Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Охрана труда как институт трудового права

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Во-вторых, можно выделить отраслевые правила по охране труда, которые призваны оградить работника от воздействия опасных и вредных факторов при выполнении работ, имеющих отраслевой характер, а также при применении оборудования и машин в отдельной отрасли экономики. Отраслевые правила по охране труда также предварительно направляются на рассмотрение и согласование в федеральную инспекцию труда… Читать ещё >

Охрана труда как институт трудового права (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования

" Московский государственный индустриальный университет"

(ФГБОУ ВПО " МГИУ" )

Кафедра государственно — и гражданско-правовых дисциплин

Курсовая работа

по предмету «Трудовое право»

на тему «Охрана труда как институт трудового права»

Студент С. В. Найденов Руководитель работы Е. Е. Синкевич Москва — 2014

  • Введение
  • 1. Охрана труда как правовой институт
  • 1.1 Понятие и содержание охраны труда
  • 1.2 Государственные нормативные требования по охране труда
  • 2. Обеспечение охраны труда в организации
  • 2.1 Службы по охране труда в организации
  • 2.2 Обязанности и ответственность работника и работодателя в области охраны труда
  • Заключение
  • Список использованных источников

Актуальность темы исследования. Охрана труда — одна из наиболее острых проблем современного общества, имеющая глобальный характер. Это обусловлено в первую очередь тем, что к концу XX — началу XXI в. резко возросли масштабы промышленного производства, связанные с появлением новых технологий и соответствующих видов трудовой деятельности, увеличением числа предприятий и т. д. В результате значительно возросло количество опасных производственных объектов, крупные промышленные аварии на таких объектах не только приводят к разрушению, прекращению производственной деятельности и гибели работников, но и превращают огромные территории в зоны не пригодные или малопригодные для проживания.

История зарождения института охраны труда, обеспечения безопасных условий различных видов законной деятельности имеет многовековую историю. Определенные его элементы, первичные проявления известны с давних времен, точнее с начала некоего разделения труда, стремления, как можно дольше эксплуатировать раба, пленного, наемного работника. Как любой иной правовой институт, так и институт охраны труда складывался постепенно из отдельных элементов, положений, разрабатываемых и принимаемых различными государствами. В своем развитии он прошел три основных этапа: этап зарождения, развития и совершенствования.

Трудовое право в современной России в условиях развития рыночных отношений, в том числе и рынка труда, приобретает колоссальное значение. Отношения в сфере труда нуждаются в правовом регулировании. Право человека на труд относится к основным, конституционно-закрепленным правам человека, и состояние законодательства, реальное положение дел в области реализации данного права, является одним из важнейших показателей цивилизованности и эффективности того или иного общества.

Труд и здоровье людей в РФ охраняются государством — это провозглашено в ст. 7 Конституции РФ. Из содержания Конституции РФ следует, что Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охрану труда и здоровья людей (ст.7), что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены… (п. 3 ст.37). Конституция РФ провозглашает также, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства (ст.2). Именно в силу принятой на себя обязанности по защите прав и свобод человека, в том числе права на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, государство обеспечивает охрану труда и здоровья работающего населения, осуществляя соответствующие функции. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12. 12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30. 12.2008 N 6-ФКЗ, от 30. 12.2008 N 7-ФКЗ, от 05. 02.2014 N 2-ФКЗ) // СПС Консультант Плюс. 2014.

Следует подчеркнуть, что в ходе экономических преобразований последнего десятилетия охране труда не было уделено должного внимания. Это не замедлило проявиться высоким уровням производственного травматизма и аварийности, причем зачастую со смертельным исходом. Известно, что охрана труда тесно связана с состоянием экономики, техническим состоянием производства и сферой социальной поддержки в государстве. На их неблагоприятном фоне проблемы, связанные с охраной труда решаются медленно.

В качестве теоретической основы исследования подвергнуты анализу труды Гусова К. Н., Ершова В. В., Ершовой Е. А., Киселева И. Я., Молодцова М. В., Паниной А. Б., Шептулиной Н. Н., и других, также в работе было использовано законодательство Российской Федерации, в том числе Конституция Российской Федерации, Трудовой Кодекс Российской Федерации. Однако в науке трудового права исследованы не все аспекты проблем института охраны труда, и исследуемая тема требует дальнейшей проработки и анализа.

