Общественный экологический контроль
В целях расширения, укрепления и развития правовой базы общественного контроля проводились слушания, например, по обслуживанию общероссийского «Положения об оценке воздействия на окружающую среду», разрабатывается проект «Положения об общественном экологическом контроле», при подготовки которого учитываются предложения и замечания различных общественных организаций и отдельных граждан. Хотя… Читать ещё >
Общественный экологический контроль (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине: Экологическое право Тема: Общественный экологический контроль
Содержание Введение Глава 1. Понятие и виды экологического контроля
1.1 Понятие экологического контроля
1.2 Виды экологического контроля Глава 2. Характеристика общественного экологического контроля
2.1 Сущность общественного экологического контроля
2.2 Особенности осуществления общественного экологического контроля в Забайкальском крае Заключение Список используемых источников
Введение
Загрязнение окружающей среды является наиболее острой проблемой, которая требует незамедлительного решения. Для этой цели производится организация экологического контроля.
Экологический контроль (ЭК) в целом — это проверка соблюдения предприятиями, организациями, т. е. всеми хозяйствующими субъектами и гражданами экологических требований по охране окружающей природной среды и обеспечение безопасности общества.
Федеральный закон «Об охране окружающей среды» Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 27.12.2009 № 374-ФЗ и вступившими в силу 29.01.2010) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» (обновления от 15.01.2012). так трактует понятие экологического контроля: это система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды.
В соответствии с действующим законодательством, основными задачами экологического контроля являются:
— наблюдение за состоянием окружающей природной среды;
— наблюдение за ее изменением под влиянием хозяйственной и иной деятельности;
— проверка выполнения планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды, соблюдения требований природоохранительного законодательства;
— принятие необходимых мер по его обеспечению.
Объектами ЭК могут быть: состояние окружающей природной среды, ее отдельных объектов, степень их изменения под влиянием хозяйственного развития; выполнение обязательных мер по охране окружающей природной среды и отдельных объектов; соблюдение природоохранительного законодательства.
ЭК в общем относится к компетенции высших звеньев государственной системы управления. Это осуществляется на федеральном и региональном уровнях.
Государственный экологический контроль опирается на нормативные правовые акты, в отличие от производственного экологического контроля. Кроме того законодательство предусматривает общественный экологический контроль.
Экологический контроль осуществляется во всех своих проявлениях в Забайкальском крае, т. к. состояние окружающей среды в регионе вызывает серьезные опасения. ЭК невозможен без мониторинговых многочисленных исследований. Кроме того, ЭК должен учитывать все выдержанные законодательством правовые нормы.
В крае существует промышленная база, которая является источником загрязнения всех сред жизни: атмосферы, гидросферы, литосферы. Поэтому организация ЭК в Забайкалье является актуальной проблемой (задачей) на современном этапе развития общества.
Объект работы — организация экологического контроля в РФ.
Предмет — общественный экологический контроль.
Целью данной работы является изучение особенностей общественного экологического контроля.
Задачами исследования выступают следующие:
1. Раскрыть понятие экологического контроля.
2. Выделить виды экологического контроля.
3. Рассмотреть сущность общественного экологического контроля.
4. Изучить особенности осуществления общественного экологического контроля на примере Забайкальского края.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемых источников.
В первой главе работы рассмотрены вопросы понятия экологического контроля и представлена краткая характеристика видов экологического контроля.
Вторая глава раскрывает подробнее сущность общественного экологического контроля и особенности его осуществления в нашем Забайкальском крае.
В заключении представлены выводы по всему содержанию курсовой работы.
Глава 1. Понятие и виды экологического контроля
1.1 Понятие экологического контроля Экологический контроль подразумевает целый комплекс мер, направленный на исполнение контрольных и надзорных функций по отношению к состоянию окружающей среды.
Экологический контроль служит для выполнения следующих задач — наблюдение за надлежащим состоянием окружающей среды, выявление вредных факторов, влияющих на окружающую среду, контроль за исполнением необходимых мероприятий, направленных на охрану окружающей среды, а также за надлежащим исполнением законодательства в сфере природоохраны.
Экологический контроль подразделяется на два последовательных шага. Вначале специалистами производится сбор и анализ существующей экологической ситуации на предприятии. Затем начинается работа по устранению или воспрепятствованию нарушений законодательных экологических норм, выявленных в результате исследования Петров В. В. Экологическое право России: Учебник для вузов. — М. Издательство БЕК, 2005.
Ненадлежащее отношение к состоянию окружающей природной среды со стороны предприятия чревато штрафными санкциями (зачастую очень крупными), привлечением виновных должностных лиц к административной, дисциплинарной или уголовной ответственности, возбуждением исков в суд и даже закрытием предприятия-нарушителя.
Осуществляя на конкретном предприятии экологический контроль, государственные инспекторы по охране природы составляют протокол об экологическом правонарушении, затем следует распоряжение об обязательном устранении в четко оговоренные сроки данного нарушения. Основанием для подобного предписания является Кодекс об административных правонарушениях.
Для устранения подобных проблем рекомендуется регулярно осуществлять все необходимые мероприятия, направленные на поддержание подобающего уровня охраны окружающей природной среды в связи с ведением хозяйственной деятельности Новиков Ю. В. Экология, окружающая среда и человек. — М., 2007. Экологический контроль, произведенный независимой фирмой, имеющей на это соответствующее разрешение, не носит карательный характер. Руководству предприятия предлагается план по улучшению экологической обстановки с предупреждением о возможных негативных последствиях его невыполнения.
Экологический контроль, осуществляемый независимой специализированной организацией, будет обладать полной юридической силой. Компетентными специалистами фирмы будет представлена вся необходимая документация и отчетность в соответствии с действующим законодательством РФ в области природоохраны. Проведенный экологический контроль в обязательном порядке будет учитывать специфику предприятия и особенности экологической обстановки в данной местности.
Экологический контроль, проведенный негосударственной профильной компанией, учитывает интересы предприятия и не зависит от государственных структур.
Итак, в соответствии с действующим законодательством основными задачами экологического контроля являются:
— наблюдение за состоянием окружающей природной среды и ее изменением под влиянием хозяйственной и иной деятельности;
— проверка выполнения планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды, соблюдение требований природоохранительного законодательства, а так же принятие необходимых мер по и обеспечению Бринчук М. М. Экологическое право (право окружающей среды): Учебник для высших юридических учебных заведений. — М.: Юристъ, 2010.
Таким образом, экологический контроль состоит из двух тесно связанных этапов.
Первый — сбор и обработка необходимых исходных данных. В законе отмечается, что негативные изменения могут быть названы не только хозяйственной деятельностью. Нерациональное использование природных ландшафтов для организации отдыха и санаторно-курортного лечения может нанести серьезный ущерб окружающей природной среде. Казалось бы, сами природопользователи в этом случае должны, в первую очередь проявлять заботу о сохранении декоративных качеств зеленых насаждений, чистоте водоемов. Однако имеется много примеров, когда основные средства вкладываются в строительство капитальных сооружений. Экономия средств на формирование ландшафта, устойчивого к рекреационным нагрузкам, приводит к тому, что утрачивается главное условие полноценного загородного отдыха — качество природной среды.
Цель второго этапа — осуществление мероприятий по предупреждению и устранению экологических правонарушений на основе информации, полученной в процессе наблюдений. Для решения задач второго этапа сложились определенные формы и методы экологического контроля. Формы две — предупредительная и карательная. Соответственно применяются различные методы осуществления контроля.
Предупредительная форма экологического контроля включает в себя разработку и введение, и действие нормативов качества окружающей природной среды и рационального использования природных ресурсов. Карательная форма экологического контроля применяется в тех случаях, когда последствия правонарушения не позволяют ограничиться только предупреждением. Она выражается в различных видах юридической ответственности.
Любой из видов контроля должен проводиться в целях:
· обеспечения соответствующими органами, юридическими и физическими лицами исполнения законодательства в области охраны окружающей среды;
· соблюдения требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды;
· обеспечения экологической безопасности.
