Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Правовой статус адвоката

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В соответствии со ст. 29 ФЗ об «Адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокатская палата является негосударственной некоммерческой организацией, основанной на обязательном членстве адвокатов одного субъекта Российской Федерации и создается в целях обеспечения оказания квалифицированной юридической помощи, ее доступности для населения на всей территории данного субъекта… Читать ещё >

Правовой статус адвоката (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Правовой статус адвоката

Содержание Введение

1. История появления и развития адвокатуры в Российском государстве

2. Понятие правового статуса адвоката, порядок приобретения. Адвокатская тайна

3. Права, обязанности и ответственность как содержание статуса адвоката. Адвокатура в Свердловской области Заключение Список литературы

Введение

Данная работа посвящена обобщению и раскрытию правового статуса адвоката, то есть совокупности его прав, обязанностей и ответственности, а также порядок приобретения статуса адвоката.

Правовой статус адвоката регламентируется расширенным законодательством. Конституция РФ устанавливает основные гарантии адвокатуры, а также право каждого на получение квалифицированной юридической помощи. Поэтому в данной курсовой работе речь главным образом идёт об обобщении федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ», который и раскрывает основу деятельности адвокатуры в РФ.

В настоящее время в Российской Федерации существуют все предпосылки для дальнейшего реформирования института адвокатуры. Среди них:

— несоответствие российского законодательства международным стандартам в области оказания квалифицированной юридической помощи и организации деятельности адвокатуры;

— отсутствие механизма реализации принципа равенства сторон в суде;

— несовершенство механизма оказания юридической помощи;

— отсутствие правового регулирования деятельности адвокатов на территории других государств;

— отсутствие непрерывной и целостной системы подготовки и переподготовки профессиональных кадров адвокатуры;

— наличие определенной зависимости адвокатских образований от деятельности органов государственной власти субъектов РФ;

— недостаток самостоятельного, корпоративного регулирования адвокатских образований;

— отсутствие реальной независимости адвокатов.

Целью курсовой работы является изучить и обобщить правовой статус адвоката.

Задачами курсовой работы является:

1)Рассмотреть историю появления и развития адвокатуры в Российском государстве

2) Дать понятие правового статуса адвоката и порядок приобретения его, а также понятие адвокатской тайны.

3)Охарактеризовать права, обязанность и ответственность адвоката, а также охарактеризовать адвокатуру в Свердловской области.

1 Смоленский М. Б. В современной науке большинство ученых, занимающихся исследованиями в области адвокатуры и адвокатской деятельности, сходится во мнении, что адвокатской деятельностью является юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе физическим и юридическим лицам путем правового консультирования, организации защиты или представительства интересов в конституционном, гражданском, арбитражном, административном и уголовном судопроизводстве; предоставления иных видов юридической помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2 Смирнов В. Н. Адвокат обязан защищать подлинные, а не мнимые права лица, не любые, а только законные его интересы. Адвокат вправе и обязан самостоятельно определять законность или незаконность требований обратившегося к нему за юридической помощью лица. Допустимы все законные средства и способы защиты интересов клиента.

3 Невская М. А Традиционно было принято считать, что роль адвокатуры в нашей стране сводилась лишь к обеспечению подозреваемому, обвиняемому или подсудимому права на защиту в суде, оказанию консультационной помощи и представительству в гражданском судопроизводстве. Так оно длительное время и было, и об этой обширной сфере деятельности адвокатуры ниже будет сказано достаточно подробно. Однако деятельность адвокатуры России за последние десять с лишним лет с момента самопреобразования этого института в соответствии с веяниями нового времени (начало 1990;х гг.) значительно изменилась.

4 Степашина М. С. Цель деятельности адвоката — это не извлечение прибыли, а оказание юридической помощи физическому или юридическому лицу. Именно потому, что осуществление деятельности адвоката основано на некоммерческих началах, адвокаты также в своей деятельности руководствуются не только законом, но и профессиональной этикой. Так, I Всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003 г. утвержден Кодекс профессиональной этики адвоката.

Кроме того, адвокаты являются членами адвокатской палаты соответствующего субъекта Российской Федерации. Адвокатская палата субъекта Российской Федерации является некоммерческой организацией, и, соответственно, адвокаты в своей деятельности руководствуются также Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» .

Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод о том, что основной целью адвоката является защита прав и законных интересов обратившихся к нему лиц.

Глава 1

История появления и развития адвокатуры в Российском государстве Рассматривая русскую адвокатуру в историческом аспекте, необходимо отметить, что в различные периоды истории существовали разные официальные названия тех, кто выполнял функции адвокатов. Это «пособники» в Древней Руси, «судебные стряпчие» и «присяжные поверенные» до 1917 г., «правозаступники» в годы Гражданской войны", «ЧКЗ» (члены коллегии защитников) до 1939 г.

Древнейший памятник права восточных славян «Правда Русская», датируемый большинством ученых X — XII вв., умалчивает о возможности судебного представительства, и в то же время, говорит о неукоснительном соблюдении в то время принципа личной явки в суд. Однако это не исключает вероятность наличия института судебного представительства на Руси уже тогда, в форме обычая, не закрепленного в законодательстве.

Псковская Судная Грамота (1397 — 1467 гг.) содержит первое упоминание о нормативном закреплении роли судебного представительства. «Пособника» могли иметь женщины, дети, старики, глухие и монахи.

В Судебнике 1550 г. царя Алексея Михайловича недвусмысленно говорится о «стряпчих» и «поручниках» — представителях истцов и ответчиков.

Свод Законов Российской Империи закрепил право истцов и ответчиков производить тяжбу через своих представителей в суде.

В Законе Российской Империи от 14 мая 1832 г. впервые была упорядочена деятельность представителей. Они должны были регистрироваться в коммерческом суде в качестве судебных стряпчих. По закону судебные стряпчие находились в значительной зависимости от судей.

Интересно, что цари, от Петра Великого до Николая I, были настроены решительно против создания самостоятельного и независимого института адвокатуры, существовавшего в то время на западе.

До судебной реформы 1864 года представители не имели специального образования, равно как и собственной организации и названия. Они не были адвокатами-профессионалами.

К середине XIX века в России назрела историческая необходимость формирования профессионального адвокатского сообщества для реализации принципа состязательности судебного процесса.

Судебная реформа 1864 г. заложила основы самоуправляемой организации адвокатов, получивших широкие полномочия в качестве присяжных поверенных.

Цель деятельности присяжных поверенных была определена как

1) избрание и поручение лиц, участвующих в судебном разбирательстве

2) в некоторых случаях назначение советов присяжных поверенных и председателей суда.

Организации присяжных поверенных размещались при судебных палатах. С одной стороны, они пользовались самоуправлением, с другой стороны, имел место и контроль судов. Органами самоуправления были совет и общее собрание.

На годовом общем собрании, назначавшимся председателем совета, простым большинством голосов избирались члены совета, председатель и товарищ председателя совета, рассматривался отчет совета за год.

Функциями совета были:

1) принятия решений о приеме новых членов

2) об исключении из числа присяжных поверенных

3) рассмотрения жалоб на действия поверенных

4) назначение по очереди поверенных для представительства на бесплатной основе

5) назначение по очереди поверенных для ходатайства по делам лиц, обратившихся с такой просьбой

6) определение вознаграждения поверенного при отсутствии соглашения с клиентом

7) ведение дисциплинарной практики и др.

Для приобретения статуса присяжного поверенного предусматривались следующие условия: достижение двадцати пяти лет, наличие высшего юридического образования, стаж работы по юридической специальности не менее пяти лет. Существовал ряд других ограничений.

Статус присяжного поверенного предполагал:

1) право вести гражданские дела во всех судах

2) право удостоверять свое полномочие в общих судах словесным объяснением доверителя и поверенного

3) право получения вознаграждения за свою деятельность при отсутствии письменного соглашения с клиентом

4) право передачи бумаг по гражданским делам другому поверенному без посредничества со стороны суда

5) право защищать обвиняемых в государственных преступлениях в Верховном уголовном суде. Интересно, что вознаграждение поверенного напрямую зависело от качества защиты. Так, в случае «проигрыша» присяжным поверенным дела поверенный истца получал четвертую часть гонорара, а поверенный ответчика — третью часть.

Присяжный поверенный был обязан:

1) исполнять данное ему поручение совета в случае отсутствия уважительных причин для отказа

2) не участвовать в суде против своих близких родственников

3) не быть одновременно поверенным обеих спорящих сторон, не менять доверителей по одному и тому же делу

4) не оглашать тайну доверителя В 1874 г. в России был законодательно закреплен институт частных поверенных, деятельность которых кардинально отличалась от деятельности западных адвокатов.

В отличие от присяжных поверенных, частные могли выступать только в судах, выдавших им специальные разрешения. Кроме того, для них образование и стаж не являлись необходимыми условиями. Это была неорганизованная, формально незарегистрированная группа.

С 1890 г. стала развиваться коллективная форма работы адвокатов в виде юридических консультаций.

В целом, организация института русской адвокатуры в результате судебной реформы строилась на принципах:

1) совмещения правозаступничества с судебным представительством

2) относительной свободы профессии

3) относительной независимости от органов власти

4) корпоративности и сословности организации, сочетавшейся с элементами подчиненности судам

5) определения гонорара по соглашению с клиентом.

Несмотря на рост числа адвокатов в России, их не хватало, и значительное количество лиц, имевших право на защиту, оставалось без профессиональной помощи. Так, к 1910 г. в России один адвокат приходился на 17 900 человек, а в Англии — на 684 человека.

К известным адвокатам конца девятнадцатого начало двадцатого века можно отнести: Стасова Дмитрия Васильевича, Спасовича Владимира Даниловича, Урусова Александра Ивановича, Кони Анатолий Федоровича, Карабчевского Николая Платоновича В связи с тем, что в октябре 1917 г. политическая власть в России была захвачена партией большевиков, были фактически уничтожены институциональные основы существовавшей на тот период времени адвокатуры. Адвокатура была уничтожена, несмотря на то, что многие выдающиеся революционеры досконально знали все тонкости этой профессии, так как практиковали в качестве адвокатов при старом режиме. Это П. Красиков, Н. Крестинский, П. Стучка, Д. Курский и сам Ленин.

Декрет о суде № 1 от 24 ноября 1917 г. упразднил все судебные учреждения, а также присяжную и частную адвокатуру, создал советские суды, в которых в качестве защитников могли выступать любые обладающие гражданскими правами лица. Специальной организации для них создано не было. Адвокатская деятельность перестала быть профессией, и по уровню организационного статуса это отбросило ее к дореформенным (1864 г.) временам.

19 декабря 1917 г. было издано предписание о создании коллегий защитников и обвинителей для работы в революционных трибуналах, что явилось первой попыткой создания новой, советской адвокатуры.

7 марта 1918 г. был издан Декрет о суде № 2, предписывавший создание при местных Советах единой организованной коллегии защитников.

В августе-октябре 1918 г. были изданы положения о структуре и правилах деятельности коллегий в регионах.

30 ноября 1918 г. было принято Положение «О народном суде», отменившее существовавшие законы о судах и адвокатуре. Фактически, члены новых коллегий стали государственными служащими на окладе. Закон запрещал клиенту обращаться к адвокату за помощью лично. Адвоката назначали по просьбе клиента суд или руководство коллегии. Кроме того, представлять доверителя разрешалось только если руководство коллегии признавало защиту по иску необходимой. Были установлены пределы численности членов коллегий.

Количество адвокатов стремительно сокращалось. Эффективность защиты обвиняемых по уголовным делам неуклонно снижалась. Приговоры часто приводились в исполнение вообще без суда и, тем более, участия адвоката. В конце концов, полная процессуальная форма с участием сторон стала соблюдаться лишь в исключительных случаях.

11 мая 1920 г. было издано постановление, согласно которому все лица с высшим юридическим образованием должны были в трехдневный срок зарегистрироваться в подотделах учета и распределения рабочей силы по месту жительства. Деятельность адвокатов перешла в форму трудовой повинности.

Летом 1920 г. коллегии защитников были распущены.

В марте 1921 г. в связи с провозглашением новой экономической политики потребность в качественной юридической помощи резко возросла. В результате распространилась подпольная адвокатская практика.

Летом 1922 г. было принято Положение о коллегии защитников, которое возродило институт защитника в суде.

Создавались коллегии при губернских судах. Как и до революции, у них имелись органы самоуправления (президиум и общее собрание). Надзор за деятельностью коллегий осуществлялся судами, исполкомами, прокуратурой.

Большинство членов новых коллегий получили образование еще при царском режиме и были так называемыми буржуазными специалистами.

В отношении адвокатуры государством проводилась дискриминационная политика (лишение адвокатов права на социальную защиту, высокие налоги и др.).

С 1931 г. право стало пониматься как средство «охраны и защиты созданных общественно-политических тоталитарных институтов». Новый статус приобрел адвокат: в суде ему отводилась роль статиста. Он был обязан во всем соглашаться с обвинителем, публично признавать вину клиента, мог только приводить доводы, смягчающие эту вину.

В августе 1939 г. было принято Положение об адвокатуре в СССР, явившееся моделью для всех последующих законов об адвокатуре.

Адвокатам было запрещено совмещать адвокатскую практику с работой в госучреждениях.

Надзор за деятельностью адвокатуры теперь осуществлялся Народным комиссариатом юстиции СССР, республиканскими Наркоматами юстиции и региональными управлениями Наркомюста.

В 1950;х годах позиция законодателя по отношению к дискриминирующим адвокатуру законам стала меняться. Стал проявляться более либеральный подход государства, что явилось следствием общего изменения политической ситуации в стране.

В 1960;х годах Положение об адвокатуре СССР было заменено законами республик. В частности, в РСФСР такой закон был принят 25 июля 1969 г. Согласно принятой в 1977 г. Конституции СССР, адвокатура наконец приобрела статус публичного института. 30 ноября 1979 г. был принят Закон об адвокатуре в СССР, в 1980 г. — Положение об адвокатуре в РСФСР, действовавшее вплоть до 2002 г.

Адвокатура стала пониматься как добровольное объединение лиц, занимающихся адвокатской деятельностью.

Задачи адвокатуры были определены следующим образом: участие в осуществлении правосудия, выполнение поручений граждан и организаций на ведение судебных и административных дел, оказание бесплатной юридической помощи, консультационная работа.

Для приобретения статуса адвоката требовалось высшее юридическое образование, стаж работы по юридической специальности не менее двух лет.

Коллегия адвокатов, образованная по административно-территориальному принципу, по Положению 1980 г. являлась единственной формой их профессиональных объединений.

Органами самоуправления коллегий были общее собрание или конференция (высший орган), президиум (исполнительный) и ревизионная комиссия (контрольно-ревизионный).

Все вопросы на общем собрании решались большинством голосов. В компетенцию этого органа входило:

1)избрание президиума и ревизионной комиссии

2) досрочный отзыв членов президиума и ревизионной комиссии

3) установление численного состава, штата, бюджета коллегии

4) заслушивание и утверждение отчета о деятельности президиума и ревизионной комиссии

5) утверждение правил внутреннего трудового распорядка коллегии; 5) рассмотрение жалоб на постановления президиума

6) рассмотрение других вопросов о деятельности коллегии Полномочия президиума коллегии определялись следующим образом:

1) созыв общих собраний (конференций)

2) организация и руководство над деятельностью юридических консультаций; 3) принятие в члены коллегии и в состав стажеров, а также отчисление и исключение из них

4) организация стажировок, распределение адвокатов по юридическим консультациям

5) утверждение штата и сметы юридических консультаций; проведение мероприятий по повышению квалификации членов коллегии

6) контроль над качеством работы адвокатов

7) контроль над соблюдением правил внутреннего трудового распорядка коллегии

8) контроль над соблюдением установленного порядка рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан, а также за порядком оплаты юридической помощи

9) принятие решений об оказании бесплатной юридической помощи

10) распоряжение средствами коллегии

11) представительство коллегии в государственных и общественных организациях

12) ведение статистической и финансовой отчетности.

Ревизионная комиссия проводила ревизии финансово-хозяйственной деятельности президиума коллегии адвокатов и юридических консультаций.

Существовала также квалификационная комиссия.

В городах и других населенных пунктах создавались юридические консультации. Юридическая консультация была структурным подразделением коллегии адвокатов и не являлась юридическим лицом.

Адвокатура получила определенную автономию и перестала быть придатком государственного аппарата. Концептуально организационный статус коллегий, характер их взаимоотношений с государством, порядок оказания юридической помощи не изменялся до 2002 г.

К началу 1990;х годов законодательство об адвокатуре безнадежно устарело. С 1992 по 2002 гг. шла работа по разработке нового законодательства. 31 мая 2002 г. был принят действующий и ныне Федеральный закон 3 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

Таким образом, адвокатура в нашей стране прошла долгий путь становления и развития, от зарождения в виде стряпничества до сформировавшегося неотъемлемого института гражданского общества демократического государства.

Глава 2

Понятие правового статуса адвоката, порядок приобретения. Адвокатская тайна В современной российской науке понятие правового статуса оформилось сравнительно недавно. До 60-х годов под ним понималась правоспособность. Лишь в 70−80-е года категория правового статуса получила широкую разработку. В настоящее время можно говорить о том, что это одно из ключевых понятий правоведения.

Правовой статус — юридически закрепленное положение личности в обществе. Иными словами, это правовое положение лица, характеризующееся наличием у него установленных и гарантированных действующим законодательством прав и обязанностей, необходимых и достаточных для осуществления этим лицом адвокатской деятельности.

Понятием «статус адвоката» объединяется достаточно сложное сочетание его прав и обязанностей, содержащихся в законе об адвокатуре, в отраслях процессуального законодательства, в корпоративных актах адвокатского сообщества. Более того, общегражданское представительство, которое может реализоваться адвокатом, регулируется статьями Гражданского кодекса РФ и другими отраслями материального права, а его взаимоотношения с доверителями, коллегами и участниками судопроизводства, выходящие за пределы правового контроля, регулируются нормами Кодекса профессиональной этики. Таким образом, содержательное определение статуса адвоката должно включать представление о правах и обязанностях адвоката (консультанта, поверенного, защитника и члена адвокатского сообщества), вытекающих из Закона об адвокатуре, отраслей процессуального и материального права, а также корпоративных норм адвокатуры.

Вопросы статуса адвоката могут и должны стать предметом специального научного анализа. Его практическое значение в выработке условий, определяющих квалификационный уровень адвоката, программ профессиональной подготовки претендентов на статус адвоката и системы повышения квалификации как адвокатов, так и функционеров органов корпоративного руководства.

Порядок получения статуса адвоката складывается из нескольких этапов, самые важные из которых, это соответствие требованиям, предъявляемым Федеральным законом № 63 ФЗ от 31.05.2002 года «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» и сдача квалификационного экзамена.

В соответствии со ст. 9 этого ФЗ статус адвоката в Российской Федерации вправе приобрести лицо, которое имеет высшее юридическое образование, полученное в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования, либо ученую степень по юридической специальности. Лицо, желающее приобрести статус адвоката также должно иметь стаж работы по юридической специальности не менее двух лет либо пройти стажировку в адвокатском образовании в сроки, установленные ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»

В соответствии с п. 2 ст. 9 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» не вправе претендовать на приобретение статуса адвоката и осуществление адвокатской деятельности лица:

1) признанные недееспособными или ограниченно дееспособными в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

2) имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления.

Решение о присвоении статуса адвоката принимает квалификационная комиссия адвокатской палаты субъекта Российской Федерации после сдачи лицом, претендующим на приобретение статуса адвоката квалификационного экзамена.

В стаж работы по юридической специальности, необходимой для приобретения статуса адвоката, включается работа:

1) в качестве судьи;

2) на требующих высшего юридического образования государственных должностях в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органах;

3) на требовавших высшего юридического образования должностях в существовавших до принятия действующей Конституции Российской Федерации государственных органах СССР, РСФСР и Российской Федерации, находившихся на территории Российской Федерации;

4) на требующих высшего юридического образования муниципальных должностях;

5) на требующих высшего юридического образования должностях в органах Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации;

6) на требующих высшего юридического образования должностях в юридических службах организаций;

7) на требующих высшего юридического образования должностях в научно-исследовательских учреждениях;

8) в качестве преподавателя юридических дисциплин в учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;

9) в качестве адвоката;

10) в качестве помощника адвоката;

11) в качестве нотариуса.

Адвокат в соответствии с п5 ст9 фз «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» вправе осуществлять адвокатскую деятельность на всей территории Российской Федерации без какого-либо дополнительного разрешения.

Иностранные граждане и лица без гражданства, получившие статус адвоката в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, допускаются к осуществлению адвокатской деятельности на всей территории Российской Федерации в случае, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Как уже отмечалось ранее, для получения статуса адвоката, необходимо сдать квалификационный экзамен.

Лицо, отвечающее требованиям пунктов 1 и 2 статьи 9 федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», вправе обратиться в квалификационную комиссию адвокатской палаты субъекта Российской Федерации с заявлением о присвоении ему статуса адвоката.

Претендент помимо заявления представляет в квалификационную комиссию копию документа, удостоверяющего его личность, анкету, содержащую биографические сведения, копию трудовой книжки или иной документ, подтверждающий стаж работы по юридической специальности, копию документа, подтверждающего высшее юридическое образование либо наличие ученой степени по юридической специальности, а также другие документы в случаях, предусмотренных законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре.

Предоставление недостоверных сведений может служить основанием для отказа в допуске претендента к квалификационному экзамену.

Квалификационная комиссия при необходимости организует в течение двух месяцев проверку достоверности документов и сведений, представленных претендентом. При этом квалификационная комиссия вправе обратиться в соответствующие органы с запросом о проверке либо подтверждении достоверности указанных документов и сведений. Данные органы обязаны сообщить квалификационной комиссии о результатах проверки документов и сведений либо подтвердить их достоверность не позднее чем через месяц со дня получения запроса квалификационной комиссии.

После завершения проверки квалификационная комиссия принимает решение о допуске претендента к квалификационному экзамену.

Решение об отказе в допуске претендента к квалификационному экзамену может быть принято только по основаниям, указанным в ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». Решение об отказе в допуске к квалификационному экзамену может быть обжаловано в суд.

Совет федеральной палаты адвокатов разрабатывает и утверждает положение о порядке сдачи квалификационного экзамена и оценки знаний претендентов, а также перечень вопросов, предлагаемых претендентам.

Квалификационный экзамен в соответствии с п2 ст. 11 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» состоит из письменных ответов на вопросы (тестирование) и устного собеседования.

Претендент, не сдавший квалификационного экзамена, допускается к повторной процедуре сдачи квалификационного экзамена не ранее чем через год.

Квалификационная комиссия в соответствии со ст. 12 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» в трехмесячный срок со дня подачи претендентом заявления о присвоении ему статуса адвоката принимает решение о присвоении либо об отказе в присвоении претенденту статуса адвоката.

Решение квалификационной комиссии о присвоении претенденту статуса адвоката вступает в силу со дня принятия претендентом присяги адвоката.

Квалификационная комиссия не вправе отказать претенденту, успешно сдавшему квалификационный экзамен, в присвоении статуса адвоката, за исключением случаев, когда после сдачи квалификационного экзамена обнаруживаются обстоятельства, препятствовавшие допуску к квалификационному экзамену. В таких случаях решение об отказе в присвоении статуса адвоката может быть обжаловано в суд. Статус адвоката присваивается претенденту на неопределенный срок и не ограничивается определенным возрастом адвоката.

В соответствии со ст. 13 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» в порядке, установленном адвокатской палатой, претендент, успешно сдавший квалификационный экзамен, приносит присягу.

Со дня принятия присяги претендент получает статус адвоката и становится членом адвокатской палаты.

О присвоении претенденту статуса адвоката в соответствии с п. 1 ст. 15 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» квалификационная комиссия в семидневный срок со дня принятия соответствующего решения уведомляет территориальный орган юстиции, который в месячный срок со дня получения уведомления вносит сведения об адвокате в региональный реестр и выдает адвокату соответствующее удостоверение.

В п. 1 ст.8 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» установлено, что адвокатской тайной являются любые сведения, которые адвокат получил в процессе оказания юридической помощи клиенту или организации.

Адвокат не может быть вызван и допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с обращением к нему за юридической помощью или в связи с ее оказанием.

Проведение оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий в отношении адвоката (в том числе в жилых и служебных помещениях, используемых им для осуществления адвокатской деятельности) допускается только на основании судебного решения.

Полученные в ходе оперативно-розыскных мероприятий или следственных действий (в том числе после приостановления или прекращения статуса адвоката) сведения, предметы и документы могут быть использованы в качестве доказательств обвинения только в тех случаях, когда они не входят в производство адвоката по делам его доверителей. Указанные ограничения не распространяются на орудия преступления, а также на предметы, которые запрещены к обращению или оборот которых ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Кодекс профессиональной этики адвоката устанавливает обязательные для каждого адвоката правила поведения при осуществлении адвокатской деятельности, основанные на нравственных критериях и традициях адвокатуры, а также на международных стандартах и правилах адвокатской профессии.

Глава 3 Права, обязанности и ответственность как содержание статуса адвоката. Адвокатура в Свердловской области Права и обязанности адвоката регулируются главой второй ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре» в Российской Федерации"

Статья 6 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре» устанавливает полномочия адвоката.

Полномочия адвоката, участвующего в качестве представителя доверителя в конституционном, гражданском и административном судопроизводстве, а также в качестве представителя или защитника доверителя в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях, регламентируются соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.

В частности ст. 54 ГПК РФ устанавливает полномочия представителя в гражданском процессе.

Так в соотсвествии с этой статьей представитель вправе совершать от имени представляемого все процессуальные действия. Однако право представителя на подписание искового заявления, предъявление его в суд, передачу спора на рассмотрение третейского суда, предъявление встречного иска, полный или частичный отказ от исковых требований, уменьшение их размера, признание иска, изменение предмета или основания иска, заключение мирового соглашения, передачу полномочий другому лицу (передоверие), обжалование судебного постановления, предъявление исполнительного документа к взысканию, получение присужденного имущества или денег должно быть специально оговорено в доверенности, выданной представляемым лицом.

Также статья 16 УПК РФ обеспечивает подозреваемому и обвиняемому право на защиту, которое они могут осуществлять лично либо с помощью защитника и (или) законного представителя.

Защитник в уголовном процессе это лицо, осуществляющее в установленном УПК РФ порядке защиту прав и интересов подозреваемых и обвиняемых и оказывающее им юридическую помощь при производстве по уголовному делу.

Также в соответствии со ст. 25.5 КОАП устанавливает возможность оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, участие защитника, а также представлять интересы потерпевшего через представителя.

В соответствии с п. 2 ст.6 ФЗ «об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» в случаях, предусмотренных федеральным законом, адвокат должен иметь ордер на исполнение поручения, выдаваемый соответствующим адвокатским образованием. Форма ордера утверждается федеральным органом юстиции. В иных случаях адвокат представляет доверителя на основании доверенности. Никто не вправе требовать от адвоката и его доверителя предъявления соглашения об оказании юридической помощи для вступления адвоката в дело.

В соответствии с п. 3 ст. 6 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре» адвокат вправе:

1 собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также общественных объединений и иных организаций. Указанные органы и организации в порядке, установленном законодательством, обязаны выдать адвокату запрошенные им документы или их заверенные копии не позднее чем в месячный срок со дня получения запроса адвоката;

2 опрашивать с их согласия лиц, предположительно владеющих информацией, относящейся к делу, по которому адвокат оказывает юридическую помощь;

3 собирать и представлять предметы и документы, которые могут быть признаны вещественными и иными доказательствами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

4 привлекать на договорной основе специалистов для разъяснения вопросов, связанных с оказанием юридической помощи;

5 беспрепятственно встречаться со своим доверителем наедине, в условиях, обеспечивающих конфиденциальность (в том числе в период его содержания под стражей), без ограничения числа свиданий и их продолжительности;

6 фиксировать (в том числе с помощью технических средств) информацию, содержащуюся в материалах дела, по которому адвокат оказывает юридическую помощь, соблюдая при этом государственную и иную охраняемую законом тайну;

7 совершать иные действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

В соответствии с п. 4 ст. 6 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокат не вправе:

1 принимать от лица, обратившегося к нему за оказанием юридической помощи, поручение в случае, если оно имеет заведомо незаконный характер;

2 принимать от лица, обратившегося к нему за оказанием юридической помощи, поручение в случаях, если он:

имеет самостоятельный интерес по предмету соглашения с доверителем, отличный от интереса данного лица;

участвовал в деле в качестве судьи, третейского судьи или арбитра, посредника, прокурора, следователя, дознавателя, эксперта, специалиста, переводчика, является по данному делу потерпевшим или свидетелем, а также если он являлся должностным лицом, в компетенции которого находилось принятие решения в интересах данного лица;

состоит в родственных или семейных отношениях с должностным лицом, которое принимало или принимает участие в расследовании или рассмотрении дела данного лица; оказывает юридическую помощь доверителю, интересы которого противоречат интересам данного лица;

3 занимать по делу позицию вопреки воле доверителя, за исключением случаев, когда адвокат убежден в наличии самооговора доверителя;

4 делать публичные заявления о доказанности вины доверителя, если тот ее отрицает;

5 разглашать сведения, сообщенные ему доверителем в связи с оказанием последнему юридической помощи, без согласия доверителя;

6 отказаться от принятой на себя защиты.

7Негласное сотрудничество адвоката с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, запрещается.

Статья 7 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре» устанавливает обязанности адвоката.

В соответствии с этой статьей адвокат обязан:

1 честно, разумно и добросовестно отстаивать права и законные интересы доверителя всеми не запрещенными законодательством Российской Федерации средствами;

2 исполнять требования закона об обязательном участии адвоката в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, а также оказывать юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в случаях, предусмотренных ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре»;

3 постоянно совершенствовать свои знания и повышать свою квалификацию;

4 соблюдать кодекс профессиональной этики адвоката и исполнять решения органов адвокатской палаты субъекта Российской Федерации, Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации, принятые в пределах их компетенции;

5 ежемесячно отчислять за счет получаемого вознаграждения средства на общие нужды адвокатской палаты в порядке и в размерах, которые определяются собранием (конференцией) адвокатов адвокатской палаты соответствующего субъекта Российской Федерации (далее — собрание (конференция) адвокатов), а также отчислять средства на содержание соответствующего адвокатского кабинета, соответствующей коллегии адвокатов или соответствующего адвокатского бюро в порядке и в размерах, которые установлены адвокатским образованием;

6 осуществлять страхование риска своей профессиональной имущественной ответственности.

За неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих профессиональных обязанностей адвокат несет ответственность, предусмотренную ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре», а также другими нпа.

Ответственность может быть как дисциплинарная, так и уголовная Адвокатура в Свердловской области Адвокатура в Свердловской области представлена адвокатской палатой свердловской области, а также коллегиями адвокатов.

В соответствии со ст. 29 ФЗ об «Адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокатская палата является негосударственной некоммерческой организацией, основанной на обязательном членстве адвокатов одного субъекта Российской Федерации и создается в целях обеспечения оказания квалифицированной юридической помощи, ее доступности для населения на всей территории данного субъекта Российской Федерации, организации юридической помощи, оказываемой гражданам Российской Федерации бесплатно, представительства и защиты интересов адвокатов в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях, контроля за профессиональной подготовкой лиц, допускаемых к осуществлению адвокатской деятельности, и соблюдением адвокатами кодекса профессиональной этики адвоката.

Коллегия адвокатов в соответствии со ст. 22 фз ФЗ об «Адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» является некоммерческой организацией, основанной на членстве и действующей на основании устава, утверждаемого ее учредителями и заключаемого ими учредительного договора.

В соответствии с этой статьей два и более адвоката вправе учредить коллегию адвокатов.

Наиболее известными коллегиями адвокатов в Свердловской области являются:

Уральская коллегия адвокатов Свердловской области, Свердловская областная коллегия адвокатов и Екатеринбургская коллегия адвокатов

Заключение

витрата управління фінансовий планування В ходе выполнения курсовой работы раскрыл основную суть правового статуса адвоката, а также порядок приобретения статуса адвоката, его права и обязанности.

Развитие адвокатуры в Российском государстве происходило неоднозначно, начиная с пособников и заканчивая таким понятием как адвокат.

Современная же адвокатская школа складывается из различных правовых актов, в особенности регулируется федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»

Этот закон закрепил сам порядок приобретения статуса адвоката, совокупность прав и обязанностей адвоката. В каждом субъекте Российской Федерации действует палата субъекта Российской Федерации.

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) / в редакции Законов РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. — 2009. — N 4. — Ст. 445

2. Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации: Федеральный закон от 31 мая 2002 N 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2002. N 23. — Ст.2102

3. Уголовно процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 18 декабря 2001 N 174-ФЗ // Собрание законодательства РФ. -2001. N 52. Ст.4921

4. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 14 ноября 2002 N 138-ФЗ // Собрание законодательства РФ. -2002. N46.-СТ.4532

5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 31 июля 1998 N 146-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 1998. N 31. Ст. 3824

6. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон от 05 августа 2000 N 117-ФЗ // Собрание законодательства РФ. -2000. N 32, Ст. 3340

7. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: Федеральный закон от 08 августа 2001 N 129-ФЗ // Собрание законодательства РФ. -2001. N 33.-Ст. 3431

8. О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12 января 1996 N 7-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 1996. N 3.-Ст.145

9. Кодекс профессиональной этики адвоката

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой