Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие внешнеэкономической деятельности предпринимательских структур региона: на материалах Ставропольского края

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В-третьих, главной целью координации внешнеэкономической деятельности предпринимательских структур регионов и Ставропольского края в частности является получение максимальной выгоды от их участия в международном разделении труда. По мнению диссертанта, для построения эффективной внешнеэкономической стратегии региона необходима последовательная реализация нескольких этапов: анализ и оценка… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы функционирования внешнеэкономической деятельности предпринимательских структур
    • 1. 1. Роль внешнеэкономической деятельности предпринимательских 15 структур в развитии мирового хозяйства
    • 1. 2. Учет внешнеэкономической составляющей при формировании 33 стратегии развития РФ и ее регионов
    • 1. 3. Правовые основы ВЭД предпринимательских структур на 52 федеральном и региональном уровнях
  • Глава 2. Анализ ВЭД предпринимательских структур на региональном 69 уровне (на примере Ставропольского края)
    • 2. 1. Исследование внешнеэкономического потенциала региона для 69 развития предпринимательской деятельности
    • 2. 2. Анализ основных показателей внешней торговли 86 предпринимательских структур Ставропольского края
    • 2. 3. Интегральная оценка условий внешней торговли 117 предпринимательских структур Ставропольского края
    • 2. 4. Привлечение иностранных инвестиций в предпринимательские 130 структуры Ставропольского края
  • Глава 3. Пути совершенствования ВЭД предпринимательских структур 147 Ставропольского края
    • 3. 1. Оценка влияния внешнеэкономического фактора на состояние региональной экономики
    • 3. 2. Разработка методологических подходов к формированию стратегии 157 развития ВЭД предпринимательских структур Ставропольского края
    • 3. 3. Перспективы развития ВЭД предпринимательских структур
  • Ставропольского края

Развитие внешнеэкономической деятельности предпринимательских структур региона: на материалах Ставропольского края (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В условиях глобализации мирового хозяйства резко повышается роль и значение внешнеэкономической деятельности (далее ВЭД) для экономики страны в целом, отдельных регионов и предпринимательских структур. Вступление России на путь структурных преобразований, реализация принципов открытой экономики обусловили резкое возрастание значения предпринимательства в сфере внешнеэкономической деятельности как одной из основных движущих сил преобразовательных процессов. Проблема структурной перестройки экономики не может быть решена в отрыве от вопросов повышения эффективности предпринимательства в сфере внешнеэкономических связей. Не абсолютизируя роли внешнеэкономической сферы, необходимо признать, что в сегодняшних условиях она выступает как стабилизирующий фактор, способствующий решению первоочередных экономических и социальных проблем в России. Внешнеэкономическая деятельность предпринимательских структур за годы реформ превратилась в один из стабильных и высокодоходных секторов российской экономики. Поступления от внешнеэкономической деятельности формируют значительную долю валового внутреннего продукта страны, доходов федерального бюджета и стабилизационного фонда.

Актуальность выбранной темы для исследования обусловлена повышением роли регионального фактора в социально-экономическом развитии России и возрастанием влияния внешнеэкономической компоненты на этот процесс.

В условиях низких финансово-экономических возможностей большинства регионов, стимулирующая политика Федерального Центра в сфере экономических и внешнеэкономических связей, является необходимым, но в целом не достаточным условием активизации международной предпринимательской деятельности на региональном уровне.

Внешнеэкономическая деятельность не является краткосрочным приоритетом экономики и имеет стратегическое значение. Региональные власти могут способствовать решению многих проблем экономики региона путем выбора соответствующих внешнеэкономических приоритетов.

В связи с этим особую важность приобретают меры, методы, модели, стратегии, выработанные региональными властями в сфере внешнеэкономической деятельности, а также их взаимодействие с инициативами и программами федеральных органов.

При формировании и соблюдении стратегии развития внешнеэкономической деятельности предпринимательских структур ряд форм внешнеэкономической деятельности могут стать определяющим фактором для ускорения экономического роста региона.

Степень научной разработанности проблемы, ставшей объектом и предметом данной диссертации, следует признать все еще недостаточной, хотя в зарубежной и отечественной научной литературе ей посвящены монографии, учебные пособия, многочисленные статьи в научных изданиях, научных и специальных журналах.

Тенденциям развития мирового хозяйства, особенностям осуществления внешнеэкономических связей, государственному регулированию внешнеэкономической деятельности предпринимательских структур посвящены теоретические работы отечественных экономистов И. С. Алексеева, А. И. Балабанова, И. Т. Балабанова, Е. Т. Гайдара, С. Ю. Глазьева, А. В. Городецкого, И. С. Долгова, А. П. Киреева, В. П. Колесова, Э. Г. Кочетова, А. Г. Мовсесяна, А. Д. Некипелова, В. А. Орешкина, В. К. Ломакина, В. В. Покровской, В. Ю. Преснякова, Е. П. Пузаковой, С. А. Ситаряна, Б. М. Смитиенко, И. А. Спиридонова, И. П. Фаминского, В. И. Фомичева, О. В. Черковца, Ю. В. Шишкова.

Процессы и тенденции, характеризующие развитие мировой экономики и отдельных ее субъектов анализируются в научных трудах ряда зарубежных авторов: К. Жана, П. Кругмана, М. Обстфельда, А. Ослунда, А. Смита, М. Портера, Д. Рикардо, П. Фишера и др.

Для исследования влияния внешнеэкономической деятельности на развитие регионов большое значение имеют труды А. Ю. Архипова, И. Н. Волошина, Л. Б. Вардомского, Воронковой О. П, Ю. Н. Грачева, Пузаковой Е. П., Садовской Н. М, JI.E. Стровского, Г. П. Солодкова и др.

Динамика развития внешнеэкономических связей России претерпевает во времени столь существенные изменения, что порой даже самые основательные научные разработки не в состоянии охватить все теоретические и практические аспекты развития данной сферы. В особенности это касается изучения проблем регионального аспекта внешнеэкономической деятельности предпринимательских структур, специфики, принципов и форм развития.

В связи с этим исследуемая в диссертации проблематика является наименее изученной и образует широкое поле для авторских новаций, теоретического осмысления и методологического обоснования, что и определило актуальность выбора темы диссертационного исследования, его внутреннюю логику, структуру и его направление.

Цель исследования. Целью диссертационной работы является разработка механизма организации внешнеэкономической деятельности предпринимательских структур региона, в том числе выявление наиболее эффективного инструментария государственного регулирования внешнеэкономической сферы, анализ состояния внешнеэкономических связей региона, изучение тенденций их развития и разработка путей совершенствования этих связей.

Для достижения данной цели в диссертации поставлены и реализованы следующие основные задачи:

— исследованы современные тенденции функционирования мировой экономики, определяющие развитие национальной экономики;

— выявлены особенности интеграции России и ее регионов в систему мирового хозяйства;

— представлена эволюция теоретических концепций государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, определены цели и методы регулирования, а также факторы, влияющие на формирование внешнеэкономической политики;

— выявлены основные направления развития государственной региональной внешнеэкономической политики в контексте общефедеральной стратегии;

— определены экономические основы развития внешнеэкономических связей Ставропольского края в условиях рыночной экономики;

— проведен анализ внешнеэкономической деятельности предпринимательских структур Ставропольского края на современном этапе и дана ее оценка с учетом развития внешних связей России;

— оценено влияние внешнеэкономической деятельности на функционирование экономики Ставропольского края в целом;

— разработаны методические рекомендации по формированию и реализации стратегии развития внешнеэкономической деятельности предпринимательских структур Ставропольского края;

— сформированы предложения по развитию внешнеэкономических связей Ставропольского края с учетом особенностей и современных тенденций социально-экономического развития региона.

Объектом исследования является внешнеэкономическая деятельность предпринимательских структур на региональном уровне и перспективы ее развития с учетом влияния факторов внешней и внутренней среды.

Предметом исследования теоретико-методологические и правовые основы осуществления внешнеэкономической деятельности предпринимательских структур на региональном уровне.

Методологической и теоретической основой исследования послужили труды классиков экономической науки, современные концепции и идеи, представленные и обоснованные в фундаментальных и прикладных научных исследованиях отечественных и зарубежных ученых в области теорий мировой и региональной экономики, теории и практики управления внешнеэкономической деятельностью предпринимательских структур, в сфере государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, законодательные и нормативно-правовые акты Федерального Собрания РФ, Президента и Правительства РФ, министерств и ведомств федерального уровня, аналогичные документы региональных органов законодательной и исполнительной власти.

Инструментарно-методический аппарат исследования. Обоснование теоретических положений и аргументации выводов осуществлялись на основе реализации общенаучных методов: анализа и синтеза, индукции и дедукции, аналогии, диалектического, логико-структурного, графического и экономико-статистического. В качестве частных приемов экономических разработок при решении этапных задач использовались методы: SWOT-анализа, корреляционно-регрессионного анализа и др.

Информационно-эмпирическую базу исследования составили статистические данные за период 1995;2004 гг. Государственного комитета по статистике РФ и Ставропольского краевого комитета по статистике, ГТК РФ, справочные сведения и документы Министерства экономического развития и торговли Ставропольского края, справочные данные официальных государственных органов и международных экономических организаций, размещенные на страницах Интернет, материалы монографий и статей, содержащиеся в научных публикациях и периодической печати.

В ходе написания работы использовались информационно-компьютерные технологии обработки региональной базы статистических данных, в частности программные продукты операционной среды Windows: прикладные программы пакета Office 2000, Excel, Access.

Рабочая гипотеза диссертационного исследования заключается в обосновании системы взглядов автора, на основании которой определяется место, роль и значение внешнеэкономической деятельности предпринимательских структур в экономике страны и отдельного региона в частности, выявлении возможных форм и методов организации и управления внешнеэкономической деятельностью на региональном уровне с целью максимального использования внешнеэкономического потенциала для решения социально-экономических проблем и ускорения экономического роста отдельного региона и страны в целом. В соответствии с вышеизложенным автор выносит на защиту следующие положения диссертационной работы.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. В условиях глобализации границы экономического пространства становятся подвижными и зачастую не совпадают с официальными, что стимулирует вовлечение в международное предпринимательство отдельных регионов и предпринимательских структур, становление и развитие их внешнеэкономической деятельности, включающей в себя как традиционные формы внешнеторговых сделок (экспорт и импорт товаров и услуг, бартер), так и новые прогрессивные формы международного обмена в производственно-инвестиционной сфере (международная кооперация, международный лизинг, совместное предпринимательство) и в сфере научно-технического сотрудничества (совместные научные исследования, международный обмен лицензиями, франчайзинг).

2. Большинство стран мировой цивилизации испытывают трудности приспособления к усиливающимся процессам глобализации из-за отсутствия необходимых средств, низких темпов роста инновационных процессов и внедрения новейших технологий. Россия не является исключением. Специализация российских предпринимательских структур в международном разделении труда не отвечает потенциалу страны и выглядит крайне неблагоприятно: складываются условия все более возрастающей зависимости отечественной экономики от экспорта топливно-энергетических сырьевых ресурсов и импорта широкого круга готовых промышленных изделий, некоторых видов продовольствия. В этой связи Россия должна воспользоваться всеми теми преимуществами, которые может дать глобализация для развития международного предпринимательства, и одновременно разработать мероприятия, способные свести до минимума ее отрицательные последствия, в частности сформулировать долгосрочную систему научно-технических и структурно-инвестиционных приоритетов. Плодотворной представляется концепция развитой инновационно — сырьевой экономики и промышленности, которая предполагает рациональное использование энергосырьевых преимуществ и инновационные ресурсов России. При этом главный вопрос, который необходимо решить, — нахождение оптимального механизма для аккумуляции и использования сверхприбылей, в первую очередь, в связи с благоприятной конъюнктурой цен на нефтегазовом рынке.

3. Предпринимательство в сфере внешнеэкономической деятельности становится одним из приоритетов развития национальной политики и стратегии деятельности предприятия. ВЭД стала неотъемлемой частью деятельности предпринимательских структур, важной отраслью экономики большинства стран мира. ВЭД превратилась в действенное средство технико-экономического, научно-технического и общественного прогресса. На современном этапе она во многом способствует решению острых социально-экономических проблем, становится весьма эффективным средством экономической агрессии и глобального подавления конкурентов, получения экономических и политических преимуществ. В связи с этим назрела необходимость корректировки системы регулирования внешнеэкономической деятельности предпринимательских структур с целью подчинения ее содержания, масштабов и структуры задачам сбалансированного развития национальной и региональной экономики.

4. Характерной особенностью современной российской инвестиционной модели является слабое привлечение в экономику иностранного капитала. Продолжается существенное отставание в этой сфере от других стран с переходной экономикой и «возникающих рынков». Проведение государственной инвестиционной политики требует активного участия целого ряда государственных административных учреждений и общественных организаций. Отсутствие согласованности в их действиях и постоянно меняющиеся правовые нормы регулирования инвестиций влияют на эффективность реализации принимаемых проектов. Иностранные инвестиции направляются преимущественно в такие отрасли, как торговля, общественное питание и экспортоориентированные отрасли промышленности (нефтяная и металлургическая — 23%). Приток инвестиций в машиностроение, сельское хозяйство и производственную инфраструктуру с их острой нехваткой инвестиций составляет лишь около 10%. Степень и вмешательство государства в экономику должны быть дифференцированы по отраслям и законодательно регламентированы. Необходимо, в частности, расширить регулирование инвестиционной деятельности в тех отраслях, где частный сектор не может рассчитывать на высокую рентабельность в краткосрочной перспективе.

5. Современный этап социально-экономического развития России характеризуется тем, что регионы РФ стали активными участниками мирохозяйственных связей. Но несмотря на это степень вовлеченности предпринимательских структур регионов в международный бизнес различна, что часто объясняется уровнем производственного потенциала, ресурсной базой и географическим положением отдельного региона. Максимальное использование внешнеэкономического потенциала способно ускорить экономический рост региона. Согласно этому важнейшей стратегической задачей органов власти и управления Ставропольского края следует считать системное оформление внешнеэкономической политики, связанной с национальной стратегией социально-экономического развития и опирающейся на конкурентные преимущества региона. Необходима координация действий федеральных и региональных властей по регулированию ВЭД.

6. Возросла роль стратегического управления при организации внешнеэкономической деятельности предпринимательских структур на региональном уровне. Правильный выбор внешнеэкономической стратегии предпринимательских структур позволяет сконцентрировать усилия на максимальном использовании имеющихся в регионе финансовых, производственных, трудовых ресурсах, преимуществах территориально-географического расположения, сырьевом потенциале и повышении конкурентоспособности производимой продукции и тем самым обеспечить эффективное развитие внешнеэкономических связей регионов в процессе их интеграции в мировую хозяйственную систему. Данная стратегия должна опираться на те отрасли региона, которые наиболее перспективны. Стратегия ВЭД региона может предусматривать интеграцию стратегий различных уровней (в т.ч. уровне регионов) для объединения ресурсов и действий для достижения поставленных внешнеэкономических целей. При этом внешнеэкономическая стратегия региона должна коррелировать с внешнеэкономической стратегией страны и в конечном итоге способствовать национальному экономическому росту.

7. Анализ внешнеэкономической деятельности предпринимательских структур Ставропольского края выявил ряд особенностей: ориентацию товаропотоков преимущественно на страны дальнего зарубежья, высокую степень территориальной концентрации, неравномерность размещения прямых иностранных инвестиций, сырьевую направленность экспорта вследствие чего существует прямая зависимость экспортных поступлений от конъюнктуры мировых сырьевых рынковположительное торговое сальдо на протяжении ряда лет. Совершенство структуры и эффективности развития ВЭД предпринимательских структур Ставропольского края требует усиления аналитической и информационной составляющих механизма организации и управления ВЭД. В связи с этим возникает необходимость учета внешнеэкономического фактора в развитии экономики региона посредством применения методов эконометрического анализа, разработки и реализации наиболее перспективных направлений развития края в сфере внешнеэкономической деятельности.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в разработке методологических подходов и конкретных предложений по совершенствованию системы организации и управления внешнеэкономической деятельностью предпринимательских структур на федеральном и региональном уровнях.

Элементы научной новизны состоят в следующем:

— усилена аргументация использования геоэкономического подхода к анализу сущности и особенностей развития мирового хозяйства за счет обоснования определяющей роли ВЭД предпринимательских структур для развития всех субъектов мировой экономики, что позволяет учитывать недостатки и преимущества неизбежного процесса глобализации, прогнозировать вектор мирохозяйственных изменений и формировать внешнеэкономическую стратегию РФвыявлены особенности интеграции России, ее регионов и предпринимательских структур в мировое хозяйство на основе анализа подхода, модели, структуры и движущих сил этого процесса, что позволило сконцентрировать внимание на проблемах и сдерживающих факторах, а также сформулировать основные пути их решения;

— обобщены результаты формирования организационно-институциональной и законодательно-правовой базы регулирования ВЭД предпринимательских структур на федеральном и региональном уровнях, что позволило на основе анализа современного состояния экономики и рыночной инфраструктуры обосновать необходимость корректировки общефедеральной и региональной внешнеэкономической стратегиипроведено исследование внешнеэкономического потенциала Ставропольского края, что позволило определить основу и перспективы для дальнейшего развития ВЭД предпринимательских структур;

— дана оценка роли и значения внешнеэкономической деятельности предпринимательских структур, что позволило установить ее особое место в преодолении социально-экономических проблем на региональном уровне;

— обоснована значимость стратегического подхода в управлении предпринимательскими структурами в сфере ВЭД на уровне региона и отдельного предприятия, в связи с чем разработана методология формирования стратегии развития ВЭД предпринимательских структур Ставропольского края;

— на основе анализа современного состояния внешнеэкономической деятельности предпринимательских структур Ставропольского края построена модель влияния различных форм внешнеэкономической деятельности на обобщенный показатель функционирования региональной экономики — ВРП и темпы его прироста, что позволило выявить перспективные формы ВЭД, которые могут стать определяющим фактором для ускорения экономического роста региона при формировании и соблюдении соответствующей стратегии развития;

— предложен комплекс мер по развитию и совершенствованию ВЭД предпринимательских структур с учетом особенностей и современных тенденций социально-экономического развития региона.

Теоретическая и практическая значимость настоящего исследования ориентирована на широкое использование научными, практическими и учебными организациями, прежде всего в следующих направлениях: 1) возможность использования разработки теоретико-методологической базы и практических предложений по решению задачи эффективного использования внешнеэкономической деятельности предпринимательских структур в региональном социально-экономическом развитии в учебном процессе при изучении дисциплин «Макроэкономика», «Международные экономические отношения», «Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности», «Регионоведение», «Основы внешнеэкономической деятельности»;

2) возможность использования положений и выводов исследования органами исполнительной власти, осуществляющими регулирование внешнеэкономической сферы, в процессах разработки внешнеэкономической стратегии, внешнеэкономической политики на федеральном и региональном уровнях, внешнеторговыми предпринимательскими структурами и т. д.

Апробация результатов исследования осуществлялась путем научных публикаций, выступлений на научно-практических конференциях, проходивших в Ставропольском государственном аграрном университете, использовании материалов диссертации в учебном процессе в Ставропольском государственном аграрном университете. На Второй Международной Олимпиаде по экономическим, финансовым дисциплинам и вопросам управления, проводимой Молодежным Союзом Экономистов и Финансистов (г. Москва, апрель 2005 г.), основные положения исследования были удостоены 1 места в номинации «Внешнеэкономическая деятельность России». Отдельные предложения диссертации по управлению внешнеэкономической деятельностью нашли применение при формировании стратегии развития ВЭД ОАО «ЗСК «Монокристалл» и в деятельности Министерства экономического развития и торговли Ставропольского края. Материалы диссертационного исследования опубликованы в 14 печатных работах общим объемом 4,15 п.л.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Выводы основаны на анализе практической работы министерства экономического развития и торговли Ставропольского края по улучшению инвестиционного климата.

Дебаты о роли иностранного капитала в мире в последние десятилетия закончились тем, что большинство стран положительно решило вопрос о том, нужен ли им иностранный капитал. Не всем удалось привлечь его в желаемом объёме, но создание адекватных условий для накопления и привлечения иностранных инвесторов стало правилом для большинства государств. При этом целью привлечения иностранного капитала является не только приток финансовых ресурсов, но главное — развитие экономики в контексте процессов глобализации и структурной трансформации.

Текущая ситуация в мировой экономике характеризуется общим ростом объёмов вненациональных инвестиций вследствие процесса глобализации. Например, за последние 10 лет инвестиции развитых стран в развивающиеся и страны с переходной экономикой выросли практически в 10 раз.

При этом опережающими темпами растут прямые инвестиции, создавая ситуацию при которой совместные предприятия и предприятия со 100% долей иностранного участия становятся одной из наиболее популярных форм вывоза капитала.

Следует отметить, что в мировом масштабе, по-прежнему основными реципиентами прямых иностранных инвестиций остаются развитые государства (порядка 70−80%). Однако, по данным Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (OECD) объем прямых иностранных инвестиций в данную категорию государств постепенно снижается, что может косвенно повысить относительную инвестиционную привлекательность развивающихся стран.

Ситуация с привлечением иностранных инвестиций в российскую экономику несколько отличается от общемировой. Во-первых, следует отметить, что на протяжении всех лет реформ иностранные инвестиции в России не играли значительной роли и не играют до сих пор. Во-вторых, заметно отличается структура финансирования.

Портфельные инвестиции, являющиеся основной формой перелива капитала между развитыми странами, в российской экономике практически не представлены в связи с зачаточным состоянием финансовых рынков. Очевидно, что в среднесрочной перспективе активность иностранных портфельных инвесторов будет крайне ограничена и направлена главным образом на операции с узким кругом высоколиквидных финансовых инструментов.

Инвестиции, отнесённые к категории «прочих», то есть торговые кредиты и кредиты международных финансовых организаций, занимающие непропорционально высокую долю в структуре внешнего финансирования России по определению не могут являться основным источником долгосрочного экономического роста.

Вот почему, следует ещё раз повторить вывод о том, что в среднесрочной перспективе в России, как и в большинстве других стран с переходной экономикой наиболее важным источником иностранного капитала будут являться именно прямые инвестиции.

Ставропольский край является неотьёмлемой частью Российской Федерации, поэтому закономерности развития процесса внешнего финансирования всего государства не могут не влиять на инвестиционный процесс его субъектов. В связи с вышесказанным считаем необходимым дать анализ инвестиционным процессам Ставропольского края.

В последние годы инвестиционное сотрудничество с иностранными партнерами развивается достаточно динамично. Среднегодовой темп роста иностранных инвестиций в крае по итогам 2004 года составил 30%. Инвестиционная деятельность на региональном уровне регулируется законом N 61-КЗ от 06.12.02 «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Ставропольском крае» .

Рассматривая динамику показателей «прямых», «портфельных» и «прочих» иностранных инвестиций в Ставропольском крае, прежде всего необходимо отметить следующий очевидный факт: процесс внешнего финансирования краевой экономики гораздо более хаотичен и зависит от принятия иностранными инвесторами решений по нескольким наиболее крупным проектам. Численные данные о ежегодном поступлении иностранных инвестиций и структуре представлены в таблице 2.26.

На уровне края сохраняются основные тенденции, характерные для российской экономики в целом. Например, уже упоминавшееся отсутствие портфельных инвестиций. Однако сама логика процесса становиться менее предсказуемой, что должно удерживать нас от поверхностных выводов.

Заключение

.

Проведенные в ходе диссертационной работы исследования и анализ позволяют подвести основные итоги, сделать обобщения, сформулировать выводы и предложения, необходимые для развития внешнеэкономической деятельности предпринимательских структур региона.

В диссертационной работе дана оценка значительной роли внешнеэкономической деятельности предпринимательских структур для развития экономики России и ее регионов. В наши дни ни одна национальная экономика не может развиваться без самого активного участия в мирохозяйственных процессах. Можно сделать вывод о том, что речь уже не идет об активном участии или неучастии во внешнеэкономической деятельности, а исключительно о степени активности такого участия. Определение же и поддержание конкретного уровня экономической активности на внешних рынках становится важнейшей стратегической задачей России и ее регионов.

К сожалению, в целом современное положение России в мировой экономике не соответствует ее внешнеэкономическому потенциалу. Для экономики России характерен ряд недостатков и слабых позиций, ухудшающих положение страны на фоне общеэкономического развития: сохраняющаяся высокая затратность и ресурсоемкость производстваусиление отставания от ведущих стран мира по уровню производительности труда в промышленности и сельском хозяйственарастание технологического отставанияфизический и моральный износ основных производственных фондов во многих отраслях промышленности и аграрной сфере (достигающий в ряде отраслей критического уровня) — ограниченность возможностей внутреннего накопления, что вместе с «утечкой» капитала усиливает зависимость экономического роста в стране от иностранных инвестицийсохраняющаяся неравномерность социально-экономического развития регионов Россиизначительный удельный вес в экономике страны так называемой теневой экономики, бюрократизация и криминализация части российской экономики.

Внешнеэкономическая деятельность предпринимательских структур Ставропольского края на протяжении последних лет динамично развивалась. Год от года увеличивается экспорт продукции. Казалось бы хорошая тенденция. Но только на первый взгляд. Текущий экономический рост — в большей степени результат благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры, чем результат обновления экономического механизма.

Наступил этап выбора и разработки стратегии, тактики, инструментария социально-экономического прорыва, которые обеспечили бы решительное сокращение разрыва между Россией и наиболее развитыми странами мира. Оптимальной внешней стратегией для России является максимальное использование в национальных интересах новых возможностей, которые открывает глобализация и минимизация ее негативных последствий. Требуются существенные коррективы в направлениях, формах, технологиях, масштабах и структуре внешнеэкономической деятельности предпринимательских структур как на региональном, так и на федеральном уровнях. По мнению диссертанта, указанные коррективы должны состоять в следующем:

Во-первых, необходимы структурные сдвиги в экономике, которые усилят конкурентоспособность России на мировом рынке. Таким образом, для России главной стратегической задачей сегодня является осуществление ее всесторонней модернизации и создание экономической основы для устойчивого развития на долгосрочную перспективу. В связи с этим автор предлагает систематизировать отрасли России и способы их поддержки по степени конкурентоспособности на мировой экономической арене. Диссертант предлагает увязывать новое качество экономического роста с улучшением качественных характеристик производства, т. е. с ориентацией на преимущественно интенсивный тип воспроизводства. Экономический рост также должен обеспечиваться и за счет потенциала потребительских отраслей. Спрос, исходящий от указанных отраслей, должен постепенно увеличиваться и распространяться на звенья последующей технологической цепочки. Такой процесс расширяет масштабы инвестиционного спроса в стране.

Во-вторых, представляется актуальной задача по привлечению в экономику иностранного капитала. Продолжается существенное отставание в этой сфере от других стран с переходной экономикой и «возникающих рынков». Для проведения структурных реформ и выхода на устойчивый экономический рост, в страну необходимо ежегодно вливать от 20 до 40 млрд долл. новых капиталовложений. При этом около половины этих средств должно приходиться на прямые иностранные инвестиции (ПИИ). Согласно экспертным оценкам, только для первичной модернизации ключевых отраслей промышленности — обрабатывающей, топливной, металлургической — нужно мобилизовать к началу следующего столетия около 150 миллиардов долларов, а на ближайшие 15 лет общая потребность России в прямых инвестициях составляет от 800 до 2500 миллиардов долларов. Необходимо, в частности, расширить регулирование инвестиционной деятельности в тех отраслях, где частный сектор не может рассчитывать на высокую рентабельность в краткосрочной перспективе.

В-третьих, главной целью координации внешнеэкономической деятельности предпринимательских структур регионов и Ставропольского края в частности является получение максимальной выгоды от их участия в международном разделении труда. По мнению диссертанта, для построения эффективной внешнеэкономической стратегии региона необходима последовательная реализация нескольких этапов: анализ и оценка внешнеэкономического потенциала региона для выявления внешнеэкономической специализации субъекта РФанализ и оценка состояния мировых рынков, мировой конъюнктуры с учетом внешнеэкономической специализации субъекта РФопределение источников, методов и средств реализации выбранной внешнеэкономической стратегии региона. В комплексной программе на основе детального анализа ситуации определяются долгосрочная стратегия развития региона, мероприятия по каждой отрасли, их ресурсное и иное обеспечениемероприятия по эффективному использованию имеющегося потенциала и конкурентных преимуществ для привлечения иностранных инвестиций. Стратегия внешнеэкономической деятельности региона должна ориентироваться на повышение эффективности внешних связей, восстановление интеграционных связей, защиту национальных интересов, поддержку экспортных и импортозамещающих высокотехнологичных производств.

В-четвертых, разрабатывая стратегию развития внешнеэкономической деятельности Ставропольского края и план мероприятий по ее реализации, целесообразно обозначить две относительно самостоятельные и перспективные сферы ВЭД: привлечение иностранных инвестиций и развитие экспортного потенциала предпринимательских структур. Первая сфера должна естественным образом дополнять вторую. Так, в области политики по привлечению инвестиций приемлемыми мерами экономического стимулирования могут служить следующие: укрепление законодательной базы инвестиционной деятельности на региональном уровне, предоставление государственных гарантий иностранным инвесторам, в т. ч. создание специальной Комиссии по рассмотрению вопросов защиты прав российских и иностранных инвесторов на территории Ставропольского края, которая бы осуществляла функции координации работы всех органов исполнительной власти в области защиты прав инвесторов, и разработка положения об этой Комиссиисубсидирование разработки бизнес-планов инвестиционных проектов в соответствии с международными стандартамисоздание системы действенных инвестиционных институтов (инвестиционных банков, фондов, корпораций, страховых компаний, агентов Правительства Ставропольского края по работе с инвестициями), способных обеспечить эффективное функционирование инвестиционного рынкаорганизация участия предпринимательских структур в международных инвестиционных ярмаркахоказание помощи предпринимательским структурам в поиске потенциальных иностранных инвесторов на основе активизации взаимодействия с ведущими международными финансово-инвестиционными организациямиулучшение информационного и кадрового обеспечения инвестиционного процесса, создание баз данных по инвестиционным проектам и программам, включенным в отечественные и мировые информационные сети.

В-пятых, Правительство Ставропольского края должно оказывать всяческую поддержку инвестициям, имеющим инновационный характер. Это позволит обеспечить ускоренное освоение и распространение базовых инноваций, составляющих ядро пятого технологического уклада, определяющего конкурентоспособность продукции на современном этапе, и подготовку к своевременному освоению перспективного, шестого уклада по тем направлениям, где имеется достаточно фундаментальный задел. Обозначим базовые мероприятия по развитию инновационной инвестиционной политики в регионе: произвести оценку технологического уровня существующих производств, ввести обязательную технологическую экспертизу инвестиционных проектов, оказывать государственную поддержку лишь тем проектам, которые соответствуют современному и будущему технологическому уровню, содействовать снижению таможенных пошлин на импортное технологическое оборудование и в дальнейшем освобождению от них, обеспечивать поддержку высокоэффективных инновационных проектов с помощью льготных инвестиционных кредитов, обеспечивать страхование инвестиционных проектов и другие формы их поддержки. Данные мероприятия позволят возрасти доле оборудования в технологической структуре капитальных вложений и доле инвестиционного машиностроения в отраслевой структуре капитальных вложений, в том числе за счет усиления бюджетной поддержки освоения и распространения принципиально новой техники. Добиться перелома в инвестиционной динамике и, как следствие, в результатах инвестиционной политики можно только при условии привлечения крупномасштабного притока инвестиций.

В-шестых, анализ внешнеэкономической деятельности предпринимательских структур Ставропольского края показал, что экспорт, превышающий 10% ВРП, в основном складывается из продукции химической, топливно-энергетической и пищевой промышленности, как уже было отмечено в предыдущих главах. Вместе с тем, доля экспорта продукции высокой степени обработки остается невысокой. Рост экспорта предпринимательских структур Ставропольского края связан главным образом с поставками минеральных удобрений и зерна пшеницы, то есть, по сути, с сырьевыми товарами. Приходится констатировать тот факт, что товарная структура экспорта продукции края остается крайне неудовлетворительной. Сырьевая направленность экспорта региона в точности отражает экспортную специализацию России в целом. Целый ряд предприятий края остается неконкурентоспособным не только на внешних, но и на внутренних рынках.

В-седьмых, результатом поддержки экспорта на региональном уровне должна стать реструктуризация промышленного производства с перераспределением ресурсов из импортозамещающих в экспортоориентированные предприятия. Государственное гарантирование поддержки экспорта предлагается распространить на: промышленные товары, произведенные предприятиями, зарегистрированными на территории Ставропольского края, за исключением промышленных товаров, государственная поддержка экспорта которых признана нецелесообразнойуслуги, оказываемые резидентами Российской Федерации, и являющиеся частью контрактных обязательств ставропольских экспортеров промышленной продукции при условии, что конечными потребителями данных услуг выступают иностранные импортеры. Государственные гарантии предоставляются на безвозмездной основе без последующего предъявления эквивалентных требований к лицу, по обязательствам которого они будут предоставлены. В целях реализации названных гарантий диссертант предлагает разработать и утвердить: перечень промышленной продукции при экспорте которой осуществляется государственная поддержка, а также перечень товаров, экспорту которых не оказывается государственная поддержкаперечень иностранных государств, экспорту промышленной продукции в которые оказывается государственная поддержка с определением предельных объемов гарантирования и категории страновых рисков для каждого государстваразработать правила предоставления государственных гарантий. Основными географическими приоритетами международного сотрудничества для предпринимательских структур края должны стать: во-первых, страны СНГво-вторых, страны Евросоюзав-третьих, СШАв-четвертых, крупные азиатские государстваКитай, Индия.

Подводя итог, отметим, что внешнеэкономическая стратегия предпринимательских структур региона должна обеспечивать достижение следующих основных результатов: наилучшие условия доступа товаров и услуг региона на мировые рынкизащиту внутреннего рынка товаров, услуг, рабочей силыдоступ к международным ресурсам, имеющим стратегическое значение для экономического развития (капиталам и технологиям, а также товарам и услугам, местное производство которых отсутствует или ограничено). Учет влияния и роли внешнеэкономической деятельности предпринимательских структур Ставропольского края при поддержке ее развития позволяет предполагать сохранение устойчивых темпов роста ВРП и повышение жизненного уровня населения на его основе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Д. Стратегическое рыночное управление: пер. с англ./ 6-е Междунар. Изд.- М.: Питер, 2002- 542 с.
  2. Абалкин JL Качественные изменения структуры финансового рынка и бегство капиталов из России // Вопросы экономики. 2000. — № 12.
  3. А.Г. Социально-экономическое развитие России. Акад. Нар. Хоз-ва при Правительстве Рос. Федерации-М., 2003.- 271 с.
  4. В. Место и роль иностранного капитала в России/Юбщество и экономика.-2001 .-№ 1 .-С.102.
  5. Э. Б. Социально-экономическая география. Понятийно-терминологический словарь. М.: Мысль, 1983.
  6. Анализ и прогнозирование экономики региона / Отв. Ред. В. П. Чичканов, П. А. Минакир. М.: Наука, 1984.
  7. В. Всемирная торговая организация и Россия // Общество и экономика. 2001. — № 3−4.
  8. В. Место и роль иностранного капитала в России // Общество и экономика. 2001. — № 1, с. 102.
  9. И. Стратегическое управление: Сокр. Пер. с англ./ Науч. Ред. и авт. предисл. Л. И. Евенко. М.: Экономика, 1989.-519 с.
  10. Антикризисное управление предприятиями и банками: Учеб.-практ.пособие.-М.: Дело, 2001.-840 с.
  11. П.Архипов А. Ю., Черковец О. В. Внешнеэкономическая деятельность российских регионов/ Серия «Высшее образование" — Ростов н/д: «Феникс», 2005.- 192 с.
  12. К.Л. Факторы ускоренного развития Российской экономики / МГУ им. М. В. Ломоносова. Экон. фак.- М. 2003.- 178 с.
  13. Волынец-Руссет Э. Я. России нужна государственная концепция участия в международном технологическом обмене (на основе изобретений и ноу-хау) // Внешнеэкономический бюллетень, 2004,№ 5, с. 55.
  14. М.Байем М. Р. Управленческая экономика и стратегия бизнеса: учебное пособие для вузов.- М.: ЮНИТИ, 1999
  15. И.Т., Балабанов А. И. Внешнеэкономические связи: Учеб. Пособие.- М.: Финансы и статистика, 2000.- 512 с.
  16. Е., Лапин В. Инновационный сектор промышленности//Экономист, 2004. № 1
  17. А.Н., Алабян С. С. Прогноз внешней торговли Российской Федерации на период до 2005 года // Внешнеэкономический бюллетень, 2003. № 12, с. 36.
  18. А. Проблемы стагнации развития малого бизнеса // Инвестиции в России. М., 2003.- № 1.- с. 19−22.
  19. Бор М. З. История мировой экономики: Конспект лекций, — 2-е издание, переработанное и дополненное.- М.: Издательство «Дело и Сервис», 2000.- 496 с.
  20. С.А. Эконометрика: Учеб. пособие/ С. А. Бородич.-2-е изд., испр.- Мн.: Новое знание, 2004.- 416 с.-(Экономическое образование).
  21. А. Россия в мировом инвестиционном процессе // Вопросы экономики, 2004, № 1с. 74
  22. В.Н., Холопов К. В. Внешняя торговля Российской Федерации: Учеб. Пособие/ Под ред. проф. В. Н. Бурмистрова. М.: Юристь, 2001.-384 с.
  23. Л.Б., Скатерщикова Е. Е. Внешнеэкономическая деятельность регионов России: Учебное пособие для вузов/ Под общей редакцией д.г.н, профессора В. Г. Глушковой.- М.: АРКТИ, 2002.- 320 с.
  24. Г. И., Галанов С. С. Новый механизм расчетов и кредитования внешнеэкономического комплекса-М.: Финансы и статистика, 1992−240с.
  25. Влияние глобализации на экономику и финансы российской федерации/ Ю.А. Данилевский// Финансы.-2003.- № 5.- с.3−7.
  26. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: Учебник для вузов.-М.: Международные отношения, 2001.- 544 с. Общая редакция: Р. И. Хасбулатов, В. М. Попов, А. Н. Тарнаев, С.Ю. Муртузалиева
  27. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: Учебник для вузов/ Л. Е. Стровский, С. К. Казанцев, Е. А. Паршина и др.- под ред. проф. Л. Е. Стровского. 2-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ, 2001.- 823 с.
  28. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: Учебник для вузов.-М.: Международные отношения, 2001.- 544 с. Общая редакция: Р. И. Хасбулатов, В. М. Попов, А. Н. Тарнаев, С.Ю. Муртузалиева
  29. Внешнеэкономическая деятельность в новых условиях: Научно-практ. Пособие/РГЭА. Ростов-н/Д., 1999.- 52 с.
  30. Внешнеэкономические связи края за 1998 год. Статистический сборник. Ставропольский краевой комитет государственной статистики. С.- 1999−15 с.
  31. Внешнеэкономические связи края за 1999 год. Статистический сборник. Ставропольский краевой комитет государственной статистики. С.-2000−14 с.
  32. Внешнеэкономические связи края за 2000 год. Статистический сборник. Ставропольский краевой комитет государственной статистики. С.-2001−14 с.
  33. Внешнеэкономические связи края за 2001 год. Статистический сборник. Ставропольский краевой комитет государственной статистики. С.-2002−14 с.
  34. Внешнеэкономические связи края за 2002 год. Статистический сборник. Госкомстат России. Ставропольский краевой комитет государственной статистики.С.-2003−17 с.
  35. Внешнеэкономические связи края за 2003 год. Статистический сборник. Госкомстат России. Ставропольский краевой комитет государственной статистики. С.-2004−19 с.
  36. Внешнеэкономические связи края за 2004 год. Статистический сборник. Росстат. Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю. С. -2005−18 с.
  37. Внешнеэкономические связи края в 1999—2003 годах. Статистический сборник. Росстат. Ставропольский краевой комитет государственной статистики. С.- 2004−35 с.
  38. О.Н. Внешнеэкономические связи регионов России в процессе их интеграции в мировую экономику. Диссертация на соиск. учен, степени канд. эк. наук- Ростов-на-Дону, 2001, с. 172
  39. О.Н., Пузакова Е. П. Внешнеэкономические связи регионов России: теоретические и методологические основы: Монография.-Ростов-на-Дону: РГЭУ, 2002.- с. 101
  40. Восстановительный рост и некоторые особенности современной экономической ситуации в России/ Е. Гайдар // Вопросы экономики.-2003.-№ 5.-с.4−1841 .Восходящая волна мирового хозяйства и возможности России/ В. Клинов // экономист.- 2004.- № 11-е. 30−32.
  41. Г. Ф., Мерзликин В. А., Щукина Н. Н. Мировая экономика: Учебник.- М.: ИНФРА-М- Пермь: Перм. гос. техн. ун-т, 2001.-384 с.
  42. В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика. Учеб. Пособие для вузов. Изд. 6-е. стер.-М.: Высш. шк., 1997- 479 е.: ил.
  43. Ю.А. Ассиметрия экономического развития регионов: современные проблемы, стратегия регулирования. Ставрополь. Кн. Изд-во.- 2001
  44. Ю.Н. Внешнеэкономическая деятельность. Организация и техника внешнеторговых операций. Учебно-практическое пособие.- м.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2001.-592 с.
  45. Т.Г. Становление корпоративного сектора и эволюция акционерной собственности / Гос. Ун-т Высш. Шк. Экономики, 2003.- 43 с.
  46. Д.Д., Радеба Ли.Х. Международный бизнес.-М.:Дело-Лтд, 1994
  47. Д.Д., Радеба Ли.Х. Международный бизнес: внешняя среда и деловые операции. Пер. с англ., 6-е изд.- М.: Дело, 1998
  48. .Г. Международный бизнес и мировая экономика: взаимосвязи и взаимозависимости //Сб. тезисов конференции. Казань: 1999. — С. 71 050.3акон РФ от 21.05.1993 № 5003−1 «О таможенном тарифе" —
  49. А.Б., Картышев С. В., Постников А. В. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций— М.: Информационно-издательский дом «ФИЛИНЪ», 1996.-272 с.
  50. Н.П. Глобализация и проблемы социально-экономического развития России/ РАН Ин-т мировой экономики и международных отношений.- М., 2002.-102 с.
  51. Инвестиционный климат Ставрополья. Ставрополь: ОАО «Полиграфсервис», 2001. — С.5.
  52. Инновации и экономический рост/ Н. Б. Аниконов // Инновации.- 2004.-№ 7.- с. 10−12
  53. Иностранные инвестиции в крае за 2000 год. Статистический сборник. Ставропольский краевой комитет государственной статистики. Ставрополь-2001−16 с.
  54. Иностранные инвестиции в крае в 2001 году. Статистический сборник. Ставропольский краевой комитет государственной статистики. Ставрополь-2002−18 с.
  55. Иностранные инвестиции в крае за 2002 год. Статистический сборник. Госкомстат России. Ставропольский краевой комитет государственной статистики. С.- 2003−16 с.
  56. Иностранные инвестиции в крае за 2003 год. Статистический сборник. Госкомстат России. Ставропольский краевой комитет государственной статистики. С.- 2004−16 с.
  57. Иностранные инвестиции в крае в 2004 году. Статистический сборник. РОССТАТ Территориальный орган по Ставропольскому краю. С.-2005−14 с.
  58. Каким может быть ответ России на современный экономический вызов/ О. Черковец // Экономист.-2003.-№ 4.-с.З-8
  59. Э. Эволюция западных концепций глобализации//Мировая экономика и международные отношения. -2002. № 1. — С. 24−30- № 2. — С. 32−39.
  60. Конкурентоспособность российской экономики: состояние и перспективы, И. В. Шевченко Экономика России 16 (154) — 2004 с 49
  61. В.П., Незадоров А. Н. Внешнеэкономическая деятельность в агропромышленном комплексе. Учебное пособие.- М.- «ТД ЭЛИТ-2000», 2003 г., 464 с.
  62. А.Ю. Стратегические направления внешнеэкономической политики по повышению международной конкурентоспособности российской экономики. Диссертация на соик. науч. степени канд. эк. наук Ростов-на-Дону, 2004, с. 128
  63. А.В. Некоторые направления совершенствования организации внешнеторговой деятельности в России // Внешнеэкономический бюллетень, 2003, № 12, с. 44
  64. В.К. Устойчивое развитие общества: парадигма, модели, стратегия.- М. Академия.-2001.-174 с.
  65. В.И. Математическое моделирование экономики: Учебно-практическое пособие.- М.: Изд-во УРАО, 1998.- 160 с.
  66. Н.Л. Инновации и экономический потенциал возрождения России в современной мировой экономике/ Н.Л. Маренков// Законодательство и экономика.- 2004.-№ 5- с. 15−20
  67. И. Факторы развития «новой экономики» в России. Экономист, № 2., 2003.- с.3−11
  68. О.П. Организация и технология внешнеторговых операций: Учебное пособие. М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2000.- 160 с.
  69. Международные экономические отношения: Учебник для вузов/ В. Е. Рыбалкин, Ю. А. Щербанин, Л. В. Балдин и др./ Под ред. проф. В. Е. Рыбалкина.- 4-е изд., перераб. и доп.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.-519 с.
  70. Г. Школы стратегий: стратегическое сафари: экскурсия по дебрям стратегий менеджмента: пер. с англ.- М.: Питер, 2000−336 с.
  71. А.Н. Управление внешнеэкономической деятельностью фирмы. Учебное пособие-М.: МАЭЦ, 2000−112с.
  72. Очерки о федерализме. Общая библиотека прав и юриспруденции.-Париж, 1960.-с.403
  73. Планирование на предприятии: Учебник/ А. И. Ильин.- мн.: Новое знание, 2003.- 4-е изд., стереотип.- 635 с. (Экономическое образование).
  74. С.А. Стратегическое управление: 17- модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 4- М.: ИНФРА-М, 1999.-344 с.
  75. С. Внешнеэкономическая деятельность фирмы (особенности менеджмента и маркетинга): учеб. пособие-М. «Ось-89», 2000−288 с.
  76. Послание Президента РФ В. В. Путина Федеральному Собранию РФ // Российская газета. 2002. — 19 апреля.
  77. Постановление Губернатора Ставропольского края от 23.05.2000 г. № 158 98-п «Об утверждении порядка государственной регистрациикоммерческих организаций с иностранными инвестициями» // Ставропольская правда. 2000.25 мая.
  78. Постановление Правительства РФ «О введении в действие Положений, регулирующих проведение экспортно-импортных операций». В Собрании законодательств РФ. № 6 1996, ст. 5250.
  79. Постановление Правительства РФ «О введении единой системы обязательной экспертной оценки количества, качества и цены экспортируемых товаров» от 26 ноября 1995 г. № 1267 // Российская газета. 1995. 2 декабря.
  80. Постановление Правительства РФ от 20.01.1996 г. № 295 «О дополнительной поддержке отечественного экспорта товаров и услуг» // Российская газета. 1996. 26 января.
  81. Постановление Правительства РФ «О мерах по государственному регулированию внешнеторговых бартерных сделок» от 31 октября 1996 г. 1300. В Собрании законодательств РФ. № 46 1996, ст. 5250.
  82. Постановление Правительства Ставропольского края от 20.04.2001 г. № 68-п «О координационном совете по развитию инвестиционной деятельности на территории Ставропольского края» // Ставропольская правда. 2001. 22 апреля.
  83. Постановление Совета Министров РФ от 23 октября 1993 г. № 1063 «О федеральной программе «Развитие особо охраняемого эколого- курортного региона Российской Федерации Кавказских Минеральных Вод» // Ставропольская правда. 1993. 27 октября.
  84. Предпринимательство: Учебник/ под ред. М. Г. Лапусты.- М.: ИНФРАМ, 2000.- 448 с. (Серия «Высшее образование»).
  85. Прогнозирование российского экономического роста и финансовой динамики в условиях глобализации и нестабильности/ С. В. Дубовский // Общественные науки и современность.-2005.-№ 3.- с. 129−136.
  86. Е.Ф. Внешнеэкономическая деятельность. М.: ИВЦ «Маркетинг», 1999.- 208 с.
  87. Пространственно-стратегическое развитие России: конфликтно-сетевая парадигма анализа./ А. П. Дубнов, А.В. Крайнов/ Регион: экономика и социология.-2003.- № 2/, 2003.- с.123−132
  88. Приказ Минэкономразвития РФ от 07.08.2001 № 270 «О государственной экспертизе внешнеэкономических сделок с товарами, информацией, работами, услугами и результатами интеллектуальной деятельности»
  89. Приказ ФСТЭК РФ от 26.04.2005 № 151 «Об организации в Федеральной службе по техническому и экспортному контролю работы по выдаче заключений о применении мер нетарифного регулирования при осуществлении внешнеэкономической деятельности" —
  90. З.К. Мировая экономика: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. -М.: ИНФРАМ, 2002.-320 с. (Серия «Высшее образование»)
  91. Российская экономика в 2004 году. Тенденции и перспективы. Вып. 26. // Институт Экономики Переходного Периода: Офиц. сайт., 2004. http://www.iet.ru/publication.php?folder-id=44&publication-id=5403 (07.07.2005)
  92. Российский статистический ежегодник 2004. Статистический сборник. Федеральная служба государственной статистики (Росстат). М.-2004−620 с.
  93. Россия: интеграция в мировую экономику: Учебник/ Под ред. Р. И. Зименкова.- М.: Финансы и статистика, 2003.- 432 е.: ил.
  94. Россия -2050: стратегия инновационного прорыва/ Б. Н. Кузык, Ю. В. Яковец.- М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004.-632 с.
  95. Ю.М., Гречков В. Ю. Внешнеэкономическая деятельность: Учебник/ Ю. М. Ростовский, В. Ю. Гречков.- М.: Экономистъ, 2004.- 574 с.
  96. Э.Т. Управление внешнеэкономической деятельностью предприятия. М.: «Издательство ПРИОР», 2001.-240 с.
  97. Э.Т., Солодков Г. П. Внешнеэкономическая деятельность Ростовской области.-Ростов-на-Дону: Изд-во СКАГС, 1999.- 256 с.
  98. . Прогнозирование социально-экономического развития//Проблемы теории и практики управления. -1992. № 6. — С. 82−86.
  99. Т.Б. Стратегия развития внешнеэкономической деятельности- основа стабилизации экономики России/ Т. Б. Саутиева // Внешнеэкономический бюллетень.-2005.- № 3-с.22−27.
  100. Сборник документов и материалов по вопросам международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации-М., 1999- с.21
  101. А.А., Инюкин А. Ф., Белова J1.A. Международные экономические отношения, Краснодар-1998 -275 с.
  102. Е.В. Состояние и перспективы развития мировой экономики/ Е. В. Смирнова // Внешнеэкономический бюллетень.-2005.-№ 4-с.З-9.
  103. Дж. Кризис мирового капитализма. М., 1999. — С. 116.
  104. Социально-экономическое положение России. 2003 г. Статистический сборник. Госкомстат России, с. 150−151
  105. Социально-экономическое положение Ставропольского края 2000 I часть. Статистический сборник. Ставропольский краевой комитет государственной статистики. С.- 2000−86с.
  106. Социально-экономическое положение Ставропольского края2000 II часть. Статистический сборник. Ставропольский краевой комитет государственной статистики. С.- 2001−85с.
  107. Социально-экономическое положение Ставропольского края2001 I часть. Статистический сборник. Госкомстат России. Ставропольский краевой комитет государственной статистики. С.-2001−72 с.
  108. Социально-экономическое положение Ставропольского края январь-декабрь 2003 I часть. Статистический сборник. Госкомстат России. Ставропольский краевой комитет государственной статистики. С.- 2004−90 с.
  109. Социально-экономическое положение Ставропольского края январь-декабрь 2003 II часть. Статистический сборник. Госкомстат России.
  110. Социально-экономическое положение Ставропольского края январь-декабрь 2004 I часть. Статистический сборник. Федеральная служба государственной статистики. Ставропольский краевой комитет государственной статистики. С.-2005- 24 с.
  111. Социально-экономическое положение Ставропольского края январь-декабрь II часть 2004. Статистический сборник. Федеральная служба государственной статистики. Ставропольский краевой комитет государственной статистики. С.-2005- 123 с.
  112. Социально-экономическое положение Южного федерального округа в 2004 году. Статистический сборник. Федеральная служба государственной статистики. М.- 2005 г.
  113. И.А. Мировая экономика: Учеб. Пособие.- М.: ИНФРА-М, 2001.- 256 с.
  114. Ставропольский край в цифрах: Статистический сборник/ территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю- 2005- 209 с.
  115. Статистика финансов: Учебник/ Под ред. проф. В. Н. Салина.- М.: Финансы и статистика, 2000.-816 е.: ил.
  116. Р. Глобализация и государство благосостояния // РЖ. Социальные и гуманитарные науки. Сер. 2. Экономика. 2000. — № 3. -С. 153−154
  117. Стратегическое планирование: Учеб. Дл явузов под ред. Э. А. Уткина.- М.: ЭКМОС, 1998.- 438 с.
  118. Стратегическое планирование использования рыночного потенциала предприятия./ Аткина Н. А., Ханжина B. JL, Попов Е.В./ Менеджмент в России и за рубежом.- 2003.- № 2/, 2003.- с.3−12
  119. Стратегическое управление: учебник / A. J1. Гапоненко, А. П. Панкрухин, М.: Омега-JI, 2004.-466 с.
  120. Стратегическое управление инвестиционной деятельностью при переходе экономики на инновационный тип развития./ С.А. Филин/ финансы и кредит.-2003.-№ 4, 2003.- с.20−48
  121. Стратегия ускорения: экономические основы, пути реализации. Под ред. И. И. Сальникова.- М. Экономика, 1988.- 222 с.
  122. Е. Мир, СНГ, Россия на пороге XXI века. // «Общество и экономика», 1998, № 1.С.25
  123. Таможенная статистика внешней торговли. Ставропольский край IV квартал 1998. Бюллетень. Государственный таможенный комитет Российской Федерации. Южное таможенное управление-1999.-70 с.
  124. Таможенная статистика внешней торговли. Ставропольский край IV квартал 2002. Бюллетень. Государственный таможенный комитет Российской Федерации. Южное таможенное управление-2003.-70 с.
  125. Таможенная статистика внешней торговли. Ставропольский край IV квартал 2003. Бюллетень. Государственный таможенный комитет Российской Федерации. Южное таможенное управление-2004.-69 с.
  126. Таможенная статистика внешней торговли. Ставропольский край IV квартал 2004. Бюллетень. Государственный таможенный комитет Российской Федерации. Южное таможенное управление-2005.-59 с.
  127. Таможня & бизнес ревью № 01/02/2005 «Аверс» г. Ростов-на-Дону
  128. Ю.А. Вопросы правового регулирования международных и внешнеэкономических связей российских регионов//Сборник документов и материалов по вопросаммеждународных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации-М., 1999- с.21
  129. К.В. Влияние внешнеэкономической деятельности региона на его социально-экономическое развитие в условиях транзитивной экономики. Диссертация.- Ростов-на-Дону, 2003, 250 с.
  130. Указ Президента от 23 мая 1994 года N 1007 «Об отмене квотирования и лицензирования поставок товаров и услуг на цены экспортируемых товаров» от 26 декабря 1995 г. № 1267 // Российская газета. 1995. 30 декабря.
  131. Указ Президента РФ «О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок» от 18 августа 1996 г. № 1209. В Собрании законодательств РФ. № 35 1996 г., ст. 4141.
  132. Указ Президента РФ от 14 июня 1994 г. № 1229 «О курортах федерального значения региона Кавказских Минеральных Вод» // Ставропольская правда. 1994. 17 июня.
  133. Указ Президента РФ от 30.11.1995 г. № 1204 «О первоочередных мерах по поддержке экспортеров» // Российская газета. 1995. 2 декабря.
  134. Указ Президента РФ «О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в Российской Федерации». В собрании законодательств РФ. № 48 1995 г., № 4654.
  135. Указ Президента РФ от 3 июня 1996 г. № 803 «Основные положения региональной политики в Российской Федерации» // Российская газета. 1996. 11 июня.
  136. Указ Президента РФ от 17.05.1997 г. № 249 «О совершенствовании структуры федеральных органов исполнительной власти» // Экономика и жизнь, — 1995.-№ 12.
  137. Устойчивый экономический рост определяется инвестиционной политикой/ Л. Г. Паштова // Финансы.-2003.- № 7.- с. 11−13
  138. Э.А. Курс менеджмента. Учебник для вузов.- М.: Издательство «Зерцало», 1998. 448 с.
  139. Федеральная программа развития экспорта. Одобрена Постановлением Правительства РФ от 08.02.1996 г. № 123? В Собрании законодательств РФ. № 8 1996 г., № 770.
  140. Федеральный закон от 13 октября 1995 г. № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»
  141. Федеральный закон от 25.02.1999 г. № 39 «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемый в форме капитальных вложений» // Российская газета. 1999. 3 марта.
  142. Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160 «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» // Российская газета. 1999. 14 июля.
  143. Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» В Собрании законодательств РФ. № 19 1999 г., ст. 1035.
  144. Федеральный Закон от 19.07.1998 № 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами».
  145. Федеральный закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» В Собрании законодательств РФ. № 42 1995 г., № 3923.
  146. Федеральный закон «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» // Российская газета. 1999. 16 января.
  147. Федеральный закон «О лизинге» // Российская газета. 1998. 5 ноября.
  148. Федеральный закон № 101-ФЗ от 15 июля 1995 г. «О международных договорах Российской Федерации"//Российская газета. 1995.21 июля.
  149. Федеральный закон «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами» //Российская газета. 1998. 22 апреля.
  150. Федеральный Закон от 08.12.2003 № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров" —
  151. Федеральный закон «О таможенном тарифе» // Российская газета. 1993. 16 сентября.
  152. Федеральный закон № 61-ФЗ от 28.05.2003 «Таможенный Кодекс Российской Федерации»
  153. Федеральный закон от 18 июля 1999 г. № 183-Ф3 «Об экспортном контроле»
  154. Г. О выборе целей и инструментов монетарной политики. Вопросы экономики, 2004, № 2, с. 5
  155. П. Прямые иностранные инвестиции для России: стратегия возрождения промышленности.- М.: Финансы и статистика, 1999.-c.31
  156. В.И. Международная торговля: Учебник, — М.: ИНФРА-М, 1998.-496 с.
  157. Хрестоматия по экономической теории/ Сост. Е. Ф Борисов. М.: Юристъ, 1997.- 536 с.
  158. А. А. Развитие региональной стратегии внешнеэкономических отношений в современной России: диссертация // http:// www. smartcat. ru/p economy/books/book 92/intro.shtml (12.08.2005)
  159. О. Б. Структурно-инвестиционная политика в регионе. \ Автореферат дисс. на соиск. уч. степ. канд. экон. наук. -Ростов-на-Дону, РГЭА, 1998, с.47
  160. И.В. Конкурентоспособность российской экономики: состояние и перспективы, Экономика России 16 (154) — 2004 с 49−55
  161. А.Е. Россия: итоги радикального реформирования: позитивные результаты и негативные тенденции/ РАН. Ин-т социал.-полит. исслед.- М. 2003.-57 с.
  162. Ю. Россия в глобализируемой системе международных хозяйственных связей. // «Российский экономический журнал», 1998, № 9−10, С. 82.
  163. Экономика предприятия и отрасли промышленности. Серия «Учебники, учебные пособия». 3-е изд., перераб. и доп. Ростов н/Д: «Феникс», 1999.-608 с.
  164. Экономист.-2002.-№ 12, с.26
  165. Экономика и жизнь. 2001. — № 25.
  166. Г. Какую экономику и какое общество мы собираемся построить и как этого добиться? // Вопросы экономики, 2004, № 4, с. 4.
  167. Е. Экономический рост как цель и как средство (современная ситуация и перспективы российской экономики)// Вопр. Экономики.- М., 2001.- № 9 -с.4−14.
  168. Baltazaz L. Quebec’s International Relations: A. Respond to Needs and Necessities/Foreign Relations and Federal States.-p.17
  169. Benner J., Borbely D., Gern K.-J. Weltkonjunktur kommt in Fairt // Weltwirtschaft.- Tubingen, 2003.- H.3. S.215−239.
  170. Benner J., Borbely D., Boss A. Leichte Belebung der Konjunktur in Deutschland // Weltwirtschaft.- Tubingen, 2003.- H.3. S.240−264.
  171. Carstensen K., Gern K.-J., Kamps Ch. Euroland: Stagnation wird allmahlich uberwinden // Weltwirtschaft.- Tubingen, 2003.- H.3. S.265−296.
  172. Chakravorti B. The new rules for bringing innovations to market // Harvard business rev.- Boston, 2004.- Vol.82, № 3.- P.59−67.
  173. Csaki C., Nash J. Russian food and agriculture: current status of transformation // Soc. A. economy. Budapest, 2002. Vol.24, № 1.- P. 1−22.
  174. Global Competitiveness Report 2003−2004. World Economic Forum
  175. Hanson Ph. The Russian economic recovery: Do four years of growth tell us that the fundamentals have changed? // Europe/Asia studies.-Glasgow, 2003.-Vol.55., № 3.-P.365−382.
  176. Hernandez E. M., Marco L. L’enterpreneuriat et les theories de la firme //Problemes econ.-P., 2003.- 2003.-№ 2792.-P.l-7.
  177. Illarionov A. Putin aide says growth threatened by state // Financial Times. 2004. October 7
  178. Kamp M. Hoffnungstrager Asien // Wirtschaftwoche.- Fr./M., 2003.-№ 41.-S. 29.
  179. Kamp M. Abkoppeln von den USA // Wirtschaftwoche.- Fr./M., 2003.-№ 41.-S. 34.
  180. Kihlgren A. Small business in Russia- Factors that slowed its development: An analysis // Communist studies/- Los Angeles. 2003.-Vol.36, № 2.- P. 193−207.
  181. Ono Sh. International capital movement, economic fundamentals and the Russian financial crisis: three years later //Econ. J. of Hokkaido univ.-Sapporo, 2003.- Vol.32.- P. 99−122.
  182. Rauscher M. Internationale Koordination und Subsidiaritat // IFO-Schnelldienst.- 2002.-Jg.55, № 24.-S.7−10.
  183. Ribault Th/ Marche du travail et chomage des jeunes au Japon Problemes econ/ P., 2002.- № 2788-P. 19−26.
  184. Qian G., Yang L., Wang D. Does multinationality affect profit performance? An empirical study of US SMEs // J. of general management.-Oxford, 2003.- Vol. 28, № 4. -P. 37−46
  185. Sinn H. W. Globalisierung // IFO — Schnelldienst.-Munchen, 2002.-Jg.55, № 24.-S.3−6.
  186. World Economic Outlook 1997 May p.45
  187. Wohlmuth K. Wichtig ist die Gestaltung der Globalisierung // IFO-Schnelldienst.- 2002.-Jg.55, № 24.-S.13−16.
Заполнить форму текущей работой