.
  106. , К.С. Проблемы применения теории заинтересованных сторон в стратегическом управлении организацией / К. С. Солодухин // Проблемы современной экономики. — 2007. № 4. — С. 152−156.
  107. , К.С., Рахманова, М.С. Инновационная технология стратегического анализа организации на основе теории заинтересованных сторон / М. С. Рахманова, К. С. Солодухин // Научно-технические ведомости
  108. СПбГПУ. 2009. — № 2. — С. 102−111.
  109. , К.С., Рахманова, М.С. Инновационный стратегический анализ вуза как стейкхолдер-компании / М. С. Рахманова, К. С. Солодухин // Экономические науки. 2009. — № 1. — С. 236−243.
  110. , Э. Предпринимательский университет в обществе знаний / Э. Со-рин // Высшее образование в Европе. С. 34−39.
  111. , Н. Предпринимательский университет (Шведский опыт) / Н. Сорокина // Высшее образование в России. — 2002. № 3. — С. 89−92.
  112. , Дж. Неудачи корпоративного управления при переходе к рынку / Дж. Стиглиц // Экономическая наука современной России. 2001. — № 4. -С. 108−146.
  113. Стратегическое планирование / Под ред. Уткина Э. А. -М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ», Издательство ЭКМОС, 1998. 440 с.
  114. , А.В. Инновационный менеджмент: учебник / А. В. Сурин, А. П. Молчанова. М.: ИНФРА-М, 2008. — 368 с.
  115. , P.M. Конкурентоспособность промышленной продукции / P.M. Тихонов. М.: Издательство стандартов, 1985.-114с.
  116. , А.А. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: пер. с англ. / А. А. Томпсон, А.Дж. Стрикленд- под ред. Л. Г. Зайцева, М. И. Соколовой. М: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. -576 с.
  117. , О.Е. Исследования стратегий фирм: возможности концепции механизмов управления и концепции компетенций / О. Е. Уильямсон // Российский журнал менеджмента. 2003. — № 2. — Том 1. — С. 79−114.
  118. Управление в высшей школе: опыт, тенденции, перспективы. Аналитический доклад / Руководитель авторского коллектива В. М. Филиппов. — М.: Логос, 2005. 540 с.
  119. Управление исследованиями, разработками и инновационными проектами / С. В. Валдайцев, О. В. Мотовилов, Н.Н. Молчанов- под ред. С.В. Вал-дайцева. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1995. — 208 с.
  120. ФЗ РФ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ (ред. от 23.07.2008, с изменениями от 24.07.2008) Электронный ресурс. / СПС «Консультант плюс».
  121. ФЗ РФ «Об образовании» от 10.07.1992 Ж 3266−1 (в редакции от Ii3i0220()9*r.)? ЭлёюронньЩфесурс.- / .СПС «<<1С6нсультант: плюс».
  122. ФЗI «Об основах туристической деятельности в РФ» :от 24 ноября 1996 года № 132 (с дополнениями' от- 18.01.2007 года) Электронный ресурс. / СПС «Консультант плюс».
  123. , Е.В. Стратегический анализ в системе корпоративного-управления: сущность и задачи / Г. В. Федоришин // Экономический анализ: теория и практика. 2002. — № 2 (сентябрь-октябрь). — С. 29−32.
  124. , К. Стратегический и конкурентный анализ. Методы и средства конкурентного: анализа в бизнесе / К. Фляйшер, Б. Бенсуссан. М.: БИНОМ. Лаборатория-знаний, 2005. — 541 с.
  125. , О.Ю. Комплексная оценка экономической эффективности деятельности предприятий с позиций заинтересованных сторон :дис.. канд. экон. наук / Хазов О. Ю. Волгоград, 2006. -192 с.
  126. , Д. Стратегический менеджмент / Д. Хасби. М: Контур, 1998. -¦.' 200 с.:.' :Г- ^ '. :'¦¦¦ ¦'•'. ¦ ¦'.. — ,
  127. Д. Стратегия и планирование- пер-/с англ. / Д. Хасси- под ред. Л. А. Трофимовой. — СПб. Питер, 2001. — 384 с.
  128. , Д.В. Управление и консалтинг в высшей школе / Д. В. Холкин // Университетское управление: практика, и анализ. 2004. — № 2 (30). — С. 17−26. '"•¦
  129. , В.А. Экономический анализ: торговля, общественное питание, туристический бизнес: учебное пособие для вузов / В.А. Чернов- под ред.
  130. М.И. Баканова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
  131. , Д.А. Систематизация методов и разработка технологии стратегического анализа при формировании стратегий бизнес-уровня: дис.. канд. экон. наук / Черноморский Д. А. С-Петербург, 2004. — 190 с.
  132. , А.Д. Методика финансового анализа: учебное пособие / А. Д. Шеремет, Е. В. Негашев. М.: ИНФРА-М. 1999.
  133. , Г. В. Жизненный цикл организации: эмпирические исследования и теоретические подходы / Г. В. Широкова // Российский журнал менеджмента. 2007. — № 3. — Том 5. — С. 85 — 90.
  134. , К.В. Сравнительный анализ конкурентоспособности и финансового состояния предприятий отрасли и/или региона / К. В. Щиборщ // Маркетинг в России и за рубежом. 2000. — № 5. — С. 93−111.
  135. Экономика и организация управления вузом: учебник / Ю. С. Васильев, В. В. Глухов, М. П. Федоров и др.- под ред. д-ра экон. наук В. В. Глухова. -СПб.: Лань, 1999.-448 с.
