Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Оптимизация путей повышения профилактической подготовленности среднего медицинского персонала акушерско-гинекологической службы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ многочисленных источников (Семенков Н.Н., 1982; Деев А. Н., 1987; Перфильева Г. М., 1995; Задворная O. JL, 1995; Володин Н. Н., 1996; Селиванов Н. С., 1998; Глотова И. Г., 1998; Лебедева И. В., 1999; Стародубов В. И., 1999; Вербицкий А. А., 2000; Михайлова Ю. В., 2001) показал, что в решении нынешних проблем общественного здравоохранения и обеспечении высококачественной медицинской помощи… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. СРЕДНИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ПЕРСОНАЛ: ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНОСТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)

ГЛАВА 3. ХАРАКТЕРИСТИКА КОМПОНЕНТОВ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА И ОТДЕЛЕНИЯ ВЫСШЕГО СЕСТРИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ АКАДЕМИИ С ПОЗИЦИИ ИХ СООТВЕТСТВИЯ БАЗОВОЙ ПРОФЕССИОГРАММЕ

3.1 Социальная и медицинская характеристика студентов медицинского колледжа и отделения высшего сестринского образования медицинской академии

3.2 Характеристика социально-психологического и индивидуально-личностного статуса среднего медицинского персонала на додипломном этапе с позиции их соответствия базовой профессиограмме

3.4. Характеристика уровня знаний, умений и навыков будущих медицинских сестер со средним и высшим медицинским образованием с позиций соответствия базовой профессиограмме

ГЛАВА 4. ХАРАКТЕРИСТИКА КОМПОНЕНТОВ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДИПЛОМИРОВАННЫХ АКУШЕРОК С ПОЗИЦИИ ИХ СООТВЕТСТВИЯ БАЗОВОЙ ПРОФЕССИОГРАММЕ

4.1 Социальная и медицинская характеристика дипломированных акушерок

4.2 Характеристика социально-психологического и индивидуально-личностного статуса среднего медицинского персонала на последипломном этапе с позиции их соответствия базовой профессиограмме

4.3 Характеристика уровня знаний, умений и навыков дипломированных акушерок с позиций соответствия базовой профессиограмме

4.4. Характеристика навыков саморазвития у дипломированных акушерок с позиции их соответствия базовой профессиограмме

ГЛАВА 5. АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ФАКТОРОВ НА ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА АКУШЕРСКО-ГЕНИКОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ПО ВОПРОСАМ ПРОФИЛАКТИКИ ЗЛОКАЧЕСТВЕННЫХ НОВООБРАЗОВАНИЙ У ЖЕНЩИН

ГЛАВА 6. КОМПЛЕКС ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ОПТИМИЗАЦИИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬЮ СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА

6.1. Обоснование нового подхода к управлению процессом профессионального и личностного развития средних медицинских работников акушерско-гинекологической службы

6.2. Результаты эксперимента по повышению профилактической подготовленности среднего медицинского персонала на разных этапах профессионального становления по вопросам профилактики злокачественных новообразований у женщин

Оптимизация путей повышения профилактической подготовленности среднего медицинского персонала акушерско-гинекологической службы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования определяется тем, что восстановление, сохранение и укрепление здоровья населения на современном этапе социально-экономического развития общества в условиях становления рыночной экономики настоятельно требует системного анализа существующей ресурсной базы с целью разработки эффективной системы медицинской помощи.

Критическое переосмысление отечественного и зарубежного опыта в области кадровой политики здравоохранения привело к пониманию необходимости выделения вопросов развития сестринской помощи в нашей стране в число приоритетных задач.

Анализ многочисленных источников (Семенков Н.Н., 1982; Деев А. Н., 1987; Перфильева Г. М., 1995; Задворная O. JL, 1995; Володин Н. Н., 1996; Селиванов Н. С., 1998; Глотова И. Г., 1998; Лебедева И. В., 1999; Стародубов В. И., 1999; Вербицкий А. А., 2000; Михайлова Ю. В., 2001) показал, что в решении нынешних проблем общественного здравоохранения и обеспечении высококачественной медицинской помощи важная роль отводится медицинским сестрам и акушеркам. Авторы указывают, что российское здравоохранение сталкивается в настоящее время с целым рядом вопросов кадрового порядка: сохраняется дисбаланс между количеством средних медицинских работников и врачей, высокая текучесть кадров, низкая заработная плата медицинских работников, и другие. Подчеркивается (Куценко Г. И., 1999), что развитие сестринского образования и реформа сестринского дела будут способствовать развитию сестринского процесса и экономической эффективности медицинской помощи. Некоторыми исследователями отмечается значимость среднего медицинского персонала в проведении профилактической работы (Странадко Е.Ф., 1989; Пьянзина Я. А., 1991; Комарова J1.E., 1993; Кучеренко В. З., Сырцова Л. Е., 1996; Бурдина Л. М., 1999), особенно на этапе скрининг-диагностики. При этом, формирование качественно нового уровня сестринской помощи населению невозможно без серьезных преобразований в системе профессионального развития среднего медицинского персонала. Среди проблем профилактики существенное место занимают аспекты, связанные с предупреждением онкозаболеваемо-сти.

Вместе с тем, до сих пор практически отсутствуют работы по изучению подготовленности средних медицинских работников акушерско-гинекологической службы по вопросам профилактики злокачественных новообразований. Исследования по данной проблеме носили до настоящего времени, как правило, фрагментарный характер и не позволили сформировать четкое представление о качественных параметрах сестринского персонала с учетом их специализации. Кроме того, не отслеживалось состояние кадрового ресурса на разных этапах его профессионального становления.

В связи с этим цель исследования: на основании комплексного социально-гигиенического исследования разработать пути оптимизации профилактической подготовленности среднего медицинского персонала акушерско-гинекологической службы (на примере профилактики и ранней диагностики онкопатологии у женщин) на дои последипломном этапах.

Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:

1. Разработать методику комплексного социально-гигиенического исследования готовности среднего медицинского персонала к профилактической деятельности на разных этапах его подготовки (на примере профилактики и ранней диагностики онкопатологии).

2. Определить структуру базовой профессиограммы у среднего медицинского персонала акушерско-гинекологической службы для выполнения профилактической деятельности (на примере профилактики и ранней диагностики онкопатологии).

3. Установить степень соответствия базовой профессиограмме в части профилактической деятельности социально-гигиенических, медико-биологических, психологических характеристик и профессиональной компетентности у среднего медицинского персонала акушерско-гинекологической службы на додипломном этапе подготовки.

4. Установить степень соответствия базовой профессиограмме в части профилактической деятельности социально-гигиенических, медико-биологических, психологических характеристик и профессиональной компетентности у среднего медицинского персонала акушерско-гинекологической службы на последипломном этапе подготовки.

5. Выявить социально-гигиенические факторы, определяющие состояние профессиональной подготовленности среднего медицинского персонала акушерско-гинекологического профиля к профилактической деятельности (на примере профилактики и ранней диагностики онкопатологии).

6. Разработать комплекс медико-организационных мероприятий по оптимизации этапной подготовки медицинских кадров со средним и высшим сестринским образованием для профилактической деятельности в акушерско-гинекологической службе (на примере профилактики и ранней диагностики онкопатологии).

