Повышение эффективности бюджетного планирования в системе финансового планирования в РФ
Эффективность бюджетного планирования в системе финансового планирования в РФ зависит от грамотно проводимой бюджетной политики государства. Бюджетная политика в свою очередь играет значительную роль в обеспечении условий для экономического роста. На основе проведенного ранее анализа сбалансированности бюджета можно сделать вывод, что в бюджетной политике первичной является политика расходов… Читать ещё >
Повышение эффективности бюджетного планирования в системе финансового планирования в РФ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Федеральное агентство по образованию
Всероссийский заочный финансово-экономический институт
КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине «Финансы»
на тему Повышение эффективности бюджетного планирования в системе финансового планирования в РФ
Глава 1. Теоретические основы бюджетного планирования
1.1 Основные принципы и задачи бюджетного планирования
1.2 Проблемы эффективности бюджетного планирования в системе финансового планирования в РФ
Глава 3. Повышение эффективности бюджетного планирования в системе финансового планирования в РФ
3.1 Эффективная бюджетная политика как источник экономического роста
3.2 Предложения по проблемам совершенствования бюджетного планирования в РФ
Заключение
Актуальность выбранной темы курсовой работы состоит в том, что одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм — финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет.
Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения. Таким образом, государственный бюджет — важный инструмент воздействия на развитие экономической и социальной сферы.
Определение сущности, роли и места бюджета в системе воспроизводства служит основным методологическим пунктом развития теории бюджетного планирования и использования ее результатов в создании и совершенствовании бюджетной системы.
В условиях перехода к рыночным отношениям бюджет является не только единственным плановым документом, утверждаемым в качестве закона, но и основой, вокруг которой организуется система финансового хозяйства в целом, финансовое планирование и прогнозирование на основе единой финансовой политики государства.
Цель курсовой работы состоит в изучении основ бюджетного планирования, формирования и исполнения бюджетов РФ, а так же выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрения возможных путей их решения.
В связи с поставленной целью в работе решались следующие задачи:
— Изучение основ бюджетного планирования и бюджетного процесса;
— Анализ существующей системы бюджетного планирования;
— Освещение вопросов совершенствования бюджетного планирования.
На основании проведенного анализа исполнения бюджета города Пензы за 2007 год в работе была проведена оценка качества бюджетного планирования, а также выявлены основные проблемы и предложены пути решения вопросов по повышению его эффективности.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
1.1 Основные принципы и задачи бюджетного планирования
Бюджетное планирование — важнейшая составная часть финансового планирования, подчиненная требованиям финансовой политики государства. Его экономическая сущность заключается в централизованном распределении и перераспределении стоимости общественного продукта и национального дохода между звеньями финансовой системы на основе государственной социально-экономической программы развития страны в процессе становления и исполнения бюджетов и внебюджетных фондов разного уровня [7, c. 57].
С помощью бюджетного планирования определяется движение бюджетных средств в соответствии с целями и задачами, установленными в Бюджетном послании Президента РФ, основных направлениях социально-экономического развития страны и прогнозных расчетах для соответствующих территорий. Бюджетное планирование показывает реальные допустимые затраты и обосновывает стратегию решения приоритетных отраслевых, региональных и муниципальных задач.
Бюджетное планирование осуществляется уполномоченными законом органами государственной власти и включает в себя бюджетный процесс, его нормативно-правовую базу и организационную основу, а также вопросы теории и методологии составления бюджетов государства [9, c.43].
Бюджетный процесс — регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджета, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением (ст. 6 БК РФ) [1, c. 25]. Процесс включает в себя 4 стадии бюджетной деятельности:
Составление проектов бюджетов;
Рассмотрение и утверждение бюджетов;
Исполнение бюджетов;
Составление отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение.
Первый этап бюджетного процесса — составление проектов бюджетов. Это один из наиболее важных этапов: именно здесь решаются такие вопросы, как объем бюджета, налоговая и денежно-кредитная политика на предстоящий год, основные направления использования средств и методы покрытия дефицита бюджета.
Составлению проектов бюджетов предшествует разработка прогнозов социально-экономического развития РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и отраслей экономики, а также подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов.
Составлением проектов бюджетов занимается Правительство РФ, соответствующие органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований [8, c. 86].
Одновременно с проектом бюджета на основе среднесрочного прогноза социально-экономического развития РФ (региона, территории) формируется перспективный финансовый план (ПФП). Цели разработки плана: информирование законодательных (представительных) органов о предполагаемых среднесрочных тенденциях развития экономики и социальной сферы, прогнозирования финансовых последствий разрабатываемых реформ, программ, законов, отслеживания долгосрочных негативных тенденций и своевременного принятия необходимых мер.
Сроки и порядок рассмотрения и утверждения проекта закона (решения) о бюджете определен законодательством РФ.
Второй этап — рассмотрение и утверждение федерального бюджета. Проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год вместе с указанными в ст. 192 БК РФ документами вносится на рассмотрение Государственной Думы РФ, после его рассмотрения проект направляется в Совет Федерации, для замечаний и предложений и в Счетную палату РФ на заключение. Государственная Дума рассматривает проект бюджета в трех чтениях [11, c.74].
Третий этап — исполнение бюджетов начинается после их утверждения в установленном порядке (для федерального бюджета — подписания Президентом РФ).
Составление и исполнение бюджета — две стороны общего бюджетного процесса. Задачи, присущие составлению бюджета, получают дальнейшее развитие в период его исполнения. Они предусматривают: усиление работы по наиболее полному выявлению и использованию резервов для повышения темпов экономического роста, увеличения национального дохода и неденежных накоплений государства; мобилизацию денежных средств для обеспечения мероприятий по социально-экономическому развитию регионов; проведение эффективного контроля за правильным расходованием государственных средств [14, c.102].
Важным элементом третьей стадии является кассовое исполнение бюджета — организация сбора бюджетных средств на территории страны, их хранения и выдачи, а также ведение учета и отчетности. Существуют три системы организации кассового исполнения бюджета: казначейская, банковская и смешанная. При казначейской системе кассовое исполнение бюджета возложено на специальные органы министерства финансов (приписные кассы), при банковской — на банки и их учреждения, при смешанной — на казначейские кассы и банки [17, c. 154].
В Российской Федерации устанавливается казначейское исполнение бюджетов. Федеральное казначейство Министерства финансов РФ — обеспечивает соблюдение принципа единства кассы, т. е. зачисление всех поступающих доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета на единый счет бюджета и осуществление всех предусмотренных расходов с единого счета бюджета. Осуществление бюджетных операций через счета Казначейства позволит обеспечить полный учет и контроль каждого этапа исполнения бюджета. Для исполнения федерального бюджета предусмотрено открытие в Казначействе лицевых счетов для каждого главного распорядителя, распорядителя и получателя средств бюджета.
Исполнение бюджетов всех уровней осуществляется на основе бюджетной росписи — документа о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающего распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией РФ.
Важнейшая задача исполнения бюджета — обеспечение полного и своевременного поступления налогов и других доходов в целом и по каждому источнику, а также финансирование мероприятий в суммах и сроки, утвержденные бюджетом.
Четвертый этап — составление отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение. Рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджетов является одной из форм финансового контроля, осуществляемого законодательными (представительными) органами власти.
Для контроля за исполнением бюджета ФС РФ образует специальный орган — Счетную палату [21, c12].
На основании вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что бюджетное планирование неразрывно связано с финансовым планированием, поскольку бюджет — есть основа государственных, региональных и муниципальных финансов. Процесс же бюджетного планирования включает в себя не только непосредственное составление проекта бюджета, но и контроль и анализ выполнения запланированных показателей.
1.2 Проблемы эффективности бюджетного планирования в системе финансового планирования в РФ
Как было доказано ранее неотъемлемой частью бюджетного планирование является бюджетный процесс.
С помощью всей системы бюджетного процесса воплощаются в жизнь задачи, поставленные перед государством, нацеленные на более полное использование резервов для повышения темпов экономического роста, увеличения национального дохода и неденежных накоплений государства, мобилизацию денежных средств для обеспечения мероприятий по социально-экономическому развитию регионов, проведение контроля за правильным расходованием государственных средств.
Обеспечить эффективность бюджетного планирования позволят следующие принципы [18, c.19]:
1. принцип сбалансированности бюджета — объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.
2. Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств — при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Таким образом, к проблемам эффективности бюджетного планирования можно отнести: проблему сбалансированности бюджета, нецелевое использование бюджетных средств, а так же их нецелевое расходование государством.
Проблема сбалансированности заключается в том, что экономика на данном этапе не отличается большой стабильностью и спрогнозировать точное количество средств, которое получит бюджет, практически невозможно. Если запланированные доходы бюджета превышают расходы бюджета, то это называется бюджетный профицит (или профицит бюджета). Если запланированные расходы бюджета превышают доходы бюджета, то это называется бюджетный дефицит (или дефицит бюджета). Когда при исполнении бюджета уровень дефицита бюджета превышает установленный при утверждении бюджета показатель, или происходит значительное снижение ожидавшихся доходов бюджета, то представительный орган власти (на основе предложений органа исполнительной власти) принимает решение о введении установленного законом механизма уменьшения расходов. Такое «урезание» запланированных бюджетом расходов называется секвестр.
Наиболее удачный вариант государственного бюджета — это бездефицитный бюджет или же бюджет с профицитом, однако, на практике добиться такой сбалансированности бюджета не всегда удается. В результате возникает такое явление, как бюджетный дефицит, что в свою очередь приводит к появлению государственного долга.
Бездефицитность бюджета не означает еще «здоровья» экономики. Всегда необходимо обращать внимание на то, какой именно (государственный, региональный, муниципальный, консолидированный) бюджет исполняется с профицитом. Так, в последние годы государственный бюджет РФ исполняется с профицитом, однако консолидированный бюджет РФ дефицитен из-за отрицательного сальдо подавляющего числа региональных и почти всех местных бюджетов [5, c.16].
Важным моментом является так же задача обеспечения эффективности и оперативной управляемости, подконтрольности всего процесса движения бюджетных средств для обеспечения их оптимального использования в качестве важнейшего фактора развития экономики. Процесс использования федеральных финансовых ресурсов должен сопровождаться эффективным контролем за законным, целевым и рациональным использованием бюджетных средств. Такой механизм должен обладать высокой оперативностью и единством; чтобы обеспечить необходимую маневренность государственными финансовыми ресурсами.
Таким образом, переход на казначейскую систему исполнения бюджета позволил упростить механизм обслуживания бюджетов, усилить контроль за исполнением и эффективностью использования бюджетных средств.
Кроме этого, в последние годы положительной тенденцией в повышении качества целевого использования бюджетных средств можно отнести программно-целевые механизмы, применяемые государством. К этим механизмам относятся реализация федеральных, региональных и муниципальных целевых программ, а также проводимый контроль за их выполнением [19, c.32].
Не мало важно стоит учесть тот факт, что бюджет и соответственно само бюджетное планирование обязательно должно быть детализированным, открытым и понятным. Опыт развитых стран подсказывает, что надо сделать прозрачным, подконтрольным общественности весь процесс составления плана расходования бюджетных средств и само расходование. Иными словами, бюджет Федерации, республики, края, области или района должен быть более подробным и выполняться гласно по каждому направлению бюджетных средств, вплоть до небольших сумм, чтобы все видели, на что власти собираются потратить и как в действительности тратят деньги налогоплательщиков. К сожалению, в России общественный контроль за бюджетными расходами, в связи со слабостью институтов гражданского общества, фактически отсутствует.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что качественное выполнение мероприятий, осуществляемых в рамках бюджетного процесса, и готовность к модернизации бюджетной политики российского правительства позволят повысить эффективность бюджетного планирования и, как следствие, обеспечат социально-экономический рост страны.
ГЛАВА 3. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В РФ
3.1 Эффективная бюджетная политика как источник экономического роста
Эффективность бюджетного планирования в системе финансового планирования в РФ зависит от грамотно проводимой бюджетной политики государства. Бюджетная политика в свою очередь играет значительную роль в обеспечении условий для экономического роста. На основе проведенного ранее анализа сбалансированности бюджета можно сделать вывод, что в бюджетной политике первичной является политика расходов, а политика доходов должна определяться исходя из конкретных экономических условий в стране и приоритетов государства в политике расходов. Однако сегодня налоги образуют самостоятельную систему, причём бюджетные расходы планируются в зависимости от прогнозов налоговых поступлений. Кроме того, налоговая система выполняет помимо фискальных функций, необходимых для обеспечения бюджета денежными средствами, также другие функции, при этом функции, нецелевые с фискальной точки зрения, создают негативный инвестиционный климат, не способствующий экономическому росту [13, c.196].
Таким образом, средством повышения эффективности бюджетной политики как источника экономического роста являются целевые программы, в которых целевые расходы планируются на основе результативных моделей финансового управления и должны быть привязаны к конкретным результатам исполнения самих целевых программ.
Целевые программы являются эффективным средством реализации государством поставленных целей и широко используются в бюджетной политике разных стран. Их разработка должна производиться в соответствии с конкретными потребностями общества в тот или иной период его развития.
Приоритетными обычно являются целевые программы в области науки, образования, здравоохранения, поддержки малого и среднего бизнеса, социальные и другие программы, отвечающие актуальным приоритетам государства.
Так как основу экономического роста составляют научные знания и их эффективное использование, одним из главных приоритетов бюджетной политики становится решение вопросов финансирования НИОКР, позволяющее перебрасывать средства на приоритетные направления и сокращать или закрывать проекты, ставшие менее важными. Эффективное использование достижений науки и техники и мощный научно-технический потенциал позволяют решать многие общественные проблемы, определяют высокую конкурентоспособность страны и обеспечивают сильные позиции в мировой экономике.
Огромное влияние на современную экономику оказывает развитие информационных технологий и информатики, что особенно актуально для России с её большой территорией и нехваткой квалифицированных кадров на местах. Возможность немедленного и непосредственного участия в экономической активности сегодня предоставляет сеть Интернет, беспрепятственный доступ к которой для всего населения может быть обеспечен только за счёт государственных инвестиций. Целевые программы в области информатизации и информационных технологий должны быть одним из приоритетов бюджетной политики [16, c.49].
Подводя итоги, можно заключить, что бюджетная политика играет значительную роль как источник экономического роста, причём первичной является политика расходов, а политика доходов должна разрабатываться исходя из конкретных условий всей экономики и стоящих перед государством целей. Большое значение имеют целевые программы, с помощью которых государство может, решая конкретные задачи, создавать условия для экономического роста в стране. Особое значение для экономического роста имеют целевые инвестиции в науку и образование и, что особенно актуально для России, в современные информационные технологии.
3.2 Предложения по проблемам совершенствования бюджетного планирования в РФ
Опыт других стран показывает, что важным условием повышения эффективности бюджетного планирования, а так же повышения эффективности бюджета и его динамики являются определенные организационные изменения в самом бюджетном процессе, в бюджетном планировании. Применительно к России важным моментом является сам порядок определения будущих расходов. Без существенных изменений бюджетного планирования не удастся выработать подход к определению конкретных результатов бюджетного финансирования. Ведь так называемое «сметное планирование» бюджетных расходов, когда в основу будущих расходов берутся отчетные данные по этим же статьям за прошлый год, фактически обходит проблему определения результатов финансирования. Точнее говоря, сами затраты и выступают, как результаты. В этих условиях невозможно определить эффективность бюджетного финансирования. Единственное, что можно сделать, это обеспечить так называемое «целевое расходование» средств и сопоставить плановую и фактическую сумму финансирования. Вещи, разумеется, полезные в рамках существующей системы финансирования, но не имеющие почти никакого отношения к определению эффективности бюджета. При таком подходе отчетная смета почти механически порождает плановую, и это чередование может длиться сколь угодно долго.
Плохая совместимость сметного метода планирования бюджетных расходов и определения эффективности этих расходов предполагает значительное расширение горизонта планирования бюджетных расходов, совершенствование среднесрочного его планирования. Это также предусмотрено начавшейся бюджетной реформой. Речь идет о существенном расширении горизонта планирования. Годовой бюджет, разумеется, остается, как главное средство распределения государственных финансовых ресурсов по выбранным направлениям, но он возникает не как результат разового штурма и срочного решения всех проблем, а как естественное следствие ранее разработанных и уточненных прогнозов [30, c.28].
Бюджет современного развитого государства должен обязательно учитывать уже сложившиеся длительные тенденции и по возможности учитывать перспективные изменения в экономике и социальной обстановке. Поэтому современный годовой бюджет должен формироваться как составная часть более или менее длительного плана-прогноза, в рамках которого учтены по возможности устойчивые долговременные тенденции и приближение к каким-то ранее поставленным целям.
При таком планировании важное значение имеют два момента: определение срока плана-прогноза и установление преемственности между разработанными планами-прогнозами на один и тот же календарный год в рамках последовательных ежегодных циклов и составления всего среднесрочного плана.
Точность прогноза должна быть такова, чтобы прогноз бюджета, сделанный в прошлом году, мог быть использован как база составления проекта реального бюджета в текущем году. Именно такой точности и добились финансисты других стран.
Преимущества среднесрочного планирования бюджета (на 3 — 5 лет) позволяют существенно улучшить и ситуацию с определением эффективности бюджетных расходов, так как в среднесрочном периоде возможно широкое использование программ решения тех или иных социально-экономических проблем.
При использовании программ исчезает главная проблема исчисления эффективности бюджетных расходов — неопределенность результатов финансирования. Конечно, свести весь бюджет к сумме программ невозможно, должна сохраняться какая-то гибкость и эластичность распределения средств в бюджете по отдельным статьям и в пределах года, но широкое использование программного метода значительно повышает возможности расчета бюджетной эффективности.
Таким образом, бюджетная политика должна стать инструментом реализации стратегии государства на пути совершенствования к повышению эффективности бюджетного планирования в системе финансового планирования в РФ.
финансовый планирование бюджет пенза
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства и главным средством аккумулирования финансовых средств, регулирует и обеспечивает взаимосвязь финансовой политики с экономической и социально-политической сферами деятельности общества.
Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.
Именно поэтому повышение эффективности бюджетного планирования в системе финансового планирования играет важную роль в развитии страны в целом.
Совершенствование бюджетного устройства способно оказать значительное положительное воздействие на функционирование всей рыночной системы. И это совершенствование следует осуществлять как по отношению к внутренним, межбюджетным отношениям, основывая их исключительно на принципах бюджетного федерализма, так и по отношению к количественным и качественным показателям самого бюджета, способствуя его сбалансированности и осуществляя достаточный контроль за уровнем возможных бюджетного дефицита и государственного долга. Ведь только в совокупности эти изменения способны превратить государственный бюджет из средства дестабилизации экономики в мощный стимул экономического роста.
Как было подчеркнуто ранее, качественное выполнение мероприятий, осуществляемых в рамках бюджетного процесса, и готовность к модернизации бюджетной политики российского правительства позволят повысить эффективность бюджетного планирования и, как следствие, обеспечат социально — экономический подъем страны.
Аналитическая часть курсовой работы, проведенная на основе оценки бюджета города Пензы за 2006, 2007 гг., позволила сделать вывод о том, что суть эффективности бюджета и бюджетного планирования заключается не только в экономических показателях обеспеченности расходов доходами, но так же в соблюдении принципа сбалансированности бюджета, т. е. полного соответствия объема предусмотренных бюджетом расходов суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.
Так же было отмечено, что эффективность бюджетного планирования в системе финансового планирования в РФ зависит от грамотно проводимой бюджетной политики государства, особое значение в которой уделяется реализации целевых программ, с помощью которых государство может, решая конкретные задачи, создавать условия для экономического роста в стране.
Государство может воздействовать на экономику с помощью трех главных каналов:
— непосредственное регулирование через законодательные, административные и перераспределительные виды деятельности;
— управление государственной собственностью, в т. ч. госсектором;
— влияние на общество и в дальнейшем на экономику через прямое, опосредованное и косвенное влияние общества на нее.
Непосредственное регулирование экономики является одним из эффективных инструментов воздействия государства на рыночные отношения. Следует отметить, что важное место здесь занимает бюджетное регулирование. С помощью бюджетного механизма можно оказывать влияние на:
— развитие производства через такие меры, как уменьшение общего количества налогов, снижение налогового бремени, дифференциация ставки налога на прибыль в зависимости от рентабельности производства и отраслей и других;
— рост инвестиционной активности через снижение налогового бремени, освобождение от налогов прибыли и капиталов, направленных на развитие производства, наукоемких технологий и прочее;
— рост доходов населения через выведение из-под обложения прожиточного минимума, сглаживание поляризации доходов населения.
Все эти составляющие могут привести к экономическому подъему в России, обеспечив одновременно и рост бюджетных доходов за счет увеличения налоговой базы.
В заключение, из всего вышеизложенного, хочется отметить, что без бюджетного планирования в системе финансового планирования в РФ не возможно было бы функционирование всего бюджетного процесса и соответственно процесса управления государством в целом.
1. Бюджетный Кодекс РФ
2. Решение Пензенской городской Думы от 27.12.2005 г. № 266- 18/4 «О бюджете города Пензы на 2007 год».
3. Решение Пензенской городской Думы от 05.12.2006 г. № 518 29/4 «О бюджете города Пензы на 2007 год»
4. Решение Пензенской городской Думы от 20.12.2007 г. № 856 12/4 «О внесении изменений в решение Пензенской городской Думы от 05.12.2006 г. № 518−29/4 «О бюджете города Пензы на 2007 год»
5. Анисимов С. А. Бюджетная политика. Финансист, 2005, № 1, с. 47
6. Бушмин Е. В., Нестеров В. В. и др. Бюджет государства и информационные технологии: Учебник / Под ред. Е. В. Бушмина. — М.: Перспектива, 2005 г. 297
7. Бюджетная система РФ: Учебник / Под ред. М. В. Романовского и О. В. Врублевской.- М.: Юрайт, 2002; С. 396
8. Бюджетная система России: Учебник для ВУЗов / Под ред. проф. Г. Б. Поляка. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002 -.425
9. Бюджет и бюджетная система: Учебное пособие / ВЗФЭИ-М.: Экономическое образование, 2004; С. 451
10. Васильева Ю. В. Бюджет-2006 — бюджет развития. Интервью председателя Комитета по бюджету и налогам ГД ФС РФ // Финансы — 2005
11. Вахрин П. И. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. — М., 2002 г. — С. 358
12. Гарбузов В. Ф. Финансово-кредитный словарь.-М.: Финансы и статистика, 2004. — С. 632.
13. Горегляд В. П. Бюджет как финансовый регулятор экономического развития. — М.: Экономика, 2005;С. 87
14. Государственный бюджет: Учеб. пособие/ Под общ. ред. М. И. Ткачук. Мн.: Вышэйш. шк., 2005. — С.472
15. Грицюк Т. В. Налогово-бюджетная политика как инструмент макроэкономического регулирования// Финансы и кредит, № 13, 2006, с. 48.
16. Журавлева Т. А. Налоги как системообразующий фактор экономического развития// Финансы и кредит. 2007. № 4. С. 65
17. Иванов Н. Г., Маковник Т. Д. Казначейская система исполнения бюджетов. — СПб., 2006 г. — С. 141
18. Игудин А. Г. К межбюджетным отношениям в субъектах федерации // Финансы № 7, 2005, с. 50
19. Клейнер Д., Петросян А., Беченов А. Еще раз о роли государства и госсектора в экономике // Вопросы экономики. 2006.№ 4. С. 52
20. Комментарий к Бюджетному кодексу РФ/ Под ред. М. В. Романовского. — М.: Юрайт, 2005 — с. 125.
21. Лушин С. И. Об эффективности государственного бюджета // Финансист, 2007, № 10, с. 84.
22. Официальный сайт Госкомстата РФ www.gks.ru
23. Российский статистический ежегодник. 2000: Стат. Сб./Госкомстат России. — М.: Госкомстат России, 2008. С. 121.
24. Сайт «Бюджетная система Российской Федерации» www.budgetrf.ru
25. Сайт МФ РФ www.minfin.ru
26. Справочная правовая система «Консультант-плюс»
27. Финансово-кредитный энциклопедический словарь/А.П. Селеверствова, Б. П. Баранов, В. Г. Терешкова; Под общ. Ред. А. П. Селеверстовой. — М.: Финансовая статистика, 2003.-С. 598.
28. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л. А. Дробозиной. — М.: Финансы, ЮНИТИ, 2006. — С.408.
29. Финансы: Учебное пособие / А. М. Ковалева, Н. П. Баранникова, В. Д. Богачева и др.; Под ред. проф. А. М. Ковалевой. — М.: Финансы и статистика, 2007.-С.368.
30. Шаховская Л. С., Попкова Е. Г. Новое качество экономического роста в условиях современной глобализации// Финансы и кредит, № 23, 2004, с. 48.