Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Разработка программы стимулирования сбыта продукции предприятия: на примере электроэнергетического комплекса

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Новые рыночные отношения позволяют осуществлять свободную коммерческую деятельность, т. е. самостоятельно выбирать поставщиков, потребителей и определять количество вырабатываемой или закупаемой энергии. Конкуренция энергосбытов на российском розничном рынке только зарождается, а потому главным условием успеха пока является низкая цена. Однако, мировая практика показывает, что компании… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Сущностные основы разработки стимулирования сбыта
    • 1. 1. Теоретические аспекты разработки стимулирования сбыта
    • 1. 2. Диагностика системы продаж и постановки маркетинга на предприятии
    • 1. 3. Методы стимулировании сбыта
  • 2. Особенности стимулирования сбыта продукции предприятиями электроэнергетического комплекса
    • 2. 1. Основные паны реформировании электроэнергетической отрасли
    • 2. 2. Особенносги сбытовой деятельности в электроэнергетике
    • 2. 3. Специфические черты использовании маркетингового инструментарии в процессе разработки программы стимулирования сбыта продукции энергопреднрннтия

Разработка программы стимулирования сбыта продукции предприятия: на примере электроэнергетического комплекса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В настоящее время энергетика является ключевой отраслью в развитии экономики регионов Российской Федерации, ее дальнейшее развитие напрямую зависит от того, в каком объеме происходит финансирование электроэнергетической отрасли. В этой связи жизненно необходимо выполнение своих обязательств потребителями, а именно: полноценная и своевременная оплата потребляемой электрической и тепловой энергии.

Сбыт, как один из элементов системы маркетинга в электроэнергетике существенно отличается от маркетинга в других отраслях народного хозяйства, что связано с технологическими и экономическими особенностями электроэнергетики.

В проблеме сбыта энергии сконцентрировались в настоящее время определенные интересы государства, общества, энергетики в целом и отдельных ее предприятий. Переход от государственной плановой энергетики к рыночной, как и следовало ожидать, идет болезненно. Отрасль изменила форму собственности: из государственной перешла в акционерную и претерпела серьезную реструктуризацию, в результате которой, отдельные звенья в общей технологической цепочке электроэнергетического комплекса превратились в самостоятельные предприятия, перед каждым из которых встала задача организации системы сбыта своей продукции или услуг, а также управления этим процессом.

Таким образом, многие из выделенных предприятий вынуждены самостоятельно решать проблемы взаимоотношений с поставщиками и потребителями, которые неизбежно возникают и постоянно меняются в рыночных условиях хозяйствования. Решение этих проблем возможно только при тщательном исследовании рынка в целом и своего сегмента, в частности, что требует использования в процессе управления производственной и сбытовой деятельностью маркетинговых методов и инструментов.

Степень изученности проблемы. Основы маркетингового аудита, его функции, цели, задачи и направления реализации рассмотрены в работах Анн X., Багиева Г., Голубкова Е., Котлера Ф., Ыоваторова Э., Тарасевич В. и др.

Внутренние и внешние проблемы функционирования сбытовой деятельности на российских предприятиях проанализированы в работах Виханского О., Голубкова Е., Грузинова Д., Гусева О., Кеворкова В., Кузимипа В., Леонтьева С., Мурзалиева Л., Поповой К)., Репина В., Салми А., Соренсена О., Старостиной, А и др.

Оценка состояния маркетинга на промышленных предприятиях на основе использования авторских методик проведена Молчаповским Е., Патрушевой Е., Пономаренко И., Похабовым В., Секереным В., Соловьевым Б., Толоконнико-вой Ю. и др.

Наиболее глубоко в научной литературе изучены основы реформирования электроэнергетической отрасли в Российской Федерации. В аспекте рассматриваемых проблем интерес вызывают исследования процессов реструктуризации и реформирования предприятий отечественными и зарубежными учеными: Айвазяна 3., Ануфриевой 10., Баева С., Бакулиной Е., Блейка Э., Ванденборта М., Габова А., Григорьева В., Гусева В., Жданова Д., Карлина А., Кордона К., Ко-ровайко А., Леви Ф., Мазур И., Степанова Д., Федорчука Д., Фолмепа 'Г., Шапиро В., Шапурова Д. и др.

