Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Совершенствование инструментов управления сельскохозяйственными организациями в контексте обеспечения их рыночной активности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Минсельхоза РФ, которая содержит в себе множество методических' наработок, базирующихся на действующем законодательстве, прежде всего бухгалтерского финансового и налогового учета. Данный факт подтверждается увязкой методов производственного управления затратами с бухгалтерским финансовым и налоговым учетом, которое выражается в требовании наличия методов пересчета показателей. За предприятием… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Теоретико-методологические основы и предпосылки повышения эффективности управления в сельскохозяйственном производстве
    • 1. 1. Сущность и влияние системы управления на динамику развития потенциала сельскохозяйственного производства в ходе аграрного реформирования
    • 1. 2. Сущность нормативного метода и его роль в управлении хозяйствующими субъектами на современном этапе
      • 1. 2. 1. Влияние методов нормативного управления на финансовые результаты производства сельскохозяйственных организаций
    • 1. 3. Подходы и особенности технологии разработки бюджетов предприятий в контексте совершенствования системы управления
  • 2. Оценка эффективности инструментов, методов и технологий управления в сельскохозяйственных организациях региона в ходе аграрного реформирования
    • 2. 1. Тенденции в развитии сельскохозяйственного производства, определяющие организационно-экономические изменения в системе управления территориально-отраслевой и субъектный уровни
      • 2. 1. 1. Оценка состояния системы управления сельскохозяйственных организаций региона
    • 2. 2. Оценка уровня методического и информационного обеспечения системы- управления ресурсами и затратами в сельскохозяйственных организациях
  • 3. Совершенствование управленческого инструментария сельскохозяйственных организаций при активизации маркетинговой деятельности
    • 3. 1. Формирование инструментария и параметров объектов управления затратами (на примере растениеводческих отраслей)
    • 3. 2. Совершенствование методов информационного обеспечения управленческих процессов калькулирования и бюджетирования
    • 3. 3. Управленческая технология формирования калькуляций себестоимости и бюджетов производства продукции растениеводства
    • 3. 4. Методика и практика разработки и освоения бюджета маркетинговой службы сельскохозяйственной организации
    • 3. 5. Особенности формирования бюджета маркетинговой службы муниципального образования (сельского района)

Совершенствование инструментов управления сельскохозяйственными организациями в контексте обеспечения их рыночной активности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Эффективное инструментальное обеспечение управленческих решений в сложных условиях реформирования отраслевой экономики, становится ключевым фактором поддержания дееспособности субъектов, оказывающее существенное влияние на все сферы деятельности сельскохозяйственных организаций в развивающейся рыночной среде.

Хозяйственная практика показывает, что все большую актуальность приобретают вопросы не только адаптации субъектов к потребностям рынка и более адресной ориентации на потребительские сегменты, но и проблемы активного формирования систем ресурсосбережения на основе оптимизации организационно-управленческой структуры предприятий. В силу этого, особенно важным становится рассмотрение производственного и рыночного поведения субъектов как функции управления, в рамках которой осуществляется анализ, планирование, организация и контроль. Требуется также исследование вопросов, связанных с необходимостью поиска путей снижения себестоимости продукции, освоением практических методов управления рыночной активностью сельскохозяйственных организаций посредством формирования маркетинговых подразделений и их бюджетного обеспечения. Весьма актуальной остается данная проблема и на региональном уровне для обеспечения эффективного функционирования и взаимодействия хозяйствующих субъектов на конкретной территории (район, область).

Состояние изученности проблемы. В изучение и разработку разных аспектов проблемы эффективного управления хозяйствующих субъектов в рыночной среде внесли большой вклад такие отечественные ученые как: Абрамова Г. П., Буздалов И. Н., Багиев Г. Л. Грядов С.И., Голубков Е. П., Ибрагимова P.C., Завьялов П. С., Дорофеев В. Д., Люкшинов А. Н., Коротнев В. Д., Лимарев В. Я., Сорокин П. П.,, Цыпкин В. М., Уткин Э. А.,. Узун В. Я., Шмелев Г. И., Шагайда Н. И., Эриашвили Н. Д.,. и др., а также зарубежные ученые: Котлер. Ф., Нэреш К. Малхотра, Тим Амблер, Эванс Дж.Р., Берман Б.,.

Ламбен Жан-Жак, Чевертон П., Дойль Питер, Моррис Робин, Мак-Дональд М., Диксон П. Р., О’Шонесси Дж., Болт Г. Дж., Скотт Дж.Г. и др.

Инструменты и методы управления затратами и ресурсами организаций наиболее подробно рассматривается в трудах: Гетьмана Ю. А. Григорьева, Д. А. Ендовицкого, Н. Г. Ивановой, Н. Н. Карзаевой, В. В. Ковалева, Н. П. Кондракова, А. Д. Ларионова, А. И. Нечитайло, С. А. Николаевой, Г. А. Ораевской, Д. Н. Письменной, П. В. Смекалова, В. Я. Соколова, Я. В. Соколова Т. А. Сусловой, Л. И. Хоружий и др. авторов.

В большинстве источников системы управления ограничивается сравнительным анализом, рекомендациями и предложениями по их адаптации к конкретным условиям хозяйствования. На современном же этапе аграрного реформирования необходимо освоение более продуктивных управленческих технологий, максимально отвечающих рыночным реалиям хозяйственной деятельности (вероятностный характер цен и объема продаж) и построение соответствующей модели управления. В связи с этим, поиск решений, позволяющих придать системе управления субъекта рыночный характер, учитывающий вероятностную природу уровня цен и объема продаж, а также позволяющий обеспечивать максимально возможный уровень контроля затрат^ представляет значительный научный и практический интерес. Освоение' современных инструментов управления и их внедрение — длительный и сложный процесс, требующий новых подходов, рекомендаций и предложений, что и обусловило выбор данной темы диссертационного исследования.

Цель исследования состоит в теоретическом обосновании, разработке инструментов и методов повышения эффективности управления сельскохозяйственными организациями для их устойчивого и эффективного функционирования на агропродовольственных рынках региона.

В соответствии с поставленной целью определен следующий круг исследовательских задач:

• изучить и обобщить методологические предпосылки и особенности формирования и использования организационно-экономического механизма управления сельскохозяйственными организациями в ходе аграрного реформирования;

• раскрыть сущность и специфику использования инструментов управления в части регулирования ресурсов и затрат организаций на основе нормативного подхода и бюджетирования;

• проанализировать практику управления затратами и формирования финансового результата в сельскохозяйственных организациях Ленинградской области;

• оценить тенденции и возможности развития организационно-управленческих структур субъектов за счет включения маркетинговых подразделений;

• разработать внутрихозяйственный механизм управления ресурсами и затратами на уровне отрасли (на примере растениеводства) и маркетинговой сферы повышающий эффективность менеджмента сельскохозяйственных организаций в целом;

• обосновать методику формирования бюджетов по внедрению маркетинговых служб на уровне конкретного субъекта и сельскохозяйственного района (муниципального образования) — 4.

• работать научно-практические предложения и рекомендации по внедрению эффективных инструментов и методов управления хозяйственной и рыночной деятельностью на сельскохозяйственных предприятиях АПК Ленинградской для их устойчивого функционирования.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования являются сельскохозяйственные организации Ленинградской области, которые рассматриваются на фоне зональных и общереспубликанских тенденций. Предметом исследования является механизм, инструментарий и методы управления отраслевыми предприятиями, применяющиеся на различных уровнях хозяйствования и рыночной активности. Область исследования соответствует п. 1.2.42 Паспорта специальности 08.00.05. экономика и управление народным хозяйством (организационный и экономический механизм хозяйствования в АПК, организационно-экономические аспекты управления технологическими процессами в сельском хозяйстве).

Теоретико-методологической базой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых по вопросам стратегического развития и управления сельскохозяйственной отрасли в целом и предприятий в частности. Информационную основу исследования составили правовые и нормативные документы Российской Федерации, концепции и программы развития АПК на различных этапах реформирования, материалы и отчеты Госкомстата РФ, государственных территориальных органов и научных учреждений, специальная литература, а также результаты монографических и социологических исследований, проведенных автором. В процессе диссертационного исследования применялись аналитические, экономико-статистические и социологические методы.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

• обоснованы теоретические подходы к выбору инструментов и методов эффективного управления сельскохозяйственными организациями, учитывающих накопленный отечественный и зарубежный опыт, а также особенности и сложности реформируемой отраслевой экономики;

• скорректированы понятийный аппарат и принципы, определяющие темп и направление развития механизма управления предприятиями сельскохозяйственной отрасли с учетом их маркетинговой ориентации;

• проведен комплексный теоретический и ретроспективный анализ состояния и условий развития системы управления отраслевых предприятий АПК региона;

• выявлена и оценена совокупность организационно-экономических факторов и инструментов определяющих динамику системы управления и рыночной активности сельскохозяйственных организаций Ленинградской области;

• предложены методы реконструкции организационно-управленческой структуры предприятий и муниципальных образований (районов) посредством включения маркетинговых подразделений и обосновании их бюджетов;

• определены основные направления по совершенствованию и более эффективному управлению рыночной деятельности сельскохозяйственных предприятий Ленинградской области, обеспечивающих их стабильное функционирование и конкурентоспособность.

Практическая значимость и апробация результатов исследования. Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что разработанные в диссертации положения и полученные результаты создают теоретическую, методологическую и практическую основу по организационно-экономическому формированию, регулированию систем управления деятельностью сельскохозяйственных организаций Ленинградской области.

Изложенные автором в диссертации выводы и рекомендации носят универсальный практический характер и могут внедряться как на предприятиях АПК Ленинградской области, так и других регионов РФ для создания эффективно действующих управленческих структур, а также для более эффективного регулирования их рыночной деятельности., *.

Практическое применение результатов диссертационного исследования позволяет повысить обоснованность управленческих решений и благодаря этому стабилизировать деятельность сельскохозяйственных организаций.

Основные положения диссертационного исследования докладывались на научно-практических конференциях (2008;2011 гг.) различного уровня. По результатам исследования опубликовано 9 работ общим объемом 3,15 п.л.

5. Результаты исследования подтвердили зависимости эффекта реорганизации от выхода товарной продукции с единицы сельскохозяйственных угодий и с платежеспособности.

6. Реорганизация способствует созданию в сельской местности предпринимательских структур, более приспособленных к рыночной экономике.

7. В условиях, когда инвестиционная привлекательность сельского хозяйства в десятки раз ниже других сфер деятельности, не связанных с материальным производством, подавляющее большинство сельскохозяйственных предприятий не смогут получить существенного финансирования из негосударственных источников.

Анализ состояния финансовой базы развития механизма управления сельскохозяйственных организаций Ленинградской области в период 2000 -2010 гг. позволил выявить тенденции резкого падения платежеспособности и финансовой устойчивости. Так коэффициент абсолютной ликвидности достиг значения 0,02, что, ниже критической величины почти в 10 раз. Значение коэффициента текущей ликвидности снизилось за анализируемый период в 1,9 раза и при критическом значении 0,7 равно 0,147, т. е. составляет 21% минимально необходимого уровня. Продолжается падение уровня общего коэффициента покрытия обязательств, характеризующего обеспеченность сельскохозяйственных организаций оборотными средствами. Его значение в а.

2010 г. сократилось в 1,7 раза, и было почти в 2 раза ниже критического. Продолжают снижаться показатели использования капитала (собственного, вложенного, «долгосрочного»), а также рентабельность суммарного капитала.

К числу причин, определивших финансовую неустойчивость субъектов, а следовательно и снижение эффективности системы их управления можно отнести: диспаритет цен;

• нарастающую кредиторскую задолженность;

• губящее налогообложение;

• недоступность финансовых ресурсов и слабое развитие инфраструктуры сельскохозяйственного кредитования;

• монопольное положение предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности в АПК;

• экспансия на внутреннем рынке зарубежных сельскохозяйственных товаропроизводителей;

• отстающие темпы адаптации сельскохозяйственных предприятий к условиям рыночной экономической среды.

Изучение отраслевой ситуации дает основания утверждать, что современный механизм управления субъектами должен формироваться при следующих условиях:

• хозяйственные риски не должны создавать ситуацию, при которой предприятие не может функционировать в рамках простого воспроизводства;

• деятельность должна строиться на основе рационального соотношения принципов экономичности и социальной защищенности (стремление к высокой прибыли не должно наносить ущерба экономическим интересам населения и экологии территории);

• устойчивое рыночное развитие должно обеспечиваться при условии создания гибкой (диверсифицированной) структуры производства и системы управления производственной и сбытовой (маркетинговой) деятельностью на к базе разработки соответствующих бюджетов и их консолидации.

Поскольку деятельность отраслевых хозяйствующих субъектов носит циклический характер и, в большинстве случаев, непрерывный, создание адекватной системы управления даёт возможность наилучшим образом распределить ресурсы в сфере производства и обращения для получения максимальной прибыли и удовлетворения потребительского спроса. В системе управления бюджетирование и регулирование затрат при правильном взаимодействии способны удовлетворять основные потребности менеджмента, становясь структурой информационного обеспечения процессов принятия стратегических и оперативных решений в едином цикле. Они в совокупности с помощью специальных процедур (планирование, учет, контроль выполнения плана, анализ) позволяют решать задачи выбора перспективных направлений развития предприятия на определенных временных отрезках, способствуя целеполаганию, разработке продуктивных стратегий бизнеса. Для обеспечения эффективного бюджетирования хозяйствующему субъекту целесообразно использовать систему общих управленческих показателей, представляемых соответствующими центрами прибыли и ответственности, с использованием соответствующей классификацией затрат, т. е. более продуктивно осваивать управление на основе нормативного подхода.

Хозяйственный опыт последних десятилетий выявил множество недостатков, как при попытках формализации рыночных отношений, так и установления свободных рыночных отношений, директивного регулирования цен. Поэтому на современном этапе достаточно остро стоит проблема управления затратами с целью достижения прибыльности при имеющихся условиях хозяйствования. Основным фактором, определяющим успех конкурентной борьбы при этом становится учет и контроль ресурсов и затрат, направленные на обеспечение максимального снижения издержек производства.

Одним из основных инструментов управления в этой сфере является группировка затрат по статьям калькуляции (цель затрат). Прочие применяемые методы являются результатом перегруппировки результатов информации собранной на калькуляционных статьях и дополняют ее, приводя к группировке затрат по статьям калькуляции, культурам и видам продукции. Следует отметить, что подобной практике присуща значительная доля агрегированности показателей. Например, при ее применении в растениеводческих отраслях невозможно определить какова урожайность отдельных полей и какая сумма затрат приходится на каждое поле, в расчете на гектар, каждого поля. Это весьма актуальная управленческая проблема, поскольку земля ввиду природных особенностей имеет разные свойства и разную пригодность для возделывания культур в пределах одного хозяйства. В настоящее время многие сельскохозяйственные организации пытаются вести учет урожаев и урожайности отдельных полей, поэтому представляется целесообразным выделение полей в отдельный аналитический признак и необходимость учета данного фактора при установлении нормативов и группировке затрат.

Изучение проблемы показывает, что одним из основных инструментов бюджетирования является учет и регулирование затрат в соответствии с заданными нормативами. При таком подходе нормы становятся определяющим условием при оценке объема и плановой себестоимости производства. Нормативный метод выступает как один из наиболее эффективных инструментов оперативного управленческого контроля за издержками производства. Он может достаточно успешно использоваться в сочетании, с такими функциями управления как планирование и регулирование. Следовательно для совершенствования технологии и инструментов управления целесообразно применять классификацию затрат, дополнив ее таким управленческим атрибутом как норма.

Поскольку ведение нормативного управления являются продолжительными и затратными мероприятиями, многие сельскохозяйственные организации применяют плановую себестоимость. Суть ситуации заключается в том, что на конец года ими определяется фактическая себестоимость и сумма отклонений, подлежащая распределению между реализованной продукцией и продукцией, остающееся в хозяйстве. В этом случае отдельная фиксация отклонений, хотя и ведется, но соответствующего отражения не находит, что заметно искажает ситуацию. В этой связи хозяйствующим субъектам, можно рекомендовать для использования в менеджменте такие признаки как «плановый расход» и «отклонение».

Введение

 же в практику управления затратами дополнительных объектов (поле, сезон сельскохозяйственных работ), позволит конкретизировать ресурсное управление в целом. При этом появляется возможности получения наиболее полной информации о затратах через организацию соответствующих центров и разработки более обоснованных бюджетов всех уровней и сфер деятельности.

2.2 Оценка уровня методического и информационного обеспечения системы управления ресурсами и затратами в сельскохозяйственных организациях.

Управление затратами на предприятии реализуется в рамках построенной системы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции. Предприятия имеют относительную свободу в выборе методов внутрипроизводственного учета и управления затратами. В то же время отраслевыми министерствами и ведомствами предлагаются определенные модели учета затрат, которые разрабатываются отраслевыми научными центрами, данные разработки опираются на действующее законодательство в регулируемых сферах деятельности. Предприятие может выбирать приемы и методы бухгалтерского учета из предлагаемых действующим законодательством.

На основе выбранных приемов и методов бухгалтерского учета организуется соответствующим образом система учета и управления затратами, представляющая, как правило, один из вариантов, предлагаемых Минсельхозом РФ. Таким образом, выбор предприятием методов учета и контроля затрат поставлен в довольно жесткие рамки, опирающиеся на методическую базу *.

1, А ' ' '/.

Минсельхоза РФ, которая содержит в себе множество методических' наработок, базирующихся на действующем законодательстве, прежде всего бухгалтерского финансового и налогового учета. Данный факт подтверждается увязкой методов производственного управления затратами с бухгалтерским финансовым и налоговым учетом, которое выражается в требовании наличия методов пересчета показателей. За предприятием остается только организационная сторона управления затратами. С одной стороны это гарантирует методологическое единство учета, с другой ограничивает свободу выбора вариантов учета, который ограничивается лишь организационной стороной. Поэтому предприятия, как правило, не имеют собственной методологической базы управления затратами, что снижает гибкость учета и управления затратами. Наличие же собственной методологической базы управления затратами не должно выходить за рамки действующего законодательства и содержать в себе общепринятые приемы и методы бухгалтерского учета. Рассмотрим, как осуществляется регулирование учета и действующая его практика на различных уровнях управления.

На государственном уровне регулирование бухгалтерского учета осуществляется Законом РФ от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», а также Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 года № 34н.

Законом «О бухгалтерском учете» определяются цели, задачи учета, вопросы регулирования бухгалтерского учета и его организации. В Законе также изложены основные методические положения бухгалтерского учета и отчетности. Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации определяются основные правила ведения учета, составления и представления отчетности, правила оценки статей бухгалтерского баланса, основные правила составления сводной бухгалтерской отчетности, а также правила и сроки хранения документов. Как и Закон «О бухгалтерском учете» Положение по ведению бухгалтерского учета и.

V ' 1 Л бухгалтерской отчетности носит общий рекомендательный характер. Правила, порядок и способы исполнения предписаний Закона и Положения раскрываются в Положениях по бухгалтерскому учету (ПБУ), имеющих статус учетных стандартов. Требования к организации учета в соответствии с отраслевыми особенностями или отдельными характеристиками объектов учета изложены в отраслевых методических указаниях и отраслевых методических рекомендациях. Совокупность приемов и методов бухгалтерского учета, применяемых в конкретной организации, находит отражение в приказе об учетной политике, который разрабатывается в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации», утвержденным приказом Минфина РФ от 6 октября 2008 года № 106н. В приказе об учетной политике находят выражение методы, приемы и способы ведения бухгалтерского учета, по которым отдельными нормативными документами, бухгалтерского учета, по которым предусмотрена вариантность учета на счетах методических рекомендациях. Предусмотрена возможность выбора приемов и методов учета. В приказе об учетной политике организации указывается, ведется учет полностью или при переходе на упрощенную систему налогообложения только в части основных средств и нематериальных активов. В приказе об учетной политике также отдельно оговаривается, не отступление от общих правил и принципов ведения бухгалтерского учета. Первый принцип заключается в использованием принципа временной определенности при отражении фактов хозяйственной деятельности, который предполагает, что факты хозяйственной деятельности относятся к тому отчетному периоду, в котором они происходили, в независимости от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, которые связанны с этими фактами. Второй связан с применением в бухгалтерском учете Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденному Приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 года № 94н. Сельскохозяйственными организациями бухгалтерский учетв ведется на основании плана счетов введенных приказом Минсельхоза РФ «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций агропромышленного комплекса и методических рекомендаций по его применению» от 13.06.2001 № 654. Порядок учета затрат и калькулирования себестоимости в сельском хозяйстве изложен в Методических рекомендациях по учету затрат и калькулированию себестоимости, утвержденные Приказом Минсельхоза РФ от 06.06.2003 № 792. В Методических рекомендациях впервые произведена обобщенная классификация затрат (приложение 2), которая предлагается многими авторскими коллективами и отдельными авторами в качестве основы построения систем управления затратами. В Методических рекомендациях подробно раскрыты возможные способы классификации затрат, что создает предпосылки для эффективного управления производством. Разработана методика учета затрат в системе традиционного бухгалтерского и управленческого учета. Описана методика калькулирования себестоимости продукции в растениеводстве и в животноводстве.

Порядок учета затрат и калькулирования себестоимости продукции растениеводства также дополнен в Методических рекомендациях по учету затрат и выхода продукции растениеводства, утвержденных Минсельхозом РФ 22 октября 2008 г. В Методических рекомендациях представлен порядок ведения первичного учета затрат и выхода продукции в растениеводстве, методы сводного учета затрат и калькулирования себестоимости.

Нормативное регулирование сельскохозяйственного производства на региональном уровне в Ленинградской области осуществляется на основе Устава Ленинградской областиОбластного закона от 12.07.1999 года N41−03 (в редакции от 07.10.2005) «О почвенном плодородии земель сельскохозяйственного назначения Ленинградской области», Проекте областного закона «О развитии сельского хозяйства в Ленинградской области», Административного регламента Ленинградской области, Региональной целевой программы «Социальное развитие села до 2010 года» — принятой Законом Ленинградской области от 25 марта 2004 г. N 24−03. Региональными законодательными органами разрабатываются различные формы отчетности о наличии в сельскохозяйственных организациях ресурсов для производства и выхода продукции, использования субсидий и др.

Таким образом, Федеральное законодательство в сфере бухгалтерского учета затрат сельскохозяйственного производства составляет основу методического обеспечения процессов учета и управления. Региональное законодательство направлено на организационно — консультационно-экономическое обеспечение отрасли. Методическое обеспечение на региональном уровне носит характер разработки отдельных нормативных документов. Отраслевые НИИ Ленинградской области и Санкт-Петербурга занимаются в основном прикладными исследованиями в сфере освоения инновационных производств, региональной аграрной политики, аграрных рынков, разработку научных основ конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции, научно-методических основ регулирования земельных отношений.

На уровне предприятия регулирование учета и управления затратами осуществляется созданием и утверждением приказа об учетной политике и сопутствующих документов, построения организационных структур учета и управления.

Степень соответствия организационной структуры управления особенностям конкретного хозяйствующего субъекта и внешней среды определяет успешность его работы, финансовая устойчивость и независимость. Рассмотрим как происходит реализация управления затратами на примере выборки предприятий Ленинградской области.

В табл. 14 представлены организации, являющиеся типичными отраслевыми представителями сельского хозяйства Ленинградской области, которые был выбраны в качестве объектов проводимого исследования. Выбранные организации расположены в пригородном экономическом районе Ленинградской области. Пригородный экономический район характеризуется развитой инфраструктурой и высокой плотностью населения. Наличие в непосредственной близости Санкт-Петербурга, являющегося одним из двух крупнейших мегаполисов страны оказывает благоприятное влияние на сбыт и соответственно рентабельность, а также специализацию растениеводства, которое представлено товарным картофелеводством и овощеводством. Основные экономические показатели по изучаемым организациям показывают, что удаленность от Санкт-Петербурга у изучаемых хозяйств не оказывает влияния на интенсификацию производства и эффективность сельскохозяйственной деятельности. Учет и управление затратами во всех без исключения хозяйствах осуществляется в соответствии с основными нормативными документами, приведенными выше. На основании выбранной учетной политики строится система бухгалтерского учета и в соответствии с ней выбираются инструменты и методы управления.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.В. Разработка программы совершенствования системы управления АПК с использованием экспертных оценок. М.: 1990.
  2. Е.Ю. Повышение конкурентности пивоваренных предприятий. Автореферат. -М/.2001.
  3. A.A. Инфраструктура АПК: экономико-правовые проблемы совершенствования управления. М.: 1990
  4. A.A., Стерликов Ф. Ф. 100 терминов рыночной экономики. -М.: КРОН-ПРЕСС, 1993.
  5. Амблер Тим. Маркетинг и финансовый результат. М.:2009.
  6. О.Д. Технология бизнеса: маркетинг. М.: Инфрра-М, 1997.
  7. Антикризисное управление предприятиями / Под ред. Ряховской А. Н. -М: 2000.
  8. C.B. Статистические методы прогнозирования. Ростов н/Д: 2001.
  9. A.B., Попов Е. В. Матрица «эффективность-издержки» продвижения товаров. // Маркетинг в России и за рубежом № 6, 2002.
  10. Г. В. Продовольственный маркетинг в системе АПК. Автореферат. Екатеринбург, 1998.
  11. Е.В. Организация системы маркетинга в АПК области. // АПК: экономика, управление № 2, 1997.
  12. Е.В. Статистическое моделирование и прогнозирование показателей развития социально-экономических систем. Уфа: УГАТУ, 2002.
  13. Г. Л. Маркетинг взаимодействия: Политика распределения. Сбыт. Маркетинг-логистика. СПб.: 1999.
  14. Г. Л., Тарасевич В. М., Анн X. Маркетинг. М.: Экономика, 1999.
  15. Е.А., Ружанская Н. В. Бюджетирование. Сыктывкар, 2002.
  16. Банвари Миттал. Факторы влияния на выбор поставщиков потребителями бизнес-услуг: интегрированная модель № 3, 2001.
  17. А.Н. Оптимальное управление продажами с использованием статистических моделей. // Маркетинг в России и за рубежом № 6, 2001.
  18. B.JI. Анализ конкурентоспособности фирмы. // Маркетинг в России и за рубежом № 5, 2001.
  19. B.JI. Менеджмент и маркетинг— М.: Европейский центр по качеству, 2002.
  20. В.А., Пошатаев A.B. Управление на сельскохозяйственных предприятиях. М: Агропромиздат, 1990.
  21. A.C., Морозова Н. Ю., Никифоров П. В., Притула О. Д. Прогнозирование производства и сбыта сельскохозяйственной продукции. -Великий Новгород, 2003.
  22. Бол оболов A.B. Конкурентоспособность аграрного производства. // Международный сельскохозяйственный журнал. № 3, 2003.
  23. Г. Дж. Практическое руководство по управлению сбытом. М.: 2010.
  24. H.H. Влияние специализации и концентрации на себестоимость молока. // Международный сельскохозяйственный журнал № 6, 2002.
  25. Д., Воротина JI., Федерманн Р. Менеджмент. Предпринимательская деятельность в рыночной экономике. Гамбург: 2000.
  26. Р. Биография. М.: Рудомино, 1994.
  27. В. Н. Трапезова М.Н. Механизмы внутрифирменного управления. -М: 2000.
  28. В.В. Совершенствование системы управления сбытом продукции // Маркетинг в России и за рубежом. № 6, 2002.
  29. В.В. Управленческий аудит системы сбыта готовой продукции. -М.: ВИНИТИ, 1999.
  30. Бюджетирование как метод управления финансовыми ресурсами. -Чебоксары: 2009.
  31. М.М. Современные системы маркетинговой информации в России и за рубежом. М.: МАКС Пресс, 2001.
  32. Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. -М.: 2003.-34. Владыка А. Д., Малахов A.B. Экономика, менеджмент, маркетинг на предприятиях АПК. СПб.: 2000.
  33. A.M. Организационно-экономический механизм антикризисного управления. Теория и практика. Воронеж: 2000.
  34. И.Н. Маркетинг и международное коммерческое дело. М.: 1990.
  35. Глобальные тенденции в статистике и в математических методах в экономике./ Материалы международной научно-практической конференции. -СПб.: 2004.
  36. Голдберг Рой А. Американские профсоюзы. Нью-Йорк: 2009.
  37. Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология, практика. М.: Финпресс, 2000.
  38. Е.П. Основы маркетинга. М.: Финпресс, 2003.
  39. Е.П. Стратегическое планирование и роль маркетинга в организации. // Маркетинг в России и за рубежом № 6, 2000.
  40. E.H. Маркетинговые коммуникации. М.: Финпресс, 2003.
  41. В.А. Маркетинговое консультирование. М: 1998.
  42. М. В. Горшкова Л.А. Основы теории управления: уч. пособие. И.'Новгород: 1998.
  43. B.C. Задачи службы маркетинга в процессе организации создания нового товара // Инновации № 3−4, 1999.
  44. В.А. Стратегия развития производства на базе использования ресурсов информационного рынка / автореферат. СПб.: 2002.
  45. Г. Л. Структура службы маркетинга сельхозпредприятия. // Экономика сельского хозяйства России. -№ 11,1999.
  46. М.П., Щетинина И. В. Совершенствование системы управления АПК в современных условиях. Новосибирск, 2000.
  47. И.Б., Давыдов В. М. Практика антикризисного управления предприятиями АПК М.: Колос, 1999.
  48. Г. В., Литвак Б. Г. Управление современным предприятием. Маркетинг. Менеджмент. Право. Интегрированные системы управления: учебник. М: 1998.
  49. Н.Г., Данилочкин С. В., Ананькина Е. А. Контроллинг как инструмент управления предприятием. М.: Аудит: ЮНИТИ, 1998.
  50. Т.П. Управление маркетингом (методологический аспект). М.: ИНФРА-М, 1997.
  51. А. Джулер, Бонни Л. Дрюниани. Креативные стратегии в рекламе. СПб.: Питер, 2002.
  52. С., Симкин Л., Брэдли Дж. Практическое руководство по маркетинговому планированию. СПб.: Питер, 2001.
  53. Диксон Питер Р. Управление маркетингом. М.: Бином, 1998.
  54. А. Модель маркетинговой коммуникации // Маркетинг № 3, 1999.
  55. Т.А. Статистические методы прогнозирования. М.: 2003.
  56. Дж.Н. Капитализм и его культура. М.: 1949.
  57. И.И., Юзбашев М. М. Общая теория статистики. М.: Финансы и статистика, 2002.
  58. В.В. Маркетинг в антикризисном управлении: уч. пособие. -М: 1999.
  59. A.C. Всенародная агрономия. М.: 1996.
  60. Ю.С. Экономико-математические методы анализа и прогнозирования рыночной экономики. Новосибирск, 1998.
  61. С.А. Социально-экономическое прогнозирование. СПб.: СПбГИЭУ, 2002
  62. Ю.И., Стрелкова JI.B., Горячев P.A. Прогнозирование и планирование на предприятии. Нижний Новгород: 2002.
  63. A.B. Модель эффективности рекламы // Маркетинг № 6, 1999.
  64. С.А. Основы теории экономического управления предприятием: учебник. М: 2000.
  65. H.H. Менеджмент в сельском хозяйстве. Петрозаводск, 1999.
  66. A.A., Ямпольская Д. О. Маркетинговое планирование: Анализ моделей управления. Конкурентная политика. Контроль над качеством. СПб.: Питер, 2002.
  67. В.П. Эффективность функционирования сельскохозяйственного предприятия как основа его самоинвестирования. Саратов: 1999.
  68. Н.В. Совершенствование связей производителей продуктов питания с торговыми организациями. // Маркетинг в России и за рубежом № 2,2000.
  69. У.Г. Стратегическое маркетинговое планирование и управление на предприятии. Уфа: УГАТУД999.
  70. Т.В. Рынки сбыта и конкурентоспособность продукции. // Экономика сельского хозяйства России -№ 11, 2001.
  71. P.C. Стратегический маркетинг. Учебное пособие. -Иваново: 1998.
  72. Р.В., Демина И. А. Методические рекомендации по разработке систем ведения агропромышленного производства в области, крае, республике. -М.: Россельхозакадемия, 1994.
  73. А.И. Управление предприятием. Минск: 1997.
  74. .И. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. М.: МБИ, 2000.
  75. Г. Н. Автоматизация маркетинговой деятельности. М.: 2001.
  76. E.H. Маркетинговая система управления. Казань: 2000.
  77. Е.А., Киселев Б. Н. Система стратегического управления организации. М: ГУУ, 2000.
  78. ., Торн К. Полное руководство по тренингу (менеджмент для лидера). М.: ИНФРА-М, 2002.
  79. А.М., Оленев Н. И., Примак, А .Г., Фалько С. Г. Контроллинг в бизнесе. Методологические основы построения контроллинга в организациях. -М.: Финансы и статистика, 1998.
  80. Ф. Наука-техника-управление. М.: 1966.
  81. Э.Э., Ивахник Д. Е. Анализ безубыточности в маркетинговой деятельности предприятия. // Маркетинг в России и за рубежом № 6, 2000.
  82. В.А. Теоретические основы маркетинговых исследований в АПК // Экономика сельского хозяйства России № 10,2000.
  83. В.А., Гончаров В. Д. Концепция организации маркетинга в пищевой промышленности. -М.: 1994.
  84. А.И. Маркетинговый анализ. М.: Центр экономики и маркетинга, 2000.
  85. Н.Я. Экономика сельского хозяйства. С основами аграрных рынков: Курс лекций. М.: 1999.
  86. Колз, Ричард Л., Джозеф Н. Маркетинг сельскохозяйственной продукции. -М.: Колос, 2000.
  87. И.Р. Государственное регулирование качества продовольствия. // Маркетинг в России и за рубежом № 5, 2000.
  88. Н.П., Иванова М. А. Бухгалтерский управленческий учет. -М.: ИНФРА-М, 2003.
  89. Ю.Б., Коротнев В.Д.,, Кочетова Г. Н., Никифорова E.H. Менеджмент в АПК. М.: Колос, 2003.
  90. Ю.Б., Коротнев В. Д., Никифорова E.H. Управление в АПК. -М.: Колос, 2002.
  91. Ю.Г. Товарная конкурентоспособность и ее количественное представление. // Маркетинг в России и за рубежом № 5, 2000.
  92. Ф. Маркетинг в 3-ем тысячелетии. М.: 2001.
  93. Ф. Маркетинг, менеджмент. СПб.: Питер, 2001.
  94. Ф. Основы маркетинга. М.: Вильяме, 2002.
  95. Ф., Армстронг Г. Основы маркетинга. М.: 2000.
  96. С.А. Алгоритм прогнозирования объема продаж в MS Excel. // Маркетинг в России и за рубежом, № 5, 2001.
  97. Е.Б. Анализ конкурентоспособности товаров. // Маркетинг в России и за рубежом № 3, 2000.
  98. Е.И., Ветров A.A. Стратегия маркетинг-микс предприятия. Саратов: СГТУ, 2000.
  99. В.В. Маркетинг и технологические средства менеджмента: взаимосвязанное развитие. -М.: МАИ, 1997
  100. Г. Р., Л.И. Ключко, Л.Л. Татарчук
  101. .Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. СПб.: Наука, 1996.
  102. О.Т., Филиппова Т. Ю. Основы маркетинга. СПб.: 1997.
  103. В.Я. Организация и регулирование логистических процессов и маркетинга в системе ресурсообеспечения АПК. М.: 1999.
  104. В.Я., Алферьев В. П. Экономические проблемы организации логистических процессов и маркетинга в системе ресурсообеспечения АПК. -М.: Агри-пресс, 2000.
  105. И.В. Экономика. М.: Вита-Пресс, 2002.
  106. К.П. Прогнозирование и планирование АПК. М.: Гардарики, 1999.
  107. Д.М. Организационно-экономический механизм маркетинговой деятельности в АПК. // Международный сельскохозяйственный журнал № 2, 2003.
  108. П.М. Государственное регулирование аграрной сферы. СПб: НИИ СпбГУ, 2009.
  109. М.Д., Алексейчева Е. Ю. Способы оценки конкурентного потенциала предприятия и условия его повышения. // Хранение и переработка сельхозсырья, № 7, 2001.
  110. Ш. Ш. Определение показателей конкурентоспособности товаров // Стандарты и качество № 9, 2000.
  111. .Г. Методические вопросы прогнозирования сбыта. // Маркетинг в России и за рубежом, № 1, 2000.
  112. И.И. Метод определения оптимального рекламного бюджета (Метод Данахера-Руста). // Маркетинг и маркетинговые исследования в России № 12, 1997.
  113. Р., Брю JI. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. -М.: ИНФРА-М, 2010.
  114. М.Н., Смекалов П. В., Трафимов А. Г. Аграрная экономика. -СПб.: СПбГАУ, 2009.
  115. Маркетинг в АПК. / Под ред. Г. П. Абрамовой. М.: Колос, 1997.
  116. Маркетинг / Под ред. Уткина Э. А. М. ЭКМОС, 1999.
  117. Т.Д., Божук С. Г., Ковалик JI.H. Маркетинг. СПб.: Питер, 2001.
  118. Л 20. Маслоу А. Г. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 2010.
  119. Методические рекомендации по бухгалтерскому учету доходов, расходов и финансовых результатов сельскохозяйственных организаций, утвержденные приказом Минсельхоза России № 28 от 31 января 2003 г. //СПС Консультант Плюс
  120. Н.К., Конышева M.B. Маркетинговая активность как фактор конкурентоспособности фирмы. // Маркетинг № 6, 1999.
  121. Г. А. Управление регионом: маркетинговый подход. Н. Новгород: 1999.
  122. В.А., Буров В. П. Стратегическое управление фирмой в условиях конкуренции. М.: МЭЛИ, 2000.
  123. М.В., Герасимов М. Е. Маркетинговые проблемы в сельскохозяйственном производстве. // Экономика сельского хозяйства России № 3, 2009.
  124. М.В., Ильин Н. П., Зейналов И. Новые информационные технологии и маркетинг. // Международный сельскохозяйственный журнал № 6, 2009.
  125. И.М., Шведова И. А. Система маркетинга и ее внедрение на предприятии. // Маркетинг в России и за рубежом № 6,1999.
  126. E.H. Менеджмент в АПК. М.: 2003.
  127. A.A. Основные положения рациональной системы ведения сельского хозяйства. Ставрополь, 1966.
  128. A.A. Экономические основы системы сельского хозяйства. -Ставрополь, 1975.
  129. К. Малхотра. Маркетинговые исследования. Практическое руководство. -М.: Вильяме, 2009.
  130. О’Шонесси Дж. Конкурентный маркетинг: стратегический подход. -СПб.: Питер, 2010.
  131. Общая теория статистики: Статистическая методология в изучении коммерческой деятельности: Учебник / А. И. Харламов, О. Э. Башина, В. Т. Бабурин. М.: Финансы и статистика, 1994
  132. О. Панорама гуманитарных знаний. Нью-Йорк, 1982.
  133. Организация сельскохозяйственного производства. / Под ред. Шакировой Ф. К. -М.: Колос, 2000.
  134. Основы предпринимательской деятельности: маркетинг: учебное пособие / Под ред. В. М. Власовой М.: 1999.
  135. А.П. Маркетинг М.-.2002.
  136. А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. СПб.: 2001.
  137. A.C. Бизнес-план.-М.: 1998.
  138. Переходная аграрная экономика: проблемы, решения, модели / Под ред. A.B. Петрикова, C.B. Огнивцева. -М: 2000.
  139. М.В., Мотченко Н. С. Антикризисное управление сельскохозяйственным предприятием. // Экономика сельского хозяйства России -№ 12, 2000.
  140. Д44. Петросян А. Э. Курс на успех: Введение в управленческий маркетинг. -Тверь: 1999.
  141. H.H., Погостинский Ю. А. Системный анализ финансовой отчетности. СПб.: 1999.
  142. Ю.А. Нормативные модели системного анализа хозяйственной деятельности предприятия. СПб.: 1999.
  143. В.А., Андрющенко С. И., Видро В. Т. Формирование маркетинговой стратегии сельскохозяйственного предприятия. // АПК: экономика, управление № 5, 2001.
  144. Е.В. К интерпретации маркетинга как интегральной дисциплины // Российский экономический журнал. № 8, 1999.
  145. И.А. Экономика сельскохозяйственного производства: с основами рыночной агроэкономики и сельского предпринимательства: учебник для Вузов: М.: ЭКМОС, 1999.
  146. H.A. Экономика сельского хозяйства. М.: Дело и Сервис, 2000.
  147. Е.В. Продвижение товаров и услуг. М.: 1999.
  148. Ю.Ф., Соренсен Олав Юл. Особенности развития маркетинговой деятельности на российских предприятиях. // Маркетинг в России и за рубежом № 4, 2000.
  149. М.Э. Конкуренция. М.: Вильяме, 2000.
  150. А.Г., Азоев Г. Л. Маркетинг: учебное пособие.- М.: 1999.
  151. Предпринимательство в сельском хозяйстве: правовые и экономические вопросы / Под ред. С. И. Грядова, В. А. Удалова М.: 1998.
  152. Прикладной бюджетный анализ: методика и подходы. СПб.: 2002.
  153. Проблемы повышения эффективности аграрного производства. / Под ред. Семеновой Е. И. М.: 2002.
  154. , В. Изменения в ПБУ 6/01: новое в учете основных средств /В. Приображенская //Фин.газ. 2005. — № 5.
  155. . Лекции об аудите качества. М.: Стандарты и качество, 2000.
  156. Л.Н., Кантор О. Г., Хакимова Ю. Р. Оценка конкурентоспособности продукции. // Маркетинг в России и за рубежом № 1, 2000.
  157. А.Н., Корлюгов Ю. Ю., Красильников С. А. Маркетинг: учебник.-М.: 1996.
  158. Российский маркетинг на пороге 3-его тысячелетия / Под ред. A.A. Бравермана. -М.: «Экономикс», 2001.
  159. Российский статистический ежегодник. М.: 2010.
  160. Р.П. Статистико-экономический анализ сезонности производства молока и резервы ее снижения в совхозах и колхозах Ленинградской области. / Автореферат. Л.: 1973.
  161. Л.А. Функции управления агропредприятий. // экономика сельского хозяйства России № 12, 2000.
  162. В.И. Основы управления: многоаспектный подход. М: Изограф, 2000.
  163. Г. Р. Система показателей конкурентоспособности потребительских товаров. // ЭКО, № 4, 2000.
  164. Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. -Минск: ООО «Новое знание», 2010.
  165. Ф.А. Теоретические основы системы ведения сельского хозяйства. АПК: экономика, управление — № 12, 2001.
  166. Ф.А. Экономические проблемы системного ведения агропромышленного производства. Автореферат. Уфа: 1998.
  167. В.Н., Калюкин A.A., Захаров P.A. использование концепции жизненного цикла изделий при оценке эффективности новой техники и прогрессивных технологий. // Маркетинг в России и за рубежом № 4, 2000.
  168. А.Н. Банкротство. М.:2003.
  169. В.И. Конкуренция и конкурентоспособность: основные понятия. // Стандарты и качество № 4, 2000.
  170. В.И. Экономические и организационные основы управления качеством промышленной продукции. Автореферат. -М.: 1991.
  171. M.JI. Управленческий анализ. СПб.: Питер, 2002.
  172. П., Бэрри К., Пулфорд А. Коммуникации стратегического маркетинга. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
  173. .А. Управление маркетингом. М.: ИНФРА-М, 2000.
  174. М.М. Бюджетное планирование и прогнозирование. -Новосибирск: 2002.
  175. И.А. Избранные сочинения М.: Сельхозиздат, 1956.
  176. A.A. Принципы классификации систем ведения сельского хозяйства. М.: ВНИЭСХ, 1990.
  177. Т.В. Статистические показатели концентрации и монополизации (на примере рынков животноводческой продукции)./автореферат СПб.: 2001.
  178. О. Математическая модель достижения необходимого уровня известности товара (услуги). // Практический маркетинг № 12, 2000.
  179. В., Хакунов Т. Маркетинговая концепция формирования оптимальной структуры управления предприятием // Маркетинг № 3, 1999.
  180. В.А., Матвеев Г. Н. Интегрированные информационные коммуникационные технологии и системы в управленческой деятельности. М: Внешторгиздат, 2001.
  181. А.Г. Реформирование многоукладной экономики сельского хозяйства Северо-западного региона России. СПб.: .1998.
  182. A.A. Рынок агропродукции. // Экономика сельского хозяйства России № 10, 2002.
  183. А. Промышленный маркетинг // РИСК. № 2−3, 1999.
  184. Уэллс У, Бернет Дж., Мориарти С. Реклама: принципы и практика. СПб: 1999.
  185. Управление предприятием в условиях формирования маркетинговой среды. / Под ред. Денисова В. Т. Саратов: СГТУ, 1996.
  186. Э.А. Управление фирмой. М.: 1996.
  187. И. Г. Формирование рациональных систем управления в АПК. М.: Экономика и информатика, 1999.
  188. В.К., Давыдова JI.A. Основы управления предприятием. М.: 2000.
  189. В.В., Эриашвили Н. Д. Экономико-математические методы и модели в маркетинге. -М.: 2001.
  190. Х.И. Инструменты контроллинга от, А до Я. М.: Финансы и статистика, 1998.
  191. Хан Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга. М.: Финансы и статистика, 1997.
  192. К., Эриашвили Н. Д., Соловьев Б. А., Цыпкин Ю. А. Маркетинг. Принципы и технология маркетинга в свободной рыночной системе. М.: 1999.
  193. В.В. Интернет-маркетинг. СПб.: Питер, 2001.
  194. JI. И. Проблемы реализации учетной политики на сельскохозяйственных предприятиях: Учеб. пособие. М.: Изд-во МСХА, 1996.
  195. В.Е., Сизова Т. В., Гамаюнов В. В. Внутрифирменное бюджетирование. -М.: 2003.
  196. Ю.А., Люкшинов А. Н. Агромаркетинг. М.: Колос, 1998.
  197. Ю.А., Люкшинов А. Н., Эриашвили Н. Д. Агромаркетинг и консалтинг. М.: ЮНИТИ, 2000.
  198. С.Л. Моделирование экономических систем и прогнозирование их развития. -М.: МГТУ, 2003.
  199. Е.М. Статистические методы прогнозирования. М.: Статистика, 1997.
  200. Л.С. методы управления сбытом продукции. // Хранение и переработка сельскохозяйственного сырья № 7, 1999.
  201. .И., Брынкин Д. В. Антикризисное управление предприятиями АПК. М.: МСХА, 2000.
  202. В.Е. Реформирование сельскохозяйственных организаций. В.Е.-М.: 1998.
  203. А.Д. Факторы эффективности аграрной экономики. -Брянск: 1999.
  204. И.А. Работа с электронными таблицами MS Excel. М.:2002.
  205. А.Д., Сайфулин P.C. Финансы предприятий. М.: ИНФРА-М, 1997.
  206. Шим, Джай К., Сигел Джойл Г. Основы коммерческого бюджетирования. СПб.: 2001.
  207. В.Д., Ахтямов Т. М. Методика исследования конкуренции на рынке. // Маркетинг в России и за рубежом, № 4, 2000.
  208. A.B. Внутрифирменное управление (модели и механизмы). -М.: 2001.
  209. И.В. Управление собственностью в интегрированных агропромышленных формированиях. Новосибирск: СибНИИЭСХ, 1999.
  210. ЭвансДж.М., БерманБ. Маркетинг.-М.: NT-ПРЕСС, 2000.
  211. Экономико-математические методы в практике прогнозирования и планирования регионального АПК. / Тезисы межрегиональной научно-практической конференции. Ростов-на-Дону: 2009.
Заполнить форму текущей работой