Органы юстиции в системе разделения властей
Министерство юстиции РФ открывает и упраздняет государственные нотариальные конторы, дает органам юстиции поручения на их открытие и упразднение, ведет реестр этих контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой, устанавливает порядок выдачи лицензий на право нотариальной деятельности. Министерство юстиции РФ и его органы обязаны осуществлять контроль за деятельностью нотариусов… Читать ещё >
Органы юстиции в системе разделения властей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
КУРСОВАЯ РАБОТА
по курсу «Общее право»
по теме: «Органы юстиции в системе разделения властей»
Содержание
- Введение
- 1. Конституция РФ — основа деятельности органов юстиции
- 2. Задачи и основные функции Министерства юстиции РФ
- 3. Федеральная служба судебных приставов и федеральная служба регистрации Министерства юстиции РФ
- 4. Федеральная служба исполнения наказаний
- Заключение
- Список использованных источников
- Введение
- Становление российского правового государства предполагает последовательное проведение в жизнь принципов законности, выступающих в качестве важнейшей предпосылки осуществления демократических реформ, утверждения идеалов гуманизма, справедливости, формирования высокой политической и правовой культуры граждан, создания условий для надежной защиты и реализации прав и свобод личности.
- Строгий режим законности способен приостановить действующие в стране разрушительные тенденции разгула преступности и правового нигилизма. Законность — эффективный инструмент проводимых преобразований, опора твердой и дееспособной власти и демократии. Особую роль она должна сыграть в условиях перехода к рынку, налаживания хозяйственно-правовых связей, создания новых механизмов в экономике. Важную роль в деле установления и обеспечения законности играют органы юстиции.
- «Юстиция» — термин, использующийся в юридической литературе для обозначения совокупности судебных учреждений или их деятельности по осуществлению правосудия. Название министерства и его органов в РФ в значительной мере дань традиции, но вместе с тем подчеркивает, что их деятельность носит юридический характер.
- Данная работа посвящена роли и месту органов юстиции в системе разделения властей.
- 1. Конституция РФ — основа деятельности органов юстиции
- В правовой основе организации и деятельности органов юстиции главенствующее место принадлежит Конституции РФ. В Конституции РФ содержится ряд положений, имеющих принципиальное значение для всех правоохранительных органов, и нормы, относящиеся к конкретным правоохранительным органам. Разумеется, Конституция РФ закрепляет только наиболее важные вопросы организации и деятельности правоохранительных органов. Конституционные положения конкретизируются в иных законах, которые должны в обязательном порядке соответствовать Конституции РФ.
- Конституция РФ (ст. 2) провозгласила человека, его права и свободы высшей ценностью и определила обязанностью государства защищать их. Эта обязанность лежит и на всех государственных органах как части государственного аппарата. Установление, содержащееся в ст. 2 Конституции РФ, находит свое отражение и в законодательных актах, принимаемых в последние годы, в частности в УК РФ, нормы которого применяют большинство органов уголовной юстиции.
- В ст. 5, 10 и 11 гл. 1 «Основы конституционного строя» раскрыты значение и сущность принципов разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, каждая из которых самостоятельна. Каждой из этих властей в Конституции посвящена отдельная глава.
Принцип разделения властей был выработан мировой практикой развития демократических государств. Суть его в том, что демократический политический режим может быть установлен в государстве при условии разделения функций государственной власти между самостоятельными государственными органами. Поскольку существуют три основные функции государственной власти — законодательная, исполнительная и судебная, каждая из этих функций должна исполняться самостоятельно соответствующим органом государственной власти. Напротив, соединение законодательных, исполнительных и судебных функций в деятельности одного органа государственной власти приводит к чрезмерной концентрации власти у этого органа, что создает возможность установления в стране диктаторского политического режима.
Каждый государственный орган, осуществляющий одну из трех функций государственной власти, взаимодействует с другими государственными органами. В этом взаимодействии они ограничивают друг друга. Такая схема взаимоотношений часто называется системой сдержек и противовесов. Она представляет единственно возможную схему организации государственной власти в демократическом государстве.
Права и обязанности законодательной власти рассматриваются в основном в гл. 5 «Федеральное Собрание», исполнительной — в гл. 6 «Правительство Российской Федерации» и судебной — в гл. 7 «Судебная власть».
Органы юстиции РФ входят в систему исполнительной власти РФ, непосредственно подчиняясь Правительству Российской Федерации.
Новая Конституция, сохраняя известную преемственность в законодательной регламентации деятельности Правительства, весьма существенно изменила его статус и место в системе федеральных органов власти.
Правительство осуществляет государственную власть в Российской Федерации наряду с Президентом, Федеральным Собранием и судами Российской Федерации, что закреплено ст. 11 Конституции. Согласно ст. 110 федеральное Правительство осуществляет исполнительную власть Российской Федерации. Из содержания этих положений ясно, что Правительство — высший орган исполнительной власти, хотя слово «высший» применительно к федеральным органам в новой Конституции не употребляется, но для организации власти это имеет практическое значение. Дело в том, что в ряде статей Конституции и текущем законодательстве применяется обобщающий термин «федеральные органы исполнительной власти», без расшифровки, какие конкретно органы включаются в эту систему и кому они подчиняются.
Конституция повышает статус Правительства, закрепляет его самостоятельность (ст. 10). В отличие от прежней Конституции, которая возлагала непосредственное руководство исполнительной властью на Президента, а также предусматривала подотчетность Правительства федеральным представительным и законодательным органам (Съезду народных депутатов и Верховному Совету) и Президенту, действующая Конституция исходит из самостоятельности всех ветвей власти и подобной субординации и подчиненности не предусматривает.
От других федеральных органов Правительство отличается, прежде всего, предметом и сферой деятельности. Оно не занимается принятием законов, как Федеральное Собрание, а обеспечивает управление страной.
Одной из основных функций Правительства являются организация исполнения федеральных законов, систематический контроль за их исполнением органами исполнительной власти всех уровней и принятие необходимых мер по устранению допущенных нарушений. Данная задача пронизывает деятельность Правительства, предопределяет содержание и характер его полномочий, подзаконность его решений, т. е. принятие их на основе и во исполнение Конституции, федеральных законов и указов Президента.
Свои полномочия Правительство реализует, принимая постановления и распоряжения по стратегическим и текущим вопросам управления, а также используя право законодательной инициативы (ст. 104) путем разработки и внесения в Государственную Думу проектов законов, формирующих необходимую правовую базу. Активное участие Правительства в законотворческом процессе, обязательность его заключений по всем проектам, предусматривающим расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, дают возможность Правительству осуществлять возложенные на него функции и намеченную экономическую программу.
При разработке нормативно-правовых актов установлен порядок их согласования с органами юстиции.
На федеральном уровне Правительство объединяет и координирует работу министерств, комитетов и других подведомственных ему органов, в том числе органов юстиции. В этом отношении Правительство и федеральная система (структура) управленческих органов тесно связаны. Большинство центральных органов управления, входящих в систему исполнительной власти, находятся в непосредственном ведении Правительства и ему подчиняются.
Органы юстиции России подведомственны Президенту РФ по вопросам, закрепленным за ним федеральной Конституцией, либо в соответствии с российскими законодательными актами. В остальном эти органы подведомственны Правительству и входят в единую систему исполнительной власти, возглавляя которую, Правительство осуществляет свои конституционные полномочия, в том числе при принятии мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики, по охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью (ст. 114 Конституции).
В Российской Федерации разграничены предметы ведения и полномочия между органами государственной власти Федерации и органами государственной власти ее субъектов (ст. 71−73).
Субъектам Российской Федерации предоставлена вся полнота государственной власти вне пределов ведения Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. Все, что отнесено к ведению Российской Федерации, а также к совместному ведению Федерации и ее субъектов, четко определено в соответствующих статьях Конституции, хотя, надо заметить, в Конституции Российской Федерации не определены полномочия Федерации по предметам совместного ведения. Эти полномочия, как правило, определяются федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, договорами между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации. Предметы же ведения субъектов Федерации в Конституции не перечисляются.
В РФ существуют федеральные и региональные органы юстиции.
2. Задачи и основные функции Министерства юстиции РФ
Органы юстиции РФ в основном осуществляют организационно-управленческие функции Чувилев А. А. Чувилев Ан.А. Правоохранительные органы. М., 2004. С. 179.
Организация и деятельность органов юстиции основаны на Указе Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации», а также Положении о Министерстве юстиции РФ, постановлениях Правительства РФ и указах Президента РФ.
На органы юстиции возлагаются следующие задачи:
участие в правовом обеспечении нормотворческой деятельности Президента РФ и Правительства РФ;
проведение юридической экспертизы правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
организационно-правовое обеспечение судебной реформы;
государственная регистрация прав на недвижимость и сделок с ней;
государственная регистрация политических партий;
регулирование сферы правового обслуживания;
контроль за исполнением законодательства;
правовая информатизация и т. д.
Система органов юстиции состоит из:
Министерства юстиции РФ;
главных управлений Министерства юстиции РФ по федеральным округам;
территориальных подразделений юстиции республик, входящих в состав РФ, краев, областей, автономных округов, Москвы и Санкт-Петербурга;
органов и учреждений регистрационной службы и службы судебных приставов;
органов и учреждений уголовно-исполнительной системы.
В систему Министерства юстиции входят учреждения и организации, в отношении которых органы юстиции осуществляют некоторые управленческие функции — нотариат, загсы, лаборатории судебных экспертиз, Российская правовая академия, Научный центр правовой информации, редакции некоторых журналов.
Министерство юстиции РФ является центральным органом, осуществляющим руководство деятельностью территориальных органов юстиции и других учреждений и организаций, входящих в его систему. Возглавляет его Министр, который несет персональную ответственность за реализацию возложенных на Министерство и его органы задач. Министр вносит на рассмотрение Президента РФ и Правительства РФ проекты нормативных актов по вопросам, относящимся к компетенции Министерства юстиции РФ, подписывает в установленном порядке международные договоры Российской Федерации о правовой помощи по гражданским, уголовным, семейным делам, вносит представления Президенту РФ и Правительству РФ о привлечении к ответственности должностных лиц федеральных органов исполнительной власти ввиду неисполнения или ненадлежащего исполнения ими Конституции РФ, законов и нормативных актов Правительства РФ и Президента РФ. Министр юстиции РФ возглавляет Совет по кадровой политике при Президенте РФ, рассматривающий кандидатуры для назначения на должность судей федеральных судов РФ, входит в состав Совета по судебной реформе при Президенте РФ. Министр имеет заместителей, в качестве совещательного органа при нем действует коллегия, куда помимо Министра и его заместителей входят другие руководящие работники Министерства. Коллегия обсуждает важнейшие вопросы деятельности Министерства юстиции РФ, ее решения проводятся в жизнь приказами и распоряжениями Министра юстиции.
Структурно Министерство юстиции РФ состоит из управлений (департаментов) и отделов, каждый из которых возглавляет работу по одному из направлений деятельности министерства: Управление систематизации законодательства, Управление организационно-правового обеспечения юридической помощи, Управление регистрации ведомственных нормативных актов, Управление экспертных учреждений, Отдел судебной практики и др. В качестве самостоятельного структурного подразделения в состав Министерства юстиции РФ входит центральный орган уголовно-исполнительной системы. Руководство подразделениями осуществляют начальники, назначаемые Министром.
При Министерстве юстиции РФ функционируют:
1. Научный центр правовой информации.
Научный центр правовой информации при Минюсте России (НЦПИ) создан в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 558 от 25 июня 1975 года. НЦПИ проводит научные исследования по проблемам создания, внедрения и эксплуатации информационно-телекоммуникационных систем. Он осуществляет сбор и обработку правовой информации, создает правовые базы данных и поддерживает их в контрольном состоянии. В соответствии с постановлением Правительства РФ «О государственной регистрации ведомственных нормативных актов» от 8 мая 1992 года № 305 НЦПИ ведет банк ведомственных правовых актов, который согласно постановлению Правительства РФ «О мерах по обеспечению взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации в области информационно-правового сотрудничества с государствами-участниками Содружества Независимых Государств» от 21 октября 1994 года № 1181 используется для осуществления обмена правовой информацией с государствами-участниками СНГ. На базе документов, поступающих из федеральных органов государственной власти, НЦПИ сформированы полнотекстовые базы данных правовых актов «Фонд» и «Эталон». Согласно Постановлению Правительства РФ «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» от 24 июля 1997 года ведутся работы по созданию единой системы информационно-телекоммуникационного обеспечения Минюста России, центральным узлом которой является НЦПИ. К основным задачам вновь создаваемой системы относятся: обеспечение компьютерной обработки правовой информации в органах юстиции, предоставление доступа к базам данных по законодательству, поддерживаемым в НЦПИ, создание автоматизированных рабочих мест, ведение электронных банков данных и реестров, а также другие задачи и функции. Хранящаяся в НЦПИ информация предоставляется на основе договора органам государственной власти, юридическим и физическим лицам.
2. Российский федеральный центр судебной экспертизы.
Российский федеральный центр судебной экспертизы является головным учреждением системы судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации.
РФЦСЭ проводит 22 вида экспертиз по 52 экспертным специальностям (почерковедческая, техническая экспертиза документов, фототехническая, портретная, трасологическая видеофонографическая, баллистическая, взрыво-техническая, пожарно-техническая, экономическая, автотехническая, строительно-техническая, товароведческая, по исследованию различного рода материалов, веществ и изделий), при этом выполняются наиболее сложные и повторные экспертизы для судов, органов прокуратуры, внутренних дел, безопасности, таможенных, налоговых органов. Кроме того проводятся экспертизы и исследования для нотариата, органов социального обеспечения, юридических лиц и граждан.
Наряду с экспертной работой РФЦСЭ проводит научные исследования по планам НИР, утверждаемым Минюстом России, и направленным на разработку теоретических и методологических проблем судебной экспертизы, создание новых и совершенствование существующих методов и методик экспертного исследования, автоматизированных систем и программных комплексов для решения экспертных задач.
Среди наиболее актуальных общетеоретических работ последнего времени можно отметить методические пособия и монографии по общей теории судебной экспертизы, идентификации, диагностике и многим важным экспертным направлениям, а также ряд методических рекомендаций, методических писем и методик для экспертов по отдельным видам судебной экспертизы.
РФЦСЭ обеспечивает судебно-экспертные учреждения системы Минюста России теоретическими и методическими разработками в области судебной экспертизы. В этих целях подготавливает к печати, издает и направляет им сборники научных трудов, методические и информационно-справочные материалы.
Кроме того, РФЦСЭ осуществляет учебно-методическую работу с сотрудниками судебно-экспертных учреждений системы Минюста России путем обучения экспертов на потоках повышения квалификации, стажировок экспертов в подразделениях РФЦСЭ, рецензирования экспертных заключений, дачи письменных и устных консультаций по различным направлениям экспертной, методической и научной деятельности и в других формах.
РФЦСЭ проводит методическую работу с судьями, прокурорами-криминалистами, следователями органов прокуратуры и МВД РФ, работниками таможенных и налоговых органов. Ведущие специалисты Центра читают им лекции о современных возможностях судебной экспертизы, о правилах подготовки материалов для назначения экспертиз, дают консультации по конкретным делам.
3. Федеральное агентство по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения при Министерстве юстиции Российской Федерации (ГУ «Фаприд»).
Основные направления деятельности ГУ «ФАПРИД»:
осуществление по согласованию с государственными заказчиками функций по распоряжению правами на результаты интеллектуальной деятельности, вовлекаемые в экономический и гражданско-правовой оборот;
подготовка решений об ограничении доступа к сведениям, относящимся к результатам интеллектуальной деятельности;
подготовка к заключению по согласованию с государственными заказчиками гражданско-правовых договоров с исполнителями научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения о сохранении конфиденциальности сведений, относящихся к результатам интеллектуальной деятельности;
обеспечение правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности, в том числе получение исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности;
подготовка и заключение по согласованию с государственными заказчиками лицензионных договоров для вовлечения результатов интеллектуальной деятельности в экономический и гражданско-правовой оборот;
осуществление функций правопреемника в части прав на результаты интеллектуальной деятельности, принадлежащих государственным унитарным предприятиям, имущество которых подлежит приватизации;
организация учета результатов интеллектуальной деятельности, вовлекаемых в экономический и гражданско-правовой оборот;
ведение единого реестра результатов интеллектуальной деятельности.
4. Бюллетень Министерства Юстиции РФ.
Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации является официальным печатным органом Минюста России. Бюллетень издается с 1998 года ежемесячно, в целях обеспечения своевременного и достоверного информирования граждан и организаций о деятельности Министерства юстиции Российской Федерации, органов и учреждений юстиции, а также для формирования позитивного имиджа Министерства.
В Бюллетене публикуются:
нормативные правовые акты о деятельности Минюста России и подведомственных ему служб;
приказы и распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации;
статьи и иные материалы о деятельности органов и учреждений юстиции в стране и за рубежом, информационные материалы о работе центрального аппарата Минюста России и структурных подразделений министерства по субъектам Российской Федерации;
исторические об органах юстиции;
материалы о деятельности подведомственных Минюсту России Федеральных служб;
информация о персоналиях (назначения, интервью и т. д.).
материалы ежегодных Расширенных коллегий Минюста России.
5. Российская правовая академия при Министерстве Юстиции.
С 1998 года Академия осуществляет подготовку специалистов по специальности «юриспруденция» по очной, очно-заочной и заочной формам обучения. Академия оказывает содействие в трудоустройстве выпускникам в государственных органах, юридических и консалтинговых фирмах по соглашению с кадровыми агентствами. Выпускники Академии востребованы в широких сферах профессиональной деятельности.
В субъектах Российской Федерации действуют территориальные подразделения юстиции краев, областей и других субъектов РФ, возглавляемые соответственно министрами и начальниками управлений. По вопросам, относящимся к ведению Российской Федерации, органы юстиции подчиняются Министерству юстиции РФ, по вопросам совместного ведения РФ и ее субъектов — Министерству юстиции РФ и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Органы юстиции субъектов Российской Федерации осуществляют деятельность по обеспечению нормотворческой деятельности законодательных органов субъектов федерации, организацию работы нотариата, лицензионной работы, организацию материально-технического обеспечения деятельности мировых судей.
Структурно территориальные органы юстиции субъектов Российской Федерации состоят из отделов, осуществляющих работу в соответствии с определенными функциями органов юстиции.
Основными направлениями деятельности Министерства юстиции РФ являются:
участие в правовом обеспечении нормотворческой деятельности;
государственная регистрация нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, юридических лиц, актов гражданского состояния, прав на недвижимость и сделок с ней.
Министерство юстиции РФ по поручению Президента РФ участвует в экспертизе законов РФ, направленных к нему на подпись, по поручению Правительства РФ рассматривает предложения федеральных органов исполнительной власти по вопросам законопроектной деятельности Правительства РФ, дает заключение о необходимости разработки законопроектов. Министерство юстиции само разрабатывает законопроекты, вносимые Правительством РФ в порядке законодательной инициативы, или участвует в их подготовке. Оно координирует работу федеральных органов исполнительной власти по подготовке законопроектов, осуществляет их юридическую экспертизу при поступлении в Правительство РФ. Министерство юстиции проводит юридическую экспертизу правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов РФ, и в случае их несоответствия Конституции РФ или федеральному закону представляет мотивированное заключение в орган государственной власти, принявший правовой акт. В связи с этим главам органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлением Правительства РФ предписано направлять в Министерство юстиции РФ копии правовых актов после их принятия. На Министерство юстиции РФ возложено осуществление работы по систематизации законодательства, в связи с этим оно ведет банк нормативных актов Российской Федерации, участвует в составлении и издании Свода законов РФ.
Министерство юстиции осуществляет контроль за соответствием ведомственных нормативных актов Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам, указам Президента, постановлениям Правительства РФ. В связи с этим оно осуществляет их регистрацию. Акты, не прошедшие государственную регистрацию, не влекут за собой правовых последствий.
Министерство юстиции РФ производит государственную регистрацию уставов общероссийских, международных и межрегиональных общественных объединений, политических партий религиозных объединений. Государственной регистрации подлежат все коммерческие и некоммерческие организации, федеральные органы власти и органы власти субъектов РФ, муниципальные органы власти, государственные и муниципальные учреждения. Данные регистрации включаются в Единый государственный реестр юридических лиц.
На Министерство юстиции РФ возлагается функция регистрации прав на недвижимость и сделок с ней. Эта регистрация осуществляется органами юстиции по месту нахождения недвижимости. Министерство юстиции РФ и его органы осуществляют координацию деятельности органов записи гражданского состояния.
Министерство юстиции играет активную роль в сфере развития юридических услуг. В основном эта функция проявляется в лицензировании права осуществлять юридические услуги, аттестации юридического персонала, контроле за деятельностью юридических и физических лиц, осуществляющих правовое обслуживание населения. Лицензии выдаются Министерством юстиции РФ и органами юстиции субъектов РФ, которые ведут реестр лицензий. При поступлении жалоб на действия лица, получившего лицензию, Министерство юстиции РФ и его органы вправе приостановить или аннулировать лицензию.
Министерство юстиции участвует в разработке и осуществлении программ правовой информатизации органов государственной власти. Оно организует внедрение программно-аппаратных средств сбора, обработки и анализа правовой информации для судов, органов юстиции. Министерство юстиции РФ с помощью различных средств правовой информации осуществляет правовое просвещение граждан с целью воспитания уважения к законам, их неукоснительному соблюдению.
Министерство юстиции РФ представляет согласованные с Министерством иностранных дел предложения о заключении международных договоров РФ о правовой помощи по гражданским, уголовным, семейным и иным делам, заключает соглашения о правовом сотрудничестве с соответствующими органами иностранных государств и международных организаций. Министерство юстиции РФ обязано давать или не давать согласие на заключение международных договоров, положения которых имеют расхождение с российским законодательством, представлять заключения о соответствии или несоответствии договора российскому законодательству и тех юридических последствиях, которые могут наступить при заключении договора. Министерство юстиции РФ организует исполнение договоров о правовой помощи, других международных договоров и конвенций, относящихся к его компетенции.
Министерство юстиции РФ и его органы контролируют соблюдение коллегиями адвокатов требований закона, устанавливают порядок оказания юридической помощи гражданам и организациям, оказывают помощь президиумам коллегий адвокатов по проведению мероприятий по повышению профессионального уровня адвокатов, издают методические указания и рекомендации по вопросам деятельности адвокатуры. Если решения общего собрания коллегии адвокатов, постановления президиума коллегии не соответствуют действующему законодательству, Министерство юстиции РФ или администрация краев, областей приостанавливает их действие.
Министерство юстиции РФ открывает и упраздняет государственные нотариальные конторы, дает органам юстиции поручения на их открытие и упразднение, ведет реестр этих контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой, устанавливает порядок выдачи лицензий на право нотариальной деятельности. Министерство юстиции РФ и его органы обязаны осуществлять контроль за деятельностью нотариусов. В связи с этим они вправе истребовать от нотариуса сведения о совершенных нотариальных действиях и иные документы, утверждать или не утверждать решения, принятые нотариальными палатами. Министерство юстиции РФ осуществляет назначение на должность как государственных, так и частных нотариусов, направляет в суд ходатайство о лишении нотариуса лицензии. Совместно с Федеральной нотариальной палатой Министерство юстиции РФ утверждает правила нотариального производства.
3. Федеральная служба судебных приставов и федеральная служба регистрации Министерства юстиции РФ
В Министерстве юстиции РФ создана и действует Федеральная служба судебных приставов, целью которой является обеспечение соблюдения порядка в судебных заседаниях, исполнения судебных решении. Служба судебных приставов заменила действующих при районных судах судебных исполнителей, чья работа в условиях резкого увеличения объема судебной деятельности и, соответственно, судебных решений, а также противодействия их исполнению оказалась малоэффективной.
Служба судебных приставов организуется и действует в соответствии с Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов».
В состав этой службы входят:
департамент судебных приставов Министерства юстиции РФ;
служба судебных приставов Управления военных судов Министерства юстиции РФ;
службы судебных приставов органов юстиции субъектов РФ;
районные, межрайонные подразделения судебных приставов.
Возглавляет службу судебных приставов Главный судебный пристав РФ, являющийся по должности заместителем министра юстиции РФ. Он координирует и контролирует подразделения судебных приставов, назначает и освобождает от должности судебных приставов, проводит их аттестацию.
ФССП России возглавляет директор Федеральной службы судебных приставов — главный судебный пристав Российской Федерации (далее директор), назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации.
Директор несет персональную ответственность за осуществление возложенных на ФССП России полномочий.
Директор имеет заместителей директора Федеральной службы судебных приставов — заместителей главного судебного пристава Российской Федерации, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом Российской Федерации.
Количество заместителей директора устанавливается Президентом Российской Федерации.
В зависимости от выполняемых обязанностей судебные приставы делятся на:
приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов;
приставов, исполняющих судебные акты и акты других органов.
Судебные приставы, обеспечивающие установленный порядок деятельности судов, обязаны обеспечить в судах безопасность судей, заседателей, участников процесса и свидетелей; выполнение распоряжений председательствующего в судебном заседании, связанных с соблюдением порядка в суде; исполнение решения суда о применении к подсудимому и другим гражданам предусмотренных законом мер процессуального принуждения; обеспечение охраны залов судебных заседаний, совещательных комнат в рабочее время. Для осуществления этих обязанностей судебные приставы вправе применять физическую силу, оружие и специальные средства в порядке, предусмотренном законом, а также обращаться за помощью к сотрудникам милиции, органов безопасности, военнослужащим внутренних войск.
Судебный пристав, исполняющий судебные акты, обязан обеспечить полное и правильное исполнение исполнительных документов. В связи с этим он вправе проводить у работодателя проверку исполнения исполнительных документов на работающих у него должников, входить в хранилища и другие помещения, принадлежащие должникам, и осматривать их, давать гражданам, организациям, участвующим в исполнительном производстве, поручения по вопросам совершения конкретных исполнительных действий, изымать и реализовывать имущество должника, налагать арест на денежные вклады, объявлять розыск должника, его имущества или розыск ребенка. Если судебное требование не ясно, то судебный пристав вправе просить суд разъяснить его.
Судебным приставом может быть гражданин Российской Федерации, достигший 20-летнего возраста, имеющий определенный уровень образования (не ниже среднего общего), способный по своим деловым и личным качествам, состоянию здоровья исполнять налагаемые на него должностные обязанности. Судебные приставы носят установленную форму одежды, их требования при исполнении служебных обязанностей обязательны для всех граждан и должностных лиц. Судебные приставы подлежат обязательному государственному страхованию. В случае их смерти или увечья при исполнении служебных обязанностей выплачивается денежная компенсация. Судебные приставы пользуются правом бесплатного проезда и рядом других льгот.
Надзор за точным и неуклонным исполнением законов судебными приставами осуществляет прокуратура.
Контроль за действиями приставов осуществляет суд, направивший приставу исполнительные документы, или суд, в котором пристав обеспечивает порядок. Ведомственный контроль за деятельностью судебных приставов осуществляется министром юстиции РФ, начальниками органов юстиции субъектов Российской Федерации, а также вышестоящими подразделениями службы судебных приставов.
Федеральная регистрационная служба действует в соответствии с Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1315 «Вопросы Федеральной регистрационной службы». Федеральная регистрационная служба (Росрегистрация) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в сфере регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, регистрации общественных объединений и политических партий, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере адвокатуры и нотариата.
Основными задачами Росрегистрации являются:
1) обеспечение установленного порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
2) организация деятельности по государственной регистрации общественных объединений и политических партий;
3) осуществление контроля и надзора в сфере адвокатуры и нотариата;
4) осуществление контроля деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих;
5) управление территориальными органами Росрегистрации.
4. Федеральная служба исполнения наказаний
До недавнего времени исполнение наказаний, назначаемых судом за совершение уголовных преступлений, составляла одну из функций Министерства внутренних дел РФ. Для осуществления этой функции была создана система органов, исполняющих наказание. Однако в соответствии с правовой реформой, осуществляемой в России, принято решение о передаче функции исполнения наказаний, назначенных судом, в ведение Министерства юстиции РФ. В 1997 г. Министерству юстиции РФ были переданы органы, исполняющие наказание в виде лишения свободы.
Основными задачами органов, исполняющих наказание, являются:
организация и исполнение наказаний в виде лишения свободы и исключительной меры наказания;
размещение и перевод заключенных;
организация и содержание под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;
обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих наказание, следственных изоляторах, безопасности персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на территории этих учреждений, содержащихся в них осужденных, обвиняемых и подозреваемых, а также охраны объектов уголовно-исполнительной системы;
организация привлечения к труду осужденных на собственных производствах учреждений, исполняющих наказание, предприятиях любых организационно-правовых форм, а также в виде предпринимательской деятельности; организация общего и профессионального образования и профессиональной подготовки осужденных;
обеспечение надлежащих условий отбывания наказания;
содействие другим органам в осуществлении оперативно-розыскной деятельности.
Правовую основу организации и деятельности органов, исполняющих наказание, составляют Указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний» (с изменениями от 12 июля 2005 г.) и Уголовно-исполнительный кодекс РФ.
Уголовно-исполнительная система Министерства юстиции РФ состоит из:
центрального органа уголовно-исполнительной системы;
территориальных органов уголовно-исполнительной системы;
учреждений (колонии, тюрем, следственных изоляторов) и предприятий;
конвойных и специальных подразделений.
ФСИН России возглавляет директор Федеральной службы исполнения наказаний (далее — директор), назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.
Директор несет персональную ответственность за осуществление возложенных на ФСИН России полномочий.
Центральный орган уголовно-исполнительной системы является самостоятельным структурным подразделением Министерства юстиции РФ, обеспечивающим организацию исполнения законодательства Российской Федерации по вопросам деятельности уголовно-исполнительной системы. Его структура и штаты утверждаются министром юстиции РФ. Центральный орган уголовно-исполнительной системы является юридическим лицом и владеет, распоряжается и пользуется имуществом уголовно-исполнительной системы. Он создает, ликвидирует, реорганизует предприятия учреждений, исполняющих наказания, а также предназначенные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы предприятия, научно-исследовательские, проектные, лечебные, учебные и иные учреждения. В интересах развития социальной сферы уголовно-исполнительной системы и привлечения осужденных к труду центральный орган уголовно-исполнительной системы имеет право создавать предприятия любых организационно-правовых форм, участвовать в их создании и деятельности на правах учредителя, акционера или вкладчика, а также в управлении ими. Центральный орган Федеральной службы исполнения наказаний осуществляет перевод заключенных из одного учреждения в другое и передачу осужденных для отбывания наказания в другие государства.
Территориальные органы уголовно-исполнительной системы осуществляют непосредственное руководство колониями, тюрьмами, следственными изоляторами, находящимися на определенной территории (как правило, совпадающей с административно-территориальным делением государства), обеспечивают ведомственный контроль за их деятельностью, распределяют осужденных по учреждениям.
Колонии, тюрьмы являются исправительными учреждениями, непосредственно исполняющими наказание. При них организуются и действуют предприятия. Следственные изоляторы обеспечивают содержание подозреваемых и обвиняемых, к которым применена мера пресечения в виде заключения под стражу.
В соответствии с возложенными на них задачами органы уголовно-исполнительной системы осуществляют содержание обвиняемых и подозреваемых в следственных изоляторах, а осужденных — в тюрьмах и колониях в соответствии с требованиями закона; проводят среди осужденных воспитательную работу в целях предупреждения совершения ими новых правонарушений; в этих же целях осуществляют их профессиональное обучение.
Немаловажное значение всегда имела производственная деятельность этих органов, но особую актуальность она приобрела в настоящее время, когда места лишения свободы фактически переведены на самофинансирование и от того, насколько хорошо организована производственно-хозяйственная деятельность, во многом зависит обеспечение надлежащих условий отбывания наказания, сохранение здоровья осужденных.
В следственных изоляторах и колониях осуществляется оперативно-розыскная деятельность в соответствии с Законом «Об оперативно-розыскной деятельности». Она направлена на выявление, предупреждение и пресечение преступлений и иных правонарушений, совершаемых на территории учреждения, а также на раскрытие иных преступлений при взаимодействии с другими органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
Органы, исполняющие наказание, осуществляют и уголовно-процессуальную деятельность. Начальники исправительных учреждений, следственных изоляторов наделены правами органа дознания по делам о преступлениях, совершенных сотрудниками этих учреждений в связи с исполнением ими служебных обязанностей, а равно по делам о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений. В зависимости от преступления дознание осуществляется либо в полном объеме, либо в виде неотложных следственных действий с последующей передачей дела по подследственности.
На сотрудников органов внутренних дел, переходящих на службу в учреждения и органы уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, а также на лиц, вновь поступающих на службу в эти учреждения и органы, распространяется действие федерального закона о службе в уголовно-исполнительной системе Министерства юстиции РФ. В соответствии с этим за сотрудниками органов внутренних дел, переходящими на службу в учреждения и органы уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, сохраняются специальные звания, сроки выслуги. Лицам, вновь поступающим на службу, присваиваются специальные звания. Надзор за деятельностью органов уголовно-исполнительной системы осуществляют специализированная прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях. Каждая такая прокуратура осуществляет надзор за деятельностью нескольких исправительных учреждений. Судебный контроль осуществляется в основном при рассмотрении судом представлений администрации учреждений об условно-досрочном освобождении осужденных и переводе их в колонии с другим режимом содержания.
Заключение
Право имеет общесоциальную сущность, служит интересам всех без исключения людей, обеспечивает организованность, упорядоченность, стабильность и развитие социальных связей. Когда люди вступают в отношения между собой как субъекты права, это значит, что за ними стоит авторитет общества и государства и они могут действовать свободно, не опасаясь неблагоприятных последствий в социальном плане.
Общесоциальная сущность права конкретизируется в его понимании как меры свободы. В пределах своих прав человек свободен в своих действиях, общество в лице государства стоит на страже этой свободы. Таким образом, право не просто свобода, а свобода, гарантированная от посягательств, защищенная свобода.
Система разделения властей включает в себя законодательную, исполнительную и судебную власть. В каждой из этих ветвей власти есть органы, защищающие право в той или иной форме. Органы юстиции играют важную роль в деле защиты и развития системы права в составе исполнительной власти.
Список использованных источников
1. Конституция РФ.
2. Положение о Министерстве юстиции РФ.
3. Указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации».
4. Указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний» (с изменениями от 12 июля 2005 г.).
5. Указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1315 «Вопросы Федеральной регистрационной службы».
6. Указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов».
7. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов и факультетов. М., 2005. С. 222.
8. Венгеров А. Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. 3-е изд. — М.: Юриспруденция, 2000.
9. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. Л. А. Окунькова. М., 2006.
10. Чувилев А. А. Чувилев Ан.А. Правоохранительные органы. М., 2004.
11. Элькинд П. С. Толкование и применение норм уголовно-процессуального права. М, 1967.
12. www.minust.ru