Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Экономический механизм рационального использования природных ресурсов в условиях устойчивого развития

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На основании теоремы Коуза предложен адаптированный к Российским условиям экономический механизм рационального использования природных ресурсов, сочетающий в себе рыночный и нормативный подходы. Основной элемент структуры данного механизма является формирование рынка прав на «внешние эффекты». Гибкая система рыночных стимулов по сравнению с технологическими стандартами дает фирмам свободу… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • С
  • ГЛАВА. № 1. Теоретические основы экономического механизма рационального использования природных ресурсов
    • 1. 1. Управление процессом природопользования как объективная необходимость устойчивого развития общества. С
    • 1. 2. Сущность и функции экономического механизма рационального использования природных ресурсов
  • С
    • 1. 3. Анализ методов регулирования процесса рационального природопользования. С
  • ГЛАВА. № 2. Совершенствование экономического механизма рационального использования природных ресурсов на путях перехода к модели устойчивого развития
    • 2. 1. Основные принципы формирования экономического механизма рационального природопользования С
    • 2. 2. Разработка и внедрение системы торговли правами на использование природно-ресурсного потенциала. С
    • 2. 3. Основные направления и границы государственного регулирования процесса природопользования. С
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ С Л 50−161. Список литературы С.162−173. Приложения С

Экономический механизм рационального использования природных ресурсов в условиях устойчивого развития (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

актуальность

Взаимодействие общества и природы является одной из самых актуальных проблем социально-экономического развития общества. Независимо от целей и принципов общественного развития, возникновение противоречий между человеком и природой, между производством и естественными экологическими системами неизбежно. Речь может идти лишь о различной глубине этих противоречий и о разных возможностях их разрешения.

Ведение хозяйственной деятельности без учета экологического фактора, дополненное стремлением любыми доступными способами максимизировать прибыль предприятий ухудшило положение природных комплексов, послужило большему их истощению. Несмотря на введение в производственно-хозяйственную деятельность экологических требований, институциональные преобразования, законодательную работу и другие меры улучшения экологической ситуации все же не произошло, что в значительной мере объясняется отсутствием слаженного экономического механизма рационального природопользования, а также неразработанностью в экономической теории основ взаимодействия общества и природы.

Важным достижением Конференции ООН по охране окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (1992г.) стало признание того факта, что проблемы окружающей среды и развития не могут рассматриваться раздельно. Попытки обеспечить экономическое развитие России за счет истощения природных ресурсов или сохранить необходимое качество естественной среды обитания без сильной экономики означает игнорирование важнейших аксиом устойчивого развития. Реализация на практике любого из этих вариантов приводит к кризисным ситуациям в социально-экономической и экологической сферах. Поэтому существующие процессы в мировой экономике, направленные на ее экологизацию и социализацию, требуют новых экономических концепций и разработок.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью разработки и внедрения экономического механизма рационального использования природных ресурсов в рамках модели устойчивого развития. Данный механизм призван обеспечить сбалансированное решение социально-экономических задач с одновременным сохранением природно-ресурсного потенциала. Концепция же устойчивого развития служит основанием стратегии выживания в условиях ограниченности природных ресурсов. разработанность проблемы

Концепцию взаимодействия и гармоничного развития общества и природы, нахождение компромиссов между экономическими и экологическими интересами, закономерности развития разрабатывались отечественными учеными В. Бартовым, И. Вернадским, Н. Газизуллиным, Л. Олдаком, Н. Реймерсом, Н.Федоренко.

Непосредственно экономическим проблемам теории практики рационального использования природно-ресурсного потенциала посвящены исследования Т. Акимовой, О. Балацкого, А. Бронштейна, А. Воронцова, К. Гофмана, А. Голуба, А. Гусева, В. Данилова-Данильяна,

B.Катасонова, М. Лемешева, Н. Моисеева, Е. Ушакова, Т.Хачатурова. Эти же вопросы анализируются в трудах зарубежных авторов, в частности, Р. Барра, X. Бонуса, К. Боулдинга, Р. Брауна, Л. Вике, Г. Дейли, У. Дженкса, К. Дойч, Х. Зиберта, М. Йенике, Лестера, С. Мансхольта, Д. Медоуза, Е. Мишена, Э. Мора, Г. Тейлора, Дж.Форрестера.

В ряде работ Л. Абалкина, А. Бузгалина, С. Валентея, Ю. Давыдова, В. Золоторева, Ю. Осипова, В. Радаева,

C.Слепакова — разрабатываются экономические основы перспективной российской модели развития, приводится сравнительный анализ современных социальноэкономических моделей.

Вопросам стратегии перехода к модели устойчивого развития и теоретико-методологическим аспектам эколого-экономической проблематики переходной экономики посвящены исследования В. Веснина, В. Возняка, В. Голубева, К. Кондратьева, В. Монтьева, Л. Лосева, Лукьянчикова Н., Б. Маклярского, Г. Моткина,

В.Протасова, И. Потравного, Т. Петровой, Е. Рюминой, Н. Тихомирова, И.Шабуниной.

При всей ценности и актуальности проведенных исследований, в них делается упор либо на наиболее общие социально-экономические вопросы, либо рассматриваются ее частные аспекты без интегрирования их в общую концепцию устойчивого развития.

Сложность исследуемой проблемы состоит в том, что нельзя игнорировать уникальное состояние российской экономики, необходимость оптимального сочетания общемирового опыта со специфическими особенностями России, и учета экологических параметров развития. Поэтому задача выработки целостного экономического механизма рационального использования природных ресурсов остается актуальной в рамках перспективной модели и стратегии устойчивого развития российского общества. объект и предмет исследования

Объектом исследования является экономическая система хозяйствования, законы развития которой рассматриваются в тесной связи с экологическими процессами.