Для определения объектов хозяйственной и иной деятельности, природных объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, был принят Правительством РФ в рамках постановления от 29 октября 2002 г. N 777 Перечень должностных лиц федерального органа исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный экологический контроль (федеральные государственные инспектора в области охраны окружающей среды).
Права, обязанности и ответственность государственных инспекторов в области охраны окружающей среды определены в ст. 66 Федерального закона «Об охране окружающей среды» Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 27.12.2009 № 374-ФЗ и вступившими в силу 29.01.2010) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» (обновления от 15.01.2012). Среди них можно выделить следующие: посещать в целях проверки организации, объекты хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, в том числе объекты, подлежащие государственной охране, оборонные объекты, объекты гражданской обороны, знакомиться с документами и иными необходимыми для осуществления государственного экологического контроля материалами; проверять соблюдение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды, работу очистных сооружений и других обезвреживающих устройств, средств контроля, а также выполнение планов и мероприятий по охране окружающей среды; проверять соблюдение требований, норм и правил в области охраны окружающей среды при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации производственных и других объектов; приостанавливать хозяйственную и иную деятельность юридических лиц и физических лиц при нарушении ими законодательства в области охраны окружающей среды; привлекать к административной ответственности лиц, допустивших нарушение законодательства в области охраны окружающей среды; иные определенные законодательством полномочия.
Таким образом, экологический контроль — это определенный вид деятельности государственных и общественных органов по наблюдению за состоянием окружающей природной среды, ее изменениями под влиянием хозяйственной и иной деятельности, проверке выполнения планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению природы, соблюдению требований природоохранного законодательства и нормативов качества окружающей природной среды.
1.2 Виды экологического контроля В Российской Федерации осуществляется государственный, производственный, муниципальный и общественный контроль в области охраны окружающей среды.
Государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) осуществляется государственными органами общей компетенции, а также специально уполномоченными органами Российской Федерации и ее субъектов. Важнейшими их них являются Государственный комитет РФ по охране окружающей среды Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и ее органы на местах.
Перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю в соответствии с ФЗ «Об охране окружающей среды» № 7 — ФЗ от 10.01.2002 г. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 27.12.2009 № 374-ФЗ и вступившими в силу 29.01.2010) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» (обновления от 15.01.2012)., другими федеральными законами, определяется Правительством Российской Федерации.
Перечень должностных лиц федерального органа исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный экологический контроль (федеральные государственные инспектора в области охраны окружающей среды), устанавливается Правительством Российской Федерации.
Перечень должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный экологический контроль (государственные инспектора в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации), устанавливается в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.
Запрещается совмещение функций государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля) и функций хозяйственного использования природных ресурсов.
Государственный экологический контроль на континентальном шельфе представляет собой систему мероприятий, направленных на предупреждение, выявление и устранение нарушений применимых международных норм и стандартов или законов и правил Российской Федерации по защите минеральных и живых ресурсов Бринчук М. М. Экологическое право (право окружающей среды): Учебник для высших юридических учебных заведений. — М.: Юристъ, 2010.
Континентальный шельф Российской Федерации включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря Российской Федерации на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка. Определение континентального шельфа применяется также ко всем островам Российской Федерации.
Государственный экологический контроль осуществляется специально уполномоченным на то федеральным органом по охране окружающей среды и природных ресурсов в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.
Порядок проведения государственного экологического контроля в закрытых (обособленных) военных городках, находящихся в ведении Службы, на иных подведомственных Службе территориях, проведения государственной экологической экспертизы объектов, сооружений и техники Службы, а также осуществления государственного контроля за использованием, охраной, защитой и воспроизводством лесов, находящихся на закрепленных за Службой земельных участках, определяется Правительством Российской Федерации.
В Забайкальском крае государственный контроль в сфере природопользования и охраны окружающей среды осуществляется Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Забайкальскому краю (Управление Росприроднадзора по Забайкальскому краю) и Государственной экологической инспекцией по Забайкальскому краю.
Вопросами, связанными с решением проблем рационального землепользования занимаются Управление Роснедвижимости по Забайкальскому краю и Управление Россельхознадзора по Забайкальскому краю.
Государственная экологическая инспекция Забайкальского края следит за охраной атмосферного воздуха, за порядком оплаты за негативное воздействие на окружающую среду; за использованием и охраной водных объектов регионального значения; контролирует деятельность в области обращения с отходами. Инспекция контролирует соблюдение требований Закона Забайкальского края от 01.07.2009 № 195-ЗЗК «Об организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории Забайкальского края». А с 2010 года инспекция осуществляет госконтроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр (в соответствии с изменениями, внесенными в КОАП). А так же Российской Федерацией переданы полномочия в области экологической экспертизы Сайт Всероссийского общества охраны природы / Электронный ресурс: Режим доступа: http://www.runature.ru/node/2182.
Свой план работы инспекция согласовывает с Прокуратурой Российской Федерации. Также проводятся внеплановые мероприятия по контролю исполнения предписаний об устранении нарушений, или для проверки полученной оперативной информации. Когда возникают ситуации, которые могут непосредственно причинить вред, или являются угрозой жизни, здоровью людей, окружающей среде.
Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
Производственный экологический контроль осуществляется экологической службой предприятия, учреждения, организации. Он имеет задачей проверку выполнения планов и мероприятий по охране природы и оздоровлению окружающей среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, соблюдения нормативов качества окружающей природной среды, выполнения требований природоохранительного законодательства. Порядок организации производственного экологического контроля регулируется положениями, утверждаемыми самими предприятиями, учреждениями и организациями на основании Закона «Об охране окружающей природной среды» .
Субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны предоставить сведения об организации производственного экологического контроля в органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие соответственно государственный и муниципальный контроль в порядке, установленном законодательством Ермаков В. Д., Сухарев А. Я. Экологическое право России. — М., 2007.
Муниципальный контроль в области охраны окружающей среды (муниципальный экологический контроль) на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами.
Муниципальный контроль в области охраны окружающей среды (муниципальный экологический контроль) на территории муниципального образования осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) осуществляется в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.
Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) осуществляется общественными и иными некоммерческими объединениями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством.
Результаты общественного контроля в области охраны окружающей среды (общественного экологического контроля), представленные в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в порядке, установленном законодательством Ерофеев Б. В. Экологическое право России: Учебник для юридических ВУЗов. — 6-е изд., исп. и доп. — М.: Юриспруденция, 2008.
Заканчивая первую главу курсовой работы, можно сделать вывод о том, что в процессе проведения экологического контроля должностными лицами специально-уполномоченных органов в области охраны окружающей природной среды принимаются различные меры правового регулирования по предупреждению, выявлению нарушений природоохранительного законодательства и привлечению виновных к ответственности.
Глава 2. Характеристика общественного экологического контроля
2.1 Сущность общественного экологического контроля История вступления общественных активистов в должность инспекторов по охране природы началась еще в советские времена, в те годы роль общественности в качестве независимой контролирующей структуры была весьма сомнительна. Дружинники действовали под прикрытием легальных природозащитных ВООП, добровольных обществ охотников, рыболовов, а также других официальных организаций, и, прежде всего комсомола. В этот период движение не имело непосредственных отношений с органами государственной власти, хотя, как тогда говорилось, «дружины выполняют ту работу, которую не успевает делать государство».
За последние десятилетия ситуация кардинально изменилась и сегодня общественное экологическое движение имеет значительную социальную и политическую силу для формирования позитивных сдвигов в направлении усиления роли общественности в сфере сохранения окружающей природной среды и рационального использования природных ресурсов Сайт «Forest.ru» Все о российских лесах / Электронный ресурс: Режим доступа: http://www.forest.ru/rus/publications/inspector/2.html.
На общественной арене с успехом действуют десятки природоохранных организаций, на базе которых осуществляются мероприятия по ведению большинства видов экологического контроля.
Проводятся рейдовые проверки с целью выявления и предотвращения нарушений природоохранного законодательства, к ним относятся: лесная инспекция, охотинспекция, инспекция рыбоохраны, а также инспекция по работе с жалобами населения в городах.
Сегодня ключевым моментом в работе общественников является поиск точек соприкосновения с государственными природоохранными структурами. Именно диалог со специально уполномоченными природоохранными ведомствами позволяет наиболее широко и с наиболее полным спектром возможностей выполнять свои природоохранные функции НКО.
Говоря же о некоторой независимости общественных активистов по охране природы, не следует забывать о том, что эта свобода является весьма условной, так как любая деятельность в нашей стране, в том числе и природоохранная, не должна противоречить законам, как минимум, а любая контролирующая деятельность — следовать в строгом порядке существующим официальным инструкциям, служебным запискам и т. д. Ерофеев Б. В. Экологическое право России: Учебник для юридических ВУЗов. — 6-е изд., исп. и доп. — М.: Юриспруденция, 2008.
Общественный контроль в области охраны окружающей среды осуществляется в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды. Общественный экологический контроль осуществляется общественными и иными некоммерческими объединениями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством. Результаты общественного экологического контроля, представленные в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в порядке, установленном законодательством.
По законодательству РФ общественный экологический контроль может осуществляться в различных формах: а) общественные слушания и их специфическая форма — парламентские слушания; б) референдумы; в) общественная экологическая экспертиза; г) обращения в средства массовой информации; д) направление жалоб, заявлений, исков в правоохранительные органы и суд. Бринчук М. М. Экологическое право (право окружающей среды): Учебник для высших юридических учебных заведений. — М.: Юристъ, 2010.
Деяния, представляющие собой повышенную общественную опасность, входят в составы экологических преступлений, за которые установлена уголовная ответственность уголовным законодательством РФ.
Уголовная ответственность может наступить не только за оконченное преступление, но и за попытку его совершения, за приготовление и покушение на преступление.
Объект экологического преступления — компонент природной среды, связанный с окружающим миром, в том числе рассматриваемый как объект собственности или хозяйствования.
В настоящее время в руках природоохранных организаций (структур), как общественных так и государственных, имеется целый спектр нормативно-правовых документов, позволяющих поместить природопользование в достаточно жесткие рамки и вести контроль за природопользователями. По мнению ряда экспертов, российская законодательная база в сфере охраны окружающей среды является достаточно проработанной и дееспособной. Но, как можно заметить, в нашем случае начинает работать другой фактор — законы есть, но они плохо исполняются.
Нормативная база в области осуществления ОЭК постоянно претерпевает качественные изменения. Появляются новые законодательные документы, вносятся поправки к ныне существующим.
Все применимое для нужд ОЭК правовое поле можно разделить на 3 группы:
· к первой группе относятся все законы и подзаконные акты федерального уровня, действие которых распространено на территорию всей РФ (Закон РФ «Об охране окружающей природной среды», «Водный кодекс»…);
· ко второй группе относятся подзаконные акты регионального значения («Правила любительского и лицензионного рыболовства в Обском бассейне»);
· к третьей группе относятся местные нормативно-правовые акты, область применения которых ограничивается субъектом федерации или еще меньшей территорией действия, например, отдельным районом. Создание таких подзаконных актов также прерогатива субъектов федерации Бринчук М. М. Экологическое право (право окружающей среды): Учебник для высших юридических учебных заведений. — М.: Юристъ, 2010.
В целях расширения, укрепления и развития правовой базы общественного контроля проводились слушания, например, по обслуживанию общероссийского «Положения об оценке воздействия на окружающую среду», разрабатывается проект «Положения об общественном экологическом контроле», при подготовки которого учитываются предложения и замечания различных общественных организаций и отдельных граждан. Хотя по возможностям получения информации и применения мер воздействия на нарушителей природоохранительного законодательства общественный экологический контроль уступает государственному, но вместе с тем он обладает и серьезным преимуществом — реальной независимостью от государственных структур и ведомственных интересов. И вследствие этого общественный контроль в большей степени отражает экологические интересы населения.
Итак, общественный экологический контроль осуществляется профессиональными союзами Российской Федерации и иными общественными организациями, трудовыми коллективами, гражданами. Его задача — проверка выполнения требований природоохранительного законодательства министерствами и ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от их формы собственности и подчиненности, должностными лицами и гражданами. Порядок проведения общественного экологического контроля регулируется Законом «Об охране окружающей природной среды», законодательством о профессиональных союзах Российской Федерации и других общественных организациях.
2.2 Особенности осуществления общественного экологического контроля в Забайкальском крае общественный экологический контроль забайкальский В Забайкальском крае в 2011 году при Читинской природоохранной межрайонной прокуратуре создан Общественный экологический Совет, проведено организационное совещание, на котором определен порядок деятельности Совета и одно совещание, на которое общественными организациями — членами Совета вынесены на обсуждение вопросы охраны озера Кенон, застройки его водоохраной зоны, предотвращения застройки парковой зоны города Читы — площади Декабристов.
24 ноября 2011 года состоялось первое заседание Общественного экологического совета Забайкальского края, сообщает Министерство природных ресурсов и экологии Забайкальского края. Общественный экологический совет Забайкальского края создан распоряжением Правительства Забайкальского края от 3 октября 2011 года № 506-р в соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 9 июня 2011 года в целях взаимодействия органов исполнительной власти Забайкальского края, научных и общественных организаций по вопросам экологической безопасности на территории Забайкальского края.
В состав Общественного экологического совета вошли представители органов исполнительной власти, научных и общественных организаций Забайкальского края. Возглавил Совет заместитель председателя Правительства Забайкальского края по промышленности и природным ресурсам Е. В. Вишняков. Сопредседателем Совета является председатель Забайкальского регионального отделения Всероссийской общественной организации «Русское географическое общество» А. В. Константинов.
По рекомендации Общественной палаты Забайкальского края в состав Общественного экологического совета вошли: Н. П. Габышева, Н. В. Ковалёнок, А. М. Остроумов, П. Я. Поляков, Ш. С. Тохта-Ходжаев, О. В. Корсун, Т. И. Кулькова, О. П. Иванова, С. В. Лазаревская, В. Н. Рыбкина, А. С. Сапрыгин.
Основной задачей Совета является подготовка предложений Правительству Забайкальского края, носящих рекомендательный характер, по вопросам:
1) совершенствования природоохранного законодательства Российской Федерации и Забайкальского края;
2) принятия мер, направленных на обеспечение оценки негативного воздействия на окружающую среду на территории Забайкальского края;
3) ликвидации последствий накопленного экологического ущерба на территории Забайкальского края.
Участники заседания обсудили вопросы экологической ситуации на территории Забайкальского края, современное состояние и перспективы развития системы мониторинга загрязнения природной среды на территории Забайкальского края и предложения в план работы Совета на 2012 год.
13 февраля 2012 года при Читинской природоохранной межрайонной прокуратуре вновь состоялось совещание Общественного экологического совета.
В совещании приняли участие председатели и представители таких общественных организаций Забайкальского края, как Клуб любителей животных «Фауна», волонтерского отряда «Эдельвейс», Читинского регионального отделения Общественной организации «Российская экологическая академия», студенческого волонтерского отряда «Буян» Могойтуйского агротехнического колледжа, Забайкальского детско-юношеского центра, Забайкальской региональной общественно-экологической организации «Ареал», аграрно-экологического отряда «Тропа к Истоку».
Участники совещания заслушали доклад о результатах прокурорского надзора за 2011 год, обсудили мероприятия на первое полугодие 2012 года, проблемные вопросы экологического характера на территории городского округа «Город Чита» и Забайкальского края, обновили список общественных экологических организаций — участников Общественного экологического совета.
Состоялось коллективное обсуждение наиболее острых проблем, в том числе таких как несоблюдение администрацией городского округа «Город Чита» требований градостроительного законодательства о проведении публичных слушаний при утверждении Генерального плана города, на которое представители общественных объединений не приглашались; планы администрации города Читы разместить полигон твердых бытовых отходов в поселке Антипиха и отсутствие в краевом центре завода по переработке отходов и мусора, наличие на его территории многочисленных свалок; не проведение мероприятий по озеленению города и факты вырубки и уничтожения имеющихся зеленых насаждений.
Участники совещания также обратили внимание на необходимость материальной поддержки и стимулирования решения назревших экологических проблем, отсутствие в городе биотуалетов, экологическую безнравственность, безответственность и необразованность жителей и гостей города, охраны памятника природы «Красная горка» и ряда других.
Наиболее бурно обсуждалась проблема выгула собак, отсутствия отведенных для этого мест, бесконтрольное количество бесхозяйных и беспризорных собак, жестокие способы их отлова. При этом речь также шла об ответственности за жестокое обращение с животными и возможные меры по предотвращению (контролю) разрастания их численности, а также о необходимости организации тренировочных площадок для домашних животных.
По итогам совещание было принято решение, что природоохранная прокуратура будет решать вопрос о возможном проведении проверочных мероприятий в рамках плановой деятельности по указанным на Совете проблемным вопросам. Представители общественных организаций обязались при обнаружении конкретных фактов нарушения экологического законодательства направлять в прокуратуру информацию для проведения по ним проверок Сайт прокуратуры Забайкальского края / Электронный ресурс: Режим доступа: http://prokuratura.chita.ru/press-service/news/?id=4379.
В марте 2012 г. благодаря работе Общественного экологического Совета совместно с Министерством природных ресурсов и экологии Забайкальского края была приостановлена лицензия ООО «Проект-1» на добычу гравия вдоль реки Читинки, которая наносит ущерб окружающей среде. Как сообщили «ФедералПресс» в пресс-службе законодательного собрания региона, действие лицензии приостановлено предварительно до мая 2012 г. «В ходе разбирательств выяснилось, что ООО „Проект-1“ добывает полезные ископаемые на неоформленном земельном участке, в связи с этим было принято решение о приостановлении лицензии, — рассказали в пресс-службе. — В отношении второй организации — Строительной компании „Дом“ — аналогичное решение может вынести только суд, однако от контролирующих органов ни о каких нарушениях со стороны предприятия информации в министерство не поступало».
Как сообщал «ФедералПресс», 1 февраля 2012 года депутаты Законодательного собрания Забайкальского края, а также представители Общественного экологического совета направили письмо министру природных ресурсов и экологии региона Александру Тарабарко с просьбой приостановить добычу гравия в устье реки Читинка, поскольку, по мнению местных жителей, работы наносят ущерб окружающей среде. Природоохранная прокуратура подтвердила, что не все действия добывающих компаний велись в рамках закона.
Также в рамках работы Общественного экологического Совета Забайкальского края на заседании 13 марта правительство Забайкальского края признало целесообразным разработку краевой долгосрочной целевой программы «Строительство и ремонт объектов для захоронения и утилизации биологических отходов на территории края», рассчитанную на 2013;2017 годы. Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в администрации региона, реализация программы позволит создать систему утилизации биологических отходов в соответствии с современными ветеринарно-санитарными и санитарно-эпидемиологическими требованиями.
Забайкальский край в эпизоотическом отношении считается стационарно неблагополучной территорией по почвенным инфекциям (таким, как язва, эмфизематозный карбункул). Особую тревогу вызывают скотомогильники и места захоронения павших животных, которые не соответствуют ветеринарно-санитарным нормам. В 2011 году в крае зафиксированы факты падежа продуктивных и непродуктивных животных с неизвестной этиологией. При этом трупы животных выбрасываются на свалку. Всего в крае необходимо построить и отремонтировать 460 скотомогильников. Из 207 существующих скотомогильников 122 требуют ремонта. Дополнительно необходимо построить 253 (по 50 в год) места захоронения падших животных, стоимость строительства одного — 320 тысяч рублей. Финансовая потребность программы — 81,5 млн. рублей. Финансирование строительства предполагается вести совместно: 30% - муниципалитеты (24 млн.), 20% - районы (16 млн.) и 50% - краевой бюджет (41 млн.).
Таким образом, общественные организации и объединения, в соответствии с Законом «Об охране окружающей природной среды», также могут осуществлять экологический контроль, что и было рассмотрено в данном параграфе на примере Забайкальского края. Хотя по возможностям получения информации и применения мер воздействия на нарушителей природоохранительного законодательства общественный экологический контроль уступает государственному, вместе с тем, он обладает и серьезным преимуществом — реальной независимостью от государственных структур и ведомственных интересов. Вследствие этого, общественный экологический контроль в большей степени отражает экологические интересы населения.
Заключение
Итак, в заключении можно сделать следующие выводы:
1) Федеральный закон «Об охране окружающей среды» Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 27.12.2009 № 374-ФЗ и вступившими в силу 29.01.2010) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» (обновления от 15.01.2012). так трактует понятие экологического контроля: это система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды.
2) Экологический контроль служит для выполнения следующих задач — наблюдение за надлежащим состоянием окружающей среды, выявление вредных факторов, влияющих на окружающую среду, контроль за исполнением необходимых мероприятий, направленных на охрану окружающей среды, а также за надлежащим исполнением законодательства в сфере природоохраны. Различают государственный, производственный и общественный экологический контроль
3) В процессе проведения экологического контроля должностными лицами специально уполномоченных органов в области охраны окружающей природной среды принимаются различные меры правового регулирования по предупреждению, выявлению нарушений природоохранительного законодательства и привлечению виновных к ответственности.
4) Экологический контроль является одним из средств управления охраной окружающей среды.
5) Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) осуществляется в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.
6) Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) осуществляется общественными и иными некоммерческими объединениями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством.
7) В Забайкальском крае общественный экологический контроль проводит специально созданный в 2011 году Общественный экологический Совет, который на своих заседаниях решает различные вопросы, связанные с контролем за охраной окружающей среды в нашем Забайкальском крае.
Список используемых источников
1. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 27.12.2009 № 374-ФЗ и вступившими в силу 29.01.2010). — М.: КноРус, 2010. — 62 с.
2. Боголюбов С. А. Экологическое право: Учебник для вузов. М.: НОРМА, 2002.
3. Бринчук М. М. Экологическое право (право окружающей среды): Учебник для высших юридических учебных заведений. — М.: Юристъ, 2010. — 688 с.
4. Веденкин Н. Н. Экологическое право: Вопросы и ответы — 2-е изд. с изм. и доп. — М.: Юриспруденция, 1999. — 128 с.
5. Гусев Р. К. Экологическое право: Учебное пособие. — М.: Юридическая фирма «Контракт» 2009. — 208 с.
6. Дубовик О. Л. Экологическое право: Учебник. М.: ТК Велби, Проспект, 2003.
7. Ермаков В. Д., Сухарев А. Я. Экологическое право России. — М., 2007.
8. Ерофеев Б. В. Экологическое право России: Учебник для юридических ВУЗов. — 6-е изд., исп. и доп. — М.: Юриспруденция, 2008. — 448 с.
9. Константинов В. М., Челидзе Ю. Б. Экологические основы природопользования. — М.: Академия, 2005.
10. Новиков Ю. В. Экология, окружающая среда и человек. — М., 2007.
11. Петров К. М. Общая экология: взаимодействие общества и природы. — СПб: Химия, 1998.
12. Петров В. В. Экологическое право России: Учебник для вузов. — М. Издательство БЕК, 2005. — 557 с.
13. Хотулеева М. З., Заика Е. А., Молчанова Я. П., Дайман С. Ю. Общественная экологическая экспертиза: вчера, сегодня, завтра. — М.: Эколайн, 2008.
14. Сайт «Forest.ru» Все о российских лесах / Электронный ресурс: Режим доступа: http://www.forest.ru/rus/publications/inspector/2.html
15. Сайт Всероссийского общества охраны природы / Электронный ресурс: Режим доступа: http://www.runature.ru/node/2182
16. Сайт прокуратуры Забайкальского края / Электронный ресурс: Режим доступа: http://prokuratura.chita.ru/press-service/news/?id=4379