Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Теоретико-методологические основы экономической политики городов, образующих агломерацию: на примере городов юга Кемеровской области

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Более широкое толкование термина «агломерация» расширяет представление об агломерации как о скоплении (слиянии) городов или производств, а также дает возможность выделить три группы задач, решаемых на уровне городов: вопросы местного значения, реализуемые органами местного самоуправленияобщие для совокупности городов задачивопросы регулирования экономики города как элемента региональной… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
    • 1. 1. Характеристика экономической политики в современный период развития России
    • 1. 2. Генезис экономической политики как способа развития региона
    • 1. 3. Опыт взаимодействия региона и города в рамках реализации экономической политики
    • 1. 4. Характеристика агломерации городов как объекта региональной политики
  • ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РЕГИОНА И ГОРОДА В РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ
    • 2. 1. Трансформация взаимодействия местных органов власти отдельных городов с региональным уровнем власти
    • 2. 2. Состояние правового и методического обеспечения региональной экономической политики
    • 2. 3. Теоретические подходы к формированию экономической политики города
  • ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РОЛИ ГОРОДОВ ЮГА КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ В РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ
    • 3. 1. Тенденции региональной экономической политики (на примере Кемеровской области)
    • 3. 2. Анализ экономической политики городов юга Кемеровской области
    • 3. 3. Функциональный анализ регулирования экономического развития городов юга Кемеровской области
  • ГЛАВА 4. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ АГЛОМЕРАЦИИ ГОРОДОВ ЮГА КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
    • 4. 1. Принципы создания системы управления социально-экономическим развитием агломерации городов
    • 4. 2. Создание системы управления социально-экономическим развитием агломерации городов
    • 4. 3. Проект создания Некоммерческого партнерства «Территориальное образование „Агломерация городов Кемеровской области“»
  • ГЛАВА 5. РАЗРАБОТКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ АГЛОМЕРАЦИИ ГОРОДОВ ЮГА КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
    • 5. 1. Методические подходы к формированию экономической политики агломерации городов
    • 5. 2. Организационно-экономический механизм формирования экономической политики агломерации городов

Теоретико-методологические основы экономической политики городов, образующих агломерацию: на примере городов юга Кемеровской области (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Динамичное развитие экономики России, обеспечение ее национальной безопасности прямым образом связаны с развитием экономики на разных территориальных уровнях (на федеральном, субфедеральном и субрегиональном) при регулирующей роли органов власти в рамках их экономической политики. В соответствии с этим актуальным вопросом выступает проблема согласования экономической политики разных уровней управления и задач функционирования формально не закрепленных, но фактически существующих территориальных образований — агломераций городов — как способа развития экономики региона и решения вопросов местного значения.

Существенность и безотлагательность решения этих задач определяются следующими обстоятельствами.

Во-первых, в условиях переходной экономики России решающее значение в региональной политике приобретает поиск эффективно функционирующих наряду с субъектами Федерации других территориальных образований (городов, агломераций городов).

Во-вторых, целенаправленное развитие экономики городов, образующих агломерацию, должно быть адекватно целям российской экономики, но с учетом интересов местного населения и конкретных территорий. Так, в Стратегии развития Кемеровской области до 2025 года слабое развитие городской среды называется фактором, сдерживающим социально-экономическое развитие области. Для этого необходимы изменения в вопросах управления развитием экономики с учетом потребностей населения и специализации в региональном разделении труда.

В-третьих, преобразование экономики городов в рамках агломерации является сложным социально-экономическим процессом, охватывающим деятельность совокупности экономических субъектов, различных уровней управления. В теории и практике это обозначается как формирование и согласование экономической политики на различных уровнях территориальной организации. При этом изучение вопросов управления экономическим развитием объективно предполагает создание механизмов управления развитием экономики городов на различных иерархических уровнях управления с учетом как экономических, так и социальных целей.

Местные бюджеты отдельно взятых городов дефицитны, но имеется реальная возможность консолидации экономических ресурсов совокупности городов, при финансовой и нормативно-правовой поддержке федерального уровня власти и субъекта Федерации. Такие задачи, как создание методологической основы экономической интеграции городов, выработка экономической политики городов, образующих агломерацию, пока не нашли должного отражения в исследованиях. А это затрудняет ее реализацию соответствующими органами управления. Поэтому вопросы формирования экономической политики агломерации городов являются актуальными задачами как теории, так и практики.

Степень разработанности проблемы. Проблемы формирования экономической политики региона и взаимодействия с городами как территориальными образованиями исследовались в работах отечественных и зарубежных ученых. Эти исследования можно укрупненно представить следующим образом.

Методологические подходы к исследованию региона представлены з трудах Гранберга А. Г., Лексина В. Н., Любовного В .Я., Маршаловой A.C., Мищенко В. В., Пчелинцева О. С., Суспицына С. А., Сурнина B.C., Шабашева В. А., Швецова А. Н., Шнипера Р. И. и др.

Вопросы управления социально-экономическим развитием регионов и городов в современных условиях реформирования государственного управления рассматриваются в работах Глазырина М. В., Коваленко Е. Г., Кулешова В. В., Лариной Н. И., Лексина В. Н., Любовного В .Я., Маршаловой A.C., Новоселова A.C., Пчелинцева О. С., Суспицына С. А., Унтуры Г. А., Уткина Э. И., Швецова А. И. и др.

Проблема межбюджетных отношений, разграничение полномочий между уровнями власти и роль различных уровней управления в формировании экономической политики рассматриваются в работах Лаврова A.M., Лексина В. Н., Любовного В. Я., Папело В. Н., Суспицына С. А., Чуркина В. Г., Шабаше-ва В.А., Швецова А. Н. и др.

Основы исследования экономики городов в XIX—XX вв. заложены в трудах таких авторов, как Вебер М., Велихов Л. А., Мерфи Р., О’Салливан А., Форрестер Дж. и др.

Вопросам экономического развития советских городов посвящены исследования таких отечественных ученых, как Алаев Э. Б., Баранский Н. Н, Ильин И. А., Лаппо Г. М., Литовка О. П., Некрасов H.H. и др.

Современные вопросы муниципальной экономической политики, развития экономики городов, их агломераций, межмуниципального сотрудничества изложены в трудах Авдеевой Т. Т., Анимицы Е. Г., Бабуна Р. В., Власовой Н. Ю., Жихаревича Б. С., Зотова В. Б., Исуповой С. С., Лаппо В. Ф., Лола A.M., Любовного В. Я., Маркварта Э., Ореховского П. А., Рохчина В. Е., Филиппова Ю. В., Широкова А. Н., Юрковой С. Н. и др.

Обзор научных трудов по теме диссертационной работы показывает, что в отечественных и зарубежных исследованиях содержатся значительные методологические наработки, которые являются основой для дальнейшей конкретизации теории и практики формирования экономической политики региона, городов, их агломераций. Однако следует отметить, что продолжают оставаться дискуссионными вопросы, связанные с постановкой и анализом проблем функционирования городов, образующих агломерацию, в контексте региональной и муниципальной экономических политик. Эти вопросы в совокупности с недостаточной проработанностью теоретико-методологических аспектов организации экономической политики городов, образующих агломерацию, выступают как актуальная научная проблема, имеющая важное социально-экономическое значение, отличающаяся новизной и практической значимостью, что определило выбор темы, постановку цели и задач диссертационной работы.

Объектом исследования является экономическая политика городов юга Кемеровской области.

Предмет исследования — процесс формирования экономической политики городов юга Кемеровской области, образующих агломерацию.

Цель и задачи исследования

Цель исследования состоит в разработке теоретико-методологических и методических подходов к формированию социально-ориентированной экономической политики городов юга Кемеровской области, образующих агломерацию.

Для достижения поставленной цели в работе сформулированы следующие научные задачи:

— выявить факторы, обусловливающие развитие экономики региона- -определить подходы к изучению взаимодействия субъекта Федерации и муниципальных образований;

— сформулировать подходы к исследованию экономической политики города в качестве объекта региональной политики;

— разработать принципы развития городов в рамках агломерации для решения вопросов местного значения и реализации экономических задач в контексте специализации в региональном разделении труда;

— сформулировать основы создания системы управления социально-экономическим развитием агломерации городов;

— разработать методику оценки экономических ресурсов, сгруппированных по степени их применения в экономике городов, осуществить классификацию показателей оценки развития городов;

— разработать алгоритм управления развитием экономики городов- -разработать проект некоммерческого партнерства «Территориальное образование „Агломерация городов“»;

— определить подходы к формированию экономической политики агломерации городов;

— сформулировать принципы создания межмуниципального промышленного района;

— разработать организационно-экономический механизм формирования экономической политики агломерации городов;

— определить подход к организации межмуниципального сотрудничества.

Область исследования. Содержание диссертации соответствует паспорту специальности ВАК 08.00.05 — «Экономика и управление народным хозяйством: региональная экономика» (п. 5.15. «Анализ особенностей и эффективности экономической политики на различных уровнях территориальной организации (субъектах Федерации, муниципальном)" — п. 5.16. «Управление экономикой регионов на региональном и муниципальном уровнях, функции и механизм управленияразработка, методическое обоснование», п. 5.17. «Экономические проблемы местного самоуправления»).

Теоретическую и методологическую основу исследования составляют теоретические положения и концепции, представленные в классических и современных работах по региональной и муниципальной экономическим политикам. Решение проблем, рассматриваемых в диссертации, носит междисциплинарный характер и базируется на системном подходе. Реализация системного подхода была осуществлена при рассмотрении экономической политики городов, образующих агломерацию, как элемента региональной экономической политики.

Методологическую основу исследования составляют также теории региональной экономики, которые в совокупности с эволюционным подходом позволяют раскрыть генезис предпосылок экономического взаимодействия региона и городов. Диалектический метод познания дает возможность изучать экономические процессы в их развитии. Эволюционный подход позволяет исследовать сущность экономических процессов развития субъекта Федерации и городов, а также их экономического взаимодействия. Использование таких общенаучных методов, как исторический, сравнительный, дея-тельностный, позволяет реализовать междисциплинарный принцип при постановке цели и задач исследования, направленных на выявление проблем развития экономики на отдельных территориях и согласование их с формированием экономической политики разных уровней управления. Кроме того, в работе при проведении научного анализа проблем были реализованы такие методы, как ретроспективный анализ, метод научной абстракции, социологический и др. Решение поставленных задач осуществлялось на основе эмпирических методов исследования, в частности, была проведена экспертная оценка, анкетирование, интервьюирование по выявлению проблем в сфере экономической политики и возможных направлений их решения. В гносеологическом аспекте исследуемая проблема формулируется как противоречие между знанием, что экономическая политика реализуется разными уровнями власти, и незнанием методов и направлений интеграции экономической политики. Возможности подходов, реализованных в диссертации, в совокупности позволили обеспечить обоснованность основных положений, выводов и предложений.

Информационную и эмпирическую базу исследования составили нормативно-правовые акты СССР, Российской Федерации, субъектов Федерации в сфере социально-экономического развития и экономической политикистатистические материалы социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Федерации, Кемеровской области и ее городовметодическая, научная, учебная и справочная литература по вопросам экономического развития и экономической политики различных уровней управленияматериалы Интернет-сети и информационной сети Ассоциации сибирских и дальневосточных городов в сфере экономической политики различных уровней управленияданные, полученные диссертантом лично в процессе научных исследований.

Научная новизна работы заключается в разработке теоретико-методологических и методических основ формирования экономической политики городов, образующих агломерацию, в рамках социально-экономического развития региона, которые выражены в следующих элементах научной новизны:

1. Выявлены, исследованы и сгруппированы основные факторы, способствующие развитию экономики региона и сдерживающие ее развитие, что дает возможность оценить социально-экономическое развитие городов, их агломераций в контексте развития региона.

2. На основе обобщения и систематизации теории и практики экономической политики субъекта Федерации определено, что научно-методической основой организации взаимодействия субъекта Федерации и муниципальных образований является сочетание двух подходов: выделение из состава крупного города бизнеса как основы развития экономики субъекта Федерациифункционирование города в рамках местного самоуправления.

3. Обосновано, что экономическая политика города — составная часть региональной политики, это позволяет рассматривать город как территориальное образование в иерархической пространственной структуре и как сложную социально-экономическую систему, а развитие экономики — в виде совокупности отдельных подсистем. Для согласования экономической политики субъекта Федерации и муниципальных образований предложены варианты кооперации муниципальных образований.

4. Сформулированы методические основы развития городов в рамках агломерации с выделением принципов, форм и показателей ее функционирования. Уточнено содержание понятия «агломерация городов». Обоснована необходимость рассмотрения агломерации городов как территориального образования для решения вопросов местного значения и экономических проблем в контексте специализации в региональном разделении труда. Разработана схема исследования экономической политики агломерации городов, позволяющая разным уровням управления выявлять проблемы и согласовывать совместные мероприятия в сфере экономики.

5. Разработаны методические основы создания системы управления социально-экономическим развитием агломерации городов, представленной в виде совокупности взаимосвязанных элементов (принципов, целей, функций, методов, субъектов управления), которые позволят согласовывать социально-экономические интересы субъекта Федерации и городов.

6. Сформирована методика оценки экономических ресурсов, сгруппированных по степени их применения в экономике городов. Предложена классификация показателей оценки развития городов субъектами управления разных территориальных уровней. Разработан алгоритм управления развитием экономики городов, включающий порядок оценки применения имеющихся ресурсов в экономике и повышение результативности их применения с помощью использования различных методов управления.

7. Разработан проект некоммерческого партнерства «Территориальное образование „Агломерация городов“» (НКП «ТО „Агломерация городов“»), цель создания которого — повышение результативности экономической политики субъекта РФ на основе взаимодействия агломерации городов с субъектом РФ и интеграции ресурсов. Разработана классификация факторов экономического развития по степени их регулируемости НКП «ТО „Агломерация городов“», обобщены методы регулирования социально-экономического развития агломерации городов юга Кемеровской области в соответствии с выде-! ленными направлениями: регулирование ее социально-экономического развития, стимулирование деятельности экономических субъектов.

8. В качестве методологической основы экономической политики агломерации городов предложены принципы экономической политикисформирована функциональная типология городов, методика размещения предприятий в агломерации городовсформулированы условия создания межмуниципального промышленного района, в основе которого — ориентированность экономики на потребности населения агломерации городов.

9. Предложен организационно-экономический механизм формирования экономической политики агломерации городов юга Кемеровской области, включающий модули (нормативно-правовой, управленческий, экономический, финансовый), а также условия и направления развития экономики в соответствии с целями экономической политики. Разработан подход к организации межмуниципального сотрудничества, включающий совокупность принципов, целей, форм, методов, функций, стадий межмуниципальной кооперации городов по решению вопросов местного значения. и.

Научная и практическая значимость работы заключается в том, что основные теоретико-методологические положения и прикладные разработки могут быть использованы:

— научными структурами, исследующими вопросы экономической политики, проблемы создания и функционирования территориальных образований;

— органами государственной власти субъектов Федерации и местного самоуправления при разработке экономической политики субъектов Федерации, муниципальных образований, при разработке программ экономического развития, программ повышения эффективности управления межмуниципальным имуществом, механизмов публично-частного (муниципально-частного) партнерства;

— органами местного самоуправления при разработке комплексных программ социально-экономического развития, программ межмуниципального сотрудничества;

— высшими учебными заведениями при подготовке и переподготовке специалистов по направлениям «Региональная экономика и управление», «Экономическая политика города», «Муниципальная экономика», «Управление муниципальной собственностью», «Стратегия социально-экономического развития муниципального образования»;

— для дальнейших исследований по проблемам формирования агломерации городов.

Апробация результатов диссертационной работы.

Результаты авторских исследований учтены при разработке комплексных программ социально-экономического развития городов юга Кемеровской области, при выполнении хоздоговорных работ, грантов Московского общественного научного фонда, при чтении лекций в рамках грантов фонда «Евразия»:

— при выполнении хоздоговорных работ «Разработка отдельных элементов концепции социально-экономического развития г. Новокузнецка» (1991 г.) — «Формирование механизма перехода крупного промышленного города Кузбасса на рыночные отношения» (1994 г.) — «Программа развития города Новокузнецка в условиях перехода к рыночной экономике» (1994 г.) — «Промышленно-экологический аудит АО „КМК“» (1994 г.) — «Промышленно-экологический аудит АО „ЗСМК“» (1994 г.) — «Формирование комплексной программы социально-экономического развития города Мыски на 2007;2017 гг." — «Формирование комплексной программы социально-экономического развития города Киселевска на 2007;2017 гг.»;

— при выполнении грантов Московского общественного научного фонда «Совершенствование межбюджетных отношений в субъекте РФ (на примере Кемеровской области)» (2000 г.) — «Разработка пособий для населения» (2001 г.);

— при написании учебника «Система муниципального управления» (2005;2007 гг.) и учебных пособий: «Управление муниципальной экономикой» (1999 г.) — «Что такое муниципальная экономика и кому она служит?» (2000 г.) — «Система государственного управления» (2003 г.), «Региональная экономика и управление» (2005 г.);

— при написании монографий: «Вопросы муниципальной экономики» (2001 г.) — «Управление муниципальными услугами: проблемы, критерии, пути развития» (2003 г.) — «Муниципальные услуги: формирование системы управления» (2004 г.) — «Формирование экономической политики региона на территории агломерации городов» (2007 г.);

— при чтении лекций в рамках грантов фонда «Евразия»: Проекты «Образовательная программа для муниципальных служащих» и «Повышение квалификации руководящих муниципальных кадров» (главы муниципальных образований Кемеровской области, заместители глав по финансам и экономике);

— при подготовке диссертации «Управление в сфере муниципальных услуг (на примере муниципальных образований Кемеровской области)» (2004 г.).

Опубликованные по теме диссертации учебник, учебные пособия, монографии используются автором при чтении дисциплин «Система государственного управления», «Региональная экономика и управление», «Экономическая политика города», «Муниципальная экономика», при выполнении курсовых и дипломных проектов, диссертационных работ в НФИ ГОУ ВПО «КемГУ».

Использование результатов диссертационной работы подтверждают акты о внедрении, выданные администрациями городов Кемеровской области, Ассоциацией сибирских и дальневосточных городов и прилагаемые к диссертации.

Основные положения, а также теоретические, методологические результаты диссертации были доложены и обсуждены на:

— международных научно-практических конференциях (Москва — 2006; Кемерово — 1994; 1996; Санкт-Петербург — 2002; Екатеринбург — 2002; Бело-во — 2004; 2006; 2007; Обнинск — 2002);

— всероссийских научно-практических конференциях (Новокузнецк -1998, 2003, 2005, 2007; Москва — 2001, 2002; 2003, 2004; Томск — 2000, Кемерово — 2004; Новосибирск — 2005);

— межрегиональных и региональных научно-практических конференциях (Барнаул — 1990; Кемерово -1998, 2005).

Публикации. Основное содержание и результаты диссертационного исследования изложены в 44 работах общим объемом 202,8 п.л. (л.а. — 60,0 п.л.), в т. ч. в 4 монографиях, в 1 учебнике, в 4 учебных пособиях и более чем в 30 статьях.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения, библиографического списка использованных источников из 285 наименований, 5 приложений. Объем работы 364 страницы. Структура работы соответствует сформулированной цели, поставленным задачам и выдвинутым гипотезам научного исследования.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 5. В работе экономическая политика рассматривается как процесс, состоящий из таких основных подсистем, как законодательная реализует законодательные функциисоциально-экономическаяисполнительные функцииподсистема контроля — контрольные функции. Конкретизация экономической политики предполагает выделение этапов ее формирования: разработка целей, анализ проблем экономики, факторов, экономических ресурсов, реализуемых методов, направлений экономической политики и т. д. Эта схема предполагает возможность актуализации. Определены направления развития экономики агломерации городов, цели которыхмаксимизация использования местных ресурсов и диверсификация экономики агломерации городов. В работе предлагается диверсифицировать экономику, с тем, чтобы минимизировать коммерческие, финансовые, инвестиционные риски. Определены также приоритетные направления экономической политики Территориального образования «Агломерация городов» с выделением существующих проблем городов юга Кемеровской области, целей и правовым сопровождением взаимодействия региона и территориального образования.

На примере управления муниципальным имуществом показана методика повышения эффективности его использования для реализации совместных экономических проектов в агломерации городов. В соответствии с этим в работе предложен алгоритм разработки Программы повышения эффективности управления муниципальным имуществом на уровне территориального образования. Реализация Программы позволит аккумулировать местные ресурсы и решить проблемы развития местного сообщества городов и агломерации.

Реализация экономической политики требует разработки соответствующих нормативно-правовых актов на разных уровнях власти. Все это в конечном счете должно обеспечить интенсификацию развития экономики как в целом Территориального образования «Агломерация городов», так и отдельных городов и предприятий, а обновление принципов формирования экономической политики должно привести к повышению качества жизни населения отдельных городов, их агломерации, региона.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В ходе диссертационного исследования автором получены следующие основные результаты.

1. Выявлены, исследованы и сгруппированы основные факторы, способствующие развитию экономики региона и сдерживающие ее развитие, что дает возможность оценить социально-экономическое развитие городов, их агломераций в контексте развития региона. Группировка факторов развития экономики региона, проведенная автором, показывает, что социально-экономическое развитие как региона, так и городов возможно лишь при синхронизации принципов и методов экономической политики разных уровней управления (государственного, в т. ч. региональногосубрегионального).

Уточнено определение экономической политики региона, под которой в работе понимается система социально-экономических целей, взаимоувязанных, взаимосогласованных между участниками экономического процесса в рамках развития региона, инициируемых органами региональной власти и реализуемых совместно с органами местного самоуправления.

2. На основе обобщения и систематизации теории и практики экономической политики субъекта Федерации сформулированы научно-методические подходы к организации взаимодействия субъекта Федерации и муниципальных образований. Как показал анализ теории экономической политики субъекта Федерации, сложилось минимум два научных подхода к исследованию вопросов взаимодействия местных органов власти города с субъектом Федерации. Первый подход основан на выделении из состава крупного города бизнеса как основы экономики субъекта Федерации. Экономическая политика в этом случае не только вырабатывает требования к бизнесу, но и через систему инструментов существенным образом меняет состав и структуру экономики крупных городов, которые получают преимущественное развитие относительно малых городов, где нет крупного бизнеса, или он не представляет интерес для субъекта Федерации.

Второй подход основан на том, что города функционируют в рамках местного самоуправления. Соответственно на этом уровне реализуются иные методы экономической политики, и субъектом управления, наряду с органами власти, выступает население. Субъект Федерации может осуществлять лишь координирующую функцию. Но важность таких вопросов как занятость, обеспечение экономической безопасности вынуждает субъект Федерации выявлять на уровне города проблемы и реализовывать мероприятия, которые могут оказывать мультипликативное влияние на развитие экономики субъекта Федерации, страны. В этом случае преимущественное развитие могут получить те города, где более напряженная ситуация с этими проблемами. И первая, и вторая модель сопряжены для субъекта Федерации с риском — усиление патерналистской политики, в т. ч. с помощью экономических инструментов, может привести к снижению мотивации решать даже вопросы местного значения органами местного самоуправления.

В силу особой важности развития экономики города реализация экономической политики на этом уровне не должна проводиться только силами местного самоуправления, а должна быть результатом взаимодействия федерального уровня с субъектом Федерации, а субъекта Федерации — с городом, причем для разных городов эта политика в силу их неравномерного социально-экономического состояния должна различаться. Такой подход требует значительных бюджетных затрат и управленческих расходов. В процессе реализации экономической политики субъекта Федерации следует внедрять новые механизмы взаимодействия с городами как субъектами экономической политики.

3. Предложен подход к исследованию экономической политики города в качестве объекта региональной политики, что позволило рассматривать город как территориальное образование в иерархической пространственной структуре и как сложную социально-экономическую систему, а развитие экономики — в виде совокупности отдельных подсистем. Для согласования экономической политики субъекта Федерации и муниципальных образований предложены варианты кооперации муниципальных образований.

Обобщение и систематизация теоретических и методологических ПОДХОДОВ к исследованию экономической политики города позволили определить следующие положения для решения поставленных целей и задач в диссертационной работе.

Во-первых, проведенный анализ теоретических и методологических подходов к исследованию города как целостной системы в качестве объекта региональной экономической политики выявил недостаточность таких публикаций. При этом анализ законодательства показывает следующее. С одной стороны, ряд законов (Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») устанавливает развитие городов в контексте местного самоуправления, и сфера экономики не входит в перечень вопросов местного значения. Но, с другой стороны, ряд других законов (Бюджетный кодекс, Налоговый кодекс, Федеральный закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» и др.) определяет город как целостный объект федеральной и региональной экономической политики. Такой дуализм в формировании теории и практики экономической политики города снижает результативность экономической политики города, региона и государства.

Во-вторых, экономическая политика города представляет собой систему целей, реализуемых разными уровнями власти. В зависимости от уровня исследования экономическая политика города рассматривается в следующих основных аспектах: воспроизводственные процессы на городском и отраслевом уровнях, где в центре внимания находятся проблемы развития и функционирования промышленности как составной части городагород как основной элемент территориальной структуры экономикиразвитие города в рамках местного самоуправленияэкономическое взаимодействие между субъектом Федерации и местным самоуправлениемразвитие экономики города, экономическая политика городагород как самостоятельный объект исследования. Представленные подходы решают специфические задачи и могут быть учтены при формировании экономической политики агломерации городов. Требуют уточнения принципы, формы агломерации городов, показатели и цели ее функционирования. Уточнение и конкретизация этих вопросов позволит разработать методическую базу исследования экономической политики агломерации, разработать классификацию показателей оценки развития городов разными территориальными уровнями.

В-третьих, анализ теоретических и методических подходов к рассмотрению агломерации городов как возможности решать вопросы местного значения и задачи развития экономики на взаимовыгодной основе показывает, что они являются недостаточно проработанными. За каждым уровнем власти закреплены свои полномочия в сфере экономического развития и основная проблема заключается в согласовании действий в этой сфере с тем, чтобы избежать противоречий, параллелизма, дублирования, которые либо заложены в других законах, либо реализуются на практике без нормативно-правового закрепления. Данный аспект отражает потребность исследования экономической политики агломерации, совместно реализуемой разными уровнями управления, как инструмента системы управления социально-экономическим развитием.

Обобщение научных исследований города в контексте экономического развития региона показывает, что существует минимум две точки зрения на определение места города в социально-экономическом развитии региона и страны. Первая основана на рассмотрении города как территориального образования в иерархической пространственной структуре (как составная часть размещения производительных сил в РФкак составная часть федерального округакак составная часть субъекта Федерации). Вторая точка зрения основана на рассмотрении города как сложной социально-экономической системы, при этом нами выделяются три модификации в зависимости от исследуемых подсистем и существующих связей (совокупность подсистемсовокупность институциональных взаимодействийсовокупность внутренних и внешних связей). Каждому из рассмотренных подходов отвечают свои метрды экономической политики, а главная цель и основные направления экономической политики должны быть едины. Так, цель экономической политики города должна быть сформулирована как эффективное использование экономических ресурсов в интересах населения. Основными направлениями экономической политики города при любом подходе к исследованию города должны быть: бюджетная, налоговая, промышленная, структурная, инвестиционная и др.

Автором уточнено понятие экономической политики города, под которой понимается система социально-экономических целей, взаимоувязанных, взаимосогласованных как между уровнями власти, так и между участниками экономического процесса в рамках развития города, инициируемых органами местного самоуправления, местным сообществом, органами региональной власти и реализуемых органами местного самоуправления.

Для согласования экономической политики субъекта Федерации и муниципальных образований, на взгляд автора, можно использовать опыт создания территориальной организации и предложить несколько вариантов кооперации городов:

— юридическое оформление ассоциации городов (в том числе агломерации городов) в одно муниципальное образование;

— решение вопросов местного значения городов через разные формы межмуниципального сотрудничества;

— делегирование наиболее острых и неэффективно реализуемых на уровне субъекта Федерации и муниципальных образований вопросов развития экономики специально созданному субъектом Федерации и муниципальными образованиями некоммерческому партнерству, действующему на принципах самоокупаемости своей деятельности и долевого финансирования органами власти мероприятий.

Первый и второй варианты в силу ограничений законодательства о местном самоуправлении не дают возможности субъекту Федерации осуществлять активную экономическую политику, а учитывают желание жителей городов на объединение (первый вариант) и добровольное сотрудничество органов местного самоуправления (второй вариант). Исследования возможности объединения городов и организации межмуниципального сотрудничества показывают, что у крупных городов нет мотивации реализовывать ни первый, ни второй вариант, а у малых городов возникает риск потери специфических функций города (первый вариант), контроля использования экономических ресурсов (второй вариант).

4. Сформулированы методические основы развития городов в рамках агломерации с выделением принципов, форм и показателей ее функционирования. Уточнено содержание понятия «агломерация». Обоснована необходимость рассмотрения агломерации городов как территориального образования для решения вопросов местного значения и экономических проблем в контексте специализации в региональном разделении труда. Разработана схема исследования экономической политики агломерации городов, позволяющая разным уровням управления выявлять проблемы и согласовывать совместные мероприятия в сфере экономики.

Комплекс задач, влияющих на социально-экономическое развитие региона и городов, связан со стихийно существующими агломерационными связями городов, которые могут позитивно и негативно сказываться на осуществлении регионом экономической политики и соответственно определять социально-экономическое развитие как городов, их агломераций, так и региона. Поэтому поступательное развитие городов, образующих агломерацию, должно явиться основой формирования совместной экономической политики органов местного самоуправления и субъекта Федерации. Для создания подхода к формированию такой политики в работе сделана попытка синтезировать существующие теории региональных исследований применительно к экономической политике в рамках создания промежуточной территориальной структуры управления, наделенной возможностями осуществлять полномочия уровня субъекта Федерации и уровня местного самоуправления, а также решать проблемы стихийной агломерации городов и реализовывать ее возможности. Автором обобщены и систематизированы наиболее часто встречающиеся трактовки термина «агломерация». Анализ различных подходов в региональных исследованиях к его толкованию выявил существование минимум трех вариантов использования термина агломерации: как аккумулирование отдельных элементов экономики (чаще всего, промышленности, транспорта) — как территория, на которой сконцентрированы элементы экономикикак скопление (группировка) городов, поселений, населенных пунктов. Представленные подходы отражают в основном территориальный аспект агломерации, но не учитывается роль органов управления и специфика решения различных вопросов в сфере экономики.

Агломерация городов автором рассматривается как квазиобразование городов для решения социально-экономических проблем. В соответствии с этим диссертантом уточнено понятие агломерации, под которой в работе понимается совокупность городов, объединенных для решения вопросов местного значения и реализации экономических задач в контексте специализации в региональном разделении труда на основе создания единого экономического механизма совместного взаимовыгодного использования трудовых, материальных, финансовых, информационных и других ресурсов.

Более широкое толкование термина «агломерация» расширяет представление об агломерации как о скоплении (слиянии) городов или производств, а также дает возможность выделить три группы задач, решаемых на уровне городов: вопросы местного значения, реализуемые органами местного самоуправленияобщие для совокупности городов задачивопросы регулирования экономики города как элемента региональной экономики. Данная трактовка дает возможность разработать специфические для каждой группы задач экономические мероприятия и модели взаимодействия с различными субъектами управления. На взгляд автора, в современных условиях правомочно использовать термин «агломерация» и в контексте межмуниципального сотрудничества. В этом случае термин получает новое практическое наполнение. Так, в федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131-Ф3 введены не только нормы межмуниципального сотрудничества, но и возможность с учетом территориальных и организационных особенностей на добровольной основе объединяться муниципальным образованиям, что по сути и характеризует агломерацию городов.

Системный анализ экономической политики агломерации городов позволил сформулировать основные теоретические положения:

— агломерация городов является подсистемой сложной социально-экономической системы более высокого уровня — региона (субъекта Федерации);

— как в целом на развитие экономики, так и на выбор форм, инструментов экономической политики любого уровня управления большое влияние оказывает качество и интенсивность взаимодействия местных органов власти города и регионального уровня власти (субъекта Федерации);

— регулирование экономического развития агломерации городов предполагает выделение наиболее характерных и общих проблем для городов и региона в целом;

— определение групп задач в сфере экономики осуществляется по степени участия в них разных уровней управления в соответствии с их полномочиями;

— экономическая политика агломерации городов должна осуществляться на основе взаимосогласования экономических политик, реализуемых органами местного самоуправления городов и органами государственной власти субъекта Федерации.

Автором предлагается такая форма организации агломерации городов как создание некоммерческого партнерства «Территориальное образование „Агломерация городов“», которому делегируются отдельные функции по социально-экономическому развитию муниципальных образований органами власти субъекта Федерации и органами местного самоуправления, а соответствующие финансово-экономические ресурсы определяются на долевой основе.

5. Для согласования социально-экономических интересов субъекта Федерации и городов разработаны методические основы создания системы управления социально-экономическим развитием агломерации городов, представленной в виде совокупности взаимосвязанных элементов (принципов, целей, функций, методов, субъектов управления).

Диссертант определил следующие принципы управления социально-экономическим развитием (СЭР): образование агломерации как основа экономического развития территорий городовсоздание условий для реализации экономического потенциала агломерации городовсоздание условий для развития межмуниципального промышленного районасодействие развитию межмуниципальных кооперационных связейсоздание механизма муници-пально-частного партнерства.

Структура субъекта управления социально-экономическим развитием агломерации городов многокомпонентна (органы управления трех уровней власти (федеральный, региональный, местный) — ассоциации городоврегионовпредприятия, организации, учреждения, производящие и реализующие товары и услугинекоммерческие и общественные организации (союзы предпринимателей, промышленников и др.).

Автор считает, что регулирование агломерационных процессов должно осуществляться при обязательном нормативно-правовом закреплении этих вопросов в документах всех уровней управления, включая федеральный уровень, уровень субъекта Федерации и местного самоуправления городов, образующих агломерацию, т.к. решаются общие экономические вопросы и ответственность за их решение должна быть солидарная. С этой целью необходимо разработать: а) нормативно-правовые документы: б) Положение о создании межмуниципального имуществав) создать организационную структуру управления по обеспечению взаимодействия субъекта Федерации с городами — Некоммерческое партнерство «Территориальное образование „Агломерация городов“».

6. Разработана методика анализа экономических ресурсов городов, сгруппированных по степени их применения в экономике. Предложена классификация показателей оценки развития городов субъектами управления разных территориальных уровней. Разработан алгоритм управления развитием экономики городов, включающий порядок оценки применения имеющихся ресурсов в экономике и повышение результативности их применения с помощью использования различных методов управления.

Анализ ресурсов агломерации городов предлагается проводить в соответствии со следующей методикой.

1 этап. Определяются цели и задачи анализа социально-экономического развития городов.

2 этап. Определяется состав критериев оценки экономических ресурсов в отдельных городах: уровень использования трудовых ресурсов, природных ресурсов, финансовых ресурсов, информационных ресурсов.

3 этап. Осуществляется группировка соответствующих городов по степени использования ресурсов в экономике.

Автором разработан алгоритм управления развитием экономики агломерации городов, включающий порядок оценки применения имеющихся ресурсов в экономике и обеспечивающий координацию применения ресурсов и методов управления развитием агломерации городов. Алгоритм отражает логику исследования и является основой формирования системы управления социально-экономическим развитием.

7. Разработан проект некоммерческого партнерства «Территориальное образование „Агломерация городов“» (НКП «ТО „Агломерация городов“»), цель создания которого — повышение результативности экономической политики субъекта РФ на основе взаимодействия агломерации городов с субъектом РФ и интеграции ресурсов. Разработана классификация факторов экономического развития по степени их регулируемости НКП «ТО „Агломерация городов“», обобщены методы регулирования социально-экономического развития агломерации городов юга Кемеровской области в соответствии с выделенными направлениями.

Органами управления НКП «ТО „Агломерация городов“» являются: Общее собраниеКоординационный центрПрезидентУправляющая компанияКонтрольно-ревизионный орган. Управляющая компания в рамках реализации своих полномочий может сотрудничать со специально созданными организациями для решения вопросов экономического взаимодействия.

Классификация факторов социально-экономического развития по степени их регулируемости НКП «ТО „Агломерация городов“» дает возможность определить сферу влияния НКП «ТО „Агломерация городов“» на социально-экономические процессы. Методы регулирования социально-экономического развития агломерации городов юга Кемеровской области, реализуемые разными уровнями управления предлагается группировать в соответствии с выделенными направлениями (регулирование ее социально-экономического развития, стимулирование деятельности экономических субъектов).

8. В качестве методологической основы экономической политики агломерации городов предложены принципы экономической политикисформирована функциональная типология городов, методика размещения предприятий в агломерации городовсформулированы условия создания межмуниципального промышленного района, в основе которого — ориентированность экономики на потребности населения агломерации городов.

Экономическая политика должна быть ориентирована одновременно на меры антикризисного характера и меры экономического развития, а цели развития агломерации городов должны быть согласованы с целями развития государства и региона.

Для определения целесообразности размещения предприятий, производств в агломерации городов или формирования соответствующих услуг необходимо для каждого города показать специализацию как в настоящих условиях, так и в перспективе. Территории агломерации городов предлагается группировать в зависимости от выявленных наиболее характерных их функций.

В качестве инструмента социально-экономического развития агломерации городов предлагается использовать схему: выявление проблем — классификация проблем — направления решения проблем в зависимости от типа выявленной проблемы. В работе выявлены 3 типа проблем: отсутствие нормативно-правового обеспеченияотсутствие системы управления социально-экономическим развитием городовотсутствие мотивации органов местного самоуправления в совместном социально-экономическом развитии городов. Решение этих типов проблем позволит создать предпосылки для эффективного использования имеющихся ресурсов агломерации городов.

Для решения проблем безработицы в исследуемых городах предлагается создать условия для формирования межмуниципального промышленного района (МПП), который представлен в виде взаимодействующих отраслей. Возникновение и функционирование межмуниципального промышленного района (МПП) должно сопровождаться его нормативно-правовым закреплением: может быть разработана Программа создания МПП, могут заключаться соглашения между предприятиями-участниками. На взгляд автора, наиболее эффективным будет принятие закона субъекта Федерации о создании и функционировании МПП. Это не только сформирует правовую основу, определит роль органов управления и участников, но и обеспечит гарантии всем его участникам.

9. Предложен организационно-экономический механизм формирования экономической политики агломерации городов юга Кемеровской области, включающий модули (нормативно-правовой, управленческий, экономический, финансовый), а также условия и направления развития экономики в соответствии с целями экономической политики. Разработан подход к организации межмуниципального сотрудничества, включающий совокупность принципов, целей, форм, методов, функций, стадий межмуниципальной кооперации городов по решению вопросов местного значения.

Под организационно-экономическим механизмом формирования экономической политики агломерации городов в работе понимается совокупность законодательно и нормативно закрепленных методов в сфере экономической политики, реализуемых разными уровнями власти. Разработка организационно-экономического механизма позволит создать предпосылки для эффективного использования имеющихся ресурсов агломерации городов.

Автором введен термин экономическая политика агломерации городов, под которой понимается система социально-экономических целей, взаимоувязанных, взаимосогласованных между уровнями власти совокупности городов и субъекта Федерации, инициируемых органами местного самоуправления, органами региональной власти и реализуемых НКП «ТО „Агломерация городов“» в рамках совместного взаимовыгодного использования экономических ресурсов для решения вопросов местного значения и экономических задач в контексте региональной специализации.

Формирование экономической политики позволит решить такие проблемы, как рассогласованность действий экономических субъектов, органов местного самоуправления ввиду отсутствия единого координирующего органа управленияотсутствие единого информационного пространства в агломерации городов приводит к снижению результативности управленческих решений в органах местного самоуправления, к замедлению экономических процессов, к снижению конкурентоспособности экономических субъектов, к снижению качества жизни населенияотсутствие единого рынка труда приводит к снижению мобильности трудовых ресурсов, к повышению безработицы, к замедлению экономического роста на предприятиях городовотсутствие единого рынка межмуниципального имущества сокращает ресурсную базу развития городов, снижает рентабельность производства продукции и услуг, повышает транспортные затраты и др.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Активизация социально-экономического развития городов и регионов Текст. /Серия: Материалы семинаров международной программы Евро-град-XXI, выпуск 6. Бирмингем, 1995. — 64 с.
  2. Актуальные проблемы социально-экономического развития: взгляд молодых ученых Текст. / под ред. В. Е. Селиверстова, В. М. Марковой, Е. С. Гвоздевой. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2005. — 392 с.
  3. , Э.Б. Социально-экономическая география. Понятийно-терминологический словарь Текст. / Э. Б. Алаев. -М.: Мысль, 1983. 618 с.
  4. , И.М. Государственная экономическая политика: опыт перехода к рынку Текст. / И. М. Албегова, Р. Г. Емцов, A.B. Холопов. М.: Издательство «Дело и сервис», 1998. — 320 с.
  5. , С.И. Кузбасс: стратегия социально-экономической реконструкции Текст. / С. И. Александров, Г. Н. Речко, Ю. А. Фридман. Новосибирск: Наука. Сибирское отделение, 1991. — 188 с.
  6. Анализ общественного мнения по социально-экономическим и экологическим проблемам Кемеровской области Электронный ресурс. // http://www.ako.ru
  7. Анализ тенденций и перспектив развития региональной экономики Текст. Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 1994. — 184 с.
  8. , Е.Г. Основы местного самоуправления: Текст.: Учебник (Серия «Высшее образование»)/ Е. Г. Анимица, А. Т. Тертышный М.: ИН-ФРА-М, 2000.-208 с.
  9. , Е.Г. Формирование и развитие муниципальных предприятий крупнейшего города Текст. / Е. Г. Анимица [и др.]. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 1999. — 132 с.
  10. В. Российские регионы как субъекты промышленной политики Текст. / В. Анисимов // Российский экономический журнал. 2006. -№ 7−8.-С. 36−53.
  11. , H.H. Становление советской экономической географии Текст. / H.H. Баранский М.: Мысль, 1980. — 288 с.
  12. , В.Т. Региональные проблемы управления и планирования сферы обслуживания населения Текст. / В. Т. Баринов М.: Наука, 1989. -126 с.
  13. , C.B. Многофакторная модель процесса стабилизации экономики региона Текст. / C.B. Березнев, B.C. Сурнин Кемерово: Кузбас-свузиздат, 2001.
  14. , X. Муниципальная экономика. Администрация, благожелательная к предпринимателям Текст. /X. Берр, Э. Маркварт, С. Исупова. М.: Статут, 1997. — 140 с.
  15. , X. Содействие развитию экономики на муниципальном уровне Текст. /под ред. X. Берра, С. Исуповой (OST-EURO GmbH). Российский научный центр местного самоуправления. Серия «Муниципальное управление», выпуск 1. — М., 2000. 65 с.
  16. Большой экономический словарь Текст. /под ред. А. Н. Азрилияна. 3-е изд. стереотип. — М.: Институт новой экономики, 1998. — 864 с.
  17. А. Города: системный анализ Текст. / А. Борисов, П. Ореховский // Муниципальная экономика. 2002. — № 3. — С. 2−18.
  18. , В.И. Теория и методология исследования устойчивого роста экономики региона Текст. / В. И. Бувальцева, B.C. Сурнин Кемерово: Кузбассвузиздат, 1998.
  19. , Т. Характеристика инвестиционной привлекательности города Текст. / Т. Бурцева //Муниципальная экономика. 2001. — № 3. — С. 2−12.
  20. Бюджет глазами экспертов. Прикладной бюджетный анализ в регионах России Текст. / под ред. В. А. Бескровной. СПб.: «ИК „Синтез“», 2004. — 326 с.
  21. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 24.05.05 «О бюджетной политике в 2006 году». Электронный ресурс. http://www.kremlin.ru/appears/2005/05/24/2125type6337388533.shtml
  22. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 26.05.04 «О бюджетной политике в 2005 году». Электронный ресурс. // http://www.kremlin.ru/appears/2004/05/26/2003type63372type6337471501 .shtml
  23. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 30.05.06 «О бюджетной политике в 2007 году». Электронный ресурс. // http:// www.kremlin.ru/ appears/2006 /05/30/ 0920 type63373l 6 175. shtml
  24. , A.H. Методологические аспекты анализа конкуренции городов Текст. / А. Н. Вальвашов // Человек, сообщество, управление. -2005-№ 1.-С. 93−102.
  25. JI.A. Основы городского хозяйства. Обнинск: Институт муниципального управления, 1995.
  26. , М. История хозяйства. Город. Текст. / пер. с нем., под ред. И. Гревса. -М.: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2001. 576 с.
  27. , Н.Ю. Структурная модернизация экономики крупнейших городов России Текст. / Н. Ю. Власова. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2000. — 255 с.
  28. Вопросы муниципальной экономики Текст. / Р. В. Бабун, 3.3. Мул-лагалеева. Серия «Библиотека местного самоуправления», выпуск 35. М: Московский общественный научный фонд (МОНФ). — 2001. — 144 с.
  29. , A.M. Долгосрочные контрактные отношения власти и бизнеса Текст. / A.M. Воротников // ЖКХ. 2004. — № 7. — С. 29−32.
  30. , А.И. Региональная экономика и управление Электронный ресурс.: учеб. пособие для вузов / А. И. Гаврилов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. // http://www.finbook.biz/description.html?prm=150
  31. , Е.Т. Экономика переходного периода. Институт экономики переходного периода. Электронный ресурс. // http://www.iet.ru/ publication, php? folder-id=44&publication-id=1073&PHPSESSID-62b5adc7cb7fa628481 с67 4d727726
  32. , Ю.Н. Основы региональной политики Текст.: Учебник для вузов / Фонд «Международно-правовой экспертизы», Европейский институт экспертов- Ю. Н. Гладкий, А. И. Чистобаев. СПб: Изд-во Михайлова В .А., 1998−659 с.
  33. , М.В. Инновационный социально-производственный комплекс на уровне муниципального образования Текст. / М.В. Глазырин- Центр, эконом.-математ. ин-т РАН. М.: Наука, 2007. — 307 с.
  34. , М.Б. Основы муниципальной экономики Текст. /М.Б. Горный [и др.] С-Петербург: Международный республиканский институт. Санкт-Петербургский гуманитарно-политологический центр «Стратегия», 2000.-171 с.
  35. Города и районы Кузбасса Текст.: стат. сб. Кемерово: Кемерово-стат, 2005. — 153 с.
  36. Города и районы Кузбасса Текст.: стат. сб. Кемерово: Кемерово-стат, 2006. — 155 с.
  37. Государственная экономическая политика Текст.: учебное пособие / Т. Г. Морозова [и др.] М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. — 255 с.
  38. Государственное и муниципальное управление: регионально-экономические детерминанты Текст./ под ред. Р. И. Исляева. СПб.: СПбГИ-ЭУ, 2002. 176 с.
  39. Государственное регулирование экономики Текст.: учебное пособие / под ред. д.э.н. А. Н. Петрова, д.э.н. М. И. Кныша. СПб.: Любавич, 1999. -264 с.
  40. Государственное управление: основы теории и организации Текст.: Учебник. В 2 т. /под ред. В. А. Козбаненко. М.: Статут, 2002. — 592 с.
  41. Государственные финансы Кемеровской области в 2003—2005 гг. Текст.: Стат. сб./ Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области Кемерово, 2006. — 63 с.
  42. , А.Г. Основы региональной экономики Текст.: Учебник для вузов, 2-е изд. / А. Г. Гранберг. М.: ГУ ВШЭ, 2001. — 495 с.
  43. , В.Г. Планировка городов и районов. Инженерно-экономические основы Текст. / В. Г. Давидович М.: Стройиздат, 1964. -325 с.
  44. , Ю.С. Региональная политика и управление Электронный ресурс. / Ю. С. Дулыциков М.: РАГС, 2001. — 257 с. // http://www.koism. rags.ru/publ/indiv/31 .php
  45. , Д.Б. Классификация региональных экономических факторов Электронный ресурс. / Д. Б. Дякин, Г. А. Ларин, http://www.tiei.ru/ ppagе/ pages/5 7/HTML/Larin.htm
  46. Европейская хартия местного самоуправления, от 15 октября 1985 года Электронный ресурс. // http://www.hro.Org/docs/ilex/coe/3.php
  47. , М. Экономический рост: новые проблемы и новые риски Текст. / М. Ершов // Вопросы экономики. 2006. — № 12. — С. 20−37.
  48. , Б. Экономическая политика местных властей в реформируемой России Текст. / Б. Жихаревич, Н. Жунда, О. Русецкая // Вопросы экономики. 2006. — № 7. — С. 94−107.
  49. , Б.С. Современная экономическая политика городских и региональных властей Текст. / Б.Жихаревич. С-Петербург: Институт социально-экономических проблем Российской академии наук, 1995. — 137 с.
  50. Закон СССР от 09.04.90 «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» Электронный ресурс. // http :// www. zaki.ru/ pages. php?id=1687
  51. Закон Челябинской области «О промышленной политике в Челябинской области» № 197−30 от 27 ноября 2003 года. Электронный ресурс. // http://guprom.chelcom.ru/zakon/zakonchel/zl97.htm
  52. , JI.A. Организационные и правовые приоритеты управления региональной экономикой Текст. / Л. А. Иванченко, В. А. Гневко. -СПб: ВС, 1998.- 119 с.
  53. , И.А. Экономика городов: региональный аспект развития Текст. / И. А. Ильин М.: Наука, 1982. — 207 с.
  54. Инвестиционная деятельность регионов Сибирского федерального округа Текст. / Стат. сб./ Томск, 2006. 120 с.
  55. Инвестиционная политика на территории муниципального образования Текст. / под общей ред. В. И. Шеина. М.: РИЦ «Муниципальная власть», 2001. -310 с.
  56. , P.A. Теоретические основы региональной политики Текст. / P.A. Исляев. СПб.: СПбГИЭУ, 2003. — 139 с.
  57. Итоги развития экономики и социальной сферы в 2005 году Электронный ресурс. Кемерово. Администрация Кемеровской области/ЛШр:// www.ako.ru/official/strukt/ECONOM/upranaliz.asp?n=5&ns=5
  58. , Н.Я. Конкурентоспособность регионов в условиях глобализации Текст. / Н. Я. Калюжнова. М.: ТЕИС, 2003. — 526 с.
  59. , А. Объединение регионов как фактор реабилитации «проблемных» территорий// Российский экономический журнал. 2005. — № 11−12.-С. 35−46.
  60. , В.И. Методология анализа налогово-бюджетной и региональной политики на субфедеральном уровне Текст. / под ред. д.э.н. С. А. Суспицына. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2004. — 240 с.
  61. , Е.Г. Региональная экономика и управление Текст.: Учебное пособие / Е. Г. Коваленко. СПб.: Питер, 2005. — 288 с.
  62. Комплексная оценка уровня социально-экономического развития городов и районов Кемеровской области в 2003 и 2004 годах Электронныйресурс., http:// www.ako.ru /official/ strukt/ECONOM /upranaliz.asp?n=5&ns=5
  63. Конкурентные позиции региона и их экономическая оценка Текст./под ред. Г. А. Унтуры. Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 1997. — 212 с.
  64. Конкурентоспособность регионов: теоретико-прикладные аспекты Текст. / под ред. проф., д.э.н. Ю. К. Перского, доц., к.э.н. Н. Я. Калюжновой. -М.: ТЕИС, 2003.-472 с.
  65. Концепция государственной национальной политики РФ. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 15.06.96 № 909 Электронный ресурс. // http:// www.consultant.ru.
  66. Концепция социально-экономического развития города Новосибирска в первые десятилетия XXI века. Новосибирск, 1999. — 99 с.
  67. , A.B. Экономическая эффективность градостроительных решений Текст. / A.B. Кочетков .- М.: Стройиздат, 1980. 144 с.
  68. Кризисные города России: пути и механизмы социально-экономической реабилитации и развития. Текст. /Серия «Библиотека муниципального служащего». Выпуск 5. М.: Московский общественный научный фонд- Институт макроэкономических исследований, 1998. — 95 с.
  69. Кузбасс «2000−2004″. Часть 1. Текст.: стат. сб. Кемерово Кемеро-востат, 2005. — 156 с.
  70. Кузбасс „2000−2004″. Часть 2. Текст.: стат. сб. Кемерово Кемеро-востат, 2005. — 224 с.
  71. , В.В. Проблемы развития Западной Сибири в XX веке -повторение пройденных уроков? Текст. / В. В. Кулешов, В. А. Крюков //ЭКО. 2000. — № 12.-С. 16−39
  72. , В.В. Развитие Сибири и грани сотрудничества с Китаем//
  73. Экономическая наука современной России. Экспресс-выпуск, № 1 (18), 2002. С. 28−33. Электронный ресурс. //http://ecsocman.edu.ru/ecr/msg/183 310.html
  74. , Т.Г. Теории местоположения в контексте развития местного общества Текст. / Т. Г. Лаврова // Человек, сообщество, управление. -2005.-№ 1.-С. 87−92.
  75. , Г. М. Развитие городских агломераций в СССР Текст. / Г. М. Лаппо. -М.: Наука, 1978. 152 с.
  76. , В.Ф. Концентрация и динамика промышленного производства Текст. / В. Ф. Лаппо // Вопросы статистики. 2003. — № 11. — С. 85−95.
  77. , В.Ф. Благонамеренное региональное правительство: кто от этого выигрывает? Предложения по формированию экономической политики. Промежуточный отчет. Электронный ресурс. http://www.eerc.ru /details/download.aspx?fileid=8606
  78. , Н.И. Государственное регулирование регионального развития: мир, Россия, Сибирь Текст. / Н. И. Ларина Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2005.-512 с.
  79. , В. Административная реформа: федеральный, региональный и местный уровни. Статья 1. Исполнительная власть федеративной России как предмет административной реформы Текст. / В. Лексин // Российский экономический журнал. -2006. -№ 2. С. 32−52.
  80. , В. Административная реформа: федеральный, региональный и местный уровни. Статья 2. Идеология административной реформы и первый этап ее реализации Текст. / В. Лексин // Российский экономический журнал. 2006. -№ 3. — С. 3−21.
  81. , В. Административная реформа: федеральный, региональный и местный уровни. Статья 3 (заключительная). Новый этап реализации административной реформы Текст. / В. Лексин // Российский экономический журнал. 2006. — № 4. — С. 3−36.
  82. , В.Н. „Региональные столицы“ в экономике и социальной жизни России Текст. / В. Н. Лексин // Вопросы экономики. 2006. — № 7.1. С. 84−93.
  83. , В.Н. Муниципальная Россия: социально-экономическая ситуация, право, статистика Текст. / В. Н. Лексин, А. И. Швецов. В 5 т. М.: УРСС. — 2000.
  84. Лекции по экономике города и муниципальному управлению Текст. М.: Фонд „Институт экономики города“, 2004. — 340 с.
  85. , О.П. Человек и городская среда Текст. / О.П. ЛитовкаМ.: Знание, 1982.-44 с.
  86. , A.M. Основы градоведения и теории города Текст. / A.M. Лола. М.: КомКнига, 2005. — 344 с.
  87. , В.Я. Макроэкономические факторы развития российских городов и задачи градостроительной политики Текст. / В. Я. Любовный, О. С. Пчелинцев // Проблемы прогнозирования. 2006. — № 5. — С. 10−31.
  88. , В.Я. Пути активизации социально-экономического развития монопрофильных городов России Электронный ресурс. / В. Я. Любовный [и др.]. М.: Московский общественный научный фонд, 2004. www.mpfs.org.
  89. , В.Ю. Локальные территориальные системы Текст. / В. Ю. Малов. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-е. — 1992. — 149 с.
  90. , Э. Рекомендации по формированию экономических и финансовых основ местного самоуправления Текст. / Э. Маркварт, О. Савранская, И. Стародубровская. М.: OST-EURO, 2004. — 110 с.
  91. , Л.С. Экономические кластеры: идентификация и оценка эффективности деятельности Текст. / Л. С. Марков, М. А. Ягольницер. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2006. — 88 с.
  92. Материалы общероссийского совещания по вопросам межмуниципального сотрудничества Текст. Москва, 16 сентября 2005 г. — 42 с.
  93. Материалы по разграничению полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления Текст.: Сборник № 2. -Томск. Ноябрь 1997. 39 с.
  94. May, В. Экономическая политика в 2005 году: определение приоритетов Текст. / В. May // Вопросы экономики. 2006. — № 2. — С. 4−27
  95. , С.Б. Формирование корпоративного управления муниципальными образованиями в условиях кризиса Текст. / С. Б. Мельников. -М.: Издательская группа „АРиНА“, 1996. 192 с.
  96. , Р. Американский город Текст. / Р. Мерфи. М.: Прогресс, 1972.-320 с.
  97. Местные финансы в европейских странах Текст. / Серия „Библиотека местного самоуправления“. Выпуск 34. М.: Московский общественный научный фонд, 2000. — 268 с.
  98. Место России в интеграции Евроазиатского континента Текст.: проект аналитического доклада. Москва-Иркутск. Оргкомитет Байкальского экономического форума. — ОАО „Сибэкспоцентр“, 2004. — 122 с.
  99. Методика внутриобластных межбюджетных взаимоотношений в Самарской области на 2002 год //Муниципальная экономика. 2002. — № 2. -С. 33−37.
  100. Методические рекомендации к разработке среднесрочной программы экономического и социального развития города (района) Новосибирской области Текст. /А.С. Маршалова, Т. А. Кашун. Изд-во ИЭОПП СО РАН. Новосибирск. 2005. — 20 с.
  101. Методические рекомендации по комплексной оценке и прогнозу социально-экономического развития муниципальных образований Текст. / авт. колл. Б. П. Веденеев [и др.]. Под ред. C.B. Картышова, В. Ю. Ульяшина.
  102. М.: ФГНУ „Российский научный центр государственного и муниципального управления“, 2004. 223 с.
  103. Методические рекомендации по формированию концепции социально-экономического развития муниципального образования Текст. М.: РИЦ „Муниципальная власть“, 2000. — 487 с.
  104. Механизмы управления развитием региона Текст./ Афанасьев В. Я. [и др.]. М.: 2001. — 336 с.
  105. , В.В. Проблемы структурной перестройки экономики Кузбасса Текст. /В.В. Михайлов, И. Н. Бигтагирова // Проблемы реформирования региональной экономики: Материалы международной научно-практической конференции. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1997.
  106. , В.М. Исследование систем управления Текст. / В. М. Мишин. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 527 с.
  107. , В.В. Государственная экономическая политика России в переходный период: направления и методы реализации Текст. /В.В. Мищенко- Алт. гос. ун-т. Барнаул: Изд-во АГУ, 2002. — 240 с.
  108. , В.Н. Формы и методы территориального управления в США и Канаде Текст. / В. Н. Моргачев. М.: Наука, 1987. — 144 с.
  109. Муллагалеева, 3.3. Зарубежный опыт региональной экономической политики Текст. / М. А. Грязнова, 3.3. Муллагалеева // Наука и образование: Матер, междунар. науч.-практ. конф. Белово, 2006 — С. 96−99.
  110. Муллагалеева, 3.3. Проблемы развития предпринимательства Текст. / 3.3. Муллагалеева // Социально-экономические преобразования в России. Сборник научных трудов. Выпуск 3. Кемерово, Кузбассвузиздат, 2004.-С. 315−318.
  111. Муллагалеева, 3.3. Проблемы развития региона в переходной экономике Текст. /3.3. Муллагалеева, В. Г. Чуркин // Социально-экономические преобразования в России. Сборник научных трудов. Выпуск 3. Кемерово, Кузбассвузиздат, 2004. — С. 81−85.
  112. Муллагалеева, 3.3. Проблемы управления жилищно-коммунальным комплексом в свете требований нового Федерального закона
  113. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ Текст. / Р. В. Бабун, 3.3. Муллагалеева // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2005. — № 8. — С. 23−27.
  114. Муллагалеева, 3.3. Проблемы управления муниципальным имуществом Текст. / 3.3. Муллагалеева // Актуальные проблемы местного самоуправления в РФ: Матер, межрег. науч.-практ. конф. Кемерово, 2005.- С. 114−120.
  115. Муллагалеева, 3.3. Программное обеспечение структурной политики региона в РФ Текст. / Е. В. Ростов, 3.3. Муллагалеева // Наука и образование: Матер, междунар. науч.-практ. конф. Белово, 2006 — С. 285−289.
  116. Муллагалеева, 3.3. Региональная экономика и управление Текст.:
  117. Учебное пособие / 3.3. Муллагалеева. Новокузнецк, НФИ КемГУ, 2005. -76 с.
  118. Муллагалеева, 3.3. Роль и место агломерации в экономической политике региона / 3.3. Муллагалеева, В. А. Шабашев // Вестн. ГУУ: серия: Социология и управление персоналом. 2007, № 3 (29). 0,49 п.л. (в соавторстве, л.а. — 0,24 п.л.).
  119. Муллагалеева, 3.3. Система государственного управления Текст.: Учебное пособие /3.3. Муллагалеева. Новокузнецк, НФИ КемГУ, 2003. -94 с.
  120. Муллагалеева, 3.3. Совершенствование межбюджетных отношений в субъекте Российской Федерации (на примере Кемеровской области) Текст. / Р. В. Бабун, 3.3. Муллагалеева и др.// Муниципальная экономика. -2001.- № 1.
  121. Муллагалеева, 3.3. Совершенствование методологии муниципального управления Текст. / 3.3. Муллагалеева, В. Г. Чуркин // Наука и образование: материалы Y международной научной конференции. Белово, 2004. -С. 240−243.
  122. Муллагалеева, 3.3. Способы эффективного управления муниципальной собственностью в рамках нового законодательства Текст. / 3.3. Муллагалеева// Имущественные отношения в Российской Федерации. 2005. — № 9. — С. 30−37.
  123. Муллагалеева, 3.3. Стратегия развития малого бизнеса города Текст. / 3.3. Муллагалеева // Рынок труда региона в условиях структурной перестройки экономики: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Кемерово, 1998.-С. 194−195.
  124. Муллагалеева, 3.3. Тенденции экономического развития городакак элемента региональной политики Текст. / 3.3. Муллагалеева // Наука и образование: Матер, междунар. науч.-практ. конф. Белово, 2006 — С. 230 233.
  125. Муллагалеева, 3.3. Управление жилищно-коммунальными услугами в рамках нового Жилищного кодекса Российской Федерации Текст. / 3.3. Муллагалеева, Д. Н. Сенчурова // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2006. — № 5. — С. 71−75.
  126. Муллагалеева, 3.3. Формирование структурной политики региона в РФ / 3.3. Муллагалеева, Е. В. Ростов // Вестн. ГУУ: серия: Социология и управление персоналом. 2007, № 4 (30). 0,6 п. л (в соавторстве, л.а. — 0,3 п.л.).
  127. Муллагалеева 3.3. Формирование экономической политики региона на территории агломерации городов. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2007. -14,2 п.л.
  128. Муниципальное экономическое развитие. Муниципальные экономические программы городов Нижний Новгород, Саратов, Ярославль Текст. М.: Фонд „Институт экономики города“, 1999. — 383 с.
  129. Муниципальные услуги: формирование системы управления Текст. / H.A. Акимова, 3.3. Муллагалеева, Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004.-152 с.
  130. , В.И. Крупный город: автоматизация управления развитием Текст. / В. И. Мягков. -М.: Экономика, 1990. 182 с.
  131. , В.И. Математическое обеспечение градостроительного проектирования Текст. / В. И. Мягков, Н. С. Пальчиков, В. П. Федоров. Л.: Наука, 1989. -144 с.
  132. , H.H. Региональная экономика. Теория, проблемы, методы Текст. / H.H. Некрасов. М.: Экономика, 1978. — 343 с.
  133. Новгородский опыт реформ экономики региона и муниципальных образований Текст. / научн. ред. академик РАН B.JI. Макаров. Москва-Великий Новгород, 1998. — 403 с.
  134. , A.C. Теория региональных рынков Текст.: Учебник / A.C. Новоселов. Ростов-на-Дону: Феникс- Новосибирск: Сибирское соглашение, 2002. — 448 с.
  135. Новосибирская область: проблемы управления пространственным развитием Текст./ под ред. A.C. Новоселова Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2005.-264 с.
  136. О' Салливан, А. Экономика города Текст. / А. О' Салливан, 4-е изд. Пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 2002. — 706 с.
  137. Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации». Указ Президента Российской Федерации от 03.06.96 № 803 Электронный ресурс. // http://vvrww.businesspravo.ru/Docum/ocumShow ocum ID56565. html
  138. Организация управления административным округом столицы Текст.: информационно-справочное издание / под ред. В. Б. Зотова. М.: Прима-Пресс-М, 2000. — 481 с.
  139. Организация управления и самоуправления в крупнейших городах: современное состояние и проблемы Текст.: Учебное пособие/ под ред. профессора В. Б. Зотова. М.: «Юго-Восток-Сервис», 2006. — 160 с.
  140. , П. Моделирование, прогнозирование и планирование развития муниципального образования Текст. / П. Ореховский // Муниципальная экономика. 2000. — № 4. — 24−31.
  141. , П.А. Муниципальный менеджмент Электронный ресурс. / П. А. Ореховский М.: МОНФ, 1999. // http:// www.mpsf.org
  142. Основные итоги деятельности АСДГ в 2004 г. Основные направления деятельности и задачи АСДГ в 2005 г. Материалы XXII общего собрания АСДГ Текст.- Новосибирск: Исполнительная дирекция АСДГ. 2005. -103 с.
  143. Основные направления деятельности Правительства РФ на период до 2008 года. Утверждены Председателем Правительства Фрадковым М. Е. 28.07.04. Электронный ресурс. // http://www.government.gov.ru/ archiv/data/ stmctdoc. html-heid 100doid 1621 .htm
  144. Основополагающие принципы устойчивого пространственного развития Европейского континента. Европейская конференция министров Регионального планирования (СЕМАТ). Ганновер, 7−8 сентября 2000 г. Электронный ресурс.: // Ьйр://крфГо.сЬа1га/еиг.11йп1
  145. Отчет «Городские агломерации в России» Электронный ресурс. / Центр стратегических разработок «Северо-запад» // www. csr-nw.ru/ content/ library/default.asp?shmode=8&ids=45&ida=1504
  146. , К. Пригородная экономика Текст. / К. Павлов // Муниципальная экономика. 2004. — № 4. — С. 32−38.
  147. , В.Н. Государственные и муниципальные финансы: учебно-методический комплекс Текст. / В. Н. Папело, О. Д. Мельникова, С. Н. Мартынов. Новосибирск: СибАГС, 2002. — 244 с.
  148. , A.M. Промышленные узлы на основе кооперирования промышленного строительства Текст. / A.M. Платунов. Л.: Стройиздат. Ленинградское отделение, 1988. — 216 с.
  149. Показатели эффективности реформы государственного управления Текст. М.: Издательство «Алекс», 2004. — 76 с.
  150. , В. Эволюционная теория экономической политики. Часть 1. Опыт быстрого развития Текст. / В. Полтерович, В. Попов// Вопросы экономики. 2006. — № 7. — С. 4−23.
  151. , В. Эволюционная теория экономической политики. Часть 2. Необходимость своевременного переключения Текст. / В. Полтерович, В. Попов// Вопросы экономики. 2006. — № 7. — С. 46−64.
  152. , М. Конкуренция Текст. /. М. Портер. М.: Издательский дом «Вильяме», 2005. — 608 с.
  153. Постановление Администрации Кемеровской области «О социально-экономическом развитии города Киселевска на период до 2005 года» от 5 мая 2003 г. № 70 Электронный ресурс.: http:// www.consultant.ru.
  154. Постановление главы г. Новокузнецка «О создании Консультативного совета по вопросам социально-экономического развития города Новокузнецка» от 21.06.2006 № 848. Электронный ресурс.: http:// www.asdg.ru
  155. Постановление мэра г. Новосибирска «О Методологическом совете по бюджетному учету при Управлении финансов и налоговой политики мэрии» 17.03.2006 № 290. Электронный ресурс.// http:// www.asdg.ru
  156. Постановление Правительства Свердловской области от 29.12.01 № 866-ПП «О Регламенте Правительства Свердловской области» Электронный pecypc.//http://www.midural.ru/midural-new/gov/page3l. htm
Заполнить форму текущей работой