Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Подходы к оценке бизнеса предприятия: виды и стандарты стоимости

ДипломнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Стандарт обоснованной стоимости предполагает оценку бизнеса на основе равнодоступной информации для конкретных покупателей и продавцов бизнеса. Предоставляемая информация должна быть нейтральной, деловые возможности участников бизнеса — одинаковыми. Стандарт обоснованной стоимости наиболее применим в западной практике тогда, когда акционеры меньшинства опротестовывают через суд сделки по скупке… Читать ещё >

Подходы к оценке бизнеса предприятия: виды и стандарты стоимости (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине: Оценка бизнеса по теме: «Подходы к оценке бизнеса предприятия: виды и стандарты стоимости»

Содержание Введение

1. Теоретические подходы к оценке бизнеса предприятия: виды и стандарты стоимости

1.1 Понятие и сущность оценочной деятельности: методические основы

1.2 Принципы и этапы процесса оценки бизнеса

1.3 Подходы и методы оценки, виды и стандарты стоимости

2. Расчет рыночной стоимости бизнеса ООО «Югрател»

2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Югрател»

2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «Югрател»

2.3 Общая оценка финансового состояния и рыночной стоимости предприятия

3. Согласование результатов оценки рыночной стоимости ООО «Югрател» в рамках сертификата качества Заключение Список используемой литературы

Введение

Актуальность темы состоит в том, что по мере развития рыночных отношений потребность в оценке бизнеса постоянно возрастает. Согласно Федеральному закону «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» оценка объектов собственности (объектов, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям) является обязательной при приватизации, передачи в доверительное управление либо в аренду, продаже, национализации, выкупе, ипотечном кредитовании, передачи в качестве вклада в уставные капиталы.

Оценка бизнеса позволяет оценить рыночную стоимость собственного (уставного) капитала закрытых предприятий или открытых акционерных обществ с недостаточно ликвидными акциями. В соответствии с Федеральным законом «Об акционерных обществах» в ряде случаев должна проводиться оценка рыночной стоимости акционерного капитала независимыми оценщиками. Например, эта процедура предусмотрена при дополнительной эмиссии, выкупе акций и т. д.

Оценка бизнеса необходима для выбора обоснованного направления реструктуризации предприятия. В процессе оценки бизнеса выявляются возможные подходы к управлению предприятием и определяется, какой из них обеспечит предприятию максимальную эффективность, а следовательно, и более высокую рыночную цену, что и выступает основной целью собственников и задачей менеджеров фирмы в рыночной экономике.

Переход к рыночной экономике в России привел к появлению новой профессии, утвержденной Министерством труда РФ, — эксперт-оценщик. В связи с растущими потребностями в сфере услуг разрабатываются законодательные методические основы оценочной деятельности, правительством РФ утверждены стандарты оценки. Оценочные дисциплины вводятся в учебные планы ведущих экономических учебных заведений.

Все вышесказанное предопределяет актуальность настоящего исследования.

Степень изученности проблемы. Вопросы теории и практики оценки бизнеса нашли достаточно широкое применение в работах как отечественных, так и зарубежных ученых. Именно за разработки в этой области были награждены Нобелевской премией Дж. Тобин, Ф. Модильяни, Г. Марковиц, М. Миллер и У. Шарп, М. Скоулз и Р. Мертон. Такие зарубежные авторы, как Г. Александр, И. Ансофф, Р. Брейли, Дж. Бэйли, В. Шарп, Дж. Фишмен, К. Уилсон.

Однако при всей значимости полученных ими результатов, потребность в исследовании подходов в оценке бизнеса предприятия, определения видов стоимости, разработки стандартов оценки далеко не исчерпана. В настоящее время практика требует разработки целого комплекса вопросов, связанных с особенностями изучения отдельных теоретических и практических проблем повышения финансово-хозяйственной деятельности в условиях рыночных отношений в целях повышения эффективности оценки бизнеса и определения его рыночной стоимости.

Актуальность, теоретическая и практическая значимость при недостаточной разработанности эффективных финансовых подходов оценки бизнеса, определила выбор настоящего курсового исследования, а также его цель и задачи.

Целью курсовой работы является формирование теоретических, методических и практических подходов к оценке бизнеса с целью повышения эффективности деятельности, с учетом особенностей современного состояния российской экономики.

Исходя из цели, можно выделить следующие задачи:

1) изучить теоретические аспекты основных подходов и методов оценки бизнеса, этапов процесса, принципов оценки, а так же видов и стандартов стоимости;

2) провести анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «Югрател» ;

3) провести анализ системы показателей эффективности финансово-хозяйственной деятельности ООО «Югрател» ;

4) выявить основные направления и приемы анализа финансового состояния;

5) дать комплексную сравнительную рейтинговую оценку эффективности хозяйствования деятельности предприятия;

6) согласовать результаты оценки рыночной стоимости ООО «Югрател» в рамках сертификата качества оценки;

7) предложить направления повышения рыночной стоимости предприятия.

Объектом исследования являются подходы к оценке бизнеса. В качестве реального объекта — предприятие ООО «Югрател».

Предмет исследования — обобщающие показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия ООО «Югрател».

Практическая значимость работы состоит в том, что использование полученных результатов будет способствовать формированию обоснованной концепции управления организационно-экономической деятельностью ООО «Югрател», его устойчивого экономического развития и адаптации к условиям переходной экономики. Полученные результаты могут быть использованы управляющими, инвесторами, кредиторами, партнерами, как для информации, так и в целях выявления реального положения ООО «Югрател» и его экономической устойчивости.

Структура и объем работы. Поставленные цели и определенные задачи обусловили структуру представленной работы. Курсовая работа состоит из введения, основной части (состоящей из трех глав, 11 таблиц, 18 рисунков) заключения, списка использованной литературы и приложений.