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые:

— разработана комплексная социально-гигиеническая методика исследования готовности среднего медицинского персонала акушерско-гинекологической службы кпрофилак тической деятельности (на примере профилактики и ранней диагностики онкопатологии у женщин) на дои последипломном этапах подготовки;

— определена структура компонентов базовой профессиограммы среднего медицинского персонала акушерско-гинекологической службы в части подготовленности к профилактической деятельности (на примере профилактики иранней диагностики онкопатологии у женщин);

— получена количественная оценка степени соответствия социально-гигиенических, медико-биологических, психологических, профессиональных характеристик базовой профессиограмме в части подготовленности к профилактической деятельности у среднего медицинского персонала акушерско-гинекологической службы на додипломном этапе (на примере профилактики иранней диагностики онкопатологии у женщин);

— получена количественная оценка степени соответствия социально-гигиенических, медико-биологических, психологических, профессиональных характеристик базовой профессиограмме в части подготовленности к профилактической деятельности у среднего медицинского персонала акушерско-гинекологической службы на последипломном этапе (на примере профилактики и ранней диагностики онкопатологии у женщин);

— выделены факторы, определяющие состояние профилактической подготовленности среднего медицинского персонала акушерско-гинекологической службы, на разных этапах подготовки.

Научно-практическая значимость работы заключается в том, что предложенная методика комплексного социально-гигиенического исследования подготовленности к профилактической деятельности (на примере профилактики и ранней диагностики онкопатологии у женщин) у средних медицинских работников акушерско-гинекологической службы может быть реализована как типовая для изучения других направлений профессиональной готовности специалистов службы и в других профилях специальностей.

Внедрение результатов работы в практику.

Полученные в ходе исследования данные о современном состоянии подготовленности акушерского персонала на разных этапах профессионального роста по вопросам профилактики злокачественных новообразований, включены в информационное письмо Управления здравоохранения Ивановской области «О состоянии подготовленности среднего медицинского персонала акушерско-гинекологической службы на дои последипломном этапе по вопросам профилактики важнейших неинфекционных заболеваний» (2001 г).

Обобщенные результаты проведенных исследований, а также подготовленные документы методического характера, нашли применение при проведении практических занятий со студентами и курсантами курсов повышения квалификации акушерок на факультете переподготовки и последипломного образования (ФППО) Ивановской государственной медицинской академии (ИГМА), а также внедрены в ряде учреждений здравоохранения Ивановской области.

Настоящая работа послужила основанием для составления методических разработок, которые внедрены в учебный процесс кафедры общественного здоровья и здравоохранения ИГМА.

Апробация работы.

Апробация работы прошла на межотделенческой конференции ГУ «ИвНИИ материнства и детства им. В.Н. Городкова» МЗ РФ в апреле 2003 г.

Материалы диссертации доложены и обсуждены на Международных конференциях «Здоровье и образование XXI век» (г. Москва, 1999, 2000) и «Образование и здоровье» (г. Москва, 1999), Всероссийской конференции «Здоровье и образование» (г. Калуга, 1999), Республиканском семинаре «Новые технологии в акушерстве и гинекологии» (г. Иваново, 1999), 2-ом Всероссийском съезде акушерок (Москва, 2000), областных научно-практических конференциях.

По теме диссертации опубликовано 8 научных работ.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Основу определения готовности среднего медицинского персонала акушерско-гинекологической службы к выполнению профилактической деятельности (в части профилактики и ранней диагностики онкопатологии у женщин) на до и последипломном этапах может составить оценка степени отклонения от базовой профессиограммы, которая может быть составлена на основе предложенной комплексной социально-гигиенической методики исследования подготовленности этих специалистов.

2. Направлениями медико-организационных подходов к оптимизации подготовленности среднего медицинского персонала акушерско-гинекологической службы к профилактической деятельности в части профилактики и ранней диагностики онкопатологии у женщин должны явиться непрерывность проведения экспертизы подготовленности персонала по этапам его профессиональной подготовки и выбор мер коррекции, основу которого может составить предложенная базовая профессиограмма по этому направлению деятельности.

Личное участие автора. Автор принимал личное и непосредственное участие в выполнении исследований по всем разделам диссертации. Ряд математических расчетов проводился (с участием автора) специалистами вычислительного центра ГУ «Ивановского научно-исследовательского института материнства и детства им. В.Н. Городкова» МЗ РФ с применением программ, разработанных в среде Fox Pro 2,6. На выполненные совместно частные задачи исследования (Па-рейшвили В.В., Мушников Д.Л.) имеются ссылки в диссертации, и авторы представлены в совместных публикациях. Доля участия автора в накоплении и обработке информации более 80%, а в обобщении и анализе материала до 100%.

ВЫВОДЫ.

1. Предложенная методика социально-гигиенического исследования готовности к профилактической деятельности среднего медицинского персонала акушерско-гинекологической службы, включающая выделение компонентов базовой профессиограммы по этому направлению деятельности как совокупного результата оценки экспертами разного уровня (эксперт-профессионал-медикэксперт-непрофессионал-медикэксперт — непрофессионал — пациент немедик) — определение критериев количественной оценки степени соответствия фактической подготовленности базовой профессиограмме на дои последипломном этапах, обеспечивает получение теоретической информации, необходимой для разработки предложений по оптимизации професиональной подготовки среднего медицинского персонала по выделенному компоненту деятельности.

2. В структуру предложенной базовой профессиограммы среднего медицинского персонала акушерско-гинекологической службы в части профилактической деятельности (на примере профилактики и ранней диагностики онкопатологии у женщин) по данным эксперных оценок входят 11 профессиональных, социально-гигиенических и психологических компонентов. При этом ведущие средне ранговые места заняли следующие качества: владение навыками онкоосмотра (1,3), знание вопросов сохранения здоровья и профилактики заболеваний (1,7), владение навыками санитарного просвещения (3,7), умение налаживать межличностное взаимодействие (4,0), владение навыками саморазвития (5,3).

3. На додипломном этапе состояние подготовленности среднего медицинского персонала акушерско-гинекологической службы с учетом базовой профессиограммы в части профилактической деятельности имеет наиболее часто отклонения по таким компонентам как: знание вопросов сохранения здоровья и профилактики заболеваний, владение навыками онкоосмотра, саморазвития, навыками санитарного просвещения и межличностного общения. При этом индекс соответствия базовой профессиограмме составляет 65%.

4. На последипломном этапе дефицит готовности среднего медицинского персонала акушерско-гинекологической службы по соответствию базовой профессиограмме в части профилактической деятельности имеется наиболее часто по таким компонентам как: знание вопросов сохранения здоровья и профилактики заболеваний, владение навыками онкоосмотра, владение навыками санитарного просвещения, умение налаживать межличностное взаимо-дейтсвие. При этом индекс соответствия базовой профессиограмме составляет 78%.

5. На качество профессиональной компетентности среднего медицинского персонала акушерско-гинекологической службы в части профилактической деятельности (на примере профилактики и ранней диагностики онкопатологии у женщин) оказывают влияние 5 групп социально-гигиенических факторов. При этом наибольшую силу влияния на додипломном этапе подготовки имеют такие как факторы саморазвития (чтение дополнительной специальной литературы, участие в научно-исследовательской работе), социально-психологические (связь профессионального будущего с сестринской профессией, уровень мотивации к успеху в учебе), социально-экономические (совмещение учебы с работой) — медико-социальные (образ жизни) — на последипломном — социально-трудовые (уровень мотивации к профилактической работе, уровень удовлетворенности своей работой, возраст, уровень квалификации, условия труда, наличие работы вне основной, намерение связать профессиональное будущее с акушерской профессией), саморазвития (посещение сестринских конференций, желание повысить квалификацию, чтение специальной медицинской литературы), социально-психологические (взаимоотношения с врачами и пациентами, темперамент, коммуникабельность, умение разрешать конфликтные ситуации, место гуманистических ценностей в общей их структуре), медико-социальные (взаимоотношения в семье), социально-экономические (неблагоприятные жилищно-бытовые условия).

6. Предложенный комплекс медико-организационных мероприятий по оптимизации подготовки среднего медицинского персонала акушерско-гинекологической службы к профилактической деятельности, включающий этапное определение индекса соответствия подготовленности кадров предложенной базовой професиограмме в части профилактики и ранней диагностики онкопатологии у женщин, выбор наиболее дефицитных компонентов готовности и соответственно мер социально-психологической, медицинской и образовательной коррекции, обеспечило повышение эффективности подготовки средних медицинских кадров и участия их в системе профилактики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Анализ литературных источников показал, что несмотря на несомненную значимость среднего медицинского персонала в проведении профилактической работы, особенно на этапе скрининг-диагностики, вопросы подготовленности среднего медицинского персонала акушерско-гинекологической службы по профилактике онкопатологии у женщин в современных условиях изучены мало, что требует проведения научных исследований.

По результатам трехсторонней экспертной оценки определены личност-но-профессиональные качества, необходимые акушерке для успешного выполнения онкопрофилактики, среди которых наиболее значимыми оказались следующие: владение навыками онкоосмотра, знания вопросов сохранения здоровья и профилактики заболеваний, владение навыками санитарного просвещения, умение налаживать межличностное взаимодействие, владение навыками саморазвития.

Установлено, что на додипломном этапе уровень подготовленности средних медицинских работников по вопросам профилактики онкопатологии репродуктивной системы у женщин не отвечает современным требованиям и актуальности проблемы. Опрос учащихся колледжа показал, что диагностическими манипуляциями — осмотр и пальпация молочной железы, пальпация лимфатических узлов, — владеют соответственно 78% и 85,5% опрошенных. Провести осмотр шейки матки в зеркалах смогут 72,7% учащихся. Отметили, что владеют техникой взятия мазков на онкоцитологию 54,5% респондентов. Проведут, при необходимости, пальцевое исследование прямой кишки 41% опрошенных. Результаты оценки умений и навыков студентов отделения МВСО показали их более высокий уровень подготовленности. Так, владеют техникой проведения осмотра и пальпации молочной железы 89,4% студентов, пальпации лимфатических узлов 86,4%, осмотра шейки матки в зеркалах — 73,5%, взятия мазков на онкоцитологию — 68,2%, пальцевым исследованием прямой кишки — 45% студентов. Тестирование средних медицинских работников по вопросам профилактики злокачественных новообразований у женщин подтвердило низкий уровень знаний будущих медицинских сестер. Так, неудовлетворительные и удовлетворительные оценки по результатам тестирования получили 63% студентов отделения ВСО, 67% учащихся колледжа.

Анализ данных оценки профилактической подготовленности дипломированных акушерок показал, что процент не владеющих рядом важнейших скринингов среди них высок: каждая вторая акушерка женской консультации не знакома с методикой пальпации лимфоузлов, каждая четвертая работница аку-шерско-гинекологического стационара не знает порядок взятия мазков на онкоцитологию. Пальцевое исследование прямой кишки, как показал опрос, остается не освоенной методикой для подавляющего большинства (84,9%) среднего медицинского персонала.

Сопоставительный анализ данных оценки состояния компонентов профилактической подготовленности акушерского персонала (в части ранней диагностики и профилактики онкопатологии) показал, что имеются различия в частоте отклонений этих показателей от нормативных значений на до и после дипломных этапах профессионального становления специалистов. Так, если на додипломном этапе частота отклонений от базового уровня показателя «владение навыками онкоосмотра» составил 35,6 на 100 студентов, то на последипломном — 22,3 на 100 дипломированных акушерок. По компоненту профессио-граммы «знание вопросов сохранения здоровья и профилактики заболеваний» различия были менее существенными: соответственно 24,5 и 19,7 на 100 респондентов. Частота отклонений по компоненту «владение навыками санитарного просвещения» на додипломном этапе составляла 35,6 на 100 студентов, на последипломном — 32,3 на 100 работающих акушерок. Умение налаживать межличностное взаимодействие является общей проблемной точкой как на до-так и на последипломном этапах, — частота отклонений этого параметра про-фессиограммы составила соответственно 30,5 и 29,4 на 100 респондентов. Наиболее существенные различия по частоте отклонений параметров профессиограммы от базовых значений отмечены по компоненту «владение навыками саморазвития»: среди студентов она составила 42,8, а среди дипломированных работников 24,8 на 100 респондентов. Выявленная закономерность послужила основанием для рассмотрения процесса саморазвития персонала в качестве ведущего направления в разработке подходов к оптимизации профилактической подготовленности среднего медицинского персонала акушерско-гинекологической службы. Индекс соответствия базовой профессиограмме составил среди студентов 65%, а у дипломированных акушерок — 78%.

Установлено, что среди среднего медицинского персонала акушерско-гинекологической службы на дои после дипломных этапах высока распространенность факторов риска снижения профилактической подготовленности ведущими из которых являются: на додипломном этапе — низкий уровень мотивации к успеху в учебе, низкая информационная активность, совмещение учебы с работой, нарушение принципов здорового образа жизнина последипломном — низкий уровень удовлетворенности работой, низкий престиж медицинской профессии, наличие работы вне основной, ограничение информационной активности, социально-бытовая необустроенность, не умение общаться.