  136. Экономика предприятия: учеб. для вузов / Под ред. Ф. Беа, Э. Дихтла, М. Швайтцера- Пер. с немец. В. А. Антонова. М.: Инфра-М, 1999. — 928 с.
  137. Экономическая теория: учебник для студентов высших учебных заведений / Под ред. В. Д. Камаева. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. -640 с.
  138. , Ф. Эпоха инноваций / Ф. Янсен. М., Инфра-М, 2002.
  139. Яшин, Н. С. Исследование конкурентоспособности промышленного предприятия: методология и опыт: дис. .д. э. наук / Н. С. Яшин. Саратов, 1997.-237 с.
  140. Andrews, K.R. The Concept of Corporate Strategy // Dow Jones-Irwin Home-wood, IL. 1971.
  141. Barney, J.B. Finn resources and sustained competitive advantage // Journal of management. -1991. Vol.17, № 1. — p. 99−120.
  142. Barney, J.B. Gaining and sustaining competitive advantage // Addison-Wesley. 1996.
  143. Bryson, J.M. Strategic Planning for Public and Nonprofit Organization // Revised Edition, San Francisco: Jossey-Bass. 1995. — P. 24−25.
  144. Caroll, A. B. Corporate Social Responsibility: Evolution of Definitional Construct // Business and Society. 1999. — Vol. 38. — N 3. — P. 268−295.
  145. Clark, B.R. Creating Entrepreneurial Universities: Organizational Pathways of Transformation.- Oxford: Pergamon Press, 1998.
  146. Collis, D.J., Montgomery, C.A. Competing on resources: Strategy for the 90s // Harvard business review. 1995. — July-Aug. — P. 118−128.
  147. Collis, D.J., Montgomery, C.A. Corporate strategy: Resources and the scope of the firm. Chicago. 1997. — P. 28−29.
  148. Cool, K., Costa, L. A, Dierickx I. Constructing competitive advantage // Handbook of strategy and management / Ed. By A. Pettigrew, H. Thomas, R. Whillington. Sage Publication, London. 2002. — P. 55−71.
  149. De Geus A. Planning as leaning. Harvard Business Review. 1988. — № 66 (l).-P. 70−74.
  150. Donaldson, T. The stakeholder revolution and the Clarkson principles. Business Ethics Quarterly. 2002. — № 12 (2). P. 107−111.
  151. Drucker, P. Innovations and Entrepreneurship. Practice and Principles. N.Y.: Harper and Row, 1985.
  152. Freeman R.E. Strategic Management: A Stakeholder Approach. Pitman Publishing: London, 1984.
  153. Frooman, J. Stakeholder Influence Strategies // Academy of Management Review. 1999. — Vol. 24. — № 2. — P. 191−205.
  154. Hitt, M.A., Ireland, R.D., Hoskisson, R.E. Strategic Management: Competitiveness and Globalization. N. Y. 1995.
  155. Jones, T.M., Wicks, A.C. Convergent Stakeholder Teory // Academy of Manadgement Review. 1999. — Vol. 24. — N 2. — P. 206 — 221.
  156. Koch, R. Strategy: How to Create and Deliver a Usefil Strategy // Prentice Hall: London. 2000.
  157. Mintzberg, H. Patterns of strategy formulation // Management Science. 1978. -№ 24.-P. 934−948.
  158. Mintzberg, H. The Rise and Fall of Strategic Planning: Reconceiving Roles for Planning, Plans, Planners // Free press: N.Y. 1994. — P. 221−321.
  159. Mitchell, R.K., Agle, B.R., Wood, D.J. Toward a theory of stakeholder identification and salience: defining the principle of who and what really counts // Academy of Management Review. 1997. — Vol. 22. — № 4. — P. 853 — 886.
  160. Peteraf, М.А. The cornerstones of competitive advantage: A resource — based view// Strategic management journal. 1993. — Vol. 14. — № 3. — P. 179−191.
  161. Peters, T. Liberation Management. Knopf: N.Y., 1992.
  162. Pfeffer, J. Power in organizations. Marshfield, MA, Pitman, 1981. — XIV. -391p.
  163. Post, J.E., Preston, L.E., Sachs, S. Redefining the Corporation: Stakeholder Management and Organizational Wealth. Stanford University Press: Stanford, 2002.
  164. Quinn, J.B. Strategies for Change: Logical Incrementalism // Dow Jones-Irwin: Homewood, IL, 1980.
  165. Rowley, T.J. Moving beyond Dyadic Ties: a Network Theory of Stakeholder Influences // Academy of Management Review. 1997. — Vol. 22. — № 4. — P. 887−910.
  166. Selznick, P. Leadership in Administration. New York: Harper, 1957.
  167. Steiner, G.A. Strategic Factors in Business Success. Financial executives research foundation: N.Y., 1969.
  168. Steurer, R., Langer, M., Konrad, A., Martinuzzi, A. Corporations, Stakeholders and Sustainable Development I: A Theoretical Exploration of Business-Society Relations // Journal of Business Ethics. 2005. — Vol. 61. — N 3. — P. 263−281.
  169. Suchman, M.C. Managing legitimacy: strategic and instrumental approaches // Academy of Management Review. 1995. — Vol. 20. — P. 571 610.
  170. Van Marrewijk, M. Concepts and Definitions of CSR and Corporate Sustain-ability: between Agency and Communion // Journal of Business Ethics. 2003. -Vol. 44.-N 2/3.-P. 95−105.
  171. Windsor, D. The Future of Corporate Social Responsibility // The International Journal of Organizational Analysis. 2001. — Vol. 9. — N 3. — P. 225−256.
Заполнить форму текущей работой