Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Институциональное реформирование и развитие агропромышленного комплекса региона: На материалах Карачаево-Черкесской республики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Уточнены и дополнены методологические основы совершенствования управления АПК на региональном уровне. Предложения в области совершенствования стратегии управления в настоящее время должны разрабатываться, учитывая переход к многоукладной рыночной экономике: выделение АПК в единый объект управлениядемократический характер хозяйственного управлениячеткое определение объектов государственной… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Организационные основы формирования региональных агропромышленных комплексов
    • 1. 1. Особенности воспроизводственного процесса в 10 агропромышленном комплексе
    • 1. 2. Формирование регионального агропромышленного 29 комплекса на современном этапе
  • Глава 2. Состояние и развитие агропромышленного комплекса
  • Карачаево-Черкесской республики
    • 2. 1. Результаты проведения аграрной реформы
    • 2. 2. Основные тенденции развития 74 сельскохозяйственного производства Карачаево
  • Черкесской республики в период рыночных реформ
  • Глава 3. Основные направления совершенствования управления предприятиями АПК региона
    • 3. 1. Воздействие рыночных отношений на процессы 95 управления на агропромышленных предприятиях
    • 3. 2. Институциональные преобразования в сельском 105 хозяйстве Карачаево-Черкесии
    • 3. 3. Совершенствование механизма управления АПК 132 Карачаево-Черкесской республики

Институциональное реформирование и развитие агропромышленного комплекса региона: На материалах Карачаево-Черкесской республики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Особенности формирования и функционирования региональных агропромышленных комплексов обусловлены неоднозначным воздействием рыночных реформ на их потенциал. Реформы проводились при отсутствии их четкой концепции, а значительный масштаб снижения производства аграрного сектора экономики обусловлен 1 наложением на траекторию трансформационного спада разрушений системы кооперационно-хозяйственных связей, слабости государственного регулирования, недостаточной поддержки отечественных товаропроизводителей. Вместе с тем, в ходе рыночной реформы были заложены предпосылки становления и перспективного развития агропромышленного предпринимательства как феномена рыночной экономики на основе экономической свободы субъектов хозяйствования, многообразия форм собственности, принципиально новых подходов к организации процесса управления на всех уровнях АПК.

При переходе к рынку изменениям подвергаются стратегическое видение бизнеса и определение миссии предприятия, формирование системы стратегий их достижения, реализация стратегии, приведение в действие персонала предприятия. Это предполагает использование конкурентных преимуществ, приведение маркетинговой стратегии в соответствие со сложившейся ситуацией, учет рыночной конъюнктуры, изменение организационных структур системы управления.

Поэтому, выработка современной рыночно-конкурентной стратегии предприятий АПК представляется важной и актуальной с точки зрения концептуальной разработки и инструментарно-методического обеспечения моделирования механизма системы производственного менеджмента, соответствующего условиям рынка. При разработке данной проблемы необходим учет специфики рыночных отношений в аграрной сфере экономики, что требует продуманного и взвешенного подхода к осмыслению конъюнктурных изменений на рынке, обоснования, с учетом поведения предприятий, разных форм собственности и хозяйствования.

Для Карачаево-Черкесской Республики, на материалах которой выполнено исследование проблемы совершенствования институциональной структуры и управленческих процессов в АПК данный подход предполагает учет таких особенностей, как малоземелье, аграрное перенаселение, хроническая безработица, существенно устаревший производственно-технический потенциал, неразвитость инфраструктуры села, разрушенные экономические связи. Все это определяет значимость соответствующего исследования.

Степень разработанности проблемы. Вопросы совершенствования институциональной структуры и управления агропромышленным комплексом, многообразия форм собственности и хозяйствования на селе в условиях рынка получили достаточное отражение в научных трудах многих отечественных и зарубежных ученых-экономистов.

Закономерности развития агропромышленного комплекса в России в условиях рынка анализируются в трудах Абалкина JL, Акимова Ю., Андреева П., Афанасьева В., Безавева И., Боголюбова С., Боева В., Борисенко Н., Власова И., Гарькавого В., Зельднера А., Кетовой Н., Кузнецова В., Лаико П., Лысенко Р., Никонова Л., Петрикова А., Овчинникова В., Попова Н., Семина А., Серовой Е., Серкова А., Черняева А., Ушачева И. и др.

Региональные аспекты формирования и функционирования АПК и продовольственного рынка изучались Адамеску А., Альботовым Р., Ахохо-вым М., Белокрыловой О., Деркачевой Н., Золотаревым Д., Емельяновым А., Ионовым Ч., Колесниковым Ю., Куевым А., Никановой В., Отаровой С., Савранским В., Скопимым А., Степановой В., Тажибовым Т., Шогеновым Б. и др.

Проблемы менеджмента и маркетинга, применительно к условиям аграрного рынка, анализируются в работах Барсукова Г., Брылевой В., Клюкача В., Крутик Р., Лябах В., Семенова М., Совранской Е., Чефранова С. и др.

Вместе с тем, в связи со сложившейся ситуацией в аграрной сфере экономики, отставанием процесса формирования качественно нового механизма управления АПК, непоследовательностью мер реформационной политики, проблема обоснования направлений совершенствования менеджмента с учетом институционального реформирования в региональных АПК не потеряла своей научной актуальности и практической значимости.

Недостаточная разработанность эффективно действующих схем, вариантов, сценариев, моделей и инструментов, учитывающих особенности современных условий, в которых действуют предприятия АПК, оставляет широкие границы для научных разработок. Объективной потребностью в них хозяйственной практики обусловлен выбор темы исследования, определение его цели и постановка задач.

Цели и задачи исследования. Целью проведенного исследования является обоснование закономерностей институционального реформирования и разработка направлений развития агропромышленного комплекса региона.

Достижение поставленной цели обусловило решение следующих задач:

— исследование особенностей воспроизводственного цикла в агропромышленном комплексе региона, выявление организационных основ формирования продовольственного рынка продукции;

— проведение комплексного анализа отраслей региональной экономики и аграрной сферы Карачаево-Черкесской республики на стартовом этапе становления рыночных отношений;

— изучение закономерностей институционального реформирования сельского хозяйства, оценки роли и эффективности аграрного сектора в региональной экономике;

— прогнозирование размеров и структуры региональной экономики с обоснованием направлений развития агропромышленного комплекса;

— определение основных направлений реформирования механизма управления, обоснование институциональной системы агропромышленного комплекса региона;

— обоснование приоритетных направлений проведения институционально-структурных преобразований и совершенствования управления аграрным сектором экономики региона.

Объект и предмет исследования. Предметом исследования являются организационно-экономические отношения, связанные с институциональным реформированием и развитием агропромышленного комплекса региона. Объектом исследования является развивающийся агропромышленный комплекс Карачаево-Черкесской республики, в настоящее время функционирующий в системе сельскохозяйственного производства, пищевой промышленности и продовольственного рынка.

Теоретическая и эмпирическая база исследования. Диссертационное исследование основано на концептуальных разработках отечественных и зарубежных ученых-экономистов по проблемам экономической теории, реформирования аграрной сферы, функционирования экономики региона, ее агропромышленного комплекса.

Информационно-документальной базой исследования являются законодательные и нормативные акты, данные Госкомстата РФ и Карачаево-Черкесской республики, а также собственные расчеты автора.

Представленное диссертационное исследование выполнено в рамках п. 5.14. «Разработка перспектив развития региональных социально-экономических системпрогнозирование в региональных социально-экономических системах», п. 5.18. «Разработка проблем функционирования и развития предприятий, отраслей и комплексов в регионахрациональное использование природно-ресурсной базы», п. 15.34. «Обоснование прогнозных сценариев развития агропромышленного комплекса, предприятий и отраслей сельского хозяйства», п. 15.36. «Исследование особенностей воспроизводственного процесса в сельском хозяйстве», п. 15.40. «Реформирование сельского хозяйстваэффективность функционирования предприятий различных организационно-правовых форм», п. 15.52. «Конечные результаты функционирования агропромышленного комплекса, содержание, методы измерения и пути роста» паспорта специальности 08.00.05 — «Экономика и управление народным хозяйством (региональная экономика, АПК и сельское хозяйство).

Методы исследования. В диссертации, в рамках системного подходы использовались различные методы и приемы экономического исследования, в том числе монографический, сравнительный, динамический, графический, индексный, группировок, корреляций и регрессий, расчетно-конструктивный.

Научная новизна диссертационной работы заключается в комплексном подходе к разработке концепции институционального реформирования и направлений развития агропромышленного комплекса региона. Конкретное приращение научного знания характеризуется следующими положениями:

— в системе валового регионального продукта субъекта федерации выделен и оценен современный агропромышленный комплекс (в совокупности сельского хозяйства, пищевой промышленности и продовольственной торговли), исследование отраслевой структуры региональной экономики позволило выявить закономерности трансформаций и развития сфер и отраслей региона;

— разработан методический подход и осуществлена оценка доли сельского хозяйства в региональной экономике с учетом использования сельскохозяйственных угодий, материально-технической базы, занятого населения и инвестиций в основной капитал, позволяющие выявить эффективность и динамику развития аграрного сектора КЧР;

— разработаны и реализованы технология и алгоритм прогнозирования размеров и структуры валового регионального продукта с обоснованием агропромышленного комплекса, позволяющие обосновать направления развития сельского хозяйства, пищевой промышленности и продовольственной торговли субъекта федерации;

— выявлены закономерности институциональной и структурной трансформации сельского хозяйства региона с обоснованием вариантов совершенствования экономических взаимоотношений между отдельными секторами аграрной экономики в регионе, сравнительной оценкой различных категорий хозяйствования;

— на основе авторского методического подхода осуществлен анализ деятельности и развития сектора сельскохозяйственных предприятий региона с учетом длительной динамики (за 1958;2001 гг.), группировок и корреляционного анализа, позволивших выявить уровень и значимость результатов и ресурсов производства, системы структурных факторов с целью обоснования направлений повышения эффективности функционирования аграрной сферы экономики;

— предложена институциональная система агропромышленного комплекса региона, включающая взаимосвязанные категории аграрных товаропроизводителей с учетом кооперативных и интеграционных процессов, формирования продуктовых консорциумов и республиканского продовольственного фонда, позволяющих обосновать направления создания инфраструктуры, включающей торговую сферу, финансово-кредитную, научно-информационную и материально-техническую подсистемы.

Практическая значимость исследования. Практическая значимость полученных результатов заключается в том, что содержащиеся в диссертации методические рекомендации по учету рыночных сигналов при осуществлении изменений в процессе развития аграрного сектора региона могут быть использованы в качестве концептуальной базы для обоснования регионально-адаптированных моделей организации и управления агропромышленного комплекса.

Разработанные в диссертации положения по развитию аграрного сектора КЧР и рекомендации по совершенствованию управления использованы республиканским правительством и рядом местных организаций при разработке программы и прогнозов проведения аграрных преобразований в республике.

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты проведенного исследования докладывались автором на научных и научно-практических конференциях в г. Черкесске (2000;2003 гг.), г. Нальчике (2002, 2003 гг.), г. Кисловодске (2002;2004 гг.).

Публикации. По теме диссертации автором опубликовано 6 научных работ общим объемом 3,4 пл.

Выводы и предложения.

1. Анализ состояния АПК Карачаево-Черкесской республики на начальном этапе вхождения в рынок показал, что неразвитая рыночная инфраструктура, постоянный рост цен на промышленную продукцию и как следствие создавшийся диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, экономическая нестабильность в государстве нарушили традиционные хозяйственные связи. Специфичность сельского хозяйства предопределяет эволюционный характер проведения аграрной реформы. Следствием непродуктивных действий в сфере управления экономикой явился затяжной кризис, выход из которого неразрывно связан с совершенствованием управления во всех сферах деятельности.

2. В систему коренных преобразований в экономике и обществе входят и региональные отношения, механизм управления которыми в процессе реформирования не может ограничиваться единой системой мероприятий для России в целом. Вследствие огромных различий природно-географических, социально-демографических, экономических и других условий в регионах страны унифицированные подходы и рекомендации обречены на неудачи практически в каждом регионе, так как регионов со средними условиями в стране не существует.

3. При систематизации внеэкономических проблем нами выделена группа основных объективных и субъективных обстоятельств: природно-географические условиянеобходимость коренного улучшения сельскохозяйственных угодий и повышения их продуктивностисостояние материально-технической базыотсталость местной инфраструктурыпроблема собственности на землюсоздание многоукладной экономикидиспаритет цен на поставляемые селу ресурсы и сельскохозяйственную продукциюправовое обеспечение аграрной реформы.

4. Опыт проведения земельной реформы показал, что для обеспечения регулирования земельных отношений, дальнейшие земельные преобразования должны осуществляться с необходимым правовым, экономическим и экологическим обоснованием, путем разработки соответствующей землеустроительной документации с выделением необходимых ассигнований как с федерального, так и с местного бюджетов.

5. Основной результат аграрной реформы в КЧР состоит в формировании новой, достаточно устойчивой структуры земельной собственности и структуры землепользования в аграрном секторе экономики. Доля государственного сектора в сельском хозяйстве за 1995;2000 годы уменьшилась с 32-х до 17%, негосударственных предприятий увеличилась с 66-ти до 76%, а частных хозяйств населения — с 2-х до 7%.

Второй важный результат реформы в республике — появление в ходе реформы значительного числа частных собственников. В общей сложности на начало 2001 года зарегистрировано 75,6 тысяч J ИIX на различных правовых основах, общая площадь сельскохозяйственных угодий, предоставленных для ведения J11IX, коллективного садоводства, огородничества и животноводства за последние пять лет увеличилась в 593 раза.

Третий осязаемый результат реформы — существенное изменение структуры землепользования по основным категориям хозяйств (увеличение доли негосударственных предприятий в 1,9 раза), хотя это не оказало прямого влияния на повышение результативности производства.

6. В настоящее время уровень как специализации республики, так и отдельных сельскохозяйственных зон, сельскохозяйственных предприятий недостаточен. Практически в каждой зоне выращивается весь возможный набор сельскохозяйственных культур и животноводческой продукции. Такая практика не только препятствует полному использованию почвенно-климатического потенциала, но и ухудшает структуру основных производственных фондов, повышает затраты на их формирование и содержание. В целом республика специализируется на зерновом хозяйстве и производстве кормов для животноводческой продукции. В сравнении с 1990 годом отмечается значительный спад производства по всем отраслям АПК, хотя в последние два года наметилась стабилизация.

7. В структуре производства сельскохозяйственных культур по категориям хозяйств в сельскохозяйственных предприятиях преобладает выращивание зерна, сахарной свеклы, семян подсолнечникав хозяйствах населения — картофеля, овощей, плодовв КФХ — сахарной свеклы (фабричной) и семян подсолнечника. Значительно снизилась урожайность сельскохозяйственных культур по сравнению с 1990 годом, в частности зерновых — на 41%, сахарной свеклы — на 66%, подсолнечника — на 68%, картофеля — на 3%, на что повлияло значительное сокращение внесения удобрений (минеральных удобренийв 43 раза, органических — в 37 раз), упрощение технологии возделывания сельскохозяйственных культур.

Сокращение посевных площадей, резкое снижение урожайности, отсутствие необходимой материально-технической базы — основные причины сокращения производства основных видов продукции растениеводства в республике, что произошло, на наш взгляд, под воздействием ряда сложных и противоречивых социально-экономических факторов, объективных и субъективных причин. Для преодоления кризиса в данной отрасли необходима финансовая поддержка сельскохозяйственных производителей до момента стабилизации их экономического положения.

8. От рыночных преобразований больше всего пострадало животноводство — ведущая отрасль сельского хозяйства республики. За 1990;1999 годы численность крупного рогатого скота в хозяйствах всех категорий сократилась на 53%, наименьший спад наблюдается в хозяйствах горной зоны, специализирующихся на животноводстве.

9. Характерной особенностью переходного периода в республике является усиление роли ЛПХ населения в многоукладном сельском хозяйстве. Снятие ограничений в этом секторе позволило увеличить товарность производимой продукции, что имеет важное значение в решении продовольственной проблемы в республике. Эту форму производственной деятельности следует поощрять и в дальнейшем, обращая внимание на обеспеченность комбикормами.

10. На результатах функционирования АПК КЧР крайне отрицательно сказался взятый вначале реформ курс на разрушение крупного сельскохозяйственного производства, форсированное формирование фермерского сектора. В настоящее время НТП, индустриализация сельского хозяйства требуют концентрации капитала в крупных хозяйствах, где более эффективно используются все факторы производства на основе внедрения рудо-, ресурсеи энергосберегающих технологий.

11. Затянувшийся системный кризис в сельском хозяйстве КЧР еще не преодолен, но благодаря природным и трудовым ресурсам, сельское хозяйство республики имеет огромный потенциал. Для этого необходимо планомерное формирование, функционирование и развитие агропромышленного производства, базирующегося на основе дополняющих друг друга государственного и рыночного механизма хозяйствования на основе достижений НТП. Полагаем, что государственное регулирование аграрной сферы должно стать одним из главных инструментов.

12. Уточнены и дополнены методологические основы совершенствования управления АПК на региональном уровне. Предложения в области совершенствования стратегии управления в настоящее время должны разрабатываться, учитывая переход к многоукладной рыночной экономике: выделение АПК в единый объект управлениядемократический характер хозяйственного управлениячеткое определение объектов государственной собственности и ликвидация пакетов акций предприятий, на деятельность которых государство не имеет влияния или не играет существенной ролисоздание на предприятиях маркетинговых служб, призванных обеспечить наибольший спрос и сбыт на выпускаемую продукциювсемерное содействие профессиональной подготовке и переподготовке специалистов.

13. На региональном уровне соответствующие управленческие структуры призваны осуществлять функции управленческого, информационного обслуживания и функции государственного контроля. Вследствие этого целесообразны некоторые изменения в организационной структуре МСХиП КЧР с целью эффективного осуществления функций долгосрочного прогнозирования, внедрения в аграрное производство новых технологий, маркетинговых исследований, консалтинговых услуг и т. д.

14. Между органами управления разных иерархических уровней должно быть четкое разграничение полномочий, так как от этого во многом зависит эффективность управления. Основу регионального АПК составляют районные уровни, поэтому, исходя из объективных потребностей агропромышленного производства, на районном уровне в работе предложен вариант создания адаптивной структуры управления административного района: создание маркетинговых службинформационно-консультационное обслуживание. Районный уровень управления призван выступить основным проводником инноваций на своей территории, организовать более действенный контроль за расходованием инвестиций. В дальнейшем районные органы управления могут быть преобразованы в информационноконсультационные службы.

15. Совершенствование механизма управления регионального АПК в конечном итоге должно способствовать решению основной социальной цели — удовлетворению потребностей населения в продовольствии. Поэтому совокупность природных ресурсов республики должна использоваться для улучшения экономического благополучия как в краткосрочной перспективе и для обеспечения устойчивости такого положения в долгосрочном плане. В связи с этим в работе предложена стратегия вывода из кризисного состояния сельского хозяйства и перерабатывающих отраслей на основе использования конкурентных преимуществ республики.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Российская Федерация. Законы. О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ: ФЗ от 20 июля 1995 г. № 1 15-ФЗ // Рос. газ. 1995.-26 июля. — С.4.
  2. Российская Федерация. Законы. О государственном регулировании агропромышленного производства: ФЗ от 14 июля 1997 г. №Ю0-Ф3 // Рос. газ. 1997.-26 июля. — С.4−5.
  3. Российская Федерация. Законы. О лизинге: ФЗ от 29 октября 1998 г. 164-ФЗ // Рос. газ. 1998.-5 ноября. — С.6.
  4. Российская Федерация. Правительство. О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов): Постановление Правительства Рос. Федерации от 7 марта 1995 г. № 239 // Рос. газ. -1995.-16 марта. -С.4.
  5. Российская Федерация. Правительство. О государственном регулировании цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий: Постановление Правительства Рос. Федерации от 13 октября 1995 г.№ 997 //Рос. газ. 1995.-18 октября. — СЛ.
  6. Российская Федерация. Правительство. О государственной поддержке развития лизинговой деятельности в РФ: Постановление Правительства Рос. Федерации от 27 июня 1996 г. № 752 // Собрание законодательства Рос. Федерации.-1996.-№ 27.-Ст.3279.
  7. Российская Федерация. Правительство. Об утверждении порядка предоставления государственных гарантий на осуществление лизинговых операций: Постановление Правительства Рос. Федерации от 3 сентября 1998 г. № 1020 // Рос. газ. 1998.-9 сентября. — С.4.
  8. Российская Федерация. Правительство. О ценовой политике в сфере агропромышленного производства: Постановление Правительства Рос. Федерации от 16 марта 1999 г. № 295 // Рос. газ. 1999.-9 апреля. С. 26.
  9. Ставропольский край. Законы. О государственной поддержке и стимулировании сельскохозяйственного производства в Ставропольском крае: Закон Ставроп. Края от 10 декабря 1998 г. № 42-КЗ // Ставроп. Правда. -1998.-18 декабря. С. 4.
  10. Л.И. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики // Вопросы экономики. 1997.- № 6.- С. 4.
  11. Л.И. Экономическая стратегия для России: проблема выбора. .: ИЭРАН, 1997.-С. 14−16.
  12. С.Б., Розанова Н. М. Теория организации отраслевых рынков: Учеб. М, 1998. — С. 280−282.
  13. В.Б. Кейнсианская модель экономического регулирования: Возможность использования современной экономике. СПб: Изд-во СПБ. университета, 1993. — 206 с.
  14. И.М., Емцов Р. Г., Холопов А. В. Государственная экономическая политика: опыт перехода к рынку. М., 1998. — С. 254−281.
  15. Г. Г. Роль государства при переходе к рыночной экономике // Вестник МГУ. Сер. Экономика. 1996. — № 2. — С. 15−24.
  16. В. Государство и рынок: механизмы взаимодействия // Маркетинг. -1999. -№ 5. -С.3−8.
  17. В.П. Собственность и формы хозяйствования в АПК. М.: ГУ-ЭП «Эфес», 2000.- 291 с.
  18. В.И. Ценообразование в аграрном секторе экономики России // Аграрная наука. 2000.- № 10.- С.9−10.
  19. С. Лизинговые операции с сельскохозяйственной техникой // АПК: экономика, управление. 2001.- № 8.- С.61−65.
  20. А. Интеграция экономик и создание общего рынка веление времени // Экономист. — 1996. — № 7. — С. 43−51.
  21. Ю. Развивать отношения лизинга // АПК: экономика, управление.-2000.-№ 10.-С.57−60.
  22. Ю.Г. Агропромышленный комплекс в условиях перехода к рынку: Сб. науч., тр. / Ставроп. ГСХА. Ставрополь, 1995. — 48 с.
  23. Биржевая деятельность / Под ред. Галанова В. А., Басова А. И. М: Финансы и статистика, 1998. — 304 с.
  24. В. В. Об импортно-экспортных и внутренних ценах на сельскохозяйственную продукцию // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1996. — № 8.- С. 10−11.
  25. В.Р. Экономический механизм аграрных реформ // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1993. -№ 11.-С.7−8.
  26. И.Н. Теория аграрных отношений: современные представления // АПК: экономика, управление. 2000.- № 6.- С.3−13.
  27. А.В. Предпринимательство. Основной курс: Учебник в 2х кн. Кн. 1.-М, 1994.-С. 10−45.
  28. Бюджетная система Российской Федерации: Учеб. / Под ред. И. В. Романовского, О. В. Врублевской. М., 1999. — С. 312−373.
  29. А. Особенности государственного регулирования переходной экономики // Проблемы теории и практики управления. 1996.-№ 6.-С. 19−25.
  30. Ю.Е., Бартенев С. А. Экономика России: эффекты и парадоксы. -М., 1995.-С. 39−67.
  31. В. Влияние государства на рынок сельскохозяйственной продукции и продовольствия // АПК: экономика, управление. 1995. — № 2. -С.60−62.
  32. А. Пути преодоления «ножниц цен» на сельскохозяйственную и промышленную продукцию // АПК: экономика, управление. 1996.-№ 10.-С.48−53.
  33. Р.С., Рахматуллин Р. К. Динамика цен на региональном рынке сельскохозяйственной продукции // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2000.- № 2.- С.49−51.
  34. А. Финансово-аналитический аспект регулирования внутреннего рынка АПК // АПК: экономика, управление. 1999.- № 4.-С.46−49.
  35. А. А. Финансово-аналитический аспект регулирования внутреннего рынка в агропромышленном комплексе // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2000.-№ 5. С.10−12.
  36. В. Ценовой бумеранг возвращается. И ударит очень больно: индексы цен. // ЭЖ.- 2000.- № 51.- С.ЗО.
  37. В. Ценовой бумеранг возвращается. И ударит очень больно: индексы цен. // ЭЖ.- 2001.- № 16.- С.4−30.
  38. А., Горадецкий Д. Управление государственными предприятиями И Вопросы экономики. 1997. — № 10. — С.28−36.
  39. А. Добиться реального улучшения экономической ситуации в АПК России // АПК: экономика, управление. 2000.- № 9.- С.3−9.
  40. Государственная поддержка предпринимательства: концепция формы и методы. Аналитическое обозрение. Центр комплексных исследований и маркетинга. М, 1995.
  41. Государственное регулирование экономики /Под ред. д.э.н. А. Н. Петрова, д.э.н. М. И. Кныша. СПб.: Любавич, 1999.- 264 с.
  42. Государственное регулирование экономики в современных условиях. -М.:ИЭРАН, 1997.
  43. Государственное регулирование экономики России: теория, методология, опыт. М.: Изд-во РАН, 1992. — 220 с.
  44. Государственное регулирование экономической деятельности. -М.2000.-С. 13−21.
  45. В.П., Грибов В. Д. Экономика предприятия. М., 1997.-C.33−35.
  46. Дмитриенко 3. Совершенствование финансово-кредитных отношений //ЛПК: экономика, управление. 2000.- № 10.- С.44−48.
  47. Н. Региональная экономика в системе рыночных отношений (методологические аспекты управления) // Проблемы теории и практики управления. 1997. — № 4. — С.66−71.
  48. В.И. Введение в теорию маркетинга.- М., 2000.- С. 18−25.
  49. О.А. Противоречия современной аграрной реформы //Достижения науки и техники АПК.- 1999.- № 7.- С.42−43.
  50. А. Государственное регулирование агропромышленного сектора // Вопросы экономики. 1997. — № 10. — С.44−46.
  51. В.Ф., Ильичева С. В. Совершенствование механизма поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1998.-№ 8.- С.7−9.
  52. К.Х. Эффективность сельскохозяйственного производства в условиях перехода к регулированному рынку. М.: Изд-во МСХА, 1994.189 с.
  53. О. Моделирование механизма рыночного ценообразования // Маркетинг.-2001.- № 2.- С.41−50.
  54. Идея государственного управления экономикой: уроки истории // Вопросы экономики. 1997. — № 6. — С. 15−20.
  55. Ч.Б. Современные проблемы региональной безопасности: Материалы научно-практ. конф. Ставрополь, 1997. — С. 40−41.
  56. В.Я. Экономическая теория: введение в рынок. М., 1997.-С.84−101.
  57. История менеджмента. Учеб. пособие / Под ред. Д. В. Валового. -М., 1997.-С. 147−160.
  58. История экономики. М., 1996. — С. 144−148.
  59. А.П., Минаева Н. В. Экономика. Курс лекций. Упражнения. Тесты и тренинги. М., 1996.- С.35−53.
  60. М.П., Масленкова В. Ф. О финансово-кредитном механизме в сельском хозяйстве // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1999.- № 4.- С.36−41.
  61. М.П., Масленкова В. Ф. О финансово-кредитном механизме в сельском хозяйстве // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1999, — № 5.- С.21−23.
  62. А.А. Экономический механизм хозяйствования АПК // Вопросы экономики. 1994. — № 4. — с.70−80.
  63. Дж. Общая теория занятости, процента и денег. М.: Прогресс, ! 978.-380 с. 70.
  64. Г., Михайлов А. Антимонопольное законодательство элемент госрегулирования процессов экономической концентрации // РЭЖ. -1998.-№ 11−12- С.42−48.
  65. С.В. Государственное регулирование сельского хозяйства в условиях переходной экономики: Автореф. дисс.. д.э.н./ С. В. Кисилев.-М., 1994. -45с.
  66. С.В. Государственное регулирование сельского хозяйства при переходе к рынку // АПК: экономика, управление. 1994. — № 5. -С.43−51.
  67. С.В. О мониторинге государственного регулирования сельского хозяйства // РЭЖ. 1995. — № 2. — С. 11−12.
  68. С.В. Органы управления в сельском хозяйстве при переходе к рынку // Аграрная наука. 1993. — № 6. — С. 7−8.
  69. Ф.Н. и др. Перспективы экономического развития российских регионов // Проблемы прогнозирования. 1997. — № 4. — С. 98−111.
  70. В.А. Состояние и развитие аграрной экономической науки в России // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2000.- № 6.- С.6−9.
  71. Н. В. Экономика сельского хозяйства. С основами аграрных рынков. Курс лекций. М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС, 1999. — 448с.
  72. В. Основы современной экономики.- М., 1998.- С.59- 69.
  73. Н. Государственное управление при переходе от планового хозяйства к рыночному // Проблемы теории и практики управления.- 1998.-№ 1.-с. 14−16.
  74. Концепция аграрной политики и продовольственного обеспечения РФ // АПК: экономика, управление. 1995. — № 5. — С.7−23.
  75. Концепция аграрной политики Российской федерации. М., 2000.-С.5−11.
  76. М. Государство и институциональные реформы в России // Проблемы теории и практики управления: 1996. — № 4. — С.20−26.
  77. А. Государственное регулирование АПК в условиях рынка // АПК: экономика, управление, 1992. — № 2. — С.42−46.
  78. В. Пути выхода из аграрного кризиса // АПК: экономика, управление. -1995. № 5. — С.26−30.
  79. В.В. Экономические проблемы потребления энергоносителей региональным АПК // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2000.- № 6.- С.22−23.
  80. JI.M. Основы экономических знаний: Учеб. пособие. М: Финансы и статистика, 1998. — 272 е.: ил.
  81. Курс переходной экономики / Под ред. JL Абалкина. М., 1997.-С. 107−191.
  82. Курс экономической теории / Под ред. М. Н. Чепурина. Киров. — 1994. -624 с.
  83. Курс экономической теории. Киров, 1999. — С.351−355.
  84. Кушлин.И. О теоретических основах государственного регулирования экономики России. Материалы Всероссийской научной конференции «Государственное регулирование национальной экономики». -М.:МГУ, 1996.-180 с.
  85. Л.Л., Трегубов Н. А. О соотношении цен на продукцию и ресурсы сельского хозяйства // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2000.- № 1.- С.25−27.
  86. В., Швецов А. Региональная политика России: концепция, проблемы, решения // Российский экономический журнал. -1997. -№ 4.-С.25−42.
  87. В.Я. Лизинг техники основа государственной поддержки АПК осени // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. — 2000.- № 12.- С.9−12.
  88. М.Л., Маслова И. Б. Лизинг как эффективная форма кредитования // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1999.- № 7.- С.47−48.
  89. В. Экономическая конъюнктура в сельском хозяйстве России // Вопросы статистики. 1998. — № 9. — С.53−56.
  90. Н. Ценовые отношения в системе лизинга на сельскохозяйственную технику // АПК: экономика, управление. 2000.- № 7.-С.42−45.
  91. Ш. И др. Государственное регулирование рыночной экономики // Экономист. 1999. — № 8. — С.29.
  92. Н. Региональная политика государства на современном этапе // Экономист. 1996.- № 11.- С.70−78.
  93. Л. Государственное регулирование рынка капитала // Экономист. 1996. — № 1. — С. 27−35.
  94. О., Серова Е. Оценка уровня государственной поддержки сельского хозяйства: применимость стандартных методов в переходной экономике // Вопросы экономики. 1996. — № 7. — С. 101−112.
  95. В.В. Политика обеспечения продовольственной независимости России // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2000.- № 3.- С. 13−16.
  96. В.Н., Папцов А. Г. Государственное регулирование сельского хозяйства в странах с развитой рыночной экономикой. М., 1995.-С. 5−15.
  97. Налоги: Учеб. пособие / Под ред. Д. Чернина.- М., 1997.- С.39−45.
  98. С. Роль лизинга в производстве и использовании техники //АПК: экономика, управление. 2001.- № 9.- С.45−53.
  99. С. Государственное регулирование конкуренции в переходный период // Проблемы теории и практики управления. 1996. — № 3.-С. 5054.
  100. В. Ценообразование в переходный период // Экономист.-1996.-№ 3.-С.64−68.
  101. В.К. Рента и регулирование экономических отношений (в новейшей модели экономики). Уфа, 1996. — С. 61−74.
  102. А. Малое предпринимательство: старые и новые проблемы // Вопросы экономики. 1997. — № 4. — С. 18−22.
  103. Основные моменты преподавания курса «Макроэкономическое регулирование и планирование национальной экономики». Материалы Всероссийской научной конференции «Государственное регулирование национальной экономики».- М.: МГУ, 1996.-180 с.
  104. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 1999 год // Рос. газ. -1999. 30 января. — С. 4.
  105. Основы экономической теории / Под ред. В. Д. Камаева. М., 1996.-С.37−40.
  106. Основы экономической теории / Под ред. B.JI. Клюни. Мн., 1996.-С.207−226.
  107. JI .Н. Финансовый менеджмент. Управление денежным оборотом предприятия. М., 1995. — С. 164−184.
  108. Паритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию (проблемы и методы отслеживания) / Кузнецов В. В., Гарькавый В. В., Гайворонская Н. Ф. и др. Ростов н/Д, 1999. — 38 с.
  109. Политэкономия: Учеб. для вузов / Под ред. Д. В. Валового. М., 1999.-С. 180−194.
  110. Прогнозирование и планирование: Учеб. пособие / Е. А. Черныш, Н. П. Молчанова, А. А. Новикова, Т. А. Солтанова, М., 1999. — С. 8−12.
  111. П., Любимов В. Государственное регулирование агропромышленного комплекса // АПК: экономика, управление.1999.- № 7.-С. 15−24.
  112. .А., Лозовский Л. Ж., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 1996. — 496 с.
  113. Рекомендации по регулированию регионального продовольственного рынка / Кузнецов В. В., Гарькавый В. В., Гайворонская Н. Ф. и др. -М., 2001.- 47 с.
  114. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики // Экономист. 1997. -№ 2.- С.3−25.
  115. Г. Н. Основы рыночной экономики. М., 1996. — 150 с.
  116. Е.С. Экономические аспекты государственного регулирования АПК // Социально-экономические проблемы развития АПК. -М, 2000.- С.30- 35.
  117. Э., Урусов В. Ценовое и финансово-кредитное регулирование в АПК // АПК: экономика, управление. 2000.- № 1.- С.46−53.
  118. Э.А. Концептуальные основы ценовых отношений в АПК // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. -1998.-№ 4.-С.8−11.
  119. Э.А. Проблемы ценообразования в агропромышленном комплексе России в условиях вхождения в рынок. М, 1999.- 55с.
  120. М.А., Чибриков Г. Г. Основы экономической теории. М., 1995. С.252−260.
  121. Ю.А. Государственное регулирование внешнеэкономических связей. -М.: Гуманитарные издания, 1995.
  122. А. Государственное регулирование и поддержка агропромышленного производства // АПК: экономика, управление. 2000.-№ 11.-С.36−39.
  123. А.Ф. Восстановление АПК: приоритеты и прогнозы // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. -2000.- № 8.- С.4−6.
  124. Е., Янбых Р. Государственные программы поддержки сельскохозяйственного кредита в переходных экономиках // Вопросы экономики. 1998.-№ 11.-С.127−136.
  125. В., Попов И. Актуальные проблемы рыночных преобразований в аграрном секторе // Международный с.-х. журнал. 1998. № 3.-С. 28−33.
  126. В., Попов И. Стратегия аграрных преобразований: государственное регулирование рыночных отношений // АПК: экономика, управление. 1999. — № 3. — С.25−33.
  127. Т.А., Яркий Е. В. Цены и ценообразование: Учеб. пособие.-М., 2001.-С.81−117.
  128. В., Попов Б. Ценообразование и менеджмент. М., 1996.-С.4−25.
  129. В. Государственное регулирование цен и контроль за их применением // Экономист. 1996. — № 9. — С.32−38.
  130. JI.B., Губанова Н. В. Ценовая ситуация на аграрном рынке России и ее государственное регулирование // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1998.- № 5.- С. 18−21.
  131. Теоретическая экономика. Политэкономия / Под ред. Г. П. Журавлевой, Н. Н. Мельчановой. М., 1997. — С. 69−75.
  132. Теория и практика государственного регулирования на переломных этапах экономического развития, М.: Ин-т мир. экономики и межд. отношений, 1993. — 178 с.
  133. В.В. Деньги. Денежное обращение. Инфляция: Учеб. пособие. -М., 1999.-С. 362−402.
  134. Э.А. Цены, ценообразование, ценовая политика. М., 1997.-С. 19−39.
  135. Г. Г. Земельная реформа в Республике Башкортостан, проблемы и пути ее решения // Государство и право.-1993.- № 7.-С. 135- 140.
  136. А.А., Черний Р. Н. Проблемы формирования эффективной кредитной системы по обслуживанию сельского хозяйства // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2001,-№ 4.- С.44- 47.
  137. А.А., Черний Р. Н. Проблемы формирования эффективной кредитной системы по обслуживанию сельского хозяйства // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2001.-№ 3.-С. 17−20.
  138. А. Проблемы кредитного обеспечения сельскохозяйственных предприятий в регионе // АПК: экономика, управление. 2000.-№ 9.-С.39−43.
  139. А.Н. Цены и ценообразование в системе маркетинга: Учеб. пособ. для вузов по спец.: «Маркетинг». -2-е изд. М.: Инф. — изд. Дом «Филинъ», 1998.- 448 с.
  140. Ценовой механизм в АПК. Воронеж: Из-во РАСХН НИИ 30 АПКЦЧР, 1995.-31 с.
  141. Ценообразование / Под ред. И. К. Салимжанова. М., 1996.- С.121−132.
  142. Ценообразование в агропромышленном комплексе / Под ред. Ю.П. Ав-диянца, A. JL Мейендорфа. М.: Агропромиздат, 1998.- 215с.
  143. Ценообразование на продукцию АПК: Сб. инструкт. материалов /Составители Е. Н. Шеламова и др.- М.: Россельхозиздат, 1998.-109 с.
  144. Ю. Государственное регулирование экономики // Экономист. -1996.-№ 8.-С.35−49.
  145. Ю.М. Становление системы государственного регулирования развития национальной экономики России. Материалы Всероссийской научной конференции «Государственное регулирование национальной экономики». М.: МГУ, 1996.-180 с.
  146. М.А. Государство и эволюция рыночной экономики / М.А. Шевхужев- Ставроп. ГСХА.- Ставрополь, 1995.-59 с.
  147. А.Ф. Экономическая теория: Уч. Воронеж, 1995. — С. 337 347.
  148. П.Н. Ценообразование: Учебно-практ. пособие. М., 1998.-С.4−8.
  149. А.А. Проблемы вывода агропромышленного комплекса из кризиса// АПК: экономика, управление. 2000.- № 1.- С.4−17.
  150. Экономика переходного периода: Учеб. пособие / Под ред. В.В. Радае-ва, А. В. Бузгалина. М., 1995. — С. 76−94.
  151. Экономика. / Под ред. А. И. Архипова, А. Н. Нестеренко. М., 1998.-С. 709−729.
  152. Экономика: Учеб. / Под ред. А. С. Булатова. М., 1999. — 468 с.
  153. Экономическая реформа. Группа по экономическим преобразованиям: заявление о намерениях // Проблемы прогнозирования. 1994. — № 9.-С.60−63.
  154. Д.Б. Теоретические и методические проблемы государственного регулирования сельского производства в условиях перехода к рынку: Автореф. дис. .д.э.н. /Д.Б. Эпштейн. Спб., 1993. — 40 с.
  155. А.В. Роль государственного экономического регулирования в период перехода к рыночным отношениям. Саратов: Сарат. ГСХА, 1995.-63 с.
  156. Е.К. Эффективность конкуренции на продовольственном рынке России // Вестник Моск. Ун-та. 1999. — С. 24−44.
  157. Anfrmal finance in low-income cjuntries/editet by Dale W. Adams and Delbert a.Fitchett. Wesview PRESS- Boulder, Colorado, USA- 1992.- 393 p.
  158. Von Pischke, J.D. The political economy of specialized farm credit institutions in low-incomt countries. Washington- World Bank, 1981.
Заполнить форму текущей работой