• ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
      • 4. 3. 3. Комплексы метанола и воды
      • 4. 3. 4. Комплексы метанола и аммиака
      • 4. 3. 5. Комплексы метанола и этилена
  • ГЛАВА 5. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
    • 5. 1. Формирование кислотности декатионированных цеолитов под влиянием адсорбции простых молекул
    • 5. 2. Колебательный анализ поверхностных комплексов
      • 5. 2. 1. Комплексы и ассоциаты аммиака
      • 5. 2. 2. Комплексы метанола
    • 5. 3. Комплексы цеолит-аммиак и их устойчивость в присутствии воды
    • 5. 4. Разрыв и образование связи С-С при участии акцепторных центров

Взаимодействие простых молекул со структурными акцепторными центрами цеолитов: квантово-химическое моделирование (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Необходимость комплексного исследования свойств цеолитов связывают, в первую очередь, с их огромной практической важностью. Действительно, на основе цеолитов создаются промышленные адсорбенты и катализаторы с уникальными, тонко управляемыми свойствами. Модифицирование цеолитов позволяет в широких пределах изменять силу и природу их активных центров, что открывает возможности для создания многофункциональных катализаторов, способных воздействовать как на кислотно-основные, так и на окислительно-восстановительные стадии химических процессов. Однако практическая ценность цеолитов — это лишь одна из ряда причин, которые определяют внимание и интерес ученых к данному классу алюмосиликатов. Вторая причина относится к области методологии. Цеолиты как объект исследования были и остаются настоящим вызовом для ученого. Природа цеолитов настолько многообразна, что ни одна концепция сама по себе не способна в полной мере объяснить все проявляемые ими свойства. История изучения цеолитов подтверждает, что лишь совместное использование целой совокупности методов и подходов способно дать достоверный ответ на те или иные вопросы, касающиеся природы и свойств цеолитов. И, наконец, существует третья причина, по которой исследования цеолитов необходимы — философско-мировоззренческая. Одним из главных достижений научной мысли XX века было осознание такого явления, как возможность самоорганизации сложных систем. Цеолиты — пример этого явления. Они обладают незамысловатым химическим составом и образуются из простейших реагентов, как в природных, так и в лабораторных условиях. В то же время, их структура разнообразна, сложна, высокоупорядочена и обладает несомненной красотой с эстетической точки зрения. Не будет преувеличением сказать, что синтез цеолитов заслуживает сравнения с происхождением форм жизни. Эта, казалось бы, чисто художественная параллель перейдет в область физикохимии, если мы вспомним, что за уникальное сочетание структуры и каталитических свойств цеолиты называют неорганическими ферментами. Применение модифицированных цеолитов в асимметричном (хиральном) катализе еще раз подтвердило заслуженность такого сравнения. Наконец, известный исследователь алюмосиликатов Джозеф Смит выдвинул смелую гипотезу, что именно каркас природного цеолита послужил «стапелем», на котором произошла первоначальная сборка таких биомолекул, как РНК, из более простых составляющих [1].

На сегодняшний день в области катализа главное внимание исследователей уделено структурным бренстедовским кислотным центрам цеолитов. Однако они являются далеко не единственным источником адсорбционной и каталитической активности цеолитов, а особенно их декатионированных форм. В лаборатории кинетики и катализа кафедры физической химии химфака МГУ еще в 1960;е годы было начато исследование такого явления, как промотирование каталитической активности цеолитов под воздействием адсорбции малых количеств простых молекул. Впервые это было обнаружено на примере воды [2], однако дальнейшие работы показали, что и другие молекулы вида RH способны влиять на кислотно-каталитические свойства цеолитов [3]. Такие молекулы участвуют во многих каталитических процессах в качестве реагентов, продуктов или примесей. Влияние соединений RH на свойства цеолитов связывают с их адсорбцией на дефектах цеолитной структуры, обладающих акцепторными свойствами. Это означает, что акцепторные центры цеолитов могут участвовать в каталитических процессах и, следовательно, заслуживают внимания исследователей наравне с протонными кислотными центрами.

Экспериментальное исследование свойств акцепторных центров цеолитов сопряжено с несколькими объективными трудностями. Во-первых, центры этого типа недоступны прямому изучению большинством физико-химических методов. Как правило, акцепторные центры изучают косвенно, с помощью молекул-зондов, а это препятствует непосредственному наблюдению за поведением таких центров в каталитических процессах. Во-вторых, в цеолите могут возникать акцепторные центры разного строения, что существенно затрудняет однозначную интерпретацию результатов опыта. Ввиду указанных препятствий, получено довольно мало данных о свойствах комплексов адсорбции молекул на акцепторных центрах цеолитов, а совместные комплексы нескольких молекул, которые могли бы служить прообразом реакционной системы, вообще практически не изучались.

Разрешить текущие затруднения в изучении акцепторных центров цеолитов можно с помощью квантово-химического моделирования, которое на сегодняшний день стало полноценным физико-химическим методом исследования. Совместное рассмотрение экспериментальных и расчетных результатов способно послужить тем мостом, по которому возможен обоснованный переход от макроскопических опытных данных к молекулярной картине наблюдаемых явлений. Несмотря на это, модели акцепторных центров цеолитов практически не рассматривались в рамках современных методов квантовой химии. В частности, остается открытым вопрос о том, насколько применим в данной области тот или иной метод расчета. Следовательно, необходимо развитие современного квантово-химического подхода к моделированию акцепторных центров цеолитов и их поверхностных соединений с молекулами, которые могут присутствовать в реакционной среде при превращениях на цеолитных катализаторах. При этом особый интерес представляют системы, возникающие в результате совместного взаимодействия нескольких молекул с активным участком структуры цеолита.

На основе сказанного выше можно определить задачи настоящей работы. В первую очередь, необходимо создать комплексную методику моделирования акцепторных центров цеолитов с использованием современных методов квантовой химии. Такая методика должна включать в себя подход к описанию структуры цеолита, молекулярную модель акцепторного центра и метод расчета. Ввиду сложности объекта исследования, особое внимание следует уделить высокопроизводительным методам на основе теории функционала плотности. При этом важно убедиться в достоверности модели путем сопоставления данных, полученных с помощью разных методов моделирования и в непосредственных опытах. В полной мере провести проверку созданной методики невозможно без выполнения в рамках настоящей работы серии взаимосвязанных расчетов различными методами квантовой химии. Выбор этих методов следует провести на основе литературных источников и результатов предварительных расчетов простых молекулярных систем.

Вторым этапом работы будет применение созданной методики для расчета структуры и характеристик индивидуальных адсорбционных комплексов избранных простых молекул с модельным акцепторным центром. По крайней мере, некоторые из комплексов следует рассмотреть в рамках нескольких методов, выбранных на предыдущем этапе. Результаты таких расчетов необходимо сопоставить друг с другом, а также с опубликованными опытными и расчетными величинами для дальнейшей проверки достоверности модели.

