Правовая система: понятие, структура, функции
Именно локализованность во времени и пространстве существенно отличает правовую систему общества от правовой культуры общества. Правовая культура общества немыслима без своих корней, любая культура тяготеет к традиции и к прошлому и никогда не может быть рассмотрена вне своих «корней». Исследовать правовую культуру — это значит исследовать ее историю, настоящее и в меньшей степени будущее. Для… Читать ещё >
Правовая система: понятие, структура, функции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
КУРСОВАЯ РАБОТА
Правовая система: понятие, структура, функции
Введение
Актуальность темы. Интерес к изучению правовой системы обусловлен той важной социальной ролью, которую она играет в жизни любого общества и каждого человека. Познание сущности и роли правовых систем в жизни общества требует широкого подхода к социальным и правовым явлениям во всем их многообразии и взаимодействии, с учетом их функциональных свойств по отношению к человеку, государству, обществу.
В современном мире все более усиливаются и развиваются интеграционные процессы во всех областях государственной и общественной жизни. Мир, как никогда, стал взаимосвязан и взаимозависим. Это относится и к правовой сфере. Мировое сообщество и отдельные государства признают важное значение общеправовых принципов и норм, поддерживают сближение различных юридических систем, их взаимную интеграцию.
В современном мире нет универсальных, могущих быть рекомендованными для любой страны, моделей правового развития. Общепризнанно многообразие форм и способов правовой эволюции, опирающейся на исторические традиции, уникальность и самобытность различных правовых систем, культур и цивилизаций.
Как свидетельствует мировой опыт, обретение суверенной государственности и формирование новой правовой системы нигде не происходили легко и просто. Каждая страна, добившаяся независимости, искала свой правовой путь развития, вырабатывала свою правовую модель построения нового общества. Это предопределялось системой ценностей и целевой ориентацией, национальными традициями и историческими условиями, социально-экономической и политической средой, сложившимся укладом жизни и мировоззрением людей, включая религиозные верования, психологию и нормы поведения.
Важная проблема отечественной правовой науки — внимательное изучение этих систем, выявление их особенностей, общих и отличительных черт, тенденций развития, сравнительный анализ мирового опыта и традиций. Задачей сравнительного правоведения является не только исследование и осмысление общих представлений о праве и его роли в обществе, но и стремление воспринять основные достижения в данной области, интегрироваться в единое правовое пространство. Не случайно этому направлению в науке сегодня уделяется пристальное внимание.
Объектом курсовой работы является правовая система как целостная правовая категория.
Предметом курсовой работы выступают тенденции развития категории правовой системы.
Цель курсовой работы — изучение понятия, структуры и функций правовой системы.
Для достижения цели курсовой работы были поставлены следующие задачи:
— определить понятие правовой системы;
— охарактеризовать структуру правовой системы;
— изучить функции правовой системы.
Теоретические основы курсовой работы — С. С. Алексеев, З. Н. Аюпова, А. А. Беседин, В. И. Матузов, А. Ю. Мельвин, К. Осакве, А. В. Поляков, В. С. Нерсесянц, А. Х. Саидов, О. Ф. Скакун и др.
Методологические основы курсовой работы — метод анализа и синтеза, историко-правовой метод, метод сравнительного правоведения, формально-логический, системно-структурный и др.
1. Понятие и структура правовой системы
1.1 Понятие правовой системы
Термин «система» (от греч. systema) означает целое, составленное из частей. Он используется в самых различных областях знаний, в том числе в правоведении. В научном плане понятием «система» охватывается целостное множество элементов, взаимосвязанных между собой, объединенных внутренними связями и отношениями. При этом учитываются определенные признаки, прежде всего, наличие элементов числом более одного и то, чтобы взаимосвязи, отношения между ними характеризовались определенным качественным свойством.
По мнению С. С. Алексеева, «правовая система — это взятые в единстве основные правовые явления данной страны — и, соответственно, право, и правовая идеология, и судебная (юридическая) практика».
В.Д. Попков считает, что понятие «правовая система» охватывает широкий круг правовых явлений, включая нормативные, организационные, социально-культурные аспекты, стороны правового феномена".
С.В. Тюленина полагает, что правовая система страны охватывает все правовые явления, всю правовую действительность. Это «совокупность юридических норм, принципов, институтов (нормативная основа), совокупность правовых учреждений (организационный момент), совокупность правовых взглядов, идей, представлений (идеологический момент)».
В юридической литературе содержание ключевой в этом смысле категории «правовая система» различными исследователями определяется по-разному, что может быть объяснено не только разницей индивидуальных подходов отдельных ученых к данной проблеме, но и их принадлежностью к различным ответвлениям юридической науки и, прежде всего, к сферам науки международного права и общей теории государства и права.
В современной юридической науке у исследователей относительно понятия «правовая система» нет единства в выделении основных критериев, которые они также часто рассматривают в качестве элементов правовой системы. Как справедливо указывает К. Осакве, «на вопрос о том, по каким критериям следует классифицировать правовые системы современности, компаративисты отвечают по-разному. Одни исследователи предлагают единственный критерий для классификации правовых систем, другие — несколько общих признаков или критериев. По вопросу о том, какие факты должны влиять на классификацию правовых систем, одни авторы считают, что имеют значение лишь объективные факты; другие — что должны браться и объективные, и субъективные факторы, т. е. формальное и живое право».
По словам С. Ю. Марочкина, в 60-х — 90-х годах прошлого века в учебной и научной литературе по общей теории права достаточно часто можно было встретить ошибочное отождествление категорий «правовая система» и «система права». Среди отечественных юристов-международников также можно было встретить авторов, которые выступали с тезисом, по существу идентифицирующим понятия «правовая система государства» и «право государства». Однако большая их часть справедливо полагала, что национальная правовая система — это более широкое явление, которое не ограничивается только совокупностью юридических норм.
Во второй половине XX века термин «правовая система» начинает находить отражение в трудах не только советских и российских, но и иностранных исследователей, хотя в целом в зарубежной (и, особенно, в англосаксонской) юриспруденции он не получил должного развития, как и большинство других общетеоретических категорий права.
В.В. Сорокин указывает, что из всего обилия правовых явлений к элементам правовой системы необходимо относить только то, «что необходимо для эффективного процесса правового воздействия на общественную жизнь, для целенаправленного благотворного влияния на сознание и поведение субъектов права». При таком подходе наиболее близкой к действительности представляется позиция тех авторов, которые считают, что в статическом состоянии правовая система выступает как «совокупность юридических норм, принципов и институтов (нормативная сторона системы), совокупность правовых учреждений (организационный компонент) и совокупность правовых взглядов, идей и представлений, свойственных данному обществу (идеологический компонент)».
По мнению А. В. Полякова, правовая система представляет собой явление, интеллектуально вычлененное из правовой действительности, и включает в себя не все правовые феномены, а лишь те, которые непосредственно взаимодействуют с социальным субъектом (обществом), обеспечивая возможность социальной объективации, интернациализации (включая легитимацию) правовых текстов конкретного общества. Иными словами, правовую систему он понимает как целостную правовую смысловую коммуникацию, включающую два блока: информационную коммуникацию и поведенческую коммуникацию.
В состав нормативного компонента национальной правовой системы входят не только нормы внутреннего права соответствующей страны, но и обязательные для нее принципы и нормы международного права, а также действующие на ее территории в рамках коллизионного метода регулирования нормы права иностранных государств. В качестве административно-организационной составляющей правовой системы выступают законодательные, исполнительные, судебные и другие государственные и общественные юридические органы, учреждения и организации, обеспечивающие осуществление правотворческой и правоприменительной деятельности, функции защиты права. Они образуют тот необходимый институционный каркас, без которого реализация норм права стала бы невозможной.
При определении национальной правовой системы, необходимо отметить, что в основе этого понятия лежат два научных термина: «система» и «правовая». Первый из них призван сконцентрировать внимание на том, что речь в данном случае идет об общественном явлении, имеющем системный характер. Оно представляет собой определенную целостность, образованную совокупностью всего множества входящих в него элементов. Эти элементы особым образом связаны между собой и взаимодействуют друг с другом на основе принципов координации и субординации, благодаря чему система приобретает качество внутренне организованного, упорядоченного единого целого.
Что касается термина «правовая», то в рассматриваемой категории следует указать на характер изучаемой системы, ее отличие от других общественных систем, на то, что данная система связана с правовой сферой общественной жизни. Это утверждение справедливо как по отношению ко всей системе в целом, так и к отдельным ее структурным единицам.
Под правовой системой общества понимается система определенных качественных характеристик локализованной во времени и пространстве правовой действительности определенного общества. В этом плане следует подчеркнуть, что эти характеристики (на понятийном уровне) соответствуют либо общему качеству структуры правовой системы, либо элементам правовой системы на онтологическом уровне.
Именно локализованность во времени и пространстве существенно отличает правовую систему общества от правовой культуры общества. Правовая культура общества немыслима без своих корней, любая культура тяготеет к традиции и к прошлому и никогда не может быть рассмотрена вне своих «корней». Исследовать правовую культуру — это значит исследовать ее историю, настоящее и в меньшей степени будущее. Для изучения же правовой системы общества вовсе не обязательно изучать ее историю, ее история — уже особый предмет исследования. Зато приобретает особое значение анализ тенденций развития правовой системы общества. Такой анализ основан на современности в том смысле, что в его основе лежат факты, которые мы наблюдаем сегодня и пытаемся, интерпретируя их, проецировать в будущее. Будущее правовой системы видится как нечто, на что можно сознательно повлиять (как нечто формируемое обществом и людьми), прошлое же видится как «закономерное развитие истории», т. е. как саморазвитие правовой культуры.
В современной юридической литературе даются неодинаковые определения правовой системы, и почти каждое из них имеет свое «рациональное зерно». Такое разнообразие обусловливается в первую очередь тем, что правовая система является сложным социальным явлением, которому присущие определенные черты. их выяснение значительной мерой будет способствовать установлению содержания понятия «правовая система».
1. Правовая система с частью общественной системы. Следует скрывать, что возникновение, развитие, существование и функционирование правовой системы тесно связаны с действием в определенном обществе других социально-регулятивных систем (политической, экономической, моральной, религиозной и тому подобное).
2. Правовая система является единством позитивного права и тесно связанных и взаимодействующих с ним юридически значимых реалий — юридической и практики, правовой идеологии и тому подобное. В этом аспекте правовая система является частью более широкого понятия «правовая действительность», которое охватывает все без исключения существующие в обществе правовые явления. Правовая система отличается от правовой действительности тем, что она соединяет и себе лишь наиболее активные элементы правовой действительности, которые так или иначе касаются позитивной права.
3. Правовая система существует в обществах с более-менее развитой государственной организацией, которые можно считать нациями в современном их значении и где соответственно устанавливается свое, национальное право. Тенденция к закреплению государственному и национальному характеру правовых систем усилилась в результате широкого движения в направлении создания национальных кодексов, что имел место в Европе в XIX веке и опрокинулся на другие континенты.
4. Правовая система имеет существенное значение для характеристики права той или другой конкретной страны. За длинную историю человеческого общества право развивалось главным образом в определенной стране в виде национальной правовой системы. Поэтому, характеризуя право, обычно говорят о национальной правовой системе.
5. Правовая система имеет территориальный характер. Он обусловлен тем, что по общему правилу действие правовой системы отдельной страны ограничивается определенной территорией, на которую распространяется суверенитет этого государства.
6. Правовая система является историческим правовым явлением. Исследуя какую-нибудь правовую систему, следует учитывать, что она является системой, которая когда-то возникла, непрерывно развивается и когда-то прекратит существование. Следовательно, правовая система не остается раз и навсегда данной, а постоянно изменяется входе исторического пронесу. Впрочем, не все ее элементы развиваются одинаковыми темпами.
7. Правовая система аккумулирует ценности данной исторически конкретной цивилизации, культуры, нации, так же как и принципиальные особенности экономического, политического, духовного развития, самобытность юридических отношений в конкретной страны.
8. Правовая система характеризуется способностью к накоплению, хранению и передаче соответствующей информации.
Это дает основания некоторым ученым утверждать, что правовая система является особенной разновидностью социально-правовой памяти.
Перечисленные черты свидетельствуют о том, что правовая система является многоплановым явлением, которое включает целый комплекс компонентов, которые осуществляют нормативно-организованное влияние на общественные отношения. Причем важно отметить, что правовая система — это не механическая сумма составляющих, а новое, социально-политическое, идеологическое, юридическое качество, которое не свойственная отдельным ее частям.
1.2 Структура правовой системы
правовой общество юридический
Общеизвестно, что правовая система представляет собой исторически сформировавшуюся систему взаимосвязанных и взаимодействующих элементов правовой реальности. Представляется верным вывод исследователя Беседина А. А. о том, что правовая система начинается тогда, когда мы «накладываем» структуру на правовую действительность и начинаем «замечать» определенную структуру.
Но структура системы это, прежде всего, принцип построения, принцип взаимосвязи элементов (системообразующий фактор), который и определяет индивидуализирующие, отличительные признаки данной системы.
Как и всякая системное образование правовая система состоит из взаимодействующих подсистем и элементов, а также обладает механизмом автономного существования. В этом и заключается сущность любого системного образования.
Традиционно выделяются национальные (внутригосударственные) правовые системы и международная правовая системы.
Профессор Матузов Н. И. писал, что национальная правовая система — органический элемент конкретного общества, его истории, культуры, традиций, социального уклада, географического положения и т. д. То же самое суждение относится и к международной правовой системе, элементы которой и принципы функционирования обусловлены исторически сложившейся формой международных отношений.
Безусловно данные системы взаимодействуют, но ставить вопрос о господстве одной над другой некорректно, поскольку каждая выражает и обеспечивает реализацию воли разных властвующих субъектов. Нельзя ставить вопрос о подчинении одной правовой системы другой, поскольку у каждой из них свои объективно сформировавшиеся задачи и функции.
При этом под структурой правовой системы следует понимать определенный способ связи ее компонентов, который придает системе относительную устойчивость и качественную обособленность.
Компоненты и структура правовой системы в своей совокупности обусловливают ее природу и качество.
В настоящее время в отечественной теории права достаточно четко обозначились три основных подхода к структуры правовой системы в ее внутригосударственном понимании.
При рассмотрении структуры правовой системы необходимо иметь в виду, что в качестве основного элемента она включает в себя право, которое является результатом взаимодействия государства и общества в создании содержащихся в правовых нормах легитимных предписаний, выражающих основное содержание общественного правосознания и уровень его развития во всех сферах жизнедеятельности. Роль общества в формировании властных предписаний является определяющей по отношению к деятельности органов государства, непосредственно создающих нормы права, так как оно является носителем основных критериев регулирования существующих в нем отношений. Данные критерии впоследствии трансформируются в основные принципы права, которые развиваются и конкретизируются в правовых нормах, создавая при этом определенные способы и методы правового регулирования.
Указанное состояние права как общественного явления приводит к необходимости выделения в нем двух компонентов — естественного права и позитивного. Естественное право — это и есть обусловленные природной и социально-естественной средой требования и идеалы, которые, преломившись через правосознание, его культурные коды, приобретают правовой облик и в соответствии с этим выступают в виде правовых требований и прообразов юридических норм — норм позитивного права. Позитивное право, в свою очередь, являясь объективным явлением, предстает в виде системы действующих норм, процесс формирования которых обуславливается взаимодействием положений естественного права, присущих определенному обществу на конкретно-историческом этапе его развития, и его государственно-политических институтов, которые в соответствии со своей компетенцией непосредственно объективируют эти положения с целью обеспечения их регулирующего воздействия. Эти правовые компоненты, в силу системности социальных связей в обществе, также вынуждены функционировать в виде своеобразно-определенных систем, получивших соответственно название системы права и системы законодательства, причем в указанном аспекте естественное право приобретает характер доминирующей правовой идеологии, которая становится социально значимой будучи конститутивным элементом системы права.
Соотношение системы права, системы законодательства имеет функциональное значение для правовой системы и правового регулирования как такового. Это обуславливается самой природой права, которое можно рассматривать как возможность контролирования общественных процессов, путем установления легитимных рамок их существования, носящих характер общеобязательных правовых предписаний. С этой точки зрения, содержащиеся в системе права принципы правового регулирования, представляют собой собственно право в самом абстрактном его выражении, которое, будучи закреплено в системе законодательства, приобретает свою действенную силу, обеспечивая при этом непосредственное действие данных принципов через нормативные акты различного уровня.
Таким образом, правовая система может быть определена как структурная взаимосвязь системы права и системы законодательства, осуществляющая непосредственное правовое регулирование и характеризующая функциональное содержание и назначение права как системного социального регулятора в целом.
По мнению А. П. Глебова, характер источников права — не единственный и далеко не определяющий критерий отнесения национальной правовой системы к той или другой правовой семье.
Несмотря на отсутствие единообразия во взглядах теоретиков права, ни один из них не подвергает сомнению тезис о том, что правовая система формируется применительно к праву, выступающему для нее в качестве главного системообразующего фактора. Существо противоречий, таким образом, определяется здесь различием представлений отдельных авторов о перечне производных от правовых норм структурных единиц правовой системы.
В рамках этого процесса в целом ряде случаев субъективно-произвольный подход к определению ее компонентов, стремление включить в состав правовой системы максимально возможное количество разнородных элементов, превалирует над намерением очертить ее границы и содержание на основе достаточно четких и функционально обоснованных критериев. С другой стороны, незначительно проясняет ситуацию и точка зрения о том, что понятие правовой системы конструируется исключительно в целях определения строения права как нормативного образования, а также выявления и анализа возникающих в его рамках внутрисистемных связей и отношений. В этом случае, досконально изучив «внутренний мир» различных нормативно-правовых конструкций, мы оставляем за пределами своего внимания главное — условия и механизм реализации их предписаний на практике.
В.В. Сорокин указывает, что из всего обилия правовых явлений к элементам правовой системы необходимо относить только то, «что необходимо для эффективного процесса правового воздействия на общественную жизнь, для целенаправленного благотворного влияния на сознание и поведение субъектов права». При таком подходе наиболее близкой к действительности представляется позиция тех авторов, которые считают, что в статическом состоянии правовая система выступает как «совокупность юридических норм, принципов и институтов (нормативная сторона системы), совокупность правовых учреждений (организационный компонент) и совокупность правовых взглядов, идей и представлений, свойственных данному обществу (идеологический компонент)».
В состав нормативного компонента национальной правовой системы входят не только нормы внутреннего права соответствующей страны, но и обязательные для нее принципы и нормы международного права, а также действующие на ее территории в рамках коллизионного метода регулирования нормы права иностранных государств. В качестве административно-организационной составляющей правовой системы выступают законодательные, исполнительные, судебные и другие государственные и общественные юридические органы, учреждения и организации, обеспечивающие осуществление правотворческой и правоприменительной деятельности, функции защиты права. Они образуют тот необходимый институционный каркас, без которого реализация норм права стала бы невозможной.
Третий компонент правовой системы в ее статическом представлении — правовая идеология, понимаемая в данном случае как систематизированное, научное выражение правовых взглядов, требований, идей общества. С ее помощью происходит формирование и распространение правовых знаний на всех уровнях его социальной структуры, предпринимаются попытки блокирования и деактивации негативных стереотипов в правовом сознании. Кроме того, «элементом правовой системы является та часть официального и доктринального правосознания, которая относится к методам (приемам) истолкования принципов и норм действующего права в процессе его реализации».
Что касается представления о структуре национальной правовой системы в динамике ее функционирования, то в данном случае следует говорить о взаимодействии права, юридической практики и правовой психологии.
Таким образом, национальная правовая система представляет собой характерную для данного государства (общества) целостную совокупность действующих на его территории правовых норм, а также юридических органов, учреждений, организаций и правовой идеологии, обеспечивающих в процессе юридической практики, опосредованной правовой психологией, урегулирование общественных отношений в соответствии с объективными закономерностями развития общества.
К структуре правовой системе, как правило, включают:
1) право — главный, цементирующий элемент правовой
системы, вокруг которого интегрируются все другие элементы.
Это базовая подсистема в системе. Именно влияние права определяет
направления развития и функционирования системы в целом;
2) правоотношения, которые возникают в результате перехода правовых норм на основе соответствующих юридических фактов в фактические общественные отношения;
3) права и обязанности лица — своеобразную визитную карточку
этой системы;
4) правовую культуру и правосознание, которым сейчас предоставляется особенная (ключевая) роль и которые есть своего рода барометром правовой системы;
5) юридическую практику, в том числе судебную. Без этого элемента правовая система была бы мертворожденным образованием;
6) правовое поведение;
7) систему юридического образования,
8) систему правовой информации;
9) связи между этими элементами, которые определяют результат их взаимодействия (например, законность, правопорядок).
По мнению А. X. Саидова, для характеристики правовой системы ключевыми являются категории «правопонимания», «правотворчество», «правоприменение». Поэтому исследование правовой системы должно прежде всего охватывать систему взглядов, идей, представлений, теорий, то есть «правопонимание», в данный исторический период; анализ нормативной основы, ее структуры; систему осуществления права.
2. Функции правовой системы
2.1 Понятие функций правовой системы
В последние годы обозначился интерес ученых-юристов к проблематике категориального статуса правовой системы, уточнения ее компонентов, особенностей структуры, специфики взаимодействия с политической системой и иными социальными системы. В этом ряду важной является характеристика правовой системы с точки зрения осуществления ее функций.
В современной правовой системе целью правовой деятельности является не только сам процесс создания правовой информации (воспроизводство права), которая воздействует на сознание и поведение субъектов, опосредующих правовое взаимодействие в масштабах всего общества или его подструктур.
Как считает З. К. Аюпова, функции правовой системы — это основные направления ее обратного воздействия на социальную действительность с целью гармоничного развития всех подсистем общества и общества в целом. При этом разграничение функций правовой системы здесь связано с целой совокупностью обстоятельств, среди которых: функции правовой системы определяются ролью и целями правовой системы в обществе; каждая функция имеет собственный аспект воздействия; реализация функций определяется наличием соответствующих механизмов; каждая функция имеет свое содержание.
Более полное представление о функциях правовой системы дано О. Ф. Скакун. Она определяет функции правовой системы как главные направления, тенденции развития правовой системы, взаимодействие элементов в системе, способы их связи в условиях воздействия на ее структуру внешних и внутренних факторов.
При таком подходе функциональная характеристика правовой системы рассматривается как применительно к окружающим правовую систему социальным реалиям, так и в отношении самой правовой реальности.
Многообразие интерпретаций в юридической литературе вопроса о функциях правовой системы связано с его дискуссионностью. Так, по мнению Н. Н. Онищенко, это интеграционная, организационная, регулятивная, охранительная и др. функции. У О. Ф. Скакун среди функций правовой системы интегрирующая (коммуникативная), регулятивная, идеологическая, практическая (социологическая), охранительная, защитная.
В.С. Нерсесянц рассматривает функции правовой системы применительно к их взаимодействию с внешней средой по двум направлениям: первое включает правотворчество, применение права, правоотношения и т. д., что соответствует динамической функции; второе связано с доктриной, институтами и нормами права, структурированными по горизонтали (система права) и по вертикали (система источников права), что соответствует статической функции.
2.2 Характеристика функций правовой системы
Перспективным является подход к классификации функций правовой системы Л. А. Луць, которая разграничивает внутренние и внешние функции правовой системы. Среди внутренних функций: целевая, регулятивная, восстановительная, организационная, контрольная. Среди внешних функций: адаптационная, оптимизационная, интегративная.
З.К. Аюпова, рассматривая правовую систему как полисистемный комплекс нормативного, идеологического и организационного уровней правовой действительности, связывает ее с осуществлением интегративной, регулятивной и коммуникативной функций, используемых с целью укрепления конституционного строя. Характерно при этом утверждении автора, что главной функцией правовой системы является интегративная, в отличие от того, что главной функцией права является регулятивная.
Для решения вопроса о функциях правовой системы можно использовать аналогию с рассмотрением функций политической системы, учитывая, что правовая и политическая системы являются подсистемами социальной системы.
Ф.М. Бурлацкий и А. А. Галкин выделяют такие функции политической системы:
1) определение целей и задач общества;
2) мобилизация ресурсов;
3) интеграция всех элементов общества;
4) легитимация как достижение определенного соответствия реальной политической жизни официальным политическим и правовым нормам.
В современной трактовке функции политической системы связываются с выполнением определенной совокупности задач, среди которых:
а) политическое руководство обществом — функция целеполагания;
б) согласование интересов индивидов и групп, предупреждение конфликтов, угрожающих целостности общества — функция интегративная;
в) организация членов общества на поддержание образца — функция поддержания образца (организационная);
г) восприятие и реагирование на потоки информации — функция информационно-коммуникативного обеспечения.
В учебнике «Политология» среди функций политической системы названы: выработка политического курса государства и определение целей и задач развития общества; организация деятельности общества по выполнению социальных задач и программ; координация отдельных элементов общества; легитимация как деятельность по узакониванию политической системы; политическая социализация; артикуляция интересов как предъявление требований к лицам, вырабатывающим политику; стабилизация — т. е. обеспечение стабильности и устойчивости развития общества.
В западной политологии общепризнанной является классификация функций политической системы Г. Алмонда и Д. Пауелла, которые разделяют функции на две разновидности: функции, обеспечивающие сохранение системы в целом; функции, обеспечивающие потребности самой политической организации.
По-видимому, в таком же аспекте могут быть разделены функции правовой системы. Иными словами, это те функции правовой системы, которые обеспечивают сохранение социальной системы в целом (их можно назвать внешними функциями правовой системы) и те функции правовой системы, которые обеспечивают потребности самой правовой реальности (их можно назвать внутренними функциями правовой системы).
Думается, что такой подход определяется также наличием внутренних и внешних связей правовой системы, что позволяет утверждать основательность разграничения этих двух видов функций: внутренние функции — связаны с функциональной характеристикой правовой системы в рамках правовой реальности, и внешние функции, которые связаны с функциональной характеристикой правовой системы в рамках социальной системы и социальной реальности.
Среди внутренних функций правовой системы претендуют на обособление такие:
а) пространственная функция — определяющая пределы правового пространства, сферу механизма действия права;
б) субъектная функция — обозначающая состав, правовой статус, компетенцию и иные характеристики субъектов, действующих в правовой сфере;
в) функция моделирования — устанавливающая модели правового поведения, субъективные права и юридические обязанности, юридические факты, юридическую ответственность;
г) ценностно-ориентационная функция — обеспечивающая закрепление, иерархизацию, охрану, распределение ценностей права, информирование о них, а также создание системы правовых ценностей, характеризующих само право;
д) коммуникативная функция — выраженная в правовых отношениях, правовых связях и правовом общении.
Среди внешних функций правовой системы основными выступают:
а) функция достижения социальной целостности — состоящая в обеспечении правовой системой единения всей системы социального регулирования;
б) функция правовой политики — направленная на обеспечение функционирования политической системы, деятельности разнообразных политических институтов;
в) функция сохранения национального своеобразия — связанная с особенностями использования в социальной системе источников права, правовых институтов, правового менталитета, отношения к праву;
г) функция духовной идентификации — обеспечивающая соответствие между провозглашенными нормами и ценностями и тем, что реально существует в социуме.
Следует обратить внимание на то, что функциональная характеристика всей правовой системы в ее основных внутренних и внешних функциях получает свое выражение в правовой категории «действие права». Кроме того, проблематика функций правовой системы выводит на вопросы ее результативности в виде правопорядка и целостности социальной системы, что дает возможность определить эффективность и неэффективность правовой системы.
Целевое назначение правовой системы просматривается при ее взаимодействии с иными социальными системами. В юридической литературе отмечается значение правовой системы как ярко выраженной нормативной основы политической, экономической, культурной и др. системы.
Поддерживая в принципе такой поход, можно все же уточнить такое видение роли правовой системы, поскольку правовая система имеет для других социальных систем не только нормативное значение, но и значение как система закрепления, иерархизации и обеспечения существующих ценностей и также имеющая свою собственную систему ценностей и свой ценностный смысл. Потому необходимо рассматривать ценностно-нормативное значение правовой системы в социальной системе, что определяет существование такой важной функции правовой системы как ценностно-нормативная функция.
Заметим также, что совершенно определенно выражена роль правовой системы в отношении государства. При этом, если в прошлые времена задача состояла в формировании конституционного государства, то в настоящее время она связана с формированием правового государства. Потому можно констатировать, что правовая система своей нацеленностью на соответствующие изменения государства выполняет функцию формирования правового государства.
Многое из того, что необходимо для выхода к правовому государству определяется правовой системой: от гуманитарно-правовой составляющей в виде признания и соблюдения неотчуждаемых прав человека, нормативно-правового компонента, в виде верховенства права и правовых законов, до институционально-правового компонента, в виде надлежащей правовой организации государственной власти на основе принципа разделения властей. Все это связано с функциональной характеристикой правовой системы, нацеленной на соответствующие изменения в государстве и государственной власти.
Функциональное разнообразие, отображающее существование правовой системы, проявляется во взаимодействии с другими правовыми системами. Поэтому можно принять точку зрения известных компаративистов К. Цвайгерта и Х. Кетца, что определяющим моментом является установление правового стиля, отличающего правовые системы в правовые семьи.
Особенности правового стиля выражены в историческом происхождении и развитии правовой системы, господствующей доктрине юридической мысли и ее специфике, своеобразии правовых институтов, идеологических факторах.
Думается, что формирование правового стиля является функцией правовой системы, определяя ее национальное своеобразие с одной стороны (правовая система России) и вхождения в состав правовой семьи (евразийская правовая семья).
В современных условиях характеристика функций правовой системы должна связываться с процессами универсализации и унификации права, которые определяются глобализацией и регионализацией, локализацией и специализацией общественных отношений. Так, правовая система должна реагировать на взаимодействие таких участников глобализации как государство и транснациональные корпорации, выполняя функцию обеспечения партнерства и сотрудничества; на региональном уровне, где формируются интегративные правовые системы (например, Европейский Союз), складывается такая функция национальной правовой системы как делегирование полномочий субъектам права интегративной правовой системы; для локального уровня характерно формирование локальных систем специального регулирования отношений и потому правовая система выполняет регламентационную функцию; на специализированном уровне происходит постоянная дифференциация социальных связей и отношений, что предопределяет выполнение правовой системой функции специализации правового регулирования.
Заключение
Приведенные суждения позволяют заключить, что «правовая система» охватывает наряду с системой права многие иные компоненты. Рассматриваемое понятие позволяет получить более полные представления об историко-правовых особенностях страны на определенном историческом этапе ее развития.
Правовая система объективно представляет собой синтез систем права и законодательства, в котором они соотносятся как форма и содержание одного и того же явления. При этом система права призвана реализовывать положения правовых принципов, которые в результате объективации в конкретных правовых нормах осуществляют непосредственное регулятивное воздействие, а система законодательства соответствует в своем содержании системе права и одновременно создает систему внешне выраженных его источников.
В основе формирования правовых систем лежат социальные, экономические, политические и иные факторы, существующие в системе общественных отношений в виде определенных идей справедливости, равенства, политических взглядов, находящих своеобразное применение в каждом государстве, и должны быть учтены при рассмотрении правовой системы конкретного государства.
Правовая система представляет собой не столько мыслительно-воображаемую модель правовой действительности, системно согласующую все правовые явления в едином целостном комплексе, а реально существующую подсистему общества.
Характерной чертой современного мира является не только интенсивный диалог правовых систем, но и взаимопроникновение культур и принципов права, которое может быть описано такими понятиями как конвергенция, интеграция, ассимиляция, творческое взаимодействие. Обозначенные этими понятиями динамические процессы, с одной стороны, способствуют формированию единой мировой общности, а с другой стороны, они сопровождаются иными, противоположными им процессами, направленными на определение культурной идентичности, правовой автономности и порождают целый ряд относительно самостоятельных, теоретически и практически важных вопросов, непосредственно касающихся самых различных сторон государства и права. При этом сложны и в тоже время интересны ситуации, возникающие, когда страна, право которой основано на определенной цивилизации, вынуждена определить, какую степень признания она должна уделить законам и иным нормам, практикуемым и соблюдаемым сообществами, которые имеют иное происхождение. Иными словами речь идет о требованиях, выдвигаемых правовым системам современности процессами глобализации. Эти требования нельзя недооценивать, т.к. все правовые системы помимо своей воли вовлекаются в происходящие изменения, они становятся условиями их существования.
Современное развитие основных функций правовой системы связано с теми тенденциями социального развития, которые определяют появление новых целей, решение специфических задач, а также особой функциональной направленности всего многообразия компонентного состава как отдельной правовой системы, так и их объединений в составе правовых семей. В то же время специфическое функциональное назначение правовой системы как национальной, интегративной, международной и формирующейся глобальной еще ждет своей разработки.
1. Конституция РФ. М., 2013.
2. Алексеев С. С. Государство и право. М.: Норма, 2010.
3. Аюпова З. Н. Структура и функции правовой системы // Современное право. 2005. № 10.
4. Беседин А. А. Правовая система общества: понятие и базовые структуры // Юридический мир. 2011. № 3.
5. Бурлацкий Ф. М., Галкин А. А. Современный Левиафан: очерки политической социологии капитализма. М.: Мысль, 2011.
6. Гаврилов В. В. Международные и национальные правовые системы: понятие и основные направления взаимодействия: Автореф. д.ю.н. Казань, 2006.
7. Леушин В. И. Система права и правовая система: сходство и различие // Бизнес, менеджмент и право. 2011. № 1 (23).
8. Луць Л. А. Общая теория государства и права. М.: Волтерс Колувер, 2011.
9. Марочкин С. Ю. Действие норм международного права в правовой системе Российской Федерации. Тюмень, 2012.
10. Матузов В. И. Теория государства и права. М.: Норма, 2011.
11. Мельвин А. Ю. Политология. М.: Проспект, 2011.
12. Онищенко Н. М. Правовая система: проблемы теории. М.: Академия, 2012.
13. Осакве К. Сравнительное правоведение в схемах: Общая и Особенная части. М.: Юрист, 2011.
14. Политология / Под ред. О. В. Бабкиной, В. П. Горбатенко. М.: Академия, 2010.
15. Поляков А. В. Общая теория права: феноменолого-коммуникативный подход. СПб.: Питер, 2009.
16. Попков В. Д. Правовые системы современности // Теория государства и права / Под ред. М. Н. Марченко. М.: Зеркало, 2011.
17. Правовая система социализма. Понятие, структура, социальные связи. Кн. 1. / Под ред. А. М. Васильева. М.: Юрид. лит-ра, 1986.
18. Правовая система социализма. Понятие, структура, социальные связи. Кн. 1. / Под ред. А. М. Васильева. М., 1986.
19. Проблемы общей теории права и государства / Под ред. В. С. Нерсесянца. М.: Норма, 2009.
20. Российское государство и правовая система. Современное развитие, проблемы, перспективы / Под ред. Ю. Н. Старилова. Воронеж, 2009.
21. Саидов А. Х. Сравнительное право (правовые системы современности). М.: Юрист, 2009.
22. Сандуца Г. И. Применение общепризнанных принципов и норм международного права в правовой системе России // Международное публичное и частное право. 2001. № 3.
23. Скакун О. Ф. Общее сравнительное правоведение: Основные типы (семьи) правовых систем мира. М.: Юрист, 2008.
24. Современный философский словарь. М.: Наука, 2008.
25. Сорокин В. В. К понятию правовой системы // Правоведение. 2003. № 2.
26. Тюленина С. В. Система права // Теория государства и права / Под ред. В. К. Бабаева. М.: Проспект, 2011. С. 409.
27. Федорченко А. А. Правовая система общества: коммуникативный подход к исследованию // Ученые труды Российской Академии адвокатуры и нотариата. 2011. № 1.
28. Цвайгерт К., Кетс Х.
Введение
в сравнительное правоведение в сфере частного права: В 2-х т. Том 1. Основы. М.: Международные отношения, 2008.
29. Чепунов О. И. Правовая система и системная парадигма // Академический юридический журнал. 2008. № 32.