Особенности личностного развития юношей и девушек с онкопатологией с разными сроками ремиссии
Диссертация
Выявлено, что у юношей и девушек с онкопатологией наблюдается 5 типов личностного развития: «Оптимальный тип личностного развития», благоприятный для личностного развития в период юности, при котором нет существенных противоречий на когнитивном и на эмоциональном уровнях выделенных нами феноменов, в поведении — успешная социальная адаптация. «Внутренне напряженный» тип личностного развития, при… Читать ещё >
Содержание
- Введение.з
- Глава 1. Особенности личностного развития в юношеском возрасте в норме и в условиях онкозаболевания
- 1. 1. Возрастные особенности личности в юношеском возрасте
- 1. 1. 1. Основные психологические новообразования юношеского возраста
- 1. 1. 2. Временная перспектива
- 1. 1. 3. «Я-концепция»
- 1. 1. 4. Половая социализация
- 1. 2. Социальная ситуация развития юношей и девушек с онкозаболеванием
- 1. 2. 1. Основные характеристики жизненной ситуации в условиях тяжелой соматической болезни
- 1. 2. 2. Психологические особенности возникновения и течения онкозаболевания
- 1. 2. 3. Особенности личностного развития детей и подростков в условиях онкозаболевания
- 1. 1. Возрастные особенности личности в юношеском возрасте
- 2. 1. Выбор участников исследования
- 2. 2. Описание методов исследования
- 2. 2. 1. Изучение когнитивного уровня временной перспективы
- 2. 2. 2. Изучение когнитивного уровня «Я-концепции» и половых стереотипов
- 2. 2. 2. Изучение эмоционального уровня временной перспективы, «Я-концепции» и половых образов
- 2. 2. 3. Изучение поведенческих реакций
- 2. 2. 4. Психофизиологические методы исследования
- 3. 1. Особенности когнитивного уровня временной перспективы у юношей и девушек с онкопатологией
- 3. 2. Особенности когнитивного уровня «Я-концепции» у юношей и девушек с онкопатологией
- 3. 3. Особенности эмоционального уровня временной перспективы и «Я-концепции» у юношей и девушек с онкопатологией
- 3. 4. Своеобразие половых стереотипов юношей и девушек с онкопатологией
- 3. 5. Особенности отношения к половым образам юношей и девушек с онкопатологией
- 3. 6. Особенности поведенческих реакций юношей и девушек с онкопатологией
- 3. 7. Типы личностного развития юношей и девушек с онкопатологией
- 3. 8. Влияние психофизиологических характеристик на тип личностного развития у юношей и девушек с онкопатологией
Список литературы
- Абрамова Г. С. «Возрастная психологияМ: Academia. 1999. 662с.
- Абульханова-Славская К. А. «О субъекте психологической деятельности». М. 1973. 288с.
- Абульханова-Славская К.А. «Стратегия жизни». М. 1991. 300с.
- Агеев B.C. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов \ Вопр. психол. 1987. № 2. С. 154 158.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л. 1968. 339с.
- Антонова Н.В. «Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии» \ Вопр. психол. 1996. № 1. С. 131−143.
- Аралова.М.П. «Роль и место гештальт-терапии детей с онкопатологией в структуре психосоциальной службы детского онкоцентра». \ сб. «Теория и практика гештальт-терапии на пороге 21 века». РГУ. 2001. С. 35−44.
- Аралова М.П., Ершова М. П. «Особенности многоуровневой системы отношений к людям врачей разных специальностей: хирургов, терапевтов и детских онкологов».\ ж. «Психол. вестник». РГУ. 1998. ВЗ. С. 252−263.
- Аралова М.П., Мясникова М.Н."0 положительных ресурсах жизненных кризисов. «\ Психол.вестник. РГУ. 1999. Вып.4. 4.1−2. С.367−370.
- Ю.Арестова О. Н. «Операционные аспекты временной перспективы личности». \ Вопр. псих. 2000. № 4. С.61−73.
- П.Асмолов А. Г. «Психология личности». МГУ. 1990. 367с.
- Беляева О.В. «Динамика личностной идентичности в подростковом возрасте» \ Автореф. канд диссер. М. 2001. 19с.
- Бердяев Н.А. «Философия свободы. Смысл творчества». М. 1989. 607с.
- Бернс Р. «Развитие Я-концепции и воспитание». М. 1986. 421с.
- Божович Л.И. «Личность и ее формирование в детском возрасте.» М. 1968. 464 с.
