Нейропсихологическая диагностика особенностей мышления неуспевающих младших школьников
![Диссертация: Нейропсихологическая диагностика особенностей мышления неуспевающих младших школьников](https://westud.ru/work/2875346/cover.png)
Диссертация
В современных классификациях (МКБ-10, DSM-V) и предшествующих им DSM-III-R и DSM-IV, расстройства школьных навыков обозначаются в качестве специфических расстройств развития, т. е., дизонтогенетических расстройств. Это расстройства, при которых нормальное приобретение навыков нарушено с ранних стадий развития. Они не являются следствием отсутствия благоприятной возможности для обучения или… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Литературный обзор
- 1. 1. Психология мышления. И
- 1. 1. 1. Структура мыслительной деятельности
- 1. 1. 2. Виды мышления
- 1. 2. Нейропсихология мышления
- 1. 3. Онтогенез мышления и особенности мыслительной деятельности ребенка младшего школьного возраста
- 1. 3. 1. Онтогенез мышления
- 1. 3. 2. Основные черты мышления дошкольника
- 1. 3. 3. Особенности мыслительной деятельности ребенка младшего школьного возраста
- 1. 4. Причины школьной неуспеваемости и нейропсихология детского возраста
- 1. 4. 1. Проблема школьной неуспеваемости
- 1. 4. 2. Причины школьной неуспеваемости
- 1. 4. Нейропсихологические причины школьной неуспеваемости
- 1. 4. 4. Нейропсихологический подход к изучению трудностей школьного обучения
- 1. 1. Психология мышления. И
Список литературы
- Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учебное пособие//Под ред. Л. С. Цветковой, М.:МПСИ- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2001.-272с.
- Алексеев К.И. Понимание и распознавание метафоры детьми 8−10 лет //Вопросы психологии, — 2001.-№ 3, — с.37−39
- Ананьев Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом // Известия АПН РСФСР. 1950. Вып.70
- Анохин П.К. Функциональная система // Ежегодник ВМЭ. М., 1968.
- Артемьева Е.Ю. Психология субъективной семантики. М.: 1980
- Атлас «Нервная система человека. Строение и нарушения». Под редакцией В. М. Астапова и Ю. В. Микадзе. Исправл. и дополненное издание. М.: ПЕР СЭ, 2001. — 72с.
- Ахутина Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция. М., МПСИ, 2001, с. 7 20.
- Ахутина Т.В. Нейропсихология индивидуальных различий детей как основа использования нейропсихологических методов в школе //в сб.1 международная конференция памяти А. Р. Лурии п/ред. Е. Д. Хомской, Т. В. Ахутиной, Москва, 1998, с 201−207.
- Ахутина Т.В., Пылаева Н. М. Нейропсихологический подход к коррекции трудностей обучения. В кн. Нейропсихология сегодня. Под ред. Е. Д. Хомской, МГУ, 1995 С. 160−170
- Ахутина Т.В., Пылаева Н. М. Диагностика развития зрительно-вербальных функций: Учебное пособие для студ. высш. учебн. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 64с.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
- Безруких М.М., ФарберД.А. Теоретические аспекты изучения физиологии развития ребенка. Физиология развития ребенка (теоретические и прикладные аспекты) / под ред. М. М. Безруких, Д. А. Фарбер. М., 2000.
- Безруких М.М., Мачинская Р. И., Сугробова Г. А. Дифференцированное влияние функциональной зрелости коры и регуляторных структур мозга на показатели познавательной деятельности у детей 7−8 лет. Физиология человека, 1999, Т.25 № 5, С.14−21.
- Безруких М. М. Почему учиться трудно
- Белоус В.П. Значение условности в формировании способов логического мышления у дошкольников //Вопросы психологии, 1978, № 4.
- Богоявленский Д.Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе.- М., 1959.
- Богус Н.Б. Развитие умственных способов у младших школьников. Майкоп, 2002, 98с.
- Брудный А.А. Бессознательные компоненты в понимании текста. //Бессознательное- в 4-х т./под общ. ред. А. С. Прангишвили, А. Б. Шерозия, Ф. В. Басина. Т. З Тбилиси, 1978.
- Брунер Дж. Психология познания. М.: 1977.
- Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование /в кн. Субъект: мышление, учение, воображение: Избранные психологические труды М.: Изд-во МПСИ- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. -408с.
- Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение /в кн. Субъект: мышление, учение, воображение: Избранные психологические труды М.: Изд-во МПСИ- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003.-408с.
- Вахрушев Н.Н. Понимание и усвоение школьниками 2, 3, 4 классов некоторых форм дедуктивного умозаключения // Лен. гос. пед. институт им. Герцена /Ученые записки, Т. 159.- Л., 1959, с.97−133.
- Веденов А.А. Моделирование элементов мышления,— М.:Наука, 1988. 160с.
- Веккер Л.М. Психические процессы в 2 т. Л. 1974−1976.
- Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М., 1982.
- ВенгерЛ.А. Ибатуллина А. А. Соотношение обучения, психического развития и функциональных особенностей созревающего мозга. Вопросы психологии. 1989 № 2.
- Венгер А.Л., Цукерман Г. А. Психологическое обследование младших школьников. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. — 160 с.
- ВизельТ.Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов / Т. Г. Визель. М.: ACT: Транзиткнига, 2006. — 348 с.
- Выготский Л.С. Мышление и речь. М.,
- Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М.: 1956.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти т. М.:1982
- Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий. М., 1959.
- Гальперин П.Я. Языковое сознание и некоторые вопросы взаимоотношения языка и мышления //Вопросы философии. 1977. № 4.
- Голод В.И. Особенности переработки зрительной информации у детей младшего школьного возраста //Дефектология, 2002 № 2
- Гольдберг Э. Управляющий мозг. М., 2003.
- Горбачевская Н.Л., Якупова Л. П., Кожушко Л. Ф., Симерницкая Э. Г. Нейробиологические причины школьной дезадаптации. Физиология человека, 1991 Т. 17, № 5 С.72−80.
- Гончаров О.А. Нейропсихологический анализ нарушения зрительного восприятия у детей с локальным поражением головного мозга. Дисс.канд. псих. Наук, С-Пб. 1998.
- Густяков Н.А. Формирование дедуктивных доказательств у младших школьников. Дисс.канд. псих. наук-М., 1973,126с.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1972.
- Давыдов В.В. Младший школьный возраст/Психологическое развитие младших школьников / В.ВДавыдов. М: Педагогика, 1990. — С. 73
- Давыдов В.В. Основные проблемы возрастной и педагогической психологии на современном этапе развития образования / В. В. Давыдов //Вопросы психологии. 1979. — № 4. — С. 3 -15
- Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М., 2000.
- Давыдов В.В., Д.Б. Эльконин Интеллектуальные возможности младших школьников и содержание обучения //в кн. Возрастные возможности усвоения знаний. М., 1966.
- Давыдова Е.Ю., Горбачевская Н. Л., Якупова Л. П. Связь нейропсихологических показателей памяти с успешностью и типом обучения.- 1-я Международная конференция памяти А. Р. Лурия, Тезисы докладов, М. Изд-во РПО, 1997, 144 е., с.29
- ДоблаевЛ.П. Вопросы психологии понимания учебного текста / Л. П. Доблаев. Саратов, Изд-во Сарат. ун-та, 1965. — 92 с.
- Доблаев Л.П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания / Л.ПДоблаев. М.: Педагогика, 1982. — 176 с
- Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. М.: ИНФРА-М, 1997.
- Дружинин В.Н. Метафорические модели интеллекта// Психологический журнал. 1999. -Т.20, № 6.
- Дункер К. Психология продуктивного (творческого) мышления / К. Дункер // Психология мышления. Под ред. A.M. Матюшкина. М.: 1965. С. 50.
- Егоров Т.Г. Психология овладения навыком чтения. М., 1958.
- Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников отстающих в развитии. М.: Педагогика, 1973.
- Ениколопова Е.В. Динамические характеристики психических процессов и их роль в нейропсихологической диагностике. I Международная конференция памяти А.р. Лурия с.131−137
- ЕрицянМ.С. Особенности дедуктивных умозаключений школьников 1−4 классов //Психологические проблемы неуспевающих школьников /под ред. М. А. Менчинской, М., 1971, с.82−96.
