Правовое регулирование предпринимательской деятельности
Согласно ст. 8 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно… Читать ещё >
Правовое регулирование предпринимательской деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
- Принципы и условия ведения предпринимательской деятельности
- Выбор формы организации предпринимательской деятельности
- Предпринимательское право как учебная дисциплина
- Понятие законодательства о предпринимательской деятельности
- Виды актов, содержащих нормы предпринимательского права
- Порядок государственной регистрации субъектов малого предпринимательства — организаций и индивидуальных предпринимателей
- Государственная пошлина за государственную регистрацию
- Декларирование доходов предпринимателей
- Задача
- Список литературы
Принципы и условия ведения предпринимательской деятельности
Предпринимательское право - отрасль российского права. Представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих предпринимательские отношения и тесно связанные с ними иные, в том числе некоммерческие отношения, а также отношения по государственному регулированию экономики в целях обеспечения интересов государства и общества.
Предметом предпринимательского права являются общественные отношения, урегулированные нормами предпринимательского права.
Методы правового регулирования
Метод — это способ воздействия на общественные отношения.
В предпринимательском праве закреплены два возможных способа воздействия:
гражданско-правовой (основан на равенстве сторон, на экономических инструментах регулирования)
административно-правовой (исходит из нервного положения сторон — из отношений власти и подчинения)
Используются следующие методы:
Метод автономных решений - метод согласования. При таком методе субъект предпринимательского права самостоятельно решает тот или иной вопрос, а при вступлении в правовые отношения он делает это по согласованию с другими его участниками.
В процессе государственного регулирования предпринимательской деятельности применяется метод обязательных предписаний. При таком методе одна сторона правового отношения дает другой предписание, обязательное для выполнения.
Метод рекомендаций. При его применении одна сторона правового отношения даёт рекомендацию о порядке ведения предпринимательской деятельности.
Метод запретов. Используется, когда устанавливаются запреты на недопущение определенных действий хозяйствующими субъектами.
Основы предпринимательской деятельности
В любой экономической системе производство товаров и услуг осуществляется множеством предприятий. Однако только в рыночной экономике предприятие (фирма) выступает как самостоятельно независимо действующий субъект.
Предпринимательская деятельность может быть определена как деятельность особого рода по соединению и организации факторов производства (ресурсов) для производства материальных благ или услуг в целях реализации собственных интересов предпринимателя.
Предпринимательская деятельность - это инициативная, самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли и осуществляемая от своего имени или от имени юридического лица.
Из понятия «предпринимательская деятельность» вытекают следующие особенности:
самостоятельная деятельность дееспособных граждан;
инициативная деятельность, направленная на реализацию своих способностей;
рисковой характер предпринимательства;
продолжительный процесс, направленный на систематическое извлечение прибыли;
законная деятельность, осуществляемая как физическими, так и юридическими лицами, с целью производства товаров, их реализацией другим субъектам рынка, выполнения работ и оказания услуг.
Субъекты предпринимательской деятельности:
граждане РФ;
граждане иностранных государств;
объединение граждан (коллективные предприниматели). Статус предпринимателя приобретается после государственной регистрации юридического или физического лица. Без регистрации предпринимательская деятельность осуществляться не может.
Предпринимательская деятельность может осуществляться с образованием или без образования юридического лица. Предпринимательская деятельность без образования юридического лица осуществляется гражданином — индивидуальным предпринимателем, прошедшим государственную регистрацию.
Цели и интересы конкретного предпринимателя могут быть самыми разными:
самореализация,
получение высоких и постоянных доходов,
завоевание рынка,
выживание в долгосрочном периоде и т. д.
Однако в микроэкономике принято полагать основным мотивом предпринимательской деятельности получение максимальной прибыли (подобно тому, как при анализе потребительского поведения мы исходили из стремления последнего к максимизации удовлетворения (полезности) от потребления доступных ему благ).
Среди наиболее серьезных аргументов в пользу максимизации прибыли как основной цели бизнеса можно выделить следующие:
Прибыль является универсальным показателем результативности бизнеса и лишь очень немногие фирмы могут позволить себе роскошь предпринимать действия, ведущие к снижению прибыли. В большинстве случаев влияние других целей на поведение фирмы относительно невелико.
Жесткая конкурентная борьба, при которой выживают лишь наиболее эффективные предприятия, также заставляет фирмы стремиться к максимизации своих прибылей.
Допущение о максимизации прибыли позволяет успешно объяснять и прогнозировать поведение отдельных фирм, а также динамику используемых ими цен и объемов производства.
Выбор формы организации предпринимательской деятельности
Организационно-правовая форма юридического лица — это совокупность конкретных признаков, объективно выделяющихся в системе общих признаков юридического лица и существенно отличающих данную группу юридических лиц от всех остальных.
По организационно правовой форме каждый класс юридических лиц подразделяется на группы.
Коммерческие организации могут создаваться исключительно в формах: хозяйственных товариществ, хозяйственных обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Некоммерческие организации могут создаваться в формах: потребительских кооперативов; общественных и религиозных объединений; учреждений, финансируемых собственником; благотворительных фондов и в других законодательно разрешенных формах.
Принципы предпринимательского права
Предпринимательская деятельность Российского государства осуществляется в соответствии с принципами закрепленными Конституцией РФ и статьей 1 Гражданского кодекса РФ.
Вместе с тем правовое регулирование предпринимательских отношений строится на основе других принципов, а именно:
свобода предпринимательской деятельности;
юридическое равенство различных форм собственности;
свобода конкуренции и ограничение монополистической деятельности;
законность в предпринимательской деятельности;
государственное регулирование п. д.
Статья 1. ГК РФ Основные начала гражданского законодательства
1. Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
2. Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
3. Товары, услуги и финансовые средства свободно перемещаются на всей территории Российской Федерации. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.
Предпринимательское право как учебная дисциплина
Изучение предпринимательского права как учебной дисциплины состоит в обучении основам правового механизма регулирования предпринимательской деятельности как комплекса имущественных отношений: ее субъектами, объектами, основаниям возникновения, осуществлению прав; договорным обязательствам в предпринимательской деятельности; защите прав и др., а также в выработке навыков применения законодательства при решении правовых вопросов, возникающих в деятельности предпринимателей.
Предпринимательское право как учебная дисциплина отражает основные аспекты правового регулирования как предпринимательской деятельности, так и деятельности предпринимателей.
Понятие законодательства о предпринимательской деятельности
Законодательство о предпринимательской деятельности — это юридические акты различных государственных органов, в которых содержатся правовые нормы регулирования предпринимательской деятельности. В зависимости от юридической силы актов, содержащих правовые нормы, источники предпринимательского права подразделяются на четыре большие группы: законы, акты федеральных органов государственного управления, акты государственных органов исполнительной власти, акты исполнительных органов субъектов РФ.
Виды актов, содержащих нормы предпринимательского права
Закон - нормативный акт, принимаемый представительным органом государственной власти Российской Федерации или ее субъектов. По действующему законодательству различают федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов Федерации.
Федеральный конституционный закон - нормативный акт, принимаемый Федеральным собранием с соблюдением установленной Конституцией процедуры, вносящий изменения и дополнения в Конституцию РФ, а также закон, принятие которого специально предусмотрено в Конституции РФ.
Федеральный закон - нормативный акт, принимаемый Федеральным собранием по всем остальным вопросам, которые должны регулироваться законами. Федеральный закон не может противоречить конституционным законам.
Закон субъектов Российской Федерации - нормативный акт, принимаемый высшим представительным органом субъекта Федерации.
К актам федеральных органов государственного управления относятся указы президента и постановления правительства.
Акты федеральных органов исполнительной власти — нормативные акты, принимаемые министерствами и ведомствами и обязательные к применению предприятиями и гражданами. Министерства и ведомства, иные органы и учреждения вправе издавать нормативные акты в пределах и случаях, предусмотренных федеральными законами, указами президента и постановлениями правительства Российской Федерации.
Нормативными актами являются также акты законодательных и исполнительных органов субъектов Российской Федерации.
Большое значение имеют постановления Президиума (Пленума) и письма Высшего арбитражного суда Российской Федерации, комментирующие и разъясняющие применение нормативных актов. Постановления и решения судебных органов получили название «судебная практика» .
Нормативно-правовые акты более низкого уровня применяются при условии, что его нормы не противоречат актам более высокого уровня и последние не содержат в себе норм, регулирующих данные гражданско-правовые общественные отношения.
Обычаи делового оборота применяются в области предпринимательской деятельности. Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области (предпринимательской деятельности) правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Не подлежат применению лишь такие обычаи делового оборота, которые противоречат обязательным для предпринимателей положениям законодательства или договору.
государственная регистрация предпринимательское право Наряду с внутренними законами и иными правовыми актами источниками предпринимательского права служат общепризнанные принципы и нормы международного права, такие, как, например, свобода торговли и др., а также международные договоры РФ, являющиеся составной частью правовой системы России. Международные договоры применяются к отношениям, регулируемым гражданским законодательством, непосредственно, кроме случаев, когда для их применения требуется издание российского акта. Если международным договором РФ установлены другие правила, чем предусмотренные гражданским законодательством, то применяются правила международного договора.
Принципы малого предпринимательства:
Максимизация прибыли;
Самостоятельность;
Самообеспечение;
Саморазвитие;
Самофинансирование;
Самоокупаемость;
Ответственность за результат деятельности;
Принципы плановости.
Условия ведения предпринимательской деятельности:
1) Экономические условия:
Уровень налогообложения в отрасли и на рынке, особенности налогообложения субъектов малого предпринимательства, наличие льгот;
Особенности использования и наличия ресурсов;
Наличие и особенности использования кредитов;
Наличие рабочей силы и особенности рынка труда;
Уровень государственной поддержки;
Инвестиционный капитал Наличие государственной защиты.
2) Природно-климатические условия:
Традиционные и нетрадиционные виды деятельности;
Оказывают влияние на уровень развития предпринимательской деятельности;
Усиливает сезонность деятельности предприятий;
Могут привести к прекращению предпринимательской деятельности.
3) Правовые условия — это многоуровневая система общего и специального законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность.
4) Социально-культурные условия:
Состояние и развитость инфраструктуры деятельности;
Наличие и доступность объектов социальной сферы для предпринимателей и их работников;
Общий уровень культуры и менталитет населения, с которым взаимодействует предприниматель;
Уровень образования;
Трудовые навыки;
Качество рабочей силы;
Уровень участия и величина затрат предпринимателя на реализацию социальных программ в конкретной местности или территории.
5) Политические условия — это совокупность факторов связанных с формированием политико-экономических элит (местных, региональных, федеральных, мировых).
Порядок государственной регистрации субъектов малого предпринимательства — организаций и индивидуальных предпринимателей
В соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» регулируются отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы и при ведении единого государственного реестра юридических лиц.
Государственная регистрация юридических лиц представляет собой акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также иных сведений о юридических лицах в соответствии с вышеназванным законом.
Согласно ст. 8 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа — по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства.
Согласно ст. 23 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» отказ в государственной регистрации допускается в случае:
а) непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, за исключением предусмотренных ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и иными федеральными законами случаев предоставления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица;
б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;
в) предусмотренном пунктом 3 статьи 13.1, пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» ;
г) несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами;
д) подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц;
е) выхода участников общества с ограниченной ответственностью из общества, в результате которого в обществе не остается ни одного участника, а также выхода единственного участника общества с ограниченной ответственностью из общества;
ж) несоответствия наименования юридического лица требованиям федерального закона;
з) наличия сведений о невыполнении требований, предусмотренных подпунктом «ж» пункта 1 статьи 14, подпунктом «г» пункта 1 статьи 21, подпунктом «в» пункта 1 статьи 22.3 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» ;
и) получения в соответствии с подпунктом «в» статьи 21.2 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, информации об отсутствии сведений, подтверждающих государственную регистрацию перехода права собственности на имущественный комплекс унитарного предприятия или на имущество учреждения, если документ, подтверждающий государственную регистрацию перехода права собственности на имущественный комплекс унитарного предприятия или на имущество учреждения, не представлен заявителем по собственной инициативе;
к) несоответствия сведений о документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации, указанных в заявлении о государственной регистрации, сведениям, полученным регистрирующим органом от органов, осуществляющих выдачу или замену таких документов;
л) получения регистрирующим органом возражения физического лица относительно предстоящего внесения данных о нем в единый государственный реестр юридических лиц;
м) если в течение срока, установленного для государственной регистрации, но до внесения записи в соответствующий государственный реестр или принятия решения об отказе в государственной регистрации в регистрирующий орган поступит судебный акт или акт судебного пристава-исполнителя, содержащие запрет на совершение регистрирующим органом определенных регистрационных действий;
н) если физическое лицо — учредитель (участник) юридического лица, являющегося коммерческой организацией, или физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, на основании вступившего в силу приговора суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок и такой срок не истек;
о) если лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица (в том числе от имени управляющей организации), является физическое лицо, в отношении которого имеется вступившее в силу постановление по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым указанному лицу назначено административное наказание в виде дисквалификации, и срок, на который она установлена, не истек;
п) если в отношении индивидуального предпринимателя, являющегося управляющим юридического лица, имеется вступившее в силу постановление по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым указанному лицу назначено административное наказание в виде дисквалификации, и срок, на который она установлена, не истек;
р) при наличии у регистрирующего органа подтвержденной информации о недостоверности содержащихся в представленных в регистрирующий орган документах сведений, предусмотренных подпунктом «в» пункта 1 статьи 5 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» .
Наличие судебного спора о размере доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью либо о принадлежности доли или части доли конкретному лицу, а также иных споров, связанных с содержанием сведений об обществе с ограниченной ответственностью, подлежащих внесению в единый государственный реестр юридических лиц, не является основанием для отказа в государственной регистрации.
Решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные пунктом 1 статьи 23 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» .
Решение об отказе в государственной регистрации должно быть принято не позднее срока, установленного статьей 8 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» .
Решение об отказе в государственной регистрации принимается регистрирующим органом в срок, предусмотренный для государственной регистрации, и в течение одного рабочего дня, следующего за днем его принятия, в соответствии с указанным заявителем в представленном при государственной регистрации заявлении, уведомлении или сообщении способом получения документов выдается заявителю (его представителю, действующему на основании доверенности). Если заявителем не указан способ получения документов, регистрирующий орган направляет решение об отказе в государственной регистрации по указанному заявителем почтовому адресу. В случае подачи заявителем документов в регистрирующий орган через многофункциональный центр указанное решение направляется в многофункциональный центр. При поступлении в регистрирующий орган документов, предусмотренных ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг, решение об отказе в государственной регистрации направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному заявителем. При этом регистрирующий орган обязан представить предусмотренный настоящим пунктом документ в письменном (бумажном) виде по соответствующему запросу заявителя.
Решение об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в судебном порядке.
Согласно ст. 25 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей — акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях.
Государственная пошлина за государственную регистрацию
За государственную регистрацию уплачивается государственная пошлина (с 30 января 2010 года):
за государственную регистрацию юридического лица — 4 000 рублей;
за государственную регистрацию физического лица в качестве индивидуального предпринимателя — 800 рублей.
Государственные реестры
После государственной регистрации все данные вносятся в:
Единый государственный реестр юридических лиц;
Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.
Порядок государственной регистрации
Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем 5 рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа. Государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства.
С 9 января 2013 года заработал интернет-сервис «Подача заявки на государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя». Этот ресурс позволяет направить заявку на гос. регистрацию и зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя. Электронная цифровая подпись (ЭЦП) при этом не нужна. Посетить инспекцию лично потребуется только для того, чтобы забрать свидетельство о регистрации.
Документы для регистрации юридического лица
1. Подписанное заявителем и заверенное нотариально заявление о государственной регистрации;
2. Решение о создании юридического лица в виде протокола или решения единственного учредителя;
3. Учредительные документы юридического лица — Устав (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
4. Документ об уплате государственной пошлины (4000 рублей);
5. Соглашение о заключении договора аренды или гарантийное письмо (от собственника помещения, где будет располагаться исполнительный орган регистрируемого Общества).
Документы для регистрации индивидуального предпринимателя
1. Заявление о государственной регистрации;
2. Копия паспорта физического лица (обычная при представлении лично, нотариально заверенная — при представлении по доверенности или почтой);
3. Оригинал документа об уплате государственной пошлины (800 рублей);
4. Свидетельство о постановке на учет физического лица в налоговом органе (законом не предусмотрено, тем не менее, во многих налоговых органах без него документы не принимают).
При личной подаче с 1 января 2011 года нотариальное заверение заявления не требуется.
Декларирование доходов предпринимателей
Согласно ст. 80 НК РФ обязанностью налогоплательщика является подача налоговой декларации по итогам налогового периода. Налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи, налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Расчет авансового платежа представляет собой письменное заявление или заявление, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи, налогоплательщика о базе исчисления, об используемых льготах, исчисленной сумме авансового платежа и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты авансового платежа. Расчет авансового платежа представляется в случаях, предусмотренных НК РФ применительно к конкретному налогу.
Расчет сбора представляет собой письменное заявление или заявление, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи, плательщика сбора об объектах обложения, облагаемой базе, используемых льготах, исчисленной сумме сбора и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты сбора, если иное не предусмотрено НК РФ. Расчет сбора представляется в случаях, предусмотренных частью второй НК РФ применительно к каждому сбору.
Налоговый агент представляет в налоговые органы расчеты, предусмотренные частью второй НК РФ. Указанные расчеты представляются в порядке, установленном частью второй НК РФ применительно к конкретному налогу.
Не подлежат представлению в налоговые органы налоговые декларации (расчеты) по тем налогам, по которым налогоплательщики освобождены от обязанности по их уплате в связи с применением специальных налоговых режимов, в части деятельности, осуществление которой влечет применение специальных налоговых режимов, либо имущества, используемого для осуществления такой деятельности.
Лицо, признаваемое налогоплательщиком по одному или нескольким налогам, не осуществляющее операций, в результате которых происходит движение денежных средств на его счетах в банках (в кассе организации), и не имеющее по этим налогам объектов налогообложения, представляет по данным налогам единую (упрощенную) налоговую декларацию.
Форма единой (упрощенной) налоговой декларации и порядок ее заполнения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Единая (упрощенная) налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства физического лица не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшими кварталом, полугодием, 9 месяцами, календарным годом.
Налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме вместе с документами, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). Налогоплательщики вправе представить документы, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), в электронной форме.
Налоговые декларации (расчеты) представляются в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) по установленным форматам в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по контролю и надзору в сфере налогов и сборов, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации, следующими категориями налогоплательщиков:
налогоплательщиками, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек;
вновь созданными (в том числе при реорганизации) организациями, численность работников которых превышает 100 человек;
налогоплательщиками, не указанными в абзацах третьем и четвертом пункта 3 ст. 80 НК РФ, для которых такая обязанность предусмотрена частью второй НК РФ применительно к конкретному налогу.
Сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год представляются организацией (индивидуальным предпринимателем, привлекавшим в указанный период наемных работников) в налоговый орган не позднее 20 января текущего года, а в случае создания (реорганизации) организации — не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором организация была создана (реорганизована). Указанные сведения представляются по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, в налоговый орган по месту нахождения организации (по месту жительства индивидуального предпринимателя).
Бланки налоговых деклараций (расчетов) предоставляются налоговыми органами бесплатно.
Налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.
Налогоплательщик (плательщик сбора, налоговый агент) или его представитель подписывает налоговую декларацию (расчет), подтверждая достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете).
Налоговая декларация (расчет) представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.
Формы и порядок заполнения форм налоговых деклараций (расчетов), а также форматы и порядок представления налоговых деклараций (расчетов) и прилагаемых к ним документов в соответствии с НК РФ в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
При обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном статьей 81 НК РФ.
Налоговая декларация, положенная в основу декларационного способа, используется для расчета подлежащих уплате налогов, а также в целях налогового контроля.
Налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика.
Перечень основных сведений, подлежащих включению в налоговую декларацию, содержится в п. 1 ст.80 НК РФ:
полученные доходы;
произведенные расходы;
источники дохода;
налоговые льготы;
исчисленная сумма налога.
Декларация может быть представлена как самим налогоплательщиком, так и его представителем (гл. 4 НК РФ) тремя основными способами:
лично;
направлена почтовым отправлением с описью вложения;
передана по телекоммуникационным каналам связи.
Поскольку за нарушение сроков подачи налоговой декларации предусмотрена ответственность в соответствии со ст. 15.5 КоАП РФ и ст. 119 НК РФ, на практике особое значение приобретают вопросы, связанные с датировкой подачи налоговой декларации.
При подаче налоговой декларации лично датой ее представления в налоговый орган считается дата ее подачи налогоплательщиком в налоговый орган. При этом законодатель особо отмечает, что налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (абз.3 п. 2 ст.80 НК РФ).
Дата представления налоговой декларации в этом случае будет присутствовать в отметке налогового органа, которую он ставит по просьбе налогоплательщика на копии декларации.
Если налоговая декларация отправляется по почте, днем ее представления в налоговый орган будет считаться дата отправки почтового отправления с описью вложения. Дата подтверждается квитанцией почтового учреждения.
Если налоговая декларация передается по телекоммуникационным каналам связи, днем ее представления в налоговый орган считается дата ее отправки. При получении декларации налоговый орган передает налогоплательщику квитанцию о приемке в электронном виде.
В случае, если Индивидуальный предприниматель осуществляет несколько видов деятельности, подпадающих под разные системы налогообложения (например: УСНО и ЕНВД), подаются декларации по каждому налогу отдельно.
Законодатель предусматривает внесение изменений в налоговую декларацию путем подачи уточняющей декларации в случае, если по какой либо причине была представлена неточная информация при первоначальной подаче декларации.
Также законом предусмотрены варианты представления уточняющей деклараций:
1. Заявление о дополнении и изменении налоговой декларации предпринимателя делается до истечения срока подачи декларации.
В этом случае налоговая декларация считается поданной в тот день, когда делается такое заявление.
2. Заявление о дополнении и изменении налоговой декларации ИП делается до истечения срока ее подачи, но до истечения срока уплаты налога.
В такой ситуации налогоплательщик (ИП) освобождается от ответственности, если заявление о дополнении и изменении налоговой декларации сделано до того, как предприниматель узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения в налоговой декларации сведений, ведущих к занижению подлежащей уплате налоговой суммы, или о назначении выездной проверки.
3. Заявление о дополнении и изменении налоговой декларации ИП делается после истечения срока ее подачи и после истечения срока уплаты налога.
В этом случае налогоплательщик может быть освобожден от ответственности при одновременном выполнении следующих условий:
налогоплательщик сделал соответствующее заявление до того, как ему стало известно об обнаружении упомянутых ошибок налоговым органом или о назначении выездной налоговой проверки;
налогоплательщик уплатил недостающую сумму налога и причитающейся пени.
Налоговая декларация УСН (Упрощенная система налогообложения):
Ст. 346.19 Налогового кодекса РФ дает определение налогового и отчетного периодов:
Налоговым периодом признается календарный год.
Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Налоговые декларации УСН по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками — организациями не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Сроки представления налоговой отчетности по УСН:
Декларация УСН за 1 квартал — до 25 апреля;
Декларация за полугодие — до 25 июля;
Декларация за 9 месяцев — до 25 октября;
Налоговая декларация УСН за год — до 31 марта.
Уплата налога производится налогоплательщиком по итогам отчетных периодов не позднее 25-го числа месяца следующего после отчетным.
Налоговая декларация ЕНВД (единый налог на вмененный доход):
Налоговым периодом по единому налогу признается квартал.
Налоговые декларации ЕНВД по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками в налоговые органы не позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода. Уплата единого налога производится налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода.
Необходимо помнить и знать, что декларация предпринимателя в налоговой инспекции принимается при подаче только по установленной форме. Существует определенная практика, по которой налоговыми органами с периодичностью 1−2 раза в год данная форма изменяется.
Расчет единого налога на вмененный налог, подлежащего к уплате в бюджет — фиксирован в Налоговом Кодексе, при его расчете необходимо учитывать с учетом коэффициентов К1 и К2. Данные коэффициенты устанавливаются ежегодными постановлениями правительства РФ и Санкт-Петербурга.
Задача
Определите величину общей суммы единого налога к уплате для общества с ограниченной ответственностью, применяющего упрощенную систему налогообложения за 2005 текущий год, если объектом налога является «доход». Размер дохода, полученного ООО за год, составил 18 млн руб. Расходы за этот период составили 16 млн руб. В налоговом периоде ООО произведены выплаты пособий по нетрудоспособности своим работникам в сумме 12 000 руб.
Решение:
В пункте 2 статьи 346.18 НК РФ указано, в случае, если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, налоговой базой признается денежное выражение доходов организации или индивидуального предпринимателя.
Определим налоговую базу:
18 000 000 весь доход является налоговой базой.
В пункте 1 статьи 346.20 НК РФ указано, что в случае, если объектом налогообложения являются доходы, то налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов.
Определим сумму единого налога, которая будет начислена:
0,06 * 18 000 000 = 1 080 000 руб.
В пункте 3.1 подпункт 1 статьи 346.21 НК РФ указано, что Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу), исчисленную за налоговый (отчетный) период, на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) в данном налоговом (отчетном) периоде в соответствии с законодательством Российской Федерации.
1 080 000 — 12 000 = 1 068 000 руб.
Таким образом, общество с ограниченной ответственностью, которое применяет упрощенную систему налогообложения, заплатит 1 068 000 руб.
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (ред. от 28.12.2013).
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 28.12.2013) (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.01.2014).
3. Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 21.12.2013)" О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" .
4. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 28.12.2013)" О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" .
5. Постановление Правительства РФ от 09.02.2013 N 101 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» .
6. Лапуста М. Г. Предпринимательство: Учебник. — М.: ИНФРА — М, 2013. — 608 с.