- Божович Л.И. «Этапы формирования личности в онтогенезе. \ Вопр. психол. 1979. № 4. С. 23−34.
- Братина Н. Н. Доброходова Т.А. «Функциональная асимметрия человека.» М. 1988. 240 с.
- Братусь Б.С. «Аномалии личности». М. 1988. 304с.
- Братусь Б.С. «Нравственное сознание личности». М. 1985. 64с.
- Бухановский А.О., Андреев А. С. «Структурно-динамическая иерархия пола человека». Ростов-на-Дону. 1993. 151с.
- Быкова Н.И. «Особенности самоопределения подростков с физическими дефектами (ампутация конечностей)"\ Канд.дис. М. 1993. 147с.
- Василюк Ф. Е ."Психология переживания». М. 1984. 198 с.
- Воробьева Л.И., Снегирева Т. В. «Психологический опыт личности: к обоснованию подхода"\ Вопр.психол. № 2. 1990. С.7−13.
- Ворник Б.М. и Говорун Т.В. «Роль стереотипов полоролевого поведения в возникновении сексуально-психологических дисгармоний». \Материалы науч.-практич. конф. сексопатологов «Проблемы современной сексологии и сексопатологии». М. 1996. С. 2627.
- Выготский Л.С. «Собрание сочинений». Т. 4. М. 1984. 431с.
- Гинзбург М.Р. «Психологическое содержание личностного самоопределения» «Д Вопр.психол. 1994. № 3. С. 43−52.
- Гинзбург М.Р. «Личностное самоопределение как психологическая проблема».\ Вопр.психол. 1988. № 2. С. 19−26.
- Гусарова С.Б. «Влияние психологических особенностей детей с нейрохирургической патологией на реабилитационный процесс» \ материалы первой Всероссийской конф. «Социальные и психологические проблемы детской онкологии». М. 1997. С. 126−128.
- ДжемсУ. Психология. М. 1991. 367с.
- Дурнов Л.А. «Медико-социальная реабилитация в детской онкологии"\ материалы первой Всероссийской конф. «Социальные и психологические проблемы детской онкологии». М. 1997. С. 11−13.
- Ениколопов С.Н., Дворянчиков Н. В. «Концепции и перспективы исследования пола в клинической психологии» \ Псих, журнал. 2001. Т.22. № 3. С.100−115.
- Ермаков П.Н. «Психомоторная активность и функциональная асимметрия мозга» \ Ростов-на Дону. РГУ. 1988. 128с.
- ИвашкинаМ.Г. «Психологические особенности личности онкологических больных"А Канд.дис. М. 1998. 166с.
- Каган В.Е. «Семейные и половые установки у подростков» \ Вопр.псих. 1987. № 2. С. 54−61.
- Каган В.Е. «Стереотипы мужественности женственности и «образа Я» у подростков"\ Вопр.псих. 1989. № 3. С. 53−62.
- Каган В.Е. «Воспитателю о сексологии». М. 1991. 254с.
- Калитеевская Е.Р. «Клинико-психологические особенности подростков и юношей с хроническими соматическими заболеваниями"\ Канд.дис. Л. 1986. 234с.
- Киреева И.П. «Психосоциальные аспекты детской онкологии» \ материалы первой Всероссийской конф. «Социальные и психологические проблемы детской онкологии.» М. 1997. С. 95−97.
- Кле М. «Психология подростка» (психосексуальное развитие). М. 1991. 172с.
- Кон И. С. Открытие «Я» М. 1978. 367с.
- Кон И.С. «Психология юношеского возраста». М. 1979. 175с.
- Кон И.С. «Психология половых различий» \ Вопр.псих. 1981. № 2. С. 4757.
- Кон И.С. «Введение в сексологию». М. 1989. 331с.
- Корнева JI.B. «Особенности самоопределения подростков учащихся специальных школ закрытого типа» \ Автореферат канд.дис. М. Mill У. 1999. 21с.
- Кощуг Н.Г. «Влияние личностных особенностей и социального окружения на реабилитацию онкологических больных». \ Канд.дис. МГУ. 1990. 206с.
- Кроник А.А., Головаха Е. И. «Психологическое время личности». Киев. 1984. 208с.
- Левин К. «Определение понятия «поле в данный момент» \ кн. «Хрестоматия по истории психологии: период открытого кризиса. Начало 10-х-середина30-хгодов 20 в.» М. МГУ. 1980. С. 131−145.
- Леонтьев А.Н. «Деятельность. Сознание. Личность». М. 1975. 303с.
- Лубовский ДБ, «О применении теста фрустрации Розенцвейга в школьной психодиагностики.» \Вопр. псих. 1990. № 3. С.151−154.
- Лучшие психологические тесты \ Отв. ред. А. Ф. Кудряшов. Петрозаводск. 1992.318с.
- Люц Ю.А. «Психологическое время личности у больных с психосоматическими расстройствами «\ Канд.дис. МГУ. 1997. 182с.
- Мерилова Т.Ю. «Особенности мотивационной сферы у онкологических больных» \ Канд.дис. МГУ. 1984. 190с.
- Мерлин B.C. «Психология индивидуальности»: Избр. психол. труды. М. 1996. 448с.
- Мерлин B.C. Проблемы экспериментальной психологии личности. \Ученые записки Пермского пед. ин-та. 1970. Т.77. С. 8−12.
- Мид М. «Культура и мир детства». М. 1988. 429с.
- Москвин В.А. «Межполушарная асимметрия и индивидуальные стили эмоционального реагирования» \ Вопр. псих. 1988. № 6. С. 116−119.
- МухинаВ.С. «Возрастная психология». М. 1997. 425с.
- Непомнящая Н.И. «О психологическом аспекте онкологических заболеваний» \ Психол. журн. 1998. № 4. С. 132−145.
- Нестерова А.В. «Отдаленные психологические последствия проведенной в детском возрасте противоопухолевой терапии» Канд. дис. М. МГУ. 1998. 184с.
- Николаева В.В. » Влияние хронической болезни на психику «. МГУ. 1987. 168с.
- НиколаеваВ.В., Соколова Е. Т. «Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях.» М. 1995.360с.65.0бщая психодиагностика. \ Под.ред. Бодалева А. А., Столина В. В. М. МГУ. 1987. 303с.
- Пачеко К.Б. «Исцеление через осознание (теомания: причина стресса)». 1991. 170с.
- ПолянскаяЕ. А. «Возрастные особенности межполушарной функциональной асимметрии в динамика психомоторной активности». \ Канд.дис. Ростов-на-Дону. 1998. 131с.
- Ремшмидт.Х. «Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности». М. 1994. 319с.
- Репина Т. А. «Анализ теорий полоролевой социализации в современной западной психологии» \ Вопр. психол. 1987. № 2. С. 158−165.
- Роджерс К. «Взгляд на психотерапию. Становление человека». М. 1994. 479с.
- Романов И.В. «Особенности половой идентичности подростков «\ Вопр. психол. 1997. № 4. С. 39−47.
- Рубинштейн C.JI. «Проблемы общей психологии». М. 1973. 423с.
- Рубинштейн C.JI. «Основы общей психологии»: В 2-х т. М. 1989. Т.1. 485с.
- Ряшина В. В «Рефлексия проблемных жизненных ситуаций в юношеском возрасте"\ Канд.дис. М. 1996. 209с.
- Саймонтон К, Саймонтон С. «Возвращение к здоровью: Новый взгляд на тяжелые болезни». Питер. 1995. 171с.
- Сафин В.Ф., Ников Г. П. «Психологический аспект самоопределения личности. \ Психол. журн. 1984. Т.5. стр.65−73.
- Слободчиков В. И. «Психологические проблемы становления внутреннего мира человека» \ Вопр. психол. 1986. № 6. С. 14−22.
- Снегирева Т.В. «Личностное самоопределение в старшем школьном возрасте». WBonp. психол. 1989. № 2. С. 27−35.
- Снегирева Т. В «Техника репертуарной решетки в диагностике личностного самоопределения старшекласников» \ сб. «Научнометодические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагносических методик.» М. 1988. 166с.
- Собчик Л.Н. «МЦВ метод цветовых выборов. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера». Санкт-Петербург. 2001. 100с.
- Соколова Е.Т. «Самосознание и самооценка при аномалиях личности». М. МГУ. 1989. 213 с.
- Сохонь Л.В., Кириллова М. В. «Жизненная программа личности как способ сознательной организации ее жизнедеятельности. \ «Стиль жизни личности. Теоретические и методологические проблемы». Киев. 1982. С. 223−255.
- Спиркин А.Г. «Сознание и самосознание». М .1972. 303с.
- Столин В.В. «Самосознание личности». МГУ. 1983. 285с.
- Тарабрина Н.В., Лазебная Е. О. «Синдром посттравматических стрессовых нарушений: современное состояние и проблемы».\ Психол. журн. 1992. Т13. № 2. С. 14−29.
- Тащева А.И. «Система психологической помощи детям, страдающим смертельно опасными заболеваниями».\ сб. «Современная семья: проблемы и перспективы». Ростов-на-Дону. 1994. С. 93−101.
- Тащева А.И. «Концепция психологической помощи семьям с детьми, страдающими онкологическими заболеваниями» \ материалы первой Всероссийской конф. «Социальные и психологические проблемы детской онкологии». М. 1997. С. 25−27.
- Титаренко Т.М. «Жизненный мир личности: этапы становления».\ «Философская и социальная мысль». М. 1991. № 1. С. 49−58.
- Титаренко Т.М. «Пространственно-временные измерения жизненного мира личности в онтогенетической плоскости"\ «Психология личности и время: тезисы докладов Всесоюз. науч конф». 4.1. ЧТУ. 1991. С. 1719.
- Толстой JI.H. «Смерть Ивана Ильича: Повести и рассказы». Л. 1983. 304с.
- Толстых Н.Н. «Жизненные планы подростков и юношей».\ Вопр.псих. 1984. № 3. С. 79−87.
- Торчинская Е.Е. «Роль ценностно-смысловых образований личности в адаптации к хроническому стрессу» \ Психол. журн. 2001. Т22.№ 2. С.27−35.
- Тхостов А.Ш. «Психологический анализ изменений личности при некоторых онкологических заболеваниях». \ Канд.дис. МГУ. 1980.215с.
- Урядницкая Н.А. «Психологическая саморегуляция у детей с онкологической патологией». \ Автореф. канд дис. МГУ. 1998. 22с.
- Фанталова Е.Б. «Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта». Самара. 2001. 128с.
- Фанталова Е. Б «Об одном методическом подходе к исследованию мотивации и внутренних конфликтов"\ Психол. журн. 1992. Т13. № 1. С. 107−117.
- Фарбер ДА., Корниенко И. А., Сонькин В. Д. «Физиология школьника». М. 1990. 64с.
- Франкл В. «Человек в поисках смысла». М. 1990. 363с.
- Фрейд 3. «Психология бессознательного». М. 1990. 448с.
- Хомская Е. Д «Нейропсихология». М. 1987. 280с.
- Чеснокова И.И. «Проблема самосознания в психологии». М. 1977. 144с.
- Чудновский В.Э. » О временном аспекте гармонического развития личности» \ сб. «Психолого-педагогические проблемы становления личности и индивидуальности в детском возрасте». М. 1980. С. 60−68.
- Шендрик И.Г. «Психологические особенности самоопределения на этапе перехода от детства к взрослости"\ Канд.дис. М. 1989.185с.
- Шутценбергер А. А. «Тяжелобольной пациент» (15-летний опыт применения психодрамы для лечения рака) Л Вопр.псих. 1990. № 5. С.94−106.
- Экспериментально-психологическая методика изучения фрустрационных реакций (методические рекомендации)\ Ленинград, науч-исследов. психоневрологический институт им. Бехтерева. 1984. 23с.
- Эльконин Д.Б. «Избранные психологические труды». М. 1989. 554с.
- Эриксон Э. «Идентичность: юность и кризис». М. 1996. 344с.
- Юферева Т.И. «Образы мужчин и женщин в сознании подростков «\ Вопр. психол. 1985. № 3. С. 84−90.
- Юферева Т.И. «Формирование психологического пола».\ сб. «Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту». М. 1987. С.137−146.
- Gerstmann P. Sposob formulowania planow zyclowych a poziom rownowagi emocjonalnej dorastajacej mlodziezy \ Psychologia wychowawcza. 1981. XXIV. № 1. S. 66−75.
- Tome H.R. Le Moi et Г Autre dans la Conscience de FAdolescent. Neuchatel. 1972.25 s.
- Bern S.L. The measurement of psychological androgyny \ J. of Consulting and Clin. Psychology. 1974. № 42. P. 155−162.
- Bloom J.R., Hoppe R.T., Fobair P, et. al. Effects of Treatment on the Work Experiences of Long-Term Survivors of Hodgkin disease. J. of Psychosocia Oncology. 1988. Vol 6. P.131−138.
- Booth’a G. Krebs and Tuberculose im Roischachschen Formdeuteversuch. Z. Psychosem.Med. 1964. 10. P. 176−186.
- Breakwell G.M. Coping with threatened identities. L. N.Y.:Mithuen. 1986. 147p.
- Cassilieth B. R, Lusk E. J, Miller D. S, Brown L. L and Miller C. Psychological correlates of survival in advanced malignant disease. N. Engl. J. Med. 1985. 312. P. 1551−1555.
- Cella D, Pratt A and Holland J. Persistent anticipatory nausea, vomiting and anxiety in cured Hodgkin’s disease patients after completion of chemotheragy. Am. J. Psychiat. 1986. 143. P. 641−643.
- Coldsen R.K., Gerhardtt R.K., Handy V.H. Some Factors Related to Patients Delay in seeking diagnosis for Cancer Symptoms. Cancer. 1957. 10. P. l-7.
- Cottle T.J. Perceiving time: a psychological study with men and women. N.Y.: John Wiley. 1976. 267p.
- Douvan E. Sex role learning. \ J.C.Coleman (Ed.). The School Years. L. 1979. P. 121−137.
- Ebaugh F.G. Emotional Factors involved in Serious Illness. Texas State J. of Med. 1955. 55. P. 152−156.
- Ericson E.H. The problem of ego identity \ Stein M.R. etal. (eds.) Identity and anxiety: Survival of the person in mass society. Glencoe: The Free Press. 1960. 221 p.
- Flagy N. The Psychosomatic Approach Handbook of Clinical Psychology. N.Y., Toronto, London. 1969. 482 p.
- Gobb B. Emotional Problems of Adult Cancer PatientW J. of Amer. Jeriartric Siciety. 1959. 59. P.274−285.
- Identity in adolescence: Processes and contents \ A.S.Waterman (ed) in Francisco. L.: Jossey-Bass. 1985. 245 p.
- Kissen D.M. Relationship between Primery Lung Cancer and Peptic Uncer in Males. \ Psychosom.Med. 1962. 24. P. l 13−121.
- Kohlberg L.A. A cognitive developmental analysis of children’s sex-role concepts and attitudes. In: Massoby E.E.ed. The Development of Sex Differences. Stanford. 1966. P. 82−173.
- Kornblith A, Anderson J, Cella D, et. al. Hodgkin disease survivors at increased risk for problems in psychosocial adaptation. Cancer 1992. 170. P. 2214−2224.
- LeShanLL Basic Psychological Orientation Apparently Associated with Malignant Diseases. Psychiat. Guart. 1966. 35. P.314−330.
- Lewin K. Resolving social conflicts. L. 1973. 246 p.
- Litin E.H. Should the Cancer Patient be Told? Postgrad. Med. 1960.28. P.70−475.
- Marsia J.E. Development and validation of ego identity status. \ Journal of Personality and Social Psychology. 1966. № 3. P.36−48.
- Marsia J.E. Identity in adolescence \ Adelson J. (ed.) Handbook of adolescent psychology, N.Y.: John Wiley. 1980. P. 124−141.
- Mead G.H. Mind, self and Society. Chicago: The Univ. of Chicago Press. 1946. 244 p.
- Mischel W. A social-learning view of sex differences in behavior. \ In: Massoby E.E. The Development of Sex Differences. P. 56−81.
- Mischel W. Sex typing and socialisation, In: Mussen P.H., ed. Carmichael’s Manual of Child Psychology. 3ed. N.Y. L. 1970, vol. 2, P. 3−72.
- Money J. Determinans of human-qender identity role \ Handbook of Sexoloqy. Amsterdam, London, New York. 1978. 212 p.
- Nuttin J. Motivation et perspectives d’avenir. Louvain. 1980.321 p.
- Parkinson F. Post-Trauma Stress. L: Sheldon Press. 1995. 258 p.
- Peters M, Durling B.M. Footedness of left- and right- hands \ Am. J.Psychol. V.92. № 1. 1979. P. 133-'142.
- Rabin A. J. Future Time perspective and ego strength \ Jn: The study of time 3. N. Y: Springer Verlag New York Inc. 1978. 294 p.
- Sakano N. Latent left-handedness. Its relation to hemispheric and psychological functions. Jena. 1982. 122 p.
- Sears R.R., Rau L. and Alpert R. Identification and Child Rearing. Stanford. 1965. 340 p.
- Tajfel H. Social identity and intergroup relations. Cambridge: Cambridge Univ. Press. 1982. 147 p.
- Threatened identities \ Breakwell G.M.(ed.) Chichester: Wiley. 1983. 364p.
- Watterman A.S. Identity development from adolescence to adulthood: An extension of theory and a review \ Devel. Psychol. 1982. V.18. N 3. P. 341 358.