Основы финансового права
Сама процедура привлечения к ответственности также различна в случае финансовой и административной ответственности. Порядок привлечения к административной ответственности жестко регламентирован в настоящий момент разделом IV «Производство по делам об административных правонарушениях» КоАП РФ, где, в частности, оказались и особенности судебного рассмотрения подобной категории дел. Ранее подобные… Читать ещё >
Основы финансового права (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Министерство образования и науки РФ ГОУВПО «Марийский государственный университет»
Кафедра анализа, финансов и статистики
Контрольная работа
по финансовому праву
Выполнила:
студентка ИЭУиФ о/о НН-31
Хлебова Е.А.
Проверила:
доцент, к.э.н.
Попова Н.Н.
Йошкар-Ола
Содержание финансовая правовая ответственность бюджет
1. Теоретическое обоснование
1.1 Понятие финансово-правовой ответственности
1.2 Особенности финансово-правового регулирования
1.3 Отличие финансово-правовой ответственности от других видов юридической ответственности
2. Анализ федерального бюджета на 2008;2009 год Список использованных источников и литературы Приложение 1
1. Теоретическое обоснование
1.1 Понятие финансово-правовой ответственности В системе юридической ответственности традиционно выделяются: административная, уголовная, гражданско-правовая, дисциплинарная, материальная. В последние годы в связи с бурным развитием финансового, в частности налогового, законодательства в науке стала выделяться финансово-правовая ответственность как самостоятельный вид ответственности. На законодательном уровне понятие «финансовая ответственность» впервые появилось в Указе Президента РФ от 23 мая 1994 г. «Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей» .
Финансово — правовая ответственность — это закрепленная нормами финансового права обязанность правонарушителя претерпевать меры государственного принуждения в виде финансовых санкций карательного характера (штраф, пени) за совершенное им нарушение законодательно закрепленных правил поведения в сфере финансовой деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Финансово-правовая ответственность, являясь разновидностью юридической ответственности, содержит все ее признаки, а именно, — юридическая, а следовательно, и финансовая ответственность: а) наступает лишь за правонарушение; б) устанавливается государством и связана с применением к правонарушителю санкций правовых норм уполномоченными на это субъектами; в) связана с причинением правонарушителю определенных отрицательных последствий; г) реализуется в процессуальной форме.
Эти признаки юридической ответственности, будучи характерны и для финансово-правовой ответственности, имеют специфику, обусловленную особенностями финансово-правового регулирования.
1.2 Особенности финансово-правового регулирования Во-первых, финансово-правовая ответственность наступает за финансовое правонарушение. Единого понятия «финансовое правонарушение» в финансовом законодательстве не дано. Однако в ст. 106 НК РФ дано понятие «налоговые правонарушения», являющееся разновидностью правонарушения финансового, а в ст. 281 БК РФ содержится понятие «нарушение бюджетного законодательства» .
Во-вторых, финансово-правовая ответственность установлена государством в финансово-правовых нормах, которые являются охранительными и содержат в своей структуре финансово-правовые санкции. Они имеют место в НК РФ, ТК РФ, ежегодно принимаемом законе о федеральном бюджете, ежегодно принимаемых законах субъектов РФ об их бюджетах, Указе Президента РФ от 23 мая 1994 г. «Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей» и т. д. Кроме того, такие нормы предусмотрены в БК РФ.
Охранительные финансово-правовые нормы применяют: Министерство по налогам и сборам РФ, Федеральное казначейство РФ, Государственный таможенный комитет РФ, суды общей юрисдикции и арбитражные суды РФ.
В-третьих, финансово-правовая ответственность влечет для правонарушителя определенные отрицательные последствия, как-то лишения имущественного характера. Формально это обусловлено спецификой финансово-правовых санкций, имеющих имущественный характер и, таким образом, воздействующих на экономические интересы правонарушителей. В сущности, это определено стремлением государства в первую очередь получить возмещение финансового ущерба, причиненного ему финансовым правонарушением, а кроме того, — еще и наказать правонарушителя, но в форме, присущей сфере финансово-правового регулирования, т. е. в денежной. В связи с этим финансово-правовая ответственность является разновидностью имущественной (право-восстановительной) ответственности и может быть сравнима с гражданско-правовой.
В-четвертых, финансово-правовая ответственность реализуется в специфической процессуальной форме. Так, применение к организациям восстановительных финансово-правовых санкций в виде пени за несвоевременную уплату налога или сбора осуществляется в рамках налогово-процессуального производства, установленного в ст. 46−49 НК РФ, а в Бюджетном кодексе РФ применение восстановительных финансово-правовых санкций в виде пени предусмотрено в рамках бюджетно-процессуального производства, установленного ст. 285.
Взыскание штрафных (карательных) финансово-правовых санкций за налоговые правонарушения осуществляется в случае согласия налогоплательщика на их уплату в рамках налогово-процессуального производства, предусмотренного в ст. 101 НК РФ, а в случае несогласия — в рамках арбитражного процесса (ст. 105 НК РФ). При этом финансовые санкции с физических лиц взыскиваются только в судебном порядке.
В законодательстве не содержится понятия «финансово-правовая ответственность», однако ее можно определить, анализируя понятие «юридическая ответственность «. Хотя в теории права нет единства взглядов на юридическую ответственность, в большинстве случаев ее определяют как применение к правонарушителю мер государственного принуждения. Однако в науке отмечается, что меры государственного принуждения, применяемые к правонарушителю уполномоченными субъектами, различны. Некоторые из них применяются до того, как сделан вывод о наличии в действиях лица состава правонарушения. Это меры пресечения, предупредительные меры и т. д. Другие же меры государственного принуждения применяются лишь после установления факта совершенного правонарушения и приводят к дополнительным обременениям правонарушителя, а именно: исполнению правонарушителем дополнительных обязанностей по сравнению с теми, которые он должен был исполнить, но не исполнил. Например, с правонарушителя взыскивается штраф, его имущество конфискуется. Именно такого рода меры государственного принуждения и входят в понятие «юридическая ответственность» .
Финансово-правовую ответственность можно определить как применение к нарушителю финансово-правовых норм мер государственного принуждения уполномоченными на то государственными ораганами, возлагающими на правонарушителя дополнительные обременения имущественного характера.
Финансово-правовая ответственность как вид юридической ответственности пока еще находится в стадии формирования. Это связано с происходящим в настоящее время процессом унификации финансового законодательства, а значит, — разработкой единой системы мер финансово-правовой ответственности и финансово-процессуальных производств.
Процесс выделения финансово-правовой ответственности как самостоятельного вида юридической ответственности сопровождался рядом неопределенностей, которые и сейчас еще имеют место. Это породило теории об отсутствии такого вида ответственности, о существовании лишь административной ответственности за нарушения налогового законодательства.
Специфика финансово-правовой ответственности и ее отличие от административной ответственности проявляется наиболее ярко в особенностях финансового правонарушения и финансово-правовых санкций.
1.3 Отличие финансово правовой ответственности от других видов юридической ответственности Таким образом, финансовая ответственность отличается от административной и уголовной прежде всего по цели, т.к. у двух последних отсутствует правовосстановительная цель.
Различаются и применяемые санкции в административной и финансовой ответственности. Так, например, не предусматривает в качестве санкций пени (правовосстановительная санкция) ст. 3.2 КоАП РФ. В то же время и НК РФ — ст. 114, и БК РФ — ст. 282 предусматривают в качестве санкции применение пеней. Следует отметить, что ряд мер воздействия не применяется в финансовом праве. Например, предусмотренные ст. 3.2 КоАП РФ: возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; административный арест; административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства; конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; дисквалификация.
Санкции за нарушение норм представляют собой неблагоприятные последствия в имущественной и личной сфере для лица, совершившего правонарушение. В силу имущественного характера финансовых правоотношений в конструкции финансовой ответственности преобладают санкции, связанные с лишениями в основном имущественного характера (штраф, пени). В то время как в административной ответственности, и это было видно из приведенного перечня санкций, существенное место занимают личные лишения.
Как отмечалось выше, финансовая ответственность преследует не только цель восстановления нарушенной имущественной сферы, но и наказания. В связи с этим возникает необходимость учета факта предыдущего привлечения к финансовой ответственности (аналогично любой другой публично-правовой ответственности). Однако в силу различной правовой природы неблагоприятные последствия привлечения к ответственности будут различными. Например, применяются различные способы исчисления, а соответственно сроки учета повторности привлечения к финансовой и административной ответственности. Статья 4.6 КоАП РФ предусматривает, что лицо считается подвергнутым наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания. Например, с момента выплаты штрафа, когда будет закончена его выплата. В то же время ст. 112 НК РФ считает лицом, ранее совершившим налоговое правонарушение, то, которое ранее (в течение 12 месяцев с момента вступления в силу решения суда или налогового органа о применении налоговой санкции) привлекалось к ответственности за аналогичное правонарушение. Понятие повторности нарушения законодательства о валютном регулировании и валютном контроле отсутствует.
Кроме того, при привлечении к административной ответственности существуют особенности, касающиеся лиц от 16 до 18 лет. Например, согласно ст. 2.3 КоАП РФ возраст привлечения к ответственности — 16 лет (аналогичный порог существует и в налоговой ответственности) к моменту совершения административного правонарушения. Кроме того, предусматривается возможность освобождения от административной ответственности с применением к лицу в возрасте от 16 до 18 лет мер воздействия, предусмотренных федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Законодательно закреплены и различные сроки давности привлечения к финансовой и административной ответственности. Ст. 4.5 КоАП РФ устанавливает общий срок давности — два месяца со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение валютного законодательства РФ о налогах и сборах по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения. В то же время ст. 74 ФЗ «О ЦБ РФ» устанавливает, что за ряд нарушений кредитная организация не может быть привлечена к ответственности, если со дня его совершения истекло пять лет. Ст. 113 НК РФ закрепляет срок привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения в три года. Таким образом, здесь тоже имеют место противоречия, обусловленные опять-таки различной правовой природой этих видов ответственности и ошибочным закреплением составов финансовых правонарушений в КоАП РФ.
Сама процедура привлечения к ответственности также различна в случае финансовой и административной ответственности. Порядок привлечения к административной ответственности жестко регламентирован в настоящий момент разделом IV «Производство по делам об административных правонарушениях» КоАП РФ, где, в частности, оказались и особенности судебного рассмотрения подобной категории дел. Ранее подобные разделы содержались в ГПК РСФСР (гл. 22 — 25). Привлечение к ответственности за финансовые правонарушения осуществляется соответствующими финансовыми органами самостоятельно (ст. 284 БК РФ — Федеральное казначейство, ст. 74 ФЗ РФ «О ЦБ РФ» — Центральный банк РФ, ст. 46 НК РФ — налоговые органы) или через суд. Порядок привлечения к финансовой ответственности закрепляется в соответствующем отраслевом законодательстве, например в части четвертой «Ответственность за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации» БК РФ, ст. ст. 101 — 105 НК РФ. Следует отметить, что в составах правонарушений бюджетного законодательства имеется отсылка к КоАП РСФСР и к УК РФ. Это связано с тем, что при нарушениях бюджетного законодательства имеет место и нарушение должностным лицом (например, руководителем получателей бюджетных средств) порядка управления, т. е. совершения административного правонарушения или преступления. Но в каждом составе имеет место и определенная финансово-правовая санкция, которая описывается в ст. ст. 284 — 288 БК РФ. Такое происходит в связи с тем, что нарушения бюджетного законодательства представляют собой сложное комплексное правонарушение — комбинацию финансового правонарушения и административного правонарушения (преступления). Данная ситуация аналогична той, которая имеет место при дорожно-транспортном происшествии, когда возникает и гражданско-правовая, и административная ответственность. В результате нарушений финансового законодательства происходит не только нарушение финансовой деятельности государства, но и в силу влияния последней на другие сферы деятельности государства и на порядок управления, нарушение порядка управления в государстве.
Надо добавить, что в финансовой сфере возможны и чисто административные правонарушения. Например, ст. 14.5 КоАП РФ — продажа товаров, выполнение работ, оказание услуг при отсутствии установленной информации либо без применения контрольно-кассовых машин.
Существуют различия и по источнику закрепления финансовой и административной ответственности. Как отмечалось выше, санкции, которые установлены за финансовые правонарушения, полностью закреплены в финансовом законодательстве. Несмотря на то что в настоящий момент предпринята попытка в КоАП РФ закрепить ответственность за финансовые правонарушения, финансово-правовые санкции, как отмечалось выше, в нем отсутствуют.
Кроме того, если проанализировать законодательное закрепление финансовой ответственности на примере налоговой в акте финансового законодательства (НК РФ) и в КоАП РФ, то можно выявить следующие недостатки законодательного регулирования.
Существуют различия по давности исполнения наказаний. В НК РФ она отсутствует. Ст. 31.9 КоАП РФ освобождает от исполнения постановления о назначении административного наказания, если оно не было приведено в исполнение в течение года со дня его вступления в законную силу.
Согласно ст. 114 НК РФ налоговые санкции (штрафы) взыскиваются с налогоплательщиков только в судебном порядке. Ст. 31.3 КоАП РФ предусматривает возможность обращения постановления по делу об административном правонарушении к исполнению лицом, вынесшим постановление.
Прекращение исполнения постановления о назначении административного наказания имеет место (ст. 31.7 КоАП РФ) в связи с изданием акта амнистии, с отменой или признанием утратившим силу закона или его положения, устанавливающих ответственность за содеянное, со смертью лица, с истечением сроков давности исполнения постановления о назначении административного наказания, с отменой постановления. В НК РФ подобные основания отсутствуют.
Различаются и смягчающие, и отягчающие финансовую и административную ответственность обстоятельства. В административной сфере это 6 отягчающих и 5 смягчающих обстоятельств, в финансовом праве этот перечень зависит от конкретного института, но никогда не совпадает с административным. Например, единственным отягчающим обстоятельством НК РФ, как отмечалось выше, признает повторность привлечения к ответственности лица (совпадение с пп. 2 п. 1 ст. 4.3 КоАП РФ), смягчающие обстоятельства перечислены в ст. 112 НК РФ. Среди них совпадает только совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных обстоятельств (пп. 3 п. 1 ст. 4.2 КоАП РФ), остальные пункты не совпадают с перечнем ст. 4.2 КоАП РФ. Если придерживаться перечня КоАП РФ, то при установлении факта непредставления налоговой декларации в срок (ст. 15.5 КоАП РФ) в связи с тем, что гражданин находился несколько недель в состоянии сильного алкогольного опьянения, должно повлечь увеличение наказания, так же как и нарушение срока представления сведений об открытии и о закрытии счета в банке или иной кредитной организации (ст. 15.4 КоАП РФ) в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах. Хотя ст. 4.3 КоАП РФ и делает отягчающие обстоятельства оценочными, вводя возможность непризнания их органом, должностным лицом или судом в качестве таковых, но в результате порождает дополнительные возможности для злоупотреблений.
К перечисленным выше отличиям можно добавить, что даже в том случае, когда не возникает административной ответственности за несвоевременную уплату налога, у лица возникает обязанность уплаты пени, т. е. финансовая ответственность за нарушение требований финансового законодательства.
Разграничив финансовую и административную ответственность, рассмотрим сходства и отличия финансовой и гражданско-правовой ответственности.
Как отмечалось выше, обе они являются разновидностями юридической ответственности и обладают всеми ее характерными чертами. Также их сходство наблюдается в следующем:
Гражданско-правовая ответственность и финансовая имеют имущественный характер.