Во введении обоснована актуальность выбранной темы, определена цель и задачи исследования, его предмет и объект, раскрыта практическая значимость работы.

В первой главе курсовой работы «Теоретические подходы к оценке бизнеса предприятия: виды и стандарты стоимости» раскрыты понятие и сущность оценки бизнеса, этапы процесса оценки, принципы, подходы и методы оценки бизнеса, а так же виды и стандарты стоимости.

Во второй главе «Расчет рыночной стоимости бизнеса на примере ООО „ЮГРАТЕЛ“» дана краткая характеристика деятельности предприятия, проведен анализ финансово-хозяйственной деятельности, дана общая оценка финансового состояния на основе системы показателей применяемых в оценочной деятельности, осуществлен расчет рыночной стоимости предприятия ООО «Югрател».

В третьей главе «Согласование результатов оценки рыночной стоимости ООО „ЮГРАТЕЛ“ в рамках сертификата качества» подводится итоговая корректировка рыночной стоимости ООО «Югрател», дается сертификат качества оценщика.

В заключении отражены основные выводы и результаты проведенных исследований. Даны рекомендации по эффективности управления деятельностью компании.

Временной интервал исследования 2010;2013 года.

1. Теоретические подходы к оценке бизнеса предприятия: виды и стандарты стоимости

1.1 Понятие и сущность оценочной деятельности: методические основы Анализ стоимости бизнеса следует начать с понятия и сущности оценочной деятельности. Для того чтобы понять сущность и особенности оценочной деятельности, необходимо дать более развернутые ее определения. Оценка стоимости бизнеса, как и любого другого объекта собственности, представляет собой целенаправленный упорядоченный процесс исчисления величины стоимости объекта в денежном выражении с учетом влияющих на нее факторов в конкретный момент времени в условиях конкретного рынка. Несколько громоздкое на первый взгляд определение сущности оценки стоимости раскрывает, тем не менее, основные черты данного процесса [3, c.8].

Во-первых, оценка стоимости бизнеса (предприятия) — это процесс. Для получения результата эксперт-оценщик должен проделать ряд операций, очередность и содержание которых зависят от цели оценки, параметров объекта и выбранных методов.

Во-вторых, можно выделить общие для всех случаев этапы оценки, например: определить цели оценки, выбрать вид стоимости, подлежащей расчету; собрать и обработать требуемую информацию; обосновать методы оценки стоимости; рассчитать величину стоимости объекта, внести поправки; вывести итоговую величину; проверить и согласовать результаты. Ни один из этапов нельзя пропустить или «переставить» на другое место. Такие вольности приведут к искажению результата. Отсюда следует, что оценочная деятельность — процесс упорядоченный: все действия совершаются в определенной последовательности.

В-третьих, оценка стоимости — процесс целенаправленный. Эксперт-оценщик в своей деятельности всегда руководствуется конкретной целью. Естественно, что он должен рассчитать величину стоимости объекта, но какую стоимость надо определить, зависит от цели оценки, а также от параметров оцениваемого объекта. Например, если расчет стоимости бизнеса производится с целью заключения сделки купли-продажи, то рассчитывается рыночная стоимость; если же целью оценки является определение стоимости бизнеса в случае его ликвидации, то вычисляется ликвидационная стоимость.

В-четвертых, процесс оценки стоимости заключается в том, что оценщик всегда определяет величину стоимости как количество денежных единиц, следовательно, все стоимостные показатели должны быть выражены количественно, независимо от того, насколько просто они поддаются точному измерению и денежному выражению.

В-пятых, сущностная черта стоимостной оценки заключается в ее связи с рыночной ситуацией. Это означает, что оценщик не ограничивается учетом лишь одних затрат на создание или приобретение оцениваемого объекта, его технические характеристики, местоположение, генерируемый им доход, состав и структуру активов и обязательств и т. п. Он обязательно учитывает совокупность рыночных факторов: рыночную конъюнктуру, уровень и стратегию конкуренции, рыночное реноме оцениваемого бизнеса, его макрои микроэкономическую среду обитания, риски, сопряженные с получением дохода от объекта оценки, среднерыночный уровень доходности, цены на аналогичные объекты, текущее состояние отрасли и экономики.

Рыночная экономика отличается динамизмом, отсюда время — важнейший фактор, влияющий на все рыночные процессы, включая оценку стоимости бизнеса (предприятия). Время получения дохода или до получения дохода измеряется интервалами, периодами. Интервал или период может быть равен дню, неделе, месяцу, кварталу, полугодию или году.

Продолжительность прогнозного периода влияет на величину рыночной стоимости, прежде всего потому, что учитывается при дисконтировании. Рыночная стоимость бизнеса изменяется во времени под влиянием многочисленных факторов, поэтому она «привязана» только к конкретной дате. Уже через несколько месяцев она может быть иной. Следовательно, необходимы постоянные оценка и переоценка объектов собственности.

Результатом произведенной оценки служат рассчитанная величина рыночной стоимости или ее модификации. Рыночная стоимость — это «наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства…» (Закон РФ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», ст. 3).

В-шестых, рыночная стоимость определяется обязательно в денежном выражении, например, в рублях или долларах. При этом необходимые для расчета стоимости вычисления целесообразно проводить сразу в выбранной валюте, так как это позволит провести более точные расчеты и избежать или существенно уменьшить погрешность, возникающую при переводе итогового результата из одной валюты в другую [3, с.9−12].

Вычисляя величину стоимости, оценщик старается полностью учесть влияние основных факторов, к числу которых относятся: доход, генерируемый оцениваемым объектом; риски, сопровождающие получение этого дохода; среднерыночный уровень доходности; цены на аналогичные объекты; характерные черты оцениваемого объекта, включая состав и структуру активов и обязательств (составных элементов); конъюнктура рынка; текущая ситуация в отрасли и в экономике в целом [6, c.34].

Принципиальное значение имеет тот факт, что при качественной рыночной оценке не ограничиваются учетом лишь одних затрат, а обязательно принимают во внимание экономический имидж: положение предприятия на рынке; фактор времени; риски; уровень конкуренции. Оценщик подходит к определению стоимости с позиций экономической концепции фирмы.

Данная концепция в противовес бухгалтерской концепции позволяет определить рыночную ценность фирмы. В концепции учитываются такие факторы, как время, риск, неосязаемые активы, внешняя конкурентная среда и внутренние особенности оцениваемого объекта. Согласно такому взгляду на оценку рыночная стоимость любого объекта, приносящего доход или поток денежной наличности, определяется как текущая стоимость ожидаемого будущего потока наличности, дисконтированного по норме процента, отражающей требуемую инвестором норму прибыли для сопоставимых по риску инвестиций.

При балансовой (book values) или бухгалтерской (accounting) оценке активы фирмы, А = О + СК, (1)

где О — обязательства;

СК — чистый собственный капитал.

При рыночной оценке в этом уравнении появляется еще одно слагаемое — неосязаемые активы (НА) и равенство приобретает вид А' + НА' = O' + CK'. (2)

Неосязаемые активы включают такие элементы, как ценность гарантии, страховки, лицензии, хорошие взаимоотношения с клиентами, ценность доброго имени компании (гудвилл) и др.

При рыночной оценке реальный собственный капитал равен СК' = (А' + НА') — О' = (А' — О') + НА'. (3)

С помощью этого уравнения легко объяснить, почему фирмы с отрицательным балансовым собственным капиталом все еще воспринимаются рынком как что-то ценное (например, неплатежеспособные депозитные институты, кредитные организации, находящиеся на грани банкротства). Причина в том, что отрицательный балансовый собственный капитал более чем компенсируется ценностью нематериальных активов.

Если балансовая оценка собственного капитала и его реальная (рыночная) или экономическая ценность не совпадают, то должен существовать скрытый или внебалансовый капитал.

Скрытый капитал имеет два источника:

— разницу между рыночной и балансовой оценками активов (А' — А);

— неучет внебалансовых позиций (НА'), которые в соответствии с общепринятыми принципами и правилами бухгалтерского учета не подлежат внесению в баланс.

Что касается риска, то бухгалтерская оценка исходит из того, что «один риск подходит всем». Однако каждая фирма при получении дохода фактически сталкивается с различными видами риска и имеет свой собственный уровень получения дохода.

Мы считаем, что бухгалтерская модель не позволяет в полном объеме и реально оценить фирму. Оценка, проводимая на базе экономической концепции, дает реалистичное представление о том, как предприятие будет работать в будущем. Это ценно для всех: собственников, управляющих, потребителей, поставщиков, банкиров, работников страховых и налоговых служб, инвесторов.

Оценка рыночной стоимости позволяет продавцу и покупателю заключить сделку, ориентируясь на обоснованную стоимость товара, так как рыночная стоимость учитывает не только и не столько индивидуальные затраты и ожидания, сколько ситуацию на рынке в целом, ожидания рынка, общеэкономическое текущее развитие, реакцию рынка на объект сделки.

Знание величины рыночной стоимости дает возможность собственнику объекта усовершенствовать процесс производства, разработать комплекс мероприятий, направленных на увеличение рыночной стоимости бизнеса. Периодически проводимая оценка стоимости позволяет повысить эффективность управления и, следовательно, избежать банкротства и разорения.

Оценка помогает принять правильное инвестиционное решение, сократив традиционные издержки. Если бы каждый участник предполагаемой сделки попытался самостоятельно оценить тот или иной объект, то его расходы оказались бы существенными: пришлось бы сформировать информационную базу, приобрести компьютерные программы и т. п., которые использовались бы один-два раза и не окупились бы. У профессионального же оценщика вследствие многократного использования средств производства, налаженных связей и контактов транзакционные издержки существенно ниже. Кроме того, для проведения оценочных работ необходимы особые профессиональные знания и навыки. Поэтому оценку стоимости проводят эксперты-оценщики, прошедшие специальную подготовку [4, с.20−22].

Заказывая оценку профессиональному оценщику, инвестор заключает с ним договор, в котором устанавливаются права и обязанности сторон. Оценщик несет определенную ответственность за качество выполненных работ, а значит, риск неправильной оценки «ложится на плечи» эксперта, а не заказчика.

В заключении отметим, что оценка стоимости в макроэкономическом аспекте является одним из рычагов управления и регулирования экономики со стороны государства, особое значение оценка имеет при управлении государственной и муниципальной собственностью.

1.2 Принципы и этапы процесса оценки бизнеса Единую базу оценки стоимости любого объекта, в том числе и имущества предприятия, составляют принципы оценки бизнеса. Можно выделить три группы принципов оценки бизнеса [10, c.340]:

— основанные на представлениях собственника;

— связанные с эксплуатацией собственности;

— обусловленные действием рыночной среды.

Большое количество принципов не означает, что можно руководствоваться ими всеми сразу. В каждом случае выделяются основные и вспомогательные принципы. Когда имеются в виду принципы, то проявляются лишь основные закономерности поведения субъектов рыночной экономики.

В реальной же жизни ряд факторов может искажать их действие, например, иногда государственное вмешательство и др. Несовершенство рыночных отношений, характерное для переходного периода к рыночной экономике, еще более деформирует действие принципов оценки. По этим причинам принципы оценки отражают лишь тенденцию экономического поведения субъектов рыночных отношений, а не гарантируют такого поведения. Вместе с тем по мере развития в нашей стране рыночных отношений действие объективных принципов оценки бизнеса будет усиливаться.

Первая группа принципов. Ключевым критерием стоимости любого объекта собственности является его полезность. Бизнес обладает стоимостью только в том случае, когда может быть полезен реальному или потенциальному собственнику. Полезность для каждого потребителя индивидуальна, но качественно и количественно определенна во времени, в пространстве и стоимости. Однако как общую полезность объекта для собственника в рыночной экономике можно выделить способность объекта приносить доход. Полезность бизнеса — это его способность приносить доход в данном месте и в течение данного периода времени. Чем больше полезность, тем выше величина оценочной стоимости.

Принцип полезности заключается в том, что чем больше предприятие способно удовлетворять потребность собственника, тем выше его стоимость.

С точки зрения любого пользователя оценочная стоимость предприятия не должна быть выше минимальной цены на аналогичное предприятие с такой же полезностью. Кроме того, за объект неразумно платить больше, чем может стоить создание в приемлемые сроки нового объекта с аналогичной полезностью. Еще следует отметить, если инвестор анализирует поток дохода, то максимальная цена будет определяться посредством изучения других потоков доходов с аналогичным уровнем риска и качества. При этом замещающий объект необязательно должен быть точной копией, но должен быть похож на оцениваемый объект, и собственник рассматривает его как желаемый заменитель.

Границы «пространства одинаково желаемых заменителей» определяются потребностями и желанием пользователя. Предположим, что некоторый субъект хочет приобрести в свою собственность кондитерское предприятие, производящее конфеты. Сравнивает же он цены на аналогичные предприятия с ценами на фабрики, производящие печенье, пряники, пастилу и хлеб. Вместе с тем покупатель имеет возможность выбрать бизнес разной направленности. Отсюда можно выделить еще один методологический принцип оценки стоимости предприятия — принцип замещения. Он определяется следующим образом: максимальная стоимость предприятия характеризуется наименьшей ценой, по которой может быть приобретен другой объект с эквивалентной полезностью.

Из принципа полезности вытекает еще один принцип оценки — принцип ожидания или предвидения. Конечно, прошлое и настоящее бизнеса являются важными, однако его экономическую оценку определяет будущее. Прошлое и настоящее состояние бизнеса представляет собой лишь исходную основу, ключ к пониманию будущего «поведения» бизнеса. Полезность любого бизнеса (предприятия) определяется тем, во сколько сегодня оцениваются прогнозируемые будущие выгоды (доходы). На оценке предприятия непосредственно отражаются представление о чистой отдаче от функционирования предприятия и ожидаемая выручка от перепродажи. Здесь очень важна величина, качество и продолжительность ожидаемого будущего потока дохода. Ожидания относительно этого потока могут меняться. Принцип ожидания — это определение текущей стоимости дохода или других выгод, которые могут быть получены в будущем от владения данным предприятием.

Вторая группа принципов. Доходность любой экономической деятельности определяется четырьмя факторами производства: землей, рабочей силой, капиталом и управлением, результатом их взаимодействия. Поэтому стоимость предприятия как системы рассчитывается на основе оценки дохода. В формирование дохода вносит «вклад» каждой из перечисленных факторов, величину такого вклада нужно знать для оценки предприятия. Отсюда следует еще один принцип оценки — принцип вклада, 'заключающийся в том, что включение любого дополнительного актива в систему предприятия экономически целесообразно, если получаемый прирост стоимости предприятия больше затрат на приобретение этого актива.

Каждый фактор должен быть оплачен из доходов, создаваемых данной деятельностью. Поскольку земля физически недвижима, то сначала должна быть произведена компенсация за использование рабочей силы, капитала и управление, а остаточную сумму денег нужно направить на оплату за пользование земельным участком ее собственнику.

Результатом того, что земля позволяет пользователю извлекать максимальные доходы или до предела уменьшать затраты, может быть остаточная продуктивность. Например, предприятие будет оценено выше, если земельный участок будет обеспечивать более высокий доход или если его положение позволяет минимизировать затраты. Остаточная продуктивность земельного участка определяется как чистый доход, отнесенный к земельному участку, после того как оплачены расходы на менеджмент, рабочую силу и эксплуатацию капитала. Это — принцип остаточной продуктивности.

Факторы производства оцениваются не сами по себе, а с учетом периода их воспроизводства, места в обороте капитала. Следовательно, устаревшее технологическое оборудование потребует полной замены, оплаты демонтажа и монтажа нового оборудования, что должно отражаться в оценке стоимости предприятия. Наоборот, высококвалифицированный состав рабочей силы должен оцениваться с учетом изменения или неизменности вида производственной деятельности; высококвалифицированных работников, имеющих большой опыт работы на устаревшем оборудовании, труднее переучить. Эти факторы должны приниматься во внимание покупателем.

Изменение того или иного фактора производства может увеличивать или уменьшать стоимость объекта. Отсюда вытекает принцип оценки бизнеса, суть которого можно свести к следующему: по мере добавления ресурсов к основным факторам производства чистая отдача имеет тенденцию увеличиваться быстрее темпа роста затрат, однако после достижения определенной точки общая отдача хотя и возрастет, однако уже замедляющимися темпами. Замедление происходит до тех пор, пока прирост стоимости не станет меньше, чем затраты на добавленные ресурсы. Этот принцип базируется на теории предельного дохода и называется «принцип предельной производительности».

Предприятие представляет собой систему, одной из закономерностей развития и существования которой является сбалансированность, пропорциональность ее элементов. Наибольшая эффективность предприятия достигается при объективно обусловленной пропорциональности факторов производства. Различные элементы системы предприятия должны быть согласованы между собой по пропускной способности и другим характеристикам. Добавление какого-либо элемента в систему, приводящее к нарушению пропорциональности, приводит к росту стоимости предприятия.

В нашем понимании, при оценке стоимости предприятия необходимо учитывать принцип сбалансированности (пропорциональности), согласно которому максимальный доход от предприятия можно получить при соблюдении оптимальных величин факторов производства.

Одним из важных моментов действия данного принципа служит соответствие размеров предприятия потребностям рынка. Если это соответствие нарушается, то бизнес неэффективен (может быть затруднена доставка ресурсов или товаров и др.).

Третья группа принципов. Ведущим фактором, влияющим на ценообразование в рыночной экономике, выступает соотношение спроса и предложения. Если спрос и предложение находятся в равновесии, то цены остаются стабильными и могут совпадать со стоимостью, особенно в условиях рынка совершенной конкуренции (совершенного рынка) [8, с.199−205].

Когда рынок предлагает незначительное число прибыльных предприятий, т. е. спрос превышает предложение, то цены на них могут превысить их стоимость. Если на рынке имеется избыток предприятий-банкротов, то цены на их имущество окажутся ниже реальной рыночной стоимости.

На длительный срок оценивания спрос и предложение являются относительно эффективными критериями при определении направления изменения цен. В короткие же промежутки времени такие факторы, как спрос и предложение, могут быть неэффективными на рынке имущества предприятий. Рыночные искажения могут представлять собой следствие монопольного положения собственников. Кроме того, на этот рынок могут влиять государственные механизмы контроля. Например, органы власти могут установить контроль над продажей предприятий.

Как отмечалось ранее, полезность определенна во времени и пространстве. Рынок учитывает эту определенность, прежде всего через цену. Если предприятие соответствует рыночным стандартам, характерным в данное время для данной местности, то цена на него будет колебаться вокруг среднерыночного значения; если же оно не соответствует требованиям рынка, то, как правило, цена на данное предприятие более низкая. Согласно принципу соответствия предприятия, не отвечающие требованиям рынка по оснащенности производства, технологии, уровню доходности и т. д., скорее всего, будут оценены ниже среднего.

С принципом соответствия связаны принцип регрессии и принцип прогрессии. Регрессия имеется, когда предприятие характеризуется излишними применительно к данным рыночным условиям улучшениями. Рыночная цена такого предприятия, вероятно, не будет отражать его реальную стоимость и будет ниже реальных затрат на его формирование. Прогрессия наблюдается, когда в результате функционирования соседних объектов, например, объектов, обеспечивающих улучшенную инфраструктуру, рыночная цена данного предприятия окажется выше его стоимости.

На ценообразование влияет конкуренция. Если отрасль, в которой действует предприятие, приносит избыточную прибыль, то в свободной рыночной экономике в эту отрасль пытаются проникнуть и другие предприниматели. Это увеличит предложение в будущем и снизит норму прибыли. В настоящее время многие российские предприятия получают сверхприбыли только в результате своего монополистического положения, и по мере обострения конкуренции их доходы будут заметно сокращаться. Отсюда вытекает, что при оценке стоимости предприятий следует учитывать степень конкурентной борьбы в данной отрасли в настоящее время и в будущем. Принцип конкуренции сводится к следующему: если ожидается обострение конкурентной борьбы, то при прогнозировании будущих прибылей данный фактор можно учесть либо за счет прямого уменьшения потока доходов, либо путем увеличения фактора риска, что опять же снизит текущую стоимость будущих доходов.

Стоимость бизнеса определяется не только внутренними факторами, но во многом — внешними. Стоимость предприятия, его имущества в значительной мере зависит от состояния внешней среды, степени политической и экономической стабильности в стране. Следовательно, при оценке предприятия необходимо учитывать принцип зависимости от внешней среды.

Изменение политических, экономических и социальных факторов влияет на конъюнктуру рынка и уровень цен. Стоимость предприятия изменяется, и ее оценка должна проводиться на определенную дату. В этом заключается принцип изменения стоимости, т. е. для того чтобы рассмотреть возможные способы использования данного предприятия, необходимо исходить из условий рыночной среды. Спрос на рынке, возможности развития бизнеса, местоположение и другие факторы определяют способы использования данного предприятия. При рассмотрении направлений развития бизнеса может возникнуть вопрос об экономическом разделении имущественных прав на собственность, если таковое позволит увеличить общую стоимость. Экономическое разделение осуществляется, если право на объект можно разделить на два права или более, в результате чего общая стоимость объекта возрастает.

Принцип экономического разделения означает, что имущественные права следует разделить и соединить таким образом, чтобы увеличить общую стоимость объекта.

Результатом анализа факторов стоимости и характеристик бизнеса является выбор варианта наилучшего и наиболее эффективного использования собственности, который юридически и технически осуществим и обеспечивает собственнику максимальную стоимость оцениваемого имущества. В этом заключается суть принципа наилучшего и наиболее эффективного использования. Принцип необходим, если на его основе осуществляется оценка для реструктуризации компании. Если же цель оценки — расчет стоимости действующего предприятия без учета возможных изменений, то данный принцип не применяется [9, с.176−178].

Процесс оценки — это последовательность действий, выполняемых в ходе определения стоимости. Он состоит из нескольких этапов:

— определение проблемы;

— предварительное ознакомление с предприятием и заключение договора на оценку;

— сбор и анализ информации;

— анализ конъюнктуры рынка;

— выбор наиболее предпочтительных методов оценки объекта;

— сопоставительный анализ результатов, полученных с помощью различных подходов;

— заключение об оценке и подготовка отчета.

Каждая из указанных стадий состоит из нескольких этапов:

1. Определение проблемы включает в себя: идентификация предприятия (полное и сокращенное название, организационно-правовая форма, место его регистрации, местоположение, отрасль производства, основные виды выпускаемой продукции); выявление предмета оценки, целей и функции оценки; определение вида стоимости.

2. Предварительное ознакомление с предприятием и заключение договора на оценку состоит: рассмотрения имеющейся документации, осмотра предприятия и определения требуемой исходной информации и источников ее получения, определения состава группы экспертов-оценщиков, составление задания на оценку и календарного плана договора на выполнение оценки стоимости предприятия.

3. Сбор и анализ информации основывается на ее получении в соответствии с требованиями к процедуре сбора и анализа данных, которые установлены Федеральными стандартами оценки (ФСО № 1 и ФСО № 31)) и утверждены приказом Министерством экономического развития РФ от 20 июля 2007 г. № 254 и № 256.

Выделяется внешняя и внутренняя информация. Внешняя информация по отношению к объекту оценки характеризует условия функционирования объекта в отрасли, в регионе экономике страны в целом. К такой информации в соответствии с п. 18 ФСО № 1 относятся данные о «политических, экономических, социальных и экологических и прочих факторах, оказывающих влияние на стоимость оценки», а также данные о «спросе и предложении на рынке, к которому относится объект оценки, включая информацию, влияющих на спрос и предложение.

К внутренней информации относят данные о предприятии: документах, удостоверяющих право собственности, состав участников предприятия и их доли в уставном капитале, информацию о земельном участке и других показателях, характеризующих технические и финансово-экономические характеристики предприятия [11,c.17].

1.3 Подходы и методы оценки, виды и стандарты стоимости Оценку бизнеса осуществляют с помощью трех подходов: доходного, сравнительного и затратного. Каждый подход позволяет подчеркнуть особые характеристики объекта.

При доходном подходе во главу угла ставится доход как основной фактор, определяющий величину стоимости объекта. Чем больше доход, приносимый объектом оценки, тем больше величина его рыночной стоимости при прочих равных условиях. Здесь имеют значение продолжительность периода получения возможного дохода, степень и вид рисков, сопровождающих данный процесс. Доходный подход — это исчисление текущей стоимости будущих доходов, которые возникнут в результате использования собственности и возможной дальнейшей ее продажи. В данном случае применяется принцип ожидания.

Доходный подход, как правило, является наиболее подходящей процедурой для оценки бизнеса, однако целесообразно бывает использовать также сравнительный и затратный подходы. В некоторых случаях затратный и сравнительный подходы могут быть более точными или более эффективными. Во многих случаях каждый из трех подходов может быть использован для проверки оценки стоимости, полученной при других подходах.

На рисунке 1 представлены к рассмотрению основные методы оценки доходного подхода.

Рисунок 1 — Методы доходного подхода Согласно методу капитализации доходов рыночная стоимость бизнеса определяется по формуле:

(4)

где D — чистый доход бизнеса за год

R — ставка капитализации Метод дисконтирования денежных потоков основан на прогнозировании этих потоков от данного бизнеса, которые затем дисконтируются по ставке дисконта, соответствующей требуемой инвестором ставке дохода.

Метод рынка капитала основан на использовании рыночных цен акций аналогичных компаний. Инвестор, действуя по принципу замещения, может инвестировать либо в эти компании, либо в оцениваемую компанию. Поэтому данные о компании, чьи акции находятся в свободной продаже, при соответствующих корректировках должны послужить ориентиром для расчета цены компании. Данный метод используется для оценки миноритарных (неконтрольных) пакетов акций [8, с.123−124].

Сравнительный подход особенно эффективен, когда существует активный рынок сопоставимых объектов собственности. Точность оценки зависит от качества собранных данных, так как, применяя данный подход, оценщик должен собрать достоверную информацию о недавних продажах сопоставимых объектов. Эти данные включают: экономические характеристики, время продажи, местоположение, условия продажи и условия финансирования. Действенность такого подхода снижается, если: сделок было мало; момент их совершения и момент оценки разделяет продолжительный период времени; рынок находится в аномальном состоянии, потому что быстрые изменения на рынке приводят к искажению показателей. Сравнительный подход основан на применении принципа замещения. Для сравнения выбираются конкурирующие с оцениваемым бизнесом объекты. Обычно между ними существуют различия, поэтому необходимо провести соответствующую корректировку данных. В основу приведения поправок положен принцип вклада.

Затратный подход наиболее применим для оценки предприятий, имеющих разнородные активы, в том числе финансовые, а также когда бизнес не приносит устойчивый доход. Методы затратного подхода целесообразно использовать и при оценке специальных видов бизнеса (гостиниц, мотелей и т. п.), страховании. Собираемая информация включает данные об оцениваемых активах (цены на землю, строительные спецификации и др.), данные об уровне зарплаты, стоимости материалов, расходах на оборудование, о прибыли и накладных расходах строителей на местном рынке и т. д. Необходимая информация зависит от специфики оцениваемого объекта. Затратный подход сложно применять при оценке уникальных объектов, обладающих исторической ценностью, эстетическими характеристиками, или устаревших объектов.

Затратный подход основан на принципах: замещения, наилучшего и наиболее эффективного использования, сбалансированности, экономической величины, экономического разделения.

На рисунке 2 представлены к рассмотрению основные методы оценки затратного подхода [8, с.126−127].

Рисунок 2 — Методы оценки затратного подхода стоимость бизнес экономический финансовый Три подхода связаны между собой. Каждый из них предполагает использование различных видов информации, получаемой на рынке. Например, базовыми для затратного подхода являются данные о текущих рыночных ценах на материалы, рабочую силу и др.; для доходного подхода— ставки дисконтирования и коэффициентов капитализации, которые также рассчитываются по данным рынка.

На основе выборе подхода, перед оценщиком открываются различные перспективы. Хотя эти подходы основываются на данных, собранных на одном и том же рынке, каждый из них связан с различным аспектом рынка. На совершенном рынке все подходы должны привести к одной и той же величине стоимости. Однако большинство рынков несовершенно, предложение и спрос не находятся в равновесии. Потенциальные пользователи могут быть неправильно информированы, производство может быть неэффективным. По этим, а также и по другим причинам при данных подходах могут быть получены различные показатели стоимости.

При методе сделок анализируются цены приобретения контрольных пакетов акций сходных компаний.

Метод отраслевых коэффициентов позволяет рассчитывать ориентировочную стоимость бизнеса по формулам, выведенным на базе отраслевой статистики.

Рыночная стоимость бизнеса определяется методом чистых активов как разность между суммами рыночных стоимостей всех активов предприятия и величинами его обязательств.

Метод ликвидационной стоимости предприятия означает расчет, этой стоимости как разности между суммарной стоимостью активов предприятия и затратами на его ликвидацию [5, с.221−222].

Основными видами стоимости являются:

1. Рыночная стоимость. Наиболее вероятная цена, по которой объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

Рыночная стоимость определяется в случаях, если:

— предполагается сделка по отчуждению объекта оценки, в том числе при определении выкупной цены, при изъятии объекта оценки при отсутствии государственных регулируемых цен, либо для государственных нужд;

— при определении стоимости размещенных акций общества, приобретаемых обществом по решению общего собрания акционеров или по решению совета директоров (наблюдательного совета) общества;

— объект оценки выступает объектом залога, в том числе при ипотеке;

— при внесении неденежных вкладов в уставный (складочный) капитал, при определении стоимости безвозмездно полученного имущества;

— при определении стоимости ценных бумаг, которые либо не обращаются на торгах организаторов торговли на рынке ценных бумаг, либо обращаются на торгах организаторов торговли на рынке ценных бумаг менее, чем шесть месяцев;

— при принятии решения о начальной цене продажи имущества в рамках процедур банкротства.

2. Инвестиционная стоимость. Стоимость имущества для конкретного инвестора или класса инвесторов при установленных инвестиционных целях. Это субъективное понятие соотносит конкретный объект имущества с конкретным инвестором, с группой инвесторов или организацией, имеющим определенные цели и/или критерии в отношении инвестирования. Инвестиционная стоимость объекта оценки может быть выше или ниже рыночной стоимости этого объекта оценки.

Инвестиционная стоимость определяется в случаях:

— если предполагается совершение сделки с объектом оценки в условиях наличия единственного контрагента;

— если объект оценки рассматривается в качестве вклада в инвестиционный проект;

— при обосновании или анализе инвестиционных проектов;

— при осуществлении мероприятий по реорганизации предприятия.

3. Ликвидационная стоимость. Наиболее вероятная цена, по которой объект оценки может быть отчужден за срок, недостаточный для привлечения достаточного числа потенциальных покупателей, либо в условиях, когда продавец вынужден совершить сделку по отчуждению имущества.

Ликвидационная стоимость определяется при продаже на открытом аукционе имущества обанкротившегося предприятия, аресте имущества в результате судебного разбирательства, либо на таможне. Ликвидационная стоимость может определяться дополнительно к рыночной стоимости при кредитовании под залог имущества.

4. Утилизационная стоимость. Наиболее вероятная цена, по которой объект оценки может быть отчужден как совокупность содержащихся в нем элементов и материалов при невозможности продолжения его использования без дополнительного ремонта и усовершенствования. Утилизационная стоимость определяется по окончании срока полезного использования объекта оценки, либо при наличии существенных повреждений, если дальнейшее использование объекта оценки по назначению невозможно.

5. Восстановительная стоимость (стоимость воспроизводства и замещения) — сумма затрат в рыночных ценах, существующих на дату проведения оценки, на создание объекта, идентичного объекту оценки, с применением идентичных материалов и технологий, или на создание объекта, аналогичного объекту оценки, с применением существующих на дату проведения оценки материалов и технологий.

Восстановительная стоимость определяется:

— при расчете налоговой базы по налогу на прибыль, по налогу на имущество;

— для целей налогового учета при внесении основного средства в качестве взноса в уставный капитал;

— при переоценке основных средств для целей бухгалтерского учета;

— в рамках затратного подхода при оценке имущества.

Восстановительная стоимость может определяться при страховании имущества.

6. Специальная стоимость — стоимость, дополнительная по отношению к рыночной стоимости, которая может возникнуть благодаря физической, функциональной или экономической связи объекта имущества с некоторым другим объектом имущества. Специальная стоимость представляет собой дополнительную стоимость, которая может существовать в большей степени для покупателя, имеющего особый интерес, чем для рынка в целом. В частности, специальная стоимость может рассчитываться в целях определения синергетического эффекта при реорганизации предприятия [8, c.336−338].

Основными стандартами стоимости являются:

1. Стандарт обоснованной рыночной стоимости предполагает, что оценка бизнеса или инвестиционного проекта производится на основе информации (об имуществе, о текущей и прогнозной конъюнктуре на рынке сбыта и покупных ресурсов), которая равно доступна для любого потенциального покупателя и продавца бизнеса, для любого инвестора, деловые возможности которого в области финансирования проекта также считаются равными и неограниченными. Стандарт обоснованной рыночной стоимости считается слишком теоретизированным, но, тем не менее, применяется в мировой практике (преимущественно в англосаксонских странах) для определения налогооблагаемой базы по налогу на имущество в части финансовых активов предприятий, которые имеют на своем балансе акции закрытых дочерних компаний.

2. Стандарт обоснованной стоимости предполагает оценку бизнеса на основе равнодоступной информации для конкретных покупателей и продавцов бизнеса. Предоставляемая информация должна быть нейтральной, деловые возможности участников бизнеса — одинаковыми. Стандарт обоснованной стоимости наиболее применим в западной практике тогда, когда акционеры меньшинства опротестовывают через суд сделки по скупке у них акций более крупными акционерами тех же предприятий на основании предъявления недостоверной информации об истинных рыночных перспективах предприятия и подлинной рыночной стоимости его имущества. Данная ситуация характерна и для России, когда более крупные акционеры и менеджеры приватизированных предприятий на основе информационной асимметрии скупают мелкие пакеты акций у работников приватизированных предприятий.

3. Стандарт инвестиционной стоимости предполагает оценку бизнеса или инвестиционного проекта только на основе информированности об имуществе, рыночных перспективах предприятия на рынках сбыта, покупных ресурсов, о деловых возможностях (наличие ресурсов для развития бизнеса, деловая фантазия и творческие возможности) его конкретного инвестора. При этом оценка одного и того же проекта будет различной для разных потенциальных инвесторов. В соответствии с данным стандартом инвестиционная стоимость предприятия, с точки зрения внешнего инвестора-покупателя, является внешней стоимостью, а с позиции действующих менеджеров — балансовой.

4. Стандарт внутренней (фундаментальной) стоимости требует, чтобы оценка бизнеса или инвестиционного проекта проводилась сторонним независимым оценщиком на основе его собственной информированности и представлений о деловых возможностях инвестора. Это означает, что независимый аналитик или оценщик, чтобы соблюсти стандарт внутренней (фундаментальной) стоимости, должен иметь собственный опыт работы в отрасли рассматриваемого предприятия и собственную независимую информацию о ней. Стандарт внутренней (фундаментальной) стоимости предполагает также, что анализируемое предприятие должно быть оценено всеми существующими методами оценки бизнеса для получения итоговой оценки.

В заключении отметим, что в мировой практике считается, что наиболее объективная оценка бизнеса соответствует стандарту обоснованной рыночной стоимости, так как она не зависит от мнения того инвестора, который будет реализовывать проект.

В наибольшей степени влияние стандартов учитывается при определении ставки дисконта для прогнозирования денежных потоков, а также прибылей и убытков по проекту. Это связано с тем, что для разных субъектов оценки коммерческая и финансовая информация об уровне и колеблемости дохода инвестиций в рассматриваемой отрасли не всегда доступна. Если при оценке используется общедоступная информация, то она соответствует стандарту обоснованной рыночной стоимости, если она носит конфиденциальный характер, то оценка проводится в соответствии со стандартом инвестиционной стоимости [7, с.403−405].

2. Расчет рыночной стоимости бизнеса ООО «Югрател»

2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Югрател»

ООО «Югрател" — один из крупнейших операторов широкополосного доступа в сеть Интернет и кабельного телевидения на территории Ханты-Мансийского автономного округа — Югры. Компания создана в декабре 2004 года и оказывает услуги связи в Сургуте, Ханты-Мансийске, Нефтеюганске, Покачах, Нягани, Югорске, Белоярском и других населенных пунктах округа.

Сведения о реестродержателе общества: Реестродержателем Общества является само Общество. Основными видами деятельности Общества в соответствии с полученными лицензиями являются:

— предоставление услуг местной телефонной связи, за исключением услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов и средств коллективного доступа;

— предоставление услуг внутризоновой телефонной связи;

— предоставление услуг связи для целей кабельного вещания;

— предоставление подвижной радиосвязи в сети связи общего пользования;

— предоставление услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов;

— предоставление услуг связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации;

— предоставление услуг связи по предоставлению каналов связи;

— предоставление услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации;

— предоставление телематических услуг связи;

— строительство зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом;

— проектирование зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом.

— осуществление телевизионного вещания;

— производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;

— предоставление услуг подвижной радиосвязи в выделенной сети связи

— деятельность по тушению пожаров

— техническая защита конфиденциальной информации.

Среднесписочная численность ОАО «Югрател» по состоянию на 31.12.2012 г. составляет 448 человек.

Компания «Югрател» активно проводит рекламные акции, осуществляет увеличение скоростей в сети Интернет при уменьшении абонентской платы, расширяет список ТВ каналов в аналоговом и цифровом форматах, в том числе и HD каналов.

Также, специалистами компании постоянно проводятся работы по модернизации и развитию существующих сетей и строительству сетей ШПД в населенных пунктах ХМАО-Югры.

Контактная информация ООО «Югрател» представлена в таблице 1.

Таблица 1. Контактная информация ООО «Югрател»

Полное наименование

Общество с ограниченной ответственностью «Нэт Бай Нэт Холдинг»

Юридический адрес

127 287, г. Москва, 2-ая Хуторская улица, д.38а, стр.17

Фактический адрес

127 287, г. Москва, 2-ая Хуторская улица, д.38а, стр.17

ОГРН

ИНН

Банк

ЗАО КБ «Ситибанк», г. Москва

Генеральный директор

Батанов Андрей Валерьевич

Главный бухгалтер

Нестерова Ирина Владимировна

Дата государственной регистрации

06 декабря 2004 г. (зарегистрировано Межрайонной инспекцией Министерства по налогам и сборам № 1 по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре)

Телефон в Сургуте

тел. +7 (3462) 523−111, факс +7 (3462) 51-54-54

Адрес электронной почты

[email protected]

Сайт в сети Интернет:

www.ugratel.ru

По данным Устава размер уставного капитала ООО «Югрател» составляет 1 815 352 662,4 рублей (один миллиард восемьсот пятнадцать миллионов триста пятьдесят две тысячи шестьсот шестьдесят два рубля сорок копеек). Он составляется из номинальной стоимости обыкновенных именных акций в количестве 269 190 828 (два миллиарда двести шестьдесят девять миллионов сто девяносто тысяч восемьсот двадцать восемь) штук. Номинальная стоимость всех обыкновенных акций общества является одинаковой и составляет 0,8 руб. Привилегированных акций в уставном капитале Общества нет. Уставный капитал в 2012 г. не изменялся.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой