Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Инструменты стратегического планирования на промышленных предприятиях в современных условиях хозяйствования: на примере предприятий Пензенской области

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В качестве рекомендаций к внедрению на исследуемых предприятиях определены структура и содержание концептуальной модели стратегического плана, разработаны формы расчетных таблиц и программное обеспечение по формированию стратегического бюджета. Полный перечень выходных форм стратегического плана включает 16 таблиц, стратегического бюджета — 5 таблиц. Реализация процесса формирования… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы стратегического планирования деятельности промышленного предприятия
    • 1. 1. Формирование стратегии деятельности предприятия на долгосрочную перспективу
    • 1. 2. Сущность и принципы стратегического планирования в современных условиях хозяйствования
    • 1. 3. Современный инструментарий реализации процесса стратегического планирования на промышленном предприятии
  • Выводы по 1 главе
  • Глава 2. Анализ стратегического планирования на промышленном предприятии (на примере предприятий Пензенской области)
    • 2. 1. Особенности организации процесса стратегического планирования на предприятиях (на примере ОАО «Маяк», ОАО"ПАЗ", ОАО «Коммаш»)
    • 2. 2. Взаимосвязь стратегического развития промышленных предприятий и экономики региона (на примере Пензенской области)
    • 2. 3. Оценка стратегического потенциала промышленного предприятия (на примере ОАО «Маяк», ОАО"ПАЗ", ОАО «Коммаш»)
  • Выводы по 2 главе
  • Глава 3. Методические аспекты разработки инструментария стратегического планирования на промышленном предприятии
    • 3. 1. Реализация процесса стратегического планирования на промышленном предприятии на основе 8АОТ-методологии
    • 3. 2. Инструменты построения концептуальной модели стратегического плана промышленного предприятия
    • 3. 3. Определение набора критериев оценки эффективности процесса стратегического планирования
  • Выводы по 3 главе

Инструменты стратегического планирования на промышленных предприятиях в современных условиях хозяйствования: на примере предприятий Пензенской области (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В настоящее время отечественные промышленные предприятия функционируют в условиях ужесточения конкуренции, сопряженной с глобализацией мирового экономического пространства. Нестабильность экономической конъюнктуры, повышение требований потребителей к производимым продуктам в значительной степени усложняют процесс определения стратегических перспектив.

Попытки использования в российской практике инструментария стратегического планирования, наработанного зарубежными теоретиками и практиками, не принесли желаемого результата в связи с недостаточным учетом особенностей отечественной экономики, выражающихся в сложной структуре взаимоотношений хозяйствующих субъектов, отношений собственности, государственного регулирования и территориальных масштабов. Формирование процессов, обеспечивающих конкурентоспособность предприятия в долгосрочной перспективе, требует критического анализа и пересмотра инструментов планирования как составных элементов системы управления с учетом условий бизнес-среды и индивидуальности каждого участника хозяйственной деятельности.

Актуальность данного исследования определяется необходимостью разработки адекватного целям и специфике современной экономики методического инструментария стратегического планирования деятельности промышленного предприятия.

Состояние изученности проблемы. Общие вопросы теории стратегического управления предприятием изложены в научных трудах зарубежных и отечественных авторов: А. Г. Аганбегяна, Р. Акоффа, И. Ансоффа, М. М. Алексеевой, К. Боумэна, В. О. Веснина, Х. Виссема, К. Киллена, У. Кинга, Д. Кэмпбела и Дж. Стоунхаса, Б. З. Мильнера, М. Х. Мескона, НН. Тренева, Р. А. Фатхутдинова, Д. Хана, Р. Хоффмана, А. Ю. Юданова, д.р.

Понятие конкуренции, методы анализа рынка и оценки конкурентоспособности предприятия, методологии формирования стратегий рассмотрены в трудах Г. Л. Азоева, А. Вайсмана, О. С. Виханского, А. П. Градова, Б. Карлоффа, Р. С. Каплана, Ж. Ж. Ламбена, Г. Минцберга, Д. П. Нортона. М. Е. Портера, А. Томпсона, А.Дж.Стрикленда, Дж. Хэйвуда и С.Хофера. Анализ научно-практического материала показал, что исследования указанных авторов преимущественно касаются теоретических и общеметодологических подходов к планированию деятельности предприятия в условиях развитой экономики.

Проблема адаптации общеизвестных методик стратегического планирования на российских промышленных предприятиях отражена в монографиях А. М. Аронова, А. А. Голубева, О. А. Дедова, В. Д. Дорофеева, А. П. Дугельского, А. В. Козлова, Е. Г. Краснова, А. О. Мамедова, Л. М. Мартынова, Н. С. Отварухиной, Н. Н. Подлесных, Ж. Ю. Пыжовой, А. Л. Селяниной, С. А. Семенова, В. И. Фиошена. Результаты проведенного монографического исследования и оценки работы промышленных предприятий Пензенской области определили необходимость уточнения методик и принципов стратегического планирования в современных условиях хозяйствования, предопределив его цели и задачи.

Цель диссертационного исследования состоит в разработке инструментов стратегического планирования для адаптации промышленных предприятий к изменяющимся условиям внешней среды хозяйствования. В соответствии с указанной целью потребовалось решение следующих задач:

— раскрыть сущность и содержание процесса стратегического планирования;

— выявить особенности инструментов стратегического планирования, применяемых на исследуемых предприятияхопределить взаимосвязь между стратегией промышленного предприятия и уровнем развития экономики региона;

— уточнить методику оценки уровня стратегического потенциала промышленного предприятия;

— предложить механизм формирования набора альтернативных стратегий как инструмент планирования деятельности предприятия в долгосрочной перспективе;

— сформировать набор критерий оценки эффективности стратегического плана, позволяющий осуществить выбор оптимальной стратегии;

— разработать практические рекомендации по реализации системы стратегического планирования на промышленных предприятиях Пензенской области.

Предметом исследования является процесс стратегического планирования деятельности промышленного предприятия.

Объектом исследования являются промышленные предприятия Пензенской области.

Теоретической и методической основой диссертационного исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных ученых в области теории и практики стратегического управления, планирования, прогнозирования, маркетинга, экономической статистики, математических методов и информационных технологий в экономике, финансового анализа.

Нормативной базой для исследования послужили официальные документы законодательных органов РФ и Пензенской области. Информационную базу исследования составили материалы Госкомстата России и Пензенской области, интернетресурсы, статистические, бухгалтерские документы исследуемых предприятий, результаты тестирования руководящих кадров промышленных предприятий г. Пензы.

В процессе решения поставленных в диссертационном исследовании задач применялись следующие методы: абстрактно-логический (при постановке цели и задач исследования), монографический (для раскрытия сущности и содержания процесса стратегического планирования), системного, структурного и факторного анализа (для исследования механизма воздействия внешней среды на промышленное предприятие), экономико-математические (при разработке алгоритма оценки уровня стратегического потенциала предприятия, программы формирования стратегического бюджета).

Наиболее существенные результаты диссертационной работы, имеющие признаки научной новизны:

— уточнены теоретические аспекты стратегического планирования, отражающие особенности деятельности промышленного предприятия в условиях глобализации и информатизации современного общества, содержащие в основе процессы: внедрение системы управления «Тотальный менеджмент качества» (TQM) — определение ключевых компетенций (КК) предприятиякоординация его целей со стратегиями развития региона, поставщиков, партнеров, конкурентов;

— определены методический подход и инструменты стратегического планирования на основе концепции «прогноз — стратегия — план», отличительной особенностью которых является разработка моделей «идеальное предприятие» и «идеальный продукт», отражающих стратегические цели развития предприятия в зависимости от текущего состояния и видения в будущем;

— разработан алгоритм выбора конкурентной стратегии на основе расчета рейтинговой оценки уровня стратегического потенциала промышленного предприятия по пяти наиболее приоритетным направлениям (маркетинг, производство, управление, кадры, финансы), что позволяет выявить сильно-и слаборазвитые бизнес-процессы, определить ключевые факторы успеха (КФУ) предприятия;

— предложена концептуальная модель стратегического плана, основанная на выработке постоянного стремления к совершенствованию, отличительной чертой которой является комплексный скоординированный подход к прогнозированию и планированию деятельности предприятия с учетом стратегии развития региона, поставщиков, партнеров;

— сформулированы предложения по механизму реализации процесса стратегического планирования на основе SADT-методологии, позволяющей координировать и уточнять процесс принятия управленческих решений, направлять его на создание конкурентных преимуществ, связанных со специализацией, опытом деятельности и положением предприятия на рынке.

Практическая значимость исследования. Теоретические и практические выводы направлены на дальнейшее совершенствование инструментария стратегического планирования деятельности промышленных предприятий в современных условиях. Рекомендации и предложения, изложенные в диссертации, нацелены на формирование конкурентных стратегий, могут быть использованы в практической деятельности промышленных предприятий Пензенской области.

Апробация результатов исследования. Научные результаты исследования рассмотрены и одобрены высшим руководством предприятий ОАО «Пензенский арматурный завод», ОАО «Пензенский завод коммунального машиностроения», ОАО «Маяк», ООО НПО «Гакс-армсервис», ЗАО «Электротехника», что подтверждено актами о внедрении.

Основные положения и выводы диссертационной работы изложены в научных публикациях и выступлениях на Межвузовской научно-практической конференции «Актуальные проблемы науки в России» (Кузнецк, 2004 г.), конференции аспирантов (С-Петербург, 2004 г.), международном форуме «Актуальные проблемы современной науки» (Самара, 2005 г.), международных научно-методических конференциях (Пенза, 2003;2005гг.), всероссийских научно-практических конференциях (Пенза, 2004;2006гг.).

Ряд теоретических и практических положений диссертации используется в учебном процессе Пензенского государственного университета при чтении курсов «Организация и планирование производства», «Экономика предприятия», «Экономика и управление машиностроительным производством» .

Публикации. По теме диссертационного исследования опубликовано 13 работ общим объемом 3,13 п.л., личный вклад автора — 2,9 п.л.

Объем и структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, включающего 186 наименований. Работа изложена на 183 страницах, включает 33 таблицы, 31 рисунок, 1 Оприложений.

Выводы по 3 главе.

На основании результатов исследования производственно-коммерческой деятельности ОАО’ЧТАЗ", ОАО" Маяк" и ОАО" Коммаш", с учетом специфики их менеджмента, выражающейся в недостаточности практического опыта по стратегическому планированию, мы определили методические аспекты разработки инструментария стратегического планирования на промышленном предприятии.

Инструментарий реализации процесса стратегического планирования разработан на основе 8АБТ-методологи, что, на наш взгляд, позволит сформировать единую базу стратегической информации, более рационально распределить функции между подразделениями и сотрудниками, участвующими в процессе стратегического планирования и упорядочить документооборот на исследуемых предприятиях.

В качестве инструмента реализации процедуры выбора генеральной стратегии предприятия предложена объемная модель, содержащая факторы: уровень конкурентоспособности предприятия, его партнеров (поставщиков), и социально-экономического развития региона. Реализации процесса определения наиболее перспективных направлений развития предприятия производится на основе разработанного алгоритма формирования и исполнения набора альтернативных стратегий, в основу которого заложено построение моделей «идеальное предприятие» и «идеальный продукт» как количественное выражение миссии, целей и задач развития предприятия.

В качестве рекомендаций к внедрению на исследуемых предприятиях определены структура и содержание концептуальной модели стратегического плана, разработаны формы расчетных таблиц и программное обеспечение по формированию стратегического бюджета. Полный перечень выходных форм стратегического плана включает 16 таблиц, стратегического бюджета — 5 таблиц. Реализация процесса формирования стратегического бюджета осуществлена в виде приложения электронных таблиц Excel, которые включают набор связанных таблиц, в которых алгоритм расчета выполнен за счет системы взаимосвязанных формул и программ реализации отдельных модулей.

Предлагаемая концептуальная модель достаточно универсальна, она может помочь пензенским промышленным предприятиям в расширении долгосрочного видения бизнеса. Данная модель способствует получению ряда практических навыков анализа и планирования, которые, при расширении информационного пространства и привлечения дополнительных информационных ресурсов, помогут в дальнейшем перейти к полноценному стратегическому управлению.

Рассматривая проблему оценки эффективности реализации процесса стратегического планирования на промышленном предприятии, мы предложили трехмерную модель анализа отклонений по трем направлениям: фактическое состояние в результате реализации плана — плановые показателифактическое состояние — идеальная модельплановые показатели — идеальная модель, предварительно исследовав взаимосвязь стратегических ресурсов и результатов по процессу стратегического планирования.

Так же для исследуемых предприятий нами определены наиболее приоритетные стратегические цели и критерии оценки эффективности реализации стратегий и планов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Представленная к рассмотрению диссертационная работа посвящена проблеме выбора инструментов стратегического планирования на промышленном предприятии. Актуальность данной проблемы обусловлена существованием объективных трудностей ведения плановой работы на отечественных предприятиях в современных условиях, выражающихся в нестабильности экономической конъюнктуры, ужесточении конкуренции, повышении требований к качеству производимого продукта, сокращении длительности жизненного цикла товара.

В соответствии с целью и задачами диссертационного исследования получены основные результаты работы:

1) Выявлена противоречивость трактовок понятий «стратегическое», «долгосрочное» и «перспективное планирование». Результаты обобщения научных определений, позволили нам подчеркнуть особую значимость функции планирования в управленческой деятельности. Стратегическое планирование мы определили как совокупность прогнозирования социально-экономического развития предприятия, поиска новых возможностей, выбора стратегии. Процесс стратегического планирования представляем как последовательность реализация четырех блоков: позиционирование, анализ, выбор, контролинг.

2) В современных условиях хозяйствования особую значимость приобретают такие специфические принципы стратегического планирования как: постоянное совершенствование, участие, обеспечение обратной связи, социальная направленность. Первые два принципа соответствуют современным требованиям системы управления «Тотальный менеджмент качества», внедряемой на отечественных предприятиях в ходе их сертификации по требованиям ИСО серии 9004−2001. Принцип социальной направленности разрабатываемых планов отражает общую специфику современного менеджмента, ориентированного на повышение социальной ответственности, на преодоление негативов в сфере выполнения общественных обязанностей участниками экономической деятельности.

3) В качестве основного инструмента планирования мы выделяем процесс формирования конкурентной стратегии, которую трактуем как концепцию создания и использования конкурентного преимущества для упреждения и подавления усилий конкурентов, направленных против предприятия. Конкурентная стратегия предприятия нацелена на оптимизацию системы взаимодействия с поставщиками и партнерами, что позволит сформировать и сохранить КФУ, стратегические способности и ключевые компетенции.

4) Уточнена концепция «прогноз — стратегия — план», с позиции построения моделей развития предприятия и продукта («идеальное предприятие», «идеальный продукт»), выражающих стратегические цели в виде набора конкретных параметров.

5) Выделены реально функционирующие элементы системы стратегического планирования на ОАО «Маяк», ОАО «ПАЗ», ОАО «Коммаш», установлен механизм взаимосвязи между ними, намечены основные направления совершенствования инструментов планирования на промышленных предприятиях.

6) Определена взаимосвязь между перспективой развития промышленного предприятия и уровнем экономического развития региона. Установлены отрицательные факторы внешней среды деятельности пензенских предприятий, а так же выявлены внутренние причины выпуска неконкурентоспособной продукции на исследуемых предприятиях.

7) Разработана методика определения интегральной балльной оценки уровня стратегического потенциала предприятия, на основе диагностики внутренней среды по пяти наиболее приоритетным направлениям (маркетинг, производство, управление, финансы, персонал). По результатам расчета УСП исследуемые предприятия ранжированы по классам и определены оптимальные конкурентные стратегии для каждого.

8) Выделены КФУ исследуемых предприятий: возможность расширения ассортимента выпускаемой продукцииопыт разработки и внедрения новых технологий производствавозможность сформировать высокопрофессиональный состав персонала путем грамотной кадровой стратегии (три предприятия) — наличие необходимых производственных мощностейналичие собственных каналов сбыта и возможностей по их расширениюхорошая деловая репутация, доверие к предприятию поставщиков и партнеров (ОАО «ПАЗ», ОАО «Маяк») — современная система стратегического менеджментаобеспеченность инвестиционными ресурсами (ОАО «Маяк»).

9) Предложены инструменты построения концептуальной модели стратегического плана: SADT-модель, позволяющая координировать и уточнять процесс принятия управленческих решенийобъемная модель выбора генеральной стратегии предприятия, содержащая уровни конкурентоспособности предприятия, его партнеров (поставщиков), экономического развития регионаалгоритм формирования и исполнения набора альтернативных стратегий, в основу которого заложено построение моделей «идеальное предприятие» и «идеальный продукт» — модель взаимосвязи стратегических ресурсов и результатов, позволяющая оценивать эффективность процесса стратегического планирования.

10) В качестве рекомендаций к внедрению на исследуемых предприятиях определены структура и содержание стратегического плана, разработаны формы расчетных таблиц и программное обеспечение по формированию стратегического бюджета. Полный перечень выходных форм стратегического плана включает 16 таблиц, стратегического бюджета — 5 таблиц. Реализация процесса формирования стратегического бюджета осуществлена в виде приложения электронных таблиц Excel, которые включают набор связанных таблиц, в которых алгоритм расчета выполнен за счет системы взаимосвязанных формул и программ реализации отдельных модулей.

И) Реализация рекомендуемых стратегий требует от исследуемых предприятий ряда организационно-экономических преобразований.

ОАО «ПАЗ» следует сформировать группу стратегического развития или планирования), а так же перераспределить часть обязанностей и ответственности между функциональными подразделениями. Для данного предприятия наиболее рациональными являются стратегия «низкой цены» для следующих товаров: задвижки, клапаны, краны шаровые, а также стратегия фокусирования на перспективных сегментах рынка: нефтегазовая промышленность, химическая промышленность, электоэнергетика. Совокупный годовой объем потребления арматуры этими отраслями составляет 241,2 млн долл., ежегодный рост объемов на 10%, превышение доли импорта более чем на 50% свидетельствуют о потенциале к наращиванию объемов производства данного предприятия.

ОАО «Маяк» рекомендовано уделить внимание расширению производственных линий и ассортимента выпуска, т.к. данное предприятие обладает финансовыми возможностями для модернизации и обновления производственного оборудования, освоения новых технологий. Предлагаем ОАО «Маяк» реализовать конкурентную стратегию «вертикальная диверсификация» для основного товара бумага-основа, направленную на рост объемов реализации, и стратегию стабильности концентрирующуюся на поддержке существующих направлений бизнеса за счет лидерства «низкой цены» на обои, тетради и бумажно-белевые товары.

ОАО «Коммаш» рекомендуем реорганизовать структуру управления, создать группу стратегического развития, производственную стратегию направить на расширение товарной номенклатуры за счет организации выпуска товаров народного потребления (т.к. отечественный рынок на 80% насыщен импортной продукцией бытового назначения). Для реорганизации производства потребуются дополнительные капиталовложения.

Разработанные инструменты планирования конкурентных стратегий апробированы и могут быть включены в практику управления любого промышленного предприятия Пензенской области с учетом специфики, масштабов, опыта и других особенностей их деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.А. Анализ стратегий и разработка комплексных программ. М. Наука, 1990 г.-214с.
  2. Г. Л., Челенков А. П. Конкурентные преимущества фирмы. М.: Инфра-М, 2000 г.-256с.
  3. Р. Планирование будущего корпорации: Пер. с англ./ под ред. В.И.Данилова-Данильяна. М.: Прогресс, 1985 г.-223с.
  4. М.М. Планирование деятельности фирмы. М.: Финансы и статистика, 2003 г.- 248с.
  5. И. Новая корпоративная стратегия. СПб.: Питер, 1999 г.416с.
  6. А.Н., Андрюшкевич O.A., Денисова И. М. Условия эффективного функционирования новых рыночных экономик. // Экономическая наука современной России, 2002 г. № 3, стр.20−30.
  7. A.M. Стратегическое планирование в условиях диверсификации производства: Монография. СПб, 2001 г.
  8. Ю.В., Демченко А. И. Показатели процесса в системе менеджмента качества. // Менеджмент в России и за рубежом, 2005 г. № 1, стр.86−97.
  9. К.А., Бендиков М. А., Исаева М. К., Хрусталев Е. Ю. Корпоративная культуру в современной экономике России // Маркетинг. -2004г. № 2
  10. Ю.Байе М. Управленческая экономика и стратегия бизнеса / Пер с англ, под ред. A.M. Никитина. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999 г.-743с.11 .Басовский Л. Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. М.: ИНФРА-М, 2002.-260с.
  11. Д., Уилстед У. Формирование стратегии.// Проблемы теории и практики управления. 2002. — № 1, стр. 116−127
  12. А.Н. Конкурентная стратегия и Россия (точка зрения М. Портера). // Менеджмент в России и за рубежом, 2004. № 4, стр.3−8- № 5, стр.3−10.
  13. Е.М., Кузнецов A.B. Периодичность и горизонты планирования в зарубежных и российских компаниях (метод последовательных приближений). // Менеджмент в России и за рубежом, 2004 г.-№ 3, стр. 10−15.
  14. Г. Овладение политикой планирования. М.: Экономика, 1990 г.-280с.
  15. М.А., Фролов Н. Э. Тенденции и роль интеграционных процессов в промышленности России.// Менеджмент в России и за рубежом, 2002 г. № 4, стр.3−22.
  16. Е.В., Бережной В. И. Математические методы и моделирование экономических систем. М.: Финансы и статистика, 2001 г.-368с.
  17. Берл Густав и др. Мгновенный бизнес-план. Двенадцать быстрых шагов к успеху: Пер. с англ. М.: Дело ЛТД, 1995 г.
  18. С., Ведер Р. Концепция стратегического менеджмента.// Проблемы теории и практики управления. 2002 г, № 5, стр.90−95.
  19. К. Стратегия на практике. / Пер. с анл. под ред. Л. Г. Зайцева. -СПб.: Питер, 2003 г.-256с.
  20. В.И., Лузгина М. Г. Анализ жизнеспособности и выявление стратегических возможностей предприятия.// Экономика и управление: Сб. науч. тр. ун-та. Вып.6. — Пенза.: Изд-во Пен. Гос. ун-та, 2004 г. — 184с.
  21. Т.С. Инвестиционное планирование на предприятии: Монография. М., 2001 г.
  22. М.И. Внутрифирменное планирование. 2-е изд., испр. и допол. — М.: ИНФРА-М, 2000 г.-400с.
  23. Бычкова.С.М., Газарян A.B. Планирование в аудите. М.: Финансы и статистика, 2001 г.-264с.
  24. К.Т. Роль стратегического управления в инвестиционной деятельности организации // Финансовый менеджмент. 2005 г. № 1, стр. 1832.
  25. А. Стратегия маркетинга: десять шагов к успеху- стратегияменеджмента: пять факторов успеха: пер. с нем. М.: Экономика, 1995 г. -345с.
  26. А. Всеобщее управление качеством (TQM). СПб.: Виктория плюс, 2002 г.
  27. П. Искусство менеджмента. 2-е изд., испорав. — М.: изд. «Сирин», 2000 г.-204с.
  28. В.Р. Менеджмент в вопросах и ответах. М.: Проспект, 2004 г.-170с.
  29. В.Р. Стратегическое управление М.: Проспект, 2001 г.-328с.31 .Верстакова Ю. В. Прогнозирование и планирование социальноэкономического развития России и ее регионов: Монография. Курск, 2003 г.
  30. Ю., Дементьев В., Мелентьев А., Якутии Ю. Развитие интегрированных корпоративных структур в России // Российский экономический журнал. 2002 г. № 11, стр. 10−14.
  31. X. Стратегический менеджмент и предпринимательство возможности для будущего процветания. / Пер. с англ. М.: Издательство «Фин-пресс», 2000 г.-272с.
  32. О.С. Стратегическое управление. М.: Изд-во МГУ, 2003 г.-296с.
  33. О.В. Направленность стратегического развития предприятия: модели, контроль и управляющие воздействия. // Менеджмент в России и за рубежом, 2004. № 5, стр.59−65.
  34. О.В. Контроль финансовой устойчивости и текущей ликвидности предприятия по унифицированному графику. // Финансовый менеджмент, 2004 г. № 3, стр.50−61.
  35. Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. М.: «Изд. Дом Дашков и К», 2000 г.-307с.
  36. A.A., Катичев В. Ф. Показатели и методы оценки эффективности организационно-экономического механизма управления промышленным предприятием. // Менеджмент в России и за рубежом, 2004 г. № 4, стр.98−108.
  37. И.Н. Стандартизация и управление качеством продукции. М.: ЮНИТИ-ЛАНА, 2000 г.- 488с.
  38. . Бизнес со скоростью мысли. 2-е изд., исправ. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2001 г.
  39. Ф.Ф., Лосева О. Н. Тенденции, стратегии инновационной деятельности промышленных предприятий России. // Инновации. 2003 г. -№ 2, стр.59−60
  40. A.A. Стратегическое управление корпорацией в условиях переходной экономики: Монография. СПб, 2002 г.43 .Гончаров М. И., Лемзяков Г. А. Консалтинг в антикризисном управлении. Теория и практика. М.: Экономика, 2005 г.-248с.
  41. ГОСТ Р ИСО 9004−2001. Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности.
  42. А.З., Удалов Ф. Е. Некоторые проблемы управления в условиях формирования рыночных отношений: Монография. Н. Новгород: ННГУ, 1995 г.
  43. В.П., Грибов В. Д. Экономика предприятия: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2000 г.-278 с.
  44. Е.А. Проблемы организации финансового планирования и контроля на отечественных предприятиях и пути их решения. // Финансовый менеджмент, 2005 г. № 2, стр.32−39.
  45. Э. Выход из кризиса. / Пер. с англ. Тверь: Альба, 1994 г.
  46. М., Колчин С. Конкурентоспособность российской экономики в условиях глобализации. // Власть, 2005 г. -№ 2, стр. 12−20
  47. O.A. Современная практика планирования деятельности промышленного предприятия: Монография. Екатеринбург, 2000 г.
  48. В.Р. Планирование эффективности создания и использования инноваций: Монография. СПб., 2003 г.
  49. В.Д., Шестопал Ю. Т. Конкурентные позиции в бизнесе:
  50. Монография. Пенза, 2001 г. — 161с.
  51. П. Эффективное управление: Пер. с анл. М.: ACT, 2004 г.288с.
  52. В. Индикативное планирование: о сущности и методологическом инструментарии.// Российский экономический журнал, 2001.-№ 4, стр. 104−110
  53. А.П. Стратегический менеджмент на промышленном предприятии: Монография. Новосибирск, 2001 г.
  54. А.П., Хрусталев Е. Ю. Методы формирования и оценки конкурентной стратегии компании (финансовый аспект). // Финансовый менеджмент, 2005 г. № 5, стр.3−14.
  55. P.C., Нортон Д. П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. 2-е изд., испр. и доп. / Пер. с англ. — М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2004 г. — 320с.
  56. P.C., Нортон Д. П. Организация, ориентированная на стратегию. Как в новой бизнес-среде преуспевают организации, применяющие сбалансированную систему показателей. / Пер. с англ. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2004 г. — 416с.
  57. . Деловая стратегия: Концепция. Содержание. Символы: Пер. с англ. М.: Экономика, 1991 г.-238с.
  58. К. Вопросы управления: Сокр. пер. с англ./ под ред. И.М.
  59. Верещагина. M.: Экономика, 1991. -199с.
  60. У., Клиланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная политика. / Пер. с англ. М.: «Прогресс», 1982.-399с.
  61. М.Н. Моделирование рыночных ситуаций и стратегий. // Маркетинг, 2003 г. № 1
  62. В.И., Ковалев C.B. Стратегия повышения эффективности издержек производства фирмы: условия разработки, проблемы реализации.// Менеджмент в России и за рубежом, 2003 г. № 6, стр.11−18.
  63. A.B. Эффективные стратегии и принятие решений в инновационном проектировании: теория и кейс-стадии.: Монография. -Барнаул, АлтГТУ, 2000 г.
  64. Т. Стратегия и структура японских предприятий: Пер. с англ./ Общ. ред. и вступ. ст. О. С. Виханского.- М.: Прогресс, 1987.- 384с
  65. В. Инвестиционная модель России. Особенности инвестиционной модели развития России.// Мировая экономика и международные отношения, 2003 г. № 11, стр.3−16.
  66. Ф. Основы маркетинга: краткий курс. / Пер. с англ. М.: Прогресс, 2002 г. -656с.
  67. В.О., Колесов В. Ю., Трифилова А.А, Стратегическое поведение: от разработки до реализации.// Менеджмент в России и за рубежом, 2002 г. № 3, стр.89−129.
  68. Н.П. Общая экономическая теория технологии развития производства: Монография. М.: БГЭУ, 2000 г. -248с.
  69. Е.Г. Развитие стратегического менеджмента в системе антикризисного управления: Монография. Саратов, 2000 г.
  70. В.Г. Методы стратегического планированияинвестиционной деятельности промышленного предприятия: Монография. -СПб, 2000 г.
  71. В.Г. Управление стоимостью бизнеса группы компаний. // Менеджмент в России и за рубежом, 2005 г. № 4, стр.43−55.
  72. B.C. О стратегической альтернативности.// Менеджмент в России и за рубежом, 2002 г. № 2, стр.34−40.
  73. А. Планирование деятельности предприятия. // Экономист, 2000 г. № 6, стр.61−67.
  74. В. К дискуссии о вариантах экономической стратегии. // Российский экономический журнал, 1999 г. № 4, стр. 15.
  75. Е.А. Граница ценности и стратегический выбор компании.// Менеджмент в России и за рубежом, 2004 г. № 1, стр.3−15.
  76. Кэмпбел Д, Стоунхаус Дж, Хьюстон Б. Стратегический менеджмент: Учебник / Пер. с анг. Н. И. Алмазовой. М.: ООО «Проспект», 2000 г. — 336с.
  77. Лазарева Е.Т. Balanced Scorecard как инструмент стратегического контроллинга. // Финансовый менеджмент, 2005 г. № 6, стр.37−46.
  78. .Ж. Стратегический маркетинг: Европейская перспектива.: Пер. с фр. СПб.: Наука, 1996 г. — 588с.
  79. .Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок. / Пер. с анг. Под ред. В. Б. Колчановой. СПб, 2004 г. — 800с.
  80. Ш. Стратегия и политика предприятия.// Проблемы теории и практики управления, 1999 г. № 5, стр.95−100.
  81. Д.Ю. Методическое обеспечение процесса разработки плана стратегического развития региона. // Менеджмент в России и за рубежом, 2005 г. № 6, стр.40−51.
  82. А.Н. Стратегический менеджмент. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.-378с.
  83. A.M. Бизнес-среда и бизнес-стратегии в условиях конкуренции юрисдикции.// Менеджмент в России и за рубежом, 2004 г. № 2, стр.50−58.
  84. С.А., Межов И. С., Урман Л. И. Система управление предприятием, адекватная реалиям России. // ЭКО, 2001 г. № 12, стр. 164−171.
  85. И.С. Факторы стратегии управления активностью экономического развития интегрированной корпорации.// Менеджмент в России и за рубежом, 2004 г. № 4, стр.25−31.
  86. А.О. Стратегическое бизнес-планирование на российских промышленных предприятиях в современных условиях: Монография М., 2002 г.
  87. В.Д., Кузнецова С. А. Стратегический менеджмент. М.: ИНФРА, 1999 г.-288с.
  88. Марсер Д. IBM: Управление в самой преуспевающей корпорации мира. / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1991 г.-422с.
  89. Л.М. Методология стратегического управления инновационным развитием организации на основе использования интеллектуальных ресурсов и инфокоммуникативных технологий: Монография. М.: Гос. университет, 2002 г.
  90. В.И. Стратегическое управление персоналом в условиях эффективной организационной структуры. М.: Изд."Финпресс", 2004 г.-288с.
  91. К.А. Система управленческого учета как стратегический ресурс в конкурентной борьбе. // Финансовый менеджмент, 2005 г. № 4, стр.83−92.
  92. ЮО.Мельник А. Н. Стратегическое планирование деятельности фирмы на этапе перехода к рыночной экономике: Монография. СПб., 1996 г.
  93. Ю1.Мельничук Д. Б. Механизм оценки состояния системы стратегического управления предприятием.// Менеджмент в России и за рубежом, 2002 г. № 2, стр.41−45.
  94. Ю2.Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. М.: Наука, 2004.-800с.
  95. ЮЗ.Мильнер Б. З. Теория организации: Учебник 2-е изд. переаб. и допол. — М.: ИНФРА-М, 2001 г.- 480с.
  96. Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Д. Школы стратегий. СПб.: Питер, 2000 г.
  97. Н., Кравченко Е., Аверьянов И. Проектирование функционально-структурной организации с использованием SADT-методологии.// Маркетинг, 1999 г. № 3, с.47−60.
  98. Н.К. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновления. // Моисеева Н. К., Анискин Ю. П М.: Внешторгиздат, 1993 г.
  99. Х.Ш. Некоторые подходы к организации управленческого контроля. // Менеджмент в России и за рубежом, 2005 г. -№ 6, стр.3−9.
  100. Ю8.Несытова A.A., Шпаков О. Н. Внешнеэкономическая деятельность российского арматуростроения и емкость рынка арматуры.// Арматуростроение, 2004 г. № 2, стр.38−40.
  101. Ю9.Несытова A.A. Результаты маркетингового исследования российского рынка трубопроводной арматуры.// Арматуростроение, 2004 г. -№ 3, стр.36−39.
  102. ПО.Нив Г. Р. Пространство доктора Деминга. Принципы построения устойчивого бизнеса / Пер. с англ. М.: изд. «Альпина Бизнес Букс», 2003 г. -376с.
  103. Ш. Новицкий Е. Стратегическое планирование в высоко диверсифицированных корпоративных структурах: о мировой практике и опыте АФК «Система».// Российский экономический журнал, 2002 г. № 5.
  104. И2.Нойбороденко Н. М. Прогнозирование и стратегия социального развития России: Монография. М, 2003 г.
  105. И.А. Бюджетная система в заводских стенах.// ЭКО, 2001 г, 2.
  106. Пензенская область в 2001 году. Статистика. Ежегодник. Пенза, 2002 г.
  107. В.Л. Итоги реформирования современной российской экономики. // Экономическая наука современной России, 2002 г. № 4, стр.39−43.
  108. Ш. Петропалова Г. П. Экономический механизм эффективного удовлетворения потребностей общества в условиях глобальной конкуренции. // Экономический вестник Ростовского гос. ун-та, 2003 г. № 2, стр.84−92.
  109. Я. Учиться управлять затратами.// Бизнес Академия, 2001, № 5.
  110. Н.Н. Стратегическое планирование на предприятиях: Монография. Воронеж, 2003 г.
  111. М.Е. Международная конкуренция: пер. с англ. Под ред. В. Д. Щетинина. М.: Международные отношения, 1993 г. — 895с.
  112. Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003−2008гг.). М., 2003 г.
  113. Программа экономического и социального развития Пензенской области на 2003−2008 гг. Пенза., 2003 г.
  114. Промышленность России: Статистический сборник/ Госкомстат России. М, 2004 г. — 462 с.
  115. О.Д. Новые направления менеджмента в России.// Экономика и управление. 2006 г. — № 1, с.9−11.
  116. А. Планирование экономического потенциала предприятия.// Экономист, 2002 г. № 4, стр.94−96.
  117. .Ю. Стратегическое планирование деятельности производственно-хозяйственных систем в условиях конкуренции: Монография. Н. Новгород, 2001 г.
  118. Разработка концепции развития фирмы с учетом прогнозирования динамики экономической конъюнктуры: Материалы научно-практической конференции, 2000 г. 149с.
  119. C.B., Рассказова А. Н. «Образ» стоимости компании и его применение в системе корпоративного управления. // Финансовый менеджмент, 2005 г. № 4, стр.59−69.
  120. М.В. Теоретическое обоснование технологии бизнес-планирования инновационного проекта: Монография. М, 2002 г.
  121. Ю.В. Современное территориальное стратегическое планирование: состояние, проблемы, организация: Монография. Петразаводск, 2003 г.
  122. E.H. Планирование на предприятии в условиях рыночной экономики: Монография./ Рос, заоч. ин-т текстил. и лег. пром-ти. М.: РЗИЛП, 2000 г.-156с.
  123. С.А. Стратегическое планирование: выбор стратегии отраслей экономики: Монография. М, 2002 г.
  124. JI.H., Шестобитова Т.И, Пронина H.H. Особенности формирования и развития маркетинговых структур на предприятиях Пензенской области. // Организатор производства. Теоретический и научно-практический журнал. Пенза, 2000. — № 1, стр.47−51.
  125. A.C. Управление временем в проекте по внедрению системы сбалансированных показателей. // Менеджмент в России и зарубежом, 2005 г. № 6, стр.70−78.
  126. Э.А. Разработка управленческих решений. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000 г.-271с.
  127. Г. Экономический прогнозы и принятие решений: пер. с англ./ под ред. Е. М. Четыркина. М.: Статистика, 1971 г.
  128. A.B. Некоторые особенности повышения конкурентоспособности крупных промышленных компаний. // Менеджмент в России и за рубежом, 2004 г. № 5, стр.33−45.
  129. Нб.Токаренко Г. С. Организация контроля результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия. // Финансовый менеджмент, 2005 г.-№ 1, стр.3−17.
  130. Е.В. Стратегический контроллинг в системе управления . предприятием. // Менеджмент в России и за рубежом, 2004 г. № 4, стр. 109 117.
  131. A.A., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации: Пер. 9-го англ. изд. М.: ИНФРА-М, 2001 г.
  132. A.A. Методические основы интеграции стратегического и инновационного менеджмента.// Менеджмент в России и за рубежом, 2004 г. № 3, стр.27−34.
  133. H.H. Стратегическое управление. М.: ПРИОР, 2000.-286с.
  134. H.H. Стратегическое управление предприятием на основе самоорганизации //Аудит и финансовый анализ, 1998 г. № 5.
  135. В.В. Бенчмаркинг как современный метод управления бизнесом. // Менеджмент в России и за рубежом, 2005 г. № 4, стр.35−42.
  136. Э.А., Шабанов Ф. С. Антикризисное управление в малом бизнесе. М.: ЭКМОС, 2004 г.-128с.
  137. Э.А., Бутова T.B. Общий и стратегический менеджмент. -М.: ЭКМОС, 2004 г.-256с.
  138. А. и др. Управление это наука и искусство: Сборник / Сост. Г. Л. Подвойский. — М.: Республика, 1992 г. — 349с.
  139. P.A. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. М.: ИНФРА-М, 2000 г.
  140. P.A. Стратегический менеджмент. 4-е изд., перераб. — СПб.: Питер, 2001 г.-135с.
  141. P.A. Стратегическая конкурентоспособность. М.: Экономика, 2005 г. — 504с.
  142. Л., Рэнделл. Курс МВА по стратегическому менеджменту. / Пер. с англ. М.: Изд-во «Альпина Паблишер», 2002 г. — 171с.
  143. Н.В. Система стратегического планирования и прогнозирования социально-экономического развития регионов России: Монография. СПб., 2002 г.
  144. В.И. Методические основы планирования маркетинговой и производственно-хозяйственной деятельности организации в условиях конкуренции: Монография. Самара, 2003 г.
  145. Г., Прахалад К. К. Конкурируя за будущее. Создание рынков завтрашнего дня. Пер. с англ. — М.: Олимп-Бизнес, 2002 г.163 .Хан Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга. / Пер. с нем. А. А. Туркача. М.: Финансы и статистика, 1997 г. — 799с.
  146. И. А. Стратегическое планирование на основе исследования ключевых компетенций организаций в бизнес-системе: Монография. М, 2003 г.
  147. А.Е. Интеграционный менеджмент: проблемы, которые необходимо решать.// Менеджмент в России и за рубежом, 2004 г. № 2, стр. 919.
  148. П., Питер Д. Беттке, Девид Причитко. Экономический образ мышления. 10-е изд. — М.: Изд-во «Вильяме», 2005 г. — 544с.
  149. Н.В., Попов Е. В. О жизненном цикле внутренней средыорганизации.// Менеджмент в России и за рубежом, 2004 г. № 1, стр.119−126.
  150. Н.В. Математически модели риска и неопределенности.-СПб.- изд-во С-Петерб. ун-та, 1998.-201с.
  151. А. Курс предпринимательства: практическое пособие. -М.: Международные отношения, 2003 г. 352с.
  152. Дж., Аутосортинг Б. В поисках конкурентных преимуществ./ Пер. с англ. М.: Изд-во «Альпина Паблишер», 2002 г. — 179с.
  153. А.Н. Статистические методы управления качеством. II Чекмарев А. Н., Барвинок В. А., Шалавин В. В. М.: Машиностроение, 1999 г.
  154. Г. В. Практика управления рисками на уровне предприятия. СПб.: Питер, 2000 г. — 176с.
  155. П. Стратегическое планирование в интегрированных корпорациях: факторы оргобеспечения.// Российский экономический журнал. 2003 г, № 3.
  156. Д.И. Американский менеджмент. Теория и практика. -М.: Наука, 1993 г.-176с.175 .Шевцова В. Е. Конкурентная стратегия фирмы. // Микроэкономические предпосылки экономического роста. Вып. 2 М.: ЦЭМИ РАН, 2003 г.
  157. С.И. Математические методы и модели в экономике, финансах, бизнесе, 2000г. -307с.
  158. Г., Эвальд А. Организационные аспекты стратегического . технологического менеджмента.// Проблемы теории и практики управления. -2003г., № 2, стр. 111−118.
  159. О.Н. Место России в мировом арматуростроении.// Арматуростроение, 2004 г. № 1, стр.41−44.
  160. Экономическая стратегия предприятия./ Под ред. В. А. Горемыкина. М.: Филинъ, 2001 г. — 506с.
  161. А.Ю. Конкуренция. Теория и практика. (3-е изд.) М.: Гном-Пресс, 2000 г. — 272с.
  162. Mintzberg Н., Quinn J., Ghoshal S. The strategic process. European .1. Edition, 1995.
  163. Hofer C. W, Shendel D. Strategy Formulation: Analytical Concepts. -St. Paul, MN: West Publishing Company, 1998.
  164. Hoffman R, Becker D. Strategic Management Simulation. Homewood, 1989
  165. Lorange P.L. Implementation of strategic planning. Englewood Cliffs. — N.Y.: Prentice-Hall, 1992. — 537p.
  166. Thompson, Arthur A, Formbu John. Economics of the firm: Theory and Practice. Englewood Cliffs: Buttenrworth. — Prentice-Hall International, Inc., 1993.- 549p.
  167. Wilson, Richard M. Strategic Marketing Management: Planning and Control. Oxford: Buttenrworth. — Heinemann Ltd, 1995. — 644p.
Заполнить форму текущей работой