Правовые отношения родителей и детей.
Узаконивание и усыновление
Patria potestas прекращалась с естественной или гражданской смертью pater familias или с эмансипацией лиц alieni juris, добившихся высокого положения на общественной службе, или же при недостойном поведении отца. Физическая смерть лиц alieni juris всегда погашала отцовскую власть, а физическая смерть отца погашала эту власть лишь над лицами, находящимися с ним в первой степени родства, т. е. над… Читать ещё >
Правовые отношения родителей и детей. Узаконивание и усыновление (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
МИНОБРНАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
" ИЖЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.Т. КАЛАШНИКОВА"
Факультет Экономика, право и гуманитарные науки Кафедра «Теории и истории государства и права»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Римское право»
Правовые отношения родителей и детей. Узаконение и усыновление.
Выполнил: студент гр. Б02−411−2
Дементьев Антон Сергеевич Научный руководитель:
к. и. н. Мельников С.Л.
Ижевск 2013
- Введение
- Глава 1. История семейных отношений. Правовые отношения в семье
- 1.1 История семейных отношений
- 1.2 Лица sui juris и лица alieni juris
- 1.3 Римская семья
- 1.4 Агнатическое и когнатическое родство
- 1.5 Отношения между матерью и детьми
- 1.6. Отношения между отцом и детьми
- 1.7 Прекращение PATRIA POTESTAS
- Глава 2. Узаконение и усыновление
- 2.1 Усыновление
- 2.2 Узаконение
- 2.3 Личное положение лиц alieni juris
- 2.4 Положение внебрачных детей
- Глава 3. Опека и попечительство
- 3.1 Понятие опеки и попечительства
- 3.2 Опека над малолетними
- 3.4 Другие виды попечительства
- Заключение
- Источники и литература
Актуальность. Семья как элемент социальной организации сообщества проявляется в правовом регулировании в двух качествах: это союз мужчины и женщины и это наличие в семье детей. Для государственного признания семьи оба эти качества существенны и самостоятельны. Но по своему правовому содержанию это различные взаимосвязи, из них следуют различные по своей природе имущественные последствия и обязательства личного и материального свойства. В отделе частного права (jus quod ad personas pertinet — права, относящиеся к вещам, имущественные права, возникающие в связи с имущественным положением граждан), юрист Гай изложил вопросы отношений между лицами sui juris и лицами alieni juris: sequitur de jure person arum alia divisio. Nam quaedam person ae sui juris sunt, quaedam alieno juri sunt subjectae. Изложение отношений между лицами sui juris и лицами alieni juris охватывало в основном три группы вопросов: во-первых, вопросы отношений между мужем и женой (брачное право); во-вторых, вопросы отношений между отцом как носителем patria potestas и детьми, т. е. лицами, находящимися под patria potestas (отцовское право); в-третьих, вопросы возмещения недостигшим дееспособности лицам sui juris, которые, в связи с возрастом, полом или психическими, моральными или физическими недостатками, были полностью или частично недееспособными (опекунское и попечительское право).
Объектом курсовой работы выступают отношения в семье. Отношения связанные между родителями и детьми.
Предметом - нормы права, закрепленные в римском праве, воздействующие на отношении внутри семьи. Узаконивание и усыновления, статус людей в их семье.
Целью моей работы служит исследование вопросов, касающихся отношений между родителями и детьми, и семьи в целом, как способа ее создания в древнем Риме.
Исходя из цели исследования, в работе решаются следующие основные задачи:
1. Правовые родителей и их детей.
2. Статус лиц входящих в круг семейных отношений.
3. Статус усыновленных и узаконенных лиц.
В структурно-композиционном плане работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы.
В курсовой работе присутствуют работы историков и их анализ на правовые отношения родителей и детей. При подготовке курсовой работы использовались частно-научные методы.
Глава 1. История семейных отношений. Правовые отношения в семье
1.1 История семейных отношений
Отношения между родителями и детьми на всем протяжении римской истории определялись идеей patria potestas, патриархальной и односторонней власти отца. Если в области отношений между супругами мы видели в римском праве полный разрыв с принципами старого патриархального строя, то в области отношений к детям эти патриархальные принципы сохранялись с гораздо большим упорством, чем даже в истории других народов. По собственному признанию римских юристов, такой власти над детьми, как римляне, не знал ни один доступный их наблюдению народ. Конечно, с течением времени эта власть значительно изменилась и ослабела, но многие патриархальные заветы сохранили свое значение до конца. Дождев Д. В. Римское частное право: Учебник для вузов /Под ред. члена-корр. РАН, профессора В. С. Нерсесянца. — М.: ИНФРА М-НОРМА, 1996. — 685с. Так, прежде всего, римское право знает только patria potestas — только власть отца, а не родителей вообще. Мать по отношению к своим детям от того же брака никаких родительских прав не имеет — не только при жизни мужа, но и после его смерти. При старом браке cum manu мать, как известно, находилась в положении сестры своих детей, после смерти мужа семья распадалась на новые самостоятельные семьи, по отношению к которым мать никаких прав власти не приобретала; она сама делалась теперь persona sui juris, но попадала под опеку своего ближайшего агната, чаще своего же собственного сына. При браке без manus, мать не была даже агнаткой своих детей: юридически она была для них чужой. Лишь с течением времени, с постепенным признанием родства когнатического, ее отношения к детям получают некоторую юридическую физиономию: мать и дети получают взаимные права наследования друг после друга. В период империи признается затем право на содержание (алименты), а также, — по крайней мере, в известных случаях, — и право матери быть опекуншей над своими детьми. Но этим все и исчерпывается: каких-либо прав, присущих patria potestas, например прав на пользование известными имуществами детей, она не имеет.
Юридические отношения между родителями и детьми мыслятся, далее, только на почве законного брака и законной семьи. Дети незаконные, внебрачные в древнейшем римском праве, построенном исключительно на принципе родства агнатического, стояли вообще вне всяких юридических связей: они были чужими не только своему естественному отцу, но и матери. С признанием родства когнатического положение их по отношению к матери и ко всем материнским родственникам изменилось: они получили права наследования наравне с детьми законными, так как cognatio, кровное родство, по римским представлениям, не зависит от наличности законного брака. Что же касается отца, то юридически у детей внебрачных его нет вовсе, хотя бы даже фактически он был всем известен. Ни он не имеет, поэтому, patria potestas, ни дети не имеют по отношению к нему никаких прав. Более льготное положение занимают только liberi naturales, дети от конкубината: они имеют право на alimenta и даже известное ограниченное право наследования после своего pater naturalis; но о patria potestas и здесь нет речи. История государства и права зарубежных стран.Т. 1 /Под общ. ред.П. Н. Галанза. — М.: Юрид. лит., 1963. — 599 с.
Pater familias (отец семейства, домовладыка) — глава патриархальной семьи. Таким образом, почти вся юридическая сторона отношений родителей к детям сводится к patria potestas. Но эта patria potestas в течение веков весьма существенно изменила свое содержание. В древнейшее время это была, как уже неоднократно упоминалось, абсолютная власть патриархального домовладыки, самодержца в своей семье. Она охватывала как самую личность детей, так и все их имущественные приобретения. В личном отношении от воли paterfamilias зависело, прежде всего, сохранить ли жизнь своему новорожденному ребенку или нет: он мог даже выбросить его. Отец имел право продавать своих детей или в полное рабство trans Tiberim, или внутри государства in mancipium (jus vendendi). Конечно, и здесь фактическое положение детей были иное, но юридически отец — неограниченный властелин самой личности дитяти. В имущественном отношении filius familias, как известно, есть persona alieni juris: он имеет гражданскую правоспособность, но только не для себя, а для своего отца. Все, что он приобретает, делается eo ipso собственностью отца; за обязательства же детей отец не отвечает; только за деликты отец несет ноксальную ответственность: он обязан или возместить причиненный детьми вред, или выдать их потерпевшему (noxae dedere). Косарев А. И. Римское частное право: Учебник для вузов. — М.: Закон и право: ЮНИТИ, 1998. — 253с. В конце развития от patria potestas осталась только его тень в виде права пожизненного пользования отца некоторыми видами имуществ. Новицкий И. Б. Римское право. — Изд. 5-е, стереотип. — М.: Ассоц. «Гуманитарное знание»: ТОО «Теис», 1994 — 245с. Правда, и эта тень имеет большое практическое значение; тем не менее имущественная самостоятельность детей признана. Вместе с тем, первоначальное юридическое единство семьи разрушено: семья теперь с юридической стороны не единство, а союз лиц, из которых каждое представляет самостоятельного субъекта прав, могущего иметь особое имущество, выступать стороною в процессе и заключать юридические сделки. Покровский И. А. История римского права. — Рига, 1919. — 202с.
1.2 Лица sui juris и лица alieni juris
Основным различием римских граждан, в отношении status familiae или же правового положения в семье, было деление на лиц sui jures (лица со своим правом) и лиц alieni juris (лица с чужим правом). Уже по Законам XII таблиц лицами sui juris считались лица мужского и женского пола, имеющие status libertatis1 и status civitatis (статус римского гражданства), поскольку на них не распространялась власть отца или мужа (patria potestas, manus). И наоборот, лицами alieni juris считались лица, без учета пола и возраста, на которых распространялась власть главы семьи, была ли это власть мужа (manus) или же власть отца (patria potestas). Деление членов семьи на лиц sui juris и лиц alieni juris было одной из существенных черт римской патриархальной семьи, которая являлась законченным типом общественного объединения, основанного на самовластии pater familias, или главы семьи. Первые проявления такого деления возникли при создании патриархального рода при естественном разделении труда между мужчиной и женщиной, что привело к «историческому поражению женского пола». Именно при возникновении патриархального рода (позднее и консорциума) женщины утратили равноправие с мужчинами — они были признаны лицами, от которых требовалось всю жизнь проводить под защитой и руководством мужской части рода (и мужской части консорциума). Расширение группы зависимых лиц (лиц alieni juris) и мужских представителей римского народа привело к распаду консорциума на патриархальные семьи, как следствие развития частной собственности и новой структуры семьи. С того времени pater familias, как частный собственник орудий и средств производства, и следовательно, средств существования, в своем домашнем хозяйстве (domus, familia, familia pecuniae) обладал абсолютной и пожизненной властью (patria potestas). Pater familias в семье был единственным лицом sui juris, а все другие — мужчины и женщины, взрослые и дети — члены семьи были лицами alieni juris, или лицами с чужим правом, т. е. лицами, подчиненными pater familias.
1.3 Римская семья
На протяжении римской истории появилось и сменилось три вида семьи: консорциум, патриархальная семья агнатов и когнатическая семья.
римское право семья статус а) Consortium. — Consortium, или семейная община агнатов, предшествовал римской патриархальной семье и утвердился непосредственно после распада рода, когда для отдельных групп производителей, меньших чем прежние роды, появилась возможность жить и работать самостоятельно. «Anticum consortium», как называл эту общину Ауло Гелий, или «societas fratrum», как ее называл Гай, составляли свободные и равноправные агнатические сородичи. Как правило, их потомки вступали в брак между собой. Об организации и общественной роли римского консорциума почти нет сведений. Вероятнее всего, эта семейная организация не отличалась от семейных общин других народов. Во главе общины находился старейшина, а мужчины старшего поколения, с одинаковыми правами и заодно с ним, участвовали в решении дел общины.
б) Патриархальная семья агнатов. — Когда развитие производительных сил сделало возможным самостоятельное существование производственных групп меньших, чем консорциум, в Риме образовались так называемые патриархальные семьи агнатов (familia, familia pecuniaque, domus). Так, уже во времена Законов XII таблиц существовали тяжбы о разделе (actio familiae erciscun-dae, actio de communi dividundo). Тяжбой о разделе, если его не удавалось согласовать, каждый представитель старшего поколения мог добиваться раздела общинного имущества и, вместе с лицами, которые в консорциуме были связаны с ним, основать свою собственную семью. Такой гражданин получал статус главы семьи (pater familias), в то время как другие члены находились под его властью (лица alieni juris). Новые семьи, находились под patria potestas главы семьи и были замкнутыми хозяйственными объединениями. Целью этих объединений было совместное проживание и совместный труд, обеспечивающий получение самых необходимых средств для собственного существования и продолжения семьи. Названная цель подчеркивалась и терминами, обозначающими семью агнатов. Термины familia и familia pecuniaque охватывали и земли, и средства производства, и продукты производства, и всех людей, трудящихся в рамках семьи. Такое же значение имел и позднейший термин — domus — дом, домашнее хозяйство. В агнатической семье pater familia был лицом «qui in domo dominium habet» — лицом, которое имело власть в семье. Dominium главы семьи назывался также patria potestas. Patria potestas простиралась «et in res et in person as» 1) на собственную жену и на жен его женатых сыновей (manus); и являлась;
2) полной и пожизненной властью над собственными детьми и детьми других членов семьи (patria potestas в узком значении);
3) полной и пожизненной властью над рабами, работающими в рамках domus (dominica potestas);
4) властью над лицами, живущими в domus на основании mancipium, долгового рабства и т. д.5) полной властью над землями, средствами производства, продуктами труда и другим имуществом в составе домуса (dominium, proprietas, собственность). Содержание власти главы семьи отражало истинную сущность такой семьи, которая заключалась в совместном проживании и труде, качественно отличном от консорциума. Именно patria potestas была этим новым качеством — установлением, неизвестным прежним семейным общностям. Такая пожизненная и почти неограниченная власть pater familias, управителя и собственника средств производства, целые поколения свободных лиц alieni juris удерживала в положении, почти одинаковом с положением рабов.
в) Когнатическая семья. — Установление латифундий привело к делению патрицианской семьи на familia rustica — семью производителей — и familia urbana — семью потребителей. В этом факте коренятся начала создания семьи когнатов. Когнатическая семья возникала постепенно и расширялась вместе с хозяйственным и персональным улучшением положения лиц alieni juris (peculium, peculium castrense, peculium quasicast-rense, bona adventicia и т. д.), с преобладанием брака без manus и с новым правопорядком наследования. Когнатическая семья, независимо от факта совместного проживания и труда, была союзом кровных родственников, происходящих от общего предка. В трудах римских юристов когнатическая семья делилась на два вида: семью в узком и семью в широком смысле. Когнатическая семья в узком смысле была союзом кровных родственников, живущих в одном домашнем хозяйстве: plures personas, quae sunt subunius potestate aut natura aut jure subjectae. В эту семью, как правило, входили pater familias с женой, детьми и присоединенными лицами. В этой семье власть pater familias над лицами alieni juris больше не была ни неограниченной, ни пожизненной. Она сводилась к праву «ad modicam castigationem» (благоразумного наказания) и к праву pater familias требовать от них почитания, а когда необходимо — и издержек. Он же — pater familias, с другой стороны, должен был воспитывать и содержать детей и других членов семьи. Когнатическая семья в широком смысле не была особым видом союза. Это была общность родственников, которые «ab ejusdem ultimi genitoris sanguine proficiscuntur» происходили от общего предка и между которыми, только благодаря этому факту, условно могли устанавливаться какие-то права и обязанности, главным образом, связанные с проблемами издержек и наследования.
г) Cognatio servilis. — До появления когнатического родства семейные отношения рабов не имели никакого значения. Но с этого времени римляне в какой-то мере признали и родственные связи рабов, проявляющиеся в существующих семейных союзах рабов — контуберниумах (запрет separatio dura, брачные препятствия и т. д.)
1.4 Агнатическое и когнатическое родство
По предписаниям современного права, родство представляет собой кровную связь между лицами общего происхождения. Эта связь имеет правовое значение, так как на основании родства в отношениях между сородичами возникают многочисленные права и обязанности. Такое понимание родства существовало не всегда. В древнеримском праве кровные узы между отдельными лицами сами по себе не имели правового значения. Для того, чтобы стать правозначимыми и воздействовать на родственные связи, они должны были рассматриваться и со стороны совместного проживания в одном производственном сообществе. А именно, кровный родственник, покинувший производственное сообщество, терял всякую значимую в правовом отношении родственную связь с членами этого сообщества. Другими словами, родство в древнеримском праве утверждалось не по крови и происхождению, а только фактом совместного проживания. Это было так называемое агнатическое родство.
а) Агнатическое родство как основной вид родственной связи существовало в Риме до тех пор, пока римская семья представляла собой сообщество производителей. Когда же эта семья начала превращаться в сообщество потребителей, наряду с эволюцией семьи происходила и эволюция в понимании сущности родственных связей. В римской семье, как сообществе потребителей, постепенно возобладало понимание того, что родственниками, без учета вопроса совместного проживания, следует считать лиц, кровно связанных между собой. Такой взгляд возобладал только ко времени Юстиниана. Тогда же система агнатического родства была окончательно вытеснена системой так называемого кровного, или когнатического, родства. Близость агнатического родства воспринималась как близость связей, которые лицо alieni juris имело со страшим поколением в консорциуме или с главой семьи. Для исчисления близости в агнатическом родстве употреблялись, главным образом, два основных понятия:
1) деление агнатических родственников и групп на более близких и более дальних агнатов и 2) деление по степени родства в отдельной группе. Агнатические родственники делились на одну группу близких и две группы далеких родственников. Группу ближайших агнатов, или агнатов с наибольшими правами, составляли лица, которые действительно находились в одном консорциуме под властью pater familias, Эти агнаты назывались sui1. Две более дальние группы агнатов составляли лица:
1) которые когда-то были и 2) которые хотя бы могли быть членами данного консорциума или находиться под этой patria potestas, если бы прежний pater familias еще был жив при их вступлении в семью. Значение деления агнатических родственников на одну группу ближайших родственников и две группы более отдаленных агнатов было особенно велико для наследственного и опекунского и попечительского права. Близость родства отдельных лиц внутри отдельной группы агнатов выражалась степенью родства. В агнатической системе степень родства выяснялась определением того, сколько освобождений от patria potestas требуется или потребовалось бы совершить лицам, чтобы стать лицом sui juris.
б) Когнатическое родство. — Когнатическими родственниками были лица, которые непосредственно или косвенно происходили хотя бы от одного общего предка. Принципы определения близости когнатического родства отличались от принципов определения близости агнатического родства. А именно, когнатические родственники происходили и от отцовской и от материнской стороны и, согласно такому критерию, делились на две линии: на родственников по материнской и на родственников по отцовской линии. Кровные родственники делились на родственников по прямой и родственников по боковой линии (linea recta и linea collaterales). Родственниками по прямой линии были лица, которые в непрерывной последовательности происходили один от другого. Родственниками по боковой линии были лица, происходящие от одного общего предка, но не один от другого (братья, сестры, дядья по матери, племянники, дядья по отцу, двоюродные братья). Дальнейшим делением когнатических родственников было деление на полнородных (germani) и полуродных (consanguinei и uterini). Полнородными родственниками были происходящие от тех же мужских и женских предков, в то время как полуродные происходили от того же отца и различных матерей (consanguinei) или от той же матери и различных отцов (uterini). Дальнейшим значительным делением конатических родственников было деление на брачных (legitimi) и внебрачных родственников (spurii, vulgo concept!), и на так называемых ascedenti и descedenti. Ascedenti были предками, a descedenti потомками определенных лиц (linea ascedens — восходящая линия, linea descedens — нисходящая линия). Степень родства у когнатических родственников исчислялась на основании правила: tot gradus quod generationes. Согласно этому правилу, когнатическими родственниками той же степени, по прямой или боковой линии, считались лица, отдаленные от или до некоего общего предка одинаковым числом рождений (генераций).
в) Свойство, или afffinitas. — В семейном праве известное значение имело родство по свойству (affinitas), или родство между мужем и когнатическими родственниками жены и между женой и когнатическими родственниками мужа. Близость родства по свойству исчислялась по тем же принципам, как и близость когнатического родства.
1.5 Отношения между матерью и детьми
Отношения между матерью и детьми глубоко различны, в зависимости от того, состоит ли мать в браке cum manu или в браке sine manu с отцом детей. Мать, состоящая в браке cum manu, для детей является loco sororis и вместе с ними подчинена власти своего мужа (или его paterfamilias, если муж состоит in patria potestate), на равных с детьми началах она наследует после мужа; взаимное право наследования соединяет ее в качестве агнатки детей с теми из них, которые вышли из patria potestas мужа. В качестве агнатов ее сыновья осуществляют над нею опеку после смерти мужа. После связи paterfamilias со своими подвластными, связь матери с детьми была наиболее тесной.
В браке sine manu было все наоборот: мать юридически не связана с детьми. Она остается агнаткой своих старых агнатов, то есть является членом своей старой семьи, где она наследует и члены которой наследуют после нее. В таком браке мать не является членом семьи своих детей. Однако подобно тому, как с течением времени была значительно смягчена юридическая отчужденность мужа и жены в браке sine manu, она была почти устранена в отношениях между матерью и детьми, рожденными от брака sine manu. Когнатическая, кровная связь стала постепенно служить основанием права матери на совместное проживание с нею несовершеннолетних детей, находившихся под опекой постороннего лица или даже in patria potestate мужа, с которым мать была в разводе, позднее даже на осуществление матерью опеки. Матери было предоставлено право на алименты от детей, детям было воспрещено предъявлять к матери инфамирующие иски, привлекать ее к суду без разрешения магистрата, beneficium competentiae стал ограничивать пределы ее имущественной ответственности перед детьми. Наконец, сенатусконсульты II в., а затем императорские конституции установили и последовательно расширили допущенные претором взаимные права наследования детей и матери, состоявшей в браке sine manu.
1.6. Отношения между отцом и детьми
Отношения между отцами с детьми были построены иначе. Для этих отношений было безразлично, состоял ли отец в браке cum manu или sine manu. Дети всегда находятся под властью отца, in patria potestate. Первоначально эта власть была безграничной, но в связи с развитием рабовладения и распада прежней крестьянской семьи и развития ремесел в городах начала смягчаться. Сыновья все чаще стали вести самостоятельное хозяйство. Наряду с этим, сыновья приобретают самостоятельное положение в постоянной армии и в государственном аппарате. Уже в древнейшее время власть paterfamilias над личностью детей умерялась воздействием семейного совета, суждения которого не были юридически обязательны, но и не могли, в соответствии с общественными воззрениями, игнорироваться при наложении на детей суровых наказаний. В конце же республики и в начале периода империи был введен ряд прямых ограничений прав paterfamilias на личность детей. Право продавать детей было ограничено случаями крайней нужды и распространялось только на новорожденных детей. Упразднено было право выбрасывать детей. Императорский указ IV в. приравнял убийство сына ко всякому parricidium. Согласно другому, более раннему (II в. н.э.) указу, власти могли принудить отца освободить сына от patria potestas. Наконец, за подвластными детьми было признано право обращаться к магистрату extra ordinem с жалобами на paterfamilias, а также право требовать алименты. В сфере имущественных отношений подвластные дети были, по-видимому, рано допущены к совершению сделок от своего имени. Но все права из таких сделок (так же, как из сделок рабов, совершавшихся ex persona domini) возникали для paterfamilias. Обязанности же из этих сделок для paterfamilias не возникали. Совершенные подвластными деликты служили основанием для actiones noxales против paterfamilias о возмещении вреда или выдаче подвластного потерпевшему для отработки причиненного им вреда. Одновременно с последовательным ограничением власти мужа над женой, с одной стороны, и параллельно с расширением круга юридических последствий из сделок рабов, с другой, осуществлялся и процесс постепенного признания имущественной право — и дееспособности подвластных детей. Претор стал предоставлять против paterfamilias такие же actiones adiecticiae qualitatis из сделок подвластных, какие он предоставлял на основании сделок рабов. Но сами подвластные, после того как они становились personae sui iuris, стали признаваться ответственными по этим сделкам не iure naturali, как рабы, a iure civili. В то же время если пекулий, который нередко выделялся подвластному сыну, продолжал признаваться имуществом paterfamilias, так называемый peculium profecticium, то появились определенные группы имущества, права на которые стали возникать в лице не paterfamilias, а подвластного сына. Таким имуществом была признана постановлением Августа, а может быть, Цезаря, под влиянием создания постоянной профессиональной армии, военная добыча, а равно и все имущество, приобретенное сыном в связи с его военной службой: paterfamilias был не вправе отобрать это имущество у сына, сын не только свободно пользуется этим имуществом, он вправе и распоряжаться им, в частности завещать (сначала во время пребывания на военной службе, а начиная со II в. независимо от момента составления завещания). Однако в случае смерти сына без завещания это имущество переходит к отцу, и притом iure peculii, без обременения отца обязательствами умершего сына. Правила, сложившиеся в период принципата для имущества, приобретенного сыном на военной службе, были в период империи, в связи с созданием большого административного аппарата принцепса, перенесены и на имущества, приобретенные на гражданской службе: государственной, в придворных или церковных должностях. Так, с IV в. н.э. постепенно сложилось peculium quasi castrense. После смерти матери, состоявшей в браке sine manu, право на наследование получали дети, однако притязания со стороны paterfamilias сохранялись. Только в IV в. было объявлено, что имущество принадлежит детям, а paterfamilias получал право на пожизненное пользование и управление им. В дальнейшем в такое же положение были последовательно поставлены имущества, унаследованные от родственников с материнской стороны. Развитие завершилось постановлением, что paterfamilias сохраняет право собственности лишь на то состоящее в обладании детей имущество, которое либо приобретено ex re patris, на средства отца, либо получено contemplatione patris, т. е. от третьего лица, желающего создать известную выгоду для paterfamilias, а также на имущество, которое отец передал подвластным, желая подарить его, но которое оставалось собственностью отца вследствие недействительности сделок между ним и подвластными детьми. Это — bona profecticia. Все остальные имущества, bona adventicia, принадлежат подвластному, который вправе распорядиться ими при жизни и лишь не вправе завещать эти имущества, переходящие после смерти подвластного к отцу, но уже iure hereditario, обременяя отца входящими в состав этого имущества обязанностями. Римское право. Васильева Т. Г., Пашаева О. М., 2008 г — 96 с.
1.7 Прекращение PATRIA POTESTAS
Patria potestas прекращалась с естественной или гражданской смертью pater familias или с эмансипацией лиц alieni juris, добившихся высокого положения на общественной службе, или же при недостойном поведении отца. Физическая смерть лиц alieni juris всегда погашала отцовскую власть, а физическая смерть отца погашала эту власть лишь над лицами, находящимися с ним в первой степени родства, т. е. над его агнатическими родственниками из класса sui. Агнатические родственники более отдаленных степеней родства только меняли pater familias: они оставались под patria potestas лица, через которое было связано с умершим pater famiias. Patria potestas погашалась и в случае capitis deminutio maxima и media независимо от того, шла ли речь о capitis deminutio лиц alieni juris или о capitis deminutio главы семьи. Такое же действие на patria potestas оказывала и так называемая capitis deminutio minima. По установлениям римского права, capitis deminutio minima наступала при каждом изменении положения в семье: minima est capitis deminutio, cum et civitas et libertas retinetur, sed status hominis conmutatur: quod accidit in his, qui adoptantur, item in his quae coemptionem faciunt, et in his qui mancipio dantur quique ex mancipatione manimittantur. Наиболее частым случаем погашения отцовской власти при жизни pater familias и лиц alieni juris была эманципация, или освобождение от отцовской власти по воле главы семьи. В древние времена эманципация содержала элементы наказания, так как эманципированное лицо оставалось без семейной защиты и предоставлялось самому себе. Позднее, эманципация превратилась в привилегию для лиц alieni juris, наиболее способных и находчивых. Формой эманципации была тройная фиктивная продажа мужчины и одна фиктивная продажа женщины. В постклассическое время эманципация совершалась рескриптом императора и путем заявления pater familias, зафиксированного соответствующим государственным органом. Законная эманципация, или освобождение от власти отца силой закона в старое время наступала в случае, когда лица alieni juris получали статус жреца Юпитера или жрицы богини Весты. По Юстиниану, эманципация наступала и тогда, когда лица alieni juris достигали высокого государственного статуса патрициев, консулов, префектов преторианцев, городских префектов и т. д. Наконец, patria potestas могла быть погашена при недостойном поведении отца. Считалось, что он недостоин отцовской власти, если выбросил своего ребенка, сводничал в отношении своей дочери или заключил инцестуозный брак.
Глава 2. Узаконение и усыновление
2.1 Усыновление
Adoptio, или усыновление чужого ребенка, чаще происходило в древнем Риме. Тогда римские бездетные граждане, по экономическим соображениям или для продолжения семьи и семейного культа усыновляли детей своих родственников или пролетариев. Древнейшая форма adoptio была очень запутанной. Для adoptio мальчика требовалась тройная, а для adoptio девочки одна фиктивная манципация. После манципации pater adoptans, или усыновитель, и прежний pater familias должны были явиться к магистрату и в фиктивном процессе добиться решения о присоединении ребенка к новой семье pater adoptans. В классическом и постклассическом праве процедура усыновления была отрегулирована лучше. Было установлено, что усыновитель должен быть старше усыновленного не менее, чем на 18 лет. Адопция совершалась или рескриптом императора или подтверждалась записью, составленной соответствующим государственным органом. Сама адопция могла быть adoptio plena или adoptio minus plena. При adoptio plena усыновленное лицо прерывало все связи с прежним семейством, а при adoptio minus plena усыновленный получал все права в семье усыновителя, но не терял основных прав в семье родного отца.
Adrogatio была ритуальной формой усыновления лица мужского пола sui juris. При акте adrogatio, который происходил перед comitia calata1, усыновляемый отрекался от своей семьи, от своего семейного культа и переходил в семью усыновителя. С связи с тем, что при адрогации прекращалась правоспособность усыновляемого лица, перед актом адрогации должны были быть урегулированы имущественные отношения, в которых находились усыновляемые перед этим действием. Когда comitia calata перестала созываться, адрогация дозволялась рескриптом императора. С того же времени могли быть адрогированы и женщины. Для законной адрогации требовалось, чтобы усыновитель был не моложе 60 лет, не имел ни родных, ни усыновленных детей, он должен был быть не беднее усыновляемого и, если речь шла об адрогации малолетнего лица sui juris, должен был гарантировать этому лицу, что не эманципирует его.
2.2 Узаконение
Во время императора Константина была введена и legitimatio, или узаконивание как новая форма установления отцовской власти. Legitimatio применялась для утверждения отцовской власти над собственными детьми, рожденными в конкубинате (liberinaturales). Такие дети могли быть уравнены в правах с детьми, рожденными в римском браке, или при заключении дополнительного брака между родителями детей (subsequens matrimoniam), или отдачей детей на службу в курию (oblatio curiae), или по милости принцепса (rescriptum principis), путем издания специального указа императора. К этому можно было прибегнуть, если вступление в брак невозможно по уважительным причинам, например в случае смерти матери.
2.3 Личное положение лиц alieni juris
В сохранившихся частях leges regiae власть отца над ребенком обоснована следующим образом: власть над сыном Ромул вручил отцу, причем пожизненно. Отец мог бросить сына в темницу, избить, отправить на сельскохозяйственные работы, убить. Кроме того, отец мог продать сына в рабство. И даже больше — до третьей продажи отец забирал все заработанное сыном. Только с третьей продажи сын освобождался от власти отца. Подобная власть отца над собственными детьми и другими лицами alieni juris, включенными в состав патриархальной семьи, была обозначена как «virae necisque potestas» — власть над жизнью и смертью лиц alieni juris. В связи с тем, что patria potestas была пожизненной, дети или лица alieni juris не имели никаких прав по сравнению с pater familias. Домашние отношения между pater familias и лицами под его властью регулировались фактическим путем и зависели только от воли pater familias. Таким образом, в правовом отношении не было различий между положением лиц alieni juris и положением рабов, по крайней мере, за запертыми дверьми и внутри семьи. Различия в правовом отношении лиц alieni juris и рабов проявлялись вне рамок семьи и в случае смерти pater familias: вне рамок семьи за взрослыми свободными мужчинами домуса признавались политические права, а в случае смерти pater familias за ними и за ближайших агнатическими потомками признавались права лиц sui juris и наследственные права на имущество pater familias. Собственное положение лиц alieni juris начало улучшаться в то время, когда римская семья разделилась на familia rustica и familia urbana. Familia urbana больше не представляла собой необходимый для существования ее членов экономический центр. Утрата экономического значения привела к ослаблению связей между членами семьи, а вместе с тем, и к ослаблению власти главы семьи. Значительные изменения в содержании власти, которую pater familias имел над лицами alieni juris, были юридически оформлены в классическом и постклассическом праве. В это время отец окончательно потерял право выбрасывать и убивать собственных детей. Иначе говоря, он потерял так называемое jus vitae ae necis (право на жизнь и смерть). В случае выбрасывания ребенка или убийства, если речь шла не об убийстве дочери, уличенной в измене, он строго наказывался. Тогда же отцы потеряли и право продавать собственного ребенка, кроме случая крайней нужды: propter nimiam paupertatem egestatemque. При заключении брака больше не требовалось его согласия. Согласие отца не требовалось и в случае эмансипации лиц alieni juris в силу закона. После принятия перечисленных ограничений отцовской власти отношения в римской семье регулировались совсем иным способом: правам отца были противопоставлены права детей, т. е. положение pater familias в семье больше не было положением лица, обладающего лишь правами, а положение детей не было положением лиц, имеющих одни только обязанности. Отец имел право требовать почитания и соблюдения домашней дисциплины путем modica castigatio, право воспитывать детей и участвовать в выборе их занятий, давать советы при заключении брака, определять им опекуна и попечителя, устанавливать пупилярные субституции, требовать от них расходов по содержанию, когда уже не был в состоянии содержать себя сам. Дети имели право на уход и воспитание, на получение приданого или don atio ante nuptias в случае заключения брака, требовать провозглашения их отца расточителем, если он ставил под угрозу существование и экономическое процветание семьи бесполезными и неразумными тратами, получать наследство по смерти отца. Новое содержание отцовских правомочий, по большей части сводящихся к той же деятельности, которой занималась мать семьи, привело к урегулированию в римском постклассическом праве и правового положения матери. В праве Юстиниана мать была почти уравнена в правах с отцом в отношениях с детьми. Римское отцовское право эволюционировало к первым формам единого родительского права.
2.4 Положение внебрачных детей
Внебрачные дети женщин sui juris (spurii, vulgo concepti, adulterini, incestuosi, liberi naturales) рождались как лица sui juris. Они состояли в когнатическом родстве с матерью, так как мать не имела на них родительских прав. Долгое время вопросы, как и кто должен содержать таких детей, вообще не были урегулированы. Их жизнь зависела от ряда фактических проблем, особенно в случае, когда их мать была лицом alieni juris. Тогда лишь от pater familias зависело, будут ли они включены в семью. В классическом и постклассическом праве положение внебрачных детей было отчасти урегулировано. Внебрачные дети имели право на алименты от матери и ее родственников. Но если речь шла о liberinaturales, рожденных в конкубинате, можно было обеспечить их алиментами и со стороны отца, как и долей наследства, если их родной отец не имел потомков в браке. Кроме того, дети, рожденные в конкубинате, могли быть узаконены (legitimatio).
Глава 3. Опека и попечительство
3.1 Понятие опеки и попечительства
Правовые установления об опеке и попечительстве в строгом смысле слова не входят в вопросы семейного права, поскольку оно определяется как свод правовых установлений, регулирующих отношения лиц в семье. Впрочем, опека и попечительство являются правовыми институтами, наиболее тесно связанными с вопросами дееспособности лиц sui juris. В римском праве власть главы семьи была пожизненной. Поэтому не существовало проблемы дееспособности лиц alieni juris. Они не обладали правоспособностью и находились под властью pater familias. Между тем, именно в связи с правилами организации семейной власти и в связи с целым рядом естественных обстоятельств (возраст, пол, психические, моральные и физические свойства) проблема дееспособности возникала у лиц, которые по какой-либо причине не находились под pater potestas и за которыми признавалось свойство лиц sui juris, хотя они находились в таких обстоятельствах, что нельзя было ожидать от них самостоятельного и разумного способа пользования признанными правами. Для таких случаев требовалось создание правил компенсирования или восполнения недостатков дееспособности таких лиц. Свод правовых установлении, упорядочивающих эти правила, составлял опекунское и попечительское право. Другими словами, в римском праве существовало два института, целью которых являлось компенсирование или восполнение недостатков дееспособности полностью или частично недееспособных лиц. Опека была учреждением, компенсирующим недостаток дееспособности целой категории лиц, которые из-за своего возраста или пола не были в состоянии самостоятельно вступать в правовую деятельность: est autem tutela, ut Servius difinivit, jus ac potestas in capitite libero ad tuendum eum, qui propter aetatem se defendere nequit, jure civili data ac permissa. Попечительство же являлось учреждением, компенсирующим недостаток дееспособности лиц, которые по природе своей должны быть полностью дееспособными, но не являются таковыми из-за особого рода личных недостатков (психически больные лица, расточители, лица с физическими недостатками). Ясного разграничения опеки и попечительства, последовательно проводимого в древнем и классическом праве, в постклассическом праве уже не существовало. К объединению этих понятий привело введение установления постоянного попечительства над лицами моложе 25 лет. Попечительство учреждалось для защиты отдельных лиц, находящихся в особых обстоятельствах, а затем развилось в учреждение для защиты целой категории молодых граждан, однако так и не получило наименования tutela (опека, институт дополнения или возмещения недостатков дееспособности imuberes и женщин), и в дальнейшем обозначалось термином сига.
3.2 Опека над малолетними
Несовершеннолетние лица (impuberes) sui juris мужского и женского пола, считались правоспособными, но не обладали дееспособностью, и до совершеннолетия должны были находиться под опекой Хрестоматия по истории Древнего Рима. М., 1962. (tutela, защита).
а) Способы установления опеки. — Опека над несовершеннолетними устанавливалась в соответствии с последней волей главы семьи (tutela legitima) или распоряжением соответствующего государственного органа (tutela dativa). Tutela testamentaria была известна уже в Законах XII таблиц. Каждый pater familias имел право в завещании или выражением последней воли определить опекуна для всех малолетних лиц класса sui — всех лиц, становящихся после его смерти лицами sui juris. Для того, чтобы иметь силу, распоряжение pater familias no определению опекуна должно было отвечать формальностям, предусмотренным для завещания. Tutela legitima, или опека в силу закона, устанавливалась в случае, если pater familias по завещанию не назначил опекуна для своих малолетних детей. В этом случае, права и обязанности опекуна исполняли агнатические родственники, указанные как интестатные наследники несовершеннолетних: ibi emolumentum successionis, ibi tutelae onus esse debet. Когда агнатическое родство было вытеснено когнатическим, прежде всего была отменена tutela агнатов над женщинами (по lex Claudia), а потом и над несовершеннолетними, а опека была доверена матери и другим когнатам. Таким образом, был устранен принцип старого права о преимущественных правах агнатов, как и тот принцип, что опекуном может быть только мужчина: tutelam administrare virile munus est, et ultra sexum femineae infirmitatis tale officium est. Когда опека не была установлена ни завещанием, ни законом, как и в том случае, если назначенные лица не хотели или не могли исполнять обязанности опекуна, соответствующие государственные органы сами выбирали такое лицо (officum, munus). Государственными органами, устанавливающими опекуна, были преторы и плебейские трибуны (lex Atinia), а в провинциях — правители. Позднее, эту должность исполнял специальный praetor tutelaris, пока, наконец, в постклассическом Риме этим не занялись defensores civitatis над бедными, а городские префекты и правители провинций — над богатыми несовершеннолетними. (Кроме упомянутых трёх видов опеки существовала и опека по закону — патрона над вольноотпущенниками и его потомством. Отношения, связанные с опекунством, были очень запутанны.
б) Причины, по которым могли быть отняты опекунские обязанности. Все лица, законным образом призванные исполнять опекунские обязанности, должны были их принять. Опека была общественной службой: nam et tutelam et curam placuit publicum manus esse. Однако, в виде исключения, некоторые лица не могли ее принять, а другие могли от нее отказаться. Обязанности опекуна не могли принимать неспособные к этому лица. Неспособными исполнять опекунские обязанности считались лица, своими личными качествами или своим правовым статусом, или профессией не гарантирующие правильное исполнение опеки. Такими, как правило, были рабы, перегрины, душевнобольные, глухие, немые, воины, доверители или должники опекаемых, несовершеннолетние (несовершеннолетние как причина невозможности исполнения опекунских обязанностей предусматриволось только в постклассическом праве; до этого несовершеннолетние могли отказываться от опекунства, или, если они соглашались, обязанности опекуна вместо них исполнял специальный curator или их собственный опекун) и женщины (последние — до постклассического периода). По приведенным причинам неспособности государственные органы освобождали от должности — ex officio. Именно поэтому, эти причины назывались excusationes necessariae.
Кроме excusationes necessariae действовали так называемые excusationes voluntariae. Excusationes voluntariae были причинами, по которым лица, способные к опеке в принципе, могли избежать выполнения данных конкретных опекунских обязанностей. Такое право имели бедняки, старики, больные; некоторые корпорации (кузнецы, пекари, матросы, торговцы зерном и т. д.); лица некоторых свободных профессий (философы, риторы, атлеты, врачи); лица, за которыми был признан jus liberorum, как и лица, которые могли указать гражданина, который с большим успехом исполнял бы обязанности опекуна (potioris nominatio). По этим причинам государственные органы освобождали от должности только по просьбе обеих сторон.
в) Полномочия опекуна. — Основной задачей опекуна было не оставлять подопечного, или pupilla, без защиты: tutoris praecipium est officium, ne indefensum pupillum relinquat. Для исполнения этой задачи за ним были признаны определенные права на имущество и на личность подопечного. Права опекуна при исполнении своих обязанностей зависели от возраста подопечного. Дети до семи лет были полностью недееспособными (infanes). Забота по уходу и воспитанию этих детей была доверена матери. Опекун не участвовал в воспитании. Он должен был оплачивать расходы, используя средства подопечного. Имуществом подопечного до семи лет опекун управлял самостоятельно. Его полномочия именовались libera administratio. На основании libera administratio опекун должен был добросовестно обращаться с имуществом подопечного, рационально его использовать, полученный доход присоединять к имуществу подопечного и нести ответственность за убытки, причиненные подопечному из-за своей недобросовестности. При управлении опекун обязан был придерживаться особых правил, принятых с целью защиты интересов подопечного. На основании этих правил опекун должен был свободные денежные средства подопечного вкладывать в землю или давать взаймы, ему было запрещено отчуждать землю и другие ценности подопечного без предварительного одобрения соответствующих государственных органов или, хотя бы, без распоряжения, содержащегося в завещании pater familias. Ограничения его свободы при распоряжении имуществом подопечного со временем становились все более жесткими. При Юстиниане опекун имел право отчуждать, без предварительного одобрения, только испорченные предметы. Правила исполнения опекунских обязанностей были несколько иными в случае, когда подзащитный был старше семи лет (impuber infantia major). И в этом случае, опекун имел право, без согласия несовершеннолетнего и в его отсутствие заключать сделки, необходимые для защиты его интересов. Между тем, так как лица infantia majores обладали ограниченной дееспособностью, случалось и им предпринимать какие-либо дйствия, увеличивающие или уменьшающие их имущество. Акции, предпринятые impuberes infantia majores, были действительными, даже и без согласия опекуна, если представляли собой акции по приобретению имущества (meliorem condicionem facere), и были недействительными, если речь шла о принятии каких-нибудь обязательств (deteriorem condicionem facere). Для узаконения актов по обязательствам было необходимо одобрение опекуна (interpositio auctoritatis), компенсирующего недостаток дееспособности несовершеннолетнего подопечного. Взаимодействие опекуна и подопечного было особенно необходимо при правовых актах, которые не допускали замещения (актах, при которых требовались личные действия правомочного лица, как, например, manci patio, in jure cessio, acceptilatio, принятие или отклонение наследства и т. д.)
г) Прекращение опеки. — Опека прекращалась со смертью подопечного; когда он претерпевал capitis deminutio и когда становился совершеннолетним. Кроме того, опека прекращалась и со смертью опекуна, когда он претерпевал capitis deminutio, когда по оправданным причинам отказывался от опеки и когда становился неспособен или вызывал подозрения при использовании имущества подопечного: qui non ex fide tutelam gerit. Когда опека прекращалась по одной из указанных причин, требовалось назначить нового опекуна.