2. Анализ Федерального бюджета за 2008;2009 года Проведем сравнительный анализ доходной части федерального бюджета на 2008 и 2009 год.
Таблица № 1- Доходы Федерального бюджета на 2008;2009 года
Наименование доходов | Изменения | ||||||
Сумма, млрд. руб. | Удельный вес,% | Сумма, млрд. руб. | Удельный вес,% | +/; | % | ||
Доходы всего | 5796,4 | 100% | 6955,2 | 100% | 1158,8 | +20 | |
Налоговые доходы | 3997,8 | 68,9 | 4618,2 | 66,4 | 620,4 | +15 | |
— налог на прибыль | 524,8 | 9,05 | 577,5 | 8,3 | 52,7 | +10 | |
— НДС | 2168,5 | 37,4 | 2797,6 | 40,2 | 629,1 | +29 | |
— акцизы | 149,5 | 2,6 | 170,1 | 2,4 | 20,6 | +13 | |
— Гос. Пошли и сборы | 32,2 | 0,5 | 34,5 | 0,5 | 2,3 | +7 | |
— прочие доходы | 1122,8 | 19,3 | 1038,5 | — 84,3 | — 7 | ||
Неналоговые доходы | 1798,6 | 31,1 | 33,6 | 538,4 | +29 | ||
— от ВЭД | 1557,1 | 26,9 | 2086,7 | 529,6 | +34 | ||
— от использования имущества | 99,3 | 1,7 | 105,4 | 1.5 | 6,1 | +6 | |
— от платных услуг | 137,7 | 2,4 | 138,6 | 0,9 | |||
— от продажи матер-х и нематер-ых активов | 2,5 | 0,04 | 4,2 | 0,06 | 1,7 | +68 | |
— прочие доходы | 0,03 | 2,1 | 0,03 | 0,1 | +5 | ||
Вывод:
Проведя анализ планируемых доходов Федерального бюджета за 2008 и 2009 год, можно сделать вывод, что план доходов к 2009 году увеличился на 20%. На это повлияло увеличение налоговых доходов на 15%, сюда входит увеличение доходов от НДС, они увеличились на 29%, доходов от акцизов, они увеличились на 13%, доходов от налога на прибыль организаций, они увеличились на 10% и других налоговых поступлений. На увеличение плана доходов к 2009 году также повлияло увеличение неналоговых доходов на 29%. Повлияло на это увеличение продажи материальных и не материальных активов на 68%, доходы от ВЭД они увеличились на 34% и других налоговых поступлений.
Прочие доходы снизились на 7%, но это практически не повлияло на увеличение плана доходов в целом.
Анализ расходов Федерального бюджета за 2008;2009 г. г.
Таблица № 2- Расходы Федерального бюджета на 2008;2009 года
Виды расходов: | Годы | Изменения | |||||
2008 г | |||||||
млрд. руб. | Удельный вес,% | млрд., руб | Удельный вес,% | +/; | % | ||
Расходы всего: | 572,5 | +8 | |||||
в том числе: | |||||||
— Общегос. вопросы | 828,8 | 12,3 | 878,3 | 12,04 | 49,5 | +6 | |
— Национальная оборона | 509,1 | 7,6 | 654,6 | 145,5 | +28 | ||
— Национальная экономика | 702,3 | 10,4 | 717,9 | 9,8 | 15,6 | +2 | |
— Образование | 309,0 | 4,6 | 315,5 | 4,3 | 6,5 | +1 | |
— Здравоохран. и спорт | 218,3 | 3,2 | 234,2 | 3,2 | 15,9 | +7 | |
— Соц. политика | 273,0 | 4,06 | 362,4 | 89,4 | +32 | ||
— Жилищно — коммунальное хоз-во | 56,9 | 0,8 | 79,2 | 1,1 | 22,3 | +41 | |
— Культура | 82,7 | 1,2 | 70,2 | 0.9 | — 12,5 | — 15 | |
— Прочие расх. | 3740,4 | 55,7 | 3980,7 | 54,6 | 240,3 | +6 | |
Вывод:
Планирование расходов Федерального бюджета увеличилось на 8% это наглядно показано в таблице № 2. На это повлияло значительное увеличение расходов на социальную политику она увеличилась на 32%, национальную оборону, она увеличились на 28%; увеличение расходов на жилищнокоммунальное хозяйство на 41%; Единственной статьей расходов, по которой уменьшилось финансирование, является культура, ее план снизился на 15%.
Анализ сбалансированности доходов и расходов за 2008;2009 г. г.
Таблица № 3- Анализ сбалансированности доходов и расходов за 2008;2009 г. г. (млрд.руб, %)
Показатели: | 2008 г. | 2009 г. | Изменения | |
Доходы всего | 5796,4 | 6955,2 | 1158,8 | |
Расходы всего | ||||
1. Профицит (дефицит) бюджета, (руб.) | — 924,6 | — 337,8 | — 586,8 | |
3. Доля налоговых доходов в общей сумме расходах бюджета, (%) | 59,5 | 63,3 | 3,8 | |
4. Доля налоговых доходов в общей сумме доходов бюджета,(%) | 68,9 | 66,4 | — 2,5 | |
5. Налоговая нагрузка на бюджет (%) | 11,4 | 8,9 | — 2,5 | |
6. Доля расходов на здравоохранение и спорт (%) | 3,2 | 3,2 | ||
7. Доля расходов на образование общей сумме расходов, (%) | 4,6 | 4,3 | — 0,3 | |
Вывод:
По данным анализа сбалансированности доходов и расходов можно сделать следующие выводы:
1) За 2 года наблюдения виден профицит бюджета;
2) планируемый профицит Федерального бюджета уменьшился на 586,8 млрд руб.;
3) Доля налоговых доходов в общей сумме расходах бюджета увеличилась на 3,8%;
4) Доля налоговых доходов в общей сумме доходов бюджета снизилась на 2,5%;
5) общая налоговая нагрузка снизилась на 2,5%;
6) доля расходов на образование также снизилась на 0,3%
7) доля расходов на здравоохранение и спорт осталась неизменной
Список использованных источников
и литературы
1. Федеральный закон от 24.07.200 N 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год»
2. Федеральный закон от 24 ноября 2008 г. N 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год»
3. Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. N 382-ФЗ «Об исполнении федерального бюджета за 2008 год»
4. Федеральный закон от 03.10.2010 N 255-ФЗ «Об исполнении федерального бюджета за 2009 год»
5. Грачева Е. Ю. финансовое право: учеб. пособие. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. — 479 с.
6. Карасева, М. В. Финансовое право: учеб. пособие. — М.: Юристь, 2010. 256 с.
7. Консультант Плюс — http://base.consultant.ru
8. http://www.r09.nalog.ru
9. http://www.acg.ru
Приложение 1
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ФЕДЕРАЛЬНОМ БЮДЖЕТЕ НА 2008 ГОД
И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2009 И 2010 ГОДОВ
Принят
Государственной Думой
6 июля 2007 года
Одобрен
Советом Федерации
11 июля 2007 года
Статья 1. Основные характеристики федерального бюджета на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов
1. Утвердить основные характеристики федерального бюджета на 2008 год, определенные исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере 35 000,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего 7,0 процента (декабрь 2008 года к декабрю 2007 года):
Принят Государственной Думой 31 октября 2008 года Одобрен Советом Федерации 12 ноября 2008 года Статья 1. Основные характеристики федерального бюджета на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов
1. Утвердить основные характеристики федерального бюджета на 2009 год, определенные исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере 51 475,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего 8,5 процента (декабрь 2009 года к декабрю 2008 года):
Президент Российской Федерации В. ПУТИН Москва, Кремль
23 декабря 2007 года
N 198-ФЗ