Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Антикризисное управление на предприятиях сферы услуг: На примере Московского региона

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Антикризисное управление должно базироваться как на общих закономерностях, присущих управленческим процессам, так и на специфических особенностях, связанных с осуществлением антикризисных процедур. Так, например, управление всегда целенаправленно, выбор и формирование целей является исходным пунктом в процессе любого управления, в том числе антикризисного. В то же время система контроля… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Научные основы антикризисного управления
    • 1. 1. Понятие кризисных ситуаций на предприятиях, их причины и последствия
    • 1. 2. Формы и методы оздоровления кризисных предприятий
    • 1. 3. Проблемы антикризисного управления на предприятиях сферы услуг
  • Глава 2. Пути обеспечения финансово-экономической устойчивости предприятий сферы услуг
    • 2. 1. Анализ задач управления процессом оздоровления предприятия
    • 2. 2. Мотивационные аспекты деятельности руководителя в условиях кризиса
    • 2. 3. Финансовые методы современного антикризисного управления
  • Глава 3. Научно-методические и практические рекомендации по оздоровлению кризисных предприятий
    • 3. 1. Концептуальные основы оздоровления кризисных предприятий сферы услуг
    • 3. 2. Методика определения критических границ устойчивости фирмы

Антикризисное управление на предприятиях сферы услуг: На примере Московского региона (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В современной экономической ситуации России перспективные проблемы управления имеют особое значение в связи с происходящим процессом преодоления экономического и управленческого кризисов. Деятельность предприятий обусловлена тем, что они оказываются в условиях постоянно меняющейся экономической обстановки, в крайне нестабильных институциональных условиях, усугубляющихся нарастающими экономическими проблемами. Особенностью современного этапа развития экономики является выдвижение на первый план задачи выживания предприятий, для чего в равной степени значимыми будут их положение на рынке, инвестиционная активность, развитие человеческих ресурсов, качество труда, финансовые результаты.

Предприятия не всегда могут адекватно реагировать на изменения внешней среды, выбрать наиболее оптимальную стратегию развития, оценить альтернативные проекты деятельности, использовать современную информационную систему, что ведет к банкротству и росту числа убыточных предприятий. Антикризисное управление как способность вырабатывать пути выхода из кризиса, определять приоритетные ценности предприятия, координировать выполнение задач по обновлению предприятия и формированию соответствующих функций, обучать работников деятельности в экстремальных условиях и добиваться эффективности их труда, характеризует насущную потребность предприятия в организации данного процесса.

Опыт, накопленный в различных странах мира, свидетельствует о том, что управление, рассматриваемое в широком смысле как целенаправленная организация совместной деятельности людей, имеет важнейшее значение среди всех ресурсов предприятия (материальных, трудовых, финансовых и др.). С учетом сложившихся особенностей функционирования экономики страны особую роль должно играть антикризисное управление как наиболее перспективное направление, поскольку именно система мероприятий по оздоровлению предприятий способна решить вопросы прекращения спада в экономике и начала подъема.

Возникает объективная потребность изучения проблем антикризисного управления как процесса, системы, механизма, возрастает значение научных исследований в области оздоровления предприятий, на базе результатов которых могут быть разработаны методы антикризисного управления, способные в конечном итоге вывести предприятие из сложного положения, снизить (минимизировать) риск в его деятельности, предотвратить кризисную ситуацию.

Проблемы антикризисного управления имеют место на предприятиях и организациях всех отраслей, в том числе и в сфере услуг, поскольку деятельность предприятий, занятых обслуживанием населения (оказанием услуг), характеризуется большой подверженностью кризисным обстоятельствам, разрушительным влиянием факторов внешней и внутренней среды, высоким уровнем риска. Это объясняется как общеэкономическими специфическими условиями хозяйствования (трудности с получением финансовых ресурсов, в том числе кредитов, поиском надежных поставщиков, обеспеченностью компетентным и квалифицированным персоналом, использованием прогрессивной техники и новых технологий и т. п.), так и некоторыми социальными аспектами (ростом социальной напряженности в обществе, угрозой безработицы, увеличением удельного веса малообеспеченного населения). Учитывая значение антикризисного управления в данных условиях, весьма важной представляется необходимость его исследования с целью получения конкретных результатов, представляющих несомненный научный и, особенно, практический результат.

Таким образом, разработка концептуальных основ антикризисного управления, а также методических и практических рекомендаций по оздоровлению деятельности предприятий и сохранению их устойчивости является актуальным.

Теоретические, методические и практические аспекты антикризисного управления как составной части общего менеджмента, являются сравнительно новыми для российских ученых-экономистов и не так давно стали объектами их исследований. Эти проблеем получали соответствующее освещение в трудах таких зарубежных ученых, как А. Маршалл, Дж. М. Кейнс, А. Пигу, П. Друкер, Дж. Тобин, Г. Маркович, Д. Г. Сигел, Т. Питерс, Д. Речмэн и др. В последние годы отдельные вопросы антикризисного управления рассматривались в работах российских ученых, в частности, С. Беляева, В. Р. Веснина, Г. П. Иванова, В. А. Кашина, А. В. Ковалёва, Э. М. Короткова, М. Н. Крейниной, А. Д. Шеремета и др. Однако многие вопросы, связанные с сущностью антикризисного управления, его методами, способами оздоровления предприятий, использованием приёмов диверсификации, обновлением деятельности предприятий, особенно в сфере услуг, ещё остаются открытыми. Многие аспекты антикризисного управления применительно к предприятиям сферы услуг, которые требуют пристального внимания, по существу, не исследованы и не отражены в экономической литературе.

Недостаточная разработанность указанных проблем, актуальность и сложность вопросов их исследования, а также теоретическое и практическое значение определили выбор темы и основные направления диссертационной работы.

Цель исследования заключается в разработке методических положений и практических рекомендаций по осуществлению антикризисного управления на предприятиях сферы услуг.

Для достижения указанной цели в диссертационной работе были поставлены и реализованы следующие задачи:

• определение понятия кризисных ситуаций и их последствий в деятельности предприятий, разработка классификаций кризисных ситуаций по различным критериям;

• исследование сущности антикризисного управления как системы и как процесса;

• обоснование комплексного подхода к антикризисному управлению;

• изучение и выявление основных проблем и характерных особенностей антикризисного управления на предприятиях сферы услуг;

• анализ существующих форм и методов оздоровления кризисных предприятий;

• разработка рекомендаций по сохранению устойчивости предприятий сферы услуг в условиях кризиса и применению антикризисных мероприятий;

• постановка задачи определения концептуальных основ оздоровления кризисных предприятий.

Объектом исследования являются предприятия сферы услуг Московского региона.

Предметом исследования выступают организационно-экономические отношения на предприятиях сферы услуг, возникающие в процессе их функционирования в условиях кризисных ситуаций.

Теоретическую и методологическую основу исследования составляет диалектический подход к изучению явлений и закономерностей развития рыночной экономики, составной частью которой является сфера услуг и характерной чертой — функционирование в условиях кризисов. В процессе работы над диссертацией использовались различные нормативные и законодательные акты по вопросам управления и регулирования российской экономики в переходный период. Широко привлекались научные труды отечественных и зарубежных ученых по теоретическим проблемам рыночных отношений, а также в области науки и практики управления социально-экономическими системами, в том числе — по антикризисному управлению.

В качестве инструментов исследования применялись методы анализа и синтеза, группировки и сравнения, а именно: методы системно-функционального, ситуационного и логического анализа, экономико-математическое моделирование и экспертные технологии.

Информационной базой исследования явились данные Госкомстата России, в том числе по г. Москве и Московской области, фактические материалы и отчеты, отражающие результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятий сферы услуг, публикации в средствах массовой информации и материалы собственных исследований.

Научная новизна результатов, полученных в диссертации, заключается в комплексном подходе к формированию концепции антикризисного управления и разработке методических и практических аспектов оздоровления кризисных предприятий сферы услуг в процессе их функционирования в современных условиях. Данная работа представляет собой первое исследование по проблемам антикризисного управления на предприятиях такой специфической области, как сфера услуг.

В результате исследования автором были получены следующие наиболее важные положения диссертации, содержащие научную новизну, которые выносятся на защиту:

1. Получили дальнейшее развитие основные вопросы антикризисного управления, выразившиеся в уточнении понятия кризисной ситуации, определении закономерностей возникновения кризисов деятельности предприятий, формировании нового представления о сущности антикризисного управления как целенаправленной и постоянной работе на протяжении всех стадий создания и функционирования предприятия.

2. Разработана классификация кризисных ситуаций, позволяющая более точно идентифицировать причину кризиса, спрогнозировать его последствия и наметить эффективные антикризисные мероприятия.

3. Обосновано использование венчурного капитала и венчурного.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Актуальность рассмотрения вопросов антикризисного управления весьма велика, поскольку любое предприятие, осуществляющее коммерческую деятельность, находится в условиях постоянной трансформации внешней и внутренней среды. Иногда эти изменения способствуют возникновению «неблагоприятного климата» на предприятии и, как следствие, могут появиться проблемы и трудности в его функционировании, в конечном счете, определяющие неплатёжеспособность, банкротство и ликвидацию предприятия. В настоящее время многие российские предприятия являются либо неплатёжеспособными, либо испытывающими значительные затруднения в финансовой, производственной, управленческой и других областях деятельности. Причиной этому выступают как отрицательные макроэкономические факторы, так и внутренне присущие предприятиям противоречия. Именно поэтому в условиях российской экономической действительности стало не только актуальным, но и крайне необходимым применение предприятиями, желающими сохранить свое благополучие или выйти из кризиса, особого типа управления, которое получило соответствующее название — антикризисное управление.

Возникновение кризисных ситуаций следует рассматривать не как стечение обстоятельств, а как общую закономерность, свойственную деятельности предприятия в условиях рыночной экономики. Эта закономерность тесно связана с определенным характером жизненного цикла предприятия, и главным здесь является то, что на каждой стадии жизненного цикла появление кризисной ситуации может быть обусловлено как одними и теми же причинами и приводить к одним и тем же последствиям, так и совершенно различными.

Существует также определенная закономерность в спаде и подъеме возникновения кризисных ситуаций, которая заключается, во-первых, в периодичности и цикличности функционирования предприятия, а во-вторых, в математически исчисленной продолжительности фаз спада и подъема, характерных для средних и малых фирм. В литературе отмечается, что фаза подъема длится в среднем 3 года (от 1,1 до 7,7 лет), а фаза падения — 2,8 года (от 2 до 12 лет).

Несмотря на различные причины неудач в деятельности предприятий и их предвестники, можно дать характеристику кризисных ситуаций, определенным образом сгруппировав их и классифицировав. Среди исследователей проблематики кризисного управления нет единого мнения по этому вопросу.

В диссертации разработана методика классификации кризисных ситуаций по 5 критериям и 8 признакам. Предложенная классификация позволяет не только более полно определить понятие кризисной ситуации, но и выявить факторы, влияющие на ее возникновение, а также охарактеризовать причины, последствия и ее роль в деятельности предприятия. Это создает предпосылки для эффективного применения методов и приемов антикризисного управления и выработки действенных антикризисных мер.

Экономика государства не может существовать без механизмов ликвидации предприятий, не имеющих возможностей для развития и не соответствующих сложившейся системе экономических отношений. И в настоящее время в России данная задача решается институтом банкротства, основы которого были заложены принятым в ноябре 1992 года Законом «О несостоятельности (банкротстве) предприятий». Однако практика его применения выявила в нем некоторые недостатки, например:

• одинаковый подход ко всем категориям неплатежеспособных кризисных предприятий при применении к ним процедур банкротства;

• необеспеченность Закона механизмом реализации;

• отсутствие санкций за доведение предприятия до банкротства (умышленно или в силу неоправданного риска);

• отсутствие в Законе механизма снижения продажной цены предприятия.

Попытка устранения перечисленных недостатков предпринята в новом Федеральном Законе «О несостоятельности (банкротстве)» от 08.01.98 г. В нем дано достаточно четкое определение понятия несостоятельности (банкротства), из определения которого исчезла такая не свойственная данной проблеме характеристика экономического положения должника, как неудовлетворительная структура баланса. Закон содержит несколько новых принципиальных положений и более точно раскрывает вопросы банкротства, однако судить о его эффективности трудно. Во-первых, он не лишен, как и предыдущий, противоречий и недоработок, в частности, в определении механизма расчета и источников финансирования необходимых расходов, в ограниченности предлагаемых процедур оздоровления, в возможностях обращения взыскания на любые денежные авуары. Во-вторых, до сих пор не создана система подготовки специалистов по управлению предприятием в условиях банкротства и не определен порядок получения лицензии на право выполнения обязанностей арбитражного управляющего.

Таким образом, в российской практике в качестве форм и методов оздоровления предприятия, находящегося в кризисной ситуации, предлагается или реорганизация, или ликвидация. Как видно, данные перспективы не могут быть названы оптимистическими, так как предусматривают частичное или полное изменение направлений его деятельности, связанное с внешними обстоятельствами.

Чтобы избежать последствий кризиса, на предприятии необходимо использовать антикризисное управление, сущность которого в диссертации определяется следующим образом: антикризисное управление — это способность вырабатывать оптимальные пути выхода из кризисной ситуации, определять приоритетные ценности предприятия в условиях кризиса, координировать деятельность предприятия и его работников по предвидению кризиса, добиваться эффективности их труда в экстремальных условиях. Другими словами, антикризисное управлениеэто управление, направленное на предотвращение или смягчение кризисов, а также на удержание функционирования предприятия в режиме выживания в данный период и выход предприятия из кризиса с минимальными потерями.

Итак, в диссертационной работе предлагается третья перспектива для кризисных предприятий, которая должна стать имманентной им в современных условиях, — использование антикризисного управления на всех стадиях создания и функционирования предприятия с учетом специфических особенностей каждой стадии.

Проблемы антикризисного управления характерны для предприятий и организаций всех отраслей, однако наиболее остро этот вопрос стоит в сфере услуг, так как именно в этой сфере сосредоточено основное число малых и средних предприятий, для которых, как показывают исследования, наиболее реально банкротство и наступление кризиса в деятельности.

На предприятия сферы услуг особенно сильно действует множество факторов, как внешних, так и внутренних, влияние которых вызывает возникновение кризисной ситуации.

Несмотря на значительное количество факторов внешней и внутренней среды, отмечаемых исследователями, в диссертации предлагается выделить следующие группы факторов:

• глобальные (уровень экономики, политическая стабильность, экология и т. д.);

• общие (конкуренция, технологические и управленческие разрывы и т. п.);

• специфические (рискованное управление, высокий уровень издержек, некачественность информационной системы и пр.).

Антикризисное управление должно базироваться как на общих закономерностях, присущих управленческим процессам, так и на специфических особенностях, связанных с осуществлением антикризисных процедур. Так, например, управление всегда целенаправленно, выбор и формирование целей является исходным пунктом в процессе любого управления, в том числе антикризисного. В то же время система контроля и обнаружения признаков предстоящей кризисной ситуации является специфическим атрибутом антикризисного управления. Другой специфической чертой данного процесса является необходимость своевременного решения проблем, так как в кризисных ситуациях не решаемые вовремя или долго решаемые проблемы углубляются и усугубляют положение. Антикризисное управление не может быть успешным, если не предусматривает минимизации потерь, ограничения упущенных возможностей и оптимизации деятельности.

В диссертации отмечаются такие проблемы, характерные для антикризисного управления на предприятиях сферы услуг:

• проблемы, инкорпорированные в сферу деятельности (функционирования) объекта менеджмента, проблемы методологии и организации антикризисного управления, которые представляют собой распознавание признаков кризиса и его характера;

• проблемы, связанные с управлением на различных фазах цикличного проявления кризисного развития, т. е. проблемы зарождения кризиса, его становления, предотвращения, поддержки жизнедеятельности предприятия, выхода из кризиса и ликвидации последствий и т. п.;

• проблемы осуществления антикризисного управления: прогнозирование кризисов и оценка кризисных ситуаций, принятие управленческих решений в условиях неопределенности, разработка и осуществление инновационных и креативных стратегий кризисного поведения фирмы и др.;

• проблемы, связанные с поведением предприятия на рынке, а именно: инициирование конкурентной борьбы против пяти конкурентных сил (по М. Портеру), поиск и использование эффективных стратегий деятельности, определение альтернативных вариантов развития предприятия и т. д.;

• мотивационные проблемы: подбор и отбор персонала в соответствии с изменившимися требованиями, формирование организационной культуры предприятия, оценка профессиональных качеств и способностей работников, требуемых для антикризисного управления, подготовка персонала и т. д.;

• проблемы инвестиций в сферу услуг для поддержания финансово-экономической устойчивости предприятий: нехватка капиталов, отсутствие стабильных источников финансирования, невозможность использования современных технологий и материалов и т. п.

Для решения проблем антикризисного управления и реализации его принципов необходимо обосновать некоторые требования к системе, механизму и процессу управления предприятием сферы услуг и проанализировать те изменения, которые должны в них произойти при переходе к варианту антикризисного управления.

Антикризисное управление представляет собой развивающуюся, приспосабливающуюся к изменчивой среде систему, состоящую из равноправных элементов, действующих совместно и взаимосвязано для достижения целей предотвращения кризиса, обеспечения жизнедеятельности предприятия во время кризиса и при выходе из него. Особое значение для антикризисного управления как системы имеет синергия, показывающая, что главным в системе является преобладающая значимость целого, или общих целей, по отношению к совокупности составляющих, или специфических целей. Синергия проявляется только тогда, когда деятельность работников предприятия подчинена единой цели, обусловленной антикризисным управлением и его механизмом. Именно синергия обосновывает необходимость комплексного подхода к антикризисному управлению.

Система антикризисного управления предполагает использование при ее формировании различных подходов, например, комплексного с учетом всех аспектов управления и их взаимосвязиинтеграционного с исследованием процессов как по вертикали, так и по горизонталидинамического, а также воспроизводственного и других, обуславливает ее большую гибкость и способность к диверсификации. Система антикризисного управления должна создавать условия для быстрой реакции на изменения внешней и внутренней среды, что будет способствовать расширению диапазона выбора вариантов поведения в кризисе, т. е. принятию эффективных управленческих решений, формированию стратегических ориентиров и целей, разработке инновационных программ и внедрению инвестиционных проектов.

Потребности и условия антикризисного управления диктуют создание особого, консеквентного механизма управления, подразумевающего специфическую мотивацию антикризисной деятельности, систематические установки на оптимизм и уверенность в преодолении кризиса, в опоре на коллективизм, групповую активность и взаимную поддержку.

В настоящее время многочисленные неудачи затрагивают малые и средние предприятия сферы услуг. Этот факт дополняется исчезновением большого числа фирм в связи с кризисом в их деятельности, и перед угрозой быстрого разорения или упадка возникает необходимость поддерживать жизнеспособность предприятия путем их оздоровления.

В диссертации была проанализирована деятельность 24 предприятий сферы услуг (в том числе — туристических фирм, инвестиционных компаний, предприятий, оказывающих личные услуги, страховой компании и др.), которые находились в кризисном положении, при этом особое внимание уделялось непосредственной зависимости получения желаемых результатов от характеристик имеющихся на предприятии информационных систем.

К переменным величинам задач управления процессом оздоровления предприятия предложено относить следующие: характеристика руководителей кризисных предприятий и мотивационные аспекты их поведения, условия и перспективы оздоровления, используемые методы (организацию, стратегию, систему информации).

Данные параметры являются качественными. Среди побудительных мотивов руководителей выделены: если речь шла о руководителе, который пережил разорение своего предприятия, то его мотив — стремление сохранения собственности или доходовдля вновь пришедшего руководителя характерны личные и социальные мотивы: стремление к независимости, самовыражению, к реализации своих способностей в преодолении трудностейдля служащих, которые берут на себя руководство предприятием, на первый план выдвигаются личные причины, которые перевешивают материальные: они стремятся сохранить свое рабочее место и рабочие места своих коллег.

В определении мотивационных аспектов руководителей особое значение имеют: опыт, полученный ранее на предприятииобязанности руководителя до начала процесса оздоровления предприятияразмер предприятия, на котором работал руководительопыт в деле обновления (на большинстве обследованных предприятий руководитель ранее не участвовал в процессе оздоровления).

В понятие «условия для оздоровления предприятия» включаются: используемые судебные и внесудебные процедуры обновления деятельностифинансовое состояние предприятия (кредитные ставки, сроки выплаты займов, количество долгов, субсидии, плата за аренду и т. п.), вопросы налогообложения и правовой аспект деятельности предприятияатмосфера в коллективе и др.;

Принципы, которые использовались при принятии решений, способствующих выходу из кризисных ситуаций, являются идентичными почти для всех предприятий: гибкостьрегулирование (например, прием на работу и осуществление инвестиций только в соответствии с полученными финансовыми средствами и пр.) — диалогобслуживаниетолерантность и в тоже время жесткость в осуществлении принятых решений и т. д.

Факториальный анализ 24 предприятий, проведенный по переменным величинам, показал, что важнейшее значение для функционирования предприятия имеют: размер предприятия, качество используемой системы информации, статус руководителя, его отношение к риску. Успеха достигали те предприятия, на которых руководитель обладает перспективным мышлением, умеренной склонностью к риску, где хорошо развита информационная система и используется современный тип управления. Однако, как показали исследования, принципы антикризисного управления использовались на всех предприятиях очень слабо или не использовались вообще. Следует признать также, что с помощью качественных показателей, даже наиболее важных, невозможно спрогнозировать исход оздоровления предприятия, поэтому появилась необходимость поиска других факторов, а именно — показателей финансовых результатов.

К переменным и количественным характеристикам антикризисного управления предложено отнести: простые показатели (коэффициент потерь или коэффициент кредитов без обеспечения) — показатели, основывающиеся на анализе средств предприятияпоказатели лабильности, разработанные по различным методикампоказатели сравнения плана оздоровления и полученных результатов.

Существует несколько методов классификации предприятий в зависимости от коэффициента, являющегося результатом сочетания показателей (дискриминантная функция). Автору интересно было установить возможную полезность такого подхода при оценке результатов оздоровления предприятий сферы услуг. Для рассмотрения взята определенная дискриминантная функция, разработанная по методу Э. И. Альтмана. Функция состоит из 4 коэффициентов (отношений) и дает суммарное значение. Если оно меньше нормального, равного (-0,25), то предприятие считается кризисным и находящимся на грани банкротства. Для каждого показателя была подсчитана средняя величина, типичные отклонения и последнее известное значение.

Значение коэффициентов у предприятий, которые потерпят крах, опускается ниже нуля и порога нормального развития, равного -0,25. Этого уровня некоторые предприятия перестали достигать еще за два года до прекращения платежей.

Как видно, на первом году выявляются большие различия между двумя группами предприятий, и речь уже должна идти о процессе оздоровления и использования антикризисного управления. Со второго года деятельности появляется ярко выраженный водораздел между теми предприятиями, которые могут добиться успехе, и теми, которых ожидает провал. Первая группа предприятий переживет подъем, вторая — явный спад. Недостаток жизнеспособности проявляется все отчетливее, несмотря на скачок, который не смог компенсировать плохие результаты в прошлом.

Применение дискриминангной функции в вышеуказанном виде дало такие результаты: из 11 предприятий, которые достигли успеха, благоприятный прогноз был для 10, и из 13, которые потерпели крах, — для 10. Это вызывает необходимость предложить более подходящую методику для предприятий сферы услуг.

В диссертации определены некоторые переменные величины, связанные с финансовыми результатами. Изучался целый ряд показателей для поиска путей повышения эффективности управления предприятием в условиях кризиса. Как уже отмечалось выше, методика, использованная для анализа деятельности предприятий сферы услуг, оказалась не совсем приемлемой. Поэтому предлагается остановиться на следующих 7 показателях: прибыль на активы, показатель изменчивости прибыли, коэффициент покрытия процента, кумулятивная прибыльность, коэффициент покрытия, отношение собственного капитала к совокупному капиталу, совокупные активы. Данная модель позволит более точно спрогнозировать наступление кризиса в деятельности предприятия и использовать антикризисное управление.

Для целей антикризисного управления в диссертации обосновывается использование венчурного, или рискового, инвестирования.

Рисковые инвестиции — это инвестиции в рисковые проекты или ценности, приобретаемые предприятием, в результате проведения НИОКР, проведения программ переобучения и повышения квалификации персонала, разработки «ноу-хау» и торговых знаков, приобретения лицензий и т. п.

Рисковые инвестиции, или венчурный капитал — это один из видов инвестирования в России и, в тоже время, один из самых многообещающих для обеспечения антикризисного управления предприятия. Рисковые инвестиции обусловлены необходимостью финансировнаия малых и средних предприятий, находящихся в кризисных ситуациях. Венчурный капитал сочетает в себе различные формы приложения капитала: ссудного, акционерного, предпринимательского. Он выступает посредником в учредительстве наукоемких фирм, так называемых венчуров.

В большинстве отраслей вслед за быстрым расширением часто наступает период консолидации. В бизнесе, связанном с венчурным капиталом, многие инвестиции, возможно, не принесут ожидаемых прибылей, и это часто влечет за собой их сокращение. Это можно увидеть на примере Великобритании. С 1989 года приток новых денег в венчурный капитал существенно уменьшился. Мелкие партнерства с венчурным капиталом столкнулись с растущими трудностями в получении денег из традиционных источников. Некоторые даже прекратили свою деятельность. Многие другие фонды венчурного капитала перешли на осуществление менее рискованных инвестиционных программ, сосредоточившись на использовании возможностей в бизнесе, находящемся на поздней стадии развития.

Несмотря на это, большинство наблюдателей в России и за рубежом полагает, что венчурный капитал в предстоящие годы станет отраслью, оперирующей многими миллиардами рублей, и в диссертации обосновывается его важная роль в финансировании кризисных предприятий.

Венчурный капитал с его неповторимой природой разделения риска может стать наилучшим способом привлечения капитала для стабилизации деятельности предприятий сферы услуг.

Венчурное инвестирование, как правило, выбирает какую-то нишу в своей отрасли и концентрирует свои усилия на ней. Некоторые венчурные капиталисты ограничиваются рамками определенного географического положения (района). Они тщательно изучают возможность инвестиций в этом районе, считая, что работа здесь. дает им преимущество.

В ранний период венчурного инвестирования основным объектом венчурных фирм были предприятия, применяющие в своем производственном процессе высокие технологии. Однако в последние годы произошло насыщение рынка высоких технологий зарубежными фирмами. Появились привлекательные варианты инвестиций в других областях, и венчурные инвесторы расширили свои горизонты, охватив компании «без технологий» или с «низкой» технологией, например, связанные с производством потребительских товаров, розничной торговлей или бытовым обслуживанием. Многие венчуры, следуя своим традициям и в поисках своей ниши в этой сфере, усовершенствовали стратегию инвестирования, используя венчурный капитал для финансирования антикризисного управления.

При рассмотрении различных аспектов антикризисного управления важно не упускать из вида, что венчурные инвестиции представляют собой партнерство для роста. А раз так, то владение меньшей долей капитала успешно развивающегося предприятия выглядит намного более привлекательным, нежели единоличное владение предприятием, которое вовсе не растет.

Спрос на венчурный капитал обусловил появление различных его источников. В качестве таковых можно использовать: закрытые общества с венчурным капиталом (денежные средства негосударственних пенсионных фондов, крупных индивидуальных инвесторов и т. д.), фонды венчурного капитала, венчурный капитал крупных предприятий, банки, капитал индивидуальных инвесторов.

По оценкам, общие инвестиции в России в 1999 г. должны составить 18,1 трлн.руб., в том числе: прямые инвестиции — 10,8 трлн. руб.- портфельные инвестиции — 5,3 трлн. руб.- венчурные инвестиции — 2 трлн. руб.

Таким образом доля рынка венчурных инвестиций составляет 11%. В последующие годы удельный вес венчурных инвестиций будет неуклонно расти. Для того, чтобы определить наиболее привлекательные направления венчурных инвестиций, было проведено сегментирование рынка венчурных инвестиций по трем основным группам: потенциальные инвесторыобъекты инвестированияхарактер приложения венчурных инвестиций.

В результате проведенного сегментирования можно определить наиболее перспективные рынки с точки зрения коммерческой эффективности от венчурного инвестирования. Ими являются: по потенциальным инвесторам — обыкновенные инвесторы, новаторы и суперноваторы — 64% инвесторовпо объектам инвестированияпредприятия мелкого и среднего бизнеса — 45% рынкапо характеру приложения — рынок товаров и услуг — 100%.

В диссертации обосновывается необходимость комплексного подхода к антикризисному управлению на всех стадиях создания и функционирования предприятия, который для этих целей предлагается разбивать определенным образом.

Основными параметрами антикризисного управления являются: основная задача, главная цель, тип руководителя, характерная черта предприятия, тип планирования, способ руководства и др.

Для антикризисного управления целесообразным представляется использование таких организационных структур управления как: адаптирующаяся структура управления, структура управления, ориентированная на поиск нового, структура, ориентированная на решение проблем, структура управления, организованная по принципу рынка, «венчурные структуры». Существенным признаком, позволяющим выделить дополнительные модификации структур, является степень самостоятельности руководителей структурных элементов в использовании финансовых ресурсов по программам, проектам работ, в изменении направлений их применения, в наборе, расстановке и увольнении кадров, что необходимо при антикризисном управлении.

В этом отношении «венчуры» обеспечивают максимум возможностей в получении краткосрочных результатов в решении задач, ориентированных на антикризисное управление. В венчурных образованиях огромную роль играет лидер, который, в отличие от руководителей матричных (проектных и продуктовых) структур, должен сочетать в себе не только и не столько способности к решению текущих научно-технических проблем, сколько навыки и квалификацию финансиста, бизнесмена, руководителя.

Венчурные формы, как и другие виды структур, должны применяться избирательно, после многоступенчатого анализа стратегии фирмы, ее возможной реакции на изменения внешней среды.

В диссертации представлена практическая апробация методики определения критических границ устойчивости предприятий сферы услуг и предложенных рекомендаций.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Закон Российской Федерации «О собственности в РСФСР» -М.: 1991 г.
  2. Закон Российской Федерации «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» М.: 1993 г.
  3. Закон Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» М.: от 19 ноября 1992 г.
  4. Указ Президента Российской Федерации от 28 марта 1993 г. № 409 «О защите сбережений граждан Российской Федерации» //Экономика и жизнь. -1993.-№ 13.-С.3.
  5. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 октября1992 г. № 785 «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки» //Экономика и жизнь. 1992. — № 44. — С.9.
  6. Письмо Министерства экономики РФ от 20 декабря 1995 года № 71 026 «Об использовании в работе Методических рекомендаций по формированию и применению свободных цен и тарифов на продукцию, товары и услуги от 06.12.95 № СИ-484/7−9″.
  7. Письмо Минфина РФ от 20 апреля 1995 года № 16−00−30−33 „Об утверждении форм документов строгой отчетности“.
  8. Временные методические рекомендации по оказанию государственной поддержки и санации предприятий (с приложением) М.: 1994 г.
  9. План финансового оздоровления (Бизнес План) (типовая форма) (с методическими рекомендациями и порядком согласования) — М.: 1995 г.
  10. Материалы форумов, конференций, симпозиумов, семинаров21. Материалы научно-практической конференции „Социальные проблемы сферы услуг“: Москва, май, 1996
  11. Материалы научно-практической конференции по проблемам развития бытового обслуживания г. Москвы: Москва, сентябрь, 1997
  12. Материалы научно-практической конференции „Перспективы развития предприятий сферы услуг“: Москва, апрель 1998
  13. Материалы Всероссийского экономического форума: Москва, ноябрь, 1998
  14. Монографии, книги, брошюры
  15. Академия рынка. Маркетинг /Под ред. Худокориева А. Г.:Пер. с фр. -М.: Экономика, 1993.
  16. Р.З., Кибанов А. Я. Совершенствование структуры, функций и экономических взаимоотношений управленческих подразделенийпредприятий при разных формах хозяйствования. Учебное пособие. М.: ГАУ, 1993.
  17. Р. Планирование будущего корпорации М.: Прогресс. 1985.
  18. Д.Н., Буров В. П. и др. Бизнес-план фирмы. M. iOOO „Гном -пресс“, 1998.
  19. Актуальные проблемы рыночной экономики в сфере сервиса /под ред. Л. Б. Сульповара. -М: ГАСБУ, 1995
  20. Э.И. Финансовые коэффициенты, дискриминантный анализ и предсказание банкротства компании». Сокр. пер. с англ. -М., 1980.
  21. Г. М. Социальная психология. М.: Изд-во МГУ, 1998
  22. С. Методика разработки плана маркетинга.- М.: «Фолиум», 1996.
  23. И. Стратегическое управление. Пер с англ. М.: Экономика, 1989.
  24. З.Ю.Афанасьев В. Г. Общество: системность, познание и управление. М.'.Политиздат, 1981
  25. Антикризисное управление: от банкротства к финансовому оздоровлению. /Под.ред. Г. П. Иванова. М.: Закон и право, «ЮНИТИ», 1995.
  26. В.П. Анализ финансовой устойчивости фирмы и процедуры, связанные с банкротством -М.: 1996.
  27. ЗЛЗ.Баазел Р. Д. и др. Информация и риск в маркетинге. М.: «Финстатинформ», 1993
  28. К.А. Модели и методы экономической кибернетики. -М. .Экономика, 1973
  29. Г. Л. Основы организации маркетинговой деятельности на предприятиях. Л.: Обл. правл. ВНТОЭ, 1990
  30. И.Т. Основы финансового менеджмента. М.:Финансы и статистика, 1993.
  31. Г. Р. Внутризаводские экономические отношения вусловиях совершенствования хозяйственного механизма. М.: ГРЭА им. Г. В. Плеханова, 1994.
  32. Банкротство: стратегия и тактика выживания./Под ред.Г. И. Иванова, В. Кашина и др. М.: МЛИ, 1993.
  33. С.Б. Экономический анализ деятельности предпритий. -М.: Финансы и статистика, 1989.
  34. Дж.Ф., Штайнхоф Д. Основы управления малым бизнесом. -М.: Биком, 1997.
  35. Бизнес-план предприятия и методика его разработки в сфере бытовых услуг.-М.: «Петит», 1994
  36. Бизнес-план: Методические материалы./Под ред. Р. Г. Маниловского. М.: Финансы и статистика, 1994.
  37. Дж., Дженкинс Г. Анализ временных рядов, прогноз и управление. М.: Мир, 1974.
  38. Г. Дж. Практическое руководство по управлению сбытом.:Пер. с англ. М.: «Экономика», 1991.
  39. Р.А. Основы управления в индустрии гостеприимства. М.: «Аспект — пресс», 1995.
  40. У. Менеджмент в организации. М., 1993.
  41. Ф. Изучение рынков. Академия рынка.:Пер. с фр. М.: Экономика, 1993.
  42. Е.В., Стоянова Е. С. Финансовое искусство коммерции. М.: Перспектива, 1995.
  43. Г. М. Социально-экономические проблемы перехода сферы услуги к рынку. М.: 1993.
  44. В.Р. Основы менеджмента. М.: «Трида ЛТД», 1996.
  45. В.Р. Менеджмент для всех. М.: 1994.
  46. О.С. Стратегическое управление. М., 1972.
  47. О.С., Наумов А. И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, прогресс. М.: Изд-во МГУ, 1995.
  48. А.П., Матирко В. П., Модин А. А. Управление персоналом в условиях рыночной экономики: опыт ФРГ. М.: Дело, 1992.
  49. JI. Функционально-стоимостной анализ в управлении.: Сокр. пре. с чеш. М.: Экономика, 1986.
  50. Й., Ревенглоу П. Экономика фирмы.: Пер. с датского М.: «Высшая школа», 1994
  51. М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер: Для руководителя-практика. Пер. с англ.- М.: Дело, 1991.
  52. С.Д. Оценка результатов хозяйственной деятельности промышленных предприятий. М.: Финансы и статистика, 1993.
  53. А., Шредер И. Руководитель сообразно ситуации. М.: 1994.
  54. И.Н. Менеджмент. -М. Экономика, 1993.
  55. И.Н. Маркетинг: методические рекомендации и система показателей. -М.: МТИМО, 1994.
  56. В.В. В поисках совершенства управления: Руководство для высшего управленческого персонала. М.: МП «Сувенир» 1993.
  57. М.В. и др. Капиталистическое управление: уроки 80-х. М.: Экономика, 1991.
  58. М.В. Суперкадры: управление персоналом и международные корпорации. М.: Дело, 1993.
  59. Дж. (мл.), О'.Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века. Пер. с англ. М.: Экономика, 1991.
  60. Э. Высокоэффективный менеджмент. -М.Экономика, 1996.
  61. В.П., Грибов В. Д. Экономика предприятия. М.: «МИК», 1996.
  62. Р. Финансы и предпринимательство: Финансовые инструменты, используемые западными специалистами для роста и развития организации. Пер. с англ. Вышинской Е. В., Пипейкина В. П. Научный редактор Рысина В. Н. Ярославль, «Елань», 1993.
  63. Данилов-Данильян В. И. Бегство к рынку. М.: Дело, 1991
  64. Джинни Грехет Скотт. Учитесь эффективно продавать и управлять сбытом. Киев, «Внешторгиздат», 1992.
  65. Р.Е., Хамфриз Д. К. Банковский маркетинг. Введение в рыночное планирование. -М: «Церих-ПЭЛ», 1995.
  66. Т.В. Экономические основы комплексной программы развития производства товаров и услуг. Киев.: 1990.
  67. Э.Дж., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель. Пер. с англ.-СПб.: 1992.
  68. Друкер Питер Ф. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. -М.: 1992
  69. Л.В. Применение статистических методов в социологических исследованиях. Киев.: Наукова думка, 1990 гл. 2,3
  70. Л. И. Организационные структуры управления промышленными корпорациями США. М., Наука, 1983.
  71. Л.Г. Теория и практика принятия решений. М.: Экономика, 1984.
  72. С.З. Менеджмент в бизнесе. -М.: Новости, 1990.
  73. О.В. Как анализировать финансовое положение предприятия (практическое пособие). М.: АО «Бизнес-школа Интел-Синтез», 1994.
  74. Е.Н. Основы формирования хозяйственного механизмав сфере услуг. -М.: МГУ, 1991.
  75. Е.Н., Восколович И. А., Казаков В. Н. Экономика сферы платных услуг. Казань, 1996.362.3абелин П.В., Моисеева Н. К. Основы стратегического управления. Учебное пособие. М.: «Информационно-внедренческий центр, Маркетинг», 1998.
  76. З.бЗ.Зайцев Г. Г., Файбушевич С. И. Управление кадрами на предприятии: персональный менеджмент. СПб.: Изд-во Санкт-Петербург. Ун-та экономики и финансов, 1992.364.3удилин А. П. Анализ хозяйственной деятельности. М.:Финансы истатистика, 1995.
  77. Дж. М., Лобанов А. А. Человеческие ресурсы управления: основы управления персоналом. М.: Дело, 1993.
  78. А. Основы менеджмента. М.: Дека, 1995.
  79. . Менеджмент в условиях рыночной экономики. Теория и практика. Минск, МП «Энис», 1992.
  80. Н.Д. Спрос: анализ и управление. М.: Финансы и статистика, 1997.
  81. К. Японские методы управления качеством. М. Экономика, 1988.
  82. Как добиться успеха: Практические советы деловым людям. М.: Политиздат, 1991.
  83. Как работают японские предприятия.: Сокр. пер. с англ./Под ред. Я. Мондена З. Н. и др.: Научн. ред. и авт. предисл. Д. Н. Барышев. М.: Экономика. 1989.
  84. . Деловая стратегия: концепция, содержание, символы. М.: Экономика, 1991.
  85. Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. :Пер. с англ. /Под ред. А. Г. Милейковского и И. М. Осадчей. -М.: Прогресс, 1978.
  86. А.Д., Захаров Д. К. Организация управления персоналом на предприятии. -М.: ГАУ, 1994.
  87. А.Я. Управление персоналом организации. М.: ИНФРА-М, 1997.
  88. КилленК. Вопросы управления. -М.: Экономика, 1990.
  89. У., Клиланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная политика. Пер с англ./Общ. ред. и предисл. Г. Б. Кочеткова. М.: Прогресс, 1982.
  90. А.П. Диагностика банкротства. М.: Финстатинформ, 1995.
  91. А. П. Финансы в управлении предприятием. М.: Финансы и статистика, 1995
  92. О.В., Кузнецов И. Н. Научные основы управления производством. М.: Политиздат, 1970.
  93. Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации РФ. Общероссийский классификатор «Услуги населению» М.: Издательство стандартов, 1993.
  94. Э.М. Концепция менеджмента. Учебное пособие. — М.: «Дека», 1998.
  95. Ф. Основы маркетинга. Пер с англ./общ. ред. и вступ. ст. Е. М. Пеньковой. -М.: Прогресс, 1992.
  96. Р. Фирма, рынок и право. М.: «Дело ЛТД», 1993 3.85-Кохно П.А., Микрюков В. А., Комаров С. Е. Менеджмент. М.: Финансы и статистика, 1993
  97. М.Н. Финансовое состояние предприятия. Методы оценки. М.: ИКЦ «ДИС», 1997.
  98. А. Экономические механизмы. :Пер. с фр. М.: «Международные отношения», 1993
  99. Г., О’Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ. Т. 1,2 М.:Прогресс, 1982.
  100. И. Эффективность управленческих решений. Пер. с чешек. М.: Прогресс, 1975.
  101. И.Д. Практический менеджмент. Ч. 1: Менеджер и менеджмент. 4.1 «Менеджерское искусство». М.: 1992
  102. И.В. Бизнес-план основа успеха. — М.: «Дело», 1994
  103. С.Ф. Менеджер за работой. М.: 1989.
  104. Н. Принц. -М.: Знание, 1992.
  105. X. Как уцелеть среди акул. :Пер.с англ.- М.: «Экономика», 1991.
  106. К.Р., Брю С.Л. Экономикс. Принципы, проблемы и политика. :Пер.с англ.-М.: «Республика», 1992.
  107. Э.А., Гарасименко Г. Г. Финансовый анализ. Ростов-на1. Дону, 1994.
  108. В. Д. Кравченко П.А. Бюнес-планирование. Новосибирск, «Экор», 1994.
  109. В.Д. Маркетинг услуг. М: «Финансы и статистика», 1996.
  110. А. Принципы экономической науки, ч.1:Пер. с англ. М.: Прогресс, 1993.
  111. З.ЮО.Мацкуляк И. Д. Стратегия занятости: предотвращение безработицы: (Политико-экономический аспект). М.: Экономика, 1990. 3.101.Мате Э. Послепродажное обслуживание. Серия «Деловая Франция». -М.: Прогресс, 1993.
  112. Ю2.Менеджмент в малом бизнесе. М.: «Дека», 1993.3103.Менеджмент в сфере услуг /Под ред.В. Ф. Уколова.- М.: «Луч», 1995.3104.Менкью Н. Г. Микроэкономика. :Пер. с англ. М.: МГУ, 1994.3105.Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Основы менеджмента. М.: «Дело», 1992.
  113. И., Таль Г. Роль государства в процессе банкротства. «Эксперт», № 5,1998.
  114. В., Ириков В. Где выход из кризиса? //Экономика и жизнь, № 32, 1996.
  115. В. Как управлять предприятием. //Экономика и жизнь, декабрь, 1996.
  116. Бестужев Лада И. Преодоление проблемных ситуаций в управлении социальными процессами. //Вопросы экономики. — 1992.
  117. А., Эрматова Н. Направления финансовой поддержки малого и среднего бизнеса. // Российский экономический журнал, № 1, 1994.
  118. А. Развитие системы платных услуг. «Плановое хозяйство» № 1 1991,
  119. М. Комментарии к закону о несостоятельности (банкротстве), «Право и экономика», № 4, 1998.
  120. Н. Знакомтесь Закон о банкротстве. //Экономика и жизнь", № 5, 1998.
  121. В.В. Законодательство о несостоятельности, (банкротстве) в действии. М.: Центр деловой информации, 1994.
  122. Ю.Витрянский В. Виды юридических лиц //Экономика и жизнь N7. 1995.
  123. Г. Предложение товаров как фактор спроса.//Рынок, N4, 1987.
  124. Г., Ириков В. Конкурентноспособность или банкротство? //Экономика и жизнь, июнь, 1996.
  125. И. Как живется бабушкам и дедушкам //Аргументы и Факты, N2, 1994
  126. Как зарегистрировать фирму? // «Коммерсант», № 21 от 30 мая 1993.
  127. Как будем жить.// Аргументы и факты, 1 апреля, 1998.
  128. Э. Законодательство о банкротстве. //"Эко", № 10, 1994.
  129. Контракты международной (внешнеторговой) купли-продажи.// «Экономика и жизнь», № 49,1994.
  130. М.Н. Влияние налоговой системы на финансовое состояние предприятия. //Менеджмент, № 2, 1997.
  131. В. Некоторым удалось спастись. //Эксперт, № 5, 1998.
  132. З.В. Наемные работники частного сектора // Общество и экономика, N1, 1994.
  133. Р. Об опыте сбалансирования потребительского спроса //Экономист, N1, 1994.
  134. Д.С., Докучаев М.В. Актуальные прьлемы
  135. М. Анализ дифференциации доходов населения //Экономист, N1, 1995
  136. В. Методические вопросы управления ликвидностью фирмы. Проблемы теории и практики управления, № 2, 1997.
  137. Новый взгляд на банкротство //"Экономика и жизнь", № 11, 1997.
  138. С. Пути совершенствования законодательства о банкротстве. //"Хозяйство и право", № 10, 1996.
  139. В.П., Ланенко В. И., Лютер Е. В. Диагностика банкротства: возиожна ли оценка платежеспособности по двум показателям? //"Финансы", № 7, 1995.
  140. Ю. Обыкновенный маркетинг //Экономические науки. 1991, N3, с.31
  141. Д.М. Частный сектор: предприниматели и проблемы хозяйствования//ЭКО, N1,1994.
  142. Ю. Финансовое состояние и финансовая политика предприятий. //Российский экономический журнал, № 8, 1997.
  143. Е. Гражданский кодекс о коммерческих организациях// Экономика и жизнь, N 4, 1994.
  144. Состояние и перспективы потребительского рынка //"Экономист", N1, 1993.
  145. Ставка больше, чем жизнь.// Московский комсомолец, 20 мая, 1998.
  146. И.П. О платежеспособности предприятий. // «Финансы», № 3.
  147. М.А. Как оценить финансовую устойчивость предприятий.// «Финансы»,№ 6.
  148. Bailey J.E. Learning styles of successful entrepreneurs. — In:
  149. Birley S., Saunders P. Tbedifferencesbetweensmall firms started by male and female entrepreneurs who attended small business courses. — Ibid, p. 211— 222.
  150. Brockhaus R.H. Is there life after death.' The impact of unsuccessful entrepreneurial endeavors on the life of the entrepreneurs. — In: Proceedings, 1985. Conference Entrepreneurship, April 1985, p. 468—481.
  151. Brockhaus R.H., Horwitz P. S. Thepsychology of an entrepreneur. — In: The Art and Science of Entrepreneurship. Cambridge, MA., Ballinger PublisHng1. Co., 1986, p.25—48.
  152. A., 01m K., Eddy G. Entrepreneurship: Research m quest of a paradigm. — In: The Art and Science of Entrepreneurship. Cambridge, MA.,
  153. Churchill N.C., Lewis L. Entrepreneurship research: Directions and methods. — In: The Art and Science of Entrepreneurship. Cambridge, MA., Ballinger Publishing Co., 1986, p. 333—366.
  154. Cooper A.C. Entrepreneurship and high technology. — In: The Art and Science of Entrepreneurship. Cambridge, MA., Ballinger Publishing Co., 1986, p.153—168.
  155. Doutriaux J. Academic entrepreneurial firms revisited 1980—1984. — In: Proceedings, 1985. Conference Entrepreneurship, 1985, p. 521—537.
  156. Gasse Y. A strategy for the promotion and identification of potential entrepreneurs at the secondary school level. — In: Proceedings, 1985. Conference Entrepreneurslip, April 1985, p. 538—559. *
  157. Gasse Y. The Development of new entrepreneurs: a belief-based approach. — In: The Art and Science of Entrepreneurship. Cambridge, MA, Ballinger Publishing Co., 1986, p. 49—60.
  158. Hills G.E., Welsch H. Entrepreneurship behavioral intentions and student independence, characteristics and experiences. — In: Proceedings, 1986. Conference Entrepreneurship, April 1986, p. 173—186.
  159. Hisrich R.D. The woman entrepreneur: CharacteHstics, skills, problems, and prescriptions for success. — In- The Art and Science of Entrepreneurship. Cambridge, MA., Ballinger Publishing Co., 1986, p. 61—84.
  160. Hisrich R.D., Brush C.G. Women and minoril entrepreneurs: A comparative analysis. —In: Proceedings, 198. Conference on Entrepreneurship, April 1985, p. 566—587.
  161. Hisrich R.D., O’Cinneide B. The Irish entrepreneui Characteristics, problems, and future success. — In: Proceeding, 1986. Conference on Entrepreneurship, April 1986, p. 66—81.
  162. Hornaday J.A. Alumni opinions of the value of the curriculum in generalbusiness and in entrepreneurslip courses. — In: Proceedings, 1985. Conference Entrepreneurship, April 1986, p. 560—565.
  163. Long W.A., McMullan W.E. Assessing economic value added by university-based new venture outreach programs. — in: Proceedings, 1985. Conference Entrepreneurship, April 1985, p. 498—520.
  164. Maidique M.A. Key success factors in high-technology ventures. — In: The Art and Science of Entrepreneurship. Cambridge, MA., Ballinger Publishing Co., 1986, p. 169—180.
  165. Peacock P. The influence of risk-taking as cognitive judgmental behavior of small business success. -In: Proceedings, 1986. Conference on Entrepreneurship April 1986, p. 110—118.
  166. Peterson R., Smith N. EntrepreneursMp: A culturally appropriate combination of craft and opportunity. — In: Proceedings, 1986. Conference on Entrepreneurship, April 1986, p. I—II.
  167. Ronstadt R.C. Eveiy entrepreneur’s nighmare: Ite decision to become an exentrepreneur and work for someone else. — In: Proceedings, 1985. Conference on Entrepreneurship, April 1985, p. 409A32.
  168. Scanlan T.J. Self-employment as a career option: An investigation of entrepreneurship. University Ph.D. Dissertation, University of Illinois at Urbana-Champaign, 1979.
  169. Shuman J.C., Seeger J.A., Kamm J.B., Teebagy N.C. An empirical test often entrepreneurial propositions. — In: Proceedings, 1986. Conference Entrepreneurship, April 1986, p. 187—198.
  170. Smith N.R., Miner J.B. Motivational consideratio in the success of technologically innovative entrepreneurs, -in '.Proceedings, 1985. Conlerence on Entrepreneurshi April 1985, p. 482—488.
Заполнить форму текущей работой