Реализация права на осуществление предпринимательской деятельности посредством государственной регистрации и лицензирования
Конституция разграничивает компетенцию различных государственных органов в сфере правотворчества и в соответствии с этим разграничением проводит дифференциацию источников права. Так, в соответствии со ст. 71 в ведении Российской Федерации находятся, в том числе, федеральная государственная собственность и управление ею, установление основ федеральной политики и федеральные программы в области… Читать ещё >
Реализация права на осуществление предпринимательской деятельности посредством государственной регистрации и лицензирования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
НЕГОСУДАРТСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВОСТОЧНАЯ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ (Академия ВЭГУ) ИНСТИТУТ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБРАЗОВАНИЯ Специальность 30 501 Юриспруденция Специализация — Гражданско-правовая
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Реализация права на осуществление предпринимательской деятельности посредством государственной регистрации и лицензирования Бурханова Евгения Борисовна Научный руководитель доцент Академии ВЭГУ
Грамацкая Светлана Ивановна УФА 2010 г.
1. ПОНЯТИЕ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Понятие и виды субъектов предпринимательской деятельности
- 1.2 Содержание права на осуществление предпринимательской деятельности
- 1.3 Источники правового регулирования предпринимательской деятельности
- 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕДУРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИТСРАЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- 2.1 Понятие и признаки государственной регистрации предпринимательской деятельности
- 2.2 Становление и развитие института государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
- 2.3 Правовое регулирование государственной регистрации предпринимательской деятельности
- 3. ОСОБЕННОСТИ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЕГО ВИДЫ
- 3.1 Понятие лицензирования предпринимательской деятельности
- 3.2 Особенности лицензирования предпринимательской деятельности в Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Башкортостан
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- ПРИЛОЖЕНИЯ
- ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы
исследования.
Предпринимательство — это специфическая система хозяйствования, главным субъектом которой является сам предприниматель, как носитель особых прав и обязанностей. Субъект предпринимательства в процессе своей деятельности стремится к максимально рациональному соединению материальных и человеческих ресурсов (интеллектуальных, трудовых и пр.), организует процесс производства, планирует и координирует его с учетом предпринимательского риска, ответственности и ожидаемой прибыли. Принципиальное отличие современного российского предпринимательства от существовавшего ранее заключается в том, что развиваться ему приходится в условиях формирующегося в России свободного рынка товаров, работ и услуг, а также бурных технических, научных, информационных преобразований в различных отраслях экономики.
На современном этапе укрепление предпринимательства стало не только важнейшей экономической задачей, но и целью социальной политики государства. С учетом длительного периода советской власти в стране, отсутствия нормативной базы и практической возможности для предпринимательства задача формирования в обществе устойчивого класса предпринимателей видится непростой. Для возрождения предпринимательской сферы, как наиболее значимой на этапе становления рыночной экономики в России, необходимым является формирование благоприятной правовой среды, способной послужить почвой для поэтапного развития российского предпринимательства.
Современное законодательство в предпринимательской сфере не представляет собой полноценную законченную систему норм, и скорее может характеризоваться как свод основных положений, не предусматривающий в себе все разнообразие и многогранность вопросов предпринимательства. Более того, данной нормативной системе характерны внутренние противоречия, а также не полное соответствие положениям других отраслей права, связанных с гражданским правом (конституционное, административное, семейное, налоговое, финансовое, бюджетное и иные). На сегодняшний день темпы совершенствования законодательства о различных сторонах предпринимательской деятельности не всегда соответствуют реальным потребностям экономики и права. В итоге экономика развивается и изменяется значительно более высокими темпами, нежели нормативно-правовая основа предпринимательства.
Формирование системы рыночной экономики в современной России требует не только комплексного изменения экономических форм хозяйствования, как основы реформирования, но и трансформации норм права, являющихся правовым полем для данных процессов. Необходимость принципиально нового осмысления рыночных хозяйственных отношений ставит перед исследователями задачу взвешенного и профессионального подхода к построению правового регулирования вопросов предпринимательства. При этом важно рассмотреть каждый экономический и правовой институт в отдельности и в их общей взаимосвязи, выявить оптимальные в существующих условиях формы регулирования.
Степень научной разработанности темы. В современный период появилось немало исследований — монографий, учебников, учебных пособий, статей, в которых анализируются различные аспекты предпринимательской деятельности.
Научную разработанность вопросы данной темы получили благодаря трудам современных ученых: В. В. Безбаха, М. И. Брагинского, В. В. Витрянского, И. В. Дойникова, В. А. Егиазарова, С. Э. Жилинского, В. В. Залеского, Г. М. Мелкова, Т. Н. Нештаевой, Б. И. Пугинского, Е. А. Суханова, Ю. К. Толстого, А. Е. Шерстобитова, З. М. Фаткудинова, В. Ф. Яковлева и др.
Цель и задачи исследования
. Основной целью исследования является анализ реализации права на осуществление предпринимательской деятельности посредством государственной регистрации и лицензирования.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
— изучить источники правового регулирования предпринимательской деятельности
— рассмотреть содержание права на осуществление предпринимательской деятельности.
— проанализировать понятие и виды субъектов предпринимательской деятельности
— исследовать особенности лицензирования предпринимательской деятельности в Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Башкортостан
— рассмотреть понятия лицензирования предпринимательской деятельности
— проанализировать правовое регулирование государственной регистрации предпринимательской деятельности
— раскрыть становление и развитие института государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
— изучить понятие и признаки государственной регистрации предпринимательской деятельности
Объект и предмет исследования. Объектом исследования выступают правовые отношения, возникающие в процессе реализации лицами своего права на занятие предпринимательской деятельностью посредством государственной регистрации и лицензирования. Предметом исследования является действующее российское законодательство, обеспечивающее правовое регулирование отношений, возникающих в связи реализации лицами своего права на занятие предпринимательской деятельностью, посредством государственной регистрации и лицензирования.
Теоретическая база исследования. В процессе исследования автором были изучены работы Б. М. Гонгало, СМ. Корнеева, К. И. Скловского, В. Р. Скрипко, К. Б. Ярошенко и др., в которых анализируются различные аспекты проблем предпринимательства в России.
Предпринимательская деятельность как предмет комплексного правового регулирования была рассмотрена в диссертационных трудах А. И. Голубничего, Е. П. Губина, И. И. Карабанова, С. Э. Корха, Ф. Г. Ручкиной, М. Ю. Челышева и др.
Методология исследования. Методологическую основу исследования составили общенаучные диалектические методы познания (материалистическая диалектика), включающие принципы объективности, системности, историзма, индукции, дедукции и др. Наряду с общенаучными методами познания применялись частнонаучные методы: формальноюридический, описательный, лингвистический, формально-логический, исторический, системно-правовой, сравнительно-правовой и другие.
Теоретическая и практическая значимость результатов исследования. Теоретические материалы исследования могут быть полезны при усовершенствовании положений гражданского законодательства РФ, регулирующего вопросы индивидуальной предпринимательской деятельности граждан, законодательства о регистрации субъектов предпринимательства и лицензировании отдельных видов предпринимательской деятельности. В частности, предлагается устранить выявленную в законодательстве коллизию между определением предпринимательской деятельности как самостоятельной и возможностью несовершеннолетних граждан вести предпринимательство с согласия законных представителей, путем императивного закрепления в ГК РФ и законодательстве о государственной регистрации предпринимателей момента возникновения у гражданина права быть зарегистрированным в качестве предпринимателя без образования юридического лица — с 18 лет.
Практические материалы работы и выводы, сделанные на их основе также могут быть применены на уровне исполнительной власти — в деятельности Правительства РФ, министерств и ведомств, а также самими предпринимателями.
Нормативная база исследования. В процессе работы исследовано отечественное гражданское законодательство, регулирующее реализацию права на осуществление предпринимательской деятельности посредством государственной регистрации и лицензирования, в первую очередь, Гражданский кодекс Российской Федерации. Изучены материалы судебной и арбитражной практики, постановления и определения Конституционного Суда Российской Федерации, материалы пленумов Верховного суда Российской Федерации.
Структура работы. Данная дипломная работа состоит из введения, трех глав, разделенных на восемь параграфов, заключения, списка литературы и приложения.
1. ПОНЯТИЕ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Понятие и виды субъектов предпринимательской деятельности
Предпринимательское право регулирует деятельность различных субъектов, вовлеченных в сферу предпринимательской деятельности, причем не все из них подлежат государственной регистрации или лицензированию. Субъектом предпринимательской деятельности является любое лицо, деятельность которого прямо или косвенно направлена на получение предпринимательского дохода и правовой статус которого регулируется предпринимательским правом. Таким образом, круг таких лиц чрезвычайно широк.
Согласно современному российскому законодательству предпринимательская деятельность (или предпринимательство) — это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от использования имущества — продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Содержание предпринимательства, границы его осуществления тесно связаны с формами и видами предпринимательской деятельности. В соответствии с принятой структурой процесса воспроизводства (производство, обмен, распределение, потребление) выделяют четыре главных сферы предпринимательства: производственная, коммерческая, финансовая и сфера потребления. Другие виды предпринимательской деятельности, например, инновационная, маркетинговая, включаются в состав четырех главных сфер предпринимательства (Приложение 1).
Предпринимательская деятельность может осуществляться: 1) путем непосредственного производства какого-либо товара, продукта или услуги; 2) путем производства посреднических функций по продвижению товара от продуцента к потребителю. [61, с. 101].
Предпринимательская деятельность — это особый вид деятельности, направленный на извлечение прибыли. Прибыль, которой основана на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее (Приложение 2).
Задачи предпринимательской деятельности и их решение, способствующие достижению поставленных целей, можно разделить на два направления. Первое направление — это комплекс задач, решение которых обеспечивает успех инновационной деятельности предпринимателя, второе направление — это комплекс задач, решение которых формирует эффективность процесса производства или посреднической деятельности, которые осуществлялись или же только стали осуществляться.