Третий этап работы будет состоять в моделировании адсорбционных комплексов, возникающих при одновременном взаимодействии нескольких однотипных либо разных молекул с акцепторным центром, как простейших реакционных систем. Подобные системы нескольких молекул в поле акцепторного центра еще не исследовались в рамках квантовой химии.

При анализе результатов расчетов будет необходимо обратить внимание на тенденции в изменении свойств связанных молекул под воздействием поля акцепторного центра. Также актуален вопрос о характере влияния адсорбции молекул на характеристики самого акцепторного центра и окружающей его цеолитной структуры. На основе выявленных тенденций можно будет объяснить влияние адсорбции простых молекул на кислотно-каталитические свойства цеолитов. Рассмотрение совокупности результатов настоящей работы совместно с доступными опытными данными позволит объяснить на молекулярном уровне результаты некоторых физико-химических опытов и предложить механизмы соответствующих процессов, протекающих при участии акцепторных центров цеолитов. Кроме того, на основе наших результатов можно будет сформулировать ряд рекомендаций для будущих экспериментальных исследований в данной области.

Мы надеемся, что результаты нашего исследования лягут в основу молекулярной картины процессов, происходящих с участием акцепторных центров цеолитов. Без создания такой картины невозможно полное понимание механизмов адсорбционно-каталитического действия цеолитных систем и путей целенаправленного управления их свойствами.

выводы.

1. Малые циклические кластеры, содержащие фрагмент АЮз, позволяют достоверно описывать свойства структурных акцепторных центров декатионированных цеолитов и в согласии с опытом получать оценки таких характеристик их взаимодействия с простыми молекулами, как теплота адсорбции, положение и сдвиги полос поглощения в ИК спектре, распределение электронной плотности.

2. Координационная адсорбция простых молекул приводит лишь к локальному возмущению структурного акцепторного центра, в то время как возмущение молекулы адсорбата способно в существенной мере распространяться на другие молекулы в поле такого комплекса.

3. Изученные молекулы типа RH, будучи координированы акцепторным центром, приобретают выраженные протонодонорные свойства и сами становятся кислотными центрами. Такие центры способны связывать молекулы оснований с образованием тройных комплексов «цеолит-1Ш-основание», которые по своим структуре и свойствам могут быть подобны соединениям адсорбции тех же оснований на мостиковых ОН группах цеолитов.

4. Диссоциация изученных молекул типа RH на акцепторных центрах цеолита также способна приводить к образованию протонных центров, однако этот процесс энергетически менее выгоден, чем координация тех же молекул акцепторными центрами. Таким образом, диссоциация данных молекул типа RH не является обязательным условием их участия в формировании кислотности цеолитного катализатора.

5. Наблюдаемое на опыте исчезновение пиков, кроме отвечающих сильным протонным центрам, на кривой ТПД аммиака в результате дополнительной обработки образца цеолита парами воды обусловлено вытеснением аммиака водой сначала из связанных ассоциатов в адсорбционной полости цеолита, а затем с акцепторных центров цеолита. Последний процесс становится энергетически выгодным ввиду формирования гидратной оболочки.

Свойства модельных комплексов «цеолит-метанол» указывают на то, что акцепторные центры декатионированных цеолитов способны катализировать превращения метанола наравне с протонными центрами, причем по аналогичным механизмам. В частности, протекание модельной реакции между молекулами метанола, включающей образование связи С-С, на акцепторном и протонном центрах характеризуется активационными барьерами сравнимой величины.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящей работе было проведено систематическое изучение индивидуального и совместного взаимодействия ряда простых молекул со структурными акцепторными центрами цеолитов. Для этого было привлечено квантово-химическое моделирование в рамках метода функционала плотности. Достоверность полученных результатов была подтверждена сравнением с известными экспериментальными данными и результатами расчетов другими современными методами квантовой химии. Моделью структурного акцепторного центра был выбран трехкоординированный атом алюминия в составе цеолито-подобного молекулярного фрагмента (кластера). Несмотря на широкий спектр мнений относительно природы акцепторных центров цеолитов, возможность существования именно такого их типа можно считать весьма вероятной. Об этом свидетельствуют результаты экспериментальных исследований, опубликованные за последние 20 лет. Вопрос о пути возникновения структурного акцепторного центра на трехкоординированном атоме алюминия в настоящей работе не рассматривался, однако тот факт, что расчетные характеристики его адсорбционных комплексов согласуются с опытными данными, говорит в пользу выбранной молекулярной модели.

Изучение индивидуальной «адсорбции» молекул на модельных кластерах подтвердило существующие представления в этой области. Так, строение и основные характеристики адсорбционных комплексов молекул-зондов СО и С2Н4 находятся в согласии с тем, что было известно ранее на основании опытных данных и теоретических результатов. Взаимодействие молекул вида RH (Н20, NH3, СН3ОН) с акцепторным центром, как и предполагалось, может протекать по координационному либо диссоциативному механизму. И в том, и в другом случае важную роль, помимо координационно-ненасыщенного атома алюминия, играет соседний с ним атом кислорода — основание по Льюису. Найдено, что для указанных молекул RH диссоциативный путь взаимодействия энергетически менее выгоден, чем координационный. Существенным результатом, впервые полученным в настоящей работе, является то, что свойства координационных комплексов ряда молекул RH указывают на их повышенную способность к донированию протона. В частности, координационно-связанные молекулы Н20 и СН3ОН оказываются сравнимы в этом отношении с мостиковой гидроксильной группой цеолита.

Сравнение характеристик молекулы RH в свободном и связанном состояниях, таких как энергия ее депротонирования, частота колебания R-H, эффективный заряд на атоме Н, способно лишь косвенно указать на возможность роста протонодонорных свойств молекулы. В полной мере ее кислотность проявляется только при взаимодействии с другой молекулой, играющей роль основания. Простейшим случаем такого взаимодействия может служить образование димера, когда основанием выступает вторая молекула RH. Как впервые показано нами на примере ряда молекул RH, интенсивность взаимодействия между двумя такими молекулами в поле акцепторного центра оказывается существенно выше, чем в свободном состоянии, что приводит к значительно большей устойчивости связанных димеров (RH)2 по сравнению с их свободными аналогами. Также оказывается возможным дальнейший рост олигомеров (RH)" в адсорбционном пространстве цеолита. Следовательно, образование подобных поверхностных ассоциатов необходимо учитывать при анализе экспериментальных данных об адсорбции молекул RH на декатионированных цеолитах, подвергнутых термовакуумной активации. Найденные нами оценки таких важных характеристик поверхностных ассоциатов, как энергия ступенчатой диссоциации и колебательный спектр, должны помочь в интерпретации наблюдаемых явлений.

Повышенная протонная кислотность координационно-связанных молекул RH позволяет им служить центрами адсорбции прочих молекул, обладающих основными свойствами. При этом образуются тройные комплексы «цеолит-RH-основание», впервые исследованные в настоящей работе. Строение и свойства этих комплексов могут служить критерием для сравнения кислотных свойств разных молекул RH. Так, нами найдено, что только взаимодействие координированной молекулы воды с молекулой аммиака может сопровождаться переносом протона и, таким образом, способно приводить к образованию связанного иона аммония. В то же время, координированная молекула метанола неспособна протонировать молекулу аммиака, хотя и образует с ней высокоустойчивый комплекс. Тем не менее, протонные центры на координационно-связанных молекулах воды и метанола приближаются по силе к мостиковым ОН групп цеолита, о чем можно судить по расчетным характеристикам взаимодействия указанных центров с молекулами-зондами СО и С2Н4. Наконец, молекула аммиака, связанная на акцепторном центре, проявляет более слабые протонодонорные свойства, однако они позволяют ей стать центром образования устойчивых поверхностных ассоциатов (NH3)" и «NH3*mH20, которые могут отвечать за ряд особенностей, наблюдаемых при спектральном изучении кислотности цеолитов.

Также в ходе анализа свойств комплексов индивидуальной адсорбции метанола на акцепторном центре было впервые показано, что координационно-связанная молекула метанола близка по своим молекулярным характеристикам к мостиковой метоксильной группе. Эта группа считается ключевым промежуточным соединением в каталитических превращениях метанола, обладающих огромной практической значимостью и служащих основой целого ряда промышленных процессов. На основании найденного сходства свойств нами впервые предложена гипотеза, что молекула метанола, координированная акцепторным центром, способна «подменять» мостиковую метоксильную группу. Если это так, то акцепторные центры цеолитов способны катализировать превращения метанола наравне с протонными, причем по аналогичным механизмам. Данная гипотеза подтверждена расчетом активационного барьера конденсации двух молекул метанола в поле акцепторного центра, приводящей к образованию молекулы этанола — то есть, к возникновению связи С-С. Высота барьера оказалась в том же диапазоне, что и оценки энергии активации начальной стадии конверсии метанола на протонных центрах цеолитов. Это свидетельствует в пользу выдвинутой нами гипотезы о роли акцепторных центров в превращениях метанола.

Подводя итог настоящей работы, можно заключить, что такие характеристики цеолитного катализатора, как количество и природа активных центров, не остаются постоянными в ходе химической реакции. Свойства катализатора непрерывно изменяются под воздействием молекул участников реакции и примесей, и важную роль в этом процессе саморазвития катализатора могут играть акцепторные центры. Хотя подобные предположения возникали и ранее, получить на опыте их прямые доказательства было крайне трудно ввиду высокой сложности исследуемых систем и обусловленной этим неоднозначности в интерпретации полученных результатов. Сегодня численный эксперимент в рамках квантовой химии позволяет подробно изучать системы такой сложности на молекулярном уровне и делать достоверные выводы об их свойствах и поведении.

В завершение скажем несколько слов о перспективах данной темы. Наши результаты свидетельствуют, что акцепторные центры способны нетривиальным образом участвовать в процессах адсорбции и катализа на цеолитах. Следовательно, необходимо продолжать целенаправленное и систематическое исследование их свойств. Видится несколько направлений дальнейшей работы в этой области. Во-первых, накопленные данные говорят о том, что акцепторные центры цеолитов разнообразны по строению и свойствам. Поэтому необходимо исследование других вероятных структур таких центров. Во-вторых, характер участия акцепторных центров в каталитических реакциях можно окончательно установить, лишь рассмотрев протекание ряда конкретных процессов с этой точки зрения. В-третьих, заслуживает внимания вопрос, как повлияет на природу акцепторных центров химическая модификация цеолитов, которая широко применяется для управления их каталитическими свойствами. И, наконец, представляет большой интерес явление совместного действия активных центров разной природы, которое может качественно менять строение адсорбционных комплексов и направление каталитических процессов. Решение намеченных задач возможно лишь на тесном стыке экспериментальных физико-химических подходов и теоретического моделирования, когда методы не делятся на главные и второстепенные, так как каждый из них сообщает часть общей картины и определяет дальнейший ход исследования. Можно с уверенностью сказать, что в будущем придется разрабатывать модели, многократно превосходящие по сложности ту, которую использовали мы. Продолжающийся прогресс в областях квантовой химии и вычислительной техники будет этому хорошим подспорьем. Однако не следует забывать, что основа из уже полученных знаний необходима науке в неменьшей степени, чем мощные ЭВМ и высокоточные методы моделирования. Мы надеемся, что настоящая работа расширит рамки представлений о свойствах цеолитов и, таким образом, поможет созданию фундамента для их будущих исследований.

1. Smith J.V. Biochemical evolution. 1. Polymerization on internal, organophilic silica surfaces of dealuminated zeolites and feldspars // Proc. Natl. Acad. Sci. USA. 1998. v. 95. № 7. p. 3370−3375.
  2. Xo Ши Тхоанг, Романовский Б. В., Топчиева К. В. Промотирующее действие воды в реакции крекинга на цеолитах типа Y // Докл. АН СССР. 1966. т. 168. № 5. с. 1114−1116.
  3. А.А., Топчиева К. В. Взаимодействие ряда простых молекул с цеолитами типа фожазита // Тез. докл. II Всесоюзной конф. «Применение цеолитов в катализе». М., 1981. с. 254−257.
  4. Д. Цеолитовые молекулярные сита. М.: Мир, 1976. 781 с.
  5. Химия цеолитов и катализ на цеолитах / Под ред. Дж. Рабо. Т. 1. М.: Мир, 1980. 506 с.
  6. А.Н. Изучение катионных и декатионированных цеолитов типа фожазита при взаимодействии с различными молекулами: Дисс. на соиск. уч. степ, канд. хим. наук. М., 1971. 160 с.
  7. Дао Ван Тыонг. Изучение каталитических превращений молекул доноров электронов на цеолитах: Дисс. на соиск. уч. степ. канд. хим. наук. М., 1972. 153 с.
  8. К.В., Хо Ши Тхоанг. Каталитические и кислотные свойства высококремнистых цеолитов фожазитной структуры // Современные проблемы физической химии / Под ред. К. В. Топчиевой, т. 8. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975. с. 3−77.
  9. .В., Топчиева К. В., Иванова Т. М. Крекинг алканов на цеолитах и цеолитсодержащих катализаторах // Современные проблемы физической химии / Под ред. К. В. Топчиевой, т. 8. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975. с. 78−110.
  10. И. А. Топчиева К.В. Реакции алкилирования на цеолитах // Современные проблемы физической химии / Под ред. К. В. Топчиевой, т. 8. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975. с. 166−198.
  11. А.В., Лыгин В. И. Адсорбция цеолитами (доп. глава) // Л. Литгл. Инфракрасные спектры адсорбированных молекул. М.: Мир, 1969. 514 с.
  12. Uytterhoeven J.B., Christner L.G., Hall W.K. Studies of the Hydrogen Held by Solids. VIII. The Decationated Zeolites // J. Phys. Chem. 1965. v. 69. № 6. p. 2117−2126.
  13. Химия цеолитов и катализ на цеолитах / Под ред. Дж. Рабо. Т. 2. М.: Мир, 1980. 422 с.
  14. Ktihl G.H. The Coordination of Aluminum and Silicon in Zeolites as Studied by X-Ray Spectrometry//J. Phys. Chem. Solids. 1977. v. 38. № 11. p. 1259−1263.
  15. К.Г. Полифункциональный катализ на цеолитах. Новосибирск: Наука, 1982. с. 33−39.
  16. Kazansky V.B. On the nature of Lewis acidic sites in high silica zeolites and the mechanism of their dehydroxylation // Catal. Today. 1988. v. 3. № 5. p. 367−372.
  17. Borade R., Adnot A., Kaliaguine S. An XPS Study of Acid Sites in Dehydroxylated Y Zeolites // J. Mol. Catal. 1990. v. 61. № 1. p. L7-L14.
  18. Remy M.J., Genet M.J., Notte P.P. et al. Characterisation of A1 coordination at the outer surface of dealuminated mordenites by X-ray photoelectron spectroscopy // Microporous Mater. 1993. v. 2. № 1. p. 7−15.
  19. Mastikhin V.M. Characterization of surface active sites of catalysts with high-resolution solid-state NMR // Colloid. Surf. A: Physicochem. Eng. Asp. 1993. v. 78. № 1. p. 143−166.
  20. McQueen D., Chiche B.H., Fajula F. et al. A Multitechnique Characterization of the Acidity of Dealuminated Mazzite // J. Catal. 1996. v. 161. № 2. p. 587−596.
  21. Chen Т., Men A., Sun P. et al. Lewis acid sites on dehydroxylated zeolite HZSM-5 studied by NMR and EPR // Catal. Today. 1996. v. 30. № 1−3. p. 189−192.
  22. A., Boddenberg B. 129Xe NMR study of the dehydroxylation of zeolite HY // J. Chem. Soc. Faraday Trans. 1998. v. 94. № 9. p. 1363−1367.
  23. Boreave A., Auroux A., Guimon C. Nature and strength of acid sites in HY zeolites: a multitechnical approach // Microporous Mater. 1997. v. 11. № 5−6. p. 275−291.
  24. Trombetta M., Armaroli Т., Alejandre A.G. et al. An FT-IR study of the internal and external surfaces of HZSM5 zeolite // Appl. Catal. A: General. 2000. v. 192. № 1. p. 125 136.
  25. Woolery G.L., Kuehl G.H., Timken H.C. et al. On the nature of framework Bronsted and Lewis acid sites in ZSM-5 // Zeolites. 1997. v. 19. № 4. p. 288−296.
  26. Santen van R.A., Kramer G.J. Reactivity Theory of Zeolitic Bronsted Acidic Sites // Chem. Rev. 1995. v. 95. № 3. p. 637−660.
  27. Sayed M.B. A microcalorimetric study of NH3-sorption onto differently modified and pretreated ZSM-5 surfaces // Thermochim. Acta. 1988. v. 126. № 1. p. 325−337.
  28. Hughes T.R., White H.M. A Study of the Surface Structure of Decationized Y Zeolite by Quantitative Infrared Spectroscopy // J. Phys. Chem. 1967. v. 71. № 7. p. 2192−2201.
  29. Ward J.W. The nature of active sites on zeolites. VI. The influence of calcination temperature on the structural hydroxyl groups and acidity of stabilized hydrogen Y zeolite//J. Catal. 1968. v. 11. № 3. p. 251−258.
  30. Lunsford J.H. Surface Interactions of NaY and Decationated Y Zeolites with Nitric Oxide as Determined by Electron Paramagnetic Resonance Spectroscopy // J. Phys. Chem. 1968. v. 72. № 12. p. 4163−4168.
  31. В.JI., Кустов Л. М., Боровков В. Ю., Казанский В. Б. О роли льюисовских кислотных центров в начальных стадиях крекинга н-гексана на высококремнистых цеолитах // Кинетика и катализ. 1987. т. 28. № 4. с. 965−969.
  32. Л.М., Жолобенко В. Л., Казанский В. Б. Роль льюисовских и бренстедовских центров цеолитов и аморфных алюмосиликатов в образовании продуктов уплотнения при превращениях пропана и пропилена // Кинетика и катализ. 1988. т. 29. № 4. с. 928−934.
  33. З.В. О природе активных центров цеолитов в реакциях, протекающих с отщеплением водорода // Современные проблемы физической химии. / Под ред. К. В. Топчиевой, т. 8. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975. с. 141−165.
  34. Heeribout L., Semmer V., Batamack P. et al. Solid-state !H NMR Studies of the Acidity of Mordenites // J. Chem. Soc. Faraday. Trans. 1995. v. 91. № 21. p. 3933−3940.
  35. Ram Reddy P., Subba Rao K.V., Subrahmanyam M. Selective synthesis of 2-methylquinoline over zeolites // Catal. Lett. 1998. v. 56. № 2−3. p. 155−158.
  36. Isaev Yu., Fripiat J.J. A Lewis Acid Site-Activated Reaction in Zeolites: Thiophene Acylation by Butyryl Chloride // J. Catal. 1999. v. 182. № 1. p. 257−263.
  37. Ward J.W. The nature of active sites on zeolites. IV. The influence of water on the acidity of X and Y type zeolites // J. Catal. 1968. v. 11. № 3. p. 238−250.
  38. W., Michel D. *H MAS NMR Studies of Molecules Adsorbed on Activated Zeolites // J. Catal. 2001. v. 202. № 2. p. 421−426.
  39. Hopkins P.D. Cracking activity of some synthetic zeolites and the nature of the active sites // J. Catal. 1968. v. 12. № 4. p. 325−334.
  40. Jacobs P.A., Leeman H.E., Uytterhoeven J.B. Active sites in zeolites. I. Cumene cracking activity of NH4Y zeolites after different reactor pretreatments // J. Catal. 1974. v. 33. № 1. p. 17−30.
  41. Beyerlein R.A., McVicker G.B., Yacullo L.N., Ziemiak J.J. Influence of Framework and Nonframework Aluminum on the Acidity of High-Silica, Proton-Exchanged FAU-Framework Zeolites // J. Phys. Chem. 1988. v. 92. № 7. p. 1967−1970.
  42. Shigeishi R.A., Chiche B.H., Fajula F. CO adsorption on superacid sites on dealuminated mazzite // Microporous Mesoporous Mater. 2001. v. 43. № 2. p. 211−226.
  43. A.B., Лыгин В. И. Инфракрасные спектры поверхностных соединений. М.: Наука, 1972.459 с.
  44. Lercher J.A., Griindling C., Eder-Mirth G. Infrared studies of the surface acidity of oxides and zeolites using adsorbed probe molecules // Catal. Today. 1996. v. 27. № 3−4. p. 353−376.
  45. Johansson M., Klier K. Surface acidity (Bransted and Lewis) by high resolution X-ray photoelectron spectroscopy//Top. Catal. 1997. v. 4. № 1−2. p. 99−108.
  46. Poppl A., Rudolf Т., Michel D. A Pulsed Electron Nuclear Double Resonance Study of the Lewis Acid Site-Nitric Oxide Complex in Zeolite H-ZSM-5 // J. Am. Chem. Soc. 1998. v. 120. № 19. p. 4879880.
  47. Kao H.-M., Grey C.P. Characterization of the Lewis acid sites in zeolite HY with the probe molecule trimethylphosphine, and 31P/27A1 double resonance NMR // Chem. Phys. Lett. 1996. v. 259. № 3−4. p. 45964.
  48. Kustov L.M., Kazansky V.B., Beran S. et al. Adsorption of Carbon Monoxide on ZSM-5 Zeolites. Infrared Spectroscopic Study and Quantum-Chemical Calculations // J. Phys. Chem. 1987. v. 91. № 20. p. 5247−5251.
  49. Zecchina A., Platero E.E., Arean C.O. Low Temperature CO Adsorption on Alum-Derived Alumina: An Infrared Investigation // J. Catal. 1987. v. 107. № 1. p. 244−247.
  50. Р.И., Паукштис E.A., Юрченко Э. Н. Исследование термодинамических характеристик взаимодействия окиси углерода с поверхностью некоторых окисных адсорбентов методом ИК-спектроскопии // Кинетика и катализ. 1982. т. 23. № 1. с. 164−170.
  51. Р.И. Связь между термодинамическими и спектральными параметрами, определяющими силу и концентрацию бренстедовских и льюисовских кислотных центров гетерогенных катализаторов // Кинетика и катализ. 1990. т. 31. № 2. с. 43842.
  52. Gorte R.J. Temperature-programmed desorption for the characterization of oxide catalysts // Catal. Today. 1996. v. 28. № 4. p. 405−414.
  53. Yin F., Blumenfeld A.L., Gruver V., Fripiat J.J. NH3 as a Probe Molecule for NMR and IR Study of Zeolite Catalyst Acidity // J. Phys. Chem. B. 1997. v. 101. № 10. p. 1824−1830.
  54. Blumenfeld A.L., Fripiat J.J. Acid sites topology in aluminas and zeolites from high-resolution solid-state NMR// Top. Catal. 1997. v. 4. № 1−2. p. 119−129.
  55. Г. И., Кустов JI.M., Глонти Г. О. и др. Адсорбционно-калориметрическое и ИК-спектроскопическое изучение взаимодействия NH3 с кислотными центрами цеолитов при повышенных температурах // Кинетика и катализ. 1984. т. 25. № 5. с. 1129−1134.
  56. А.Л., Бруева Т. Р., Капустин Г. И. Адсорбционно-калориметрическое изучение цеолитов // Калориметрия в адсорбции и катализе: Сб. Новосибирск: ИК СО АН СССР, 1984. с.76−89.
  57. Kapustin G.I., Brueva T.R. A simple method for determination of heats of ammonia adsorption on catalysts from thermodesorption data // Thermochim. Acta. 2001. v. 379. № 1−2. p. 71−75.
  58. К. ИК-спектры и спектры КР неорганических и координационных соединений. М.: Мир, 1991. 536 с.
  59. Р.К., Кубасов А. А., Топчиева К. В., Мирский Я. В. Исследование кислотных свойств цеолитосодержащих катализаторов на основе ультрастабильной формы цеолита типа Y // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 2. Химия. 1980. т. 21. № 6. с. 540 544.
  60. Zecchina A., Marchese L., Bordiga S. et al. Vibrational Spectroscopy of NH/ Ions in Zeolitic Materials: An IR Study // J. Phys. Chem. B. 1997. v. 101. № 48. p. 1 012 810 135.
  61. Earl W.L., Fritz P.O., Gibson A.A.V., Lunsford J.H. A Solid-state NMR Study of Acid Sites in Zeolite Y Using Ammonia and Trimethylamine as Probe Molecules // J. Phys. Chem. 1987. v. 91. № 8. p. 2091−2095.
  62. Batamack P., Doremieux-Morin C., Fraissard J., Freudet D. Broad-Line and High-Resolution NMR Studies Concerning the Hydroxonium Ion in HZSM-5 Zeolites // J. Phys. Chem. 1991. v. 95. № 9. p. 3790−3796.
  63. Limtrakul J., Chuichay P., Nokbin S. Effect of high coverages on proton transfer in the zeolite/water system // J. Mol. Struct. 2001. v. 560. № 1−3. p. 169−177.
  64. Jentys A., Warecka G., Derewinski M., Lercher J.A. Adsorption of Water on ZSM5 Zeolites // J. Phys. Chem. 1989. v. 93. № 12. p. 4837−4843.
  65. Niwa M., Katada N. Measurements of acidic property of zeolites by temperature programmed desorption of ammonia// Catal. Surv. Jpn. 1997. v. 1. № 2. p. 215−226.
  66. Bagnasco G. Improving the Selectivity of NH3 TPD Measurements // J. Catal. 1996. v. 159. № 1. p. 249−252.
  67. Kubelkova L., Novakova J., Nedomova K. Reactivity of Surface Species on Zeolites in Methanol Conversion // J. Catal. 1990. v. 124. № 2. p. 441−450.
  68. Van de Graaf В., Njo S.L., Smirnov K.S. Introduction to Zeolite Modeling // Rev. Сотр. Chem. 2000. v. 14. p. 137−223.• -15 881. Millini R. Application of modeling in zeolite science I I Catal. Today. 1998. v. 41. № 1−3. p. 41−51.
  69. Van Santen R.A. Quantum-chemistry of zeolite acidity // Catal. Today. 1997. v. 38. № 3. p. 377−390.
  70. Zhidomirov G.M., Kazansky V.B. Quantum chemical cluster models of acid-base sites of oxide catalysts // Adv. Catal. 1986. v. 34. p. 131−202.
  71. Sauer J. Molecular Models in ab Initio Studies of Solids and Surfaces: From Ionic Crystals and Semiconductors to Catalysts // Chem. Rev. 1989. v. 89. № 1. p. 199−255.
  72. Sauer J., Ugliengo P., Garrone E., Saunders V. Theoretical Study of van der Waals Complexes at Surface Sites in Comparison with the Experiment // Chem. Rev. 1994. v. 94. № 7. p. 2095−2160.
  73. Koch W., Holthausen M.C. A Chemist’s Guide to Density Functional Theory. Wiley-VCH Verlag GmbH, 2001. 293 p.
  74. Кон В. Электронная структура вещества — волновые функции и функционалы плотности//Успехи физ. наук. 2002. т. 172. № 3. с. 336−348.
  75. Nusterer Е., Blochl Р.Е., Schwarz К. Structure and Dynamics of Methanol in a Zeolite // Angew. Chem. Int. Ed. Engl. 1996. v. 35. № 2. p. 175−177.
  76. Gale J.D. A density functional study of molecular adsorption in zeolites // Top. Catal. 1996. v. 3. p. 169−194.
  77. Nicholas J.B. Density functional theory studies of zeolite structure, acidity, and reactivity//Top. Catal. 1997. v. 4. № 1−2. p. 157−171.
  78. Kindler J., Geidel E., Forster H. Application of density functional hybrid methods to cluster models of zeolites // Solid State Ionics. 1997. v. 101−103. № 2. p. 825−832.
  79. Zygmunt S.A., Mueller R.M., Curtiss L.A., Iton L.E. An assessment of density functional methods for studying molecular adsorption in cluster models of zeolites // J. Mol. Struct. (Theochem). 1998. v. 430. № 1−3. p. 9−16.
  80. De Vito D.A., Gilardoni F., Kiwi-Minsker L. et al. Theoretical investigation of the adsorption of methanol on the (110) surface of y-alumina // J. Mol. Struct. (Theochem). 1999. v. 469. № 1−3. p. 7−14.
  81. Zhidomirov G.M., Yakovlev A.L., Milov M.A. et al. Molecular models of catalytically active sites in zeolites. Quantum chemical approach // Catal. Today. 1999. v. 51. № 3−4. p. 397−410.
  82. Schwarz K., Nusterer E., Blochl P.E. First-principles molecular dynamics study of small molecules in zeolites // Catal. Today. 1999. v. 50. № 3−4. p. 501−509.
  83. Benco L. s Demuth Т., Hutchka F. Catalytic conversion of hydrocarbons over zeolites from first principles // Comput. Mater. Sci. 2003. v. 27. № 1−2. p. 87−95.
  84. Gale J.D., Shah R., Payne M.C. et al. Methanol in microporous materials from first principles // Catal. Today. 1999. v. 50. № 3−4. P. 525−532.
  85. Haase F., Sauer J. Ab initio molecular dynamics simulation of methanol interacting with acidic zeolites of different framework structure // Microporous Mesoporous Mater. 2000. v. 35−36. p. 379−385.
  86. Krossner M., Sauer J. Interaction of Water with Bronsted Acidic Sites of Zeolite Catalysts. Ab Initio Study of 1:1 and 2:1 Surface Complexes // J. Phys. Chem. 1996. v.100. № 15. p. 6199−6211.
  87. Schlogl R. Theory in heterogeneous catalysis // CATTECH. 2001. v. 5. № 3. p. 146 170.
  88. Van Santen R.A. The cluster approach to molecular heterogenous catalysis // J. Mol. Catal. A: Chemical. 1997. v. 115. № 3. p. 405−419.
  89. Corma A. Inorganic Solid Acids and Their Use in Acid-Catalyzed Hydrocarbon Reactions // Chem. Rev. 1995. v. 95. № 3. p. 559−614.
  90. Blaszkowski S.R., van Santen R.A. Quantum chemical studies of zeolite proton catalyzed reactions // Top. Catal. 1997. v. 4. № 1−2. p. 145−156.
  91. И.Н., Михейкин И. Д., Жидомиров Г. М. Трохимец А.И. Расчеты хемосорбции и элементарных актов каталитических реакций в рамках кластерноймодели. XIV. Льюисовские кислотные центры // Кинетика и катализ. 1983. т. 24. № 1. с. 35−41.
  92. А.Г., Сенченя И. Н., Жидомиров Г. М., Казанский В. Б. Квантовохимическое исследование льюисовских кислотных центров алюмосиликатов // Кинетика и катализ. 1983. т. 24. № 1. с. 233−236.
  93. Sauer J., Eichler U., Meier U. et al. Absolute acidities and site specific properties of zeolite catalysts modelled by advanced computational chemistry, technology // Chem. Phys. Lett. 1999. v. 308. № 1−2. p. 147−154.
  94. Я.В. Квантово-химическое моделирование адсорбции воды на льюисовских кислотных центрах цеолитных кластеров: Дипломная работа. Москва, 1997. 63 с.
  95. Stepanov N.F., Novakovskaya Yu.V., Kubasov A.A., Domracheva T.M., Tikhii Ya.V. Interaction of Water with Small Zeolite-like Clusters // Internet J. Chem. 1998. v. 1. article 14 ISSN: 1099−8292- http://www.ijc.com/.
  96. Н.Ф., Новаковская Ю. В., Кубасов A.A., Домрачева Т. М. Кислотные свойства мономера и димера воды, координированных модельным фрагментом цеолита // Докл. РАН. 1998. т. 359. № 4. с. 507−509.
  97. ИЗ. Домрачева Т. М., Новаковская Ю. В., Кубасов А. А., Степанов Н. Ф. Неэмпирическая модель простейших адсорбционных комплексов вода-цеолит: образование подвижного протона // Журн. физ. хим. 1999. т.73. № 7. с. 1249−1255.
  98. Т.М., Новаковская Ю. В., Степанов Н. Ф. Неэмпирическое моделирование взаимодействия воды с дефектами кристаллической решетки цеолита//Журн. физ. хим. 2000. т. 74. № 1. с. 132−137.
  99. Т.М. Квантовохимическое моделирование взаимодействия воды с адсорбционными центрами декатионированных цеолитов: Дисс. на соиск. уч. степ, канд. хим. наук. М., 2000. 140 с.
  100. Stepanov N.F., Kubasov A.A., Lin’kova E.B. Quantum mechanical PM3 and DFT modeling of water interaction with small zeolite-like fragment // The 5th Electronic Computational Chemistry Conference (ECCC5). 1998. http://hackberrv.chem.niu.edu/ECCC5.
  101. Sierka M., Sauer J. Structure and reactivity of silica and zeolite catalysts by a combined quantum mechanics—shell-model potential approach based on DFT // Faraday Discuss. 1997. v. 106. p. 41−62.
  102. Brandle M., Sauer J. Acidity Differences between Inorganic Solids Induced by Their Framework Structure. A Combined Quantum Mechanics/Molecular Mechanics ab Initio Study on Zeolites // J. Am. Chem. Soc. 1998. v. 120. № 7. p. 1556−1570.
  103. Д., Лыгин В. И., Хлопова З. Г. Квантовохимический расчет моделей дегидроксилирования Н-форм цеолитов типа X // Журн. физ. химии. 1983. т. 57. № 7. с. 1807−1809.
  104. S., Лги P., Kubelkova L. Quantum chemical study of the interaction of ethylene with the Lewis sites of zeolites // J. Mol. Catal. 1982. v. 16. № 3. pp 299−304.
  105. И.Н., Чувылкин Н. Д., Казанский В. Б. Квантово-химическое исследование взаимодействия молекул азота и окиси углерода с льюисовскими центрами оксида алюминия // Кинетика и катализ. 1986. т. 27. № 3. с. 608−613.
  106. Bates S., Dwyer J. Ab Initio Study of CO Adsorption on Zeolites // J. Phys. Chem. 1993. v. 97. № 22. p. 5897−5900.
  107. Bucko Т., Hafner J., Benco L. Adsorption and vibrational spectroscopy of ammonia at mordenite: Ab initio study // J. Chem. Phys. 2004. v. 120. № 21. p. 10 263−10 277.
  108. Л.Б. Влияние условий разложения аммонийных форм цеолитов типа Y на их структурные и каталитические свойства: Дисс. на соиск. уч. степ. канд. хим. наук. М., 1978. 193 с.
  109. Campbell S.M., Xuan-Zhen Jiang, Howe R.F. Methanol to hydrocarbons: spectroscopic studies and the significance of extra-framework aluminium // Microporous Mesoporous Mater. 1999. v. 29. № 1−2. p. 91−108.
  110. Database of Zeolite Structures. IZA Structure Commission, http://www.iza-structure.org/.
  111. Collins S.J., O’Malley P.J. Electronic structure studies of carbonium ions and their formation within acidic zeolites // Top. Catal. 1998. v.6. № 1−4. p. 151−161.
  112. Ono Y., Mori T. Mechanism of Methanol Conversion into Hydrocarbons over ZSM-5 Zeolite // J. Chem. Soc. Faraday Trans. 1. 1981. v. 77. № 9. p. 2209−2221.
  113. Stocker M. Methanol-to-hydrocarbons: catalytic materials and their behavior // Microporous Mesoporous Mater. 1999. v. 29. № 1−2. p. 3−48.
  114. Scott A.P., Radom L. Harmonic Vibrational Frequencies: An Evaluation of Hartree-Fock, Moller-Plesset, Quadratic Configuration Interaction, Density Functional Theory, and Semiempirical Scale Factors // J. Phys. Chem. 1996. v. 100. № 41. p. 16 502−16 513.
  115. Stewart J.J.P. MOP AC 93.00 Manual. Tokyo: Fujitsu Limited, 1993.
  116. Granovsky A.A. PC GAMESS. http://classic.chem.msu.su/gran/gamess/index.html.
  117. Schmidt M.W., Baldridge K.K., Boatz J.A., Elbert S.T., Gordon M.S., Jensen J.H., Koseki S., Matsunaga N., Nguyen K.A., Su S., Windus T.L., Dupuis M., Montgomery J.A. // J. Comput. Chem. 1993. v. 14. p. 1347−1363.
  118. Jaguar 3.5. Schrodinger, Inc. Portland, OR, 1998.
  119. Freude D., Klinowski J., Hamdan H. Solid-state NMR Studies of the Geometry of Bronsted Acid Sites in Zeolitic Catalysts // Chem. Phys. Lett. 1988. v. 149. № 4. p. 355 362.
  120. Я.В., Кубасов А. А., Степанов Н. Ф. Моделирование взаимодействия простых молекул с дефектами кристаллической решетки цеолита методом функционала плотности // Журн. физ. химии. 2003. т. 77. № 8. с. 1496−1499.
  121. Smith J.V. Faujasite-type structure: aluminosilicate framework: positions of cations and molecules: nomenclature // Second International Conference on Molecular Sieve Zeolites. Worcester, Massachusetts, 1970. p. 401−427.
  122. Kazansky V.B. Adsorbed carbocations as transition states in heterogeneous acid catalyzed transformations of hydrocarbons // Catal. Today. 1999. v. 51. № 3—4. p. 419— 434.
  123. Haw J.F. Zeolite acid strength and reaction mechanisms in catalysis // Phys. Chem. Chem. Phys. 2002. v. 4. № 22. p. 5431−5441.
  124. И.И. Установление механизмов гетерогенного катализа методом спектроскопии ЯМР in situ: Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. докт. хим. наук. М., 1996. 78 с.
  125. Я.В., Кубасов А. А., Степанов Н. Ф. Свойства метанола в поле дефектов структуры цеолита // Журн. физ. химии. 2005. т. 79. № 4. с. 691−699.
  126. Stepanov N.F., Kubasov А.А., Tikhii Ya.V. On the Properties of Methanol Bound to a Defect of Zeolitic Structure // Int. J. Quantum Chem. 2005. v. 104. № 2. p. 214−222.
  127. Forester T.R., Howe R.F. In Situ FTIR Studies of Methanol and Dimethyl Ether in ZSM-5 // J. Am. Chem. Soc. 1987. v. 109. № 17. p. 5076−5082.
  128. Wang W., Seiler M., Hunger M. Role of Surface Methoxy Species in the Conversion of Methanol to Dimethyl Ether on Acidic Zeolites Investigated by in Situ Stopped-Flow MAS NMR Spectroscopy // J. Phys. Chem. B. 2001. v. 105. № 50. p. 12 553−12 588.
  129. Ivanova I.I., Pomakhina E.B., Rebrov A.I. et al. Surface Species Formed during Aniline Methylation on Zeolite H-Y Investigated by in Situ MAS NMR Spectroscopy // J. Catal. 2001. v. 203. № 2. p. 375−381.
  130. Ю.В. Ассоциаты воды и их ионы: Дисс. на соиск. уч. степ. канд. хим. наук. М., 1996. 154 с.
  131. С.П., Хвощев С. С., Самулевич Н. Н. Синтетические цеолиты: Кристаллизация, структурно-химическое модифицирование и адсорбционные свойства. М.: Химия, 1981. 264 с.
  132. Donaldson D.J. Adsorption of Atmospheric Gases at the Air-Water Interface. I. NH3 // J. Phys. Chem. A. 1999. v. 103. № 1. p. 62−70.
  133. Я.В., Кубасов A.A., Степанов Н. Ф. Взаимодействие воды с простыми молекулами в поле дефектов кристаллической решетки цеолита // Журн. физ. химии. 2003. т. 77. № 9. с. 1620−1624.
  134. Teunissen Е.Н., van Santen R.A., Jansen A.P.J., van Duijneveldt F.B. NH/ in Zeolites: Coordination and Solvation Effects // J. Phys. Chem. 1993. v. 97. № 1. p. 203 210.
  135. Kassab E., Fouquet J., Allavena M., Evleth E.M. Ab Initio Study of Proton-Transfer Surfaces in Zeolite Models // J. Phys. Chem. 1993. v. 97. № 35. p. 9034−9039.
  136. Limtrakul J., Onthong U. Coadsorption of ammonia and methanol on H-zeolites and alkaline-exchanged zeolites // J. Mol. Struct. 1997. v. 435. № 2. p. 181−192.
  137. Gruver V., Panov A., Fripiat J.J. Infrared Study of CO Chemisorbed on Bronsted and Lewis Sites in Dealuminated Acid Y and ZSM-5 Zeolites // Langmuir. 1996. v. 12. № 10. p. 2505−2513.
  138. Bosacek V., Patzelova V., Hybl C., Tvaruzkova Z. Sorption Properties of NaxH. xY Zeolites // J. Catal. 1975. v. 36. № 3. p. 371−378.
  139. Khodakov A., Bates S.P., Dwyer J., Windsor C.M., Burton N.A. Ab initio study of single and double point adsorption of carbon monoxide on clusters representing zeolites // Phys. Chem. Chem. Phys. 1999. v. 1. № 4. p. 507−512.
  140. Teraishi K. Computational study on the product selectivity of FCC zeolitic catalyst //J. Mol. Catal. A: Chemical. 1998. v. 132. № 1. p. 73−85.
  141. Limtrakul J., Nanok Т., Jungsuttiwong S. et al. Adsorption of unsaturated hydrocarbons on zeolites: the effects of the zeolite framework on adsorption properties of ethylene // Chem. Phys. Lett. 2001. v. 349. № 1−2. p. 161−166.
  142. Evleth E.M., Kassab E., Jessri H. et al. Calculation of the Reaction of Ethylene, Propene, and Acetylene on Zeolite Models // J. Phys. Chem. 1996. v. 100. № 27. p. 11 368−11 374.
  143. Cant N.W., Hall W.K. Studies of the Hydrogen Held by Solids. XXI. The Interaction Between Ethylene and Hydroxyl Groups of a Y-Zeolite at Elevated Temperatures // J. Catal. 1972. v. 25. № 1. p. 161−172.
  144. Я.В., Кубасов А. А., Степанов Н. Ф. Аммиак в поле структуры цеолита как центр адсорбции молекул // Журн. физ. химии. 2005. т. 79. № 9. с. 1684—1692.
  145. Nicholas J.B. A theoretical explanation of solvent effects in zeolite catalysis // Top. Catal. 1999. v. 9. № 3−4. p. 181−189.
  146. Mirth G., Lercher J.A., Anderson M.W., Klinowski J. Adsorption complexes of methanol on zeolite ZSM-5 // J. Chem. Soc. Faraday Trans. 1990. v. 86. № 17. p. 30 393 044.
  147. Pires J., Carvalho A., de Carvalho M.B. Adsorption of volatile organic compounds in Y zeolites and pillared clays // Microporous Mesoporous Mater. 2001. v. 43. № 3. p. 277−287.
  148. Lee C.-C., Gorte R.J., Farneth W.E. Calorimetric Study of Alcohol and Nitrile Adsorption Complexes in H-ZSM-5 // J. Phys. Chem. B. 1997. v. 101. № 19. p. 3811— 3817.
  149. Zhao X.S., Lu G.Q., Ни X. Organophilicity of MCM-41 adsorbents studied by adsorption and temperature-programmed desorption // Colloid. Surf. A: Physicochem. Eng. Asp. 2001. v. 179. № 2−3. p. 261−269.
  150. Yuan S., Wang J., Li Y., Jiao H. Density Functional Investigations into the Adsorption of Methanol on Isomorphously Substituted ZSM-5 // J. Nat. Gas Chem. 2003. v. 12. № 2. p. 93−97.
  151. Govind N., Andzelm J., Reindel K., Fitzgerald G. Zeolite-Catalyzed Hydrocarbon Formation from Methanol: Density Functional Simulations // Int. J. Mol. Sci. 2002. v. 3. № 4. p. 423−434.
  152. Corbin D.R., Schwarz S., Sonnichsen G.C. Methylamines synthesis: A review // Catal. Today. 1997. v. 37. № 2. p. 71−102.
  153. Barthos R., Lonyi F., Onyestyak Gy., Valyon J. An IR, FR, and TPD Study on the Acidity of H-ZSM-5, Sulfated Zirconia, and Sulfated Zirconia-Titania Using Ammonia as the Probe Molecule // J. Phys. Chem. B. 2000. v. 104. № 31. p. 7311−7319.
  154. Karge H.C., Dondur V. Investigation of the Distribution of Acidity in Zeolites by Temperature-Programmed Desorption of Probe Molecules. 1. Dealuminated Mordenites // J. Phys. Chem. 1990. v. 94. № 2. p. 765−772.
  155. Karge H.C., Dondur V., Weitkamp J. Investigation of the Distribution of Acidity Strength in Zeolites by Temperature-Programmed Desorption of Probe Molecules. 2. Dealuminated Y-Type Zeolites // J. Phys. Chem. 1991. v. 95. № 1. p. 283−288.
  156. A.A., Китаев JI.E., Ющенко B.B., Тихий Я. В. Изменение природы адсорбционных комплексов на поверхности цеолита Y под воздействием малых количеств воды и аммиака // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 2. Химия. 2005. т. 46. № 4. с. 236−242.
  157. Н.С. Физико-химические и каталитические свойства новых высококремнеземных цеолитов: Дисс. на соиск. уч. степ. канд. хим. наук. М., 1983. 187 с.
  158. Haw J.F., Song W., Marcus D.M., Nicholas J.B. The Mechanism of Methanol to Hydrocarbon Catalysis // Acc. Chem. Res. 2003. v. 36. № 5. p. 317−326.
  159. Song W., Marcus D.M., Fu H. et al. An Oft-Studied Reaction That May Never Have Been: Direct Catalytic Conversion of Methanol or Dimethyl Ether to Hydrocarbons on the Solid Acids HZSM-5 or HSAPO-34 // J. Am. Chem. Soc. 2002. v. 124. № 15. p. 3844−3845.
  160. Tajima N., Tsuneda Т., Toyama F., Hirao K. A New Mechanism for the First Carbon-Carbon Bond Formation in the MTG Process: A Theoretical Study // J. Am. Chem. Soc. 1998. v. 120. № 32. p. 8222−8229.
  161. Blaszkowski S.R., van Santen R.A. Theoretical Study of C-C Bond Formation in the Methanol-to-Gasoline Process // J. Am. Chem. Soc. 1997. v. 119. № 21. p. 50 205 027.
  162. Hutchings G.J., Watson G.W., Willock D.J. Methanol conversion to hydrocarbons over zeolite catalysts: comments on the reaction mechanism for the formation of the first carbon-carbon bond// Microporous Mesoporous Mater. 1999. v. 29. № 1−2. p. 67−77.
  163. Andzelm J., Govind N., Fitzgerald G., Maiti A. DFT Study of Methanol Conversion to Hydrocarbons in a Zeolite Catalyst // Int. J. Quantum Chem. 2003. v. 91. № 3. p. 467 473.
  164. Hunger M., Wang W. Formation of cyclic compounds and carbenium ions by conversion of methanol on weakly dealuminated zeolite H-ZSM-5 investigated via a novel in situ CF MAS NMR/UV-Vis technique // Chem. Commun. 2004. № 5. p. 584 585.
  165. Jayamurthy M., Vasudevan S. Methanol-to-Gasoline (MTG) Conversion over ZSM-5. A Temperature Programmed Surface Reaction Study // Catal. Lett. 1996. v. 36. № 1−2. p. 111−114.