Особенности маркетинговой и сбытовой деятельности предприятий электроэнергетического комплекса рассмотрены Александровой II., Богачковой Л., Кияльбековым М., Шарнопольским Б. и др.

Цель и задачи исследовании. Цель данной работы — разработка теоретических и методических подходов к аудиту сбытовой и маркетинговой деятельности предприятия электроэнергетического комплекса и выработка практических рекомендаций по совершенствованию деятельности сбытовых и маркетинговых служб в рамках разработки эффективных программ стимулирования сбыта.

Цель исследования обусловила необходимость решения следующих задач:

— проанализировать теоретические аспекты разработки стимулирования сбыта продукции;

— определить информационное поле диагностики системы продаж и постановки маркетинга на предприятии;

— выявить специфику маркетинговой и сбытовой деятельности энергонред-приятий;

— определить специфические особенности использования маркетингового инструментария в процессе разрабо тки программы стимулирования сбыта продукции;

— проанализировать методы стимулирования потребителей продукции ОАО «Волгоградоблэлектро" — определить информационное поле диагностики системы продаж и постановки маркетинга ОАО «Волгоградоблэлектро».

Объектом исследовании являются процессы стимулирования сбытовой деятельностью предприятий электроэнергетического комплекса.

Предметом исследования стали внешние и внутренние организационно-управленческие отношения, возникающие по поводу стимулирования сбыта продукции энергопредприятий.

Теоретико-методологическон основой диссертационного исследования стали разработки, концепции и гипотезы, обоснованные и представленные в современной экономической литературе. В рамках системного подхода в диссертационной работе использовались методы сравнительного, логического, монографического, функционально-структурного, финансового и статистического анализа.

Диссертационная работа выполнена в рамках и. ЗЛО. «Методы и формы ценовой/неценовой конкуренции па рынке товаров и услуг» и п. 3.11. «Управление процессом принятия решения о покупке средствами маркетинга» Паспорта специальностей ВАК (экономические науки) по специальности 08.00.05 -экономика и управление народным хозяйством.

Информационную базу исследования составили документы и материалы органов государственной власги и управления, законодательные и нормативные акты РФ и ее субъектов по вопросам управления и оценки сбытовой и маркетинговой деятельности предприятий, материалы и данные периодической печати, монографическая и другая научная литература, но теме диссертации. Эмпирической базой являются аналитические данные, опубликованные в научной литературе и периодической печати, экспертные разработки и оценки российских и зарубежных ученых-экономистов, а также аналитические и собственные расчетные материалы автора.

Основные положении диссертации, выносимые на защиту:

1. Разработка программы стимулирования сбыта продукции на любом предприятии — это составная часть успешной маркетинговой стратегии, реализация которой, основывается на использовании тактического маркетинга, предполагающего, прежде всего, организацию комплекса маркетинга, или марке-тинг-микса для своего предприятия. Использование простейшей его модели 4Р, предполагает, в первую очередь, детальное исследование рынка — его сегментирование, выявление потребительских возможностей в каждом сегменте. Особенно это важно для электроэнергетической отрасли, рынок которой весьма дифференцирован по группам потребителей, обладающих разным платежеспособным спросом и предъявляющих разный объем спроса па электроэнергию. В этих условиях, разработать эффективную систему стимулирования сбыта возможно только при сочетании использования инструментов внутрифирменного маркетингового аудита и методов выявления специфики контактной аудитории во внешней среде.

2. Основными задачами и приоритетными направлениями, решаемыми в сфере энергосбытовой деятельности, в настоящее время являются следующие: обеспечение доходной части бюджета компанииобеспечение безусловной и полной оплаты начисленных платежей за потребленную энергию исключительно денежными средствами. Полная ликвидация неоплачиваемого отпуска энергии любым потребителям, вне зависимости от источников финансирования их деятельностиувеличение объема продаж энергии при ее своевременной оплатесохранение и расширение клиентской базы как основы будущего бизнеса выделяемых при реструктуризации сбытовых компанийликвидация неурегулированной просроченной дебиторской задолженности энергопредприятий по расчетам с потребителями за энергию, в том числе за счет списания неликвидной дебиторской задолженности в соответствии с действующим законодательством РФусиление мер по ограничению и отключению потребителей-неплательщиковусиление персональной работы с «проблемными группами потребителей» (бюджетная сфера, 1 111, сельхозпотребители).

3. Новые рыночные отношения позволяют осуществлять свободную коммерческую деятельность, т. е. самостоятельно выбирать поставщиков, потребителей и определять количество вырабатываемой или закупаемой энергии. Конкуренция энергосбытов на российском розничном рынке только зарождается, а потому главным условием успеха пока является низкая цена. Однако, мировая практика показывает, что компании, использующие исключительно цеповое преимущество без неценовых маркетинговых стратегий, рано или поздно уступают ведущие позиции тем игрокам, которые добились максимальной лояльности (удовлетворенности) потребителей за счет развития актива торговой марки, и, прежде всего, повышения рейтинга предприятия в сознании потребителей.

4. В России мнение об энергетических компаниях в большинстве случаев негативное. Единственное, что заставляло потребителей безоговорочно принимать предлагаемые условия, — это монопольное положение энергоснабжающих организаций. Реструктуризация естественных монополий и возникновение энергосбытовых компаний предполагает расширение маркетинга до управления активами торговой марки (брэнда). Дополнение брэнда эмоциональными ценностями, отождествление его в сознании потребителей с понятиями надежности, качества, комфортности обслуживания позволит эиергосбытовым компаниям получить дополнительное преимущество в конкурентной борьбе, позиционируя свою деятельность как «марочный продукт». Особенно актуальным данное маркетинговое направление станет на розничных рынках электроэнергии после первоначального накопления сбытовыми компаниями опыта работы по утвержденным правилам действия. Если к этому времени у компании не будет неценовых конкурентных преимуществ и определенного количества лояльных к ней потребителей, снижение цен может оказаться единственной возможностью привлечь клиентов.

5. Лояльности потребителей на таких специфических рынках как рынок электроэнергии можно добиться, выстраивая партнерские отношения с крупными потребителями, используя систему договоров и гибкое ценообразование, не допускающее ценовую дискриминацию, но учитывающее в цене объемы продаж, что позволяет предоставлять льготы по оплате наиболее крупным потребителям электроэнергии.

Научную новизну содержат следующие результаты исследования:

— предложена поэтапная схема диагностики системы продаж и постановка маркетинга на предприятии с детальной проработкой вопросов проведения интервьюирования сотрудников в процессе аудита системы продаж и маркетинга;

— определено информационное поле диагностики системы продаж и постановки маркетинга на предприятии, включающее следующие блоки: общая информациявзаимоотношения с клиентомфункциональная направленностьорганизационная структура;

— разработаны этапы организации сбыта продукции па предприятиях электроэнергетического комплекса, предполагающие постепенное расширение использования маркетинговых инструментов, стимулирующих продажи электроэнергии (сокращая ее потери, с одной стороны, расширяя число потребителейс другой);

— выделены специфические особенности использования маркетингового инструментария в процессе разработки программы стимулирования сбыта продукции энергопредприятия в разрезе методов ценового и неценового стимулирования потребителей продукции;

— проанализированы возможности использования методов ценового и неценового стимулирования потребителей продукции предприятия электроэнергетического комплекса на примере ОАО «Волгоградоблэлектро».

Теоретическая и практическая значимость результатов исследования заключается в том, что 'теоретическое рассмотрение поставленных задач доведено до уровня практических рекомендацийразработанные предложения, но стимулированию сбыта продукции предприятий электроэнергетического комплекса могут быть использованы в качестве практического руководства для маркетинговых и сбытовых служб при анализе рынков сбыта, выявлении покупательских предпочтений, оценке эффективности ценовых/неценовых методов стимулирования продаж и т. д.

Материалы диссертации могут быть использованы в преподавании курсов «Маркетинг», «Стратегический маркетинг», «Экономика предприятия».

Апробация работы. Теоретические положения и практические рекомендации работы докладывались на ежегодных научно-практических конференциях по фундаментальным и прикладным проблемам развития промышленного сектора региона Волгоградской области, на научных конференциях Всероссийского и международного уровней в г. Волгограде, Донецке, Минске, Пензе, межвузовских экономических конференциях г. Волгограда, а также на заседаниях межкафедрального научного семинара факультета «Экономика и управление» Волгоградского государственного технического университета.

Основные результаты исследования отражены в 5 публикациях автора общим объемом 1,7 п.л.

Заключение

.

1. Оптимизацию системы организации и управления продажами следует начинать с комплексной диагностики управления компанией, системы продаж и постановки маркетинга. Грамотная оценка достигнутого состояния развития компании, критический и независимый взгляд «со стороны» и рекомендации сторонних консультантов помогают не только подвести логическую черту под определенным периодом ее развития, но и увидеть возможное будущее, подготовиться к нему, или предпринять необходимые усилия, чтобы изменить наметившуюся опасную тенденцию развития.

2. Опираясь на детальный анализ методов стимулирования сбыта продукции, определены методы стимулирования потребителей продукции предприятия электроэнергетического комплекса на примере ОАО «Волгоградоблэлек-тро». На сегодняшний день потребители ОАО «Волгоградоблэлектро» имеют возможность сменить сбытовую организацию на любую другую, действующую в регионе. Потребители делятся на: население (городское, сельское — как те, так и другие могут иметь льготы) и юридические лица (госпредприятия, бюджетные организации, кооперативы, ИЧП, министерства внутренних дел, министерства обороны, министерства юстиции и объекты жилищно-коммунального хозяйства). Всего число потребителей ОАО «Волгоградоблэлектро» по итогам 2006 года составило 260 772, в т. ч. 253 870 физических лиц.

3. На сегодняшний день в электроэнергетике практически отсутствуют методы стимулирования продаж, что свидетельствует о квазирыночном характере рынка сбыта электроэнергии. Между тем, при детальной сегментации рынка, такая система может быть разработана для каждого сегмента рынка. Например, РАО «ЕЭС Россия» организовала крупномасштабный конкурс «Золотая опора» среди потребителей компании. Приз представляет собой «сертификат качества», вручаемый лучшим потребителям, которые своевременно и полностью выполняют свои обязательства перед энергетиками, что, в свою очередь, позволяет реализовать планы Правительства и Президента по повышению уровня жизни в стране и ее дальнейшему всестороннему экономическому развитию.

Конкурс «Золотая опора» проводился РАО «ЕЭС России» и региональными АО-энерго при поддержке Министерства промышленности и энергетики РФ во всех регионах страны. В течение января-февраля 2005 года энергосбытовые компании определяли потребителей по 4 следующим категориям: промышленные предприятияорганизации, финансируемые из бюджетапредприятия сельского хозяйстваорганизации малого бизнеса. К сожалению, население к участию в этом конкурсе не привлекалось, хотя проблема задолженности населения перед энергетиками до сих пор остается актуальной.

На наш взгляд, этот сегмент рынка достаточно перспективен: если в будущем договора на поставку электроэнергии будут заключаться не с множеством автономных потребителей, а с УК, ТСЖ, и собственниками жилья, проблему задолженности населения можно будет снять, поскольку гарантом выполнения договорных отношений будут выступать со стороны населения не физические, а юридические лица.

4. Важнейшим преимуществом в конкурентной борьбе в условиях современной рыночной экономики является наличие благоприятного образа энергопредприятия. Только в этом случае потребителя можно убедить в справедливости текущего тарифа даже при его росте (при отсутствии сбоев энергоснабжения), а контрагенты будут воспринимать компанию как солидного партнера, способного оказывать услуги не только по сбыту электроэнергии, но и в сопутствующих сферах (энергосбережение, ремонт энергооборудования, внедрение новых технологий, консалтинг и др.).

Все субъекты энергосбытовой деятельности нуждаются в разработке и укреплении своего брэнда. Обновление образов АО-эиерго и создание на их основе эффективного конкурентоспособного брэнда, достойного занять в сознании потребителей место сильной марки возможно путем акцентирования внимания потребителей с помощью средств РЯ, а также при каждом контакте потребителей с компаниями.

Сбытовым компаниям, имеющим статус гарантирующего поставщика, сложнее осуществлять энергосбытовую деятельность, чем независимым сбытовым предприятиям со свободным ценообразованием. В маркетинговом аспекте гарантирующий поставщик — важнейший субъект электроэнергетики, реализующий в процессе энергосбытовой деятельности социальные функции. Это весомое преимущество при позиционировании брэнда и взаимодействии гарантирующего поставщика с регулирующими органами.

Таким образом, автор приходит к выводу, что маркетинговый инструментарий, используемый для разработки программ стимулирования сбыта электроэнергии, достаточно ограничен как методами конкуренции (ценовая/неценовая), так и самим набором инструментов: институционального маркетинга (договора), тарифного регулирования (манипулирование ценами), брендирования (имидж, ценностная ориентация), социально-этического маркетинга (взаимной лояльности производителей/поставщиков и потребителей).

Из перечисленных направлений особое внимание предлагается уделить концепции маркетинга партнерских взаимоотношений. Подобные долгосрочные взаимоотношения выгодны как для клиента, который минимизирует риски ценовых колебаний, получает возможность индивидуализированного обслуживания и более качественные услуги от надежного партнера, готового содействовать в решении энергетических проблем, так и для компании, которая сохраняет для себя наиболее важных и ценных потребителей, сосредоточившись на их индивидуальном обслуживании, сокращает производственные и сбытовые издержки, оптимизируя процессы взаимодействия, получает дополнительный доход от предлагаемых маркетинговых программ.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Г., Баширов И. Х. Маркетинг. Исследования. Организация. Внедрение. Донецк: Кассиопея, 1998. — 316с.
  2. М. Промышленный и потребительский маркетинг на рынке США, В/О «Внешторгреклама», Теория и практика внешнеторговой рекламы, Вып.20.,-М., 1990.-21с.
  3. П.Азоев Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. — 208с.
  4. Айвазян 3. Основные препятствия в проведении реструктуризации предприятий // ЭЖ-Юрист. № 16. — 1999.
  5. И.Акулич И. Л. Маркетинг философия предпринимательства, ориентированного на рынок. Рига, 1995.
  6. Ассэль Генри. Маркетинг: принципы и стратегия. Школа бизнеса Стерна: Учеб. пособие. / Пер. с англ. М. З. Штернманца. М.: ИНФРА-М, 1999. -804с.
  7. М.П. Маркетинг: стратегия и практика фирмы. М.: ТНД, 2000.
  8. В., Стрижов С. Анализ и оценка маркетингового потенциала предприятия // Маркетинг. 1996. — № 5. — С.42−50.
  9. П.Барсукова C.B. Международный маркетинг: Учебное пособие. М.: Финансовая академия при Правительстве РФ, 1999. — 375с.
  10. А.Н. Оптимальное управление продажами с использованием статистических моделей // Маркетинг в России и за рубежом. 2001. — № 6.-с.33−45.
  11. И.С. Маркетологи советуют // Консультант Черноземья. 2002. № 11 (50) 15−30 июня.
  12. К.Д., Арене У. Ф. Современная реклама. Пер. с англ. Тольятти: Издательский Дом Довгань, 1995.
  13. Г. Дж. Практическое руководство по управлению сбытом: Пер. с англ. / Научн. ред. и авт. предисл. Ф. А. Крутиков. М.: Экономика, 1991. -271с.
  14. К. Основы стратегического менеджмента. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.
  15. A.A. Маркетинг в российской экономике переходного периода: методология и практика. М.: Центр экономики и маркетинга, 2001. -761с.
  16. Т.С., Чернявский А. Г. Маркетинг. М.: Издательство ПРИОР, 2001.- 128 с.
  17. Г. А. Международный маркетинг: Учеб. пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.-268с.
  18. О. Стратегический маркетинг. МГУ, 1995.
  19. A.JI. Оценка конкурентоспособности товара и способы ее обеспечения // Маркетинг. 1999. — № 2. — С.56−64.
  20. Е.А. Маркетинг и логистика: Учеб. пособие. М.: Издательский дом «Дашков и К», 1999. -410с.
  21. Е.П. Маркетинг как концепция рыночного управления // Маркетинг в России и за рубежом. 2002. -№ 1,2.
  22. А., Новиков Ф. Использование стратегического маркетинга в российской экономике переходного периода // Маркетинг. 1996. — № 4. -С.31−42.
  23. В.А. Маркетинговое консультирование. М.: «Дело», 1998.
  24. A.C. Маркетинговые стратегии предприятий Ленинградской области в условиях экономического кризиса // Петербургский аналитик. -1998. -№ 1.
  25. О.В. Брендинг. М.: Экономическая книга, 2000.
  26. Дж. Маркетинг: новые возможности. Пер. с англ. К. Ткаченко. -М.: Фаир-Пресс, 2002.
  27. Н.И., Щеклеин С. Е., Велкин В. В., Шестак А. Н., Малетин А. П. Возобновляемая энергетика альтернативная в электрификации удаленных районов. Эффективная энергетика: Изд. УГТУ, 2001.
  28. Д.К. Магия маркетинга. М.: MAC, 2001. — 233 с.
  29. А., Троадек А. Стимулирование сбыта и реклама на месте продажи. М.: Прогресс, 1994. 189 с.
  30. Е., Хершген X. Практический маркетинг: Учеб. пособие / Пер. с нем. A.M. Макарова. Под ред. И. С. Минко. М.: Высш. шк., 1995. — 255с.
  31. П. Маркетинг, ориентированный на стоимость. СПб.: Питер, 2001.
  32. Т. Поведение предприятий в условиях жестких финансовых ограничений // Российский экономический журнал. 1994. — № 12. -С.66−73.
  33. А.Н., Артамонов С. Ю. Оптимизация маркетингового бюджета фирмы с использованием моделей Б-образных кривых функции спроса // Экономический журнал ВШЭ. 1999. — № 4.
  34. Л.А. Взаимодействие покупателей и поставщиков в условиях конкуренции // Маркетинг. 2001. -№ 4. — С.59−67.
  35. П.С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах: Учебное пособие.- М.: ИНФРА-М, 2000. 496 с.
  36. П.С. Российский рынок глазами маркетолога // Российский экономический журнал. 1995. — № 7. — С.44−54.
  37. Иванов 10. В. Слияния, поглощения и разделение компаний: стратегия и тактика трансформации бизнеса. М.: Альпина Паблишер, 2001.
  38. Е. Общая проблема ТЭК ресурсосбережение // Энергетика Петербурга. -№ 9(15).- 1999.
  39. Р. С., Нортон Д. П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. М.: Олимп-Бизнес, 2004.
  40. . Деловая стратегия: концепция, содержание, символы. Пер. со швед. М.: Экономика, 1999.
  41. Ю.А., Дмитриев О. Н. Эффективные технологии маркетинга. -М.: Машиностроение, 1994. 560с.
  42. Э., Яровский Б. Рыночная ориентация: конструкт, научные предложения и практическое применение в менеджменте / Классика маркетинга.- СПб.: Изд-во «Питер», 2001. 786с.
  43. О. Стратегический маркетинг и финансовое планирование // Маркетинг, № 2, 2001. С. 34.
  44. А. Глобализация энергетических рынков: эффективность, либерализация, единые «правила игры», международное право. Тезисы доклада к конференции «Ресурсы, технологии, идеи путь к единому миру». М., 2001.
  45. Ф. Маркетинг менеджмент. / Пер. с англ. под ред. O.A. Третьяк, JI.A. Волковой, IO.II. Каптуревского. СПб: Питер Ком, 1999. — 896с.
  46. Ф., Армстронг Г. и др. Основы маркетинга. / Пер. с англ. 2-е ев-роп. изд. -М.: Издат. дом Вильяме, 1998. — 1056 с.
  47. Ю.Д. Формирование службы маркетинга // Маркетинг в России и за рубежом. 1998. — № 5.
  48. И.В. Маркетинг (социология маркетинговых коммуникаций). -М.: Центр, 1996.
  49. В. Совершенствование маркетинга в организациях // Инвестиции в России. 1998. — № 12.
  50. Ф. Организационное поведение (пер. с англ. 7-го издания). М., ИНФРА-М, 1999.-692с.
  51. Маркетинг: Учебник / А. Н. Романов, 10.Ю. Корялогов, С.А. Красильни-ков и др.- Под ред. А. П. Романова. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996. — 560с.
  52. Менеджмент организации: Учебное пособие / Румянцева З. П., Соломатин H.A., Акбердин Р. З и др. М.: Инфра-М, 1997.
  53. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. -М.: «Дело», 1992.
  54. О. Моделирование потребительского поведения / Маркетинг. -1995. № 3. — С.66−71.
  55. Н.К., Аиискин Ю. П. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление. -М.: Внешторгиздат, 2001. 178 с.
  56. Е., Секерии В., Толоконникова Ю. Проблемы функционирования маркетинговых служб на российских предприятиях // Маркетинг. -2001. -№ 6. -С.40−49.
  57. Р. Маркетинг: ситуации и примеры: Пер. с англ. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996. — 192 с.
  58. А. Особое место маркетинга // Корпоративный вестник. -2000,-№ 5 (11).
  59. Д. Маркетинг и продажи «близнецы-братья»? Проблемы взаимодействия служб сбыта и маркетинга компаний-производителей // Аптека. 2000. — № 4.
  60. А.П. Маркетинг: Учебник для вузов. М.: ИМПЭ, 1999. -398с.
  61. Е. Методика оценки состояния маркетинга на предприятиях // Маркетинг. 2002. — № 1. — С.80−85.
  62. Е.П. Маркетинговый анализ в деятельности фирмы. М.: «Ось-89», 1997.- 80с.
  63. А., Практический маркетинг: книга 6. Реакция на факторы внешней среды, Жуковский: МЦДО ЛИНК, 1995.
  64. И., Похабов В. Методика оценки эффективности системы управления маркетингом на предприятиях // Маркетинг. 2001. — № 5. -С.102−120.
  65. Е.В. Планирование маркетинговых исследований на предприятии // Маркетинг. 1999. — № 1.
  66. Е.В. Потенциал маркетинга предприятия // Маркетинг в России и за рубежом. 1999. — № 5.
  67. Ю.Ф., Соренсен О. Ю. Маркетинг на российских предприятиях. Стратегия, организация, развитие. Сыктывкар, 1998.
  68. М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.
  69. Постановление Правительства РФ от 24.10.2003 № 643 «Правила оптового рынка электрической энергии (мощности) в переходной период».
  70. Проект Концепции стратегии ОАО РАО «ЕЭС России» «5+5». Москва, 2003.
  71. Е.И. Маркетинг, менеджмент и ценообразование на предприятии. -М.:Инфра-М, 2000.- 150 с.
  72. Л., Маркетинг в малом бизнесе. М.: Аудит, ЮНИТИ, 1996.
  73. А.Н., Корлюгов Ю.Ю, Красильников С. А. и др. Маркетинг. -М.: ЮНИТИ, 1995.-560 с.
  74. Руководство персоналом организации: Учебник / В. Г1. Пугачев. М.: Аспект Пресс, 2002.
  75. З.П., Саломатина H.A., Менеджмент организации. Учебное пособие. М.: Инфра-М, 1996.
  76. И.В. Товарный знак как способ защиты прав, торговая марка как средство продвижения. История и перспективы развития // Маркетинг в России и за рубежом, № 3, 2002. С. 95.
  77. Т.Ф., Стрелков E.B. Маркетинг: словарь-справочник. М.: Агентство массовой информации, 1992.
  78. А. Выбор стратегии финансового оздоровления реструктуризация или инкорпорирование // Рынок ценных бумаг. — № 21. — 1999.
  79. Сио К. К. Управленческая экономика. М.: ИНФРА-М, 2000.
  80. Словарь реформы. Наша газета. № 20−21 (49−50). — 2001.
  81. А.Д., Максимова В. Д., Рыночная экономика: учебник в Зт. Т2, ч.2. Основы бизнеса. М.: СОМИПТЭК, 1992.
  82. Современный маркетинг. В. Е. Хруцкий. И. В. Корпеева, Е. Э. Автухова. -М.: Финансы и статистика, 1991.
  83. .А. Маркетинг на российских предприятиях: результаты специального исследования // Бизнес. 1995. — № 3. — С.30−32.
  84. .А. Управление маркетингом: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 13. М.: ИНФРА-М, 1999.
  85. Типовая организационная структура маркетинговой службы для предприятий отрасли. Методические рекомендации / ЦНИИ «Румб» Л., 1990. -28с.
  86. О. Историческая эволюция и новые ориентиры развития маркетинга // РЭЖ. 2001.- № 2.
  87. А. Поиск конкурентных преимуществ // Р.И.С.К. 1999. — № 5−6. -С. 10−19.
  88. В.Г. Маркетинг средств производства: Учебное пособие/ Ярославский политехнический институт. Ярославль, 1993. — 112с.
  89. P.A. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. М.: ИНФРА-М, 2000.
  90. Федеральный закон от 26.03.2003 № 26.03.2003 № 35-Ф3 «Об электроэнергетике».
  91. С. Формирование объема и структура выпуска на российских предприятиях (по материалам анкетного опроса) // Вопросы экономики. 1995. -№ 6. — С.31−41.
  92. С.Е. Маркетинговое управление: концепции и методы. М.: 1996.
  93. Г. Н. Стратегия ценообразования в маркетинговой политике предприятия: Методическое пособие. М.: ИНФРА-М, 1995. — 224с.
  94. Е.М. Финансы энергетики: Учеб. для студ. вузов, обуч. по спец. «Экономика и управл. в отраслях топливно-энерг. комплекса». 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Высшая школа, 1989. — 240 с.
  95. К.В. Сравнительный анализ конкурентоспособности и финансового состояния предприятия отрасли и/или региона // Маркетинг в России и за рубежом. -2001. -№ 5. С. 23−32.
  96. Д.Р., Берман Б. Маркетинг. М.: Экономика, 1993. — 335с.
  97. Энергетическая стратегия России на период до 2020 года. Природные ресурсы России. Нефтегазовый комплекс. Энергетика. 2002.
  98. Г. Л. и др. Маркетинговая концепция взаимоотношений между энергосистемой и потребителями электроэнергии // Промышленная энергетика 1993, № 8, с. 4 — 9.
  99. Л.Д., Ратников Б. Е. Эффективная энергокомпания: Экономика. Менеджмент. Реформирование. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2002.
  100. А.Ф., Максимов Б. К., Молодюк В. В. Рынок электрической энергии в России: состояние и проблемы развития. М.: Изд-во МЭИ, 2000.
  101. Ю.М. Особенности маркетинга в электроэнергетике // Электрические станции 1993, № 5, с. 10 — 15.
  102. Е. К вопросу о системе маркетинга на энергетическом предприятии // Маркетинг. 1999, № 6, с. 70 — 76.
  103. P.E., Петровский Е. С., Любимова Н. Т. Особенности маркетинга в энергетике // Энергетическое строительство. -1994, № 2, с. 47 -50.
  104. Н.Г., Петровский Е. С. Маркетинг в электроэнергетике: Учебное пособие. -М.: ГАУ, 1997.
  105. .К., Молодюк В. В. Основные направления структурной реформы электроэнергетики России // Вести МЭИ 2000, № 1, с. 45—52.
  106. .К., Молодюк В. В. Работа электростанций на оптовом и потребительском рынках электроэнергии. — М.: Изд-во МЭИ, 1999.
  107. .К., Молодюк В. В. Развитие конкуренции на рынках электроэнергии России. — М.: Изд-во МЭИ, 2000.
  108. Маркетинг: Учебник для вузов / Г. Л. Багиев, В. М. Тарасевич, Х. Анн- под общ. ред. Г. Л. Багиева. М.: Экономика, 1999.
  109. Менеджмент в электроэнергетике: Учеб. пособие / А. Ф. Дьяков, В. В. Жуков, И.И.Левченко- Под ред. А. Ф. Дьякова. — М.: Изд-во МЭИ, 2000.
  110. Реформирование РАО «ЕЭС России»: проблемы, поиск, решения // Наука и промышленность России, июль 2001.
  111. Рынок электрической энергии и мощности в России: каким ему быть / Под ред. В. И. Эдельмана. М.: Энергоиздат, 2000.
  112. В.А. Оптовые рынки электроэнергии за рубежом: Аналит. обзор. М.: НЦ ЭНАС, 1998.
  113. Т.А., Чернов С. С. Основы стратегического маркетинга энергетических компаний и предприятий. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2001.
  114. В.Н. Экономика электроэнергетических компаний: Учеб. пособие.-М.: ГУУ, 1998.
  115. Экономическая стратегия в электроэнергетическом комплексе / Под ред. В. Н. Эдельмана. М.: Изд-во ННЦ ЭНАС, 1998.
Заполнить форму текущей работой