Предметом исследования выступает экономический механизм рационального использования природных ресурсов в условиях устойчивого развития, призванный ограничивать негативное влияние хозяйственной деятельности на природно-ресурсный потенциал, и стимулировать уменьшение рисков региональных и глобальных экологических нарушений. цель и задачи исследования

Целью диссертационного исследования является разработка на основе выявления закономерностей социально-экономических и эколого-экономических процессов с учетом российской специфики, теоретических подходов к определению экономического механизма рационального природопользования в рамках модели устойчивого развития.

Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:

— показать объективную необходимость управления процессом использования природных ресурсов и обоснованность перехода к модели устойчивого развития;

— раскрыть сущность и функции экономического механизма рационального природопользования, призванного трансформировать экологические экстерналии;

— предложить основные принципы формирования экономического механизма, позволяющие обществу удерживаться в рамках модели устойчивого развития;

— разработать адаптированный к российским условиям механизм торговли правами на использование природно-ресурсного потенциала;

— определить основные направления государственного регулирования процесса природопользования и выяснить границы экономической самостоятельности субъектов экономических отношений в рамках предложенного механизма. методологическая и теоретическая основа исследования

Методологической и теоретической основой диссертации послужили труды отечественных и зарубежных ученых, занимающихся данной проблематикой. Рассматривались работы о взаимодействии общества и природы как взаимопроникающих систем, обусловивших «экологизацию» всей человеческой деятельности.

Информационную базу для решения поставленных в диссертации задач составили: методические и нормативные материалы Минэкологии РФ, Госкомстата РФ, указы и постановления Президента и Правительства РФ, статистические и аналитические материалы министерств и ведомств, материалы отечественных и зарубежных организаций, изучающих влияние экологического фактора на экономику, в том числе документы Конференции по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро. Использовались также расчеты исследователей, материалы, представленные в монографической литературе, научной и общественно-политической печати.

В процессе диссертационного исследования в рамках диалектического и системного подходов применялись такие методы как: логический, исторический, программно-целевой, сравнительный, социологический, а также конкретно экономические: статистического анализа, экономико-математический, прогнозирования, нормативный и другие. научная новизна диссертационного исследования

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем: доказано, что интенсификация производства обуславливает необходимость сохранения и воспроизводства природно-ресурсного потенциала для обеспечения экологически устойчивого развития экономики России, а следовательно — требует регламентации процесса природопользованияраскрыты теоретические основы экономического механизма рационального использования природных ресурсов, состоящие в формировании системы мер, направленных на трансформацию экологических экстерналий путем создания максимально благоприятного экономического климата для природосберегающей деятельности предприятий на основе достижений НТПпроведен сравнительный анализ конкретных методов трансформации экстерналий, применяемых в отечественной и зарубежной практике. Систематизированы слабые и сильные стороны рыночных и государственных методов интернализации экологических внешних эффектов, выявлены оптимальные формы их регулирования;

— разработаны положения и предложены основные принципы формирования экономического механизма рационального использования природных ресурсов, которые способствуют переходу к модели устойчивого развитияуточнен и дополнен механизм торговли правами на использование природно-ресурсного потенциала, применительно к российским условиям;

— обосновано, что экономический механизм рационального использования природных ресурсов в условиях устойчивого развития должен оптимально сочетать рыночное саморегулирование с государственным регулированием при усложнении функции последнего. теоретическая и практическая значимость исследования

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в разработке предложений по совершенствованию экономического механизма рационального использования природных ресурсов. Отдельные предложения могут послужить базой для более углубленного исследования проблем по данной тематике.

Основные положения и решения могут быть рекомендованы для использования в преподавании курсов по экономическим дисциплинам. апробация работы

Основные научные положения и результаты докладывались в 199б-2000г. на годичных научных чтениях МГСУ, апробировались в выступлениях на различных конференциях, заседаниях и семинарах, в том числе и международных. По теме диссертации опубликовано 2 печатные работы, общим объемом 1 печатный лист.

Глава № 1. Теоретические основы экономического механизма рационального использования природных ресурсов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе диссертационного исследования по разработке концептуальных политико-экономических основ механизма рационального использования природных ресурсов в рамках модели устойчивого развития получены следующие результаты:

1.Проблемы природопользования в современную эпоху получили качественное новое содержание, чрезвычайно усложнились по своему характеру, стали глобальными в своем измерении. Современное представление о взаимосвязи общественного производства и окружающей среды показал объективную необходимость регламентации процесса использования природных ресурсов для поддержания равновесия между обществом и природой, которое является важным требованием устойчивого социально-экономического развития. Необходимость управления предопределяется правилом внутренней непротиворечивости: в естественных экосистемах деятельность входящих в них видов направлена на поддержание этих экосистем как среды собственного обитания. Виды в естественной природе не могут разрушать среду своего обитания, так как это вело бы их к самоуничтожению. Современное общество, являясь частью экосистем, должно учитывать принцип самосохранения и строить свою деятельность так, чтобы не нарушать скоррелированность связей.

2. В результате диссертационного исследования выделены две причины позволяющие сделать вывод о необходимости регулирования и контроля за процессом природопользования: во-первых, ограниченность природных ресурсов. Научно-обоснованное управление процессом природопользования должно учитывать то обстоятельство, что природно-ресурсный потенциал экосистем исчерпаем и уже наметились тенденции к деградации природных комплексов. Во-вторых, различие интересов субъектов экономических отношений. На микроуровне это выражается в стремлении производителей максимизировать выгоду, а потребителей — с минимальными потерями удовлетворить ту или иную потребность. На макроуровене — речь идет о прогнозировании межвременного размещения запасов природного «капитала».

3.Устойчивое развитие накладывает определенные условия и ограничения на управление процессом природопользования, которые проявляются в необходимости упорядочения организации удовлетворения потребностей в природных ресурсах, свойствах, качествах объектов природы при одновременном сохранении и возможном приумножении природно-ресурсного потенциала. Поэтому экономический механизм должен быть ориентирован, в первую очередь, не на ограничение негативного воздействия, а на рациональное преобразование природной среды, а для этого необходимо учесть разнообразные факторы, оказывающие влияние на процессы взаимосвязи в сложной системе «общество — природа».

4. В результате диссертационного исследования выявлено, что поскольку предприятия экономически заинтересованы в выпуске максимума продукции с минимальными издержками производства, отсутствие эффективного механизма регламентирующего порядок и объем использования природных комплексов создает предпосылки для получения экономических результатов в ущерб экосистемам, за счет роста потребления природных ресурсов, и увеличения «давления» на окружающую среду. Этот ущерб остается «внешним» по отношению к предприятию-загрязнителю и переносится на общество в целом в виде значительных внешних издержек, или экологических экстерналий. Населению придется нести их в виде расходов за ущерб, принесенный здоровью, повреждение их собственности и экосистеме.

С экономической точки зрения, урегулирование проблемы непропорционального распределения ресурсов, связанной с «внешними эффектами», зависит от эффективности функционирования экономического механизма. Цель которого состоит в формировании системы мер, направленной на превращение внешних издержек загрязнения во внутренние, с минимальными затратами материальных и трудовых ресурсов, путем создания максимально благоприятного «экономического климата» для природоохранной и природосберегающей деятельности предприятий на основе достижений НТП. 5. В процессе исследования выполнена сравнительная оценка действующих инструментов трансформирующих «внешние» издержки предприятия-загрязнителя во внутренние". Подробная характеристика с выявлением положительных и отрицательных сторон их функционирования позволила сформулировать методические и практические рекомендации по формированию оптимального сочетания методов прямого регулирования, экономических методов и методов морального давления, стимулирующих заинтересованность предприятий загрязнителей в компенсации экологических экстерналий.

5.Анализ тенденций развития эколого-экономической политики России позволил сформулировать основные принципы, на которых должен базироваться экономический механизм рационального использования природных ресурсов.

A) Минимизация интегральных потерь в неживой и живой природе.

Б) Системный подход при формировании экономического механизма рационального природопользования, т. е. следует рассматривать экологические, социальные и экономические процессы и явления как единую систему, отличительными чертами которой является ее чрезвычайно сложная иерархическая структура и вероятностный характер.

B)Принцип превентивности. Общество вынуждено искать экономические средства, ориентирующие хозяйственную деятельность на экологически устойчивое развитие, в свою очередь, это требует не компенсационных мер в борьбе со следствиями природоразрушающего хозяйствования, а превентивных мер, предупреждающих саму возможность дестабилизации среды и рост экологических издержек производства.

Г) Принцип платности природных ресурсов.

Введение

платы за природные ресурсы позволяет увязать интересы предприятия и общества. Иначе то, что выгодно обществу не будет выгодно предприятию. Плата за природные ресурсы приведет к тому, что предприятиям будет экономически не выгодно решать свои хозяйственные проблемы за счет природы.

Д) Принцип ответственности за пользование природной средой. Этот принцип дает возможность отнесения стоимости загрязнения на счет причинителей вреда (принцип «загрязняющий платит»), а стоимости природных ресурсов в части покрытия затрат на их охрану и воспроизводство — за счет потребителей (принцип «потребитель платит»).

Е)Включение категории экологического долга в структуру макроэкономических показателей.

Представление взаимоотношений общества и природы в терминах экологического долга позволяет развить экономические взгляды на проблему устойчивого развития. Приращение экологического долга свидетельствует об ухудшении состояния природной среды. В связи с этим, в терминах экономического анализа, одним из необходимых условий для достижения устойчивого развития является недопущение увеличения экологического долга за рассматриваемый период.

Ж) Принцип более активного включения в процесс природопользования рыночных элементов. Этот подход должен как бы активизировать здоровую конкуренцию различных идей применительно к разнообразию вариантов использования природно-ресурсного потенциала.

3) Принцип «кооперации» связан с обеспечением дальнейшего участия государства в международном экологическом сотрудничестве. Его включение в формирование экономического механизма рационального использования природных ресурсов видится вполне оправданным, поскольку национальные границы приобрели свойство пористости, что сделало традиционные различия между вопросами локального, национального и международного значения расплывчатыми.

7.На основании теоремы Коуза предложен адаптированный к Российским условиям экономический механизм рационального использования природных ресурсов, сочетающий в себе рыночный и нормативный подходы. Основной элемент структуры данного механизма является формирование рынка прав на «внешние эффекты». Гибкая система рыночных стимулов по сравнению с технологическими стандартами дает фирмам свободу определять адекватные средства достижения требуемого уровня качества окружающей природной среды. Рыночный элемент данного механизма будет ориентировать на наиболее экономичные подходы, так как ответственность за принимаемые решения ложится на сами фирмы, и что наиболее важно — цели рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей природной среды вплетутся в общую хозяйственную стратегию компании. 8. Специфическими особенностями России является: во-первых, тот факт, что на практике средозащитная деятельность выпадает из рыночных отношений. Поэтому мероприятия по рациональному использованию природно-ресурсного потенциала, становятся невыгодными для самих предприятий, т.к. они негативно сказываются на показателях, формирующие их фонды экономического стимулирования. Следовательно, первым шагом по обеспечению заинтересованности предприятий в рациональном использовании природных ресурсов должно стать максимально возможное снятие влияния природоохранных мероприятий на показатели, характеризующие хозрасчетные результаты производственной деятельности.

Во-вторых, государство является собственником прав на выбросы. Проблема разрешается путем формирования системы лицензий, которая предоставляет предприятиям возможность выбрасывать загрязняющие вещества, внося за это плату.

Цель такого механизма — стимулирование выполнения мероприятий по экологической безопасности и рациональному использованию природных ресурсов, то есть создание таких условий, при которых предприятиям будет невыгодно работать без эффективных техники и технологий.

Таким образом, два мощных институциональных образования: государственные природоохранные органы, с одной стороны, и собственники — предприниматели, с другой, решают одну и ту же задачу, занимаясь ее различными аспектами. Первые следят за тем, чтобы природно-ресурсный потенциал расходовался экономно и общий уровень загрязнения уменьшался. А вторые обеспечивают снижение удельных выбросов на единицу продукции, интенсифицируя тем самым применение своей квоты на использование природно-ресурсного потенциала.

Внедрение описанного механизма позволит: во-первых, более рационально использовать природные ресурсы, снизить суммарные выбросы загрязняющих веществ при меньших издержках. Во-вторых, расширить самостоятельность предприятия в выборе методов рационализации процесса природопользования, и втретьих, стимулировать инвестиции в более совершенные очистительное оборудование и малоотходные производственные процессы.

9. Анализ тенденций развития эколого-экономической политики России позволил сформулировать основные направления и границы государственного регулирования процесса природопользования. Государственная природоохранная деятельность — это деятельность особого рода, где свобода действий хозяйствующих субъектов должна допускаться в рамках централизованно установленных экологических ограничений и платы за природопользование. Природоохранная деятельность нуждается в централизованном регулировании для обеспечения социальных гарантий, экологической безопасности на общегосударственном уровне.

Механизм торговли правами на использование природно-ресурсного потенциала позволяет управляющему государственному органу планировать не конкретные средозащитные мероприятия, а лишь нормативы состояния и расхода элементов окружающей среды, и величину платежей за детериорацию. В то же время это позволит перевести природоохранную деятельность под непосредственный контроль государства, которое в наибольшей степени заинтересованно в рациональном природопользовании в масштабах как всей страны, так и каждого ее региона.

Действенность данного механизма обеспечивается через законодательную систему. Поэтому доминирующая роль принадлежит инициативе государства, изучающего соответствующие предписания в целях сохранения общих предпосылок и условий функционирования производства. 10. Для учета сопряженных целей экономики и сохранения окружающей среды в работе предложены методический подход и практические рекомендации, стимулирующие заинтересованность в использовании средств хозяйствующих субъектов на мероприятия по охране природных комплексов. Механизм торговли правами на выброс обеспечивает большую свободу и внимание предприятий в принятии управленческих решений, которые бы с одной стороны — наиболее полно удовлетворяли их экономические интересы и опирались на реальное финансовое обеспечение, а с другой стороны — не вступали в противоречие с государственной экологической политикой. Подобная тактика создает предпосылки для развития экологического предпринимательства, создание индустрии охраны окружающей среды, использующий потенциал среднего и малого бизнеса, и представляет собой эффективный путь стабилизации экологической ситуации, не требующей дополнительных бюджетных ассигнований, которая делает осуществление перемен более эффективными и менее болезненными, менее накладными для потребителей, правительств и самих предпринимателей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. JI. «Выбор за Россией» //РАН, Ин-т экономики, М, 1998 г, С.-212
  2. JI. «Спасти Россию»// РАН, Ин-т экономики, М, 1999 г, С.-254
  3. Л. Стратегия развития российской экономики и программа первоочередных шагов//М, РАН, Ин-т. эк. 1996г
  4. Н.Л., Экономическое регулирование в хозяйственных механизмах США.// М, Наука, 1989 г., С.-92.
  5. А.К. Управление природопользованием: необходимы рыночные рычаги // Проблемы теории и практики управления, 1992 г, № 2, С.29−33.
  6. Н. Экологическая политика в переходный период: проблемы и решения.//Вопросы экономики, 1995 г, № 2, С.150−160.
  7. А.Г., Багриновский Н. А., Гранберг А. Г., Система моделей народнохозяйственного планирования// Москва, 1972г
  8. Н., Исляев Р. Проект концепции перехода Российской Федерации на модель устойчивого развития// Зеленый мир, 1995 г, N15, с.12−15.
  9. С.М. Взаимосвязь: экономика, экология, право// Деревообрабатывающая промышленность, 1991 г., № 8,С.5−12.
  10. Т.И., Батаян А. Д., Моисеенко А. В., Основные критерии экоразвития// М, Рос. Экономическая академия, 1994 г, С.-54.
  11. Р., Сасиени М., Основы исследования операций // Москва, 1971 г
  12. А.А., Струкова Е. Б. О стратегии использования минерального сырья (комментарии к теории Г. Хотеллинга) //Эк. и мат. методы, 1991 г, т.27, вып.4, С.686−699
  13. А.С. Парадигма и принципы взаимоотношений человека с природой// Эк. и мат. методы, 1991 г, т.27, вып.6, С.997−1005
  14. Н.А. Методы исследования устойчивости экономики в переходный период// Эк. и мат. методы, 1993 г, т.29, вып.4, С.564−570
  15. Н.А., М.Я. Лемешев, О планировании экономического развития с учетом требований экологии //Эк. и мат. методы, 197 6 г, т.12, вып.4 С.681−691.
  16. О. «Экономические методы управления природопользованием: от теории к практике"//Тезисыдоклада респ. науч. конф. 21−23.05.91., Киев, Об-во «Знание», 1991 г С.-94.
  17. А. «Эффективность экологизации инвестиционных процессов» (уч. пос.)// М, МИНХ, 198 8 г, С.-80.
  18. В.Ф., Политико-экономические вопросы взаимодействия общества и природы// Вопросы экономики, 1984 г., № 10, С. 3−12.
  19. В.Ф., Седов В. В. Концепция взаимодействия экономики и природы// М, Мысль, 1984 г, С.-159
  20. .И., Варламова О. С., Гусев А. А. Вопросы эколого-экономические обоснования стратегий НТП в области природопользования// Эк. и мат. методы, 1991r, т.27, вып.5,С.904−917
  21. .Ц., Варламова О. С., Гусев А. А., Особенности экономических оценок природопользования в условиях перехода к рынку// Экономика, Москва, 1992 г.
  22. Бир С., Кибернетика и управление производством// Москва, 1963 г.
  23. С. «экологизация экономического развития» (уч.пос.)// М, изд. МГУ, 1993 г, С.-78.
  24. Е.П. Простая модель для оценки эффективности рынка экологических лицензий// Эк. и мат. методы, 1995 г, т.31, вып.4, С.164−165
  25. JI.P., Флейвин К., Поустел С. XX век: последние 10 лет. Устойчивое развитие общества// Сборник статей из ежегодников State of the World, M, А/О Издательская группа «Прогресс""Пангея», 1992 т, с.254−273
  26. Ф.И. Охрана среды: экономические аспекты// Мировая эк. и межд. отношения, 1991 г, № 7, С .129−135.
  27. A.M., И.И. Русин, В. А. Литвин, Экологизация экономики: методы регионального управления// М, Наука, 1990 г, С. -120.
  28. А. «Альтернативы модернизации российской экономики»// М, 1997 г.
  29. А. «Переходная экономика: закономерности, модели, перспективы"// М, 1995г
  30. A.M., Как интенсифицировать воспроизводство квалифицированной рабочей силы.// Эк. наука, № 3, 1986 г.
  31. М.И., Фальцман Я. Д., Нестеров А. Ю. Национальное богатство в условиях формирования рыночных отношений// М, Наука, 1994 г, С.-158.
  32. В поисках равновесия. Экология в системе социальных и политических приоритетов // отв. ред. Маклярский, Межд. отношения, 1992 г., С.-214.
  33. С. «Развитие общества в теории социальных альтернатив»// М, РАН, ин-т экономики, 1994 г, С.-139.
  34. В.И. Биосфера. Избранные труды по биохимии// Москва, 1967 г, с.-240
  35. В. Роль экологического фактора в общественном производстве // Эк. наука, 1988 г, № 5. С.42−48 .
  36. А. П. Экологическое страхование панацея от катастроф? //Деловые люди, 1993 г, № 9, С.58−59.
  37. В., Общественное развитие и экология: взаимосвязь, противоречия, кризисы. // Вопросы кономики 1995 г, № 2, С.129−139.
  38. А. П. Политика рационального природопользования и охраны окружающей среды// М, Наука, 1990 г.
  39. Ю.Ю. Экономика природоохранной деятельности и ее моделирование в США // Эк. и мат. методы, 1991 г, т.27, вып.5, С.917−927
  40. Ю.Ю., Рынок экологических лицензий: основные проблемы и опыт их решения в США// Эк. и мат. методы, 1991 г, т.27, вып.6, С.1067−1081
  41. Н.Ф., Эколого-экономическое равновесие. Автореферат диссертации д.э.н., С.П., 1993 г.
  42. А.А., Гофман К. Г., Гусев А. А., Град М. В., Коробова Н. Л., Кукушкин О. Н. Экономические проблемы охраны озонового слоя в России// Эк. и мат. методы, 1995 г, т.31, вып.2, С.41−53
  43. А.А., Гофман К. Г. Экономический механизм управления глобальными природными процессами//Экономика и мат. методы, М, т28, вып.5−6,1992 г, С.687−695.
  44. А.А., Е. Струкова Социально-экономические основы экологической политики // Эк. и мат. методы, 1991 г, вып. З, № 27, С.510−522.
  45. А.А., Е. Струкова, Природоохранная деятельность в переходной экономике //Воп.эк., 1995 г,№ 2,С.139−150.
  46. B.C., Шаповалова Н. Что же такое устойчивое развитие?/Свободная мысль, 1993 г, № 5, С.63−68
  47. М. С. Экология и устойчивое развитие России // На пути к устойчивому развитию России, 1995 г,№ 2,С.4.
  48. В. Г. Пределы устойчивости окружающей среды// Доклады Акад. Наук СССР, 1988 г, том 301, N4, с.1015−1019.
  49. В.Г. Экологическая и экономическая ценность девственной природы.//Доклады Академии Наук СССР, 1991 г, том 318, N б, с.1507−1510.
  50. В.Г. Энергетика биосферы и устойчивость состояния окружающей среды. // М, ВИНИТИ, Итоги науки и техники, Технические и общие вопросы географии, 1990 г, Т.7, С.238
  51. В.Г., Кондратьев К. Я., Лосев К. С. Земля в опасности!//Известия РГО, 1992 г, т.124,вып.4,с.305−316.
  52. Государственная власть и предприятие: от команды к партнерству/ под. ред. Ю. М. Осипова, М, Межд. отношения, 1991 г, С-368.
  53. К.Г. Переход к рынку и экологизация налоговой системы России//Эк.и мат. методы, 1994 г, т.30, вып.4, С.22−35
  54. К. Г. Рюмина Е.В. «Кредитные отношения» между обществом и природой // Эк. и мат. методы, 1994 г, т.30, вып.2, С.17−33
  55. К.Г. Экономическая оценка природных ресурсов в условиях социалистической экономики// М, Наука, 1977 г, С.-237
  56. К.Г. Экономический механизм природопользования в условиях перехода к рыночной экономике//Экономика и мат. методы, М, 91 г, т 27, вып.2, С. 315−321.
  57. К.Г., Дунаевский Л. В., Кречетов Л. И. Львовская К.Б. О формировании региональных систем регулирования качества окружающей природной среды// Эк. и мат. методы, 1991 г, т.27, вып.5, С.894−904
  58. К.Г., Моткин Г. Х. Об имущественной ответственности предприятий за загрязнение окружающей среды и создании в СССР системы экологического страхования // Эк. и мат. методы, 1991 г, т.27, вып.6, С.1005−1013
  59. А.Н. Почему я голосовал против//Свет. Природа и человек. 1998 г, № 2, с.2−3.
  60. А. А, Гусева И. Г. Эколого-экономические проблемы устойчивого развития// ВИНИТИ., Обз. инф. экон. природопользования, 1996 г, № 1, С.4−17.
  61. А.А. Эколого-инновационные программы в современных условиях перестройки экономики// Эк. и мат. методы, 1994 г, т.30, вып. З, С.17−24
  62. А.А. Экономика природопользования: от прошлого к настоящему и будущему (научное наследие
  63. К.Г.Гофмана) // Эк. и мат. методы, 1995 г, т.31, вып.4, С. 4 0−53
  64. А.А., Голуб А. А. Проблемы совершенствования хозяйственного механизма охраны окружающей среды// Эк. и мат. методы, 1990 г, т.26, вып. б, С.1042−1055
  65. Ю. «Войдет ли Россия в большую Европу?»// М, 1993 г, С.-47
  66. Р. «Основы Экологии»// Москва, 1975 г.
  67. Данилов-Данильян В. И. «Экологизация народного хозяйства основа устойчивого развития» // ВИНИТИ, Обз. инф. проблем окружающей среды и природных ресурсов, 1996 г. № 2, С.1−7.
  68. Данилов-Данильян В.И., «Глубинные преобразования человеческого сознания и социальных структур условие выхода России из экологического кризиса и перехода к устойчивому развитию"// г. Берегиня, 1995 г, N 8, с.1−5.
  69. Джонсон Р., Каст Ф, Розенцвейг Д., Системы и руководство (теория систем и руководство системами)// М, 1971 г.
  70. Доклад об итогах работы Конференции ООН по окружающей среде и развитию (3−4 июля 1992 г., Бразилия)// Зеленый мир, 1994 г, N 1, с. 13.
  71. Н.А. Хозяйственная деятельность и состояние окружающей среды// Киев, Наука Думка, 1989 г, С.-164.
  72. Ю. Экономическая стабилизация в развитии региональной экономики// Ростов-на-Дону, 1999 г.
  73. Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей среды//Утверждены Мин. охр. окруж. реды и прир. РФ от 20.01.93r, М, 1993 г, С.-43.
  74. К общероссийскому совещанию по охране труда // Охрана труда и социальное страхование, 1996 г., № 5. С.1−10
  75. И.З. Альтернативы природопользования и его оценка//Эк. и мат. методы, 1991 г, т.27,вып.2,С.322−333
  76. И. З. Крысанова В.П. Кризис природопользования и проблемы моделирования мезомаштабныхэколого-экономических систем//Эк. и мат. методы, 1993 г, т.29, вып.1, С.56−68
  77. И.З. Экономика регулирования природопользования/ /Эк. имат. методы, 1991 г, т.27,вып.3,С.499−510
  78. Н.В. О принципах платного природопользования// М, ВИНИТИ, Научные и тех. аспекты окружающей среды, 1991 г,№ 7, С.62−64.
  79. В.Ю., Виноградова А. Е., Использование рыночных механизмов в охране окружающей среды // Проблемы окружающей среды и природных ресурсов: обзорная информация, М, ВИНИТИ, 1990 г., № 4, С. 2431.
  80. Качество продукции, БСЭ// Москва, Сов. Энциклопедия, 1971 г., т.11, с.552
  81. Н.И. Экономический механизм природопользования в условиях рыночной экономики// М, ВИНИТИ, Научные и тех. Аспекты охраны окружающей среды, 1991 г, № 7,С.38−41.
  82. С.Н., Некоторые методологические вопросы управления применительно к энвайронментологии //ВИНИТИ, Обз.Инф., Экономика природопользования, 1996 г,№ 2,С.9−32.
  83. А.В., Экологический менеджмент: нормы качества окружающей среды в РФ, уч. пособие, М, 1997 г.
  84. Колосов А, Агапов Н. Эколого-экономическая оценка рисков и устойчивого развития.// Авт. кол. М, изд. Рос. Эк. акад. Им. Г. В. Плеханова, 1999 г, С.-112.
  85. А. Безопасность и риск в хозяйственной деятельности// М, ГАУ, 1997 г, С.-67.
  86. Н.Н. Основы экологического райнирования// М, Госполитиздат, 1958 г, С.-144
  87. . Замыкающийся круг//Ленинград, Гидрометеоиздат, 1974 г., с.-240
  88. К.Я., Донченко В. К., Лосев К. С. Экология. Экономика. Политика.//Зеленый мир, 1995 г, N29, с.12−14- N31, с.10−12- 1996, N 2, с.12−15 (часть из серии публикаций).
  89. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию. (Утверждена Указом Президента РФ N440 от 1 апреля 1996 г.)//Зеленый мир, 1996r, N12, с.3−5.
  90. Концепция перехода Российской Федерации на модель устойчивого развития (Проект)// Зеленый мир, 1995r, N4, с. 4−7.
  91. Концепция экологически безопасного развития страны (фрагменты)// Зеленый мир, 1993 г, N 28, с. 6.
  92. Концепция экологической безопасности Российской Федерации// Зеленый мир, 1994 г, Nl, c. 6−9.
  93. ., Нагильхаут П., Экономические стимулы охраны окружающей среды США // Эк. и мат. методы, 1992 г, т.28, вып.5−6, С.754−760.
  94. Р. Г. Природа фирмы//Пер. с англ., в кн.: Теория фирмы, Под ред. В. М. Гальперина. Спб, Экономическая школа, 1995 г, С.11−32.
  95. Кузнецова Е., Олабина, Экономические методы в управлении природоохранной деятельностью предприятия // Киев, Политех, институт, 1991 г, С.-11.
  96. М.Я. НТП и эффективность социального природопользования,// Эк. и мат. методы, 1985 г, т.21, вып.4, с.726−739.
  97. Н. Методические рекомендации по определению платы за выбросы, сбросы (размещение) загрязняющих веществ в природную среду //Л, ЛДНТИ, 1991 г, С.-46
  98. Н., Потравный И. Экономика и организация природопользования// М, «ТТТ», 2000г100. Львовская К. Б. Ронкин Г. С. Окружающая среда и рыночная экономика: проблемы регионального управления// Эк. и мат. методы, 1991 г, т.27, вып.4, С.674−686
  99. К.Р., С.Л. Брю, Экономикс,// Республика, М, 1992 г., Т1 С.-399, Т2 С.-399.
  100. . Экология и экономика // Аргументы и факты, 1990 г, № 17 С. 6.
  101. Макс Планк, 1858−1959 Сборник к столетию со дня рождения// Москва, 1958 г, с. 46 104. Маршалл А., Принципы экономической науки// М, 1993 г, Т.1, С. 90.
  102. Д.Х., Медоуз Д. Л., Рандерс Й., Беренс III В.В. Пределы роста// М, Изд-во МГУ, 1991 г, с.-208
  103. Юб.Мелешкин Н. Т., Зайцев А. П., Маринов Х. И,
  104. Экономика и окружающая среда (Взаимодействие и управление)// М, Экономика, 1979 г, с.201
  105. М.Х., Альберт М., Хедоури Д, Основыменеджмента : Пер. с англ.//М, Дело ЛТД, 1995 г, С.-704 .
  106. И.И., О.И. Молдаванов, В. Н. Шишов, Инженерная экология. Теоретические основы инженерной экологии// М, «Высшая школа», 1996 г, Т.1, С.-бЗб, Т.2, С.-654.
  107. К. Политэкономия окружающей среды//М, Наука, 1988 г, С.-230.
  108. Н.Н. «Устойчивое развитие» или «стратегия переходного периода»// Зеленый мир, 1995 г, N14., с.3−5.
  109. Ш. Моисеев Н. Н. Агония России. Есть ли у нее будущее? Попытка системного анализа проблемы выбора// Зеленый мир, 199бг, N12, с.6−15.
  110. Г. Т. Экологическое страхование// Российский экономический журнал, 1993 г, 35, с.91−97
  111. Н/Х СССР в 1990 году // Справочник, М, 1991 г.
  112. Наше общее будущее,// под ред. Брундтланд, Прогресс, М, 1988 г., С.-470
  113. В.А. О механизме регулирования охраны окружающей среды от загрязнения//ИМЭМО АН СССР, сер. Экологические проблемы в современном мире, М,1991 г, вып.2.
  114. Ю.В. Экологические альтернативы НТР, Л, Наука, 1987 г, С.-154.
  115. Оптимизация природопользования//под ред. М. Лемешева, М, Знание, 1984 г, С.-95.
  116. Палмизано Дж. Практические аспекты формирования рынка прав на загрязнение атмосферы в
  117. США//Экономика и мат. методы, М, т.28, вып.1, 1992 г., С.39−48
