Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Право человека на социальное обеспечение

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для каждого конкретного вида правоотношения по социальному обеспечению существует свой специальный объект, по поводу которого возникла эта юридическая связь субъектов. Поэтому, раскрывая конкретный вид правоотношения по социальному обеспечению, надо указывать не только его субъектов, их права и обязанности (содержание правоотношения), но в первую очередь его объект как один из существенных… Читать ещё >

Право человека на социальное обеспечение (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

социальный право законодательство Тема моей дипломной работы «Право человека на социальное обеспечение в международных актах, законодательстве зарубежных стран и России».

Право человека на социальное обеспечение и само социальное обеспечение являются неотъемлемой частью любого современного общества. Точнее, их можно было бы назвать даже критерием развития современного общества. Наиболее развитые страны современного мира прошли длительный путь социальных конфликтов, которые порой оборачивались подлинными катастрофами. Потребность человека в социальном обеспечении появилась одновременно с возникновением человеческого общества. В любом обществе независимо от его экономического и политического устройства всегда есть те, кто в силу естественных, не зависящих от них причин, не могут сами приобретать источник средств своего существования. Ряды нетрудоспособных может пополнить каждый человек, потерявший способность трудиться временно либо постоянно в связи с расстройством здоровья. По мере развития общества и усложнения социальных связей к числу причин нуждаемости человека в социальной помощи прибавляются и те, которые обусловлены характером господствующих в обществе экономических отношений, порождающих безработицу, инфляцию, бедность.

Социальное обеспечение — установленная государством и гарантированная Конституцией РФ система материального обеспечения в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, а также в других предусмотренных законом случаях.

Главная цель социального обеспечения состоит в том, чтобы оказать необходимую помощь конкретному человеку в сложной жизненной ситуации. Важнейшим принципом социальной политики в настоящее время является адресность социальных выплат.

Содержание международных актов о правах человека, Конституции РФ и отраслевого законодательства дает возможность сформулировать определение права на социальное обеспечение. Право на социальное обеспечение — это признанная международным сообществом и гарантированная государством возможность человека удовлетворять физиологические, социальные и духовные потребности в объеме, необходимом для достойной жизни, в тех случаях, когда в результате наступления социального риска или других социально значимых обстоятельств он утратил доход от трудовой деятельности или внутрисемейное содержание.

В своём послании 5 ноября 2008 г. Федеральному собранию Российской Федерации президент России Дмитрий Медведев отметил: «Хочу также ещё раз подчеркнуть — государство будет выполнять все свои обязательства перед людьми. Денежные сбережения граждан, уровень пенсионного обеспечения, все социальные гарантии должны быть предметом самого пристального внимания, повседневной работы и безусловной ответственности Правительства России. Исполнительной власти всех уровней. И в этой связи напоминаю руководителям министерств, ведомств, субъектов Федерации, органов местного самоуправления: согласно статье 7 Конституции, Российская Федерация — это социальное государство, которое обеспечивает свободное развитие человека и при этом устанавливает гарантии социальной защиты. Следовательно, ущемление гражданских свобод и действия, ухудшающие материальное положение людей — они не только аморальны, они ещё и незаконны».

Однако существующая на сегодняшний день государственная система помощи социально уязвимым группам населения не в состоянии обеспечить им право на достойную жизнь. Сегодня многие не без основания полагают, что права граждан в области социального обеспечения в России только декларированы, и не в полном объёме исполняется на практике, в отличие от наших европейских соседей, где создана и эффективно действует отрасль права социального обеспечения. Но и там не всё так гладко как кажется. Забастовки, протесты и митинги то и дело пестрят на первых полосах газет и открывают сводки новостей.

Ввиду изложенного, тема нашей работы представляется нам достаточно актуальной.

Целью данной работы является: выявление места и значения социально-экономических прав в системе прав человека; доказательство того, что право на социальное обеспечение является одним из важнейших социально-экономических прав человека; определение уровня реализации международных стандартов в сфере социального обеспечения в Российской Федерации.

Достижение указанной цели осуществлялось посредством решения следующих основных задач:

— анализа международно-правовых актов, посвященных проблеме социально-экономических прав человека и определение параметров международного стандарта социального обеспечения;

— изучения процесса социального обеспечения человека в различных странах на примере Великобритании, Франции, Германии, Украины, Республики Беларусь, Республики Казахстан;

— выявления взаимосвязи законодательства о социальном обеспечении Российской Федерации с международными правовыми актами;

— комплексного исследования современного состояния системы социального обеспечения в Российской Федерации.

Объектом исследования в данной работе стало само законодательство и его осуществление в соответствии с международными нормами в настоящее время в различных странах рассматриваемых в данной дипломной работе.

Предметом исследования стали международные акты о социальном обеспечении, а также законодательства зарубежных стран и России.

Данная дипломная работа написана при использовании учебной, научной литера туры, статей из периодической печати, а также интернет ресурсов.

Над проблемой в области права человека на социальное обеспечение работали такие авторы, как: H.A. Вигдорчик, Л. В. Забелин, В. Дурденевский, З. Р. Теттерборн, Н. Г. Александров, B.C. Андреев, Е. И. Астрахан, К. С. Батыгин, М. В. Баглай, А. Д. Зайкин, М. Л. Захаров, В. И. Усенин, P.M. Цивилев, Р. И. Иванова, A.C. Пашков, М. И. Полупанов, В. В. Рогожин, А. И. Ставцева, Э. Г. Тучкова, В. Ш. Шайхатдинов и др.

Дипломная работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы.

1. Общая характеристика права на социальное обеспечение

1.1 Понятие и общая характеристика права на социальное обеспечение

Право на социальное обеспечение — одно из социальных прав человека; право на помощь со стороны государства в виде выплаты пенсий и пособий по старости, временной или постоянной нетрудоспособности, по случаю потери кормильца, по безработице, по бедности. Данное право закреплено в статье 12 Европейской социальной хартии, в статье 9 МПЭСКП, на национальном уровне — статьёй 39 конституции России.

Человеческая жизнь очень хрупка. В процессе жизни каждый человек находится в опасности перед наступлением обстоятельств, которые могут самым непосредственным образом отразиться на состоянии его здоровья и привести к утрате заработной платы — основного источника средств существования. К таким обстоятельствам относятся: болезнь, старость, инвалидность, потеря кормильца и многие другие. Преодолеть их самостоятельно во многих случаях невозможно, поскольку они предопределены объективными социально-экономическими условиями, тесно связаны с производственной деятельностью, практически не зависят от воли отдельного человека. Но они прямо влияют на социальную стабильность общества, поэтому государство принимает на себя определенную долю ответственности за их наступление и создает систему социальной защиты, предоставляет государственные пенсии, социальные пособия и услуги.

Концепция социальной защиты населения России применительно к новым политическим и экономическим условиям находится в процессе разработки. По многим ее положениям среди специалистов отсутствует единство мнений. Под социальной защитой в широком смысле понимают деятельность государства, направленную на обеспечение процесса формирования и развития полноценной личности, на выявление и нейтрализацию негативных факторов, воздействующих на личность, на создание условий для самоопределения и утверждения в жизни.

В узком смысле социальную защиту рассматривают как совокупность законодательно закрепленных экономических и правовых гарантий, обеспечивающих соблюдение важнейших социальных прав граждан и достижение социально-приемлемого уровня жизни.

Но при всей новизне эта концепция должна базироваться на результатах и выводах отечественных ученых, ранее исследовавших такие важнейшие составные элементы социальной защиты, как социальное обеспечение и социальное страхование.

В 20−30-е годы изучением социального обеспечения и социального страхования занимались H.A. Вигдорчик, Л. В. Забелин, В. Дурденевский, З. Р. Теттерборн и др.

В. Дурденевский рассматривал социальное обеспечение как деятельность публичной администрации, направленную на устранение социальных опасностей, угрожающих жизни и уровню существования различных слоев населения, путем предоставления им денежной или социальной помощи. А социальное страхование — как систему ослабления риска посредством разложения его на участников общественного процесса производства, составную часть трудового права.

Л.В. Забелин считал социальное обеспечение родовым понятием по отношению к социальному страхованию. Поэтому, с его точки зрения, все особенности социального обеспечения в равной степени характерны и для социального страхования.

В 50−60-е годы большой вклад в развитие теории социального обеспечения и социального страхования внесли Н. Г. Александров, B.C. Андреев, Е. И. Астрахан, К. С. Батыгин, М. В. Баглай, А. Д. Зайкин, М. Л. Захаров, В. И. Усенин, P.M. Цивилев и др.

B.C. Андреев называл социальным обеспечением проводимую государством или им поддерживаемую совокупность определенных социально-экономических мероприятий по обеспечению граждан в старости и при нетрудоспособности, обеспечению детей, медицинскому обслуживанию и лечению граждан.

В дальнейшем исследования в области социального обеспечения проводили такие крупные ученые-юристы, как Р. И. Иванова, A.C. Пашков, М. И. Полупанов, В. В. Рогожин, А. И. Ставцева, Э. Г. Тучкова, В. Ш. Шайхатдинов и др.

Важное теоретическое значение имеет разработка понятия социального обеспечения как категории, имеющей общечеловеческую ценность, произведенная Р. И. Ивановой. По ее мнению, социальное обеспечение это форма распределения материальных благ не в обмен на затраченный труд с целью удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей (физических, социальных, интеллектуальных) стариков, больных, инвалидов, детей, иждивенцев, потерявших кормильца, безработных, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы за счет специальных фондов, создаваемых в обществе, в случаях и на условиях, установленных в социальных, в том числе правовых, нормах.

Данное определение является универсальным и отражает сущность социального обеспечения независимо от конкретно-исторических условий (экономического и политического строя), в которых оно организуется. В его основе лежат следующие устойчивые признаки: — объективные основания, вызывающие потребность в особом механизме социальной защиты, направленной на поддержание или предоставление определенного уровня жизнеобеспечения; - особые фонды, источники социального обеспечения; - особые способы предоставления средств к существованию; - закрепление правил предоставления социального обеспечения в социальных, в том числе правовых нормах.

Сущность социального обеспечения наиболее рельефно проявляется в его функциях: экономической, политической, демографической, реабилитационной и других.

Экономическая функция социального обеспечения заключается в замещении заработка (дохода или содержания), утраченного в связи с возрастом, нетрудоспособностью или потерей кормильца, частичном возмещении дополнительных расходов при наступлении определенных жизненных обстоятельств, а также оказании минимальной денежной или натуральной помощи малоимущим гражданам.

Источником финансирования для ее осуществления служат государственные (централизованные) внебюджетные фонды социального назначения, которые образуются по территориальному принципу. К внебюджетным фондам социального назначения относятся: пенсионный, занятости, обязательного медицинского страхования, социального страхования, социальной поддержки.

Политическая функция социального обеспечения способствует поддержанию социальной стабильности в обществе, в котором имеются значительные различия в уровне жизни различных слоев населения.

Демографическая функция призвана стимулировать воспроизводство народонаселения, необходимое для нормального развития страны.

Социально-реабилитационная функция направлена на восстановление общественного статуса нетрудоспособных граждан и других социально слабых групп населения, позволяющего им ощущать себя полноценными членами общества.

Таким образом, социальное обеспечение представляет собой совокупность общественных отношений по распределению внебюджетных фондов социального страхования и перераспределению части государственного бюджета в целях удовлетворения потребностей физических лиц в случаях утраты заработка или трудового дохода, несения дополнительных расходов по содержанию и воспитанию детей, поддержке других членов семьи, нуждающихся в уходе, отсутствия средств в объеме прожиточного минимума по объективным социально значимым причинам, а также по оказанию медицинской помощи и социальному обслуживанию.

Удовлетворение потребностей может осуществляться с помощью:

— назначения денежных выплат (пенсий, пособий, компенсаций) на безэквивалентной, на нормированной основе, либо бесплатно (алиментарно) вне связи с трудовой деятельностью и уплатой взносов;

— предоставление бесплатных для потребителя медицинских услуг по программам ОМС;

— оказания бесплатных для потребителя социальных услуг в пределах государственных минимальных стандартов, а сверх них — по льготным тарифам.

Существование указанного комплекса отношений обусловлено объективными причинами, поэтому государство заинтересовано в их развитии и осуществляет их правовое регулирование.

Что касается соотношения государственных систем социальной защиты и социального обеспечения, то вторую следует рассматривать как составную часть первой. Помимо социального обеспечения, социальная защита включает гарантии по охране труда, здоровья и окружающей природной среды, минимальной оплате труда и другие меры, необходимые для нормальной жизнедеятельности человека и функционирования государства.

Всеобщая декларация прав и свобод человека 1948 года закреплена основополагающий принцип социального обеспечения — право каждого члена общества на социальное обеспечение, а также на поддержание необходимых условий для достоинства и свободного развития личности в экономических, социальных и культурных областях. Так, например, в ст. 25 Декларации прав и свобод человека отражены следующие положения:

— право каждого члена общества на достойный уровень жизни, гарантирующий удовлетворение всех основных потребностей;

— понятие и перечень условий наступления социальных рисков, влекущих возникновение права на социальное обеспечение;

— младенчество и материнство выделены в качестве самостоятельного основания для наделения граждан особым видом социального попечения и социальной помощи.

Иным документом, закрепляющим права граждан на социальное обеспечение является Пакт «Об экономических, социальных и культурных правах» 1966 г. Следуя данным документам, Конституция РФ 1993 г. закрепила основополагающий принцип социального обеспечения на территории Российской Федерации.

Таким образом, социальное обеспечение — это забота государства о своих гражданах, которые по независящим от них причинам не могут иметь достаточно средств к существованию.

Социальное обеспечение как явление общественной жизни можно рассматривать в следующих аспектах:

— это экономическая категория. Один из способов распределения материальных благ между членами общества;

— это одна из основных внутренних функций государства;

— это социальная категория, которая гарантирует человеку сохранение статуса полноценного члена общества в тех случаях, когда он по независящим от него причинам нуждается в социальной помощи и государственной поддержке;

— это правовая категория, которая означает субъективное право на оказание государственной помощи, и правовой механизм, закрепляющий организационно-правовые способы осуществления социального обеспечения, порядок образования соответствующих финансовых систем, систем управления социального обеспечения, порядок, виды и условия предоставления социальной помощи, механизм защиты нарушенных прав.

1.2 Субъекты и объекты общественных отношений, регулируемых правом социального обеспечения

Субъектом правоотношения по социальному обеспечению является его участник, обладающий субъективными правами и обязанностями согласно законодательству о социальном обеспечении.

Чтобы стать субъектом такого правоотношения, гражданин должен иметь такую предпосылку для этого, как обладание правосубъектностью, состоящей из:

— правоспособности (признаваемая законом способность иметь права и обязанности по социальному обеспечению);

— дееспособности (признаваемая законом способность осуществлять указанные права и обязанности);

— деликтоспособности (способность нести ответственность за правонарушения в области социального обеспечения).

Каждый гражданин имеет право на социальное обеспечение, но его правомочие на определенный вид обеспечения возникает лишь с наступлением основного юридического факта по данному виду обеспечения (инвалидность, временная нетрудоспособность и т. д.). Поэтому правосубъектность гражданина в социальном обеспечении на протяжении его жизни различная, а не раз и навсегда установленная. Общей правосубъектностью обладают все граждане от рождения до их смерти только по такому виду социального обеспечения, как медицинское обслуживание и лечение, так как любой гражданин с рождения и до смерти может нуждаться в медицинской помощи, и она ему должна оказываться.

По остальным видам социального обеспечения правосубъектность гражданина возникает одновременно с возникновением его права на данный вид обеспечения, так как-то и другое зависят от появления единого юридического факта для этого (инвалидность, смерть кормильца и т. д.).

Таким образом, начало возникновения правосубъектности граждан в области социального обеспечения надо различать по видам обеспечения. Гражданин может иметь одновременно несколько видов основных правоотношений по социальному обеспечению, например, быть субъектом пенсионного правоотношения по пенсии по инвалидности, субъектом правоотношения по пособию по временной нетрудоспособности и субъектом правоотношения по санаторно-курортному лечению. Но это не значит, что он имеет общую правосубъектность на все имеющиеся виды социального обеспечения. Она возникает по каждому виду обеспечения лишь с возникновением одновременно его права на этот вид обеспечения и оканчивается вместе с окончанием этого права.

Абсолютное большинство граждан — субъектов правоотношений по социальному обеспечению — это нетрудоспособные, инвалиды, престарелые, дети, а теперь еще и безработные, беженцы, вынужденные переселенцы.

Иностранцы и лица без гражданства, находящиеся на территории России, по социальному обеспечению имеют те же права, что и граждане РФ, на основании или закона, или соответствующего международного договора. Так, иностранец, работающий на российском производстве, имеет право наряду с другими работниками на пособия, на пенсию и услуги при наступлении у него права на эти виды обеспечения и может быть субъектом соответствующих правоотношений по их получению.

Субъекты права социального обеспечения — это потенциальные участники правоотношений, т. е. те лица, которые могут быть носителями юридических прав и обязанностей. Субъект же правоотношения по социальному обеспечению — это субъект права, который реализовал свою правосубъектность и стал участником конкретного правоотношения по социальному обеспечению. Таким образом, любой субъект такого правоотношения — это всегда субъект права социального обеспечения, но не всякий субъект права — участник конкретного правоотношения по социальному обеспечению.

Поскольку все эти правоотношения являются двусторонними, то каждое из них имеет субъектом с одной стороны — гражданина, а по некоторым видам — семью. Так, в правоотношении по пенсии в случае потери кормильца, по пособиям на детей до 16-летнего возраста субъектом выступает семья. В правоотношении по пособию на погребение субъектом, правомочным его получить, выступает родственник умершего или организация, взявшие на себя расходы на погребение.

Вторым субъектом каждого социально-обеспечительного правоотношения является орган, обязанный назначить и предоставить данный вид обеспечения. Правосубъектность этого органа определяется и ограничивается теми целями и задачами в социальном обеспечении, ради которых он создан.

Так, у комиссии по назначению пенсий правосубъектность ограничивается процедурным правоотношением: установлением юридических фактов, составов их для права на пенсию и назначением ее. Выплата же назначенной пенсии производится по основному пенсионному правоотношению органом социальной защиты населения.

Для различных видов социального обеспечения органами, их осуществляющими, могут быть:

— государственные, муниципальные (или иные) органы социальной защиты населения;

— органы службы занятости (по пособиям по безработице);

— органы здравоохранения (по медицинской помощи, лечению);

— органы образования, в ведении которых находятся детские учреждения;

— органы министерств и ведомств (обороны, внутренних дел, ФСБ);

— исполнительные органы муниципальной власти (по социальным услугам главным образом);

— органы профсоюзов (по путевкам для санаторно-курортного лечения, диетического питания) и работодатели — конкретные предприятия, организации (по оказанию работникам, их семьям дополнительной помощи, обеспечения в соответствии главным образом с коллективным договором).

В процедурных правоотношениях по установлению определенных юридических фактов вторым субъектом являются медико-социальная экспертная комиссия (МСЭК), устанавливающая факт инвалидности, ее причины и время наступления, а также суд, устанавливающий факты безвестного отсутствия и смерти безвестно отсутствующего.

Момент возникновения у второго субъекта (органа) его правосубъектности в сфере социального обеспечения определяется нормативным актом о его создании и компетенции (его уставом, положением о нем и т. д.), охватывающим его права и обязанности по социальному обеспечению.

Все вторые субъекты правоотношений по социальному обеспечению являются органами правоприменительными, в то время как в процессуальных правоотношениях по рассмотрению споров о социальном обеспечении они являются юрисдикционными правоохранительными, правовосстановительными органами.

Объектом правоотношения по социальному обеспечению является конкретное социальное благо (вид обеспечения), по поводу которого установлена данная юридическая связь субъектов. В разных видах правоотношений разные объекты. Объект правоотношения отвечает на вопрос, что является предметом данной юридической связи его субъектов, т. е. получения какого-либо блага.

В процедурных правоотношениях по назначению пенсий, пособий, компенсаций услуг объектом является установление права на данный вид обеспечения и назначение его или установление определенного юридического факта (МСЭК устанавливает факт инвалидности).

В основных материальных правоотношениях объектом будет реализация прав на данный вид обеспечения, т. е. получение его деньгами или в натуральном виде.

В процессуальных правоотношениях объектом является оспариваемое гражданином конкретное его право на социальное обеспечение.

Все объекты указанных правоотношений служат поводом для гражданина установить эти правоотношения, они же определяют и действия, поведение субъектов в данном правоотношении.

Для каждого конкретного вида правоотношения по социальному обеспечению существует свой специальный объект, по поводу которого возникла эта юридическая связь субъектов. Поэтому, раскрывая конкретный вид правоотношения по социальному обеспечению, надо указывать не только его субъектов, их права и обязанности (содержание правоотношения), но в первую очередь его объект как один из существенных элементов правоотношения. При этом следует ориентироваться по названию правоотношения, поскольку в нем уже присутствует его объект. Так, в пенсионном правоотношении по старости объектом является пенсия по старости, в пенсионном правоотношении по инвалидности объектом является пенсия по инвалидности, ее получение. В процедурных же по ним правоотношениях объектом будет назначение пенсии по старости или по инвалидности. Конкретный объект присутствует в названиях не только основных материальных правоотношений, но и процедурных и процессуальных правоотношений. Например, названия процедурных правоотношений — по назначению пенсий по старости, по инвалидности, пособия по временной нетрудоспособности, пособия на детей, по предоставлению услуг дома престарелых или инвалидов, пособий по безработице, компенсаций беженцам — уже указывают на соответствующий объект процедурного правоотношения. Также и по процессуальным правоотношениям по спору о размере пенсии по старости или спору о назначении социальной пенсии и т. д.

Следует уяснить, что поскольку в правоотношениях по социальному обеспечению реализуется само право на тот или иной конкретный вид обеспечения, для чего и возникают данные правоотношения, то и их объектом является обеспечение реализации данного права, т. е. назначение и получение данной пенсии, пособия, компенсации или услуги соответственно.

Именно на это и направлено все содержание конкретного правоотношения т. е. субъективные права и обязанности его субъектов.

Основаниями возникновения, изменения и прекращения правоотношений по социальному обеспечению являются установленные законом юридические факты и их составы (т.е. их комплекс).

Юридические факты в социальном обеспечении — это конкретные жизненные факты, обстоятельства, закрепленные в законодательстве о социальном обеспечении как имеющие определенное правовое последствие для социального обеспечения по различным видам обеспечения.

С юридическими фактами связано и само возникновение права на определенный вид и размер (объем) обеспечения, а также возникновение и движение правоотношения о реализации этого права.

Большинство юридических фактов в социальном обеспечении — это факты-события (инвалидность, нетрудоспособность, смерть и т. п.). Но в процедурных и процессуальных правоотношениях по социальному обеспечению значение имеют и факты — действия субъектов этих правоотношений по назначению пенсий, пособий, компенсаций, услуг и соответственно процессуальные действия по разрешению споров.

В научной литературе понятие субъекта права социального обеспечения в достаточной мере не рассматривается. Обычно вопрос о субъекте рассматривается в рамках изучения конкретного вида правоотношения. Однако определение круга субъектов, попадающих под защиту системы социального обеспечения РФ; по мнению автора, является одним из способов выявления соответствия российского законодательства международному.

К субъектам права социального обеспечения относится государственный орган, к компетенции которого отнесено осуществление социального обеспечения, а в рамках обязательного социального страхования также страховщик и страхователь. Однако в рамках данной работы мы будем, подробно рассматривать лишь обеспечиваемых субъектов.

Единого мнения о правосубъектности граждан в теории права не существует. Согласно одной точки зрения, правосубъектность возникает одновременно с наступлением юридических фактов. Однако эта позиция противоречит теории права. По другой точке зрения, выделяются общая и специальная правосубъектность. Общая правосубъектность возникает с момента рождения человека и дает право на обеспечение как члену общества.

Специальная же правосубъектность возникает в связи с предоставлением того или иного вида обеспечения в порядке обязательного социального страхования, которое является формой социального обеспечения экономически активного населения от различных рисков, связанных с потерей работы, трудоспособности и доходов, на основе коллективной солидарности возмещения ущерба, и не может быть оторвана от трудовой правосубъектности. Т. е. субъектами социального обеспечения в рамках обязательного социального страхования являются работники с момента заключения трудового договора.

Принцип всеобщности права на социальное обеспечение реализуется в конкретных правоотношениях, возникающих в связи с предоставлением социального обеспечения специальным субъектам, к числу которых относят: семьи с детьми, семьи потерявшие кормильца, пожилые люди, инвалиды, временно нетрудоспособные работники, лица пострадавших в результате несчастных случаев на производстве, безработные, беженцы и вынужденные переселенцы и т. д. В процессе данной дипломной работы на основе анализа российского законодательства автор предпринял попытку выявить соответствие основных специальных субъектов в сфере социального обеспечения кругу таких субъектов, закрепленных в международных актах.

Среди физических лиц, как субъектов права социального обеспечения, прежде всего, следует назвать граждан Российской Федерации. Помимо них, субъектами данных правоотношений могут быть также лица без гражданства, беженцы, иностранцы, постоянно проживающие на территории РФ. Иностранцы, временно находящиеся на территории РФ, могут быть субъектами рассматриваемых правоотношений только при наличии соответствующих межгосударственных соглашений. Закрепление данного круга субъектов в российском праве является доказательством признания Россией такого общепризнанного международного принципа как всеобщность социального обеспечения.

Помимо индивидуальных получателей благ по социальному обеспечению международные акты, как уже говорилось выше, особо выделяют такого коллективного субъекта, как семья. Например, во Всеобщей Декларации прав человека говорится о том, что каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах указывает, что семье, являющейся естественной и основной ячейкой общества, должны предоставляться самая широкая охрана и помощь. Семья как субъект права на социальное обеспечение закрепляется и в ряде других международных универсальных и региональных актах.

Статья 38 Конституции РФ закрепляет, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Статья 1 Семейного кодекса РФ предусматривает, что «семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства». Однако определения семьи в Семейном кодексе нет, дается лишь достаточно неопределенное перечисление членов семьи.

В толковом словаре русского языка семья определяется как «группа живущих вместе близких родственников».

Впервые легальное определение семьи было закреплено в Федеральном законе от 24.10.1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в РФ»: «Семья — лица, связанные родством и (или) свойством, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство».

Л.А. Гречук, доказывая, что семья является особым субъектом права социального обеспечения, приводит, в частности, нормы Федерального закона «О государственной социальной помощи» от 17 июля 1999 года, в соответствии с которым получателем пособия признается семья, поскольку присутствует единая консолидированная воля нескольких индивидов. При представлении каждым совершеннолетним членом семьи необходимых документов проявляется такое качество коллективного субъекта права как способность вырабатывать, выражать и осуществлять единую волю. Да, в отношениях с государственными органами выступает обычно один из членов семьи, но представляет он интересы на получение какого-либо вида социального обеспечения всей семьи в целом.

1.3 Виды социального обеспечения

Виды социального обеспечения — предоставление какого-то блага имущественного (деньги, вещи, услуги) или неимущественного (например, психологическая помощь) характера нуждающемуся гражданину с целью его содержания или для оказания ему помощи в денежной или натуральной форме. Предоставление имущественного или неимущественного блага осуществляется тем категориям физических лиц, которые, по мнению государства, утратили собственный источник средств к существованию, либо они определенными средствами располагают, но не в должном объеме. Отсюда любой вид социального обеспечения обладает качеством государственного иждивения.

Предоставление определенного блага нуждающемуся гражданину преследует цель:

— оказать человеку (субъекту права социального обеспечения) государственную помощь, так как он находится в трудной жизненной ситуации;

— обеспечить содержание человека, то есть предоставить ему необходимые и достаточные для естественного существования средства (например, комплекс услуг в домах для престарелых, инвалидов, детских (специализированных) дошкольных учреждениях).

По виду социальное обеспечение делится на социально-обеспечительную помощь и социально-обеспечительное содержание.

Социально-обеспечительная помощь — помощь по системе права социального обеспечения оказываемая тем категориям нуждающихся граждан, которые:

— имеют конкретный источник доходов к существованию, но он временно был ими утрачен и в ближайшем времени подлежит восстановлению, с последующим решением вопроса необеспеченности;

— имеют постоянный источник доходов, но его невысокий размер не может обеспечить удовлетворение минимальных потребностей;

— в силу форс-мажорных обстоятельств (катастрофы, стихийные бедствия, ухудшение здоровья) оказывается в числе нуждающихся.

Социально-обеспечительное содержание преследует цель предоставить человеку необходимые и достаточные для жизнесуществования средства. Это значит, что государство обязуется направить в адрес нуждающегося то, без чего естественное существование человека как биосоциального организма невозможно. Социально-обеспечительное содержание предоставляется тем, кто, еще не в состоянии приобрести самостоятельный источник средств к самообеспечению, либо уже не в состоянии самостоятельно себя обеспечить.

Отличие социально-обеспечительной помощи от социально-обеспечительного содержания состоит в том, что она не предоставляется на постоянной основе, а если это и имеет место быть, то соответствующие средства или мероприятия предоставляются или осуществляются наряду, а не вместо утраченного или еще не приобретенного самостоятельного источника средств к существованию. Главное отличие этих видов социального обеспечения состоит в том, что помощь, по общему правилу, имеет:

— временный характер;

— не является основным или ведущим источником средств к существованию.

К видам социально-обеспечительной помощи относят:

— пособия;

— компенсации;

— льготы;

— имущественная помощь (продукты питания, обувь, одежда) малоимущим гражданам и семьям;

— социальные и медицинские услуги (некоторые виды) за счет Федерального Фонда обязательного медицинского страхования.

Социально-обеспечительное содержание сводится к двум видам:

— частичные социальные услуги (оказываются социальными службами);

— пенсии.

Социальное обеспечение делится на две формы выплаты: денежная и натуральная.

Денежная форма выплаты подразделяется на:

— пенсии (все разновидности и виды);

— пособия (все виды).

К натуральной форме выплаты относятся:

— льготы (например, бесплатное лекарство);

— компенсации (например, предоставление жилья вследствие катастроф и т. д.);

— медицинские услуги, в том числе санаторно-курортное лечение;

— предметы первой необходимости;

— содержание домов престарелых и инвалидов.

Законодательством Российской Федерации закреплены основные виды социального обеспечения:

— предметы первой необходимости;

— медицинские и социальные услуги;

— льготы;

— социально-обеспечительные компенсации;

— пенсии;

— пособия.

Каждый из указанных видов, как правило, состоит из определенного числа разновидностей. Причем, если виды социального обеспечения имеют устойчивый, стабильный характер, то их разновидности постоянно изменяются, варьируются в зависимости от конкретных политических, экономических и других условий, в которых находится государство на определенном этапе его исторического существования.

Право на социальное обеспечение — одно из основных прав человека. Данное право закреплено как в международных актах, так и в законодательствах большинства стран. Право на социальное обеспечение возникает лишь с момента наступления юридического факта по данному виду обеспечения. Участниками, с одной стороны, являются граждане, нуждающиеся в социальной поддержке. В основном это нетрудоспособные граждане, инвалиды. Малоимущие, дети, престарелые, беженцы и вынужденные переселенцы и др. А с другой — государственные органы, обязанные назначить и предоставить данный вид обеспечения. Виды, в свою очередь — это предоставление каких-либо благ нуждающемуся гражданину для оказания ему помощи. Они могут носить как имущественный, так и неимущественный характер.

2. Право на социальное обеспечение в международных актах и законодательстве зарубежных стран

2.1 Право на социальное обеспечение в международных актах

В данной главе рассмотрены основные законодательные акты касающиеся права социального обеспечения как в международных актах, так и в конкретных странах — участницах ООН.

Анализ международных актов позволил выявить основные параметры стандарта социального обеспечения, который включает круг субъектов, виды и уровень социального обеспечения. Исследование содержания основных актов дает основание для вывода о том, что на международном уровне признано не только право человек на жизнь и право каждого как члена общества на социальное обеспечение, но и достаточно конкретно определен круг субъектов данного права. К их числу международные акты относят, прежде всего, детей, семью, инвалидов, пожилых, безработных и некоторые иные категории членов общества, нуждающихся в социальной помощи по независящим от них причинам. Выявление на международном уровне указанного круга субъектов имеет принципиально важное значение для сравнительного сопоставления его с тем, который закреплен в национальном законодательстве того или иного государства, включая Россию.

10 декабря 1948 года Организация Объединенных Наций приняла, на наш взгляд, основной международный документ в области прав и свобод человека — Всеобщую декларацию прав человека, провозглашающую права личности, гражданские и политические права и свободы (равенство всех перед законом, право каждого на свободу и личную неприкосновенность, свободу совести и другие). В Декларации заявлено также, что все люди имеют равные права, которые не зависят от их личностных отличий и от разницы в политических системах их стран. Всеобщая декларация прав человека, стала базовым международным кодексом в области прав человека, на основе которого осуществлялась разработка других международных соглашений.

Декларация не носит обязательного характера, но её принятие страной означало, что она берёт на себя обязательство предоставить эти права своим гражданам или подтвердить их представление. В основу документа были положены все имеющиеся на тот момент наработки человеческой мысли в данном вопросе. Это был первый опыт коллективной разработки универсального документа по правам человека.

16 декабря 1966 года Генеральной Ассамблеей ООН были приняты Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах.

К Международному пакту о гражданских и политических правах имеются два Факультативных протокола:

Факультативный протокол, предусматривающий процедуру рассмотрения сообщений о нарушениях государствами-участниками пакта, принят 16 декабря 1966 года и факультативный протокол, направленный на отмену смертной казни принятый 15 декабря 1989 года.

Заключенные под эгидой ООН четыре международных документа (Всеобщая декларация прав человека; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах; Международный пакт о гражданских и политических правах; Факультативные протоколы к Международному пакту о гражданских и политических правах) часто называют Международным биллем о правах человека.

Сегодня ООН выступает в качестве центра согласования усилий государств в деле формирования универсального консенсуса, являющегося необходимой предпосылкой создания соответствующих норм международного права.

Из числа закрепленных в международных актах основных прав человека главным признается право человека на жизнь, образующее первооснову всех других прав и свобод и представляющее собой абсолютную ценность мировой цивилизации. В последние десятилетия все большее развитие получает правовая доктрина неразрывности данного права с основными социально-экономическими правами человека, которые в конечном итоге выполняют роль его гарантий. Среди социально-экономических прав основное место занимает право человека на социальное обеспечение, которое гарантирует право на жизнь всем тем членам общества, которые по причинам, признаваемым обществом социально уважительными, не могут самостоятельно себя обеспечить источником средств существования (дети, пожилые люди, лица, утратившие временно или постоянно способность трудиться, и др.).

Комитет по экономическим, социальным и культурным правам выделяет следующие элементы права на социальное обеспечение: наличие системы социального обеспечения; охват девяти основных аспектов социального обеспечения (охрана здоровья, болезнь, старость, безработица, производственная травма, помощь семье и детям, материнство, инвалидность, потеря кормильца и сиротство); адекватность пособий по размеру и продолжительности; доступность; взаимосвязь с другими правами.

Социальное обеспечение — это один из способов распределения части валового внутреннего продукта путем предоставления гражданам материальных благ в целях выравнивания их личных доходов в случаях наступления социальных рисков за счет средств целевых финансовых источников в объеме и на условиях строго нормируемых обществом, государством, для поддержки их полноценного социального статуса.

Права человека — понятие, характеризующее правовой статус человека по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, социальной, политической и культурной сферах. Понятие «права человека» появилось еще в эпоху буржуазных революций. По господствующим в современном мире представлениям права человека носят естественный и неотчуждаемый характер. Свободное и эффективное осуществление прав человека является одним из основных признаков гражданского общества и правового государства.

Общепризнанным является деление прав человека на личные (по международной терминологии — гражданские), политические, социальные, экономические, культурные, экологические.

Права человека закреплены в ряде основополагающих международных документов.

Всеобщая декларация прав человека стала базовым международным кодексом в области прав человека и дала основу для разработки других международных соглашений.

На международном уровне приняты специальные акты о правах ребенка, выделение которых в особую категорию продиктовано особенностью положения детей, прежде всего тем, что они, согласно законодательству всех государств, не обладают всеми правами, которые имеют совершеннолетние и, кроме того, в ряде случаев обладают или должны обладать специфическими правами, связанными с их возрастом, положением в семье и т. п.

20 ноября 1959 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию прав ребенка, в которой были провозглашены социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей. В ней отмечалось, что «Ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения». Документ состоит из 10 положений (принципов, как они назывались в Декларации), признание и соблюдение которых должно позволить «обеспечить детям счастливое детство».

20 ноября 1989 года Генассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка (подписана СССР 26 января 1990 года, ратифицирована — 13 июня 1990 года).

Согласно Конвенции, основным принципом защиты прав детей является признание приоритета интересов детей. Признавая ребенка самостоятельным субъектом права, Конвенция ставит перед государствами задачу подготовки ребенка к самостоятельной жизни в обществе, воспитания его в «духе мира, достоинства, терпимости, свободы равенства и солидарности».

В отличие от Декларации прав ребенка, которая просто провозглашала определенные принципы, Конвенция установила минимальные нормы в области морали и права. Эти нормы обязательны для соблюдения всеми странами, ратифицировавшими Конвенцию. Конвенция стала первым международным документом, в котором наиболее полно излагались права детей: не только экономические, социальные и культурные, но и гражданские и политические права. Другой важной особенностью Конвенции являлось то, что впервые права детей приобрели силу международного права. Участниками данной Конвенции являются все 193 государства-члена ООН.

В настоящее время при содействии ООН разработаны более 80 договоров и деклараций, касающихся прав женщин, инвалидов, меньшинств, коренных народов и других уязвимых групп. За их исполнением на международном уровне за поощрение, защиту и осуществление всеми людьми гражданских, экономических, социальных, политических и культурных прав отвечает Верховный комиссар ООН по правам человека.

Среди международных актов, подтверждающих право человека на социальное обеспечение: «Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах», «Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г». Эти документы все ратифицированы нашей страной в соответствии с Федеральным законом «О Международных договорах Российской Федерации» и являются действительными для Российской Федерации.

Важное значение, кроме конвенций и деклараций, в области права социального обеспечения играют рекомендации МОТ, например, Рекомендация № 167 «О сохранении прав в области социального обеспечения» (1983 г.) и др.

2.2 Право на социальное обеспечение в законодательстве зарубежных стран

Предоставление гражданам социальных и социально-экономических прав служит одним из проявлений прогресса человеческой цивилизации.

Исследование законодательства ряда западноевропейских стран дает основание для утверждения, что гарантированность социального обеспечения на уровне международного стандарта является в них нормой жизни людей. Причем, в ряде из них он существенно повышен. Полагаем, что по мере увеличения количества государств, предоставляющих своим гражданам социальное обеспечение на уровне, выше современного стандарта, международному законодателю следует его пересматривать.

«Всеобщая декларация прав человека», принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году, провозгласила наряду с политическими и личными правами — право каждого человека на «такой жизненный уровень», включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и семьи.

К числу основных Генеральная Ассамблея отнесла право на социальное обеспечение. Принятие декларации означало, что большинство стран мира брали на себя обязательство предоставить эти права своим гражданам или подтвердить их представление.

Положения Декларации нашли продолжение в некоторых других международных документах, например, в «Европейской социальной хартии», принятой Советом Европы в 1961 году. В Хартии перечислялись 19 социальных прав, в том числе на защиту здоровья, социальную помощь, социальное страхование, правовую, экономическую защиту и др.

Социальные права занимают определенное место в конституциях некоторых экономически развитых стран, в частности Франции, Италии, Японии, Германии и ряда других.

Так в конституции Японии, принятой в 1947 году записано право граждан на поддержание минимального уровня жизни. «Во всех сферах жизни, государство должно прилагать усилия для подъема и дальнейшего развития общественного благосостояния, социального обеспечения, а также народного здравия». А в действующая Конституции Франции 1958 г., в отличие от конституций других европейских стран, не содержит глав, закрепляющих права человека. Однако в ней содержится отсылка к Преамбуле Конституции 1946 г. и, что особенно интересно, напрямую к Декларации прав человека и гражданина 1789 г. Именно поэтому во Франции считается аксиоматичным, что ухудшение положения даже отдельной категории граждан может восприниматься как первый шаг в посягательстве на права всех и вызывать общий социальный протест. Более того, наблюдается стремление к стопроцентному охвату населения системой социального обеспечения, а надежная социальная защита рассматривается как надежная гарантия демократии.

В конституциях ряда стран право на социальное обеспечение упоминается, но при этом предполагается, что провозглашение политических и личных свобод, уже в том общем виде в каком они содержатся во Всебщей декларации прав человека, служит достаточным основанием для обеспечения прав в социальной и социально-экономических сферах.

Важно, что при естественном различии европейских благополучных государств их объединяет нечто общее — осознание властью и обществом того, что социальная справедливость и социальное выравнивание могут пойти на пользу экономическому развитию, что они не являются чисто затратным фактором. И наоборот, экономическое развитие должно идти на пользу социальному выравниванию.

Как отмечает Е. Е. Мачульская, «в Великобритании накоплен уникальный опыт правового регулирования проблем социального обеспечения. Принципы социального страхования, сформулированные У. Бевериджем, нашли своё отражение в законодательстве многих стран мира и сегодня продолжают влиять на тенденции его развития». Великобритания — первая капиталистическая страна, которая в 80-х годах XVIII века ввела законодательное регулирование организации труда с помощью фабричного законодательства, а в 70-е годы XIX века приняла нормативные акты по обязательному страхованию отдельных категорий рабочих в случае утраты трудоспособности на производстве. Предложенная концепция базировалась на принципах единообразия, универсальности и всеобщности.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой