Социальная детерминация диалектики символических форм художественного познания в культуре
Диссертация
В-третьих, актуальность темы исследования определяется еще и тем, что на современном этапе коренной перестройки российского общества все большее значение приобретают проблемы воспитания и образования человека как личности. При этом, как и любая другая сфера общественной жизни, образование предполагает определенное научное обоснование условий, особенностей, закономерностей и тенденций… Читать ещё >
Содержание
- Г
- Введение
- II. Глава 1. Художественное познание как социокультурное явление
- 1. 1. Сущность и структура познавательной деятельности человека
- 1. 2. Специфика социокультурной обусловленности искусства как формы познания и моделирования мира
- III.
- Глава 2. Структурно-семантические основания символических форм художественного познания
- 2. 1. Роль знаков и символов в структуре человеческого познания
- 2. 2. Особенности семиотической системы художественного познания
- 2. 3. Семантика знаково-символических форм изобразительной деятельности и искусства палеолита
Список литературы
- Абрамова З.А. Древнейшие формы изобразительного творчества (Археологический анализ палеолитического искусства): Сб. Ранние формы искусства — М., 1972. — С. 9 — 29.
- Абрамова З.А. Об опыте конкретно-исторического анализа проблемы происхождения искусства. // Сов. Этнография 1976 — № 6. — С. 68−73.
- Агамалян Г. Г. Гносеологические вопросы происхождения и развития искусства. // Вопросы философия 1969. — С.125 — 133.
- Алексеев В.П. К происхождению бинарных оппозиций в связи с возникновением отдельных мотивов первобытного искусства: Сб. Первобытное искусство. Новосибирск, 1976. — С. 40 — 46.
- Акопян К.З. Формально-структурные основания эстетической культуры // Сб. Эстетическая культура. М., 1996.
- Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. /Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1974. 392 е.: ил.
- Арсеньев В.Р. Звери — боги люди. — М., 1991. — 160 с.
- Бараш Л.А. Межсубъективные отношения в художественном освоении мира. (Культурно-исторический аспект) Дис. на соискание ученой степени канд. философ, наук. — С.Пб., 1995. — 228с.
- Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. / Пер. с франц. -М.: Изд. группа. Прогресс, Универс, 1994. 616 с.
- Барт Р. Основы семиологии. / Пер. с франц.: Сб. Структурализм: «за» и «против». М.: Прогресс, 1975. — С. 114 — 163.
- Барт P. S/Z./Пер. с франц.-М., 1994.-303 с.
- Басин Е.Я. О природе изображения. //Вопросы философии -1968. -№ 4. -С. 47−57.
- Басин Е.Я. Семантическая философия искусства (Краткий анализ)-М" 1997.- 192 с.
- Басин Г. Е.Я. Семиотика об изобразительности и выразительности. Искусство — 1965 — № 2. — С. 31 — 34.
- Батракова С.П. Образ мира в живописи XX века // Сб. На грани тысячелетий: Мир и человек в искусстве XX в. М., 1994.
- Бидерманн Г. Энциклопедия символов. / Пер. с нем. /Общ. ред. и предисл. Свенцицкой И. С. М.: Республика, 1996. — 335 е.: ил.
- Борев Ю.Б. Эстетика: В 2 т.- Т. 1. 5 — е изд., дополн. — Смоленск: Русич, 1997. — 576 е.: ил.
- Борев Ю.Б. Эстетика: В 2 т. Т. 2. — 5 — е изд., дополн. — Смоленск: Русич, 1987. — 640 е.: ил.
- Ванслов В.В. Изобразительное искусство и музыка: изд. 2-е, дополн. Л., 1983. — 400 с.
- Ванслов В.В. Содержание и форма в искусстве. М., 1956.372 с.
- Ветрова Н.В. У истоков культуры: миф и искусство: Сб. Культура как эстетическая проблема. М.: ИФРАН, 1985. — С. 64 — 74.
- Волков Н.Н. Восприятие предмета и рисунка. М., 1950.506 с.
- Выготский JI.C. Психология. М.- ЭКСМО-Пресс, 2000. -1008 с.
- Выготский JI.C. Психология искусства. М.: Искусство, 1996.-576 с.
- Выготский JI.C. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.2. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1982. — 504 е.: ил.
- Гадамер Г. Г. Актуальность прекрасного. / Пер. с нем. М.: Искусство, 1991 -367 с.
- Гегель Г. В. Ф. Наука логики. С. Пб.: Наука, 1997. — 800 с.
- Гегель Г. В. Ф. Эстетика: В 4-х т.Т.1. / Пер. с нем. М., 1968.312 с.
- Гегель Г. В. Ф. Эстетика: В 4-х т.Т.2. / Пер. с нем. М., 1969.326 с.
- Гильденбранд А. Проблема формы в изобразительном искусстве. / Пер. с нем. М.: МПИ, 1991. — 137 е.: ил.
- Голан Я. Миф и символ. М.: Руслит, 1993. — 375 е.: ил.
- Горбунова Г. В. Изобразительное искусство в контексте культуры. (Историко-культурологический анализ) Дис. на соискание ученой степени д-ра философ, наук. — С. Пб., 1995. — 241 с.
- Горчаков В.А. Техника «удвоения» социального опыта неандертальцев в искусстве (В связи с гипотезой А.Д.Столяра). // Сов. Этнография. 1976. — № 5. — С. 55 — 63.
- Грегори Р. Разумный глаз./Пер. с англ. М., 1972. — 216 е.: ил.
- Гремайс А.Ш., Курте Ж. Семиотика. Объяснительный словарь теории языка. / Пер. с франц. // Семиотика. М.: Радуга, 1983. — С. 483 -550.
- Гуссерль Э. Начало геометрии /Введение Ж.Деррида. / Пер. с франц. и нем. М., 1996. — 268 с.
- Дмитриева Н.А. Краткая история искусства.- М.: Искусство, 1963.-348 с.
- Диалектика процесса познания / Под ред. М. Н. Алексеева и А. М. Коршунова. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985.
- Долгов К.М. Парадоксы и антиномии современной эстетики и искусства. // Сб. Эстетические исследования: методы и критерии. М., 1996.
- Елинек Я. Большой иллюстрированный атлас первобытного человека. / Пер. с чешек. Прага: Артия, 1983. — 560 е.: ил.
- Еремеев А.Ф. Происхождение искусства. М.: Искусство, 1970.-272 е.: ил.
- Ермаш Г. Л. Искусство как мышление. М.: Искусство, 1982.277 с.
- Жуковский В.И., Пивоваров Д. В. Зримая сущность (Визуальное мышление в изобразительном искусстве). Свердловск: Изд. Уральского университета, 1991. — 284 с.
- Журов Р.Я. К вопросу о происхождении искусства (Ответ оппонентам). // Сов. Этнография 1978. — № 1. — С.91 — 103.
- Заличев Н.П. Энтропия информации и сущность жизни. М.: Радиоэлектроника, 1995. — 192 с.
- Замбровский Б.Я. Истоки искусства (Проблема развития изобразительной деятельности в художественную). Воронеж: Изд. Воронежского университета, 1978.- 168 с.
- Зенков Л.Р. Бессознательное и сознание в аспекте межполу-шарного взаимодействия // Сб. Бессознательное. Новочеркасск: Са-гунта, 1984.-С. 201−212.
- Зиммель Г. Избранное. Том 1. Философия культуры. М.: Юрист, 1996.-671с.
- Зись А.Я. В поисках художественного смысла. Избранные работы. М.: Искусство, 1991. — 350 с.
- Иванов В.В. Об одном типе архаичных знаков искусства и пиктографии: Сб. Ранние формы искусства. М., 1972. — С. 105 — 147.
- Иванов В.В. Очерки по истории семиотики в СССР. М.: Наука, 1976.-304 с.
- Ильенков Э.В. Диалектическая логика: очерки истории и теории. М.: Политиздат, 1984. — 320 с.
- Кабо В.Р. Синкретизм первобытного искусства (По материалам австралийского изобразительного искусства) // Сб. Ранние формы искусства. М., 1972. — С.275 — 299.
- Каган М.С. Философия культуры. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996. -416 с.
- Каган М.С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике. Изд. 2-е. — Л.: Изд. Ленинградского университета, 1971. — 768 с.
- Калина Н.Ф., Тимощук И. Г. Основы юнгианского анализа сновидений. М.: Ваклер, 1997. — 304 с.
- Кассирер Э. Познание и действительность (Понятие о субстанции и понятие о функции). СПб.: Изд. «Шиповник», 1912. — 454 с.
- Кассирер Э. Философия символических форм: Введение и постановка проблемы: / Пер. с нем.: Сб. Культурология. XX век: Антология.-М.: Юрист, 1995.-С. 163−212.
- Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. / Пер. с нем. М.: Гардарика, 1998. — 784 с.
- Кант И. Критика способности суждения. М.: Искусство, 1994.
- Кант И. Пролегомены. — М., 1937.
- Келеман Я. Текст и значение: Сб. Семиотика и художественное творчество. М.: Наука, 1977. — С. 104 — 124.
- Кислова С.В. Значащая форма как способ бытия невербального символа. Дис. на соискание ученой степени канд. философ, наук.— Екатеринбург, 1994 — 166 с.
- Клягин Н.В. Происхождение цивилизации (социально-философский аспект). -М.: ИФРАН, 1996.
- Кожин П.Б., Фролов Б. А. Представления о пространстве в творчестве населения палеолитической Европы // Сов. Этнография -1973.-№ 2.-С. 10−22.
- Кондратенко Д.Р. Эстетическое как отношение // Сб. Эстетическое. М.: Искусство, 1964. — С. 219 — 309.
- Коников И.А. Эстетическая культура (специфика и назначение) // Сб. Эстетический опыт и эстетическая культура. М.: ИФРАН, 1992.-С. 84−94.
- Коршунов A.M., Мантатов В. В. Теория отражения и эвристическая роль знаков. М.: Изд. Московского университета, 1974. — 216 с.
- Кормин Н.А. Понятие эстетического // Сб. Культура как эстетическая проблема. М.: АН СССР ИФРАН, 1985. — С. 43 — 63.
- Корсмейер К. Об отличие «эстетического» от «художественного» // Сб. Американская философия искусства Екатеринбург, Бишкек, 1997.
- Коул М. Культурно-историческая психология: наука будущего / Пер. с англ. М.: Когито-центр. Изд. Институт психологии РАН, 1997. — 432 е.: ил.: табл.
- Копнин П.В. Диалектика, логика, наука. М.: Наука, 1973. —464 с.
- Кривцун О.А. Эволюция художественных форм: культурологический анализ. М.: Наука, 1992. — 303 с.
- Краевский В. Три ступени познания и спор реализма с антиреализмом // Сб. Философия науки. — Вып. 1.: Проблемы рациональности м.: ИФРАН, 1995. — С. 204 — 215.
- Кучиньская А. Прекрасное. Миф и действительность. / Пер. с польск. -М.: Искусство, 1977. 165 с.
- Лаевская Э.Л. Мир мегалитов и мир керамики. Две художественные традиции в искусстве доантичной Европы. М.: Изд. Библей-ско-богословского института св. апостола Андрея, 1997. — 257 е.: ил.: карты.
- Лангер С. Философия в новом ключе: исследование символики разума, ритуала и искусства / Пер с англ. М.: Республика, 2000. -287 с.
- Лакан Ж. Инстанция буквы или судьбы разума после Фрейда. / Пер. с франц. -М.: Логос, 1997. 184 с.
- Лапина Е.В. Первоэлементы эстетического отражения действительности: Сб. История эстетической мысли. Становление и развитие эстетики как науки.: В 6-ти т. Т. 1. — М., 1985. — С. 44 — 59.
- Ларичев В.Е. Лунные и солнечные календари древнекаменного века // Сб. Календарь в культуре народов мира. М.: Наука, 1993. -С. 38−69.
- Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. -М., 1994.-608 с.
- Леонтьев А.А. Знак и Деятельность. // Вопросы философии -1975. -№ 10.-С. 118−125.
- Леонтьев А.Н. Деятельность и сознание. // Вопросы философии" 1972 .-№ 12. С. 129- 140.
- Ломов Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. -М: Наука, 1991.
- Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. — М.: Политиздат, 1984.- 384 с.
- Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. -М, 1982. 480 с.
- Лосев А.Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития: в 2-х кн. Кн. 1. — М., 1992. — с.
- Лосев А.Ф. Миф число — сущность: Сб. статей. /Сост. А.А.Тахо-Годи, общ. ред. А.А.Тахо-Годи и И. И. Маханькова. — М.: Мысль, 1994. -919 е.: 1 л. портр.
- Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. /Сост. А.А.Тахо-Годи. -М.: Мысль, 1993. 959 е.: 1 л. портр.
- Лосев А.Ф. Проблема символа в реалистическом искусстве. — М.: Искусство, 1976. 367 с.
- Лосев А.Ф. Форма Стиль — Выражение. — М.: Мысль, 1995.944 с.
- Лосский Н.О. История русской философии. М., 2000.
- Лотман Ю.Н. Структура художественного текста.- М.: Искусство, 1970. 384 с.
- Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек текст -семиосфера — история. — М., 1996. — 464 с.
- Лотман Ю.М. Об искусстве. С.-Петербург: «Искусство -СПБ», 1998.-704 е., ил.
- Лурия А.Р. Язык и сознание. М., 1979. — 320 с.
- Любимова Т.Б. Аксиологическое построение произведения искусства // Сб. Эстетические исследования: Методы и критерии. М., 1996.-С. 88- 105.
- Маковский М.М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках: Образ мира и миры образов. -М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1996. 416 е.: ил.
- Малахов В.А. Искусство и человеческое мироотношение. -Киев: Наукова думка, 1988. 214 с.
- Мамардашвили М.К. Необходимость себя. /Лекции, статьи, философские заметки. М.: Лабиринт, 1996. — 432 с.
- Мамардашвили М.К., Пятигорский A.M. Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, символе и языке. М.: Школа «Язык русской культуры», 1997. — 224 с.
- Мамардашвили М.К., Пятигорский A.M. Сознание и символ: Сб. Эстетические исследования: методы и критерии. М.: ИФРАН, 1996.-С. 45−68.
- Марков М.Е. Искусство как процесс (Основы функциональной теории искусства). М.: Искусство, 1970. — 239 с.
- Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. М., 1988.
- Марков Б.В. Философская антропология: очерки истории и теории. СПб.: Лань, 1997 — 384 с.
- Мартынов Ф.Т. человеческое бытие и бытие произведения искусства. Свердловск: Изд. Уральского университета, 1988. — 184 с.
- Махлина С.Т. Язык искусства в контексте культуры. Дис. на соискание ученой степени д-ра. философ, наук, — С.Пб., 1992. — 337 с.
- Мелетинский Е.М. Аналитическая психология и проблемы происхождения архетипических сюжетов // Сб. Бессознательное. Новочеркасск: Сагунта, 1994. — С. 159 — 167.
- Мелетинский Е.М. Первобытные истоки словесного искусств // Сб. Ранние формы искусства. -М., 1972. С. 149 — 180.
- Мириманов В.Б. Искусство и миф. Центральный образ картины мира. М.: Согласие, 1997. — 328 е.: ил.
- Мириманов М.Б. Малая история искусства. Первобытное и традиционное искусство. М., 1973. — 319 е.: ил.
- Михайлов Ф.Т. Загадка человеческого Я. Изд. 2-е. — М.: Политиздат, 1976. — 287 с.
- Моррис Ч.У. Из книги «Значение и означивание». Знаки и действия. / Пер. с англ.//Сб. Семиотика. М.: Радуга, 1983. — с. 118 — 132.
- Моррис Ч.У. Основание теории знаков. / Пер. с англ.// Сб. Семиотика. М.: Радуга, 1983. — С. 37 — 89.
- Никифоров А.Л. Рациональность и свобода // Сб. Рациональность как предмет философского исследования. М.: ИФРАН, 1995. -С.171 — 186.
- Нойман Э. Искусство и время. / Пер. с англ. // Сб. Психоанализ и искусство. М.: Ваклер, 1996. — С. 153 — 195.
- Нойман Э. Леонарда да Винчи и архетип матери. / Пер. с англ.// Сб. Психоанализ и искусство. М.: Ваклер, 1996. — с. 95 — 152.
- Нойман Э. Творческий человек и трансформация / Пер. с англ.// Сб. Психоанализ и искусство. М.: Ваклер, 1996. — С. 206 — 249.
- Окладников А.П. Утро искусства. Л.: Искусство, 1967.136 е.: ил.
- Окладников А.П., Василевский Р. С. Средняя Азия на заре истории. Новосибирск: Наука, 1980. — 160 с.
- Пасто Т.А. Заметки о пространственном опыте в искусстве. / Пер. с англ. // Сб. Семиотика и искусствометрия. М.: Мир, 1972. — С. 164- 172.
- Пелипенко А.А., Яковенко И. Г. Культура как система. М.: Издательство «Языки русской культуры», 1998. — 376 с.
- Переверзев Л.Б. Искусство и кибернетика. М.: Искусство, 1966.- 150 е.: ил.
- Пиаже Ж. Психогенез знаний и его эпистемологическое значение./ Пер. с франц.: Сб. Семиотика.- М.: Радуга, 1983. — С. 90 — 101. 131. Пиаже Ж. Схемы действия и усвоения знака. / Пер. с франц.: Сб. Семиотика. М.: Радуга, 1983. — С. 133 — 136.
- Пиотровский Б.Б. Все ли виды изобразительной деятельности палеолитического человека были искусством. // Сов. этнография -1976.-№ 5.-С. 51−64.
- Поликарпов B.C. Лекции по культурологии. -М.: Гардарика, 1997.-344 с.
- Полякова Т.А. Продуктивная способность воображения в формировании научной картины мира (эстетический аспект) // Сб. Критические очерки по философии Канта. Киев.: Наукова думка, 1975. -С. 124- 139.
- Портнов А.Н. Язык и сознание: основные парадигмы исследования проблемы в философии XIX XX в.в. — Иваново: Ивановский госуниверситет, 1994 — 370 с.
- Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории. /Проблемы палеопсихологии. М., 1974. — 487 с.
- Потебня А.А. Эстетика и поэтика. М., 1996. — 614 е.: портр.
- Происхождение вещей. Очерки первобытной культуры. / Под ред. Е. В. Смирницкого. М., 1995. — 272с.: ил.
- Причерпий Е.М. Проблема феномена в кантовской и современной буржуазной философии // Сб. Критические очерки по философии Канта. Киев.: Наукова думка, 1975. — С. 270 — 287.
- Раппопорт С.Х. Искусствознание и точные науки.: Сб. Искусство и точные науки. М., 1979. С. 23 — 46.
- Рассел Б. Человеческое познание: его сфера и границы. / Пер. с англ. Киев: Ника-Центр, 1997. — 560 с.
- Раушенбах Б.В. Восприятие и перспективные изображения пространства.// Сб. Искусство и точные науки. М., 1979. — С. 142 — 184.
- Раушенбах Б.В. Геометрия картины и зрительное восприятие. М.: Интерфакс, 1994. — 240 с.
- Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. / Пер. с франц. -М.: Медиум, 1995. 415 с.
- Ришар Ж.Ф. Ментальная активность. Понимание, рассуждение, нахождение решений. / Пер. с франц. М.: Институт психологии РАН, 1998.-232 с.
- Рогинский Я.Я. Об истоках возникновения искусства. — М., 1982.-32 е.: ил.
- Розин В.М. Введение в культурологию. — М.: Международная педагогическая академия, 1994. 102 с.
- Российская Е.И. Искусство как средство общения (коммуникативная функция искусства). /Сер. «Эстетика».- М., 1985. 64 с.
- Рубинштейн C.JI. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб.: Питер, 2003.-512 с.
- Савранский И.Л. Коммуникативно-эстетические функции культуры. М.: Наука, 1979. — 231 с.
- Самохвалова В. И Пути формирования эстетического сознания личности // Сб. Эстетическое сознание личности. — М.: ИФРАН, 1994-С. 77−99.
- Самохвалова В.И. Красота против энтропии.-М, 1990.-176 с.
- Самохвалова В.И. Определение эстетики как науки // Сб. Эстетический опыт и эстетическая культура. — М.: ИФРАН, 1992. — С. 4 11.
- Самохвалова В.И. Эстетическая культура как комплексный феномен утверждения и реализации человека в мире // Сб. Эстетическая культура. М.: ИФРАН, 1996.
- Самохвалова В.И. Эстетическая реальность // Сб. Эстетическое сознание личности. М.: ИФРАН, 1994 — С. 133 — 193.
- Селиванов В.В. Человек и зверь. /О двух ведущих темах палеолитического искусства.: Сб. Первобытное искусство. — Новосибирск: Наука, 1976. С. 25 — 39.
- Симонов П.В.О двух разновидностях неосознаваемого психического: под- и сверхсознании // Сб. Бессознательное Новочеркасск: Сагунта, 1984. — С.60 — 68.
- Спиркин А.г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1972.-303 с.
- Соколов А.Н. Внутренняя речь и мышление. М., 1972.
- Соколова З.П. Культ животных в религиях. — М.: Политиздат, 1973.-215 с.
- Степанов Ю.С. В мире семиотики: Сб. Семиотика. М.: Радуга, 1983.-С. 5−36.
- Степанов Ю.С. Язык и метод. К современной философии языка. М.: Язык русской культуры, 1998. — 784 е.: 1 ил.
- Столяр А.Д. Об археологическом аспекте проблемы генезиса анималистического искусства в палеолите Евразии. // Сов. этнография 1978.- № 3. — С. 72−89.
- Столяр А.Д. О генезисе изобразительной деятельности и ее роли в становлении сознания (к постановке проблемы): Сб. Ранние формы искусства. М., 1972. — С. 31 — 75.
- Столяр А.Д. О «гипотезе руки» как традиционном объяснении происхождения палеолитического искусства: Сб. Первобытное искусство. Новосибирск: Наука, 1976. — С 8 — 24.
- Столяр А.Д. Происхождение изобразительного искусства. — М. Л.: Искусство, 1985. — 298 с.
- Столяр А.Д. Эволюция формы «натурального макета» в генезисе верхнепалеолитического искусства: Сб. У истоков творчества. -Новосибирск: Наука, 1978. С. 86 — 106.
- Тайлор Э.Б. Первобытная культура. / Пер. с англ. М.: Политиздат, 1989. — 573 с.
- Тасалов В.И. О социоприродном аспекте функции видов искусства в современной художественной культуре //Сб. Вопросы социального функционирования художественной культуры. М.: Наука, 1984.-С. 58−86.
- Тасалов В.И. О социоприродной органичности художественного творчества. // Сб. Искусство и точные науки. М., 1979.-С. 185−221.
- Тернер В.У. Проблема цветовой классификации в примитивных культурах (на материале ритуала ндембу). / Пер. с англ. // Сб. Семиотика и искусствометрия. — М.: Мир, 1972. С. 50−81.
- Тодоров П. Поэтика. / Пер. с франц. // Сб. Структурализм: «за» и «против». М.: Прогресс, 1975. — С. 37 — 113.
- Токарев С.A. Andre Leroi gourhan / Lee relegions de la prehistoire (Palejlithigue) «Muthes et regions», 51. Presses Universitates de Franse, 1964 // Сов. археология — 1965.- № 3.- С. 283 — 288.
- Топоров В.Н. К происхождению некоторых поэтических символов (Палеолитическая эпоха) // Сб. Ранние формы искусства. -М., 1972.-С. 77- 103.
- Топоров В.Н. Пространство и текст // Сб. Из работ московского семиотического круга. М., 1997. — С. 455 — 515.
- Тугаринов В.П. Философия сознания (современные вопросы). -М., «Мысль», 1971. 199 с.
- Успенский Б.А. Семиотика искусства. М.: Школа «Языки русской культуры», июль 1955. — 360 е.: 69 ил.
- Уайтхед А. Избранные работы по философии / Пер. с англ. / Сост. И. Т. Касавин: Общ. Ред. и вступ. ст. М. А. Кисселя М.: Прогресс, 1990.-718 с.
- Файвишевский В.А. Биологически обусловленные бессознательные мотивации в структуре личности.: Сб. Бессознательное. Новочеркасск: Сагунта, 1994. — С. 127- 147.
- Филипьев Ю.А. Сигналы эстетической информации. М., 1971.-111 с.
- Филипьев Ю.А. Что и как познает искусство. М.: Наука, 1976.- 120 с.
- Филипьев Ю.А. Искусство в системе человеческих ценностей. -М., 1996.
- Фоли Д. Энциклопедия знаков и символов. М., 1996.- 432 с.
- Франц М.Л. фон. Процесс индивидуации. / Пер. с англ.: Сб. Человек и его символы. М., 1997 — С. 155 — 226.
- Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. М.: Лабиринт, 1997−448 с.
- Фролов Б.A. Andre Leroi- Gourhan. Prehistoise de Vart accidentall. Paris, Mazenol, 1965, 485 c., 564 рис. // Сов. археология -1966. -№ 3. С. 269−276.
- Фролов Б.А. Происхождение календаря: Сб. Календарь в культуре народов мира. М.: Наука, 1993. — С. 7−37.
- Фрезер Д.Д. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. / Пер. с англ. М.: ACT, 1998. — 784 с.
- Цапкин В.М. Семиотический подход к проблеме бессознательного: Сб. Бессознательное. Новочеркасск: Сагунта, 1994 — С. 81 -90
- Шапиро М. Некоторые проблемы семиотики визуального искусства. Пространство изображения и средства создания знака-образа. / Пер. с англ.: Сб. Семиотика и искусствометрия. М.: Мир, 1972. — С. 136- 163.
- Швырев B.C. Рациональность в современной философии // Сб. Философия науки. Вып.1: Проблемы рациональности. — М.: ИФ-РАН, 1995.-С. 195.
- Шинкарук В.И. Проблемы диалектики в философии Канта // Сб. Критические очерки по философии Канта. Киев: Наукова думка, 1975.-С.13−28.
- Шеллинг Ф.В. Философия искусства. С.Пб., 1996. — 496 с.
- Шерстобитов В.Р. У истоков искусства. -М., 1971. 200 с.
- Шошин П.Б. Пути концептуализации бессознательного: Сб. Бессознательное. Новочеркасск: Сагунта, 1994. — С 27 — 59.
- Шпенглер О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории Т. 1: Образ и действительность. / Пер. с нем. — Минск: ООО «Попурри», 1998. — 688 с.
- Энгельс Ф. Диалектика природы. М.: Политиздат, 1969.358 с.
- Эйбл-Эйбесфельдт И. Биологические основы эстетики. / Пер. с англ.: Сб. Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики. М.: Мир, 1995.-С. 29−73.
- Элиаде М. Мифы, сновидения, мистерии. / Пер. с англ. М., 1996.-288 с.
- Элиаде М. Аспекты мифа / Пер. С франц. М.: Академический проект, 2000. — 222 с.
- Эпштейн М.Н. Диалектика знака и образа в поэтических произведениях А.Блока: Сб. Семиотика и художественное творчество. -М.: Наука, 1977. С. 338 — 357.
- Юнг К. Г. Душа и миф. Шесть архетипов. / Пер. с англ. — Киев: Государственная библиотека Украины для юношества, 1996. 384с.
- Юнг К. Г. Йога и Запад. / Пер. с нем. Львов: 1шщатива, 1994.-230 с.
- Юнг К.Г. К вопросу о подсознании // Сб. Человек и его символы. / Пер. с англ. М., 1997. — С. 13−102.
- Юнг К. Г. Об отношении аналитической психологии к поэзии. / Пер. с англ.: Сб. Психоанализ и искусство. М.: Ваклер, 1996. — С. 9 — 29.
- Юнг К. Г. Перемещение либидо как возможный источник первобытного человеческого творчества: // Сб. Между Эдипом и Озирисом: Становление психоаналитической концепции мифа. / Пер. с нем. -Львов: 1шщатива, М.: Совершенство, 1998. С. 247 — 275.
- Якобсон Р.С. В поисках сущности языка. / Пер. с англ.: Сб. Семиотика. М.: Радуга, 1983. — С. 102 — 117.
- Якобсон Р.С. Избранные работы: Переводы. М.: Прогресс, 1985.-455 с.
- Якобсон Р.С. Работы по поэтике: Переводы. М.: Прогресс, 1987.-464 с./12/л.: ил.
- Яффе А. Символы в изобразительном искусстве. / Пер. с англ.: Сб. Человек и его символы. М., 1997. — С. 227 — 268.
- Boas F. From Primitive Art / Art History. An Anthology of Modern Criticism. / NEW YERK, 1963. p. 3 25.
- Diona V. Primitive end classic / Art History. An Anthology of Modern Criticism. / NEW YERK, 1963.p. 26 40
- Sieveking A. Paleolithic Art. / The encyclopedia of visual art. T. 1. / London, 1983. p. 1 10.