Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Совершенствование управления государственной молодежной политикой в условиях модернизации российского общества

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Существенно обогащает методологию и методику исследования проблем молодежи и молодежной политики рискологический подход в социологии (Ю.А. Зубок, В.И. Чупров).6 Он позволяет глубже раскрыть противоречия, возникающие во взаимодействии молодежи и общества в условиях социальной неопределенности и риска. Стремление отечественных исследователей молодежи к соблюдению принципа системности… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Молодежная политика как фактор социального развития молодежи
    • 1. 1. Молодежь как субъект и объект государственной молодежной политики: цели и задачи социологического изучения
  • Особенности социального развития российской молодежи
  • Международный и отечественный опыт развития государственной молодежной политики
  • Глава 2.
  • Социологическое и правовое обеспечение государственной молодежной политики
  • Основные направления, принципы, структура государственной молодежной политики в современной России и пути совершенствования управления ею
  • Взаимодействие субъектов молодежной политики
  • Специфика кадрового обеспечения государственной молодежной политики
  • Критерии и показатели эффективности государственной молодежной политики
  • Обоснование государственной перспективу

Совершенствование управления государственной молодежной политикой в условиях модернизации российского общества (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность диссертационного исследования обоснована следующими причинами. к.

Во-первых, выдвигая на каждой ступени исторического развития определенные требования к подрастающему поколению, общество создает условия для интеграции молодежи в социальную структуру. Это осуществляется через государственную молодежную политику, что вызывает потребность в системном изучении изменений, происходящих в данной социально-демографической группе, и в научном анализе процессов регулирования политики государства в отношении молодежи.

Во-вторых, в условиях модернизации России очевидна необходимость укрепления природного потенциала молодого поколения как важнейшего фактора воспроизводства общества и социального развития молодежи, а также переориентации молодежной политики на его эффективное использование.

В-третьих, сохраняющиеся кризисные явления в российском обществе актуализируют потребность в качественном улучшении положения молодежи, в локализации риска в молодежной среде, в поддержке инициатив молодых граждан, молодежных общественных объединений через совершенствование государственной молодежной политики.

В-четвертых, в условиях интенсификации институциональных механизмов государственной молодежной политики, развития сети «учреждений социального обслуживания молодежи, молодежных центров занятости, подростково-молодежных клубов, информационных и кадровых центров, появления современных технологий социальной работы с молодежью возникает необходимость определения новых критериев ее эффективности, адекватно отвечающих вызовам времени.

В-пятых, нарастающая глобализация и переход от постиндустриального к информационному обществу, непрерывное образование и рост ценности знания повышают необходимость в более активном вовлечении молодежи в процессы принятия решений на всех уровнях, как наиболее образованной части населения. В этой связи нуждаются в разработке новые формы молодежного самоуправления в рамках государственной молодежной политики.

Отсюда следует, что нуждается в качественном совершенствовании механизм управления социальной политикой государства в отношении молодежи, в соответствии с современными задачами возрождения России. Однако именно управленческий аспект государственной молодежной политики остается наименее изученным в современной социологии. Вместе с тем, ее эффективность на современном этапе как никогда зависит от умения предвидеть, предвосхитить поворот событий, что достигается как путем всестороннего социологического анализа закономерных изменений, происходящих в молодежной среде, так и применением социологических методов управления (маркетинга, стратегического планирования и проектирования), социологического мониторинга, социальной экспертизы, социального эксперимента и др. Этим определяется актуальность темы диссертации.

Указанное противоречие лежит в основе проблемной ситуации. Она определяется несоответствием достигнутого уровня управления государственной молодежной политикой ее целям и задачам, вытекающим из модернизации российского общества. Данное противоречие и является проблемой диссертационного исследования.

Степень научной разработанности проблемы.

Исследуемая в диссертации проблема имеет множество аспектов, каждый из которых в той или иной мере получил отражение в отечественной и зарубежной литературе. Ее научная разработка берет начало в трудах.

Г. Гегеля, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, К. Маркса, В. И. Ленина, содержится в общесоциологических теориях, разработанных Т. И. Заславской, Г. Маркузе, Р. Мертоном, Л. Н. Москвичевым, Т. Парсонсом, Г. В. Осиповым, М. Н. Руткевичем, опирается на теории среднего уровня социологии молодежи, представленных в работах В. Н. Боряза, Ю. А. Зубок, С. Н. Иконниковой,.

A.И. Ковалевой, И. С. Кона, В. Т. Лисовского, В. А. Лукова, К. Маннгейма. П. Э. Митева, В. И. Чупрова, Ш. Эйзенштадта и др.

Углубленное изучение различных аспектов изучаемой в диссертации проблемы содержится в специальных социологических теориях: социального развития (В.И. Чупров), социального самоопределения (С.Н. Иконникова,.

B.Т. Лисовский), социальной интеграции (Ю.А. Зубок), социализации (А.И. Ковалева, А.А. Щегорцов), тезаурологического подхода (В.А. Луков), культурологических концепций (В.Ф. Левичева, А.И. Шендрик), социально-профессиональной мобильности (Д.Л. Константиновский, В.Н. Шубкин), социологии детства (С.Н. Щеглова), гражданских идентификаций (Е.А. Гришина, А.А. Козлов), образовательных стратегий (В.И. Добрынина, Т.Н. Кухтевич) инновационного потенциала (Ю.А. Зубок, В.И. Чупров), социальной сферы (В.И. Жуков, Г. И. Осадчая).

Большое значение для изучения молодежной политики имела разработка теоретических подходов к социологическому определению молодежи как самостоятельной социальной группы. В каждом из существующих подходов содержатся методологические основания для интерпретации социальной сущности молодежи и методические возможности для эмпирического исследования молодежных проблем. Они различаются, во-первых, с точки зрения охвата определенного этапа жизненного цикла (В.Т. Лисовский).1 При таком подходе в качестве сущностной характеристики молодежи выделяется наиболее активный.

1 См: Лисовский В. Т. Молодежь и образование на пороге XXI века // Молодежь: цифры, факты, мнения. — СПб., 1995. — № 2−3. — С.61−67- Социальная защита молодежи: вопросы теории и практики. — М., 1994. — С.28−49. период социализации. В отечественной социологии молодежи наиболее часто возрастные границы молодежи определяются периодом 15−29 лет, хотя существуют и другие основания возрастной периодизации. Так, в консенсусном подходе к определению границ молодежного возраста, изложенном в монографии И. М. Ильинского, они определяются в интервале от 13−14 до 29−30 лет. Разнообразные подходы применяются относительно внутренней дифференциации молодежи. Наряду с позициями, определяющими молодежь как искусственную психосоциальную конструкцию (Алещенок С.В.), 3 обосновывается отношение к молодежи как целостной категории (Ю.Р. Вишневский).4.

Во-вторых, под термином «молодежь» понимается социальный статус, определяемый возрастом (И.С. Кон, Ф.Р. Филиппов). В данном подходе подчеркивается неоднородность социального статуса молодежи и промежуточность ее общественного положения. Молодежные проблемы исследуются при таком подходе в непосредственной связи с основными видами деятельности молодых людей (учебой, работой, вторичной занятостью), с ролевыми структурами личности, а также с теми представлениями и стереотипами, которые сложились в обществе по отношению к представителям молодого поколения.

В-третьих, сущностные характеристики этой социальной группы рассматриваются в значении молодежной субкультуры (В.Ф. Левичева, А.И. Шендрик). В данной теоретической парадигме изучается особая форма организации молодых людей, определяющая стиль их жизни и мышления, отличающаяся специфическими нормами, ценностями и образцами поведения. К ее разновидности относится тезаурологический подход.

2 Ильинский И. М. и др. Молодежь планеты: глобальная ситуация в 90-х годах, тенденции и перспективы. -М., 1999. С. 43, 50, 54.

3 Ковалева А. И., Луков В. А. — Указ. соч. — С. 122.

4 Вишневский Ю. Р., Шапко В. Т. — Указ. соч.- Молодежь -97: надежды и разочарования. -М., 1997. — С.ЗЗ.

В.А. Луков).5 Согласно ему важнейшей составляющей, определяющей молодежь, являются распространенные в этой группе тезаурусы, представляющие собой ценностно-нормативные и мотивационно-ориентационные комплексы. ^ В-четвёртых, социальная сущность молодежи определяется с точки зрения её роли и места в общественном воспроизводстве (В.И. Чупров). В соответствии с данной теоретической концепцией изучаются воспроизводственная, инновационная, трансляционная функции молодежи, что обеспечивает целостный подход к ее социологическому изучению.

Существенно обогащает методологию и методику исследования проблем молодежи и молодежной политики рискологический подход в социологии (Ю.А. Зубок, В.И. Чупров).6 Он позволяет глубже раскрыть противоречия, возникающие во взаимодействии молодежи и общества в условиях социальной неопределенности и риска. Стремление отечественных исследователей молодежи к соблюдению принципа системности и комплексности в изучении молодежи послужило основанием для возрождения ювенологического (юнологического, ювентологического) направления в науке (В.В. Павловский, Е.Г. Слуцкий). В рамках этого направления предпринимаются попытки рассматривать проблемы молодежи на стыке различных наук (социологии, психологии, медицины, права и др.). Использование такого подхода раскрывает дополнительные возможности в научном анализе и планировании мероприятий молодежной политики.

Значительное влияние на развитие государственной молодежной политики оказали исследования по проблемам: труда (Н.М. Блинов,.

5 Ковалева А. И., Луков В. А. Социология молодежи. Теоретические вопросы. — М., 1999. -С. 132−144.

6 Чупров В. И., Зубок Ю. А., Уильяме К. Молодежь в обществе риска. — М., 2001, С.6−7- Международные документы по молодежной политике. — М., 1993. — С.6- Социология молодежи. — СПб., 1996. — С.21−24 и др.

7 Павловский В. В. Ювентология: проект интегративной науки о молодежи. — М., 2001; Слуцкий Е. Г. Основы ювенологии и ювенальной политики: история становления, проблемы и перспективы. — СПб., 2000.

Б.С. Павлов, Э.Н. Фетисов), образования (П.И. Бабочкин, JI.A. Гегель, И.М. Ильинский), культуры (JI.H. Коган, A. JL Маршак), студенчества (В .П. Бабинцев, Ю. Р. Вишневский, Т.Э. Петрова), молодежных движений (С.В. Алещенок, В. К. Криворученко, В. А. Родионов, Б.А. Ручкин), ^ политической жизни (Ю.Г. Волков, А.А. Козлов).

Немаловажное значение для выработки эффективных управленческих решений представляют собой публикации последних лет по тендерным, маскулинным, сексуальным и другим молодежным проблемам современной России (Е.С. Балабанова, Е. Ю Мещеркина, Г. И. Осадчая, А.А. Темкина).

Данные исследований социологов Челябинска, Самары, Кемерова, Красноярска, республик Татарстан и Башкортостан конкретизировали подходы к анализу положения молодежи в сравнительно-региональном разрезе.8.

Важным направлением в социологии молодежи явилась разработка теоретических и прикладных проблем молодежной политики. Этому посвящены работы Ю. В. Коврижных, В. А Лукова, В. В. Нехаева, Т. Э. Петровой, Г. И. Репринцевой, А. В. Шаронова. Различные подходы к концептуализации молодежной политики в европейском контексте содержатся в работах М. Бэнкса, М. Бэнтона, К. Валля, Д. Катлера, Л. Крисхолма, Р. Макдональда, И. Рихтера, П. Уиллиса, Т. Халла, А.Фурлонга. 9 Так, Г. Уиллимсон, Г. Холл, П. Лауритцен на основе анализа положения молодежи в европейских странах обосновали необходимость перехода от.

8 Молодежь России: историко-социологический аспект. — Челябинск, 1991; Социологи о молодежи Красноярского края. — Красноярск, 1987 и др.

9 Banks М., Bates I., Breakwell G., etc. Careers and Identities. — Open University Press, -Buckingham, — 1992; Cutler D., Frost R. Taking the Initiative: Promoting Young People’s Involvment in public Decision Making in the UK. — London, — 2001; MacDonald R., Coffield F. Risky Business? Youth and the Enterprise Culture. — London, — 1991; Willis P., Jones S., Cannaan J., Hurd G. Common Culture: Symbolic Work at Play in the Everyday Cultures of the Young. — Mlton Keynes, — 1990, etc. ресурснои проблемно-ориентированной молодежной политики к интегрированному подходу к молодежной политике.10.

Однако ряд актуальных проблем управления молодежной политикой не получил в научной литературе должного освещения. В частности, нуждаются в более углубленной научной разработке вопросы совершенствования механизма социального управления государственной молодежной политикой, социально-организационные принципы функционирования государственной службы по делам молодежи, оценка эффективности реализации государственной молодежной политики Прежде всего это касается диагностики молодежных движений, в том числе с использованием методологии системного анализа, оптимизации организационных структур и внедрения «командных» технологий социологии управления.

Целью диссертационного исследования является разработка концепции управления государственной молодежной политикой в условиях модернизации российского общества на основе изучения реальных тенденций в молодежной среде, отечественного и зарубежного опыта.

Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:

1) разработать методы диагностики проблем социального развития молодежи;

2) определить регулирующую роль ценностных ориентаций в поведении молодежных групп для корректировки стратегии государственной молодежной политики;

3) обосновать актуальные задачи государственной молодежной политики и направления их реализации на современном этапе развития российского общества;

10 Williamson Н. Supporting Young people in Europe: Principles, Policy and Practice. -Strasbourg. — 2002; Hall Т., Williamson H. Citizenship and Community. — Youth Work Press, -Leicester, — 1999.

4) проанализировать источники и обосновать направления совершенствования кадрового обеспечения государственной молодежной политики;

5) уточнить место государственной молодежной политики в системе + социального управления;

6) разработать на основе анализа существующих подходов к формированию организационных структур государственной молодежной политики рекомендации по их совершенствованию.

Объектом исследования является политика государства по отношению к молодым гражданам, находящимся в процессе взросления (транзиции).

Предметом исследования выступают формы и методы совершенствования управленческих отношений, возникающих в процессе целенаправленного воздействия государственной молодежной политики на социальное развитие молодежи в условиях становления многоукладной, социально-ориентированной рыночной экономики в современной России.

Теоретико-методологическую основу диссертационного исследования составляют теоретические положения социологической науки, позволяющие рассматривать процесс совершенствования государственной молодежной политики в неразрывном единстве с развитием общества как результат модернизации общественных отношений. Прежде всего, это теоретические разработки М. Вебера, Э. Дюркгейма, Т. Заславской, К. Маркса, Р. Мертона, Г. Осипова, Г. Спенсера, Э. Фромма, Ш. Эйзенштадта, В. Ядова и других, которые определяют методологические принципы анализа молодежных проблем, являются инструментом создания новых парадигм стратегии государства по отношению к молодежи. Теоретической базой настоящей работы послужил системный анализ трудов ранее названных отечественных и зарубежных ученых, заложивших фундаментальные основы социологии молодежи и социологии управления. При разработке концепции управления государственной молодежной политикой автор опирается на следующие идеи: социально-исторической и социокультурной обусловленности молодежного возраста (И. Кон), сущности молодежи как становящегося субъекта общественного воспроизводства (В.Чупров), социального самоопределения молодежи как условия ее развития (С. Иконникова, В. Лисовский), философских и общесоциологических принципов социального управления (В. Афанасьев, Г. Журавлев).

Источниковую базу исследования составили нормативные правовые, официальные информационно-аналитические материалы Минобразования России, Минтруда России, Минздрава России, Минкультуры России, МВД России, Минобороны России, Минпромнауки России, Минсельхоза России, Минэкономразвития России, Минфина России, Минюста России, Госкомспорта России, Госкомстата России. Во всех случаях, где было возможно, применялись данные государственной статистики, официальные данные федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и, в частности, официальные публикации и ответы на запросы Государственного комитета Российской Федерации по делам молодежи (1993;2000 гг.), Департамента по молодежной политике Минобразования России (2000;2003 гг.).

Кроме того, информационно-аналитическую базу диссертационного исследования составили разработки Московской гуманитарно-социальной академии (МГСА), Московского и Санкт-Петербургского государственных университетов, ИКСИ РАН, ИСПИ РАН, НИИКСИ СПбГУ и др.

Эмпирическую базу составляют данные широкомасштабных социологических исследований, проведенных в 2000 — 2003 годах под руководством или при непосредственном участии автора (базовыми являлись мониторинга НИЦ при Институте молодежи, ИКСИ РАН), а также вторичный анализ результатов исследований ИСПИ РАН):

Молодежь и образование в современной России" (НИИКСИ СПбГУ, 2002 год). В исследовании была использована квотная выборка. Выборочная совокупность составила 2340 человек и представлена типичной структурой социально-демографических характеристик в 36 населенных пунктах страны;

Эволюция мировоззрения российской молодежи за 1992;2001 годы" (Российский независимый институт социальных и национальных проблем, 2001 год). Общероссийская выборка составила 833 человека (в том числе молодежь в возрасте 16−30 лет — 503 человека, контрольная группа 40−50 лет — 330 человек). В выборку были включены предприниматели, работающие по найму в государственных и негосударственных организациях, учащиеся, студенты, безработные, военнослужащие, дифференцированные по полу, возрасту, образованию, социальному и профессиональному статусу;

Духовная преемственность поколений как фактор социального воспроизводства" (НИИКСИ СПбГУ, 2001 год). В опросе по 43 городам России выборка составила 2 600 человек (молодежь от 15 до 30 лет — 2 400), в том числе учащиеся высших и средних специальных учебных заведений -1250, работающая молодежь — 1150, контрольная группа возраста свыше 30 лет — 200 чел.;

Досуг и быт российской молодежи" (Российский независимый институт социальных и национальных проблем). Общероссийский опрос, проведенный в ноябре 2002 г., включал выборку 900 человек (в том числе молодежь от 16 до 30 лет — 600 человек, контрольная группа 40−50 лет — 300 человек).

Широко использовались материалы исследований, проведенных в регионах по заказам органов по делам молодежи.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1) разработаны концептуальные основы и принципы совершенствования государственной молодежной политики применительно к реальным нуждам различных групп молодежи;

У 2) обоснованы принципы управления государственной молодежной политикой: принцип системности, позволяющий учитывать тенденции развития молодежи во всех сферах ее жизнедеятельности, выявлять потребности, ориентации и мотивацию ее социального поведенияпринцип эффективности, позволяющий соотносить полученные результаты с целями государственной молодежной политики и достигать их с меньшими затратамипринцип адресности, который позволяет точно определить получателя продукта государственной молодежной политикипринцип оперативности, дающий возможность быстро, рационально и конструктивно действовать службам по делам молодежи, корректировать их * структуру и функциипринцип партнерства и гласности в работе с молодежью, позволяющий привлекать к ней не только заинтересованные государственные структуры, но и негосударственные, а также неформальные молодежные сообществапринцип адекватности, позволяющий соотносить государственную молодежную политику с реальным состоянием экономики, стратегией государства в социально-культурной сфере, с реальными нуждами молодежи;

3) уточнено понятие «социальное развитие молодежи в трансформирующемся обществе» и раскрыт социальный механизм комплексной системы управления процессом его стимулирования через создание условий для развития физических сил и духовного потенциала щ молодого поколения;

4) уточнены основные принципы построения эффективных организационных структур государственной молодежной политики, в числе которых баланс полномочий и ответственности, единство и определенность целей, эффективность внутренних и внешних связей, действенность обратных связей между субъектом и объектом государственной молодежной политики, гибкость и адаптивность структуры к изменениям внешней среды, к возникающим нуждам молодежи;

5) разработана базовая организационная структура комплексной территориальной службы по работе с молодежью, в составе которой предусмотрен ресурсный центр, ответственный за мониторинг внешней среды и состояния молодежи, а также за создание и организацию работы временных «проблемных команд» по актуальным на данной территории проблемам (безработная молодежь, уличная работа, несовершеннолетние родители, воины, прошедшие «горячие точки» и т. д.);

6) обоснованы приоритетные направления внедрения новых информационных технологий управления в сфере государственной молодежной политики на базе социологического анализа проводимых мероприятий и использования зарубежного опыта.

В качестве результатов диссертационного исследования на защиту выносятся теоретические основы концепции совершенствования управления государственной молодежной политикой, включающей следующие основные положения: взросление (транзиция) и адаптация молодежи к условиям самостоятельной трудовой, семейной и общественной жизни представляет собой диалектически противоречивый процесс. Подходы к совершенствованию государственной молодежной политики в Российской Федерации должны раскрывать характер противоречий, возникающий в условиях становления многоукладной, социально-ориентированной рыночной экономики в современной России, в сфере труда, образования и воспитания молодых граждан на этапе их социального взрослениясоциально-экономическая направленность государственной молодежной политики заключается в своевременной профессиональной и гуманитарной подготовке молодежи для адекватного жизненного старта в условиях построения гражданского общества, демократического государства и перехода к рыночной экономике. В соответствии с этим необходима действенная, полифункциональная, скоординированная общегосударственная система молодежной политики, интегрирующая усилия всех ее заинтересованных субъектов, в том числе, молодежигосударственная молодежная политика, механизм ее разработки и реализации должны быть направлены на развитие инновационного потенциала молодежи в интересах общества и с должным общественным признанием деятельности молодых граждан и их объединений, на поддержку молодых людей в ситуациях риска, на формирование проектов и программ, обеспечивающих социальное творчество молодежигосударственная молодежная политика нуждается в дальнейшей институционализации социальных механизмов, обеспечивающих доведение ее продукта до конкретного потребителя. Молодежь не гомогенна, ее потребности и нужды различаются в соответствии с доходами, образованием, социальным статусом, возрастом, что должно найти отражение в социальной дифференциации этих механизмовтенденции современного общественного развития предъявляют новые требования к определению социально-обусловленных приоритетов, к повышению оперативности и адресности государственной молодежной политики: ее эффективность прямо пропорциональна «точности наведения», быстроте и оперативности доставки «продукта» потребителю (клиенту) на конкретной территории для определенной молодежной группы. Это предъявляет повышенные требования к квалификации кадров государственной молодежной политикигосударственная служба по делам молодежи, как фактор общественного воспроизводства и социального развития самой молодежи, должна иметь разветвленную территориальную структуру. Это предполагает наличие опорных центров комплексного, универсального характера, способных оказать содействие молодым людям по вопросам образования, воспитания, трудоустройства, медицинской помощи, улучшения жилищных условий, организации досуга и др.- возникает необходимость в разработке системы минимальных социальных стандартов обеспечения молодежи в рамках государственной молодежной политики, включающей социальные нормы и нормативы, в том числе объемные и сетевые (нормы и нормативы обеспечения учреждениями и другими институтами), примерные стандарты деятельности и рамочные нормативы финансовых затратключевой характеристикой успешного управления в сфере государственной молодежной политики является ее инновационная направленность, в связи с чем представляется оправданным и перспективным создание временных творческих групп (команд), ориентированных на разработку новых социальных технологий (услуг) — дальнейшее совершенствование государственной молодежной политики связано с использованием методов социологии управления (маркетинг, стратегическое планирование, социальное прогнозирование, социальное проектирование и др).

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы: в качестве оснований для дальнейших сравнительных исследованийв учебных курсах по социологии молодежи, социологии управления, менеджментупри подготовке кадров социальных служб для молодежи, социальных и молодежных работниковнайти широкое применение для совершенствования системы государственной молодежной политики и государственной службы молодежи.

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования докладывались на международных и всероссийских научно-практических конгрессах, конференциях, симпозиумах, опубликованы в итоговых сборниках, отражены в публикациях автора. Авторские разработки вошли в нормативные правовые документы и аналитические материалы федерального уровня, а также нашли применение в работе органов и учреждений сферы государственной молодежной политики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Результаты проведенного диссертационного исследования показали специфику современной экономической, социально-культурной и политической ситуации в России и состояние молодежи, уровень ее социального развития, который молодежь оценивает достаточно высоко. Более 80 процентов опрошенных верят в свои силы и рассчитывают на лучшее в своей жизни.

Социолого-управленческий анализ практики государственной молодежной политики показал ее необходимость, обоснованность ее концепции, размах, важность ее координирующих и интегрирующих технологий, особенно в плане привлечения внебюджетных инвестиций, взаимодействия (по горизонтали и вертикали) объектов и субъектов управления.

Важнейшим достижением практики следует считать формирование правовой базы и структуры государственной службы по делам молодежи. Она начала современное оформление в 90-е годы 20 столетия. Ряд принципиальных положений того периода остаются вполне приемлемыми в современных условиях.

Исследование позволило выявить и обосновать основные проблемы и направления совершенствования государственной молодежной политики:

1. В молодежной среде утверждается осознание того, что человечество имеет специфику развития, связанную с усилением глобальных, материальных, информационных, социокультурных и других цивилизационных процессов. Идет переход от имперского, силового гегемонизма к транснациональной и прежде всего экономической интеграции. Мир, оставаясь еще фрагментарным, становится мультикультурной системой с ядром общих ценностей: права человека, демократия, свободная конкуренция, гражданская ответственность, мирное сосуществование, взаимоуважение культур.

2. Новые поколения усваивают новое видение мира, права и ответственность демократического сообщества, в целом сохраняют уважение к великим образцам и событиям отечественного и общемирового наследия в экономике, искусстве, науке, культуре. Это базовые компоненты самореализации, социализации молодежи и ее публичного дискурса с обществом.

Концентрация внимания государства на взаимодействие с молодыми гражданами, создание целостной системы воспитания, профилактики правонарушений, консолидация деятельности детских и молодежных общественных организаций, объединение усилий структур, осуществляющих молодежную политику, при усилении координирующей роли органов по молодежной политике, будут способствовать продвижению России по пути создания гражданского общества.

3. Государственная молодежная политика нуждается в дальнейшей институализации социальных механизмов, обеспечивающих доведение ее продукта до конкретного потребителя. Молодежь не гомогенна, ее потребности и нужды различаются в соответствии с доходами, образованием, социальным статусом, возрастом, что должно найти отражение в социальной дифференциации этих механизмов.

Важным элементом управления в сфере государственной молодежной политики являются ежегодные доклады о положении молодежи. Следует расширить эту практику на федеральном уровне и распространить в регионы с целью использования выводов и заключений, предложений и рекомендаций в качестве основы для принятия управленческих решений.

4. Проблема дифференциации государственной молодежной политики по территории и группам молодежи должна решаться при одновременной интеграции муниципальных органов образования, молодежной политики, труда и социальной защиты, культуры, спорта на основе преодоления ведомственной разобщенности. В сферу такой интеграции входят и негосударственные источники инвестиций и участники работы с молодежью (фонды, попечительские советы, коммерческие структуры и т. д.).

Взаимодействие на разных уровнях позволит государственным и муниципальным органам вести целенаправленную работу с юношами и девушками, координировать усилия других ведомств в решении проблем молодежи, внедрять элементы комплексности, находить болевые точки в социальном становлении юношества.

5. Не без внимания должны оставаться проблемы маргинальной части молодежи, сознание которой переживает состояние когнитивного диссонанса, чье материальное положение является критическим.

Необходимо расширить сеть учреждений социального обслуживания молодежи и разработать нормативы их обеспечения. Возникает необходимость в разработке системы минимальных социальных стандартов обеспечения молодежи в рамках государственной молодежной политики, включающей социальные нормы и нормативы, в том числе объемные и сетевые (нормы и нормативы обеспечения учреждениями и другими институтами), примерные стандарты деятельности и рамочные нормативы финансовых затрат.

6. В настоящее время сектор воздействия государственной молодежной политики недостаточен по охвату проблем и глубине проводимых мероприятий. За пределами влияния государственной молодежной политики оказались многие юноши и девушки, особенно сельских территорий. Неполноценна помощь государства в профориентационной деятельности, в подготовке и трудоустройстве молодежи. Обостряется проблема жилья для молодых семей.

Одним из приоритетов молодежной политики в области занятости должно стать создание и развитие полноценных информационных и консультационных служб для молодежи, доступных для молодых людейособенно в депрессивных регионах — и располагающих всеобъемлющей и постоянно обновляемой информацией о возможностях в сфере труда и занятости, а также создание временных рабочих мест для учащейся молодежи.

7. Тенденции современного общественного развития предъявляют новые требования к определению социально-обусловленных приоритетов, к повышению оперативности и адресности государственной молодежной политики: ее эффективность прямо пропорциональна «точности наведения», быстроте и оперативности доставки «продукта» потребителю (клиенту) на конкретной территории для определения молодежной группы. Это предъявляет повышенные требования к квалификации кадров государственной молодежной политики.

Требуется более эффективная и комплексная кадровая политика, подключение подготовленных работников, знающих особенности молодежной субкультуры, к выполнению вновь разрабатываемых проектов.

8. Дальнейшее совершенствование государственной молодежной политики связано с использованием методов социологии управления (маркетинг, стратегическое планирование, социальное прогнозирование, социальное проектирование и др.). Преимущества менеджмента проявляются в согласованности, скоординированности действий субъектов государственной молодежной политики и их служб на местах, в рациональном использовании ресурсов, в реализации таких функций, как планирование, координация, мотивация и контроль. Разделение управленческого труда закрепляется в организационной структуре, а набор стандартных действий — в управленческих процедурах.

На организационно-управленческом уровне необходимо налаживание координации в сфере молодежной политики, повышение роли органов по молодежной политике в межотраслевом регулировании. Первостепенной задачей является поддержка усилий местного самоуправления по созданию и стабилизации работы органов по молодежной политике.

9. Ключевой характеристикой успешного менеджмента в сфере государственной молодежной политики является ее инновационная направленность, в связи с чем представляется оправданным и перспективным использование технологии создания команд, как гибких временных творческих групп, ориентированных на разработку новых социальных технологий (услуг). Такие группы создаются для организации летнего отдыха, игровых клубов, интернет-кафе, трудовых отрядов, для тренерской работы и т. д. Наличие инновационного потенциала в системе государственной молодежной политики становится залогом ее успешной деятельности, если на каждом уровне управления регулярно обновляются знания, повышается квалификация, поощряются продуманные эксперименты, творческое развитие продуктивных идей.

10. Наиболее яркими примерами успешного использования в государственной молодежной политике приемов менеджмента являются маркетинг и стратегическое планирование. Маркетинг позволяет всю деятельность субъекта управления ориентировать на производство высококачественного, конкурентоспособного продукта (услуги). Частично эту задачу решают социологи, производя большой объем аналитической работы по выявлению нужд, потребностей, ориентаций молодежи, составлению стратегических планов. Как отмечают эксперты, этого явно недостаточно. В системе рыночных отношений государственную молодежную политику следует рассматривать как специфическую организацию, выпускающую на рынок свой продукт (услугу) в качестве конкретного потребителя (клиента). Он может воспользоваться такой услугой, а может выбрать другую, предоставленную, к примеру, неформальной или даже преступной группировкой.

11. Система органов государственной молодежной политики представляет собой особое единство с внешним окружением. Ее функционирование происходит в рамках установленных границ, которые изменяются во времени и пространстве. Определение границ осуществляется через формализацию горизонтальных и вертикальных связей между внесистемными субъектами (неформальными молодежными сообществами, фондами, попечительскими организациями, спонсорами и пр.).

Предстоит сосредоточить усилия на развитии инфраструктуры молодежной политики, в первую очередь на муниципальном уровне.

12. Главным условием эффективного влияния на процессы самореализации, социализации молодежи (молодежного менеджмента), признанного обеспечить ее вхождение в трудовую сферу в любой рыночной ситуации, является его стратегическая ориентация, реализуемая через разработку и внедрение стратегического планирования. Такое планирование предусматривает разработку стратегических и тактических целей работы с молодежью, формирование условий и системы мер по обеспечению прибыльности длительных и краткосрочных молодежных проектов, развитие инновационного процесса, своевременного изменения в управлении, устранение возникающих трудностей и использование новых возможностей. Стратегический менеджмент предполагает своевременное предвидение изменений на рынке, учет и контроль таких изменений.

Одной из основных проблем регулирования процессов самореализации, социализации молодежи является прогнозирование изменения внешней среды ее социального развития, изменений ее поведения и адекватной реакции государственной молодежной политики на эти изменения, реализуемые через корректировку стратегических и тактических планов. Речь идет о влиянии на процессы самореализации, социализации молодежи, что является непременным условием повышения эффективности государственной молодежной политики. Эта проблема в настоящее время разработана недостаточно.

Таков перечень первоочередных мер, направлений совершенствования и развития государственной молодежной политики на перспективу.

Показать весь текст

Список литературы

  1. П. История моих бедствий / Пер. с фр. — М., 1959.
  2. С.В. Государственная поддержка молодежных организаций: мировой опыт // Молодежная политика. Информационный бюллетень. -М., 1995.-№ 76−78.
  3. С.В. К проблеме новой концептуализации молодежи. -Методологические проблемы исследования молодежи. М., 1998. — С.34−37.
  4. Анализ влияния на демографическую ситуацию развития жилищного строительства в России (СССР) и зарубежных странах. М., 2001.
  5. И.Н., Голубкова Н. Я., Новикова Л. Г. Молодежная субкультура: нормы и система ценностей // Социс. 1989. — № 4.
  6. Ф. Возрасты жизни. Философия и методология истории. М., 1987.
  7. А.С. Россия: Критика исторического опыта. В 3 т. М., 19 901 991.
  8. .Б., Генин Л. В., Попов В. Г., Руденкин В. Н. Молодые в условиях российских реформ: эволюция экономических, политических и духовных ориентаций. Екатеринбург, 1999.
  9. А.А., Кабакович Г. А., Насибуллин Р. Т., Хайруллин Ф. Г. Молодежь в кризисном социуме. М., 1998.
  10. Е.С. Тендерные различия совладания с жизненными трудностями // Социс. 2002. № 11.
  11. Р. Синергетика на фоне научных школ. СПб., 1998.
  12. С.А. Правовое сознание рабочей молодежи и основные факторы его формирования: Автореферат дис. канд. юрид. наук. Всесоюзн. юрид. заоч. ин-т. — М., 1999.
  13. П., Лукман Т. Социальное конструирование действительности: трактат по социологии знания. М., 1995.
  14. Бестужев-Лада И. В. Какая ты, молодежь? М., 1988.
  15. Бестужев Лада И. В. Молодость и зрелость. М., 1984.
  16. Бестужев-Лада И. В. Прогнозирование социальных потребностей молодежи. М., 1978.
  17. Бестужев-Лада И.В., Башмаков В. И. Социальные проблемы молодежи. -М., 1982.
  18. Н., Ожегов Ю., Шереги Ф. Политическая культура и молодежь. -М., 1982.
  19. В.В. Образ жизни советской молодежи: тенденции, перспективы, проблемы. -М., 1988.
  20. Н.Е. Концепция формирования отрасли ювенального права в российской правовой системе: Автореферат дис.. д-ра. юрид. наук.
  21. В.Н. Молодежь. Методологические проблемы исследования. -Л., 1973.
  22. .А. Правовое положение несовершеннолетних по российскому законодательству: Автореферат дис. канд. наук. -Моск.юрид.ин-т. М., 1998.
  23. П. Социология политики. -М., 1993.
  24. И.Г. Социальное развитие молодежи и социальный контроль / Регион: Политика. Экономика. Социология. 2000. — № 4.
  25. М. Избранные произведения. М., 1990.
  26. Ю.Р., Шапко В. Т. Социология молодежи. Изд.2, доп. -Екатеринбург, 1997.
  27. Ю.Р., Ковалева А. И., Луков В. А., Ручкин Б. А., Шапко В. Т. Практикум по социологии молодежи. М., Социум, 2000.
  28. Ю.Г., Добреньков В. И., Кадария Ф. Д., Савченко И. П., Шаповалов В. А. Социология молодежи. Уч. пос. /Под ред. проф. Ю. Г. Волкова. -Ростов-на-Дону, 2001.
  29. С.В. Молодежная субкультура как специфическая часть культуры общества. Н. Новгород, 1991.
  30. Э.С., Дорожкин Ю. Н., Зайцева Т. А. Молодежь Республики Башкортостан: ориентация в условиях политических и социально-экономических реформ. Уфа, 1995.
  31. Гегель Г. В. Ф. Философская пропедевтика // Работы разных лет. В 2-х т. Т.2 .- М., 1971. С.7−209.
  32. Т. Левиафан // Избранные произведения. Т.2. — М., 1964. — С.244.
  33. Е.И. Жизненные перспективы и профессиональное самоопределение молодежи. Киев, 1988.
  34. Государственная молодежная политика в действии. М., 1994.
  35. Государственная молодежная политика в Свердловской области: опыт работы Свердловского областного комитета по делам молодежи. -Екатеринбург, 1993.
  36. Государственный доклад «О положении детей в Российской Федерации». -М., 2001.
  37. Ю.Н., Роднянская И. Б. Социология контркультуры. М., 1980.
  38. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. I-IV. -СПб, 1882.
  39. И.Ф. Первые годы брака: проблемы становления молодой семьи.-М., 1929.
  40. В.В., Криворученко В. К., Родионов В. А. Молодежное движение в России. Кн.1: Середина XIX — 20-е годы XX в. — М., 1997.
  41. Духовная преемственность поколений как фактор социального воспроизводства // Информационно-научный отчет об итогах социологического исследования /Рук. Лисовский В. Т. СПб., 2001.
  42. Э. Самоубийство. М., 1982.
  43. Жизненные планы молодежи. Свердловск, 1966.
  44. Жизненные пути молодого поколения. Таллин, 1983.
  45. Жизненные пути одного поколения. / Под ред. М. Х. Титмы. М., 1992.
  46. Жизненные силы человека: социальная мета теория или виталистская парадигма. — Барнаул, 2001.
  47. JI. Что делать с этой молодежью // Юность. 1988. — № 9.
  48. Закон СССР от 16.04.91 № 2114−1 «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР» //Ведомости ВС СССР. 1991. — № 19.
  49. Западные молодежные субкультуры 80-х годов. М. 1990.
  50. А.С. Молодежь в современном мире: проблемы индивидуализации и социально-культурной интеграции. СПб., 1996.
  51. А.С., Файн А. Эта непонятная молодежь. Проблемы неформальных молодежных объединений. М., 1990.
  52. Т.И., Рывкина Р. В. Социология экономической жизни: Очерки теории. Новосибирск, 1991.
  53. А.А., Быданцев Н. А. Молодежь: опыт и проблемы правового регулирования в России (80−90-е годы XX века). Кемерово, 2000.
  54. Ю.А. Исключение в исследовании проблем молодежи // Социс. 1998. № 8.
  55. Ю.А. Проблема риска в социологии молодежи. М., 2003.
  56. Ю.А. Социальная интеграция молодежи в условиях нестабильного общества. М., 1999.
  57. В.Н. Социальные технологии в современном мире. М., 1996.
  58. А.С. Об интеллигентной молодежи (Заметки об ее быте и настроениях). Вехи: Сб. статей о русской интеллигенции. — Л., 1990.
  59. С.Н. Молодежь: социологический и социально-психологический анализ. — Л., 1973.
  60. С.Н., Лисовский В. Т. Молодежь о себе, о своих сверстниках: социологическое исследование. Л., 1969.
  61. С.Н., Кон И.С. Молодежь как социальная категория. М., 1970.
  62. С.Н., Лисовский В. Т. На пороге гражданской зрелости. Л., 1982.
  63. И.М. Молодежь и молодежная политика. Философия. История. Теория. М., 2001.
  64. И.М. и др. Молодежь планеты: глобальная ситуация в 90-х годах, тенденции и перспективы. М., 1999.
  65. И.М. Наш молодой современник (вопросы мировоззренческого воспитания) // Социс. 1987. — № 2.
  66. И.М. О молодежной политике российского политического центризма. М, 1999.
  67. К.Маркс и Ф. Энгельс о молодежи. М., 1972. — С. 41−150 и др.
  68. И. Ответ на вопрос: Что такое просвещение? / Собр. соч. в 8 т. Т.8. -М., 1994.-С.29−37.
  69. .И. Взаимосвязь моральной и правовой ответственности молодежи в условиях переходного периода: Автореф. дис канд.филос.наук: Ин-т молодежи. -М., 1993.
  70. .М. Предмет и взаимосвязь естественных наук. М., 1967.
  71. А.И. Социализация личности: норма и отклонения. М., 1997.
  72. А.И., Луков В. А. Социология молодежи. Теоретические вопросы. М., 1999.
  73. М.М. Социология. М., 1910.
  74. Л.Н. Рабочая молодежь: труд, учеба, досуг (социологический очерк). Свердловск, 1969.
  75. Л.Н. Социология культуры. Екатеринбург, 1992.
  76. Л.Н., Попов В. Г., Цыпленков В. Л. Социальные проблемы молодежи в начальный период перехода к рыночной экономике. -Екатеринбург, 1993.
  77. А.А. Образование как категория гражданского долга // Молодежь и общество на рубеже веков. М., 1998.
  78. А.А., Лепехин С. М. Образ жизни молодежи: труд, образование, воспитание. М., 1979.
  79. А.А., Лисовский В. Т. Молодой человек: становление образа жизни. -М., 1986.
  80. Кон И. С. Открытие «Я». М., 1976.
  81. Кон И. С. Психология ранней юности. М., 1989.
  82. Кон И. С. Психология юношеского возраста. М., 1979.
  83. Кон И. С. Социология личности. М., 1969.
  84. Кон И. С. Ребенок и общество (историко-этнографическая перспектива). -М., 1988.
  85. Д.Л., Шубкин В. Н. Молодежь и образование. М., 1977.
  86. Конституция Российской Федерации, принятая всенародно 12 декабря 1993 г.-М., 1993.
  87. Контркультура и социальные трансформации. М., 1990.
  88. Концепция государственной молодежной политики в Российской Федерации (решение Правительственной комиссии по делам молодежи от 05.12.2001 № 4).
  89. Н.И. Преступность несовершеннолетних в России, ее причины и пути преодоления: Автореф.дис. д-ра юрид. наук: Ин-т между нар. права и экономики. М., 1997.
  90. Кто изучает проблемы молодежи? Российские исследователи и научные организации: Справочник / сост. С. В. Алещенок. М., 1997.
  91. В.А., Лейкин А. Я. Юная Россия. История детского и молодежного движения в России в XX веке. СПб., 2000.
  92. Г. В. Государственная молодежная политика в Российской Федерации /В сб.: Молодежь России и Европейский Союз. М., 1999.
  93. Г. В. Государственная молодежная политика в Российской Федерации: проблемы и перспективы /В сб.: Молодежь России и Европа. -М., 2001.
  94. Г. В. Молодежные и детские общественные объединения на современном этапе: тенденции и проблемы развития / Молодежные и детские общественные объединения: проблемы преемственности деятельности и исследований. М., 2002.
  95. Г. В. Оказание социально-психологической помощи молодежи // Психологическое обозрение. М., 1995. — № 1. — С.55−58.
  96. Г. В. О мерах по формированию и развитию системы социальных служб для молодежи / Социальные службы для молодежи. -М., 1996.-С.З-22.
  97. Т.Н. Социология воспитания. М., 1989.
  98. Лазос К. Д- Молодежная политика в Европейском сообществе: Структура и подготовка молодежных работников. Киев. 1994.
  99. В.Ф. Неформальные самодеятельные объединения. М., 1989.
  100. В.Ф. Молодежный Вавилон: размышления о неформальном движении. -М., 1989.
  101. В.И., ПСС. Т.17. — С.214−220.
  102. В.И. Полн.собр.соч. Т.38. — С.325- Т.41. — С.318.
  103. А.В., Лисовский В. Т. В поисках идеала. Диалог поколений. -Мурманск, 1994.
  104. В.Т. Динамика социальных изменений (опыт сравнительных социологических исследований российской молодежи) // Социс. 1998. № 5.
  105. В.Т. Методология и методика изучения идеалов и жизненных планов молодежи. Л., 1968.
  106. В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: уч.пос. СПбГУ, 2000.
  107. В.Т. Молодежь и образование на пороге XXI века // Молодежь: цифры, факты, мнения. СПб., 1995. — № 2−3. — С.61−67.
  108. В.Т. Социология молодежи // Социологический словарь /Науч.ред. Соколова Г. Н., Писаренко И. Я. Минск, 1991.
  109. В.Т., Дмитриев А. В. Личность студента. Л., 1974.
  110. В.Т., Слуцкий Е. Г. и др. Ежегодный доклад «Положение молодежи Санкт-Петербурга: проблемы, тенденции, перспективы"// Информационный бюллетень Комитета по делам семьи, детства и молодежи Администрации Санкт-Петербурга. СПб., 2000.
  111. В.А. Молодежное движение в социалистическом обществе. Вопросы теории и практики. М., 1987.
  112. В.А. Социальное проектирование. М., 1997.
  113. B.C., Литвинцева А. З. Жизненные притязания ранней юности и стратегии их реализации- 90-е и 80-е гг. М., 1993.
  114. Н. Государь. М., — Харьков, 1998. — С.63.
  115. К. Диагноз нашего времени / Пер. с нем. М., 1994.
  116. К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. ТТ.42. 46.
  117. А.П. Самодеятельные молодежные объединения: состояние, тенденции, проблемы. J1., 1989.
  118. А. Рынки, правительства и глобальное управление // Социс. — 2002. -№ 12.-С.4.
  119. Международные документы по молодежной политике. М., 1993.
  120. JI.H. Конституционно-правовое регулирование труда молодежи в условиях формирования рыночных отношений: Автореф.дис. канд.юрид.наук: Рос.акад.гос.службы. -М., 1995.
  121. Митев П.-Э. Социология лицом к лицу с проблемами молодежи. -София, 1983.
  122. Молодежная культура: проблемы и перспективы развития. ред. Козлов А., Саралиева 3. — М., 1991.
  123. Молодежная политика. Информационный бюллетень. 1996. — № 124 125-- 1996. -№ 141−142- - 1996. -№ 151−154- - 1997.-№ 145.
  124. Молодежная политика: проблемы, опыт, решения. Оренбург, 1995.
  125. Молодежное и детское движение в России. М., 1994.
  126. Молодежные движения и субкультуры Санкт-Петербурга (социологический и антропологический анализ)/ Отв.ред.В. В. Костюшев. -СПб., 1999.
  127. Молодежь: будущее России // Ред. кол.: И. М. Ильинский (отв. ред.) и др. -М., 1995.
  128. Молодежь в условиях социально-экономических реформ// Материалы международной научно-практической конференции /Науч.ред. Лисовский В.Т.- Вып.1−2.-СПб., 1995.
  129. Молодежь и становление новой России. М., 1997.
  130. Молодежь России: воспитание жизнеспособных поколений: Доклад Комитета РФ по делам молодежи. / Науч. рук. И. М. Ильинский, А. В. Шаронов. М., 1995.
  131. Молодежь России: положение, тенденции, перспективы: Доклад Комитета РФ по делам молодежи / Науч. рук. И.М.Ильинский- Ред.колл.: А. В. Шаронов и др. М., 1993.
  132. Молодежь России: потерянное поколение или надежда XXI века. Материалы Российской ювенологической научно-практической конференции (в 2-х томах). Санкт-Петербург, 27−28 марта 1998 года. -СПб., 1998.
  133. Молодежь России: социальное развитие. / Отв. ред. В. И. Чупров. М., 1992.
  134. Молодежь Российской Федерации: положение, выбор пути. Основные выводы и предложения Государственного доклада Правительству Российской Федерации. Рук.авт.колл. Б. А. Ручкин, В. А. Родионов. М., 2000.
  135. Молодежь-97: надежды и разочарования / Б. А. Ручкин (рук.) и др. М., 1997.
  136. Молодежное и детское движение в России. М., 1994.
  137. Молодежный экстремизм / под. Ред. А. А. Козлова. СПб., 1996.
  138. Молодежь будущее России. Ч. 1,2. — Ек-г, 1996.
  139. Молодежь и общество на рубеже веков // Тезисы и материалы конференции. 4.II. — М., 1998.
  140. Молодежь России: историко-социологический аспект. Челябинск, 1991.
  141. Мониторинг проблем молодежи / НИЦ при Институте молодежи, июль 1999 год и др.
  142. И.Я. Политика государственных институтов власти и общественных объединений по социальной защите молодежи (80-е -начало 90-х г.): Автореф. дис .канд.ист.наук: Рос. и кад.управ. М., 1994.
  143. А.В. Социализация и «смутное время». М., 1991.
  144. М.П. О религиозности российской молодежи / Социс. 1994. -№ 5.
  145. Научное обеспечение государственной молодежной политики. -Казань, 1995.
  146. Неформальные объединения молодежи вчера, сегодня. а завтра? Сб. статей. М., 1988.
  147. В.В., Куприянова Г. В. Государственная служба по делам молодежи: возникновение, структура, направления деятельности. Тула, 2000.
  148. В.В., Нехаева Т. Г. Социально-правовые аспекты реализации государственной молодежной политики в РФ. М., 1999.
  149. A.M. Проблемы охраны прав несовершеннолетних в Российской Федерации: Автореф.дис. д-ра юрид. наук: Рос. АН. Ин-т государства и права. — М., 1995.
  150. Новая парадигма развития России (Комплексные исследования проблем устойчивого развития) / Под ред. В. А. Коптюга, В. М. Матросова, В. К. Левашова. 2-е изд. М., 2002.
  151. В.В., Фетисов Э. Н. Социальные проблемы подготовки молодежи к труду. М., 1984.
  152. О практике реализации государственной молодежной политики в малых городах РФ. Аналитическая записка //Молодежная политика. Информационный бюллетень. 1998, № 164−168.
  153. Д.Ю. Организационное управление в религиозном объединении /Дисс.. канд. социол. наук. М., 2002.
  154. Е. Молодежные культуры и субкультуры. М., 2000.
  155. Г. И. Стили жизни молодых горожан: трансформация и реальная дифференциация //Социс. 2002. — № 10.
  156. Основы ювенологии: опыт комплексного междисциплинарного исследования /Под ред. Е. Г. Слуцкого. СПб., 2001.
  157. В.В. Ювентология: проект интегративной науки о молодежи. М., 2001.162. Педогогика. 1998. — № 4.
  158. Д.В. Молодежные субкультуры. Саратов, 1996.
  159. Т.Э. Российское студенчество и высшее образование. М., 1995.
  160. С.Н. Социология молодежи, молодежная политика и социальная работа с молодежью. Новосибирск, 1995.
  161. С.Н. Молодежные группы и объединения: причины возникновения и особенности деятельности. М., 1998.
  162. Положение молодежи в Российской Федерации и государственная молодежная политика: Государственный доклад. М., 1998.
  163. Положение молодежи и реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации: 2000 2001 годы. — М., 2002.
  164. Положение молодежи в Российской Федерации в 1995 году. / Госкомитет РФ по делам молодежи: Рук. и отв. ред. В. А. Луков. М., 1996.
  165. Постановление Верховного Совета Российской Федерации «Об основных направлениях государственной молодежной политики в
  166. Российской Федерации» от 03.06.1993 г. № 5090−1 // Ведомости РФ. -1993.-325.-Ст. 903.
  167. Постановление Правительства Российской Федерации «О дополнительных мерах поддержки молодежи в Российской Федерации» от 03.04.1996 г. № 387.
  168. Постановление Правительства Российской Федерации «О федеральной целевой программе «Молодежь России (1998−2000 годы)» от 18.06.1997 № 746.
  169. Постановление Правительства Российской Федерации «О федеральной целевой программе «Молодежь России (2001−2005 годы») от 27.12.2000 № 1075.
  170. Пути формирования и развития государственно-общественной системы социальных служб для молодежи // Информационно-методические материалы к республиканскому семинару организаторов социальных служб. Днепропетровск, 1992.
  171. О.А. Социальные ориентиры молодежи: тенденции, проблемы, перспективы. М., 1993.
  172. М.А. Проблемы эмпирического анализа научных знаний. -Новосибирск, 1977. С. 87.
  173. Л.Я. Советское студенчество. М., 1981.
  174. М.М. Юность по дневникам и автобиографическим записям. М., 1928.
  175. Руссо Ж.-Ж. Избр.соч. в 3-х т. Т.1.
  176. М.Н., Рубина Л. Я. Общественные потребности, система образования, молодежь. М., 1988.
  177. .А. Комсомол: уроки прошлого и опыт для будущего молодежного движения // Молодежь и общество на рубеже веков /Под ред. И. М. Ильинского. М., 1999.
  178. .А. Молодежь и становление новой России // Социс. 1998.-№ 5.
  179. .А., Гришина Е. А., Серякова Н. А. Российская молодежь: 10 главных проблем. М. 1999.
  180. В.В. Социология молодежи. / Социология в России. / под ред.
  181. B.А.Ядова. -2-е изд., перераб. и доп. М., 1998.
  182. Г. Г. Новая наркоситуация в России: результаты исследования /Социс. 1994. -№ 6.
  183. И.В., Слуцкий Е. Г. Основы ювенологии. Методологические вопросы «науки о молодежи». СПб., 1999.
  184. В.И. Молодежное движение в России: проблемы развития гражданского общества. Современное молодежное, детское движение и государство. Всерос.науч.-практ. конф. — М., 2000. — С.35−42.
  185. И.М. Социология молодежи / Социс. — 1993. № 3.
  186. Е.Г. Молодежь как предмет исследования человеческого потенциала (human development) России и ее регионов. СПб., 2000.
  187. Е.Г. Основы ювенологии и ювенальной политики: история становления, проблемы и перспективы. СПб., 2000.
  188. Н., Социология. М., 1993.
  189. В.А. Модель комплексного взаимодействия государства и молодежных общественных объединений. Современное молодежное, детское движение и государство. Всерос. науч.-практ. конф. — М., 2000.1. C. 215−221.
  190. Современное положение молодежи и реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации. М., 1996.
  191. Современное студенчество: актуальные вопросы образования и воспитания. М., 1992.
  192. Современные тенденции молодежной социализации: наблюдения, оценки, суждения. — М., 1992.
  193. П.А. Общедоступный учебник по социологии. -М., 1994.
  194. Социальная и профессиональная ориентация молодежи. Таллин, 1977.
  195. Социальная защита молодежи: вопросы теории и практики. М., 1994. -С.28−49.
  196. Социально-молодежная работа: международный опыт. М., 1987.
  197. Социальный портрет молодежи крупного индустриального центра. -Н.Тагил, 1993.
  198. Социология в России /Под ред. В. А. Ядова. М., 1996.
  199. Социология молодежи. Учебник. / Под ред. проф. В. Т. Лисовского. -СПб., 1996.
  200. Социологи о молодежи Красноярского края. Красноярск, 1987.
  201. В.А. Рождение гражданина. М., 1977.
  202. О.В., Куприянова Г. В., Нехаева Т. Г. Правовой статус и деятельность органов по делам молодежи Российской Федерации. Тула, 2002.-С.3−106.
  203. М., Коклягина Л., Семенова В. Жизненные пути одного поколения. М., 1992.
  204. М.Х., Саар Э. А. Молодое поколение. М., 1986.
  205. Ю.В. Социальное управление и молодежь. М., 1969.
  206. .Т. Социология. М., 2001.
  207. .А. Свободное время молодежи: сущность, типология, управление. СПб., 1991 и др.
  208. Указ Президента Российской Федерации «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики» от 16.09.1992 № 1075.
  209. Указ Президента Российской Федерации «О федеральной целевой программе «Молодежь России» от 15.09.1994 № 1922.
  210. Указ Президента Российской Федерации «О федеральной целевой программе «Молодежь России (1998−2000 годы)» от 15.08.1997 № 890.
  211. Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (от 28.06.1995 № 98-ФЗ).
  212. Федеральный закон Российской Федерации «Об общественных объединениях» (от 19.05.1995, № 82-ФЗ).
  213. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (от 24.06.99 № 120-ФЗ).
  214. Э.Н. Социально-трудовая сфера. М., 1997.
  215. Ф.Р. Социология образования // Социс. 1994. — № 8−9.
  216. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. М., 1987.
  217. В.П. Социальная деятельность как система. Новосибирск, 1981.
  218. Фрейд 3. Неудовлетворенность культурой // Тексты по истории социологии XIX—XX вв.еков: Хрестоматия. М., 1994.
  219. С.С. Социология. М., 1998.
  220. К.С., Линдсей Г. Теории личности. М., 1999.
  221. Ценностный мир современной молодежи: на пути к мировой интеграции. М., 1994.
  222. П.Я. Статьи и письма. М., 1989.
  223. Г. А., Шубкин В. Н. Молодежь вступает в жизнь. М., 1985.
  224. В.И. Проблемы социального развития молодежи. М, 1985.
  225. В.И. Социальное развитие молодежи: теоретические и прикладные проблемы. М., 1994.
  226. В.И. Социология молодежи на рубеже своего 30-летия // Социс. 1994. -№ 6.
  227. В.И., Зубок Ю. А. Молодежь в общественном воспроизводстве: проблемы и перспективы. М., 2000.
  228. В.И., Зубок Ю. А., Уильяме К. Молодежь в обществе риска. М., 2001.
  229. В.И., Черныш М. Ф. Мотивационная сфера сознания молодежи: состояние и тенденции развития. М., 1993.
  230. Ф.Э., Харчева В. Г., Сериков В. В. Социология образования: прикладной аспект. М., 1997.
  231. ШтомпкаП. Социология социальных изменений. М., 1996.
  232. В.Н. Молодежь России: аспирации и реальность / Социс. -1994. № 7.
  233. А.А. Молодежь и общество: опыт социологического исследования. М., 1997.
  234. С.Н. Молодежное и детское движение в современной России: от гражданской позиции к социальным изменениям // Молодежная политика. Информационный бюллетень. -2000. № 4, С.54−69.
  235. Ш. Революция и преобразование обществ: сравнительное изучение цивилизаций. Пер. с англ. — М., — 1995.
  236. Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.
  237. С.А. Социальное согласие: утопия или шанс? М., 2002.
  238. С.Н. Субъективный метод в социологии // антропология русской классической социологии. М., 1995.
  239. В.А. Стратегия социального исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 1998.243. 80- ые годы и молодежь. М., 1985.
  240. Banks М., Bates I., Breakwell G., etc. Careers and Identities. Open University Press, — Buckingham, — 1992.
  241. Brake M. Culture. The Sociology of Youth Culture in America, Britain and Canada. -L., 1985.
  242. Cutler D., Frost R. Taking the Initiative: Promoting Young People’s Involvment in Public Decision Making in the UK. London, — 2001.
  243. Chisholm L., Kovacheva S. Exploring the European Youth Mosaic/ Council of Europe, 2002.
  244. Coleman J. The Nature of Adolescence. L. -N.-Y., 1980.
  245. Eisenstadt E.M. From Generation to Generation. Age Groups and Social Structure. N.Y.-L., 1996.
  246. Hall Т., Williamson H. Citizenship and Community. Youth Work Press, -Leicester, — 1999.
  247. Keniston K. Youth and Dissent. The Rise of a New Opposition. N.-Y., 1971.
  248. Kouprianova G. Child and Youth Delinquency in Russia: Teenagers in Hard Life Circumstances Providing Rights for Under-aged Delinquents / Child and Juvenile Delinquency. Utrecht, The Netherlands — Munchen, Germany. 2000.
  249. Kouprianova G. Kinder- und Jugenddelinquenz und Jugendpolitik in Russland / Kinder- und Jugendkriminalitat. Leske-Budrich, Opladen. 2000.
  250. Kuprianowa G. Youth Policy in the Russian Federation // FORUM 21 / European Journal on Youth Policy. Berlin — London — Paris. — 2003. — 4. — P. 24−45.- 1,5 п.л.
  251. MacDonald R., Coffleld F. Risky Business? Youth and the Enterprise Culture. London, — 1991.
  252. Tallman J., Marotz-Baden R., Pindas P. Adolescent Socialization in Cross-cultural Perspective. NY, 1983.
  253. Williamson H. Supporting Young people in Europe: Principles, Policy and
  254. Practice. Strasbourg. — 2002.
  255. Willis P., Jones S., Cannaan J., Hurd G. Common Culture: Symbolic Work at
  256. Play in the Everyday Cultures of the Young. Mlton Keynes, — 1990
  257. Youth in Contemporary Society. L., 1973.
Заполнить форму текущей работой