Целью курсовой работы является изучение охраны труда как института трудового права, так как он является одним из главных и социально значимых правовых институтов.

Для раскрытия данной темы были поставлены следующие задачи:

Ш раскрыть понятие и содержание охраны труда;

Ш изучить нормативные требования по охране труда;

Ш рассмотреть обеспечение охраны труда в организации.

Предмет исследования: специфика особенностей охраны труда.

Структура курсовой работы. Структурно работа состоит из введения, двух глав и четырех параграфов, заключения, списка использованных источников.

охрана труд работник работодатель

1. Охрана труда как правовой институт

1.1 Понятие и содержание охраны труда

Конституция Российской Федерации предусматривает, что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Труд и здоровье людей охраняются государством. Нормы, содержащиеся в ст. 7 и 37 Конституции РФ, составляют конституционные основы охраны труда. В них заложены и обеспечивающие права работников на охрану труда, государственные нормативные требования охраны труда и государственное управление охраной труда, обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда, финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда, государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и охране труда, расследование и учет несчастных случаев на производстве и др.

Право на охрану труда работник реализует в процессе трудовой деятельности. В юридической литературе охрана труда рассматривается в широком и узком смысле слова.

В широком смысле охрана труда — это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Приведенное в широком смысле понятие охраны труда позволяет судить о ней как о многоуровневой системе мероприятий по созданию здоровых и безопасных условий трудовой деятельности, осуществляемых государственными органами, органами местного самоуправления, работодателями и самими работниками. Кроме этого, охрана труда с учетом данного определения предполагает рассмотрение этой проблемы, в различных аспектах: медицинском, техническом, социальном, экономическом и, наконец, в правовом аспекте, который образует правовую охрану труда. Коршунов Ю. Н. Об охране труда. М., 2010. С. 163

Значительная роль в системе указанных мероприятий принадлежит правовым средствам обеспечения жизни и здоровья работников в процессе труда, их действия распространяются независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности этих организаций. В широком смысле охрана труда нужна везде (в том числе и при отбывании наказания по приговору суда) в период работы в организациях. Лишь охрана труда в широком ее понятии способна сохранить жизнь и здоровье работников в процессе трудовой деятельности. Если какой-то ее компонент (правовой, медицинский, технический или экономический) плохо обеспечивается, то и вся охрана труда не обеспечивается. Например, на грязных работах не созданы душевые, санитарно-гигиенические помещения или превышены в несколько раз допустимые нормы производственных вредностей и т. п.

Всесторонняя охрана труда будет обеспечена лишь при соблюдении одновременно всех ее аспектов.

В узком смысле понятие охраны труда в трудовом праве понимается как один из принципов трудового права; правовой институт; субъективное право работника на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены в конкретном трудовом правоотношении. Также в узком смысле под охраной труда понимается правовой институт трудового права, объединяющий нормы, непосредственно направленные на обеспечение условий труда, безопасных для жизни и здоровья работников. Он включает следующие группы норм:

— правила по технике безопасности и производственной санитарии;

— специальные нормы охраны труда лиц, работающих в тяжелых, вредных и опасных производственных условиях;

— нормы по охране труда женщин, несовершеннолетних и лиц с пониженной трудоспособностью;

— нормы, регулирующие деятельность органов государственного надзора и общественного контроля, а также устанавливающие ответственность за нарушения законодательства об охране труда;

— нормы, регулирующие планирование и организацию работы по охране труда.

Эти нормы, объединенные одной целью, могут приниматься как на локальном уровне, так и в централизованном порядке.

Так, первые четыре группы должны приниматься в централизованном порядке, чтобы установить единые стандарты вредности, тяжести и других неблагоприятных условий и возможности их устранения и нейтрализации, а также регламентировать деятельность органов надзора — единых органов в рамках государства. Нормы, регулирующие планирование и организацию работы по охране труда, в большинстве случаев имеют локальный характер, содержатся в коллективных договорах и соглашениях.

Особый характер имеют нормы, устанавливающие ответственность за нарушение правил охраны труда. В отличие от других, составляющих рассматриваемый институт охраны труда, они также входят и в институты других отраслей права, ибо санкции, предусмотренные за соответствующие правонарушения, содержатся не только в трудовом, но, и в административном, и даже в уголовном праве. Таким образом, эта группа норм является комплексной, а не отраслевой.

С учетом содержания норм этого института, а также формы источников нормативные акты по охране труда включают:

— стандарты безопасности труда (государственные, отраслевые, стандарты предприятия);

— санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы;

— правила устройства и безопасной эксплуатации (пожарной, ядерной, радиационной, лазерной, биологической, технической, взрывои электробезопасности);

— правила по охране труда и инструкции по охране труда.

В любом случае охрана труда является одним из важнейших элементов трудового отношения между работником и работодателем. Она заключается в обязанности работодателя обеспечить на рабочем месте работника безопасные условия труда, предоставить необходимые средства индивидуальной и коллективной защиты, а также в обязанности работника соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности.

Совокупность норм, регулирующих обособленные отношения в области охраны труда, образует самостоятельный институт охраны труда. Сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности обеспечивается и другими нормами трудового законодательства: о праве на труд и его гарантиях, рабочем времени и времени отдыха, нормировании труда и его оплате и т. д.

Итак, охрана труда как институт труда трудового права — это совокупность норм, направленных на обеспечение условий труда, безопасных для жизни и здоровья работников, обязательных для исполнения работодателями и их должностными лицами.

Трудовой Кодекс Российской Федерации определяет охрану труда как систему сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающую в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Таким образом, охрана труда содержит не только правовые нормы, регулирующие определенную сторону трудовых отношений, но и включает комплекс фактических мероприятий, направленных на реализацию права каждого человека на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья работников. С этой точки зрения можно оценивать указанное определение как соответствующее ч.3 ст. 37 Конституции РФ и ст. 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. Гусов К. Н. Трудовое право Российской Федерации в условиях перехода к рыночной экономике. М.: Приоритет, 2009. С. 199

1.2 Государственные нормативные требования по охране труда

В соответствии со ст. 211 ТК РФ государственные нормативные требования охраны труда устанавливаются соответствующими нормативными правовыми актами, которые обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда. Шептулина Н. Н. Совершенствование законодательства об охране труда // Труды института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. 2011, № 11. С. 13−17 Помимо федеральных законов, государственные нормативные требования охраны труда устанавливаются подзаконными нормативными правовыми актами, порядок их разработки, утверждения и пересмотра определен Правительством РФ. Действующее законодательство позволяет выделить следующие виды нормативных правовых актов, имеющих в своем содержании государственные нормативные требования по охране труда.

Во-первых, межотраслевые правила по охране труда, которые призваны обеспечить безопасность работников от воздействия опасных и вредных факторов при выполнении работ, имеющих межотраслевой характер, например газосварочных работ, а также при применении оборудования и машин в отдельных отраслях экономики. Межотраслевые правила по охране труда предварительно направляются на рассмотрение и согласование в федеральную инспекцию труда и соответствующие профсоюзные органы, они утверждаются Минздравом РФ.

Во-вторых, можно выделить отраслевые правила по охране труда, которые призваны оградить работника от воздействия опасных и вредных факторов при выполнении работ, имеющих отраслевой характер, а также при применении оборудования и машин в отдельной отрасли экономики. Отраслевые правила по охране труда также предварительно направляются на рассмотрение и согласование в федеральную инспекцию труда и в соответствующие отраслевые профессиональные союзы федерального уровня. Отраслевые правила по охране труда утверждаются федеральным органом исполнительной власти по согласованию с Минздравом РФ. На основании межотраслевых и отраслевых правил по охране труда разрабатываются межотраслевые и отраслевые типовые инструкции по охране труда. Межотраслевые и отраслевые инструкции по охране труда также направляются для рассмотрения и согласования в соответствующие отраслевые профсоюзы федерального уровня, межотраслевые типовые инструкции по охране труда утверждаются Минздравом РФ, а отраслевые — соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

В-третьих, нормативными правовыми актами, содержащими государственные требования по охране труда, являются строительные и санитарные нормы и правила, правила и инструкции по безопасности, правила устройства и безопасной эксплуатации, своды правил по проектированию и строительству, гигиенические нормативы и государственные стандарты безопасности труда.

Перечисленные нормативные правовые акты предварительно направляются для рассмотрения и согласования в соответствующие отраслевые профсоюзные органы федерального уровня. Указанные акты также принимаются федеральным органом государственной власти по согласованию с Минздравом РФ. Несоблюдение предусмотренной законодательством процедуры согласования названных актов также позволяет требовать их признания недействующими в Верховном Суде РФ.

