Проектная экономическая модель культурно-досуговой деятельности
В целом необходимо констатировать, что в отечественной культурно-досуговой деятельности еще только складываются предпосылки для реализации проектной методологии как основного средства демократизации этой деятельности. Охотное употребление слова «проект» по различному поводу еще не означает наличие реального проектирования. Причина — дефицит разработанных долгосрочных стратегий культурно-досуговой… Читать ещё >
Проектная экономическая модель культурно-досуговой деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Активизации проектных разработок в культурно-досуговой деятельности с участием самого населения может способствовать наметившийся культурный плюрализм ее ориентиров, задач и ценностей. Отсутствие однозначного государственного идеологического заказа и соответствующего жесткого контроля за деятельностью культурно-досуговых учреждений обеспечили рост культурно-досуговой активности самых различных групп населения, появление различных экспериментальных коллективов, студий, групп, формирующих собственные общности любителей, знатоков, экспертов культурной деятельности. Появляется реальная возможность формирования устойчивых субкультур социальных групп, составляющих пространство досуговой культуры общества. Вместо «вертикальной» административно-командной структуры управления начинает практиковаться «горизонтальная», именуемая нами как «сегментная». Основу последней составляет обеспечение диалога различных досуговых культур, в совокупности составляющих одно целостное культурно-досуговое пространство при сохранении разнообразия его сегментов. Таким образом, досуговая культура общества начинает развиваться на собственной основе в зависимости от представленности в ней самоценных культурно-досуговых инициатив, отражающих все разнообразие внегосударственной гражданской жизни с соответствующими кодами и информационно-символическими средствами самовыражения.
Проектная модель культурно-досуговой деятельности способствует также переходу субъектов культурно-досуговой деятельности от формально-сетевого к функционально-морфологическому планированию и организации культурно-досуговых процессов. В библиотечном деле это не просто управление библиотечной сетью, а формирование читательской культуры населения, в театральном деле — театральной культуры, в музейном — музейной и т. д.
В целом необходимо констатировать, что в отечественной культурно-досуговой деятельности еще только складываются предпосылки для реализации проектной методологии как основного средства демократизации этой деятельности. Охотное употребление слова «проект» по различному поводу еще не означает наличие реального проектирования. Причина — дефицит разработанных долгосрочных стратегий культурно-досуговой деятельности, расширяющей возможности самого населения в освоении и создании культурных ценностей.
Концептуальной же основой проникновения проектирования в культурно-досуговую деятельность является так называемая доктрина социального участия. Ведущими отечественными специалистами в области прогнозного социального проектирования указывается, что «на Западе концепция участия (имелось в виду участие общественности — public participation) получила развитие в 60-е годы XX в. в связи с порочной, как считали многие, практикой планирования городского развития, когда интересы потребителя не учитывались, а архитектурно-градостроительные проекты создавались исходя из утопического представления о рациональном городе, обитатели которого не живут естественной жизнью, а „реализуют четко разведенные функции“. Речь, таким образом, шла о праве населения участвовать в формировании городской среды на основе реализации принципа двухстороннего информирования: специалистами — горожан о разрабатываемых ими проектах, а горожанами — специалистов об условиях их жизни и запросах. Это означало также переход от функционального подхода к развитию территории, к так называемому средовому (environmental) подходу» [14, с. 13—14].
В контексте «доктрины социального участия» выделяются следующие основные этапы социально-культурного проектирования:
1) Поисково-прогнозная деятельность; 2) Нормативно-прогнозная деятельность; 3) Прогнозная социально-проектная деятельность; 4) Программно-планировочная деятельность; 5) Исполнительская деятельность; 6) Контрольно-коррекционная деятельность.
При этом отмечается, что «важнейшим и наиболее сложным этапом проработки проблемно-ориентированного социального проекта является его первый поисково-прогнозный этап, конечным продуктом которого должна явиться „сетевая“ модель проблемного поля управляемого объекта, или „дерево“ взаимосвязанных социальных проблем, с выделением проблем первостепенного и второстепенного характера» [14, с. 44—45].
На наш взгляд, внедрение проектной идеологии в каждую из вышеперечисленных экономических моделей культурно-досуговой деятельности позволит свести к минимуму возможные негативные последствия от реализации этих моделей, а также увязать их в русле единой стратегии развития культурно-досуговой деятельности по вышеприведенной схеме. За счет чего возможна эта увязка в рамках проектного подхода? Прежде всего, за счет выстраивания коммуникативного пространства процесса проектирования вокруг следующих его участников: 1) ученые; 2) специалисты-практики; 3) обыватели (термин Т. Дридзе); 4) инвесторы; 5) должностные лица. Участвуя в разработке и реализации различных социально-культурных проектов, эти субъекты культурнодосуговой деятельности в своей совокупности составляют структуры независимых экспертов, предлагающие и отфильтровывающие конкретные варианты различных экономических моделей культурно-досуговой деятельности.
Мы рассмотрели потенциальные возможности реализации проектной модели культурной политики, ориентированной, в конечном счете, на использование культурного потенциала и досуговых запросов самого населения в развитии отечественной культуры досуга. В данном случае могут проектироваться и поддерживаться государством те направления культурно-досуговой деятельности, которые способствуют решению проблем совершенствования образа жизни и повышения качества жизни населения.
Реализация этой возможности предполагает изменение всей системы финансирования культурно-досуговой деятельности на основе проектной идеологии по предложенной выше схеме взаимодействия основных моделей (цивилизационной, мифологической, социальноориентированной) в рамках общенациональных и региональных проектов экономического обеспечения культурно-досуговой деятельности.