Таким образом, материалы исследования позволили оценить состояние компонентов профилактической подготовленности среднего медицинского персонала на этапах профессионального становления кадрового ресурса, определить степень их отклонения от базовой профессиограммы, а также установить факторы медико-социального, социально-психологического и профессионального характера, влияющие на успешность усвоения профилактических знаний, умений и навыков. Установленные различия в частоте отклонений компонентов профессиограммы акушерок от базового уровня, с наиболее существенным разрывом по параметру «владение навыками саморазвития» позволил определить основным направлением оптимизации профилактической подготовленности среднего медицинского персонала принцип непрерывности образования. Результаты исследования, а также разработанный на их основе комплекс предложений по повышению уровня подготовленности среднего медицинского персонала акушерско-гинекологической службы по вопросам профилактики онкопатологии у женщин в современных условиях, включающий тест-карту оценки профилактической подготовленности, шкалы оценки риска ее снижения на дои последипломном этапах, модель системы управляющего слежения за процессом профессионального и личностного развития средних медицинских работников, — позволил получить медицинский и социальный эффект, выразившийся в увеличении коэффициента профилактической подготовленности акушерского персонала в 3 раза, что в комплексе с другими медико-социальными мерами, обусловило снижение (за период 2001;2002гг.) числа запущенных случаев онкопатологии репродуктивной системы у женщин в регионе на 12%, повышение удовлетворенности пациентов, оказанной помощью на 23,4%.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности, -М.: Наука, 1980. -336 с.
  2. Г. А., Полесский В. А. Задачи и перспективы развития службы медицинской профилактики и укрепления здоровья //Здравоохранение Рос. Федерации. -1994. -№ 6. -С. 10−12.
  3. Г. А. Комментарий к приказу Минздравмедпрома Р.Ф. от 22.12.95 № 364 // Здравоохранение. -1996. -№ 5. -С. 46−49.
  4. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности, -М.: Мысль, 1976.-158 с.
  5. .Г. Избранные психологические труды: В 2 т. м -М.: Педагогика, 1980, Т. 2. -288 с.
  6. Г. М. О системном подходе в эмпирическом социальном исследовании // Лекции по методике конкретных социальных исследований /Под ред. Г. М. Андреевой. -М.: МГУ, 1972. -С. 4−55.
  7. Г. М. Социальная психология, -М.: МГУ, 1988. -432 с.
  8. И.М. Система управления кадрами в здравоохранении, -М.: 1994. с.
  9. И. Мы не должны совершать ошибок //Сестринское дело. 1999. -№ 6. — С.34−35.
  10. О.В. валеологический подход к сестринскому процессу// Медицинская помощь.- 2000.- № 2. С. 44.
  11. Н.Н., Введенский M.JL, Субботин А. В., Развозжаева Е. Ю. Роль средних медицинских работников Угличской ЦРБ в развитии информатизации ЛПУ/ Сестринское дело. № 5. — 1999. — С. 18.
  12. В.Д. Кабинет профилактических осмотров в поликлиннике //Сов. здравоохранение, -1972. -№ 4. -С. 16−20.
  13. Бахтина J1.K. Работа главной медсестры больницы в современных условиях //Медицинская помощ. -1998. -№ 1. -С. 37−39.
  14. Н.Н. Деонтология в онкологии. М.: Медицина, 1981. -303 с.
  15. Н.Н., Орловский J1.B., Серебров А. И. Противораковая пропаганда, -М.: Медицина, 1980. -184 с.
  16. И.Д. О показателях для оценки качества и эффективности работы врачей, медицинских учреждений и органов здравоохранения //Сов. здравоохранение, -1968. -№ 10. -С. 30−34.
  17. Р. Значение совершенствования подготовки медицинских сестер для современной клиники// Сестринское дело. -2000. -№ 4. -С. 12,
  18. А.А. Личность и общение // Избр. Тр., -М.: Педагогика, 1983. -271 с.
  19. Ю.П. Профилактика психосоматических расстройств и ятрогений// Медицинская сетра. 2001, — № 2. — С.19−20.
  20. В.В., Немировский Д. Э., Турыгин В. В. Социально-психологическое изучение производственных факторов здорового образа жизни // Здравоохр. Рос. Федерации. -1993. -№ 5. -С. 20−22.
  21. О.Д. Подводя итоги. //Сестринское дело. № 3.- 1999. — С. 6.
  22. Бурдина J1.M. Заболевания молочной железы. Кто виноват, и что делать? //Сестринское дело. 1999. — № 5. — С.35−34.
  23. B.C., Куценко Г. И. Эргономическая оценка рабочих мест и поз // Труд и здоровье медицинских работников / Под ред В. К. Овчарова. -М., Медицина, 1985. -С. 39−54.
  24. С. Л. Комаревцева Н.Б., Лихота А. И. Опыт по развитию сестринского дела в Ставрапольской краевой клинической больнице/Сестринское дело. 1999. — № 5. — С. 14−15.
  25. Введение в специальность / Под ред. И. А. Сыченкова. -М.: Медицина, 1980. -296 с.
  26. А.А. Комплексное обучение в системе профессионального образования// Медицинская сестра. -2000.- № 6. С.20−29.
  27. В.К. Психологические мотивации человека. М.: Издательство МГУ, 1990. -288 с.
  28. Н.А. Принципы работы с медицинскими кадрами, -М.: Медгиз, 1955. -96 с.
  29. А. Время работает на реформы. //Сестринское дело. 1999. -№ 4. — С.3−4.
  30. Н.Н. Пути совершенствования сестринского образования // Медицинская помощь. -1996. -№ 9. -С. 4−7.
  31. Н.Н., Дружинина А. Развитие медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации//Сестринское дело. -1998. -№ 4. -С. 5−6- № 5−6. С.6−7.
  32. Н.Н. Сверим часы //Сестринское дело. 1999. — № 3. — С.7.
  33. И. Рак молочной железы: клиника, диагностика // Врач. -1996. -№ 10.-С. 14−15.
  34. Г. П. Эмпатия как специфический способ познания человека человеком // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга/Отв. ред. О. Г. Кукосян. -Краснодар: КГУ, 1975. -С. 17−19.
  35. Г. И. Заболеваемость врачей // Сов. здравоохранение. -1969. -№ И.-С. 26−28.
  36. В.А. Системные описания в психологии, -Д.: ЛГУ, 1984. -176 с.
  37. А.Г., Клиниченко Н. М., Падченко А. П. К оценке условий, содержания и характера труда врачей основных специальностей // Сов. здравоохранение. -1974. -№ 10. -С. 45−98.
  38. .М. Экономика и социология труда, -М.: Изд-во НОРМА-ИНФРА-М, 1998. -384 с.
  39. Р.Б., Когаловская А. С., Марушин Ю. Б. Конфликт: социально-психологический аспект. -Иваново: ИвГУ, 1995, -168с.
  40. И.Г. Социально-гигиеническая характеристика средних медицинских кадров и пути реформирования сестринского дела и образования в Белгородской области: Автореф. дис. насоискание учен, степени канд. мед. наук.-М., 1998.-26 с.
  41. Государственный доклад о состоянии здоровья населения Российской Федерации в 1996 г. // Здравоохр. Рос. Федерации. -1998. -№ 5. -С. 3−26.
  42. И.А., Матвеева С. В. Принципы индивидуальной профилактики основных неинфекционных заболеваний и укрепления здоровья в условиях кризиса общества // Здравоохр. Рос. Федерации. -№ 3. -С. 18−21.
  43. В.П., Зозюк Н. Т. Роль диспансеризации в активном выявлении ранних форм рака молочной железы // Вопросы онкологии. -1980. -Т.26. -№ 7. -С. 3−8.
  44. В.П., Варшавский Ю. В., Франк Г. А., Островцев Л. Д., Островская И. М., Павлова Е. А. Проблемы ранней диагностики рака молочной железы // Вопросы онкологии. -1983. -Т. 29. -№ 11. -С. 38−41.
  45. Г. З. Профилактическое направление советского здравоохранения и диспансеризация // Сов. здравоохранение. 1978. -№ 1. -С. 3−10.
  46. Г. З., Полонский М. А. Теоретические и организационные основы диспансеризации населения, -М.: Медицина, 1987. -288 с.
  47. Г. З., Соболева Н. П. О некоторых проблемах совершенствования специализированной медицинской помощи // Здравоохр. Рос.
  48. Фед. -1988. -№ 4. -С. 6−8.
  49. А.Н. Социально-гигиеническая характеристика здоровья и условий жизни средних медицинских работников и членов их семей: Автореф. дис. канд. мед. наук.-Томск, 1987.- 19 с.
  50. И.Н., Мелешко В. П. Медицинские кадры России // Проблемы соц. гиг. и история мед. -1996. -№ 2. -С. 30−33.
  51. Диагностика злокачественных опухолей при диспансеризации населения / Под ред. Н. Н. Блинова. -С.Пб.: Гиппократ, -1994. -224 с.
  52. Диспансеризация городского населения / Под ред. С. Я. Фрейдмена. М.: Медицина, -1964. -650 с.
  53. Н.В. /Новосибирск/ Вопросы гигиенического обучения и воспитания населения по профилактике неинфекционных заболеваний //Здравоохр. Рос. Федерации. -1990. -№ 7. -С. 37−38.
  54. Я.И. Об оценке качества и эффективности профилак-тической работы цеховых врачей // Здравоохр. РСФСР. -1974. -№ 11. -С. 15−16.
  55. Д.В. Алгоритм оценки качества медицинской помощи помощи // Здравоохр. Рос. Федерации. -1993. -№ 8. -С. 6−8.
  56. Е.В. Личность современного менеджера рукодителя сестринского дела//Медицинская помощь.- 1996. -№ 4.- С. 9−12.
  57. Е.С., Алексеева J1.A., Пенюгина Е. Н., Петрова Н. Г. Современные оценки качества стационарной медицинской помощи по результатам социологического опроса // Проблемы соц. гиг. и история мед. -1996. № 3. — С. 20−22.
  58. Закон Российской Федерации «Об образовании» в редакции от 13 января 1996 г № 12 ФЗ // Среднее профессиональное образование: Сб. нормативных документов/ Под. ред. П. Ф. Анисимова. М., 1997. — С. — С. 3−51.
  59. Задворная O. J1. Опыт РАМПО в дополнительном профессиональном образовании сестринских кадров// Медицинская помощь.-1999.-№ 2.- С.32−33.
  60. Д.И., Исполатовская Э. О., Никовская М.И., Leslie Robertson, June
  61. Hutt. Совершенствование подготовки медсестры педиатрического профиля// Медицинская помощь.-2000.- № 2.- С.44−45.
  62. Здоровье Европы в руках медицинских сестер и акушерок// Сестринское дело. -2000. -№ 43. -С. 3.
  63. В.П., Мунипов В. М. Основы эргономики, -М.: Изд-во МГУ, 1979. -343 с.
  64. Ю.И., Куценко Г. И. Организация труда медицинского персонала городской поликлиники, -М.: Медицина, 1988. -288 с.
  65. С.С. Сестринское дело и концепция развития здравоохранения в России// Медицинская помощь. 1998. — № 2. С.4−5.
  66. Э.О., Зелинская Д. И. Перспективы развития сестринского делав педиатрии//Медицинская помощь.-1999.-№ 2. С.12−13.
  67. А.П. О состоянии профилактики, диагностики и лечения злокачественных опухолей визуальной локализации // Врачебное дело. -1992. -№ 8. -С. 106−109.
  68. Каждому профессионалу рабочее место, а каждому ЛПУ — достойного специалиста (по результатам коллегии Минздрава РФ)// Сестринское дело. -2000. — № 4. — С. 4.
  69. Д. Конфликты в организации: социально-конфликтологический уровень анализа // Управление персоналом. -1999. № 7.1. С. 17−20.
  70. В.В., Липовецкая Л. Л. Организация труда в учреждениях здравоохранения, -М.: Медицина, 1977. -192с.
  71. Г. Г. использование лекционно-семинарского метода в обучении// Медицинская помощь.-1999.-№ 4.-С.39−41.
  72. М. итоги съезда российских медсестер обсуждают в Брян-ске//Сестринское дело. 1999. — № 2. — С. 17.
  73. Ю.М. Здоровье населения: основные проблемы и перспективы их решения // Экономика здравоохранения. -1997. -№ 4/5/17. -С. 8−11.
  74. М.Д. Особая профессия / Беседу вела Н. Крушинская// Сестринское дело. 1996. — № 1. — С.2−3.
  75. JI.E. Скрининговые программы и их роль в профилактике и ранней диагностики рака: Автореф. дис. канд. мед. наук. -М.: 1993. -21 с.
  76. Н.Н. Какой должна быть медсестра ?//Медицинская помощь.-1999.- № 6.- С.36−37.
  77. Р., Боухам М. Основы медицинской психологии, -Прага: Авице-нум, 1974. -405 с.
  78. Дж. Сестринский уход в онкологии как часть терапии //Сестринское дело.-1999.-№ 3.-С. 32−33.
  79. Керни Нора моя профессия медицинская сестра// Сестринское дело. — 2000. -№ 3. — С.ЗЗ.
  80. Кравченко J1.B. Медсестра. Новый взгляд на профессию.//Медицинская помощь.-1998.-№ 5.-С.17−18.
  81. Д. Без этих качеств медсестра не может быть медсест-рой//Сестринское дело. 1999. — № 1. — С.8−9.
  82. Ю.В., Подлесных В. И. Основы менеджмента. -Спб.: Изд-во ОЛБИС, 1998.-192 с.
  83. М.М. Медицинские кадры: научно-практические аспекты (современное состояние проблемы) // Проблемы соц. гиг. и история мед. -1996. -№ 4. -С. 42−45.
  84. В.И., Павлов Ю. М., Светлов В. А. Об опыте организации конкурсов на лучший смотровой кабинет // Здравоохр. Рос. Федерации. 1986. -№ 8.-С. 41−42.
  85. Т.А., Михин В. В. Организация активного поиска предопухо-левых заболеваний и ранних форм рака молочной железы на промышленном предприятии // Здравоохр. Рос. Федерации. -1998. -№ 1. -С. 11−14.
  86. Л.И. Проблемы профилактики в акушерско-гинекологической практике // Современные проблемы охраны здоровья женщин и детей: Сб.научн. тр./МЗ СССР, ВНИИ СГ и 0.3. им Н. А. Семашко. М., 1984, -С. 5−6.
  87. Г. И., Н.М. Агарков, Н.С. Селиванов. Реформирование среднего медицинского образования. Ст. Оскол, 1999,165 с.
  88. Г. И. Санитарно-гигиеническая характеристика условий труда // Труд и здоровье медицинских работников / Под. ред. В. К. Овчарова -М, 1985. -С. 18−38.
  89. Г. И., Минаков В. Ф., Минчин. Б. Н. Оздоровление условий и характера труда медицинских работников и повышение его эффективности // Труд и здоровье медицинских работников / Под. ред. В. К. Овчарова -М., -1985.-С. 104−162.
  90. Г. И., Минчин Б. Н., Сошников Е. И. Психофизиологические аспекты трудовой деятельности // Труд и здоровье мед. работников. /Под. ред. В. К. Овчарова. -М., 1985. -С. 55−68.
  91. Г. И., Сошников Е. И., Минчин Б. Н. Оптимизация труда медицинских работников // Гигиена и санитария. -1983. -№ 9. -С. 27−29.
  92. Г. И., Сошников Е. И., Эристави В. Г. Вопросы гигиены труда медицинских работников // Гигиена и санитария. -1983.-№ 2 -С. 47−50.
  93. Г. И., Сошников Е. И., Эристави В. Г. Социально-психологические аспекты труда медицинских работников // Гигиена и санитария. -1983. -№ 6. -С. 63−66.
  94. В.З., Сырцова JI.E. Перспективы профилактики в системе медицинского страхования // Экономика здравоохранения (спец-выпуск). -С. 64−65.
  95. В.З., Сырцова J1.E. Проблемы профилактики в условиях реформы здравоохранения // Проблемы соц. гиг. и история мед. -1996. -№ 6. С. 42−46.
  96. И.В., Шехтман A.M., Чепасов В. И. Социально-гигиенические аспекты онкологической смертности населения //Здравоохр. Рос. Федерации. -1995. -№ 3. -С. 25−26.
  97. И.В., кудрин B.C., Бережнова С. Н., Кайков С. Ф. Комплекснаяоценка труда медсестер отделений реанимации и интенсивной терапии// Медицинская помощь.-1999, — № 4.- С.3−5.
  98. С.А., Коротко А. И., Непомнящий В. П. // Состояние здоровья и пути повышения качества лечебно-профилактической помощи женщине-матери и ребенку. -М., 1987. -С. 6−8.
  99. Л.А. Деонтология в практике терапевта, -М.: Медицина, 1989. -208 с. (Б-ка практ. врача).
  100. Ю.П. Образ жизни и здоровье населения, -М.: Общество «Знание» РСФСР, 1982. -326 с.
  101. Н.А. Психологический автопортрет. -М.: Управление персоналом, 1996. 304 с.
  102. Н.С. Внедрение образовательных стандартов: успехи и сложности/Сестринское дело. 1999. — № 4. — С.6.
  103. Л.С., Кижваткина Г. Н. О работе медсестры неврологического отделения// медицинская помощь.-2000.- № 3.- С.40−41.
  104. Медсестринский персонал в зеркале статистики// Сестринское дело. -1998. -№ 5−6 -С.5.
  105. В.Ф., Сошников Е. И., Сидамон-Эристави В.Г. Социально-психологические аспекты труда // Труд и здоровье медицинских работников / Под ред. В. К. Овчарова. -М, 1985. -С. 69−84.
  106. В.Ф., Сошников Е. И., Сидамон-Эристави В.Г. Некоторые особенности труда врачей // Труд и здоровье медицинских работников /Под ред. В. К. Овчарова. -М., 1985. -С. 7−17.
  107. В.Ф., Янушонис В. В. Организационные структуры профилактической работы со здоровыми людьми // Здравоохр. Рос. Федерации. -1993.-№ 9.-С. 4−5.
  108. Н.В., Ермошенко Б. Г. Эффективность использования рабочего времени врача женской консультации при диспансеризации беременных // Здравоохр. Рос. Федерации. -1991. № 7. — С. 28−29.
  109. В.Ю., Белозерцев В. М., Бужневич Н. А. Опыт работы по внедрению в практику комплексной системы управления качеством труда медицинских работников // Здравоохр. Белоруссии. -1983. -№ 4. -С. 59−63.
  110. Ю.В., Щербаков Г. А., Вялкова Г. М., Шибков Н. А., Новикова И. А. Условия труда и быта средних медицинских работников (по материалам социально-гигиенического исследования)//Медицинская сестра. 2001.-№ 2.- С.21−22.
  111. А.И. Информация в развивающемся мире: О статусе потребителя будущего // Международный форум по информации и документации. -1984. -Т. 9. -№ 3 -С. 3−4.
  112. М.в., микиртичан Г.Л., Эрман Л. В. Этические проблемы в практике медсестры отделения новорожденных и пути их решения// медицинская помощь.-2000.- № 6.- С.43−45.
  113. Н.Б., Астовецкий А. Г. Качество медицинской помощи и его экспертиза // Экономика здравоохранения. -1998. № 1. — С. 7−14.
  114. Р.С. Социально-психологический анализ эффективности деятельности коллектива // НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР. -М.: Педагогика, 1984. -200 с.
  115. И.Г. Размышления о низкой результативности управления здравоохранением // Проблемы соц. гиг. и история мед. -1996. -№ 2. -С.30−33.
  116. Г. А., Демченкова Г. З. Актуальные вопросы диспансеризации в СССР и других странах социализма: Научн. обозр. -М: Медицина, 1979. -84 с.
  117. И.Л., Свиридова И. А., Солонинкина Л. Ф., Чупрова Т.А.// Медицинская помощь.- 1998.- № 5.- С.25−27.
  118. О мерах по улучшению сестринского дела в Российской Федерации: Приказ Минздрава РФ № 390 от 31 декабря 1997г// Сестринское дело. 1998. -№ 2 — С.З.
  119. О совершенствовании системы профессиональной подготовки медицинских и фармацевтических кадров: Постановление правительства РФ от 29 июля 1995 г № 770//Российская газета. 1995. 18 августа. — С.6.
  120. Организация сестринского дела и образования в 20−90-е годы XX столетия//
  121. B.П. Романюк, В. А. Лапотников, Я. А. Накатис. История сестринского дела в России. Спб., 1998. — С.90−110.
  122. Общая и социальная психология: Практикум /Под ред. Н. Д. Твороговой. -М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 1997. -374 с.
  123. В.К. Задачи социальной гигиены и организации здравоохранения в области заболеваний // Современные проблемы гигиены. -Вильнюс, 1984.1. C.3−25.
  124. И.В., Галуза Э. Д. Методологические проблемы построения информационного обеспечения практических врачей в период последипломного образования // Методологические проблемы медицины и биологии. -Новосибирск: Наука, -1985. -С. 245−248.
  125. И.В. Какой должна быть профессиональная медсестра// медицинская помощь.-2000.- № 5.- С.32−33.
  126. И.В. Медсестра и пациент: общение для обмена полезной информацией// Медицинская сестра. № 6.- С.31−33.
  127. И.В. Уроки студенческой практики // Сестринское дело. -1999. № 6. — С.23−26.
  128. Т.Н., Алешин И. А. К проблеме подготовки преподавателей сет-ринского дела// медицинская помощь.-1998.- № 5.- С. 19−21.
  129. Первый Всероссийский съезд средних медицинских работников. 3−5 ноября 1998 года: Материалы съезда. Спб., 1998. 116 с.
  130. Г. М. Проблема кадрового дисбаланса в здравоохранении и ее последствия//Проблемы социальной гигиены и история медицины. 1996. -№ 2.-С. 46−48.
  131. Г. М. Сестринское дело в России (Социально-гигенический анализ и прогноз): Автореф. дис. на соискание учен, степени д-ра мед. наук. -М., 1995.-46 с.
  132. Г. М. Деловое общение в работе медсестер-руководителей// медицинская помощь.-1998.-№ 6. С.23−26.
  133. .В. Успехи советского здравоохранения за годы девятой пятилетки. -М.: Медицина, 1976. -159 с.
  134. Н.П. Работа старшей медсестры с кадрами// Медицинская по-мощь.-2000.-№ 4.- С.39−41.
  135. А. Модель организации современной медсестринской служ-бы//Сестринское дело. 1999. — № 1. — С. 17−18.
  136. Практическая психология / Л од ред. М. К. Тутушкиной. -СПб.: Изд-во Дидактика Плюс, 1998. -336 с.
  137. С.В., Поляков И. В., Бычков А. А., Оценка факторов, влияющих на формирование личных качеств медицинских сестер//Советское здравоохранение. -1990. -№ 10. -С. 45−46.
  138. Профилактика генеральное направление социалистического здравоохранения / Александров О. А., Демченкова Г. З., Полонский М. Л., Случев-ский И.И. // Сов. здравоохранение. -1983. -№ 7. -С. 9−16.
  139. Я.А., Исаева Е. Г., Жданова Г. И. Акушерско-гинекологическая диспансеризация городского населения // Здравоохр. Рос. Федерации. -1991. -№ 4. -С. 15−17.
  140. Резолюция 1 Всероссийского съезда средних медицинских работников: 03 05.11.98, Санкт-Петербург// Медицинская сестра. — 1999. -№ 1. — С. 10−11.
  141. Л., Залевская Т. Профессия медсестра//Сестринское дело. -1997. -№ 4. -С. 18−19-№ 5. — С16.
  142. В.А. Психология управления (Учебно-практическое пособие. Часть I и II). -М.: Журнал «Управление персоналом», 1996/97. -176 с.
  143. M.JI. Социальный статус медицинской сестры//Врач. -1993. № 5.-С. 50−52.
  144. Рогова J1. C Инновационные процессы в системе дополнительного последипломного профессионального образования медицинских сес-тер//Сестринское дело. 1999. — № 2. — С. 10−11.
  145. Рубинштейн C. J1. Проблемы общей психологии, -М.: Педагогика, 1973. -424 с.
  146. Е.В. Социальная психология: Курс лекций. -М.: ИНФРА-М- Новосибирск: НГАЭиУ, 1997. -224 с.
  147. Г. И., Кириллов В. Р., Маликов В. Е. Физиолого-гигиеническая оценка условий труда врачей акушеров-гинекологов //Гигиена и санитария. -1974. -№ 10. -С. 29−32.
  148. В.Н., Михайлов Э. А. Пути улучшения активной диагностики рака молочной железы // Вопросы онкологии. -1985. -Т.31. -№ 1. -С. 88−92.
  149. С.И., Столяренко Л. Д. Менеджмент персонала, -Ростов-на-Дону: Феникс, 1997, -480 с.
  150. С.И., Столяренко Л. Д. Психология управления: Учебное пособие. -Ростов-на-Дону: Изд-во Феникс, 1997. -512 с.
  151. В. Съезд завершен, работа продолжается//Сестринское дело.1999. № 1. — С.13.
  152. Т.Г., Сидоров ГШ., Ковалев О. В., Зенишина В. Е., Котов Д. И. К проблеме оценки качества медицинской помощи // Проблемы соц. гиг. и история мед. -1996. № 3. -С. 29−31.
  153. И. Злокачественные новообразования (ошибки и трудности диагностики и лечения) // Врач. -1994. -№ 1. -С. 10−12.
  154. Н.С., Сухотерин В. Г., Гончарова В. П. Реформирование среднего профессионального образования как основа улучшения подготовки специалистов// Медицинская помощь.-1998.- № 6.- С.39−40.
  155. Н.Н. Пути совершенствования практической подготовки медсестер в училищах: Автореф. дис. канд. мед. наук.-М., 1982.-20 с.
  156. Н.А. Цели и задачи профилактической медицины // Журнал для усовершенствования врачей. -1925. -№ 2. -С.63−75.
  157. З.А., Прошкина Л. П., Леплейский В. В. Роль врача в формировании здорового образа жизни // Здравоохр. Рос. Федерации. -1991. № 3. — С. 24−25.
  158. А.Ф., Ценова А. Проблема диспансеризации населения, -София: Медицина и физкультура, 1982, -232 с.
  159. Л.С., Бондарева И. М. Обучение современным сестринским технологиям на занятиях основ сетринского дела// Медицинская помощь.2000.-№ 1.- С.29−31.
  160. Л.Ф. Врач без медсестры «и ни туды и ни сюды'7/Сестринское дело.-1997. -№ 6.-С. 20−21.
  161. Скрининг в массовых профилактических осмотрах (автоматизированная система) / Виленский М, П., Кибрик Б. С., Чумаков А. А. и др. -М.: Медицина, 1987. -160 с. -(Б-ка практ. врача)
  162. Словарь-справочник менеджера / Под ред. М. Г. Лапусты. -М.: ИНФРА-М, -1996. -С. 268−271.
  163. Совершенствование структуры и организационных форм работы отделений профилактики /Минаков В.Ф., Макарова Л. В., Каменинская А. А. и др. // Сов. здравоохранение. -1986. -№ 2. -С. 6−10.
  164. З.П. Избранные произведения, -М.: Медгиз, 1956, -475 с.
  165. И. Д., Фетищева И. Р. Милосердным нужно родить-ся//Сестринское дело. -1999. № 6. — С.39.
  166. Стандарты практической деятельности медицинской сестры: Приняты Ассоциацией медицинских сестер России 10 июня 1998 года: в 2-х т. Т. 1,2. -Спб., 1998. 348 с.
  167. М. Писихика межличностных отношений // Управление персоналом. -2000. -№ 3.-С. 31−35.
  168. Э. Конфликт // Управление персоналом. -1999. -№ 7. -С. 31−34.
  169. В.И. О состоянии и мерах по развитию сестринского дела в Российской Ферации//Сестринское дело. 1999. — № 1. — С.5−7- С. 5−7.
  170. A.M., Яровинский М. Я. Медицинская этика как наука и предмет преподавания// Медицинская помощь.-2000.- № 2.-С.45−48.
  171. Е.Ф. Задачи онкологической службы по профилактике и ранней диагностике онкологических заболеваний в системе диспансеризации населения // Здравоохр. Рос. Федерации. -1989. -№ 11. -С. 10−13.
  172. Судебный иск пациентки к женской консультации. (Хроника и редакционный комментарий) //Главный врач. -1996. -№ 1. -С. 47−56.
  173. В.Я. Онкологическая помощь в российской федерации// Медицинская сестра.- 2001.- № 1.- С.2−3.
  174. В.П., Косташко М. Е., Иванова Л. А. Некоторые вопросы гигиены труда медицинских работников // Труд и здоровье медицинских работников. /Под ред. В. К. Овчарова. -М.: -1979, -С. 12Ы25.
  175. И.И. Работа медсестры с пациентом//Сестринское дело. 1999. — № 6. — С.32−33.
  176. Н.Д. Медицинская педагогика// Медицинская помощь.-1998.-№ 5.- С.21−24.
  177. В.А., Афанаскина М. С. Сегодня нам нужен такой специалист// Медицинская помощь.-1999.- № 4.- С.41−43.
  178. И.Н., Демиченкова Г. З., Полонский M.JI. Пути повышения эффективности и качества профессиональных осмотров населения. -М.: Медицина, 1981.-198 с.
  179. Р., Сивкова JI. Принуждение, побуждение, убеждение: новый подход к методам управления // Управление персоналом. -1999. -№ 2. -С. 32−40.
  180. Н.Э. Роль мотивации в управлении сестринским персоналом// Медицинская помощь. -1996. -№ 4. -С. 6−9.
  181. Философские и социально-гигиенические аспекты учения о здоровье и болезни / Под ред. Г. И. Царегородцева. -М.: Медицина, -1975. -352 с.
  182. Р.Ф. и др. Анализ факторов, влияющих на эффективность профилактических программ // Терапевтический архив-1992. -№ 64(1). -С. 106−108.
  183. С.Я. Диспансеризация ведущий метод советского здравоохранения// Сов. здравоохранение. -1977. -№ 12. -С. 5−10.
  184. З.А. Стратегия управления кадрами медицинского училища и сестринской службой здравоохранения, -Казань: Казанское медицинское училище, 1996. -140 с.
  185. М.С. Раннее выявление рака молочной железы //Вопросы онкологии. -1983. -Т.-29. -№ 1. -С. 77−84.
  186. М.Н., Слуцкий В. И., Гроница Е. Н. К вопросу об эффективности диспансеризации // Здравоохр. Рос. Федерации. -1972. -№ 5. -С. 7−9.
  187. Г. Н. Организация противораковой борьбы в РСФСР. -М.:1983.-С. 113−116.
  188. Н.П. Все решают кадры, которых нет // Медицинское страхование. -1992. -№ 2. -С. 43−46.
  189. Ю.И. Отношение к труду врачей лечебно-профилактических учреждений // Сов. здравоохранение. -1989. -№ 8. -С. 35−40.
  190. И.С. Организация кадровой службы и управление ею в здравоохранении: последипломная подготовка // Проблемы соц. гиг. и история мед. -1995. -№ 6. -С. 20−24.
  191. И.С. Совершенствование управления здравоохранением в Российской Федерации на основе анализа кадровой службы // Проблемы соц. гиг. и история мед. -1995. -№ 5. -С. 29−32.
  192. А.В., Майлулов В. Г. Руководство по профилактической деятельности врача общей практики (семейного врача), -СПб.: СПбГМА им. И. И. Мечникова, -1997. -298 с.
  193. И.А. Об эффективности и качестве медицинского обеспечения //Здравоохр. Рос. Федерации. -1994. -№ 6. -С. 15−17.
  194. И.А. Об эффективности и качестве медицинского обеспечения //Здравоохранение Рос. Федерации. 1994. — № 6. — С. 15−17.
  195. ., Швальбе X. Личность, карьера, успех: Пер. с нем. -М.: А/О Издательская группа «Прогресс», «Прогресс-Интер», 1993. -240 с.
  196. С.П., Мусаслян A.M. Подходы к совершенствованию системы оплаты труда медицинских работников в условиях бюджетно-страховой медицины // Здравоохр. Рос. Федерации. 1997. — № 3. -С. 16−17.
  197. П.А., Авчухова Л. В., Назаренко Т. В. Из опыта реализации государственного образовательного стандарта по специальности «сестринское дело»// Медицинская помощь.- 2000.-№ 4.- С.37−39.
  198. О.П. Диспансеризация основной путь дальнейшего совершенствования профилактического направления советского здравоохранения // Терапевтический архив. -1984. -№ 1. -С. 3−8.
  199. О.П., Дмитриева Н. В., Коротких Р. В. Теоретические и организационные аспекты первичной медико-санитарной помощи в России // Проблемы соц. гиг. и история мед. -1996. № 2. — С. 3−8.
  200. О.П., Линденбратен А. Л., Голодненко В. Н., Зволинская P.M. Актуальные проблемы оценки качества медицинской помощи населению // Проблемы соц. гиг. и история мед. 1996. — № 3. — С. 24−29.
  201. Энциклопедия популярных психологических тестов. / Составитель И. В. Книгина. -М.: Изд-во «Аркадия», 1997. -304 с.
  202. Этический кодекс медицинской сестры России// Медицинская помощь. -1997. -№ 5 С. 52−55.
  203. В.А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы. -М.: Наука, 1987. -248 с.
  204. П.Н. Психологические проблемы мотивации поведения человека, -М.: Просвещение, 1969. -317 с.
  205. М.Я. Размышления о морали, этике, биоэтике// Медицинская помощь.- 1999.-№ 4.- С.43−47.
  206. М.Я. К проблеме ошибки и ятрогении в деятельности медицинских работников// медицинская помощь.-1999. № 4.- С.47−51.
  207. Акте V., Falkun Е., Hoftvedt В.О., Aosland O.G. The communication atmosphere between physician colleagues: competive perfectionism or supportive dialogue? A Norwegian study// Soe Sci med. -1997. -Vol. 44. -№ 4 -P. 519−526.
  208. Anderson A. Nurse—physician interaction and job satisfaction// Nurs Manage. -1960. -Vol. 27. -№ 6. -P. 33−34
  209. Arnetz B.B. Physicians view of their work enviroment and organisahion //Psyshother Psyhosom. -1997. -Vol. 66. -№ 3. -P. 155−162.
  210. Brooke D. Impairment in the medical and legal professions// J Psychosom Res. -1997. -Vol. 43. -№ 1. -P. 27−34.
  211. Deary I.J., Blenkin H., Agius R.M., Endler N.S., Zealley H., Wood R. Models of job-related stress and personal achievement among consultant doctjrs // Br. J.
  212. Psychol. -1996.-Vol. 87. -№ 1. -P. 3−29
  213. Deckard G., Meterko M., Field D. Physician burnout: an examinatioon of personal, professional, and organizational relationships // Med Care. -1994. -Vol. 32. -№ 7. -P. 745−754.
  214. A. // Science. -1978. -Vol. 200. -№ 4344. -P. 856−864.
  215. Falkum E., Gjerberg E., Hoffos D., Aasland O.G. Time stress among Norwegian physicians // Tidsskr Nor Laegeforen. -1997. -Vol. 117. -№ 7. -P. 954−959.
  216. Farti E.M., Martin K.E., Jones R.L., Herman J.M. Factors inffluencing retention of rural Pennsylvania family physicians // J Am Board Fam Pract. -1995. -Vol. 8. -№ 6. -P. 469−474.
  217. Favrat В., Francillon C., Burman В., Pecond A., Dectey H. Does physician’s satisfaction with an initial consultations differ according to the patient’s arigin? A prospective study // Schweiz med. Wochenschr. -1994. -Vol. 124. -№ 44. -P. 1955−1958.
  218. R., Aasland O.G. Акте V. General practitioners community physicians and hospital physicians how different are they? // Tidsskr Nor Laegefaren. -1996. -Vol. 116. -№ 23. -P. 2781−2786.
  219. Gellermon S.W. People, problems and profits: The use of psychology in management. New York., 1960. -P.143−145.
  220. Hezzbern F., Mansner В., Snyderman B. The motivation to work. New York: J. Wiley and Sons., 1959. -P.113−119.
  221. Hobs F.D. General practitioners' changes to practice due to aggression at work //FamPract. -1994. -Vol. 11. -№ 1. -P. 75−79.
  222. Hofoss D., Falkum E., Aasland O.G., Akre V. Physicians and the mass media. Opinion of physicians on the coverage of medicine, health policy and the medical profession by the mass media // Tidsskr Nor Laegeforen. -1996. -Vol. 116. -№ 2. -P. 270−274.
  223. Maslow A.N. Motivation and personality. New York: Herper and brothers., 1954. -411 p.
  224. McCleland D.C. The achieving society. New York: Van Nostrand., 1962. -512 p.
  225. McCregor. The human side of enterprise. New Jork., 1960
  226. Ogden J., Andrade J., Eisner M., Ironmonger M., Maxwell J., Muitr E., Siriwar-dena R., Thwaites S. To tread? To befriend? To prevent? Patient’s and GP’s vies of the doctor’s role // Scand J Prim Health Care. -1997. -Vol. 15. -№ 3. -P. 114−117.
  227. Rchardsen A.M., Burke R.J. Occupational stress and work sayisfaction among Canadian women physicianc // Phychol Rep. -1993. -Vol. 72. -№ 3. -P. 811−821.
  228. Schlenker B.R. Liking for group following initiation: Impression management or dissonance reduction // Sociometry. -1975. -Vol. 38. -P. 99−108.
  229. Schulz R., Schecklei W.E., Moberg D.R., Johnson P.R. Changing nature of physician satisfaction with health maintenance organization fee-for-service practices // J Fam Pract. -1997. -Vol. 54. -№ 4. -P. 321−330.
  230. Simo J. Work efficiency of the health center physician // Gac Sanit. -1997. -Vol. ll.-№ 2. -P. 95−102.
  231. Stamps P.L. Physicians and organizations: an uneasy alliance or a welcome relief? // J Fam Pract. -1995. -Vol. 41. -№ 1. -P. 27−32.
  232. Strers R.M., Porter L.W. Motivation and work behavior. -New Jork., 1983.
  233. Suchman A.L., Roter D., Green M., Lipkin M. Jr. Physician satisfaction with primary care office visins. Collaborative Study Group of the American Academy on Physician and Patient // Med Care. -1993. -Vol. 31. 12. -P. 1083−1092.
  234. Sutherland V.J., Cooper C.L. Identifying distress among general practitioners: predictors of psychological ill-health and job dissatisfaction //Soc Sci Med. -1993. -Vol. 37. -№ 5. -P. 575−581.
  235. Torio Durantez J., Garcia Tirando M.C. The physician-patient relationship and clinical interview (11): the opinion and preferences of physicians // Aten Pri-maria. -1997. -Vol. 19. -№ 1. -P. 27−34.
  236. Verschuren P.J., Masselink H. Role concepts and expectations of physician and nurses in hospitals // Soc Sci Med. -1997. -Vol. 54. -№ 7. -P. 1135−1138.
  237. Wolosin R.S., Sherman SJ. Till A. Effects of cooperation and competition on responsibility attribution after succes and failure// J, of Experimental Social Psychology. -1973. -Vol. 25. -P. 151−178.
Заполнить форму текущей работой