  118. Петраков И. Я, Кибернетические проблемы управления экономикой, Москва, 1974 г.
  119. Планово-административная и рыночная модели экологического регулирования //Правовые вопросы охраны окружающей среды, С-П, 1993 г, № 8, С.6−9.
  120. С., Флейвин К. XX век: последние 10 лет. Перестраивая мировую экономику// Сборник статей из ежегодников State of the World., M, А/О Издательская группа «Прогресс» «Пангея», 1992 г, с.-394
  121. ПСУР это инвестиция. Итоги двухлетней работы Совета по устойчивому развитию при Президенте США.// Зеленый мир, 1995 г, N30, с.8−9.
  122. В., Молчанов А. В. Словарь экологических терминов и понятий// М, Фин. и стат., 1997 г, С.-158
  123. В. Экология, здоровье и охрана окружающей природной среды в России//М, Фин. и стат., 1999 г, С.-670.
  124. Путь России к устойчивому развитию// Зеленый мир, 1995 г, N15, с.6−10.12 9. Радаев В. Формирование новых российских рынков: трансанкционные издержки, формы контроля и деловая этика// М, центр политех, ин.1998г, С-328
  125. Н.Ф., Методология научной эколого-социально-экономической экспертизы проектов и хозяйственных начинаний// М, 1990 г, С-94.
  126. Н.Ф., Экология: теории, законы, правила, принципы и гипотезы // Россия молодая, М, 1994 г.С.-570.
  127. Дж. Е. Денационализация государственного сектора при экологических ограничениях// Эк. и мат. методы, 1993 г, т.29, вып. З, С.384−396
  128. Россия в окружающем мире // Под ред. Н. Н. Моисеева, С. А. Степанова, М, Изд. МНЭПУ, 1998 г, С-312.
  129. Е. Если экологический долг непомерно растет// Зеленый мир, 1995 г, N24, с.10−11.
  130. Е.В. Концепция экологически устойчивого развития применительно к макроэкономическому уровню.//Эк. и мат. методы, 1995 г, т.31,вып.3,стр.125−135
  131. А.К., Экономический механизм природопользования// диссертация на соиск. степени к.э.н., Йошкар-Ола, 1997 г, С.-334.
  132. В., Чередниченко JI. Окружающая среда и развитие:текст лекций //киев, 1991г
  133. Сдасюк Г. В. XX век: последние 10 лет. Концепция устойчивого развития мира и наша страна// Сборник статей из ежегодников State of the World, M, А/О Издательская группа «Прогресс""Пангея», 1992 г, с.317−322
  134. Г. Э., Труд в условиях рыночной экономики// Прогресс, М, 1996 г, С.-335.
  135. С. Основы защиты интересов потребителей//учеб. М, 1997 г, С.-147.
  136. Фл. Рыночная экология: использование частной собственности для защиты окружающейсреды//Экономика и мат. методы, М, т.28, вып.1, 1992 г, с.20−39
  137. В.И. Природопользование в США и Канаде: экономические аспекты// Ан. СССР, ин-т США и Канады, М, Наука, 1990 г, С-174.14 3. Сухорукова С. М. Спасут ли природу России банкиры? // Энергия, экология, 1995 г, № 3, С.15−19.
  138. Н.П. Социально-экономические проблемы защиты природы// М, Экономика 1992 г, С.-245.
  139. Т. Инвестиционная политика природопользования// АН СССР ин-т. эк., М, Наука, 1989 г, С.-271.
  140. Р. И. Проблемы экологической экономики в свете концепции устойчивого развития // Экон. и мат. методы, 1996 г. т.32, вып. З, С. 85−95.
  141. Н. В. Новоселов А.А., Планирование и прогнозирование природопользования// Учебн. Пособие, М, Интерпракс, 1995 г, С.-125.
  142. Ю.С., Правовые проблемы экологии// Наука Думка, Киев, 198 9 г.
  143. А.В. Устойчивое развитие теоретический и практический подходы // На пути к устойчивому развитию России, 1995 г, № 2., С. 5.
  144. Bergen conference: Ministerial declaration on sustainable development // Environ. Policy and Low, 1990, № 3, P. 100 -103.
  145. Brown L. Et al. State of the World, 1986 p.19
  146. Bushanan J, Goets Ch, External Diseconomies in Competitive Supply // Amer. Econ. Rev, 1971, Dec.
  147. Baumol W, Oates W, Economics, Environmental Policy and Quality of life// Englewood cliffs, NY, 1979, P.218
  148. Dales J.H. Pollution, Property and Prices //Toronto, University of Toronto Press, 1968
  149. Hamrin R. The Renewable Resource Economics, HY 1989 p.79
  150. Handler I., Keltie A., The new environmental protection act// Environ. Policy and Low, 1991, № 1, P. 26−28.
  151. Market based approaches to environmental quality // Environ. Quality, 1982, 13th, p. 29−31.
  152. Mackintosh D.R. The Economics of Airborne Emissions: The Case of an Air Rights// Market, NY, 1973.
  153. Page Т., Conservation and economic efficiency. Baltimore: Hopkins University press /RFF, 1997.
  154. Pigou A., Economics of Welfare, London, 1932
  155. Roberts M, Spence M, Efficient charges and Licenses Uncertainty // Public Economics, 1976, V95 (April/May)
  156. Siebert H., Economics of the environment Theory and Policy// Berlin, 1992.
  157. The Application of Economic Instruments for
  158. Environmental Protection. Paris: OECD, 1989.p.56
  159. Tietenberg Т.Н. Design of Property Rights for Ai Pollution Control// Public Policy, 1974, 422.
  160. Timothy Tregarthen, Selling the Right to Pollute Pioneer in the Market for Particulates // The Margin, 1988, April, P.8−9.
  161. Toward a Steady State Economy, ed. by H. Daly. Sun-Francisco, Freeman and Co, 1973
  162. Walter W. Heller Coming to Forms with Growth and the Environment Energy, Economic Growth and the Environment Baltimore and London, 1972, p.23−29
Заполнить форму текущей работой