Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие негосударственного высшего образования в современной России: коммуникативный аспект

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для исследования существенное значение имели работы зарубежных ученых, обращавшихся к анализу различных аспектов функционирования образования: У. Бека, А. Бергмана, С. Биржеа, И. Брубахера, Р. Будоиа, П. Бурдье, Дж. Бэллэнтайн, Э. Дюркгейма, М. Кастельса, Б. Кларка, Дж. Ко-улмена, Ф. Г. Кумбса, К. Маннгейма, В. Митера, Д. Норта, К. Поппера, У. Сыоэлл, М. Шелера, Д. Фиттермана, М. Фулана, Ю… Читать ещё >

Содержание

  • ¦. f
  • Глава 1. Становление и основные тенденции развития негосударственного высшего образования в РФ
    • 1. Предпосылки развития негосударственного высшего образования в современной России
    • 2. Процессы институционализации негосударственного высшего образования в современной России
  • Глава 2. Формирование системы коммуникаций в негосударственном высшем образовании современной России
    • 1. Особенности структурной трансформации коммуникаций в системе негосударственного высшего образования
    • 2. Негосударственное образование и молодежь: коммуникативные проблемы
  • Глава 3. Тенденции развития коммуникаций в системе негосударственного высшего образования РФ
    • 1. Тенденции развития символических структур в коммуникативном пространстве негосударственного высшего образования РФ
    • 2. Коммуникативные проблемы формирования репутации негосударственных высших учебных заведений

Развитие негосударственного высшего образования в современной России: коммуникативный аспект (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Развитие российского общества в контексте глобализации вызывает сложные, противоречивые процессы становления социальных институтов. Перемены в сфере культуры и образования, затрагивая глубинные пласты национального самосознания, как правило, переживаются обществом особенно остро, поскольку способны привести к значительным социальным последствиям. Поэтому характер и перспективы развития негосударственного высшего образования продолжают оставаться в центре дискуссий, что обуславливает научно-теоретическую актуальность темы диссертации.

Негосударственное высшее образование России стало одним из ярких феноменов постперестроечной России, продемонстрировав по целому ряду количественных показателей значительные результаты роста на фоне постоянно снижающихся государственных дотаций в сферу высшего образования. Возникновение и интенсивное развитие негосударственного высшего образования выявило не только ресурсные возможности этого вида образования, его значимость для молодого поколения, но и серьезные противоречия, остающиеся неразрешенными в системе высшего образования страны. Этим обуславливается теоретическая актуальность проблемы.

Активизация реформаторских настроений в сфере высшего образования указывает сегодня на то, что значительная часть существующей системы государственных высших учебных заведений в ближайшем будущем может оказаться без прежней финансовой поддержки государства. Л конкурировать в условиях жесткой рыночной среды придется не только с российскими вузами, но и с учебными заведениями зарубежных стран. Для эффективной адаптации системы высшего образования к новым условиям важно осмыслить пусть и не большой по времени коммуникативный опыт негосударственных высших учебных заведений России, чтобы исследовать его и самое ценное взять на вооружение.

В связи с этим особую актуальность приобретает социологический анализ коммуникативного аспекта развития негосударственного высшего образования, который позволяет исследовать этот феномен в системе социальных коммуникаций, характеризующих современные отношения между образованием и обществом, рассмотреть особенности этого социального института, раскрыть его социальную ценность и перспективы. Кроме того, появляется возможность выявить социальные последствия развития негосударственного высшего образования и определить его место в общественной жизни.

Степень научной разработанности проблемы и источниковедческая база исследования. Сущность, тенденции и перспективы развития системы коммуникаций негосударственного высшего образования России пока еще не стали предметом комплексного теоретического изучения. Это обусловлено, во-первых, тем, что в этой подсистеме высшего образования постоянно происходят значимые изменения. Во-вторых, сама коммуникативная система российского общества переживает период динамичных трансформаций, что создает для исследователей определенные трудности.

Одними из первых на негосударственное высшее образование обратили свое внимание исследователи, которые рассматривали социокультурные последствия возникновения так называемого «коммерческого» сектора образования. Определенным научным вкладом в изучение негосударственного высшего образования стали концепции, разработанные в рамках философии образования, педагогики и социальной психологии. Диссертационное исследование опирается на теоретические работы социологов, которые рассматривают сущность, функции образования как социального института, особенности развития образования как вида человеческой деятельности и социального явления, вводят понятийный аппарат для анализа систем образования, тенденций его развития (работы Л. Л. Беляевой,.

С.И.Григорьева, В. И. Добренькова, В. А. Дмитриенко, Л. С. Запесоцкого, Г. Е. Зборовского, JI.H. Когана, Н. Л. Люрья, В. Я. Нечаева, A.M. Осипова,.

A.И. Субетто и др.). Значительный вклад в разработку методологии социологических исследований образования принадлежит Н. А. Аитову, Ю. Р. Вишневскому, В. Я Нечаеву, Л. Я Рубиной, В. Н. Турченко, В.Т. Шап-ко, Е. А. Шуклиной и др.

Рассмотрению общесоциологических проблем духовной жизни общества, анализирующих отдельные проблемы образования, специфику и динамику образовательных процессов, посвящены труды Д.Л. Константи-новского, Г. Б. Кораблевой, А. В. Меренкова, М. Н. Руткевича, В. Г. Харчевой, С. А. Шароновой, Ф. Э. Шереги, О. И. Шкаратана и др.

Для исследования существенное значение имели работы зарубежных ученых, обращавшихся к анализу различных аспектов функционирования образования: У. Бека, А. Бергмана, С. Биржеа, И. Брубахера, Р. Будоиа, П. Бурдье, Дж. Бэллэнтайн, Э. Дюркгейма, М. Кастельса, Б. Кларка, Дж. Ко-улмена, Ф. Г. Кумбса, К. Маннгейма, В. Митера, Д. Норта, К. Поппера, У. Сыоэлл, М. Шелера, Д. Фиттермана, М. Фулана, Ю. Хабермаса и др. Большое значение для разработки институционального аспекта исследования негосударственного высшего образования имели идеи отечественных и зарубежных ученых, изучающих социальные институты и институциональные аспекты функционирования социальных феноменов, представленные в работах П. Бергера, М. И. Бобневой, Т. Веблена, Д. П. Гавра, С. Г. Кирдиной, Н. Б. Костиной, Г. Ландберга, Т. Лукмана, Р. Мертона, Д. Нор-та, Г. В. Осипова, Т. Парсонса, Ю. М. Плотнинского, Н. Смелзера, Г. Спенсера, Д. Хоманса, Я. Щепаньского и др.

Анализ проблем негосударственного высшего образования опирается на концепцию системного подхода, изложенную в трудах А. И. Аверьянова, Р. Акоффа, А. И. Берга, И. В. Блауберга, О. И. Генисаретского,.

B.П.Кузьмина, С. А. Кузьмина, Ю. Г. Маркова, Ю. М. Плотинского, И. При-гожина, В. Н. Сагатовского, В. Н. Садовского, Ю. А. Шрейдера, др.

При рассмотрении исторических аспектов возникновения в России негосударственного высшего образования исследование основывается на работах С. И. Гессена, Л. Е. Иванова, В. Г. Кинелева, Е. А. Князева, В.Л. Са-довничего, H. J1. Сиверцевой, С. П. Шевырева и др. При исследовании современного состояния образовательного процесса в негосударственном высшем образовании мы опирались на труды целого ряда отечественных ученых — И. С. Болотина, Е. Н. Заборовой, В. Л. Зернова, М. П. Карпенко, М. В. Кибакина, И. К. Кощеевой, В. А. Лапшова, Г. А. Лихачева, Т.Н. Кухте-вич, В. А. Садовничего, В. А. Солоницына, В. И. Степанова, О. Г. Степановой, а также зарубежных — И. Белецки, М. Вестбрука, Г. Гисецки, Ч. Глена, С. Керра, Д. Хосслера, П. Штомпка и др.

Правовые основы институционализации негосударственного выс-шеего образования, процессы его лицензирования и аккредитации, социальные характеристики участвующих в нем субъектов отражены в работах Ю. Г. Волкова, А. Ж. Кусжановой, В. Н. Петрова, И. Л. Петрухина, В. А. Симонова, В. А. Солоницына, С. А. Смирнова, В. Г. Харчевой и др.

К источниковедческой базе диссертации относятся нормативные законодательные акты Российской Федерации, Национальная доктрина образования России, постановления и приказы Министерства образования и науки РФ, аналитические отчеты и информационные материалы сервера статистики официального сайта Министерства образования и науки РФ, документы и материалы ассоциации негосударственных вузов России, доклады Всемирного банка и обзоры национальной образовательной политики центра сотрудничества со странами-нечленами ОЭСР.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования выступает негосударственное высшее образование в современной России. Предметом исследования является коммуникативный аспект развития негосударственного высшего образования РФ.

Цель и задачи исследования

Цель исследования состоит в анализе развития современного негосударственного высшего образования для выявления особенностей и тенденций развития его системы коммуникаций. Этой цели подчинены следующие основные задачи исследования:

• проанализировать процессы становления и основные тенденции развития негосударственного высшего образования в современной России;

• выявить специфику негосударственного высшего образования России как нового социального института, установить социальные, экономические, политические и культурные предпосылки его возникновенияопределить функции и особенности их реализации негосударственным высшим образованием, социальные последствия его развития;

• установить особенности системы коммуникаций негосударственного высшего образования современной России в контексте глобальных изменений;

• выявить тенденции развития коммуникаций в системе негосударственного высшего образования РФ;

• определить основные коммуникативные проблемы формирования репутации негосударственных высших учебных заведений и наметить пути их преодоления.

Методологическую основу диссертационного исследовании составляют общенаучные и частнонаучные методы исследования: диалектический, исторический, формально-логический, статистический, системный, метод анализа официальных документов и статистических источников, семантический анализ информационных материалов, другие. В диссертации учитывались современные работы российских и западных исследователей.

Основные результаты исследования, их научная новизна и положения, выносимые на защиту.

• В результате социологического анализа процесса развития института негосударственного высшего образования в современной России установлено, что институционализация негосударственного высшего образования, в целом, идет в русле демократических преобразований общества и вовлечения частной инициативы в решение социальных проблем, однако, характеризуется нестабильностью, основным источником которой является непоследовательность государственной политики.

• Комплексный анализ данных из различных источников позволяет сделать вывод о беспрецедентном росте системы высшего образования страны, в результате которого значительно увеличилась доступность высшего образования и начались процессы трансформации системы критериев его качества. Поскольку экономика России в ближайшем будущем, по всей видимости, не будет нуждаться в таком количестве специалистов с высшим образованием, а подавляющее большинство молодых людей воспринимает высшее образование как основной инструмент своей социальной мобильности, неконтролируемое развитие сферы высшего образования может привести к целому ряду неблагоприятных социальных последствий.

• При комплексном рассмотрении социокоммуникативных аспектов развития негосударственного высшего образования РФ установлено, что коммуникативные процессы в системе негосударственного высшего образования современной России отличает нестабильность, хаотичность информационных потоков и закрытость от общества целого ряда фрагментов его коммуникативного пространства.

• Изучение данных последних социологических опросов и собственные исследования показали: для формирования эффективного диалога между негосударственным высшим образованием и молодежью существуют объективные трудности, вызванные тем, что современная молодежь во многом дистанцирована от формальных потоков информации, транслируемых СМИ, а ее коммуникативное пространство имеет тенденцию к усилению развлекательных информационных потоков. Эти обстоятельства убеждают в необходимости пересмотра негосударственными вузами характера и каналов распространения информации при работе с молодежной аудиторией.

• Анализ объективного характера развития символических структур в системе коммуникаций негосударственного высшего образования современной России показывает острую необходимость внедрения в практику комплекса современных коммуникативных инструментов, формирующих устойчивую репутацию.

Практическая значимость работы. Основные выводы диссертации и содержащийся в ней фактический материал вносят существенный вклад в изучение процессов институционализации негосударственного высшего образования в современной России и могут быть использованы в дальнейшем при разработке проблем коммуникации в целом, и коммуникаций в системе высшего образования, в частности.

Результаты диссертационного исследования могут быть использованы при организации мероприятий, направленных на оптимизацию системы коммуникаций негосударственных высших учебных заведений в целях повышения их репутации.

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы для разработки курсов и спецкурсов по социологии коммуникаций и социологии образования.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на заседании кафедры социологии коммуникативных систем социологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. Основное содержание исследования отражено в докладах на Международной научной конференции «Развитие средств массовой коммуникации и культуры» (Москва, 2000), Международной научно-практической конференции «Журналистика в 2002 году: СМИ и реалии нового века» (Москва, 2003), I Всероссийской научной конференции «Сорокинские чтения — 2004: Российское общество и вызовы глобализации» (Москва, 2004), Научно-практической конференции «Коммуникативные процессы в сфере связей с общественностью» (Москва, 2005).

Структура работы определена логикой решения поставленных задач. Диссертация изложена на 160 страницах, включает 23 таблицы, состоит из введения, трех глав и заключения.

Список литературы

содержит 211 наименований.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Анализ коммуникативного пространства негосударственного высшего образования свидетельствует о том, что оно является динамической развивающейся средой, в которой идут сложные, разнонаправленные процессы, характерные не только для России, но и для других промышленно развитых стран. В первую очередь это обусловлено изменениями требований общества к индустрии знаний и появлением новых технологических возможностей. Общемировые тенденции развития высшего образования направлены от централизованного контроля — и, как следствие, финансирования образовательных центров, — к большей децентрализации, перераспределению полномочий, растущему разнообразию как провайдеров, так и источников финансирования, с опорой на новые экономические механизмы развития высшего образования.

В этой ситуации государство должно быть готово к роли социального посредника между всеми участниками коммуникативного пространства, гарантировать им исполнение правил, предложенных самими участниками, действуя, в зависимости от ситуации, от имени различных субъектов образовательного процесса в интересах социального развития общества.

В России затянувшееся ожидание реальной реформы высшего образования приводит к тому, что перемены происходят в основном самопроизвольно, усиливая тенденцию упадка, фрагментации и элитарности, что в долгосрочной перспективе может привести к нарушению фундаментальных конструктивных основ российского высшего образования.

Нарастание напряженных коммуникаций между негосударственным высшим образованием и властью, между негосударственными и государственными высшими учебными заведениями усиливает нестабильность коммуникативного пространства высшего образования страны. Вместо поt иска компромисса и разработки совместных программ развития стороны не жалеют сил и средств на дискредитацию друг друга в глазах общественности.

Тем временем, национальный институт высшего образования (и представляющие его учреждения) продолжает оставаться для внешней социальной среды системой, отдельные фрагменты которой являются в значительной степени закрытыми. В разработке реформ высшего образования принимает участие лишь узкий круг специалистов и представителей общественности, не всегда способных подняться над узкокорпоративными интересами. Между тем, образование, являясь программой общественной и личной жизни для всех граждан, должно иметь механизмы, позволяющие участвовать в его оценке, контроле и совершенствовании всем заинтересованным сторонам.

Значительная часть негативных процессов в сфере негосударственного высшего образования, по всей видимости, связана с тем, что для коммуникативного пространства России характерно сосуществование нескольких логик развития информационно-коммуникационных процессов. Общественные процессы носят противоречивый характер, определяя доминирование ценностных и дефицит прагматических отношений. В результате, информационные поля характеризует неустойчивый характер, внутренняя неорганичность. Релятивный характер информационного пространства проявляется и в противоречивом соединении рыночных способов производства информационных продуктов с методами распространения сообщений, основанными на администрировании, диктате и давлении центров. Поскольку удельный вес и значение этих методов постоянно меняются, подконтрольные им информационные поля атомизируются. В результате непоследовательности политики власти защита государством национальных интересов в области образования значительно нивелирована, а иногда и вовсе приходит в противоречие с социальными перспективами общества.

Пока система высшего образования страны занята решением проблем самосохранения и наращивания своих собственных ресурсов, выпускники вузов начинают все больше утрачивать перспективы социальной мобильности. Эту ситуацию обостряет специфический характер развития России на современном этапе, в процессе которого для общества остались так и не ясны варианты индивидуальных социальных перспектив и социальной мобильности за пределами властных коридоров и олигархической экономики.

Представляется, что в этой ситуации вузы должны сформулировать и донести до общества свои педагогические идеи, образовательные идеалы, проблемы и свое видение их решения, поставив в качестве главной задачи обеспечение нации реальными социальными перспективами. Поиск пути в этом направлении должен идти при участии всех заинтересованных субъектов коммуникативного пространства на основе диалога и поиска компромисса.

Значительный ресурс в этом смысле может быть найден в расширении коммуникативной сферы между государственным и негосударственным высшим образованием, преодолении их взаимной изоляции и дистан-цированности в интересах развития и взаимообгащепия.

В целом следует признать, что некоторые негосударственные высшие заведения России не редко использует в своих интересах социальные проблемы и недостатки государственного высшего образования, что обостряет и усугубляет их. Подобные коммуникативные стратегии вызывают в обществе разочарование и негативно влияют на репутацию всего негосударственного высшего образования.

В тоже время, положительный опыт работы негосударственных вузов в новых экономических условиях должен быть внимательно изучен, проанализирован и использован, поскольку он сформирован в новых экономических и социальных условиях. В нашей работе мы предприняли такую попытку, однако эта тема требует дальнейшего всестороннего исследования и развития в различных направлениях.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры. ЮНЕСКО, Париж, октябрь 1998 г.
  2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
  3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 1756-р.
  4. Дж., Артерон К., Офрен Г. Электронное содружество. М., 1985.
  5. И.Ю. Возникновение идеологии информационного общества // 6. Информационное общество. 1999. № 1.
  6. М.В. Бум высшего образования в России: масштабы, причины и следствия. Электрон, ресурс. / Курьер российской академичебской науки и высшей школы. Электронный журнал. М., 2004. Режим доступа: http://courier.com.ru/cour0467/1500.htm
  7. Н. Кто беден в России// Эксперт. 2004. № 16.
  8. Р. Миф сегодня//Семиотика и поэтика. Избранные работы. М., 1994.
  9. М. М. Проблемы творчества Достоевского. Киев, 1994.
  10. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. М., 2000.
  11. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. М.: 2000.
  12. . Логика вещей. М., 2001.
  13. . Символический обмен или смерть. М., 2000.
  14. В.В. и др. Социально-психологический климат коллектива и личность. М., 1983.
  15. Л. Избранное: Кризис европейской культуры. СПб., 1998.
  16. Н. Наука и общество // Вопросы философии. № 7, 1961.
  17. Винер I I. Человек управляющий. СПб., 2001.
  18. Е.А. Имидж ученого современной российской науки// PR в образовании. № 3, 2003.
  19. JI. С. Развитие высших психических функций. М., I960.
  20. Высшая школа в зеркале общественного мнения. Обзор социологических исследований 1987−1988 гг. М., 1989.
  21. Высшее образование в России: Статистический сборник ЦИСН. М., 2001.
  22. Д.П. Общественное мнение как социологическая категория и социальный институт. СПб., 1995.
  23. Гегель Г. В. Ф. Философия права. М., 1990.
  24. Г. Л. Информация и творчество. М., 1997.
  25. Е.Н. Маркетинговые коммуникации. М., 2000.
  26. В.П. Управление развитием негосударственного высшего образования М., 2000.
  27. , Б. Дубин, Л. Леонова. Образование в России: привлекательность, доступность, функции/Вестник общественного мнения. Электрон, ресурс. / М., 03.2004. Режим доступа: http://courier.com.ru/cour0404/1500.htm
  28. К. Вуз на выданье: плюсы и минусы. Кадровое агентство Апсог. Электрон, ресурс. / Режим доступа: http://wvvw.ancor.ru/ 1а-bourmarket/ artic! e/?iArticleID=46
  29. И.В. Развитие учебно-профессиональной деятельности студенте негосударственных учебных заведений. Автореферат дисс. канд. пед. наук. Курск, 2001.
  30. С. Коммуникативные стратегии. Технологии публичной политики Электрон, ресурс. /XYZ. Сетевой проектный журнал. Киев, 2004. Режим доступа: http://xyz.org.Ua/discussion/2#2
  31. Ги. Общество спектакля. М., 2000.
  32. Джи Б. Имидж фирмы: планирование, формирование, продвижение. СПб, и др., 2000.
  33. Э.Д. Школьная реформа между «вчера» и «завтра». М., 1996.
  34. В.И., Кравченко А. И. Социология: Учебник. М., 2003.
  35. А. Обучающие брэнды: клейменое образование/Индустрия рекламы. Электрон, ресурс. / М., 22.04.2003. Режим доступа: http://vvvv.marketing-mix.ru/russian/articles/ articletext? pmarticleltoShov=34 825
  36. г. Москвы от 21 ноября 2001 г. № 59 «О налоге на рекламу» ст. 2. Основные понятия.
  37. Зверев Н. И, Алексанков A.M. Сравнительная оценка состояния международной образовательной деятельности в развитых странах и России. «Вестник ЦМО МГУ», 2002 г., № 4. Электрон, ресурс. /Режим доступа: http://www.cie.ru/vestnik/n4p3a/zverevl/zverev 1 .asp
  38. В. Конкурентная среда./Экономика и образование сегодня. Электрон, ресурс. / Режим доступа: http://www.eed.ru/coverstory/c76.html
  39. В.А. Оптимизация управления качеством образования негосударственном секторе высшего образования в современных условиях. Монография. М., 1999.
  40. И.Н. Экспорт образовательных услуг: зарубежный опыт и российская практика//Вестник ВГУ. № 2, 2003.
  41. К.Б. Негосударственное высшее образование России: тенденции и особенности развития (социологический аспект исследования). Автореферат дисс. канд. соц. наук. Екатеринбург, 2004.43. Известия. 2003. 13 сент.
  42. Л. Место активного проектирования в структуре современной экономики. Электрон, ресурс. / Активное проектирование. М., 2004. Режим доступа: http://vvvv.activepro.ru/publicinnovationartl .htm#
  43. М.С. Системность и целостность. Электрон, ресурс. / Режим доступа: http://philosophy.ru/library/kagan/kagan.html
  44. М. Информационная эпоха: экономика общество и культура М., 2000.
  45. М., Киселева Э. Россия и сетевое сообщество// Мир России. 2000. N 1.
  46. М., Киселева Э. Россия и сетевое сообщество// Мир России. 2000. N 1. 50. Электрон, ресурс. / Режим доступа: http://vvv.socio.ru/wr/00−1 /Castells.htm
  47. Квалифицированные кадры в России. М.: ЦИСН, 1999.
  48. Н.Д. Институциональные изменения в образовательной системе как способ увеличения общественного благосостояния. Курск, 2000.
  49. Т., Рождественская И. Повышение эффективности использования средств федерального бюджета в сфере образования. Институт экономики переходного периода. Март, 2001. Электрон, ресурс. / Режим доступа: http://www.Let.rn/usaid/obrbud/obrbud.html.
  50. Е.А. Высшее негосударственное образование в России: история и современность. М., 1993.
  51. В. Дело не в «Болонье»: высшее образование должно стать многоуровневым//Новые известия, 24.12.2003.
  52. В.П. Социология коммуникаций. М., 1997.
  53. Концептуальные основания. Служба стратегических коммуникаций в сфере образования. Электрон, ресурс. / Режим доступа: http://www.iliinnet.ru/edu/school-8/cezar/pr.htm
  54. В.Д. Разработка и реализация макроэкономических решсчшй.1. М., 2000.
  55. Я. По бакалаврскому счету. Огонек. № 1−2, 2005. С. 10.
  56. А.Ж. Социальный субъект образования//Сгес1о new. 2002. № 1. Электрон, ресурс. / Режим доступа: http://credone w.narod.ru/credonew/01 02/7.htm
  57. К. Теория поля в социальных науках. СПб., 2000.
  58. Д., Петренко Е., Петренко К. Стратегии семей в сфере образования. М., 2004.
  59. В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Л., 1979.
  60. М.А. Коммуникативное пространство системы образования. Электрон, ресурс. / Режим доступа: http://vvv.eoi.ru/seminars/marketingarticles55.php
  61. И.А. Знак коммуникации. Дискурсивные матрицы. М., 2004.
  62. К. и Энгельс Ф. Собр. соч., Т.23.
  63. И. Торговля знаниями//Итоги. № 51, 2002. Электрон, ресурс. / Режим доступа: http://vvww.itogi.ru/paper2002.nsf/Article/Itogi20021223152654.html
  64. Р. Явные и латентные функции. Американская социологическая мысль: Трактаты. М., 1994.
  65. Н.Н. Универсум. Информация. Общество. М., 2001.
  66. Молодежь Российской Федерации: положение, выбор пути. Основные выводы и предложения Государственного доклада Правительству Российской Федерации. М., 2000.
  67. А. Социодинамика культуры. М., 1973.
  68. В.Л. Формирование брэнда средствами PR и рекламы. М., 2004.
  69. В.А. Сопоставительный анализ отечественного и зарубежного негосударственного высшего образования. Диссертация кандидата педагогических наук. М., 2003.
  70. Л.Ю., Гераськин С.В, Борисов И. В. Феномен имиджа политика. Электрон, ресурс. / Режим доступа: http://nscs.ru/scdp/page?als=753 045
  71. Новый словарь русского языка
  72. Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М., 1997.
  73. Об образовании. Закон РФ от 10.07.92 № 3266−1, в редакции федеральных законом от 13.01.96 № 12-ФЗ, от 20.07.2000 № 102-ФЗ и от 08.07.2000 № 122-ФЗ) / Законодательство Российской Федерации об образовании. Федеральные базовые законы. М., 2001. -2-е издание.
  74. Обзор национальной образовательной политики. Высшее образование и исследования в Российской Федерации. М., 2000.
  75. Г. В. Социология и социальное мифотворчество. М., 2002.
  76. Г. В., Кравченко А. И. Институциональная социоло-гия//Современная западная социология: Словарь. М., 1990.
  77. Т. О социальных системах. М., 2002.
  78. С.И. Блеск и нищета российского высшего образования. М., 2004.
  79. А.В., Савельева И. М. Спрос и предложение услуг в сфере среднего и высшего образования в России. М. 2001
  80. Политические коммуникации: Учеб. пособис/Петрунин Ю.Ю. и др.- под ред. А. И. Соловьева. М., 2004.
  81. Положение молодежи и реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации: 2002 год. М., 2003. Электрон, ресурс. / Режим доступа: http://vvv.ed.gov.ru/junior/rub/gosdoklad.zip
  82. А. Российским компаниям не хватает работников. РБК. 05.11.2004.
  83. К. Открытое общество и его враги. М., 1992
  84. Проблемы доступности высшего образования. Препринт WP3/2003/01/ Отв. ред. С. В. Шишкин. М., 2003.
  85. Прогноз баланса количества выпускников 9-х и 11-х классов общеобразовательных школ на 2003 2010 гг. по федеральным округам и субъектам Российской Федерации.
  86. Региональная политика Российской Федерации в области образования. Вып. IX. Саранск. 1997.
  87. Российский статистический ежегодник. Официальное издание Госкомстата России. М., 2002.
  88. Я.М., Другов М. А., Кузина О. Е. Профессиональное образование в России: социальные детерминанты неравенства доступа, мотиваций и спроса. Отчет по гранту № SP-01−2- 01 Независимого института социальной политики, 2001.
  89. Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий. М., 1993.
  90. Смоленцева АЛО. Организационный подход в изучении проблем вуза (зарубежный опыт)//Социологические исследования (СОЦИС). 1999. -№ 6
  91. В.А. Негосударственное высшее образование в России. М., 1998.
  92. Н.Д. Образование в современном мире (Социологическийанализ). М., 2004.
  93. Стандартизация и сертификация в сфере услуг. Под ред. Ракова Л. М., 2002.
  94. М.В. Модель имиджа организации/Маркетинг в России и зарубежом, № 1, 1998.
  95. И.Ф. Теория информационного поля. Электрон, ресурс. /Режим доступа: http://sir35.narod.ru/pages/Truth/THEORYOF INFORMATION FIELD08024. htm
  96. Ю.В. Негосударственный сектор высшей школы Российской Федерации. М., 2000.
  97. О.А. США: реклама и общество. М., 1974.
  98. Фестингер J1. Теория когнитивного диссонанса. СПБ., 2000.
  99. В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
  100. С.С. Социология. М., 1994.
  101. Хабермас 10. Демократия. Разум. Нравственность. М., 1995.
  102. Частные вузы приравняют к государственным (реформа образования. .)/Коммерсант. № 48 от 18.03.2004.
  103. Т.В. О роли имиджа в истории // Социологические исследования, 1993 г., № 9.
  104. И.П. Маркетинг имиджа как стратегическое направление территориального маркетинга/ Маркетинг в России и за рубежом, № 4, 2002. Электрон, ресурс. /Режим доступа: http:/Avvv.dis.ru/market/arhiv/2002/4/l.html
  105. Чуб Г. П. О юридической правомочности наименования «негосударственный вуз» / Негосударственный вуз: поиски путей повышения качества образования. Сборник научных трудов. М., 2000.
  106. Е.М. Проектирование содержания профессиональной подготовки студентов в негосударственных вузах. Автореферат дисс. канд. пед. наук. Тольятти. 2002.
  107. Ф. Социология образования: прикладные исследования. М., 2001.
  108. Ф.Э., Дмитриев I I.М., Арефьев A.JI. Научно-педагогический потенциал и экспорт образовательных услуг российских вузов (социологический анализ). М., 2002.
  109. Г. А. Предисловие / В. А. Зернов. Оптимизация управления качеством образования в негосударственном секторе высшего образования в современных условиях: Монография. М.: РосНОУ, 1999
  110. Afien R.F., Shen J. Some New Evidence of the Character of Competition among Higher Education Institutions // Economics of Education Review.- 1999. -Vol.18,No.4.
  111. Astakhova V.I. On the Development of Private Higher Education in Ukraine // Russian Education and Society/ 1997. — Vol.39, No.5. 119. James E. Private Higher Education: The Philippines as a Prototype // Higher Education. -1991.- Vol.21.
  112. Profile of. Two Decades of Reform in Higher Education in Europe: 1980 Onwards. Brussels: Eurydice, 2000.
  113. VaizeyJ. The Cost Of Education.-London: Ruskin House, 1958. 122. Investment Opportunities In Private Education In Russia / Investment
  114. A Journal of Comparative Education. 1997. — Vol.27, No. 1.
  115. A workbook and reader in sociology/Ed. By Leon F. Bouvier. Berkeley, California, 1968.
  116. Access mode: http://www.albany.edu/-prophe/pubIication/Role2.htm
  117. Arimoto A. Market and Higher Education in Japan//Higher Education Policy. 1997. Vol. 10, No. 3−4. — P.99−210.
  118. Avis G. The Soviet Higher Education Reform: Proposals and Reactions //
  119. Comparative Education.- 1990. Vol.26, Iss. l
  120. Avis G. The Soviet Higher Education Reform: Proposals and Reactions // Comparative Education.- 1990. Vol.26, Iss. l -P. 5−12.
  121. Balan J. Private Universities within the Argentine Higher Education System- Beverly T. Watkins, The Cost of Recruiting a Student Is on the Rise/The Chronicle of Higher Education, May 4, 1983,
  122. Blomqvist A., Jimenez E. The Public Role in Private Post-Secondary Education A Review of Issues and Options- Washington, D.C.: World Bank. 1989.-45 p.
  123. Bollag B. Private Colleges Reshape Higher Education in Eastern Europe and Former Soviet States // Chronicle of Higher Education. 1999. — Vol.45, No. 40,44 (July 1 l).-P.43−44.
  124. Broadfoot P. Structure and Agency in Education: The Role of Comparative Education // Comparative Education. 2002. — Vol.38, No. 1. — P.5−6.
  125. Castells M. Materials for an exploratory theory of network society. Brit. J. of. Soc., 2000, N51.
  126. Castro C., Navarro J, C. Will the Invisible Hand Fix Private Higher Education?/ Private Prometheus: Private Higher Education and Development in the 21 st Century / P.O. Altbach (Ed.). Westport, Conn.: Greenwood. 1999. P.45−64.
  127. Cerych L. Education Reforms in Central and Eastern Europe: processes and outcomes // European Journal of Education 1997. — Vol.32, No.l. — P.75−97.
  128. Cheskin L. Business without Gambling. New York, 1963.
  129. Cohen D. The Worldwide Rise of Private Colleges //The Chronicle of Higher Education. 2001 — March 9.
  130. Cummings W.K. Private Education in Eastern Asia / In The Challenge of Eastern Asian Education / W. Cummings and P.G. Altbach. New York: State
  131. University of New York Press, 1997. -P.135−152.
  132. Cyert R.M. The Management of Nonprofit Organisations- With Emphasis on Universities. -Lexington, Toronto, London: Lexington Books, 1975.- 190 p.
  133. Dobson R. B .Objectives of the current restructuring of Soviet higher and secondary specialized education. Soviet Education. 1987.Vol.29 (9−10). July-August.
  134. Education / Private Education: Studies in Choice and Public Policy / D.C. Levy (Ed.).-Oxford and New York: Oxford University Press.- 1986.-P. 170−191.
  135. Education in South Africa. Johannesburg: Human Sciences Research Council. April 9−10, 2002.-11 p.
  136. Education’s Emerging Electronic resources.: Program for Research On Private Higher Education. Working Paper № 1. -N.Y.: University at Albany, April, 2002.
  137. Examples from Britain and Germany // Higher Education- 1992. -Vol.24. -P.247−273.
  138. Fields G. The Private Demand for Education in Relation to Labour Market Conditions in Less-developed Countries // Economic Journal. 1974. — Vol. 28. -P. 906−925.
  139. Findings From Field Research // Comparative Education.-2001 .-Vol.37, No.l.
  140. Geiger R. The Private Alternative in Higher Education // European Journal of Education. 1985. — Vol. 20, No. 4. — P. 385−398.
  141. Geiger R. The Private Alternative in Higher Education // European Journal of Education. 1985. — Vol. 20, No. 4. — P. 385−398.
  142. Geiger R.L. Private Higher Education / International Higher Education. An Encyclopedia / P.G. Altbach Ed.). New York, London: Garland Publishing. 1991.-Vol. 1.-P.233−246.
  143. Geiger R.L. Private Sector in Higher Education: Structure, Function and Change in Eight Countries. Ann Arbor: The University of Michigan Press. -1986. -296 p.
  144. Geiger R.L. Public and Private Sectors in Higher Education: Л Comparison of International Patterns/Comparative Education. ASHE Reader Series/ K. Kcmpner and others (Ed.). Simon & Schuster Custom Publishing. — 1998. -P.227−235.
  145. Giesecke H. The Rise of Private Higher Education in East Central Europe//Society and Economy. 1999,-Vol. 21. No 1.- 132−157.
  146. Government and Higher Education Relationship Across Three Continents: The Winds of Change / Edited by Guy Neave and Frans A. Van Vught. Oxford: Greenwood, 1999. — P. 161−180- 137−161.
  147. Guido M. Commercialization Trends in Higher Education: The Costa Ri-can Case // International Journal of Educational Reform. 1999 (July). -Vol.8, No.3. — P.228−243.
  148. Guri-Rozenblit S. Trends of Diversification and Expansion in Israeli Higher Education // Higher Education. I W (June). — Vol.25, No.4. — P.457−472.
  149. Hare P., Thomas H. Reforms in Chinese I higher Education and their Effect on Teacher Education in Inner Mongolia // Compare: A Journal of Comparative Education. 2002. — Vol.32, No.2. — P. 193−203.
  150. International Students in Australian Universities. Semester 1, 2003, National Overview, IDP Australia, July 2003.
  151. Jalowiecki B. Prospects for the Development of Private Higher Educationin Poland//'Higher Education in Europc.-2001.-Vol. 26, No.3. P.424−426.
  152. James E. The Public/ Private Provision of Responsibility for Education: An International Comparison // Economics of Education Review. 1987. -Vol.6, No. L-p.1−14.
  153. Kodin E. Problems of Private Higher Education in Russia // International Higher Education. 1996. — Vol.6 — P. 13−14.
  154. Kodin E. The Reform of Russian Higher Education: We Had, We Lost, We Gained // International Higher Education. 1996. — Vol-5. — P.9−10.
  155. Kogan M. Education Policies In Perspective: An Appraisal of OECD Country Educational Policy Reviews. Reviews of National Policies For Education. — Paris.
  156. Kotler, P., Fox, K. Strategic marketing for educational institutions. Prentice-hall, Inc, New Jersey, 1995.
  157. Koyzis A.A. Private Higher Education in Cyprus: In Search for Legitimacy//Higher Education Policy. 1989. — Vol.2, No.2. — P. 13−19.
  158. Lee M.N.N. Corporatization, Privatization, and Intel-nationalization of Higher Education in Malaysia / In Private Prometheus: Private Higher Education and Development in the 21st Century / P.O. Altbach (Ed.). Wesipon. Conn.:
  159. Levy D.C. A Comparison of Private and Public Educational Organisations / The Nonprofit Sector. A Research Handbook / W.W.Powell (Ed.). New Haven London: Yale University Press. -1987. — P.258 — 276.
  160. Levy D.C. Unanticipated Development. Perspectives on Private Higher
  161. Levy D.C. When Private Higher Education Does Not Bring Organizational Diversity: Argentina. China, Hungary / Private Prometheus: Private Higher Education and Development in the 21st Century/P.O. Altbach (Ed.).
  162. Westport, Conn.: Greenwood, 1999. P. 17−50.
  163. LevyD. Latin America’s Private Universities: How Successful are They?// Comparative Education Review. 1985. — Vol. 29. — P. 440−459.
  164. Lisovskaya E. Karpov V. The Perplexed World of Russian Private Schools: Manchester. Nord Anglia (Education) Pic And The Institute Of Economic Affairs, 13 p.
  165. Marginson S. Imagining Ivy: Pitfalls in the Privatization of Higher Education in Australia //Comparative Education Review. 1997. — Vol.41, No.4. -P.460−480.
  166. Muckle J. Education in Russia Past and Present. An Introductory Study Guide and Selected Bibliography.- Nottingham: Bramcote Press, 1993. 48 p.
  167. Nagy-Darvas J., Darvas P. Private Higher Education in Hungary: The Market Influences the University / In Private Prometheus: Private Higher Education and Development in the 21st Century / P.G. Altbach (Ed.). Westport, Conn,.
  168. Nishihara H. Private Colleges and Universities in Japan: Glittering Prizes // Higher Education Policy. 1990. — Vol.3, No.2. — P.26−30.
  169. Open Doors 2002 Reports, http://www.opendoors.iienetwork.org
  170. Opportunities In Private Education In Developing Countries. Report To The International Finance Corporation. 51 March 199y. Presented By University Of Organisation for Economic Cooperation and Development (OECD), 1979.76 p.
  171. Parsons T. Essays on sociological theory. N.Y., 1964.180. Pergamon, 1993.-322 p.
  172. Ping R. Privatization in Education // Journal of Education Policy. 1987. -Vol.2, No. 4. — P. 289−299.
  173. Post-School Education And The Transition From State Socialism/J. Muckle and W.J. Morgan (Ed.). Nottingham- University of Nottingham, Continuing Education Press. — 2001. — 216 p.
  174. Prime Minister launches drive to attract more international students. 18
  175. June 1999 // British Education Brand Education Counselling service, http://www.britishcouncil.org/ecs/news/1999/ 0618/index.htm
  176. Pritchard R.M.O. Principles and Pragmatism in Private Higher Education:
  177. Private Education in the European Union: Organization, Administration and the Public Authorities' role. Brussels: Eurydice European Unit, 2000. — 141 p.2
  178. Private Education: Studies in Choice and Public Policy/D.C. Levy (Ed.). -N.Y., Oxford: Oxford University Press, 1986. 272 p.
  179. Private Sector Development Strategy. Issues and Options. A Discussion Document. Washington D.C.: World Bank. — June 1, 2001. — 38 p.
  180. Psacharopoulos G. Education and Private versus Public Sector Pay // Labour and Society. 1983. — Vol. 8. — P. 123−134.
  181. Public Policy and Private Higher Education / D.W. Breneman and C.E.Finn Jr. (Ed.) Washington D.C.- Brookings Institution. — 1998. — 468 p.
  182. Revised Version of the Keynote Presentation / Understanding Private Higher
  183. Roane, Warren. Impediments to Private Higher Education in Uruguay // Journal of International Higher Education. 2000 (Spring), No. 19. P. 13−14.
  184. Rowntiee D. A Dictionary of Education. London: Harper & Row, Publishers, 1981.-354 p.
  185. Schwartzman S. Public and Private Education in Comparative Perspective: Revised Version of the Keynote Presentation / Understanding Private Higher Education in South Africa. Johannesburg: Human Sciences Research Council. April 9−10, 2002
  186. Shobhana S. Trends in Private Sector Development in World Bank Education Projects. Washington D.C.: World bank., 2002. 55 p.
  187. Slantcheva S. The Private Universities of Bulgaria // Journal of International Higher Education. 2002 (Summer). — No.28. — P. I 1−13.
  188. Spencer I I. First principles. N.Y., 1898.
  189. Statistisches Bundesamt Deutschlands // http://vvww.destatis.de/dhome.htm
  190. Sternberg E. The economy of Icons.//The Fontana post-modernism reader. Edited by Anderson W.T. Glasgow, 1996.
  191. Stone D. L. Private Higher Education in Australia // Higher Education. -1990. -Vol.20, No.2.-P. 143−159.
  192. Stone D.L. Private Challenges to Public Goods: Transformations in Australian Higher Education//Australian Quarterly. 1990.-Vol.60, No-l.-P.l-14.
  193. Survey of Russia’s Private Tertiary Education Institutions. Executive Summary. — 210. Swedevelop: Swedish Development Advisers, 2002. 8 p.
  194. Teixeria P., Amaral A. Private Higher Education and Diversity: An Exploratory Survey // Higher Education Quarterly. 2001. — Vol.55, No.4. -P.359−395.
  195. Three R’s of Higher Education/The Institute for Research on Higher Education at the University of Pennsylvania, Change, Vol. 25, No.6 (November/December 1993),
  196. Tilak J.B.G. Emerging Trends and Evolving Public Policies in India / Private Prometheus: Private Higher Education and Development in the 21st Century / P.O. Altbach (Ed.).-Westport, Conn.: Greenwood, 1999.-P.I 13−136.
  197. Trends and Prospects // Higher Education Policy. 1990, Vol.3, No.2. — P. 13−17.
  198. UNESCO Publishing/1 BE. 1991.-140 p.
  199. UNESCO: IBE Education Thesaurus. 5th edition, revised and enlarged. — Paris,
  200. Yonezawa A., and Baba M. The Market Structure for Private Universities in Japan//Tertiary Education and Management.- 1998.-Vol.4, No.2. P. 145
  201. Zumeta W. State Policies, and Private Higher Education: Policies. Correlates and Linkages // Journal of Higher Education. Jul. — Aug. 1992. — Vol.63. -Issue 4. -363−417.
  202. Zumeta W. State Policy and Private Higher Education: Past. Present and Future / Higher Education: Handbook of Theory and Research. Volume 12 /
  203. J.C.Smart (Ed.). New York: Agathon, 1997. — P. 43−106.
Заполнить форму текущей работой