- Ерицян Н.А., Погосян Р. А. Методы изучения психологии дедуктивно-умозаключающего мышления.//Вопросы психологии, 1985, № 3, с. 108−112.
- Жуйков С.Ф. Особенности интеллектуальной деятельности учащихся в условиях развивающего обучения русскому языку, //в кн. Типические особенности умственной деятельности младших школьников.-М., 1968, с.177−231.
- Жинкин Н.И. Речь как проводник информации М.: Наука, 1982.
- Жинкин Н. И Интеллект, язык и речь // Нарушения речи у школьников. М., 1972.
- Заваденко Я.Я., А.С. Петрухин, Т. Ю. Успенская, Я. Г. Манелис, Я. Ю. Суворинова, Т. X. Борисова Клинико-психологические исследование школьной дезадаптации: её основные причины и подходы к диагностике. Неврологический журнал № 6 1998.
- Зак А. З. Развитие теоретического мышления у младших школьников М., 1984.
- Зак А. З. Как определять различия в мышлении детей 6−10 лет. М.: МПСИ- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1999.-144с.
- Запорожец А.В. Избранные психологические труды: в 2 т. М., 1986.
- Запорожец А.В. Проблема генезиса функций и структуры перцептивных действий// Третий Всесоюзный съезд Общества психологов СССР. Т. 1. М., 1968. С. 123
- Зверева С.В. Специфика отражения времени и нарушения речемыслительных функций у детей 7−9 летс расстройствами речи в сравнении с нормативными вариантами развития. Дисс.канд. псих, наук, 1. С-Пб., 1998.
- Зейгарник Б.В. Патология мышления / Б. В. Зейгарник. М.: Изд-во МГУ. 1962.-244 с.
- Зинченко В.П. Образ и деятельность. М.: МПСИ- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1997.
- Зинченко В.П. Мышление как действие / В. П. Зинченко // Прикладная психология. 2001. — № 3. -С. 1 -18.
- Зинченко В.П. Размышления о развитии мышления / В. П. Зинченко // Прикладная психология. -2001.-№ 1.-С. 1−18.
- Знаков В.В. Понимание в познании и общении. М., 1994.
- Ильясов И.И. Структура процесса учения. М., 1986.
- Ильясов И.И. Система эвристических приемов решения задач. М., 1992.
- Исследование мышления в советской психологии. М., 1966.
- Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М.:Педагогика, 1981.
- Клочко В.Е. Саморегуляция мышления и её формирование. Караганда, 1987.
- Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма. СПб.: Речь, 2003 — 330с.
- Корсакова Н.К., Микадзе Ю. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция младших школьников. М., 1994.
- Корсакова Н.К., Микадзе Ю. В., Балашова Е. Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей обучения у младших школьников. М., 1997.
- Корсакова Н.К., Московичюте Л. И. Клиническая нейропсихология. М., 1988,2003.
- Косма Т.В. Мышление младших школьников. Автореф. дисс.канд. псих. наук. Киев, 1969,46с.
- Красовская О.Л. О нарушениях зрительно-перцептивных функций при очаговых поражениях мозга в детском возрасте //Проблемы медицинской психологии/ под ред. А. Н. Леонтьева, Е. Д. Хомской, Е.Ю. Артемьевой- М.: Изд-во МГУ, 1980
- Крылова Н.В. О психологии дедуктивного умозаключения младших школьников, дисс.канд псих.наукМ., 1970, 152с.
- Кулаковский Ю.В. Возрастные особенности мозговой организации вербальной деятельности у школьников 7 и 10 лет: автореф. дисс. мед. наук. М., 1997.
- Курганский А.В., Ахутина Т. В. Трудности в обучении и серийная организация движений у детей 6−7 лет. Вестник Моск. Ун-та, серия 14, Психология, 1996, № 2, с.58−65.
- КятоваМ.К. Развитие вербально-логического мышления обучаемых в процессе формирования когнитивного понимания текста. Дисс. канд. пед. наук, Майкоп, 2004.
- Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у детей М., 1983.
- Лебединский В.В. Проблема развития в норме и патологии //в сб.1 международная конференция памяти А. Р. Лурии п/ред. Е. Д. Хомской, Т. В. Ахутиной, Москва, 1998, с 193−200.
- ЛевиноваЛ.А. Особенности суждений детей при ориентировки на отношения величин.//Психолого-педагогические проблемы обучения и воспитания.-Душанбе, 1974, 138с.
- Леонтьев А.А. Деятельный ум (Деятельность, знак, личность). М.: Смысл, 2001. 392с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., Политиздат, 1975. 304с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1981, 584с.
- Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические сочинения. В 2 т.-М.: Педагогика, 1983.
- Леонтьев Д.А. Три грани смысла. // в кн. Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии: школа А. Н. Леонтьева / Под ред. А. Е. Войскунского, А. Н. Ждан, O.K. Тихомирова. М.: Смысл, 1999.-с.299−331.
- Леонтьев Д.А. Введение в психолоингвистику, М.: Смысл, 2002
- Лобные доли и регуляция психических процессов / под ред. А. Р. Лурии, Е. Д. Хомской М., 1966
- Логинова Е.С. Психофизиологическая структура вербального и невербального интеллекта детей 6−7 и 9−10 лет с разной успешностью обучения. Дисс.канд. биол. наук, М., 2003 г.
- Лурия А. Р. Варианты «Лобного синдрома»
- Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных повреждениях мозга. М., 2000. С.505
- Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. Учебн. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2002. -384с.
- Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. СПб.: Питер, 2004.- 320с.
- Лурия А.Р. Язык и сознание. М.: Изд-во МГУ, 1998. с 336.
- Лурия А.Р., Цветкова Л. С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе. -М., 1997.
- Лурия А. Р, Цветкова Л. С. Нейропсихологический анализ решения задач.
- Люблинская А.А. О построении метода изучения умственного развития детей, //в кн. Вопросы мышления детей Л., 1962.
- Максименко М.Ю., КовязинаМ.С. Пособие для практических занятий по нейропсихологической диагностике, М.:Теревинф, 1998.
- Маланов С.В. Психологические механизмы мышления человека: мышление в науке и учебной деятельности: Учеб. Пособие. М.: Изд-во МПСИ- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2004. — 480с.
- Мамардашвили М.К. Формы и содержание мышления /М.К.Мамардашвили. М., 1968. — С. 19.
- Манджавидзе Л.Г. Психологические особенности ориентации детей в отношениях объектов. Дисс.канд. псих, наук, М., 1974,138с.
- МанелисН.Г. Сравнительный нейропсихологический анализ формирования высших психических функций у здоровых детей и у детей с аутистическими расстройствами. Дисс. на. канд. психологических наук, МГУ, 2000.
- МанелисН.Г. Нейропсихологические закономерности нормального развития// Школа здоровья Т.6,№ 1, 1999.
- Матасов Ю.Т. Развитие мышления умственно отсталых школьников. Дисс. док. псих. наук. СПб. 1997.
- Мачинская Р.И., Лукашевич И. П., Фишман М. Н. Динамика электрической активности мозга у детей 5−8 летнего возраста в норме и при трудностях в обучении. Физиология человека, 1997 Т.23 № 5 с.5−11.
- Меликян З.А. Особенности переработки зрительно-пространственной информации у детей в норме и с ЗПР. Автореф. дисс.канд. псих. наук. М. 2002.
- Менчинская Н.А. Развитие логического мышления в процессе обучения счету и арифметическим действиям //Развитие логического мышления в процессе обучения в начальной школе., М. 1956.
- Менчинская Н.А. Проблемы обучения и развития / в кн. Н. А. Менчинская Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка / под ред. Е. Д. Божович. М.: Изд-во «Институт практической психологии" — Воронеж: Изд-во НПО «МОДЕК», 1998. -448с.
- Микадзе Ю.В. Нейропсихологический анализ формирования психических функций у детей //в сб.1 международная конференция памяти А. Р. Лурии п/ред. Е. Д. Хомской, Т. В. Ахутиной, Москва, 1998, 225−230с.
- Микулинская М.Я. Уровни понимания предложения и их диагностика // Вопросы психологии. -1983. № 4. — С.54−60.
- Мурачковский Н.И. Как предупредить неуспеваемость школьников. Минск, 1977.
- Натадзе Р.Г. К онтогенезу формирования понятия. Тбилиси, 1976.
- Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления (формирование элементов научного мышления у ребенка) / Л. Ф. Обухова. М.: Изд-во МГУ, 1972.
- Овчинникова Т.Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция.- М.: Академический Проект, 2001.- 192с.
- Особенности познавательных процессов младших школьников и вопросы индивидуализации обучения /Сб. трудов М., 1973.
- Павлова К.Г. Особенности мыслительной деятельности учащихся в процессе усвоения грамматики, //в кн. Типические особенности умственной деятельности младших школьников. М., 1968, с.125−176.
- Полонская Н.Н., Яблокова Л. В. Функция программирования и контроля и успешность обучения у первоклассников //в сб.1 международная конференция памяти А. Р. Лурии п/ред. Е. Д. Хомской, Т. В. Ахутиной, Москва, 1998,231−238с.
- Пономарев Я.А. Умственное развитие В кн. Пономарев Я. А. Психология творения. М.:МПСИ- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЕК», 1999. -480с.
- Пономарев А.Я. Психология творчества. М.: Наука, 1976.
- Прибрам К Языки мозга: парадоксы и принципы нейропсихологии /- М.: Прогресс, 1975.
- Прохоров А.О. Семантические пространства психических состояний. Дубна: Феникс+, 2002 -280с.
- Пчелко А.С. Развитие логического мышления в процессе решения задач // Развитие логического мышления в процессе обучения в начальной школе., М. 1956.
- Пылаева Н.М., Ахутина Т. В. Методика развития навыков программирования и контроля на основе счетного ряда. М., 1997.
- Развитие учащихся в процессе обучения (I-II классы). /Под ред. Л.В. Занкова-М., 1963.
- Рождественский Н.С. Развитие логического мышления на уроках грамматики // Развитие логического мышления в процессе обучения в начальной школе., М. 1956.
- РожковаЛ.А. Специфика реорганизации ритмичной активности мозга при восприятии невербальной информации у детей с речевой патологией. Физиология человека, 1997 Т.23, № 5, С.12−20.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. Т. I. М.: Педагогика, 1989. — 488с.
- Румянцева Л.И. Особенности процесса сравнения у младших школьников, //в кн. Типические особенности умственной деятельности младших школьников. М., 1968, с.12−71.
- Сантана Р.А. Нейропсихологический анализ школьной неуспеваемости в начальный классах. Дисс. на. канд. психологических наук, МГУ, 1991
- Семенова М.А. Критерии сформированности научных понятий у младших школьников //Развитие основ рефлексии мышления школьников в процессе учебной деятельности/ Под ред. В. В. Давыдова и В. В. Рубцова М., 1995 — с.66−85.
- Семенович А.В., Архипов Б. А., Фролова Т. Г., Исаева Е. В. О формировании межполушарного взаимодействия в онтогенезе //в сб.1 международная конференция памяти А. Р. Лурии п/ред. Е. Д. Хомской, Т. В. Ахутиной, Москва, 1998, 215−224с.
- Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. М.: Генезис, 2007. — 474 с.
- Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста: Учебное пособие. М.: Генезис, 2005.-319 с
- Семенович А.В., УмрихинС.О., Цыганок А. А. Нейропсихологический анализ школьной неуспеваемости среди учащихся массовых школ. Журнал ВНД, Т.42, 1992 Вып.4 с.655−663
- Семенович А.В., Цыганок А. А. Нейропсихологический подход к типологии онтогенеза.// В кн. Нейропсихология сегодня. Под ред. Е. Д. Хомской, МГУ, 1995 с. 170−184
- Е.В.Сидоренко Математические методы обработки в психологии.- СПб.: ООО «Речь», 2001. -350с.
- Симерницкая Э.Г. Нейропсихологическая диагностика и коррекция школьной неуспеваемости. В кн. Нейропсихология сегодня. Под ред. Е. Д. Хомской, МГУ, 1995 с154−160
- Симонов П.В. Избранные труды. М., 2004.
- Скворцов И.А., Адашинская Г. А., Нефедова И. В. Модифицированная методика нейропсихологической диагностики и коррекции при нарушении развития высших психических функций у детей. Учебно-методическое пособие, — М.: Тривола, 2000. 50с.151. Соловьев ИМ. 1966
- Солсо P.JI. Когнитивная психология. -М., 1996.
- Тихомиров O.K. Психология мышления: Учебное пособия для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002, 288с.
- ФарберД.А., Бетелева Т. Г., Дубровинская Н. В., Мачинская Р. И. Нейрофизиологические основы динамической локализации функций в онтогенезе //в сб.1 международная конференция памяти А. Р. Лурии п/ред. Е. Д. Хомской, Т. В. Ахутиной, Москва, 1998,208−214с.
- ФарберД.А., Дубровинская Н. В. Мозговая организация когнитивных процессов в дошкольном возрасте. Физиология человека, 1997 Т.23 № 2 С. 25−32.
- ФарберД.А., Дубровинская Н. В. Функциональная организация развивающегося мозга (возрастные особенности и некоторые закономерности). Физиология человека, 1991 Т.17,№ 5
- Филь В.А. Особенности доказательств у учащихся 1−3 классов. Автореф. Дисс. канд. псих. наук. Одесса, 1971,28с.
- Хомская Е.Д. Нейропсихология: Учебник, М.:УМК «Психология», 2002.-416 с.
- Цветкова Л.С. К вопросу о методах исследования детей с задержкой психического развития в диагностических целях //Журн. Дефектология. 1971. — № 3.
- Цветкова Л.С. Мозг и интеллект. М., 1995 с.304
- Цветкова Л.С. Методика диагностического нейропсихологического обследования детей. М., 1997, 1998, 1999.
- Цветкова Л.С. Нейропсихология и афазия: новый подход., Москва-Воронеж, 2000 С.589
- Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. Москва-Воронеж, 2000. С.299
- Цетлин B.C. Неуспеваемость школьников и её предупреждение. М., Педагока, 1977.
- Челышева М.В. Особенности нейропсихологических синдромов у детей с локальнымипоражениями головного мозга в разные возрастные периоды.. Автореф. дисс. канд. псих, наук, 1. МГУ, 2005.
- Чуприкова Н.И. Психология умственного развития: принцип дифференциации. М.: АО «СТОЛЕТИЕ», 1997 — 480с.
- Чурсина Н.П. Особенности формирования памяти у детей 6 лет с общим недоразвитием речи (нейропсихологический подход). Дисс.канд. псих, наук, М.
- Шардаков Н.Н. Мышление школьника М., 1963 -255с.
- Шеповальников А.Н., Цицерошин М. Н., Погосяк А. А. О роли различных зон коры и их связей в формировании пространственной упорядоченности поля биопотенциалов мозга в постнатальном онтогенезе. Физиология человека, 1997 Т.23 № 2 с. 12−24.
- Яворская И.Н. Особенности развития теоретического способа решения словесно-логических задач младшими школьниками. //Дисс. канд. псих, наук,
- Яворская И.Н. Психологическая характеристика решения сюжетно-логических задач младших школьников // Прикладная психология, М., 2004, № 2 — с.28−35.
- Baars B.J., Gage N.M. Cognition, brain, consciousness/ introduction to cognitive neuroscience. ACADEMIC PRESS, Amsterdam, Boston, Heidelberg, London, New York, Oxford, Paris, San Diego, San Francisco, Singapore, Sidnei, Tokio «ELSEVIER», 2007
- Becara, A., D. Tranel, and H. Damasio, Characterization of the decision-maiking deficit of patients with ventromedial prefrontal cortex lesions. Brain 123:2189−2202,2000.
- Beckers, Т.- De Houwer, J.- Pineno and, Oskar- Miller, Ralph R Outcome Additivity and Outcome Maximality Influence Cue Competition in Human Causal Learning. J. of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition. 2005 Mar Vol 31(2) 238−249.
- Bunge S.A., B. Burrows and A.D. Wagner Prefrontal and hippocampal contributions to visual associative recognition: Interactions between cognitive control and episodic retrieval // Brain and Cognition, Volume 56 Issue 3, November 2004, Pages 141−152.
- Callu D., I. Giannopulu, S. Escolano, F. Cusin, M. Jacquier-Roux and G. Dellatolas Smooth pursuit eye movements are associated with phonological awareness in preschool children // Brain and Cognition, Volume 56 Issue 2, November 2004 p.217−225
- Delaney, P. F.- Ericsson, K. A.- Knowles, M. E Immediate and Sustained Effects of Planning in a Problem-Solving Task. J. of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition. 2004 Nov Vol 30(6) 1219−1234.
- Gaddes W.H. Learning disabilbties and brain function. N.Y., 1980/
- Goel, V. and J. Grafman, Are the frontal lobes implicated in «planning» functions? Interpreting data from the Tower of Hanoi.// Neuropsychologia 5:623−642,1995.
- Halpern C., R. Clark, P. Moore, S. Antani, A. Colcher, M. Grossman Verbal mediation of number knowledge: Evidence from semantic dementia and corticobasal degeneration //Brain and Cognition, Volume 56 Issue 1, October 2004, Pages 107−115.
- Humphries Т., J.O. Cardy, D.E. Worling and K. Peets Narrative comprehension and retelling abilities of children with nonverbal learning disabilities// Brain and Cognition // Volume 56 Issue 1, October 2004, Pages 77−88
- Kliegel M., A. Eschen, and A. Thone-Otto Planning and realization of complex intentions in traumatic brain injury and normal aging // Brain and Cognition, Volume 56 Issue 1, October 2004, Pages 43−54
- Kolb В., Whishow I.Q. Fundamentals of Human neuropsychology. University of Lethbridge, 2003.
- Milner В., P. Corsi, and G. Leonard Frontal cortex contribution to recency dudgements. Neuropsychologic! 29:606−618, 1991.
- Milner, B. Visual recognition and recall after right temporal lobe excision in man. Neuropsychologia 6:191−209, 1968.
- Passingham, Я.Е. The Frontal Lobes and Voluntary Action. Oxford: Oxford University Press, 1993.
- Read, D.E. Solving deductive-reasoning problems after unilateral temporal lobectomy. Brain and language 12:116−127, 1981.
- Weems S. A., E. Zaidel The relationship between reading ability and lateralized lexical decision // Brain and Cognition, Volume 55 Issue 3, August 2004, Pages 507−515.
- Wolfe, Michael B. W. Memory for Narrative and Expository Text: Independent Influences of Semantic Associations and Text Organization, Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition. 2005 Mar Vol 31(2) 359−364
- Kroesbergen E.H.- Van Luit J.E.H.- Naglieri J.A. Mathematical Learning Difficulties and PASS Cognitive Processes // Journal of Learning Disabilities, Volume 36, Number 6, 1 November 2003, pp. 574−582(9)
- Bell S.M.- McCallum R.S.- Cox E.A.Toward a Research-Based Assessment of Dyslexia: Using Cognitive Measures to Identify Reading Disabilities // Journal of Learning Disabilities, Volume 36, Number 6, 1 November 2003, pp. 505−516(12)
- Riisseler J., J. Scholz, K. Jordan, C. Q. Pohl Mental rotation of letters, pictures, and three-dimensional objects in German dyslexic children//J. Child Neuropsychology, Volume 11, Number 6 / December 2005, p.497−512
- Jacobs R. and Anderson V. Planning and Problem Solving Skills Following Focal Frontal Brain Lesions in Childhood: Analysis Using the Tower of London // Child Neuropsychology Volume 8, Number 2 / June 2002 Pages: 93 106.
- Posner, M. I., Petersen, S. E. Attention system of the human brain. Anny rev Neurosci, 13, 25−42/
- Schneider, P., Chein, J.M. (2003) Controlled and automatic processing: behavior, theory and biological mechanisms. Cogn Sci, 2003, № 27,525−559.
- Sernberg R.J., Ben-Zeev, Т. (2001) Complex cognition: The psychology of human thought. Oxford University Press, Oxford.
- Unterrainer, J.M., Owen, A.M. (2006) Planning and problem solving: from neuropsychology to functional neuroimaging. J. Psychol. Paris, 2006,99(4−6), 308−317.