Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Проблемы правового регулирования обязательного медицинского страхования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Автором обосновывается как одна из главных причин сложности правового регулирования системы ОМС распространение на него, с одной стороны, законодательства об обязательном социальном страховании: Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования», положения Закона РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», Типовые правила обязательного медицинского… Читать ещё >

Содержание

  • Медицинское страхование в системе обязательного социального страхования
  • Понятие обязательного социального страхования
  • Глава II.
  • Глава III.

Проблемы правового регулирования обязательного медицинского страхования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Резкий переход, произошедший в нашей стране, от государственного устройства, при котором жесткому централизированному регулированию подчинялись все сколько-либо значительные стороны общественной жизни, к формации, основанной на принципиально ином характере правоотношений, не мог ни отразиться на столь важной сфере как здравоохранение. В советском государстве отношения субъектов, обеспечивающих получение гражданами медицинской помощи, носили командно-административный характер. Существовавшая более 70 лет советская система здравоохранения не знала института обязательного медицинского страхования. Принятый в 1991 г. Закон РСФСР «О медицинском страховании граждан в РСФСР» ознаменовал новый этап в развитии как отечественной системы здравоохранения, так и системы обязательного социального страхования в целом.

Новизна обязательного медицинского страхования (ОМС) явилась, на наш взгляд, одной из главных причин недостаточной проработанности нормативной базы регулирующей отношения ее субъектов. Сказался и тот факт, что введение ОМС носило «пожарный» характер, так как необходимо было реанимировать систему здравоохранения, сохраняя при этом бесплатность медицины (бесплатность для непосредственного получателя медицинской услуги — гражданина). Система ОМС должна была изыскать дополнительные (сверх бюджетных) средства для финансирования здравоохранения. И если на первых порах принятые в начале 90-х годов XX века нормативные правовые акты смогли выполнить свое целевое назначение по организации ОМС, то по мере охвата медицинским страхованием все большего числа граждан стало ясно, что законодательство требует серьезных изменений.

В послании Президента РФ Федеральному Собранию от 4 апреля 2001 года создание законодательной базы для завершения перехода к страховому принципу оплаты медицинской помощи было названо задачей года1. В.

1 Российская газета. 2001. N 66. послании от 19 апреля 2002 года президент повторно акцентировал внимание депутатов на необходимость реформирования законодательства, регулирующего систему ОМС, отметив, что поставленная в прошлогоднем послании задача подготовки законодательной базы для завершения перехода к страховому принципу оплаты медицинской помощи не выполнена1. Не выполнена она и до настоящего времени.

Система ОМС существует уже достаточно долгий период, однако научных работ, посвященных анализу законодательства, которым оно регулируется, правовым проблемам, опубликовано ограниченное число. Степень научной, теоретической изученности юридического аспекта обязательного медицинского страхования явно несоразмерна со степенью его социального значения для общества. Большинство опубликованных работ касаются медицинской стороны обязательного медицинского страхования: качества медицинских услуг, степени их доступности для среднестатистического гражданина, состояния материальной базы медицинских учреждений, работающих в области ОМС. В правовых работах, как правило, так или иначе анализировался лишь один вопрос: степень реализации права застрахованного гражданина на получение бесплатной медицинской помощи надлежащего качества. Исследователей прежде всего интересовали условия наступления юридической ответственности лечебных учреждений или отдельных медицинских работников при нанесении их действиями (бездействием) вреда здоровью граждан.

Бесспорно, защита прав граждан в системе ОМС имеет очень важное значение, поскольку для обеспечения этих прав система и была создана. Однако правовое регулирование системы обязательного медицинского страхования охватывает значительно большее число вопросов. Являясь по численности охваченных ею граждан самым распространенным видом обязательного социального страхования, система ОМС находится в глубоком кризисе.

1 Российская газета. 2002. N 71.

Выход из кризиса, в котором находится ОМС, невозможен без глубокого анализа не только ее финансовых основ, но и всего действующего в этой области законодательства, выявления противоречий и пробелов в правовом регулировании ОМС.

В настоящее время нет опубликованных научных работ, посвященных комплексному изучению проблем правового регулирования обязательного медицинского страхования и поиску путей их решения для дальнейшей оптимизации системы ОМС. Проведение такого исследования и является целью настоящей диссертации, для достижения которой автор поставил перед собой следующие задачи: определить место, которое занимает обязательное медицинское страхование в системе обязательного социального страхования, сопоставив для этого общие и особенные стороны ОМС и иных видов социального страхованияисследовать степень реализации в ОМС принципов обязательного социального страхования, а также сформулировать принципы обязательного медицинского страхованиясформулировать базовые для обязательного медицинского страхования понятия, определение которых либо отсутствует в соответствующих нормативных правовых актах, либо нуждается в корректировкеуточнить круг лиц, являющихся субъектами обязательного медицинского страхованияпроанализировать состояние законодательства об обязательном медицинском страховании, действующего на федеральном уровне и на уровне субъектов РФисследовать место и функции договоров при регулировании отношений субъектов обязательного медицинского страхованиявыявить основные направления возможного реформирования ОМС. Предметом исследования является свод нормативных правовых актов действующего федерального законодательства и законодательства ряда субъектов РФ, регулирующих правоотношения, возникающие в системе обязательного медицинского страхования.

Методологическую основу диссертации составляют различные методы научного познания, используемые в исследовании как теоретических, так и практических вопросов. В работе использованы такие методы познания, как сравнение и обобщение, анализ и синтез, определение общего и частного. Наряду с основными общенаучными методами исследования использованы и такие частнонаучные методы, как статистический, системно-структурный, сравнительно-правовой, обобщение экономических и статистических данных.

Научной базой исследования явились труды ученых, внесших вклад в правовую и экономическую науки. В ходе изучения правовой литературы большое внимание уделялось не только работам, посвященным праву социального обеспечения в целом и обязательному социальному страхованию, в частности, но и исследованиям по теории права, а также по гражданскому и трудовому праву.

Большое значение при написании настоящего исследования имели труды Н. Г. Александрова, B.C. Андреева, К. С. Батыгина, С. Н. Братуся, Н. А. Вигдорчика, Ж. А. Горбачевой, К. Н. Гусова, А. И. Денисова, В. М. Дурденевского, J1.B. Забелина, M.JI. Захарова, Р. И. Ивановой, Р. З. Лившица, М. Н. Марченко, Е. Е. Мачульской, В. Г. Павлюченко, В. Д. Ройка, В. А. Тарасовой, Э. Г. Тучковой, М. Ю. Федоровой, В. Ш. Шайхатдинова и др.

Эмпирическую основу диссертационного исследования составили Конституция РФ, Основы законодательства об охране здоровья граждан в Российской Федерации, Гражданский, Трудовой, Налоговый, Бюджетный кодексы РФ, федеральные законы, акты Президента и Правительства РФ, ведомственные нормативные акты. Кроме того, основу диссертации составили нормативные правовые акты Республики Саха (Якутия), г. Москвы и Московской области. В диссертации были использованы материалы судебной практики, в том числе акты Конституционного суда РФ, решения.

Арбитражного суда PC (Я), касающиеся обязательного медицинского страхования.

При написании работы автор опирался также на собственный десятилетний опыт работы в страховой медицинской организации на должности начальника юридического отдела.

Научная новизна диссертации предопределена тем, что она является первым комплексным исследованием большого круга теоретических и практических проблем правового регулирования ОМС как части системы обязательного социального страхования. За более чем двенадцать лет осуществления обязательного медицинского страхования в нашей стране подобных исследований не проводилось. Кроме того, несмотря на общепризнанную необходимость глубокого реформирования системы ОМС, до сих пор не определен конкретный путь реализации этой реформы, проект федерального закона об обязательном медицинском страховании находится на стадии разработки, а те его варианты, которые выносятся на суд общественности, содержат многочисленные неточности и нуждаются в серьезной доработке. Настоящая работа содержит ряд предложений, направленных на оптимизацию проекта указанного закона.

Наиболее значимыми положениями, отражающими научную новизну настоящего исследования, являются следующие выводы и предложения, выносимые на защиту:

1. Автором обосновывается как одна из главных причин сложности правового регулирования системы ОМС распространение на него, с одной стороны, законодательства об обязательном социальном страховании: Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования», положения Закона РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», Типовые правила обязательного медицинского страхования, с другой стороны — законодательства, регулирующие личные виды страхования: Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и ряд подзаконных нормативных актов. Кроме того, большую роль в регулировании обязательного медицинского страхования играет законодательство, действующее в области медицины (например, Основы законодательства об охране здоровья граждан в Российской Федерации, нормативные акты органов здравоохранения и т. д.).

2. Несмотря на то, что осуществление ОМС как одного из видов обязательного социального страхования происходит на основе принципов, содержащихся в ст. 4 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования», специфичность ОМС имеет ярко выраженный характер, поэтому правомерно говорить о существовании принципов обязательного медицинского страхования, которые в сформулированном виде изложены автором на стр. 76 настоящей диссертации.

3. В федеральном законодательстве об обязательном медицинском страховании не закреплены: механизм предоставления застрахованным гражданам одинаковой медицинской помощи вне зависимости от места их проживанияпорядок самостоятельного выбора гражданами медицинской организации для получения медицинской помощи в рамках ОМСмеры, заинтересовывающие медицинских работников и медицинскую организацию в целом, оказывать застрахованным лицам высококачественные медицинские услугидосудебный порядок рассмотрения жалоб граждан и урегулирования споров.

4. Порядок определения круга лиц, подлежащих страхованию в системе ОМС, принципиально отличается от порядка их определения в иных видах обязательного социального страхования. Правом на обязательное медицинское страхование пользуются все физические лица за исключением прямо указанных законом категорий, в то время как иные виды обязательного социального страхования распространяются только на прямо указанные действующим законодательством категории граждан.

5. Территориальные фонды ОМС в соответствии с действующим законодательством не вправе выполнять функции страховщика, такими функциями в системе обязательного медицинского страхования наделены страховые медицинские организации.

6. Несмотря на то, что для договоров, заключаемых между субъектами обязательного медицинского страхования, предусмотрены типовые формы, утвержденные Правительством РФ и Федеральным фондом ОМС, стороны этих договоров пользуются определенной свободой в вопросе изменения их условий.

7. Законодательные органы субъектов РФ при принятии своих нормативных правовых актов по обязательному медицинскому страхованию во многих случаях выходят за пределы своей компетенции, принимают правовые нормы, противоречащие федеральному законодательству.

На защиту выносятся также сформулированные автором определения обязательного социального страхования, обязательного медицинского страхования, социального страхового риска по ОМС, страхового случая и страхового обеспечения в системе обязательного медицинского страхования, новая редакция ч. 3 ст. 1, ст. 4, пп. 1 п. 1 ст. 7, пп. 1 п. 2 ст. 8 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования», ст. 28.1 Закона РФ «О милиции», п. 4 ст. 1 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации», а также некоторых других правовых норм. Кроме того, на защиту выносится ряд положений, сформулированных автором для последующего включения их в Закон об обязательном медицинском страховании.

Научная значимость диссертации заключается в тех оценках автора действующего законодательства, регулирующего ОМС, в выводах и предложениях, которые расширяют научные представления о системе обязательного медицинского страхования как составляющей части обязательного социального страхования. Указанный материал может быть использован при чтении лекций по курсу «Право социального обеспечения» и спецкурсов «Основы социального страхования», «Обязательное медицинское страхование», «Проблемы права социального страхования» .

Ряд предложений и выводов, содержащихся в диссертации, на практике использован автором при подготовке замечаний и предложений к проектам Федеральных законов «О медико-социальном страховании граждан в Российской Федерации», «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», представленных ОАО «Аргысмедстрах» по поручению Территориального фонда ОМС PC (Я), а также при разработке замечаний к проекту «Правил обязательного медицинского страхования населения на территории Республики Саха (Якутия)», подготовленных ОАО «Аргысмедстрах» по поручению Правительства PC (Я).

Кроме того, положения и выводы, содержащиеся в диссертации, используются в руководстве работой юридического отдела ОАО «Аргысмедстрах», в том числе при разрешении споров в судебном порядке в Федеральном и Арбитражном судах Республики Саха (Якутия).

Заключение

.

Проведенный в настоящей диссертации анализ действующего законодательства позволяет сделать ряд выводов и предложений, направленных на совершенствование как нормативной базы, регулирующей ОМС, так и нормативных правовых актов, регулирующих сферу обязательного социального страхования.

Ниже приводится предлагаемая автором редакция статей ряда федеральных законов и иных нормативных правовых актов1.

1. В Федеральном законе от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» предлагается:

Часть третью ст. 1 изложить в следующей редакции: «обязательное социальное страхование представляет собой систему предпринимаемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на минимизацию или частичную компенсацию последствий изменения материального и (или) социального положения застрахованных граждан при наступлении определенных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании страховых случаев» .

Статью 4 изложить в следующей редакции: «Основными принципами осуществления обязательного социального страхования являются: устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносоввсеобщий обязательный характер социального страхованиядоступность для застрахованных лиц реализации своих социальных прав;

1 Обоснование необходимости изменения содержания правовых норм см. на стр. 23, 27−29, 36−37,48,52, 57−73,76,92,96, 124−125, 165, 169−171, 174−177. государственная гарантия соблюдения прав застрахованных на получение страхового обеспечения и исполнения обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщикагосударственное регулирование системы обязательного социального страхованияпаритетность участия представителей субъектов системы обязательного социального страхования в органах ее управленияобеспечение надзора и общественного контроля за осуществлением обязательного социального страхованияобязательность уплаты страхователями страховых взносов и (или) налоговответственность за нецелевое использование средств обязательного социального страхования" .

В подпункте 1 п. 1 ст. 7 дать определение социального страхового риска по ОМС как «необходимость получения лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг), предоставляемой по соответствующей программе обязательного медицинского страхования». Аналогичное определение следует включить в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании» .

В ст. 7 включить определения страховых случаев по обязательному социальному страхованию. При этом страховой случай по ОМС следует определить как «обращение застрахованного лица в медицинскую организацию с целью получения медицинской помощи, предоставляемой по соответствующей программе обязательного медицинского страхования». Аналогичное определение следует включить в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании» .

В подпункте 1 п. 2 ст. 8 определить страховое обеспечение по обязательному медицинскому страхования как «организуемую и оплачиваемую страховщиком медицинскую помощь, которая предоставляется медицинской организацией застрахованному лицу в соответствии с правилами обязательного медицинского страхования». Аналогичное определение следует включить в.

Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании» .

2. Статью 28.1 Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. № 1026−1 «О милиции*' изложить в следующей редакции: «Сотрудники МВД и члены их семей подлежат обязательному медицинскому страхованию на общих основаниях» .

3. Пункт 4 ст. 1 Закона РФ от 27 ноября 1992 года № 4015−1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» изложить в следующей редакции: «положения настоящего Закона распространяются на обязательное социальное страхование, если федеральными законами, регулирующими отдельные его виды, не предусмотрено иное» .

4. Считаем, что Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании» должен содержать перечень следующих принципов, на основании которых осуществляется обязательное медицинское страхование в Российской Федерации:

— обязательность уплаты страхователями платежей не только за работающие, но и, в установленных законодательством случаях, за неработающее население;

— эквивалентность объема предоставляемых гражданам медицинских услуг в рамках ОМС объему финансовых средств, поступивших для целей обязательного медицинского страхования;

— независимость объема предоставляемых гражданам медицинских услуг от периода страхования по ОМС (страхового стажа);

— доступность, своевременность и конфиденциальность предоставления страхового обеспечения по ОМС при наступлении страхового случая;

— направленность обязательного медицинского страхования на всемерное укрепление и охрану здоровья граждан;

— создание максимальных удобств для застрахованных лиц при реализации ими прав на получение страхового обеспечения по ОМС.

— ответственность за нецелевое использование средств обязательного медицинского страхования.

Кроме того, в закон, регулирующий правоотношения в области ОМС, необходимо также включить следующие положения, не вошедшие в проект Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» :

Обязательное медицинское страхование является составной частью обязательного социального страхования и обеспечивает при наступлении страхового случая всем застрахованным лицам равные права и возможности в получении медицинской помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам ОМС" .

Право на получение страхового обеспечения по ОМС возникает у застрахованного лица с момента вручения ему страхового полиса, а в случае необходимости получения срочной медицинской помощи лицами, имеющими право выступать в качестве застрахованных, — с момента их обращения за указанной помощью" .

Застрахованные лица обязаны своевременно информировать страховую медицинскую организацию об изменении их места работы, места постоянного жительства, а также социального положения" .

Застрахованное лицо пользуется правом выбора медицинской организации для получения амбулаторной и стационарной медицинской помощи, участкового и семейного врача" .

Застрахованное лицо вправе менять страховую медицинскую организацию не более одного раза в год. Данное ограничение не распространяется на смену застрахованными лицами страховой медицинской организации по причине отзыва или приостановления лицензии на право осуществления деятельности по ОМС у страховщика" .

5. В связи с тем, что предлагаемая в проекте Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании» модель ОМС тесно связана с добровольным медицинским страхованием, необходимо принять Федеральный закон «О добровольном медицинском страховании», нормы которого будут согласованы с законом об ОМС.

6. Пункт 5 Положения о страховых медицинских организациях, осуществляющих обязательное медицинское страхование, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11 октября 1993 г. № 1018, необходимо изложить в следующей редакции: «Для осуществления обязательного медицинского страхования страховая медицинская организация должна обладать уставным капиталом, размер которого установлен положениями Федерального закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации» .

7. Для решения вопроса уплаты страховых взносов по обязательному медицинскому страхованию за неработающее население Правительству РФ следует принять постановление, устанавливающее единую по Российской Федерации ставку отчисления указанных взносов и формирующее соответствующие механизмы, обеспечивающие полноту и своевременность их уплаты. Иным вариантом изложенного может являться принятие новой редакции утвержденного постановлением Правительства РФ от 23 января 1992 г. № 41 «О мерах по выполнению Закона РСФСР «О медицинском страховании граждан в РСФСР» Порядка дотирования местных бюджетов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, а также граждан, работающих в бюджетных учреждениях, организациях и на временно нерентабельных государственных предприятиях.

8. Признать утратившим силу п. 4 постановления Правительства РФ от 30 октября 1998 г. № 1254 «Вопросы уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации» .

9. Пункт 6.3 Типовых правил обязательного медицинского страхования, утвержденных Федеральным фондом ОМС 3 октября 2003 г., изложить в следующей редакции: «При увольнении застрахованные граждане обязаны сдать полученные ими страховые медицинские полисы работодателю, который обязан в трехдневный срок передать сданные полисы выдавшей их страховой медицинской организации.

Обязанность по изъятию страховых медицинских полисов у застрахованных граждан при досрочном прекращении гражданско-правового договора и сдаче их страховой организации лежит на страхователе" .

Кроме того, Типовые правила обязательного медицинского страхования следует дополнить пунктом о том, что «при досрочном прекращении правоотношений между страховой медицинской организацией и застрахованной ею лицом, произошедшем не по вине последнего, экстренную и неотложную медицинскую помощь, оказываемую в рамках базовой программы ОМС до получения лицом нового страхового полиса, оплачивает территориальный фонд обязательного медицинского страхования» .

10. Раздел 3 Устава Федерального фонда ОМС, утвержденного постановлением Правительства от 29 июля 1998 г. № 857, следует дополнить следующим положением: «В целях выполнения уставных задач Федеральный фонд вправе утверждать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, регулирующие отношения субъектов обязательного медицинского страхования» .

Показать весь текст

Список литературы

  1. Декларация о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают (утверждена Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 40/144 от 13 декабря 1985 г.).
  2. Конвенция МОТ 1919 г. № 3 «Об охране материнства».
  3. Конвенция МОТ от 25 мая 1927 г. № 24 «О страховании по болезни трудящихся промышленных и торговых предприятий и домашней прислуги».
  4. Конвенция МОТ от 25 мая 1927 г. № 25 «О страховании по болезни трудящихся в сельском хозяйстве».
  5. Конвенция от 26 июня 1946 г. № 70 «О социальном обеспечении моряков».
  6. Конвенция МОТ от 4 июня 1952 г. № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения».
  7. Конвенция от 6 июня 1962 г. № 118 «О равноправии граждан страны и иностранцев и лиц без гражданства в области социального обеспечения».
  8. Конвенция МОТ от 4 июня 1969 г. № 130 «О медицинской помощи и пособиях по болезни».
  9. Конвенция МОТ от 21 июня 1982 г. № 157 «Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения».
  10. Конвенция от 9 октября 1987 г. № 165 «О социальном обеспечении моряков».
  11. Рекомендация МОТ 1944 г. № 68 «О социальном обеспечении лиц из вооруженных сил».
  12. Рекомендация МОТ от 12 мая 1944 г. году № 69 «О медицинском обслуживании».
  13. Рекомендация МОТ от 28 июня 1946 г. № 76 «О медицинской помощи иждивенцам моряков».
  14. Рекомендация МОТ от 28 июня 1952 г. N 95 «Об охране материнства».
  15. Рекомендация МОТ 1969 г. № 134 «О медицинской помощи и пособиях по болезни».
  16. Рекомендация МОТ 1983 г. № 167 «Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения».
  17. Рекомендация МОТ от 15 июня 2000 г. № 191 «О пересмотре рекомендации 1952 года об охране материнства».
  18. Конституция и кодексы Российской Федерации
  19. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.
  20. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487−1.
  21. Гражданский кодекс Российской Федерации часть, первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ- часть вторая от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ- часть третья от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ.
  22. Налоговый Кодекс Российской Федерации, часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ- часть вторая от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ.
  23. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ.
  24. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ.
  25. Законы Российской Федерации
  26. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации».
  27. Закон от 22 марта 1991 г. № 948−1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (с последующими изменениями и дополнениями).
  28. Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. № 1026−1 «О милиции» (с последующими изменениями и дополнениями).
  29. Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032−1 «О занятости населения в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями).
  30. Закон Российской Федерации от 28 июня 1991 г. № 1499−1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями).
  31. Закон РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015−1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями).
  32. Закон РФ от 2 апреля 1993 г. № 4741−1 «О внесении изменений и дополнений Закон РСФСР «О медицинском страховании граждан в РСФСР».
  33. Федеральным законом от 1 июля 1994 г. № 9-ФЗ «О федеральном бюджете на 1994 год».
  34. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (с последующими изменениями и дополнениями).
  35. Федеральный закон РФ от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (с последующими изменениями и дополнениями).
  36. Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (с последующими изменениями и дополнениями).
  37. Федеральный закон от 28 июня 1997 г. № 95-ФЗ «О беженцах» (с последующими изменениями и дополнениями).
  38. Федеральный закон РФ от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (с последующими изменениями и дополнениями).
  39. Федеральный закон от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (с последующими изменениями и дополнениями).
  40. Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (с последующими изменениями и дополнениями).
  41. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (с последующими изменениями и дополнениями).
  42. Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (с последующими изменениями и дополнениями).
  43. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (с последующими изменениями и дополнениями).
  44. Федеральный закон от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (с последующими изменениями и дополнениями).
  45. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (с последующими изменениями и дополнениями).
  46. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями).
  47. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями).
  48. Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями).
  49. Федеральный закон РФ 29 декабря 2001 г. № 185-ФЗ «О бюджете федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2002 год».
  50. Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 111 -ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в
  51. Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями).
  52. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями).
  53. Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. № 185-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
  54. Федеральный закон от 20 декабря 2004 г. № 165-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2005 год».
  55. Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. № 202-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год».
  56. Постановления Верховного Совета РСФСР
  57. Постановление Верховного Совета РФ от 24 февраля 1993 г. № 4543−1 «О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год».
  58. Указы и послания Президента Российской Федерации
  59. Указ Президента РФ от 26 сентября 1992 г. № 1137 «О мерах по развитию здравоохранения в Российской Федерации».
  60. Указ Президента РФ от 27 марта 1993 г. № 405 «О неотложных мерах по стабилизации уровня жизни населения Российской Федерации в 1993 году».
  61. Указ Президента РФ от 7 октября 1993 г. № 1598 «О правовом регулировании в период поэтапной конституционной реформ в Российской Федерации».
  62. Указ Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2288 «О мерах по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации».
  63. Указ Президента РФ от 6 февраля 1998 г. № 136 «О мерах по стабилизации финансирования системы обязательного медицинского страхования"'
  64. Указ Президента РФ от 29 июня 1998 г. № 729 «Вопросы Федерального фонда обязательного медицинского страхования».
  65. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 4 апреля 2001 г. «Не будет ни революций, ни контрреволюций».
  66. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 19 апреля 2002 г. «России надо быть сильной и конкурентоспособной».
  67. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 26 мая 2004 г. «Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ».
  68. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 25 апреля 2005 г. «Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ».
  69. Постановления и распоряжения Правительства СССР и РФ
  70. Постановление Совета министров СССР и ВЦСПС от 23 февраля 1984 г. № 191 «О пособиях по государственному социальному страхованию» (с последующими изменениями).
  71. Постановление Правительства РФ от 23 января 1992 г. № 41 «О мерах по выполнению Закона РСФСР «О медицинском страховании граждан в РСФСР».
  72. Постановление Совета министров — Правительства РФ от 11 октября 1993 г. № 1018 «О мерах по выполнению Закона Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О медицинском страховании граждан в РСФСР».
  73. Постановление Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. № 101 «О Фонде социального страхования Российской Федерации».
  74. Постановление Правительства РФ от 29 марта 1994 г. № 251 «Об утверждении Правил лицензирования деятельности страховых медицинских организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование».
  75. Постановление Правительства РФ от 5 ноября 1997 г. № 1387 «О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации».
  76. Постановление Правительства РФ от 29 июля 1998 г. № 857 «Об утверждении устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования».
  77. Постановление Правительства РФ от 11 сентября 1998 г. № 1096 «Об утверждении Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи».
  78. Постановление Правительства РФ от 30 октября 1998 г. № 1254 «Вопросы уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации».
  79. Постановление Правительства РФ от 11 декабря 1998 г. № 1488 «О медицинском страховании иностранных граждан, временно находящихся в Российской Федерации, и российских граждан при выезде из Российской Федерации».
  80. Постановление Правительства РФ от 5 января 2000 г. № 9 «О перечне выплат, на которые не начисляются страховые взносы в фонды обязательного медицинского страхования».
  81. Постановление Правительства РФ от 23 августа 2001 г. № 624 «О проведении реструктуризации задолженности плательщиков страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, имеющейся по состоянию на 1 января 2001 года».
  82. Постановление Правительства РФ от 4 июля 2002 г. № 495 «Об утверждении положения о лицензировании деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами».
  83. Постановление Правительства РФ от 4 июля 2002 г. № 499 «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности».
  84. Постановление Правительства РФ от 30 июня 2003 г. № 395 «О мерах по организации управления средствами пенсионных накоплений».
  85. Распоряжение Правительства РФ от 14 октября 1996 г. № 1525-р «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации».1. Акты судебной власти
  86. Определение Конституционного суда РФ от 8 апреля 2003 г. № 131−0 «По запросу Арбитражного суда Сахалинской области о проверке конституционности положений статьи 17 Закона Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации».
  87. Постановление Фонда социального страхования РФ от 5 января 1995 г. № 1 «Об утверждении Положения об отделении Фонда социального страхования Российской Федерации»
  88. Типовые правила обязательного медицинского страхования, утвержденные Федеральным фондом ОМС 3 октября 2003 г.
  89. Приказ Федеральным фондом ОМС от 14 апреля 1994 г. № 16 «О расчетах тарифов на медицинские и иные услуги в системе обязательного медицинского страхования граждан».
  90. Приказ Федерального фонда ОМС от 27 апреля 1998 г. «Об утверждении Методических рекомендаций о возмещении вреда (ущерба) застрахованным в случае оказания некачественной медицинской помощи в рамках программы обязательного медицинского страхования».
  91. Временный порядок финансового взаимодействия и расходования средств в системе обязательного медицинского страхования граждан, утвержденные Федеральным фондом ОМС 5 апреля 2001 г. № 1518/21−1.
  92. Приказ Федерального фонда ОМС от 21 сентября 2001 г. № 52 «О мерах по проведению реструктуризации задолженности плательщиков страховых взносов на ОМС неработающего населения, имеющейся по состоянию на 1 января 2001 года».
  93. Правила составления, рассмотрения и исполнения бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденные Федеральным фондом ОМС 9 сентября 2003 г. № 1750/21−1/и.
  94. Приказ Федерального фонда ОМС от 27 декабря 2004 г. «О порядке финансирования расходов на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению лекарственными средствами»
  95. Письмо Федерального фонда ОМС от 3 ноября 1999 г. № 5545/30−3/и «О медицинском страховании иностранных граждан».
  96. Письмо Федерального фонда ОМС от 3 марта 2000 г. № 1089/30−3и «Об оплате медицинской помощи, оказанной военнослужащим, сотрудникам милиции, органов налоговой полиции и уголовно-исполнительной системы».
  97. Приказ Минздрава РФ от 2 октября 1992 г. N 263 «О мерах по развитию здравоохранения в Российской Федерации».
  98. Закон PC (Я) от 19 мая 1993 г. № 1487-XII «Об охране здоровья населения в Республике Саха (Якутия)».
  99. Закон PC (Я) от 7 июня 2001 г. 3 № 289−11 «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Саха (Якутия) на 2001 год».
  100. Закон PC (Я) от 10 июля 2002 г. 46−3 № 427−11 «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Саха (Якутия) на 2002 год».
  101. Закон PC (Я) от 4 марта 2003 г. 5−3 № 11−111 «О бюджете • Территориального фонда обязательного медицинского страхования
  102. Республики Саха (Якутия) на 2003 год».
  103. Закон PC (Я) от 25 декабря 2003 г. 107−3 № 217−111 «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Саха (Якутия) на 2004 год».
  104. Закон PC (Я) от 16 июня 2004 г. 150−3 № 307-III «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Саха (Якутия) «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Саха (Якутия) на 2004 год».
  105. Закон PC (Я) от 9 декабря 2004 г. 191−3 № 389-III «О бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования на 2005 год».
  106. г. Москвы от 15 декабря 1999 г. № 42 «О бюджете Московского городского фонда обязательного медицинского страхования на 2000 год».
  107. г. Москвы от 22 ноября 2000 г. № 39 «О бюджете Московского городского фонда обязательного медицинского страхования на 2001 год».
  108. г. Москвы от 27 июня 2001 г. № 26 «О бюджете Московского городского фонда обязательного медицинского страхования на 2002 год».
  109. г. Москвы от 3 июля 2002 г. № 37 «О бюджете Московского городского фонда обязательного медицинского страхования на 2003 год».
  110. г. Москвы от 18 июня 2003 г. № 37 «О бюджете Московского городского фонда обязательного медицинского страхования на 2004 год».
  111. Указ Президента PC (Я) от 14 марта 1994 г. № 745 «О дополнительных мерах по развитию здравоохранения Республики Саха (Якутия)».
  112. Указ Президента PC (Я) от 18 сентября 1997 г. № 244 «О мерах по оптимизации структуры системы обязательного медицинского страхования в Республике Саха (Якутия)».
  113. Указ Президента PC (Я) от 6 июля 1998 г. № 511 «О признании утратившими силу, внесении изменений, снятии с контроля отельных указов и распоряжений Президента Республики Саха (Якутия) за 1997 год».
  114. Постановление Правительства PC (Я) от 2 марта 1995 г. № 89 «Об утверждении нормативных документов обязательного медицинского страхования в Республике Саха (Якутия)».
  115. Постановление Правительства PC (Я) от 23 марта 2001 г. № 170 «О проекте Закона Республики Саха (Якутия) «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Саха (Якутия) на 2001 год».
  116. Постановление Правительства PC (Я) от 13 февраля 2003 г. № 75 «О проекте Закона Республики Саха (Якутия) «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Саха (Якутия) на 2003 год».
  117. Постановление Правительства PC (Я) от 15 июля 2004 г. № 338 «Об утверждении нормативных документов обязательного медицинского страхования в Республике Саха (Якутия)».
  118. Постановление Правительства Москвы от 14 декабря 1993 г. № 1152 «О мерах по охране здоровья населения г. Москвы на 1994−1995 гг.».
  119. Постановление Правительства Москвы от 30 декабря 1997 г. № 941 «О мерах по охране здоровья населения г. Москвы на 1998−1999 гг.».
  120. Постановление Правительства Москвы от 9 февраля 1999 г. № 96 «Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования населения г. Москвы».
  121. Постановление Правительства Москвы от 18 января 2000 г. № 8 «Об итогах выполнения Программы обеспечения населения г. Москвы медицинской помощью в 1998—1999 годах и мерах по охране здоровья москвичей в 2000—2001 гг.».
  122. Постановление Правительства Москвы от 22 января 2002 г. № 62−1111 «О выполнении Программы обеспечения медицинской помощью населения г. Москвы на 2000−2001 гг. и мерах по охране здоровья москвичей в 2002—2003 гг.».
  123. Постановление Правительства Москвы от 26 февраля 2002 г. № 141-ПП «Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования населения города Москвы».
  124. Постановление Правительства Москвы от 14 января 2003 г. № 9-ПП «О неотложных мерах по обеспечению медицинскими кадрами учреждений системы здравоохранения города Москвы».
  125. Постановление Правительства Московской области от 20 декабря 2002 г. № 608/49 «Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования граждан в Московской области».
  126. Н.Г. Сущность социалистического государства и права. М.: Знания. 1969.
  127. О., Турицын В. Актуальные вопросы организации контроля качества медицинской помощи в системе ОМС: состояние, проблемы, перспективы. // Вестник ОМС. 2004. № 1.
  128. JI. Полис ОМС твоя социальная защита. // Труд. 2003. 15 июля.
  129. JI. Спасительный полис в кармане (Бесплатное страхование — заслуга ОМС). // Независимая газета. 2003. 18 июля.
  130. С.В. Страхование рабочих Урала накануне Первой мировой войны. // Рабочий класс и рабочее движение России: История и современность. Под ред. А. В. Бузгалина, Д. О. Чуракова, П. Щульце. М.: Слово. 2002.
  131. Ю. Созданы друг для друга. // Деловая неделя (г. С-Петербург). 2005. 28 февраля.
  132. И.Н., Скляр Т. М. Низкая квалификация врачей и необходимость оплачивать услуги вызывает недовольство лишь у незначительной части пациентов. Почему? // Менеджер здравоохранения. 2004. № 2.
  133. И.Н., Скляр Т. М. Оценка пациентами способов защиты своих прав в вопросах качества медицинской помощи. // Менеджер здравоохранения. 2004. № 3.
  134. Н. Страховщики не сдаются федералам. // Деловой квартал (г. Екатеринбург). 2004. № 36.
  135. К.С. Право социального обеспечения. Общая часть. Учебное пособие. Изд. 2-е, дополненное и переработанное. М.: АТиСО. 1998.
  136. А. Жертвы страхового полиса. // Волжская коммуна (г. Самара). 2005. 2 марта.
  137. Е. Придуманные болезни. // Ваше право. 2004. № 3.
  138. В. Вскрытие покажет. // Российская газета. 2004. 13 февраля.
  139. А. Жертвы страхового полиса. // Волжская коммуна (г. Самара). 2005. 2 марта.
  140. С.Н. Предмет и система советского гражданского права. М., Госюриздат. 1963.
  141. Буш Е. Все на борьбу с дефицитом. // Медицинская газета. 2005. № 13.
  142. В 2004 году каждый житель Татарстана потреблял лекарственных препаратов на $ 46 или 1284 рубля.
  143. A.M. О правовых идеях-принципах. // Советское государство и право. 1975. № 3.
  144. В бюджет ТФОМС Иркутской области до конца года поступит 694,06 млн руб. взносов на неработающее население. // О медстраховании. 2004. № 24.
  145. Н.А. Теория и практика социального страхования. Теоретические основы социального страхования. М.: Вопросы труда. 1919. Выпуск I.
  146. Н.А. Социальное страхование в общедоступном изложении. // Вопросы труда. М, 1927.
  147. Выпадающие доходы возместит город. // Медицинское обозрение. 2004. № 38.
  148. В.П. Право социального обеспечения. М., Academa, 2004.
  149. А.А. Основы страхования. М.: Финансы и статистика, 2004.
  150. Н.Ф. Состояние и перспективы правового регулирования охраны здоровья населения Российской Федерации. // Здравоохранение Российской Федерации. 2003. № 2.
  151. В. Окончательный диагноз. Не за горами кардинальная реформа системы здравоохранения. // Труд. 2004. 10 февраля.
  152. В. Тяжелый диагноз. Странные игры вокруг больной медицины. // Труд. 2003. 23 декабря.
  153. В.О. Медицинское страхование в России: проблемы и перспективы. // Менеджер здравоохранения. 2004. № 5.
  154. Р. Основные правовые системы современности. М., 1994.
  155. Е. Не работает. // Эксперт-Северо-Запад. 2005. № 7.
  156. А.И. Теория государства и права. М.: Юриздат. 1948.
  157. И.К. Принципы российского трудового права. М.: РПА МЮ РФ. Издательство ООО «Цифровичок». 2004.
  158. Доктор Рошаль: Консилиум с грифом «Секретно». // Российская газета. 2004. 7 июля.
  159. Дума поправила единый налог. // Ведомости. 2004. № 101.
  160. В.М. Лекции по праву социальной культуры. М., Л., 1929.
  161. М. Хождения по полису. Обязательное медицинское страхование лечения не гарантирует. //Российская газета. 2003. 24 апреля.
  162. С.Л. Энциклопедический словарь: Экономика и Страхование. М.: Церих-ПЭЛ. 1996.
  163. Закон о льготах заменят. // Якутск вечерний. 2005. 3 февраля.
  164. И.А., Маврина Е. А., Трифонова Н. А., Богорубова Т. А., Новокрещенов И. В. Реформы здравоохранения и подготовка руководящих кадров // Здравоохранение Российской Федерации. 2002. № 2.
  165. М.Л. Россия прощается с обязательным социальным страхованием. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Новый Трудовой кодекс Российской Федерации и проблемы его применения». 16−18 января 2003 г. М., Проспект. 2004.
  166. М.Л., Тучкова Э. Г. Право социального обеспечения России. Учебник. М.: Волтерс Клувер. 2004.
  167. Т. Забытый рынок. // Русский полис. 2004. № 6.
  168. Р.Л. О понятии принципов права // Вестник Омского университета. 1996. Вып. 2.
  169. Н.Г. Медицинское страхование. Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбУЭФ. 1992.
  170. Интервью первого заместителя Министра экономического развития и торговли РФ М. Э. Дмитриева. // Атлас страхования. 2004. № 3.
  171. И.Ш. Защита прав застрахованных в системе ОМС в Южном федеральном округе. // Здравоохранение. 2003. № 7.
  172. Ф.Н. Обязательное медицинское страхование: системные противоречия и проблемы реализации выбранной модели. // Экономика здравоохранения. 2003. № 4.
  173. Каждый имеет право быть здоровым. Интервью директора Федерального фонда ОМС А. Таранова. // Российская газета. 2003. 24 июня.
  174. П.Л., Павлюченко В. Г., Хмелевская С. А. Социальное страхование: теория и практика. Учебник для вузов. М. 2003.
  175. Г. Как «вылечить» российское здравоохранение. // Бизнес Мост (г. Иркутск). 2003. № 3.
  176. Н. Обязательное медико-социальное страхование: последствия и предпосылки. // Экономические науки и предпринимательство (г. Калининград). 2002. № 1.
  177. С.А. Общая теория государства и права. М. 1996.
  178. Е. Медстрахом нас не запугаешь. // Российская газета. 2003. 1 апреля.
  179. И., Соловьев А. Евроремонт по медицинскому полису. // Российская газета. 2001. 7 марта.
  180. И. У многих медицинских руководителей есть возможность тратить государственные деньги на собственную предпринимательскую деятельность. // Российская газета. 2005. 19 января.
  181. В.И., Мыльникова И. С., Индейкин Е. Н. Развитие систем страхования. М., 1992.
  182. М.И. Плюсы и минусы Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования». // Труд и социальные отношения. 2002. № 1.
  183. Е. Минфин присмотрит за медстрахом. // Российская газета. 2004. 16 января.
  184. М.И. Право и социальная защита населения (социальное право). М.: Былина, 2000.
  185. Р.З. Заработная плата в СССР. Правовые исследования. М., Наука. 1972.
  186. Р.З. Теория права: Учебник. М., 1994.
  187. Р.З., Никитинский В. И. Принципы советского трудового права // Советское государство и право. 1974. № 8.
  188. Ю.П., Стародубов В. И., Савельева Е. Н. Медицинское страхование: Учебное пособие. М.: Медицина. 1995.
  189. А.И. Современные проблемы развития страхового рынка Германии. // Финансы. 2002. № 9.
  190. . Не подмажешь — не полечат (Сегодня наличие бесплатной медицины почти ничем не подтверждается). // Рязанская семерка. 2005. № 10.
  191. М.Н. Теория государства и права. М.: Проспект. 2004.
  192. Л. Право на выбор. // Ваше право. 2003. № 6.
  193. Матвиенко призывает к пониманию в переходный период. // Медицинское обозрение. 2005. № 6.
  194. Е.Е. Право социального обеспечения. М.: Книжный мир. 1999.
  195. Е.Е., Горбачева Ж. А. Право социального обеспечения. Учебное пособие, третье издание. М., 2001.
  196. Медицинское страхование в развитых странах: Фрагменты зарубежного опыта. М.: «Луч». 1997.
  197. .Н. Социальная история России периода империи (XVIII — начало XX вв.). В 2-х томах. СПб. 1999.
  198. Е. Первая медицинская помощь (Федеральный фонд ОМС обещает субвенции на льготные лекарства). // Коммерсантъ (г. Новосибирск). 2005. 24 февраля.
  199. М. Министр хочет отстранить страховщика. // Биржа (г. Н. Новгород). 2005. № 7.
  200. И. Больное страхование. Как реанимировать бесплатную медицину. // Российская газета. 2003. 5 июня.
  201. И. Всю жизнь работать на лекарства. // Российская газета. 2003. 2 апреля.
  202. И. Если я заболею. // Российская газета. 2004. 17 января
  203. Неутешительный диагноз. // Рязанская семерка. 2004. № 41.
  204. JI. Атипичное страхование. // Известия. 2004. 16 июня.
  205. Общая теория государства и права: Академический курс / под ред. М. Н. Марченко Т. 2.
  206. Общая теория права и государства. Под ред. В. В. Лазарева. М. 1994.
  207. Общая теория государства и права: Учебник / под ред. В. В. Лазарева. М., «Юристъ». 2000.
  208. Общая теория права. Отв. ред. А. С. Пиголкин. М. 1993.
  209. Основные показатели по сети, кадрам, деятельности учреждений здравоохранения Республики Саха (Якутия) за 2000−2003 гг. (статистические материалы). Якутск. 2003.
  210. Основы страховой деятельности. Учебное пособие под ред. Т. А. Федоровой. М.: БЕК. 2001.
  211. А. Каждый имеет право быть здоровым. // Российская газета. 2003. 24 октября.
  212. А. Медицинское страхование стало прозрачным. // Российская газета. 2003. 4 сентября.
  213. В.Г. Становление национальной системы социального страхования в России. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук. М. 1998.
  214. Панкратов В. Обязательное медицинское страхование: от понятийного аппарата к правовой регламентации. // Российская юстиция. 2003. N 10.
  215. С. Здоровая перспектива, или как в России развивается система обязательного медицинского страхования. // Российская газета. 2003. 10 июня.
  216. Политология: Курс лекций / Под ред. М. Н. Марченко. М., 1993.
  217. А. Насморк по прейскуранту. // Труд. 2003. 8 апреля.
  218. И.В., Гришин В. В., Семенов В. Ю., Петухова В. В., Уваров С. А., Андреева Е. Н., Кадыров Ф. Н. Обязательное медицинское страхование: организация и финансирование. М. 1995.
  219. По карману ли реформа? (Мнение заместителя министра здравоохранения и социального развития РФ Владимира Стародубова). // Медицинская газета. 2005. № 36.
  220. Л.Д., Потапчик Е. Г., Суриков С. В. Финансовые аспекты реформирования отраслей социальной сферы. М.: ИЭПП. 2003.
  221. Право социального обеспечения России. Учебник. Под ред. К. Н. Гусова. М.: Проспект. 2000.
  222. Право социального обеспечения России. Учебник, третье издание. Под ред. К. Н. Гусова. М.: Проспект. 2004.
  223. Проект Концепции модернизации системы обязательного медицинского страхования в Российской Федерации. / Материалы межрегионального семинара «Обязательное медицинское страхование». СПб. 2003.
  224. Проект реформ еще надо дорабатывать. // Медицинская газета. 2004. № 104−105.
  225. А.Ф., Сидоров К. Н., Сучкова Е. Н. Итоги поступления финансовых средств в бюджеты территориальных фондов ОМС за 9 месяцев 2004 года. // Вестник ОМС. 2004. № 6.
  226. В. Оценивая прошлое, намечаем будущее. // Медицинская газета. 2003. № 68.
  227. В.П., Элланский Ю. Г., Быковская Т. Ю., Евдокимов Д. В., Ревин И. А. Изучение мнения руководителей медицинских учреждений о проблемах обязательного медицинского страхования. // Здравоохранение Российской Федерации. 2003. № 5.
  228. А. Фальшивый больной. // Российская газета. 2004. 29 октября.
  229. В.Д. Социальное страхование: история, проблемы, пути совершенствования. М. 1994.
  230. В.Д. Формирование национальной системы социального страхования. // Человек и труд. 2004. № 7.
  231. В.Д. Эволюция форм социальной защиты в России // Человек и труд. 2004. № 10.
  232. Россия. 1913 год: статистико-документарный справочник. СПб. 1995.
  233. О.Г., Додонов В. Н. Энциклопедический юридический словарь. М.: Инфра-М. 1996.
  234. В.М. Принципы советского социалистического общенародного права. // Правоведение. 1964. № 5.
  235. Е. У кого аллергия на льготы? // Советская Сибирь (г. Новосибирск). 2005. 18 февраля.
  236. Советское государство и право. 1974. № 8.
  237. Советское социальное страхование. Учебное пособие для высших профсоюзных школ. Под общей редакцией К. С. Батыгина. М.: Профиздат. 1985.
  238. Современный толковый словарь русского языка. / гл. ред. С. А. Кузнецов. СПб., «Норинт». 2001.
  239. Е.М. Проблемы совершенствования законодательной деятельности в России на федеральном уровне. // Государство и право. 2001. № 9.
  240. Т. Каждому пенсионеру — лекарство от ПФР. // Социальная защита. 2003. № 5.
  241. Социальная политика: реформа социального страхования. / Под ред. JI.A. Беляевой. М.: Центр комплексных социальных исследований и маркетинга, 1995.
  242. С. Здоровье не купишь, зато застрахуешь. // Труд. 2004. 16 января.
  243. А. Закон об ОМС. Наспех и на смех. // Золотой Рог (г. Владивосток). 2004. № 77.
  244. A.M., Климова Н. Б., Маркова Т. С. О состоянии и итогах контрольно-ревизионной работы в системе обязательного медицинского страхования в 2002 г. (Обобщенные результаты ревизий и целевых проверок). // Вестник ОМС. 2003. № 1.
  245. О. С талоном на рентген. Президиум Госсовета обсудил реформу системы ОМС. // Ваше право. 2003. 10 января.
  246. Теоретические основы социального страхования. М.: Вопросы труда. 1919.
  247. Теория государства и права: курс лекций / под ред. Матурова Н. И. и Малько А. В. М.,"Юристъ». 2000.
  248. Теория права и государства: Учебник. М., 1995.
  249. Теттерборн 3. Советское социальное страхование. М.: «Вопросы труда». 1929.
  250. Н.Д., Азаров А. В. Обязательное медицинское страхование в здравоохранении. Лечебно-профилактические учреждения. Страховые организации. Территориальные фонды ОМС. М. 1997.
  251. Управление: по единым стандартам и технологиям. // Медицинская газета. 2003. № 68.
  252. К.П. К вопросу о принципах правового регулирования общественных отношений. // Правоведение. 1968. № 3.
  253. М.Ю. Понятие социального страхования. // Журнал российского права. 2001. № 1.
  254. М.Ю. Теоретические проблемы правового регулирования социального страхования. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук. М. 2002.
  255. М.В. История социальной работы в России. М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС. 1999.
  256. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. 1989.
  257. С. Е. Принципы права (вопросы теории и методологии). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Н.-Новгород. 2001.
  258. Р.Л., Ягутян З. Г. Юридическая ответственность. Тольятти. 1995.
  259. Т. Карт-бланш для «аптечной мафии». // Русский курьер. 2005. № 30.
  260. Т. Лего-ОМС. ФАС конструирует рынок обязательного медицинского страхования. // Русский курьер. 2005. № 33.
  261. И.Л. Некоторые экономические аспекты реализации постановлений Правительства РФ о дополнительном финансировании медицинской помощи неработающим пенсионерам.// Вестник ОМС. 2004. № 6.
  262. Т.В. Недуги здравоохранения. // Стратегии России. 2004. № 7.
  263. В.Ш. Система социальной защиты и обеспечения населения современной России. // Социальная защита населения в регионе. Екатеринбург. 1999.
  264. .В. Сущность советского права. Изд-во Ленинградского университета. 1959.
  265. Эксперты выступают за законодательное закрепление объема и качества услуг в рамках ОМС. // Интерфакс. 2004. 11 июня.
  266. Л. Сложно, потому и не работает. // Стратегии России. 2004. № 10.
  267. No problem! //Якутск вечерний. 2005. 3 февраля.
Заполнить форму текущей работой