Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Система обеспечения внутренней безопасности России на современном этапе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Россия стоит перед необходимостью преодолеть тяжелейший комплексный кризис, охвативший политическую, экономическую, социальную и духовную жизнь страны. Такова, к сожалению, объективная реальность, с которой приходится считаться. В стране сложилась обстановка, несущая угрозу ее будущему, угрозу превращения ее в третьестепенную державу, призванную обеспечить элитарную роль развитых стран Запада… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Методологические проблемы исследования системы обеспечения внутренней безопасности
    • 1. Понятие и сущность системы обеспечения внутренней безопасности
    • 2. Структура и функции системы обеспечения внутренней безопасности
    • 3. Теоретико-методологические основы построения модели внутренней безопасности
  • Глава II. Функционирование системы обеспечения внутренней безопасности в условиях социальной нестабильности и конфликтов
    • 1. Основные проблемы функционирования системы обеспечения внутренней безопасности в условиях социальной нестабильности и конфликтов
    • 2. Пути совершенствования деятельности структур обеспечения системы внутренней безопасности в условиях социальной нестабильности и конфликтов

Система обеспечения внутренней безопасности России на современном этапе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования. Современное развитие российского общества и государства на одно из первых мест выдвинуло проблему обеспечения безопасности личности, общества и государства. При этом особенную остроту приобретает проблема обеспечения внутренней безопасности. Свидетельством этого служит социальная напряженность в Россииспад производства, задержки с выплатой пенсий и заработной платы в ряде регионов, взрывы жилых домов в Москве, Буйнакске и Волгодонске, проведение контртеррористической операции на территории Дагестана и Чеченской Республики, начиная с 1999 года до настоящего времени.

Сложность, противоречивость и динамизм внутриполитической обстановки в Российской Федерации на современном этапе общественного развития, трудности создания и становления новой политической системы и новой системы экономических отношений, угрозы единой государственности и территориальной целостности, кризис духовности сделали настоятельным требованием времени безотлагательное создание качественно новой, адекватной реальным угрозам, эффективной системы обеспечения внутренней безопасности, как важнейшей составляющей (подсистемы) общей системы национальной безопасности.

Учитывая вполне осознаваемое обществом и государством критическое по ряду указанных позиций внутреннее положение России, а также ее положение на международной арене, обусловленное, прежде всего изменившимися геополитическими реалиями современного мира, была выработана новая редакция Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации № 24 от 10 января 2000 года.1.

1 См.: Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента Российская Федерация № 24 от 10 января 2000 года // Независимое военное обозрение, 14−20 января, 2000, № 1 (174).

Несмотря на то, что в Указе говорится лишь о новой редакции, утвержденной раннее, еще 17 декабря 1997 года, Концепции национальной безопасности России, все же, как нам представляется, в свете вышел принципиально новый документ. В целом иначе расставлены приоритеты национальной безопасности. В частности, организованная преступность отнесена к одной из разновидностей политических угроз. Должное внимание концентрируется на необходимости нейтрализации причин и условий политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и их последствий — социальных, межэтнических и религиозных конфликтов и терроризма. Таким образом, «обновленная» Концепция национальной безопасности отражает истинный характер угроз для России, таящихся, прежде всего, в экономических неурядицах и внутренних вооруженных конфликтах, то есть на передний план выдвигается проблема внутренней безопасности.

Трудности решения задачи создания и обеспечения эффективного функционирования системы внутренней безопасности обусловлены рядом факторов и обстоятельств как теоретического, так и практического характера.

Во-первых, следует отметить недостаточную разработанность теории национальной, в том числе и внутренней, безопасности России, хотя в последние годы появился ряд оригинальных и интересных работ.

Во-вторых, как показывает анализ отечественного опыта, система обеспечения внутренней безопасности в течение довольно длительного времени, вплоть до недавнего прошлого, отождествлялась почти исключительно с безопасностью государства при практически полном подчинении ей безопасности личности и общества — с одной стороны, а с другой — организационный стержень этой системы составляли партийная идеология и дисциплина. При этом нельзя не признать, что система государственной безопасности в Советском Союзе была достаточно эффективной, хотя во многом носила тоталитарный характер.

В-третьих, надо признать, что выбор аналогов из мирового опыта создания и обеспечения системы национальной безопасности, особенно такого ее элемента как система обеспечения внутренней безопасности, применимых к.

России, ее историческим традициям, политическим и социально-экономическим реалиям, достаточно ограничен.

Причем, следует признать, что целостная система национальной безопасности как итог 40-летней работы существует к настоящему времени только в США. Да и она, как показали трагические события 11 сентября 2001 года, не является идеальной, тем более универсальной.

Достаточно близко к созданию подобной системы подошли ФРГ и Франция, но в целом там не созданы соответствующие системы.

Поэтому следует констатировать, что ни одна из существующих и создаваемых в мире систем обеспечения безопасности, а также отечественная система недавнего прошлого, не могут служить в качестве прямого аналога создания и функционирования современной системы внутренней безопасности Росси.

Тем более, если брать во внимание, что новая парадигма национальной безопасности ориентирована на либеральные ценности в определении жизненно важных интересов личности, общества, государства. Она отрицает идеологизированные подходы к политике обеспечения безопасности.

Указанные обстоятельства определили актуальность и структуру настоящего исследования.

Состояние научной разработанности темы. В течение длительного времени проблема внутренней безопасности оставалась во многом вне поля зрения как исследователей-теоретиков, занятых изучением феномена безопасности, так и практических работников так называемых силовых структур.

Проблемы безопасности исследовались в русле обеспечения защиты государства от нападений извне. Этой точки зрения придерживались такие исследователи как Н. Ф. Карасев, В. Г. Кириленко, А. А. Кокошин, В. П. Лузянин, Д. В. Тренин.

Основные проблемы теории и практики организации системы обеспечения национальной безопасности применительно к условиям современной России, связанным со становлением гражданского общества и правового государства, а также с ее меняющимся местом и ролью в современном мире, исследованы B.JI. Маниловым. Им сформулированы методологические основы организации системы национальной безопасности и ее обеспечения. Интересной особенностью исследования B.JI. Манилова является предпринятая им попытка на основе национальных интересов и с учетом существующих и вероятных угроз определить национальные цели России и в соответствии с ними указать основные направления и особенности организации и деятельности системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Основное внимание в работе B.JI. Манилова уделено, вопросам оборонной (военной и внешнеполитической в значительной мере) составляющей системы национальной безопасности.

Сущность, структура, проблемы, современная перспектива и основные концептуальные положения национальной безопасности Российской Федерации, с точки зрения анализа прежде сего их правовых и организационно-управленческих аспектов, рассмотрены в работах А. В. Ващекина, А. В. Возженникова, И. Н. Глебова, М. И. Дзлиева, В. А. Золотарева, И. Ф. Исмагилова, Г. Г. Копылова, В. И. Митрохина, В. С. Пирумова, С. А. Проскурина, А. А. Прохожева, М. В. Раца, Б. Г. Слепцова, А. Д. Урсула, А. В. Фролова и других.

Ряд исследований посвящен исследованию отдельных проблем национальной безопасности. Так, И. Ю. Жинкина осуществила сравнительный анализ понятийного аппарата стратегии безопасности, используемого в России, США и других странах. Она поставила своей целью попытаться выработать научную идеологию стратегии безопасности.

А.Н. Куликом рассмотрены некоторые методологические и инструментальные проблемы исследования национальной безопасности в плане их прогнозирования и видения перспектив.

Этносоциологические и этнополитические проблемы национальной, в том числе и внутренней, безопасности исследованы в работах В. Б. Козлова и Г. С. Котанджаняна.

Переговорный процесс как возможный способ достижения согласия в условиях межэтнических конфликтов и действенное средство обеспечения национальной безопасности рассмотрен Н. Р. Маликовой.

И.Н. Панариным исследованы вопросы информационного обеспечения системы национальной безопасности.

Отдельные виды национальной безопасности (экономической, социальной, информационной и т. д.), в совокупности и составляющие систему национальной безопасности современной России, стали предметом исследования в работах К. Х Ипполитова, А. Т. Керашева, В. В. Серебрянникова, Р. Г. Яновского и других.

Социологическому анализу проблем именно внутренней безопасности, выявлению источников угроз в экономической, социальной, политической областях жизнедеятельности современного российского общества и государства, сфере межнациональных отношений посвящены работы В. Н. Иванова и В. Н. Ксенофонтова. Указанные авторы обратили внимание на две ключевые, пожалуй, проблемы, угрожающие стабильности и внутренней безопасности России. Это, во-первых, отсутствие структурной перестройки сферы производства, прежде всего промышленного, представленного высоко технологичными и наукоемкими отраслями. Во-вторых, сформировавшееся у населения и утвердившиеся в общественном мнении положительное отношение к конфликту как способу становления и отстаивания своих национальных интересов.

Специально, как самостоятельная исследовательская проблема, система внутренней безопасности стала предметом изучения в работах С. В. Гущина. С позиций философских категорий общего и особенного им рассмотрено обеспечение внутренней безопасности личности, общества, государства.

Органы внутренних дел являются элементом системы внутренней безопасности Российского государства. Функционирование органов внутренних дел по обеспечению правопорядка (как один из элементов указанной системы) и управление ими исследовали Г. А. Аванесов, В. М. Анисимков, С. Е. Вицин,.

М.П.Киреев, JI.M. Колодкин, В. Д. Малков, А. Ф. Майдыков, А. Х. Миндагулов, Ю. В. Наумкин, Б. Н. Порфирьев, Г. А. Туманов и другие.

Вместе с тем следует констатировать, что после введения в действие Концепции национальной безопасности России в новой ее редакции, требуется определенное переосмысление комплекса проблем, связанных с организацией и функционированием системы обеспечения внутренней безопасности страны. Неразработанность в научном плане указанного круга проблем и определили выбор темы исследования.

Объектом анализа выступает состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества, государства, проявляющееся в различных сферах общественных отношений (экономических, политических, межнациональных, этноконфессиональных и других).

Предметом исследования являются проблемы формирования системы обеспечения внутренней безопасности России на современном этапе, место и роль МВД России в данной системе.

Целью исследования является рассмотрение проблем теории и практики, организации и функционирования системы внутренней безопасности, роль органов внутренних дел и внутренних войск как составных элементов в иерархии сил и средств обеспечения внутренней безопасности.

Достижение данных целей предполагает решение ряда теоретических и научно-практических задач, а именно:

— осуществление концептуальной проработки понятий «национальная безопасность», «внешняя безопасность», «внутренняя безопасность», «система обеспечения национальной безопасности», «система обеспечения внутренней безопасности», «кризисная ситуация криминальной направленности», других понятий и категорий по теме исследования;

— выявление национальных ценностей, формирование национальных интересов и определение национальных целей России во внутриполитической, внутриэкономической, духовной сферах в качестве принципиальной базовой основы формирования и функционирования системы обеспечения внутренней безопасности;

— определение роли системы обеспечения внутренней безопасности в общей системе национальной безопасности Российской Федерации;

— выявление места и роли системы МВД России в структурной иерархии органов и сил обеспечения внутренней безопасности;

— анализ и обобщение отечественного и зарубежного опыта деятельности по обеспечению внутренней безопасности;

— выявление конкретных причин недостатков системы обеспечения национальной безопасности России во внутренней сфере;

— определение основных направлений совершенствования деятельности органов внутренних дел и внутренних войск с учетом их роли в системе обеспечения внутренней безопасности.

Методологические основы и методика исследования. Исследование основано на диалектическом, системном, логико-историческом методах познания.

При написании диссертации использовались фундаментальные положения философии, социологии, положения общей теории систем, конфликтологии, теории социального управления, сравнительного анализа международных актов и законодательства Российской Федерации.

В процессе исследования применялись общенаучные и частные методы познанияфункциональный анализ социальных системметод опроса (опрос и интервьюирование личного состава, руководителей органов внутренних дел и экспертов);

В основу выводов и предложений по совершенствованию деятельности положено обобщение автором результатов служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел.

Гипотеза исследования. В современных условиях функционирования Российского государства и обществаглубоких социально-экономических, социально-политических и иных изменений, основными задачами системы обеспечения внутренней безопасности являются достижения стабильности функционирования институтов общества и государства на основе международного права и принятых в стране законов, а также проведение взвешенного, демократического внутриполитического курса в интересах большинства населения страны, создание социально ориентированной экономики, сохранение духовных ценностей народа.

Стабильность функционирования предполагает обеспечение внутренней безопасности личности, общества и государства неразрывно связанных между собой. В настоящее время необходимо особое внимание уделять обеспечению безопасности личности, что конечно, невозможно без дееспособной государственной власти, однако основной целью всякой власти должно быть не сохранение самой себя, а обеспечение достойной жизни его граждан.

В процессе обеспечения стабильного функционирования общества и государства с точки зрения внутренних условий значительная роль принадлежит системе обеспечения внутренней безопасности. Оптимальное функционирование органов внутренних дел как элемента системы внутренней безопасности будет способствовать ее эффективному обеспечению, а в целом и процветанию страны и общества.

Усилия по восстановлению и поддержанию правопорядка, борьбе с преступностью могут быть эффективными в том случае, если они органично вплетены в общую систему государственных и общественных мер, отвечают интересам большинства граждан страны.

Источниковедческая база исследования. Гипотеза исследования и поставленные задачи определили интерес соискателя к работам отечественных и зарубежных авторов, научным исследованиям, посвященным проблемам философии, социологии и конфликтологии, в частности деятельности правоохранительных органов по поддержанию стабильности и правопорядка в современных условиях функционирования.

Положения диссертации в ее теоретической части опираются на труды представителей зарубежных философских, социологических и правовых школ и направлений.

Научная новизна. С учетом положений новой редакции Концепции национальной безопасности Российской Федерации уточнены теоретикометодологические основы организации системы обеспечения внутренней безопасности России.

Дана оценка нормативно-правовой базы и степени научной разработанности проблем функционирования системы обеспечения внутренней безопасности. Выявлены возможности повышения эффективности функционирования системы обеспечения внутренней безопасности Российской Федерации.

Предложены пути укрепления правоохранительных аспектов системы обеспечения внутренней безопасности Российской Федерации на современном этапе развития.

Положения выносимые на защиту:

1. Безопасность есть обеспечение или сохранение существующего, ограждение от опасностей. Внутренняя безопасность есть обеспечение устойчивого функционирования существующего внутри государства или ограждение его от внутренних опасностей.

2. Обеспечение внутренней безопасности представляет собой целенаправленную и научно обоснованную деятельность государственных и общественных институтов, а также граждан по выявлению, предупреждению и нейтрализации внутренних угроз безопасности личности, общества, государства как обязательное условие защиты национальных интересов.

В современных условиях обеспечение внутренней безопасности Российской Федерации является приоритетным направлением в обеспечении национальной безопасности страны.

3. Систему обеспечения внутренней безопасности следует рассматривать как важную составляющую (подсистему) общей системы национальной безопасности Российской Федерации. Она представляет совокупность конституированных институтов, обеспечивающих на основе выбора необходимых в конкретных исторических условиях направлений деятельности по защите приоритетных (жизненно важных) интересов на уровнях личности, общества, государства от внутренних угроз с использованием возможностей имеющегося в наличие арсенала соответствующих средств, способов, методов, адекватных масштабам и характеру этих угроз.

4. Система МВД России является одним из основных структурных элементов в составе сил и средств обеспечения внутренней безопасности Российской Федерации в силу ее компетенции и функциональной направленности в структуре государственных органов власти и управления.

5. Построение модели внутренней безопасности предусматривает необходимость использования в определенной последовательности ряда частных приемов и методов: анализа и оценки исходной информацииформирования ценностной целевой установкивыделения параметров, значительные изменения которых нарушают функционирование социальной системыопределения критериев безопасности социального объектаописания механизма обеспечения внутренней безопасности.

Теоретическое значение проведенного исследования заключается в том, что научная разработка проблем функционирования системы обеспечения внутренней безопасности и одного из основных структурных элементов внутренней безопасности Российского государства в современных условиях дает новые знания в этой области. В работе уточнен понятийный аппарат, исследованы структура, функции и сущность системы обеспечения внутренней безопасности, уточнена роль органов внутренних дел и внутренних войск в данной системе. Все это позволяет существенно расширить диапазон социально-философских и социологических исследований в области национальной безопасности.

Результаты диссертационного исследования призваны также способствовать углублению знаний по проблемам системности, а также функционированию конкретной системы — системы внутренней безопасности.

Практическое значение диссертации состоит в том, что в современных условиях проблемы деятельности органов и сил обеспечения внутренней безопасности личности, общества и государства вышло на первый план не только правоохранительной деятельности. От этого зависит само существование государства и общества, соблюдение прав человека, сохранение жизни многих людей.

Нуждается в качественном изменении деятельность органов внутренних дел, которая фактически не обеспечивает необходимый уровень правопорядка. Это невозможно без серьезного научного обобщения исследуемых проблем.

Положения диссертации, обобщенный анализ призваны способствовать качественно новому взаимодействию межведомственных (МВД, ФСБ, ФПС, Прокуратура и т. д.) правоохранительных структур в системе обеспечения внутренней безопасности.

Руководители органов внутренних дел и их структурных подразделений, командиры частей и соединений внутренних войск, используя положения диссертации, смогут боле полно уяснить складывающуюся обстановку и принять адекватное решение, заблаговременно подготовить к соответствующим действиям личный состав и органы управления, что, соответственно, уменьшит людские и материальные потери.

Преподаватели вузов правоохранительной системы могут использовать положения и выводы диссертации в процессе преподавания.

Обоснованность и достоверность результатов исследования предопределяются принятой в работе методологией и методикой исследования. Автором использованы общенаучные методы познания: системный и комплексный подходы, функционально-структурный анализ. Полученный результаты основываются на использовании знаний различных наук (философии, социологии, права, управления), что предопределило комплексный анализ проблемы.

Обоснованность и достоверность исследования предопределяются также широким применением конкретных социологических методов: опроса, контент-анализа, факторного анализа, обобщения практики деятельности органов внутренних дел и внутренних войск в условиях проведения антитеррористических операций.

Основные положения диссертации изложены в научных сообщениях на научно-теоретических конференциях, в лекции и учебном пособии. Автором по данной проблеме опубликованы 4 научные работы общим объемом 4,5 п.л.

Положения и выводы диссертации, обобщенные в ней материалы используются автором в процессе подготовки слушателей и курсантов Московской академии МВД России.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Весь комплекс рассмотренных в диссертационном исследовании вопросов позволяет сделать некоторые выводы принципиального характера, имеющие непосредственное отношение к проблеме обеспечения безопасности.

Россия стоит перед необходимостью преодолеть тяжелейший комплексный кризис, охвативший политическую, экономическую, социальную и духовную жизнь страны. Такова, к сожалению, объективная реальность, с которой приходится считаться. В стране сложилась обстановка, несущая угрозу ее будущему, угрозу превращения ее в третьестепенную державу, призванную обеспечить элитарную роль развитых стран Запада, угрозу ее бытию в целом, то есть разрушение основных национальных ценностей, которые на всем протяжении исторического развития обеспечивали ее независимость, самобытность и уникальность. Не замечать этого — весьма опасная иллюзия.

Именно осознание, прежде всего государством и здоровой частью общества, того, что положение России критическое, заставило разработать и принять в новой редакции Концепцию национальной безопасности Российской Федерации, по сути своей, принципиально новый документ федерального значения в области обеспечения безопасности страны.

Особенностью Концепции является выдвижение на передний план проблем внутренней безопасности России, ибо основные опасности и угроза конституционному строю и территориальной целостности страны, ее национальным интересам исходят из процессов, действий конкретных организованных структур и лиц, находящихся здесь. Эти угрозы носят многосторонний характер.

В сфере экономики они обусловлены существенным сокращением внутреннего валового продукта (ВВП), снижением инвестиционной, инновационной активности, научно-технического потенциала, стагнации аграрного сектора, разбалансирования банковской системы и т. д. Не прекращается ослабление научно-технического и технологического потенциала.

Следствием экономических трудностей стал сепаратизм, проявившийся в действиях ряда субъектов Российской Федерации, что ведет к политической нестабильности. Представляет угрозу федеративному устройству и социально-экономическому укладу России.

Процессы реформирования социально-политической и экономической систем, в результате допущения серьезных просчетов и ошибок еще на начальном их этапе, сопровождаются угрозой криминализации общественных отношений. Проблема организованной преступности приобрела статус политической угрозы.

Распространение национализма, политического и религиозного экстремизма, этносепартизма создают условия для возникновения конфликтов и терроризма.

Угрозу внутренней безопасности России в социальной сфере создают глубокое расслоение на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан, что также чревато социальными конфликтами и столкновениями.

В последние десятилетия ярко проявляет себя угроза физическому здоровью народа, связанная не только с ухудшением медицинского и социального обслуживания, но, в первую очередь, с ростом потребления алкоголя и наркотиков как следствием социального дискомфорта и бездуховности.

Углубление кризиса во внутриполитической, экономической, духовной сферах напрямую ведет к утрате демократии.

Одним из реальных инструментов на пути распространения внутренних угроз и восстановления стабильности в России является создание действенности системы обеспечения внутренней безопасности, от степени эффективности которой во многом будет зависеть состояние дел в указанных выше сферах жизнедеятельности личности и общества.

Процесс формирования и функционирования единой системы требует осуществления целого комплекса организационных, правовых, научно-исследовательских и иных мероприятий.

Представляется, что некоторые выводы и рекомендации, содержащиеся в нашем диссертационном исследовании, вносят свой, пускай, скромный, но реальный вклад в решение названных проблем.

Среди указанных выводов и результатов выделяются следующие.

Характеризуя безопасность как общенаучную категорию, следует подчеркнуть, что она выступает интегральной формой выражения жизнеспособности и жизнестойкости различных объектов конкретного мира во внутренней и внешней политике, обороне, экономике, экологии, социальной политике, здоровье народа, информатике, технологии и т. п.

В связи с этим, с общенаучной, методологической точки зрения, особого внимания заслуживает проблема типологизации феномена безопасности.

Среди оснований типологизации безопасности, наиболее часто встречающихся в современных исследованиях и публикациях, следует выделить те, которые, с нашей точки зрения, в комплексе создают объемное и четкое представление о феномене безопасности (характер отношений к опасностиместонахождения источника опасностихарактеристику ситуацииобъект безопасности).

Используя в качестве основания типологизации объекты безопасности, следует выделить безопасность личности, общества, государства, как наиболее значимые с позиций социологического анализа, а также общей теории безопасности.

Основными объектами безопасности, как отмечалось ранее, являются: личность — ее интересы и свободы, общество — его материальные и духовные ценностигосударство — его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность. При этом структуры и органы власти рассматриваются в качестве инструмента, предназначенного для обеспечения благоприятных условий развития личности, общества, государства в рамках всего спектра имеющихся возможностей.

Национальную безопасность следует рассматривать как состояние и условие жизнедеятельности нации, гарантирующее, несмотря на наличие и действие неблагоприятных факторов, ее выживание, свободное независимое существование и процветание.

Таким образом, структуру национальной безопасности можно представить следующим образом: национальные интересыугрозы и иные факторы воздействия на национальные интересысистема обеспечения национальной безопасности (СОНБ).

Система обеспечения национальной безопасности — это специально созданная в стране и конституированная совокупность установлений, институтов и учреждений, а также средств, методов, основных направлений деятельности по обеспечению надежной защиты национальных интересов, исходящих изнутри страны и извне.

Систему внутренней безопасности Российской Федерации целесообразно рассматривать как важную составляющую, подсистему обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, совокупность конституированных установлений и институтов, обеспечивающих на основе выбора необходимых в конкретных исторических условиях направлений деятельности защиту национальных интересов на уровнях личности, общества, государства от внутренних угроз с использованием соответствующих средств, способов и методов, адекватных масштабам и характеру этих угроз.

Целью системы обеспечения внутренней безопасности является создание механизма, позволяющего выработать политику и стратегию государства и общества в области обеспечения внутренней безопасности и реализовать ее в конкретных функциях сил, отдельных органов и лиц, принимающих участие в обеспечении внутренней безопасности. как и всякая сложная система, система внутренней безопасности, являясь подсистемой более широкого образования, системы национальной безопасности, в зависимости от субъекта, выступающего организующим началом, сама может быть разделена на две подсистемы — государственную и негосударственную (общественную). Обе из указанных подсистем теоретически можно, в свою очередь, рассматривать как отдельные самостоятельные системы, обладающие собственными структурами и выполняющими определенные, только им присущие функции (хотя некоторые их функции и, прежде всего, основные могут совпадать). Вместе с тем надо помнить, что они дополняют и контролируют друг друга в выявлении реальных и потенциальных угроз национальным интересам, поиске путей эффективного противодействия им, определении национальных приоритетов.

Основным органом в системе обеспечения внутренней безопасности Российской Федерации является, прежде всего, в силу своей функциональной направленности в структуре государственных органов, МВД России.

Обострение внутренней ситуации в России за последние годы, множественный характер угроз для ее безопасности и стабильного развития, усложнение проблемы социального прогнозирования и предотвращения кризисов весьма актуализировали задачи построения модели безопасности на региональном, отраслевом и общегосударственном уровне. Создание такой модели и проведение экспериментов на ней исключали бы конъюнктурное целеполагание в разработке программ экономической и политической модернизации страны, оптимизировали бы процессы принятия управленческих решений в сфере обеспечения ее безопасности.

Наряду с общей концепцией безопасности переходного периода целесообразно разрабатывать частные концепции безопасности применительно к различным условиям развития общественных отношений и складывающейся социально-политической и оперативной обстановки.

Правовой аспект концепции безопасности включает в себя выработку единой правовой политики по обеспечению безопасности личности, общества и государства в условиях стабильного развития, чрезвычайной обстановки (ситуации) и военного времени. Излишне жесткая конструкция существующей правовой системы, ее неспособность к гибкому и динамичному реагированию на усиливающиеся интегрированные политические, экономические, национальные, криминальные и иные конфликтные чрезвычайные явления.

Одной из характерных тенденций современного права является активно развивающийся процесс формирования системы нормативно-правового регулирования общественных отношений в сфере чрезвычайных обстоятельств как самостоятельной отрасли права.

Представляется целесообразным полномочия сил безопасности в местностях, объявленных на чрезвычайном положении, закреплять в правовых актах, определяющих их правовой статус в системе органов исполнительной власти.

Целесообразным в прогностических целях предложить ряд моделей, характеризующих вероятные варианты развития этно-политической ситуации на Северном Кавказе.

Поиск адекватной стратегии национальной политики требует оценки различных альтернативных ее моделей и возможных последствий их применения, которые могут послужить концептуальной основой функционирования системы внутренней безопасности северокавказского региона (политика, основанная на подчинении интересов народов и интересов граждан общегосударственным интересам, политика использования межэтнических противоречий, политика «согласования интересов»).

Представляется, что последняя модель национальной политикиединственно приемлемая для федерального центра, если он хочет не только удержать Северный Кавказ в Российской Федерации и укрепить государство, но и сохранить демократические основы новой российской государственности.

Представляется целесообразно активней использовать зарубежный опыт разрешения конфликтных ситуаций в сфере межнациональных отношений и борьбы с проявлениями политического и национального экстремизма.

Российские законы, регулирующие деятельность силовых структур в условиях вооруженных конфликтов (международного и немеждународного характера), должны вступать в законную силу автоматически при возникновении такого рода конфликтов.

На территории Чечни имеет место внутренний вооруженный конфликт. Об этом необходимо заявить официально, то есть назвать все своими именами.

Итак, социальная стабильность внутри страны является наиболее уязвимым звеном в жизнедеятельности Российского государства в настоящее время. Она подрывается ухудшением экономического положения, обострением.

168 политического противоборства, столкновениями на межнациональной почве. Это требует осуществления серьезных научных исследований, ориентированных на развитие системы внутренней безопасности. Без этого невозможно в дальнейшем развитие общества по пути демократии, укрепление федералистских начал российской государственности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Всеобщая декларация прав человека. (Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.) // Права человека. Сборник международных договоров. Организация объединенных наций, 1978.
  2. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. (Принята Советом Европы 16 сентября 1963 г.).
  3. Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г.
  4. Конституция Российской Федерации. М.: Юрид. лит.- 1993.-96с.
  5. Закон РСФСР «О Президенте РСФСР» от 24 апреля 1991 г. //Ведомости Съезда Народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 17.
  6. Закон РСФСР «О реабилитации репрессированных народов» от 26 апреля 1991 г. //Ведомости Съезда Народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 17.
  7. Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. N З-ФКЗ «О чрезвычайном положении» Собрание законодательства Российской Федерации от 4 июня 2001 г., N 23, ст.2277
  8. Закон Российской Федерации «О милиции» от 18 апреля 1991 г. с изменениями и дополнениями от 30 декабря 2001 г. // Собрание законодательства Российской Федерации от 31 декабря 2001 г., N 53 (Часть I), ст. 5030 № 1026
  9. Закон РФ «О безопасности» от 5 марта 1992 г. //Ведомости Съезда Народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации,-!992. № 15.
  10. Федеральный закон «О государственной границе РФ» от 01.04.93 г.//Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. — № 17. — Ст.594.
  11. Федеральный закон «Об органах федеральной службы безопасности РФ» от 3.04.95г.// СЗ РФ. 1995. — № 13. — Ст. 1269.
  12. Федеральный закон «Об обороне» от 31.05.96 г.// СЗ РФ. 1996. -№ 23. — Ст.2750.
  13. Федеральный закон «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации от 25 декабря 1996 года // Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 6, -Ст. 711.
  14. Указ Президента РФ «Об утверждении Концепции государственной национальной политики Российской Федерации». Сборник законодательства РФ, 1999. № 29.
  15. Указ Президента РФ «О порядке организации и проведения митингов, уличных шествий и демонстраций, пикетирования» от 25 мая 1992 г. № 524.
  16. Указ Президента РФ «О введении чрезвычайного положения на территории Северо-Осетинской ССР и Ингушской Республики». Ведомости съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ, 1992. № 45.
  17. Указ Президента РФ «Положение о временной администрации на территориях Северо-Осетинской ССР и Ингушской Республики». Ведомости съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ, 1992. № 46.
  18. Положение «О временной администрации на территориях Моздокского района, Пригородного района и примыкающих к нему местностях Республики Северная Осетия и Малгобекского и Назрановского района Ингушской Республики» от 30 ноября 1993 г.
  19. Указ Президента Российской Федерации «О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в Российской Федерации» от 23 марта 1995 г., № 310.
  20. Указ Президента Российской Федерации № 24 от 10 января 2000 г. «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации» // Независимое военное обозрение, 2000, 14−20 января, 3 1 (174).
  21. Уголовный кодекс Российской Федерации (Принят Государственной Думой 24 мая 1996 года. Одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 года. Подписан Президентом Российской Федерации 13 июня 1996 года).
  22. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.
  23. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
  24. Монографии, учебники, учебные пособия
  25. Э.Б. Региональные этнические конфликты. Опыт социально-экономического и политико-географического анализа на территории бывшего СССР // Федерализм. 1996, № 2. — С.106−114.
  26. Г. С. Социальная активность. М.: 1974.
  27. Н.А., Кульба В. В. Управление в чрезвычайных ситуациях. М.: Спектр. 111с.
  28. В.Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1980.368с.
  29. В.Г. Общество: системность, познание и управление. М.: Политиздат, 1981.-362с.
  30. И.В., Юдин Б. Г. Становление и сущность системного подхода. -М.: Наука, 1973.270с.
  31. А.А. Тектология. Всеобщая организационная наука. Кн. 1, 2. М., 1989. -186 с.
  32. Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. М.: 1991. -96 с.
  33. Ю.В. Очерки теории этноса. М.: 1993. —373 с.
  34. Бушкевич В. Н. Проблемы карьеры и ее особенности в системе МВД России. Учебное пособие.- М.: Тираж. 73 с.
  35. Введение в общую Теорию конфликтов. М.: 1993. — 63 с.
  36. А.В., Прохожев А. А. Государственное управление и национальная безопасность России: Учебное пособие, -М.: РАГС, 1999, -133 с.
  37. А.В., Глебов И. Н., Золотарев В. А. Основные концептуальные положения национальной безопасности России в XXI веке. -М.: ЭДАС ПАК, 2000, -48 с.
  38. А.В. Парадигма национальной безопасности в реформирующейся России. 2-е изд. -М.: ЭДАС ПАК, 2000, -358 с.
  39. В.Н., Рогов Ю. Д. Феномены «перестройки»: чрезвычайное положение. -М.: 1994.6- 146 с.
  40. С.В. Сущность и функции системы внутренней безопасности. М.: МЮИ МВД РФ. — 1996. — 149 с.
  41. С.В. Социологически проблемы внутренней безопасности. -М.: Ак. МВДРФ.-1996.- 87 с.
  42. Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории философии, М.: Партиздат, 1932. —Т.9.-33 с.
  43. В. Толковый словарь в 4-х томах. М.: Русский язык. — 1989. -T.I. -С.67−68.
  44. А., Кудрявцев В., Кудрявцев С. Введение в общую теорию конфликтов. М., 1993. -92 с.
  45. И.Ю. Стратегия безопасности России: проблемы, функционирование понятийного аппарата, -М.: РНФ, 1996, 119 с.
  46. А.Г. Социология конфликта: Россия на путях преодоления кризиса. М.: 1995. — 118 с.
  47. См.: Иванов В. Н., Ксенофонтов В. Н. Проблемы стабильности и внутренней безопасности России: социологический анализ. -М.: ИСПИРАН, 1995. 46 с.
  48. И.Ф. Перспективы национальной безопасности России, -Казань: ТГЖИ, 1998, 271 с.
  49. Исследования по общей теории систем: Сборник переводов. М.:1969.
  50. Итоги оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел и служебно-боевой деятельности внутренних войск в 1998 году (отчет перед гражданами Российской Федерации). -М.: 1999.
  51. И. Всеобщая естественная история и теория неба. Соч. в 6 т. Т.З.-М.: 1964.-680 с.
  52. Ю.Г. Совершенствование управления ОВД в особых условиях. М.: Ак. МВД РФ. — 1992.
  53. А.Т. Информационная безопасность в системе национальной безопасности на Северном Кавказе, -Майкоп: АГУ. 1998. -57 с.
  54. В.В., Стефанишин С. С. Борьба с массовыми беспорядками за рубежом. Ч. 1,2. — М.: ОНТИ МВД РФ. — 1992, — 56 с.
  55. Н. Сила, насилие, безопасность: современная диалектика взаимосвязей // МЭ и МО, 1992. -№ 11.- С.45−48.
  56. М.М. Современный обычай и древний закон. Обычное право осетин в историко-сравнительном освещении. Т. 1−2, М. 1886.
  57. В.Б. Этнорегиональные конфликты в РФ и некоторые проблемы участия ОВД в их предупреждении и разрешении // Потсоветские конфликты и России. М., 1995. С. 95−99.
  58. В.Б. Социологические проблемы деятельности органов внутренних дел в условиях межнациональных конфликтов. М.: МЮИ МВД России, 1996. 186 с.
  59. JI.M. Опыт Франции по борьбе с массовыми беспорядками и коррупцией: Обзорная информация, М.: Академия МВД России, 1993.- 34 с.
  60. В.К. Философия государственной правовой политики по противодействию организованной преступности в Российской Федерации. Учебное пособие. М.: МЮИ МВД РФ. — 1999. -74 с.
  61. В.К. Организованная преступность как социальное явление и объект воздействия со стороны органов государственной власти в Российской Федерации. Лекция. М.: МА МВД России. — 2000. — 25с.
  62. В.Н. Социальные отклонения. М., 1989. -191 с.
  63. В.Н. Социальные деформации. М., 1992. 202 с.
  64. А.Ю., Михаилов А. С. Введение в синергетику. М., 1990. -144 с.
  65. А.В. Политика и безопасность. М., 1998, 98 с.
  66. А. Ф. Козлов В.Б. Место и роль органов внутренних дел в предупреждении и пресечении криминальных проявлений политического экстремизма. М.: Академия МВД России. -1995. 98 с.
  67. В.И. Сущность и категориальный аппарат современной концепции национальной безопасности. -М.: Союз, 1999, -188 с.
  68. П. Современная западная социология. СПб, 1992.
  69. В.Е. Вооруженные конфликты. Поиск решений. М.: РАУ-Корпорация. -1996. -49 с.
  70. Ю.В. Взаимодействие органов внутренних дел с учреждениями массовой информации в борьбе с преступностью. Ташкент. -1990.-114 с.
  71. Общая теория безопасности (актуальные методологические и социально-политические проблемы): Уч. Пос.-М.: 1994.
  72. К. Открытое общество и его враги. М.: 1992.
  73. .Н. Государственное управление в чрезвычайных ситуациях: анализ методологии и проблемы организации. М.: Наука, 1991. 136 с.
  74. Теория управления в сфере правоохранительной деятельности. С. 304.
  75. Н., Березин Н., Глезер О. и др. Российские регионы в период кризиса и реформы. —М.: Центр политико-географических исследований РАН, 1992,-86 с.
  76. К. Открытое общество и его враги. М., 1992. 323 с.
  77. .Н. Государственное управление в чрезвычайных ситуациях. -М.: 1991.
  78. И. От существующего к возникающему: Время и сложность в физических науках. М., 1985. -85 с.
  79. И., Стингере И. Порядок из хаоса. М., 1986. -118 с.
  80. В.О., Иванов В. Н., Козлов В. Б. и др. Социальная напряженность: диагноз и прогноз // СОЦИС, 1992, № 3. С. 3−23.
  81. А.А. Социальные ценности и нормы. Киев, 1976.
  82. .С. Самоуправляемые системы и причинность. М., 1972.-189 с.
  83. Г. Синергетика. М., 1980, -198 с.
  84. Г. Информация и самоорганизация: макроскопический подход к сложным системам. М., 1991. -202 с.
  85. Т.Н. Современное российское общество как нестабильная социальная система. Лекция. М.: 1998. — 27с.
  86. Т.Н. Регулирование социальной нестабильности в условиях межнационального конфликта. Роль органов внутренних дел в процессе стабилизации. Учебное пособие. М.: 1999. — 35с.
  87. Я. Элементарные понятия социологии. М., 1969.1. Статьи
  88. В.А. Этнические конфликты: история и типология. // Социологические исследования. -1996, С.14−19.
  89. Э. Социология.// Социологические исследования. 1994, № 2, С.4−10.
  90. В., Швецов А. Технология реформ.// Российский экономический журнал. 1996, № 3.-С. 13−18.
  91. В.П. Стратегическая стабильность и многополярная модель сдерживания // Военная мысль, 1992. № 8−9. — С.8−12.
  92. Т. Система координат действия и общая теория системы действия: культура, личность и место социальных систем.// Структурно-функциональный анализ в современной социологии. М.: Наука, -1968. -С. 91−113.
  93. Г. Ю. Политическая стабильность и безопасность.// Социально- политический журнал. 1996, № 3, С. 28−30.
  94. . Потенциально опасные точки (Этнополитическая ситуация в России в 1993 г.) // Независимая газета. 1994. 1 марта.
  95. С. Пенсионер союзного значения//Дружба народов. 1990. — № 6. -С. 199−208.
  96. А.Н. Управление конфликтом и конфликтное управление как новые парадигмы мышления и действительности. // Социологические исследования. 1995. — № 3, С. 19−25.
  97. В.А. СНГ в зоне вооруженных конфликтов / Заметки с семинара «Региональные и локальные конфликты в СНГ: теоретические представления и реальность» // Кентавр, 1994, № 2. С. 151−159.
  98. Этноцентризм // Современная западная социология (словарь). М., 1990. С. 423.177
  99. Диссертации и авторефератам диссертаций
  100. В.JI. Теория и практика организации системы обеспечения национальной безопасности России: Автореф. докт. дисс. -М.: РАГС, 1995,-36 с.
  101. С.А. Правовые и организационные основы управления органами внутренних дел при массовых беспорядках. Автореф. дисс. на соискан. к.ю.н. -М.: 1993.-24с.
Заполнить форму текущей работой