Нормативные правовые акты, содержащие государственные требования по охране труда, подлежат периодическому изменению с учетом развития технического оснащения процесса трудовой деятельности. По общему правилу государственные нормативные требования по охране труда утверждаются полномочными органами федеральной исполнительной власти на срок пять лет. Решение о продлении срока действия или об отмене рассмотренных актов должно быть принято не позднее, чем за 9 месяцев до окончания срока их действия федеральным органом исполнительной власти, который их принял. Прохождение процедуры согласования при продлении срока действия или отмене нормативных правовых актов федеральными органами исполнительной власти не требуется. Однако действие указанных нормативных правовых актов может быть продлено не более чем на два срока, который определен законодательством.

Продление срока действия нормативных правовых актов в сфере охраны труда не лишает работодателей, работников, их полномочных представителей права их обжалования в судебном порядке. Причем в ходе рассмотрения заявления о признании недействующим нормативного правового акта, срок действия которого продлен полномочным федеральным органом исполнительной власти, должна быть дана оценка и аргументам о необходимости его изменения. Признание указанных актов недействующими влечет возникновение у федерального органа исполнительной власти обязанности по прохождению процедуры согласования при его новом утверждении. Частичное признание нормативного правового акта недействующим влечет за собой возникновение у полномочного федерального органа исполнительной власти обязанности по прохождению процедуры согласования при изменении этого акта в части, признанной в судебном порядке недействующей.

Таким образом, государственные нормативные требования охраны труда могут стать предметом судебного контроля. Из ч.1 ст. 211 ТК РФ следует, что нормативные правовые акты, содержащие требования охраны труда, могут быть приняты не только на федеральном, но и на региональном уровне. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Под. ред. С. А. Панина. М.: Новый Юристъ, 2009.С. 255 Однако акты субъектов Российской Федерации в сфере охраны труда не могут ухудшать положение работников по сравнению с федеральным законодательством, в частности, по сравнению с нормативными правовыми актами, принятыми федеральными органами исполнительной власти. Нормативные правовые акты в сфере охраны труда, принятые на региональном уровне, могут быть обжалованы в суд соответствующего субъекта РФ, в том числе и на предмет их несоответствия федеральному законодательству.

2. Обеспечение охраны труда в организации

2.1 Службы по охране труда в организации

Обеспечение конституционного права на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, для работников всех категорий согласно трудовому законодательству является обязанностью работодателя. Реализация этой обязанности требует от работодателя выполнения всего спектра мероприятий, входящих в охрану труда как систему сохранения жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности (ст. 212 ТК РФ).

При создании безопасных условий труда упор делается на статью 217 ТК РФ, в которой говорится, что у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, с численностью работников более 50 человек должна быть создана служба охраны труда или введена должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30. 12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 02. 04.2014, с изм. от 05. 05.2014) // СПС Консультант Плюс. 2014

Служба охраны труда организации создается в форме самостоятельного структурного подразделения, подчиняющегося непосредственно руководителю организации или, по его распоряжению, одному из его заместителей. Структуру и численность работников службы охраны труда определяет руководитель организации в зависимости от численности работающих, характера и условий труда, степени опасности производств с учетом Межотраслевых нормативов численности работников служб охраны труда в организациях, утвержденных Постановлением Минтруда России № 10 от 22.01.2001 г. Постановление Минтруда России от 22. 01.2001 N 10 «Об утверждении Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях» (ред. от 12. 02.2014) // СПС Консультант Плюс. 2014 Так, согласно п. 3.1.1 в организациях со среднесписочной численностью до 500 работников (при отсутствии рабочих, занятых на тяжелых и связанных с вредными и опасными условиями труда работах) функции службы охраны труда могут выполнять отдельные специалисты по охране труда.

Служба охраны труда в организации создается для обеспечения соблюдения требований охраны труда. Работники данной службы должны проводить мероприятия, направленные на охрану жизни и здоровья в процессе трудовой деятельности, в частности по надлежащему использованию средств индивидуальной и коллективной защиты, безопасных методов и приемов, а также других мероприятий, предусмотренных законодательством и локальными актами организации. Служба охраны труда может заявить о нарушении требований по охране труда в государственную инспекцию труда. Подобное сообщение должно быть рассмотрено в установленные законодательством сроки.

