Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Актуальные вопросы правового регулирования испытания при приеме на работу

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проведенный сравнительный анализ правовой регламентации испытания при приеме на работу российского трудового законодательства и Закона о труде Китайской Народной Республики выявил следующее: испытание при приеме на работу в КНР не получило достаточной правовой регламентации, хотя применяется в большинстве случаев заключения трудового договора вне зависимости от срока их действия. Отсутствует… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Возникновение и развитие современных теорий управления персоналом в России
    • 1. Краткая характеристика кадрового менеджмента, место испытания в системе его элементов
    • 2. Место и роль российского трудового законодательства в развитии и применении на практике концепции управления персоналом
  • Глава II. Испытание при приеме на работу как одно из важнейших условий правильного подбора и расстановки кадров
    • 1. Некоторые особенности терминологии законодательного текста по вопросам испытания при приеме на работу
    • 2. Понятие испытания при приеме на работу, его значение. Правовая природа испытания
    • 3. Сроки испытания. Установление испытания для различных категорий работников
    • 4. Содержание испытания, его результат и правовые последствия
  • Глава III. Влияние различных факторов на практику применения испытания при приеме на работу

Актуальные вопросы правового регулирования испытания при приеме на работу (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

За последние годы в России произошли коренные изменения во всех областях жизни общества и едва ли не самые кардинальные в сфере экономических и производственных отношений. Переход от планового централизованного управления к рыночной экономике в России происходит в условиях действия многих негативных факторов: инфляции, разрыва прежних хозяйственных связей, проблемы «неплатежей», социальной напряженности, давления быстро расширяющейся в масштабах «теневой экономики» и многих других.

В данных условиях деятельность предприятий, организаций, ориентированных на интеграцию в рыночные отношения, сопряжена с многоплановым риском, что приводит к неустойчивости их состояния, к неясности и нестабильности целей и задач в будущем. Методы реализации целей могут быть различными. Важно осознавать, что большинство политиков, экономистов, юристов признают, что решение экономических проблем может достигаться не только путем наращивания капиталовложений в производство. Этот вариант подхода к оздоровлению экономики не оправдал себя, что подтверждается опытом предшествующих десятилетий и итогом настоящего. Поэтому первоочередное внимание в наши дни должно уделяться обеспечению вложений в социальную инфраструктуру, в развитие кадрового потенциала, в создание в трудовых коллективах благоприятной обстановки, способствующей удовлетворению всех потребностей, как работника, так и работодателя. И трудовому законодательству России отводится важнейшая роль в обеспечении механизма стабилизации и совершенствования социально-трудовых отношений.

В настоящее время возможности человека реализуются у нас по множеству причин далеко не полностью. В том, чтобы данный потенциал был задействован полнее, необходимо, чтобы люди увидели личную заинтересованность в эффективной деятельности своего труда, определили свое место и осознали свой вклад в решение задач и целей деятельности предприятий, организаций вне зависимости от их организационно-правовой формы. В связи с этим, в последние годы все больше внимания уделяется деятельности по управлению персоналом. Этому есть вполне объяснимые причины. Во-первых, старые, административные формы управления во многом себя исчерпали, что заставило искать новые подходы к работе с людьми. Во-вторых, переход к рыночной экономике, внедрение новых форм собственности послужили началом поиска новых резервов роста эффективности предприятий и организаций. Во многом эти резервы скрыты в «человеческих ресурсах», работниках предприятий и организаций. В-третьих, улучшается научная и методическая основа работы с персоналом. Публикуются работы, которые позволяют повышать эффективность деятельности по управлению персоналом. В-четвертых, многие организации, предприятия, учреждения, фирмы приобрели определенный положительный опыт по управлению персоналом, в том числе, заимствованный за рубежом. В-пятых, появляются высококвалифицированные специалисты по управлению персоналом.

Все эти факторы свидетельствуют о необходимости дальнейшего совершенствования теории и практики управления персоналом. Однако, анализ современного, западного учения об управлении с позиций трудового законодательства Российской Федерации, подчеркивает необходимость усиления государственного регулирования социально-трудовых отношений с помощью норм трудового права, как одной из важнейших и самостоятельных отраслей российской правовой системы.

В настоящее время существенно возрастает роль и значение организационно-правовых мер по правильному подбору и расстановке кадров, одним из важнейших условий которых, является испытание при приеме на работу, устанавливаемое путем соглашения между работником и работодателем при заключении трудового договора (контракта) с целью проверки соответствия работника поручаемой ему работе.

Изучение практики применения норм трудового законодательства об испытании при приеме на работу указывает на необходимость дальнейшего совершенствования, конкретизации данных норм и усилении трудоправовых гарантий работников в период испытания. Существенное влияние на практику применения испытания при приеме на работу оказывают заимствованные на западе идеи сторонников свободных предприятий, настаивающих на необходимости применения гражданского права к трудовым отношениям. К числу основных причин нарушений работодателями норм трудового права при приеме работника на работу с условием об испытании необходимо отнести следующие:

1). неточность и несогласованность терминологии законодательного текста, отсутствие определений понятий «испытание при приеме на работу», «срок испытания», «условие об испытании»;

2). отсутствие толкования правовых норм об испытании в судебной практике, а, следовательно, неправильное понимание установленных законом правил;

3). отсутствие дифференцированного подхода к установлению срока испытания для различных категорий работников и несовершенство способа исчисления моментов начала и окончания испытательного срока;

4). неподкрепленность соответствующими правовыми нормами процедуры проверки соответствия работника поручаемой ему работе, с указанием на недопустимость дискриминации работника в период испытательного срока, а также процедуры оценки результатов испытания;

5). одной из причин является желание большинства негосударственных предприятий обойти трудовое законодательство;

6).необходимо отметить и терпимое отношение работников к произволу работодателя, по-видимому, из-за боязни потерять рабочее место;

7). отсутствие адекватной формы ответственности работодателей за нарушение трудовых прав работников и эффективного механизма привлечения к ней;

8). низкий уровень правовых знаний руководителей и должностных лиц организаций.

В условиях нового этапа социально-экономических преобразований в России назрела острейшая необходимость обновления всей системы регулирования трудовых отношений, в том числе, связанных с установлением испытания при приеме на работу, в целях повышения эффективности контроля со стороны государства за соблюдением трудовых прав работников. В этом состоит актуальность предлагаемого научного исследования. Методологическая и информационная основа исследования. Методологической основой диссертации послужили общенаучные и частнонаучныеметоды исследования: диалектический, формальнологический, сравнительно-правовой, статистический, исторический, технико-юридический, структурно-системный и другие, широко применяемые в гуманитарных науках.

Теоретической базой диссертационного исследования являются труды российских ученых-правоведов по общей теории права, а также по отраслевым правовым наукам и, в первую очередь, по трудовому праву России.

За последние годы появились практические пособия, научные статьи, в которых затрагиваются общие теоретические положения, имеющие непосредственное отношение к испытанию при приеме на работу, обобщается и анализируется правоприменительная практика.

Автором были использованы работы: Н. Г. Александрова, Л. Ю. Бугрова, А. Б. Венгерова, О. Н. Волковой, С. Ю. Головиной, К. Н. Гусова, В. В. Ершова, Е. А. Ершовой, А. Д. Зайкина, С. А. Иванова, И. Я. Киселева, A.M. Куренного, В. И. Курилова, Р. З. Лившица, С. П. Маврина, В. И. Миронова, В. И. Никитинского, А. Ф. Нуртдиновой, Ю. П. Орловского, A.C. Пашкова, А. И. Процевского, А. И. Ставцевой, Л. П. Сыроватской, В. Н. Толкуновой, А. И. Шебановой, В. И. Шкатуллы и других ученых.

Исследуя проблемы развития и совершенствования в России концепции управления персоналом, автор использовал труды экономистов, психологов, философов: Е. Ф. Борисова, В. Р. Веснина, О. С. Виханского, А. П. Волгина, А. П. Егоршина, Н. Д. Ладанова, И. А. Скопылатова, Э. К. Старобинского, Э. А. Уткина и других авторов, в том числе зарубежных.

Эмпирическую основу исследования составляют: международные правовые акты, массив правовых норм трудового права, регулирующих трудовые отношения, отношения по подбору и расстановке кадров и, в частности, вопросы испытания при приеме на работу, трудовое законодательство зарубежных стран.

Научная новизна исследования. В научной литературе в последнее время стало больше уделяться внимания практике применения испытания при приеме на работу.1 Однако, в этих работах затрагиваются лишь отдельно взятые, сопутствующие главной, проблемы. Научная новизна настоящей диссертации состоит в том, что она является комплексным исследованием, охватывающим все правовые аспекты, связанные с испытанием при приеме на работу.

1 См., например: Нуртдинова А. Ф., Чиканова Л. А. Практика применения законодательства о труде. Научно-практическое пособие — М. Юрид. лит-ра, 2000, Буянова М. О. Испытание при приеме на работу (на основании практики межмуниципальных (районных) судов г. Москвы)., Справочник кадровика — 2000, № 3.

Практическая значимость работы определяется несколькими моментами. Во-первых, содержащиеся в ней положения и выводы могут послужить исходным материалом в последующих исследованиях правовых проблем, связанных с испытанием при приеме на работу, как одним из важнейших условий правильного подбора и расстановки кадров. Во-вторых, выдвинутые в диссертации теоретические положения и конкретные предложения по коррекции и совершенствованию действующего законодательства об испытании, могут быть использованы в дальнейшем при подготовке и обсуждении нормативных актов. В-третьих, разработанные автором теоретические положения и рекомендации по разрешению конкретных правовых проблем в регулировании вопросов испытания при приеме на работу, могут принести существенную пользу как работникам, так и работодателям при разработке и заключении коллективных договоров и трудовых договоров (контрактов).

Выводы и предложения, сформулированные в диссертации могут быть использованы в преподавании курса «Трудовое право России», в ходе подготовки учебных программ, методических рекомендаций, пособий по трудовому праву и учебников для студентов.

Апробация результатов исследования: Работа подготовлена на кафедре трудового права и права социального обеспечения Московской государственной юридической академии, где 27 марта 2001 года проведено её обсуждение.

Структура диссертационной работы.

Структура диссертационной работы обусловлена целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка нормативных актов и библиографического списка использованной литературы.

Заключение

.

Научно-техническая революция на основе достижений научно-технического прогресса привела к тому, что человек и техника как бы разделились в процессе производства. Машина начинает работать сама, технология производства все менее требует непосредственного участия человека в изготовлении продукции, и человек в производственном процессе выходит из подчинения машине.101 Развитие систем и технологий достигло такой степени, что человек отрывается от машины и становится над ней. Это привело к тому, что наступила такая ситуация, при которой управление человеческими ресурсами претерпевает коренное изменение. Но люди в процессе производства не только приводят в движение механизмы и создают новое, они могут выступать ограничительным фактором, причем, не обязательно сознательно, тормозить развитие в силу недостаточной квалификации, отсутствия необходимых знаний и навыков. Поэтому успех любого экономического преобразования зависит, в первую очередь, от людей задействованных в нем.

Как часто бывает на практике, качественное состояние трудовых ресурсов не всегда берется во внимание и на первый взгляд может показаться, будто в неограниченном количестве имеются любые необходимые специалисты за воротами производства, а существующие работники могут перестроиться как автоматы на любой режим и уровень работы. Это, безусловно, ошибочная точка зрения. Итог такого необдуманного, поверхностного отношения к вопросам подбора кадров, их оценке и расстановке, как правило, бывает плачевным. Поэтому в данном исследовании мы постарались показать значение, которое приобретает в современных условиях, с учетом реальных требований, проблема испытания работника при приеме на работу.

Комплексное исследование правовых средств, обеспечивающих каче.

101 Виханский О. С., Наумов А. И. Указ. соч., с. 38. ственный подбор и расстановку кадров, и в первую очередь — проверку соответствия работников поручаемой работе, анализ проблем, связанных с реализацией правовых норм об испытании в период социально-экономических и политических преобразований, происходящих в России, позволили сделать следующие выводы и предложения:

1. Анализ причин развития в России западной теории об управлении персоналом показал, что большую роль в этом процессе сыграли международные организации, в особенности, специализированные учреждения ООН, и в первую очередь ЮНЕСКО, как головная структура ООН по вопросам образования, науки и культуры. Именно ЮНЕСКО выступила ещё в 1992 году с инициативой разработки и проведения в России специального курса международного научного менеджмента, в ходе осуществления которого провоу дились семинары, занятия, были изданы в большом количестве учебные и практические пособия как зарубежных, так и российских авторов. В процессе изучения данной литературы, среди авторов, излагающих приемы и способы управления персоналом, автор диссертации не встретил ни одного юриста. Среди российских авторов учебных пособий по управлению персоналом можно встретить имена известных ученых-экономистов, педагогов, историков, психологов, философов.

Большая работа по подготовке, обучению управленческих кадров, профессиональных менеджеров ведется на государственном уровне во многих учебных заведениях высшего и среднего профессионального образования, в том числе, в рамках контрактной подготовки специалистов по управлению за рубежом.

Управление — один из древнейших видов деятельности и интерес к нему никогда не угасал. Теория и практика, стиль руководства изучаются уже на протяжении многих десятилетий. Современной концепции управления персоналом, т. е. кадровому менеджменту, набирающему темп стремительного развития в России и базирующемуся на западных учениях об управлении, присущи свои методология, система и технология управления.

Анализ современной концепции управления персоналом позволил автору сделать следующий вывод: положение концепции практически исключают какую-либо возможность неустановления испытания вновь принятому на работу лицу, подчеркивая, тем самым, значимость испытания при приеме на работу и его относительную самостоятельность в системе элементов кадрового менеджмента, наряду с подбором кадров и их расстановкой, (с.26).

Вся литература, основанная на управленческих идеях, изученная автором в процессе диссертационного исследования, указывает на незавершенность оформления концепции управления персоналом, на отсутствие четких и разработанных положений, учитывающих требования трудового законодательства России и указывающих на необходимость и обоснованность их практического применения.

2. Развитие кадрового менеджмента в России и применение на практике его положений, безусловно оказывает и будет оказывать определенное воздействие на дальнейшее развитие трудового законодательства и его понятийный аппарат. Поэтому, в период развития этого своеобразного учения, представляется наиболее важным преумножить и сохранить достигнутое в процессе развития отрасли трудового права, его национальную природу и, в первую очередь, завоевания в области защиты трудовых прав работников. Подчеркивая приоритетное значение трудового законодательства России, но не отрицая тем не менее, роли различных учений и теорий, оказывающих воздействие на формирование трудового законодательства в определенные периоды развития общества, автор указывает на обязательность развития концепции управления персоналом в рамках действия трудового законодательства. Зарубежный опыт управления персоналом без учета национальных особенностей России и Российского трудового законодательства использовать недопустимо. В противном случае, данная концепция приобретет уродливые, искажающие суть и цели трудового законодательства формы.

Обращаясь к терминологии рассматриваемой концепции управления персоналом, очевидной становится несопоставимость её с терминами трудового права, с юридическим языком. Например, привычные, законодательно закрепленные термины «работник», «трудовой коллектив», большинство российских авторов, описывающих приемы и способы управления, заменяют иными терминами: нанимающийся, наемнцй работник, люди, кадры, кандидат, команда, группа, штат, рабочая сила. К подобной терминологии следует подходить с осторожностью и, безусловно, требуется приведение её в соответствие с общепринятой терминологией, установленной законодательно.

В работах отдельных авторов учебных пособий об управлении персо.

1 т налом усматривается фактическая направленность на игнорирование норм трудового права, по крайней мере, в вопросах испытания при приеме на работу. (с.37−39).

Распространение концепции управления персоналом в России свидетельствует о заимствовании зарубежного опыта. Заслуженный деятель науки РФ, профессор С. А. Иванов, говоря о распространении в России модных на Западе идей либерализма и неолиберализма, высказывает опасение по поводу возможности их проецирования на регулирование трудовых отношений. «Перенося на российскую почву западные идеи, — утверждает С. А. Иванових сторонники совершенно игнорируют отечественные условия, что неизбежно ведет к ослаблению трудового правав частности, к стремлению подменить трудоправовые нормы гражданско-правовыми, к внедрению в рос.

102 Например, Цветаев В. М., Управление персоналом, Учебное пособие, С-Петербург, 2000, с. 49.0ганесян И. А. Управление персоналом организации, Минск, 2000, с. 80. сийскую правовую систему несвойственных для неё норм, к искажению уже существующих". 103.

Автор диссертации отмечает, что в условиях реформирования трудового законодательства, в преддверии принятия нового Трудового кодекса России, данное утверждение приобретает особое значение и убедительно доказывает необходимость упорядочения концепции управления персоналом, изменения её положений и дальнейшее развитие в России непосредственно в сочетании с нормами российского трудового права, (с.40−41).

3. Проводя логико-правовой и лексико-семантический анализ используемых законодателем слов и словосочетаний при организации норм КЗоТ РФ об испытании, автор подчеркивает, что трудовое право, как и другие отрасли российской правовой системы оперирует определенными терминамисловами и словосочетаниями, указывающими на самодостаточность и самостоятельность отрасли. Одной из особенностей языка права является то, что многие юридические термины, оценочные понятия — составные, например: испытание при дриеме на работу, выдержавший испытание, неудовлетворительный результат испытания и другие. Их можно назвать языковыми стандартами. Так, термин «испытание» ни у кого не будет ассоциироваться с реактивным самолетом и летчиком испытателем, потому что он употребляется законодателем в словосочетании «испытание при приеме на работу».

Большую роль, по мнению автора, в организации текста, в логичном выражении мыслей законодателя играет порядок слов. В отдельных текстах, например в тексте ст. 21 КЗоТ РФ «Испытание при приеме на работу», встречаются случаи его нарушения.(с.42).

Определенным своеобразием в праве обладают многозначные терми.

103 Иванов С. А. «От первой кодификации российского законодательства о труде к её современной подготовке», в сборнике Трудовое право и право социального обеспечения. Актуальные проблемы., М., Проспект, 2000, с. 10. ны. В тексте норм КЗоТ РФ об испытании (ст.ст. 21−23 КЗоТ РФ) слово «работа», например, используется в нескольких значениях: как место работы и как трудовая функция. Подчеркивается, что язык права должен отличаться от обыденной речи стремлением к точному обозначению различных юридических понятий.(с.43−44).

Практический интерес вызывает применение законодателем в тексте ст. 23 КЗоТ РФ «Результат испытания при приеме на работу» отглагольного существительного «освобождение» вместо «увольнение». По мнению автора, применение термина «освобождение» представляется не самым удачным и конкретным вариантом для обозначения прекращения трудового договора, в связи с тем, что «освобождение» от работы может, в определенных случаях, иметь временный характер.(с.46).

Использование определенных юридических понятий для выражения информации, умозаключения об определенном слове или термине, необходимо раскрывать в пояснении содержания понятия — определении. Отсутствие формальной определенности понятий «испытания при приеме на работу как проверки соответствия работника» и «срока испытания как определенного промежутка времени», приводит к смешению данных понятий, неточному их толкованию и применению.

В заключении данного раздела кандидатской диссертации автор отмечает, что статус права слишком ответствен, его язык является показателем у культуры законодателей, показателем их уважения к гражданам, для которых эти законы написаны, поэтому язык закона должен быть точным, лаконичным, являться эталоном официально-деловой речи и не должен нарушать нормы русского языка, (с.49).

4. В правовой литературе неоднократно предпринимались попытки дать определение испытанию при приеме на работу, однако, однозначного во всем подхода к рассмотрению данного понятия не наблюдалось. Уточняя характерные признаки испытания, его юридические свойства, такие, как законодательное закрепление данного понятия, договорный характер установления с отражением в акте правоприменения — трудовом договоре (контракте), ограничение испытания сроками и категориями лиц, определение способа испытания исходя из трудовой функции работника, а также рассмотрение испытания при приеме на работу в качестве юридического факта с обязательным наступлением правовых последствий для сторон трудового договора, автор указывает на необходимость разграничения понятий «условие об испытании» и «испытание при приеме на работу» и дает определения данных понятий.

Словосочетание «условие об испытании при приеме на работу», по мнению автора, должно применяться лишь в контексте с понятием «содержание трудового договора». В этой связи, условием об испытании необходимо считать установленный соглашением сторон дополнительный элемент содержания трудового договора (контракта), предусматривающий испытание с целью проверки соответствия работника поручаемой ему работе.(с.53−54).

Испытание при приеме на работу определено автором, как установленная законодательством и обусловленная сторонами при заключении трудового договора (контракта) процедура проверки соответствия профессиональных, деловых и личностных качеств работника поручаемой ему работе.(с.56).

5. Значение испытания при приеме на работу, его роль в системе норм трудового права представлены следующим образом: во-первых, испытание является одним из элементов децентрализованного (договорного) регулирования трудовых отношенийво-вторых, это важный способ проверки деловых и морально-психологических качеств работникавтретьих, это одно из важнейших условий правильного подбора и расстановки кадровв-четвертых, испытание следует рассматривать как условие правильного выбора работником места работывпятых, являясь одним из способов стабилизации трудовых отношений, испытание при приеме на работу, в конечном итоге, способствует выполнению государственных программ обеспечения занятости и трудоустройства населения.(с.57−58).

Закрепление условия об испытании в содержании трудового договора (контракта) является предпосылкой его соблюдения и исполнения сторонами трудового договора.

Раскрывая структуру юридических фактов, автор относит к правомерным юридическим действиям (юридическим актам), как условие об испытании, так и испытание при приеме на работу как проверку соответствия работника. Рассуждая о юридических фактах, разграничивая их по правовой роли, следует отметить, что испытание при приеме на работу обладает определенными юридическими свойствами, присущими правовому отношению. В основе данного правового отношения, являющегося специфической частью правоотношения трудового, лежат правомерные и неправомерные волевые действия работника и работодателя, т. е. юридические факты образующего и прекращающего по правовой роли характера, результатом которых, являются определенные законодателем правовые последствия.(с.64).

Раскрыв юридические свойства правовых норм, регулирующих вопросы установления и проведения испытания, их реализацию, автор отмечает, что в процессе правоприменения особую актуальность приобретает уяснение смысла и содержания этих правовых норм. Отсутствие в тексте закона юридического определения понятия испытания при приеме на работу, существенным образом затрудняет толкование норм и применение на практике, как процедуры проверки соответствия профессиональных и личностных качеств работника поручаемой работе.(с.69−70).

6. Законодатель использует цифровое выражение — срок, как одно из средств воздействия на поведение людей. Назначение испытательного срока заключается в том, что он определяет временные границы проверки соответствия работника поручаемой ему работе. Общая норма, определяющая пределы испытания, заключена в ст. 22 КЗоТ РФ, в силу которой, срок испытания, если иное не установлено законодательством, не может превышать трех месяцев, а в отдельных случаях, по согласованию с соответствующим профсоюзным органом — шести месяцев. Установленные законом предельные сроки испытания не могут быть увеличены или продлены ни самим работодателем, ни по соглашению его с работником, однако, закрепленная в трудовом договоре (контракте) продолжительность испытания может быть меньше максимальной.

Однако, сложилась однообразная практика установления наибольшей продолжительности периода испытания в, пределах максимально установленного, не учитывающая категории работников и требований к выполняемой работе. Подобная практика искажает намерения законодателя в предоставлении сторонам трудового договора (контракта) возможности варьирования срока испытания в установленных пределах, исходя из квалификационных требований, необходимых для выполнения трудовой функции работником, значимости и ответственности работы.

Необходимость дифференцированного подхода к продолжительности устанавливаемого при заключении трудового договора периода испытания неоднократно отмечалась в правовой литературе. В преддверии принятия нового Трудового кодекса РФ проблема законодательного урегулирования данного вопроса представляется наиболее актуальной.

Учитывая эти обстоятельства, автор счел возможным определить общие подходы к исчислению продолжительности срока испытания в зависимости от разрядов оплаты труда работников на примере постановления Минтруда РФ от 06.06.96 № 32 «Об утверждений разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик (требований) по общеотраслевым должностям служащих».

Определив коэффициент подсчета срока испытания (КПС), равный семи дням (календарная продолжительность одной недели), автор предлагает определить необходимый для проверки соответствия деловых и личностных качеств работника поручаемой ему работе срок испытания, путем умножения коэффициента подсчета срока испытания на разряд оплаты труда работника, установленный в трудовом договоре или в штатном расписании.

Проведя исследование с применением различных разрядов оплаты труда, устанавливаемых работнику в зависимости от его квалификации, сложности и ответственности поручаемой работы, автор пришел к выводу: количество недель, получаемых с помощью применения математической формулы, соответствует цифре разряда оплаты труда работника. Таким образом, достаточным для проверки деловых и личностных качеств работника сроком испытания будет являться ограниченный рамками календарного времени период испытания, соответствующий разряду оплаты труда выраженного в неделях. Такой подход к определению срока испытания для различных категорий работников будет обеспечивать необходимую дифференциацию, являться законным, целесообразным, справедливым и доступным.(с.81).

7. Правовое значение срока испытания автор определяет следующим образом: он ограничивает во времени право работодателя определять степень соответствия работника поручаемой работе и позволяет, в случае обнаружившегося несоответствия, уволить работника в установленном законом порядке по результатам испытания, (с.84).

Уделяя внимание важности дифференцированного подхода к исчислению продолжительности испытания, автор, тем не менее, признает, что продолжительность испытания не имеет решающего значения для результата проверки соответствия работника поручаемой работе. Определяя значение ограничения во времени права работодателя выявлять соответствие работника поручаемой работе как одну из гарантий соблюдения трудовых прав работников, автор полагает, что первостепенное значение должно уделяться качеству проверки работника, т. е. качеству проведения процедуры испытания. (с.86−87).

8. Из смысла статей КЗоТ РФ, посвященных вопросам испытания при приеме на работу следует, что срок испытания начинает течь с момента начала выполнения работником трудовых обязанностей, обусловленных трудовым договором (контрактом). Вывод об одновременности начала течения срока испытания и начала выполнения работником трудовой функции очень важен, так как он положен в основу правильного исчисления начала и окончания срока испытания.

В соответствии со ст. 221 КЗоТ РФ, течение сроков, с которыми связано возникновение или прекращение трудовых прав и обязанностей, начинается на следующий день после календарной даты, которой определено его начало. Таким образом, правило данной статьи указывает на то, что срок испытания, порождающий пределы права работодателя оценивать деловые и личностные качества работника, начинает течь лишь на следующий день за днем фактического начала работы работником, а это противоречит, в первую очередь, сложившейся практике применения испытания при приеме на работу.

Еще более неприемлемым в отношении окончания срока испытания кажется положение ч.2 ст. 211 КЗоТ РФ, указывающей на то, что если последний день срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается ближайший, следующий за ним рабочий день. Данное положение, по мнению автора, существенно нарушает трудовые гарантии испытуемого работника, к тому же, законодатель не включает в периоды времени, которые не засчитываются в срок испытания, общеустановленные выходные и праздничные дни. Исключение делается только в отношении периодов временной нетрудоспособности и других периодов, например, отпуск без сохранения заработной платы, когда работник отсутствовал на работе в рабочие дни по уважительным причинам. Цель, которую преследует законодатель, устанавливая данное правило — эффективно использовать срок испытания для проверки соответствия работника поручаемой работе.

Более правильным, по мнению автора, было бы конкретное указание законодателя на то, что сроки испытания продлеваются автоматически на период отсутствия работника на работе по уважительным причинам. Такое решение вопроса построено на принципе: «вне процесса труда нет испытания», (с. 90).

Обобщая изложенное, автор предлагает отнести сроки испытания к особой категории сроков, присущих исключительно институту трудового договора и не распространять на них действие указанных положений ст. 221 КЗоТ РФ. В текст закона предлагается внести формулировку следующего содержания: исчисление сроков испытания начинается с момента выполнения работником трудовых обязанностей и заканчивается последним календарным днем оговоренного сторонами периода, (с.91).

9. В период испытания при приеме на работу работник выполняет трудовую функцию, обусловленную заключенным трудовым договором (контрактом), следовательно содержание испытания как процедуры проверки должно быть подчинено конкретным требованиям к работе по определенной специальности, квалификации, должности.

Условие трудового договора (контракта) о выполнении работником определенной трудовой функции и условие об испытании неразрывно связаны между собой, их взаимосвязь обусловлена, по мнению автора, следующими характеристиками: во-первых, это условия одного трудового договора, заключаемого между конкретным работником и конкретным работодателемво-вторых, начало течения срока испытания и момент начала выполнения работником трудовой функции совпадаютвтретьих, в период испытания администрация обязана проверить соответствие работника той работе, которая обусловлена трудовым договором, (с.98−99).

Принцип определенности трудовой функции закреплен в ст. 24 КЗоТ РФ, однако, не всегда на практике работнику, принятому с испытанием, поручается в период испытания та работа, которая обусловлена трудовым договором (контрактом).

10. Логическим завершением процедуры испытания является его результат. Варианты итога, результата испытания законодательно закреплены в ст. 23 КЗоТ РФ и носят удовлетворительный и неудовлетворительный характер. При удовлетворительном результате испытания работник считается выдержавшим испытание и продолжает трудовую деятельность. Неудовлетворительный результат испытания позволяет администрации признать работника не выдержавшим испытания и освободить от работы. Автор отмечает, что расторжение трудового договора при неудовлетворительном результате испытания не указано в числе общих оснований расторжения трудового договора (контракта). В юридической литературе не уделяется внимание данному основанию расторжения трудового договора. Автор полагает, что освобождение работника от работы как невыдержавшего испытание, в полной мере и совершенно обоснованно должно рассматриваться в качестве основания расторжения трудового договора (контракта) по инициативе администрации. (с. 103−104).

11. Существенное значение для результата испытания имеет форма и процедура поверки соответствия работников. Совершенно неверным пред-ставляется закрепленный законодательно факт оценки результата испытания исключительно администрацией. Такой подход в регулировании данного вопроса не исключает возможности проявления субъективизма, а следовательно необъективности в оценке результатов испытания. Автор предлагает изменить механизм оценки результатов испытания при приеме на работу с обязательным привлечением к оценке результатов испытания не только представителей работодателя, но и представителей трудового коллектива, либо чле-нов действующей аттестационной комиссии. Автор указывает, что выборные профсоюзные органы могут и должны вносить свою лепту в процесс оценки результатов испытания, способствуя тем самым соблюдению принципов законности, объективности и равноправия в осуществлении целей и задач деятельности профессиональных союзов.

Описывая механизм проведения оценки результатов испытания при приеме на работу, автор полагает целесообразным закрепление данных положений в локальном нормативном акте — коллективном договоре.(с. 108).

Результат оценки испытания каждого работника, принятого на работу с испытанием должен закрепляться письменно и подписываться представителями обеих сторон. Разработана примерная форма акта оценки результатов испытания, (с. 110).

12. Автор подчеркивает, что реализация норм трудового права, в том числе, правоприменение в сфере трудовых отношений, всегда отличалась определенной сложностью. В последнее время все чаще и чаще в правовой литературе появляются публикации, касающиеся вопросов испытания при приеме на работу, описывается практика применения испытания, носящая, в основном, негативный характер. Основные причины негативного отношения работодателей к требованиям КЗоТ РФ выражаются в следующем: во-первых, одной из причин является отсутствие четкой правовой регламентации установления испытательного срока, порядка проведения и оценки результатов испытания. Следующей причиной можно назвать отсутствие толкования правовых норм в судебной практике, а следовательно, неправильное понимание установленных законом правил. Немаловажной причиной является желание большинства негосударственных организаций обойти трудовое законодательство, «уйти» от трудового права к праву гражданскому. Необходимо отметить и терпимое отношение самих работников к произволу работодателей, по-видимому, из-за боязни потерять рабочее место, (с.113).

Нарушение работодателями правовых норм об испытании обусловлено не столько несовершенством данных норм, сколько их незнанием, правовым нигилизмом и желанием следовать новомодным учениям, усиленно пропагандируемым в России. В этой ситуации речь должна идти о повышении ответственности работодателя, путем включения соответствующих норм в институт материальной ответственности, при условии разработки действенного механизма привлечения к данной ответственности.

Негативное отношение большинства ученых-трудовиков вызывают попытки применения на практике в трудовых отношениях гражданско-правовых конструкций. С подобной практикой чаще всего можно столкнуться в частном секторе экономики, где трудовые договоры (контракты) порой не заключаются вообще, испытание при приеме на работу устанавливается волевым решением работодателя, условие об испытании письменно не закрепляется, сроки испытания устанавливаются произвольно, в период испытания зачастую трудовые права и гарантии работников нарушаются.(с.114).

Однако, ни действующее законодательство о труде Российской Федерации, ни Конституция РФ, вступившая в силу 25 декабря 1993 года, не дают оснований для подобного произвола. Права и свободы человека в Российской Федерации являются высшей ценностью, соблюдение и защита их являются обязанностью государства. В современных условиях России весьма актуальными становятся принципиальные требования Международной Организации Труда, касающиеся основополагающих прав человека в сфере труда. Важным шагом в этом направлении является принятие Международной конференцией труда 18 июня 1998 года Декларации МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда, в которой обобщены основные положения конвенций МОТ в области прав человека. Немаловажное значение в сфере регулирования трудовых отношений и, в частности, в вопросах испытания при приеме на работу, имеет ратифицированная Российской Федерацией 2 июля 1998 года Конвенция № 150 1978 года О регулировании вопросов труда: роль, функции и организация.

13. К сожалению, в последнее время в научной литературе стали появляться публикации об актуальности применения цивилистического подхода в регулировании социально-трудовых отношений. Речь идет о подмене норм трудового права нормами гражданского права. Именно в гражданско-правовом регулировании отношений найма труда отдельные авторы видят будущее законодательства о труде. Данные выводы нельзя признать состоятельными, более того, они опасны, поскольку подобное отношение к трудовому законодательству неизбежно приведет к его массовым нарушениям и самым негативным образом отразится на практике применения, (с. 129).

В период реформирования трудового законодательства представляется особенно важным сохранение достигнутого в области защиты трудовых прав работников, усиление государственного регулирования по важнейшим институтам отрасли и возрастание роли коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений.

14. О необходимости усиления правовых гарантий работников, именно на государственном уровне, свидетельствует опыт зарубежных стран. Регламентация процедуры испытания при приеме на работу, как одного из важнейших условий правильного подбора и расстановки кадров в законодательстве зарубежных стран — явное тому подтверждение. Всесторонне анализируя законодательство о труде зарубежных стран, И. Я. Киселев пришел к выводу: «испытательный срок — традиционный способ определения профпригодности работника"104.

104 Киселев И. Я. Сравнительное и международное трудовое право. Учебник для вузов., М, Дело, 1999, с. 140.

Автор диссертационного исследования, изучая законодательство большинства западных стран, выявил ряд общих положений, характеризующих порядок и условия проведения испытания при приеме на работу. Анализ действующего трудового законодательства Латиноамериканских стран показал недостаточность и неконкретность правовой регламентации испытания при приеме на работу, (с. 116−117).

Проведенный сравнительный анализ правовой регламентации испытания при приеме на работу российского трудового законодательства и Закона о труде Китайской Народной Республики выявил следующее: испытание при приеме на работу в КНР не получило достаточной правовой регламентации, хотя применяется в большинстве случаев заключения трудового договора вне зависимости от срока их действия. Отсутствует конкретизация действий нанимающей единицы и трудящегося в период испытания, не закреплен правовой механизм оценки результатов испытания. Проведение данного исследования позволило автору сделать вывод о том, что изучение зарубежного опыта необходимоне столько для его копирования, сколько для выявления и устранения отдельных недостатков Российского законодательства.(с.125−126) 15. Решение отдельных проблем в сфере регулирования трудовых отношений, в том числе, связанных с испытанием при приеме на работу, возникновение которых является неизбежным следствием перестройки экономики, приватизации и изменения организационно-правовых форм многих существующих субъектов хозяйственной деятельности и появление новых, автор видит в усилении гарантий соблюдения основополагающих принципов и прав в сфере труда, в совершенствовании механизма их реального применения. В условиях политической и экономической нестабильности, широкомасштабного развития теневой экономики, коррумпированности, реформирование трудового законодательства путем принятия нового Трудового кодекса России может и не явиться панацеей. Наиболее реальным и гарантированным решением представляется обновление действующего КЗоТ РФ, с обязательным сохранением тех гарантий и тех норм, которые оправдали свое существование многолетней практикой их реализации, а также усилением коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений.^. 131).

Показать весь текст

Список литературы

  1. БНАФ РФ Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти (официальное издание).
  2. Минтруда РФ (Минтруда России) Министерство труда и социального развития Российской Федерации.
  3. САПП РФ Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации (издание Администрации Президента Российской Федерации).
  4. СЗ РФ Собрание законодательства Российской Федерации (официальное издание Администрации Президента Российской Федерации).
  5. СПП СССР Собрание постановлений Правительства Союза Советских Социалистических Республик (издание Управления Делами Совета Министров СССР).1.
  6. Всеобщая декларация прав человека: Резолюция 217А Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г. // СССР и международное сотрудничество в области прав человека: Документы и материалы. М.: Международные отношения, 1989.
  7. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. // СССР и международное сотрудничество в области прав человека: Документы и материалы. М.: Международные отношения, 1989.
  8. Конвенция Международной организации труда № 29 (1930 г.) о принудительном или обязательном труде // Конвенции и рекомендации МОТ. Т. 1.-Женева, 1991.
  9. Конвенция Международной организации труда № 95 об охране заработной платы: Принята Генеральной Конференцией МОТ 1 июля 1949 г. // СССР и международное сотрудничество в области прав человека: Документы и материалы. М.: Международные отношения, 1989.
  10. Конвенция Международной организации труда № 100 о равном вознаграждения мужчин и женщин за труд равной ценности от 29 июня 1951 г. // СССР и международное сотрудничество в области прав человека: Документы и материалы. М.: Международные отношения, 1989.
  11. Конвенция Международной Организации Труда № 105 об упразднении принудительного труда: Принята Генеральной конференцией МОТ 25 июня 1957 г. // Бюллетень Минтруда РФ. 1998. — № 10. — С. 64.
  12. Конвенция Международной организации труда № 111 о дискриминации в области труда и занятости от 25 июня 1958 г. // СССР и международное сотрудничество в области прав человека: Документы и материалы. М.: Международные отношения, 1989.
  13. Конвенция Международной Организации Труда № 142 о профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов: Принята Генеральной Конференцией МОТ 23 июня 1975 г.
  14. Конвенция Международной Организации Труда № 150 (1978 г.) о регулировании вопросов труда: роль, функции и организация // Бюллетень Минтруда РФ. 1998. -№ 10. — С. 76.
  15. Конвенция № 34/180 о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин: Принята Генеральной Ассамблеей ООН 18 декабря 1979 г. // Международные нормы о правах человека и применение их судами РФ: Практическое пособие. М.: Права человека, 1996.
  16. Декларация Международной Организации Труда об основополагающихпринципах и правах в сфере труда: Принята Генеральной конференцией МОТ 18 июня 1998 г. // Российская газета. 1998. — 16 дек.
  17. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. — 25 дек.
  18. Кодекс законов о труде Российской Федерации: Принят Верховным Советом РСФСР 9 декабря 1971 г. // Ведомости Верховного Совета РСФСР. -1971. № 50. — ст. 1007. — В редакции по состоянию на 27 декабря 2000 г.
  19. О службе в таможенных органах Российской Федерации: Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ // СЗ РФ. 1997. — № 30. — ст. 3586.
  20. Об акционерных обществах: Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ // Российская газета. 1995. — 29 декабря.
  21. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ // СЗ РФ. 1995. — № 48. — ст. 4563.
  22. Об образовании: Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266−1 // Российская газета. 1992. — 31 июля. — В редакции по состоянию на 16 ноября 1997 г.
  23. О занятости населения в Российской Федерации: Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032−1 // Российская газета. -1991.-24 мая. В редакции по состоянию на 20 ноября 1999 г.
  24. О производственных кооперативах: Федеральный закон от 8 мая 1996 г. № 41-ФЗ // СЗ РФ. 1996. — № 20. — ст. 2321.
  25. О высшем и послевузовском профессиональном образовании: Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ // СЗ РФ. 1996. — № 35. — ст. 4135.
  26. О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности: Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ // СЗ РФ. 1996. — № 3. — ст. 148.
  27. Об основах муниципальной службы в Российской Федерации: Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 8-ФЗ // Российская газета. 1998. — 16•янв.
  28. О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. В редакции по состоянию на 10 февраля 1999 г. № 32-Ф3 // РГ. 1999,17 февр.
  29. Об основах государственной службы в Российской Федерации: Федеральный закон от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ // СЗ РФ. 1995. — № 31. — ст. 2990.
  30. Основной закон о труде Народной Демократической Республики Йемен № 14 от 1978 года // НДРЙ: Конституция и законодательные акты / Под ред. Ю. А. Юдина. М.: Прогресс, 1985.
  31. Закон о труде Китайской Народной Республики от 5 июля 1994 г. // Труд за рубежом. 1996. — № 1.
  32. Статут трудящихся Италии: Закон № 300 от 20 мая 1970 г. // Италия: Конституция и законодательные акты / Под ред. Ю. А. Юдина. М.: Прогресс, 1988.
  33. Кодекс Труда Франции от 2 января 1973 г. (в редакции 1981 г. с учетом изменений, внесенных в 1982 г.) // Сборник нормативных актов: Трудовое право Франции / Под ред. H.A. Муциновой. М.: Изд-во Университета дружбы народов, 1985.
  34. Об условиях труда временных рабочих и служащих: Указ Президиума Верховного Совета СССР от 24 сентября 1974 г. № 311-IX // ВВС СССР. -1974.-№ 40.-ст. 662.
  35. Об условиях труда рабочих и служащих, занятых на сезонных работах: Указ Президиума Верховного Совета СССР от 24 сентября 1974 г. № 3101. // ВВС СССР. 1974. — № 40. — ст. 661. — В редакции Указа Президиума
  36. Верховного Совета СССР от 26 января 1983 г. № 8723-Х, с учетом заключения Комитета Конституционного надзора СССР от 4 апреля 1991 г. № 20.
  37. Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации: Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 3 июня 1993 г. № 5090−1 // ВВС РФ. 1993. — № 25. — ст. 903.
  38. О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применения к ним специальных процедур: Указ Президента Российской Федерации от 14 июня 1992 г. № 623 // ВСНДВС РФ. 1992. — № 25. — ст. 1419.
  39. Об ответственности за нарушение трудовых прав граждан: Указ Президента Российской Федерации от 10 марта 1994 г. № 458 // САПП РФ. -1994.-№ 11.-ст. 851.
  40. О мерах по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов: Указ Президента Российской Федерации от 25 марта 1993 г. № 394 // САПП РФ. 1993. — № 13. — ст. 1104.
  41. О Реестре государственных должностей федеральных государственных служащих: Указ Президента Российской Федерации от И января 1995 г. № 33 // СЗ РФ. 1995. — № з. — ст. 174.
  42. О квалификационных требованиях по государственным должностям федералыюй государственной службы: Указ Президента Российской Федерации от 30 января 1996 г. № 123 // СЗ РФ. 1996. — № 6. — ст. 533.
  43. Об утверждении положения о проведении конкурса на замещение вакантной государственной должности федеральной государственной службы: Указ Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 604 // Российская газета. 1996. — 16 мая.
  44. О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки: Постановление Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 г. № 785 // САПП РФ. 1992. — № 16.-ст. 1253.
  45. О целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием: Постановление Правительства Российской Федерации от 19 сентября 1995 г. № 942 // СЗ РФ. 1995. — № 39. -ст. 3777.
  46. О реформе предприятий и иных коммерческих организаций: Постановление Правительства Российской Федерации от 30 октября 1997 г. № 1373 // Российская газета. 1997. — 13 нояб.
  47. Положение об условиях труда надомников: Утверждено постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 сентября 1981 г. № 275/17−99 // Бюллетень Госкомтруда СССР. 1982. — № 1.
  48. Об утверждении основных положений о вахтовом методе организации работ: Постановление Госкомтруда СССР, ВЦСПС и Минздрава СССР от 31 декабря 1987 года № 794/33−82 // Бюллетень Госкомтруда СССР.1998,-№ 5.
  49. Об утверждении Рекомендаций по заключению трудового договора (контракта) в письменной форме и Примерной формы трудового договора (контракта): Постановление Минтруда России от 14 июля 1993 г. № 135 // Бюллетень Минтруда РФ. 1993. — № 9−10.
  50. Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по общеотраслевым должностям служащих: Утверждены постановлением Минтруда России от 6 июня 1996 г. № 32 // Бюллетень Минтруда РФ. 1996. — № 7.
  51. Положение о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда: Утверждено постановлением Минтруда России от 14 марта 1997 г. № 12 // Бюллетень Минтруда РФ. 1997. — № 5.
  52. Об утверждении Положения о порядке оказания гражданам содействия в трудоустройстве в другой местности: Постановление Минтруда России от 21 июля 1997 г. № 41 // Бюллетень Минтруда РФ. 1998. — № 4.
  53. Об утверждении Положения о порядке заключения контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации: Приказ ГТК России от 26 ноября 1997 г. № 701 // БНАФ РФ. 1998. — № 3. — С. 34.
  54. Об утверждении примерного контракта с руководителем федерального государственного унитарного предприятия: Распоряжение Мингосимуще-ства России от 16 февраля 2000 г. № 189-р // БНАФ РФ. 2000. — № 13. -С. 5.
  55. Положение об условиях работы по совместительству: Утверждено постановлением Госкомтруда СССР, Минюста СССР и Секретариата ВЦСПС от 9 марта 1989 г. № 81/604-К-3/6−84 // Бюллетень Госкомтруда СССР.1989. № 6. — По состоянию на 5 ноября 1999 г.
  56. Бюллетень Верховного Суда РСФСР. 1967. — № 2.
  57. Бюллетень Верховного Суда РСФСР. 1973. — № 7.
  58. Бюллетень Верховного Суда РСФСР. 1975. — № 8.
  59. Бюллетень Верховного Суда РСФСР. 1983 — № 6.
  60. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих: Утвержден постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 27 марта 1986 г. № 102/6−142 // Отд. изд. / Госкомтруд СССР. М.: Экономика, 1987.
  61. Общесоюзный классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов: Утвержден постановлением Госстандарта СССР от 27 августа 1986 г. № 016 // Отд. изд. М.: Экономика, 1987.
  62. Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих: Выпуск 2 / Госкомтруд СССР. М.: Экономика, 1989.
  63. Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов: Утвержден постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. № 367 / Изд. офиц. М., 1995.
  64. Н.Г. Трудовое правоотношение. М., 1948.
  65. Н.Г. Законность и правоотношения в советском обществе. -М., 1955.
  66. Н.Г. Советское трудовое право. М., 1963.
  67. Н.Г. Правовые основы социалистического труда. Об основах законодательства СССР и союзных республик о труде // Роль советских профсоюзов в регулировании трудовых отношений рабочих и служащих. -М., 1972.
  68. Н.Г., Зайкин А. Д., Лившиц Р. З. Основной закон о труде. -М.: Профиздат, 1972.
  69. С.С. Общая теория права. Т 2. — М., 1982.
  70. И. Стратегическое управление / Пер. с англ. М.: Экономика, 1989.
  71. Ю.К. Проблемы подготовки специалистов в странах с развитой рыночной экономикой // Труд за рубежом. 1996. — № 1.
  72. С.Я. Подготовка рабочих кадров. М., 1984.
  73. .К. Трудовая правоспособность советских граждан. М.: Юрид. лит-ра, 1972.
  74. А.К., Бикеев A.A., Сафина Д. А. Индивидуально-договорное регулирование труда рабочих и служащих. Казань: Изд. Казанского ун-та, 1984.
  75. Безработица: диагноз и методы лечения // Человек и труд. 1994. — № 4.
  76. И.В. Кадры. Подбор и оценка. М.: Московский рабочий, 1984.
  77. Е.Ф. Экономическая теория: Курс лекций. М., 1996.
  78. Л.Ю. Свобода труда и свобода трудового договора в СССР (юридический аспект). Красноярск, 1984.
  79. А. Стратегия маркетинга: 10 шагов к успеху. Стратегия менеджмента: 5 факторов успеха / Пер. с нем. М.: Экономика, 1995.
  80. К.В. Рабочим и служащим о трудовом законодательстве. М., 1973.
  81. А.Б. Теория государства и права: Учебник для вузов. М., 1998.
  82. В.Р. Основы менеджмента: Учебное пособие. М.: Гном-пресс, 1999.
  83. О.С. Стратегическое управление: Учебник. М.: Изд-во МГУ, 1995.
  84. О.С., Наумов А. И. Менеджмент. 3-е изд. — М.: Гардарика, 1999.
  85. А.П. Управление персоналом в условиях рыночной экономики: опыт ФРГ. М.: Дело, 1992.
  86. Н.А. Если тебе грозит безработица. М.: Профиздат, 1993.
  87. О.Н. Юридические гарантии трудовых прав граждан СССР при приеме на работу: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. -М, 1979.
  88. О.Н. Испытательный срок в трудовом праве // Советская юстиция. -1982. -№ 14.
  89. В.В. Правовое регулирование труда в условиях перехода к рыночной экономике. М., 1995.
  90. В. Контракт: условия и особенности его заключения. // Закон. -1993,-№ 6.
  91. С.Ю. Понятийный аппарат трудового права. Екатеринбург, 1997.
  92. С.Ю. Эволюция терминологии трудового права от первого кодекса до наших дней // Трудовое право и право социального обеспечения. Актуальные проблемы. М.: Проспект, 2000.
  93. Гражданское процессуальное право России: Учебник. М.: Былина, 1999.
  94. М.В. Управление трудом. М., 1990.
  95. К.Н., Толкунова В. Н. Трудовое право России. М., 1997.
  96. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х т. -М.: Изд-во «Русский язык», 1999.
  97. В. Тенденции развития трудового права в промышленно развитых странах // Государство и право. 1995. — № 2.
  98. Дж. Основополагающие идеи в менеджменте: Уроки основоположников менеджмента и управленческой практики / Пер. с англ. М.: Дело, 1996.
  99. А.П. Управление персоналом. Нижний Новгород: Нимб, 1997.
  100. В. Заключение трудового договора (контракта) // Российская юстиция. 1995. -№ 10.
  101. В.В., Ершова Е. А. Трудовой договор. М.: Изд-во «Дело», 2000.
  102. О.Б. Развитие законодательства о трудовых договорах (контрактах) // Вестник МГУ. Серия «Право». — 1995. — № 3.
  103. В.В. Испытание рабочих и служащих по советскому трудовому праву: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Харьков, 1987.
  104. П.И. Правовое регулирование сроков в трудовых отношениях: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Харьков, 1974.
  105. А.Д. Российское трудовое право: Учебник. М.: Изд-во «Норма», 1998.
  106. А.Д., Войленко В. И., Гейхман В. Л. Основы трудового законодательства СССР: Учебное пособие. М., 1985.
  107. В., Кленов В. Испытательный срок в трудовом праве // Советекая юстиция. 1974. — № 5.
  108. СЛ. От первой кодификации Российского законодательства о труде к её современной подготовке // Трудовое право и право социального обеспечения. Актуальные проблемы. М.: Проспект, 2000.
  109. С.А., Лившиц Р. З. Личность в советском трудовом праве. М., 1982.
  110. В.Б. Юридические факты в советском праве. М., 1984.
  111. Кадры предприятия: Практическое пособие. М.: Дело и Сервис, 2000.
  112. Как работают японские предприятия / Под ред. Я. Модена, Р. Сибакова. -М.: Экономика, 1989.
  113. Т.В. Хозяйственные товарищества и общества: Правовое регулирование внутрифирменной деятельности. М., 1995.
  114. И .Я. Личность в буржуазном трудовом праве. М.: Изд-во «Наука», 1982.
  115. И.Я. Трудовое право стран Запада на рубеже XXI века // Государство и право. 1996. — № 1.
  116. И.Я. Зарубежное трудовое право: Учебник. М.: Норма, 1998.
  117. И.Я. Сравнительное и международное трудовое право: Учебник.-М.: Дело, 1999.
  118. Е.А. Уточнение трудовых функций работника в должностных инструкциях // Советская юстиция. 1972. — № 10.
  119. Кодекс законов о труде с постатейными разъяснениями / Под ред. E.H. Данилова, A.M. Стопани. М, 1929.
  120. Комментарий официальных органов к Кодексу законов о труде РФ. -М.: ИНФРА-М, 2000.
  121. Комментарий к законодательству о труде / Под ред. А. И. Ставцевой. -М., 1981.
  122. Комментарий к Кодексу законов о труде РФ / Под ред. К. Н. Гусова. -М.: Проспект, 1997.
  123. Комментарий к Кодексу законов о труде РФ / Под ред. В. И. Никитинского, Б. А. Шеломова. М.: Вердикт, 1993.
  124. А.Н. Речь на Минской областной партийной конференции // Советская Белоруссия. 1968. — 15 окт.
  125. Ф. Основы маркетинга / Пер. с англ.: Общ. ред. Е. М. Пеньковой. -М.: Прогресс, 1990.
  126. O.A. Юридические факты в советском гражданском праве. -М., 1958.
  127. A.M. Контракт с руководителем предприятия // Закон. 1995. -№ 10.
  128. A.M. Трудовое право: на пути к рынку. М., 1995.
  129. В.И. Аттестация специалистов народного хозяйства. М., 1981.
  130. Курс Российского трудового права. Т. 1. Общая часть / Под ред. Е. Б. Хохлова. СПб., 1996.
  131. Н.Д. Технология управления рыночными структурами. М., 1997.
  132. Л.И. Правовые проблемы конкурсного набора, аттестации кадров и рабочих мест на современном этапе: Автореф. дис. канд. юрид. наук. -Луганск, 1991.
  133. Ф.М. Виды трудового договора. М.: Юрид. лит-ра., 1966.
  134. Р.З. Трудовое законодательство: настоящее и будущее. М.: Наука, 1989.
  135. Р. З. Чубайс Б.М. Трудовой договор. М., 1986.
  136. В.И. Об авторитете руководителя. 2-е изд., доп. — М.: Политиздат, 1989.
  137. С.П. Современные проблемы общей части российского трудового права. СПб., 1993.
  138. М.И. Поиск и отбор персонала: Практическое пособие для руководителей и специалистов кадровых служб. М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1997.
  139. А. Принципы экономической науки. М., 1993. — Т. 1.
  140. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. -М.: Экономика, 1988.
  141. В.И. Источники трудового права Российской Федерации: теория и практика: Автореф. дис.. д-ра юрид. наук. М., 1998.
  142. М. В. Сойфлер В.Г. Стабильность трудовых правоотношений. -М., 1976.
  143. В.Д. Сроки в советском трудовом праве: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Свердловск, 1972.
  144. H.A. Трудовое право развивающихся стран. М.: УДН, 1989.
  145. Народная Демократическая Республика Йемен: Конституция и законодательные акты / Под ред. Ю. А. Юдина. М.: Прогресс, 1985.
  146. В.И. Эффективность норм трудового права. М.: Юрид. лит-ра, 1971.
  147. В., Орлов А. Трудовой контракт и рыночная экономика // Социалистический труд. 1991. — № 2.
  148. A.A. Регулирование трудовых отношений на предприятии между работником и работодателем в Великобритании // Труд за рубежом. 1996. -№ 1.
  149. И.В. Сделки. Исковая давность. М., 1958.
  150. Новые Конституции стран СНГ и Балтии: Сборник документов / Под ред. H.A. Михалева. -М.: Манускрипт, 1994.
  151. А. М. Рынок труда: Правовые проблемы и перспективы: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 1998.
  152. А.Ф., Чиканова JI.A. Практика применения законодательства о труде: Научно-практическое пособие. М.: Юрид. лит-ра, 2000.
  153. О соблюдении трудовых прав: Доклад Комиссии по правам человекапри Президенте РФ // Российская газета. 1994. — 25 авг.
  154. Обобщение судебной практики по спорам о восстановлении на работе Кировского областного суда за 6 месяцев 1998 года.
  155. Д.М. Государственная служба Российской Федерации. М.: Юрист, 1996.•
  156. И.А. Управление персоналом организации. Минск: Амал-фея, 2000.
  157. С.И. Словарь русского языка. М., 1975.
  158. С .И. Словарь русского языка. M., 1982.
  159. Организация и проведение аттестации государственных служащих (методические основы): Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. Е. Д. Катульского, Ю. М. Забродина, А. Ф. Зубковой. М.: Институт труда Минтруда России, 1997.
  160. А.Г. Законодательство о труде и технический прогресс. М., 1964.
  161. А.Г. Право и инициатива в труде. М., 1982.
  162. Ю.П. Правовое регулирование подготовки и расстановки кадров. -М., 1983.
  163. Ю.П. Конституционные гарантии права на образование в СССР.-М., 1986.
  164. Осипцева.Ж. П. Трудовой договор в ФРГ // Государство и право. 1992. -№ 2.
  165. У. Методы организации производства. Японский и американский подходы / Сокр. пер. с англ. М., 1984.
  166. A.C. Роль советского трудового права в деле набора и использования кадров в государственной промышленности: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. JL, 1953.
  167. A.C. Правовые формы обеспечения производства кадрами в СССР.-М., 1961.
  168. A.C. Правовое регулирование подготовки и распределения кадров.-Л., 1966.
  169. A.C. Трудовое право России: Учебник. СПб.: Изд-во С-Петерб. Университета, 1994.
  170. A.C., Иванкина Т. В., Магницкая Е. В. Кадровая политика и право.-М., 1989.
  171. Права человека в России международное измерение: Сборник документов. — Вып. 1. — М.: Права человека, 1995.
  172. Правовое регулирование труда в условиях перехода к рыночной экономике / Под. ред. Ю. П. Орловского. М., 1996.
  173. Практикум по Российскому трудовому праву / Под ред. А. Д. Зайкина, A.A. Абрамова. М.: НОРМА-ИНФРА, 1999.
  174. Прием и увольнение работников: Пособие для руководителей, начальников отделов кадров. М.: АО «Ассиана», 1995.
  175. А.И. Трудовое правоотношение и правовое положение рабочих и служащих // Вопросы государства и права. М., 1970.
  176. А.И. Метод правового регулирования трудовых отношений. -М., 1972.
  177. А.И. Предмет советского трудового права. М., 1979.
  178. А.И. Гуманизм норм советского трудового права. Харьков, 1982.
  179. A.M. Об испытательном сроке // Проблемы гражданского права и процесса. Л., 1969.
  180. A.M. О трудовом договоре (контракте) преподавателей вузов // Правоведение. 1994. — № 2.
  181. A.M., Сафиуллин Д. Н. Правовая экономика: проблемы становления. -М., 1991.
  182. Ю.А. Формирование управленческих кадров: социально-правовые проблемы. М., 1982.
  183. Российское трудовое право / Под ред. А. Д. Зайкина. М., 1997.
  184. JI.B. Договор найма труда в России. М.: МТ-Пресс, 1999.
  185. В.А. История развития законодательства о трудовом договоре. Трудовое право и право социального обеспечения. Актуальные проблемы. М.: Проспект, 2000.
  186. Н.В. Правое регулирование трудовых отношений в США. М.: Юрид. лит-ра, 1972.
  187. В.Н. Обеспечение трудовых прав в СССР. М., 1987.
  188. И.А., Ефремов О. Ю. Управление персоналом. СПб.: Изд-во Смольного ун-та, 2000.
  189. О.В. Эффективность правового регулирования организации труда на предприятии. М., 1968.
  190. О.В. Основные принципы советского трудового права. М., 1977.
  191. Советское трудовое право / Под. ред. Н. Г. Александрова. М., 1972.
  192. Советское трудовое право / Под ред. B.C. Андреева, В. Н. Толкуновой. -М., 1987.
  193. Советское трудовое право / Под ред. А. С. Пашкова, О. В. Смирнова. -М&bdquo- 1982.
  194. Советское трудовое право: проблемы использования трудовых ресурсов / Под ред. С. А. Иванова. М.: Наука, 1990.
  195. В.Г. Стимулирование работников за развитие новой техники. -М., 1971.
  196. В.Г. Правовое регулирование хозяйственных и трудовых отношений, связанных с созданием и внедрением новой техники: Автореф. дис. д-ра юрид. наук. М., 1996.
  197. В. Методы отбора и управления персонала // Кадры. 1996. — № 6.
  198. Справочник кадровика. 2000. — №№ 0, 3,4.
  199. Сравнительное трудовое право (по материалам советско-британского симпозиума) / Под. ред. СЛ. Иванова, И. Я. Киселева, М. М. Славина. М., 1989.
  200. А.И. Трудовой договор основная правовая форма распределения трудовых ресурсов // Роль трудового договора в регулировании общественных отношений. — Пермь, 1983.
  201. А.И., Хохрякова О. С. Трудовой договор. М., 1983.
  202. Э.К. Как управлять персоналом? М., 1995.
  203. Судебный контроль и право человека: Материалы российско-британского семинара / Пер. с англ.: Под. ред. В. М. Савицкого. М.: Права человека, 1996.
  204. США: Экономика, политика, идеология. 1992. — № 2.
  205. Л.А. Трудовое право. М.: Высшая школа, 1995.
  206. Л.А. Трудовые отношения и трудовое право // Государство и право. 1996. — № 7.
  207. Тарифно-квалификационные характеристики по общеотраслевым профессиям рабочих. М.: ИНФРА-М, 1997.
  208. Ф.У. Принципы научного менеджмента / Пер. с англ. М., 1991.
  209. Труд государственных служащих: Учебное пособие / Институт труда (НИИ) Минтруда России. М.: ЗАО «Финстатинформ», 2000.
  210. Труд за рубежом. 1996. — № 1.
  211. Трудовое законодательство для наемного работника: Справочник / Под ред. проф. В. И. Шкатуллы. М.: ИНФРА-М, 2000.
  212. Трудовое законодательство России. 1997−2000 годы: Сборник федеральных законов и иных нормативных актов правовых актов РФ / Под ред. проф. Ю. П. Орловского. В 2-х т. — М., 2000.
  213. Трудовое законодательство: Сборник нормативных актов / Под ред. К. Н. Гусова., — М., 1996.
  214. Трудовое право и право социального обеспечения. Актуальные проблемы. М.: Проспект, 2000.
  215. Трудовое право Франции: Сборник нормативных актов / Под ред. H.A. Муциновой. М.: Изд-во УДН, 1985.
  216. Трудовые споры: Сборник документов. М.: Юринформцентр, 1999.
  217. Дж. Коучинг новый стиль менеджмента и управления персоналом: Практическое пособие. — М.: Финансы и статистика, 2000.
  218. Управление организацией: Учебник / Под ред. А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, H.A. Саломатина. М.: ИНФРА-М, 2000.
  219. Управление человеческими ресурсами- стратегия и практика / Тез. докл. на междунар. конф. 26−28 апр. 1996 г. Алма-Ата, 1996.
  220. К.П. Гарантии права на труд. М., 1984.
  221. Э.А. Курс менеджмента. М.: Зерцало, 1998.
  222. П. Экономический образ мышления / Пер. с англ.: Изд. стереотипное. -М.: Дело: Cafallaxy, 1993.
  223. В.М. Управление персоналом: Учебное пособие. СПб.: Изд-во «Питер», 2000.
  224. Цзе К. К. Методы эффективной торговли: опыт лучшей торговой фирмы года / Пер. с англ. М.: Экономика, 1988.
  225. М. Процессуальные сроки // Советская юстиция. 1965. — № 21.
  226. Швеция: Конституция и законодательные акты. М., 1983.
  227. А.И. Право и труд молодежи. М., 1973.
  228. А.И. Вы поступаете на работу. М.: Изд-во «Радуга», 1998.
  229. А.И. Об актуальности научных идей о правовом регулировании трудовых отношений для современного периода реформирования трудового законодательства // Трудовое право и право социального обеспечения. Актуальные проблемы. М.: Проспект, 2000.
  230. A.B. Менеджмент и творчество руководителя коммерческой организации: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Пермь, 1996. 233. Яблоко действует. Только факты / Под ред. С. С. Митрохина. — М.: Центр экономических и политических исследований, 1999.
Заполнить форму текущей работой