Предпринимательское право регулирует деятельность различных субъектов, вовлеченных в сферу предпринимательской деятельности, причем не все из них подлежат государственной регистрации или лицензированию. Субъектом предпринимательской деятельности является любое лицо, деятельность которого прямо или косвенно направлена на получение предпринимательского дохода и правовой статус которого регулируется предпринимательским правом. Таким образом, круг таких лиц чрезвычайно широк.
Субъекты предпринимательства различаются в зависимости от роли, выполняемой каждым из них в экономике. Наиболее распространенными являются коммерческие организации и индивидуальные предприниматели. Они играют наиболее важную роль в объединении и использовании капитала и иных видов материальных ресурсов.
Субъекты предпринимательства — это лица, правомочные осуществлять предпринимательскую деятельность. Для раскрытия понятия и статуса субъекта предпринимательской деятельности необходимо пройти две предшествующие ему ступени, а именно: уяснить суть понятий «субъект права» и «субъект гражданского права». Субъект права — самая широкая категория правоведения. В нее входят все участники общественных отношений, которые в соответствии с действующим законодательством способны быть носителями прав и обязанностей. Общая правосубъектность конкретизируется применительно к отдельным отраслям права, каждая из которых имеет свой «набор» отраслевых субъектов права. В конституционном (государственном) праве это, например, избиратели и депутаты, в трудовом — работодатели и работники, финансовом — налогоплательщики и налоговая служба, налоговая полиция, в уголовно-процессуальном — дознаватель, следователь, подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, осужденный и т. д.
Все возможные субъекты гражданского права, объединяемые единым понятием «лица», подразделяются на три группы.
Первая — физические лица, которые, в свою очередь, представлены тремя их разновидностями: граждане, иностранцы, лица без гражданства.
Вторая — юридические лица. Они могут быть российскими, иностранными и смешанными (совместными). Юридические лица учреждаются и действуют дифференцированно в рамках определенных организационно-правовых форм.
Третью группу составляют Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования. Физические и юридические лица могут быть участниками гражданско-правовых отношений в качестве предпринимателей или, не обладая этим качеством.
Физические лица (далее граждане) могут заниматься предпринимательством путем оформления индивидуальной предпринимательской деятельности. В установленных законом случаях (ч. 1 ст. 66 ГК РФ) гражданин может самостоятельно, один создать также юридическое лицо, и тогда на него будет распространяться режим последнего, о чем речь пойдет ниже.
Для приобретения статуса индивидуального предпринимателя гражданин должен обладать следующими общими признаками субъекта гражданского права:
а) правоспособностью (способность иметь гражданские права и нести обязанности);
б) гражданской дееспособностью (способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их);
в) иметь имя (фамилия, собственно имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая);
г) иметь место жительства (место, где гражданин проживает постоянно или преимущественно).
Главным в приведенных признаках является гражданская дееспособность. Правоспособность и иные признаки создают лишь необходимые предпосылки, возможность осуществления гражданином предпринимательской деятельности. Дееспособность же превращает возможность в действительность, в реальные предпринимательские отношения.
По признаку дееспособности граждане подразделяются на четыре группы:
а) недееспособные — малолетние до шестилетнего возраста, а также признанные судом, страдающими психическими расстройствами, не дающими возможность понимать значение своих действий или руководить ими. Они сами не вправе совершать юридически значимые действия. (ст. 37 ГК РФ);
б) не полностью дееспособные — малолетние в возрасте от 6 до 14 лет и несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет.
в) ограниченно дееспособные — признанные судом, злоупотребляющими спиртными напитками или наркотическими средствами, чем ставят свою семью в тяжелое материальное положение. Эти лица вправе совершать мелкие бытовые сделки.
г) полностью дееспособные. Они вправе самостоятельно заниматься любой предпринимательской деятельностью. Такая дееспособность наступает в трех случаях: с наступлением совершеннолетия — по достижении 18-летнего возраста; в случае, когда законом допускается вступление в брак до достижения 18 лет, гражданин, не достигший 18-летнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак; в результате эмансипации.
Юридические лица в отличие от физических являются «предметом неодушевленным» — организациями, которым присущи совершенно определенные юридически обязательные признаки. Примечательное отличие юридических лиц от физических состоит и в том, что юридические лица, как правило, в той или иной мере занимаются предпринимательством. Поэтому в рассмотрении статуса юридических лиц как субъектов предпринимательской деятельности необходимо четко уяснить, по крайней мере, два обстоятельства: первое — признаки юридического лица, по которым оно отличается от других организаций — не юридических лиц; второе — классификацию, группировку юридических лиц по степени и возможности их участия в предпринимательской деятельности.
В законодательстве и научной литературе уже давно ведется поиск однозначных признаков юридического лица. С практической точки зрения целесообразно эти признаки подразделить на две группы.
Первая группа — основополагающие признаки. Их четыре: наличие у организации обособленного имущества в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении; возможность от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, а также нести обязанности; возможность самостоятельно отвечать по своим обязательствам; возможность от своего имени выступать истцом и ответчиком в суде. Только все четыре признака, взятые вместе и одновременно наличествующие у организации, придают ей статус юридического лица.
Вторая группа — дополнительные признаки, производные от первых. Это, в частности, следующие признаки: организационное единство, предполагающее наличие у юридического лица четкой внутренней упорядоченности — органов управления, наделенных строго определенными полномочиями, разного рода структурных подразделений, предназначенных для выполнения функций юридического лица, и т. п.; обязательность иметь самостоятельный баланс или смету.
Классификация, группировка юридических лиц может проводиться по различным критериям. Для характеристики степени и самой возможности их участия в предпринимательской деятельности главным, исходным является правоспособность юридического лица. Для правового статуса гражданина, главным на практике является дееспособность. Если правоспособность у всех граждан одинакова и возникает с их рождением, то у юридических лиц даже в рамках одной организационно-правовой формы она бывает различной. Правоспособность юридического лица возникает с момента его государственной регистрации. Кроме того, на отдельные виды деятельности, определяемые законом, юридическим лицам необходимо получение специального разрешения — лицензии.
Конкретно к таким юридическим лицам относятся:
а) полные товарищества. Их участники — полные товарищи занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом.
б) товарищества на вере (коммандитные товарищества). Они объединяют две разновидности неодинаковых в правовом отношении участников: полных товарищей, осуществляющих предпринимательскую деятельность от имени товарищества и отвечающих по обязательствам товарищества всем своим имуществом; вкладчиков (коммандистов), которые несут риск убытков в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в предпринимательской деятельности товарищества;
в) общества с ограниченной ответственностью. Их участники несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.
г) общества с дополнительной ответственностью. Их участники солидарно несут субсидиарную ответственность по обязательствам общества своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами самого общества;
д) акционерные общества. Их участники несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Кроме Гражданского кодекса РФ правовое положение акционерных обществ определяется особыми Федеральными законами «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 г. и «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)» .
е) производственные кооперативы. Их члены несут по обязательствам кооператива субсидиарную ответственность в размерах и порядке, предусмотренных Федеральным законом «О производственных кооперативах» и уставом кооператива. Наряду с общим федеральным законом «О производственных кооперативах» действует Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации», устанавливающий статус одной из многих разновидностей производственных кооперативов — сельскохозяйственных кооперативах.
Особую разновидность коммерческих организаций составляют дочерние и зависимые хозяйственные общества. Хозяйственное общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное общество или товарищество в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом. Хозяйственное общество признается зависимым, если другое (преобладающее, участвующее) общество имеет более 20% голосующих акций акционерного общества или 20% уставного капитала общества с ограниченной ответственностью.
Во вторую группу входят юридические лица, наделенные специальной правоспособностью. Суть специальной правоспособности состоит в том, что ее обладатели могут иметь гражданские права, лишь соответствующие целям деятельности, предусмотренным в их учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Эту группу составляют:
а) коммерческие организации, которые в порядке исключения из общего правила не обладают общей правоспособностью (государственные и муниципальные унитарные предприятия и иные виды организаций, предусмотренные законом, например банки, страховые организации). Унитарные предприятия, а также другие коммерческие организации, в отношении которых предусмотрена специальная правоспособность, не вправе совершать сделки, противоречащие целям и предмету их деятельности, определенным законом или иными правовыми актами. Такие сделки являются ничтожными (ст. 168 ГК РФ).
б) некоммерческие организации (извлечение прибыли не является для них основной целью, а полученная прибыль не делится между участниками организации). К ним относятся: потребительские кооперативы (они — единственный вид некоммерческой организации, доходы которой, полученные от предпринимательской деятельности, распределяются между ее членами); общественные или религиозные организации (объединения); финансируемые собственником учреждения; благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы); другие организационно-правовые формы, предусмотренные законом.
правовой предпринимательский лицензирование регистрация
1.2 Содержание права на осуществление предпринимательской деятельности
В соответствии со ст. 34 Конституции РФ каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Право на ведение предпринимательской деятельности, на создание юридического лица входит в содержание правоспособности гражданина (ст. 18 ГКРФ). Будучи субъективным конституционным правом, право на осуществление предпринимательской деятельности представляет собой предоставленную лицу и обеспеченную законом (нормативными правовыми актами) меру возможного поведения, направленного на достижение преследуемых субъектом целей. В содержание права на осуществление предпринимательской деятельности входят предоставленные законодательством возможности для субъектов по использованию материальных и трудовых ресурсов в целях ведения предпринимательства по производству товаров (работ, услуг) и реализации их на рынке; по управлению бизнесом и получению прибыли.
Право на осуществление предпринимательской деятельности должно реализовываться в рамках границ, очерченных нормативными правовыми актами, содержащими как позитивные правила поведения, так и запреты, применяемые в данной сфере. Совокупность правил, приемов и способов государственного регулирования предпринимательской деятельности образует режим ее осуществления. Речь идет как об общем правовом режиме, распространяющемся на всех субъектов (например, регистрационный режим), так и о специальном режиме, под действие которого подпадает либо определенная часть субъектов предпринимательского права (например банки, биржи), либо субъекты, осуществляющие определенный вид деятельности (лицензионный режим).
Конституционное право на осуществление предпринимательской деятельности обеспечено гарантиями. Среди гарантий в первую очередь необходимо назвать возможность судебной защиты прав в случае их нарушения, равную защиту всех форм собственности, возможность ограничения прав только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства.
К гарантиям права на осуществление предпринимательской деятельности относят возможность свободного выбора:
— вида, сферы деятельности;
— территории осуществления деятельности;
— организационно-правовой формы деятельности.
— и иных государственных нужд и др.
Конституционное право отличается от иных отраслей тем, что оно в принципе не призвано регулировать общественные отношения. Конституция определяет фундамент права в стране, закрепляет принципы, основные положения, на которых основываются другие отрасли права. Закрепленные в Конституции постулаты должны развиваться, находить регулирование, конкретизироваться в соответствующих отраслях права. В частности, статьи 8, 9, 34, 35, 46, 53 Конституции касаются предмета регулирования гражданского права и находят соответствующее детальное регулирование в данной отрасли права. [1, с. 6].
К числу предпосылок конституционного права «на свободное использование способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности», видимо, могут быть отнесены:
а) конституционная правоспособность лица — потенциального субъекта предпринимательства (с образованием юридического лица или без такового);
б) наличие в экономической сфере широкого круга дозволенных видов предпринимательской деятельности [1, с. 10; 20, с. 22; 28 с. 122].
Реализация прав и свобод охватывает весь процесс их практического осуществления: от стадии общего состояния права, его провозглашения и закрепления в законе к стадии обладания и от нее — к стадии непосредственного пользования; конституционная правоспособность лица сама по себе не обеспечивает никакого реального блага, а лишь позволяет иметь предусмотренные законом субъективные права и обязанности, то есть выступает необходимой предпосылкой правообладания. На шаг вперед в реализации права отстоит собственно конституционное основное право, уже как реальное правообладание для конкретного лица (прежде всего гражданина). Будучи реальным носителем субъективного конституционного права на предпринимательство, гражданин России на протяжении всей своей жизни может так и не прибегнуть к его конкретной реализации и не стать предпринимателем. Другое дело — переход лица в плоскость осуществления конкретной предпринимательской деятельности, которому должно предшествовать приобретение этим лицом субъективного права на осуществление конкретной предпринимательской деятельности. В этой плоскости все конкретно: есть не только конкретный субъект, но и право на конкретную экономическую деятельность, соответствующую целям, которые провозглашает это лицо. Субъективное гражданское право на осуществление предпринимательской деятельности может принадлежать почти всем субъектам гражданского права, независимо от конституционной правоспособности того или иного субъекта, при этом ограничения в осуществлении этого права могут быть весьма серьезными для субъектов, на которых не распространяется гл. 2 Конституции РФ. Переход от стадии обладания правом к стадии непосредственного пользования этим правом возможен лишь при выполнении известных условий (предпосылок) [49, с. 30].
Таким образом, конституционное закрепление права на предпринимательство (также же как, скажем, и права частной собственности) не должно мешать его рассмотрению как гражданского субъективного, принадлежащего конкретному субъекту гражданского права при определенных условиях (предпосылках). При этом методологически неверно трактовать эти предпосылки как признаки самой предпринимательской деятельности.
К числу предпосылок возникновения субъективного права на осуществление предпринимательской деятельности, действующее гражданское законодательство относит, как правило, государственную регистрацию гражданина — в качестве индивидуального предпринимателя, а организации — в качестве юридического лица (ст.ст.2, 23, 51 ГК РФ). В порядке исключения — разрешение (лицензирование) отдельного вида предпринимательской деятельности (ст. 49 ГК РФ).
С государственной регистрацией закон связывает возникновение гражданской правосубъектности организаций как юридических лиц. (п. 2 ст.51 ГК РФ), а также предпринимательскую правосубъектность гражданина. Исключением являются учреждения представительной и исполнительной власти, суда и прокуратуры, которые не нуждаются в легитимации ввиду публичности своего правового статуса. К числу организаций, не нуждающихся в регистрации закон отнес также государственную корпорацию, создаваемую на основании федерального закона о конкретной корпорации (ст. 7.1 Федеральный закона «О некоммерческих организациях», с доп. внесен. Федеральным законом от 08.07.99 г. № 140-ФЗ). [16, с. 2].
Следует учитывать существующие в законодательстве запреты на регистрацию, адресованные отдельным группам лиц. Так, ст. 166 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» запрещает регистрировать физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя в течение года после его банкротства.
Наличие запрета не влияет на возможность физического лица образовать лицо юридическое и через него осуществлять предпринимательскую деятельность. Надо полагать, что конституционное право личности указанным запретом не затрагивается; ограничение касается субъективного гражданского права на конкретную предпринимательскую деятельность (ее форму) [64, с. 111].
1.3 Источники правового регулирования предпринимательской деятельности
Под источниками права понимают формы выражения норм права. Источниками предпринимательского права признаются нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие хозяйственные отношения.
Основным источником предпринимательского права является Конституция РФ. Она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применение на всей территории РФ. Законы и другие правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ.
Для предпринимательского права особое значение имеют те конституционные нормы, которые содержат отраслевые принципы. Кроме того, в Основном законе закреплены конституционные гарантии предпринимательства, конституционные ограничения.
Конституция разграничивает компетенцию различных государственных органов в сфере правотворчества и в соответствии с этим разграничением проводит дифференциацию источников права. Так, в соответствии со ст. 71 в ведении Российской Федерации находятся, в том числе, федеральная государственная собственность и управление ею, установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экономического развития, установление правовых основ единого рынка, основы ценовой политики, федеральные экономические службы, включая федеральные браки, гражданское, гражданско-процессуальное, арбитражно-процессуальное законодательство. В главе 8 Конституции РФ установлены основы местного самоуправления. Так, в ст. 130 сказано, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение население вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. [58, с. 116].
Гражданский кодекс РФ охватывает своим регулированием и предпринимательские отношения, и товарные отношения, направленные на удовлетворение потребительских нужд, прежде всего граждан. Некоторые его статьи регулируют не только частноправовые отношения публичного характера (например, нормы о конкуренции, национализации, правила о заключении договоров в обязательном порядке и др.). Вместе с тем в ряде случаев Гражданским кодексом РФ определяются внутрихозяйственные, внутрифирменные отношения. Кодекс содержит множество норм, регулирующих предпринимательство. Начиная от самого понятия предпринимательской деятельности, организационно-правовых форм ее осуществления, правового режима имущества предпринимателей и до предпринимательских договоров — все это представлено в ГК РФ. Обращает на себя внимание тот факт, что в некоторых случаях статьи Кодекса содержат принципиально различные нормы для предпринимателей и лиц, такой деятельностью не занимающихся (например, ст. 401) устанавливает различные основания ответственности, ст. 322 — различные нормы о солидарных обязательствах и др.).
Ведущую роль в системе источников предпринимательского права играют федеральные законы.
а) законы, регулирующие общие состояние определенного вида рынка, например Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» ;.
б) Законы, устанавливающие правовое положение субъектов, действующих на рынке, например Федеральные законы «Об акционерных обществах» и др.;.
в) законы, регулирующие отдельные виды предпринимательской деятельности, например Федеральные законы «О связи», «О рекламе» и др.;.
г) законы, совмещающие в себе сферы регулирования второй и третьей группы, то есть устанавливающие правовое положение субъектов, занимающихся каким-либо видом предпринимательства, например Федеральный закон «О банках и банковской деятельности и др.;.
д) законы, устанавливающие требования к предпринимательской деятельности, например Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» и др.
4. Подзаконные акты. В первую очередь это указы Президента РФ. Издаваемые Президентом акты не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Это требование ст. 90 Конституции РФ определяет подзаконность правотворческой деятельности Президента. Гарантией обеспечения законности нормативных актов Президента является право Конституционного Суда РФ рассматривать дела о конституционности этих актов. Акты, признанные неконституционными, утрачивают силу и не подлежат исполнению (ст. 125 Конституции РФ), например, Указ Президента РФ от 15.05.2008 № 797 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности» и др.
Постановления правительства РФ, изданные в соответствии с его компетенцией, также относятся к числу источников предпринимательского права. Акты Правительства в точном смысле их регулятивных возможностей должны издаваться в развитии и во исполнение законов.
Большой массив источников предпринимательского права — нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с их компетенцией. Среди этих актов наибольшее значение имеют акты органов, действующих непосредственно в экономической сфере, таких как Министерство финансов РФ, Министерство экономики РФ, Мингосимущества РФ, Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства и др. В некоторых сферах предпринимательства, например в сфере бухгалтерского учета, и отчетности, статистической отчетности, налогообложения наиболее детальное регулирование отношений обеспечивается именно актами данного уровня.
5. В практике регулирования хозяйственных отношений встречаются еще Постановления Верховного Суда РФ. Примером действующего акта такого рода может служить Постановление от 29 сентября 1994 г. № 7 «О Практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» от 06.02.2007 № 6.
Органы местного самоуправления также издают хозяйственно-правовые акты, опираясь на главу 8 Конституции РФ Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» .
Главные регулирующие возможности муниципальных образований и их органов связаны с правом собственности на принадлежащие им имущественные фонды.
9. Велика роль локальных нормативных актов, принимаемых самими хозяйствующими субъектами в целях регулирования собственной предпринимательской деятельности. Такие акты могут относиться как к деятельности предприятий в целом (Устав), так и к отдельным подразделениям предприятий, регулировать внутрихозяйственные отношения (Положение о филиале, представительстве). Режим коммерческой тайны в организации устанавливается локальным нормативным актом. Локальным актом является приказ об учетной политике предприятия, то есть выбранной им совокупности способов ведения бухгалтерского учета.
В современной теории права выражение «источник права» чаще используется в двух значениях: в материальном и формальном. В первом значении под ним понимается сила, создающая право. Такой силой, прежде всего, является власть государства, которая реагирует на потребности общества, развитие общественных отношений и принимает соответствующие правовые решения. Во втором (формальном) значении под источником права понимается форма выражения государственной воли. Это понятие источника имеет значение емкости, в которую заключены юридические нормы. Именно последнее значение источника права преобладает в учебной и научной литературе.
Обычно в теории и истории источников (форм) права применительно к Российской Федерации принято говорить о трех ее видах: о правовом обычае, нормативном договоре и нормативном акте. Вместе с тем не надо забывать о применении на территории Российской Федерации норм международного права и международных договоров (ст. 7 ГК).
Нормативный правовой акт — основной источник права России в целом и предпринимательского в частности. Официальная доктрина не признает индивидуальные акты, которые рассчитаны на конкретный случай и обращены к отдельным лицам, в качестве источника права.
Нормативный договор как источник предпринимательского права. Прежде всего следует отметить, что от нормативного договора необходимо отличать гражданско-правовой договор, в том числе публичный договор. Гражданско-правовой договор есть вид сделки (ст. 154 ГК), индивидуальный правовой акт. В этом качестве гражданско-правовой договор не обладает такими свойствами права, как нормативность и общеобязательность. По этой причине нельзя полностью согласиться с распространенным в литературе мнением о том, что источником права является нормативный договор. В большинстве случаев договор играет роль индивидуального регулятора общественных отношений. [35, с. 46].
Причем сказанное относится в равной степени и к публичным договорам в области гражданского права. В силу ст. 426 ГК публичный договор — это договор, заключаемый коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанность по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которую такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится. По общему правилу цена товаров (работ, услуг), а также иные условия публичного договора одинаковы для всех потребителей.
Таким образом, публичный договор относится к разновидности гражданско-правового договора, хотя и содержит элементы публичного права. Поэтому вряд ли можно признать верным утверждение В. С. Нерсесянца о том, что нормативно-правовое значение (в смысле источника права) имеет так называемый публичный договор. [63, с. 156].
Положения публичного договора распространяются на неопределенное множество лиц и обязательны для сторон всех конкретных договоров, которые могут быть заключены на основе общих правил (норм) соответствующего публичного договора.
В данном случае произошло, на наш взгляд, смешение разных понятий — «публичного договора» и «публичной оферты». Именно положения (существенные условия) последней распространяются на неопределенное множество лиц, т. е. на тех, кто отзовется (п. 2 ст. 437 ГК).
Публичный договор представляет собой конкретный гражданско-правовой договор, заключенный между коммерческой организацией и потребителем (например, договор банковского вклада). От публичного договора, юридическая конструкция которого очерчена ст. 426 ГК, надо отличать публично-правовой договор, используемый в конституционном (государственном), административном, финансовом, бюджетном, налоговом и других отраслях публичного права.
Нормативный характер договор приобретает при его заключении между государствами. Так, в силу ст. 7 ГК общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с Конституцией РФ составной частью правовой системы Российской Федерации. Более того, международные договоры Российской Федерации применяются к отношениям, указанным в п. 1 и 2 ст. 2 Кодекса, непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта. Если международным договором установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила договора. [44, с. 85].
И, наконец, правовой обычай как источник предпринимательского права. Правовой обычай — это неоднократно и достаточно широко применяемое правило поведения, отражающее правовое содержание общественных отношений, которому придана форма позитивного права. Эти свойства правового обычая отличают его от традиций, обыкновений и заведенного порядка. Разновидностью правового обычая являются обычаи делового оборота. В Гражданском кодексе РФ (ст. 5) дано определение обычаев делового оборота в какой-либо области предпринимательской деятельности.
Обычай — это правило поведения, которое основано на длительности его применения. Близким к понятию «обычай» является понятие «традиция» (ч.1 ст. 131 Конституции РФ).
В сфере предпринимательства правовые обычаи признаются источником права. Правовой обычай создается, таким образом, в результате сложения двух элементов: внутреннего — т. е. соблюдение сложившегося правила участниками гражданского оборота, и внешнего — т. е. в результате придания обязательной силы путем прямого указания об этом в правовых нормах.
В Гражданском кодексе РФ более широко используется понятие «обычное» в самых различных нормах, посвященных, как правило, договорному регулированию (ст. 309, п. 1 ст.424, п. 2 ст.469, п. 2 ст.478 и т. д.). [2, с. 125].
Правовой обычай в области предпринимательской деятельности называется обычаем делового оборота.
Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе (п. 1 ст.5 ГК РФ). В ряде статей ГК РФ содержатся отсылки к обычаям делового оборота (ст. 309, 311, 314, 315, 474, 478, 508, 848, 867, 992, 998 и т. д.).
Обычай делового оборота понимается как общее правило, не выраженное в законе, но подлежащее применению в качестве диспозитивной нормы, если, конечно, иное прямо не будет установлено законом или соглашением сторон.
Практика арбитражных судов свидетельствует о том, что при заключении внешнеэкономических контрактов их участники нередко ссылаются на общепризнанные обычаи торгового оборота.
Обыкновение — это также сложившееся правило, но, в отличие от обычая делового оборота, стороны при заключении договора непосредственно связывают друг друга необходимостью руководствоваться этим правилом.
С.Э. Жилинский рассматривает обычай делового оборота как юридическую норму, подпадающую под категорию общего регулирования, а обыкновение — как не являющееся нормой права. Обыкновение считается входящим в состав волеизъявления сторон по сделке в случае соответствия их намерениям [52, с. 235].
Таким образом, обычай существует независимо от сторон, заключающих договор, и применяется в качестве общего правила (если стороны не договорились об ином или иное не установлено в законе); в то время как деловые обыкновения применяются, если в договоре стороны прямо договорились об этом либо если договор позволяет предположить намерение сторон руководствоваться тем или иным обыкновением. Деловое обыкновение представляет собой подразумеваемое условие договора. Если такого условия в договоре нет, обыкновение не учитывается как обязательное правило.
Вывод. Под предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая частными лицами, предприятиями или организациями по производству, оказанию услуг, приобретению и продаже товаров в обмен на другие товары или деньги к взаимной выгоде заинтересованных лиц, предприятий, организаций.
Субъектом предпринимательства могут быть как отдельные частные лица, так и объединения партнеров.
Для формирования предпринимательства необходимо создать определенные экономические, социальные и правовые условия.
Предпринимательство различается по видам и формам. По виду (или назначению) предпринимательскую деятельность можно подразделить на производственную, торговую, посредническую, консультационную, финансовую и др. По формам собственности имущество может находиться в частной, государственной, муниципальной собственности, а также в собственности общественных объединений (организаций).
Источниками предпринимательского права являются Конституция РФ Федеральные законы, законодательные акты (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, приказы, инструкции министерств и ведомств РФ) и обычаи делового оборота.
Особое значение для системы источников предпринимательского права имеют судебная практика и руководящие разъяснения пленумов. Именно в судебной практике можно найти правовую опору для ограничения произвола исполнительной власти и эйфории законодателей.
- II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕДУРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- 2.1 Понятие и признаки государственной регистрации предпринимательской деятельности
- Одним из основных условий осуществления предпринимательской деятельности является государственная регистрация ее субъектов.
- Прохождение данной процедуры необходимо для подтверждения легитимности функционирования конкретного лица в хозяйственном обороте. Придавая регистрации общеобязательный характер, государство преследует не только цели контроля за законностью создания, реорганизации и ликвидации предприятии, но и полного первичного учета участников предпринимательской деятельности, а также сбора данных об их правовом, имущественном и организационном положении.
- Обязательность осуществления государственной регистрации вновь создаваемого юридического лица отражена в нормах действующего законодательства Российской Федерации. В соответствии с п. 1 ст. 51 части первой Гражданского кодекса РФ «Государственная регистрация юридических лиц» юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации. Согласно п. 2 ст.51: Юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц. [2, с. 69].
- С этого же момента согласно п. 3 ст. 41 части первой ГК РФ возникает правоспособность юридического лица, т. е. возможность иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности данного юридического лица, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. [64, с. 155].
- Значение института государственной регистрации для предпринимателя трудно переоценить. Так, например, единый реестр юридических лиц, позволяет заинтересованному лицу получить достоверные сведения о прошедших государственную регистрацию юридических лицах. Таким образом, обеспечивается возможность получения дополнительной информационной поддержки организаций при выборе ими контрагентов для заключения договоров в процессе осуществления предпринимательской деятельности.
- Институт государственной регистрации также способствует устойчивости экономического оборота, поскольку подлежат обязательной регистрации все изменения в учредительных документах, в том числе и сведения о руководителях юридических лиц.
- Государственная регистрация организаций, имеющих право ведения предпринимательской деятельности, осуществляется федеральным органом исполнительной власти (далее — регистрирующий орган). Постановлением Правительства РФ от 17 мая 2002 г. № 319 установлено, что Министерство Российской Федерации по налогам и сборам является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим начиная с 1 июля 2002 г. государственную регистрацию юридических лиц, а с 1 января 2004 г. и индивидуальных предпринимателей (согласно Закону «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц» .
- Действующим законодательством Российской Федерации определен так называемый нормативно-явочный порядок образования юридических лиц, когда регистрирующий орган только проверяет соответствие представленных заявителем учредительных документов и действий учредителей нормам права, но не наделен полномочиями рассматривать вопросы о целесообразности или полезности вновь создаваемого юридического лица. Порядок образования юридического лица и требования, которым должны удовлетворять действия учредителей, как и требования к учредительным документам, установлены законодательством об отдельных видах юридических лиц, их организационно-правовых формах.