Актуальность исследования. Удовлетворение многообразных потребностей населения и создание, тем самым, комфортных условий жизни, повышение уровня и качества жизни — одна из важнейших задач функционирования торговых предприятий. Определяющую роль в этом процессе играет комплексный подход, позволяющий сочетать интересы населения, предприятий и территориальных органов управления. Как показывает отечественный и зарубежный опыт, наиболее перспективным в этой области направлением является организация на предприятиях торговли комплекса разнообразных услуг сопутствующего, вспомогательного и самостоятельного характера.
Реформирование потребительского рынка города Москвы в течение ряда последних лет оказало существенное влияние на формы и методы организации торговли и обслуживания населения. В первую очередь это проявилось в возникновении современных торговых центров — наиболее динамично развивающегося и наиболее сложного формата предприятий торговли и в целом потребительского рынка. Их роль меняется: сегодня это не только торговля или место для покупок, это место отдыха, досуга и развлечений. Основной целью их функционирования становится именно комплексное обслуживание москвичей. В настоящий момент Москва имеет самую развитую в России индустрию торговых центров и значительно опережает другие города.
В то же время существуют определенные проблемы в области развития данного сегмента торговой сети: по темпам роста числа торговых центров, по ассортиментному составу предлагаемых ими услуг и многим другим параметрам Москва серьезно уступает европейским городам. Во многом это связано с общеэкономическими условиями функционирования потребительского рынка. Однако, на наш взгляд, одним из негативных факторов, является несовершенство методического обеспечения организации комплексного обслуживания населения на торговых предприятиях, а также с отсутствие четких рекомендаций относительно градостроительной политики развития сети таких объектов. Отправной точкой планирования и проектирования торговых объектов в структуре города в настоящий момент выступают норматив обеспеченности населения торговыми площадями с разделением на продовольственную и непродовольственную группы, а также общие принципы размещения предприятий торговли. Ассортиментному же составу услуг, предоставляемых населению, уделяется недостаточное внимание.
В связи с этим, решение проблем, связанных с научно-обоснованным развитием комплексного обслуживания в торговле, является, на наш взгляд, особенно актуальным.
Степень разработанности проблемы. Вопросы организации комплексного обслуживания являлись предметом исследования многих отечественных и зарубежных ученых. Наиболее активным периодом научных изысканий в этой области стали 60-е — 80-е годы XX века. При этом основное внимание зарубежных исследователей, таких как Дж. Гадрей, Е. Миллс и др., уделялось проблемам размещения обслуживающей сети в структуре городской агломерации. В отечественной экономической литературе нашли широкое отражение вопросы межотраслевого комплексообразования. На макроуровне данные проблемы исследовались такими учеными, как Бабич A.M., Егоров Е. В., Жильцов Е. М., Макекадырова A.C., Тарханов A.B. Вопросы комплексообразования в сфере услуг рассматриваются в работах Платоновой H.A., Сульповара Л. Б., Ядгарова Я. С. Проблемы формирования торгово-бытовых комплексов на муниципальном, объектном и ассортиментном уровнях исследовались в работах Вержбицкой В. В., Кобелева Н. В., Орлова М. А., Полонской Л. А., Туриянской М. Н., Федосеевой В. Н., Шатаева И. М. и других отечественных ученых.
В то же время до настоящего времени недостаточно изученными остаются отдельные аспекты развития комплексного обслуживания в торговле. В первую очередь это касается ассортиментного состава предлагаемых услуг, отвечающего требованиям потребителя, с привязкой его к типам торговых объектов, так как основное внимание обычно уделялось совмещению торгового и бытового обслуживания. Именно это обусловило выбор темы диссертационной работы и определило состав исследуемых в ней вопросов.
Цель и задачи исследования
Целью данного диссертационного исследования является разработка научно-методических и практических рекомендаций, формирующих организационно-экономические условия комплексного обслуживания в торговле.
Достижение поставленной цели обусловило необходимость постановки и решения следующих основных задач:
• исследовать специфику комплексообразования в сфере обслуживания;
• уточнить роль комплексного обслуживания, в том числе на предприятиях торговли, в удовлетворении разнообразных потребностей населения;
• изучить основные методические подходы к организации и размещению комплексного обслуживания в торговле;
• проанализировать современное состояние торговли, проанализировать формы и методы организации комплексного обслуживания на торговых предприятиях на примере г. Москвы;
• выявить потребительские предпочтения населения в услугах при посещении предприятий торговли и факторы, их формирующие;
• разработать методические рекомендации и практические предложения по научно-обоснованному формированию комплекса услуг на торговых предприятиях.
В качестве объекта исследования выступают предприятия розничной торговой сети в совокупности с комплексом дополнительных услуг, потребители товаров и услуг.
Предметом исследования являются организационно-экономические отношения, возникающие в процессе взаимодействия торгового предприятия и потребителя, а также городская стратегия формирования системы комплексного обслуживания населения.
Теоретической основой исследования послужили труды ведущих отечественных и зарубежных ученых, посвященные вопросам формирования и развития торговой сети и системы комплексного обслуживания населения, законодательные акты Российской Федерации и ее субъектов, относящиеся к предмету исследования.
Методологической основой исследования являются методы экономико-статистического и логического анализа, метод социологического опроса, методы сравнения и группировок, экспертных оценок.
Информационную базу исследования составили данные государственной и муниципальной статистики, материалы проведенных и обработанных с участием автора обследований потребителей и предприятий торговли г. Москвы, отчеты и социологические исследования различных научных организаций и учебных учреждений.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в разработке научно-методических и практических рекомендаций по формированию комплекса сопутствующих, вспомогательных и дополнительных услуг для торговых предприятий различного типа.
На защиту выносятся следующие элементы научной новизны:
• систематизирована типология потребительских комплексов на национальном, региональном, муниципальном, объектном и ассортиментном уровняхопределена роль комплексного обслуживания в процессе удовлетворении потребностей населения;
• раскрыты условия формирования комплексов обслуживания на базе изучения специфики возникновения и характера потребностей, а также возможности их эффективного удовлетворениявыявлены проблемы развития комплексного обслуживания населения на торговых предприятиях;
• выявлены основные подходы к организации комплексного обслуживания на торговых предприятиях на базе анализа современных тенденций развития форм и методов розничной торговли г. Москвы;
• предложены принципы размещения предприятий торговли с комплексным обслуживанием, учитывающие пространственную структуру существующей сети предприятий потребительского рынка и мест приложения труда, основные миграционные потоки и потребительские предпочтения населения;
• разработаны методические рекомендации по формированию ассортимента услуг и выбору форм организации комплекса обслуживания для предприятий торговли различных типов, которые были апробированы в Северо-Восточном административном округе г. Москвы.
Практическая значимость работы состоит в том, что ее основные методические положения сформулированы в виде конкретных рекомендаций и могут быть использованы в работе региональных и местных органов управления, а также руководителями торговых предприятий и предпринимателями в целях рациональной организации комплексного обслуживания в торговле.
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации были доложены, обсуждены и получили положительную оценку на научно-практических и методических конференциях Московского государственного университета сервиса (г. Москва) 20 032 004 г. г.
Ряд методических и практических рекомендаций автора применяются в работе Департамента потребительского рынка и услуг Правительства Москвы, а также в префектуры СВАО г. Москвы, что подтверждается соответствующими справками о внедрении.
Результаты проведенных исследований, нашедшие отражение в публикациях автора, используются также в учебном процессе в Московском государственном университет сервиса при чтении курсов «Организация и планирование оказания услуг в регионе» и «Экономика отраслей социальной сферы».
Эти выводы должны быть учтены при разработке научных, методических и практических рекомендаций по организации комплексного обслуживания на предприятиях торговли.
3 НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ.
КОМПЛЕКСА ОБСЛУЖИВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ.
ТОРГОВЛИ.
3.1 Принципы размещения предприятий торговли с комплексным обслуживанием.
Необходимость совершенствования научной базы организации комплексного обслуживания в торговле подтверждается проведенным выше сопоставлением существующих принципов торгово-бытового обслуживания и современным состоянием сферы торговли и сервисных, досуговых других услуг, предоставляемых в качестве дополнительного элемента обслуживания.
Как уже упоминалось ранее, в советской, а затем и в российской градостроительной науке и, соответственно, в вариативных документах по расчету и размещению предприятий обслуживания в городе господствовала ступенчатая система. Она была связанна с представлением о развитии соседских связей и «обобществлением» обслуживания по месту жительства, т. е. привязанная к основной территории места жительства — микрорайону. Микрорайон выступал как первое и основное звено в системе обслуживания, от которого в зависимости от частоты спроса (повседневный, периодический, эпизодический) по иерархическим ступеням структуры городской застройки (микрорайон, жилом районе, город) строилась вся сеть обслуживания.
Эта система в свое время сыграла известную положительную роль, прежде всего тем, что противопоставила стихийному формированию сети обслуживания идею необходимости ее упорядочения, определения расчетных параметров и выбора оптимальных типов предприятий торгово-бытового обслуживания для застройки города.
Однако, как показали проведенные теоретические и практические исследования, положенные в основу ступенчатой системы принципы формирования сети торгово-бытового обслуживания опирались на ряд достаточно условно принятых положений, слабо подкрепленных практикой и не способных обеспечить необходимое сочетание интересов населения и предприятий, оказывающих потребителю целый комплекс услуг. Среди них такие, как отсчет доступности для предприятий всех ступеней только от места жительства и требование полного соответствия структуры сети принципам формирования жилой застройки. Эта система, по существу, изолированно рассматривала обслуживание человека только в связи с его домашним бытом, не учитывая важнейшего (в том числе и для системы обслуживания) значения производственно-деловой деятельности современного человека и роста его личностного потенциала. Практически не учитывались многообразие интересов и связей человека в городе в целом и вызнанного этим роста подвижности населения, т. е. тех факторов, которые оказывают весьма существенное влияние на рациональную организацию комплексного обслуживания.
Размещение магазинов в глубине жилой застройки (с целью сокращения радиуса доступности) снижает их посещаемость и соответственно рентабельность. Аналогичная картина наблюдается в торговых центрах жилых районов, где продовольственные магазины, по характеру ассортимента товаров и услуг почти не отличающиеся от микрорайонных, имеют (учитывая современные условия развития транспорта) слишком большой радиус «пешеходной» доступности (до 1000 м). Непродовольственные магазины имеют слишком малую вместимость, не позволяющую предоставить населению необходимый набор не только товаров, но и комплекса услуг. В результате ступенчатая система нигде в процессе градостроительства не получила законченного воплощения, а строительство мелких микрорайонных центров обслуживания во многих случаях привело к нерациональному расходованию капиталовложений.
Вместе с тем появление новых прогрессивных типов предприятий и зданий, таких, как крупные универсамы, супермаркеты, торговые центры и гипермаркеты, привело, в свою очередь, к противоречию с расчетными нормами и принципами размещения, заложенными в ступенчатой системе.
Интересно отметить, что и за рубежом, где в свое время Идея ступенчатой системы обслуживания получила распространение, произошли значительные изменения в практике проектирования и строительства. Еще в советский период зарубежные специалисты уже практически исключили из практики проектирования разделение обслуживания на микрорайонное и районное, рассматривая жилую застройку как единую зону, в которой крупные магазины (площадью не менее 1000 м) стали основным элементом торгового обслуживания (это приводит к соответствующему увеличению зоны обслуживания).
Таким образом, еще раз подтверждается, что принцип формирования обслуживания как единого комплекса взаимодополняющих систем, соответственно распределенных между местами приложения труда, жилыми территориями и местами отдыха, а также принцип разделения нужд населения на ежедневные, периодические и эпизодические, на наш взгляд, в настоящее время в чистом виде не могут быть использованы в качестве основополагающих для организации комплекса обслуживания на торговых объектах.
Именно изложенные выше положения, основанные на анализе практики проектирования, строительства и эксплуатации предприятий торговых предприятий, обосновывают необходимость серьезного пересмотра основных принципов организации комплекса обслуживания на торговых объектах.
Как показал анализ социально-экономических предпосылок развития обслуживания, среди основных факторов, которые в обязательном порядке необходимо учитывать, наиболее значимую роль играют следующие:
• повышение благосостояния и расширение культурных запросов и интересов людей, способствующие активизации и общегородской социальной жизни и некоторое снижению значения связей по месту жительства;
• изменение общего соотношения рабочего и свободного времени, расширение сферы досуга и в целом повышение значения фактора времени в жизнедеятельности людей;
• рост подвижности населения, обусловленный увеличением свободного времени и соответственно расширением круга интересов каждого члена общества, удовлетворение, которых он может получить как минимум в пределах города в целом, а в значительной степени и вне его территории;
• развитие общественного (и в том числе скоростного) городского и внешнего транспорта и рост автомобилизации населения, способствующие расширению общегородских и междугородних связей;
• слияние мегаполиса и области и повышение роли мегаполиса как центра трудовой, культурной и общественно-политической жизни и, как следствие, значительное увеличение дневного населения города (с учетом дневных мигрантов).
В связи с этим организация транспортной системы приобретает все большее значение в формировании пространственной структуры города, что естественным образом влияет и на развитие торговой и обслуживающей сети. Транспортная система пронизывает все функциональные городские зоны, включая жилые комплексы. Все четче прослеживаются тенденции к усложнению структуры транспортной сети, развитию скоростного транспорта, все более тесной связи транспортной сети и сети торгового обслуживания, формированию многоуровневых общественно-транспортных центров с использованием подземного пространства. Это в свою очередь также определяет специфику организации комплекса обслуживания на торговых предприятиях.
Следствием указанных выше тенденций стало то, что наиболее перспективными зонами в части строительства крупных торговых объектов, включающих полный комплекс сопутствующих услуг и услуг культурно-досугового характера, являются въезды в город и территории, прилегающие к транспортно-пересадочным узлам (вылетные магистрали, железнодорожные вокзалы и т. п.).
Для определения рациональных принципов формирования сети комплексных торговых предприятий необходимо учитывать характер, размещение и организацию производства в структуре города, временные показатели работы предприятий и учреждений, связанные с производственной деятельностью и передвижением населения. Важную роль здесь играют продолжительность труда и его организация в структуре дня, недели, месяца, связь мест приложения труда с различными зонами города:
• промышленное производство, сосредоточенное в крупных промышленных зонах;
• наука и образование, организованные как самостоятельные научные и вузовские городки или размещаемые на селитебной территории;
• администрация, управление и обслуживание, включаемые в систему центров различного назначения, и т. д.
Различные сферы деятельности могут переплетаться и совмещаться в пространственно-временной организации. Этому способствует указанная тенденция увеличения доли мест приложения труда, размещаемых па селитебной территории (безвредные промышленные предприятия, административные и научные организации и др.). Многие из них, включенные в общегородской центр, становятся одновременно и элементами культурного притяжения, являясь основой для организации торгово-развлекательных центров.
Необходимо также учитывать потребности различных групп населения в торговом обслуживании и в комплексе соответствующих услуг в процессе их культурной деятельности, протекающей в различных формах и охватывающей весь город: общегородской центр, единый или разветвленный, представляющий собой систему центров или отдельных учреждений, где осуществляется общественная и культурная деятельность населенияжилище (как место встреч, личных и семейных общении), подключенное к зрелищным и информативным формам культуры и образования благодаря печати, радио, телевидению и т. п.- пригородные и городские зоны отдыха, связанные со спортом, туризмом, и пр. Лишь для возрастных групп, отличающихся ограниченной физической подвижностью (детей младшего возраста, старейших пенсионеров и инвалидов), она сосредоточивается преимущественно в рамках жилых образований.
Особое значение имеет сфера быта, связанная с процессами индивидуального и семейного обслуживания, питания и ухода за вещами, протекающими непосредственно в жилище. Поэтому организация комплексного обслуживания на предприятиях торговли должна быть в значительной степени ориентирована и на жилую зону, с учетом совокупности всех сфер жизнедеятельности населения и путей его движения в городе.
Вес это говорит о том, что организации комплекса обслуживания на торговых предприятиях должна строиться во всей пространственной структуре города в целом с учетом места нахождения людей, функциональных связей и передвижений населения с трудовыми и культурно-бытовыми целями, а также с учетом уже сложившейся в данной зоне системы сервисного обслуживания. При этом в целом система обслуживания должна удовлетворять возникающие в разное время и в разных точках города потребности различных групп населения и своей целенаправленной организацией способствовать их развитию.
Следовательно, при формировании сети комплексных торговых предприятий необходимо исходить не из решения частных задач организации обслуживания в каждом звене застройки, а из анализа характера самих потребностей населения и возможных каналов их удовлетворения в городе и шире — в системе расселения. Поэтому сеть предприятий каждого вида обслуживания (культурного, спортивного, лечебного) следует строить, прежде всего, в соответствии с теми специфическими функциями, которые она выполняет по обеспечению жизнедеятельности населения. Функциональный подход к организации сети различных видов культурно-бытового обслуживания создает предпосылки для построения (в местах их совмещения) крупных комплексов обслуживания, в том числе на базе торговых предприятий, основанных на рациональном сочетании различных предприятии и учреждений, отвечающих потребностям дневного населения в каждой зоне города.
Исследование потребностей населения и опыт эксплуатации торговой сети показали, что комплексное обслуживание на предприятиях торговли в целом выполняет как бы две важнейшие функции, имеющие различное значение для человека. С одной стороны, оно призвано (в первую очередь) удовлетворять материальные потребности людей, обеспечивающие нормальные условия их труда, быта и отдыха, а с другой — оно участвует в удовлетворении культурно-эстетических потребностей, способствует лучшему проведению досуга и общению людей.
Как уже отмечалось, в организации комплекса обслуживания на торговом предприятии важнейшими требованиями с точки зрения потребительских интересов являются создание наибольшего выбора товаров и услуг и обеспечение, тем самым, минимальных затрат времени на их приобретение и потребление. Однако эти два требования имеют различное значение для человека в процессе приобретения отдельных товаров. При покупке товаров повседневного потребления (и в первую очередь продовольственных товаров), ассортимент и качество которых потребителю заведомо известны, наиболее важным требованием становится сокращение времени на перемещение к предприятиям и на обслуживание. Соответственно, и комплекс услуг, предоставляемых на предприятии, должен иметь повседневную, возможно, бытовую направленность.
При приобретении товаров более сложного ассортимента и длительного пользования, представляющих не только утилитарный, но и эстетический интерес, главным становится максимальный выбор и высокий комфорт обслуживания, неизбежно допускающие некоторое (по сравнению с первыми) увеличение затрат времени. Зачастую потребитель посещает такие предприятия, заранее рассчитывая провести в них достаточно длительный промежуток времени, совместив покупку с отдыхом. С точки зрения организации комплексного обслуживания здесь наибольшее значение приобретают услуги сопутствующие, а также услуги досугового характера.
Таким образом, при оценке удобств обслуживания необходимо учитывать, что именно отношение человека-потребителя к затратам времени на приобретение тех или иных товаров становится наиболее общим и важным фактором для определения форм и методов организации комплекса обслуживания на торговом предприятии и перспектив его развития.
Таким образом, основные задачи организации комплексного обслуживания на предприятиях торговли с точки зрения максимального соответствия потребностям населения, подкрепленным реальной платежеспособностью, определяются:
• необходимостью сокращения бесполезных затрат времени на получение основной массы товаров и услуг, обеспечивающих определенный уровень — «стандарт» повседневною потребления;
• созданием системы таких предприятий, которые способны максимально обеспечить за счет некоторых дополнительных затрат времени «избирательные» потребности людей и индивидуальное обслуживание, обогащающее свободное время, досуг населения.
Весьма важным обстоятельством, от которого невозможно абстрагироваться, определяя перечень факторов, формирующих условия нормального развития комплекса обслуживания на торговых предприятиях, является необходимость обеспечения нормального уровня рентабельности предоставляемых услуг. В противном случае целесообразность организации оказания сопутствующих либо дополнительных услуг будет сомнительна. В настоящий момент существуют методы зонирования территории города с учетом потенциальной эффективности размещаемых на их территории предприятий потребительского рынка (торговли и услуг)1. Данный подход учитывает транспортно-пассажирские потоки и численность.
1 По материалам ГУЛ НИиПИ Генплана Москвы. дневного населения города с учетом постоянных дневных мигрантов, а также частично экономические условия функционирования предприятий, в первую очередь наличие подходящих помещений (либо возможность возведения нового объекта), а также сложившийся уровень арендной платы. В схематичном виде зонирование представлено на рисунке 20 .
Создание всех этих условий в комплексе зависит от ряда факторов, из которых основными являются определяющиеся социальными потребностями населения, моделью деятельности человека в пространственной среде города, частью которой является удовлетворение потребностей в обслуживании.
Таким образом, определяющими условиями эффективной организации комплексного обслуживания населения на предприятиях торговли являются определение рационального сочетание ассортимента товаров и услуг и правильное размещение предприятий в структуре города. Соответственно, эффективная система организации и размещения комплексного обслуживания в торговой сети, на наш взгляд, должна опираться на следующие принципы.
1. Учет изменений в ценностных ориентациях населения, повышение значимости фактора рационального использования свободного времени.
2. Учет качественных и количественных изменений в развитии транспортной системы города и рост автомобилизации населения и, как следствие, повышение его мобильности.
3. Учет сложившейся пространственной структуры мест приложения труда, действующей торговой сети и сети сервисного, досугового и т. п. обслуживания.
4. Учет системы расселения, основных миграционных потоков и потребительских предпочтений различных групп дневного населения.
Ареалы с высоким уровнем рентабельности.
Ареалы со средним уровнем рентабельности.
Ареалы с потенциально низким уровнем рентабельности.
Ареалы с высоким уровнем рентабельности.
Ареалы со средним уровнем рентабельности.
Ареалы с потенциально низким уровнем рентабельности.
Ареалы с высоким уровнем рентабельности.
Ареалы со средним уровнем рентабельности.
Ареалы с потенциально низким уровнем рентабельности I я?. Ж ш.
Ш п о И.
ЙЯВЯ*:
11 шт. шт шт тт я.
I 2 и *.
Л «.
Я «8 в о о, а в* в «г щ.
Я: 0 ш.
1 о.
5. Размещение торговых объектов, предоставляющих дополнительно к основному (торговому) комплекс сервисных, досуговых и других услуг в городской застройке, обеспечивающее наилучшие условия их доступности и минимальные затраты времени населения.
6. Выбор таких типов торговых предприятий, которые с учетом условий их размещения в структуре города и по составу товарных групп и услуг наиболее полно отвечают потребностям людей, пользующихся ими в соответствующей зоне города (проживающих, работающих, посещающих эту зону по тем или иным причинам).
7. Оценка целесообразности организации, выбранных масштабов, ориентации и состава комплекса обслуживания в сложившихся в данной зоне города организационно-экономических условий осуществления предпринимательской деятельности.
8. Размещение и выбор типов комплексных торговых объектов с учетом удовлетворения требований обслуживания сегодняшнего дня и достаточно длительной перспективы (как с точки зрения удовлетворения меняющихся потребностей населения, так и с учетом улучшения организации обслуживания).
Соблюдение этих принципов поможет с одной стороны максимально удовлетворить потребности различных категорий населения и дневных мигрантов, и тем самым обеспечить необходимую эффективность капиталовложений в организацию комплекса обслуживания нас торговом предприятии, с другой стороны, создать условия для роста товарооборота торгового предприятия за счет привлечения и удержания дополнительных клиентов.
3.2 Методические рекомендации по формированию ассортимента услуг и выбору форм организации комплекса обслуживания для торговых объектов различных типов.
Для реализации стратегических задач развития потребительского рынка г. Москвы, в том числе торговой сети с элементами комплексного обслуживания необходимо наличие методического инструментария, позволяющего оптимизировать процесс регулирования территориального размещения и формирования ассортиментного состава групп товаров и услуг. Организация комплексного обслуживания в торговле должна быть ориентирована на создание единой гибкой городской системы и построена на учете общегородских и межгородских связей и интересов населения, его пространственной мобильности. Размещение торговых объектов, предоставляющих потребителям комплекс сопутствующих, вспомогательных и дополнительных услуг, должно соответствовать общим принципам размещения торговых предприятий стандартного и избирательного обслуживания.
Существующая нормативно-методическая база регулирования развития торговой сети, на наш взгляд, не позволяет в полной мере обеспечить соблюдение основных принципов организации системы комплексного обслуживания в торговле. В целях ее совершенствования в качестве методического инструмента городской торговой политики нами предлагаются рекомендации по формированию ассортимента дополнительных услуг и выбору форм организации комплексов обслуживания для предприятий торговли различных типов, расположенных в различных зонах города.
Предлагаемые методические рекомендации основываются на используемой в градостроительной практике Москвы типологии районов, а также типологии торговых объектов. При этом, в существующую типологию торговых объектов предлагается включить такие объекты, как «торгово-развлекательный центр», «торгово-деловой центр», «торговый центр» и «торговая зона». Необходимость расширения действующей классификации обусловлена тем, что данные типы предприятий представлены в нормативных документах, регламентирующих развитие торговой сети в г. Москве. В частности, речь о них идет в Постановлении Правительства Москвы от 08.05.2001 № 436-ПП «Об утверждении Генеральной схемы размещения крупных торговых объектов городского значения в Москве до 2020 года и механизме ее реализации», а также в Постановлении Правительства Москвы от 17.12.2002 № 1031-ПП «О дополнительных мерах по развитию крупных объектов оптовой, розничной торговли и услуг на территориях, прилегающих к МКАД и третьему транспортному кольцу (малому)». В данных документах торговый комплекс (центр) определен как многофункциональный торговый объект, общей площадью 10−80 л тыс. м, в составе многофункционального общественного центра, реализующий наряду с торговыми функциями функции общественного питания, бытового обслуживания, досуговые функции. Торговая зона представляет собой объект, размещенный на специализированной территории на основных транспортных направлениях и транспортно-пересадочных узлах (въездах в город, вылетных направлениях и т. п.) общей площадью 130−400 тыс. м. В торговой зоне размещаются несколько функциональных зон: торговая (оптовые и розничные предприятия), транспортная (гаражи, стоянки, АЗС, автосервисы и др.), складская (распределительные центры, оптовые складские комплексы и др.), а также выставочная, административная и культурно-досуговая зоны. Определения, либо классификационных признаков для объектов типа «торгово-развлекательный центр» и «торгово-деловой центр» данные документы не дают, однако в перечне проектируемых и строящихся крупных торговых объектов (приложение к Постановлению Правительства Москвы от 17.12.2002 № 1031−1111) они имеют место. На наш взгляд, различие между торговым центром и торгово-развлекательным и торгово-деловым центрами заключается в соотношении масштабов и объемов торговой и обслуживающей деятельности. Торговый центр подразумевает некоторое превалирование торговли над остальным комплексом услуг, в торгово-развлекательном и торгово-деловом центрах — наоборот, предоставление услуг, не связанных с торговлей, играет главенствующую роль. Кроме того, торгово-деловой центр отличается своей целевой направленностью. Его основная функция — предоставление помещений под организацию офисной деятельности, деловое и корпоративное обслуживание.
Исходя из обозначенных дополнений к типологии, действующей нормативно-законодательной базы регулирования развития торговли в г. Москве, а также результатов исследования потребительских предпочтений (раздел 2.3 настоящей работы) для каждого типа торгового объекта предлагается специфический набор услуг, формирующий соответствующий комплекс обслуживания.
Комплекс I типа — самостоятельные культурно-бытовой и культурно-развлекательный комплексы, размещенные на арендуемых у торгового предприятия площадях.
В его состав входят отдельные предприятия, предоставляющие населению услуги питания, в том числе fast food и рестораны демократического класса, мультиплекс, боулинг, игровые автоматы, Internet-салон, ксерокопирование, изготовление визиток, брошюровочные работы), туристическое агентство, транспортное агентство, услуги банков (оформление кредита, банкоматы, обмен валюты), услуги страховых компаний, бытовые услуги (салон-парикмахерская, услуги цифровой печати фото-, минихимчистка п/п, ремонт одежды, обуви, метаиоремонт, ремонт сотовых телефонов п/п). Такой тип комплекса предполагает в обязательном порядке организацию концертов и детских спектаклей, организацию мест отдыха покупателей, организацию досуга детей, хранение детских колясок, бюро обслуживания покупателей (доставка товаров на дом, прием на хранение вещей и продуктов, упаковка товаров, приобретенных в различных отделах магазинов, заказ такси, справочное бюро), подземную парковку, туалет. Данный тип комплекса предлагается для торгово-развлекательных центров.
Комплекс II типа — самостоятельные культурно-бытовой и культурно-развлекательный комплексы, размещенные на арендуемых у торгового предприятия площадях.
Комплекс II типа предоставляет аналогичный I типу ассортиментный перечень услуг, за исключением боулинга, мультплекса, туристического и транспортного агентств. При нем может быть организована наземная парковка. Данный тип комплекса предлагается для торговых центров.
Комплекс III типа — совокупность отдельных, несвязанных с основной деятельностью услуг и услуг сопутствующего торговле характера.
Ассортиментный перечень услуг для комплекса III типа включает в себя игровые автоматы, доступ к Internet, хранение детских колясок, бюро обслуживания покупателей (доставка товаров на дом, прием на хранение вещей и продуктов, упаковка товаров, приобретенных в различных отделах магазинов, заказ такси, справочное бюро), ксерокопирование, изготовление визиток, брошюровочные работы), туалеты, обмен валюты, мелкий ремонт и/или комплексный приемный пункт по ремонтным видам бытовых услуг и химической чистки, услуги цифровой печати. Эти услуги могут предоставляться как самостоятельными предприятиями сферы услуг, так и самим торговым предприятием. Последний вариант более предпочтителен, так как эффективность деятельности (рентабельность услуг) будет несколько выше (в первую очередь за счет снижения условно-постоянных издержек). Комплекс III типа предлагается к организации в крупных универсальных магазинах.
Комплекс IV типа — услуги сопутствующего и вспомогательного характера в сочетании с отдельными видами других услуг.
Данный тип комплекса включает в ассортиментный перечень специализированные виды услуг, непосредственно связанные со специализацией магазина — раскрой тканей и подшив штор, растяжка обуви и головных уборов, мелкая переделка изделий, купленных в магазине, прием заказов на выполнение ремонтно-строительных или монтажных работ с использованием товаров, приобретенных в различных отделах магазинов и т. п. Кроме того, в состав предоставляемых услуг целесообразно включить бюро обслуживания покупателей (доставка товаров на дом, прием на хранение вещей и продуктов, упаковка товаров, приобретенных в различных отделах магазинов, заказ такси, справочное бюро), предприятия питания, парковки, обмен валюты, предоставление кредитов.
Данный тип комплекса в силу специфического состава услуг наиболее приемлем в первую очередь для крупных специализированных магазинов с широким ассортиментом.
Комплекс V типа предназначен для универсальных магазинов и включает в себя бюро обслуживания покупателей (доставка товаров на дом, прием на хранение вещей и продуктов, упаковка товаров, приобретенных в различных отделах магазинов, заказ такси, справочное бюро), ксерокопирование, приемные пункты ремонтных видов бытовых услуг, фотоуслуг.
Комплекс VI типа аналогичен типу IV, за исключением предоставления услуг общественного питания и парковки и в отдельных случаях бытовых услуг. Он может быть рекомендован к организации в специализированных магазинах с полным ассортиментом.
Комплекс VII типа — это особый тип комплекса, состоящий из отдельных самостоятельных предприятий, предоставляющих разнообразные услуги. Он предлагается к организации исключительно на территории торговых зон. Его структура включает в себя не только услуги для индивидуального потребителя, но и услуги для оптовых покупателей и отдельные услуги инфраструктурного характера. Ассортиментный состав услуг для конечного потребителя аналогичен комплексу I типа.
Комплекс VIII типа также является специфическим образованием, он предназначен к организации в торгово-деловых центрах и подразумевает в своем составе значительную долю деловых услуг и услуг корпоративного характера. Это связано с размещением в данных объектах различных офисов и учреждений.
Организация комплексного обслуживания на более мелких торговых объектах, таких как специализированные магазины с узким или ограниченным ассортиментом, не представляется целесообразной. Это связано с резким снижением рентабельности обслуживающей деятельности вследствие невысокого уровня спроса на услуги. Исключением могут являться отдельные виды бытовых услуг (в основном приемные пункты), предоставляемые самим магазином, а не отдельными юридическими лицами, при условии отсутствия этих услуг в радиусе пешеходной доступности внутри жилых кварталов.
Специфическая административно-территориальная структура г. Москвы требует особого подхода к регулированию социально-экономического развития города. В полной мере это касается и потребительского рынка. Поскольку в черте города расположено 129 муниципальных образований (по площади и численности населения адекватных городу районного масштаба), имеющих как свою определенную специфику, так и общие территориальные признаки (районы центральной части города, районы массовой жилой застройки, районы перспективной жилой застройки, районы с преобладанием промышленных и рекреационных зон и т. п.) представляется достаточно трудно в рамках абсолютно унифицированного подхода учесть в полном объеме специфику и проблемы определенного муниципального образования.
Именно поэтому предлагаемая типология комплексов обслуживания для отдельных типов торговых объектов в обязательном порядке должна быть соотнесена с городским зонированием. В разделе 3.1 настоящей работы представлен используемый в настоящее время подход к выделению типовых районов города Москвы (рисунок 20). Основополагающими принципами зонирования в данном случае являются радиальное расположение района (центральные районы, срединные и периферийные), наличие или отсутствие на территории района крупных транспортных узлов или магистралей, что определяет поток потенциальных клиентов, а также сложившийся уровень стоимости нежилых помещений и арендной платы. В соответствии с указанными признаками внутри каждого муниципального района выделяются зоны с различным уровнем потенциальной рентабельности для предприятий потребительского рынка.
Нами предлагаются рекомендации по размещению торговых объектов, предлагающих комплексное обслуживание потребителей, в совокупности с соответствующими типами комплексов услуг с учетом выделенных зон территории города:
• в центральных районах города предлагаются к организации на указанных выше торговых объектах комплексы типов I, II, III, IV и VIII;
• в смешанных срединных зонах — комплексы типов IIVI;
• в спальных периферийных зонах — комплексы III, IV и VI типов;
• на пересечении МКАД и вылетных магистралях, как уже было отмечено, целесообразна организация комплексов типов I, II и VII.
Такое территориальное и ассортиментное распределение соответствует, по нашему мнению, принципам размещения торговых объектов со стандартным и избирательным обслуживанием в целом, а также отвечает поставленным в настоящем исследовании задачам. В целом распределение типов торговых объектов и относящихся к ним комплексов обслуживания по зонам города представлено в таблице 8.
Привязка типологии торговых объектов и комплексов обслуживания к зонам города осуществлялась с учетом научно-методических основ организации и размещения торговой и обслуживающей сети в пространстве города, реальной ситуации и сложившихся тенденций развития торговли в Москве, а также результатов исследований спроса населения на услуги.
На наш взгляд, организованное таким образом комплексное обслуживание на торговых предприятиях позволит:
• оптимизировать использования свободного времени и повысить степень удовлетворения потребности в услугах за счет расширения ассортимента в соответствии с потребительскими предпочтениями различных групп населения и совмещения их по месту потребления;
• создать стартовые условия эффективного функционирования комплексных объектов потребительского рынка;