Контроль за деятельностью службы охраны труда осуществляют руководитель организации, служба охраны труда вышестоящей организации (при ее наличии), орган исполнительной власти соответствующего субъекта РФ в области охраны труда и органы государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда.

Ответственность за результаты деятельности службы охраны труда несут руководитель службы и ее сотрудники.

Для осуществления ряда функциональных задач службы охраны труда в организации можно создать оборудованный кабинет (уголок) по охране труда. Основными направлениями деятельности кабинета (уголка) охраны труда являются оказание помощи в решении проблем безопасности труда и информирование работников об их правах и обязанностях в области охраны труда, о состоянии условий и охраны труда в организации, о принятых нормативных актах по безопасности и охране труда. Под кабинет охраны труда, как правило, выделяется помещение, состоящее из одной или нескольких комнат, которое должно быть оснащено необходимыми техническими средствами, учебными пособиями и информационными материалами. Киселев И. Я. Трудовое право России. Историко-правовое исследование. М.: Юридическая литература, 2003. С. 178

В организациях с численностью работников менее ста человек, а также в структурных подразделениях крупных организаций рекомендуется создавать уголки охраны труда, например, в виде информационного стенда, витрины. На стенде могут быть размещены приказы и распоряжения, касающиеся организации охраны труда, информация о проводимых в этом направлении работах, инструкция по охране труда, а также перечень соответствующей нормативной правовой литературы.

Организация работы кабинета (уголка) охраны труда и осуществление контроля за его деятельностью возлагаются на должностное лицо, назначенное приказом руководителя организации ответственным за охрану труда.

Оборудование и оснащение кабинета (уголка) охраны труда должны отвечать условиям труда, специфике и технологическим процессам выполняемых в организации работ. Его тематическая структура включает общий и специальный разделы. Общий раздел содержит законы и правовые акты по охране труда федерального уровня, локальные нормативные акты организации, а также общие сведения о вредных производственных факторах, о средствах коллективной и индивидуальной защиты, правила оказания первой помощи пострадавшим при несчастных случаях. Специальный раздел должен содержать конкретный перечень опасных и вредных производственных факторов и соответствующих им средств индивидуальной и коллективной защиты, сведения об особенностях технологических процессов на предприятии, о принятых на производстве знаках безопасности. Также в специальном разделе отражаются порядок действий работников при пожаре, в аварийных ситуациях, порядок подачи сигналов тревоги, приводятся телефоны вызова пожарной охраны и других аварийных служб.

Служба охраны труда или лицо, ответственное за работу кабинета (уголка) охраны труда, составляют план работы кабинета охраны труда, включающий конкретные мероприятия и называющий ответственных за них лиц, организуют оборудование и оснащение кабинета, и проведение плановых мероприятий. Одними из основных требований к деятельности кабинета охраны труда являются доступность для работников организации и возможность получения ими достоверной информации по вопросам охраны труда.

В кабинете по охране труда могут проводиться следующие мероприятия:

вводный инструктаж со всеми лицами, вновь поступающими на работу или принятыми в порядке перевода от других работодателей, а также с лицами, проходящими производственную практику;

консультации для руководителей, специалистов и рабочих, а также профсоюзного актива в области охраны труда;

первичные, периодические и внеочередные проверки знаний руководителей, специалистов и рабочих по вопросам охраны труда;

изучение безопасных приемов труда, обеспечивающих работу без производственного травматизма и нарушений требований охраны труда;

семинары, лекции, демонстрации видео — и кинофильмов, наглядных пособий по охране труда.

Таким образом, цель деятельности службы охраны труда заключается в создании условий по сохранению жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

2.2 Обязанности и ответственность работника и работодателя в области охраны труда

В соответствии со ст. 214 ТК РФ, работник обязан:

соблюдать нормы, правила, инструкции по охране труда;

правильно применять коллективные и индивидуальные средства защиты;

проходить обучение, инструктаж по безопасным приемам труда, предварительные и периодические медицинские осмотры;

немедленно сообщать своему непосредственному руководителю о любом несчастном случае, происшедшем на производстве, о признаках профессионального заболевания, а также о ситуации, которая создает угрозу жизни и здоровью людей.

Кроме того, работники обязаны работать честно и добросовестно, исполнять распоряжения администрации, соблюдать требования охраны труда, правил внутреннего трудового распорядка.

За нарушение законодательных и иных нормативных актов об охране труда работники организаций могут привлекаться к дисциплинарной, а в соответствующих случаях — материальной и уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Работодатель обязан в совершенстве знать законодательство о труде и об охране труда, так как на него возложена юридическая и моральная ответственность за жизнь, здоровье и благополучие своих работников с момента их зачисления в штат организации.

Ст. 212 ТК РФ, регламентированы обязанности работодателя.

В первую очередь работодатель обязан соблюдать законодательство о труде и об охране труда, т. е. обеспечить:

режим труда и отдыха;

обучение и инструктаж работников безопасным методам и приемам труда;

предварительный при поступлении на работу и периодически (внеочередные) медицинские осмотры работников;

выдачу специальной одежды, средств индивидуальной защиты, в том числе моющих и обезвреживающих;

информирование работников об условиях труда с указанием их в трудовом договоре с работниками, а также полагающихся льгот и компенсаций за вредные условия труда, если они имеют место на рабочем месте, и др.

Рабочие места должны создаваться или приводиться в соответствие с требованиями действующих правил, санитарных норм и других нормативных документов.

В процессе трудовой деятельности работодатель должен обеспечивать проведение аттестации рабочих мест с последующей сертификацией работ по охране труда в организации, а также обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев и профессиональных заболеваний. Луговой А. Защитить человека труда может только закон // Человек и труд. 2009, № 3. С. 66−74

Статьей 362 ТК РФ предусмотрено, что руководители и иные должностные лица организаций, виновные в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, несут ответственность в случаях и порядке, установленных федеральными законами. Применение того или иного вида юридической ответственности зависит от характера нарушения трудовых прав работника, степени тяжести нарушений и некоторых других обстоятельств. Поэтому за нарушение трудового законодательства предусмотрены различные виды юридической ответственности: административная, дисциплинарная, гражданско-правовая и уголовная (ст. 419 ТК РФ). Трудовой кодекс Российской Федерации от 30. 12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 02. 04.2014, с изм. от 05. 05.2014) // СПС Консультант Плюс. 2014.

Административная ответственность заключается в применении к виновным лицам мер административного взыскания, предусмотренных законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях. В настоящее время этот вид юридической ответственности за нарушение трудовых прав граждан является наиболее распространенным. Административная ответственность может наступить за самые различные нарушения норм трудового законодательства, в том числе норм по охране труда. Наибольшее количество нарушений выявляется, как правило, по вопросам заключения, изменения, расторжения трудовых договоров, оплаты труда, включая факты задержки выплаты заработной платы, рабочего времени и времени отдыха, а также нарушения по вопросам охраны труда, в том числе в связи с расследованием несчастных случаев на производстве.

Дисциплинарная ответственность должностных лиц организаций за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выражается в применении к ним мер дисциплинарного характера в виде наложения дисциплинарных взысканий, таких как замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям, предусмотренных ст. 192 ТК РФ. Должностные лица, виновные в нарушении трудового законодательства, могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности вышестоящими в порядке подчиненности должностными лицами, как по собственной инициативе, так и по представлениям органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства, в том числе органов Федеральной инспекции труда РФ.

За наиболее грубые нарушения трудового законодательства, включая законодательство об охране труда, наступает уголовная ответственность. Статья 143 УК РФ предусматривает ответственность за нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, совершенное лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, повлекшие по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека. Мерой наказания определен штраф в размере до четырехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительные работы на срок до двух лет, либо лишение свободы на тот же срок. Те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека, наказываются принудительными работами на срок до четырех лет либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. Статья 145 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет. Указанные действия влекут наложение штрафа в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13. 06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 05. 05.2014, с изм. и доп., вступ. в силу с 16. 05.2014) // СПС Консультант Плюс. 2014 В случаях, когда в нарушении законодательства о труде и правил по охране труда организации причинен материальный ущерб, виновный может быть привлечен к гражданско-правовой ответственности с целью возмещения этого ущерба. Так, вред, причиненный работникам в результате несчастных случаев или профессионального заболевания и не возмещенный в полном объеме по социальному страхованию, влечет ответственность работодателя по нормам гражданского права. В гл. 38, 39 ТК РФ предусмотрена материальная ответственность работодателя перед работником и работника.

Статья 277 ТК РФ предусматривает ответственность руководителя в виде возмещения организации убытков (в случаях, предусмотренных федеральным законом), при котором расчет убытков осуществляется по нормам, содержащимся в гражданском законодательстве.

Заключение

Итак, на наш взгляд, проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что охрана труда — это действительно огромный правовой институт, решающий важные государственные вопросы, т.к. охрана жизни и здоровья работников — первостепенная задача и государства, и работодателя по отношению к результатам трудовой деятельности, что является общечеловеческим принципом, отвечающим Всеобщей декларации прав и свобод человека, конвенциям и декларациям Международной организации труда, а также соответствует международным обязательствам Российской Федерации, Конституции Российской Федерации.

Законодательство Российской Федерации об охране труда следует рассматривать в совокупности с Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Институт охраны труда находится в постоянном противостоянии с главным целевым предназначением коммерции, производственной деятельности, а именно получением прибыли. Стремление получить прибыль любой ценой порождает желание экономить абсолютно на всем, и чаще всего на защитно-охранных мероприятиях, предназначенных для обеспечения безопасных условий жизнедеятельности субъектов трудовых правоотношений. Этап совершенствования института охраны труда сопровождается требованиями конкретизации защитных действий со стороны работников различных сфер к работодателям в различных государствах мирового сообщества, и несмотря на принимаемые меры, обстановка в стране с охраной труда и техникой безопасности по-прежнему остается напряженной.

Многие работодатели и руководители предприятий и организаций в погоне за прибылью в нарушение требований закона не создают на рабочих местах здоровые и безопасные условия труда, что порождает производственный травматизм. Более того, в ряде предприятий, преимущественно частной и смешанной форм собственности, допускаются случаи скрытия от учета и расследования несчастных случаев на производстве, в том числе нередко с тяжелым и смертельным исходом. В результате общее состояние с охраной труда на предприятиях и в организациях РФ продолжает оставаться крайне тревожным.

Таким образом, автор считает, что государственную политику по охране труда стоит развивать, определив конкретные механизмы реализации трудовых прав граждан, а также необходимо систематизировать нормы, регулирующие особенности отдельных категорий населения. Необходимо чтобы и для руководителей всех предприятий соблюдение правил охраны труда стало нормой. Чтобы работа по охране труда не выполнялась для «галочки», чисто формально, чтобы «отстал» инспектор. Чтобы финансирование этих работ не осуществлялось по остаточному принципу. Чтобы многие незначительные несчастные случаи не скрывались порой в угоду «хорошей» статистике.

Список использованных источников

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ) // СПС Консультант Плюс. 2014.

2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 02.04.2014, с изм. от 05.05.2014) // СПС Консультант Плюс. 2014.

3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 05.05.2014, с изм. и доп., вступ. в силу с 16.05.2014) // СПС Консультант Плюс. 2014.

4. Постановление Минтруда России от 22.01.2001 N 10 «Об утверждении Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях» (ред. от 12.02.2014) // СПС Консультант Плюс. 2014.

Литература:

5. Буянова М. О. Трудовое право в вопросах и ответах: Учебное пособие. М., 2009. С. 175.

6. Гусов К. Н. Трудовое право Российской Федерации в условиях перехода к рыночной экономике. М.: Приоритет, 2009.С. 199

7. Гусов К. Н., Толкунова В. Н. Трудовое право России. М.: Юристъ., 2010 С. 471.

8. Ершов В. В., Ершова Е. А. Международные трудовые стандарты и российское трудовое право // Трудовое право. 2008, № 5. С.12−19

9. Киселев И. Я. Трудовое право России. Историко-правовое исследование. М.: Юридическая литература, 2003. С. 178.

10. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Под. ред. С. А. Панина. М.: Новый Юристъ, 2009. С.255

11. Коршунов Ю. Н. Об охране труда. М., 2010. С. 163.

12. Луговой А. Защитить человека труда может только закон // Человек и труд. 2009, № 3. С.66−74

13. Миронов В. И. Законодательство о труде: теория и практика: Учебное пособие. М.: Юриспруденция, 2011. С.241

14. Молодцов М. В., Головина С. Ю. Трудовое право России. М.: Норма, 2011. С. 325.

15. Панина А. Б. Проблемы трудового права. М.: Новый Юристъ, 2012. С.112

16. Панина А. Б. Трудовое право: вопросы и ответы. — М.: Новый юрист, 2012. С.248

17. Шептулина Н. Н. Совершенствование законодательства об охране труда // Труды института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. 2011, № 11. С.13−17

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой